Наши партнеры

Женская одежда в Вологде.
https://forum.zaymex.ru/
видеоконференция оборудование

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 57)


УМРЙХИН Юрий Иванович (р. 19.9.1930, Москва), артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). По окончании ЛХУ (педагоги Б. В. Шавров, И. Д. Бель-ский) в 1949-71 в Т-ре им. Кирова. Классический танцовщик.

Первый исполнитель партий:

"Альборада" ("Хореографические миниатюры", 1958, балетм. Л. В. Якобсон), Рыбак с чужого берега ("Берег надежды", 1959, балетм. Бельский), Шприх ("Маскарад", 1960, балетм. Б. А. Фен-стер), Франт ("Клоп", 1962, балетм. Якобсон), Следопыт-сыщик ("Жемчужина", 1965, балетм. К. Ф. Боярский), Салман ("Горянка", 1968, балетм. О. М. Виноградов), жених Доротки ("Волынщик из Стракониц", 1969, балетм. В. С. Катаев и А. Г. Лившиц). Др. партии: Карен ("Гаянэ"), Сандро ("Родные поля"), Менго ("Лауренсия"), Пьер ("Пламя Парижа"), Родриго ("Отелло"), Арлекин и Шут ("Медный всадник"), Африканец и Нумидиец ("Спартак"), Шут ("Лебединое озеро"), Пантало-не ("Карнавал"), Юноша-маньо ("Испанские миниатюры"), Гамаш ("Дон Кихот"), Дроссель-мейер. С 1951 педагог ЛХУ; ученики: В. А. Бударин, В. Н. Гуляев. В 1977-87 педагог класса усовершенствования Т-ра им. Кирова.

Лит.: Заслуженные педагоги, "ТЛ", 1979, ј 20. И. R. Ступников.

УРАЛЬСКАЯ Валерия Иосифовна (р. 11.6.1937, Москва), балетовед. Канд. философских наук (1969). В 1954 окончила МХУ, в 1963 - балетмейстерско-пед. отд. ГИТИСа. В 1955-58 в Петрозаводском муз.-драм. т-ре. В 1963-70 педагог Моск. ин-та культуры. В 1970-83 старший науч. сотрудник, зав. муз.-хореогр. сектором НИИ культуры. С 1981 зав. отделом (история и теория балета), чл. редколлегии ж. "Сов. балет" (с 1992 "Балет"), с 1992 зам. гл. редактора; с 1995 - гл. редактор. Вице-през. Рос. ассоциации деятелей хореографии (с 1991). Автор работ по проблемам совр. балетного т-ра.

Соч.: Нар. хореография, М.. 1972 (совм. с Ю. Е. Соколовским); Поиски и решения. Танец в рус. хоре, М., 1973; Природа танца, М., 1981;

Рождение танца, М., 1982; К проблеме совр. бальной хореографии, Труды НИИ культуры, "Нар. творчество", М., 1974; Влияние хореографии на нравств. воспитание молодежи, в сб.: Свободное время и нравств. воспитание, М., 1979; Выразительные средства совр. хореогр. иск-ва, в сб.: Научные труды ГИТИСа, М., 1980; Исследование функций хореографии, в сб.: Научные труды НИИ культуры, М., 1983; Обзоры репертуара балетных т-ров страны, "СБ", 1987-91; Research Aspects of the Choreographic Culture of the Peoples of the USSR, в сб.: Documentation Beyond Performance Dance Scholarship Today, В., 1989.

УРУСОВА Ангелина Арнольдовна [12(25).12.1910, Саратов - 23.10.1949, Москва], артистка. Сестра В. А. Урусовой. Окончила хореогр. студию в Баку. Ещ„ ученицей выступала в Т-ре им. Ахундова. В 1927-29 солистка этого т-ра. Партии: Одетта-Одиллия, Тао Хоа, Эсмеральда, Сванильда. В 1929-30 в Саратовском т-ре. В 1930-31 в Моск. филармонии и Гос. нар. доме (Ленинград). С 1931 в Моск. худож. балете, затем в Т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. Первая исполнительница партий: Мария-Антуанетта и Жанна ("Карманьола", 1932, балетм. Н. А. Болотов, П. П. Вирский), Лиза-барышня ("Соперницы", 1933, балетм. Н. С. Холфин), Мария (1936, балетм. Р. В. Захаров, реж. П. А. Марков), мадам N ("Цыганы", 1937, балетм. Холфин), Оксана ("Ночь перед Рождеством", 1938, балетм. Ф. В. Лопухов, В. П. Бурмейстер). Исполнение У. отличалось арти-стич. обаянием, женственностью и тонкой музыкальностью.

Е. П. Деревщикова.

УРУСОВА Виктория Арнольдовна [р. 1(14).11.1909, Саратов], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1948). Сестра А. А. Урусовой. По окончании хореогр. студии при Бакинском т-ре (педагог С. Н. Кеворков) с 1925 в труппе т-ра. Дебютировала в партии Сва-нильды ("Коппелия"). В 1928-58 (с перерывами) в Саратовском т-ре, в 1929-30 в опере Гос. нар. дома в Ленинграде. Танец У. отличался мягкой грацией, темпераментом. Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Эсмеральда, Раймонда, Китри, Мария и Зарема, Тао Хоа; Варвара ("Доктор Айболит"), Трактирщица ("Платочек"). С 1925 вела педагогич. работу. С 1933 преподавала в хореогр. студии Саратовского т-ра, в 1960-73 в Саратовском

ХОреОГр. уЧ-Ще. Е. А. Габаева.

УРЮПИНА Елена Викторовна (р. 30.1.1964, Макеевка Донецкой обл., Украина), артистка. По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) с 1982 в Горьковском т-ре. Танцовщица лирич. плана. Одна из луших партий - Маша ("Дубровский", 1984, балетм. А. Г. Бадрак, первая исполнительница). Др. партии:

Катерина, Фригия, Лиза, Жизель, Мария; Маша ("Щелкунчик"), Параша ("Медный всадник"), Кончитта (""Юнона" и "Авось""), Джульетта, Золушка, Китри.

Н. М. Саоовская.

УТРЕТСКАЯ Ираида Николаевна (р. 3.2.1925, Псков), артистка, педагог. По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. В. Лопухов) в 1944-72 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий и танцев: танец малаек ("Красный мак"), русская пляска ("Медный всадник", оба 1949, балетм. Р. В. Захаров), Мать ("Тарас Бульба", 1955, балетм. Б. А. Фенстер), в миниатюрах "Тройка", "Кумушки" ("Хореографические миниатюры", 1958, балетм. Л. В. Якобсон), мавританский танец ("Отелло", 1960, балетм. В. М. Чабукиани), мамаша Ренессанс ("Клоп", 1962, балетм. Якобсон), Барыня ("Двенадцать", 1964, балетм. тот же), Хозяйка таверны и Гадалка ("Испанские миниатюры", 1967, балетм. X. В. Гомес де Фонсеа). Др. партии: Клеопатра ("Египетские ночи"), Принцесса испанская и Мачеха ("Золушка"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"). Исполняла характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот", "Лаурен-сия", "Гаянэ". С 1972 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова.

И. В. Ступников.

УХОВ Всеволод Дмитриевич (18.2.1925, Ленинград - 16.11.1991, там же), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагоги А. А. Писарев, В. И. Пономар„в) в 19470 в Т-ре им.Кирова. В ЛХУ в„л класс поддержки. Преподавал движение, пластику на режисс„рском отд. Ленингр. коне. В 1970- 76 зав. балетной труппой Т-ра им. Кирова. Классич. танцовщик лирич. амплуа, обладавший драм. дарованием. Первый исполнитель партий: в миниатюре "Первый поцелуй" ("Хореографические миниатюры", 1958, балетм. Л. В. Якобсон), Арбенин ("Маскарад", 1960, балетм. Б. А. Фенстер), Марцио ("В порт вошла "Россия"", 1964, балетм. Р. В. Захаров). Др. партии: Зигфрид, Альберт, Дезире, Жан де Бриен, Ромео, Евгений, Феб, Вацлав, Гирей, Красе, Голубая птица, Щелкунчик; Парис ("Ромео и Джульетта"), Юноша ("Шопениа-на"), Марк Антоний ("Египетские ночи"), Командор ("Лауренсия"), Великий брамин ("Баядерка"), Воевода ("Тарас Бульба").

И. В. Ступников.

ФАБИАНИ (Fabiani) (гг. рожд. и смерти неизв.) Джузеппе (Иосиф. Йозеф), флорентиец. Ф. и его жена Мавра Ф., родом из Болоньи, итал. танцовщики. Приехали в Петербург летом 1750. Были приняты в придв. балетную труппу и дебютировали в балетах А. Ринальди при опере "Беллеро-фонт" (1750). Исполнители партий в "серьёзных" балетах. Выступали во мн. др. пост. Ринальди, затем Ф. Гильфердинга - "вес„лое тройное па" при опере "Олимпиада" (1762), к-рое Дж. Ф. танцевал с женой и сыном; в "Возвращении Аполлона на Парнас" при опере "Карл Великий" (1763), где Дж. Ф. исполнил партию Пинда-ра, а М. Ф. - музы Эрато. В 1764 им была предложена отставка, и в 1765 они уже были в Венеции, где именовали себя "прима-балериной и первым танцовщиком Ея Императорского Величества императрицы России".

Лит.: Штелин Я., Сокращ„нные известия о рус. танцах и театр, в России балетах, "СПБ вестник", 1779, OKT.; его же, Музыка и балет в России XVIII в., пер. с нем., Л., 1935; Всеволодски й-Г e p н г-р о с с В., Т-р в России при императрице Елизавете Петровне, П , 1919, коррект. экз., в ГПБ;

Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; М о о s e r R.-А., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. 1-2, Gen., [1948-5l]. Г. Н. Добровольская.

ФАБИАНИ (Fabiani) Микеле (Камилло) (гг. рожд. и смерти неизв.), итал. танцовщик, возможно сын четы Фабиани. В 1765 в Венеции пост. балеты "Любовные проделки Зефира" и "Волшебная гирлянда". Приехал в Петербург ок. 1770 и был принят в придв. балетную труппу. Партии:

Оскольд ("Семира", 1772, балетм. Г. Анджолини), Акаф ("Еней и Лавиния", 1773, балетм. А. Питро), Финей ("Андромеда", 1772, балетм. П. Гранже). Исполнял "серьёзные" танцы в "Новых аргонавтах" (1770), участвовал в балете "Прибежище Купидона" при опере "Антигон" (1770, оба балетм. Анджолини), в балетах при операх "Антигона" (1772, балетм. Питро), "Купидон и Пси-ша" (1773, балетм. Гранже). Ф. приписывается балет (или сцен.) "Хитрая чепечница" (1794).

Лит.: Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me

siecle, t. 2, Gen., [195l].

Г. Н. Добровольская.

ФАДЕЕЧЕВ Алексей Николаевич (р. 16.8.1960, Москва), артист. Засл. арт. РСФСР (1987). Сын Н. Б. Фадеечева. По окончании МХУ (педагог А. А. Прокофьев) с 1978 в Большом т-ре. В 1988 окончил балетмейстерско-пед. ф-т ГИТИСа. Партии: Зигфрид; Парис ("Ромео и Джульетта"), Макбет ("Макбет"), Принц ("Деревянный принц"), Дезире; Л„тчик ("Маленький принц"), Жан де Бриен;

Иван Грозный ("Иван Грозный"), Альберт, Спартак; Сирано ("Си-рано де Бержерак"), Принц ("Щелкунчик"), Базиль ("Дон Кихот"; Т-р им. Палиашвили).

Партн„р Н. Г. Ананиашвили. Ф. обладает мягким прыжком, его танец отличается благородной сдержанностью, элегантностью и выразительностью. Ф. в равной степени удаются контрастные по характеру образы. Выступал в зарубежных труппах: т-р "Сан-Карлуш" (Лиссабон, 1989, 1990), Голландский нац. балет (Амстердам, 1989), т-р "Ко-вент-Гарден" (Лондон, 1990), Финский нац. балет (Хельсинки, 1990). Снимался в телефильмах-концертах "Я хочу танцевать", "Фрагменты одной биографии" (оба 1985), в телефильме "Вс„ проходит как миг..." (1992).

Лит.: Гришина Е., Три дебюта, "КиЖ", 1982, ј 11; ее же, А. Фадеечев, "СБ", 1986, ј6; Львов-Анохин Б., Постижение худож. правды, "МЖ", 1987, ј 8;

Виллис M., В Королевском балете, "СБ", 1991, ј3. А. Э. Чилсова.

ФАДЕЕЧЕВ Николай Борисович (р. 27.1.1933, Москва), артист, педагог. Нар. арт. СССР (1976). По окончании МХУ (педагог А. М. Руденко) в 1952-77 в Большом т-ре. Первый исполнитель партий: Гармодий ("Спартак", 1958, балетм. И. А. Моисеев), Данила

(1959, балетм. Ю. И. Григорович), Ильяс ("Асель", 1967, балетм. О. М. Виноградов), Хозе ("Кармен-сюита", 1967, балетм. А. Алонсо), Солист ("Прелюдия" на муз. Баха, 1967, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Каренин ("Анна Каренина", 1972, балетм. М. М. Плисецкая, И. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов). Др. партии:

Зигфрид, Голубая птица, Дезире, Альберт, Фрондосо, Ромео, Вацлав, Жан де Бриен, Армен;

Юноша ("Шопениана"), Иван-царевич ("Жар-птица"). Был партн„ром Г. С. Улановой, Плисецкой, И. В. Тимофеевой. Танцу Ф. присущи строгая классич. форма, музыкальность, мягкость исполнительской манеры, скульптурная красота поз. Созданные Ф. образы лирич. героев неизменно отличались сдержанностью и благородством. С 1977 педагог-репетитор Большого т-ра, с 1993 также "Академии Ренессанс балет". Снимался в кинофильме-балете "Лебединое озеро" (1957), в кинофильме-концерте "Балерина" (1969), в телефильме-концерте "Хореографические новеллы"

(1973), в телеэкранизации балета "Раймонда" (1973).

Лит.: Габович М., Н. Фадеечев, "Т", 1958, ј 10; Львов-Анохин Б., Мужественный лиризм, "ТЖ", 1965, ј 2; его же, Н. Фадеечев, в сб.: Наш Большой т-р, М., 1976; Киселев В., Н. Фадеечев, "СМ", 1977, ј11; Дешкова И.,В мире чистых надежд и устремлений, "СБ", 1983, ј 6;

Гришина E., Н. Фадеечев, M., 1990.

E. П. Белова.

"ФАДЕТТА", "Дикарка", балет в 3 актах, 4 картинах на муз. балета "Сильвия" Л. Делиба, сцен. Л. М. Лавровский, В. Н. Соловь„в (по мотивам повести Ж. Санд "Маленькая Фадетта"). 21.3.1934, выпускной спектакль ЛХУ, на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, муз. дополнена произв. Ж. Массне, А. Тома, Ф. Обера, Р. Е. Дриго (в обработке Е. А. Дубовского). Балетм. Лавровский, реж.-консультант Соловь„в, худ. Н. Н. Никифоров, дир. Дубовской; Фадетта - Н. В. Красноше-ева, Мадлон - Г. Н. Кириллова. 9.6.1936, Ленингр. Малый т-р, муз. дополнена из др. произв. Делиба (в обработке П. Э. Фельдта), балетм. тот же, худ. Б. М. Эрбштейн, дир. Фельдт; Фадетта - В. М. Розенберг, Мадлон

- Кириллова, Андре - С. П. Дубинин, Рене - Н. А. Зубковский. 20.1.1945, там же, балетм. Б. А. Фенстер (по Лавровскому), дир. Е. М. Корнблит; Фадетта - Кириллова, Мадлон - К. В. Леонидова, Андре - H.C. Соколов, Рене

- В. М. Тулубьев. 30.10.1965, под назв. "Д и-к а р к а" ("Ф а д e т т а"), там же, новая ред., балетм. Г. И. Исаева (по Лавровскому), худ. Эрбштейн, П. А. Штерич (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дир. О. М. Берг; Фадетта

- М. П. Мазун, Мадлон - Г. Н. Пирожная, Андре - Ю. П. Литвиненко, Рене - Ю. В. Малахов. 26.12.1986, там же, балет в 2 актах, балетм. Н. Н. Боярчиков (использованы фрагменты хореогр. и режисс„рского решений спектакля 1936), муз. рук. и дир. П. А. Бубель-ников, худ.-постановщики В. А. Окунев и И. И. Пресс; Фадетта - Р. Н. Кузьмич„ва, Мадлон - Т. Н. Горышина, Андре - С. Ю. Проскуряков. Рене -B.C. Коробков. 20.6.1952, Большой т-р (филиал), балетм. Лавровский, худ. Т. Г. Старженецкая, дир. Г. Н. Дугашев; Фадетта - О. В. Лепешинская, Мадлон - В. В. Лопухина, Андре-В. А. Преображенский, РенеА. В. Кузнецов. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Новосибирск (1948, М. Ф. Моисеев), Свердловск (1949, В. И. Наум-кин).

Лит.: Фадетта, Л., 1934; Фадетта. Сб. статей к постановке балета в гос. академич. Малом оперном т-ре, Л., 1936.

Е. Р. Губайдуллина.

ФАЙЕР Юрий Ф„дорович

[5(17).1.1890, Киев - 3.8.1971, Москва], дириж„р. Нар. арт. СССР (1951). В 1919 окончил Моск. коне. Впоследствии учился дирижированию у А. Ф. Арендса. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер разл. оркестров, в 1909-10 концертмейстер и дир. Рижской оперы, в 1914-15 - Оперного т-ра С. И. Зимина (Москва). С 1916 концертмейстер и солист оркестра Большого т-ра, с 1919 дир., в 1923-63 постоянный дир. балета этого т-ра (репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов). В сотворчестве с выдающимися композиторами и хореографами Ф. создал спектакли, вошедшие в золотой фонд балетного т-ра. Дириж„рскому иск-ву Ф. были присущи глубокое понимание законов хореографии и неизменное чувство стиля как классич., так и совр. балетной музыки. Участвовал в первых пост. балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): "Безделушки" на муз. В. А. Моцарта (1922, А. А. Горский), "Вечно живые цветы" на муз. Б. В. Асафьева и др. комп. (1922, Горский, К. Н. Баранов), "Миллионы Арлекина" Р. Е. Дриго (1924, В. А. Рябцев), "Эсме-ральда" Ц. Пуни и Р. М. Глиэра (1926, В. Д. Тихомиров), "Красный мак" (1927, Тихомиров, Л. А. Лащилин; новая ред., 1949, Л. М. Лавровский; Гос. пр. СССР, 1950), "Смерч" Б. Бера (1927, К. Я. Голейзовский), "Карнавал" (1928, Голейзовский), "Футболист" В. А. Оранского (1930, Лащилин, И. А. Моисеев), "Комедианты" Глиэра (1931, А. И. Чекрыгин), "Шопениана" (1932, он же, по М. М. Фокину), "Щелкунчик" (1932, Чекрыгин, А. М. Монахов), "Са-ламбо" Арендса (1932, Моисеев), "Пламя Парижа" (1933, 1947, В. И. Вайнонен), "Жизель" (1934, Монахов; 1944, Лавровский), "Три толстяка" Оранского (1935, Моисеев), "Светлый ручей" Д. Д. Шостаковича (1935. Ф. В. Лопухов), "Бахчисарайский фонтан" (1936, Р. В. Захаров), "Спящая красавица" (1936, А. М. Мессерер, Чекрыгин; 1952, Мессе-рер, М. М. Габович), "Лебединое озеро" (1937, 1956, Мессерер), "Аист„нок" (1937, А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспе-хин), "Кавказский пленник" (1938, Захаров), "Светлана" Д. Л. Кле-банова (1939, Радунский, Попко, Поспехин), "Дон Кихот" (1940, Захаров, по Горскому, с отд. номерами Голейзовского), "Тарас Бульба" (1941, Захаров), "Тщетная предосторожность" (1943, Мессерер), "Раймонда" (1945, Лавровский), "Золушка" (1945, Захаров; Гос. пр. СССР, 1946), "Шопениана" (1946, Лавровский, по Фокину), "Ромео и Джульетта" (1946, Лавровский;

Гос. пр. СССР, 1947), "Коппелия" (1949, E. И. Долинская, Радунский, по Горскому), "Медный всадник" (1949, Захаров), "Сказ о каменном цветке" (1954, Лавровский; 1959, под назв. "Каменный цветок", Ю. Н. Григорович), "Лауренсия" (1956, В. М. Чабу-киани), "Гаянэ" (1957, Вайнонен), "Спартак" (1958, Моисеев), "Подпоручик Киже" на муз. С. С. Прокофьева (1963, А. А. Лапаури, О. Г. Тарасова). Гос. пр. СССР (1941).

Соч.: Записки балетного дирижера, "СМ", 1960, ј 10; О себе, о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974.

Лит.: Григорьев Л., Платек Я., Совр. дириж„ры, М., 1969; А с т e л ь А., Ю. Ф. Файер, в сб.: Мастера Большого т-ра, М., 1976. В. А. Кулаков.

ФАРМАНЯНЦ Георгий Карапе-тович (4.11.1921, г. Бежецк Тверской обл. - 11.7.1995, Москва), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Брат Е. К. Фарманянц. По окончании МХУ (педагог П. А. Гусев) в 1940-62 в Большом т-ре. Партии:

Нурали; Продавец воздушных шаров ("Три толстяка"), Базиль;

Шут ("Лебединое озеро"), Голубая птица, Колен; Шут ("Ромео и Джульетта"), Океан ("Кон„к-Горбунок"), Филипп ("Пламя Парижа"), Акробат ("Красный мак"), Франц. Танец Ф. отличался стремительностью, ч„ткостью и необычайно высоким прыжком-пол„том. Часто выступал в концертах, исполняя с виртуозным блеском знаменитый "Гопак" из балета "Тарас Бульба" (балетм. Р. В. Захаров). Снимался в кинофильме-концерте "Большой концерт" (1951). В 1962-84 педагог-балетм. Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, с 1984 - Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа.

Лит.: Г. Фарманянц М., 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

ФАРМАНЯНЦ Еьгсния Карапе-товна (р. 3.9.1920, г. Бежецк Тверской обл.), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1968). Сестра Г. К. Фарманянца. По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1938-59 в Большом т-ре. Партии:

Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Лиза; Коломбина ("Медный всадник"), Чага ("Половецкие пляски"), Огненная ведьма ("Шурале"); исполняла характерные танцы в балетах "Раймонда", "Кон„к-Горбунок", "Дон Кихот", "Миранд олина", а также в операх. С 1939 педагог

МХУ. В. И. Зарубин. "ФАУСТ", балет в 3 актах 7 картинах (на сюжет средневековой легенды о докторе Фаусте). Комп. Дж. Паницца, М. Коста, Дж. Бай-етти, сцен. и балетм. Ж. Перро. 12.2.1Н48, т-р "Ла Скала", Милан, худ. К. Фонтана; Маргарита - Ф. Эльслер, Фауст - Э. Катте, Мефистофель - Перро. В России: 2.2.1854, Большой т-р, Петербург, комп. Паницца, Ц. Пуни, балетм. Перро; Маргарита - Г. Иелла (позже Н. К. Богданова, А. Феррарис). 2.11.1867, Мариинский т-р. балетм. М. И. Петипа (по Перро), худ. П. А. Исаков, Ф. Серков, А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер и Ф. И. Шень-ян; Маргарита - М. С. Петипа. 12.12.1861, Большой т-р, Москва, сцен. Перро, балетм. К. Блазис, худ. А. Бредов, П. А. Исаков, И. Куканов, И. И. Шангин, Ф. К. Вальц, дир. П. Н. Лузин; Маргарита - П. П. Лебедева, Фауст - С. П. Соколов, Мефистофель - Ф. А. Рейнс-гаузен. 1866, там же, возобн., дир. С. Я. Рябов;

Маргарита - А. И. Собещанская. 1875, там же, Маргарита-П. М. Карпакова. 27.12.1888, под назв. "Семь смертных грехо в", там же, балетм. А. Н. Богданов (по Перро - Петипа); Маргарита - К. Брианца.

Е. В. Сергеенко.

ФЕДИЧЕВА Калерия Ивановна (20.7.1936, станция Усть-Ижоры Ленингр. обл.-18.10.1994, Нью-Йорк), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1967). По окончании ЛХУ (педагог Л. М. Тюнтина) в 1955-75 в Т-ре им. Кирова. Ведущая классич. балерина. Первая исполнительница партий: Отчаяние ("Берег надежды", 1959, балетм. И. Д. Бельский), Девушка ("Ленинградская симфония", 1961, балетм. тот же), Каролина ("В порт вошла "Россия"", 1964, балетм. К. М. Сергеев), Хуана ("Жемчужина", 1965, балетм. К. Ф. Боярский), Клитемнес-тра ("Орестея", 1968, балетм. Г. Д. Алексидзе), Гертруда ("Гамлет", 1970, балетм. Сергеев), принцесса Колючка ("Зачарованный принц", 1972, балетм. О. М. Виноградов), Красавица ("Блудный сын", 1974, балетм. М. Мурд-маа). Партии классич. репертуара: Одетта-Одиллия; Китри и Повелительница Дриад ("Дон Кихот"), Гамзатти и Никия ("Баядерка"), феи Сирени и Смелости ("Спящая красавица"), Раймонда; Мирта ("Жизель"). Динамика, присущая танцу Ф., была особенно выигрышна в совр. репертуаре, и прежде всего там, где преобладала героич. патетика; героини Ф. были призваны сметать вс„ на сво„м пути, наслаждаясь и самим процессом борьбы, и результатами е„. К лучшим созданиям Ф. принадлежат партии Девушки и Лауренсии. Ф. тяготела к характерам темпераментным, масштабным. Иногда ей удавались и драм. образы: миниатюра "В порту" в "Хореографических миниатюрах" балетм. Л. В. Якобсона, но драматическое истолковывалось актрисой чаще как преодоление внешних препятствий, требовавших одержимости и напора, а не внутренней, психологич. борьбы. Др. партии: Зарема, Эги-на, Хозяйка Медной горы; Сари ("Тропою грома"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Чертовка ("Сотворение мира"). Злюка ("Золушка"), Царица бала ("Медный всадник"), Береника ("Египетские ночи"). Куртизанка

("Отелло"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"). Земля ("Дал„кая планета"). Снималась в док. фильме "Ленинградский балет" и телефильме-концерте "Симфония фонтанов" (обе 1966). С 1976 жила за рубежом. Преподавала в частной балетной школе близ Нью-Йорка, работала как балетмейстер.

Лит.: К. Федичева и О. Соколов, "ТЛ", 1962, ј 14; Крахмальникова А., Харлап А., Не Одетта-Одиллия!, "ТЖ", 1966, ј 1; Танцует К. Федичева, "ТЛ". 1967, ј К); Рассказывает К. Федичева, там же, 1967, ј 46; Соколов А.. К. Федичева, в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 2, Л., 1968;

Прохорова В.. Неожиданные грани, "ТЖ", 1972, ј 18. А. А. Соколов-Каминский.

ФЕДОРЕНКО Елена Геннадиевна (р. 25.5.1957, Москва), балетный критик. Окончила театроведческий ф-т ГИТИСа в 1979. Канд. иск-ведения (1986). В 1982-91 науч. редактор ж. "Сов. балет". С 1991 зав. лит. частью Т-ра балета КДС. Автор работ о балетных спектаклях и мастерах хореографии.

Соч.: Страницы театр, летописи, "СБ". 1983, ј 3; Гармонически ясный талант (о Л. Иванове), "СБ". 1984, ј 1; Чувствуя душу спектакля, "СБ". 1984, ј 6; Романтик танца (о А. Богатыреве). "СБ", 1986, ј 4; E. Чикваид-зе, "СБ", 1986, ј l. H. Ю. Чернова.

ФЕДОРОВ Александр Ф„дорович (р. 2.4.1947, д. Байдеряково Чебоксарского р-на, Чувашия), артист, педагог. Засл. арт. Чуваш. АССР (1970) и РСФСР (1980). По окончании ЛХУ (педагог К. В. Шатилов), с 1966 в Чуваш, муз. т-ре (г. Чебоксары). Исполнял гл. партии классич. репертуара, а также партии в нац. балетах ("Сарпиге", балетм. В. Ф. Богданов). С 1971 в Свердловском т-ре. Первый исполнитель партий:

Принц ("Золушка", 1972, балетм. Б. Халиулов), Банко ("Макбет", 1983), Сиплый ("Комиссар", 1985; оба балетм. АН. А. Дементьев). Др. партии: Альберт, Щелкунчик-принц, Ферхад, Меркуцио; Тореро ("Кармен-сюита"), Колен и Мар-целина ("Тщетная предосторожность"), Пушкин ("Пушкин"), Дезире; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Франц. Танец Ф. отличает л„гкий прыжок и чистота исполнения мелких движений. С 1972 педагог-репетитор

СверДЛОВСКОГО Т-ра. Л. В. Барыкина.

ФЕДОРОВ Николай Геннадиевич (р. 6.10.1950, Москва), артист. Засл. арт. РСФСР (1983). По окончании МХУ (педагог П. А. Пестов) в 1970-90 в Большом т-ре. Первый исполнитель партий:

Ч„рный человек ("Моцарт и Сальери", 1973), Дон Хуан ("Любовью за любовь", 1976; оба балетм. В. Боккадоро). Др. партии: Юноша ("Шопениана"), Курбский ("Иван Грозный"), Зигфрид, Дезире, Щелкунчик; Вишенка ("Чиполли-но"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Альберт. Танцу Ф. свойственны ч„ткость хореогр. рисунка, музыкальность, акт„рская выразительность, мягкая исполнительская манера. Его героям была близка тема радостного и тревожного вступления в жизнь, окрашенная то драматизмом, то лирич. мечтательностью. 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета в Москве (1976), 3-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1976), 3-й пр. Междунар. конкурсов артистов балета в Японии (1978, 1984). Снимался в телефильме "Гран па" (1985). С 1990вице-президент японской фирмы "Джапан па-де-де" и худ. рук. студии при труппе "Ателье де балле" (Иокогама). Возобновил "Дон Кихот" (1993, "Ателье де балле") и "Вечер в честь Петипа" (1993, Т-р Аояма, Токио). Препода„т классич. танец в балетных школах Японии.

Лит.: Гринев Е., Н. Федоров, "МЖ", 1978, ј3; Петрова E., В дуэте с Кумико Маэдой, "ТЖ", 1978, ј 21; Луцкая E., Плодотворное сотрудничество, [беседа с И. Федоровым], "МЖ", 1982, ј 9. E. П. Белова.

ФЕДОРОВА Нина Александровна [р. 4(17).2.1916, Петроград], артистка, балетмейстер. По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. В. Лопухов) в 1937-59 в Т-ре им. Кирова. Ученицей исполняла в выпускных спектаклях ЛХУ центр, партии: Невеста ("Андалузская свадьба", 1936, балетм. Н. А. Анисимова), Зем-фира ("Цыганы", 1937, балетм.

Н. А. Камкова). Ведущая характерная танцовщица, выступавшая вначале и в классич. репертуаре: подруга Китри ("Дон Кихот"), фрески ("Кон„к-Горбунок"). Строгая, точная, выверенная форма танца, приобрет„нная в работе с Лопуховым, изысканность пла-стич. рисунка, темперамент способствовали успеху Ф. в характерных и игровых партиях: Мерседес ("Дон Кихот"), Тереза-баска ("Пламя Парижа"), Огненная ведьма ("Шурале"), Жена хана ("Кон„к-Горбунок"), фея Кара-бос; Восточная и Эфиопская принцессы ("Золушка"), Айша ("Гаянэ"). Исполняла характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Баядерка", "Раймонда", "Дон Кихот", "Лауренсия", а также в операх. В годы блокады Ленинграда в составе конц. бригады выступала в госпиталях и на фронтах (1941-42). Ставила номера, переносила классич. спектакли на сцены мн. городов страны. Осуществляла пост. в хореогр. уч-щах Ленинграда, Минска, Перми, Саратова.

Л. Л. Соколов-Каминский.

ФЕДОРОВА Ольга Васильевна [12(25).6.1882, Москва - 1942, Ленинград], артистка. Засл. арт. Республики (1924). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагоги И. Н. Хлюстин, А. А. Горский) с 1900 в Большом т-ре, в 1909-28 в Мариинском т-ре. Первая исполнительница партий: Солистка ("Арагонская хота", 1916, балетм. М. М. Фокин), Ежи-баба ("Ночь на Лысой горе", 1924, балетм. Ф. В. Лопухов). Обладала эффектной сценич. внешностью, стихийным темпераментом. Партии:

Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"). Исполняла характерные танцы в балетах: "Кон„к-Горбунок", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Баядерка", "Арагонская хота", "Исламей", "Корсар".

Лит.: Бродерсен Ю., О.Федорова. "Еженедельник академич. т-ров", 1924, ј 7;

Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л.. 1972;

Михайлов М., Молодые годы ленингр. балета. Л-, 1978; Слонимский Ю., Чудесное было рядом с нами. Л., 1984.

В. В. Кисел„в.

ФЕДОРОВА (Ф„дорова 2-я) Софья Васильевна [16(28).9.1879, Москва - 3.1.1963, Н„йи, под Парижем], артистка. По окончании Моск. театр. уч-ща в 1899- 1919 в Большом т-ре. Исполняла вначале преим. характерные танцы: чардаш ("Коппелия"), испанский ("Лебединое озеро"), панаде-рос (Раймонда"), украинский и цыганский ("Кон„к-Горбунок"). Первая значит, партия - Мерседес ("Дон Кихот", 1900). Первая исполнительница в пост. А. А. Горского: Уличная танцовщица ("Дон Кихот", 1900), Хита ("Дочь фараона", 1905), Селестен ("Роберт и Бертрам, или Два вора", 1906), жрица Молоха ("Саламбо", 19.10). Для не„ Горский поставил заново партии жены Хана ("Кон„к-Горбунок", 1901) и Лизы (1905), а также "Танец Анитры" (1901). Обладая выразительностью драм. актрисы, стихийным темпераментом, доходящим порой до исступления, экстаза, Ф. создавала образы, насыщенные внутренним трагизмом. "Е„ область -т„мная мистика души", - писал Вяч. И. Иванов. Однако стремление к жизненной правде вопреки балетной условности порой приводило к серьёзным неудачам (Жи-зель). В 1909-13 участвовала в Русских сезонах. Выступала в "Половецких плясках", "Клеопатре" (Таор), "Шехеразаде" (Аль-мея), "Вакханалии" А. К. Глазунова - все балетм. M. M. Фокин. В 1919 покинула Большой т-р, с 1922 жила в Париже. Преподавала, выступала в концертах. В 1925-26 в труппе Анны Павловой. Оставила сцену в 1928.

Лит.: Григоров С., Балетное иск-во и С. В. Федорова 2-я, M., 1914; К p а с о в -екая В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972. В. Д. Неиманд.

ФЕДОРОВСКИЙ Ф„дор Ф„дорович [14(26). 12.1883, Чернигов - 7.10.1955, Москва], художник т-ра. Нар. худ. СССР (1951). Дей-ствит. чл. и вице-през. АХ СССР (1947-53). Окончил моек. Строгановское худож.-промышленное уч-ще (1907). Оформлял оперные спектакли в т-ре С. И. Зимина и для Русских сезонов. С 1921 худ., в 1927-29 и 1947-53 гл. худ. Большого т-ра. Ф. разрабатывал живописно-объ„мную систему декораций, тяготел к монументальности, эпич. размаху, колористич. красочности, детальной продуманности световой партитуры. Создал костюмы и декорации ко мн. пост. т-ра, среди к-рых высокое признание завоевали спектакли рус. оперной классики. Оформил балеты, пост. А. А. Горским: "Танец Саломеи" (1921), "Жизель", "Тщетная предосторожность" (оба 1922), "Грот Венеры" (1923), а также "Воинственный танец" (1921, балетм. В. А. Рябцев), "Вечно живые цветы" (1922, балетм. Горский, К. Н. Баранов), "Испанское каприччио" (1923, балетм. Л. А. Жуков). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1949, 1950, 1951).

Лит.: Гиляровская Н., Ф.Ф. Федоровский, M., 1946; Костина E. M., Ф.Ф. Федоровский, M., 196U. В. В. Винслов.

ФЕДОТОВ Андрей Владимирович (р. 1.9.1963, Москва), артист. По окончании МХУ (педагог Л. Т. Жданов) в 1981-90 в Большом т-ре. Партии: Моцарт ("Моцарт и Сальери"), Клавдио ("Любовью за любовь"), Ч„рный ("Калина красная"), Хлестаков ("Эскизы"), Ведьма ("Макбет"), Маленький принц ("Маленький принц"), Кристиан ("Сирано де Бержерак"), Солист ("Вечер хореографии

Августа Бурнонвиля"), Принц ("Щелкунчик"). Ф. - изящный классич. танцовщик, тонко чувствующий стилевые особенности разл. партий. С 1990 работает в Италии, выступает в разных странах в составе конц. трупп. С 1991 ведущий солист труппы в Нанси

(Франция). В. А. Майниеце.

ФЕЛЬДТ Павел Эмильевич [8(21).2.1905, Петербург - 1.7.1960, Ленинград], композитор, дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1930 окончил Ленингр. коне. С 1929 концертмейстер, в 1934-41 дир. Ленингр. Малого т-ра. С 1941 дир. Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): "Светлый ручей" Д. Д. Шостаковича (1935, Ф. В. Лопухов), "Кавказский пленник" (1938, Л. М. Лавровский) и "Ашик-Кериб" (1940, Б. А. Фенстер) Б. В. Асафьева, "Сказка о попе и о работнике его Балде" М. И. Чулаки (1940, В. А. Варковицкий) - все в Ленингр. Малом т-ре; "Гаянэ" (1942 и 1952, Н. А. Анисимо-ва), "Золушка" (1946, К. М. Сергеев), "Шурале" ("Али Батыр";

1950, Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССР, 1951), "Тарас Бульба" (1955, Фенстер), "Спартак" (1956, Якобсон) - все в Т-ре им. Кирова. Ф. принадлежит муз. ред. балета "Фадетта" (1936, Ленингр. Малый т-р), музыка для вставных танцев в балетах "Катерина" на муз. А. Г. Рубинштейна и А. Адана (1936), "Тщетная предосторожность" (1937). Автор музыки балета "Волшебный дневник" (1956).

А. С. Иванов.

ФЕНСТЕР Борис Александрович [17(30).4.1916, Петроград - 29.12.1960, Ленинград], артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1936 окончил ЛХУ (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономар„в), в 1940 - балетмейстерские курсы при Ленингр. хореогр. техникуме (педагог Ф. В. Лопухов). С 1936 в Ленингр. Малом т-ре: артист, с 1944 пом. худ. рук., в 1945-53 худ. рук., в 1953-56 гл. балетм. В 1956-60 гл. балетм. Т-ра им. Кирова. В 1936-41 исполнил в Ленингр. Малом т-ре партии: Колен; Арлекин ("Арлекинада"), Рене ("Фадетта"), Адъютант князя ("Кавказский пленник"), характерные танцы.

Балетмейстерскую деятельность начал воспитанником ЛХУ в качестве ассистента Л. М. Лавровского при пост. выпускных спектаклей "Фадетта" (1934); "Катерина" на муз. А. Г. Рубинштейна и А. Адана (1935). Первые самостоятельные спектакли также осуществил для ЛХУ под рук. Лавровского: "Том Сойер" А. П. Глад-ковского (1936), "Бэла" В. М. Дешевова (1941). Проявлял постоянный интерес к сценич. интерпретации произв. классич. лит-ры и особенно созданию комедийного балетного спектакля. Пост.: в Ленингр. Малом т-ре - "Мнимый жених" М. И. Чулаки (1946; Гос. пр. СССР, 1948), "Юность" Чулаки (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Барышня-крестьянка" Асафьева (1951), "Вес„лый обманщик" К. А. Корчмар„ва (1951, совм. с К. Джапаровым); в Т-ре им. Кирова - "Тарас Бульба" (1955), "Маскарад" Л. А. Ла-путина (1960). Пост. для детей: "Доктор Айболит" (1948, совм. с Г. И. Исаевой), "Двенадцать месяцев" Б. Л. Битова (1954, обе в Ленингр. Малом т-ре). Др. пост.: "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1956, Ленингр. Малый т-р), "Каменный цветок" А. Г. Фридлендера (Ленингр. ДК им. М. Горького),

"Тийна" Л. Аустер (1955, т-р "Эстония"); перен„с на сцену т-ра "Эстония" балеты "Доктор Айболит" (1950), "Юность" (1952), "Мнимый жених" (1954). На сцене Ленингр. Малого т-ра возобн. "Фадетту" Лавровского (1945) и пост. оперу "Фенелла" ("Немая из Портичи") Д. Обера (1960). В 1949-50 преподавал оперную режиссуру в Ленингр. коне.

Ф. принадлежал ко второму поколению сов. хореографов, творческое формирование к-рых происходило уже в условиях утвердившейся монополии драм-балета. Его худож. мировоззрение вполне отвечало этим эстетич. ориентациям и за их рамки не выходило. Доверие к хореодраме, отношение к ней как к единственно возможной форме балетного спектакля, к-рой подвластны любые темы, образные задачи, любой характер конфликта, определили многообразие тем в спектаклях Ф. и вместе с тем известную ограниченность его творчества. В конце 50-х гг. Ф. не случайно становится ведущим сов. хореографом, не только наиболее плодовитым, но и наиболее точно отвечавшим "социальному заказу". Главным в этом "заказе" было создание балетного спектакля на совр. тему и на материале современности. И Ф. вполне это удалось в "Юности" - спектакле по роману Н. Островского "Как закалялась сталь". К сильным сторонам несомненно значит, балетмейстерского таланта Ф. относятся умение передать сценич. средствами достоверность эпохи, обстановки, человеческого характера, вообще интерес к характеристической детали, а также смелость в обращении к разл. жанрам - драм., эпич., комедийному.

Умер на генеральной репетиции балета "Маскарад" в Т-ре им. Кирова.

Лит. : Слонимский Ю., Сов. балет. Материалы к истории сов. балетного т-ра, М.-Л., 1950; Красовская В., Балет Ленинграда, [Л.], 1961; ее же. Страницы календаря. [Б. А. Фенстер], "СБ", 1986, ј 3;

Макаров А., Преемник Тараса, "ТЖ", 1969, ј 7; Анисимова H.A., И характерный танец необходим!, в кн.: Мастера балета - самодеятельности, в. l. M., 1973;

Ванслов В., Статьи о балете, Л., 1980.

А. А. Соколов-Каминский.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница