Наши партнеры

Выгодно прокат авто в москве без водителя недорого в компании РексРент.
актовый зал

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 53)


СОЛАННИКОВ Николай Александрович [6(18). 10.1873, Петербург - 16.6.1958, Ленинград], артист. Засл. арт. РСФСР (1919). По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1891 зачислен в труппу Мари-инского т-ра, где работал в 1891- 1911, 1914-50. В 1911-14 гастролировал по Европе и Америке. Партии: Маркиз ("Павильон Армиды"), мистер Плумпетемер ("Фея кукол"), Флорестан ("Спящая красавица"). Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Дон Кихот; Вер-гилий ("Франческа да Римини"), Клод Фролло, Ротбарт; Банкир ("Утраченные иллюзии"). Первый исполнитель партий: Глашатай ("Ночь на Лысой горе", 1924, балетм. Ф. В. Лопухов), Директор завода ("Болт", 1931, балетм. тот же), Людовик XVI ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вай-нонен), Хуан ("Лауренсия", 1939, балетм. В. М. Чабукиани), Капу-летти ("Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Л. М. Лавровский). После окончания каз„нных драм. курсов (под рук. В. Н. Давыдова) и классов пения выступал как драм. акт„р в Александрийском т-ре, как оперный певец в Мари-инском т-ре, а также на частных столичных и провинц. сценах. С.

- редкий образец универсального акт„ра. Обладал музыкальностью, тонким чувством стиля, редкой по выразительности пластикой. Написал "Воспоминания" (Б-ка Петерб. отд. СТД, рукопись).

Лит.: КрасовскаяВ. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972; Д. Л., Н. А. Солянников, Бирюч Петрогр. Гос. академич. т-ров, сб. 2, П., 1920. 0.3. Плахотнан.

СОРОКИНА Мария Сергеевна [24:2(9.3).1911, Москва - 21.12.1948, там же], артистка. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1923- 25 училась в МХУ, в 1925-29 - в Моск. театр. техникуме им. А. В. Луначарского (педагог A.M. Mec-серер). Работала в 1929-32 в Моск. драм. балете под рук. H.C. Греминой. С 1932 в Моск. худож. балете (позднее вош„л в состав Муз. т-ра им. Немировича-Дан-ченко). Первая исполнительница партий: Мельничиха ("Треуголка", 1936, балетм. Н. С. Холфин), Земфира ("Цыганы", 1937, балетм. тот же), Солоха ("Ночь перед рождеством", 1938, балетм. Ф. В. Лопухов, В. П. Бурмейстер), Анна Пэйдж ("Виндзорские проказницы", 1942, балетм. Бурмейстер, И. В. Курилов), Гюльнара ("Шехеразада", 1944, балетм. Бурмейстер). Др. партии: Тао Хоа, Медора; Лиза ("Соперницы"), Зарема. Лучшая партия - Лола ("Лола", 1943, балетм. Бурмейстер, первая исполнительница). Последняя партия - трагедийный образ Франчески ("Франческа да Римини", 1947, балетм. Холфин, первая исполнительница). С. обладала большим драм. талантом, артистичностью, сценич. обаянием, безукоризненной техникой.

Лит. : Головашенко Ю., Сорокина - Лола, в сб.: Актеры и роли, М.-Л., 1947;

Шереметьевская Н., Молодые балетные т-ры, в сб.: Сов. балетный т-р, 1917-1967, M., 1976; Холфин а С., Страницы календаря, [М. Сорокина], "СБ", 1987, ј 2; ее же. Вспоминая мастеров моек. балета, М., 1990. E. H. Дюкина.

СОРОКИНА Нина Ивановна (р. 13.5.1942, г. Электросталь Моск. обл.), артистка. Нар. арт. СССР (1987). По окончании МХУ (педагог С. Н. Головкина) в 1961-88 в Большом т-ре; совершенствовалась под рук. М. Т. Сем„новой. С. близок язык совр. хореографии и образы, насыщенные драматизмом.

Первая исполнительница партий: Девушка ("Геологи", 1964, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Избранница ("Весна священная", 1965, балетм. те же), Девушка ("Икар", 1971, балетм. В. В. Васильев), Кити ("Анна Каренина", 1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов), Любимая ("Озар„нность", 1973, балетм. Рыженко, Смирнов-Голованов), Редисочка ("Чиполлино", 1977, балетм. Г. А. Майоров). Др. партии: Сильфида ("Шопениа-на"), Жанна ("Пламя Парижа"), Весна ("Золушка"), Лауренсия; принцесса Флорина и Аврора ("Спящая красавица"), Маша ("Щелкунчик"), Китри; Асель ("Асель"), Хозяйка Медной горы;

Анастасия ("Иван Грозный"), Муза ("Паганини"), Шура Азарова ("Гусарская баллада"), Геро ("Любовью за любовь"), Незнакомка ("Эскизы"). Танец С. отличался виртуозной техникой, чистотой линий, музыкальностью, л„гкостью. С 1989 педагог-репетитор гастрольно-концертной труппы "Звезды Большого балета". Снималась в телебалете "Озорные частушки" (1970), в телефильмах-концертах "Хореографические новеллы" (1973), "Танцуют Нина Сорокина и Михаил Лавровский" (1982). 1-я пр. Междунар. конкурсов, артистов балета в Варне (1966) и Москве (1969). Пр. "Золотая звезда" на Междунар. фестивале танца в Париже (1970).

Лит. : Касаткина И., Василев В., Н. Сорокина, "МЖ", 1973, ј 5; Г о л у -бин В., Признание, "ТЖ", 1970, ј 4; его ж е, И. Сорокина и Ю. Владимиров, "СБ", 1988, ј 1; Михайлова К., Н. Сорокина, "Т", 1976, ј 3. E. H. Дюкина.

"СОТВОРЕНИЕ МИРА", балет в 3 актах (по мотивам сатирич. рисунков Ж. Эффеля). Комп. А. П. Петров, сцен. и балетм. В. Ю. Васил„в и Н. Д. Касаткина. 23.3.1971, Т-р им. Кирова, худ. Э. Г. Стенберг, дир. В. А. Федотов; Адам - М. Н. Барышников (затем В. Н. Гуляев), Ева - И. А. Колпакова (затем Н. Д. Большакова), Бог - Ю. В. Соловьев, Ч„рт - В. М. Панов (затем В. А. Бударин), Чертовка - Г. А. Рагозина (затем С. В. Ефремова). 28.8.1978, Моск. классич. балет, сцен., балетм. и худ. те же, дир. М. Г. Банк; Адам-С. В. Исаев, Ева - А. Л. Сердюк, Бог - В. В. Волошин; экранизирован на ТВ в 1982, под назв. "Адам и Ева". 1987, там же. новая ред., сцен. и балетм. те же, худ. И. Г. Сумбаташвили, дир. А. В. Виноградов; Ева - В. В. Цой, Адам - В. А. Малахов. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Пермь (1974, М. М. Газиев), Воронеж (под назв. "Адам и Ева", 1976, Г. Г. Малхасянц), Горький (1977, Малха-сянц), Челябинск (1978, В. Н. Бутримович), Свердловск (1979, Васил„в и Касаткина), Новосибирск (1980, В. Ф. Навасва). Саратов

(1984, АН. А. Дементьев), Красноярск (1986, В. С. Федянин).

Е. В. Литвинская.

СПАДАВЕККИА Антонио Эммануилович [21.5(3.6). 1907, Одесса - 7.2.1988, Москва], композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1937 окончил Моск. коне. (по классу композиции В. Я. Шебалина). Автор опер, оркестровых и камерных произв., романсов. Написал балеты на совр. темы:

"Враги" (1938, МХУ, балетм. Н. С. Холфин), "Берег счастья" (1948, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер, И. В. Кури-лов).

В. В. Ванслов.

"СПАРТАК", балет в 3 актах. Комп. А. И. Хачатурян, сцен. Н. Д. Волков. 27.12.1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон, худ. В. М. Ходасевич, дир. П. Э. Фельдт; Спартак - А. А. Макаров, Фригия - И. Б. Зубковская, Эгина - А. Я. Шелест, Красе - Р. И. Гербек. 11.3.1958, Большой т-р, балетм. И. А. Моисеев, худ. А. И. Константиновский, дир. Ю. Ф. Файер; Спартак - Д. Е. Бегак, Фригия - Н. И. Рыженко, Эгина - М. М. Плисецкая, Гармодий - Н. Б. Фадеечев. 4.4.1962, там же, балетм. Якобсон, худ. В. Ф. Рындин, дир. тот же; Спартак - Бегак, Фригия - Плисецкая, Эгина - Рыженко, Красе - А. И. Радунский, Раб - В. В. Васильев. 9.4.1968, там же, сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирса-ладзе, дир. Г. Н. Рождественский; Спартак -

Васильев (затем М. Л. Лавровский), Фригия- Е. С. Максимова (затем Н. И. Бессмертнова), Эгина - Н. В. Тимофеева (затем С. Д. Адыр-хаева). Красе - М. Э. Лиепа (затем Б. Б. Акимов); Лен. пр. (1970); экранизирован в кино

(1976). В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Свердловск (1966, Е. Я. Чан-га), Новосибирск (1967, Чанга; 1977, Григорович), Пермь (1969, Н. С. Маркарьянц, 1985, В. Н. Салимбаев), Челябинск (1974, У. О. Сар-багишев). Горький (1979, О. М. Дадишкилиа-ни), Красноярск (1980, Маркарьянц), Куйбышев (1984, И. А. Черныш„в). В. А. Майниеце.

СПЕСЙВЦЕВА Ольга Александ-ровна [5(18).7.1895, Ростов-на-Дону - 16.9.1991, Найак, штат Нью-Йорк, США], артистка. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличевская) в 1913-24 в Мариинском т-ре (Пет-рогр. т-ре оперы и балета); совершенствовалась под рук. А. X. Иогансон. С 1918 ведущая балерина, исполнительница центр. партий в классич. репертуаре. Изысканная хрупкая красота, одухотвор„нность и замкнутость придавали сценич. созданиям С. неповторимое своеобразие. Танец С. отличался ч„ткостью графич. поз, совершенством ломких линий, безусильностью воздушных парений. Все партии С. пронизывала тема опустош„нности, неизбежной гибели красоты. Трагич. дар балерины с наибольшей полнотой реализовался в партии Жизели, построенной на контрастах и диссонансах, воспринимавшихся очень современно, и отличавшейся у С. от трактовок, предложенных др. крупнейшими балеринами нач. 20 в. - А. П. Павловой и Т. П. Карсавиной. Причастность иск-ва С. к экспрессионизму здесь обнаруживалась вполне определ„нно. Трактовка С. оказала мощное влияние на традицию исполнения партии Жизели. С. верна тра-гич. теме и в др. балетах: "Баядерке", "Эсмеральде", "Спящей красавице", "Лебедином озере", "Щелкунчике", все е„ героини были заранее обречены - независимо от того, насколько это отвечало характеру исполняемой партии. Др. партии: Рамзея и Аспиччия ("Дочь фараона"), Медора; феи Крошек, Сирени, Бриллиантов, Флорина ("Спящая красавица"),

Китри и Амур ("Дон Кихот"), мазурка и 7-й вальс ("Шопениа-на"), Гран па ("Пахита"), Пье-ретта ("Арлекинада"). Духовному становлению С. способствовала дружба с критиком А. Л. Волынским, посвятившим ей серию статей и видевшим в балерине воплощение своего худож. идеала.

В 1916 С. участвовала в выступлениях Русского балета Дягилева, в т. ч. в Америке с В. Ф. Нижинским в "Видении розы" и "Сильфидах", па де де принцессы Флорины и Голубой птицы, заменив Карсавину. В 1921 в Лондоне исполнила партию Авроры на премьере "Спящей принцессы" (1921, Русский балет Дягилева). В 1923 танцевала в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). В 1924-32 в парижской Опере. Танцевала "Жизель", а также "Праздничный вечер" и "Пери" (оба балетм. Л. Стаатс), "Творения Прометея" и "Вакх и Ариадна" (оба балетм. С. Лифарь). В качестве гастрол„рши продолжала выступать в Русском балете Дягилева, исполнив партию Кошки ("Кошка", 1927, балетм. Дж. Баланчин, первая исполнительница). Выступала в балетах M. M. Фокина "Жар-птица", "Видение розы". Но вся совр. хореография оставалась ей чужда. В 1932-37 гастролировала с разными труппами: Фокина (в Буэнос-Айресе), В. Дандре (быв. труппа Анны Павловой; в Австралии). Покинула сцену в 1937 в связи с начавшейся душевной болезнью. Нек-рое время преподавала классич. танец. С 1939 в США, после обострения болезни находилась в клинике для душевнобольных (1943-63). С 1967 после выздоровления проживала в рус. колонии, организованной графиней А. Толстой под Нью-Йорком. В видеофильме "Жизели мира" запечатлено исполнение С. этой партии с А. Долиным (фрагменты любительских съ„мок).

Соч.: Technique for ballet artists, L., 1967. Лит.: Волынский А-, Две школы классич. танца, "Спящая красавица", "ЖИ",

1922. ј42; его ж е, Хореогр. арабески, там же, 1923, ј 12; его же, "Дон Кихот", там же, 1923, ј 39; его же, "Жизель", там же,

1923. ј51; его же. Плачущий дух, там же,

1923, ј8; Слонимский Ю., Балерина О. А. Спесивцева, "Т", 1923, ј 9; его же, Трехликая Жизель, там же, 1923. ј 11; ero ж e. Белый лебедь, там же, 1924, ј 14; его же, Лебедь в движении, "ЖИ", 1924, ј 1;

cio ж e, 0. Спесявцева, в его кн.: Чудесное было рядом с нами, Л., 1984; Тихонова И., Девушка в синем, M., 1992; Лопухов Ф., Пять балерин, "Т", 1963, ј 6; Богданов-Березовский В., Спесивцева, в его кн.: Встречи, M., 1967; Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972; Гаевский В., Спесивцева, в его кн.: Дивертисмент, M., 1981; V a i 11 a t L., Olga Spessivtzeva, P., 1944; Schaike-v i t с h A., Olga Spessivtzeva. Magicienne envoutee, P., 1954; L i fa r S., Les trois graces du XX siecle. P., 1957; D o l i n A., The Sleeping ballerina, [L., 1966].

4. Л. Соколов-Каминский.

"СПЙЩАЯ КРАСАВИЦА", балет в 3 актах 5 картинах с прологом и апофеозом (по сказкам Ш. Перро). Комп. П. И. Чайковский, сцен. И. А. Всеволожский, M. И. Петипа. 3.1.1890, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ. Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дир. Р. Е. Дриго; Аврора - К. Брианца. Дезире - П. А. Гердт, фея Сирени - M. M. Петипа. 17.1.1899, Большой т-р (Москва), возобн., балетм. А. А. Горский (по Петипа), худ. А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дир. А. Ф. Аренде; Аврора-Л. А. Рославле-ва, принц Дезире - И. И. Хлюстин, фея Сирени - M. И. Грачевская, фея Карабос - В. Ф. Гельцер. 16.2.1914, Мариинский т-р, возобн., балетм. H Г. Сергеев (по Петипа), худ. К. А. Коровин, дир. Дриго. 8.10.1922, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн., балетм. Ф. В. Лопухов (по Петипа), худ. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт, дир. В. А. Дранишников; Аврора - Е. П. Гердт, Дезире - M. А. Дудко, фея Сирени - M. Ю. Пильц, фея Карабос - А. И. Чекрыгин. 25.3.1952, Т-р им. Кирова, балетм. К. M. Сергеев (по Петипа), худ. С. Б. Вирса-ладзе, дир. Б. Э. Хайкин; Аврора - Н. M. Дудинская, Дезире - Сергеев, фея Сирени - А. Я. Шелест, фея Карабос - Б. В. Шавров; экранизирован в кино (1964). 1989, там же, балетм. Сергеев и Дудинская (по Петипа), худ. тот же, дир. Дж. Э. Далгат. 24.5.1924, Большой т-р, балетм. В. Д. Тихомиров (по Петипа), худ. А. Ф. Гельцер, дир. К). Ф. Файер; Аврора-Е. В. Гельцер, Дезире - Гихомиров, фея Сирени - M. В. Васильева, фея Карабос-В. И. Рябцев. 20.3.1936, там же, балетм. А. M. Мессерер, А. И. Чекрыгин, реж. Б. А. Мордвинов, худ. И. M. Рабинович, дир. тот же; Аврора - M. Т. Сем„нова, Дезире - В. Д. Голубин, фея Сирени - Г. П. Петрова, фея Карабос - Г. А. Лерхе. 9.4.1952, там же, балетм. M. M. Габо-вич, Мессерер, худ M. Оболенский (декорации), Л. И. Силич (костюмы), дир. тот же;

Аврора - О. В. Лспешинская, Дезире - В. А. Преображенский, фея Сирени -Л. К. Черкасова, фея Карабос - Е. С. Ванке. 7.12.1963, там же, балетм. Ю. Н. Григорович (новая композиция и ред. по Петипа), худ. Вирсаладзе. дир. Б. Э. Хайкин; Аврора-M. M. Плисецкая, Дезире - Н. Б. Фадеечев, фея Сирени - Р. К. Карельская, фея Карабос - Е. А. Холина. 31.5.1973, там же. балетм. Григорович (новая ред. по Петипа), худ. тот же, дир. А. А. Копылов; Аврора - Е. С. Максимова, Дезире -

В. В. Васильев; фея Сирени - М. К. Леонова, фея Карабос - В. А. Левашов. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров):

Саратов (1941, К. И. Сальникова; 1962, В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, M. Л. Сату-новский; 1966, С. М. Тулубьева, 1989, ред. К. М. Сергеева, балетм. Т. Соболева), Новосибирск (1952, В. И. Вайнонен; 1967, Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, Г. Т. Комлева), Горький (1953, Г. И. Язвинский; 1973, Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, Ю. П. Ковал„в; 1968, Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, Н. В. Данилова; 1970, Э. X. Танн, 1977, возобн. И. А. Черныш„в), Воронеж (1983, К. М. Тер-Степа-нова).

Лит. : Константинова М., Спящая красавица, М., 1990. Я. В. Седов.

"СРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ И РАЗУМА" ("Le Combat de l'amour et de la raison"), балет в l действии 16 явлениях. Комп. Шпрингер, сцен. и балетм. Ф. Гильфердинг. 25.1.1763, покои Екатерины II, Москва. Исполнен силами придворных любителей; Донна Флора - супруга обер-гофмейстера Нарышкина, Донна Эльмира - графиня В. А. Бутурлина, Е„ наперсница - графиня А. М. Строганова, Помещица - графиня Е. К. Сиверсова, Любовница поселяни-нова - г-жа В. И. Челищева. пастушки - графиня Е. А. Бутурлина и фрейлина А. А. Хитрово, Дон Родриг - граф П. А. Бутурлин, Дон Альфонс - граф А. С. Строганов, Дон Альварец - обер-шенк А. Л. Нарышкин.

Л. А. Линькова.

"СТАЛЬНОЙ СКОК" ("Pas d'acier"), одноактный балет в 2 картинах. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Прокофьев, Г. Б. Якулов. 7.6.1927, Рус. балет Дягилева, Т-р Сары Бернар, Париж. балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов, дир. Р. Дез-ормьер; исполнители - Мясин, Л. П. Черныш„ва, А. Д. Данилова, С. М. Лифарь. Л. Вуй-циковский. К. Г. Филонова.

СТАНИСЛАВСКАЯ Мария Петровна (1852-1921), артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща с 1871 в Мариинском т-ре, в 1872-88 в Большом т-ре (Москва). Технически сильная, пластичная и выразит, танцовщица. Выступала в балетах "Лебединое озеро", "Эсмеральда", "Фауст", "Гитана, или Испанская цыганка", "Кон„к-Горбунок", "Парижский рынок", "Царь Кан-давл". Преподавала в Моск. театр. уч-ще. Среди е„ учениц - В. А. Каралли. в. в. Киселев. СТАНКЕВИЧ Вера Михайловна (р. 6.1.1920, Петроград), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1954). По окончании ЛХУ (педагоги Е. Н. Гейденрейх, М. Ф. Романова) в 1940 дебютировала в Ленингр. Малом т-ре в партии Прима-балерины ("Коппелия").

В Вел. Отечеств, войну в составе балетного коллектива под рук. О. Г. Иордан в 1942-44 выступала с концертами в блокадном Ленинграде, Кронштадте, в воинских частях Ленингр. фронта (награждена медалью "За боевые заслуги"). В 1944-64 в Ленингр. Малом т-ре. С. - балерина лирико-драм. плана. Танец С. отмечен классич. чистотой. Первая исполнительница партий:

Марья-краса ("Чудесная фата", 1947, балетм. Н. А. Анисимова), Сольвейг (1952, балетм. Л. В. Якобсон), Айша ("Семь красавиц", 1953, балетм. П. А. Гусев), Добрунка ("Двенадцать месяцев", 1954, балетм. Б. А. Фенстер), Анна ("Голубой Дунай", 1956, балетм. тот же), Девушка ("Эрос", 1959, возобн. балетм. К. Ф. Боярский, по М. И. Петипа), Франческа ("Франческа да Римини", 1959, балетм. Боярский), Хлоя (1960, балетм. Г. И. Давиташвили). Др. партии: Одетта - Одил-лия, Лиза, Сванильда. Неожиданным, выходящим за рамки амплуа стало исполнение С. партии Подруги вожака ("Барышня и хулиган", 1962, балетм. Боярский). В 1964-83 (с перерывом) педагог классич. танца в ЛХУ. В 1964-69 преподавала классич. танец и методику классич. танца в Ленингр. ин-те культуры. В 1969-71, 1976-78 преподаватель классич. танца в Багдаде, участвовала в создании Иракской балетной школы. В 1985 педагог-репетитор Ансамбля классического балета при Новгородской филармонии.

Лит.: Брусиловская Э.,В. Станкевич. "ТЛ", 1957, ј 42; К 20-летию творч. деятельности В. М. Станкевич, там же, 1964, ј 39; Эльяш Н., Лирич. танцовщица, "ТЖ", 1958, ј 3. М. В. Корту нова.

СТАРК Эдуард Александрович

[21.7(2.8). 1874, Петербург - 29.7.1942, Ленинград ], искусствовед, историк т-ра, критик. Окончил Петерб. ун-т; псевд. Б.;

Борус; 3.; 3-ъ; Зигфрид; Э. С. Круг творч. интересов С. включал драматич., оперный т-р и балет. С 1910-х гг. постоянно выступал с обзорами балетных спектаклей Мариинского т-ра. Автор теоре-тич. статей о проблемах хореогр. иск-ва, рецензий на новые постановки, выступления А. Дункан. Приверженец классич. традиции, поклонник танца на пуантах в рус. балете, С. с симпатией относился к творч. поискам М. М. Фокина, поддерживал начинающего балетм. Б. Г. Романова; много внимания уделял в статьях ведущим балеринам Мариинского т-ра М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Т. П. Карсавиной, с интересом следил за ростом танцовщицы В. П. Фокиной.

Со ч.: Рус. танец и Лопухов, в сб.: Е. В. Лопухова. 20 лет сценич. деятельности. П., 1923; Ренессанс билета, "Ежегодник ими. т-ров", 1911, в. 3; А. Дункан, "ТиИ", 1913, ј 5; В царстве "Спящей красавицы", там же, 1914, ј 3; Новые балеты М. Фокина, там же, 1915, ј49.

Лит.: Герасимов Ю.К., Театр. критик Э. Старк, в сб. Т-р и драматургия. Труды ЛГИТМиК, в. 3, Л., 1971; его же. Перешагнувшие рубеж, в сб.: Театр. критика 1917- 1927, Науч. труды ЛГИТМиК, Л., 19S7.

И. Г. Эйтвид.

СТАТКУН Тамара Витальевна (р. 11.12.1954, Ленинград), артистка. Засл. арт. РСФСР (1979). По окончании ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина) с 1971 в Ленингр. Малом т-ре. Танцовщица лирико-драм. амплуа. Первая исполнительница партий: в пост. О. М. Виноградова - Фея ("Золушка",

1977); Н. Н. Боярчикова - Беатриче ("Слуга двух господ",

1978), Эвридика ("Орфей и Эври-дика", 1980), Амалия ("Разбойники", 1982), леди Макбет ("Макбет", 1984, совм. с балетм. Н. И. Тагуновым), Ю. Н. Петухова - Вероника ("Летят журавли", 1985). Др. партии: Гаянэ, Медора;

Мирта и Жизель ("Жизель"), Сильфида, Коппелия, Одетта - Одиллия; Ярославна ("Ярославна"), Эсмеральда; Мария ("Привал кавалерии"), Джульетта;

Солистка ("Пахита"), Марина Мнишек ("Царь Борис"). Лучшие партии - Джульетта, Ярославна, леди Макбет.

Лит.: Служение иск-ву балета, "ТЛ", 1979, ј 19. И. В. Ступников.

СТЕЛЛАТО (Stellato) Елизавета (гг. рожд. и смерти неизв.), итал. танцовщица. Вероятно, родственница танцовщика и балетм. Г. Стеллато, служившего в придв. балетной труппе в 1790-92, а затем уехавшего в Москву. Выступала в Венеции в 1774 и 1778-82. Ангажирована в Петербург в 1782. Работала по контрактам до 1798. Партии: Садовница ("Амур и Психея", 1793), Принцесса крови ("Аделия де Понтье", 1797, оба балетм. Ш. Ле Пик); участвовала в балетах Дж. Канциани при операх "Кастор и Поллукс" (1786), "Идалида" (1789). С 1798 получала пенсию.

Лит.: Архив Дирекции Имп. Т-ров, в. 1, отд. 1-3, СПб., 1892; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. 2-3, Gen., [195l].

Г. Н. Добровольская.

СТЕНБЕРГ Энар Георгиевич [р. 29.6.1929, Москва], художник т-ра. Нар. худ. России (1995). В 1956 окончил Моск. худ. ин-т им. В. И. Сурикова (педагог М. И. Курилко). С 1957 оформлял драм. и муз. спектакли, в т. ч. балеты: в Ленингр. Малом т-ре - "Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро" (1960, балетм. Г. И. Давиташвили), "Антоний и Клеопатра" (1968, балетм. И. А. Черныш„в), "Щелкунчик" (1969, балетм. И. Д. Бельский); в Большом т-ре - "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), "Испанское каприччио" (1963, балетм. В. Гонса-лес и М. Ф. Камалетдинов); в Т-ре им. Кирова - "Двенадцать" (1964, балетм. Л. В. Якобсон), "Жемчужина" (1965, балетм. К. Ф. Боярский), "Сотворение мира" (1971, балетм. Касаткина и Васил„в), "Икар" (1974, балетм. Бельский); в Новосибирском т-ре - "Дон Кихот" (1969, балетм. Камалетдинов и Н. М. Дудинская); в Т-ре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко - "Золушка" (1971), "Коппелия" (1975, оба балетм. А. В. Чичинадзе); в ленингр. труппе "Хореографические миниатюры" - "Хиросима" (1971), "Город" (1972, оба балетм. Якобсон); в Куйбышевском т-ре - "Ромео и Юлия" (1979, балетм. Черныш„в); в Моск. Детском муз. т-ре - "Синяя птица" (1983), "Алые паруса" (1984, оба балетм. Б. Ф. Ляпаев); в Горьковском т-ре - "Дубровский" (1984, балетм. А. Г. Бадрак). Декорациям С. свойственна строгая графичность изображения. При общей моно-хромности решения цвет часто обретает в его работах символич. значение ("Двенадцать"). С. всегда выстраивает световую партитуру балета, использует эффекты свето-лазерной техники ("Синяя птица").

Лит.: Луцкая Е-, Э. Стенберг, М., 19S8. Е. П. Белова.

"СТЕНЬКА РАЗИН", одноактный балет на муз. одноим. симф. поэмы А. К. Глазунова. 28.11.1915, Мариинский т-р, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. М. П. Бобышов, дир. Глазунов; Стенька Разин - П. 3. Андреев, Дочь хана - В. П. Фокина. 6.11.1918, Большой т-р. сцен. и балетм. А. А. Горский, худ. П. П. Кон-чаловский, дир. А. Ф. Аренде; Стенька Разин - А. Д. Булгаков, Персидская княжна - М. Р. Рейзен. В др. городах: Саратов (1965, балетм. С. В. Дречин). Г. В. Иноземцева. "СТЕПАН РАЗИН", балет в 3 актах с прологом и эпилогом (по мотивам одноим. романа С. П. Злобина и киносценария М. Горького). Комп. Н. Н. Сидельников, сцен. А. В. Чичинадзе. 27.12.1977, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Чичинадзе, х\д. М. А. Соколова, дир. Г. Г. Жемчужин:

Степан Разин - В. С. Тедеев, Марья - М. С. Дроздова. В др. городах: Новосибирск (1985, балетм. В. А. Бударин).

Г. В. Иноземцева.

СТЕПАНЕНКО Галина Олеговна (р. 12.6.1966, Москва), артистка. Засл. арт. Рос. Федерации (1994). В 1984, по окончании МХУ (педагог С. И. Головкина), в ансамбле Моск. классический балет (до 1987). Дебютировала в па де де в балете "Проделки Терпсихоры" (1985). Среди ролей: Натали ("Натали, или Швейцарская молочница"), Чертовка ("Сотворение мира"). Солистка ("Бахиана"). В 1987-89 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, где выступила в партиях: Купава ("Снегурочка"), Китри, Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия. С 1989 в Большом т-ре. Роли: Одетта-Одиллия, Никия, Медора, Жизель; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Рита

("Золотой век"), Раймонда; Китри (1994, ред. Ю. Н. Григоровича, первое исполнение), Сильфида ("Сильфида"). С. обладает стремительным прыжком, большим шагом, стабильным динамичным вращением; она внесла новые, усложн„нные элементы в фуэте, пируэты. Виртуозная балерина, С. тяготеет к героико-драматич. ролям, к характерам сильным и гордым; не чужды ей и лирико-комедийные партии. В 1992 окончила пед. отд. ГИТИСа. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1985) и 1-я пр. там же (1989).

Лит.: Викторова Г.. "Лебединое озеро" - новые имена на афише, "Балет", 1992,

ј 1.

С. А. Давлекамови.

СТЕПАНОВ Владимир Иванович

[17(29).6.1866, Петербург - 16(28).1.1896], артист, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща с 1885 в кордебалете Мариинского т-ра. Занимаясь разработкой системы записи балетных спектаклей, С. два года слушал лекции по антропологии и анатомии в Петерб. ун-те. В 1891 был послан в Париж для усовершенствования в "графическом изображении балетных танцев и телодвижений". Опубликовал там в 1892 "Алфавит движений человеческого тела - опыт фиксации движения человеческого тела при помощи нот". В 1892 в Петербурге пров„л ряд пробных занятий, после чего его систему включили в число спец. дисциплин Петерб. театр. уч-ща. По материалам своих записей С., став преподавателем уч-ща, разучил с воспитанниками балет "Мечта художника", к-рый в 1893 пост. на сцене Мариинского т-ра. Составил утвержд„нную в 1895 методич. "Программу занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на семь отделений, по степени трудности и сложности их". В 1895 откомандирован в Москву для ознакомления артистов и воспитанников уч-ща с его системой. Последователями С. были А. А. Горский, Т. П. Карсавина. Среди его учениц - А. Я. Ваганова.

Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. Essai d'enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux. P.,1892.

Лит.: Борисоглебский M. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в.. Л.-М., 1963.

E. H. Дюкина.

СТЕПКИН Александр Владимирович (р. 17.7.1960, Саратов), артист. По окончании Саратовского хореогр. уч-ща (педагоги Р. П. Гурьянова, В. Майорова) в 1977-84 в Саратовском т-ре. Первый исполнитель партий в пост. АН. А. Дементьева: Ромео (1980), Гамлет ("Гамлет, принц датский", 1982), Адам ("Сотворение мира"), Резанов (""Юнона" и "Авось"", обе 1984). Др. партии: Принц ("Лебединое озеро"), Альберт, Базиль. В 1983 в качестве гастрол„ра выступил в партии Альберта в Т-ре им. Кирова, в 1984-88 ведущий солист этого т-ра. Партии: Данила; Адам ("Сотворение мира"), Гармодий и Спартак

("Спартак"), Юноша ("Шопениа-на"), Дантес ("Пушкин"). В 1988-92 солист труппы "Балет XX века" в Лозанне, танцевал во всех спектаклях, пост. М. Бежа-ром; исполнил ведущие партии в "Греческой сюите" на нар. греч. музыку, в "Кантате 106" на муз. И. С. Баха, в "Весне священной", "Жар-птице", "Кольцо вокруг кольца", "Гамлете", в "1789 ... и мы". Исполнит, манеру С. отличает мягкость, лиризм, музыкальность, акт„рское мастерство. Редкая пластич. выразительность позволяет ему выступать в партиях классич. и совр. репертуара, осваивать разл. хореогр. стили. Творчеству С. поев. телефильм "Дивертисмент" (1984).

С 1993 преподает в частных балетных школах Палермо (Италия).

Лит.: Степкин, "СБ", 1981. ј 1 ; Ф и p e p A., На стажировке у Бежара, "СБ", 1990, ј 2; его же. Белая ночь танца, "КиЖ", 1990, ј 2: его ж е, А. Степкин из "Бежар балле Лозанн", "МЖ", 1990, Н. 21.

А. А. Фирер.

СТРАВИНСКИЙ Игорь Ф„доро-вич [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов - 6.4.1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции], композитор. Родился в семье певца Мариинского т-ра Ф. И. Стравинского. Муз. образование получил под рук. Н. А. Римского-Корсакова. С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество С. открыло новые пути взаимодействия муз. и хореогр. образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где "нитью Ариадны" стал энергичный, выразит, ритм. Первый балет С. - "Жар-птица" (1910, Париж, балетм. М. М. Фокин, Русские сезоны) создан в русле исканий худож. объединения "Мир искусства", возглавлявшегося организатором Русских сезонов С. П. Дягилевым. "Жар-птица" отразила ориентацию на экзо-тич. зрелище с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утонч„нная пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии Фокина.

Вскоре С. решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете "Петрушка" (1911, балетм. Фокин, Русский балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния разв„ртывается драма одушевл„нных кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В муз. ткань балета вторгаются обороты уличных, "площадных" мелодий, поданных с подч„ркнутой экспрессией. Стихия движения, рождающаяся в сочетаниях энергичных пластич. ритмов, господствует в "Весне священной" (1913, балетм. В. Ф. Нижинский, Русский балет Дягилева, парижская Опера; в 1989 хореография Нижинского была реконструирована англ. балетм. М. Ходсон и пост. в пер-вонач. оформлении Н. К. Рериха труппой "Сити Сентер Джоффри балле", Нью-Йорк). Партитура этого балета в значит, степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации муз. материала. При этом балет пронизан своеобразной пластикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Ж„сткость гармонии при опоре на краткие мелодич. полевки-формулы, особая выразительность мелоса тембровых комплексов - вс„ это поставило перед хореографией нел„гкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластич. выразительности.

В годы 1-й мировой войны С. вновь резко сменил свою стили-стич. ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль рус. фольклорного начала, но в его трактовке наметились существ, сдвиги. Наиболее яркие соч., завершившие "русский период" творчества композитора, - пантомима с пением "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетм. Б. Ф. Нижин-ская), "История солдата" (1918, Лозанна, реж. Л. и Ж. Питоевы) и особенно хореогр. кантата "Свадебка" (1923, Париж, балетм. Нижинская). Все они являются синтетич. представлениями, включающими хореографически организованное действие как один из компонентов спектакля. "Байка про Лису...", выдержана в духе вес„лого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего акт„ров разделены (при„м "нонперсонификации"). В "Истории солдата" - своеобразном отклике на события 1-й мировой войны - композитор наш„л иронически-пародийное освещение перипетий сюжета. Рус. нар. элемент в этой сказке сочетается с отражением новой бытовой музыки (танго, регтайм). "Свадебка" возрождает уходящий в глубь веков ритуал рус. свадебного обряда. В основу развития всех этих соч. положены короткие попевки, воспроизводящие мелодич. и интонационные обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль приобретает упругий акцентированный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным. С. ограничивается малыми составами оркестра, где ведущая роль принадлежит сочетаниям сольных тембров. Стихия игры, присущая иск-ву представления, сочетается здесь со строгой логикой конструктивного мышления, отмеченного предельной экономией средств.

В балетной музыке С. 20-30-х гг. утвердился новый, неоклассич. стиль. Он отч„тливо обозначился в балете "Пульчинелла" (1920, балетм. Л. Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке Дж. Б. Перголези, представшей в совр. обработке. Модернизированное воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетм. А. Р. Больм, Вашингтон; балетм. Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Т-р Сары Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетм. Нижинская, труппа Иды Рубинштейн, парижская Опера). В "Аполлоне Мусагете" композитор ориентировался на стиль франц. придв. представлений врем„н Людовика XIV, вместе с тем балет стал, по выражению С., "самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий". В "Поцелуе феи" композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив "современное прочтение" ряда его мелодий.

Неоклассич. направление проявилось и в мелодраме "Персефо-на" (1934, Париж, реж. и балетм. К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж). Однако его вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетм. Баланчин). Этот балет не опирается на к.-л. конкретный композиторский стиль прошлого - в н„м слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодич. линий, выраженная с присущей С. рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорич. игры в карты. Балет наш„л совершенную интерпретацию в хореографии

Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке С., давшей балетмейстеру прочную основу для создания хореогр. структур.

Баланчина сближало с композитором стремление к классич. заверш„нности формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым. Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетм. А. Долин, "Зигфелд тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и амер. бытовой музыки. В русле неоклассицизма написан балет "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетм. Баланчин, "Балле сосай-ети", Нью-Йорк). Последний балет "Агон" ("Состязания", 1957, балетм. Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).

Музыка разл. произв. С. использована в балетах: "Пч„лы" (на муз. "Фантастического скерцо", 1917, парижская Опера, балетм. Л. Статс), "Песнь соловья" (на муз. оперы "Соловей", 1920, балетм. Мясин, 1925, балетм. Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж), "Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетм. Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942, балетм. тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетм. Баланчин; под назв. "Контрасты", 1971, труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград, балетм. Л. В. Якобсон), "Каприччио" (1947, Милан, балетм. Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта ре мажор для струнного оркестра, 1951, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Роббинс), "Негритянский концерт" (на муз. Ebony concerto, 1971, Ленинград, балетм. Якобсон); "Джаз-концерт" (на муз. Регтайма для 11 инструментов, 1960), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на муз. "Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации" (1966), "Рубины" ("Каприччио")

(2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Canticles" (1968), "Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра" (пять пост. - 1982, все балетм. Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");

"Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963, балетм. Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры" ("Тройка", 1958;

"Жар-птица", 1965; "М„ртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) - все балетм. Якобсон, труппа "Хореографические миниатюры"; "Концертный дуэт", "Симфония в 3 частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху", "Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Баланчин).

С о ч. в рус. пер.: Хроника моей муз. жизни, Л., 1963; Диалоги, Л., 1971; Статьи и материалы, М.. 1973.

Лит.: "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского. Л., 1963; Вершинина И. Я., Ранние балеты Стравинского. М.. 1967;

Вульфсон А., Неоклассич. балеты И. Ф. Стравинского, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1. Л.. 1974: Д p у с к и н М.. И. Стравинский, Л.-М., 1974; Шахназарова Н-, Проблемы муз. эстетики в теоре-тич. трудах Стравинского, Шенберга. Хинде-мита, М., 1975; Асафьев Б., Книга о Стравинском, Л., 1977; СтравинскаяК., О И. Ф. Стравинском и его близких. Л.. 197S:

Whit e E. W., Stravinsky. The composer and his works. Berk. - Los Ang., 1972; G o l d n e r N., The Stravinsky festival of the New York city ballet, N. Y., 1973; Stravinsky in the theatre, N. Y., 1975; Choreography by Balanchine. A Catalogue of Works, N. Y.. 19S3; "Rites of Spring", "Ballet Review", Summer. 1992.

M. E. Тирикинов, В. Л. Kv.iUKoe.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница