Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 27)


КОМЛЕВА Габриэла Трофи-мовна (р. 27.12.1938, Ленинград), артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1983). По окончании ЛХУ (педагоги В. С. Костровицкая, В. П. Мей) в 1957-88 в Театре им. Кирова. Одна из тех, кто определял направление поисков в совр. исполнительстве. В е„ творчестве совершенство формы инструментального танца соединилось с ярким акт„рским талантом. Исполняла уникальный по разнообразию репертуар - от лирич. до трагедийного. Богатство и выразительность красок делали каждую роль эмоционально насыщенной и многоплановой. Драма-тич. дарование и остросовременное пластич. чуть„ в К. открыл И. Д. Бельский (Потерявшая любимого, "Берег надежды", 1959, первое исполнение). В партиях Девушки ("Ленинградская симфония", балетм. тот же, 1961, первое исполнение), Планеты ("Дал„кая планета", балетм. К. М. Сергеев, 1964, первое исполнение) танец К. тяготел как к поэтич. обобщ„нности, так и метафоричности. В роли Асият ("Горянка", балетм. О. М. Виноградов, 1968, первое исполнение; Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1970), рассчитанной на драматич. выразительность и виртуозный танец, артистка сумела передать разнообразие эмоций - от безмятежной радости до трагич. накала страстей. Выдающаяся исполнительница академич. репертуара, признанная "балериной Петипа", К. станцевала Аврору, Китри, Одетту- Одиллию, Пахиту, Жизель, к-рые в муз. и хореографич. плане стали этапными в истории исполнения этих партий. Танцевала практически все классич. партии, в том числе: Раймонду, Мирту; 7-й вальс ("Шопениана"). В романтич. балете - Сильфида ("Сильфида"), Эсмеральда; Девушка ("Наяда и рыбак"). Одна из лучших ролей К. - Никия (балет с е„ участием снят на ТВ в 1979). Героиня К. потрясала силой чувств, обретших в танце совершенную хореографич. форму. Балерине близки сложные, противоречивые натуры, драматич. судьбы, в том числе в совр. репертуаре: Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы; Сари ("Тропою грома"). Конц. деятельность К. включает более 30 постановок, среди к-рых: "Жар-птица" (балетм. Б. Я. Эйфман), "Ковбои" (на муз. Т. И. Когана, балетм. Л. В. Якобсон, обе 1975), "Романс" на муз. Г. В. Свиридова (балетм. Д. А. Брянцев, 1982, все первое исполнение). Первое исполнение в СССР: "Романтическое па де де" (балетм. В. Гзовский, 1972), "Па де катр" (балетм. А. Долин, 1966), "Качуча" (балетм. Ф. Эльслер, возобн. П. Лакотта, 1979). Активно сотрудничала с ТВ ; ведущая цикла передач "Премудрости Терпсихоры" на Ленингр. ТВ

(1985-89). Снималась в телефильмах-концертах: "Образы танца" (1974), "Танцует Габриэла Комлева" (1981), "Неистовая Айседора" (1987); в телеэкранизации балетов: "Жар-птица" (1977), "Ленинградская симфония" (1982), "Золушка" и "Павана мавра" (обе 1985). В 1984 окончила балетм. отд. Ленингр. коне.

Педагогич. деятельность: в ЛХУ (1971-78), в Т-ре им. Кирова (с 1979); в Ленингр. коне. (с 1987, курс "Искусство балетмейстера-репетитора" ; проф., 1994). Осуществила перенос и возобн. классич. спектаклей: "Лебединое озеро" (1986), "Спящая красавица" (1987, оба Новосибирск); "Шопениана", "Пахита", "Тени" (совм. с И. С. Янанис, 1990, Штаатсопер, Берлин). Препода„т и ставит танцы за рубежом. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1966), Всес. конкурса новых хореогра-фич. номеров (1967).

Соч.: Образность танца, в сб.: Мастера балета - самодеятельности, вып. 2, M., 1978;

Необходимо внимание к исполнительству, "СБ", 1984, ј 2; вступит, статья к кн.:

Костровицкая В., Писарев А., Школа классич. танца, 3 изд.. Л., 1986.

Лит.: Быстро в П., Г. Комлева, Л-, 1984; КрасовскаяВ., Г. Комлева (буклет), в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 2, Л.-M., 1968; БельскийИ., Г. Комлева,

"СБ", 1983, ј 3; Т. К., Г. Комлева, "Т", 1983, ј 6; Д e м и д о в А., Встречи в юбилейном году, "МЖ", 1983, ј 16; Савицкая Л., Вдохновенный академизм, "СБ", 1987, ј 3;

Давлекамова С., Талант и обаяние Габриэлы, "КиЖ", 1989, ј 2.

Б. А. Илларионов.

КОНДРАТОВ Андрей Юрьевич (р. 1.4.1946, Москва), артист. Засл. арт. РСФСР (1983). Сын Ю. Г. Кондратова. По окончании МХУ (педагог Г. М. Евдокимов) в 1966-86 в Большом т-ре. Дебютировал в па де труа ("Лебединое озеро", 1970). Партии: Вацлав;

Ильяс ("Асель"), Голубая птица (1973, балетм. Ю. Н. Григорович, первый исполнитель), Моцарт ("Моцарт и Сальери", 1973, балетм. В. Боккадоро, первый исполнитель), Паганини, Альберт; Чиполлино ("Чиполлино"), Данила, Спартак, Ферхад; Юноша ("Шопениана"), Банко ("Макбет", 1980, балетм. В. В. Васильев, первый исполнитель), Пискар„в ("Эскизы"), Клавдио ("Любовью за любовь"). Танцовщик лирико-драм. дарования, владеет л„гким, пол„тным прыжком. Способность к перевоплощению помогает К. создавать контрастные по характеру и стилю партии. С 1990 в Т-ре балета КДС; партии: Банко ("Макбет"), Ротмистр ("Привал кавалерии", 1991, хореография М. И. Петипа, первый исполнитель).

Лит.: Тимошин Ф., По стопам отца, "ТЖ", 1972, ј 7; И л у п и н а А., На сцене Тегерана, "МЖ", 1975, ј 13; П e т p о в a E., Трудный экзамен, "ТЖ", 1979, ј 18.

КОНДРАТОВ Юрий ГригорьеТич (6.2.1921, Москва - 14.7.1967, там же), артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1962). По окончании МХУ (педагог П. А. Гусев) в 1940-59 в Большом т-ре. Учеником исполнил гл. партию Илько на премьере балета "Светлана" (1939, балетм. Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, А. И. Радунский). Партии: Тибул ("Три толстяка"), Зигфрид, Базиль; Принц ("Золушка"), Жан де Бриен; Фабрицио ("Мирандолина"), Ma Личен ("Красный мак", 1949, балетм. Л. М. Лавровский, первый исполнитель; Гос. пр. СССР, 1950), Дезире, Данила, Альберт; Али-Батыр ("Шурале"), Фрондосо;

Ленни ("Тропою грома"). Танец К. отличался отточенной техникой, скульптурностью и заверш„нностью поз, мужественностью. Мастер дуэтно-классич. танца, К. был партн„ром М. Т. Сем„новой, Г. С. Улановой, О. В. Лепешин-ской, М. М. Плисецкой. С 1943 педагог, в 1959-64 худ. рук. МХУ. В 1964-67 худ. рук. ансамбля "Балет на льду".

Лит.: Ю. Г. Кондратов, М., 1953 (буклет). В. И. Зарубин.

КОНДРАТЬЕВ Алексей Ефимо вич [1784 или 1785 - 24.12.1864 (5.1.1865), Петербург], художник т-ра. Учился в АХ (1795-1806). В 1806-43 работал при петерб. Дирекции имп. т-ров (в 1806-14 пом. живописца, совершенствовался под рук. Д. А. Корсини, с 1816 пом. декоратора, в 1817-43 декоратор). Участвовал в оформлении мн. пост. Ш. Дидло в Большом (Каменном) т-ре, в т. ч.:

"Краковская свадьба" (1809, 1822), "Ацис и Галатея" (1816), "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники", "Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" (обе 1817), "Леон и Тамаи-да, или Молодая островитянка", "Зефир и Флора" (Эрмитажный т-р), "Калиф Багдадский, или Приключения молодости Гарун-аль-Рашида" (все 1818), "Лаура и Генрих, или Трубадур", "Хензи и

Тао, или Красавица и Чудовище" (обе 1819), "Кора и Алонзо, или Дева Солнца" (1820, 1829), "Ана-креонт и Купидон" (1823), "Федра и Ипполит" (1825), "Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" (1829), "Кавказский пленник, или Тень невесты" (1838). Оформил балет "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" (1824)., Выполнял также декорации по эскизам П. Гонзаго, Корси-ни, А. А. Роллера. Известен как мастер архитектурных и пейзажных декораций.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Сыркина Ф. Я., П. ди Г. Гонзага, Жизнь и творчество, М., 1974;

Давыдова М. В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва XVIII - нач. XX вв., М., 1974. В. А. Кулаков.

КОНДРАТЬЕВА Марина Викторовна (р. 1.2.1934, Ленинград), артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1976). По окончании МХУ (педагог Г. П. Петрова) в 1952-80 в Большом т-ре. Совершенствовалась у М. Т. Сем„новой. Первая ведущая партия - Золушка (1953). Первая исполнительница партий: Катерина ("Каменный цветок", 1959, балетм. Ю. Н. Григорович), Водяница ("Кон„к-Горбунок", балетм. А. М. Радунский),

Муза ("Паганини", балетм. Л. М. Лавровский, оба 1960), Магнолия ("Чиполлино", 1977, балетм. Г. А. Майоров). Партии классич. наследия: Жизель; Сильфида ("Шопе-ниана"), Одетта-Одиллия, Аврора; Девушка ("Видение Розы"), Маша ("Щелкунчик"). Партии совр. репертуара: Джульетта, Мария, Ширин, Фригия, Хозяйка Медной горы; Анна ("Анна Каренина"), Девушка-птица ("Шура-ле").

К. - продолжательница традиций романтич. балета. Е„ танец отличался певучей протяж„нностью линий, л„гкостью, воздушным абрисом не только в прыжках, но и в terre-a-terre'Hbix па. Своих героинь наделяла поэтичностью, и при этом - духовной бескомпромиссностью. С 1980 педагог-репетитор Большого т-ра. В 1980-87 преподавала также в ГИТИСе (доцент, 1986). С 1987, одновременно с работой в Большом т-ре, вед„т занятия в Ин-те танца в Москве. Снималась в телеэкранизации балета "Паганини" (1974); творчеству К. поев. телефильм-концерт "Балерина Марина Кондратьева" (1979).

Соч.: Любимая ученица, "СБ", 1982, ј 1;

Воспоминания о Л. М. Лавровском, в сб.: Л. М. Лавровский, М-, 1983.

Лит.: Чернова Н., М. Кондратьева, "Т", 1970, ј3; Богуславская А., Высокая поэзия чувств, "ТЖ". 1971. ј 16;

Петрова E., M. Кондратьева, "Т", 1976, ј 3; Южина К., Вдохновенный полет, "КиЖ", 1977, ј 3. С. А. Дивлекамова.

КОНДРАТЬЕВА (по мужу Малхасянц) Нина Ивановна (р. 7.1.1939, с. Неледенское Горь-ковской обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1979). По окончании

Пермского хореогр. уч-ща (педагог Н. Д. Сильванович) в 1959-60 в Свердловском, в 1960-65 в Пермском, в 1966-67 и 1971-80 в Воронежском т-рах, в 1967-71 в Моск. ансамбле "Молодой балет". Первая исполнительница партий:

Марика ("Сердце Марики", 1959, балетм. Г. И. Язвинский), Гаянэ (1971, пост. М. С. Мартиросяна), Клеопатра ("Антоний и Клеопатрам, 1972), Кармен (1973), Лау-ренсия (1975, все балетм. Г. Г. Малхасянц). Др. партии: Раймонда; Маша ("Щелкунчик"), Никия, Жизель, Одетта-Одиллия, Кит-ри, Аврора; Мария и Зарема; Лиза, Хозяйка Медной горы; Сольвейг и Ингрид ("Пер Гюнт"), Ма-рюта ("Выстрел"), Ева ("Адам и Ева"). В 1966-67 и 1972-75 преподавала классич. танец в Воронежском хореогр. уч-ще, в 1985- 86 в Багдадской школе музыки и балета (Ирак). Е. р. Губайдуллина. КОНДРАШОВА Людмила Яковлевна (р. 23.9.1947, Новосибирск), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1985). По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща (педагог А. В. Никифорова) в 1966-89 в Новосибирском т-ре. Партии: Гамзатти ("Баядерка"), Джульетта, Фригия; Сильфида ("Сильфида"), Ширин; Катерина ("Каменный цветок"). Маша ("Щелкунчик"), Ева ("Сотворение мира"). С 1989 в Камерном т-ре совр. и классич. балета "Балет-Новосибирск". Партии в одноактных балетах: "Метель", "Сиюминутности", "Свадебка", "Красный сарафан"; конц. номера. К. - балерина ярко выраженного лирич. дарования, чистых линий танца. В 1983-92 преподавала в Новосибирском хореогр. уч-ще.

Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб., 199U. М. Н. Малков. "КОНЕК-ГОРБУНОК", балет по одноим. сказке П. П. Ершова. 1) В 4 актах 9 картинах. Комп. Ц. Пуни, сцен. и балетм. А. Сен-Леон. 3.12.1864, Мариинский т-р, худ. А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер, М. Ф. Шишко. А. Бредов (декорации), А. Шарлемань (костюмы); Царь-девица - М. Н. Муравь„ва, Иванушка - Н. П. Троицкий, Хан - Ф. И. Кшесинский. 6.12.1895, там же, балетм. М. И. Петипа (по Сен-Леону), худ. К. М. Иванов, Г. Левот, П. Б. Ламбин (декорации), Е. П. Пономар„в (костюмы), дир. Р. Е. Дриго; Царь-девица-П. Лень-яни (позже М. Ф. Кшесинская, О. П. Преображенская, Ю. Н. Седова, В. А. Трефилова, Т. П. Карсавина и др.), Иванушка - А. В. Ширяев, Хан - Кшесинский. 16.12.1912, в 5 актах 12 картинах, там же, балетм. А. А. Горский (по Петипа, с включением номеров на муз. А. К. Глазунова, П. И. Чайковского, А. Ю. Симона и др.), худ. К. А. Коровин, дир. Дриго; Царь-девица - Кшесинская (позже Л. Н. Егорова, А. Я. Ваганова и др.), Иванушка - Т. А. Сту-колкин. Хан - П. А. Гердт. 1.12.1866, Большой т-р, Москва, балетм. Сен-Леон, худ. Ф. К. Вальц, И. Е. Куканов, Ф. И. Шеньян, дир. С. Я. Рябов; Царь-девица - А. Гранцова (позже А. И. Собещанская, П. М. Карпакова, М. Ф. Манохина, Е. Н. Калмыкова, Л. А. Рославле-ва, А. А. Джури, Е. В. Гельцер и др.), Иванушка - В. Ф. Гельцер, Хан - В. Ваннер. 25.11.1901, в 5 актах 11 картинах, там же, балетм. Горский (по Сен-Леону, с включением номеров на муз. Глазунова, Чайковского, И. Брамса, Симона и др.), худ. Коровин, Н. А. Клодт, дир. А. Ф. Аренде; Царь-девица - Джури, Иванушка - Н. Д. Домаш„в, Хан - Гельцер. 14.12.1914, там же, возобн.; Царь-девица - Гельцер, Иванушка - В. А. Рябцев, Хан - М. М. Мордкин, Любимая жена хана - С. В. Ф„дорова. 23.9.1928, там же, возобн., по Горскому, на сцене Экспериментального т-ра, худ. Коровин, дир. Ю. Ф. Файер; Царь-девица

-М. Р. Рейзен, Иванушка-В. В. Смольцов, Хан - Рябцев. 4.6.1948, там же, возобн., балетм. Т. П. Никитина, Л. А. Поспехин, А. И. Радунский (по Горскому), худ. и дир. те же;

Царь-девица-С. Н. Головкина, Иванушка- Н. М. Попко, Хан - Радунский. 20.3.1945, Т-р им. Кирова, возобн., балетм. Ф. В. Лопухов (по Горскому), худ. тот же, дир. Е. А. Дубов-ской; Царь-девица .-А. Я. Шелест, Иванушка

- В. Э. Томсон, Хан - Н. А. Солянников. 21.5.1963, там же, возобн., балетм. М. М. Михайлов, Т. В. Балтачеев, Б. М. Брускин (по Горскому), худ. тот же, дир. Ю. В. Гамалей, Иванушка - О. Ф. Кузнецов, Хан - Ю. С. Мальцев. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Саратов (1928, В. Гам-сахурдия; 1945, А. Р. Томский), Куйбышев (1937, Томский), Свердловск (1943, К. А. Мул-лер и В. А. Кононович), Пермь (1946, В. Н. Никитин), Горький (1952, М. Д. Цейтлин).

2) В 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом. Комп. Р. К. Щедрин, сцен. В. И. Вайно-нен, П. Г. Маляревский. 4.3.1960, Большой т-р, балетм. Радунский, худ. Б. И. Волков, дир. Г. Н. Рождественский; Иванушка-В. В. Васильев, Царь-девица- Р. К. Карельская, М. М. Плисецкая, Царь-Радунский, Кон„к-Горбунок- А. Б. Щербинина; экранизирован в кино (1961). 21.12.1963, Ленингр. Малый т-р, балетм. И. Д. Бельский, худ. М. А. Гордон, дир. Ю. Б. Богданов; Иванушка-А. М. Сидоров, Царь-девица-Л. Б. Климова, Царь-А. Г. Маликов, Кон„к-Горбунок - А. Г. Мирец-кий. 29.4.1981, Т-р им. Кирова, балетм. Д. А. Брянцев, худ. М. А. Соколова, дириж. В. А. Гергиев; Иван-Н. И. Ковмир, Красна-девица

- Н. П. Павлова, Царь - П. М. Русанов. Кон„к-Горбунок - А. А. Сапогов. 28.7.1983, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетм. и ХУД. те же, дир. Г. Г. Жемчужин;

Девица-Краса- М. С. Дроздова, Иван-В. П. Кириллов, Царь - А. Н. Домаш„в, Кон„к-Горбунок - В. Г. Саркисов; снят на ТВ (1985). В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Свердловск (1964, Н. А. Анисимова), Горький (1965, Л. А. Серебровская), Саратов

(1966, Анисимова), Воронеж (1980, Я. 3. Лиф-шиц, Н. Г. Валитова), Новосибирск (1983, Н. В. Соковикова), Красноярск (1986, В. С. Федянин).

Лит.: "Конек-Горбунок", Л., 1935.

Е. А. Калашникова.

КОНИ Ф„дор Алексеевич [9(21).3.1809, Москва - 25.1(6.2).1879, Петербург], журналист, критик,историк т-ра,драматург. Родился в купеч. семье. Учился на медицинском, затем на словесном отд. Моск. ун-та (до 1833), на философском ф-те. Д-р философии Йенского ун-та (1845). Лит. деятельность начал в 1829 переводами франц. пьес. С 1836 жил в Петербурге. Сочинял водевили, комедии, драм. хроники. В нач. 40-х гг. ред.-издатель "Литературной газеты". С 1840 редактор рус. театр, журнала, выходившего под разными назв.: "Пантеон рус. и всех европ. т-ров" (1840-41), "Репертуар и Пантеон т-ров" (1847), "Пантеон и Репертуар рус. сцены" (1848, 1850-51), "Репертуар рус. сцены" (185056), "Пантеон" (1852-56). Сотрудничал в периодич. изданиях: "Молва", "Телескоп", "Моск. наблюдатель", "Сев. пчела", "Лит. прибавление к "Нувелли-сту"", "Критич. обозрение". Автор обзоров театр, жизни Петербурга, статей и исследований по вопросам муз. и театр. иск-ва. В 1860-е гг. сотрудник Энци-клопедич. словаря Брокгауза и Ефрона. Постоянно писал о балете. Утверждал в хореогр. иск-ве романтич. начало. Большое внимание уделял исполнит, иск-ву балерин Т. И. Глушковской, А. И. Истоминой, Т. С. Карпаковой, Е. И. Андреяновой. Настаивал на особой роли балетмейстера, в к-ром видел создателя балетного спектакля. Анализировал историю танца, совр. развитие хореогр. иск-ва, репертуар моек. и петерб. т-ров.

Лит.: История рус. лит-ры XIX в. Библио-графич. ук., под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л.. 1962; Петров С)., Рус. балетная критика конца XVIII - первой пол. XIX в., М., 1982. И. Г. Эйтвид.

КОНКУРСЫ БАЛЕТНЫЕ (от лат. concursus - стечение, столкновение, встреча), творческие соревнования артистов балета (а также и балетмейстеров) с целью выявления лучших участников. В К. б. участвуют артисты балета муз. т-ров и танц. коллективов, учащиеся хореогр. уч-щ и школ. В России периодические К. б. стали проводиться с 1930-х гг. Между -нар. конкурс артистов балета в Москве проводится с 1969 каждый четв„ртый год.

Всес. конкурс балетмейстеров на создание новых хореогр. номеров проводился в Москве с 1965 по 1988 (с 1972 включал и конкурс артистов балета по программе Междунар. конкурса артистов балета в Москве в 3 тура: фрагменты из балетов рус. и заруб. классического репертуара и номера совр. хореографии). В состав жюри входили выдающиеся деятели балета и композиторы.

1) 11-18 OKT. 1965. Пред. жюри

-Л. M. Лавровский. Диплом 1-й степени - Л. В. Якобсон, В. А. Варковицкий, С. К. Власов, И. Г. Есаулов. Поч„тных дипломов удостоены 15 балетмейстеров. 2) 21- 28 янв. 1967. Пред. жюри - И. А. Моисеев. 2-е пр. - А. Е. Обрант (за номер "Рикша"), В. А. Преображенский, В. Ф. Копылов (за сатирич. обозрение по карикатурам художников Кукрыниксов);

3-й - В. С. Катаев (за номер "Не проходите мимо"), М. С. Мартиросян (за номер "Заре навстречу"), Г. Р. Замуэль (за номер "Будущие л„тчики"). 3) 18-29 янв. 1969. Пред. жюри - Ю. H. Григорович. 1-е пр. - Н. Д. Касаткина, В. Ю. Васил„в (за номер "Мир и война"); 2-е - Г. Н. Песчаный (за номер "Единство"), Г. А. Майоров (за номер "Мы"), 3-й - А. Ф. Шикеро (за номер "Набат"), К. А. Рассадин (за номер "Мужик и ч„рт"). 4) 18-29 янв. 1972. Пред. жюри - Григорович. Балетмейстеры: 1-я пр. - Майоров (за номера "Журавли", "Стремнина", "Голубые дали"); 2-е - В. Н. Елизарьев (за номера "Дорога", "Контрасты"), Ю. Г. Скотт и Ю. В. Папко (за номер "Зов Анджелы"); артисты: 1-я пр.

-Н.В. Павлова; 2-е-В. М. Гордеев, В. М. Ганибалова, М. С. Дроздова, Л. И. Семеняка, Л. И.

Сморгач„ва; 3-й - Б. В. Бланков, Е. В. Косменко, Р. А. Хилько. 5) 5-18 апр. 1976. Пред. жюри - П. А. Гусев. Балетмейстеры: 2-я пр. - Д. А. Брянцев (за номер "Трудный характер"); 3-й - В. Н. Салимбаев (за номер "Песня"), Л. П. Ефремова и А. М. Ефремов (за номер "Колокола Хатыни"); артисты: 1-е пр. - А. А. Михаль-ченко, Н. Г. Ф„доров, Л. Н. Фоминых, Л. Г. Любченко; 2-я - Ю. Я. Гумба, 3-й - В. Ф. Миклин, Ю. Н. Петухов, И. Э. Саарсалу. 6) 6-21 февр. 1980. Пред. жюри конкурса балетмейстеров - Гусев; пред. жюри конкурса артистов балета - С. Н. Головкина. (С этого года участники конкурса артистов балета подразделяются на две возрастные категории - младшего и старшего возраста.) Балетмейстеры: 1-я пр. - АН. А. Дементьев (за номера "Классический дуэт" и "Шарманщик и муза"); 2-е - М. О. Асылбашев (за номер "Первый учитель"), В. П. Федотов (за номера "Царевна-лягушка" и "Мо„ поколение"); 3-й - О. В. Игнатьев (за номер "Комедианты"), И. Г. Есаулов (за номер "Лодка"), Г. А. Ковтун (за номер "Апрель"); артисты: старший возраст - 1-е пр. - А. Т. Ханиашви-ли, С. В. Исаев, Г. А. Шляпина, Ю. В. Васюченко; 2-е - А. В. Кучерук, А. С. Кушнерова; 3-й - В. А. Снежина, С. Г. Яппаров, В. П. Кириллов, Л. К. Бейрис; младший возраст - приз МХУ - Н. В. Архипова; приз ЛХУ -

Э. Ю. Лузина. М. С. Клейменова.

21-30 марта 1984. Пред. жюри - Григорович. Балетмейстеры: 2-е пр. - С. В. Воскресенская (за номера "Сорок первый" и "Опасные игры"); А. П. Босов (за номер "Триптих"); Игнатьев (за номер "Посвящение"); Э. А. Смирнов (за номер "Простая история"); 3-й - Л. Р. Сабитова (за номер "Весна"); В. М. Гаченко (за номер "Извините, не получилось); С. И. Грицай (за номер "Дымковская игрушка); В. В. Литвинов (за номер "Дуэт Одарки и Карася"); артисты: старший возраст - 1-е пр. - К. Кырб, Н. М. Чеховская, В. Я. Писарев; 2-е - И. Душкевич, С. Б. Цой, В. Ахундов, А. П. Боровик; 3-й - Т. Боровик, О. А. Тестоедова, А. В. Курков, В. С. Полушин; младший возраст - приз МХУ - Т. Г. Гурьянова; призЛХУ-Г. О. Сте-паненко.

22 февраля - 7 марта 1988. Пред. жюри - Григорович. Балетмейстеры: 3-й пр. - Е. А. Панфилов (за номер "Жди меня"), Смирнов (за номер "Фантазия на тему "Орфей""); В. П. Трофим-чук (за номер "Легенда о манкур-те"); артисты: старший возраст- 1-е пр. - В. А. Малахов, Д. Ф. Симкин; 2-е - И. Г. Валейкайте, Н. Яковлева; 3-й - Т. Белецкая, А. Ерюхина, Б. Смарулов; младший возраст - приз МХУ - H.A. Грач„ва; приз ЛХУ - Ю. Ю. Клевцов, А. В. Никонов.

Проводились также: Всерос. конкурсы им. А. Я. Вагановой (уч-ся старших классов хореогр. уч-щ) в Ленинграде (Санкт-Петербурге) - 24 июня - 2 июля 1987;

19-27 июня 1990: конкурс артистов балета России "Арабеск" в Перми - 20-25 ноября 1990, 26 мая - 4 июня 1992, 25 апреля-4 мая 1994; Первый независимый конкурс артистов балета им. С. П. Дягилева - 17-26 марта 1992 в

МоСКВе. Е. Р. Губаиоу длина.

КОНОНОВИЧ Владимир Алек сандрович [14(27). 12.1904 - 6.10.1950], артист, балетмейстер, педагог. Учился у M. H. Горшен-ковой и К. А. Муллера. Исполнял партии Феба и Дон Кихота (Саратовский т-р). Работал балетмейстером в т-рах Тбилиси (1931-32), Баку (1934-35), Саратова, Горького и Свердловска (1935-46), Риги (1947-1950). Пост.: "Кавказский пленник" (1938, Саратов), "Песня Сольвейг" на муз. Э. Грига (1940), "Суламифь" Б. В. Асафьева (1941), "Лебединое озеро" (1942), "Кон„к-Горбунок" (1943, совм. с Муллером), "Тщетная предосторожность" (1944), "Арлекинада" (1945, все в Свердловске), "Дон Кихот" (1934, Баку; 1936, Горький; 1937, Саратов), "Раймонда" (1939, Саратов; 1940, Свердловск). Преподавал в студиях при т-рах. Ученики: В. А. Дубровина, О. С. Поспелов, К. Г. Черменская.

КОНСТАНТИНОВА Марина Евгеньевна (р. 23.1.1947, Москва), балетовед. Окончила театроведч. ф-т ГИТИСа (1970). Канд. иск-ведения (1979). Автор работ по истории русского балета, по проблемам совр. исполнительского искусства.

Соч.: Е. Максимова, М., 1982; "Спящая красавица", М., 1990. H. Ю. Чернова.

КОНТЙ де САЛЕ Анна, см.

Сакко Дж. А.

КОНЮС Наталья Георгиевна

[19.6(2.7).1914, Москва - 24.12.1989, там же], артистка, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1979). В 1931 окончила МХУ (педагог В. Д. Тихомиров). В 1931-32 участница гастрольных трупп Иды Рубинштейн и "Балле рюс де Монте-Карло". В 1932-43 в Большом т-ре. Партии: Зарема, Китри; Жанна ("Пламя Парижа"), Черкешенка ("Кавказский пленник"). В 1943-60 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко. Партии: Лола ("Лола"), Шехеразада; Актриса ("Штраусиа-на"), Анна Пейдж ("Виндзорские проказницы"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Фл„р де Лис ("Эсмеральда"). В 1958 окончила балетмейстерское отд. ГИТИСа. В 1963-64 гл. балетм. Т-ра им. Айни. Сыграла заметную роль в становлении тадж. балета. Ставила (с 1958) во мн. городах страны и за рубежом. Одна из интересных работ - "Любовью за любовь" Т. Н. Хренникова (1979, Куйбышев). Ставила балеты для детей: "Приключения Пиноккио" А. Касагранде и "Ребята с нашего двора" Хренникова (оба совм. с А. А. Борзовым, Моск. т-р оперетты, 1980). С 1949 вела пед. работу, в т. ч. в МХУ. В 1964-89 педагог кафедры хореографии ГИТИСа.

Соч.: Хореогр. текст балета "Жизель", М., 1975.

"КОППЕЛИЯ", "Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" ("Coppella, ou La Fille aux yeux d'email"), балет-пантомима в 2 актах 3 картинах (по мотивам повести-сказки Э. Т. А. Гофмана "Песочный человек"). Комп. Л. Делиб, сцен. Ш. Нюи-тер, А. Сен-Леон. 25.5.1870, парижская Опера, балетм. Сен-Леон, худ. Ш. Камбон, Э. Де плетен, Лавастр (декорации), П. Лормье (костюмы); Сванильда - Дж. Боцакки, Франц - Э. Фьокр (травести), Коппелиус - Доти. В

России: 24.1.1882, Большой т-р, Москва, балетм. И. Хансен (по Сен-Леону), худ. А. С. Гурьянов, К. Ф. Вальц, Ф. И. Нодмарк, дир. С. Я. Рябов; Сванильда -Л. Н. Гейтен (позже Л. А. Рославлева, А. А. Джури и др.), Франц- воспитанница Никольская, Коппелиус - В. Ваннер. 25.2.1905, там же, новая пост., балетм. А. А. Горский; Сванильда - Е. В. Гель-цер, Франц - В. Д. Тихомиров, Коппелиус - В. Ф. Гельцер. 25.11.1884, Большой т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. П. Григорьев (костюмы); Сванильда - В. А. Никитина, Франц-П. А. Гердт, Коппелиус-Т. А. Сту-колкин. 1894, Мариинский т-р, балетм. Э. Чек-кетти (по Петипа), худ. И. П. Андреев, Г. Ле-вот, П. Б. Ламбин (декорации). Е. П. Пономар„в (костюмы); Сванильда - П. Леньяни (позже М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская и др.). 12.9.1924, Большой т-р, на сцене Экспериментального т-ра, возобн., по Горскому, худ. К. Ф. Вальц, дир. Ю. Ф. Файер; Сванильда - А. И. Абрамова, Франц - И. В. Смольцев, Коппелиус - В. А. Рябцев. 7.5.1949, Большой т-р (филиал), балетм. Е. И. Долинская, А. И. Радунский (по Горскому), худ. Л. Н. Силич, дир. тот же; Сванильда - О. В. Лепешинская, Франц-Ю. Г. Кондратов, Коппелиус-В. И. Цаплин. 4.4.1934, Ленингр. Малый т-р, в 3 актах с прологом по сценарию Ф. В. Лопухова, с кукольной интермедией Е. С. Деммени, балетм. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дир. И. Э. Шерман; Сванильда - 3. А. Васильева, Франц - П. А. Гусев, Коппелиус - М. А. Ростовцев. 1949, там же, новая пост., сцен. Г. Б. Ягфельд, балетм. Н. А. Анисимова, худ. Т. Г. Бруни, дир. Е. М. Корнблит; Сванильда

- Г. И. Исаева, Коппелия - В. М. Розенберг, Франц - Н. Л. Морозов. 14.12.1973, там же, балетм. О. М. Виноградов, худ. М. А. Соколова, дир. В. А. Чернушенко; Коппелиус-Г. Р. Замуэль, Коппелия - Л. В. Филина, Сванильда - Т. И. Фесенко, Франц - Н. А. Долгушин. 16.6.1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, сцен. А. В. Чичинадзе, А. С. Агамирова, балетм. Чичинадзе, худ. Э. Г. Стенберг, дир. Г. Г. Жемчужин; Сванильда-М. С. Дроздова, Франц-В. С. Теде-ев, Коппелиус - А. Н. Домаш„в. 24.12.1977, спектакль МХУ и Моск. коне. на сцене КДС, балетм. С. Н. Головкина, М. С. Мартиросян, Радунский (по Горскому), худ. В. С. Клементьев, дир. А. А. Копылов; Сванильда-И. М. Пяткина, Франц - В. И. Деревянко (затем И. Д. Мухамедов, А. И. Фадеечев), Коппелиус

- Радунский. 24.3.1992, Мариинский т-р, балетм. Виноградов, худ. В. А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дир. А. Вилю-манис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Леж-нина. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Иркутск (1944, С. Н. Сергеев; 1958, А. Д. Гулеско), Горький (1946, С. В. Инсарский; 1975, К. А. Есаулова), Пермь (1949, Ю. П. Ковал„в; 1960, Г. Шишкин), Свердловск (1974, М. Н. Лазарева), Красноярск (1982, К. А. Шморгонер), Новосибирск (1984, В. А. Бударин).

Лит.: "Коппелия", Л., 1934.

Е. В. Сергеенко.

КОПЫЛОВ Александр Александрович (р. 4.6.1924, Краснодар), дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1987), засл. деят. иск-в Узб. ССР (1983). В 1951 окончил дириж„рский ф-т

Ереванской коне. (класс К. С. Сараджева). С 1953 дир. Новосибирского, с 1962 - Большого т-ров. Участвовал в пост. балетов: в Новосибирском т-ре - "Эсмеральда", "Медный всадник" (оба 1953), "Дон Кихот" (1954), "Лебединое озеро" (1955), "Маскарад" Л. А. Лапутина, "Аладдин и волшебная лампа" Г. П. Савельева (оба 1956), "Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяоху, "Каменный цветок" (оба 1959), "Тарас Буль-ба" В. П. Соловь„ва-Седого (1960); в Большом т-ре - "Класс-концерт" (1963), "Героическая поэма" Н. Н. Каретникова ("Геологи"), "История солдата" И. Ф. Стравинского (оба 1964), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1965), "Моцарт и Сальери" на муз. В. А. Моцарта и А. Сальери, "Спящая красавица" (оба 1973), "Любовью за любовь" Т. Н. Хренникова (1976), "Чиполлино" К. С. Хачатуряна (1977), "Калина красная" Е. Ф. Светланова (1978), "Гусарская баллада" Хренникова (1980), "Индийская поэма" У. Р. Мусаева (1981), "Маленький принц" Е. А. Глебова (1983), "Гаянэ" (1984), "Эскизы" на муз. А. Г. Шнитке, "Рыцарь печального образа" на муз. Р. Штрауса (оба 1986), Гран па из балета "Пахита" (1988).

КОРАЛЛИ Вера Алексеевна, см. Коралл и В. А.

КОРЕНЬ Сергей Гаврилович [24.8(6.9).1907, Петербург - 6.6.1969, Москва], артист, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939). Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1957), засл. деятель иск-в Сев.-Осет. АССР (1960). Учиться иск-ву балета начал в 17 лет, сначала в пластич. студии Н. И. Натан-Горской, в 1924-27 на вечерних курсах при ЛХУ (педагоги В. А. Сем„нов, А. М. Монахов). По окончании - в Ленингр. Малом т-ре, в 1930-42 в Т-ре им. Кирова, в 1942-60 в Большом т-ре. Яркий характерный танцовщик. Его танец отличался не только блестящей технич. оснащ„нностью, особенно виртуозным владением техникой мелких движений, но, прежде всего, чувством стиля и нац. своеобразием, острой графичностью поз, изысканностью и элегантностью пластики, сочетанием внутреннего темперамента со сдержанным благородством манеры, безупречной логичностью сценического поведения. Исполнял также пантомимные роли. Первый исполнитель партий: князь Заал ("Сердце гор", 1938, балетм. В. М. Чабукиани), Остап ("Тарас Буль-ба", 1940, балетм. Ф. В. Лопухов), Ли Шанфу (1949, балетм. Л. М. Лавровский; Гос. пр. СССР, 1950). Др. партии: Эспада ("Дон Кихот"), Нурали; Керим ("Партизанские дни"), Флорестан ("Карнавал") , Амун ("Египетские ночи"), Баск ("Пламя Парижа"), Кавалер Рипафратта ("Мирандо-лина"), Северьян ("Сказ о каменном цветке"), Командор ("Лаурен-сия"), Гирей. Лучшая роль К. - Меркуцио (1946, первый исполнитель в Москве, балетм. Лавровский). Исполнял характерные танцы: панадерос, мазурку, испанский, венгерский в "Раймонде", фанданго в "Дон Кихоте" (пост. Лопухова), фламенко в "Лаурен-сии", танцы в операх. В„л интенсивную конц. деятельность, часто сам сочинял конц. номера и программы для себя и своих партн„рш (Н. А. Анисимовой, Я. Г. Санго-вич, С. Н. Звягиной): "Ноктюрн" на муз. Дж. Филда, "Мазурка" на муз. Ф. Шопена, "Качуча" на муз. И. О. Дунаевского, "Испанская новелла", "Ла Коррида", "Мала-гуэнья", "Соло кастаньет" (все на нар. муз.), а также ставил танцы в операх, для Центр, ансамбля Краснофлотской песни и пляски Военно-морского флота СССР (в 1950-54 гл. балетм.). Балетмейстер декад иск-ва Каб.-Балк. АССР (1957), Сев.-Осет. АССР (1959) в Москве. В„л класс характерного танца в Ленингр. ин-те физич. культуры (1934), в Ленингр. Малом т-ре (1937-42). В 1960-69 балетм.-репетитор Большого т-ра. Снимался в кинофильме-концерте "Большой концерт" (1951), в кинофильме-балете "Ромео и Джульетта" (1955), телебалете "Граф Нулин", худож. фильме "Сомбреро" (оба 1959).

Лит.: С. Г. Корень (буклет), М., 1953;

Львов-Анохин Б., С. Корень, М., 1988. Г. Д. Суслова.

КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич [6(18). 12.1870, Москва - 6.1.1921, Харьков], композитор, дириж„р, педагог, пианист, муз. критик. Окончил Моск. коне. (1891), ученик А. С. Аренского (композиция). Автор опер, симф., камерных, вокальных соч. и балета "Волшебное зеркало" (1903, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа; 1905, Большой т-р, балетм. A.A. Горский). Работал в русле традиций П. И. Чайковского и Аренского.

В. В. Ванслов.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница