Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 63)


ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА Тать яна Васильевна; см. Гранатова-Шлыкова Т. В.

ШЛЯМОВА Римма Михайловна (р. 20.1.1935, Горький), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1963). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог С. М. Тулубьева) с 1954 в Пермском т-ре. Стояла у истоков формирования пермской исполнит, школы. Актриса высокого трагич. дара, была первой исполнительницей партии Жизели на пермской сцене после выступлений Г. С. Улановой в годы войны. Др. партии:

Аврора, Одетта - Одиллия;

Маша ("Щелкунчик"), Раймонда, Джульетта, Мария; Катерина

("Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера), Потерявшая любимого ("Берег надежды"), Констанция Бонасье ("Три мушкет„ра"). С 1959 препода„т в Пермском хореогр. уч-ще. С 1986 ведущий педагог-репетитор Пермского т-ра. 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1965).

Лит.: Шляпина Г., Благодарю судьбу, "СБ", 1986, ј 6. С. H. Коробков.

ШЛЯПИНА Галина Аркадьевна (р. 20.12.1951, Ижевск), артистка. Нар. арт. РСФСР (1981). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Г. К. Кузнецова) в 1970- 81 в Пермском т-ре. Первая исполнительница партий: Лиза ("Три карты", 1973), Клариче ("Слуга двух господ", 1976), Эвридика ("Орфей и Эвридика", 1977) - все балетм. Н. Н. Боярчиков;

Золушка (1980, балетм. Г. Д. Алексидзе). Др. партии: Одетта- Одиллия, Жизель; Солистка ("Пахита"), Аврора, Китри; Девушка ("Чудесный мандарин"), Эгина и Фригия; Констанция Бонасье ("Три мушкет„ра"), Джульетта. Танцовщица лирико-драм. амплуа. Танец Ш. отличается мягкой пластикой, кантиленой, глубокой внутренней наполненно-стью. В 1981-90 в Моск. Классич. балете. Первая исполнительница партий: фея Розабельверде ("Волшебный камзол", 1982), Наталия Николаевна ("Пушкин. Размышление о поэте", 1986), Изольда ("Лики любви", 1987) - все балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в. Первая русская исполнительница хореогр. миниатюры "Веберн, опус ј 5" (1982, балетм. М. Бежар). Др. партии: Ева; Бесноватая ("Весна священная"), Джульетта ("Повесть о Ромео и Джульетте"), Психея ("Лики любви"), Натали ("Натали, или Швейцарская молочница"), Одетта- Одиллия; Солистка ("Тема с вариациями"). Гос. пр. РСФСР (1977). 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве (1980). Снималась в телебалете "Лунный вальс" (1986). Творчеству Ш. посвящ„н телефильм-концерт "Танцует Галина Шляпина". В 1990-94 работала в США. С 1994 - в труппе Имперский русский балет (Москва).

Лит.: Болотова С., Балерина, "ТЖ", 1981, ј 2; P о г а ч e в а Т., Это так трудно, там же, ј8; Львов-Анохин Б.. Творч. вечер Г. Шляпиной, "СБ", 1987, ј 6. E. В. Литвинская.

ШМОРГОНЕР Кирилл Александрович (р. 3.1.1940, Свердловск), артист, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) в 1961-63 в Горьковском т-ре, затем в Пермском т-ре. В репертуаре Ш. разно-плановые хореогр. партии,преим. героико-романтические. Первый исполнитель партий: Сын ("Берег надежды", 1963, балетм. М. М. Газиев), Юродивый ("Царь Борис", 1975, балетм. Н. Н. Боярчиков). Др. партии: Альберт, Зигфрид, Вацлав, Базиль, Спартак, Ромео; Мандарин ("Чудесный мандарин"), Германн ("Три карты"), Харон ("Орфей и Эвридика"), Борис ("Царь Борис"), Труффальдино ("Слуга двух господ"). С 1964 (с перерывами) препода„т в Пермском хореогр. уч-ще. С 1989 худ. рук. балетной труппы Пермского т-ра. Пост.:

"Гусар в чепце" на муз. И. Н. Кудинова (1983) и "Вечер классической и современной хореографии" (1991), хореогр. миниатюры и конц. номера, с. н. Коробков. ШМЫРОВА Татьяна Ивановна [15(28).9.1913, г. Седльце, Польша - 29.8.1992, Санкт-Петербург], артистка. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1972). По окончании ЛХУ (педагоги А. Я. Ваганова, А. М. Монахов) в 1930-59 в Т-ре им. Кирова. Характерная танцовщица. Первая исполнительница партий: Испанская принцесса ("Золушка", 1946, балетм. К. М. Сергеев), Маша ("Родные поля", 1953, балетм. А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина), Мать ("Тарас Бульба", 1955, ред. Б. А. Фенсте-ра), т„тка Анни ("Тропою грома". 1958, балетм. Сергеев); Главная сваха ("Шурале", 1950, балетм. Л. В. Якобсон) и танцев в балетах "Пламя Парижа", "Раймонда", "Лауренсия", "Медный всадник". Др. партии: Цветочница, Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Одарка ("Тарас Бульба"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Мачеха ("Золушка", Жена хана ("Кон„к-Горбунок"), Половчанка ("Половецкие пляски"). Выступала с лекциями и статьями о балете в периодич. печати.

Соч.: Совр. тема в балете, "Нева", 1961, ј 5; Хореогр. плакат, "Звезда", 1962, ј 9; О совр. форме балетного иск-ва, "ТЖ", 1962, ј 22; И. Бельский, "СБ", 1983, ј 3; До Будапешта и Вены, там же, 1985, ј 3; Уроки А. Лопухова, там же, 1991, ј 1; Всю жизнь с Прокофьевым, там же, 1991. ј 5.

Лит.: Вивьен М., Страницы календаря. [Т. И. Шмырова], "СБ", 1989, ј 1.

И. В. Ступников.

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24.11.1934, г. Энгельс, АССР Немцев Повольжья, ныне Саратовской обл.), композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1987). В 1958 окончил Моск. коне. Один из крупнейших мастеров совр. музыки. Обращается к разл. жанрам, сочетая интерес к иск-ву прошлого с принципами совр. композиторского мышления. Автор симфоний, концертов для разл. инструментов, камерно-инструм. соч., хоровых и фортепианных произв., музыки к спектаклям и фильмам, а также балетов: "Лабиринты" (1971, на муз. I части; пост. 1989, Г. Мацкявичюс, Т-р пластич. драмы, Москва), сценич. композиция "Ж„лтый звук" (по В. В. Кандинскому, соч. 1974, пост. 1984, Мацкявичюс, там же), "Эскизы" (по Н. В. Гоголю, 1984, балетм. А. Б. Петров, Большой т-р), "Пер Гюнт" (соч. 1987; пост.

1989. Гамбург, балетм. Дж. Ной-майер). Концептуальность, выпуклая драматургия и полистилистика как ведущие принципы инструм. музыки Ш. обусловили нередкие опыты е„ хореогр. воплощения (балетм. Б. Я. Эйф-ман, О. В. Игнатьев, Е. А. Панфилов).

Ш. - действит. поч„тный чл. академий иск-в мн. зарубежных стран. Гос. пр. РСФСР им. Н. К. Крупской (1986).

Лит.: Холопова В. Н., Чига-рева Е. И., А. Шнитке. М., 1990; Из четвертого круга, А. Шнитке говорит..., "Волга".

1990. ј 3. Л. В. Барыкина.

ШОЛЛАР (по мужу В и л ь т -з а к) Людмила Францевна (Ф„доровна) (15.3.1888, Петербург - 11.7.1978, Сан-Франциско), артистка, педагог. В 1906 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги М. М. Фокин, К. М. Куличев-ская). Брала частные уроки у Э. Чеккетти. В 1906-21 танцовщица Мариинского (Петрогр. т-ра оперы и балета) т-ра. В 1914-16 сестра милосердия на фронте (была дважды ранена, награждена двумя Георгиевскими медалями). В 1909-14 участвовала в Русских сезонах. Дарование Ш. наиболее полно раскрылось в балетах Фокина - Актея ("Эвника"), Эстрелла ("Карнавал", 1910, первая исполнительница). Балерина ("Петрушка"), Нимфа ("Нарцисс"), "Бабочки"; В. Ф. Нижин-ского - "Игры" (1913, первая исполнительница). Др. партии:

Маринетта ("Испытание Дами-са"), Пьеретта ("Арлекинада"), Гамзатти ("Баядерка"), Гюльнара ("Корсар"), принцесса Флорина и Белая кошечка ("Спящая красавица"). С 1921 жила за границей (с 1935 в США). В 1921-25 солистка труппы Русский балет Дягилева. В 1925-35 в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес), в труппах Иды Рубинштейн, Б. Ф. Нижин-ской. С 1936 преподавала в ряде американских школ (в Нью-Йорке в школе Амер. балета, затем в школе "Балле-тиэтр"). В 1940-46 совм. с А. И. Вильтзаком организовала балетную школу в Нью-Йорке, в 1963-65 - в Вашингтоне, с 1965 - в Сан-Франциско. Ученики: С. Березова, Н. Кей, М. Кидд.

Лит.: Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX века, [ч.] 2. Танцовщики, Л.,1972. В. Д. Неймана.

ШОЛЬЦ Фридрих (Ф„дор Ефимович) [5.10.1787, Гернштадт, Силе-зия - 15(27). 10.1830, Москва], композитор. По происх. немец. В 1820-30 капельмейстер имп. моек. т-ров. Автор мн. интермедий-дивертисментов, опер-водевилей, а также 10 балетов, в т. ч.:

"Игрища на святках" (1816), "Казаки на Рейне" (1817), "Невское гулянье" (1818), "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" (по А. С. Пушкину, 1821), "Старинные игрища, или Святочный вечер" (1823), "Три талисмана" (1823), "Три пояса, или Русская Сандрильона" (1826), "Полифем, или Торжество Галатеи" (1829) - все балетм. А. П. Глушковский.

В. В. Ванслов. "ШОПЕНИАНА", "Сильфид ы", одноактный балет на муз. Ф. Шопена, сцен. и балетм. М. М. Фокин. 1-я ред. ("Шопениана 1-я") в оркестровке А. К. Глазунова (сюита

"Шопениана", памяти Шопена). 10.2.1907, Ма-риинский т-р, благотворит, спектакль, дир. Р. Е. Дриго; полонез (исполнители - кордебалет), ноктюрн (Шопен - А. Д. Булгаков, Муза - А. П. Уракова), вальс (А. П. Павлова и М. Н. Обухов), тарантелла (В. П. Фокина, А. В. Ширяев), мазурка (Ю. Н. Седова и П. А. Гердт). 2-я ред. ("Шопениана 2-я" - "Романтические гр„зы"; полонез, ноктюрн, прелюд, 3 вальса, 2 мазурки) в оркестровке Глазунова и М. Ф. Келлера. 8.3.1908, Мариинский т-р, благотворит, спектакль, дир. М. Ф. Келлер; исполнители-О. И. Преображенская, Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. 6.4.1908, под назв. "Гран па на музыку Шопена", там же, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща; исполнители - Е. П. Гердт, Л. П. Чернышева, А. С. Чумакова и др. 19.2.1909, под назв. "Шопениана", там же, благотворит, спектакль, вошедший затем в репертуар; исполнители - Преображенская, Павлова, Карсавина, Нижинский. 2.6.1909, под назв. "С и л ь ф и д ы", Русские сезоны, т-р "Шатле", Париж, оркестровка Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова и др., худ. А. Н. Бенуа, дир. Н. Н. Черепнин; исполнители - Павлова, Карсавина, А. В. Балдина, Нижинский. 23.4.1916, Москва, на сцене оперы С. И. Зимина, с участием М. М. и В. П. Фокиных, а также М. П. Фроман, М. Р. Рейзен. 4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн. 2-й ред. Фокина, дир. В. А. Дранишников; исполнители

- Э. И. Вилль, Е. Н. Гейденрейх, Т. А. Тро-яновская, В. И. Пономар„в и др. 16.5.1928, спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра оперы и балета, выпускной спектакль Г. С. Улановой). 1931, там же, возобн.; экранизирован в кино (1958). 24.1.1932, Большой т-р, балетм. А. И. Чекры-гин (по Фокину), дир. Ю. Ф. Файер; исполнители - А. И. Абрамова, В. П. Васильева, Т. В. Васильева, Г. П. Добрынина, Н. А. Капустина, Т. В. Лазаревич, А. Н. Ермолаев. 20.3.1934, там же, возобн.; исполнители - В. П. Бутки-на, В. П. Васильева, О. Е. Петунина, О. А. Шарпантье, А. М. Руденко. 18.1.1942, на сцене филиала Большого т-ра, возобн., балетм. И. В. Смольцов (по Фокину); исполнители - Л. М. Банк, М. С. Боголюбская и др. 11.1.1946, там же, возобн., балетм. Л. М. Лавровский (по Фокину); худ. В. В. Дмитриев, дир. Файер; исполнители - Уланова, В. А. Преображенский, Л. К. Черкасова, Е. С. Банке и др. 31.10.1958, там же, возобн., балетм. Гейденрейх (по Фокину), худ. В. Ф. Рындин, дир. Е. Ф. Светланов; исполнители - Уланова, Н. Б. Фадеечев, Т. П. Ветрова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева и др. (экранизирован на I В в 1977). 16.3.1987, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, возобн. Н. В. Беликовой, худ. В. А. Арефьев; исполнители-С. И. Смирнова, Л. И. Рыжова, С. Б. Цой, А. В. Дубинин. Все последующие пост. осн. также на хореогр. Фокина. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1931, А. Р. Томский; 1976, Е. Ключар„ва), Новосибирск (1961, 3. А. Васильева, С. А. Павлов;

1978, П. А. Гусев), Горький (1962, Л. А. Сере-бровская), Челябинск (1965, Л. А. Воскресенская), Пермь (1973, спектакль Хореогр. уч-ща;

1978, К. М. Тер-Степанова), Свердловск (1979, Беликова). Е. В. Сергеенко.

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмит-риевич [12(25).9.1906, Петербург

-9.8.1975, Москва], композитор.

Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1966). Д-р иск-ведения (1965). Окончил Петрогр. коне. по классу фортепиано в 1923 (педагог Л. В. Николаева) и по классу композиции в 1925 (педагог М. О. Штейнберг). Один из крупнейших симфонистов 20 в., Ш. отразил в сво„м творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности. В кон. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. активно работал в области муз. т-ра. Автор балетов: "Золотой век" (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков), "Болт" (1931, там же, балетм. Ф. В. Лопухов) и "Светлый ручей" (1935, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). В отличие от опер, написанных на сюжеты произв. классич. рус. литры, Ш. в своих комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - утверждение опти-мистич. мироощущения людей нового, послереволюц. об-ва. В музыке их слышны отголоски массовых песен, интонации гор. муз. фольклора и бытовых танцев, ораторский пафос поэзии 30-х гг. В то же время здесь щедро проявилась и лирич. природа дарования композитора. Используя в основном традиционные балетные формы, Ш. стремился к целостности муз.-драм. развития, чему, напр., способствовала продуманная тембровая драматургия. "Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много танц. дивертисментов, а также чисто зрелищных, постановочных эффектов. В "Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение сов. спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта) пла-стич. решение было основано на противопоставлении элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений салонным танцам Запада, представлению мюзик-холла. В балете "Болт" (на тему борьбы передовых рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеят. агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы". "Светлый ручей" был задуман как праздничное театр, представление из колхозной жизни, реш„нное средствами классич. танца. Несмотря на успех постановки балета в Ленинграде и Москве, спектакль "Светлый ручей" был подвергнут уничтожающей критике в редакционной статье "Балетная фальшь" ("Правда", 1936, 6 февраля) и снят с репертуара. Его сценич. жизнь прекратилась. Ш. больше к жанру балета в сво„м творчестве не обращался.

Яркое театр.-драматургич. мышление композитора, конкретная образность, проявившиеся и в его симф. творчестве, обусловили появление мн. хореогр. интерпретаций музыки Ш.: "Ленинградская симфония" (1945, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин; 1961, Т-р им. Кирова, балетм. И. Д. Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс", "Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой т-р, балетм. А. А. Варламов), "Барышня и хулиган" (с 60-х гг. поставлен почти в 30 т-рах), "Встреча" (на муз. 9-й симфонии) и "Директивный бантик" (все 1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961, там же, балетм. В. А. Вар-ковицкий), "11-я симфония" ("1905-й год"; 1966, там же, балетм. Бельский), "Симфония революции" (на муз. 11-й и 12-й симфоний, 1977, Одесский т-р, балетм. Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), "Гамлет", ЦТ, т/о "Экран", 1969, телебалет (на муз. для одноим. фильма и спектакля, балетм. В. Е. Камков, реж. С. С. Евлахишвили), "Гамлет" (на муз. для одноим. фильма, 1971, Петрозаводский т-р, балетм. М. М. Мнацаканян), "Мечтатели" (на муз. из балетов "Болт" и "Золотой век", 1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов), "Казнь Степана Разина" на муз. одноим„нной симфо-нич. поэмы (1979, т-р "Эстония", Таллин, балетм. И. А. Черныш„в), "Клоп" по Маяковскому на муз. из произв. Ш. (1974, ленингр. труппа

"Хореографические миниатюры", балетм. Якобсон), "Золотой век", восстановление партитуры с добавлением муз. из др. произв. Ш., муз. ред. В. Е. Баснера и С. Р. Сапожникова, новый сцен. Ю. И. Григоровича, И. Д. Гликмана (1982, Большой т-р, балетм. Григорович), "Страница прошлого" (на муз. Ш. в балете "Болт"), 1-го концерта для фортепиано с оркестром и др., 1982, Т-р им. Кирова, сцен. и балетм. Д. А. Брянцев), "Опасная тень" (на муз. фрагментов 7-й, 1-й, 2-й симфоний и др. произв. Ш., 1985, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, сцен. и балетм. С. В. Воскресенская), "Сказка о попе и работнике его Балде" (на муз. к одноим. мультфильму, 1989, Гос. концертный зал им. Чайковского, балетм. В. В. Васильев, реж. Ю. О. Борисов), "Размышление на тему. Гамлет", ЦТ, т/о "Телетеатр", 1991, телебалет на муз. к одноим. фильму и спектаклю, сцен. и балетм. Воскресенская, реж. С. В. Конончук.

Проф. Ленингр. (с 1939) и Моск. (с 1943) коне. Лен. пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974), Между нар. пр. Мира (1954).

Соч.: Д. Шостакович, О времени и о себе, 1926-1975, M., 1980.

Лит.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Сабинина М. Д., Симфонизм Шостаковича, М., 1965; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, кн. 1, Л. - М., 1975; Богданова А., Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; Розанова Ю., Балет, в сб.: Музыка XX века, ч. 2. 1917-1945, M., 1980. Ю. А. Розанова.

ШТЕЛИН (Stahlin) фон Шторкс-бург Якоб (Яков Яковлевич) [9.5.1709, Мемминген, Германия - 25.6(6.7). 1785, Петербург], литератор, переводчик, историк рус. т-ра, балета, музыки и изобразит. иск-ва. По происх. немец. Воспитатель вел. кн. Петра Ф„доровича (впоследствии имп. Петра III), придв. библиотекарь. С 1732 в ун-те в Галле. Будучи студентом, совершил путешествие по Европе; в Дрездене познакомился и увл„кся итал. оперой, посещал частную Академию рисунка и живописи; затем переш„л в ун-т в Лейпциге, где стал чл. лит.-худож. "Немецкого общества", руководимого И.-К. Готшедом, был дружен с И.-С. Бахом, связан с труппой нем. актрисы Ф.-К. Нейбер. В кон. 1734 приглаш„н в Петерб. АН адъюнктом "немецкого штиля, красноречия и стихотворства, также для изобретения иллюминаций и фейерверков"; прибыл в Россию в 1735; в 1737 получил звание проф., позже академика. В 1738 опубликовал в "Примечаниях на Санкт-Петерб. ведомости" (ч. 17-49) статью "Историч. описание оного театр, действия, к-рое называется оперой", одну из первых рус. театроведч. статей, относящихся к балету. В ней, рассказывая о происхождении и истории оперы в Зап. Европе, Ш. касается и истории балетов, состоявшихся при оперных спектаклях; переходя к совр. ему оперным представлениям, Ш., в частности, подч„ркивал превосходство франц. балетмейстеров, танцовщиков и учителей танцев; в заключение Ш. сообщает о балетах, пост. в первой большой итал. опере, состоявшейся в России в 1736 ("Сила любви и ненависти"). Ш. издал на нем. яз. первую историю рус. т-ра ("Zur Geschichte des Theaters in Russland" в кн.: J. Joseph Haigold's

"Reylagen zum Neuveranderten Russland", Th. I, Riga - Mietau, 1769; сокращ„нный е„ перевод был опубл. в 1779 в "Санкт-Петерб. вестнике", ч. IV). В 1770 во 2-м т. указанного нем. издания Ш. напечатал "Nachrichten von der Tanzkunst und Balleten in Russland" и "Nachrichten von der Musik in Russland" (в рус. пер. "Музыка и балет в России XVIII в.", Л., 1935).

Лит.: S t a h l i n K., Jacob von Stahlin. Lpz., 1920; S t a h l i n K., Aus den Papieren Jacob von Stalins, Lpz., 1926; Берков П. H., Библиографич. эвристика, М., 1960;

Малиновский К. В., Я. Штелин. Жизнь и деятельность, в кн.: Записки Я. Штелина об изящных иск-вах в России, т. 1-2, M., 1990.

Л. М. Старикова. "ШУБЕРТИАНА", балет в 2 актах 4 картинах (по мотивам поэмы "Ундина" В. А. Жуковского) на муз. Ф. Шуберта (песни и др. произв. в аранжировке и инструментовке А. Ф. Аренд-са), сцен. А. А. Горский (эпизод сказания об Ундине). 1) 8.12.1913, Большой т-р, балетм. Горский, худ. К. А. Коровин, дир. Аренде; Герцог - Конрад - А. Д. Булгаков, Клотильда - В. А. Каралли, граф Зонневальд - М. М. Мордкин, граф OTTO фон Раубертун - В. В. Свобода, Шут - В. А. Рябцев, Ундина - Е. В. Гельцер. Струй-Водяной - И. Е. Сидоров. 2) На муз. Шуберта в инструментовке А. В. Гаука, В. А. Дранишникова и М. Карпова. 23.4.1922, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. И. И. Чекрыгин. В. А. Кулаков.

ШУЛЬГИНА Алла Николаевна (р. 31.8.1929, Москва), балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). Проф. (1986). Окончила МХУ (1947), балетм. отд. ГИТИСа (курс Л. М. Лавровского). Ставила балеты во мн. т-рах: в Львовском т-ре - "Доктор Айболит" (1953), "Щелкунчик" (1957), "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса (1956, совм. с Н. И. Трегубовым); в Челябинском т-ре - "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1958), а также в Алма-Ате, Горьком, Казани, Каире, Щецине. С 1962 занимается пед. деятельностью: курс композиции и методики преподавания исто-рико-бытового и совр. бального танца в РАТИ (ГИТИС). В 1985 со своими учениками создала первый в России проф. Ансамбль бального танца (худ. рук. и гл. балетмейстер). Н. Ф. Дементьева. ШУМИЛОВА Эмилия Ивановна (р. 7.1.1929, Ярославль), балето-вед. Канд. иск-ведения (1967). Окончила МХУ (1947), ГИТИС

(1954). С 1947 в труппе Новосибирского т-ра, в 1957-63 директор и худ. рук. Новосибирского хореогр. уч-ща. В 1963-71 в разл. учреждениях по культуре, в 1971- 75 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва), с 1975 старший преподаватель в Минском ин-те культуры (доцент, зав. кафедрой). С 1992 в Москве. Автор работ о проблемах нац. своеобразия совр. балетного иск-ва.

Соч.: Правда балета, М., 1976; Нац. своеобразие балета, М., 1976. В. В. Ванслов. "ШУРАЛЕ", "Али-Батыр", балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. эпоса и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. 3. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. А. С. Файзи, Л. В. Якобсон. 3.7.1941 (генер. репетиция), Казань, труппа "Остров танца" и танцовщики Т-ра оперы и балета. Балетм. Якобсон, худ. Е. М. Мандельберг, дир. И. В. Аухадеев. Сюимби-ке - партия ставилась на К. В. Рыхлову, на генер. репетиции исполнялась Н. В. Балтаче-евой, Али-Батыр - партия ставилась на Н. Д. Суворова, на генер. репетиции исполнялась А. Л. Кумысниковым, Шурале - Б. Ш. Ахтя-мов. 12.3.1945, там же, Театр оперы и балета, нов. ред. Л. А. Жукова и Г. X. Тагирова, худ. П. Г. Сперанский, дир. тот же; Сюимбике - А. Ф. Гацулина, Али-Батыр - Ахтямов, Шурале - В. Романюк. 28.5.1950, под назв. " А л иБ а т ы р", Т-р им. Кирова, 2-я ред. в 3 актах 4 картинах, нов. инструментовка и ред. В. А. Власова и В. Г. Фере, балетм. Якобсон, худ. А. И. Птушко. Л. И. Мильчин, И. П. Ива-нов-Вано, дир. П. Э. Фельдт, Сюимбике - Н. М. Дудинская, затем А. Я. Шелест, И. Б. Зубковская, Али-Батыр - А. А. Макаров, затем К. М. Сергеев, Б. Я. Брегвадзе, Шурале - И. Д. Бельский, затем Р. И. Гербек (Гос. пр. СССР, 1951, балетм. и исполнители). 1971, под назв. "Шурале", там же, возобн. (экранизирован на ТВ в 1980 под назв. "Лесная сказка"). 29.1.1955, под назв. "Шурале", Большой т-р, в помещении филиала, балетм. тот же, худ. Мильчин, дир. Г. Н. Дугаш„в; Сюимбике - М. М. Плисецкая, Батыр - Ю. Г. Кон-дратов, Шурале - В. А. Леваш„в, 1960, там же, балетм. и худ. те же, дир. М. Ф. Эрмлер;

Сюимбике - М. В. Кондратьева, Батыр - В. В. Васильев, Шурале - Леваш„в. 1985, сцены из балета "Шурале" в 1 акте, труппа "Хореографические миниатюры", балетм. тот же. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Саратов (1952, В. Т. Адашев-ский), Ульяновск (1955, Я. Е. Брунак), Горький (1957, О. М. Дадишкилиани), Новосибирск (1968, И. Г. Есаулов). Е. Н. Дюкина.

ЩЕДРИН Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва), композитор. Нар. арт. СССР (1981). В 1955 окончил Моск. коне. (педагог Ю. А. Шапорин и Я. В. Флиер). Один из ведущих мастеров совр. музыки. Автор опер, ораторий, симфоний, инструм. концертов, а также балетов: "Кон„к-Горбунок" (1960, Большой т-р, балетм.

А. И. Радунский), "Кармен-сюита" на муз. Ж. Бизе (1967, там же, балетм. А. Алонсо), "Анна Каренина" (1972, там же, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов), "Чайка" (1980, там же, балетм. Плисецкая), "Дама с собачкой" (1985, там же, балетм. тот же), "Безумная из Шайо" (1992, т-р "Эспанс Пьер Карден", балетм. Дж. Качу-ляну), Щ. - сцен. (совм. с В. Я. Левенталем) балетов "Чайка" и "Дама с собачкой" (обе по А. П. Чехову). На муз. Щ. также пост: балеты "Озорные частушки" (1969, Ленингр. камерный балет, балетм. И. В. Уксусников) и "Только любовь" (1977, Ленингр. Новый балет, балетм. Б. Я. Эйф-ман), телебалет "Озорные частушки" (1970, ЦТ, т/о "Экран", балетм. Рыженко), хореограф. миниатюры "Озорные бабы" (1965, балетм. Л. В. Якобсон), "Контрасты" (1972, балетм. В. И. Елизарьев), "Встречи" (1972) и "Души прекрасные порывы" (1976, обе - балетм. Эйфман). Гос. пр. Рос. Федерации (1992).

Лит.: Лихачева И., Муз. т-р Р. Щедрина, М., 1977; Комиссинский В., О драматургич. принципах творчества Р. Щедрина, М., 1978; Тараканов М., Творчество Р. Щедрина, М., 1980; Прохорова М. А., Р. Щедрин. Начало пути, М., 1989; Плисецкая М., Я, Майя Плисецкая..., М-, 1994.

В. В. Ванслов, Е. П. Белова. "ЩЕЛКУНЧИК", балет в 2 актах (по сказке Э. Т. А. Гофмана). Комп. П. И. Чайковский, сцен. М. И. Петипа. 6.12.1892, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов, худ. К. М. Иванов, М. И. Бочаров (декорации), И. А. Всеволожский, Е. П. Пономарев (костюмы), дир. Р. Е.

Дриго; Клара-С. С. Белинская, Фриц-В. Н. Стуколкин, Щелкунчик - С. Г. Легат, фея Драже - А. Дель Эра, принц Коклюш - П. А. Гердт, Дроссельмейер - Т. А. Стуколкин. 4.2.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, возобн., балетм. Ф. В. Лопухов и А. В. Ширяев (по Иванову), дир. А. В. Гаук; фея Драже - Е. П. Гердт, принц Коклюш - М. А. Дудко, Дроссельмейер - И. А. Солянников. 27.10.1929, балетм. Лопухов, новая пост., Ленингр. т-р оперы и балета, худ. В. В. Дмитриев, дир. Гаук; Маша-О. П. Мунгалова, Щелкунчик- П. А. Гусев, Дроссельмейер-Л. С. Леонтьев. 18.2.1934, там же, новая пост., сцен. и балетм. В. И. Вайнонен, худ. Н. Я. Селезн„в, дир. Е. А. Мравинский; Маша - Г. С. Уланова, Щелкунчик-принц - К. М. Сергеев, Дроссельмейер - Леонтьев. 1954, Т-р им. Кирова, возобн., худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. Б. Э. Хайкин. 6.11.1969, Ленингр. Малый т-р, новая пост., сцен. Петипа, И. Д. Бельский, балетм. Бельский, худ. Э. Г. Стенберг, дир. Ю. X. Темирканов; Маша - Т. А. Перчихина, Щелкунчик-принц - В. Б. Островский, Дроссельмейер - Н. Н. Боярчиков. 21.5.1919, Большой т-р, балетм. А. А. Горский, худ. К. А. Коровин, дир. Н. А. Ф„доров; Клара - В. В. Кудрявцева, Щелкунчик-принц - Н. П. Ефимов, Дроссельмейер - А. Д. Булгаков. 18.4.1932, там же, спектакль МХУ, балетм. Иванов, возобн. А. И. Чекры-гина и А. М. Монахова, худ. Ф. В. Панфилов, дир. Ю. Ф. Файер; Клара - Е. К. Фарманянц, Фриц - Ю. Н. Гербер, Щелкунчик - Н. М. Попко, Дроссельмейер - Чекрыгин, фея Драже - О. В. Лепешинская. 28.4.1939, там же, новая пост., балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев, дир. тот же; Маша - М. Т. Сем„нова, Щелкунчик - А. Н. Ермолаев, Дроссельмейер - В. А. Рябцев. 1943, там же, возобн. 27.12.1961, там же, возобн., дир. А. М. Жюрай-тис. 12.3.1966, там же, новая пост., балетм. Ю. Н. Григорович, худ. Вирсаладзе, дир. Г. Н. Рождественский; Маша - Е. С. Максимова, Щелкунчик-принц-В. В. Васильев, Дроссельмейер - В. А. Леваш„в, Король мышей - Г. Б. Ситников; снят на ТВ (1977). 27.6.1993, Т-р балета Гос. Кремл„вского дворца, новая пост-, балетм. А. Б. Петров, худ. Б. А. Мессе -рер (декорации), О. В. Полянская (костюмы);

Мари - C.B. Романова, Дроссельмейер, он же Принц-Щелкунчик - О. А. Корзенков. 15.3.1994, Гос. т-р классич. балета, балетм. Вайнонен, Н. Д. Касаткина, В. Ю. Васил„в, худ. Л. А. Солодовников (декорации), Е. А.

Дворкина (костюмы), дир. А. Михайлов; Мари - Л. В. Васильева (затем Е. Березина), Принц - А. В. Горбацевич (затем И. Корне-ев), Дроссельмейер - В. П. Трофимчук. 25.3.1995, Т-р им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко, хореогр. Вайнонена, возобн. М. В. Крапивин, худ. А. А. Нежная и А. И. Нежный, дир. П. К. Сальников; Маша-Т. А. Чернобровкина (затем Н. В. Ледовская), Щелкунчик-принц - Д. А. Забабурин (затем В. Е. Дик), Дроссельмейер- А. А. Домаш„в. В д р. городах (в скобках фам. балетмейстеров):

Куйбышев (1947, Н. В. Данилова; 1978, И. А. Черныш„в), Новосибирск (1950, С. А. Павлов, 3. А. Васильева; 1961, Вайнонен; 1978, возобн.), Горький (1955, Г. И. Язвинский, 1970, Л. Н. Флегматов; 1982, Т. И. Варламова, по Вайнонену), Пермь (1955, К. А. Есаулова, спектакль Пермского хореогр. уч-ща; 1970, Ю. Я. Дружинин, по Вайнонену; 1983, Варламова), Свердловск (1957, Язвинский; 1978, Бельский), Саратов (1959, В. Т. Адашевский;

1968, А. А. Асатурян; 1975, А. И. Пантыкин), Челябинск (1967, 1977, Л. В. Воскресенская), Воронеж (1978, М. С. Мартиросян).

Е. В. Литвинская, Е. П. Белова.

ЩУКИН Михаил Яковлевич (р. 24.10.1927, Пермь), артист. Засл. арт. РСФСР (1967). В 1953 окончил Пермское хореогр. уч-ще (педагог Ю. И. Плахт). В 1946-53 в Пермском, в 1953-58 в Саратовском, в 1958-74 в Челябинском т-рах. Партии: Гирей, Северьян;

Парис ("Ромео и Джульетта"), Дезире; Дурваса ("Шакунтала"), Арбенин ("Маскарад"), Эспада ("Дон Кихот"), Д'Артаньян и Рошфор ("Три мушкет„ра"), Командор ("Лауренсия"), Бармалей ("Доктор Айболит"), Торк-вато ("Тринадцать роз"), Феб ("Собор Парижской богоматери"), Влюбл„нный ("Болеро"), Штраус ("Большой вальс"). В 1958-60 в„л пед. работу в студии при т-ре.

"ВНИКА", Е в н и к а, балет в 2 актах (по мотивам романа "Камо грядеши?" Г. Сенкеви-ча). Комп. А. В. Щербачев, либр. Щербачев и Стенбок-Фермор. 10.2.1907, Мариинский т-р, благотворит, спектакль, балетм. M. M. Фокин, худ. О. К. Аллегри (декорации), Л. С. Бакст (костюмы); Эвника - M. Ф. Кшесинская (затем А. П. Павлова), Актея - Павлова (затем Т. П. Карсавина), Петроний - 11. А. Гердт, Клавдий - А. Д. Булгаков. 12.3.1909, там же, балетм. тот же, худ. Аллегри (декорации), M. П. Зандин (костюмы).

"ВНИКА И ПЕТРОНИЙ", см. "Евника и Петроний".

ЭДЕЛЬМАН (Эйдельман) Владимир Адольфович [23.9(6.10).1910, Николаев - 1.8.1991, Москва], дириж„р. Засл. арт. РСФСР (1970). Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных. С 1929 концертмейстер, с 1931 дир. Моск. худож. балета, затем (до 1973) Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Участвовал в пост. большинства балетных спектаклей т-ра. Автор муз. ред. балетов "Лола" С. И. Василенко, "Карнавал" и "Штраусиана". Работал над восстановлением первонач. авторской партитуры "Лебединого озера" (1953). С 1973 концертмейстер и дир. ансамбля Моск. Классический балет. Е. Н. Надеждина.

ЭДУАРДОВА Евгения Платоновна (1882, Петербург - 10.12.1960, Нью-Йорк), артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1901-17 в Мариин-ском т-ре. В 1908-09 гастролировала с труппой Анны Павловой в Лондоне, Берлине. Танцовщица преим. деми-характерного плана. Партии: Мария ("Привал кавалерии"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"). Е„ исполнение характерных танцев (славянский в "Коньке-Горбунке", польские, венгерские) отличалось изяществом, элегантностью, умением передавать нац. колорит. В 1920-38 преподавала в собств. школе в Берлине. Оказала значит, влияние на развитие классич. балета в Германии. С 1938 вела пед. работу в Париже, с 1947 - в Нью-Йорке. Ученики: Ю. Алгаров, В. Зорина, Т. Лескова, Ж. Скибин, Н. Трофимова.

Лит.: Красовская В. M., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972. В. Д. Нейманд.

ЙФМАН Борис Яковлевич (р. 22.7.1946, г. Рубцовск Алтайского края), артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1988). В 1964 окончил Кишин„вское хореогр. уч-ще, в 1972 - балетмейстерское отд. Ленингр. коне. (педагог Г. Д. Алексидзе). В 1970-77 балетм. ЛХУ; среди пост.: "Блестящий дивертисмент" на муз. M. И. Глинки (экранизирован на ТВ в 1972), "Праздничная увертюра" на муз. Д. Д. Шостаковича (1977). В эти годы Э. также ставил в балетной труппе Оперной студии при Ленингр. коне. ("Икар" А. А. Чернова и В. Арзуманова, 1970), в Ленингр. балете на льду (1974). Среди др. пост. этих лет - "Гаянэ" (Ленингр. Малый т-р, 1972; новые пост. балета в "Т-ре Вельки" в Лодзи, 1975; в Рижском т-ре оперы и балета, 1976), "Жар-птица" (Т-р им. Кирова, 1975; экранизирован на ТВ в 1977). С 1977 Э. - худ. рук. и балетм. ленингр. Нового балета (в 1978-83 Ленингр. ансамбль балета, в 1983-86 Ленингр. т-р совр. балета, в 1986-91 Ленингр. гос. т-р балета, с 1991 Санкт-Петербургский гос. т-р балета). За годы работы создал оригинальный репертуар для этого коллектива. Пост.: "Только любовь" на муз. Р. К. Щедрина, "Прерванная песня" на муз. И. А. Калныньша, "Двухголосие" на муз. рок-ансамбля "Пинк флойд" (все 1977), "Жар-птица" (новая ред., 1978), "Бумеранг" на муз. Д. Маклафлина по Б. Брехту и "Вечное движение" на муз. А. И. Хачатуряна (обе - 1979), "Идиот" на муз. П. И. Чайковского по Ф. M. Достоевскому (1980; экранизирован на ТВ в 1987), "Безумный день" на муз. Дж. Россини по П. Бомарше (1982; экранизирован на ТВ в 1984), "Легенда" Т. И. Когана по А. И. Куприну (1982; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. "Прозрение"), циклы хореогр. миниатюр: "Автографы" на муз. А. Вивальди, Т. Альбино-ни, А. Г. Шнитке, Л. ван Бетховена (1981) и "Метаморфозы" на муз. И. Брамса, Э. Вила-Лобоса, О. Николаи, Ф. Шуберта (1982), "Двенадцатая ночь, или Что угодно" на муз. Г. Доницетти (1985; экранизирован на ТВ в 1987), "Подпоручик Ромашов" на муз. В. А. Гаврилина по Куприну (1985; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. "Поединок"), "Интриги любви" на муз. Россини по Бомарше (1986), "Мастер и Маргарита" А.П. Петрова по M. А. Булгакову (1987), "Пиноккио, или Приключения в стране дураков" на муз. Ж. Оффенбаха (1989), "Убийцы" на муз. И.-С. Баха-Г. Малера, Шнитке по Э. Золя (1991; экранизирован на ТВ в 1994 под назв. "Тереза Ракен"), "Реквием" на муз. В. А. Моцарта (1991), "Иллюзии" на муз. К. Пети (1992), "Чайковский" на муз. Чайковского (1993), "Дон Кихот" (1994), "Мираж" на муз. М. Морои (1995). Пост. также телефильмы-концерты: "Вариации на тему рококо" на муз. Чайковского (1968), "Три сочинения" на муз. Д. Б. Кабалевского (1976).

Э. работает в осн. в сво„м коллективе в жанрах комедии и остропсихологич. балетной драмы. Привлекая в качестве сюжетной основы произв. мировой литры, Э. ч„тко выстраивает свои пост., созда„т их самобытные пла-стич. решения. В одноактных и многоактных балетах, хореогр. миниатюрах социальные, любовные, творч. темы и конфликты выявляются ярким театр, и образным танц. языком, требующим от исполнителей не только всестороннего владения хореогр. техникой, но и углубл„нного акт„рского мастерства. Сохраняя в качестве осн. выразит, средства классич. танец, Э. синтезирует его с элементами танца модерн, джаз-танца, нар.-сценич. и историко-быто-вого танцев, пользуется пантомимой в духе совр. нем. "танцтеат-ра", обращается к гротеску, буф-фонадным при„мам нар. площадного т-ра,акробатике.

Соч.: Передать чувство времени, "Сов. эстрада и цирк", 1981, ј 9; Что останется будущим поколениям, "СБ", 1987, ј 2.

Лит.: Майниеце В., Гастроли Ленингр. ансамбля балета, "МЖ", 1980, ј 11; е„ же, Мир комедии. Мир трагедии, "ТЖ", 1985, ј5; Шереметьевская H., Зрелость молодости, "Т", 1980, ј4; Иноземцева Г., Т-р не повторяет прозу, "МЖ", 1981, ј 7; Аркина H., Жанр: комедийный балет, "СБ", 1982, ј 4; e e ж e. Первый юбилей, "Музыка в СССР", 1988, ј 4; В а н с -лов В., По роману М. Булгакова, "СБ", 1987, ј 4. В. А. Майниеце.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница