Наши партнеры

магазин женской одежды в Вологде
https://forum.zaymex.ru/
видеостена

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 33)


ЛОПУХОВ Андрей Васильевич

[8(20).8.1898, Петербург - 23.5.1947, Ленинград], артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). Брат Ф. В. и Л. В. Лопуховых. По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги Л. С. Леонтьев, А. В.

Ширяев) в 1916-45 в Мариинском (в 1920 Т-р оперы и балета, с 1935 им. Кирова) т-ре. Ведущий характерный танцовщик, исполнитель партий и танцев в балетах: "Кон„к-Горбунок", "Лебединое озеро", "Арагонская хота", "Раймонда", "Дон Кихот", "Корсар", "Баядерка" и в операх. Большое внимание уделял скрупул„зной отработке внешнего рисунка партии и драматургич. разработке роли. Благородство лаконичного жеста, красота выверенного до мелочей пластич. рисунка, особая элегантность отличали его исполнение в академич. репертуаре. Упорной. вдумчивой работой достигал впечатления стихийной мощи и темперамента. Первый исполнитель партий: Чернобог ("Ночь на Лысой горе". 1924, балетм. Ф. В. Лопухов), Дружко ("Ледяная дева", 1927, балетм. тот же), Нурали (1934, балетм. Р. В. Захаров), Балетмейстер ("Утраченные иллюзии", 1936, балетм. тот же), отец Керима ("Партизанские дни", 1937, балетм. В. И. Вайно-нен), Меркуцио (1940, балетм. Л. М. Лавровский). Участник премьер: "Величие мироздания" (1923). "Красный вихрь" (1924). "Байка про Лису..." (1927, все балетм. Лопухов). Др. партии:

Начальник футбольной команды ("Золотой век"). Баск ("Пламя Парижа"). Театр, культура, выразительность, эффектная внешность помогли Л. создать ряд великолепных акт„рских работ (Нурали, Меркуцио, Баск). С 1927 преподавал характерный танец в Т-ре оперы и балета и ЛХУ, с 1930 - в Ленингр. Малом т-ре, с 1938 (одновременно) в МХУ. Ученики:

И. Д. Бельский, Ю. Н. Григорович, Т. В. Балтачеев, И. Н. Утрет-ская, Н. Р. Мириманова. Один из основоположников методики преподавания нар.-характерного танца, участвовал в создании первого в этой области учебника.

С о ч.: Основы характерного танца, Л. - М-, 1939 (совм. с А В. Ширяевым. А. И. Бочаровым); Двадцать лет характерного танцовщика. в кн.: Мастера оалета-самодеятельности. в. 2. M.. 197.S.

Лит.: Чернова H.. Вместе с Ф. Лону-ховым, в ее кн.: От Гельцер до Улановой, М., 1979; 3 D с и м о в с к и и В.. Наставник народных талантов. "СБ". 1986. ј 1.

А. А. Соколов-Каминский.

ЛОПУХОВ Ф„дор Васильевич

[8(20). 10.1886, Петербург - 28.1.1973, Ленинград], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Брат А. В., Е. В. и Л. В. Лопуховых. В 1905 окончил Петерб. театр. уч-ще (педагог Н. Г.-Легат). В выпускном спектакле исполнил партию Ациса ("Ацис и Галатея" A.B. Кадлеца, балетм. М. М. Фокин). В 1905- 09, 1911-22 в Мариинском т-ре. Партии: Аквилон ("Пробуждение Флоры"), Фл„р де riva ("Спящая красавица"), Феб ("Эсмеральда"), исполнял характерные танцы. В 1909-10 в Большом т-ре, в 1910- 11 гастролировал в США.

В 1920-х li. Л. начал ставить конц. номера. Первые балеты - "Сон" Н. В. Щербач„ва и "Мексиканский кабачок" Л. И. Гончарова (оба 1918, на сцене Т-ра муз. драмы). В 1922-30, 194-1-5 и в 1951-56 худ. рук. балетной труппы Петрогр. (Ленингр.) Т-ра оперы и балета (с 1935 им. Кирова), в 1931-35 организатор и рук. балетной труппы Ленингр. Малого т-ра. Одним из первых Л. начал восстанавливать и реставрировать балеты классич. наследия ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Кон„к-Горбунок" Ц. Пуни, "Дон Кихот"). Л. развил, обогатил и воссоединил в сво„м творчестве традиции М. И. Петипа и новаторство Фокина. К Петипа восходит любовь Л. к классич. танцу, каноническим формам и композиции, к Фокину - интерес к балету-драме с заверш„нностью сюжетного действия, к действенному танцу как двигателю интриги, к разработке новых хореогр. форм и лексики. Л. обогащал классич. танец гл. обр. за сч„т элементов акробатики, культивируя выразительность балета как самобытного и самостоятельного иск-ва. Л. принадлежит первенство в создании бессюжетного программного балета-симфонии (танцсимфония "Величие мироздания" на муз. Л. ван

Бетховена, 1923, Петрогр. т-р оперы и балета). В сюжетных балетах, пост. Л., танец, в т. ч. классический, был также симфонически организован и играл определяющую роль в раскрытии содержания. Вместе с тем, откликаясь на требования времени, Л. создал форму хореографического синтетич. спектакля с пением, словом, эксцентрикой, цирковыми трюками, кукольным т-ром и т. п. В 1927 поставил хореогр. драму "Крепостная балерина" К. А. Корчмар„ва, к-рая во многом ориентировалась на эстетику драм. т-ра. Это направление (драмбалет) господствовало в сов. хореогр. т-ре последующих лет. Однако сам Л. стал его активным противником, полагая, что не следует изменять специфике балетного иск-ва.

Л. обращался в сво„м творчестве к разным, в том числе совр. темам, искал хореогр. способы выражения внутреннего мира современника ["Красный вихрь" ("Большевики") В. М. Дешевова, 1924; 1-й акт и общая ред. балета

P. M. Глиэра "Красный мак", 1929; "Болт" Д. Д. Шостаковича, 1931, Ленингр. т-р оперы и балета;

"Светлый ручей" Шостаковича, 1935, Ленингр. Малый т-р]. В программных балетах ["Величие мироздания", "Пульчинелла" И. Ф. Стравинского (1926), "Ледяная дева" на муз. Э. Грига (1927), "Весенняя сказка" на муз. П. И. Чайковского - Б. В. Асафьева (1947) - все в Ленингр. т-ре оперы и балета (с 1935 им. Кирова)] Л. показывал зыбкость, текучесть, непостоянство ликов человека, чья судьба оказывалась неожиданной, часто непостижимой, и окружающих его природы и действительности. Др. пост.:

"Жар-птица" (1921) и "Байка про Лису..." (1927) Стравинского, "Ночь на Лысой горе" на муз. М. П. Мусоргского (1924), "Тарас Бульба" В. П. Соловь„ва-Седого (1940, совм. с И. К. Ковтуновым; все Т-р им. Кирова), "Арлекинада" Р. Е. Дриго (1933, новая ред.), "Коппелия" Л. Делиба (1934, новая ред.), "Тщетная предосторожность" (1944, новая ред.), "Баллада о любви" на муз. Чайковского (1959, все Ленингр. Малый т-р), "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938, совм. с В. П. Бур-мейстером, Моск. художеств. балет), "Соловей" М. Е. Крошнера (1939, совм. с А. И. Ермолаевым, Минский Большой т-р), "Ак-биляк" С. Н. Василенко (1943, совм. с М. Тургунбаевой и У. Камиловым, Т-р им. Навои), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко).

В 1936-40 худ. рук. ЛХУ. В 1937-41 организатор и рук. балетмейстерских курсов при ЛХУ, в 1962-балетмейстерского отд. Ленингр. коне. (с 1965 проф.). Ученики: В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер, К. Ф. Боярский, Г. Д. Алексидзе, И. И. Боярчи-ков, Г. Р. Замуэль. Л. - автор теоретич. исследований, поев. проблемам хореогр. тематизма и взаимоотношений хореографии с музыкой, анализу принципов работы балетмейстера с исполнителями ("Пути балетмейстера", Берлин, 1925; "Хореографические откровенности", М., 1972), а также мн. статей в периодич. печати.

С о ч.: Величие мироздания. П., 1922;

Шестьдесят лет в балете, М., 1966.

Лит.: Бенуа А.. Пиэтст или кощунство, "Еженедельник Петроград, гос. Акаде-мич. т-ров", 1922, ј 11; Глебов И. (Асафьев Б.), "Орлиный бунт", там же, 1925, ј 46; С о л л e рт и н с к и и И.. Ф. Лопухов, "ЖИ", 1928, ј9; Слонимский Ю., Полвека в рус. балете, "Т", 1955, ј 10;

Г у с e в П., Гордость художника, "СМ", 1965,

ј У; Григорович Ю., Ф. Лопухов, "Т", 1965. ј7; Слонимский Ю.. Пути балетмейстера Лопухова, [вступит, ст.], в кн.:

Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М.. 1966; Красовская В., Статьи о балете, Л.. 1967; Добровольская Г., Ф. В. Лопухов и теория балета, [вступит, ст.], в кн.:

Л о п у х о в Ф., Хореографические откровенности, М., 1972; ее же. Ф. Лопухов, Л., 1976; СОКОЛОВА., Ф. В. Лопухов и его Симфония танца, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974.

Г. Н. Добровольская.

ЛОПУХОВА Евгения Васильевна [25.11(7.12).18S4, Петербург - 21.8.1943, Пермь], артистка балета и оперетты. Сестра А. В., Ф. В. и Л. В. Лопуховых. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличевская) в 1902-24 в Мариинском т-ре (Ленингр. т-ре оперы и балета) совершенствовалась у X. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, Н. Г. Легата, А. В. Ширяева. Дебютировала русской пляской в балете "Кон„к-Горбунок". В 1909, 1910 и 1911 участвовала в Русских сезонах. В 1919 получила звание "балерины характерных танцев". Партии:

Царевна ("Жар-птица", 1921, балетм. Ф. В. Лопухов), Мария ("Привал кавалерии"), Жавотта ("Жавотта"), Маринетта ("Испытание Дамиса"), Коломбина и Маркитантка ("Щелкунчик"), Эстрелла ("Карнавал"). Исполняла характерные танцы в балетах: венгерская рапсодия ("Кон„к-Горбунок"), цыганский танец ("Дон Кихот"). Изучала нар. танцы и выступала с разнообразными конц. программами, исполняя русские пляски разных губерний, а также др. народов (венгерские, грузинские, цыганские, голландские, мексиканские). Исполнительскую манеру Л. отличали широта и удаль. Типичным для Л. был образ наивной и непосредственной деревенской простушки, комичной в условиях совр. жизни. До 1941 выступала в опереттах ("Мадемуазель Нитуш" Ф. Эрве, "Сильва" И. Кальмана) и на драм. сцене ("Псиша" Ю. Д. Беляева).

Лит.: Е. В. Лопухова. Двадцать лет сцснич. деятельности. П., 1923; Волынский А., Легкий жанр, "ЖИ", 1923, ј 7; Д. Л[ e ш -ков]. Е. В. Лопухова, "Ежегодник Петрогр. гос. академич. т-ров". 1923, ј 7; К p а с о в -с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики. Л., 1972. Г. Н. Добровольская.

ЛОПУХОВА Лидия Васильевна (21.10.1891, Петербург-8.6.1981, Сифорд, Великобритания), артистка, критик. Сестра А. В., Е. В. и Ф. В. Лопуховых. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин) в 1909 в Мариин-ском т-ре. В 1910 в Париже в Русских сезонах выступала в партии Жар-птицы ("Жар-птица", балетм. Фокин). В 1910-16 работала преим. в США в качестве танцовщицы и драм. актрисы. В 1916-24 и 1921-24 в труппе Русский балет Дягилева. С 1925 жила в Великобритании, выступала с труппой "Вик-Уэллс балле" и в качестве балетного критика. Первая исполнительница партий в балетах, пост. Л. Ф. Мясиным:

Мариучча ["Женщины в хорошем настроении" ("Проказницы")] и Акробатка ("Парад", обе 1917). Исполнительница канкана ("Волшебная лавка", 1919), а также танго в балете Ф. Аштона "Фасад" (1931, Об-во Камарго).

Лит.: С у p и ц Е., "...Все в ней привлекало, вызывало симпатию...", "СБ", 1991, ј 5;

Lydia Lopukhova, ed. by M. Keynes, L., 1983.

Е. Я. Суриц.

ЛУАНЬ-БИНЬ Татьяна Юрьевна (р. 8.10.1952, Москва), артистка, педагог. По окончании МХУ (педагог Г. Н. Кириллова) в 1971-83 в Новосибирском, с 1983 в Свердловском т-рах. Ведущая характерная танцовщица, отличающаяся эффектной сценической внешностью, темпераментом и стилистическим чуть„м. Помимо характерных партий (Эффи в "Сильфиде", Уличная танцовщица и Цыганка в "Дон Кихоте") и танцев (испанский в "Лебедином озере", индусский в "Баядерке") в классич. репертуаре, исполняла гл. партии в совр. балетах: Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"), Кармен; Анна ("Анна Каренина"). Первая исполнительница партий:

Комиссар ("Комиссар", 1985), мадам Грицацуева ("Двенадцать стульев", 1987; оба балетм. Ал. А. Дементьев). С 1990 педагог-репетитор Свердловского т-ра.

Л. В. Барыкина.

ЛУКЙН (Сакс) Лев Иванович

[30.11(12.12).1892, Москва - 25.7.1961, там же], балетмейстер. Окончил Муз. уч-ще им. Гнеси-ных (1910) и балетную студию Э. А. Элирова (1912). Учился в студии А. М. Шаломытовой, где дебютировал как балетмейстер (совм. с Шаломытовой пост. "Арлекинаду" Р. Е. Дриго). В 20-е гг. один из создателей новых пластич. танц. форм. Стремился через скульптурно-графич. композиции выявить нераскрытые ранее возможности раскрепощ„нного человеческого тела, призывал искать "новую гамму движений", предсказывал новые веяния "грядущего танца", пытался теоретически обосновать связь между музыкой и танцем. В 1920 создал труппу Студия свободного балета (позже Моск. свободный балет; существовала до 1924). Пост.:

"Сарказмы" и "Мимол„тности" на муз. С. С. Прокофьева (1920), где сочетались акробатика, классич. танец и свободная пластика; "Трагическая поэма", "Четыре этюда", "Сатаническая поэма" и "Четыре мазурки" на муз. А. Н. Скрябина (все 1921), "Этюды к Поэме экстаза" и "Одиннадцать танцевальных номеров" на муз. Скрябина (1922), "Сафо" А. Лурье (Сафо - Н. А. Глан), "Древнееврейские пляски" (Саломея - М. Д. Арто; обе 1923), "Испанские танцы", "Двенадцать танцев на музыку Ф. Шопена", "Вторая рапсодия" на муз. Ф. Листа (все 1924). Л. работал с худ. Б. Р. Эрдманом, С. И. Юткевичем, П. С. Галадже-вым. На концертах Л. аккомпанировали К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер. В его труппе: 3. Тар-ховская, В. Ф. Друцкая, А. А. Румнев, Т. Тар, Л. Л. Оболенский, И. Дубовская. Л. был причислен критикой к "левым" балетмейстерам. Проф. А. А. Сидоров определил его иск-во как "русский экспрессионизм". С 1924 Л. - хореограф и реж. Бакинского рабочего т-ра, в 1927 в Тифлисе пост. "Кармен-сюиту" в 4 актах на муз. Ж. Би-зе; в 1930 во Фрунзе при подготовке декады Киргизского иск-ва арестован, через полгода освобожд„н. В 1936-44 руководил Студией им. А. Дункан в Москве. Пост.: "Шестую симфонию" на муз. П. И. Чайковского (1-я и 4-я части), номера на муз. Шопена, Скрябина, Листа, "Карнавал" на муз. Р. Шумана, "Шехеразаду". В годы Вел. Отеч. войны руководил Ансамблем Тихоокеанского флота. В 1950 в Уфе пост. "Кон„к-Горбунок" Ц. Пуни. Занимался режиссурой, ставил эстрадные танц. композиции, танцы в опереттах, драм. т-ре, работал в цирке. Автор теоретич. трудов о балете (не изданы).

Соч.: О танце, "Театральное обозрение".

1922, ј 4.

. I'nifi И в и н г В.. Вечер Лукина, "Т-р и м\;,ка". 1923. ј S; Л ьвов И., Голейзов-скнй и Лукин, "Эрмитаж", 1922. ј 11;

Сидоров А.. Совр. танец. М., 1922: Воскресенская Н.. Эксперименты Л. Л\'кн-на. "Б". 1993, ј 4. Н. Н. Ьоскресенскин.

ЛУЦКАЯ Елена Леонидовна (псевд. Е. Леонидова) (р. 28.8.1932, Москва), балетный критик, искусствовед. В 1955 окончила МГУ (отд. истории и теории иск-в ист. ф-та). Работы Л. поев. балетным спектаклям и коллективам, творчеству артистов балета, художникам балетного т-ра.

С u ч.: Жизнь в танце. M., 1968; В противоречии с партитурой. "ТЖ". 1970. ј 15; В мире танца Никиты Долгушина, "МЖ", 1984, ј 16;

И. А. Моисеев. Л. М. Лавровский. В. В. Васильев. Е. С'. Максимова, в сб.: Мастера Большого т-ра. Нар. артисты СССР, M., 1976:

Глава ленингр. школы, в кн.: Константин Сергеев. M., 1978; Балерина С. Адырхаева. Орджоникидзе, 1986; В. Левенталь, М., 1989; Клич вражды и зов надежды, "Т", 1991, ј 2; Размышление на тему "Размышлений на тему", там же, 1993, ј 7. Р. М. Доктор.

ЛУШИН Александр Ф„дорович

[3(16).3.1902, Москва - 23.1.1994, там же], художник т-ра. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944) и РСФСР (1970). Учился во ВХУТЕИНе (1928-30) и в Ленингр. ин-те живописи, архитектуры и скульптуры (1930-32). В 1950-89 гл. худ. Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Оформил балеты: в пост. В. П. Бурмейстера - "Эсмераль-да" (1950; 1960, новая ред., Сегед,

Венгрия), "Лебединое оеро" (1953; 1975, новая ред., Афиш,!. Греция), "Охридская легенда" (1958), "Вариации", "Болеро" (оба 1964), "Карнавал" (1965), "Аппассионата", "Белеет парус одинокий" (оба 1970); в пост. А. В. Чичинадзе-"Франческа да Римини" (1960; 1961, новая ред., Будапешт, Венгрия), "Шакунта-ла" (1979); а также - "Картинки с выставки" (1963, балетм. Ф. В. Лопухов), "Пульчинелла" (1976, балетм. М. Агатова), "Легенда о Жанне д'Арк" (1980, балетм. К. М. Сергеев); в др. т-рах - "Девушки моря" (1943, Т-р им. Мах-тумкули, балетм. Н. С. Холфин), "Штраусиана" (1956, т-р "Шатле", Париж, балетм. Бурмейстер), "Доктор Айболит" (1968, Сантьяго, Чили, балетм. Холфин).

Лит.: А. Ф. Лушин, Эскизы декораций и костюмов [каталог], М., 1972; Пожарская М. Н., Художник т-ра А. Ф. Лушин, Л., 1983; ее же, А. Ф. Лушин, M., 1985.

В. В. Ванслов.

ЛЬВОВ-АНОХИН Борис Александрович (р. 9.10.1926, Москва), режисс„р, балетовед, критик. Нар. арт. РСФСР (1987). В 1950 окончил Ленингр. театр, ин-т. Работает как режисс„р в драма-тич. т-рах (ЦТСА, Моск. т-р им. К. С. Станиславского, Малый т-р, Моск. Новый т-р). Автор книг и статей о балетном т-ре, очерков о ведущих мастерах балета, статей о гастролях зарубеж. трупп. В„л цикл о балете по ЦТ. Написал сцен. балета (1972) и кинофильма-балета "Анна Каренина" (1975), док. фильма "Галина Уланова" (1963). Мастер акт„рского портрета, умеющий определить своеобразие артистич. индивидуальности, передать атмосферу и образ театр, события.

Соч.: Уланова. К 25-летию творч. деятельности, М., 1954; Г. Уланова, М.. 1958:

Б. Кариева, "МЖ", 1960. ј 5: И. Колпакова. там же, 1961. ј 6: А. Осипенко, там же, 1962, ј 12; М. Лавровский, там же, 1974. ј 1; Танцует В. Васильев. "СМ". 1964, ј 3: Н. Долгушин, "Т". 1964. ј К); Хореограф К. Голейзов-ский, там же, 1965, ј 11 ; Искания О. Виноградова. там же. 196S. ј 12; М. Лиспа, там же. 1970. ј 6: А. Шелест. М.. 1964; Новое в сов. балете, М., 1966; Г. Уланова. М., 1970; 2 изд.. М.. 19S4; Балетные спектакли последних лег, М.. 1972; Мастера Большого балета, М., 1976; По иконам хореографии и кино, "МЖ". 1982. ј 16: Сергей Корень. M., 1988; Танцует Людмила Семеняка. "МЖ", 1986. ј 22; Вас приглашает Семеняка, "СБ". 1988. X" 6: Танцует В. Писарев, МЖ", 1989, ј 1; А. Шелест,

('[т. 1W). ,V' 1; В. Васильев (глава и? кн.). там же. 1990, ј 3, Вечер премьеры и юбилея, "МЖ". 1990. ј 12; Мордкин в "пересказе" Качарова, там же. 1991. ј 3; Об этике балетного актера, "СБ", 1991, ј 4; Торжество вдохновенного профессионализма, "Балет". 1W2. ј 1; Легенда: Гельцер, Качаров, Сабирова. там же, 1992. ј 2; Это чудо - наше.... "МЖ", 1992, ј 11-12; Блудный сын Русского балета, "Т", 1993. ј 11.

Лит.: Л и e п а М., Книга об Улановой, "MA . 1973, ј9; P а ссадин С., Все-таки но течению..., "Т", 1978. .V 2; Беляев а- Ч e л о м -б и т ь к о Г., О мастере балетной сцены. "МЖ. 1988, ј 22 Г. М. Доктор. "ЛЮБОВНАЯ СТРАСТЬ ФЛОРЫ И ЗЕФИРА" ("Les Amours de Flore et Zephirc":

"L'Amour de Flore"), анакреонтич. балет в 2 актах. Комп. Дж. Сарти, сцен. и балетм. П. Шевалье. 8.9.1800, худ. П. Гонзаго; Флора-Р. Колинет, Венера-Н. П. Берилова, Грации- А. И. Тукманова. Ю. К. Плетень. А. Д. Махае-ва. Зефир - Огюст, Адонис - И. И. Валь-берх, Амур - Ж. Сен-Клер, Сатир - В. [ ла-дышев. / . Н. Добровольский. "ЛЮБОВЬ БЫСТРА!", Н о p в e ж с к а я сказка", "Норвежская идиллия". одноактный балет на муз. "Симфонических танцев" Э. Грига в аранжировке А. Ф. Аренд-са, сцен. и балетм. А. А. Горский. 8.12.1913, Большой т-р, худ. К. А. Коровин, дир. Аренде;

Пастушка - Е. В. Гельцер, Рыбак - М. М. Мордкин. 27.7.1918, новая ред.. Большой т-р (на сцене летнего т-ра сада "Аквариум". Москва), балетм. тот же. 17.1.1922, Большой т-р (на сцене "Нового т-ра", Москва), балетм. тот же.

"ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ", балет в 2 актах но комедии У. Шекспира "Много шума из ничего". Комп. Т. Н. Хренников, сцен. В. Боккадо-ро, Б. А. Покровский. 30.1.1976, Большой т-р. балетм. Боккадоро, худ. Н. Н. Золотарев, дир. А. А. Копылов; Геро - Т. Н. Голикова. Беатриче - Н. В. Тимофеева. Клавдио -

А. Б. Годунов. Бенедикт-К). К. Владимиров. Дон Хуан - Н. Г. Федоров. 22.6.1983, Ансамбль классического балета под рук. И. В. Тихомирновой, на сцене Т-ра эстрады, Москва; балетм. Н. I . Конюс. х\д. Н. Г. Хренникова;

Геро-Л. Р. Мейстер. Клавдио-А. А. Пана-рин, Беатриче - Г. А. Дедюхина. Бенедикт - С. Я. Лапин. В д р. гор о д а х (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1979, Конюс), Горький (1983, В. Н. Салимбаев). Петрозаводск (1984, Д. Тхоржевский. В. Вольский). Э. Н. Рогова.

ЛЮКОМ Елена Михайловна [23.4(5.5).1891, Петербург - 27.2.L968, Ленинград], артистка, педагог. Засл. арт. Республики (1925), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог M. M. Фокин) в 1909-41 в Мариинском т-ре (Т-р им. Кирова). В 1910 участвовала в Русских сезонах. Выступала в лирико-комедийных партиях:

Кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Арлекинада"), Бабочка ("Капризы бабочки"), лучшая из них - партия Лизы. В 1922-23 гастролировала в странах Европы. В зрелых работах артистки - партиях Жизели, Эсме-ральды, Медоры - присущие ей лиризм, поэтичность обогащались драм. выразительностью. Исполнила также партии ОдеттыОдиллии,Раймонды, Никии, Кит-ри, Царь-девицы. Танцевала ведущие партии в балетах, пост. Фокиным: Девушка ("Эрос"), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"). Выдающаяся роль в сов. репертуаре - Тао Хоа (1929, балетм. Ф. В. Лопухов, В. И. Пономар„в, Л. С. Леонтьев, первая исполнительница). Оставив сцену в 1941, была педагогом-репетитором, в 1953-65 вела одновременно в Т-ре им. Кирова класс усовершенствования.

С' о ч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лтн.: Ьродерсен Ю., Е. Люком, :I. M., 1941; Красовская В.. Рус. балетныи т-р нач. XX в., [ч.]2. Танцовщики, Л., 1972; Михайлов M.. Молодые годы Ленингр. балета, Л., 197S; Чернова И От Гсльцер до Улановой, M., 1979; Роза-новаО., Е. Люком, Л., 19S3.

В. В. Чистякова.

ЛЮСТИХ Яков (ок. 1790 - ум. 1825), артист, педагог, балетмейстер. Муж танцовщицы А. А. Лихутиной. В 1806 окончил Петерб. театр. уч-ще (педагог Ш. Дидло), дебютировал в роли Зефира в пост. Дидло "Зефир и Флора". В 1807-11 совершенствовался в Париже у Ж. Ф. Кулона. По возвращении занял положение первого танцовщика и педагога. Исполнял роли богов и благородных аристократов: Аполлон ("Ацис и Галатея", 1816, балетм. Дидло), Аполлон ("Гений благости", 1814) и Зефир ("Марс и

Венера", 1815 - обе балетм. И. И. Вальберх и Огюст), князь Полидор ("Амазонка", 1815) и маркиз Гросслен ("Генрих IV", 1816 - обе балетм. Вальберх), граф Герард ("Неожиданное возвращение, или Вечер в саду", 1816), Граф ("Молодая молочница, или Нисетта и Лука", 1817), Надир ("Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гарун-аль-Рашида", 1817), Рока ("Кора и Алонзо", 1820), Ренод ("Роланд и Моргана", 1821) - все балетм. Дидло. В балетах Дидло Люстих участвовал в ансамблях, являвшихся танц. кульминациями празднеств: партии Венгерского дворянина и Придворного господина в балетах "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" и "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов". Воин двора Миноса ("Тезей и Ариана", 1817), Воин двора Адмета ("Альцеста", 1821) и др. Танец Л. отличался сочетанием благородства и величия с виртуозностью. В 1813 пост. дивертисмент "Смирнский базар", в 1819 танцы в опере Г. Спонтини "Весталка". Для своих бенефисов сочинял "исторические представления с танцами": "Африканский лев, или Торжество матери" (1818), "Дон Гонзальв Кордуан-ский, или Покорение Гренады" (1820) и др.

Лит.: Борисоглебский M. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1, Л., 193S; Красовская В. M.. Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л. - M,. 1958. Л. А. Линькова.

ЛЯДОВ Анатолий Константинович [29.4(11.5).1855, Петербург15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.], композитор, дириж„р. Продолжатель традиций M. И. Глинки и композиторов "Могучей кучки", Л. в нач. 20 в. отразил в сво„м творчестве и нек-рые тенденции новейших худож. течений. Среди фортепианных произв. Л - мазурки, вальсы, польки, сарабанды, кадриль. В 1910 для танцовщицы И. Л. Рубинштейн написал симф. "Танец амазонки". К последнему периоду жизни Л. относятся замыслы двух балетов - "Жар-птица" (по заказу С. П. Дягилева, не осуществл.) и "Лейла и Алалей". Проф. Петерб. коне. (с 1886).

Музыка Л. использовалась в балетном т-ре. В 1916 Л. Ф. Мясин пост. в Испании на муз. Л. одноактный балет "Кикимора", в 1917 в Париже "Русские сказки". Др. пост.: "Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях" (муз. В. М. Дешевова на темы Л., 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А.*Л. Андреев, Б. А. Фенстер;

1960, Минский т-р, новая ред. Андреева), "Русские миниатюры" (на муз. Л., А. А. Алябьева, Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, 1962, Большой т-р, балетм. В. А. Варковицкий).

Лит.: Асафьев Б. В., А. К. Лядов, в кн.: Избр. труды, т. 2, M., 1954; Михайлов M.. А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества, 2 изд.. Л., 1985. Ю. А. Розанова.

ЛЯПАЕВ Борис Ф„дорович (р. 23.12.1947, г. Медногорск Оренбургской обл.), балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1987), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1983).

Учился в г. Чита в балетной студии военного ансамбля, выступал там же в 1966-69. В 1974 окончил

Моск. ин-т культуры (педагоги Р. В. Захаров, А. И. Радунский, Р. С. Стручкова, И. В. Смирнов). Работал как балетмейстер в Мос-концерте, Росконцерте, Моск. мюзик-холле, Тат. ансамбле песни и танца, Бурят, ансамбле песни и танца "Байкал". С 1975 гл. балетм. Моск. детского муз. т-ра. Пост.: "Комар и самовар" Е. В. Ларионова (1976), "Синяя птица" М. Р. Раухвергера с использова- j нием муз. И. А. Саца (1983), "Алые паруса" В. М. Юровского (1984), "Золушка" (1989), "Времена года" (1989, цикл миниатюр на муз. П. И. Чайковского), а также хореогр. сцены в операх. Ставил танцы и в др. т-рах. С 1989 i препода„т в Моск. ин-те культуры.

Лит. : Шереметьевская Н., Вновь - за синей птицей!, "СБ", 1983, ј 4; Иноземцева Г., Это вам, романтики, там же, 1986, ј 1; e e ж e, Пять ступеней познания балета, там же. 1991, ј4; Бочарникова Э., Возрождение "Золушки", там же, 1989, ј 4. Г. В. Иноземцева.

МАДАЕВА Матильда Николаевна (Матр„на Тихоновна) (1842-89), артистка. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1861- 78 в Мариинском т-ре. Характерная танцовщица. Наиболее удавалась исполнительнице рус. пляска с е„ широтой, мягкостью и задушевностью. Лучшая партия - Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"). Выступала также в балетах "Нимфы и Сатир", "Ливанская красавица", "Дочь фараона", "Фиаметта, или Торжество любви".

Лит. : Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1. Л., 1938; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л. - М., 1963.

Л. П. Савицкая.

МАЗУН Мария Павловна (р.

20.7.1924, д. Захарово, Тверской обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагоги М. Ф. Романова, А. Я. Ваганова) в 1943-63 в Ленингр.

Малом т-ре. Первая исполнительница партий: Настя ("Барышня-крестьянка", 1951, балетм. Б. А. Фенстер), Анна ("Голубой Дунай", 1956, балетм. тот же), Маша ("Ивушка", 1957, балетм. Н. А. Анисимова), Франческа ("Франческа да Римини", 1959, балетм. К. Ф. Боярский), Елена ("Накануне", 1960, балетм. тот же), Эвридика ("Орфей", 1962, балетм. тот же), Фенелла [опера "Фенелла" ("Немая из Порти-чи")]. Др. партии: Сванильда;

Гюльнара ("Корсар"), Фадетта, Сольвейг; Балерина ("Петрушка"), Клариче ("Мнимый жених"), Танечка ("Доктор Айболит"). Исполнению М. были свойственны и тонкий лиризм, и глубина драм. переживаний.

Лит.: Театральный дневник. Молодежь ленингр. балета, "Т", 1953, ј 5; М. П. Мазун, "ТЛ". 1963, ј 23. E. P. Гу банду длина.

МАЙНИЕЦЕ Виолетта Александровна (р. 19.1.1950, Рига), балетный критик. Окончила теат-роведч. ф-т ГИТИСа в 1973. В 1976-80 преподавала эстетику, историю т-ра и балета в МХУ. Автор работ по проблемам совр. зарубежного и рус. балетного т-ра, портретов хореографов и танцовщиков.

Соч.: "Страсти по Бежару", "Максла". 1979, ј 3 (на латыш, яз.); Душа pvc. балета. "МЖ", 1983, ј 9; Вечное кольцо возврата, там же, 1990, ј 20; О ценностях подлинных и мнимых, там же, 1992, ј 4; Весенний шум, зеленый шум..., там же, 1992, ј 13-14; К другим берегам, там же, 1993, ј 21-22.

E. П. Белова.

МАЙОРОВ Генрих Александрович (р. 6.9.1936, Улан-Удэ), артист, балетмейстер, педагог. По окончании Киевского хореогр. уч-ща в 1957-59 в Т-ре им. Франко, в 1960-67 в Т-ре им. Шевченко. В 1967-72 учился на балетмейстерском отд. Ленингр. коне. (педагог И. Д. Бельский). В 1972-77 балетмейстер, в 1977-78 гл. балетм. Т-ра им. Шевченко. В

1979-83 гл. балетм. Ансамбля танца БССР. В 1983-86 балетм. Т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. Пост.: "Рассветная поэма" В. С. Косенко (1973, Т-р им. Шевченко). "Чипол-лино" К. С. Хачатуряна (1974, там же; Гос. пр. СССР, 1976; 1975, Т-р им. Махтумкули; 1977, Большой т-р; 1978. Минский т-р; 1985. Т-р в Уфе; 1986, Кишин„вский т-р;

1987, Воронежский т-р), "Возвращение" на муз. Б. Н. Лятошин-ского (часть триптиха "Во имя жизни" на муз. А. Я. Штогаренко, Лятошинского, Д. Д. Шостаковича, 1975, Т-р им. Шевченко), "Белоснежка и семь гномов" Б. Павловского (1975, там же; 1987, Кишин„вский т-р), "Вальпургиева ночь" (1977, Т-р им. Шевченко), "Девушка и смерть" Г. Л. Жуковского (1978, там же), "Голубые дали тайги" Б. Б. Ямпилова (1979, т-р в Улан-Удэ), "Курган" Е. А. Глебова (1982, Минский т-р), "Маленький принц" Глебова (1983, Большой т-р; 1986, Детский муз. т-р, Киев), "Алые паруса" В. М. Юровского (1984, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко; 1986, Дет. муз. т-р, Киев). Балеты М. отличаются танцевальностью, жизнерадостностью, оптимизмом. Его хореогр. драматургия легко читается. Много внимания уделяет детской, особенно молод„жной тематике. Мастер хореогр. миниатюры. С 1988 зав. кафедрой хореографии Моск. хореогр. ин-та. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве (1972).

Лит.: Львов-Анохин Б.. Проблемы балетной миниатюры. "Сов. эстрада и чирк". 1973, ј 11; его же. В жанре балетной миниатюры, там же, 1975, ј 1'.

P о с л а в л e в а Н., Балет о дружбе, "МЖ". 1975. ј 6; Ерофеева E., "Чиполлино". "Т". 1978. ј 7: ШумиловаЭ.. Зримая песня. "СБ", 19S3, ј 5; Луцка я Е., Слушаем рассказ летчика, "ТЖ", 1984, ј 1;

Петров А., Электронный балет, "Сов. эстрада и цирк". 1989. ј 8. В. А. Маиниеце.

МАКАРОВ Аскольд Анатольевич (р. 3.5.1925, д. Ново-Масаль-ское Зубцовского р-на Тверской губ.), артист. Нар. арт. СССР (1983). Канд. иск-ведения (1969). Проф. (1976). По окончании ЛХУ (педагоги А. И. Пушкин, А. А. Писарев, А. В. Лопухов, В. И. Пономар„в) в 1943-70 в Т-ре им. Кирова. В расч„те на артистич. индивидуальность М. формировались героич. образы значит, спектаклей 50-60-х гг. M. - первый и непревзойд„нный исполнитель центр, партий в балетах, пост. Л. В. Якобсоном: Али Батыр ("Шурале", 1950; Гос. пр. СССР, 1951), Спартак (1956), Прометей ("Хореографические миниатюры", 1958), Поэт ("Клоп", 1962);

Р. В. Захаровым - Ma Личен (1949); Б. А. Фенстером - Остап ("Тарас Бульба", 1955); И. Д. Бельским - Рыбак ("Берег на-жды", 1959). Др. партии: Базиль, Солор, Зигфрид, Жан де Бриен;

Филипп ("Пламя Парижа"), Вацлав, Гирей, Фрондосо, Отелло;

Принц ("Золушка"), Данила. Эпическое обобщение нар. характера в конкретном персонаже, обаяние естественности, простодушная вера в правду поэтич. мифа, одухотвор„нная воля, поступь победителя выражались у М., танцовщика, обладающего уникальными данными, в энергии классич. танца, условно психологизированной пантомиме, скульптурном жесте. С 1970 преподаватель балетмейстерского отд. Ленингр. коне. В 1976, после кончины Якобсона, сменил его как сподвижник на посту худ. рук. труппы "Хореографические миниатюры". Ученики М. работают IH) мн. странах. Проф. (1976).

С' о ч.: Первые встречи с народным ба.чета. в. I. .'I . \~А. Неистовый Якобсон, там же. в. 2. Л.. 1977; Герой и героика, "СБ", 1982. .V 4.

Лит.: 3 о .i о т и и ц к и и Д.. А. Макаров. в кн.: Ленингр. балет сегодня, в. 1, Л. - М.. 1967; А. А. Макаров, Д., 1972; Л.. 19(S2; Л., 1985 (буклеты); ИльичеваМ.. А. Макаров, Л., 1984; Кремшевская Г.. На юбилейном вечере А. А. Макарова. "СМ", 1986. ј 2. Д. И. Золотницкии.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница