Наши партнеры

Выгодно официальная аренда автомобилей в компании РексРент.

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 12)


ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович (р. 1.8.1937, Ленинград), артист, балетмейстер, сценарист, художник. Нар. арт. СССР (1983). По окончании ЛХУ (педагог

А. И. Пушкин) в 1958-65 в Новосибирском т-ре, где состоялись его артистич. (в характерных партиях) и балетмейстерские дебюты, а также выступления в качестве театр, художника. Первые пост.: отд. номера в балете "Семь красавиц" (балетм. П. А. Гусев) и новая ред. 1-й картины "Лебединого озера". С 1963 ассистент балетмейстера Новосибирского т-ра. В 1968-72 балетм. Т-ра им. Кирова. В 1973-77 гл. балетм. Ленинград. Малого т-ра. С 1977 худ. рук. и гл. балетм. Т-ра им. Кирова. Пост.: "Золушка" (1964, Новосибирск; 1968, Одесса; 1973, Дрезден; 1977, Ленингр. Малый т-р; 1983, Будапешт); "Ромео и Джульетта" (1965, Новосибирск;

1971, София; 1976, новая ред., Ленингр. Малый т-р), "Асель" В. А. Власова (1967, Большой т-р); в Т-ре им. Кирова - "Горянка" M. M. Кажлаева (1968; новая ред. 1970, 1973; под назв. "Асият", 1984), балет-оратория на муз. С. С. Прокофьева "Александр Невский", "Двое" А. Д. Мели-кова (оба 1969), "Зачаро-ванйый принц" Б. Бриттена (1972), "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1979, совм. с Д. А. Брянцевым), "Фея Рондских гор" на муз. Э. Грига, "Ревизор" А. В. Чайковского (оба 1980), "Витязь в тигровой шкуре" А. Д. Мачавариани (1985; между-нар. приз "Золотая танцовщица Пикассо" на фестивале в Чикаго, 1987), "Броненосец "Пот„мкин"" Чайковского (1986), "Петрушка" (1990; экранизирован на ТВ в 1990); "Коппелия" (1992), "Тщетная предосторожность" (1994); в Ленингр. Малом т-ре - "Тщетная предосторожность" Ф. Герольда (1971; Одесса, 1973; Саратов, 1971;

Берлин, "Комише опер", 1974;

Фрунзе, 1976; Рига, 1978; Минск, 1979; Таллинн, 1980), "Коппелия" (1973); "Ярославна" Б. И. Ти-щенко (среж. Ю. П. Любимовым, 1974), "Педагогическая поэма" В. M. Лебедева (с балетм. Л. С. Лебедевым, 1977). Автор сце-нич. оформления балета "Ярославна".

Уже в первых работах В. наш„л оригинальные хореогр. решения. Развивал идеи хореографов-новаторов 50-х - нач. 60-х гг., ратовавших за сквозное танц.-действенное развитие спектакля, за образно-поэтич. симфонич. танец. Однако содержание следующих пост. вызвало необходимость возвращения в балет пантомимы, и В. сочетал бытовые сцены с картинами поэтич. обобщений, реш„нными средствами классич. и характерного танца. Одна из важнхйших тем творчества В. - протест против бездуховности и варварства. Антитезой "личность и толпа" определяется драматургия "Золушки", "Ромео и Джульетты", "Горянки", "Ярославны", "Петрушки". Интересы хореографа многообразны - он обращается не только к сказке и трагедии, но и к балетной сатирич. комедии, водевилю. В. смело экспериментирует в создании новой пластич. лексики и в то же время с блеском ставит танц. композиции в классич. стиле, созда„т оригинальные версии балетов наследия ("Тщетная предосторожность" и "Коппелия"). Хореогр. почерку

В. свойственны графичность, конструктивизм.

Ещ„ в годы рук. Ленингр. Малым т-ром В. начал осуществлять замысел возрождения и сохранения лучших спектаклхй классич. наследия, развив его в Тре им. Кирова. В репертуар т-ра В. включает также и произведения зап. балетмейстеров. Сценарист и реж. (с Ю. В. Серовым) телефильма-концерта "Гран па в белую ночь" (1987).

В 1990 основал в Вашингтоне "Универсальную академию балета", в к-рой фундаментом преподавания стала петерб. школа. Организовал Санкт-Петербургский Т-р камерного балета (1994).

Гос. пр. РСФСР (1970). Пр. Мари-уса Петипа (1978, Париж), пр. им. Лоренса Оливье (1990, Великобритания), поч„тное звание "Шевалье" (1990, Франция).

Соч.: Диалоги [с Г. В. Томсон], в кн.:

Музыка и хореография современного балета, в. 1, Л., 1974; Союз музыки и танца [диалог с С. Слонимским], там же, в. 2, Л., 1977; Два спектакля (Из опыта балетмейстера), там же;

Создание балета, "Аврора", 1978, ј 12; Гордость отечественной хореографии, "СБ", 1983, ј 3; Метаморфозы балетного спектакля, "Т",

1984, ј 3; Белые лебеди летят на Запад?, "ТЖ", 1990, ј 13.

Лит.: Кремшевская Г., Рождение балетмейстера, "Т", 1965, ј 8; ее же. Первое десятилетие, "ТЖ", 1974, ј7; Львов-Анохин Б., Искания О. Виноградова,

"Т", 1968, ј 12; Красовская В., В середине века (1950-1960-е гг.), в сб.: Сов. балетный т-р, 1917-1967, M.. 1976; Чернова H., На современном этапе, в сб.:

Вопросы т-ра, М., 1977; Б у p с о в Б., От танца к спектаклю, "Аврора". 1978, ј 12;

Ступников И., О. Виноградов, [буклхт], Л., 1984; Дегсн А., В неустанном поиске, "СБ", 1987, ј 4; I 1 j i t s с h o w a M.. Oleg Vinogradov, Hamb., 1994.

M. А. Ильичева.

ВИНОГРАДОВА София Александровна (р. 23.11.1929, г. Старая Русса Новгородской обл.), артиста. ка. Засл. арт. РСФСР (1969). В 1947 окончила МХУ (педагог М. М. Леонтьева), в 1978 - пед. отд. ГИТИСа. В 1949-80 в Т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. Первая исполнительница партий: Майя ("Лесная фея", 1960, балетм. А. В. Чичи-надзе), Его любимая ("Берег надежды", 1965, балетм. И. Д. Бель-ский). Др. партии: Одетта-Одил-лия. Снегурочка ("Снегурочка"), Эсмеральда и Фл„р де Лис ("Эс-меральда"), Гюльнара ("Шехе-разада"), Франческа ("Франческа да Римини"). Выразительный танец В. имел лирико-романтич. окраску.

Соч.: Через три с половиной десятилетия, "СБ", 1988, ј5.

Лит.: Э л ь я ш Н., Обновление, "ТЖ". 1960, ј4; Кауфман И., Снегурочка на пуантах, "Сов. женщина", 1965, ј 4.

E. В. Латвийская.

ВИРСАЛАДЗЕ Симон Баграто-вич [31.12.1908 (13.1.1909), Тифлис - 7.2.1989, Тбилиси], художник т-ра. Нар. худ. СССР (1976). Действит. чл. АХ СССР (1975). Учился в Тбилисской (1926) и Ленингр. (1928-31) АХ, в моек. Вхутеине (1927). В 1932-36 гл. худ. Т-ра им. Палиашвили в Тбилиси, где оформил оперные спектали, а также балеты: "Сердце гор" (1936, балетм. В. М. Ча-букиани), "Дон Кихот" (1943), "Шопениана", "Жизель" (оба 1942), "Отелло" (1957, балетм. Чабукиани). С 1937 худ., в 1945- 62 гл. худ. Т-ра им. Кирова. Оформил балеты: "Сердце гор" (1938, балетм. Чабукиани), "Лауренсия" (1939, балетм. тот же), "Весенняя сказка" (1947, балетм. Ф. В. Лопухов), "Раймонда" (1948), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952) - все балетм.

К. М. Сергеев; "Щелкунчик" (1954, балетм. В. И. Вайнонен). С 1957 сотрудничал с балетм. Ю. И. Григоровичем; создал декорации и костюмы для пост. им балетов: "Каменный цветок" (1957, Т-р им. Кирова; 1959, Большой т-р), "Легенда о любви" (1961, Т-р им. Кирова; 1965, Большой т-р), "Спящая красавица" (1963, новая ред. 1973), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968; Лен. пр., г970), "Лебединое озеро" (1969), "Иван Грозный" (1975), "Ангара" (1976), "Ромео и Джульетта" (1979), "Золотой век" (1982), "Раймонда" (1984) - все в Большом т-ре. Работа с Григоровичем определила новый тип живописного оформления балетных спектаклей 1950-70-х гг. Оформил спектакли Ленингр. Малого т-ра: "Ашик-Кериб" (1940, балетм. Б. А. Фенстер), "Шехеразада" (1950, балетм. Н. А. Анисимова), "Семь красавиц" (1953, балетм. П. А. Гусев), "Корсар" (1955), а также ЛХУ, т-ров Баку, Новосибирска, за рубежом. Работам В. свойственны гармония колорита, музыкальность живописи, мастерство балетного костюма, умение создать обобщ„нный образ, несущий идею спектакля. Автор костюмов для мн. программ Ансамбля нар. танца Грузии. Гос. пр. СССР (1949, 1951, 1977).

Лит.: Ванслов В., С. Вирсаладзе, М., 1969; Березкин В., Художник музыкального театра, "СМ", 1969, ј 9; Л у ц к а я Е., Музыка для глаз, "МЖ", 1969, ј 12;

Карп П., С. Б. Вирсаладзе, в сб.: Ленинградские художники театра. Л-, 1978; Григорович Ю., Театр Вирсаладзе, "СБ", 1982, ј4. В. В. Ванслов.

ВИХАРЕВ Сергей Геннадьевич (р. 15.2.1962, Ленинград), артист. По окончании ЛХУ (педагог В. Г. Сем„нов) с 1980 в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщик лирико-драм. плана, выразит. акт„р-мим. Первый исполнитель партии царевича Каджея ("Витязь в тигровой шкуре", 1985, балетм. О. М. Виноградов). Др. партии:

Юноша ("Шопениана"), Альберт;

Дженнаро ("Неаполь"), трио ("Пахита"), Джеймс ("Сильфида"), Дезире. Исполнил роль

Германа в пост. "Пиковая дама" (антреприза О. И. Борисова, Москва, 1991, реж. Ю. О. Борисов, балетм. А. М. Сигалова).

2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1985).

Лит.: Павлоцкий В., С. Вихарев,

"СБ", 1985, ј 1.

И. R. Ступников.

ВЛАДИМИРОВ Владимир Ф„дорович (р. 20.11.1946, Новосибирск), артист, педагог. По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща (педагог С. Г. Иванов) в 1967-73 в Новосибирском т-ре. Исполнял цыганские танцы в балетах "Лауренсия" и "Каменный цветок", танец басков в балете "Пламя Парижа". С 1977, по окончании пед. ф-та ГИТИСа (педагог Г. П. Прибылов), препода„т классич. танец в Новосибирском хореогр. уч-ще (в 1983-90 худ. рук.). С 1990 худ. рук. балета Новосибирского т-ра.

М. Н. Малков.

ВЛАДИМИРОВ П„тр Николаевич (13.2.1893, Гатчина, близ Петербурга, - 25.11.1970, Нью-Йорк), артист, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин) в 1911-19 в Мариинском т-ре. Танец В. отличался широтой, смелостью, виртуозностью. В репертуар В. входили лирич., героич. и комедийные партии классич. балета: Раб и Купец ("Корсар"), Вайю ("Талисман"), Дезире, Базиль, Зигфрид. Первый исполнитель партии Эроса ("Эрос", 1915, балетм. Фокин). В др. балетах Фокина танцевал партии Арлекина ("Карнавал"), Юноши ("Шо-пениана"), Раба ("Павильон Армиды"), Призрака розы

("Призрак розы") и др. В 1912, 1914, 1921 выступал в Русском балете Дягилева. В 1928-31 работал в труппе Анны Павловой. В 1934-67 преподавал в школе "Американ балле" (Нью-Йорк). Ученики: Ж. д'Амбуаз, У. Доллар, Н. Кхй, Дж. Тарас.

Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972. В. М. Красовская.

ВЛАДИМИРОВ Юрий Кузьмич (р. 1.1.1942, д. Костерево Владимирской обл.), артист, педагог. Нар. арт. СССР (1987). По окончании МХУ (педагог А. Н. Ермолаев) в 1962-87 в Большом т-ре. Первый исполнитель партий: Юноша ("Геологи", 1964) и Пастух ("Весна священная", 1965; оба балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Икар (1971, балетм. В. В. Васильев), Станционный мужик ("Анна Каренина", 1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыжен-ко, В. В. Смирнов-Голованов), Иван Грозный (1975, балетм. Ю. Н. Григорович), Бенедикт ("Любовью за любовь", 1976, балетм. В. Боккадоро), Дон

Кихот ("Рыцарь печального образа", 1985, балетм. А. Б. Петров). Др. партии: Голубая птица; Принц

("Щелкунчик"), Байтемир ("Асель"), Спартак; Ржевский ("Гусарская баллада"). Танец В. отмечен стихийной мощью, взрывчатой энергией, блестящей элевацихй. С 1988 педагог, балетмейстер-репетитор Большого т-ра. Снимался в телебалете "Озорные частушки" (1970), телефильме-концерте "Хореографические новеллы" (1973), кинофильме-балете "Грозный век" (1978, по балету "Иван Грозный"). 1-е пр. Междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1966), Москве (1969), пр. "Золотые звезды" Междунар. фестиваля танца, Париж, 1969.

Лит.: Демидов А., Ю.Владимиров, "СМ", 1968, ј1; Чернова H., От Владимирова до Владимирова, "Смена", 1968, ј 19;

Львов-Анохин Б-, Четверо молодых, "Т", 1969, ј5; Голубин В., Завидная широта, "ТЖ", 1972, ј8; e г о ж e, H. Сорокина и Ю. Владимиров, "СБ", 1988, ј 1;

Майорова E., Ю.Владимиров, "Т", 1976, ј 3. H. M. Садовская.

ВЛАСОВ Владимир Александрович [25.12.1902 (7.1.1903), Москва -7.9.1986, там же], композитор. Нар. арт. РСФСР (1973), нар. арт. Кирг. ССР (1946). В 1929 окончил Моск. коне. Осн. и рук. (1936-42) первого проф. муз. т-ра во Фрунзе. В области музыки для т-ра наиб. значит, достижения связаны с созданием (совм. с В. Г. Фере) первых кирг. нац. балетов "Анар" (1940, балетм. Н. С. Холфин, В. В. Козлов), "Селькинчек"

("Качели", 1943, балетм. Козлов, Л. М. Крамаревский), позже - "Весна в Ала-тоо" (1955, балетм. В. К. Литвиненко, Н. С. Тугелов), все - Фрунзенский т-р; так же, как и опер. Развивая традиции рус. инстр.-симф. и балетной музыки на новом интонац. материале, положил начало становлению кирг. проф. хореогр. иск-ва. Нац. своеобразием отличается и следующий балет "Асель" (по повести "Топол„к мой в красной косынке" Ч. Т. Айтматова, 1967, Большой т-р, балетм. О. М. Виноградов), в к-ром, однако, претворение фольклорных мотивов носит более условный и второстепенный характер, уступая место созданию рельефной, динамичной, усложн„нной совр. средствами музыки, глубоко передающей драматизм судеб героев лит. первоисточника. Также автор балетов "Сотворение Евы" (1968, Москва, Т-р оперетты), "Принцесса и сапожник" (1970). В. (совм. с Фере) принадлежат завершение и инструментовка 2-й ред. балета "Шурале" Ф. 3. Яруллина (1950, Т-р им.

Кирова, балетм. Л. В. Якобсон). Гос. пр. Кирг. ССР (1970).

Соч.: Встречи. М., 1979.

Лит.: Виноградов В., А. Малды-баев, В. Власов и В. Фере, М-, 1958; К p e м-шевская Г., Балетный парафраз "Асель", "Т", 1967, ј 5.

ВЛАСОВ Станислав Константинович (р. 1.8.1933, Москва), артист, балетмейстер. По окончании МХУ (педагог Н. И. Тарасов) в 1951-71 в Большом т-ре. Мастерски владея иск-вом поддержки, выдвинулся как партнер. Партии: Феникс ("Красный мак"), Актер ("Пламя Парижа"), Вакх ("Вальпургиева ночь"). Имел большой конц. репертуар. В 1964 совм. с Н. Р. Симачевым реставрировал балет "Жар-птица" (по М. М. Фокину, с сохранившимися декорациями А. Я. Головина, Большой театр; В. - Иван-царевич; 1982, возобновление к 100-летию И. Ф. Стравинского, там же). С 1972 в Москонцерте (исполнитель и балетмейстер). В 1980 организовал при участии Л. Р. Сабитовой труппу "Камерный балет" (с 1991 назв. "Балет России"), к-рый задумывался как коллектив, пропагандирующий рус. классич. и совр. отечеств. хореографию и музыку. В 1984 пост. сцены из балетов "Жар-птица", "Петрушка", "Лебедь", балет "Шопениана" ("Вечер Михаила Фокина"). В 1987 на основе собств. любительских киносъ„мок одноактного комич. балета "Синяя Борода" (труппа "Америкэн балле тиэтр") создал 2-актную версию (по Фокину), включая и собств. хореографию (на муз. Ж. Оффенбаха, оркестровка Р. Г. Губайдуллина). Пост. также:

"Вальпургиева ночь" (по Л. М. Лавровскому), гран па из "Пахиты" Л. Минкуса (по М. И. Петипа), 2-й акт "Лебединого озера" (по Л. И. Иванову), 2-й акт "Жизели"; "Щелкунчик" (по В. И. Вайнонену). В труппе:

Я. В. Дикусар, Н. А. Крылова, Л. И. Касаткина, И. В. Белякова, И. А. Радугина, А. Д. Манюк, И. М. Исаков, О. В. Трусов, Д. Л. Пивоваров, В. Н. Бескаш-нов, Ф. В. Фогельман, Д. Г. Шлях-тенков. Снимался в телеэкранизации балета "Вальпургиева ночь" (1971).

Лит.: Шереметьевская И., Танец на эстраде, М., 1985.

H. E. Шереметьевская.

ВЛАСОВА Элеонора Евгеньевна (р. 1.7.1931, г. Люберцы Моск. обл.), артистка. Нар. арт. РСФСР (1970). По окончании МХУ (педагог М. Леонтьева) в 1949-80 в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. Дебютировала в партии Ванечки ("Доктор Айболит", 1950). Первая исполнительница партий: Лауренсия ("Дочь Кастилии", 1955, балетм. А. В. Чичинадзе), Русалка ("Охрид-ская легенда", балетм. В. П. Бурмейстер, Чичинадзе, И. Г. Гришина), Гюльнара ("Корсар", балетм. Гришина, обе 1958), Франческа ("Франческа да Рими-ни", 1960, балетм. Чичинадзе), Нина ("Маскарад", 1961, балетм. И. В. Смирнов), Купава ("Снегурочка", 1963, балетм. Бурмейстер), Солистка ("Болеро". 1964. балетм. тот же), Дуняша ("Красные дьяволята", 1967, балетм. тот же). Фея ("Золушка", балетм.

Чичинадзе, 1971), Марья ("Степан Разин", 1977, балетм. тот же). Др. партии: Гюльнара ("Шехеразада"). Актриса ("Штраусиана"), Жанна Д'Арк, Одетта - Одиллия, Медора; мисс Пейдж ("Виндзорские проказницы"). Солистка ("Вариации"), Лола ("Лола"), Девушка ("Поэма"), Наталья ("Прозрение"), Гаянэ. В 1981 исполнила последнюю партию - Балерина в одноактном балете "Последняя роль" (музыка и пост. Ю. Б. Шерлинга). Имела большой конц. репертуар. Одна из последователей традиций Моск. худ. балета под рук. В. В. Кригер и балетмейстера Бурмейсте-ра. Владея всеми средствами хореографии, безупречной техникой, В. наделяла своих героинь одухотвор„нностью, раскрывала их внутренний мир. В 1980-85 гл. балетмейстер и педагог еврейского Камерного муз. т-ра (Москва). В 1985 окончила балетмейстерское отд. ГИТИСа. С 1985 педагог-балетмейстер Моск. детского муз. т-ра. Е„ творчеству поев. телефильм-концерт "Танцует Элеонора Власова" (1972). Пр. Анны Павловой (1964, Париж).

Лит.: Эльяш Н., Обновление, "ТЖ", I960, ј 4; Рыжова В., Одухотворенность, там же, 1964. ј 22; Чернова И.,

Два монолога, "Т", 1970, ј6; Эдуардов M.. Мир человека. "ТЖ". 1982, ј 24.

E. H. Дюкина.

"ВОЗВРАЩЕНИЕ АПОЛЛОНА НА ПАРНАС" ("La Retour d'Apollon au Parnasse"), аллегорич. балет в 3 актах. Комп. И. Старцер, сцен. и балетм. Ф. Гильфердинг. 24.11.1763.

Петербург, при опере В. Манфредини "Карл Великий": Аполлон - П. Обри. Гомер - П. Гранже, Пиндар - Дж. Фабиани. Момус - А. Таулато, Сатир - Т. С. Бубликов, Клио - С. Обри. Каллиопа - Дж. Приори, Эрато - М. Фабиани, Талия J- Дж. Меркюр. Гений комедии - Л. Парадиз.

* Г. II. Добровольская.

"ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕСНЫ, ИЛИ ПОБЕДА ФЛОРЫ НАД БОРЕЕМ", мифо-логич. балет в 3 актах. Комп. И. Старцер, сцен. и балетм. Ф. Гильфердинг. 29.2 (или 4) 1760, т-р Зимнего дворца. Петербург, худ. И. Бригонци.

Г. Н. Добровольская.

"ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЛИОРЦЕТА" ("Le Retour de Poliorcete"), большой героич. балет в 3 актах. Комп. В. Мартин-и-Солср, сцен. и балетм. П. Шевалье. Дек. 1799. Эрмитажный т-р, Петербург, худ. П. Гонзаго; Антигон - А. Греков, Полиорцет - Огюст. Филиа - Р. Колинет, Стратониз - Н. П. Берилова. Арсиноя - Ю. К. Плетень, Беренис - А. И. Тукманова, Фенис - А. Махаева, Лейдамия - Е. Н. Колосова. Нисе - С. Вальберх.

Г. Н. Добровольская.

ВОЙШНИС Любовь Ивановна

(5.12.1923, Кемерово - 17.6.1972, Ленинград), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1942-63 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партии Оксаны ("Тарас Бульба", 1955, балетм. Б. А. Фен-стер). Др. партии: Тао Хоа, Сюим-бике, Гаянэ, Эгина; Аврора, принцесса Флорина, Флер де Фарин, феи Виолант, Бриллиантов и Золота ("Спящая красавица"), Маша ("Щелкунчик"), Китри и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Параша и Коломбина ("Медный всадник"). Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Злюка ("Золушка"), Мирта ("Жизель"), Жанна ("Пламя Парижа"), Гамза-тти ("Баядерка"). В. - классич. балерина академич. стиля, типичная представительница ленингр. балетной школы. Обладала л„гким прыжком, уверенным вращением, в совершенстве владела техникой классич. танца. В 1963-64 преподаватель классич. танца Каирского высшего балетного ин-та. В 1965-66 педагог ЛХУ; в

1964-72 педагог класса усовершенствования в Т-ре им. Кирова. Снималась в телефильме-балете "Хореографические миниатюры" (1960).

Со ч.: Поэтическим языком танца, "Нева". 1956, ј3.

Лит.: Кремшевская Г., Л. Войш-нис, "ТЛ", 1958, ј 13.

// /?. Ступников.

ВОЛЙНИН (В а л il и и н) Александр Емельянович (17.9.1882, Москва - 3.7.1955, Париж), артист, педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) в 1901-10 в Большом т-ре. Танцевал преим. в балетах, пост. А. А. Горским:

Аполлон ("Дочь Гудулы", 1902) и Кандине ("Роберт и Бертрам, или Два вора", 1906; обе первый исполнитель), Дух долины ("Кло-ринда - царица горных фей"), Миамун ("Дочь фараона"), Франц, Дезире, Зигфрид, Колен;

Принц ("Волшебное зеркало"), Лесной царь ("Очарованный лес"). Участник Русских сезонов в Париже (1910). С 1910 участвовал в зарубежных гастрольных поездках Е. В. Гельцер, Л. Г. Кякшт, Л. В. Лопуховой, Ю. Н. Седовой, А. Жене; в 1914-25 партн„р А. П. Павловой. Танец В. отличался виртуозной техникой, л„гкостью, поразительной мягкостью движений, изяществом. В 1925 оставил сцену, в том же году открыл в Париже школу, где преподавал до 1955. Ученики: Т. Ря-бушинская, Л. Дейде, И. Шовире, А. Долин, Д. Лишин, Р. Жанмер, А. Эглевский, Ж. Бабиле. В 1946 в Датском Королевском балете пост. "Жизель" в собств. редакции.

Лит.: К p а с о в с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2, Танцовщики, Л.,

1972.

ВОЛКОВ Борис Иванович

[13(26).3.1900, Москва - 23.12.1970, там же], художник т-ра. Нар. худ. СССР (1965). Учился в моек. Строгановском уч-ще (1913-18) у Ф. Ф. Федоровского, в мастерских Нар. дома (1913-16) у В. Д. Поленова, во Вхутемасе (1920-23) у А. В. Лентулова, В. Е. Татлина, Г. Б. Якулова. Оформлял драм. и муз. спектакли в моек. т-рах. В 1941-49 гл. худ. Т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко; оформил балеты, пост. В. П. Бурмейстером, - "Штраусиана" (1941), "Виндзорские проказницы" (1942), "Лола" (1943), "Шехеразада" (1944), "Карнавал" (1946), "Берег счастья" (1948; новая ред. 1956), "Снегурочка" (1963); а также "Цыганы" (1937, балетм. Н. С. Холфин), "Франческа да Римини" (1947, балетм. тот же). Др. работы: "Жизель" (1944, Большой т-р, балетм. Л. М. Лавровский), "Кон„к-Горбунок" (1960, там же, балетм. А. И. Радунский); "Милица" (1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Вайно-нен). Гос. пр. СССР (1949, 1951, 1952).

Лит.: Н e х о p о HI ев Ю., Б. И. Волков. М., 1956; Г p e м и с л а в с к и и И. Я., Сыркина Ф. Я., Б.И.Волков, VI 195(S

В. R. Ванслов.

ВОЛКОВ Николай Дмитриевич

[10(22).12.1894, Пенза - 3.4.1965, Москва], критик, театровед, драматург. В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Выступал в печати по проблемам драм. и муз., вт. ч. балетного, т-ра в ж. "Культура театра", "Театральное обозрение", "Рабочий и театр", "Современный театр", "Красная

Нива", "Новый зритель", "Огон„к". Автор либр. балетов "Пламя Парижа" (совм. с В. В. Дмитриевым, 1932, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен), "Бахчисарайский фонтан" (1934, там же, балетм. Р. В. Захаров), "Сердце гор" (под назв. "Мзечабуки" совм. с Г. Н. Леонидзе, 1936, Т-р им. Палиашвили, балетм. В. М. Чабукиани; 1938, Т-р им. Кирова), "Кавказский пленник" (с Л. М. Лавровским, 1938, Ленингр. Малый т-р, балетм. Лавровский), "Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева (1946, филиал Большого т-ра, балетм. Захаров; 1951, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фен-стер), "Золушка" (1945, Большой т-р, балетм. Захаров; 1946, Т-р им. Кирова, балетм. К. М. Сергеев), "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1956, Ленингр. Малый т-р, балетм. Фенстер), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон; 1958, Большой т-р, балетм. И. А. Моисеев), "Гамлет" Н. П. Червинско-го, сцен. перерабатывался А. Г. Хандамировой (1970, Т-р им. Кирова, балетм. Сергеев).

Как сценарист В. тяготел к эстетике хореодрамы - лит. сюжетам, обстоятельности, конкретности места действия, определенности социально-историч. контекста. Автор мемуаров "Театральные вечера" (опубл. 1966).

Соч.: "Бахчисарайский фонтан", муз. Б. В. Асафьева, Л., 1934; "Бахчисарайский фонтан", 2 изд., М., 1935.

Лит.: Звездич Т., Театральная Москва по Волкову (Доклад в ГАХН), "Новый зритель", 1927, ј 22; Дельта, "Кавказский пленник" в Большом т-ре (о либретто Н. Д. Волкова), "Т". 1938, ј 7; Названов Н., Драматурги в балете, "ТЛ", 1957, ј 44; Чернова Н., Путь "Спартака", в кн.:

Муз. современник, в. 2, М., 1977.

Г. Е. Хуммаева.

ВОЛКОВ Николай Иванович (наст. фам. Иванов) [24.9(6.10).1836, Петербург - 14(26).9.1891, там же], артист, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1856-84 в труппе петерб. Большого т-ра (с 1860 Мариинский). С 1863 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Ученики: А. В. Ширяев, Н. Г. Легат, М. М. Фокин.

Г. М. Шлуглейт.

ВОЛКОВА (по мужу Д а б б а-д и) Наталья Александровна (р. 31.5.1940, Ленинград), балетмейстер, либреттист. В 1975 окончила балетмейстерское отд. Ленингр. коне. (курс О. М. Виноградова). Занималась в Нар. т-ре балета ленингр. ДК им. М. Горького, брала уроки у Н. В. Беликовой, Н. А. Камковой. В 1965-70 артистка балета Ленингр. Малого т-ра. Балетмейстерскую деятельность начала в 1970-е гг. с пост. танцев в операх. Пост. мн. номеров для танц. ансамблей, программы для фигуристов, телебалеты: "Остановись, мгновенье" на муз. С. М. Слонимского и Т. И. Когана (1976), "Мальчиш-Кибальчиш" Когана (1977), "Принц и нищий" H.C. Симоняна (1985). В труппе "Хореографические миниатюры" пост. одноактные балеты "Святочные игры" (1981), "Похождения Ходжи Нас-реддина" (1982), "Во имя жизни" (1985), "Жизнь артиста, или Пленный фавн" (1987, все комп. А. Л. Сойников) и миниатюры. Пост. балеты: в т-ре Улан-Удэ - "Белый пароход" Сойникова (1982); в Т-ре им. Кирова - "На краю" (по песням В. С. Высоцкого. 1988); в Ледовом т-ре И. Бобрина - "Немое кино" на муз. Ч. Чаплина (1986), "Распутин" А. Градского (1990), "Моцарт. Первый концерт для флейты" (1991); конц. номера для солистов Т-ра им. Кирова, танцы в спектаклях драм. т-ров. Постановкам В. свойственно личностное начало, эмоциональность и психологизм, основу танц. языка е„ балетов составляет свободная пластика. С 1989 в Париже (балетм. фигурного катания). В 1993 организовала собств. труппу и гастролировала по Франции. Автор статей о балете в зарубежной печати.

Лит.: Кремшевская Г., Рыцари миниатюры, "СБ", 1983, ј1; Савицкая Л., У него было две сказки..., "СБ", 1983, ј 4; В у л ь ф В., Спектакль о Нижинском, там же, 1988, ј 2.

Т. E. Кузовлеви.

ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович [4(16).5.1860, имение Фалль, под Ревелем (Таллинном), - 25.10.1937, Хот-Спрингс (похоронен в Ричмонде), штат Виргиния, США], князь, театр, деятель, режисс„р, критик, мемуарист. Внук декабриста С. Г. Волконского и правнук гр. А. X. Бенкендорфа. В 1884 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. В 1899-1901, будучи директором имп. т-ров, задумал широкий круг реформ, оказывал поддержку новациям M. M. Фокина, начал решительное обновление репертуара (постановки опер Р. Вагнера, балетов - "Арлекинада", "Времена года", "Испытание Да-миса", "Камарго", "Царь Кан-давл"), привл„к к работе в т-ре художников группы "Мир искусства" А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, В. А. Серова, К. А. Коровина, E. E. Лансере. Назначил балетмейстером Большого т-ра А. А. Горского. Вынужден был подать в отставку из-за конфликта с M. Ф. Кшесинской. С 1910-х гг. в ж. "Аполлон", "Студия", "ЕИТ", "Русская художественная летопись", "Русская мысль" выступал в поддержку новых течений в иск-ве. В 1910 познакомился с методом муз.-ритмич. воспитания (ритмикой) Э. Жак-Далькро-за, а также с системой выразит. жестов Ф. Дельсарта и стал активным пропагандистом их учения. Был последовательным противником классич. балета и "свободного" танца А. Дункан, полагая осн. принципом выразительности точную передачу ритма музыкального в ритме телесном. В 1912-14 директор Курсов ритмич. гимнастики в Петербурге, открытых при содействии Жак-Далькроза, командировавшего туда своих учеников, вт. ч. В. А. Альванг (Гри-нер). Издатель-ред. "Листков Курсов ритмич. гимнастики" (1913-14). Автор и реж.-постановщик спектакля-пантомимы "1914" (1915, Мариинский т-р). После 1917 преподавал ритмику, мимику, выразит, речь в театр. студиях Москвы ("Габима", Гос. ин-т муз. драмы, Пролеткульт) и Петрогр. театр, балетном уч-ще. Педагог Ритмич. ин-та в Москве. Чл. дирекции Большого т-ра (1918-19), чл. директории Гос. ин-та муз. драмы (1919-20). В 1921 эмигрировал. С 1926 жил в

Париже. Был постоянным сотрудником газ. "Последние новости", писал рецензии (о выступлениях А. и К. Сахаровых), А. П. Павловой, С. Лифаря, труппы Русский балет Дягилева, балетов К. Йос-са), чл. жюри конкурсов балета "Международные архивы танца" (Париж, 1932). Преподавал ритмику, мимику артистам мн. балетных школ, вт. ч. студий Кшесинской, В. А. Трефиловой, Ю. Ку-тыриной (Париж), К. Йосса (Лондон). Сотрудничал в ж. "Числа", "Современные записки", "Звено" и др. С 1932 директор Русской коне. в Париже. Автор статей и книг по вопросам выразит, движения, а также лит. произведений, мемуаров, книг по философско-религиозным вопросам, рус. истории и культуре.

Соч.: Человек и ритм, "Аполлон", 1911, ј 6; Ритм в сценическом искусстве, "Аполлон", 1912, ј 3-4; Художественные отклики, СПб., 1912; Человек на сцене, СПб., 1912;

Выразительный человек, СПб., 1913; Сопоставление, "Листки Курсов ритмической гимнастики", СПб., 1914, ј 6; Отклики театра, П., 1914; Законы мимики, "Записки Передвижного общедоступного театра", 1920-21, в. 30- 32; Мои воспоминания, т. 1-3, Мюнхен, 1923; тоже. т. 1-2, M., 1992.

Лит.: Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917; Б e н у а А. Н., Воспоминания о кн. С. M. Волконском (некролог), "Последние новости", Париж, 1937, 13 нояб.;

Маковский С., На Парнасе "Серебряного века", Мюнхен, 1962; Т e л я к о в-ский В. А., Воспоминания, Л.-M., 1965;

Цветаева M. И., Неизданные письма, Париж, 1972; Семеновский В., Два сюжета, "Т", 1981, ј9; Трофимова M., Князь Театра, "ТЖ", 1989, ј 6, 18;

Ахмеджанова Т., "Волконский необходим..." Очерк об одном эмигранте, "Т",

1989. ј 8; Г p и н e p B. А., Мои воспоминания [О С. M. Волконском], "Минувшее",

1990. ј 10; Ц в e т a e в a M., Кедр. Апология, "Новый мир", 1991, ј 7.

M. П. Трофимова. "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА, ИЛИ ТАНЦОВЩИКИ ПОНЕВОЛЕ", 1) балет в 2 актах Комп. Маковец. 24.10.1818, т-р Пашкова, Москва, балетм. Ф. Бернаделли; Лиза - Т. И. Глушковская. 12.6.1822, Большой т-р, Петербург, балетм. Андре Шмит. 4.7.1829, там же, балетм. Бернаделли; Лиза - Е. П. Азарова. 1833, там же, возобн.; исполнители - воспитанники Петерб. театр. уч-ща; 6.1.1990, Большой т-р (возобн. как образец старинного балета под назв. "Танцовщики поневоле"), балетм. В. Д. Тихомиров, дир. В. Н. Рябов;

Лоренцо - К. С. Кувакин, Агата - В. Ф. Гельцер, Жульетта - А. А. Джури. Людовик-Тихомиров, Попинт-И. Н. Хлю-стин. 2) "Волшебная флейта", одноактный балет. Комп. Р. Е. Дриго. 10.3.1893, спектакль Петерб. театр. уч-ща, балетм.

Л. И. Иванов; Лиза - С. С. Белинская, Лука

- M. M. Фокин. 11.4.1893, Мариинский т-р, балетм. тот же; Лиза - А. X. Иогансон (позже О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Л. Н. Егорова. Е. А. Смирнова), Лука - П. А. Гердт (позже Н. Г. Легат, Фокин). 12.8.1934, "Остров танца" (Москва), балетм. А. В. Шатин, реж. Е. В. Яворский, худ. В.Панфилов. В др. городах: Екатеринбург (1914, балетм. Ф. Ф. Трояновский). Балет входил в репертуар гастрольной труппы Анны Павловой. Е. Р. Губайдудлина. "ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО", большой фанта-стич. балет в 4 актах 7 картинах (на сюжеты сказок А. С. Пушкина и братьев Гримм). Комп. А. Н. Корещенко, сцен. M. И. Петипа, И. А. Всеволожский. 9.2.1903, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ. А. Я. Головин, дир. Р. Е. Дриго; Король-П. А. Гердт, Королева

- M. M. Петипа, Принцесса - M. Ф. Кше-синская, Принц-С. Г. Легат. 13.2.1905, Большой т-р, новая сценич. ред., балетм. А. А. Горский, худ. тот же, дир. А. Ф. Аренде; Король - К. С. Кувакин, Королева - Л. M. Востокова, Принцесса - Е. В. Гельцер, Принц - В. Д. Тихомиров. 17.4.1921, там же, балетм., худ. и дир. те же;

Королева - M. Р. Рейзен, Принцесса - А. M. Балашова, Принц-Л. А. Жуков.

Г. А. Гуляева.

ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (наст. имя и фам. Хаим Лейбович Флексер) [21.4(3.5). 1861, Житомир

- 6.7.1926, Ленинград], писатель, искусствовед, критик. В 1886 окончил юридич. ф-т Петербург. ун-та. Лит. деятельность начал в 1880. В 1889-99 сотрудник ж. "Северный вестник", в 1905-06 заведовал репертуарной частью т-ра В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже, в 1916 был редактором лит. отдела газ. "Биржевые ведомости", председателем ленингр. отделения Союза писателей, работал в совете Дома искусств, изд-ве "Всемирная литература". Автор работ в области философии, литры, живописи, т-ра. Основные книги: "Русские критики" (1896), "Борьба за идеализм" (1900), "Царство Карамазовых" (1901), "Леонардо да Винчи" (1902), "Книга великого гнева" (1903), "Г. С. Лесков" (1922), "Проблема русского балета" (1922), "Книга ликований" (1925). В. объявил себя борцом за идеализм, стал одним из основоположников и теоретиком символизма. В 1910-е гг. включил в сферу своих исследовательских интересов балет. Регулярно печатал статьи о балете в "Биржевых ведомостях" (1911-17), "Жизни искусства" (1920-25). Писал о репертуарных балетах, о ведущих мастерах - М. И. Петипа, М. М. Фокине, А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Т. П. Карсавиной, О. А. Спесивцевой, Е. П. Гердт, Э. И. Вилль, Л. С. Леонтьеве, К. П. Маклецовой, Л. А. Ивановой, А. Дункан и др. Внимание В. было сконцентрировано на хореогр. "тексте", на проф. данных исполнителя. В работах о балете В. последовательно развивал идею содержательности клас-сич. танца, как действенного, так и "чистого". Критик видел в н„м не только чередование красивых фигур и линий, но выявление духовных ценностей человечества. В 1921 открыл и возглавил Школу русского балета в Петрограде, просуществовавшую до 1926. В ней начинали пед. деятельность мн. артисты балета, в т. ч. А. Я. Ваганова.

Соч.: Проблема русского балета, П., 1923 ;

Книга ликований. Л., 1925; М., 1992.

Лит. /Молоствов И. Г., Борец за идеализм, 2 изд., СПб., 1903; "Небоскреб", 1922, ноябрь; Памяти А. Л. Волынского, Л., 1928;

Королицкий М. С., А. Волынский, Л., 1928; Пименова Э.К., Дни минувшие. Л.-М., 1929; Ходотов Н., Близкое - далекое, 2 изд., М.-Л., 1962; К у при -яновский П. В., Волынский - критик, в сб.: Творчество писателя и лит. процесс. Ива-ново, 1970; С о з и н а Е. К., Волынский в рус. лит. процессе, в сб.: Рус. лит-ра 1870-1890 гг., в. 16, Проблемы характера, Свердловск, 1983;

Гердт О., Энтузиаст и романтик, "СБ", 1986, ј 2. /'. Н. Добровольская.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница