Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/habarovsk/ в компании РексРент.
экран светодиодный

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 37)


МОСКОВСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ, гос. концертный ансамбль СССР, см. Государственный театр классического балета под рук. Н. Касаткиной и В. Васил„ва.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "РУССКИЙ БАЛЕТ", хореогр. коллектив, созд. в Москве в 1981 как

Ансамбль Классического балета Моск. обл. филармонии (худ. рук. И. В. Тихомирнова). С 1984 худ. рук. ансамбля В. М. Гордеев. Труппа носила назв. Ансамбль "Моск. балет", с 1988 совр. назв. В репертуаре классич. балеты: "Жи-зель", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", картины и фрагменты из "Пахиты", "Баядерки", "Сильфиды", отрывки из балетов, пост. в 20 в., вошедших в золотой фонд хореогр. иск-ва ("Эсмеральда", "Щелкунчик", "Вальпургиева ночь"). Совр. репертуар состоит в осн. из одноактных балетов и конц. номеров в пост. Гордеева: балеты - "Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом" на муз. Дж. Россини, "Театр Караба-са" на муз. И. Штрауса, "Ожившие картины" на муз. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта; конц. номера - "Паганини" на муз. Генделя, "Мужчины и женщина" на муз. Г. В. Свиридова, "Мелодия любви" на нар. аргент. муз. Солисты: М. В. Богданова, Я. В. Казанцева, И. В. Лузганова, О. А. Хондо, С. В. Анкудинов, О. В. Козлов, А. В. Рябов, К. В. Дурнев.

Лит.: Леонидова Е., Премьера "Русского балета", "МЖ", 1989, ј 15; К о л е-с о в а Н., Новая программа Моск. т-ра Русский балет, там же, 1990, ј 1; К о з л e н-к о в а Е., В честь Петипа, "Сов. женщина", 1991, ј5.

МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-БАЛЕТ, осн. в 1990, см. в ст. Рад-ченко С. Н.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БАЛЕТ под рук. В. В. К p и г e р, см. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немиро-вича-Данченко.

"МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БАЛЕТ", балетная труппа, орг. в 1989 в Москве, см. в ст. Пузаков Ю. В.

МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, акаде мическое (с 1961), с 1995 - Моск. гос. академия хореографии, одна из старейших балетных школ мира. Вед„т сво„ начало от балетного отд. при моек. Воспитательном доме, где в 1773 возник танц. класс под рук. Ф. Беккари. В 1778 обучение танц. иск-ву было поручено Л. Парадизу, из класса к-рого вышли первые моек. танцовщики: В. М. Балашов, Г. И. Райков, И. Л. Еропкин, А. М. Собакина. В 1784 танц. классы передали антрепризе гор. публичного т-ра М. Медокса, где они соединились с ранее учившейся там группой юных танцовщиков, выходцев из крепостной крестьянской среды и городских низов. Указ 1806 утвердил в Москве, как и в Петербурге, имп. т-р, а школа получила назв. Моск. имп. театр. уч-ще. В 1809 оно стало закрытым уч. заведением. Гл. предметом был танец, к-рому обучали Ф. и К. Морелли, Ж. Лами-раль. Особенная роль здесь принадлежала А. П. Глушковскому, вставшему во главе уч-ща в 1812. Восприняв пед. систему от своего учителя Ш. Дидло в Петербурге, он развил е„ в Москве. Ученики Глушковского - И. К. Лобанов, Т. И. Иванова-Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова.

Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор. В результате е„ деятельности в уч-ще (1825- 38) на сцене Большого т-ра появились танцовщицы романтич. направления Т. С. Карпакова, Г. И. Воронина. Созданный Е. А. Сан-ковской, ученицей Гюллень-Сор, образ Сильфиды в одноим. балете, пост. Ф. Тальони, стал событием в истории рус. балета. В 1830-е гг. в уч-ще преподавал М. С. Щепкин.

В 1835-65 Моск. театр. уч-ще прекратило при„м учеников-воспитанников, оставив только приходящих - экстернов, функции к-рых сводились к участию в массовых сценах т-ра. Занятия велись нерегулярно и только по танцу (педагоги Ф. Н. Манохин, Воронина, К. Блазис). Моск. педагоги в этот период вырабатывали эффективную методику, дающую возможность даже при скромных исходных данных добиваться от талантливого ученика интересных творч. результатов. П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собе-щанская, С. П. Соколов, В. Ф.

Гельцер не обладали сильной техникой, но стали яркими исполнителями. После пожара Большого т-ра в 1853 его спектакли были перенесены на сцену Малого т-ра.

В 1865 было восстановлено балетное отд. Моск. театр. уч-ща как закрытое уч. заведение со спец. и общеобразоват. предметами. Но оживление балетного отд. относилось только к его женской половине, юноши остались на прежнем положении экстернов. В 1870-80-е гг. педагоги Г. И. Легат, С. П. Соколов, развивая традиции моек. школы, воспитали самобытных танцовщиков - Н. П. Домаш„ва, Н. Ф. Манохина, И. Н. Хлюстина, Л. Н. Гейтен. В 1898 часть экстернов-мальчиков получила больше возможностей для проф. обучения: общеобразоват. предметы они тоже стали изучать наравне с девочками. В 1890-е гг. значит, роль в жизни моек. школы сыграл X. Мендес, педагог из Испании; его ученицы - Е. В. Гельцер, Л. А. Рославлева, А. А. Джури. В 1891 окончил балетное отд. и был направлен в Петербург для усовершенствования В. Д. Тихомиров. Усвоив традиции моек. и обогатившись знаниями петерб. школы, Тихомиров в 1896 начал пед. деятельность. Вместе с балетм. и педагогом А. А. Горским, приехавшим в Москву в 1902, они возглавили балетное отд. Моск. театр. уч-ща. Их ученики составили плеяду блестящих танцовщиков: М. М. Мордкин, Л. Л. Новиков, А. Е. Волинин, Ф. М. Козлов, В. А. Рябцев, А. М. Балашова, В. А. Каралли, С. В. Ф„дорова.

С нач. 20 в. балетное отд. подвергалось угрозе закрытия. Своим спасением оно во многом обязано инспектору М. Н. Чере-мухину. В результате борьбы в 1910 балетное отд. удалось сохранить. Школа продолжала давать сцене Большого т-ра достойные имена: Л. А. Жуков, И. В. Смоль-цов, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, М. П. Кандаурова. Кроме Тихомирова и Горского в уч-ще преподавали Домаш„в, Волинин, Мордкин, В. И. Мосолова.

После Февр. революции 1917 балетное отд. театр. уч-ща стало Гос. Моск. балетной школой. Начался период реорганизации бывшей имп. балетной школы. Комиссия по реорганизации во главе с Горским в мае 1918 подготовила первый проект нового Положения школы, а также уч. программу и смету. В дек. 1918 школа была передана в ведение Большого т-ра. Ещ„ весной при поддержке т-ра возникла Студия во главе с К. Я. Голейзовским для создания номеров конц. программы. В ней участвовали молодые артисты и уч-ся старших классов. Сборы от концертов должны были оказать материальную помощь школе. С нач. 1920 Студия приобрела уч. функции. Пока школа не имела официального положения и не могла осуществлять набор, студия производила при„м, регулярно обучала спец. предметам.

В 1918-20 уч-ще окончили А. И. Абрамова, Н. Б. Подгорец-кая, Е. М. Ильющенко, Л. М. Банк, В. В. Кудрявцева, В. В. Смольцов, А. А. Цаплин, Н. И. Тарасов. Работали педагоги Жуков, Н. Г. Легат, Рябцев, Голейзовский, Г. В. Поливанов. 26 авг. 1920 был подписан окончат. вариант нового Положения, 16 сент. 1920 стало датой официального открытия Первой Гос. Моск. балетной школы, общеобразовательного и одновременно спец. уч. заведения, находящегося в ведении Большого т-ра. Срок обучения 10 лет (впоследствии изменился на 9, а затем на 8). В школе впервые за многие годы на равных правах обучались девочки и мальчики. Е„ педагогами стали:

Тихомиров, Горский, Поливанов, Смольцов, Мосолова, Джури, А. М. Гаврилов, Рябцев, Жуков, Н. А. Александрова, Е. В. Чаянова, А. А. Поспехин. После испытаний лучшие ученики студии были приняты в школу. В 1922 на сцене Нового т-ра Горский пост. силами уч-ся "Вечно живые цветы" на муз. Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Школа начала заявлять о себе и получила обширную прессу.

В 20-е гг. школа испытывала давление со стороны работников Наркомпроса, пропагандистов "новых" направлений в иск-ве хореографии, отрицавших клас-сич. танец, его наследие, методику преподавания. Борьба за сохранность классич. наследия стала общей для т-ра, педагогов и учащихся.

По Уставу, утвержд„нному Главпрофобром Наркомпроса, в 1928 школа переводится на положение техникума, хотя фактически это произошло в 1926. После семилетки на два последние курса принимались только сдавшие как специальные, так и общеобразоват. и искусствоведч. предметы. Техникум объявлялся в ведении Главпрофобра Наркомпроса и оказывался удал„нным от Большого т-ра. Создавалось двойственное положение - управление принадлежало Наркомпросу, а творч. и материальная связь и зависимость оставались от Большого т-ра. В 1930 Большой т-р с принадлежащим ему техникумом принял в сво„ ведение ЦИК СССР.

В 1930-31 произошло объединение учебного опыта старейших рус. хореогр. школ - ленинградской и московской. Предпосылки этого возникли раньше: ш„л обмен мастерами, уч. программами и т. п. В Москву приехали педагоги А. И. Чекрыгин, В. А. Сем„нов, А. М. Монахов, М. А. Кожухова, М. М. Леонтьева, Е. П. Гердт. В 30-е гг. на сцену Большого т-ра пришли С. Н. Головкина, М. С. Боголюбская, И. В. Тихомирнова, Л. К. Черкасова, Ю. Г. Кондратов, О. В. Лепешин-ская. С 20-х гг. началось обучение нац. кадров, в 1936 в техникуме открылось нац. отделение. В 1937 состоялся первый выпуск педагогов, подготовленных в стенах техникума: Л. И. Рафаилова, Е. А. Лапчинская, Л. Б. Соколов, М. М. Каверинский. Накануне войны, в 1941, техникум окончили И. Б. Израилева (Зубковская) и В. Прохорова (Элвин). Во время Вел. Отечеств, войны техникум эвакуировался в г. Васильсурск на Волге. Его рук. Тарасов восстановил на месте уч. процесс и сохранил школу. В годы войны техникум окончили Р. С. Стручкова, М. М. Плисецкая, В. Т. Бовт. В 1950 был утвержд„н новый устав Хореогр. уч-ща при Большом т-ре. Сроки обучения 9 и 6 лет (эксперимент. группы). Вводилась общеобразоват. программа в объ„ме полной ср. школы. В 50-е гг. уч-ще окончили: М. В. Кондратьева, Н. Б. Фадеечев, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Е. Л. Ря-бинкина. Их учителями были

Леонтьева, Тарасов, Гердт, М. М. Габович, В. П. Васильева.

С 1S65 балетное отд. Моск. театр. уч-ща находилось на Пушечной улице. В 1967 для МХУ построено здание на 2-й Фрунзенской улице с танц. классами, аудиториями, уч. сценой, интернатом. В 60-е гг. МХУ приобрело большую самостоятельность, получив непосредств. подчинение Мин-ву культуры СССР. С 1960 директор уч-ща С. Н. Головкина. В разные годы худ. руководство осуществляли: П. А. Гусев, Р. В. Захаров, Габович, Кондратов, Л. М. Лавровский, А. Н. Ермолаев. В 60-70-е гг. МХУ окончили: Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, М. С. Дроздова, А. Ю. Богатыр„в, В. М. Гордеев, Б. Б. Акимов, В. П. Кириллов, А. А. Михальченко, В. И. Дере-вянко, И. Д. Мухамедов. Их педагоги: Кожухова, Головкина, Тарасов, Ермолаев, С. М. Мессе-рер, П. А. Пестов, Лиепа.

На уч. сцене нового здания проходят экзамены по спец. предметам. На сцене Большого т-ра - выпускные концерты и спектакли. В методич. кабинете уч-ща вед„тся научно-методич. работа. Уч. программа включает предметы: специальные - классич., нар.-сценический, историко-быто-вой, совр. танец, акт„рское мастерство, ритмика; искусствоведческие, музыкальные, общеобразовательные - в объ„ме ср. школы. Срок обучения 8 лет.

В уч-ще работали и продолжают работу педагоги: Головкина, Н. В. Золотова, Л. С. Ли-тавкина, Г. К. Кузнецова, Е. Б. Малаховская, Рябинкина, В. С. Сумарокова, И. Ю. Сырова, Г. А. Соловь„ва, М. В. Михайлова, Е. Н. Жемчужина, И. В. Васильева, О. А. Ильина, И. Т. Самодурова, И. А. Ященко, Л. А. Коленченко, И. В. Чистова, М. Н. Юсим, Пестов, Л. Т. Жданов, В. А. Никонов, И. В. Уксусников, А. А. Прокофьев, А. И. Бондаренко, А. Г. Елагин, Н. М. Попова, Б. Г. Рахманин, Е. К. Фарманянц, Н. М. Толстая, А. Г. Богуславская, И. В. Лихач„ва, И. С. Ивлиева, И. А. Воронина, Е. В. Петрова, И. В. Македонская, К. И. Ростовцева, Н. Л. Куманина. Худож. рук. уч-ща Уксусников (1988-93).

В 80-90-е гг. уч-ще окончили:

Н. Г. Ананиашвили, А. М. Лиепа, И. А. Грач„ва, Г. О. Степаненко, И. А. Петрова, Н. В. Ледовская, В. А. Малахов, А. Н. Ветров, Н. В. Архипова, А. И. Уваров, Е. А. Андриенко, С. Ю. Филин, Д. В. Белоголовцев и др.

В 1988 на 2-й Фрунзенской ул. был создан имеющий самостоят. худож.-уч. программу Моск. хореогр. ин-т (специализации: режисс„р хореографии, педагог хореографии, артист балета).

Лит.: П о г о ж e в В.. Проект законоположений об ими. т-рах. т. 3. СПб., 1900;

Всеволодский-Гернгросс В., История театр, образования в России, т. 1, СПб., 1913; ГлушковскийА. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940; Б о ч а р-никова Е., Марты нова О., Моск. хореогр. училище, М., 1954; Жданов Л., Школа большого балета (фотоальбом), М., 1974; его же, Вступление в балет (фотоальбом), М., 1986; Там, где рождается танец, М., 1977. И. А. Галанцева.

МОСОЛОВА Вера Ильинична [7(19).4.1875, Москва - 29. l. 1949, там же], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). По окончании Моск. театр. уч-ща в 1893-96, 1903-18 в Большом т-ре, в 1896-1903 в Мариинском т-ре. Партии: фея Сирени, Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Мирта ("Жи-зель"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"). В 1912-18 преподавала в Моск. театр. уч-ще, в 1922-35 педагог танца театр. уч-ща при Т-ре им. Вс. Мейерхольда.

В. И. Зарубин.

МРАВЙНСКИЙ Евгений Александрович [22.5(4.6).1903, Петербург - 19.1.1988, Ленинград], дириж„р. Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1973). Проф. (1963). В 1931 окончил Ленингр. коне. (педагоги А. В. Гаук, Н. А. Малько). С 1921 концертмейстер ЛХУ. Будучи студентом консерватории, заведовал муз. частью, этого уч-ща. С 1931 ассистент лир., в 1932-38 дир. Т-ра им. Кирова. Сотрудничал здесь с балетм. В. И. Вайноненом, Р. В. Захаровым, Л. В. Якобсоном. Участвовал в пост. балетов: "Спящая красавица" (1932), "Лебединое озеро" (1933), "Щелкунчик", "Бахчисарайский фонтан" (оба 1934), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева (1935), "Андалузская свадьба" на скомпонованную им муз. исп. композиторов (1936, спектакль ЛХУ). С 1938 гл. дир. Симф. оркестра Ленингр. филармонии. Гос. пр. СССР (1946). Лен. пр. (1961).

Лит. : Богданов-Березовский В., Сов. дирижер. Очерк деятельности Е. А. Мравинского, Л., 1956; Фомин В., Оркестром дирижирует Мравинский, Л., 1976.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРО-ВИЧА-ДАНЧЕНКО, академиче ский (с 1964). Первоначальное ядро балетной труппы составлял небольшой коллектив танцовщиков, именовавшийся Московский художественный балет, осн. в 1929 В. В. Кригер. В составе труппы, помимо акт„рски выразительной, ярко темпераментной Кригер, выделялись М. С. Сорокина, В. П. Бурмейстер, И. С. Холфин, А. А. Урусова, А. А. Клейн, И. В. Курилов, Н. Д. Карташ„в. Начав со спектаклей классич. наследия ("Корсар", "Коппелия"), труппа затем обратилась к совр. балету ("Красный мак"; "Карманьола" Б. В. Асафьева).

В 1932-38 гл. балетм. т-ра Холфин. Особым успехом пользовалась балетная комедия "Соперницы" (новая версия "Тщетной предосторожности" П. Гертеля), пост. в 1933 Холфиным с реж.

Б. А. Мордвиновым и П. А. Марковым. Союз хореографа и режисс„ра определил творч. лицо молодого балетного коллектива, к-рый вслед за оперным т-ром стал осваивать методы Моск. Худож. т-ра, систему Станиславского. Эти поиски привлекли внимание Немировича-Данченко, и в 1933 Моск. худож. балет был включ„н временно, а с 1939 постоянно в состав труппы Муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1941 этот т-р был слит с Оперным т-ром им. Станиславского, получив совр. название. Пост. Хол-фина были отмечены юмором, жизнеутверждающим мироощущением ("Треуголка" М. де Фальи, 1936, реж. Мордвинов). В "Цыганах" С. Н. Василенко (1937) балетмейстер воссоздал образы пушкинской поэмы, неразрывно связав хореографию с действием. На сюжеты рус. классики были пост. также балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1936, балетм. Р. В. Захаров, реж. Марков), "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938, балетм. Ф. В. Лопухов, Бур-мейстер, реж. тот же).

В 1941-60 и 1963-71 худ. рук. балетной труппы т-ра был Бур-мейстер, поставивший спектакли, отмеченные яркой хореогр. фантазией, чувством современности: героич. балет "Лола" (1943, реж. И. М. Туманов), комедийные - "Штраусиана" (1941); "Виндзорские проказницы" В. А. Оранского (1942, совм. с Куриловым). Бурмейстер создал также принципиально новые ред. классич. балетов ("Шехеразада", 1944; "Эсме-ральда", 1950), из к-рых наиболее значит, стала пост. "Лебединого озера" (1953). Бурмейстер последовательно разрабатывал совр. темы: "Берег счастья" (1948, совм. с Куриловым), "Красные дьяволята" на муз. И. О. Дунаевского и В. Н. Кнушевицкого (1967), "Белеет парус одинокий" О. М. Александрова (1970); ставил спектакли, насыщенные драм. действием ("Жанна д'Арк" Н. Н. Пейко, 1957) и щедрой тан-цевальностью. Один из лучших его балетов - "Снегурочка" на муз. П. И. Чайковского (1963). На этом жанрово разнообразном репертуаре Бурмейстером была воспитана плеяда талантливых танцовщиков: В. Т. Бовт, С. А. Виноградова, Э. Е. Власова, Э. Г. Перкун, А. М. Соболь, М. Э. Лиепа, Ю. Д. Трепыхалин, В. В. Чигирев, А. В. Чичинадзе. Т-р неизменно стремился создавать оригинальный репертуар, в к-ром преобладали балеты рус. композиторов. Постоянно привлекались к работе балетмейстеры из др. т-ров: П. А. Гусев, И. Д. Бель-ский, И. В. Смирнов, О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури, Н. Д. Касаткина, В. Ю. Васил„в, Н. И. Ры-женко, В. В. Смирнов-Голованов, С. 3. Агатова. Значит, событием 60-х гг. стал созданный Лопухо-вым спектакль "Картинки с выставки" на муз. М. П. Мусоргского (1963), в к-ром камерность формы сочеталась с масштабностью замыслов.

В 1971-84 балетной труппой руководил Чичинадзе, тяготевший к лирико-романтич. тематике. Им пост. спектакли: "Золушка"

(1971), сюита из балета "Гаянэ"

(1972), "Коппелия" (1975), "Степан Разин" Н. И. Сидельникова

(1977), "Шакунтала" С. А. Баласа-няна (1979), "Дон Кихот" (1981, новая ред.), "Риварес" С. Ф. Цин-цадзе (1982). В 1956-83 в т-ре работала балетм. Н. Г. Гришина, пост. "Корсар" Ц. Пуни (1958), "Золотой ключик" М. С. Вайн-берга (1962). Нем. балетм. Т. Шиллинг пост. "Ч„рные птицы"

Г. Катцера (1978), "Вечерние танцы" на муз. Ф. Шуберта и "Юношескую симфонию" на муз. В. А. Моцарта (оба 1980).

Ь 70-80-е п. ведущими артистами становятся: Ю. В. Григорьев, А. Н. Домаш„в, M.C. Дроздова, В. Н. Кириллов, М. В. Крапивин, Г. Н. Крапивина, В. В.

Лантратов, М. Н. Левина, В. П. Петрунин, Л. И. Рыжова, В. Г. Саркисов, С. И. Смирнова, В. Г. Собцева, B.C. Тедеев, B.C. Федя-нин; педагоги-репетиторы: Н. М. Азарин, Бовт, Е. В. Дмитраш, Г. М. Евдокимов, Т. Н. Легат, Трепыхалин, Н. Н. Чкалова.

В 1-й пол. 80-х гг. в т-ре ставили спектакли: К. М. Сергеев ("Легенда о Жанне д'Арк" Пейко, 1980), С. В. Воскресенская ("Антоний и Клеопатра" на муз. С. С. Прокофьева, 1983; "Опасная тень" на муз. Д. Д. Шостаковича, 1985), Д. А. Брянцев ("Кон„к-Горбунок" Р. К. Щедрина, 1983), Г. А. Майоров ("Алые паруса" В. М. Юровского, 1984). С 1985 гл. балетм. т-ра - Брянцев, к-рый пост.: "Оптимистическую трагедию" М. Б. Броннера (1985), "Скифы" на муз. Прокофьева, "Лебединую песню" на муз. Э. Шоссона, "Ковбои" на муз. Дж. Гершвина (все в 1988), самостоятельную хореогр. версию "Корсара" (1989), "Одинокий голос человека" на муз. Н. Паганини, А. Вивальди, О. Китаро (1990), "Отел-ло" А. Г. Мачавариани (1994), "Призрачный бал" на муз. Ф. Шопена (1995). Силами созданной им Экспериментальной студии балетной труппы т-ра осуществлены пост.: "Браво, Фигаро!" на муз. Дж. Россини в свободной обработке Т. И. Когана и "Девять танго и... Бах" на муз. А. Пьяцоллы и И. С. Баха (обе 1985), "Вечер современной хореографии" (1987), где кроме хореогр. миниатюр Брянцева артисты исполняли номера, пост. Р. Пети, М. Бежаром, Шиллингом. Брянцев стремится к обновлению и расширению репертуара, сохраняя в н„м лучшие спектакли Бурмейстера и Чичинадзе. Он инициатор обращения труппы к известным классич. балетам, к-рые ранее никогда не шли на сцене этого т-ра: "Сильфида" X. Л„веншелля (1986, хореография А. Бурнонвиля в ред. Э. М. фон Розен, балетм. О. М. Виноградов), "Шопениана" (1987, возобн. Н. В. Беликовой), "Вечер классической хореографии" (1987), "Вальпургиева ночь" (1989, хореография Л. M. Лавровского, возобн. Легат), "Жизель" (1991, возобн. е„ же), "Щелкунчик" (1995, хореография В. И. Вайнонена, возобн. Крапивина). В т-р был приглаш„н также В. В. Васильев, поставивший здесь "Ромео и Джульетту" (1990).

В труппе т-ра: Е. В. Голикова, А. А. Домашев, Д. Ю. Ерлыкин, Д. А. Забабурин, Е. А. Иванова, М. Г. Иванова, В. Е. Дик, Кириллов, О. В. Кожанов, С. В. Кожа-нова, Н. М. Крапивина, О. К. Куз-менко, Н. В. Ледовская, Н. Е. Трубникова, С. Б. Цой, Т. А. Чер-нобровкина, Л. В. Шипулина, Г. П. Янин. Педагоги-репетиторы: Н. Б. Доренская, Дроздова, Крапивин, Г. Н. Крапивина, А. А. Николаев, Тедеев. Гл. дир. Г. П. Провато-ров; гл. худ. В. А. Арефьев.

Лит.: Чудновский М., В. Кригер, М., 1964; Грановская Г., В. Бовт, М., 1972; Балет Музыкального т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (буклет), М., 1975; Шереметьевская Н., Молодые балетные т-ры, в сб.:

Сов. балетный т-р, М., 1976; ХолфинаС., Вспоминая мастеров моек. балета..., М., 1990. Н. Е. Шереметьевская, Е. П. Белова.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ имени Н. А. Рим-ского-Корсакова, создан в 1989 на основе Оперной студии Ленингр. коне., с 1991 совр. название. Имеет оперную и балетную труппу.

Оперная студия при консерватории осн. в 1923 и поначалу балетных спектаклей в сво„м репертуаре не имела; небольшая группа балетных артистов участвовала в оперных спектаклях. Проф. балетная труппа начала формироваться с приходом в 1961 Н. Р. Миримановой в качестве гл. балетм. Оперной студии. В 1968 (принято считать годом рождения балетной труппы) был пост. первый балетный спектакль - "Треуголка" М. де Фальи (дипломная работа студента балетмейстерского отд. Ф. И. Бакалова). В спектакле принимали участие приглаш„нные мастера: Б. Я. Брег-вадзе, Л. Н. Сафронова, Н. Н. Филипповский. В дальнейшем репертуар складывался в основном из постановок, осуществл„нных студентами балетмейстерского отделения: "Икар" А. А. Чернова (1970, балетм. Б. Я. Эйф-ман), "Золотой ключик" М. С. Вайнберга (1973, балетм. М. Ж. Тлеубаев), "Венгерские танцы" на муз. И. Брамса (1974, балетм. Л. С. Лебедев), "Альборада. Утренняя серенада шута" на муз. М. Равеля (1975, балетм. тот же), "Романтический дивертисмент" на муз. Ф. Шуберта и "Бергамасская сюита" на муз. К. Дебюсси (1976, обе в пост. С. П. Сидорова). Эти пост. помогали начинающим балетмейстерам профессионально заявить о себе, знакомили зрителей с новыми тенденциями в балетном иск-ве. В традициях коллектива - постоянная забота о репертуаре для детей. Артисты балета являются также исполнителями на открытых балетмейстерских экзаменах, проводящихся на сцене Оперной студии.

Педагогами классич. танца здесь в разное время работали Е. И. Горове, 3. В. Гуляева, В. С. Зимин, В. И. Иванов, Н. А. Петрова, В. М. Тулубьев. Ряд артистов, приобретя сценический опыт в Оперной студии, успешно выступал в др. труппах (Г. М. Абайдулов, С. А. Козадаев в Ленингр. Малом т-ре).

Выпускник первого набора балетмейстерского отд. Г. Д.

Алексидзе - в 1980-83 гл. балетм. Оперной студии. Он поставил "Сонату" на муз. Л. ван Бетховена и "Блестящий дивертисмент" на муз. М. И. Глинки (1983), программу творч. вечера Н. А. Долгушина (1984), "Дон Жуан" К. В. Глюка (1985). С 1983 во главе балетной труппы стоит Н. А. Долгушин - также выпускник консерватории, зав. кафедрой режиссуры балета.

С участием артистов Т-ра им. Кирова Г. Т. Комлевой, Е. В. Евтеевой, М. Ф. Даукаева и Долгушина балетм. Н. И. Рыженко возобновила "Павану мавра" на муз. Г. П„рселла в пост. X. Лимона (1984). Долгушин поставил "Гр„зу" ("Даму с камелиями") на муз. "Поэмы" Э. Шоссона (1985). Др. пост.: "Король Лир" С. И. Насидзе(1990, балетм. Алексидзе, Долгушин); Вечер одноактных балетов: "Гамлет", "Моцар-тиана", "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского (1990, балетм. Долгушин), "Классическая симфония" на муз. С. С. Прокофьева (1991, балетм. А. М. Полубенцев), "Хореографические зарисовки" (1991, балетм. Л. В. Якобсон), "Свадьба Авроры" на муз. Чайковского (1991, хореография М. И. Петипа в ред. Долгушина). Л. А. Соколов-Каминский.

МУЛЛЕ? Константин Александрович [р. 22.6(5.7). 1905, Петербург], артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1956). Учился в Школе рус. балета А. Л. Волынского. По окончании ЛХУ (педагог В. А. Сем„нов) в 1926-31 артист т-ров Харькова, Киева, Одессы, Ташкента. Тбилиси, в 1931-37 солист Большого т-ра. Партии: Франц, Зигфрид; Арлекин ("Арлекинада"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"). Балетмейстерскую деятельность начал в Харькове пост. "Лебединого озера" (1936). Способствовал становлению белорусского балета (в 1937-60, с перерывами, гл. балетм. и солист Минского т-ра). Пост.: "Лебединое озеро" (1938), "Тщетная предосторожность" (1938, 1959), "Князь-озеро" В. А. Золотар„ва (совм. с реж. Б. А.

Мордвиновым, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Соловей" M. E. Крошнера (1950), "Спящая красавица" (1954), "Щелкунчик" (1956), "Подставная невеста" Г. М. Вагнера (1958). В годы войны ба-летм. Свердловского т-ра, пост. "Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера (1944). Оказал значит. влияние на развитие балета Воронежского т-ра. Пост.: "Дон Кихот", "Тропою грома" (оба 1963), "Доктор Айболит" И. В. Морозова, "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (оба 1964), "Пер Гюнт" на муз. Э. Грига (1967), "Лебединое озеро" (1968, совм. с Д. М. Ариповой), "Ромео и Джульетта" (1970). Среди пост.:

"Тропою грома" (1960, Т-р им. Джалиля), "Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961, Т-р им. Франко).

Лит.: My хин К., Страницы календаря [К. А. Муллер], "СБ", 1985, ј 4.

МУНГАЛОВА Ольга Петровна

[28.11(11.12).1905 - 26.8.1942, Пермь], артистка. По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагог О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова) в 1923-42 в Петрогр. (Ленингр.) т-ре оперы и балета, дебютировала партией Девушки ("Эрос"). Первая исполнительница партий: Ледяная дева ("Ледяная дева", 1927), Маша ("Щелкунчик", 1929), Ольга ("Болт", 1931; все балетм. Ф. В. Лопухов), Западная комсомолка ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чесна-ков); танец египетских акробатов в опере "Юдифь" (1925, балетм. Лопухов). Др. партии: Жар-птица;

Тао Хоа и номер "Эксцентрик и ос„л" ("Красный мак"), Юленька ("Катерина"), принцесса Флорина и фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Жемчужина и Царица вод ("Кон„к-Горбунок"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Эффи ("Сильфида"), Арсиноя ("Египетские ночи"), Невольница ("Корсар"), Сильфида ("Шопе-ниана"), Мария; Хасинта ("Лау-ренсия"), Актриса ("Пламя Парижа"), Натэла ("Сердце гор"), Град ("Времена года"). Имела большой конц. репертуар (выступала с П. А. Гусевым), участвовала в концертах петрогр. труппы "Молодой балет". Классич. танцовщица, М. в то же время большое внимание уделяла танц. акробатике. Стала лучшей исполнительницей программных балетов Лопу-хова. Спортивность, виртуозное владение стремительными темпами и резкими сменами ритмов придавали е„ иск-ву совр. звучание. Часть сочин„нных ею упражнений вошла в совр. тренаж. Автор неопубликованных воспоминаний (библиотека петерб. отд. СТД, инв. ј412).

Лит.: Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966; Михайлов М., Жизнь в балете, [Л.-М.], 1966; Чернова H., От Гельцер до Улановой, М., 1979.

Г. Н. Добровольская.

МУНТАГЙРОВ Александр Абу бакирович (р. 21.5.1955, г. Перво-уральск Свердловской, ныне Екатеринбургской обл.), артист. Нар. арт. РСФСР (1989). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) с 1973 в Челябинском т-ре. Щедрость природных данных позволяет М. танцевать как партии романтич. плана, так и гротесково-комедийного. Первый исполнитель партий:

Рыбник ("Тиль Уленшпигель", 1976, балетм. В. Н. Бутримович), Адам ("Сотворение мира", 1978, балетм. тот же), Остап Бен-дер ("Двенадцать стульев", 1986, балетм. А. Б. Петров). Партии:

Альберт; Зигфрид и Ротбарт;

Базиль; Касым ("Материнское поле"), Ржевский ("Гусарская баллада"); Ромео и Меркуцио;

Модест Петрович и Артынов

("Анюта"), Альфред ("Дама с камелиями"). В 1988-91 рук. балетной студии при Челябинском т-ре.

Лит.: Журавлева О., Кого назвали зрители, "СБ", 1982, ј 6. H. M. Садовская.

МУРАВЬЕВА Марфа Николаевна (Никифоровна) [29.6(11.7).1838, Москва - 15(27).4.1879, Петербург], артистка. Училась в Пе-терб. театр. уч-ще у Фредерика, Э. Гюгс, М. И. Петипа. Рано проявив исключит, способности, дебютировала в 1848 в партии Амура ("Мечта художника", балетм. Ж. Перро). По окончании уч-ща в 1857-65 в труппе имп. т-ров. М. виртуозно владела техникой мелких, быстрых движений на пальцах (terre a terre), сохраняя воздушность и мягкость танца. Иск-во М. отличали поэтич. образность, тонкая музыкальность и выразительность пластики. Умела создавать глубокие, значит. образы даже в посредств. балетах. Партии: Пери ("Пери", 1857, балетм. Ж. Коралли), Фатьма ("Мраморная красавица", 1858) и Наяда ("Наяда и рыбак", 1859) - балетм. Перро; в пост. А. Сен-Леона - "Сальтарелло, или Страсть к танцам" (1860), "Метеора, или Долина зв„зд" (1862),

"Севильская жемчужина" (1863), "Пакеретта" (1864). Первая исполнительница партий: Тео-линда ("Теолинда", 1862), Фиа-метта ("Фиаметта, или Торжество любви", 1864), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок", 1864) - все балетм. Сен-Леон. Лучшая партия - Жизель (1862). В 1860-62 в моек. Большом т-ре. С огромным успехом гастролировала в Париже: 1863 - "Жизель", 1864 - "Немея" ("Фиаметта"). В 27 лет вышла замуж и оставила сцену.

Лит.: М. Н. Муравьева. Биографич. очерк, СПб., 1864; Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и нац. танцы, М., 1864; Григорьев А п., Жизель и г-жа Муравьева, "Якорь", 1863, 28 сент.;

СкальковскийК., В театр, мире, СПб., 1899; К а р а т ы г и н П. А., Записки, т. 2, Л., 1930; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963.

Т. Е. Кузовлева.

МУРВАНЙДЗЕ Теймураз Давидович (р. 10.5.1939, Тбилиси), художник т-ра. Засл. худ. Груз. ССР (1978). Окончил Тбилисскую АХ (класс П. Лапиашвили). Автор декораций и костюмов к балетам: "Гамлет" (1971, Т-р им. Палиашвили, балетм. В. М. Чабу-киани), "Блудный сын" (1978, труппа "Хореографические миниатюры", балетм. Г. Д. Алек-сидзе), "Ромео и Джульетта" (1983, Т-р им. Палиашвили, балетм. Л. М. Лавровский, ред. М. Л. Лавровского), "Порги и Бесс" ("Блюз", 1984, там же, балетм. М. Л. Лавровский), "Витязь в тигровой шкуре" (1985, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов), "Броненосец "Пот„мкин"" (1986, там же, балетм. тот же), "Мастер и Маргарита" (1987, Ленингр. т-р совр. балета, балетм. Б. Я. Эйф-ман), "Корсар" (1987, Т-р им. Кирова, балетм. П. А. Гусев, Виноградов); к телебалету "Мцыри" (1977).

М. сомкнул, обновил и развил традиции мастеров груз. и рос. т-ра. От выдержанных в достаточно традиционном духе декораций и костюмов "Гамлета" ш„л к экспериментаторству, новаторской изобретательности в сценографии "Порги и Бесс" ("Блюз"). Создавая театр-зрелище, театр-игрище, тяготеет к колоритным решениям, неожиданным концепциям, всегда привед„нным в соответствие с намерениями хореографа. Таковы демонстративно чуждые поверхностной стилизации фантазии "Витязя в тигровой шкуре", не по-балетному суровый облик "Броненосца "Пот„мкина"", пряно-декоративные (но вместе с тем ироничные) импровизации на ориентальные темы в декорациях и костюмах "Корсара". Новые выразит, средства ищет в балетном костюме (необычность фактуры и силуэта, музыкальность колорита, соответствие хореогр. пластике образа). М. сотрудничает с муз. и драм. т-рами, работал в мультипликац. кино, а также как скульптор.

Лит.: БерезкинВ., Все цвета радуги, Художники груз. т-ра в Москве, "Лит. Грузия". 1977, ј 8; Коваленко Г., Художники груз. т-ра. К выставке шести груз. сценогра-фов в Москве (ВТО), "Декоративное иск-во СССР", 1978, ј 10; Л у ц к а я E., T. Мурва-нидзе, в сб.: Художник и сцена, М., 1988;

Канделаки Д., Грузинские встречи, "СБ", 1990, ј l. E. Л. Луцкая.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница