Наши партнеры

Выгодно стоимость аренды автомобиля в компании РексРент.
видеоконференцсвязь купить

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 50)


"СВОБОДНЫЙ БАЛЕТ Л. И.

ЛУКИНА", работал в Москве в 192-24, см. в ст. Лукин Л. И.

"СВОЕНРАВНАЯ ЖЕНА" ("Le Diable a quatre"), балет в 3 актах. Комп. А. Адан, сцен. А. де Л„вен. 11.8.1845, парижская Опера, балетм. Ж. Мазилье, худ. П. Сисери, Ш. Сешан, П. Дитерле; граф Полинский - Л. Петипа, графиня Берта - М. Жакоб. Мазурки и Корзинщик - Мазилье, его жена - К. Гризи. В России: 1846, под HaiB. "С у м б у p щ и-ц а". Большой т-р. Москва, балетм. и исполнительница гл. партии Е А. Санковская, худ. И. Браун, Ф. Шеньян. 1852, под назв. "Сварливая жена, или Со всем прибором сатан а", там же, возобн. 14.11.1851, Большой т-р, Петербург, с добавлением муз. Ц. Пуни, в 4 актах 5 картинах, балетм. Ж. Пер-ро, худ. А. Роллер; графиня Берта - Е. И. Андреянова (позже Р. Гиро и Л. Фл„ри), Корзинщица - Гризи (позже А. Н. Амосова и А. И. Прихунова). 1885, там же, возобн" балетм. М. И. Петипа (по Мазилье), худ. М. А. Шишков, М. И. Бочаров, Обэ; графиня Берта - Е. П. Соколова (позже А. X. Иогансон), Корзинщица - М. Н. Горшенкова (позже А. И. Виноградова). Г. М. Шлуглейт.

СЕДОВА Юлия Николаевна [9(21).3.1880, Петербург - 23.11.1969, Канн, Франция], артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог Э. Чеккетти) в 1898-1911 и 1914-16 в Мариинском т-ре. Первая крупная партия - Тереза ("Привал кавалерии", 1899). Др. партии: Заэль ("Ручей"), Низия ("Царь Кандавл"), Аврора, Китри; Град ("Времена года"), Фл„р де Лис ("Эсмеральда"), Мирта ("Жизель"), Гамзатти ("Баядерка"), Медора ("Корсар"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Мария ("Привал кавалерии"). Пользовалась успехом в характерных танцах: русский ("Фея кукол"), венгерский ("Лебединое озеро"), мазурка ("Раймонда"). В сезон 1904/05 выступала в моек. Большом т-ре. Партии: Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Одетта - Одиллия (обе балетм. А. А. Горский). Типичная представительница школы Чеккетти, С. виртуозно владела разл. видами вращений, обладала редким по протяж„нности прыжком, сильными пуантами, но не отличалась артистизмом и не проявляла интереса к созданию образов. Гастролировала по городам России и за границей, в т. ч. в 1911-14 по Европе и США (партн„р М. М. Мордкин). С 1918 жила во Франции. Руководила собств. школой в Ницце. Ученики: Ж. Скибин, С. Головин.

Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПб., 1906; Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л.. 1939; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л-, 1972.

В. М. Красовская.

СЕЛЮЦКИЙ Геннадий Наумович (р. 23.12.1936, Петрозаводск), артист, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1973). По окончании ЛХУ (педагог Ф. И. Балабина) с 1956 в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщик лирико-драм. плана, со временем переш„л на мимич., игровые роли. Первый исполнитель партий: Ma Личен ("Красный цветок", 1958, балетм. А. Л. Андреев), Конькобежец (миниатюра "Конькобежцы" в "Хореографических миниатюрах", 1958, балетм. Л. В. Якобсон), 2-й и 7-й вальсы ("Вальс", "Новеллы любви", 1963, балетм. тот же). Тореро ("Испанские миниатюры", 1967, балетм. X. В. Гомес де Фонсеа). Др. партии: Зигфрид и Ротбарт ("Лебединое озеро"), Дезире и Каталабют ("Спящая красавица"), Вацлав и Гирей;

Парис, Тибальд, Трубадур ("Ромео и Джульетта"); Абдерахман ("Раймонда"), Ганс ("Жизель"), Мако ("Тропою грома"), Визирь ("Легенда о любви"), Человек в ч„рном ("Берег надежды"), Красе. С 1963 преподаватель классич. танца в ЛХУ. Ученики: Ф. С. Ру-зиматов, Р. Абдыев, С. А. Коза-даев. С 1991 - педагог-репетитор Мариинского т-ра. Снимался в телефильме-концерте "Хореографические миниатюры" (1960).

Лит.: Красовская В., Времен;! поисков, времена выдвижений, "Нева", 1960. ј10; Коган Э., Г. Селюцкий, в кн.:

Ленингр. балет сегодня, в. 2. Л., 1968; С к л я -ревская И., Герой балетной пантомимы. "Т", 1989, ј 10. И. В. Ступников.

СЕМЕНОВ Виктор Александрович (Ефимович) [4(16).12.1892 - 13.4.1944, Москва], артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагог М. К. Обухов) в 1912-29 в Мариинском т-ре. Виртуозный танцовщик, обладавший благородной манерой. Исполнитель партий лирич. плана. Первый исполнитель партии Романа ("Крепостная балерина", 1927, балетм. Ф. В. Лопухов), принимал участие в премьере "Красного вихря" (1924, балетм. тот же). Др. партии: Голубая птица, Дезире, Жан де Бриен, Солор, Феб, Альберт, Колен, Базиль; Таор ("Дочь фараона"), Арлекин ("Арлекинада"), Феникс ("Капризы бабочки"), Лука ("Волшебная флейта"). В 1914-29 преподавал в ЛХУ, с 1924 заведовал вечерними курсами при ЛХУ. Ученики:

М. М. Михайлов, Б. В. Шавров, К. М. Сергеев, Р. А. Славянинов, М. С. Георгиевский, М. А. Дуд ко. С 1930 педагог и солист Большого т-ра, одновременно в 1931-36 рук. и педагог МХУ, в 1936-39 зав. классом усовершенствования

Т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко, в 1939-44 педагог танца в Ансамбле песни и пляски Красной Армии.

Лит.: Слонимский Ю., Классич. танцовщик, в его кн.: В честь танца, М., 1968; его же, Чудесное было рядом с нами. Л., 1984; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в.. [ч.] 2. Танцовщики, Л.. 1972:

Чернова Н., От Гельцер до Улановой. М., 1979. И. В. Ступников.

СЕМЕНОВ Владилен Григорьевич (р. 12.11.1932, Самара), артист, педагог, нар. арт. СССР (1983). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономар„в) в 1950-72 в Т-ре им. Кирова. Дебютировал в партии Юноши ("Шопениана"). Др. партии: Зигфрид, Дезире, Альберт; Принц ("Щелкунчик"), Жан де Бриен, Вацлав, Евгений, Ромео; Принц ("Золушка"), Голубая птица; Арбенин ("Маскарад"), Акт„р ("Пламя Парижа"), "Венский вальс" (сп. "Хореографические миниатюры"). Первый исполнитель конц. номеров: "Мечта" (сп. "Хореографические миниатюры", 1958, балетм. Л. В. Якобсон), "Концерт фа мажор" на муз. А. Вивальди и "Дивертисмент ре мажор" на муз. В. А. Моцарта (оба 1969, балетм. Г. Д. Алексид-зе). Лирич. танцовщик с воздушным прыжком и безупречной отделкой танца, верный традициям ленингр. балета. Мастер поддержки. В эмоциональной сдержанности С. искал совр. тональность исполнительства. С 1962 педагог ЛХУ, с 1972 балетм.репетитор и педагог Т-ра им. Кирова. Снимался в телефильме-концерте "Танцует Ирина Колпа-кова" (1976).

Лит.: Добровольская Г., В.Семенов, в кн.: Ленингр. балет сегодня, в. 2, Л.- М.. 1968. Г. Н. Добровольская.

СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна [р. 30.5(12.6). 1908, Петербург], артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1975). Герой Соц. Труда (1988). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1925-29 в Ленингр. т-ре оперы и балета. В 1930-52 в Большом т-ре. Партии:

Наила ("Ручей", 1925, балетм. В. И. Пономар„в, А. Я. Ваганова, первая исполнительница); Повелительница дриад ("Дон Кихот"), принцесса Флорина ("Спящая красавица") - обе 1925; Одетта - Одиллия, Никия - обе 1926;

Аврора (1927), Авдотья-душенька ("Крепостная балерина", 1927, балетм. Ф. В. Лопухов, первая исполнительница), Аспиччия ("Дочь фараона"), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок") - обе 1928;

Раймонда (1929); Кончитта ("Комедианты"), Китри - обе 1931;

Мирейль де Пуатье ("Пламя Парижа", 1933); Эсмеральда, Жизель - обе 1934; Сильфида ("Шопениана", 1935), Полина ("Кавказский пленник", 1938, балетм. Р. В. Захаров, первая исполнительница), Маша ("Щелкунчик", 1939, балетм. В. И. Вай-нонен, первая исполнительница), Панночка ("Тарас Бульба", 1941, балетм. Захаров, первая исполнительница), Уличная танцовщица ("Дон Кихот", 1944), Лиза ("Барышня-крестьянка", 1946, балетм. Захаров, первая исполнительница); Царица бала ("Медный всадник", балетм. тот же, первая исполнительница), Мирандолина - обе 1949. С успехом выступала также в балетных сценах опер "Руслан и Людмила" (1937, Волшебная дева), "Иван Сусанин" (1939, Нимфа; 1945, Вальс), "Хованщина" (1941, Персидка). Вклад С. в историю рус. балетного т-ра необычайно велик - именно она совершила прорыв в неизведанные сферы классич. балета. Почти сверхчеловеческая энергия движений и столь же необыкновенный пространств, размах придавали классич. танцу в исполнении С. некое новое измерение, раздвигали пределы виртуозной техники. При этом С. была женственной в каждый сценический миг, в каждом па, в каждом жесте. Партии в старых балетах - основа и опора е„ искусства, е„ кон„к, в них она чувствовала себя наиболее свободно, но, главное, она вносила в них то совр. мироощущение, к-рому были, как правило, чужды новые постановки. Е„ интерпретации балетов на муз. П. И. Чайковского и А. К. Глазунова поражали артистич. блеском, драматизмом и глубиной. Они были тщательно продуманы, но в них заключалась некая колдовская, стихийная сила. С. от природы был дан дар вес„лой дансантности, дар танцевальной шутки. Однако высокая трагедия влекла е„ больше всего, и в благородной трагедийной манере она танцевала "Лебединое озеро" и "Баядерку".

С 1953 педагог-репетитор Большого т-ра. У не„ совершенствовались: С. Д. Адырхаева, Н. И. Бессмертнова, М. В. Кондратьева, Н. В. Павлова, Н. В. Тимофеева, Г. О. Степаненко. В 1951-60 преподавала в МХУ. Гос. пр. СССР

(1941). Снималась в кинофильме "Большой концерт" (1951).

С' о ч.: Связь времен. "ТЖ", 1979, ј 11. Лит.: Гвоздев А.. Ученица-балерина Семенова, "ЖИ", 1925, ј 17; По а -по в В., Арабески, "Т", 1940, ј У; И а-нова С., М. Сем„нова, М., 1965; Л о у-хов Ф., Семенова, в кн.: Шестьдесят л т в балете, М., 1966; Чернова Н., От Г ль-цср до Улановой. М., 1979: Бочар и-кова Э.. Неповторимая Семенова. "ТЖ". 1979, ј 7; Гаевский В., Ленинградцы. М. Семенова, в кн.: Дивертисмент, М., 1981. В. М. Гиевский.

СЕМЕНЯКА Людмила Ивановна (р. 16.1.1952, Ленинград), артистка. Нар. арт. СССР (1986). По окончании ЛХУ с 1970 (педагог Н. В. Беликова) вТ-ре им. Кирова (до 1972). Первая сольная партия на ленингр. сцене - Коломбина ("Медный всадник", 1970). В 1972-91 в Большом т-ре, где дебютировала в партии Одетты - Одиллии (1972). Лирико-драма-тич. танцовщица, обладающая гармонич. природными данными. Артистич. своеобразие С. - в органич. сочетании безукоризненного петерб. академизма с яркой эмоциональной манерой моек. исполнительства. Изысканно виртуозный танец при всей строгой форме раскован внутренне, наполнен живыми человеческими чувствами. С. - идеальная классич. танцовщица, в е„ репертуаре - гл. партии в балетах 19 в. и нач. 20 в.: "Спящая красавица", "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот", "Шопениана", "Петрушка", "Сильфида", "Видение розы". С.неординарная танцовщица-актриса, она много танцует в совр. балетах: Маша ("Щелкунчик"), Ширин ("Легенда о любви"), Фригия;

Анастасия ("Иван Грозный"),

Джульетта; Катерина ("Каменный цветок"), Рита ("Золотой век"), Валентина ("Ангара"). Среди совр. ролей есть неожиданные для е„ амплуа: леди Макбет ("Макбет"); две противоположные партии - Геро и Беатриче в балете "Любовью за любовь".

Первая исполнительница партий: Роксана ("Сирано де Бер-жерак", 1988, балетм. Р. Пети), Соня Мармеладова ("Преступление и наказание",1991, балетм.М. Мурдмаа, Т-р "Эстония"), С. имеет самостоятельный конц. репертуар, к-рый состоит из номеров балетм. М. М. Фокина, Дж. Баланчина, Р. Пети. Исполнила ведущие партии: в парижской Опере и Шведском Королевском балете - "Лебединое озеро", в т-ре "Колон" (Аргентина) - "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Жизель". В 1991-92 работала по контракту в труппе Нац. балет Великобритании. Снималась в телефильме-концерте "Хореографические новеллы" (1973) и в телефильме "Мир Улановой" (1981).

Творчеству С. поев. телефильм-концерт: "Танцует Людмила Семеняка" (1979). Гос. пр. СССР (1977), пр. Анны Павловой (1976, Париж). 3-я пр. на Междунар. конкурсах артистов балета в Москве (1969) и в Варне (1972), 2-я пр. Всес. конкурса артистов балета (1972). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Токио (1976).

Соч.: Посвящение в артисты, "Т", 1987. ј 1; Уроки Улановой, "Т", 1989, ј 12; Мой поиск не отрицает традиций, "СБ", 1990, ј 4;

Блистательный праздник танца, там же, 1991, ј 3.

Лит.: Баташев А., Из истины страстей.... "Смена", 1976, ј 13; Чернова H., Силуэты танца. "МЖ". 1982. ј 23; Э л ь я ш Н., Этюды к портрету, "СБ", 1986, ј 3; Л ь в о в- А н о х и н Б.. Танцует Л. Семеняка, "МЖ", 1986, ј 22; Д а в л e -к а м о в а С., Рожденная для балета, "КиЖ". 1988, ј 12; D u puis S., Ludmila Semenia-ka, "Les Saisons de la Dance", 1986, ј 187.

С. А. Давлекамова.

СЕМИЗОРОВА Нина Львовна (р. 15.10.1956, Кривой Рог), артистка. Нар. арт. РСФСР (1985), засл. арт. УССР (1977). По окончании Киевского хореогр. уч-ща (педагог Г. Н. Кириллова) в 1975-78 в Т-ре им. Шевченко, с 1978 в Большом т-ре. Первая исполнительница партий: Фея ("Деревянный принц", 1981, балетм. А. Б. Петров), Роза ("Маленький принц", 1983, балетм. Г. А. Майоров), Дульцинея и Альдонса ("Рыцарь печального образа", 1985, балетм. Петров). Др. партии: Одетта - Одиллия, Аврора, Хозяйка Медной горы; леди Макбет ("Макбет"), Китри, Фригия и Эгина, Раймонда; Люська ("Золотой век"), Мехменэ Бану, Жар-птица, Жизель; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Никия, Медора. Танец С. отличается красотой и заверш„нностью линий, л„гким вращением, большим прыжком, тонким чувством стиля. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1977).

Лит.: Б о ч а р н и к о в а Э.. Талантливый дуэт, "МЖ", 1977. ј 18; Хорьков А., Н. Семизорова, "СБ", 1984, ј 2; Г о л у -б и н В., Постоянное чудо, "ТЖ", 1986, ј 3;

Луцкая E., Непрерывность движения, "МЖ", 1986, ј 10. В. И. Зарубин. "СЕМИРА", трагико-пантомимный балет в 5 актах (по мотивам одноим. трагедии А. П. Сумарокова). Комп., сцен.. балетм. Г. Анджо-лини. 11.11.1772, Петербург, худ. Ф. Градицци:

Семира-С. Обри, Олег-Т. Слепкин, Ростислав - Т. С. Бубликов, Оскольл - К. Фабиа-ни, Витозар - Ф. Морелли.

Л. А. Линькова.

"СЕМЬ КРАСАВИЦ", балет в 4 актах 11 картинах (по мотивам "Пятерицы" Низами). Комп. К. Караев, сцен. Ю. И. Слонимский, И. Идаят заде, С. Рахман. 6.12.1952, Т-р им. Ахундова, балетм. П. А. Гусев, консультант по нар. хореографии и постановщик неск. номеров Г. Алмасзаде, худ. Ф. Т. Гусак, Э. Алмасзаде, дир. К. Абдуллаев; Айша - Л. Векилова, Бахрам - Ю. Н. Кузнецов, Мензер - К. Н. Баташов, Визирь - А. С. Урванцев. 24.11.1953, Ленингр. Малый т-р, балетм. Гусев, худ. С. Б. Вирсаладзе. дир. Э. П. Грикуров;

Айша - В. М. Станкевич, Бахрам - В. С. Зимин, Мензер - Ю. П. Литвиненко, Визирь

-Н. Н. Филипповский, Магрибская красавица

- Н. Р. Миргиманова. 3.2.1978, новая 3-актная муз.-хореогр. ред., созданная под рук. и с участием комп. Караева, Т-р им. Ахундова, балетм. Р. Г. Ахундова, М. Д. Мамедов, худ. Т. Нариманбеков, дир. Р. Д. Абдуллаев; Айша - Тх. Ширалиева, Бахрам-Р. Григорян, Визирь

-Р. Арифулин. В др. городах (в скобках фам. балетмейстера): Саратов (1954, В. Т. Адашевский), Куйбышев (1955, Н. В. Данилова), Новосибирск (1963, Гусев), Куйбышев (1974, А. Я. Шелест, Р. Ю. Вагабов), Пермь (1984, В. Н. Салимбаев). Г. А. Гуляева.

СЕН-ЛЕОН (Saint-Leon) Артюр (наст. имя и фам. Шарль Виктор Артюр Мишель) (17.9.1821, Париж - 2.9.1870, там же), франц. артист, балетмейстер, педагог, скрипач. Учился у своего отца - танцовщика и музыканта Л. Мишеля. Дебютировал как скрипач в 1834 в Штутгарте, как танцовщик в 1835 в Мюнхене. В 1837-47 выступал в Париже, Брюсселе, Турине, Милане, Вене, Лондоне, Берлине, Парме, Флоренции. В 1843 пост. в Риме балет "Маркитантка и форейтор" Рол-лана. В 1859-69 в России. Пост.:

"Сальтарелло" (1859), "Грациел-ла, или Любовная ссора" (1860) и "Сирота Теолинда, или Дух долины" (1862) - оба Ц. Пуни, "Паке-ретта" Ф. Be ну а и Пуни (1860), "Севильская жемчужина" Пинто и Пуни (1861), "Пламя любви, или Саламандра" ("Фиаметта, или Торжество любви") Л. Ф. Мин-куса (1863). Его балет "Кон„к-Горбунок" (1864) в первой ред. получил отрицательную оценку прогрессивной критики, гл. обр. из-за верноподданнического финала, где все народы славили царя. Но танц. богатство, возможности, к-рые балет предоставлял исполнителям (особенно мимистам и характерным танцовщикам), сделали его одним из самых популярных балетов на рус. сцене в 19 в. В значит, мере неудачным оказался второй балет С.-Л. на рус. сюжет

- "Золотая рыбка" Минкуса (1867). В Париже в 1870 пост. свой лучший балет "Коппелия".

Спектакли С.-Л. знаменовали упадок романтич. балета, что проявилось в облегч„нности содержания, обилии внешних эффектов, эклектике выразит, средств. В то же время его хореогр. находки как в области виртуозного классич. (преим. сольного), так и характерного танца способствовали развитию техники, обогащению лексики балета. В числе учениц С.-Л.

- Ф. Черрито, А. Гранцова. Создатель системы записи танца - стенохореографии. Нек-рые из записей С.-Л. были расшифрованы франц. балетм. П. Лакотом, к-рый реставрировал ряд танц. номеров (в т. ч. па де сие из балета "Маркитантка", пост. в 1979 в Т-ре им. Кирова).

Соч.: La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire promptement la danse. P., 1852.

Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, М.-Л., 1937; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1%3; Guest I., The ballet of the Second Empire, L., 1955; Letters from a Ballet-master.

The correspondence of Arthur Saint-Lcon ed. b\ Ivor Guest, N. Y.-L-, 1981. В. А. Майниеце.

СЕРГЕЕВ Константин Михайлович [20.2(5.3). 1910, Петербург - 1.4.1992, там же], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1957). Герой Соц. Труда (1991). Занимался на вечерних курсах при ЛХУ (педагоги Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, В. А. Сем„нов), затем в самом уч-ще. В 1930 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономар„в). Выступал в труппе И. Ф. Кшесинского, гастролировавшей по стране (1928-29). Партии:

Зигфрид, Альберт; Юноша ("Шо-пениана"), Гренгуар ("Эсмераль-да"). Невольник ("Корсар"), Половчанин ("Половецкие пляски") .

В 1930-61 ведущий классич. танцовщик Т-ра им. Кирова, исполнитель осн. классич. репертуара. Благородство внешнего облика, внимание к акт„рской выразительности, культивирование строгой академич. формы танца позволили С. стать лучшим исполнителем ролей лирико-романтич. плана. В поисках нового лирич. героя С., вслед за Б. В. Шавровым, наполнил роли традиц. балетных персонажей пси-хологич. глубиной, правдой чувств. Интерес к сословному положению персонажа - в традициях балета 30-40-х гг. - не мешал всесторонней разработке роли, виртуозной технике акт„рского перевоплощения, филигранной игре. Акт„рские трактовки С. классич. партий (Зигфрид, Дези-ре, Альберт, Жан де Бриен) оказали влияние на исполнителей последующих поколений. Выявлению лирич. дарования С. способствовало творческое общение с Г. С. Улановой - партн„ршей в 30-х - нач. 40-х гг., с к-рой они составляли дуэт, вошедший в историю рус. балета. Гармоничный союз близких по духу акт„ров дал высокохудожеств. результат в работе над совр. спектаклями, среди к-рых лучшим был балет "Ромео и Джульетта" (1940, балетм. Л. М. Лавровский; С. - Ромео, первый исполнитель). Мягким лиризмом. одухотвор„нностью отличались его Вацлав ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Р. В. Захаров, первый исполнитель). Принц ("Золушка", 1946, балетм. С., первый исполнитель). Добрый молодец ("Весенняя сказка", 1947, балетм. Ф. В. Лопухов, первый исполнитель), Евгений ("Медный всадник", 1949, балетм. Захаров, первый исполнитель), Андрий ("Тарас Бульба", 1955, нов. ред., балетм. Б. А. Фенстер, первый исполнитель).

В послевоенный период творч. жизнь С. была связана с Н. М. Дудинской. Их дуэт, соединивший акт„ров несхожих дарований, способствовал расширению творч. возможностей каждого из участников, обогащал палитру их выразит. средств. Первый исполнитель партий: Акт„р ("Пламя Парижа", 1932), Коломан ("Раймонда", 1938), П„тр ("Милица", 1947, все балетм. В. И. Вайнонен), Люсьен ("Утраченные иллюзии", 1936, балетм. Захаров), Армен ("Гаянэ", 1942, балетм. Н. А. Аниси-мова), Али-Батыр ("Шурале", 1950, балетм. Л. В. Якобсон), Андрей ("Родные поля", 1953, балетм. Андреев и Н. М. Стукол-кина), Ленни ("Тропою грома", 1958, балетм. С.), Арбенин ("Маскарад", 1960, балетм. Фенстер).

Др. партии: Граф ("Лебединое озеро", балетм. А. Я. Ваганова), Голубая птица; Молодой кули и Феникс ("Красный мак"), Базиль,

Колен; Филипп и Жером ("Пламя Парижа"), раб Клеопатры ("Египетские ночи"). Гений вод ("Кон„к-Горбунок"), в миниатюре "Венский вальс" ("Хореографические миниатюры").

Высокая театр, культура, владение режиссурой танц. спектакля, эрудиция в области классич. танца позволили С. стать балетмейстером. Его постановочная деятельность оказалась многогранной, а созданные им спектакли воспроизводились на мн. сценах в нашей стране и за рубежом. С 1946 балетм., в 1951-55 и в 1960-70 гл. балетм. Т-ра им. Кирова. Стремясь насытить свои спектакли виртуозным танцем, С. вместе с тем проявлял постоянную заботу о логической оправданности и внешней мотивированности действия, о союзе театр, и хореогр. начал. В балетах С. нашли воплощение злободневные, публицистич. темы - "Тропою грома" (1958), "Дал„кая планета" Б. С. Майзеля (1963). В поисках психологич. содержательности хореогр. образов обращался к шекспировской драматургии, поставив балет "Гамлет" Н. П. Червинского (1970). Наибольшей удачей оказалась постановка "Золушки" (1946, Т-р им. Кирова, Гос. пр. СССР, [947; новая ред., 1964; экранизирована на ТВ в 1985), в к-рой режисс„рская осмысленность и поэтич. видение дополняли друг друга, а оригинальные танц. характеристики воплощали образность музыкальную.

Работа в области классич. наследия, одним из крупнейших знатоков к-рого являлся С., занимает особое место в его творчестве. Опираясь на опыт Лопу-хова в создании новых редакций классич. балетов, соответствующих требованиям современности, С. сокращал пантомимные сцены, наделял мимические партии танц. характеристиками, учитывал достижения в области дуэтного и сольного танцев, стремился к целостности режисс„рской концепции. Редакции С. балетов "Раймонда" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Лебединое озеро" (1950; экранизирован в кино в 1968), "Спящая красавица" (1952; экранизирован в кино в 1964; новая ред. 1989) оказались наиболее жизнеспособными, эталонными на данном этапе. В 1973 осуществил в Т-ре им. Кирова новую ред. балета "Корсар", в 1976 пост. там же балет "Левша" Б. А. Александрова, в 1980 - в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко "Легенду о Жанне д'Арк" Н. И. Пейко, в 1992 - в Большом т-ре "Корсар". С 1931 преподавал классич. танец, в 1938-40 и с 1973 худ. рук. ЛХУ, с 1991, после преобразования ЛХУ, през. Санкт-Петерб. академии русского балета им. А. Я. Вагановой, в„л курс "Классическое наследие" (с Дудинской). В ЛХУ преподавал акт„рское мастерство. Пост. для ЛХУ балеты: "Времена года" (1974), "Аппассионата" (1978), "Карнавал" (1988), "Фея кукол" (1989).

В 1985-88 преподавал на Меж-дунар. летнем семинаре в Сплите (Югославия). Пост. за рубежом балеты: "Жизель" (1967, Варшава;

1991, Осака), "Лебединое озеро" (1987, Варшава; 1973, Прага; 1988, Бостон; 1991, Токио), "Золушка" (1978, Прага; 1990, Осака).

Снимался в кинофильмах-концертах: "Концерт мастеров искусств" (1952) и "Мастера русского балета" (1953). Для ТВ создал цикл передач "Искусство русского балета", восстановил для ТВ "Карнавал" (1986) и "Египетские ночи" (1988). Автор сцен. телефильмов-концертов: "Диалог со сценой" (1988) и "Рождение танца" (1991). Творчеству С. поев. телефильм "Константин Сергеев. Страницы хореографии" (1976). В 1993 учрежд„н Фонд им. С.

Гос. пр. СССР (1946, 1951), поч„тная пр. Парижской академии танца (1965).

Со ч.: [Воспоминания], в кн.: Л. М. Лавровский. М., 1983; Вечно живая традиция, "СБ", I983, ј 4; Мой путь, "Т". 1983, ј 6.

Лит. : Богданов-Березовский В.. Засл. арт. РСФСР К. М. Сергеев. Л.. 1951;

Михайлов М., Жизнь в балете, Л.-М., 1966; Прохорова В., Озарение, "ТЖ", 1967, ј 11; ее же, К. Сергеев, Л., 1974;

Степанова И., Поэт танца, "СМ", 1970, ј5; К. Сергеев, [сост. М. И. Березкина], М., 1978; Черно ва Н., От Гельцер до Улановой, М-, 1979; Луцкая Е., К. Сергеев, "МЖ", 1981, ј12; У p ал ьс к а я В., К. Сергеев, "СБ", 1983, ј 3; Л о п у х о в Ф-, К. Сергеев, там же, 1986, ј6; Черкасский Д., Записки балетомана, М., 1994.

А. А. Соколов-Каминский.

СЕРГЕЕВ Николай Григорьевич (27.9.1876, Петербург-23.5.1951, Ницца), артист, режисс„р балета, педагог. Окончил в 1894 Петерб. театр. уч-ще и был принят в Мари-инский т-р; с 1903 реж., с 1904 солист, с 1914 гл. реж. балетной труппы этого т-ра; в 1897-1917 педагог Петерб. театр. уч-ща. В 1918 эмигрировал и ув„з ряд записей спектаклей Мариинского т-ра, выполненных по системе В. И. Степанова ("Спящая красавица", "Царь Кандавл", "Лебединое озеро", "Дочь фараона", "Щелкунчик", всего более 20; хранятся в Гарвардском ун-те, США), по к-рым реконструировал спектакли в разл. труппах, перенося на сцены Зап. Европы лучшие образцы рус. балетного академизма. В 1922-24 балетм. Рижского т-ра. В 1933-38 педагог "Сэдлерс-Уэллс балле". С 1941 рук. школы "Интернешнл балле" (Великобритания), в„л занятия с артистами труппы.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в. [ч.] 1-2, Л-, 1971-72; W i le у R. J., Dances from Russia. An Introduction to the Sergejev Collection. Harvard Library Bulletin. 1976, v. 24, ј l.

В. В. Кисел„в, Г. М. Шлуглейт.

СЕРГЕЕВ Николай Константинович (24.2.1946, Ленинград -

5.8.1973, там же), артист. Сын Ф. И. Балабиной и К. М. Сергеева. Карьеру танцовщика выбрал самостоятельно, вопреки желанию родителей, не отдавших его учиться балету вовремя. Начал заниматься танцем позднее - с 14 лет, но благодаря целеустремл„нности, умению трудиться самоотверженно, вскоре восполнил упущенное. Дополнительной сложностью для С. было утвердиться в иск-ве вне зависимости от славы родителей. По окончании ЛХУ (педагог Б. Я. Брегвадзе) в 1965-73 в Т-ре им. Кирова. Виртуозный классич. танцовщик. Невысокого роста, крепкого телосложения, по меркам традиционного балетного т-ра С. был гротесковым танцовщиком. Однако красивое лицо, лучистая улыбка, застенчивость и нежность, к-рые нельзя было скрыть на сцене, открывали дорогу к лирич. партиям:

Вацлав; Принц ("Золушка"), Принц ("Щелкунчик"). Чаще исполнял партии, в основе к-рых - виртуозный танец: Базиль;

Армен ("Гаянэ"), Голубая птица. Лучшая партия - Актеон ("Эсме-ральда"). Лауреат Всес. конкурса артистов балета в Москве (1969) и Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1968). Погиб в автомобильной катастрофе.

А. А. Соколов-Каминский.

СЕРГЕЕВА (Баскакова) Аксинья Сергеевна [ок. 1726 - 27.1(9.2).1756, Петербург], танцовщица. В 1738 году поступила в танц. школу, училась у Ж. Б. Лан-де. С 1739 начала выступать на сцене. Числилась в придв. т-ре с 1741. Совершенствовалась в классах Сереньи и Дюшалмонт. В 1742 в числе др. учеников Ланде ездила в Москву на коронацию Елизаветы Петровны и участвовала в балетах Ланде "Радость народа о явлении Астреи на российском горизонте и возвращении золотого времени" и "Золотое яблоко на пире богов, или Суд Париса". Исполнила партии Розы в "Балете цветков" при театр, представлении "Соединение любви и брака" и Венеры в балете "Брак Купидона и Психе" при опере "Сципион" (обе 1745, балетм. А. Ри-нальди). Участвовала во мн. др. балетах этого балетмейстера. Была замужем за танцовщиком Т. Ле Брюном. Дочь С. - Наталья также стала танцовщицей. Уволена из т-ра в 1753.

Лит.: Ш т e л и н Я., Сокращенные известия о рус. танцах и театр, в России балетах, "СПб вестник", 1779, OKT.; его же, Музыка и балет в России XVIII в., пер. с нем.. Л., 1935;

В с e в о л о д с к и й- Г e p н г p о с с В., История театр, образования в России, т. 1, СПБ, 1913. /'. Н. Добровольская.

СЕРДЮК Анна Леонидовна (р. 26.8.1950, г. Стрый Львовской обл., Украина), артистка. Засл. арт. Молд. ССР (1977). По окончании Киевского хореогр. уч-ща (педагог Н. В. Верикундова) в 1968-74 в Одесском, в 1974-77 в Кишин„вском т-рах. Первая исполнительница партии Мелонки ("Свечкина свадьба", 1974, балетм. И. А. Черныш„в, Одесский т-р). Др. партии: Генриетта ("Большой вальс"), Маша ("Щелкунчик"), Аврора, Эгина, Лиза;

Гамзатти ("Баядерка"), Одетта - Одиллия, Жизель; Розита ("Перекр„сток"). С 1977 в Конц. ансамбле Классический балет. Первая исполнительница в Москве партии Евы ("Сотворение мира", 1978, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в). Др. партии: Айша ("Гаянэ"), Избранница ("Весна священная"), Натали ("Натали, или Швейцарская молочница"), фея Розабельверде ("Волшебный камзол"), Наталия Николаевна ("Пушкин. Размышления о поэте"), Солистка ("Бахиана"). Танец С. отличается мягкостью, лиричностью, красотой линий и внутренним драматизмом.

Э. Л. Корол„ва, Е. В. Литвине кая.

СЕРЕБРЕННИКОВ Николай Николаевич [р. 17(30).11.1918, Петроград], артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). По окончании ЛХУ (педагоги В. И. Пономар„в, А. В. Лопухов, Б. В. Шавров, Н. П. Ивановский) в 1939-59 в Т-ре им. Кирова. Партии: Раб ("Баядерка"), Игорь ("Татьяна"), Менго ("Лаурен-сия"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Боцман ("Красный мак"), Вакх ("Вальпургиева ночь"). Пост. уч.-методич. фильм "Дуэтный танец" (1974). С 1948 педагог дуэтного танца ЛХУ.

Соч.: Поддержка в дуэтном танце. 2 изд.. Л.,1979.

Лит.: Засл. педагоги, "ТЛ", 1979, ј 20.

И. В. Ступ ни ков.

СЕРКОВ Ф„дор Андреевич [2(14).6.1809, Петербург - ?], художник т-ра. Сын придв. танцмейстера А. Серкова (?). Учился в Театр. школе (окончил в 1829) у Мазонески, в 1829-32 - у А. Каноппи (помощник живописца) и в АХ (в 1831-36 вольноприходя-щий). В 1829-65 работал при Дирекции имп. т-ров в Петербурге (1829-43 и 1852-65) и Москве (1843-52). Участвовал в поакт-ном оформлении спектаклей Большого т-ра в Петербурге:

"Сумбека, или Покорение Казанского царства" (1832), "Тень" (1839; вариант - 1845, Большой т-р, Москва), "Герта, повелительница эльфрид" (1842, вариант - 1843, Большой т-р, Москва), "Фауст" (1854, 1867); Большого т-ра в Москве: "Киа-Кинг" (1842), "Гитана, испанская цыганка", "Асмодей, хромой колдун" (оба 1843), "Пери" (1844), "Тщетная предосторожность" (1845), "Пахита" (1848), "Сатанилла, или Любовь и ад" (1849), "Заколдованная скрипка" (1852). Художник круга А. А. Роллера, С. создавал архитектурные декорации, чрезмерно перегруженные деталями; в пейзажных декорациях стремился к правдивому воссозданию образов природы.

Лит.: Сыркина Ф.Я.. П.диГ. Гонза-га. 1751-1S31. Жизнь и творчество, М.. 1974;

Давыдова М. В., Очерки истории рус. театр.-декорац. иск-ва XVIII-нач. XX в., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театр.-декорац. иск-во, М., 1978. В. А. Куликов.

СЕХ Ярослав Данилович (р. 1.10.1930, с. Гонятычи Львовской обл.), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1961). Учился в балетной студии Львовского т-ра (1946- 48), затем в МХУ (1951, педагог Н. И. Тарасов). В 1951-74 в Большом т-ре. Партии: Меркуцио;

Георгий ("Гаянэ"), Эспада ("Дон Кихот"), Данила; Иванушка ("Кон„к-Горбунок"), Петрушка; Бай-темир ("Асель", 1967, балетм. О. М. Виноградов, первый исполнитель), Принц ("Золушка"). Одна из лучших ролей - Паганини ("Паганини", 1960, балетм. Л. М. Лавровский, первый исполнитель). В 1971 окончил балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1971-75 педагог-репетитор в балетных труппах Финляндии и Югославии, в 1982 в Чехословакии. С 1975 педагог ГИТИСа (с 1989 проф.). Снимался в телеэкранизации балета "Паганини" (1974).

Соч.: Жизнь спектакля продолжается, "СБ". 19S5, ј 2.

Лит.: Б e н ц и а н о в а С., Путь к мастерству, "МЖ", 1960, ј 1. В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница