Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 25)


КАНЦЫРЕВА Клавдия Ивановна [25.2(9.3). 1847, Петербург - ?], артистка. Родилась в семье крепостных. В 1855 получила вольную и вскоре была принята в Петерб. театр. уч-ще. В 1861 пресса впервые отметила воспитанницу К. в танцах оперы "Руслан и Людмила". По окончании уч-ща (1866) была принята в петерб. балетную труппу на амплуа деми-характерной танцовщицы. Дебютировала в роли Лизы (с П. А. Гердтом) в "Тщетной предосторожности". Первая исполнительница партии Золотой рыбки в пост. А. Сен-Леона "Золотая рыбка" (1867). В 1867 исполнила партии Лизетты ("Парижский рынок"), Терезы ("Сирота Тео-линда"), Джанины ("Наяда и рыбак"). Для К. были созданы: партия Клитии ("Царь Кандавл", 1868, балетм. М. И. Петипа), партия в хореогр. идиллии "Пастух и пч„лы" (балетм. Сен-Леон), роль крестьянки Фан-Сун в "Лилии" (1869, балетм. тот же). Танцам К. была присуща изящная игривость, задор и юмор. После 1870 К. часто болела, была переведена в кордебалет и в 1880 уволена по болезни.

Лит.: Вазем Е. О., Записки балерины Санкт-Петербургского Большого т-ра, 1867- 1884, Л.-М., 1937; Красовская В.М., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963. Л. А. Линькова.

КАПЛАН Сем„н Шл„мович (Соломонович) [25.12.1911(7.1.1912), Петербург - 21.1.1983, Ленинград], артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1947). По окончании Ленингр. хореогр. техникума (педагог В. И. Пономар„в) в 1930-59 в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщик, К. обладал блестящей техникой, пол„тным прыжком. Партии: Джарджи ("Сердце гор"), Премьер ("Утраченные иллюзии"), Спортсмен ("Золотой век"), Ромео; Сандро ("Родные поля"), Филипп ("Пламя Парижа"), Добрый молодец ("Весенняя сказка"), Петер ("Милица"), Андрей ("Татьяна"), Солор; Граф ("Лебединое озеро"), Базиль, Дезире, Голубая птица; Армен ("Гаянэ"), Щелкунчик, Зигфрид, Колен, Вацлав; Бернард, Коломан и Абдерахман ("Раймонда"), Ma Личен и Феникс ("Красный мак"), Актеон ("Эсмеральда"), Юноша ("Шопениана"), Гений вод ("Кон„к-Горбунок"), Зимняя птица ("Ледяная дева"). В 1936-70 и 1978-83 преподавал классич. танец в ЛХУ. В 1959-64 репетитор балета Ленингр. Малого т-ра. В 1964-78 репетитор Т-ра им. Кирова. Автор сценария

-балета "Тарас Бульба". Гос. пр.

СССР (1949). И. В. Ступников.

КАПУСТИНА (наст. фам. Ерганджиева) Надежда Алексеевна [17(30).9.1907, Москва

- 27.2.1987, там же], артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). По окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в 1927-59 в Большом т-ре. Первая исполнительница партии Терезы ("Пламя Парижа", балетм. В. И. Вайнонен, 1933). Др. партии: Мерседес ("Дон Кихот"), Андалузка ("Золушка"), Испанка ("Мирандолина"). Исполняла характерные танцы в балетах: "Кон„к-Горбунок", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", в опере "Иван Сусанин". Была одной из лучших характерных танцовщиц труппы. В 1961-65 преподавала В МХУ. В. И. Зарубин.

КАПУСТИНА Татьяна Константиновна (р. 14.4.1950, Мытищи

Моск. обл.), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1985). По окончании МХУ (педагог Л. К. Черкасова) в 1968-89 в Новосибирском т-ре. Партии: Мирта ("Жизель"), Зарема, Эгина, Мех-менэ Бану, фея Сирени; леди Макбет ("Макбет"), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"). С 1989 в Камерном т-ре совр. и классич. балета "Балет-Новосибирск". В репертуаре К. балеты: "Чудесный мандарин", "Женщина" (оба балетм. М. Мурдмаа), "Кто ты, Кармен?" (балетм. С. В. Колесник), "Медея" (балетм. И. В. Соковикова, А. В. Бердышев), конц. номера. Танцу К. присущи уверенность вращений, красота поз, техническая чистота. С 1980 препода„т в Новосибирском хореогр. уч-ще. 4-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1974).

Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб., 1990. M. H. Малков.

КАРАЛЛИ (К о p а л л и) Вера Алексеевна [27.7(8.8). 1889, Москва - 16.11.1972, Баден, Австрия], артистка балета и кино. Из обрусевшей греч. семьи. Отец - провинциальный театр, антрепрен„р А. М. Каралли-Торцов, мать - драм. актриса О. Н. Каралли. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог А. А. Горский) в 1906-18 в Большом т-ре. Классич. танцовщица лирич. плана, обладавшая эффектной сценич. внешностью, изяществом, одухотвор„нной пластикой, скульптурной законченностью и красотой поз, выразительными руками, К. не была,однако,технически сильной балериной. Для не„ Горский адаптировал партии классич. репертуара. Дебютировала в "Лебедином озере" (Одетта-Одил-лия). Первая исполнительница партий в балетах, пост. Горским:

Анитра ("Hyp и Анитра", 1907), Богиня Танит ("Саламбо", 1910). Др. партии: Саламбо ("Саламбо"), Эвника ("Эвника и Петро-ний"). Пастушка ("5-я симфония"), Жизель, Аврора, Никия, Медора, Раймонда, Китри, Лиза. Исполнила "Умирающего лебедя" (балетм. М. М. Фокин). В 1909 выступала в Русских сезонах в партии Армиды ("Павильон Армиды", балетм. Фокин). В 1918 уехала за границу. В 1919-20 в Русском балете Дягилева, затем в разл. труппах Европы и США. В

1928 создала Литовскую студию нац. балета, руководила ею. В 1930-35 балетм. Румынской оперы и рук. Бухарестской студии танца. В 1938-41 преподавала в Париже, с 1941 - в Вене.

С 1914 снималась в кино, завоевав славу кинозвезды. Снялась почти в 30 фильмах, в т. ч. "Ты помнишь ли?", "Сорванец", "Хризантемы" (все - 1914), "Война и мир" (1915), "Умирающий лебедь" (1917).

Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2, Танцовщики, Л., 1972; Бахрушин Ю. А., История pvc. балета, 3 изд.. M., 1977; Кремень В., У истоков содружества иск-в, "СБ", 1983, ј 4. В. Д. Неймино.

КАРЕЛЬСКАЯ Римма Клавди-евна (р. 16.4.1927, Калуга), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1967). По окончании МХУ (педагог М. А. Кожухова) в 1946-73 в Большом т-ре. Совершенствовалась у М. Т. Сем„новой. Партии: Зима ("Золушка"), фея Сирени, Одетта-Одиллия; Мирта ("Жизель"), Раймонда, Зарема;

Царь-девица ("Кон„к-Горбунок", I960, первая исполнительница, балетм. А. И. Радунский), Фрейлина ("Подпоручик Киже"), Жар-птица ("Жар-птица"). Академич. чистота классич. танца, л„гкость и широта прыжков, хорошая техника вращения отличали исполнит. мастерство К. В 1971-74 педагог классич. танца в Конц. ансамбле Классический балет. С 1973 педагог, с 1974 балетм.-репетитор Большого т-ра.

Лит.: Семенова М., Иск-во молодых, "Смена". 1955, ј 3; Тюрин Ю., Р. Карельская, в сб.: Наш Большой т-р, М., 1977;

Гоготишвили Г., Каждый день и всю жизнь, "ТЖ", 1988, ј 5; Л и п п а Э., Р. К. Карельская, "СБ", 1988, ј 2.

Э. В. Бочарникова.

КАРЕТНИКОВ Николай Нико лаевич (28.6.1930, Москва - 9.10.1994, там же), композитор. Засл. деят. иск-в Рос. Федерации (1993). В 1953 окончил Моск. \ коне. (педагог В. Я. Шебалин). Автор симф., вок., камерно-инст-; рум. произв., балетов: "Геологи" ("Героическая поэма", 1956; пост. 1964, Большой т-р, балетм. Н. Д. l Касаткина и В. Ю. Васил„в), "Ва-1 нина Ванини" (по Стендалю, 1962, 1 там же, балетм. те же), "Крошка 1 Цахес по прозванию Циннобер" 1 (по Э. Т. А. Гофману, 1958; пост. ' 1970, "Операхауз", Ганновер; 1983. j под назв. "Волшебный камзол".

Моск. Классич. балет, балетм. Касаткина и Васил„в).

Соч.: Темы с вариациями, М., 1990. Лит.: Шереметьевская Н., Хореогр. новелла, "СМ", 1962. ј 9; Красовская В., "Героическая поэма", там же, 1964, ј 4; Бэл за И., Сказочный мир Гофмана, "СБ", 19S3, ј 5; P ы ц а р с в а М., Судьба сочинения - судьба автора, "СБ", 1987, ј 4.

КАРЙНСКАЯ (наст фам. Жмудская) Варвара Андреевна (3.10.1886, Харьков-18.10.1983. Нью-Йорк), художник по костюму. В сер. 20-х гг. имела в Москве собств. худож. галерею, где продавались предметы рукоделия. В 1928 уехала в Германию, с 1930 в Париже, где работала с худ. К. Бераром, А. Дереном, С. Дали, С. Битоном как исполнитель костюмов, в т. ч. в 1932 для пост. Дж. Баланчина в труппе "Балле рюс де Монте-Карло" ("Котильон", "Конкуренция"). С 1938 жила в Нью-Йорке, где была известна как Барбара Каринска. С 40-х - кон. 70-х гг. исполняла почти все костюмы в пост. Баланчина, вначале по эскизам художников, затем вс„ чаще самостоятельно:

"Вальс" (1951), "Шотландская симфония" (1952, женские костюмы), "Щелкунчик" (1954), "Блестящее аллегро", "Дивертисмент

ј 15" (оба 1956), "Па де де Чайковского" (1960), "Сон в летнюю ночь" (1962), "Драгоценности" (1967), "Второй концерт Чайковского" (1973), всего ок. 50 балетов. Костюмы К. идеально отвечали требованиям, к-рые предъявляли балетмейстеры, прежде всего Баланчин: они предоставляли максимальную свободу телу танцовщика, выявляли смысл каждого движения и танцевальной комбинации, в то же время помогая создать необходимую атмосферу, настроение спектакля.

Лит.: Rubin I. A., Costumes by Karinska, "Dance magazine", 1967, June; H u с k e n-p a h 1 e r V., Madame Barbara Karinska:

Costumes to Delight, там же, 1968, January.

E. Я. Суриц "КАРМЕН-СЮИТА", одноактный балет Р. К. Щедрина (транскрипция музыки оперы "Кармен" Ж. Визе, по мотивам новеллы П. Мериме "Кармен"). 20.4.1967, Большой т-р, сцен. и балетм. А. Алонсо, худ. Б. А. Мессерер, дир. Г. Н. Рождественский; Кармен - M. M. Плисецкая, Хозе - Н. Б. Фадеечев, Тореро - С. Н. Радченко, Рок - Н. Д. Касаткина; экранизирован в кино (фильм "Балерина", 1969) и на ТВ (1978). 1972, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г. Р. Замуэль, худ. M. С. Щеглов, дир. А. С. Дмитриев, П. Бубельников; Кармен - В. С. Муханова, Л. В. Филина, Хозе - В. Б. Островский, П. M. Русанов, А. M. Сидоров, Тореро - Н. А. Долгушин, С. К. Кошолкин, С. А. Соколов, О. В. Ужинский. 30.12.1984, там же, балетм. Л. Б. Климова, худ. А. В. Хрущ„ва, дир. В. В. Кожин; Кармен - Е. И. Kv-никова, Хосе - К. А. Новос„лов. Тореро - Г. В. Судаков. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Воронеж (1973, 1977, Г. Г. Малхасянц), Пермь (1975, Климова),

Новосибирск (1976, А. А. Дементьев), Челябинск (1977, В. Н. Бугримович), Магадан (1978, Л. Шаульская), Свердловск (1978, A.M. Плисецкий), Красноярск (1978, Н. С. Маркарь-янц). В. А. Мийниеце. "КАРНАВАЛ", 1) Балет-дивертисмент на муз. К. Сен-Санса, А. К. Глазунова, А. Г. Рубинштейна, Л. Делиба, Р. Е. Дриго, И. Брамса, А. Ю. Симона и др. 8.12.1913, Большой т-р, балетм. А. А. Горский. В. Д. Тихомиров, M. M. Мордкин, худ. К. А. Коровин, дир. А. Ф. Аренде; исполнители - Е. В. Гельцер, M. П. Фроман, В. А. Каралли, В. В. Свобода, Л. А. Жуков, Л. А. Лащилин и др. 2) Балетная сюита на муз. Р. Шумана, сцен. В. А. Рябцев. 7.5.1924, Большой т-р, балетм. Рябцев, худ. Коровин, дир. Ю. Ф. Файер, исполнители - Гельцер, Л. M. Банк, Е. M. Адамович, И. В. Смольцов, В. А. Чудинов и др. 3) Одноактный балет на муз. С. Н. Василенко (использован фрагмент из его неосуществл„нного балета "Нойя"), сцен. А. А. Арапов. 20.11.1928, Большой т-р, балетм. Жуков, худ. Коровин, дир. Файер; исполнители - И. M. Вронская, M. Н. Горшкова, А. Г. Джалилова, Н. В. Короткова, Г. П. Никитина, Л. Н. Подрезкова, Т. С. Тка-ченко, Т. Я. Фрешкоп, А. И. Шелепина, А. А. Александров, M. M. Габович, А. M. Мессерер, В. И. Цаплин. Г. А. Гуляева.

"КАРНАВАЛ", одноактный балет на муз. одноим. фп. цикла Р. Шумана (в оркестровке А. С. Аренского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Н. Череп-нина и др.), сцен. M. M. Фокин. 20.2.1910, Петербург, зал Павловой, благотворит, спектакль, балетм. Фокин, худ. Л. С. Бакст;

Коломбина - Т. П. Карсавина, Арлекин - Л. С. Леонтьев, Киарина-В. П. Фокина, Пьеро - В. Э. Мейерхольд, Эвзебий - Ф. К. Шерер, Эстрелла - Л. Ф. Шоллар, Флорестан - В. Ф. Нижинский, Бабочка - Б. Ф. Нижинская, Панталоне -И. Ф. Бекефи. 6.2.1911, Мариин-ский т-р, балетм. и худ. те же, дир. Р. Е. Дриго;

Коломбина - Карсавина, Арлекин - Фокин, Пьеро - А. Р. Больм. 20.5.1910, Русские сезоны, Берлин, "Театр дес Вестенс" и 4.6.1910, парижская Опера, балетм. и худ. те же; Коломбина - Карсавина, Арлекин - Нижинский, Пьеро - Больм, Бабочка - Нижинская (позже партии Арлекина и Пьеро исполнял Фокин). 15.12.1962, Т-р им. Кирова, возобн. спектакля Фокина, балетм. К. M. Сергеев, худ. Т. Г. Бруни (декорации и костюмы по эскизам Бакста), дир. Ю. В. Гамалей; Коломбина - Т. Н. Легат, Арлекин - А. А. Павловский, Киарина - M. Н. Алфимова, Эстрелла - Н. Б. Ястребова, Бабочка-M. А. Васильева, Панталоне - К. В. Шатилов, Эвзебий - A.A. Нисневич, Флорестан - Г. Н. Селюцкий (экранизирован на ТВ, 1986). 3.3.1946, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, сцен. В. П. Бурмейстер, Ю. К. Чапковский, балетм. Бурмейстер, худ. Б. И. Волков, дир. В. А. Эдельман; Коломбина - M. С. Сорокина, Мечтатель - А. А. Клейн, Пьеро - А. Г. Крупенина, Арлекин - А. M. Соболь, Панталоне - И. В. Курилов. 30.12.1964, там же, возобн., балетм. и дир. те же, худ. А. Ф. Лушин; Коломбина - В. Т. Бовт, Арлекин - А. Н. Домаш„в, Мечтатель - А. В. Чичинад-зе, Пьеро - Ю. Б. Шерлинг, Панталоне - Ю. Д. Трепыхалин. Г. А. Гуляева.

КАРП Поэль Меерович (р. 31.8.1925, Киев), поэт, переводчик, публицист, критик, балето-вед. Канд. иск-ведения (1973). Окончил историч. ф-т Моск. ун-та (1949). Автор работ по вопросам совр. балетного т-ра и теории балета.

Соч.: Об одном несостоявшемся балете, "Т", 1953. ј К); Н. Тимофеева - Одетта- Одиллия, там же, 1955, ј 5; Новый балетный спектакль, там же, 1956, ј 4; Пасынки Терпсихоры, "Нева", 1957, ј 3; Второе рождение, "Т", 1959, ј 8; "Отелло", там же, I960, ј 8;

"Легенда о любви", там же, 1961, ј 9; Продолжение жизни, "ТЖ", 1961, ј 23; Пути и перепутья, "СМ", 1962, ј 8; "Каменный цветок" С. С. Прокофьева (совм. с С. Я. Левиным), Л., 1963; Т. Вечеслова, в кн.: Вечеслова Т., Я - балерина, Л.-М., 1964; "Шурале", в сб.: Л. Якобсон, Л., 1965; О балете, M., 1967;

Новые балеты Григоровича, "Звезда", 1969, ј 9; Габович пишущий и говорящий, в сб.: M. Габович, M., 1977; С. Б. Вирсаладзе, в сб.:

Ленингр. художники т-ра, Л., 1971; Испытание младшей музы, "Звезда", 1973, ј 2; Размышления после юбилея, "Нева", 1977, ј 4; Балет и драма, M., 1980; Младшая муза, M., 1986; M. Семенова (буклет), M., 1988.

А. А. Соколов-Каминский.

КАРПАКОВА Полина (Пелагея) Михайловна [26.4(8.5). 1845- 1920], артистка. Дочь танцовщика Большого т-ра M. С. Карпакова. Племянница Т. С. Карпаковой, сестра танцовщицы Н. M. Карпаковой. По окончании балетного отд. Моск. театр. уч-ща (педагог К. Блазис) с 1865 в Большом т-ре. Ученицей исполняла ответственные партии, в т. ч. Сильфиды ("Сильфида", 1863). В дальнейшем - одна из ведущих танцовщиц т-ра. Партии: Рыбачка

("Дочь фараона"), Сатанилла ("Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа) - обе балетм. М. И. Петипа, Царица русалок ("Папоротник", балетм. С. П. Соколов), Сараваста ("Дева ада"), Арифа ("Арифа") - обе балетм. И. Ган-сена, Елена (опера "Роберт-дьявол"), Исполнительница партии Одетты в первой пост. "Лебединого озера" (1877, балетм. В. Рей-зингер). К. были близки формы романтич. балета, в них обнаруживались мягкость, певучесть, грация поз и движений танцовщицы. Оставила сцену в 1883.

В. М. Красовская.

КАРПАКОВА (по мужу Богданова) Татьяна Сергеевна [ок. 1812 - 31.10(12.11).1842], артистка. В 1831 окончила Моск. театр. уч-ще (педагог Ф. В. Гюллень-Сор). С 1824 выступала на сцене Большого т-ра в дивертисментах, в детских партиях балетных спектаклей, в водевилях. В 1831-40 танцовщица Большого т-ра. Осн. партии К. исполнила в пост. Гюллень-Сор: Розальба ("Розальба"), Фенелла ("Фенелла", 1836). В этих и др. партиях, как лирико-комедийных, так и трагедийных, проявилось мимич. дарование К., сочетавшееся с высокой танц. техникой. Л„гкий, воздушный танец К. отличался поэтич. выразительностью, отмеченной С. Т. Аксаковым. Дочерью К. была известная балерина Н. К. Богданова.

Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.- М., 1958. В. М. Красовская.

КАРПОВ Михаил Павлович (28.10.1884, Царицын, ныне Волгоград - 21.2.1960, Ленинград), дириж„р, аккомпаниатор. В 1905 окончил придв. Певческую капеллу (класс М. А. Балакирева), в 1915 - Петрогр. коне. В 1915-18 концертмейстер, в 1918- 59 балетный дир. Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов: "Капризы бабочки" Н. С. Кроткова (1922), "Ручей" Л. Делиба и Л. Ф. Минкуса (1925), "Раймонда", "Корсар" (оба 1931), "Баядерка" (1932). Автор фортепианных транскрипций партитур балетов "Гаянэ"; "Тарас Бульба" В. П. Соловь„ва-Седого, "Спартак".

Аккомпанировал на концертах балета, и. в. Ступников. КАРПОВА Татьяна Кузминична (р. 15.10.1946, Вологда), артистка. Засл. арт. РСФСР (1983). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Г. К. Кузнецов) в 1966-87 в Горьковском т-ре. Партии: Сольвейг ("Пер Гюнт"), Эсмеральда, Жизель, Ева, Фригия; Октавия ("Антоний и Клеопатра"), Маша ("Щелкунчик"), Аврора; Геро ("Любовью за любовь"), Джульетта, Мария;

Катерина ("Каменный цветок"), Лиза; Гюльнара ("Корсар"). Стилю К. присущи безупречное владение техникой классич. танца, лиризм, музыкальность.

С. Л. Чуянов.

КАРСАВИН Платон Константинович [17(29).11.1854, Петербург - 1922, там же], артист, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. И. Петипа) в 1875-91 в Мариинском т-ре. Дебютировал воспитанником в 1867 в балете "Сирота Теолинда" (Граф Ульрих, балетм. А. Сен-Леон). Первый исполнитель партий и танцев в пост. Петипа:

Аполлон ("Две звезды", 1871), Тритон ("Приключения Пелея", 1876), черногорский танец ("Роксана, краса Черногории", 1878), Лавирон ("Фризак-цирюльник", 1879), Шут ("Млада", 1879), абиссинский танец ("Зорайя", 1881), индусский танец ("Талисман", 1889), Принц Фортюне ("Спящая красавица", 1890), па де сие ("Калькабрино", 1891). Др. танцы: па де де ("Жизель"), па де труа ("Пахита"), уральский ("Кон„к-Горбунок"), тарантелла ("Бандиты"), а также танцы в операх: "Джоконда", "Демон", "Мефистофель" - все балетм. Петипа, "Волшебный стрелок" (балетм. Л. И. Иванов). Отличался виртуозной техникой, обладал большим прыжком и сильными пируэтами. Был партн„ром В. А. Никитиной, М. Н. Горшенковой. Имея все данные, К. не стал ведущим танцовщиком труппы, был артистом "даровитым, но зат„ртым закулисною рутиной" (А. А. Плещеев). В 1882-96 преподавал бальные танцы в Петерб. театр. уч-ще.

Лит.: Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1S99; Красовская В. М., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963;

Карсавина Т., Театр, улица, Л-, 1971.

Т. Е. Кузовлева.

КАРСАВИНА Тамара Плато-новна [25.2(9.3).1885, Петербург - 26.5.1978, Биконсфилд, близ Лондона], артистка. Дочь П. К. Карсавина, сестра философа Л. П. Карсавина, внучатая племянница философа и писателя А. С. Хомякова. В 1902 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги П. А. Гердт, А. А. Горский). Воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета "Дон Кихот" в пост. Горского, старинное па де де "Жемчужина и рыбак", вставленное Гердтом в возобновл„нную им "Жавотту" (обе - 1902, Мариинский т-р). На выпускном спектакле танцевала в фрагменте "В царстве льдов" (из балета "Искра любви", пост. Гердта). В 1902-18 в Мариинском т-ре.

Иск-во К. складывалось в пору кризиса академизма и поисков выхода из него. В творчестве М. М. Фокина, начинавшего с нарочитого противостояния академич. балету, К. почувствовала нечто близкое. Фокин же, делавший поначалу ставку на А. П. Павлову, не сразу рассмотрел в К. свою идеальную исполнительницу. К. явилась родоначальницей принципиально новых тенденций испол-нительства в балетном т-ре 20 в., получивших позже название "интеллектуального искусства". Критики, ревнители академизма, находили в исполнении К. немалые изъяны. Занятия у X. П. Иогансо-на, Е. П. Соколовой, стажировка в Италии у К. Беретта, консультации С. Г. Легата помогали преодолевать недостатки. От сольных партий - цветочница Цикалия ("Дон Кихот"), подруга Сваниль-ды ("Коппелия"), па де катр фресок ("Кон„к-Горбунок"), па де де ("Жизель"), па де труа ("Лебединое озеро"), Генриетта ("Раймонда") - К. стала переходить к ведущим партиям: Флора ("Пробуждение Флоры"), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"). Уникальность дара К. проявилась сполна лишь в работе над новыми пост. Фокина. Е„ интеллект сообщал некую конструктивную основу импрессиони-стич. хореографии Фокина. Игра оттенков, присущая импрессионизму, не становилась у К. самоцелью, но преломл„нная ею, вела к воплощению неких вечных истин и идей. Так поиски совр. иск-ва в е„ творчестве смыкались с ценностями академизма. Первая исполнительница партий в пост. Фокина: 11-й вальс ("Шопениана", 2-я ред., 1908), еврейский танец ("Египетские ночи", 1909), Коломбина ("Карнавал"), Жар-птица (обе - 1910), Девушка ("Призрак розы"), нимфа Эхо ("Нарцисс"), Балерина ("Петрушка", все- 1911), 1-я из ж„н Царя ч„рных островов ("Исламей"), Молодая девушка ("Синий бог"), Тамара ("Тамара"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"; все - 1912), "Прелюды" (1913), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Ореада ("Мидас", обе -

1914), "Сон" (1915), танцы в опере "Руслан и Людмила" (1917). Две е„ лучшие партии созданы в дуэте с В. Ф. Нижинским: Девушка ("Призрак розы") и Балерина ("Петрушка"). Вкус к стилизатор-ству, приобрет„нный К. в сотрудничестве с Фокиным, сказался и в работе над академич. репертуаром. Исполнила гл. партии в балетах: "Жизель", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Щелкунчик", "Фея кукол", "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Пахита", "Арлекинада". Последнее выступление в Мариинском т-ре - в 1918 в "Баядерке". Гастролировала с труппой Г. Г. Кякшта (1906); а также в Праге (1908), Милане, Лондоне (1909), Берлине, Брюсселе, Лондоне (1910), с труппой С. П. Дягилева - с 1909.

С июля 1918 в Лондоне. До 1929 в Русском балете Дягилева, где наряду с прежними исполнила партии: Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песнь Соловья"), Пимпинелла ("Пульчинелла"), па де де (опера-балет "Женские хитрости") - все балетм. Л. Ф. Мясин. В 1929-31 в труппе "Балле Рамбер". Оставила сцену в

1931. Возобновила балеты Фокина "Призрак розы" для "Сэдлерс Уэллс балле" (1943), "Карнавал" для "Вестерн тиэтр балле" (1961), помогала Ф. Аштону в пост. "Тщетной предосторожности", репетировала с М. Фонтейн партию Жар-птицы.

Разрабатывала новые способы записи танца (1905), переводила труд Ж. Ж. Новера "Письма о танце". Автор ряда статей, мемуаров, методич. пособия по классич. танцу. Вице-през. Королевской академии танца (Великобритания, 1930-55).

Со ч.: Theatre Street, L., 1930; в рус. пер. -Театральная улица. [Л.]. 1971; Ballet Technique. L.. 1956; La Fille Mal Gardee at the Marinsky, в кн.: La Fille Mal Gardee, L.. 196U.

Лит.: С в e т л о в В., Т. П. Карсавина, в кн.: Рус. балет, СПб.. 1913; Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; К p а с о в с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л.. 1972; Cocteau J., Tamara Karsavi-na. "Comoedia Illustre". 1911, ј 18; L i fa r S., Les Trois Graces du XX-e siecle, 1957.

A. A. Соколов-Каминский.

КАСАТКИНА Наталия Дмитриевна (р. 7.6.1934, Москва), артистка, балетмейстер, сценарист. Нар. арт. РСФСР (1984). В 1953 окончила МХУ. В 1954-76 в труппе Большого т-ра. Характерная танцовщица. Была первой исполнительницей партий: Бесноватая ("Весна священная", 1965, балетм.

К. и В. Ю. Васил„в), Рок ("Кармен-сюита", 1967, балетм. А. Алон-со), Индийская кукла ("Щелкунчик", 1966, балетм. Ю. Н. Григорович). Для танца К. характерны благородство пластич. линий, психологич. проникновенность, правда чувств. Др. партии:

Мерседес ("Дон Кихот"), Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Фанни ("Тропою грома"). Исполняла характерные танцы в балетах: "Раймонда", "Лебединое озеро", "Золушка", "Дон Кихот". Снималась в кинофильме-концерте "Балерина" (1969), телеэкранизации "Половецких плясок" (1972), телефильме-концерте "Хореографические новеллы" (1973).

С 1960-х гг. работает с Васил„вым как балетмейстер и сценарист. Для спектаклей К. и Васил„ва характерны остроконфликтная драматургия, крепкая режиссура, своеобразие хореогр. языка, основанного на сочетании классич. танца и совр. пластики. Ими поставлены балеты: "Ванина Ванини" (1962, Большой т-р) и "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, там же) Н. Н. Каретникова;

"Весна священная" (1965, там же;

1967, Берлин; 1969, Ленингр. Малый т-р; 1979, Моск. классич. балет; экранизирован на ТВ в 1990), "Прелюдия" на муз. И. С. Баха и "Тристан и Изольда" на муз. Р. Вагнера (обе 1967, Большой т-р), "Наш двор" Т. Н. Хренникова (1979, МХУ), "Сотворение мира" А. П. Петрова (1971, Т-р им. Кирова; 1976, Таллин, затем Ташкент, Свердловск, Будапешт, Берлин; 1978, Моск. классич. балет), "Ромео и Джульетта" (1972, Новосибирский т-р; под назв. "Повесть о Ромео и Джульетте", 1981, Моск. классич. балет), "Прозрение" Ю. М. Буцко (1974, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), вокаль-но-хореогр. симфония "Пушкин. Размышления о поэте" Петрова (1979, Т-р им. Кирова; 1986, Моск. классич. балет). В Моск. классич. балете ими пост.:

"Гаянэ" (1977), "Волшебный камзол" Каретникова (1983), "Проделки Терпсихоры" на муз. И. Штрауса (1984), "Лики любви" на муз. разн. комп. (1987), "Петербургские сумерки" на муз. П. И. Чайковского (1987), "Поцелуй феи" И. Ф. Стравинского (1989; экранизирован на ТВ в 1990), "Золушка" (1993); новые ред. балетов "Лебединое озеро" (1988), "Дон Кихот" (1990), "Жизель" (1991), "Щелкунчик" (1994). Были также реж. оперных спектаклей, пост. хореографич. миниатюры; балетм. телефильма-концерта "Хореографические новеллы" (1973) и телебалета "Синие розы для балерины" (1985). С 1977 К. и Васил„в - худ. рук. Конц. ансамбля Классический балет (с 1992 Гос. т-р Классического балета под рук. Н. Касаткиной и В. Васил„ва). Гос. пр. СССР (1976). 1-я пр.

Всес. конкурса нов. конц. номеров (1969).

Соч.: Балетмейстер и исполнитель, "Т", 1968, ј 3; Сотворение мира, "Аврора", 1971, ј 5; Н. Сорокина, "МЖ", 1973, ј 5; Дуэт из Новосибирска, "СМ", 1973, ј 1; В союзе со зрителем, "СБ", 1986. ј 2; "Каждый солдат может стать генералом", там же, 1991, ј 5 (вс„ - совм. с В. Ю. Васил„вым).

Лит. : Шереметьевская Н., Хореографич. новелла, "СМ", 1962, ј 9; е„ ж е, Вокально-хореографическая симфония А. Петрова "Пушкин", "МЖ", 1980, ј 4;

Львов-Анохин Б., Балетмейстеры Н. Касаткина и В. Василев, "Сиб. огни", 1974, ј8; Илупина А., Вдвоем и вместе, "Сов. эстрада и цирк", 1984, ј7; Луцкая E., Судьба и характер, "МЖ", 1984, ј 5;

Литвинская E., Все достойно восхищения, "КиЖ", 1985, ј 9. В. В. Голубин.

КАСАТКИНА Татьяна Александровна (р. 7.2.1949, Пермь), артистка. По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1967-71 в Куйбышевском т-ре, в 1971-72 в Саратовском т-ре, в 1972-88 в Новосибирском т-ре. Партии:

Одетта-Одиллия, Зарема, Хозяйка Медной горы; Китри и Мерседес ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Анна ("Анна Каренина"), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"), Кармен; Солистка ("Болеро"). Броская уверенная техника танца позволяла К. создавать партии, наполненные страстностью, динамикой. С 1988 педагог сценич. танца в Новосибирском театр. уч-ще.

Лит.: Сохрина А., На пути в мир поэзии, "ТЖ", 1973, ј 21; Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб., 1990.

M. H. Малков. "КАТАРИНА, ДОЧЬ РАЗБОЙНИКА", "Ка тарина", балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам биографии итал. художника 17 в. Сальва-тора Розы). Комп. Ц. Пуни, сцен. Ж. Перро. 3.3.1846, Королевский т-р, Лондон, балетм. Перро, худ. Ч. Маршалл; Катарина-Л. Гран, Дьяволино - Перро, Сальватор Роза - Л.-Ф. Госселен. В России: 4.2.1849, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро; Катарина-Ф. Эльслер (позже К. Гризи, Л. Флери, Н. К. Богданова, М. С. Петипа и др.), Дьяволино - Перро, Сальватор Роза - X. П. Иогансон. 1.11.1870, Мариинский т-р, возобн., балетм. М. И. Петипа (по Перро), худ. А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер (декорации), И. Панов (костюмы); Катарина - А. Гранцова. 25.10.1888, там же, возобн., комп. Пуни, Р. Е. Дриго, балетм. Э. Чеккетти (по Перро), худ. Г. Левот, М. И. Бочаров (декорации), Е. П. Пономар„в (костюмы), дир. Дриго; Катарина - Л. Альджи-зи. 9.1.1894, там же, возобн., балетм. тот же;

Катарина - П. Леньяни. 12.1.1850, Большой т-р, Москва, балетм. Фредерик (по Перро);

Катарина - И. Матиас (позже Е. А. Санков-ская, А. И. Собещанская, Л. Н. Гейтен и др.), Дьяволино - Ф. Монтассю, Сальватор Роза - Д. И. Кузнецов. 5.2.1895, там же, возобн., балетм. X. Мендес (по Перро), худ. К. Ф. Вальц, И. П. Сергеев, К. Гроппиус, Кокурин;

Катарина - Е. Н. Калмыкова, Дьяволино - Н. П. Домаш„в, Сальватор Роза - И. Н. Хлю-стин. Г. В. Иноземцева.

КАЧАРОВ Евгений Сумбатович [14(17).6.1905, Шуша, Азербайджан - 20.2.1986, Москва], артист, балетмейстер. Учился у М. Н. Горшенковой и Л. Р. Нелидовой. В 1928 ставил танцы в Самарском т-ре. В 1934-36 в Московском художественном балете, в 1931- 34 и в 1936-55 в Большом т-ре, исполнял характерные и мимические партии, продолжал традиции А. Д. Булгакова. Одна из лучших ролей - Злой Гений ("Лебединое озеро"). К. - последний партн„р Е. В. Гельцер. Феноменальная хореографич. память позволяла К. реконструировать забытую хореографию. Возобновил "Узоры индусского ожерелья" по М. М. Фокину, па де де из балета "Сатанил-ла" по М. И. Петипа, "Мгновение с Гайдном" по К. Блазису, "Вакханалию" по А. А. Горскому, "Испанскую сюиту" по Гельцер. Восстанавливал классич. па де де для М. А. Сабировой. Осн. постановки: "Из фондов мировой классики" (1978, Московский классический балет); "Вечер старинной хореографии" (1980, Т-р им. Айни).

Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Мордкин в "пересказе" Качарова, "СБ", 1991, ј 3;

e г о "ж e, Легенда: Гельцер, Качаров, Сабирова, "Балет", 1992, ј 2. E. Р. Губаидуллина.

КАШЙРИНА Аннэлина Ива новна (р. 8.6.1943, Новая Ляля Свердловской обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1988). По окончании ЛХУ (педагоги Н. В. Беликова, Н. М. Стуколкина) с 1962 в Т*ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Старейшина ("Фея Рондских гор", 1980, балетм. О. М. Виноградов), Вероника ("Неаполь", 1982, хореография А. Бурнонвиля, ред. и пост. Э. М. фон Розен). Др. партии:

Мерседес ("Дон Кихот"), Египтянка ("Спартак"), "Малявинские бабы", "Кумушки" ("Хореографические миниатюры"). Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мачеха ("Золушка"), Сваха ("Шу-рале"), Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Мать Османа ("Асият"). Исполняла характерные партии в балетах "Лебединое озеро", "Кон„к-Горбунок", "ЛауреНСИЯ". И. В. Ступников.

КАШКИН Николай Дмитриевич [27.11(9.12).1839, Воронеж - 15.3.1920, Казань], муз. критик, педагог. Учился у А. И. Дюбюка (фортепиано и теория музыки). В 1866-1906 преподавал в Моск. коне. (с 1875 проф.). С 1862 выступал как критик ("Московские ведомости", "Артист", "Русская музыкальная газета", "Музыкальный современник"). Отстаивал эстетич. принципы рус. муз. школы. Сыграл видную роль в пропаганде творчества М. И. Глинки, композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского. В статьях о пост. "Лебединого озера" (1877) и "Спящей красавицы" (1899) К. подч„ркивал мелодич. изобретательность, изящество гармоний, технич. мастерство музыки Чайковского, называл "Спящую красавицу" "симфоническим балетом". Высоко оценивал балетное творчество А. К. Глазунова. В рецензиях на нек-рые пост. А. А. Горского ("Дочь Гудулы", "Волшебное зеркало" А. И. Корещен-ко) отмечал как достоинства, так и слабые стороны его реформы.

Соч.: Статьи о рус. музыке и музыкантах, М., 1953; Избр. статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избр. статьи о М. И. Глинке, М., 1958.

, В. В. Ванслов.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница