Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
купить оборудование

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 60)


ЦОЙ Светлана Борисовна (р. 23.9. 1959, г. Чимбай Каракалпакской АССР), артистка. В 1976 окончила Ташкентское хореогр. уч-ще (педагог Ю. О. Плахт), в 1978 - МХУ (педагог Н. В. Золо-това). С 1978 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Первая исполнительница партий: Королева ("Легенда о

Жанне д'Арк", 1980, балетм. К. М. Сергеев), Уличная танцовщица ("Дон Кихот", 1981, ред. А. В. Чичинадзе), Зитта ("Рива-рес", 1982, балетм. тот же), Дженни-Малина ("Бумеранг", 1982, балетм. Б. Я. Эйфман), Змея ("Антоний и Клеопатра", 1983, балетм. С. В. Воскресенская), Девушка ("Скифы", 1988, балетм. Д. А. Брянцев), гран па ("Корсар", 1989, балетм. тот же), Солистка ("Призрачный бал", 1995, балетм. тот же). Др. партии:

Эсмеральда, Гюльнар ("Корсар"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Фея ("Золушка"), Ассоль ("Алые паруса"), Смерть ("Одинокий голос человека"), Жизель, Одетта - Одиллия. С 1990 танцует также в Т-ре балета КДС.

Первая исполнительница партий: леди Макбет ("Макбет", 1990, балетм. В. В. Васильев), Гори-славна ("Руслан и Людмила", 1992, балетм. А. Б. Петров, Мерседес ("Дон Кихот", 1994, балетм. Васильев). Др. партии: Тереза ("Привал кавалерии"), Золушка, Китри.

2-я пр. Всес. конкурса артистов балета (1984).

Лит.: С. Цой, "СБ", 1984, ј 4.

E. В. Литвинская.

ЦУККИ (Zucchi) Вирджиния

(1847, Парма - 12.10.1930, Монте-Карло), итал. артистка. Училась в школе т-ра "Ла Скала" у А. Рамачини, К. Блазиса и Дж. Лепри. В 1876-83 выступала во мн. европ. странах. В 1885-92 с успехом гастролировала в России, дебютировала в Петербурге в антрепризе М. В. Лентовского в балетах-феериях, пост. балетм. И.

Хансеном: "Путешествие на Луну" на муз. Ж. Оффенбаха, "Золотые яблоки", "Лесной бродяга", в балете "Брама" К. Даль'Арджине. В 1885-88 исполнила в Мариинском т-ре ведущие партии в балетах "Дочь фараона", "Тщетная предосторожность", "Эсмеральда", "Пахита", "Приказ короля". Позже выступала в Одессе и Москве. Ц. подчиняла виртуозную технику танца созданию хореогр. образа. Иск-во перевоплощения, к-рым славилась Ц., высоко ценил К. С. Станиславский. По возвращении в Италию вскоре оставила сцену и занялась преподаванием.

Лит.: Скальковский К., В театр. мире, СПб., 1899; Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915; В e л и з а-р и и М., Путь провинц. актрисы, Л.-М., 1958; Guest I., The divine Virginia, N. Y., 1977. В. М. Паппе.

ЧАБУКИАНИ Вахтанг Михайлович' [27.2(12.3).1910, Тифлис - 6.4.1992, Тбилиси], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1950). Герой Соц. Труда (1990). В 1924 окончил балетную студию М. И. Перини и работал в Т-ре им. Палиашвили. В 1926 поступил в ЛХУ (педагоги В. А. Сем„нов, В. И. Пономар„в, А. В. Ширяев). Поставил для школьного концерта номер "Танец огня". В 1929-41 артист Т-ра им. Кирова. Ч. - художник героич. плана в балетном т-ре 30-50-х гг. Как исполнитель и хореограф Ч. утверждал тему мужественного отпора злу. Его танец сочетал виртуозность и действенность, отвечал содержанию драмбалета. Порыв, страсть и силу, заданные стремительным броском, он умел закрепить в скульптурной позе. Гл. примета его акт„рской индивидуальности - искренняя вера в истинность творимого образа. В балетах клас-сич. наследия Ч. исполнял партии:

Зигфрид, Солор; Раб ("Корсар"), Базиль, Альберт; в балетах совр. хореографов: Жером ("Пламя Парижа", 1932), Керим ("Партизанские дни", 1937, оба балетм. В. И. Вайнонен), Актеон ("Эсмераль-да", 1935, балетм. А. Я. Ваганова), Андрий ("Тарас Бульба", 1936, балетм. Ф. В. Лопухов; все - первое исполнение). В довоенных пост. Ч. видное место занимали героико-романтич. балеты:

"Сердце гор" [1938, Т-р им. Кирова; первый вариант под назв. "Мзечабуки" ("Юноша-солнце"), Тбилиси,1936]. "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова; 1956, Большой т-р). В них он обогатил драм. конфликт активной танцевально-стью, заметно оскудевшей к кон. 30-х гг. Созданные Ч. образы горца Джарджи в первом балете и испанского крестьянина Фрондо-со - во втором закрепили за Ч. славу танцовщика и хореографа героич. темы.

В 1941-73 Ч. возглавлял балетную труппу Т-ра им. Палиашвили. Пост. и возобн. в собств. ред.:

"Вальпургиева ночь", "Шопе-ниана", "Жизель" (все - 1942), "Дон Кихот" (1943), "Эсмеральда" (1944), "Лебединое озеро" (1945), "Спящая красавица" (1959), "Золушка" (1966). В 1947 он воплотил в балете груз. легенду "Синатле" Г. В. Киладзе (Гос. пр. СССР, 1948). Др. пост.: "Горда" Д. А. Торадзе (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир!" Торадзе (1953), "Отелло" (1957; 1960, Т-р им. Кирова), "Демон" С. Ф. Цинцадзе (1961), "Болеро" (1962). Для хореографа Ч. характерно орга-нич. сочетание академич. основ классич. танца и фольклорной, преим. грузинской, пластики. В 1971 Ч. пост. балет А. М. Балан-чивадзе "Гамлет", в 1980- "Апас-сионату" Л. ван Бетховена.

В 1950-73 Ч. возглавлял Тбилисское хореогр. уч-ще и преподавал классич. танец в старших классах. В 1960-70 руководил балетмейстерским отд. Театр, ин-та им. Руставели (Тбилиси). Ч. - сцен. и сопостановщик фильма "Мастера грузинского балета" (1955) и киноэкранизации балета "Отелло" (1960, под назв. "Венецианский мавр"; Ч. - Отелло). Снимался в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953). В 1933 Ч. вместе с Т. М. Вечесловой гастролировал в США. Ставил спектакли в Японии, Индии, Венгрии. Лен. пр., 1958; Гос. пр. СССР, 1941.

Лит.: Красовская В., В. Чабукиа-ни, 2 изд., Л.-М., 1960; Буртикашви-ли А., Чародей танца, Тб., 1960; К p и-г e p В., В. Чабукиани, М., 1960; В e ч e с л о-в а Т., Вместе с Чабукиани, "Т", 1963, ј 10;

Гугушвили Э., В. Чабукиани, в ее кн.:

Театр, портреты, Тб., 1968; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; С т у п-н и к о в И., Рожден для танца, "ТЖ", 1985, ј 18. В. М. Красовская. "ЧАЙКА", балет в 2 актах (по мотивам одно-им. пьесы А. П. Чехова). Комп. Р. К. Щедрин. сцен. Щедрин, В. Я. Левенталь. 27.5.1980, Большой т-р, балетм. М. М. Плисецкая, худ. Левенталь, дир. А. Н. Лазарев; Чайка, Нина

Заречная - Плисецкая, Треплев - А. Ю. Богатыр„в, Тригорин-М. М. Габович, Арка-дина - Л. А. Буцкова, Маша - Н. Е. Седых. Спектакль экранизирован на ТВ (1981).

E. П. Белова.

ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович (р. 19.2.1946, Москва), композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1988). В 1973 окончил Моск. коне. по классу композиции Т. Н. Хренникова (до этого занимался как пианист у Г. Г. Ней-гауза и Л. Н. Наумова). Автор опер, симф., инструм., вок. соч., музыки к драм. спектаклям, фильмам. Яркая театральность и мастерство создания комедийных, сатирич. образов проявились в балете "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1980, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). На основе Симфонии (соч. 1985) написал балет-аллегорию "Броненосец "Пот„мкин"" (1986, пост. там же, балетм. тот же). С 1976 препода„т в Моск. коне. С 1993 - муз. консультант Мариинского т-ра.

Лит.: Г а л у ш к о М., Гоголь в балете, в сб.: Музыка России, в. 5, М.. 1984; ce же. "Потемкинцам - потомки", "СМ", 1986, ј 9;

3 и в Н., А. Чайковский, в сб.: Композиторы Москвы, в. 3. М.. 1988. E. Н. Куриленко.

ЧАЙКОВСКИЙ П„тр Ильич

[25.4(7.5). 1840, Воткинск - 25.10(6.11).1893, Петербург], композитор. Окончил петерб. коне. в 1865 по классу композиции А. Г.

Рубинштейна. Поч„тный д-р Кембриджского ун-та (1893), чл.-корр. Парижской Академии изящных иск-в (1892). Проф. моек. коне. (1866-78), директор моек. отд. РМО (с 1885).

Ч. вош„л в историю балетного т-ра как реформатор, основоположник рус. хореогр. драмы, сим-фонизированных танц. поэм. Смысл реформы Ч. заключается в коренном изменении качества балетной музыки и е„ роли в драматургии спектакля. Став важнейшим его компонентом, музыка балета активно воздействует на хореографию, определяя новые принципы танц. действия. Создание тр„х балетов - "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1891) - было подготовлено такими значительными явлениями в области муз.-театр, культуры, как франц. балетный т-р в лице комп. А. Адана и Л. Делиба, балетные сцены в операх М. И. Глинки и его Вальс-фантазия, а также инструм. музыка с танц. ритмами Р. Шумана, К. М. фон Вебера, Ф. Шопена. Создавая целостную, динамичную муз. форму балета, Ч. опирался и на свой опыт симфониста и оперного композитора.

Все три балета написаны на сказочно-фантастич. сюжеты, однако они раскрывают реальные драматич. коллизии, а главное - полноту и напряж„нность духовной жизни человека. В каждом из балетов Ч. сознательно использовал вс„ богатство традиционных балетных форм и жанров, но насытил их глубоким муз. содержанием и симф. развитием.

Балет "Лебединое озеро" написан Ч. незадолго до сочинения им 4-й симфонии и оперы "Евгений Онегин". Осн. идея балета - испытание верности, любви, от исхода к-рого зависят жизнь и счастье героев, - созвучна осн. теме творчества композитора. Либретто балета из рыцарских врем„н было написано В. П. Бегичевым и В. Ф. Гельцером и основано на мотивах, развитых в нар. сказаниях и легендах. Фантастич. сторона сюжета не поглотила, а, наоборот, выдвинула на первый план драму героев. Особенности муз. драматургии балета раскрываются в преобладании лирич. начала, и развитие от элегич. лирики к трагич. пафосу финала происходит благодаря своеобразному "опеванию" осн. лейттемы, связанной с образом девушки-Лебедя, устойчивости интонац.-тематич. и тембровой сферы. Особую поэтич. и романтич. атмосферу созда„т ритм вальса, к-рым пронизан балет, этот ритм рождает и его пластич. выразительность.

Первая постановка "Лебединого озера" была осуществлена балетм. В. Рейзингером в моек. Большом театре (1877). Однако только со следующей постановки, осуществл„нной после смерти композитора в 1895 в Петербурге балетм. М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, балет начал сво„ победоносное шествие по т-рам всего мира, став самым популярным балетным спектаклем. Балетмейстеры сумели найти пластич. соответствие уровню муз. развития (особенно Иванов во 2-м и 4-м "лебединых" актах). Опыт этой постановки всегда учитывался в последующих редакциях балета.

Сценарный план второго балета "Спящая красавица" на основе сказки Ш. Перро был предложен композитору И. А. Всеволожским, хореогр. разработка принадлежала Петипа. Композитор, создавший свой балет в пору большого творч. подъ„ма, по его словам, стремился создать "жанровый шедевр", придя к выводу, что балетная музыка по глубине и содержательности должна быть равноценной опере и симфонии. Романтичность и наивность сказочных образов воодушевили композитора на создание лирико-эпич. поэмы о юности и любви, о е„ животворной силе. В большом (Пролог и три акта) балете использованы все разнообразные формы зрелищного фантастич. балета, но они интерпретируются композитором по-новому. Исходным моментом симф. развития служит противопоставление двух муз. образов из интродукции к балету: феи Сирени и феи Кара-бос, символизирующих добро и зло. Темы приобретают лейтмо-тивное значение на протяжении всего балета, создавая напряж„нное конфликтное развитие в конце почти каждого акта. Тем не менее общий характер всего балета определяет светлая, торжественная лирика, утверждающая идею спектакля - прославление всепобеждающего добра, победы жизни над смертью.

Разв„рнутая классич. сюита и в особенности медленная е„ часть - adagio - в каждом акте образует смысловой центр с напряж„нным лирич. действием. Важнейшая сторона музыкального языка балета - интонационные и тема-тич. связи между основными, прежде всего лирич. темами, к-рые объединены плавностью, мерностью, ритмич. общностью, пластичностью. В форме балета просматривается ч„ткий тональный план, разработанная тембровая драматургия, общие закономерности ритмич. организации.

Создав в "Спящей красавице" новый, особый вид программной симф. музыки, Ч. вн„с в балет принципы симфонизма. С другой стороны, "ариозность" инструм. мелодий, их распевность приближают музыку балета к вок. природе оперы. Именно через богатейший мелодизм проявляется качество "Спящей красавицы", отмеченное уже после первой постановки всеми критиками - е„ ясно выраженный нац. рус. характер, проявивший себя в природе кантилены. Отмечая, что в основании внутреннего строения музыки лежит стихия мелодии, известный рус. критик Г. Ларош писал: "Можно сказать, не впадая в противоречие, что местный колорит (музыки балета - Ю. Р.) французский, а стиль русский".

Первая постановка состоялась в Мариинском театре в 1890, балетм. Петипа.

Либретто "Щелкунчика" осн. на сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Новая для композитора тема - открытие детьми мира на пороге юности, сближаясь идеями с симф. произведениями, воплотилась в лири-ко-философскую поэму. Задуманный как "детский" кукольный балет-феерия, небольшой по масштабам (двухактный) "Щелкунчик" по значительности и богатству содержания, новизне формы оказался провозвестником многих явлений рус. балетного т-ра нач. 20 в. Сценарный план "Щелкунчика" был составлен Всеволожским, а хореогр. разработка - Петипа. По времени музыка создавалась композитором между "Пиковой дамой" и 6-й симфонией, что не могло не сказаться на особенностях симфонизма "Щелкунчика". В целом почти все формы балета более сжаты, лаконичны, музыкальный стиль более филигранный, отточенный, оркестровка более прозрачная, "моцартов-ская". В "Щелкунчике" появляется новая для балета образная сфера - острая характеристичность образа Дроссельмейера и мышиного царства вносит оттенок "жуткости" и одновременно ироничности. Широким симф. развитием насыщены танцы-действия - Рост „лки, Вальс снежинок, два Andante из 2-го акта, наполненные особой, только Ч. свойственной теплотой и человечностью, лирич. полнотой чувств. Соседство с "Пиковой дамой" и 6-й симфонией сказалось в наличии скрытого и внезапно выявленного трагизма в мощной кульминации па де де 2-го акта.

Премьера балета состоялась в 1892 в Мариинском т-ре, балетм. Иванов. Особенно удачными в этой постановке были кордебалетные танцы (классич. хореография Вальса снежных хлопьев). Вслед за Ч. балетная музыка на рубеже 19 и 20 вв. не только поднялась до уровня оперы и симфонии, но временами и опережала эти жанры - в творчестве А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, ю. А. Розанова.

В 20 в. музыка Ч. послужила основанием для создания балетных постановок (указаны фам. балетмейстеров): на муз. Симф. увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (1-я ред. 1869): 1942, парижская Опера, С. Лифарь;

1944, ЛХУ, Л. В. Якобсон; 1968, т/о "Экран", телебалет (Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов); 1971, Ленингр. Малый т-р, И. А. Долгушин; 1982, ленингр. хореогр. анс. "Хореографические миниатюры", С. В. Викулов; на муз. к весенней сказке А. Н. Островского "Снегурочка" (1873):

1946, Москва, МХУ, на сцене филиала Большого т-ра, В. А. Варковицкий; 1947, Т-р им. Кирова, муз. ред. Б. В. Асафьева, Ф. В. Лопухов (под назв. "Весенняя сказка"); 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, В. П. Бурмейстер; 1965, Куйбышевский т-р, Н. В. Данилова; на муз. 1-го концерта для фортепиано с оркестром (1875): 1943, "Балле рюс де Монте-Карло", под назв. "Древняя Русь", Б. Ф. Нижинская; на муз. 3-й симфонии

(1875): 1967, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Бриллианты" (как часть балета "Драгоценности"), Дж. Баланчин; на муз. симф. фантазии "Франческа да Римини"

(1876): 1915, Мариинский т-р, M. M. Фокин; 1959, Ленингр. Малый т-р, К. Ф. Боярский; 1959, парижская Опера, Лифарь; 1960, Т-р им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко, А. В. Чичинадзе;

1973, Москва, конц. ансамбль Классический балет, Ю. Т. Жданов; 1989, Новосибирский т-р, под назв. "Моя Франческа", Н. В. Соколова и А. В. Бердышев; на муз. фортепианного цикла "Времена года" (1876): 1909, Мариинский т-р, Фокин; 1959, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Баллада о любви", Лопухов; на муз. 2-го концерта для фортепиано с оркестром (1880): 1941, Нью-Йорк, "Амери-кен балле караван", под назв. "Балле империал", Баланчин; на муз. Итальянского каприччио" для симф. оркестра (1880): 1922, ГАТОБ, Лопухов;

1945, Ленингр. Малый т-р, О. Г. Иордан; на муз. Серенады для струнного оркестра (1880):

1915, Мариинский т-р, под назв. "Эрос", Фокин; в 1959 возобн. в Ленингр. Малом т-ре Боярским;

1934, Нью-Йорк, "Америкен балле тиэтр", над назв. "Серенада", Баланчин; в 1986 возобн. в Ленингр. Малом т-ре А. А. Прокофьевым; на муз. Фортепианного трио Памяти великого художника (1882): 1942, Мехико-сити, "Балле тиэтр", под назв. "Алеко", Л. Ф. Мясин; на муз. 3-й симф. сюиты (1883): 1918, Москва, Т-р сада "Аквариум", в исполнении артистов Большого т-ра, А. А. Горский, под назв. "En blanc" ("В белом"); 1947, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Тема с вариациями", Баланчин; 1961, Ленингр. Малый т-р, Р. И. Гер-бек, под назв. "Тема с вариациями"; 1969, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Концерт в белом", Долгушин; 1970, Нью-Йорк сити балле, под назв. "Третья сюита", Баланчин; 1977, Ленингр. ансамбль "Хореографические миниатюры", на муз. Темы с вариациями 3-й сюиты, под назв. "Большое классическое па", С. Сидоров; 1986, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Тема с вариациями", хореография Баланчина, возобн. Прокофьева; 1989, Т-р им. Кирова, под назв. "Тема с вариациями", хореография Баланчина, возобн. Ф. Рассел и С. Фарелл; на муз. Симфонии "Манфред" (1885):

1979, парижская Опера, Р. X. Нуреев; на муз. симф. сюиты ("Моцартиана", 1887): 1933, Париж, "Балле 1933", Баланчин;

1970, Ленингр. Малый т-р, Долгушин; 1981, Нью-Йорк сити балле.

Баланчин; 1981, Пермский т-р, Г. Д. Алексидзе; на муз. 5-й симфонии (1883): 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", под назв. "Предзнаменования", Мясин; 1987, Моск. гос. т-р балета СССР, под назв. "Петербургские сумерки", Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в; на муз. Симф. увертюры-фантазии "Гамлет" (1888): 1970, Ленингр. Малый т-р, под назв. "Размышления", Долгушин; на муз. 6-й симфонии ("Патетическая", 1893): 1924, Нью-Йорк, Метрополитен-опера, под назв. "Медуза", Фокин; 1956, Вена, Балле дю марки де Куэвас, Лифарь; 1980, Ленингр. т-р современного балета, под назв. "Идиот", Б. Я. Эйфман; 1981, Нью-Йорк сити балле, Баланчин, под назв. "Шестая симфония".

Э. Н. Рогова.

Лит. : Богданов-Березовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; Чайковский и т-р, М.-Л., 1940; П. И. Чайковский на сцене Т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова, Л..1941;АсафьевБ.. Избр. труды, т. 2, М., 1954; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М.. 1957; Туманина Н., Великий мастер, М., 1968; К p а с о в-с к а я В., Р\с. оалсгный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963; Цуккерман В., Выразительные средства музыки Чайковского, М.. 1971; Л а р о ш Г., Избр. статьи, в. 2. Л., 1975; Розанова Ю., Симфонич. принципы балетов Чайковского, М., 1976; e e ж е История рус. музыки, 2 изд., т. 2, кн. 3, Чайковский, М., 1986. Ю. А. Розанова.

ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим - 12.11.1928, Милан), итал. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика и балетмейстера Чезаре Ч. Обучался во флорентийской Академии танца, сначала у Баратти, затем у Дж. Лепри (ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете "Никколо де'Лапи", поставленном отцом (т-р "Паль-яно", Флоренция). Выступал в разл. городах Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала". Гастролировал в Дании, Норвегии, Нидерландах, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 ведущий танцовщик "Ла Скала", где исполнял гл. партии в балетах "Эксцель-сиор" и "Любовь" (балетм. Л. Манцотти). В 1887 гастролировал с собств. труппой в петерб. летнем т-ре "Аркадия", где были показаны балеты "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Пер-ро), сокращ„нные версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (по Манцотти). Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" (балетм. Л. И. Иванов, М. И. Пе-типа). В том же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского т-ра. Ч. был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), бог ветра Вайю ("Талисман", 1889). В 1892-1902 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (с 1893 педагог мимики, с 1896- классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Б. А. Фи-тингоф-Шеля (1893, Мариинский т-р). Из-за конфликта с Дирекцией имп. т-ров уехал в Варшаву и с 1902 руководил школой при Варшавской опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл школу. В 1911-21 гл. педагог-репетитор Русского балета Дягилева. Исполнял мимич. партии в пост. этой труппы: фея Карабос, Фокусник

("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада"). Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал е„ в турне по США (1913). В 1918 осн. школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию и открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне с труппой Русский балет Дягилева и в 1926 в Милане. Ч. был выдающимся педагогом классич. танца, воспитавшим неск. поколений артистов балета в России и др. европ. странах. Ученики: А. Р. Больм, А. Я. Ваганова, Н. Де Валуа, А. А. Горский, А. Д. Данилова, Л. Н. Егорова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, С. Лифарь, Л. В. Ло-пухова, А. Маркова, В. Ф. Нижин-ский, Павлова, О. И. Преображенская, Б. Г. Романов, Ю. Н. Седова, В. А. Трефилова, М. М. Фокин. Пребывание в среде деятелей рус. балетного т-ра оказало значит. влияние на исполнительское иск-во Ч., а также на под. метод, выработанный им специально для рус. учеников и отличавшийся ч„ткой систематизацией. Учитывая индивидуальные данные учеников, Ч. добивался максимального развития техники, овладения особенностями виртуозной техники итал. школы и усвоения чистоты стиля классич. танца. Метод Ч. был изучен и зафиксирован С. Бомонтом, к-рый написал в 1922 (совм. с С. Идзиков-ским) "Учебник теории и практики классич. театр, танца по методу Чеккетти". В том же году в Лондоне было организовано 06-во Ч. (в дальнейшем Британское об-во учителей танца).

Лит.: Плещеев А.. Наш балет, 2 изд., СПб., 1899; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.. 1963: с e ж е. Рус. балетный т-р нач. XX в.. [ч.] 1-2. Л.. 1971-72; Beaumont С.. I d z i k о w-s k i S., A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing (methode Cacchetti). L. 1922; В e a u m o n t С.. En. Cecchetti. A memoir, L., 1929; его же. Cecchetti's legacy to the dance, в кн.: Ballet annual, v. 2. L.. 1948:

С r a s k e M.. В e a u m o n t C.. The theory and practice of allegro in classical ballet (Cecchetti method), L.. 1930. H. M. Паппе.

ЧЕКРЫГИН Александр Иванович [26.7(7.8). 1884, Петербург - 17.5.1942, Ташкент], артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республ. (1922), засл. деят. иск-в РСФСР 1936). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, А. В. Ширяев) в 1902-23 в Мариинском т-ре. Яркий характерный акт„р, преим. исполнитель гротесковых партий. Лучшие партии: фея Карабос; Коппелиус ("Коппе-лия"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"). Др. партии:

Конрад, Бирбанто, Сеид-паша ("Корсар"), Гренгуар и Квазимодо ("Эсмеральда"), Абдерахман ("Раймонда"), Кассандр и Пьеро ("Карнавал"), Пьеро ("Арлекинада"), Раджа ("Баядерка"), Арап и Фокусник ("Петрушка"). С 1903 занимался записью танца (балеты "Лебединое озеро", "Дочь фараона", "Капризы бабочки", "Голубая георгина" и танцы в операх "Руслан и Людмила" и "Садко") по системе В. И. Степанова (совм. с Н. Г. Сергеевым).

Балетмейстерскую деятельность начал в 1919. Пост. в Петрогр. т-ре оперы и балета "Роман бутона розы" Р. Е. Дриго (1919), "Шубертиану" (1922), конц. номера, в т. ч. бравурный "Вальс" Либлинга для Е. М. Люком и Б. В. Шаврова, пользовавшийся популярностью на эстраде у неск. поколений исполнителей. В 1920-21 репетитор и реставратор балетов в Петрогр. т-ре оперы и балета. Возобновил "Капризы бабочки" (1922), "Египетские ночи" (1923, совм. с Ф. В. Лопухо-вым). В 1923-28 зав. хореогр. частью и балетм. Ленингр. Малого оперного т-ра, на сцене к-рого ставил танцы в операх и опереттах. В 1928-30 в Харьковском т-ре оперетты. В 1930-36 артист и балетм. Большого т-ра; пост.: "Комедианты" Р. М. Глиэра (1931, филиал), "Щелкунчик" (1932, совм. с А. М. Монаховым), "Спящая красавица" (1936, совм. с А. М. Мессерером). В 1904-28 (с перерывами) педагог Петерб. театр. уч-ща; в 1930 - 41 педагог МХУ; в 1941-42 в Ташкентском хореогр. уч-ще. Совм. с братом, И. И. Чекрыгиным, организовал собств. балетную школу (1914- 25).

Соч.: Методика классич. тренажа. М., 1940 (совм. с Н. И. Тарасовым и В. Э. Мори-цем).

Лит.: Слонимский Ю., Сов. балет, М.-Л., 1950; Л о п у х о в Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966: М и \ а и л о в М., Жизнь в балете, Л.-М.. 1966; С у p и ц Е.. Хореогр. иск-во двадцатых годов, М., 1979; Чернова Н., От Гельцер до Улановой. М-, 1979:

Б p о д е p с е н Ю., А. И. Чекрыгин. "Еженедельник акад. т-ров", 1924. ј 16; его ж е, Заслуженные актеры балета. "РиТ". 1936. ј 19.

Д. А. Соколов-Каминский.

ЧЕКРЫГИН Иван Иванович (1880, Петербург - 1942, Ленинград), артист, композитор, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1897-1917 в Мариинском т-ре. Занимал положение кордебалетного танцовщика, выступая поначалу исключительно в операх. С 1901 вольнослушатель Петерб. коне., к-рую окончил в 1911 (педагог А. К. Лядов). Автор романсов, пьес для фортепиано и скрипки, балетов "Куклы господина Марешаля", "Искра любви" (совм. с П. Маржецким, 1900, спектакль Петерб. театр. уч-ща, балетм. П. А. Гердт; сцена из этого балета "В царстве льдов", 1901, там же, балетм. тот же), "Братство народов" (1920), "Красная шапочка" (1938), комич. оперы "Нерон". Сочинял музыку для вставных номеров в классич. балетах (дуэт в гроте в балете "Корсар"). Выступал как оперный дириж„р в антрепризе Брагина. Пробовал заниматься балетмейстерской деятельностью. В 1909 организовал группу балетных артистов и гастролировал с нею по России в качестве директора. Выступал со статьями о балете в периодич. печати. Считал необходимым реформировать хореогр. образование, в корне перестроить гуманитарное обучение, изменить отношение к муз. воспитанию. Совм. с братом, А. И. Чекрыгиным, организовал собств. балетную школу (1914-25). С 1939 преподавал в Ленингр. коне. (иск-во жеста и танец).

Лит.: Б о p и с о г л е б с к и и М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2. Л., 1939. А. А. Соколов-Каминский.

ЧЕЛОМБЙТЬКО (Беляева) Га лина Васильевна (р. 13.5.1936, Москва), критик, балетовед. Канд. иск-ведения (1978). Окончила филологич. ф-т МГУ (1959). Сотрудник ж. "Новое время" (1959-61), референт по культуре стран Вост. Европы (Мин-во культуры СССР, 1962-69), гл. ред. по разделу культуры социалистич. стран (АПН, 1970-77), науч. сотрудник ВНИИ искусствознания (1978-81), зав. отд. критики (1981-93) ж. "Сов. балет" (с 1992 "Балет"), чл. редколлегии. Автор работ по балетному иск-ву стран Вост. Европы, совр. отечеств. балету.

С о ч.: Совр. тенденции в камерном балете соц. стран, в сб.: Взаимодействие культур соц. стран. I960-1980, М., 1987; Роль рус. и сов. балета в становлении балетного иск-ва стран соц. содружества, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 5, Л., 1987; Становление традиций сотрудничества, в сб.: С'овр. соц. иск-во европейских соц. стран, М., 1981; Т-р Б. Барто-ка, "СБ", 1982. ј 2; Великие традиции т-ра Велького, там же, 1983. ј 5: Светотени нац. хореографии, там же, 1984. ј 4; В. Писарев. там же, 1987, ј 5; Львовские эскизы, там же, 1989. ј 5; Дорога к чудесам, "МЖ", 1987, ј 10; Престиж или псевдоуспех, там же, 1990,

Н. Ю. Чернов!:!.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им МИ

Глинки, открыт в 1956. Основу балетной труппы составили выпускники ЛХУ. Среди первых артистов: С. Д. Адырхаева, Г. М. Борейко, Т. М. Гиоев, Т. В. Косова, Э. Л. Кузьмина, А. В. Ку-лаева, Д. С. Лебедева, М. С. Лебедева, Т. Д. Мееркова, Э. Н. Пев-хонен, И. В. Пименов, Г. А. Пли-ев, С. Б. Токаев, Т. В. Хацаева, ведущая балерина и педагог С. М. Тулубьева, балетм. А. Я. Бердов-ский и Н. И. Трегубов, гл. дир. И. А. Зак, худ. Е. Г. Чемодуров. Первый балетный спектакль - "Лебединое озеро" (1956). В 1957 Ф. В. Лопухов перен„с на сцену т-ра "Дон Кихота". Среди пост. классич. наследия: "Жизель", "Баядерка" (обе 1960), "Спящая красавица" (1961), "Тщетная предосторожность" (1963), "Шопе-ниана" (1965). Однако после ухода в 1961 из т-ра Тулубьевой и затем ряда ведущих солистов уровень исполнения классич. балетов заметно снизился. Утратился стиль исполнения, академизм в танце кордебалета, из репертуара исчезла "Спящая красавица", хореогр. текст оставшихся балетов упростился. Вместе с тем с первых лет существования т-р стремился работать и над воплощением балетных партитур совр. композиторов. О. М. Дадишки-лиани (гл. балетм. в 1957-64) пост. балеты "Цветок счастья"

Г. А. Мушеля (1959), "Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961), "Маскарад" Л. А. Лапутина (1962), "Шакунтала" С. Баласа-няна (1964). Среди лучших пост. три балета С. С. Прокофьева - "Каменный цветок", "Ромео и Джульетта" (оба балетм. Дадиш-килиани) и "Золушка" балетм.

Л. В. Воскресенской, к-рая в 1964-73 возглавляла труппу. Е„ др. пост.: "Барышня и хулиган". "Болеро" (обе 1965); "Легенда о любви" (1968): "Асель" В. А. Власова (1969), как правило, повторяли репертуар др. т-ров. Исключение составляли балеты "Тринадцать роз" А. Бертрама (1966) и "Я помню чудное мгновенье" на муз. М. И. Глинки- Г. Н. Синисало (1973, оба балетм. Воскресенская), впервые созданные на челябинской сцене. Т-р в эти годы располагает сильной труппой: А. И. Вдовин, А. Я. Гей-ман, Т. С. Дулевская, В. С. Кри-воруцкий, К. Н. Малышева, В. П. Нарский, А. А. Осадчая, В. М. Постников, Л. С. Ратенко, О. А.-Сапогов, И. Д. Сараметова, Л. А. Сидоркина, Ю. М. Сидоров, А. В. Щербина, М. Я. Щукин. После ухода Воскресенской т-р остался без гл. балетмейстера, часто сменялись дириж„ры, художники. Хранителями и реставраторами уже идущих спектаклей стали репетиторы т-ра:

В. И. Бейлин, Н. М. Березина, С. Т. Тарановская, Т. Б. Хазанова, позже Борейко, И. В. Марцинков-ский, И. Д. Сараметова. В 1975- 80 гл. балетм. В. Н. Бутримович. Он пост. балеты "Тиль Уленшпигель" Е. А. Глебова (1976), "Кармен-сюита" (1977), "Сотворение мира" А. П. Петрова (1978). Основу труппы в эти годы составляли выпускники Пермского и др. хореогр. уч-щ: А. С. Домрачев, В. Г. Жданов, А. С. Клековкин, Г. В. Клековкина, Марцинков-ский, А. А. Мунтагиров, Н. П. Надеждина, О. А. Панч„хина, Е. М. Попов. В 1980-90 балетная труппа работала без гл. балетмейстера. Несмотря на это, в репертуаре появились новые спектакли:

"Двенадцать стульев" Г. И. Гладкова (1986, балетм. А. Б. Петров), "Анюта" В. А. Гаврилина (1987, хореографию В. В. Васильева перен„с Н. Я. Акчурин), "Ромео и Джульетта" (1987, балетм. М. Г. Скотт, Ю. В. Папко), "Дама с камелиями" на муз. Дж. Верди - В. Е. Милова (1991, балетм. М. Ж. Тлеубаев), ставятся спектакли для детей: "Маленькая принцесса и семь гномов" Б. Павловского (балетм. Г. Г. Касаткин), "Три порос„нка" С. Н. Кибировой (все 1990; балетм. Тлеубаев), "Чиполлино" К. С. Хачатуряна (1992, хореографию Г. А. Майорова перенесла Э. М. Тимиргазина). Из клас-сич. наследия: "Корсар" (1993, хореография М. И. Петипа, возобн. Б. В. Бланковым), "Дон Кихот" (1994), хореография Петипа, А. А. Горского, перенесла Тимиргазина). В труппе (1994): О. Е. Вандалет, Е. М. Бычкунова, Жданов, Т. Ф. Иванцова, 3. X. Ильясова, Клековкин, Клековкина, И. Ф. Копейка, А. Г. Костин, Е. Н. Костина, Л. П. Максимова, Мунтагиров, Д. А. Олюнина, Попов, В. Э. Степанчук, Э. Р. Сулейманов, Т. А. Сулейманова, Н. А. Терентьева, Т. П. Цветкова, С. И. Чадов. Педагоги-репетиторы: Борейко, Марцинковский, Сараметова. С нач. 60-х гг. (с перерывами) при т-ре существует хореогр. студия.

Лит. .-Константинов с кий Я.. Т-р завоевывает уважение.... "СМ". I960. ј9;

Черепанов Ю., На контрастах, "ТЖ", 1964, ј S; его ж e, Разрушив чары колдовства, там же, 1964. ј 23: Ю з e ф о в и ч В., Воспитывая зрителя. Т-р онеры и балета им. Глинки. Челябинск, [Гастроли в Москве], "Т", 1966, ј 12; Щелкунов а А-, Челябинские сезоны Тлеубаева. "Б", 1992, ј 2.

К. И. Антонова.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница