Примечания

[1] Подробнее об этой картине см.: Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. С. 79 и далее.

[2] Цит. по: Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. С. 506.

[3] Понятие, введенное В.Бычковым и закрепленное в данном графическом облике для усиления визуальной семантики термина; развернутые тексты с обоснованием см.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111 - 186; 213 - 216.

[4] Фуко М. Слова и вещи. М., 1994. С. 438.

[5] См., в частности: Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. М., 1979.

[6] См. подробнее: Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. С. 622-625; 634.

[7] См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С.431.

[8] Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 708.

[9] Подробнее см.: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997. С. 302 и далее.

[10] Adorno Th.W. Ästhetische Theorie. Frankfurt/Main, 1977. S. 74ff.

[11] См.: Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970; его же. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

[12] Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

[13] Барт P. camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

[14] Делёз Ж. Логика смысла. Фуко M. Theatrum pnilosophicum. M., Екатеринбург, 1998. С. 14.

[15] Эстетический характер философского текста Делёза («Логика смысла») подтверждает, например, М.Фуко: «Делёз действительно здорово скомбинировал эти очень тонкие нити и поиграл, на свой манер, с этой сетью дискурсов, аргументов, реплик и парадоксов, — с теми элементами, которые столетиями циркулировали в средиземноморских культурах». (Там же. С. 448.)

[16] См., например, работу одного из основоположников концептуализма Й.Кошута: Koshut J. Art after Philosophy // Theories and Documents of Contemporary Art. Ed. R.Stiles, P.Selz. Berkeley, Los Angeles, London, 1996. P.841-847.

[17] См., в частности, в фундаментальном исследовании: Степин B.C. Теоретическое знание (с соответствующей библиографией).

[18] См. подробнее: там же. С. 21-29.

[19] См.: там же. С. 32-34.

[20] Там же. С. 672.

[21] Здесь следует отметить, что современная наука и общественность начали, кажется, достаточно остро ощущать эту ситуацию, и уже разрабатываются различные теоретические модели (вплоть до утопических предложений установить мораторий лет на 50 на любые научные исследования и технологические разработки в мировом масштабе) обуздания или гуманизации техногенной цивилизации (постнеклассический этап в естественных науках, в частности), придания ей антропной ориентации, однако НТП находится в стадии автономного саморазвития, и вряд ли в человеческих силах остановить его или радикально изменить направление.

[22] Современной мифологии, смысл которой в свое время был достаточно точно схвачен Р.Бартом: «Современный миф дискретен: он высказывается не в больших повествовательных формах, а только в виде дискурсов; это не более чем фразеология, набор фраз, стереотипов; миф как таковой исчезает, однако остается нечто более коварное — мифическое» (Barthes R. Le bruissement de la langue. Paris, 1984. P. 79)

[23] Подробнее см.: Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. № 1, 1999. С. 99 и далее.

[24] См.: Die nicht mehr schöne Künste. München, 1968.

[25] Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999. C. 38.

[26] Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С. 166.

[27] Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменвтики. М., 1988. С. 185-188.

[28] Бодрийар Ж. Заговор искусства // ХЖ: Художественный журнал. № 21 .С. 7-8.

[29] Подробнее о нем см. ниже.

[30] Текст на странице, посвященной Бойсу, из пока не сброшюрованного каталога Музея, продающегося постранично и размещенного в соответствующих залах Музея.

[31] См. подробнее: Berleant A. The Aesthetics of Environment. Philadelphia, 1992.

[32] См.: documenta X. Short guide / Kurzführer. [Kassel, 1997].

[33] Подробнее см.: Бычков В . 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. СПб-M., 1999. С. 449-482.

[34] См.: Berleant A. The Aesthetics of Environment. Philadelphia, 1992.

[35] Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 147-157.

[36] Там же. С. 159.

[37] Там же. С. 174.

[38] Там же. С. 175-180.

[39] Делёз Ж. По каким критериям узнают структурализм? // Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб, 1999. С. 133-174. По этой статье далее и идет изложение.

[40] Nono L. Die Entwicklung der Reihentechnik // Darmstädter Beiträge. Hft 1. 1958; Heinemann R. Untersuchungen zur Rezeption der seriellen Musik. Regensburg, 1966.

[41] Ratcliff C. Andy Warhol. N. Y., 1983.

[42] Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999. С. 17.

[43] Барт P. camera lucida. С. 78.

[44] Sedlmayr H. Verlust der Mitte. Frankfurt/Main. 1966.

[45] Подробнее см.: Stockhausen K. Towards a cosmic music. Longmead, Shaftesbury, Dorset. 1989.

[46] Xenakis J. Formalized Music. Thought and mathematics in composition. Bloomington, London, 1971. P. IX.

[47] См.: Делёз Ж . Логика смысла. Фуко M. Theatrum phüosophicum. M., Екатеринбург, 1998.

[48] К осознанию необходимости принципиальной смены дискурса э современном искусствознании приходит, например, известный искусствовед Г.Белтинг (Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte. Eine Revisin nach zehn Jahren. München, 1995); его на практике реализует многочисленная современная художественная «продвинутая» критика; один из возможных вариантов в отечественной науке предложил и реализовал В.В.Бычков в специфических текстах — ПОСТ-адекеациях (см.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111-186; его же. Казимир Малевич // Русское подвижничество. M., I996. С. 399-415; его же. Духовный космос Кандинского // Многогранный мир Кандинского. М., 1998. С. 185-206 и др. публикации).

[49] Цит. по: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. M., 1996. С. 187.

[50] См.: Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. С. 139.

[51] Подробнее см.: Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977. С. 30 и далее; 41 и далее.

[52] Барроуз У. Мягкая машина. Трилогия. СПб., 1999 (Фамилия этого известного на Западе писателя у нас пока употребляется в двух транскрипциях)


В. Бычков, Л. Бычкова

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV