Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей калуга цена в компании РексРент.
конференц связь

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 34)


МАКАРОВА Наталия Романовна (р. 21.11.1940, Ленинград), артистка. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина) в 1959-70 в Т-ре им. Кирова. Талант М. был воспринят с первых е„ шагов на сцене как выдающийся. Уникальные пла-стич. данные, совершенное мастерство, внешнее изящество и внутренняя страсть, обостр„нно современное мироощущение отличают худож. мир балерины, танец к-рой полон тончайших нюансов, непредсказуемых акцентов, штрихов. Е„ изысканные героини - натуры импульсивные, впечатлительные. М. танцует в балетах разл. хореографов мира. Первая исполнительница партий: Зоя ("Клоп", 1962, балетм. Л. В. Якобсон), Девица-краса ("Страна чудес", 1967, балетм. тот же). Партии классич. наследия:

Жизель, Одетта-Одил.жя: Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Раймонда:

Царь-девица ("Конек-Горбунок"), прелюд, мазурка и 7-и вальс (ТПо-пениана"); совр. репертуар - Кривляка и Золушка ("Золушка"); Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Джульетта; Асият ("Горянка"). Снималась в кинофильме-балете "Спящая красавица" (1964). С 1970 жив„т и работает за рубежом. Творчество М. умножило славу рус. школы и повлияло на развитие зарубеж. хореографии. Е„ самобытные трактовки внесли вклад в исполнит. иск-во мн. танцовщиц. С 1970 в труппе "Американ балле тиэтр". В 1972-89 постоянно танцевала также в Королевском балете Великобритании и в качестве приглаш„нной "звезды" в др. труппах. Среди ролей за рубежом: партии классич. наследия - Жизель. Одетта-Одиллия; Сильфида ("Сильфида"), Жар-птица, Сва-нильда; совр. репертуара - Джульетта ("Ромео и Джульетта"

Ф. Дилиуса, балетм. А. Тюдор), Манон ("Манон Леско" на муз. Ж. Массне, балетм. К. Макмиллан), Татьяна ("Онегин" на муз. П. И. Чайковского, балетм. Д. Кранко); солировала в пост.: "Тема с вариациями" на муз. Чайковского (балетм. Дж. Баланчин); "Эпилог" на муз. Г. Малера (балетм. Д. Ной-маиер). В 1989 оставила балетный т-р. выступала в концертах. М. восстановила балет "Баядерка" в полной версии балетм. М. И. Петипа, впервые в совр. практике с финалом (гибель Солора) в "Американ балле тиэтр" (1980), Королевском балете Великобритании, Шведском Королевском балете (оба 1990); "Лебединое озеро" - в "Фестивал балле" (Лондон, 1988); 3-й акт "Пахиты" - в

"Америкам балле тиэтр" (1984), Нац. балете Канады (1991). В 1983 выступала на Бродвее в мьюзикле "На пуантах" (балетм. Баланчин). В 1991 в лондонском т-ре "Пика-дилли" выступила как драм. актриса в комедии "Товарищ" Ж. Деваля о жизни супружеской пары рус. белоэмигрантов в Париже нач. 30-х гг.; в 1992 - в Москве, в Т-ре Романа Виктю-ка . в драм. спектакле "Двое на качелях" У. Гибсона. М. поев. телефильмы Би-Би-Си: "Ассолю-та" (1978), "Наташа" (1985), "Возвращение Макаровой" (1989), "Ленинградская легенда" (1989). Автор сцен. и ведущая 4-серийной программы Би-Би-Си "Балерина" (1986). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета (Варна, 1965), пр. им. Анны Павловой (Париж, 1970).

Соч.: A Dance autobiography, N. Y., 1979;

On your toes, N. Y., 1984.

Лит.: Чистякова В., Танцовщик, спектакль, время, "Т", 1963, ј 11; П p о х о -p о в а В.. Сильнее смерти, "ТЖ", 1963. ј 23;

Красовская В., И. Макарова, в кн.:

Ленингр. балет сегодня, в. 1, Л. - М., 1967;

СтупниковИ., Н. Макарова, в кн.: Молодые артисты ленингр. балета. Л., 1968;

Бродская Г., Новая Жизель, "Т", 1968, ј 1; е„ же, "Я прежнею Татьяной стала...", там же, 1992, ј 12; К p e м ш e в-ская Г., Всегда неожиданная, "ТЖ", 1969, ј 8; Богданов-Березовский В., Н. Макарова, "МЖ", 1969, ј 10; Карп П., После долгого отсутствия, "Т", 1989, ј 11; Н. Макарова. Восемнадцать лет спустя, М., 1993; Smakov G.. The great russian dancers, N. Y., 1985; С lark e M., С r i.s p C., Ballerina: the art of women in classical ballet, L., 1987. С. А. Давлекамова. "МАКБЕТ", балеты по одноим. трагедии У. Шекспира. 1) В 2 актах. Комп. К. В. Молчанов, сцен. В. В. Васильев. 1.7.1980, Большой т-р, балетм. Васильев, худ. В. Я. Левен-таль, дир. Ф. Ш. Мансуров; Макбет-Васильев. .юди Макбет - Н. В. Тимофеева, Банко - А. Ю. Кондратов, король Дункан-С. Н. Рад-ченко (снят на ТВ в 1984). 4.11.1990, Т-р балета КДС, балетм. и худ. те же, дир. А. Политиков;

Макбет - А. М. Лиепа, леди Макбет - С. Б. Цой, Банко - Кондратов, король Дункан - М. Адырхаев. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Новосибирск (1981, Васильев), Свердловск (1983, А. А. Дементьев). 2) В 3 актах. Комп. Ш. Э. Каллош, сцен. и балетм. Н. Н. Боярчиков, хореография Боярчикова и И. И. Тагунова. 16.7.1984, Ленингр. Малый т-р, худ. Р. Н. Иванов, И. И. Сафронова, дир. В. В. Кожин; Макбет - Ю. И. Петухов, леди Макбет - М. Б. Кур-шакова. Е. П. Белова.

МАКЛЕЦОВА Ксения Петровна [5(17).11.1890, Москва - 18.5.1974, Лонг-Айленд, США], артистка. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) с 1908 в Большом т-ре, в 1915-19 в Мариинском т-ре (позже отд. выступления до 1923). В 1919-23 гастролировала за границей. Танцевала в труппе Русский балет Дягилева, затем предприняла гастрольные поездки по Югу России, Сибири, на Суматру, Филиппины, в Сингапур, Японию (1925). С 1926 в США - турне с труппами Ф. М. Козлова (1927) и М. М. Мордкина (1928). Технически сильная классич. танцовщица, с блестящим вращением и мягкими батманами; типичная представительница моек. школы: с широким размахом движений, экспрессивной манерой танца. Одна из лучших партий - Китри. Др. партии: Одетта-Одиллия; Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Эсмеральда; Аврора и принцесса Флорина; Коломбина ("Карнавал"), Сильфида ("Сильфида"), Жар-птица, Жизель; Береника ("Египетские ночи"), Медора.

Лит.: Волынский А.. К. П. Макле-цова, "ЖИ", 1923, ј 15, 21; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972. В. Д. Нейминд.

МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна (р. 1.2.1939, Москва), артистка. Нар. арт. СССР (1973). Жена В. В. Васильева. С 1958 по окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в Большом т-ре (до 1988). Ещ„ будучи ученицей МХУ исполнила партию Маши ("Щелкунчик", 1957, балетм. В. И. Вай-нонен). Первая исполнительница партий: Маша ("Щелкунчик", 1966, балетм. Ю. Н. Григорович), Фригия (1968, балетм. тот же), Аврора (1973, новая ред. Григоровича по М. И. Петипа), Эола ("Икар", 1976, новая ред. Васильева), Балерина ("Эти чарующие звуки...", 1978, балетм. тот же), Шура Азарова ("Гусарская баллада", 1980, балетм. Д. А. Брянцев), Анюта ("Анюта", 1986, балетм. Васильев). Др. роли: Катерина ("Каменный цветок"), Жизель; Сильфида ("Шопе-ниана"), Мавка ("Лесная песня"), Жанна ("Пламя Парижа"), Муза ("Паганини"), Мария; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Золушка; Балерина ("Петрушка"), Китри, Одетта-Одиллия; Девушка ("Икар"), Джульетта. С 1980 выступает в спектаклях ансамбля Московский классический балет. Партии: Натали ("Натали, или Швейцарская молочница", 1980, балетм. П. Лакот по Ф. Тальони, первое исполнение в СССР), Джульетта ("Повесть о Ромео и Джульетте"), Ева. Роли в зарубеж. труппах:

"Балет XX века", Бельгия, - Юлия ("Ромео и Юлия", 1978, балетм. М. Бежар); Т-р "Сан-Карло", Италия, - Анюта ("Анюта", 1986, балетм. Васильев), Продавщица перчаток ("Парижское веселье", 1988, балетм. Л. Мясин), Ромола ("Нижин-ский", 1989, реж. Б. Менагатти);

"Марсельский балет", Франция, - Роза ("Голубой ангел", 1987, балетм. Р. Пети); Английский Национальный Балет - Татьяна ("Онегин", 1989, балетм. Дж. Кранко). М. - первая исполнительница партий в балетах Васильева: Солистка ("Я хочу танцевать"), Солистка ("Фрагменты одной биографии", оба 1983, Центр. Концертный зал "Россия"; экранизированы на ТВ в 1985),

Золушка (1991, Т-р балета КДС). Роли в оригинальных телевиз. балетах: Девочка ("Трапеция", 1970), Элиза Дулиттл ("Галатея", 1977), Петер ("Старое танго", 1979), Анюта ("Анюта", 1982;

Гос. пр. РСФСР, 1984), Примадонна ("Чаплиниана", 1987). Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" (1960, по "Золушке"); в панорамном кинофильме "СССР с открытым сердцем" (1961); в телеэкранизации балетов "Вальпургиева ночь" (1971), "Эти чарующие звуки..." (1981), "Сотворение мира" (1982, под назв. "Адам и Ева"); в телефильмах-концертах "Хореографическая симфония" (1971), "Хореографические новеллы" (1973), "Гран па в белую ночь" (1987); в худож. фильме-опере "Травиата" (1982, реж. Ф. Дзефирелли). Творчеству М. и Васильева поев. телевизионные фильмы "Дуэт" (1973). "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990), франц. видеофильм "Катя и Володя" (1989). Специально для М. были поставлены сольные хореогр. номера: "Соловей" на муз. А. А. Алябьева (1957, балетм. В. А. Варковицкий), "Мазурка" на муз. А. Н. Скрябина (1960, балетм. К. Я. Голей-зовский).

Воспитанная в лучших традициях академич. школы, идеально сложенная, миниатюрная балерина, М. обладает л„гким, упругим прыжком, стремительно-ч„тким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Классически безупречному танцу она прида„т изысканную элегантность и праздничность, восхищая филигранной отточенностью мелких па. Виртуозное владение техникой неизменно окрашено у балерины в индивидуальные, лишь ей присущие, "максимов-ские" тона. Женственно-хрупкие героини М. только вступают в жизнь, и вс„ в окружающем их мире становится открытием. Балерина показывает процесс роста человеческой души, от наивных детских гр„з и робкого зарождения любви - до ликующего торжества е„ расцвета. Умея полностью растворяться в лирике адажио, М. всегда сохраняет в хореогр. "двухголосье" дуэта свой неповторимый "голос". Балерине в равной степени подвластны партии комедийные, лирические, драматические. Со временем героини М., оставаясь внешне столь же пленительно юными, взрослели, их безоблачно ясный внутренний мир становился более утонч„нным, сложным, овеянным по-пушкински светлой печалью. Менялся и исполнительский стиль балерины, обретая драматич. экспрессию танца, богатство пла-стич. нюансов, графич. заостр„нность линий, не теряя при этом своей гармонии. Из всего многообразия женских образов классич. русской литературы балерина станцевала только чеховскую Анюту и пушкинских Марию и Татьяну. Но темы героинь И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого живут в др. сценич. созданиях М. - Жизели, Маше. Джульетте, воплощающих в балетном т-ре вечные человеческие идеалы. Пластич. свобода и чуткость к разл. хореогр. поискам позволили ей успешно выступить в спектаклях крупнейших зарубеж. балетмейстеров - Бежара, Пети, Кранко. Благодаря уникальному акт„рскому мастерству, продолжающему традиции рус. психоло-гич. т-ра, М. не только стала подлинно танцующей актрисой на балетной сцене и на экране ТВ, но и обратилась к драматич. ролям в телефильмах "Жиголо и жиголет-та" (1980) и "Классная дама" (1994); в худож. фильме "Фуэте" (1986), в моноспектакле "Песня песней" но "Библии" (1990, Творч. группа "Отражение", реж. А. В. Парра; 1994, реж. Васильев).

В 1980 окончила ГИТИС но специальности недагог-балетме истер. С 1982 препода„т на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1988 доцент). С 1990 балетм.-репетитор Т-ра балета КДС.

1-е пр. - Весе. конкурса артистов балета в Москве (1957). Между нар. конкурса артистов балета в Вене (1959) и Междунар. конкурса артистов балета в Варнс (1964). Пр. А. Павловой (1969) и пр. М. Петипа (1972) - Париж. Гос. пр. СССР (1981); Гос. пр. России (1991).

Соч.: Преодоление привычного, "С'М".

Паш др\г-телевидение. в. 2. М.. 19Ж).

Лит.: А р к и и а Н., Е. Максимова, "I". 1972. ј 1: ее же. Легкое дыхание. "МЖ'. 19Х4. ј 21; И л V п и н а А.. Е. Максимова. там же. 1973. ј 22; Л у икая Е.. Е. Максимова. в сб.: Мастера Большого театра. М.. 1976: с е ж е. Чарующий танец

Анохин Б., Мастера Большого балета. М.. 1976; Г а е в с к и и В.. [Максимова], в ею кн.: Дивертисмент. М.. 19Ж: К о и с т а н-т и и о в а М.. Е. Максимова. М.. 192; А ,чт о н о в а И., О, этот мир, так молодо-прек-расныи.... "СБ". 19Х4. ј .V Х о л ф и и а С., Ученица Е. П. Гердт Е. Максимова, в ее кн.:

Вспоминая мастеров московского балета, М., зионный балет, М., 1991.

Е. П. Белова.

МАКСИМОВА Лариса Панк-ратьевна (р. 5.5.1951, Челябинск), артистка. Засл. арт. РСФСР (1978). По окончании хореогр. студии при Челябинском т-ре (педагог Т. С. Дулевская) с 1967 в труппе т-ра. Соединение мягкой пластичности, широты движений с внутренним эмоциональным накалом, стихийным темпераментом составляет своеобразие танца М. Партии: Гудула ("Собор Парижской богоматери"), Кармен, Заре-м;1: Пастора и Маха ("Испанские миниатюры-"). Эгина: Мирта ("Жшель"). Гаянэ: Девушка-мечта ("Двенадцать стульев"), То.понаи ("Материнское поле"): характерные танцы ("Лебединое озеро". "Дон Кихот"). С 1991 вед„т под. работу в хореогр. уч-ще

ПрИ Т-рС. //. Л/. ('(п}1Н'к(1я.

МАЛАХОВ Владимир Анатольевич (р. 7.1.1968, Кривой Рог, Украина), артист. В 1986 окончил МХУ (педагог П. А. Пестов). В 1987-92 в Моск. гос. т-ре балета. Первый исполнитель партий:

Ваятель ("Лики любви", 1987).

Руди ("Поцелуй феи". 1988, обе балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в). Солист ("Бахиа-на", 1987, балетм. А. Алонсо), Кармен ("Шутка", 1990. балетм. С. В. Воскресенская). Др. партии:

Зигфрид, Альберт, Базиль, Меркуцио: Освальд ("Натали, или Швейцарская молочница"), Адам ("Сотворение мира"), Бальтазар ("Волшебный кам-зол"), Солист ("Тема с вариациями"). Лауреат Междунар. конкурсов артистов балета: Гран-при в Варне (1966). 1-я пр. в Москве (1989). Гран-при (пр. им. С. Лифаря) в Париже (1989), 3-я пр. в Джексоне (1990, США). 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве (1988). Снимался в телебалетах "Новогодний детектив" (1989), "Размышление на тему. Гамлет" (1991, оба балетм. Воскресенская), в телеэкранизациях балетов "Поцелуй феи" (1990), "Дон Кихот" (1991). Творчеству М. поев. телефильм-концерт "Браво, Малахов!" (1991). В 1991-93 работал в Штутгартском т-ре. с 1993 - в Венской опере, с 1995 в Американском балетном т-ре (Нью-Йорк).

.'/та.: Г о л ' б и ц [.. В. Малахов. СБ". 1990. ј Ь: Лобова Л.. Поцелуи фен. "КнЖ-. 199(1. ј 6; Л ь в о в - А н о.V 1112. Н. Н. 1п.1\-(')ин.

МАЛ КОВ Михаил Никанорович (р. 21.8.1()33. Пермь), артист. подаю!, балетный критик. В 1955 окончил Пермское хореогр. уч-ще, в 1967 - театроведч. ф-т ГИТИСа. В 1955-75 в Пермском, затем в Новосибирском т-рах. В 1964-74 и 1990-91 преподаватель Новосибирского хореогр. уч-ща. В 1984-90 преподаватель Новосибирского театр. уч-ща, с 1992 балетм.-репетитор Нового т-ра муз. комедии. Автор статей о проблемах совр. балета Сибири.

Соч.: Песня, пронзившая ночь, "СБ", 19Х7. ј 6; Л. Гершунова и А. Бердышев. "СБ", 19Х9. ј 3.

МАЛХАСЯНЦ Геннадий Гарае-вич (р. 4.3.1937, Кисловодск), артист, балетмейстер, педагог. По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагоги Ю. И. Плахт, К. А. Есаулова) в 1959-65 в Пермском, с 1965-67 - в Воронежском т-рах. Первый исполнитель партий: Влюбл„нный ("Болеро", 1961, балетм. М. М. Газиев), Пер Гюнт ("Пер Гюнт". 1962, балетм. Есаулова), Говоруха-отрок ("Выстрел"), Ч„рный рыцарь ("Шахматы", обе 1963), Абдерах-ман ("Раймонда", 1964, все балетм. Газиев) - все в Пермском т-ре. Др. партии: Ma Личен, Со-лор. Нурали и Гирей; Базиль, Ти-бальд.В 1968-71 в Москонцерте. В 1972 окончил балетмейстерский ф-т ГИТИСа (педагог А. В. Ша-тин). В 1971-78 гл. балетм. Воронежского т-ра. Пост.: в Свердловском т-ре - "Корсар" (1971, оригинальная версия); в Воронежском т-ре - "Антоний и Клеопатра" Э. Л. Лазарева (1972, по собств. сцен.), "Раймонда" (1972, пособств. сцен.), "Тщетная предосторожность" Ф. Герольда (1974. оригинальная версия), "Память" и "Озорные частушки" Р. К. Щедрина, "Кармен-сюита" (все 1974, по собств. сцен.), "Лауренсия" (1975), "Адам и Ева" ("Сотворение мира") А. П. Петрова (1976), "Щедрин-сюита" (1990); в Горь-ковском т-ре - "Сотворение мира" Петрова (1977). Ставил танцы в оперных и драм. спектаклях. В 1958-65 преподавал характерный и дуэтный танец в Пермском хореогр. уч-ще, в 1965-67 - характерный танец в Воронежском хореогр. уч-ще. В 1978-85 балетм.-педагог МХУ, преподавал также характерный танец и акт„рское мастерство. М. -автор мн. конц. номеров, часть к-рых пост. специально для хореогр. уч-щ. С 1979 препода„т в ГИТИСе (композиция нар.-сце-нич. танца и иск-во балетмейстера). Ученики: В. С. Федянин, В. Ф. Миклин, Н. Н. Воскресенская. В 1985-87 работал в Ираке, где пост. балет "Альбаярек" А. Башир (труппа "Аштар балет", 1986), балет "Карнавал игрушек" на муз. П. И. Чайковского (1987, Багдадская школа балета). Е. р. г\бийд\-длина. МАЛЫШЕВА Алла Николаевна (р. 11.7.1954, Ленинград), артистка. По окончании ЛХУ (педагог Н. М. Дудинская) с 1972 в

Ленингр. Малом т-рс. Классич. балерина лирико-комедийного плана. Первая исполнительница партий в Ленинграде: Эффи ("Сильфида"), Солистка ("Праздник цветов в Джснцано". обе 1976, балетм. А. Бурнонвиль, возобн. Э. М. фон Розен), Золушка (1977. балетм. О. М. Виноградов), Смеральдина ("Слуга двух господ"), Димитрий ("Царь Борис", обе 1978, балетм. Н. Н. Боярчиков). Др. партии:

Лиза; Маша ("Щелкунчик"), Сва-нильда и Коппелия ("Коппелия"), Коломбина ("Арлекинада"), Мария ("Привал кавалерии"), Балерина ("Петрушка").

//. H. Cin\ пинков.

МАЛЬГИНА (по мужу Л e c-к о в а) Александра Вячеславовна (р. l S.5.1947. Ленинград), артистка. По окончании ЛХУ (педагоги Н. А. Железнова. Л. М. Тюнтина) в 1966-67 в Новосибирском т-ре, в 1967-87 в Ленингр. Малом т-ре. Характерная танцовщица. Первая исполнительница партий: Учительница ("Старик Хоттабыч". 1970. балетм. К. А. Ласкари), Тереза ("Привал кавалерии". 1975, хореография М. И. Петипа, возобн. П. А. Гусева); в пост. О. М. Виноградова - Испанская кукла ("Коппелия", 1973), Кончак ("Ярославна", 1974), леди Капу-летти ("Ромео и Джульетта", 1976). Мачеха ("Золушка", 1977). Др. партии: Шинкарка ("Царь Борис"), Сваха ("Женитьба"). Мэдж ("Сильфида"), Подруга Вожака ("Барышня и хулиган"), Бесноватая ("Весна священная"), Гертруда ("Размышления"), Кли-темнестра ("Клитемнестра"), Мачеха ("Двенадцать месяцев"), Фортуна ("Орфей и Эвридика"), Афина ("Геракл"). //, н. стхппчков. МАНОХИН Николай Ф„дорович [3(15).2.1855, Москва - 1915], артист. Сын Ф. Н. Манохина. По окончании Моск. театр. уч-ща в 1872-80 и 1883-98 в Большом т-ре, в 1881-83 в Мариинском т-ре. Выступая в ведущих классич. партиях (Гренгуар в "Эсмераль-де". 1890), М. стремился сломать установившийся канон мужского танца, утвердить новую, оолее живую манеру исполнения. Его танец отличался силой, стремительностью. динамикой, темпераментом (в Петербурге М. критиковали за нсакадемичность) и в то же время виртуозной л„гкостью. свободой. Пост. танцы в опере "Тушинцы" П. И. Вларамберга. С 1875 в„л класс бальных танцев в моек. уч. заведениях, в т. ч. в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармо-нич. об-ва. Реж. по балетной части Нового т-ра (1898-1907. Москва), в 1902-07 - Большого т-раГ. Ю. fi/xxhuH.

МАНОХИН Ф„дор Николаевич [10(22).9.1822 - 22.3(4.4). 1902), артист, балетмейстер, педагог. Родился в семье отпущенного на волю крепостного крестьянина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог А. Титюс) в 1(S42-61 танцевал в моек. Большом т-ре. Акт„р многогранных возможностей, специализировался на исполнении и постановке характерных танцев. Основываясь на прочной моек. традиции характерного танца, утверждал на сцене нац. самобытность рус. хореографии. Был знатоком плясового фольклора. Ставил танцы в рус. операх ("Русалка", 1865; "Рогнеда". 1868;

"Громобой", 1869; "Воевода", 1869; "Демон", 1875), дивертисментах, драм. спектаклях ("Снегурочка" А. Н. Островского). Пост. балет "Влюбл„нная баядерка" на муз. Д. Ф. Обера (1867). Как балетмейстер работал до 1883. Преподавал в Моск. театр. уч-ще до 1869. Ученики: сестры П. М. и Н. М. Карпаковы. П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, С. П. Соколов.

Лит.: К p а с г в с к а я В.. Р\с. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963.

Г К). Брооскан.

МАРИЙНСКИЙ ТЕАТР, один из крупнейших муз. т-ров России. Его балетный коллектив - старейший в стране, сыграл ведущую роль в становлении и развитии рус. хореогр. иск-ва. С 1783 труппа выступала на сцене петерб. Большого (Каменного) т-ра (построен по проекту арх. А. Риналь-ди, в 1836 перестроен А. Каво-сом). В 1885 балетные спектакли переведены на сцену Мариинского т-ра (арх. Кавос, 1860; назван в честь императрицы Марии Александровны). С 1917 - Гос. Мари-инский, с 1919 Гос. академич. т-р оперы и балета, с 1935 - им. С. М. Кирова, с 1991 возвращено назв. Мариинский т-р.

"Петерб. балет возник в 1-й пол. 18 в. как часть торжественного и пышного придв. зрелища, состоящего из пения, декламации, танца и музицирования. Для пост. спектаклей приглашались иностранцы, но в представлениях участвовали и рус. певчие, музыканты, артисты-любители. С 1735 при дворе в составе труппы Арайи выступал виртуозный танцовщик, балетмейстер и педагог А. Ри-нальди (Фоссано), в чьих пост. танцевали воспитанники Сухопутного шляхетного корпуса, подготовленные франц. танцмейстером Ж. Б. Ланде. По инициативе Ланде и согласно указу императрицы Анны Иоанновны в 1738 учреждена рус. Танцевальная школа (см. Санкт-Петербургская академия русского балета). В ней изначально соединились традиции итал. и франц. балетного танца. Русские легко усваивали "иноземную поступь" и вносили в исполнение широту и плавность нар. пляски. Лучшие танцовщики (А. Нестеров, А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков) не уступали иностр. артистам. В 1755-62 при летнем дворце Петра III в Ораниенбауме существовала ещ„ одна балетная школа. Отсюда вышел Т. С. Бубликов, успешно выступавший в Петербурге и Вене. Видные иностр. балетмейстеры и педагоги Ф. Гильфердинг, Г. Анд-жолини, Дж. Канциани, Ш. Ле

Пик, работавшие в Петербурге, знакомили рус. артистов с достижениями европ. хореографии. Классицизм на рус. почве обр„л черты патриотизма и гражданственности, что нашло отражение, напр., в балете Анджолини по трагедии А. П. Сумарокова "Семира" (1772). Лучшие танцовщики сочетали профессионализм с одухотвор„нностью. В становлении петерб. балета важную роль сыграло открытие в 1783 Большого (Каменного) т-ра, ставшего общедоступным. Здесь развернулась деятельность первого рус. балетмейстера, танцовщика и педагога И. И. Вальберха. Он выступил как представитель сентиментализма, превозносивший в чувствительных мелодрамах добродетель и порицавший порок. Ведущее место в его спектаклях занимала пантомима. Вальберх пост. первый балет из совр. жизни

- "Новый Вертер" С. Н. Титова (1799) и одну из первых версий шекспировского сюжета на рус. балетной сцене - "Ромео и Юлия" (1809). Антинаполеоновская война, охватившая Европу, отразилась в его патриотич. балетах-дивертисментах: "Новая героиня, или Женщина-козак" (1810), "Ополчение, или Любовь к Отечеству" К. А. Кавоса (1812) и "Торжество .России, или Русские в Париже" (1814) - оба совм. с Огюстом. Огромное влияние на развитие петерб. балета оказал Ш. Дидло. Знаток разл. европ. школ, он был свидетелем борьбы Ж. Ж. Новера с отжившими канонами придворного иск-ва, работал с Ж. Добервалем. Творчество Дидло в России совпало с подъ„мом нац. культуры, что способствовало проф. росту петерб. балета, ставшего при н„м одним из первых в Европе. На сцене Эрмитажного (открыт в 1784) и петерб. Большого т-ров Дидло ставил балеты на мифологич., историч., жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танц. поэмы Дидло "Зефир и Флора" (1804), "Амур и Психея" (1809) и "Ацис и Галатея" (1916) Кавоса предвещали наступление романтизма. В них намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного танцев. Героями пантомимных балетов на историч. сюжеты были борцы за свободу и справедливость ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" М. А. Венюа, 1817;

"Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Т. В. Жучковского, 1819). Дидло стремился к психологизации образов, драматизации действия. В 1823 он обратился к поэзии А. С. Пушкина, пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса. Дидло сотрудничал с комп. Кавосом, Венюа, Ф. Анто-нолини, худ. А. Е. Кондратьевым, Д. Корсини, А. Каноппи, П. Гонзаго. В репертуаре, созданном Дидло, раскрывались таланты И. О. Гольца, М. И. Даниловой, М. Н. Икониной, А. И. Истоминой, А. С. Новицкой, Огюста, Е. А. Телешовой.

1830-е гг. ознаменованы утверждением романтизма на балетной сцене. После ухода Дидло в отставку петерб. балетом руководили А. Блаш (1832-36) и А. Титюс (1837-49), переносившие сюда очередные парижские премьеры, в т. ч. "Сильфиду" (по Ф. Тальони, 1835) и "Жизель" (по Ж. Коралли и Ж. Перро, 1842). В 1837-42 в Петербурге гастролировали Ф. и М. Тальони, показавшие все основные балеты своего репертуара, где действие обычно разворачивается параллельно в мире реальном и фантастическом. "Земную", действенную линию представляли в Петербурге балеты Перро, возглавлявшего труппу в 1848-59. В балетах "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника" и "Фауст" ' Ц. Пуни драматизм возникал в противопоставлении страстей, характеров, обстоятельств. На петерб. сцене выступали известные балерины Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Поэтика романтизма была близка рус. исполнительскому стилю. В репертуаре Тальони и Перро с успехом выступали Е. И. Андреянова, Н. К. Богданова, С. Н. Муравь„ва, М. С. Су-ровщикова-Петипа. С 1834 и почти до конца века спектакли оформлял худ. А. А. Роллер, в работах к-рого преобладали приметы романтич. стиля, но в то же время его декорации ещ„ носили печать типового эффектного фона, надолго закрепившегося в практике муз. т-ра.

К кон. 1850-х гг. содержательность и одухотвор„нность образов романтизма императорских т-ров уступили место развлекательности. Основной ценностью становились танц. техника, разнообразие дивертисментов, модные "живые картинки". В 1859-69 в Петербурге работал балетм. А. Сен-Леон. Он поставил здесь балеты "Сальтарелло, или Страсть к танцам" (на собств. муз., 1859), "Гра-циелла, или Любовная ссора" Пуни (1860), "Севильская жемчужина" Пинто и Пуни (1861). Изобретательность хореографа, поражавшего сценич. эффектами, неожиданными дивертисментами, не компенсировала ничтожности содержания. Однако танц. богатство "Конька-Горбунка" Пуни

(1864) и вариации из др. его балетов вошли в классич. наследие.

Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета, затем балетм., в 1869-1903 гл. балетм. т-ра). Петипа поднял профессионализм труппы на невиданный дотоле уровень. Развивая каноны акаде-мич. танца, он совершенствовал малые танц. формы, а также композицию многоактного спектакля, тонко чувствуя меру соответствия пантомимы и танца. Сотрудничая с отнюдь не симфонистами Пуни и Л. Минкусом, Петипа разрабатывал пластические лейттемы, соединял и противопоставлял "голоса" солистов и кордебалета, что привело к открытию хореогр. симфонизма в сцене "Теней" балета "Баядерка" (1877), к-рый развивался и утверждался в союзе с П. И. Чайковским ("Спящая красавица", 1890; 1-я и 3-я картины "Лебединого озера", 1895) и А. К. Глазуновым ("Раймонда", 1898). Петипа продлил жизнь мн. балетов хореографов-предшественников: "Тщетной предосторожности", "Жизели", "Пахиты", "Корсара", "Эсмеральды", "Коп-пелии". Рядом с Петипа проходило творчество Л. И. Иванова (в 1885-1901 второй балетмейстер т-ра). Среди его пост. выделялись "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" А. П. Бородина. Шедеврами танц. симфонизма Иванова стали "Танец снежных хлопьев" ("Щелкунчик", 1892), 2-я картина балета Чайковского "Лебединое озеро" (1894). Деятельность хореографа завершил блестящий опыт симфонизации характерного танца - "Вторая венгерская рапсодия" на муз. Ф. Листа, в 1900 включ„нная в дивертисмент "Конька-Горбунка".

В балетах Петипа и Иванова раскрылись i алан ты L. С). Вазем. А. Ф. Вергиной. М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой. Однако первые роли по традиции отдавались гастрол„ршам - К. Брианца, П. Лень-яни, В. Цукки. Артистичные и виртуозные итал. балерины, как и танцовщик Э. Чеккетти, вносили живительную струю в петерб. исполнительство. С 1860-х гг. ведущие мужские партии исполнял П. А. Гердт, к-рого сменили Г. Г. Кякшт, Н. Г. и С. Г. Легаты, характерные танцы - М. М. Петипа, Ф. И. Кшесин-ский, А. Ф. Бекефи, А. В. Ширяев, пантомимные роли - Т. А. Стуколкин и Н. П. Троицкий. К нач. 20 в. хранителями ака-демич. традиций были С. К. Андрианов* А. Я. Ваганова, П. Н. Владимиров, М. Ф. Кшесинская. М. К. Обухов. О. И. Преображенская, В. А. Трефилова. Однако в последние годы службы Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творч. прогресс.

Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых сценич. образов он опирался на совр. изобразительное иск-во. Его творчество объединяло два направления: поиски в области пла-стич. драмы и воссоздание стилей ушедших эпох. Излюбленной формой хореографа стал одноактный балет с лаконичным и непрерывным действием, с ч„тко выраженной стилистич. окраской: "Павильон Армиды" (1907). "Египетские ночи". "Шопениана" (оба 1908). "Половецкие пляски" (1909). После триумфа Русских сезонов (1909-11). балетмейстером к-рых был Фокин, в 1912-17 он пост. неск. балетов в Петербурге: "Прелюды" на муз. Листа (1913), "Стенька Разин" на муз. Глазунова и "Эрос" на муз. Чайковского (оба 1915), "Арагонская хота" на муз. М. И. Глинки (1916). В его балетах прославились Т. П. Карсавина. В. Ф. Ни-жинский. А. П. Павлова.

В первые годы после Окт. революции перед т-ром встали задачи сохранения наследия и создания репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов - Е. П. Гердт, П. А. Гусева. Л. С. Леонтьева. Е. М. Люком. О. П. Мунгаловой, В. И. Пономар„ва, В. А. Сем„нова, О. А. Спесивцевой, Б. В. Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Восстанавливая классич. произведения, он в то же время смело экспериментировал, обращаясь к разным стилям и жанрам. Танцсимфония "Величие мироздания" на муз. Л. ван Бетховена (1923), балеты "Байка про Лису. Кота да Барана" И. Ф. Стравинского. "Ледяная дева" (оба 1927), "Болт" Д. Д. Шостаковича (1931) были первыми шагами в становлении нового балетного т-ра. В 1929 Лопуховым, Пономар„вым и Леон-тьевым был пост. первый сов. балет, принятый зрителем. - "Красный мак", в 1930 - др. балет на совр. тему - "Золотой век" Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чеснаковым. В 20- 30-х гг. в коллектив влились выпускники ЛХУ, подготовленные педагогами Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетко-вой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономар„вым, Ширяевым.

Среди них - H. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечесло-ва, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т. Сем„нова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест. Их таланты определили высочайший уровень исполнит, иск-ва в ближайшие десятилетия.

30-е гг. отмечены интенсивным влиянием на балетный т-р драма-тич. иск-ва, что связано с деятельностью хореографов Вайнонена, Р. В. Захарова, Чабукиани и Л. М. Лавровского. В "Пламени Парижа" (1932, балетм. Вайно-нен), "Сердце гор" (1938), "Лау-ренсии" (1939, оба балетм. Чабукиани) балет стал танцуемой пьесой, гл. герой к-рой-нар. массы. "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева (1936, оба балетм. Захаров), "Ромео и Джульетта" (1940, балетм. Лавровский) доказывали близость балету психоло-гич. драмы. Попытка реалистич. раскрытия совр. действительности была сделана в "Партизанских днях" Асафьева (1937, балетм. Вайнонен) - балете, целиком реш„нном средствами нар.-характерного танца. В соответствии с духом времени и эстетикой драм-балета были реконструированы "Лебединое озеро" (1933), "Эсмеральда" (1935) - оба в пост. Вагановой (в 1931-37 худ. рук. балетной труппы т-ра), "Щелкунчик" (1934) и "Раймонда" (1938, оба балетм. Вайнонен). Но стремление убрать мистику, добиться реализма и даже социологизиро-вать "Лебединое озеро" и "Раймонду" к положительным результатам не привело. Однако замена мимических сцен действенным танцем в "Лебедином озере", танц. решение "Щелкунчика", приблизившее балет к поэтич. содержанию музыки Чайковского, продлили сценич. жизнь спектаклей. В этот плодотворный период с труппой сотрудничали комп. Асафьев, реж. С. Э. Рад-лов, худ. В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б. Вирсаладзе, П. В. Вильяме. За дириж„рским пультом стояли В. А. Дранишни-ков, Е. А. Мравинский.

В нач. Вел. Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Пермь, где под рук. Пономар„ва шли спектакли, поставленные ранее, создавались новые ("Гаянэ", 1942, балетм. Анисимова). Артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, продолжали выступать перед публикой. В Перми и Ленинграде создавались конц. бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия. В 1943-47 в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвад-зе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович. И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова. В. Д. Ухов, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. Гусев, худ. рук. балета в 1946-51. смело выдвигал молод„жь на отв. партии. В 1947 были показаны балеты, посвящ„нные войне. - "Татьяна" А. А. Крейна (балетм. В. П. Бур-мейстер) и "Милица" Асафьева (балетм. Вайнонен). В 1949 хореогр. пушкиниана пополнилась чисто петерб. произведением - балетом "Медный всадник", пост. Захаровым. Линию инсценировок лит. произв. продолжил "Тарас Бульба" Б. А. Фенстера (1955). В балетах-пьесах сказывались не только положительные, но и отрицательные свойства драмба-лета. Требование правдоподобия нарушало поэтику условного балетного мира, обедняло средства хореогр. выразительности. Полноправным элементом совр. спектакля классич. танец оставался только в балетах-сказках:

"Золушка" (1946. балетм. Сергеев). "Весенняя сказка" Асафьева (по муз. материалам Чайковского;

1947, балетм. Лопухов), "Шуралс" (1950. балетм. Якобсон). В 1948- 52 под рук. Сергеева (гл. балетм. в 1951-55 и 1960-70) созданы новые ред. балетов "Раймонда". "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", к-рыс сохраняются и поныне. Лопухов (худ. рук. труппы в 1951-56) сумел открыть дорогу экспериментальным постановкам. При его непосредств. помощи оформились замыслы тех произведений, к-рые обозначили творч. подъ„м труппы в кон. 50-х - нач. 60-х гг. Тогда, ориентируясь на античную пластику, Якобсон создал балет "Спартак" (1956).

В спектакле "Хореографические миниатюры" (1958) он демонстрировал универсальность выразительных возможностей танца. К совр. теме обратился и Сергеев ("Тропою грома". 1958). Принципиальное значение приобрели пост. нового поколения балетмейстеров: "Каменный цветок" (1957) и "Легенда о любви" (1961) Григоровича, "Берег надежды" (1959) и "Ленинградская симфония" (1961) Бельского возрождали традиции симф. танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности танц. действия. утвержд„нные Фокиным. Хореографы нашли новые формы для воплощения глубокого философского содержания. Подлинными соавторами балетмейстеров стали артисты: И. Г. Генслер, А. И. Грибов, А. В. Гридин, И. А. Колпакова. Т. Н. Легат, Э. В. Минч„нок, А. Е. Осипенко, К. А. Рассадин, А. А. Сапогов. О. Г. Соколов, К. И. Федичева, И. А.

Черныш„в, позже Г. Т. Ком-лева. А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев. Казалось, т-р был на подъ„ме, о ч„м свидетельствовали премьеры и успешные выступления в гл. балетных центрах мира - Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Но премьеры вышли скорее вопреки, чем благодаря руководству т-ра, а на гастролях. куда новые спектакли не были включены, рецензенты отмечали архаичность репертуара. Попытки экспериментировать пресекались, к критике не прислушивались, несогласные наказывались. Казарменные правила поведения. установленные для артистов за рубежом, спровоцировали импульсивное решение Р. X. Ну-реева, блестяще начинавшего свой творч. путь, просить политического убежища во Франции. Вскоре из т-ра уш„л Бельский, назначенный гл. балетмейстером Ленингр. Малого т-ра, затем Григорович, возглавивший моек. Большой т-р. В т-ре оставался один экспериментатор - Якобсон. к-рый упорно ш„л "против течения". В балете "Клоп" на муз. Ф. Отказова и Г. И. Фиртича (1962) ему удалось воплотить образ Маяковского, показать процесс создания поэтом сатирич. образов послерев. мещанства; в балете "Двенадцать" Б. И. Тищен-ко (1964) воплотить рев. поэтику А. А. Блока; правдивой сказкой о войне стал балет "Страна чудес" И. И. Шварца (1967). Хореогр. язык спектаклей Якобсона и др. балетмейстеров чаще исключал классич. танец. В этих условиях важную роль в поддержании исполнительской формы играли балеты наследия. "Жи-зель", "Шопениана", "Баядерка", "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Раймонда" никогда надолго не выпадали из репертуара. С солистами работали отошедшие от исполнит, деятельности Дудинская, Вечеслова, С. С. Кап-лан, Зубковский. Высокий худож. уровень классич. кордебалета поддерживала Н. В. Балтачеева, добиваясь стройности исполнения, точности стиля, одухотвор„нности, к-рые всегда отличали ансамбли "Шопенианы", "Теней" ("Баядерка"), вилис ("Жизель"), лебедей ("Лебединое озеро").

Среди новых постановок был балет "Горянка" М. М. Кажлаева (балетм. О. М. Виноградов, 1968). Эстетич., технич. и информативный уровень хореографии свидетельствовал о новаторской сущности произв., в то же время спектакль развивал традиции клаесич. и характерного танца. "Горянка" стала победой т-ра, но то был лишь один спектакль. Ощущая творч. неудовлетвор„нность. в 1970 не вернулась из Великобритании Н. Р. Макарова. Балетом стала руководить коллегия под пред. В. Г. Семенова. В 1971 моек. балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в пост. балет "Сотворение мира" с блистательным составом исполнителей: Кол-паковой, М. Н. Барышниковым, Н. Д. Большаковой и В. Н. Гуляевым. Соловь„вым, В. Н. Пановым и Г. Н. Рагозиной, В. А. Бу-дариным и С. В. Ефремовой. Но временное творч. оживление не спасало от хореогр. стереотипов. Артистам, особенно тем, кто, как Панов, был "невыездным", хотелось расширить репертуар за сч„т не только отечеств., но и заруб. произв. В 1972, благодаря поддержке влиятельных лиц и междунар. орг-ций, Панов и Рагозина смогли выехать из СССР. В 1973 гл. балетм. стал Вольский, однако и он не смог создать подлинно творч. атмосферу. В 1974 не вернулся на родину Барышников, в 1977 уш„л из жизни Соловь„в. Моральное и худож. состояние труппы было тяж„лым.

В 1977 гл. балетм. был назначен Виноградов. Несмотря на значительные потери, всемирно известная труппа по-прежнему располагала великолепными артистами, владеющими клаесич. и совр. репертуаром. Среди них: Р. Абды-ев, Большакова, Бударин, С. В. Викулов, Гуляев, Е. В. Ев-теева, Колпакова, Комлева, Сизова. В 70-е гг. вышли на сцену С. М. Бережной, К. Е. Заклин-ский. Г. С. Мезенцева, Т. Г. Терехова. Из Киева приехал Н. И. Ковмир, из Перми - М. Ф. Даукаев. Л. А. Кунакова. О. И. Ченчикова. Виноградов пост. балеты "Зачарованный принц" Б. Бриттена (1972) и "Фея Рондских гор" на муз. Э. Грига (1980). где создал хореогр. композиции в стиле неоклассики и романтизма. В "Ревизоре" А. В. Чайковского (1980) продолжил традиции хореогр. сатиры, а в

"Витязе в тигровой шкуре" А. Д. Мачавариани (1985) обратился к беспальцевой хореографии. Откликом хореографа на животрепещущие проблемы современности стали балеты "Броненосец "Пот„мкин"" А. В. Чайковского (1986) и "Петрушка" (1990).

Постановки собств. работ не заслонили заботы руководителя труппы о сохранении клаесич. наследия. Возобновлены "Жизель". "Лебединое озеро", "Спящая красавица". Появилась новая ред. "Корсара", восстановлен балет Лавровского "Ромео и

Джульетта". К 200-летнему юбилею т-ра был подготовлен спектакль-ретроспектива "Врем„н промчавшихся заветы" (1983), куда вошли фрагменты лучших балетов, поставленных на этой сцене. В т-ре также ставил спектакли Д. А. Брянцев: "Хореографические новеллы" (1977), "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1979, совм. с Виноградовым), "Кон„к-Горбунок" Р. К. Щедрина (1981), "Страница прошлого" на муз. Шостаковича (1982). Труппа осваивает классич. и совр. произв. зарубежных хореографов: поставлены старинные балеты А. Бурнонвиля - "Сильфида" (1981) и "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (1982), перенес„нные Э. М. фон Розен; фрагменты старинной хореографии Перро, Коралли, Ф. Тальони, Сен-Леона и Петипа, восстановленные отечеств, специалистами и франц. хореографом П. Лакотом. Из совр. произв. - балет Р. Пети "Собор Парижской богоматери" (1978). С труппой работал М. Бе-жар, поставивший неск. номеров. В 1988 венг. балетм. А. Фодор перен„с на сцену т-ра свой рок-балет "Проба" на муз. И. С. Баха и Г. Прессера. Хранители фонда

Дж. Баланчина передали знаменитому коллективу, в к-ром мастер начинал карьеру, его балеты "Шотландская симфония" на муз. Ф. Мендельсона, "Тема с вариациями" на муз. Чайковского (оба 1989) и "Аполлон" Стравинского (1992). Фонд Э. Тюдора (Великобритания) - его пост. "Сиреневый сад" на муз. Э. Шоссона и "Увядающие листья" на муз. А. Дворжака (обе 1992). Дж. Роб-бинс поставил здесь одноактный балет "В ночи" на муз. четыр„х ноктюрнов Ф. Шопена (1992).

В то же время (1992) капитально возобновлено этапное произведение совр. рус. хореографии "Легенда о любви" пост. Григоровича и сценографии Вирсаладзе. Памяти художника посвящалась и новая ред. балета "Раймонда" (с хореографией Петипа и А. А. Горского), осуществл„нная Григоровичем (1994). В последние годы традиц. названия балетного репертуара Виноградов дополнил комедиями и сказками - "Коппе-лия" (1992), "Тщетная предосторожность" Л. Герольда, "Золушка" (обе 1994), выдержанными в стиле неоклассики и духе действенного танца. Образ "гран спектакля" Мариинского т-ра воскресил балет "Анна Каренина" хореографа А. Проковски (Франция) на муз. из произв. Чайковского (1993). Год 175-летия со дня рождения Петипа (1993) т-р отметил фестивалем балетов великого мастера, к-рые постоянно сохраняются только в "Доме Петипа". Здесь также чтят имя Фокина. бережно передавая из поколения в поколение его "Шопениану", "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" и танцы в "Руслане и Людмиле" Глинки. В 1994 фокин-ский репертуар пополнился "Ше-херазадой" и "Жар-птицей", возобновл„нными А. М. Лие-пой и И. Фокиной (США), с декорациями А. И. Нежного, восстановленными по эскизам Л. Бакста и А. Я. Головина. Среди художников, сотрудничавших с т-ром в 1960-90-е гг.: Т. Г. Бруни, М. А. Гордон, В. И. Доррер, И. А. Пресс, В. А. Окунев, М. А. Соколова, Э. Г. Стенберг, Т. Д. Мурванидзе, И. А. Иванов, С. С. Пастух, Г. В. Соловь„ва, Б. А. Мессерер. Дирижировали балетами: Ю. В. Гамалей, Д. Э. Далгат, Е. А. Дубовской, В. А. Федотов, П. Э. Фельдт, Н. 3. Ниязи, В. Г. Широков, Е. В. Колобов. В труппе (1994): А. А. Асылмуратова, Ж. И. Аюпова, В. М. Баранов, Т. Г. Бережная (Терехова), М. X. Вазиев, С. Г. Вихарев, А. Б. Гуляев, Даукаев, И. Ю Завьялова (Шапчиц), М. А. Завьялов, За-клинский, Г. Р. Закруткина, И. А. Зеленский, В. Б. Иванова, А. И. Каширина, В. В. Ким, Д. В. Кор-неев, М. Г. Куллик, А. В. Курков, Л. В. Лежнина, О. П. Лиховская, У. В. Лопаткина, Ю. В. Махалина, Е. А. Нефф, И. А. Ниорадзе, Ф. С. Рузиматов, И. А. Ситнико-ва, Ченчикова, И. А. Чистякова, Е. А. Шерстнева. Балетм.-репетиторы: Т. В. Балтачеев, Комлева, Кургапкина, Моисеева, Г. Н. Се-люцкий, Сем„нов, Н. Ф. Ухова. Педагоги-репетиторы: Г. П. Ке-кишева, Н. Г. Спицына, И. Н. Утретская, А. Б. Шавров. Дириж„ры: Федотов, Б. Е. Грузин, А. А. Вилюманис, А. М. Поля-ничко, В. П. Овсянников. Гл. дириж„р В. А. Гергиев (с 1988). Заметно вырос междунар. авторитет труппы, к-рая выступает на лучших сценах мира, обменивается выдающимися артистами с виднейшими коллективами.

Лит.: Штелин Я., Краткое известие о театр, в России представлениях, "СПб. вестник", 1799, авг.; Кони Ф., Балет в Петербурге, "Пантеон и репертуар рус. сцены", т. 2, кн. 3, СПб., 1850; Светлов В., Терпсихора, Статьи. Заметки, СПб., 1906; В а з e м Е. О., Записки балерины Санкт-Петерб. Большого т-ра 1867-1884, Л.-М., 1937; Вальберх И., Из архива балетмейстера, М.-Л., 1948;

Слонимский Ю.. Сов. балет, М.-Л.. 1950; Богданов-Березовский В., Ленингр. гос. академич. ордена Ленина т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, Л.-М., 1959; Красовская В., Балет Ленинграда, Л.. 1961; ее же. Статьи о балете. Л., 1967;

Загурский Б. И., Ступников И. В., Ленингр. академич. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, M.-Л., 1965; Лопухов Ф.. Шестьдесят лет в балете. Л., 1966; Ленингр. гос. академич. ордена Ленина т-р оперы и балета им. С. М. Кирова. 1917-1967, Л., 1967;

Ленингр. балет сегодня, в. 1-2, Л.-М., 1967- 68; [Матвеев М.], Ленингр. гос. ордена Ленина академич. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1973; Соллертинский М.,

Статьи о балете. Л., 1973; Деген А., Ступников И., Мастера танца. Л., 1974; и х ж e, Ленингр. балет, 1917-1987, Л., 1988;

Сов. билетный т-р. 1917-1967. М.. 1976;

Конков А.. Ступников И., Т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1976;

М и \ а и лов М., Молодые годы ленингр. балета. Л., 1978; Ленингр. гос. академич. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, сост. Т. С. Крунтяева, Альбом, Л., 1983; Мариинский - вчера, сегодня, всегда..., СПб., 1993.

М. А. Ильич„ва.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница