Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 6)


"БАЛЛЕ РЮС ДЕ МОНТЕ-КАРЛО" (Русский балет Монте-Карло), 1) "Б. р. де М.-К." (Les Ballets Russes de Monte Carlo), труппа, созданная в 1932 франц. импресарио Р. Блюмом и полковником де Базилем (В. Г. Воскресенским) на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Рус. оперы Парижа. Начиная с 1933, Блюм вс„ меньше принимал участие в работе труппы. В 1935 произош„л его официальный разрыв с де Базилем. В 1936, когда Блюм создал собственную труппу "Балле де Монте-Карло" (Le Ballet de Monte Carlo), труппа "Б. р. де М.-К." принадлежала де Базилю и выступала под др., неоднократно менявшимися названиями (см. "Орижиналь балле рюс"). 2) "Б. р. де М.-К." (Le Ballet Russe de Monte Carlo), одна из крупнейших рус. балетных трупп за рубежом. Отколовшись в 1935 от труппы "Б. р. де М.-К." (Les Ballets Russes de Monte Carlo), она продолжала работать до 1939 во Франции, затем до 1962 в США (с 1936 под назв. "Балле де Монте-Карло", с 1938 под назв. "Б. р. де М.-К " - Le Ballet Russe de Monte Carlo).

В период, предшествующий 2-й мировой войне. Блюм, возглавлявший труппу, пригласил в качестве гл. балетмейстера М. М. Фокина, а зав. труппой - Н. Н. Зверева (с 1937 - Г. Ге). В труппе были артисты В. Н. Немчинова, А. Маркова, М. Руанова, Н. Красовская (Лесли), 3. Кирсова, А. И. Вильтзак, А. Н. Обухов, А. Эглевский, в 1937 также Н. Голь-нер, Н. Тараканова, М. Панаев. Фокин возобновил здесь свои старые балеты (входившие в репертуар Русского балета Дягилева, а также балеты "Эльфы" на муз. Ф. Мендельсона, "Игрушки" на муз. Н. А. Римского-Корсакова и "Арагонскую хоту" на муз. М. И. Глинки), пост. новые: "Испытание любви" предположительно В. А. Моцарта (1936), "Дон Жуан" на муз. К. В. Глюка (1937), "Стихии" на муз. И. С. Баха (1937). В 1938 Фокин переш„л в труппу де Базиля, а Л. Ф. Мясин - в труппу

Блюма. Изменилось и руководство: административным директором стал С. Денем (С. И. Докучаев), а Блюм остался в качестве содиректора и вскоре совсем отош„л от дел. Следующий период работы труппы (до 1945) связан с творчеством Мясина. Под его руководством "Б. р. де М.-К." работал до 1939 во Франции, а с началом 2-й мировой войны - в США, он формировал репертуар, подбирал артистов. Мясин не отказывался от традиционных спектаклей, он сохранил балеты репертуара труппы Дягилева и др. рус. трупп - балеты Фокина ("Сильфиды", "Шехеразада", "Половецкие пляски" и др.) и свои собственные ("Треуголка" М. де Фальи, "Волшебная лавочка" на муз. Дж. Россини, "Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса), сохранил также балеты рус. клас-сич. репертуара ("Жизель", "Лебединое озеро" в сокращ„нном варианте, "Коппелия", "Щелкунчик", поставленный в 1940). Были введены отд. балеты рус. балетмейстеров, созданные для амер. трупп (напр., в 1940 пост. Дж. Баланчина "Серенада" на муз. П. И. Чайковского и "Игра в карты" И. Ф. Стравинского). Однако гл. место занимали собств. работы Мясина. Он продолжил в "Б. р. де М.-К." свои эксперименты по постановке балетных симфоний, начатые в труппе де Базиля: пост. "Седьмую симфонию" на муз. Л. ван Бетховена (1938), "Красное и ч„рное" на муз. 1-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1939); созданные в содружестве с худ. С. Дали - "Вакханалию" на муз. Р. Вагнера (1939) и "Лабиринт" (на муз. 8-й неоконч. симфонии Ф. Шуберта, 1941), а также балеты "Nobilissima visione" П. Хиндемита (1938) и "Испанское каприччио" на муз.

Римского-Корсакова (1939), "Богатыри" на муз. А. П. Бородина (1938). Получила развитие и др. линия творчества Мясина - жанровая комедия: был создан один из самых знаменитых его балетов "Парижское веселье" на муз. Ж. Оффенбаха (1938) и комедии, использующие амер. тематику и музыку ("Нью-Йоркер" на муз. Дж. Гершвина, 1940; "Саратога" на муз. Я. Вейнбергера, 1941). Это было начало процесса постепенной американизации труппы. Ещ„ один балет на нац. сюжет пост. М. Платов (Платт) - "Город призраков" Р. Роджерса (1939). В труппе стали появляться амер. артисты (в 1940 одной из первых была Мари-Жан). Тем не менее основной состав был из рус. или ранее выступавших в рус. труппах танцовщиков: А. Д. Данилова, А. Маркова, Е. Делярова, Красов-ская, М. Славенска, Н. Теиладе, Т. Туманова, Л. Ростова, Н. Бере-зов, Р. Герар, Н. Орлов, Панаев, Ж. Скибин, Эглевский, И. Юске-вич. В 1945 Мясин уш„л из "Б. р. де М.-К."; не имея постоянного балетмейстера, труппа оказалась в сложном положении. Неск. балетов пост. Б. Ф. Нижинская ("Концерт Шопена" и "Снегурочка" на муз. балета "Времена года" А. К. Глазунова, 1942; "Этюд" на муз. Баха и "Древняя Русь" на муз. Чайковского, 1943). В 1943 И. А. Швецов пост. "Красный мак", к-рый был событием скорее поли-тич., чем худож. жизни. Наибольшее значение имел приход амер. балетм. А. де Милль, к-рая пост. здесь свой самый знаменитый балет "Родео" А. Копленда (1942). Появление этого спектакля в репертуаре "Б. р. де М.-К." окончательно определило дальнейшее направление развития труппы - е„ американизацию.

Период 1944-46 связан с творчеством Дж. Баланчина. В репертуар вошли его балеты: в 1944 - "Концертные танцы" на муз. Стравинского, "Мещанин во дворянстве" на муз. Р. Штрауса, "Балле эмпериаль", "Моцартиа-на" и "Па де де" - все на муз. Чайковского; в 1945 - "Кончерто барокко" на муз. Баха; в 1946 - "Ночная тень" ("Сомнамбула") на муз. оперы В. Беллини. Одновременно появлялись пост. амер. хореографов - Р. Пейдж (неск. балетов в период 1945-48, из к-рых наиболее известен "Франки и Джонни" Дж. Моросса, 1945), В. Беттис, Т. Болендера, А. Кобос. Нерусские танцовщики выдвигались на ведущие роли, притом не меняя фамилии на русские, как прежде. Наряду с англичанином Ф. Франклином, к-рый в 1938-52 выступал в качестве постоянного партн„ра прима-балерины труппы Даниловой, ведущее положение заняли Мария Толчиф, Р. Борис, М. Э. Мойлан, Н. Магальянес, Л. Даниэлян. Делались попытки не только сохранить, но и пополнить репертуар рус. балетов - Данилова пост. "Раймонду" (в 3 актах) (1946), дивертисмент из "Пахиты" (1949), но успеха эти спектакли не имели. Труппе вс„ труднее становилось конкурировать с амер. балетными коллективами, напр. с возникшим в 1940 "Балле тиэтр", а затем с труппой Баланчина (с 1946 назв. "Балле сосайети", с 1948 - "Нью-Йорк сити балле"). Сказывались отсутствие постоянного помещения, жизнь на кол„сах, невозможность нормально репетировать. В 1952-54 труппа "Б. р. де М.-К." фактически не существовала, вместо не„ работала Конц. группа (15 чел.), новые балеты не ставились. "Б. р. де М.-К." возродился в 1954, но уже без Даниловой, ведущей балериной стала полька Н. Новак. Пробовали ставить спектакли артисты труппы Борис, Новак, Даниэлян. Денем предпринимал отчаянные усилия, чтобы спасти коллектив, то приглашая на пост. Мясина ("Гарольд в Италии" на муз. Г. Берлиоза, 1951), то известных балерин - И. Шовире, Толчиф, Н. Вырубову, а также А. Алонсо и Юскевича, к-рые в 1955-60 регулярно выступали в труппе, в частности в "Жизели". В 1954 Денем в Нью-Йорке создал Школу рус. балета (Ballet Russe School) на базе школы В. В. Свободы. Но уровень труппы неуклонно снижался. В 1962 со смертью Денема труппа перестала существовать.

"Б. р. де М.-К." оказал большое влияние на развитие балета в США. Из рус. балетмейстеров теснее всего с труппой был связан Мясин, к-рый возглавлял е„ в 1938-42 и возвращался в 1954. Тем не менее "Б. р. де М.-К." никогда не был труппой одного балетмейстера, репертуар был очень разнообразен. Неизменно на протяжении всех лет труппа сохраняла и знакомила амер. артистов и зрителей с рус. классикой 19 в. (в частности, с балетами "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"), с балетами Фокина и Мясина из репертуара Русского балета Дягилева. Она предоставила возможность рус. балетмейстерам, жившим в США, ставить новые спектакли: прежде всего Мясину, но также Балан-чину и Нижинской. Не менее важно и то, что в "Б. р. де М.-К." уже в 1940 стали появляться первые балеты на амер. темы и с музыкой амер. композиторов, а вскоре (начиная с "Родео") также постановки амер. хореографов. Труппа, имея во главе такую балерину, как Данилова, воплощавшую лучшие традиции петерб. балета, являла образцы истинно рус. школы танца, на к-рых учились амер. артисты. Мн. рус. танцовщики, уходя со сцены, открывали школы почти во всех штатах США. Иск-во мн. амер. артистов сформировалось и в самой труппе. Из всех рус. трупп за границей "Б. р. де М.-К." имел самую длинную жизнь. Однако уже в 1950-х гг. было ясно, что конец близок. Этому коллективу, как и мн. др. рус. балетным труппам за рубежом, недоставало творч. руководителя, к-рый проводил бы худож. политику, способную обеспечить возможность дальнейшего развития. Постепенно "Б. р. де М.-К." оказался оттесн„нным либо коллективами, во главе к-рых стояли хореографы, последовательно и целеустремл„нно осуществлявшие свои замыслы (напр., коллективы, к-рыми руководил Баланчин), либо труппами, приглашавшими ставить балеты и танцевать наиболее известных мастеров из Европы и США ("Балле тиэтр"). Денему, возглавлявшему "Б. р. де М.-К.", удалось продлить существование труппы до нач. 1960-х гг., когда она, с одной стороны, полностью американизировалась, с другой - своего лица как амер. труппа не обрела.

Лит.; Beaumont С. W.. Supplement to Cormplete book of ballets L,; 11945 j;

Amberg G.. Ballet: the emergence of an American art. N. Y.. 1949; De Mille A., Dance to the piper, Boston, 1952; H u r o k S.. Hurok presents: a memoir of the dance world, N. Y.. 1953; M a s s i n e L., My life in ballet, N. Y.-P., 1968; Anderson J.. The One and Only. The Ballet Russe de Monte Carlo, N. Y., 1981; D a n i l o v a A., Choura, N. Y.. 1986;

Buckle R.. Taras J.. G, Balanchine. Ballet Master, N. Y., 1987. E. Я. Суриц.

БАЛТАЧЕЕВ Тахир Валеевич (р. 18.9.1924, Ленинград), артист, педагог. Засл. арт. Башк. АССР (1957), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1965). Брат Н. В. Балтаче-евой. В 1944 окончил ЛХУ (педагоги А. В. Лопухов, А. А. Писарев). С 1942 в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий:

Шайтан ("Шурале", 1950, балетм. Л. В. Якобсон), Этруск ("Спартак", 1956, балетм. тот же). Др. партии: Измаил ("Гаянэ"), Галл ("Спартак"), Молодой цыган ("Каменный цветок"). Ли Шанфу ("Красный мак"), Арап ("Медный всадник"). Исполнял характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Раймонда", "Отелло", "Бахчисарайский фонтан", танцы в операх. Остро чувствовавший пластику нац. танца, Б. обладал выразит. жестом, скульптурностью поз. С 1952 педагог характерного танца ЛХУ, с 1959 репетитор в Т-ре им. Кирова. Ставил конц. номера и танцы в драм. спектаклях. ,. "

И. В. Ступников.

БАЛТАЧЕЕВА Найма Валеевна

[23.2(8.3). 1915, Петроград - 18.1.1984, Ленинград], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР, засл. деят. иск-в Башк. АССР (1955), засл. деят. иск-в РСФСР (1967). Сестра Т. В. Бал-тачеева. По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1935-56 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Катерина ("Катерина", выпускной спектакль ЛХУ, 1935, балетм. Л. М. Лавровский), Сюимбике (Т-р им. Джалиля, 1945, балетм. Л. А. Жуков, Г. X. Тагиров). Исполняла сольные партии в балетах "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Лебединое озеро".

В 1946-73 педагог ЛХУ, в 1952-78 педагог-репетитор в Т-ре им. Кирова. Работала педагогом-репетитором в т-рах Финляндии, Болгарии, Венгрии, ГДР.

Лит.: Педагог-хореограф Н. В. Балтаче-ева, "ТЛ", 1967, ј 31: Прохорова В., Страницы календаря. [Н. В. Балтачеева]. "СБ", 1985, ј 4. И. В. Ступников.

БАНК Любовь Михайловна [19.6(2.7). 1903, Москва -

13.6.1984, там же), артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). Из артистич. семьи:дед - актер,театр.деятель П. М. Медведев, мать - певица. До 1919 училась в Моск. театр. уч-ще (педагог А. А. Горский), затем брала частные уроки у Н. Г. Легата. В 1920-47 в Большом т-ре. Эффектная внешность балерины, отточенная упругая техника танца, скульптурная, несколько холодноватая пластика, сдержанное благородство большого стиля ещ„ в школьные годы обратили на себя внимание К. Я. Голейзовско-го. Выступала в его коллективах: в студии Моск. театр. уч-ща (1918-19), затем (до 1924) в Моск. Камерном балете. Участница творч. экспериментов Голейзов-ского 20-х гг. Создала образы царицы Тайах ("Иосиф Прекрасный") и Лизетты ("Теолинда") - оба 1925. Др. партии: Китри, Никия, Раймонда, Аврора, Одетта - Одиллия; Саламбо ("Саламбо", балетм. И. А. Моисеев); Зарема, Тао Хоа; мисс Жаксон ("Барышня-крестьянка", 1946,балетм. Р. В. Захаров, первое исполнение). Исполняла также характерные танцы и партии: цыганский танец ("Чарда"); олэ и болеро (опера "Кармен"), Чага ("Половецкие пляски", все балетм.

Голейзовский), Персидка (опера "Хованщина"), Уличная танцовщица и болеро ("Дон Кихот").

Лит.: Ф а и e p Ю. Ф., О себе, о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М-, 1979; Зарубин В., Орхидеи Большого театра, "СБ",

1987. ј 5. Г. Д. Суслова.

БАРЫКИН Виктор Николаевич (р. 28.11.1954, Москва), артист. Засл. арт. РСФСР (1986). В 1973 окончил МХУ (педагог Л. Т. Жданов). В 1974-91 в Большом т-ре. Партии: Каренин ("Анна Каренина"), Архонт, Клеон, Икар ("Икар"), граф Вишенка ("Чипол-лино"), Коррехидор, Хозе ("Кармен-сюита"), Солист ("Эти чарующие звуки..."), Дон Хуан, Бенедикт ("Любовью за любовь"), Юноша ("Шопениана"), Треплев ("Чайка"), Макбет ("Макбет"), Северьян ("Каменный цветок"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Базиль, Альберт; Курбский ("Иван Грозный"), Ротбарт; П„тр Леонтьевич ("Анюта"). Танцовщик классич. и деми-характерного плана, одар„н и драм. выразительностью. Снимался в телефильме-концерте "Я хочу танцевать" (1985) и др. С 1991 в труппе "Лондон сити балле".

Соч.: Мог бы сделать больше..., "СБ", 1990. ј 6.

Лит. .-Марченко Г., Всегда быть тем, что ты есть, "ТЖ", 1981, ј 17; Гринев E., В. Барыкин, "МЖ", 1982, ј 7.

В. А. Майниеце.

БАРЫШНИКОВ Михаил Нико лаевич (р. 27.1.1948, Рига), артист. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1958-64 учился в Рижском хореогр. уч-ще (педагоги Н. С. Леонтьева, Ю. П. Капралис). В 1967 окончил ЛХУ (педагог А. И. Пушкин). Учеником предвыпуск-ного класса завоевал 1-ю пр. на Междунар. конкурсе артистов балета в Варне (1966). На выпускном концерте в па де де из "Дон Кихота" продемонстрировал данные классич. танцовщика, природную выразительность движений, сверкающую технику пируэтов и прыжков. В 1967-74 солист Т-ра им. Кирова. Дебютировал в па де де 1-го акта "Жизели". Исполнил па де труа в "Лебедином озере", Голубую птицу; па де де из "Пламени Парижа", "Корсара", "Коппелии". Б. - участник всех новых постановок т-ра. Первый исполнитель мн. партий: Юноша ("Горянка", 1968, балетм. О. М. Виноградов), Меркуцио ("Ромео и Юлия", 1969, балетм. И. А. Черныш„в), Гамлет ("Гамлет", 1970, балетм. К. М. Сергеев), Адам ("Сотворение мира", 1971, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Принц ("Зачарованный принц", 1972, балетм. Виноградов). Партии классич. репертуара:

Базиль (1969), Дезире (1970). Танец Б., самоценный в своей праздничности и универсальном мастерстве, придавал этим хрестоматийным образам блеск и пер-возданность. Выступление в миниатюре "Вестрис" (балетм. Л. В. Якобсон) принесло Б. славу острохарактерного акт„ра и 1-ю пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1969). Снимался в телебалете "Сказ о холопе Никишке" (1971), телеспектакле "Фиеста" (как драм. акт„р, 1972). Признанные шедевры ленингр. периода Б. - мужающий в любви и испытаниях Адам и трагич., теряющий гармонию души Альберт (1973). Интерес Б. к разнообразию выразит, средств показал его творч. вечер в 1974; в программе: "Дафнис и Хлоя" и "Блудный сын" (оба балетм. М. Мурдмаа), "Дивертисмент" (балетм. Г. Д.

Алексидзе). Последнее выступление Б. в Ленинграде 30 апр. 1974 в балете "Жизель". В том же году Б. остался за рубежом во время гастролей. Зарубежный период творчества Б. начался в труппе "Американ балле тиэтр" (1974- 78), где он исполнил партии классич. репертуара: Джеймс ("Сильфида"), Франц, Зигфрид, Колен, Петрушка; Юноша ("Видение розы"), Солист ("Тема с вариациями", балетм. Дж. Баланчин), Принц ("Щелкунчик" в собств. пост.) и др. Выступления в этой труппе для Б. были школой совр. хореографии с множеством е„ танц. течений. Др. партии: "Юноша и смерть", "Кармен" (обе балетм. Р. Пети), "Конькобежцы" (балетм. Ф. Аштон), "Медея" (балетм. Дж. Батлер), "Весна священная" (балетм. Г. Тетли), "Гамлет; подразумеваемое" (балетм. Дж. Ноймай-ер), "Игра теней" (балетм. А. Тю-дор), "Пробуждение" (балетм. Р. Вайс), "Ещ„ раз, Фрэнк", "Сина-тра-сюита", "От пробы к делу" (все балетм. Т. Тарп), "Дикий мальчик" (балетм. К. Макмил-лан), "Три девы и дьявол" (балетм. А. Де Милль).

В 1978-79 солист "Нью-Йорк сити балле". Партии в балетах: в пост. Дж. Баланчина - "Аполлон Мусагет", "Арлекинада", "Бал королевы", "Блудный сын", "Вариации Доницетти", "Орфей", "Рубины", "Сомнамбула", "Сон в летнюю ночь", "Стойкий оловянный солдатик", "Четыре темперамента", "Щелкунчик"; в пост. Дж. Роббинса - "Времена года", "Другие танцы", "Матросы на берегу", "Послеполуденный отдых фавна", "Танцы на вечеринке".

В 1980-89 худ. директор, ведущий, танцовщик "Американ балле тиэтр". С 1990 в труппе "Уайт ок данс проджект" (White Oak Dance Project; рук. M. Моррис), где исполняет партии в балетах "Щелкунчик", "Па рыбы", "Motor Cade", "IO решений" и др.

Б. много гастролирует, танцует в разных труппах и т-рах: в т-ре танца А. Эйли (США) - балет "Па де Дюк"; в "Эллиот Фалд балле" - "Вариации на тему Америки", "Cara Санта-Фе"; в танц. труппе П. Тейлора (США) - "Ж" ("Арии"), "Прах"; в Королевском балете Великобритании - "Ромео и Джульетта" (балетм. Макмил-лан), "Тщетная предосторожность", "Рапсодия на тему Паганини", "Месяц в деревне" (все балетм. Ф. Аштон); в Марсель-ском балете - "Пиковая дама" (балетм. Р. Пети); в "Балете XX века" (Брюссель) - "Такая нежная гроза" (балетм. М. Бежар); в танц. труппе М. Грэхем (США) - "Весна в Аппалачских горах", "Ночное путешествие".

Ставил балеты в "Американ балле тиэтр": "Щелкунчик" (1976), "Дон Кихот" (1978), "Золушка" (1983), "Лебединое озеро" (1989).

Снимался в фильмах: "Белые ночи" (1985), "Это танец!" (1985), "Танцовщики" (1988), "Динозавры" (1990), "Кабинет доктора Рамиреса" (1991). Выступал в телепрограммах "Барышников на Бродвее" (1980), "Барышников в Голливуде" (1982), "Барышников: танец и танцовщик" (1987), в драм. спектакле на Бродвее "Метаморфоза" (1989, реж. С. Бер-кофф).

Соч.: М. Барышников. [Интервью], "ТЖ", 1988, ј 18; "Я всегда стремлюсь к новому", "Иностр. лит-ра", 1989, ј 9.

Лит.: Кремшевская Г., Вдохновение, "ТЖ", 1970, ј 21; Чистякова В., М. Барышников, "Т", 1971, ј 10; Демидов А., "... не столь различны меж собой", "Аврора", 1972, ј 10; Уральская В., "Лебединое озеро". Как понимает балет Барышников, "СБ", 1990, ј 6; В а и л ь П., Г e н и с А.. Класс: насекомые, вид: человек, "Т", 1990, ј 8; S m a k о v G., Baryshnikov, N. Y-, 1981; A l over t N., Baryshnikov in

Russia, N. Y., 1984.

H. H. Зозулина.

"БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН", балет в 7 эпизо дах (по киносценарию В. В. Маяковского). Комп. Д. Д. Шостакович, сцен. А. А. Белинский. 28.12.1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский, худ. В. И. Доррер, дир. Е. М. Корнблит; Барышня - Л. Б. Климова, Г. В. Покрышкина, Хулиган - B.C. Зимин, Вожак

- К. К. Иванов, Ю. П. Литвиненко (экранизирован в кино, 1970); 1965, Т-р оперетты. Москва, балетм. тот же. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Новосибирск (1963, Боярский), Свердловск (1964, Боярский; 1970, возобн.), Горький (1965, И. А. Галанцева), Красноярск (1966, А. А. Попов;

1979, Н. С. Маркарьянц), Челябинск (1965, Л. В. Воскресенская). Новгород, Ансамбль классич. балета под рук. Р. И. Гербека (1967, Гербек), Т-р оперетты, Кузбасс (1982, балетм. Л. Фарбер, по Боярскому), Омск (1985, балетм. В. Т. Бовт, по Боярскому).

Е. Н. Дюкина. "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА", балет в 3 актах 7 картинах (по одноим. повести А. С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков. 14.3.1946, филиал Большого т-ра, балетм. Р. В. Захаров, худ. Е. Е. Лансере, дир. С. С. Сахаров; Лиза - М. Т. Сем„нова (затем О. В. Лепешинская), Алексей - В. А. Преображенский, Муромский - А. И. Радунский, Берестов - В. В. Смольцов, мисс Жаксон - Л. М. Банк, Настя-Т. В. Лазаревич. 29.12.1951, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер, худ. Т. Г. Бруни, дир. Е. М. Корнблит; Лиза- С. К. Шеина, Алексей - Н. Л. Морозов, Муромский - Н. Н. Филипповский, Берестов

- Н. С. Соколов, мисс Жаксон - Т. Е. Фюрт-Райкова, Настя - Г. И. Исаева.

"БАРЫШНЯ-СЛУЖАНКА, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ ДАМЙСА" ("Les Ruses d'amour"), одноактный балет. Комп. А. К. Глазунов, 1) сцен. и балетм. М. И. Петипа. 17.1.1900, Эрмитажный т-р, Петербург, худ. П. Б. Ламбин (декорации), Е. П. Пономар„в (костюмы), дир. Р. Е. Дриго;

Графиня Люсинда - Ж. Чеккетти, Изабелла

- П. Леньяни, Маринетта - К. М. Куличев-ская, Дамис - П. А. Гердт, Фронтен - Н. Л. Гавликовский. 23.1.1900, спектакль перенесен на сцену Мариинского т-ра с тем же составом. В др. городах: Пермь (1981, балетм. Г. Д. Алексидзе). 2) Под назв. "Барышня-крестьянка" (по мотивам одноим. повести А. С. Пушкина), сцен. М. X. Франгопуло. 23.6.1940, выпускной спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра им. Кирова), балетм. К. Ф. Боярский, худ. Т. Г.

Бруни. " Э. Н. Рогова.

"БАСНЯ О ГАЛАТЕЕ, ПОЛИФЕМЕ И АЦЙСЕ", одноактный балет. Комп. Ф. Арайя, сцен. (по Овидию) и балетм. А. Ринальди. 28.4.1751, Петербург, при опере Арайи "Евдок-сия венчанная, или Феодосии второй".

Г. Н. Добровольская. "БАХАНТЫ", одноактный балет. Комп. Ф. Арайя (?), сцен. и балетм. А. Ринальди.

27.2.1755, Петербург, при опере Арайи "Цефал и Прокрис". Г. Н. Добровольская.

БАХРУШИН Юрий Алексеевич [15(27).1.1896, Москва-4.8.1973, там же], балетовед, критик, педагог. Историк балетного т-ра, представитель моек. школы бале-товедения. Сын А. А. Бахрушина, основателя моек. Театр, музея, до конца жизни поч„тный попечитель музея. В 1918-24 пом. зав. постановочной частью Большого т-ра, в 1924-39 зав. постановочной и лит. частью Оперного т-ра им. Станиславского. С 1943 преподавал историю балета в МХУ. В„л пед. деятельность в ГИТИСе, школе при Ансамбле нар. танца СССР под рук. И. А. Моисеева. Исследовал уроки системы Станиславского, акт„рское начало в исполнительской школе моек. балета, проблемы преемственности в рус. культуре. В последние годы жизни занимался историей провинциального балета в России, начальным периодом моек. балетной школы, в частности деятельностью И. И. Бецкого, основателя моек. Воспитательного дома, где были открыты первые балетные классы.

Соч.: Балеты Чайковского и их сценич. история, в сб.: Чайковский и т-р, М., 1940;

А. А. Горский, М., 1946; Балет Большого т-ра, в сб.: Большой театр Союза ССР, М., 1947;

История рус. балета, 3 изд., М., 1977; Балет рус. провинции нач. XIX в., "СБ", 1982, ј 1.

H. Ю. Чернова. "БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН", хореогр поэма в 4 актах с прологом и эпилогом (по одноим. поэме А. С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. И. Д. Волков. 28.9.1934, Т-р им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров, худ. В. М. Ходасевич, дир. Е. А. Мравинский; Мария - Г. С. Уланова, Зарема-О. Г. Иордан, Вацлав - К. М. Сергеев, Гирей - М. А. Дудко. 1946, там же, возобн., балетм. П. А. Гусев (по Захарову); Мария - Н. А. Железнова, Зарема - А. Я. Шелест, Гирей - Б. В. Шавров. 20.4.1936, Т-р им. Немировича-Данченко, балетм. Захаров, реж. П. А. Марков, худ. тот же, дир. В. А. Эдельман- Мария -А. А. Урусова, Зарема - В. В. Кригер, Вацлав - В. В. Беликов, Гирей - А. А. Клейн. 11.6.1936, Большой т-р, балетм. и худ. те же, дир. Ю. Ф. Файер; Мария - В. П. Васильева, Зарема - Л. М. Банк, Вацлав-М. М. Габович, Гирей- Гусев. 1944, там же, возобн.; Мария - М. С. Боголюбская (затем Уланова), Зарема - Е. Г. Чикваидзе, Вацлав - В. А. Преображенский. 1954, там же, возобн., дир. Г. Н. Рождественский; Мария - М. В. Кондратьева, Зарема - Л. П. Штейн, Вацлав - А. М. Плисецкий, Гирей - В. Г. Захаров. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1936, А. Р. Томский; 1954, Н. Данилова; 1969,

Э. Танн), Свердловск (1938, С. Н. Сергеев;

1952, M. Л. Сатуновский; 1969, С. М. Тулубь-ева). Пермь (1941, Г. И. Язвинский; 1948, Ю. П. Ковал„в; 1960, Захаров, Н. И. Авалиа-ни), Горький (1937, К. П. Йоркин; 1950, Язвинский; 1958, Я. В. Романовский; 1967, M. M. Газиев; 1978, Тулубьева), Новосибирск (1949, E. Г. Ефимов; 1961, С. Н. Звягина, 3. А. Васильева, С. А. Павлов, по Захарову), Саратов (1951, В. Т. Адашевский; 1964, Л. Криевс), Челябинск (1956, А. Я. Бердовский; 1970, Л. Брунов), Иркутск (1959, Т. Е. Куржиямская), Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова), Оренбург (1964, С. Инсарский).

Лит. : Богданов - Березовский В., Волков Н., Мануйлов В., "Бахчисарайский фонтан", Л., 1934; "Бахчисарайский фонтан", сост. Л. Попова, Л.. 1962. С. Б. Калашникова. "БАЯДЕРКА", балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. Л. Ф. Минкус, сцен. М. И. Петипа, С. Н. Худеков. 23.1.1877, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ. М. И. Бочаров, Г. Г. Вагнер, И. П. Андреев, А. А. Роллер, дир. А. Д. Папков; Никия - Е. О. Вазем, Солор - Л. И. Иванов, Гамзатти - М. Н. Горшенкова, Дугманта - X. П. Иогансон, Великий брамин

- Н. О. Гольц. 1884, там же, возобн., худ. О. К. Аллегри, К. М. Иванов, А. А. Квапп, П. Б. Ламбин; Никия - А. X. Иогансон. 1900, там же, возобн.; Никия - М. Ф. Кшесинская, позже Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и др. 25.1.1901, Большой т-р, балетм. А. А. Горский (ред. Петипа), худ. Аллегри, Иванов, Квапп, Ламбин (декорации), Е. П. Пономар„в (костюмы), дир. А. Ф. Аренде; Никия - Л. А. Рославлева (затем Гельцер). Со.чор - М. М. Мордкин (затем В. Д. Тихомиров), Гамзатти-С. В. Ф„дорова, Великий брамин - В. Ф. Гельцер. 1907, там же, возобн. 1910, там же, новая ред., балетм. тот же. 19.3.1917, там же, балетм. Горский, худ. К. А. Коровин, дир. В. Р. Бакалейников;

Никия - А. М. Балашова, Солор - Мордкин. 26.12.1920, Петрогр. т-р оперы и балета (быв. Мариинский), возобн. пост. Петипа (муз. в обработке Б. В. Асафьева), худ. Аллегри, Иванов, Ламбин, дир. Е. В. Вольф-Израэль; Никия

- О. А. Спесивцева, Солор - А. И. Вильтзак, Гамзатти - М. Ф. Романова, Великий брамин

- А. М. Монахов, Тени - Г. И. Большакова, Л. Ф. Шоллар, А. А. Ф„дорова. 1941, Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Пономар„в (по Петипа), В. М. Чабукиани (новые танцы), худ. Квапп (декорации), С. Б. Вирсаладзе (костюмы);

Никия - Н. М. Дудинская, Солор - Чабукиани. 1948, там же, возобн.; Никия - И. Б. Зуб-ковская (затем А. Я. Шелест). 31.1.1923, Большой т-р, новая пост. в 4 актах 5 картинах с апофеозом (муз. в оркестровке Асафьева), балетм. Горский (1-3-й акты), Тихомиров (4-й акт - "Тени"), худ. Коровин, дир. Ю. Ф. Фай-ер; Никия - Гельцер, Солор - Тихомиров, Гамзатти - Л. М. Банк, Дугманта - Л. А. Лащилин, Великий брамин - И. Е. Сидоров. 1940, там же, возобн., балетм. И. В. Смольцов, В. В. Кудрявцева; Никия - М. Т. Сем„нова. 14.2.1943, возобн. на сцене филиала т-ра;

Никия - С. Н. Головкина. 22.2.1977, Большой т-р (на сцене КДС), возобн. акт "Тени", дир. А. А. Копылов; Никия - Н. В. Тимофеева, Солор - М. Л. Лавровский, Тени - Т. Б. Красина, И. С. Прокофьева, Г. А. Теселкина. 29.4.1988, там же, возобн. акт "Тени", дир. Копылов; Никин - Л. И. Семеняка (затем

Н. Л. Семизорова), Солор - Ю. В. Васюченко (затем А. Ю. Ветров), Тени - М. В. Былова, Н. Н. Сперанская, О. Суворова. 25.11.1991, там же, возобн. пост. Петипа, новая сценич. ред. Ю. Н. Григоровича, декорации первой пост. восстановлены под рук. В. Я. Левенталя, дир. Копылов; Никия-Н. А. Грач„ва, Г. Сте-паненко, Солор - А. Н. Ветров, Гамзатти - Былова, Великий брамин - Ю. Ю. Ветров. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Новосибирск (1958, Ю. Я. Дружинин), Пермь (1958, Т. Е. Рамонова), Саратов (1958, В. Т. Адашевский), Свердловск (1960, Г. И. Язвинский; 1984, П. А. Гусев-реконструкция пост. Петипа 1877). Спектакль Т-ра им. Кирова снят на ТВ (1979).

Лит.: И в и н г В. (сост.), "Баядерка", [м-]' 1930- Я. В. Седов.

БЕЗОБРАЗОВ Николай Михайлович (1848-1912, Монте-Карло), балетный критик. Генерал, действительный статский советник. Один из влиятельных петерб. балетоманов; его мнение об артистах было значимо для Дирекции имп. театров. Б. был ревностным сторонником академич. традиций классич. балета и в то же время поддерживал новаторство М. М. Фокина, сотрудничал с труппой Русский балет Дягилева. В 1890- 1900-е гг. регулярно рецензировал балетные спектакли Мариинского т-ра в петерб. прессе. Статьи Б., в основном описательного характера, не лиш„нные метких сравнений и наблюдений, - богатый источник для изучения творчества Н. Г. Легата, М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Л. А. Рославлевой, Е. В. Гельцер, А. А. Горского, М. М. Фокина, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной.

Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПб., 1906; Кугель А. Р., Литературные воспоминания. П., 1923; Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., ч. 1-2. Л.. 1971-72. p Губайдуллина.

БЕКЕФИ Альфред Ф„дорович [29.12(11.1).1843 - 8.8.1925], артист. По происхождению венгр. Сын балетм. Ф. Бекефи. В 1865 приехал в Россию. Работал в частных т-рах. С 1876 в моек. Большом т-ре, в 1883 перевед„н в Петербург. Ведущий характерный танцовщик и мастер пантомимы. Блестящий исполнитель испанских, цыганских танцев. Не имел равных в венг. танцах в балетах:

"Коппелия", "Маркитантка", "Лебединое озеро" (1877, 1895), "Привал кавалерии" (1896). Др. танцы: сальтарелло ("Катарина, дочь разбойника"), уральский ("Кон„к-Горбунок"), игра в серсо ("Волшебные пилюли", 1886), танец трубадуров ("Приказ короля",

1886), матлот (собств. пост. в балете "Грациелла", балетм, А. Сен-Леон), лезгинка и тарантелла (в операх "Руслан и Людмила" и "Немая из Портичи"). Достижением Б. стала роль Квазимодо в "Эсмеральде" (балетм. М. И. Петипа, 1886). Партии: в пост. И. Хансена - принц Кадур ("Дева ада", 1879), Зигфрид (1880), Али-Бакум ("Арифа", 1881); Петипаиндус Наль ("Талисман", 1889), Тамарат ("Зорайя"), Сеид-паша ("Корсар"); Л. И. Иванова - Иося ("Очарованный лес", 1887), Андерс ("Гарлемский тюльпан",

1887) и др. Его партн„ршами были М. М. Петипа, В. Цукки, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская. Гастролировал в Париже, Монте-Карло, Милане, Риме, Мадриде, Вене. Награжд„н золотыми медалями (1901, 1904) за долголетнюю и усердную службу. Прощальный бенефис Б. состоялся в янв.1906.

Лит.: Карачунский Л., Наши Петербургские артисты, СПб., 1896; Плещеев А-, Наш балет, 2 изд., СПб., 1899;

Светлов В., Терпсихора, СПб., 1906;

Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963.

Г. Е. Кузовлева.

БЕЛИКОВА Нина Викторовна (р. 6.11.1913, Петроград), артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1966). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1932-59 в Т-ре им. Кирова; в 1939-41 и 1951-70 (с перерывами) педагог класса усовершенствования там же. В 1933-38 и 1959-70 педагог классич. танца ЛХУ. Ученицы: С. В. Ефремова, О. Д. Искандерова, Г. С. Мезенцева, Л. И. Семеняка, Л. В. Филина и др. Преподавала классич. танец в МХУ (1970-73), Свердловском т-ре (1979), а также в Лодзи (1973-77), Берлине (1980-85). Педагог-репетитор в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (1986-87). С 1987 препода„т в Рижском хореогр. уч-ще.

И. В. Ступников.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница