Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-chelyabinske-bez-voditelya-posutochno/ в компании РексРент.

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 64)


"ЭКСПЕРИМЕНТ", пермский т-р танца модерн, орг. в 1987; см. в ст. Панфилов Е. А.

АДВИН (Elvin) Виолетта (наст. фам. Прохорова) (р. 3.11.1925, Москва), артистка. В 1942 окончила МХУ. С 1943 в Ташкентском т-ре, в 1944-45 в Большом т-ре, в 1945-46 в Т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. Вышла замуж за англичанина и уехала в Великобританию. В 1946-56 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле", где дебютировала в первой постановке в Великобритании балета "Спящая красавица" (принцесса Флорина); была первой исполнительницей партий в пост. Ф. Аштона - "Дафнис и Хлоя" (1951), "В честь королевы" (1953), "Подарок в день рождения" (1956); Р. Пети -

"Балабиль" (1950); А. Хоуард - "Венециана" (1953). Исполняла гл. партии классич. репертуара. Снималась в кино. В 1956 оставила сцену. Жив„т в Италии.

Лит.: Swinson C., Violetta Elvin, L.. 1953; Fisher H.. Violetta Elvin, L., 1953.

ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст. имя Франциска) (23.6.1810, Гум-пендорф - 27.11.1884, Вена), австр. артистка. Училась в Вене у Ж. Омера, совершенствовалась в Италии и у О. Вестриса в Париже. Сценич. деятельность начала в 1818 в "Кернтнертортеатре" (Вена). Выступала вместе с сестрами Терезой и Анной в Вене и Берлине (1830), где исполняла гл. партии в пост. : Вестриса - "Фея и рыцарь" (1829); Ф. Тальони - "Швейцарская молочница" (1830), а также в опере "Немая из Портичи" (ба-летм. Омер). В 1834-40 ведущая балерина парижской Оперы, дебютировала в балете "Буря" (балетм. Ж. Коралли). Исполняла гл. партии в пост.: Коралли - "Хромой бес" (1836) (с огромным успехом танцевала качучу), "Кошка, превращ„нная в женщину" (1837), "Тарантул" (1839); Ж. Мазилье - "Цыганка" (1839), а также в "Тщетной предосторожности" Ф. Герольда (балетм.

Омер). В 1840-42 первая из знаменитых европ. танцовщиц совершила турне по Америке, затем гастролировала в Лондоне (1843 и 1847), Брюсселе (1843-44), Будапеште (1844-45), Милане (1838- 48), Риме, Неаполе, Флоренции, Дублине, Гамбурге (1845-47). Выступала в гл. партиях в пост. Ж. Перро "Жизель" (1843), "Мечта художника" (1843), "Эсме-ральда" (1844), "Катарина, дочь разбойника" (1847). В 1848-51 Эльслер гастролировала в России. Россияне полюбили е„ в балетах Перро, особенно в партии Эсме-ральды, где темперамент Э., "гармония простоты и очарования" оказали огромное влияние на исполнителей, зрителей, были созвучны театр, исканиям мастеров рус., особенно моек. сцены. Триумфальными были е„ гастроли в Москве в 1850-51. Последние выступления Э. состоялись в

1851 в Вене в балете "Фауст" (Перро).

Э. - одна из выдающихся балерин эпохи романтизма. Блестящая танцовщица terre a terre'-ного плана, она владела в совершенстве пуантной техникой. Е„ иск-во сближалось с исканиями балетм. Перро. Пантомимич. дар, темперамент, обаяние делали Э. незаменимой исполнительницей его балетов, основанных на драм. действии, насыщенных романтикой сильных чувств. Э. - живая, страстная, "языческая" (по словам Т. Готье) танцовщица. Ей особенно удавались характерные танцы: качуча, тарантелла, мазурка, краковяк.

Лит.: Ф. Эльслер, М., 1851; Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915; Кра-совская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л. - М., 1958;

Бродская Г., "Тщетная предосторожность" в Москве, "Т", 1992, ј 9; E h r h a r d A., Fanny Elssler: das Leben einer Tanzerin. Munch, 1910; R a ab R., Fanny Elssler: eine Weltfaszination, W., 1962; Guest I., Fanny Elssler, L., 1970; его же. Le Ballet de l'Opera de Paris, Р.. 1976. В. А. Майниеце.

ЭЛЬЯШ Николай Иосифович (31.10.1916, Керчь-24.10. 1990, Москва), балетовед, театровед, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974), кандидат иск-ведения (1962). Окончил Крымский пед. ин-т (1937) и театроведч. ф-т ГИТИСа (1950). С 1938 выступал в печати по вопросам теории, истории и совр. практики хореогр. иск-ва. В 1951-57 педагог МХУ. С 1950 преподавал в ГИТИСе; читал курсы истории балета, истории рус. т-ра, в„л семинар театр. критики. Проф. (с 1976).

Соч.: Размышления о балетной классике, "СМ", 1959, ј 12; Хореография в оперетте, там же. 1960, ј 9; Современность в балете, "ТЖ", 1959, ј 2; В. Чабукиани, там же, 1965, ј 7; Эскиз к портрету. [Вл. Васильев], там же, 1967, ј 6; Поиски и обретения, там же, 1978, ј 18; Дудинская, в сб.: Труд актера, в. 8, M., 1960; Зрителю о балете, М., 1963; Большой балет, М., 1964 (совм. с Е. Надеждиной); Русская Терпсихора, [2 изд.], М., 1970; Образы танца, М., 1970; Пушкин и балетный т-р, М., 1970; А. Истомина, [Л., 1971]; Балет народов СССР, М., 1977. Р. М. Доктор.

НТЕЛИС Леонид Арнольдович [13(26). 12.1903, Каменец-Подольск - 2.5.1978, Ленинград], композитор, музыковед, балетный и оперный критик, педагог. Окончил науч.-творч. отд. Киевского муз.-драм. ин-та (1927). В 1925-27 зав. муз. частью т-ра "Березиль", преподаватель Киевского муз.-драм. ин-та. В 1927-32 в Ленингр. техникуме сценич. иск-в, в 1939-41 и 1945-52 зав. кафедрой муз. дисциплин Ленингр. театр, ин-та. В 1941-45 на фронте, куда уш„л добровольцем. В 1954-63 преподаватель муз.-тео-ретич. дисциплин в ЛХУ. С кон. 20-х гг. Э. выступал как композитор. Перев„л на рус. яз. книгу польск. исследователя Л. Эрхард-та "Балеты Игоря Стравинского" ("Ballety Igor Strawinskiego", Krakow, 1962); рукопись хранится в личном архиве Н. Л. Энтелис. Составитель справочных изданий.

Соч.: 75 балетных либретто, Л., 1960 (совм. с М. Франгопуло); Сто балетных либретто, 2 изд., Л., 1971; Заметки на нотных страницах, Л.-М.. 1974; Силуэты композиторов XX в., 2 изд.. Л., 1975; Встречи с совр. польской музыкой. Л., 1978.

Лит.: Поляновский Г., Л. А. Энтелис, "СМ", 1963, ј 12. Н. Л. Дунаева.

"ЭРОС", одноактный балет (по сказке В. Я. Светлова "Ангел из Фьезоле") на муз. "Серенады для струнного оркестра" П. И. Чайковского. Сцен. и балетм. М. М. Фокин. 28.11.1915, Мариинский т-р, благотворит, спектакль, худ. М. П. Бобышов, дир. А. И. Асланов; Юноша - А. И. Вильтзак, Девушка - М. Ф. Кшесинская, Эрос-П. Н. Владимиров, Ангел - Ф. Л. Дубровская. 25.11.1922, Петроград. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов (по Фокину), худ. тот же, дир. В. А. Дра-нишников; Девушка - Э. И. Билль, Юноша - В. Э. Томсон, Эрос - М. А. Дудко, Ангел - О. М. Яковлева. 26.3.1959, в 1 акте 3 картинах, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский (по Фокину), худ. тот же, дир. С. А. Прохоров;

Девушка - В. М. Станкевич, Юноша - В. С. Зимин, Эрос - А. С. Хамзин.

"ЭСМЕРАЛЬДА", балет в 2 актах 5 картинах (по роману "Собор Парижской богоматери" В. Гюго). Комп. Ц. Пуни, сцен. и балетм. Ж. Пер-ро. 9.3.1844, Королевский т-р, Лондон, худ. У. Грив (декорации) и мадам Копер (костюмы); Эсмеральда - К. Гризи, Гренгуар - Пер-ро, Феб - А. Сен-Леон, Клод Фролло - Л. Гослен, Квазимодо - А. И. Кулон. В России: 21.12.1848, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро; Эсмеральда - Ф. Эльслер (позже Гризи, Н. К. Богданова, К. Кукки, Е. П. Соколова и др.), Гренгуар - Перро, Феб - Фредерик. Клод Фролло - П. И. Дидье. 17.12.1886, в 4 актах 5 картинах, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа (по Перро с добавлением па де сие на муз. Р. Е. Дриго); Эсмеральда

- В. Цукки. 21.11.1899, там же, балетм. Петипа (по Перро), худ. О. К. Аллегри, Л. А. Андреев, С. И. Воробь„в, Г. П. Каменский, В. П. Ширяев, Г. А. Яковлев; Эсмеральда - М. Ф. Кшесинская, Клод Фролло - Н. С. Аистов, Феб

- И. Ф. Кшесинский, Квазимодо - А. Ф. Бекефи. 22.11.1850, Большой т-р, Москва, балетм. Перро, худ. И. Браун, П. А. Исаков, Ф. И. Шеньян, дир. Д. П. Карас„в, Эсмеральда

- Эльслер (позже Е. А. Санковская, П. П. Лебедева, Л. Н. Гейтен и др.), Гренгуар - Перро. 29.4.1866, там же, балетм. К. Блазис и Эльслер, дир. П. Лузин. 21.11.1890, там же, балетм. Ж. Мендес (по Петипа), дир. С. Я. Рябов; Эсмеральда - Гейтен, Гренгуар - Н. Ф. Манохин, Феб - И. Н. Хлюстин, Клод Фролло - В. Ф. Гельцер, Квазимодо - В. А. Шашкин. На сов. сцене неоднократно возобновлялся в Петрограде в пост. Петипа (в т. ч.: в 1918, Эсмеральда - Е. А. Смирнова; в 1923, Эсмеральда - О. А. Спесивцева). 7.2.1926, Большой т-р, балетм. В. Д. Тихомиров (по Перро-Петипа), худ. М. И. Курилко, дир. Ю. Ф. Файер; Эсмеральда-Е. В. Гельцер, Гренгуар

- И. В. Смольцов, Феб - Тихомиров, Клод Фролло - А. Д. Булгаков, Квазимодо - В. А. Рябцев. 23.4.1935, Т-р им. Кирова, новая пост., в 3 актах 9 картинах, муз. в обработке Р. М. Глиэра, балетм. А. Я. Ваганова, реж. О. Э. Радлов, А. А. Бер„зова, И. Н. Иванов, худ. В. М. Ходасевич, дир. Е. А. Дубовский; Эсмеральда - Т. М. Вечеслова, Гренгуар - Л. С. Леонтьев, Феб - Б. В. Шавров, Клод Фролло

- М. А. Дудко, Квазимодо - К. А. Журавл„в, Диана - Г. С. Уланова, Актеон - В. М. Чабукиани. 15.11.1948, там же, балетм. и худ. те же, дир. П. Э. Фельдт; Эсмеральда - Вечеслова, Гренгуар - В. В. Фидлер, Феб - Шавров, Клод Фролло - Р. И. Гербек, Квазимодо - М. М. Михайлов, Диана-А. Я. Шелест, Актеон

- С. С. Каплан. 1982, Ленингр. Малый т-р, балетм. Н. Н. Боярчиков, по мотивам ред. Перро и Петипа, консультанты Вечеслова и П. А. Гусев, худ. Т. Г. Бруни, дир. М. П. Орехов;

Эсмеральда - Т. И. Фесенко. 14.10.1950, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, новая пост., в 3 актах 8 картинах, муз. Пуни, Глиэра, С. Н. Василенко, сцен. Тихомиров, В. П. Бурмейстер, балетм. Бурмейстер, худ. А. Ф.' Лушин, дир. В. А. Эдельман; Эсмеральда - В. Т. Бовт, Феб - А. В. Чичинадзе. В д р. городах (в скобках фам. балетмейстеров):

Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова), Волгоград (1960, К. Ставский), Горький (1938, М. Д. Цейтлин, 1952, Т. Н. Кудашева, 1968, Н. Г. Конюс), Красноярск (1944, В. И. Вронский, 1970, В. А. Хараев, Т. Н. Куржиямская), Куйбышев (1981, Ю. П. Ковал„в), Новосибирск (1953, М. Л. Сатуновский), Омск (1983, Бовт), Пермь (1936, А. Э. Монковский), Свердловск (1951, Сатуновский, 1973, М. Н. Лазарева), Челябинск (1958, О. М. Дадишкилиани, 1972, Л. В. Воскресенская - под назв. " С о б о p Парижской богоматер и").

Я. В. Сеоов.

ЭШПАЙ Андрей Яковлевич (р. 15.5.1925, Козьмодемьянск Марийской АССР), композитор. Нар. арт. СССР (1981). В 1953 окончил Моск. коне. (педагог Е. К. Голубев). Автор симфоний, кантат, концертов для фортепиано и скрипки с оркестром, симф. и камерных произв., хоров, романсов и песен, балетов "Ангара" (1976, Большой т-р, балетм. Ю. Н. Григорович) и "Помните!" (1981, Куйбышевский т-р, балетм. И. А. Черныш„в). Гос. пр. СССР (1976), Лен. пр. (1986).

Лит.: Новоселова Л., Творчество А. Эшпая, М., 1981. В. В. Ванслов.

ЮВАЧЕВА Вера Викторовна (24.3.1912, Петербург-9.12.1981, Новосибирск), артистка, балетмейстер. По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1932-34 в Рижском т-ре. В 1934-39 работала в разл. т-рах Зап. Европы, в 1939-41 - снова в Рижском т-ре. В 1941-45 была репрессирована и работала балетмейстером и пом. реж. Нарымского драм. т-ра. В 1945-49 ведущая солистка Новосибирского т-ра. Партии: Одетта-Одиллия, Медора, Раймонда, Лауренсия. Исполнит, манера балерины отличалась чистотой и высокой техникой классич. танца, темпераментом, выразительностью. С 1949 балетм. драм. т-ров "Красный факел" и ТЮЗа в Новосибирске, в 1959-73 гл. балетм. Новосибирского т-ра муз. комедии.

Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб.. 1990. M. H. Малков.

ЮНОВИЧ Софья Марковна [р. 28.9(10.10).1910, Витебск), художник т-ра. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). В 1938 окончила Ленингр. АХ (у М. П. Бобышова). В 1938- 48 гл. худ. Ленингр. драм. т-ра им. А. С. Пушкина. Оформляла драм., оперные спектакли, оперетты в Москве и Ленинграде. Работы Ю. отличаются изысканностью и тонкостью колорита, оригинальностью планировочных решений. Автор эскизов, декораций и костюмов к балетам "Спящая красавица" (1967, Новосибирский т-р), "Гамлет" (1970, Т-р им. Кирова), "Корсар" (1973, там же, все - балетм. К. М. Сергеев), "Моцартиана" и "Шесть па де де" (ансамбль "Хореографические миниатюры", 1974, балетм. Л. В. Якобсон).

Лит.: Сыркина Ф. Я. [вступ. ст.], и кн.: С. М. Юнович, Каталог, Л., 1981; Власова Р. И., С. М. Юнович, Альбом, Л., 1988. В. В. Ванслов.

ЮРОВСКИЙ Владимир Михайлович [7(20).3.1915, Тараща, Украина - 26.1.1972, Москва], композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1939 окончил Моск. коне. (по классу композиции Н. Я. Мясковского). Автор оперы, оратории, симф. и камерно-инструм. произв., вок. циклов, музыки к драм. спектаклям и кинофильмам, а также балетов: "Алые паруса" (по А. С. Грину, 1942, Большой т-р, балетм. А. И. Радунский, И. М. Попко, Л. А. Поспехин), "Под небом Италии" (по мотивам "Сказок об Италии" М. Горького, 1952, Т-р им. Шевченко, балетм. Р. В. Захаров, С. Н. Сергеев), "Янко-музыкант" ("Перед рассветом" по Г. Сенке-вичу, 1961, Свердловский т-р, балетм. Г. И. Язвинский), "Золотая антилопа" (1960, не пост.).

В. В. Ванслов.

ЯГУДИН Шамиль Хайрулович (р. 10.2.1932, д. Усть-Инза, Пензенской обл.), артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1969). По окончании МХУ (педагог А. В. Жуков) в 1952-78 в Большом т-ре. В 1976 окончил балетмейстерское отд. ГИТИСа. Танец Я. отличался мужественной энергией, экспрессией движений и пластики. Партии: Нурали; Куман ("Половецкие пляски"), Шут ("Ромео и Джульетта"), Акробат ("Красный мак"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Петрушка; Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Ганс ("Жи-зель"), Виноградинка ("Чиполли-но"), Пан ("Вальпургиева ночь"); исполнял характерные танцы в балетах "Гаянэ" и "Раймонда". В конц. репертуаре: "Экстаз" на муз. 12-го этюда А. Н. Скрябина (балетм. К. Я. Голейзовский), "Казахский танец с палкой" и "Танец башкирского охотника" (балетм. А. М. Мессерер), "Куклы" (балетм. В. И. Вайнонен). За танец гопак из балета "Тарас Бульба" удостоен 1-й пр. конкурса нар. танца в Бухаресте (1953). С 1974 педагог-репетитор Большого т-ра, а также разл. зарубежных балетных трупп. Снимался в телеэкранизации "Вальпургиевой ночи" (1971) и "Половецких плясок" (1972).

Н. М. Садовская.

ЯКОБСОН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург - 17.10.1975, Москва, похоронен в

Ленинграде], артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономар„в) в 1926-33 артист, в 1942-50 и 1955-75 балетм. Т-ра им. Кирова. В 1933- 42 артист и балетм. Большого т-ра. Исполнял классич. и гротесковые партии: Гость в костюме летучей мыши ("Щелкунчик" Ф. В. Лопухова), Кот в сапогах ("Спящая красавица"), Акробат ("Красный мак"). Ещ„ в годы уч„бы сочинял конц. номера. Первая крупная работа - пост. 2-го акта балета "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (1930, Ленингр. т-р оперы и балета). Последователь и продолжатель М. М. Фокина, Я. всегда ш„л "против течения". В раннем творчестве отрицал классич. танец, позже стал инициатором возвращения в балет танц. пластики, расширив е„ выразит. возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматич. балет, но в отличие от принципов господствовавшего тогда драмба-лета использовал специфически хореогр. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразит. средства и формы, переносил в балет образы и при„мы смежных иск-в. Вернувшись в зрелости к классич. танцу, Я. трансформировал его, благодаря чему отразил причудливость совр. мироощущения. Сквозной темой творчества Я. стало зло и социальные пороки в разных формах как объект осмеяния и осуждения. Чтобы противостоять такому злу, его положит. герои часто изображались сказочными богатырями или художественно гиперболизировались.

Пост.: 1-й акт "Чавдарчо" ("Пионерия") В. В. Волошинова, М. И. Чулаки (1932), "Тиль Эйленшпигель" Р. Штрауса (1933, оба ЛХУ), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева (1936, Свердловский т-р), "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского (1944, ЛХУ), "Испанское каприччио" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1944, ЛХУ; 1952, Ленингр. Малый т-р), "Каменный гость" на муз. М. И. Глинки (1946, ЛХУ), 1-й акт "Стрекозы" Ю. П. Ефимова (1947, ЛХУ; в 1951 готовился к постановке в Большом т-ре, но не был разреш„н), "Шурале" [("Али-батыр") 1941, Т-р им. Джалиля, спектакль довед„н до генеральной репетиции; 1950, Т-р им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1951; экранизирован на ТВ в 1980 под назв. "Лесная сказка"; 1955, Большой т-р], "Сольвейг" на муз. Э. Грига (1952, Ленингр. Малый т-р), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова; 1962, Большой т-р), "Клоп" Ф. Отказова, Г. И. Фиртича (1962), "Новеллы любви" на муз. М. Равеля (1963), "Двенадцать" Б. И. Ти-щенко (1964, все - Т-р им. Кирова), "Страна чудес" И. И. Шварца (1942, репетировался в Большом т-ре; 1967, Т-р им. Кирова).

Любимая форма балетмейстерского творчества Я. - хореогра-фич. миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые были объединены в спектакль "Хореографические миниатюры" (1958, Т-р им. Кирова; экранизирован в кино в 1960; фильм получил приз "Золотая нимфа", 1961, Монте-Карло;

Я. удостоен диплома Парижского университета танца, 1961). В кон. 50-60-х гг. создал миниатюры:

"Любительница абсента" на муз. Шостаковича, "Бродяжки" О. И. Каравайчука (обе 1959), "Пол„тный вальс" на муз. Шостаковича (1960), "Отчаяние" на муз. С. С. Прокофьева (1963), "Хореографическая картинка по мотивам карикатур Бидструпа" С. П. Баневича, "Жар-птица", "Шут и купец" на муз. Прокофьева, "Минотавр" на муз. С. М. Слонимского (все 1964), "Баба-Яга" на муз. М. П. Мусоргского, "Танец домовых" на муз. Шостаковича, "Озорные бабы" на муз. Р. К. Щедрина, "Матр„шки" на муз. А. С. Даргомыжского (все 1965), "Проходящая красотка" Слонимского. "Кающаяся Магдалина" на муз. А. А. Кнайфеля (обе 1967), "Снежная королева" на муз. Грига, "Деревенский Дон Жуан" Ю. М. Зариц-кого, "Вестрис" Г. И. Банщикова (все 1969).

В 1969 Я. стал инициатором создания и худ. рук. ленингр. труппы "Хореографические миниатюры", где пост.: "Па де де", "Пол„т Таль-они"-обе на муз. В. А. Моцарта, "Па де тру а" на муз. Дж. Россини, "Па де катр" на муз. В. Беллини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. Прокофьева, "Умирающий лебедь" на муз. К. Сен-Санса, "Качуча" на муз. П. Сара-сате, "Минотавр и нимфа", "Паоло и Франческа" - обе на муз. А. Берга, "Измятая лилия" на муз. А. Веберна, "Бродячий цирк", "Контрасты", "Негритянский концерт", "М„ртвая царевна" - все на муз. Стравинского, "Экзерсис XX" на муз. И. С. Баха, "Свадебный кортеж" на муз. Шостаковича - все 1971; "Симфония бессмертия" на муз. Тищенко, "Город" на муз. Веберна - оба 1972; "Блестящий дивертисмент" на муз. Глинки, "Романтическое па де де" на муз. Россини - оба 1973; "Мо-цартиана" на муз. Моцарта, "Сюрприз" на муз. И. Гайдна, цикл "Шесть па де де" на муз. Россини, Ф. Шопена, А. Онеггера, Б. Бриттена, Ф. Легара, Г. Доницетти и "Клоп" на муз. Шостаковича - все 1974; "Экстаз" на муз. Прокофьева (1975); "Хиросима" на муз. Г. Гурецкого (поставлен в 1963-64, показан в 1979); фрагмент из балета на муз. 9-й симфонии Шостаковича, впоследствии названный "Обезумевший диктатор" (поставлен в 1971-72, показан в 1985). Выступал со статьями в периодич. печати. Творчеству Я. поев. телефильм-концерт "Вс„ станет танцем" (1985). Был хореографом худож. фильма "Синяя птица" (1976).

Соч.: Ассоциация нового балета, "ЖИ", 1928, ј 43; За балетмейстерскую смену, "РиТ", 1929, ј 39; Пути совр. хореографии, там же, 1931, ј 26; Тайна власти художника, в сб.: М. Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л-, 1971; Секреты мастерства, "МЖ", 1983, ј 13; Моя работа над балетом "Шурале", "СМ", 1991, ј 6; Музыка и хореография, там же, 1991, ј 9-10; Балетмейстер, там же, 1991,

ј 11; Письма Новеру, или Сценическая жизнь "Спартака", "Муз. академия", 1993, ј 2.

Лит.: Л. Якобсон, Л. -М., 1965; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966;

Красовская В., Статьи о балете. Л., 1967; Добровольская Г., Балетмейстер Л. Якобсон, Л., 1968; Демидов А., Импровизации Л. Якобсона, "Т", 1971, ј 12;

Илупина А., Т-р Л. Якобсона, "МЖ", 1973, ј 21; Брусиловская Э., Диалоги: Л. В. Якобсон, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974; Уланова Г., Памяти Л. Якобсона, там же, в. 2, Л., 1977;

Макаров А., Неистовый Якобсон, там же;

[И. Д. Якобсон и В. Зайдельсон], Беседы о Л. Якобсоне, СПб., 1993.

Г. Н. Добровольская.

ЯКУНИНА Любовь Степановна

(22.10.1917, Камышин - 22.3.1984, Москва), артистка, педагог. Окончив Бакинское хореогр. уч-ще (педагог С. Н. Кеворков) в 1933-36 в Саратовском т-ре, в 1936-38 в Моск. худож. балете. Партии: Лиза-барышня ("Соперницы"), Мария;

Оксана ("Ночь перед Рождеством"). В 1938-39 совершенствовалась в МХУ у А. И. Чекры-гина, П. А. Гусева и М. А. Кожу-ховой. В 1939-56 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко. Технически сильная танцовщица лирико-драм. плана. Партии: Кельнерша ("Штраусиа-на"), Ласточка ("Доктор Айболит"), Эсмеральда; Бианка ("Франческа да Римини"), Консу-эла и Лола ("Лола"), Наташа ("Берег счастья"). В 1956-76 педагог классич. танца в МХУ. В 1966-67 и 1971-72 преподавала в

Каире. Е. Н. Деревщикова.

ЯНАНИС Наталия Станиславовна (р. 12.9.1936, Ленинград), артистка, педагог. По окончании ЛХУ (педагог Н. В. Балтачеева) в 1956-78 в Ленингр. Малом т-ре. Первая исполнительница партий:

Солистка ("Классическая симфония", балетм. К. Ф. Боярский), Невеста ("Цветы", балетм. В. А. Варковицкий,обе 1961), Королева ("Три мушкет„ра", 1964, балетм. Н. Н. Боярчиков), Надежда ("Одиннадцатая симфония", балетм. И. Д. Бельский), Фея ("Деревянный принц", балетм. Боярчиков, обе 1966), Октавия ("Антоний и Клеопатра", 1968, балетм. И. А. Черныш„в), Бесноватая ("Весна священная", 1969, балетм. В. Ю. Васил„в и Н. Д. Касаткина, первое исполнение в Ленинграде), Артемида ("Клитем-нестра", 2-й акт в опере "Ифиге-ния", 1972, балетм. Н. А. Долгушин). Др. партии: Ледяная дева ("Сольвейг"), Одетта-Одиллия;

Франциска ("Голубой Дунай"), Царевна ("Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях"), Ч„рная танцовщица ("Вальс"), Испанская красавица ("Семь красавиц"), Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Медора; Солистка ("Концерт в белом"). С 1976 препода„т историко-бытовой танец в ЛХУ и на балетмейстерском отд. Ленингр. коне.

Лит.: Н. Янанис, "ТЛ", 1965, ј 27; Новая партия, там же, 1967, ј 43. И. В. Ступников.

АНИН Геннадий Петрович (р. 16.5.1968, Серпухов), артист. По окончании МХУ (педагог А. Г. Закалинский) в 1986-95 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: "Румынский танец еврейских цыган" ("Вечер совр. хореографии", 1987, балетм. Д. А. Брянцев, первое исполнение), Шут ("Лебединое озеро"), Царь ("Кон„к-Горбунок"), Бар-толо ("Браво, Фигаро!"), Пан ("Вальпургиева ночь"), Меркуцио; Мачеха ("Золушка", Т-р "Кремл„вский балет"). Я. обладает редким акт„рским даром и сценич. обаянием. Его лучезарно-радостный танец отличает элегантное изящество мелких па, безупречная ч„ткость линий, упругость л„гких прыжков. Я. прида„т движениям эмоциональную напол-ненность, безошибочно чувствуя хореографич. стиль. 1-я пр. Меж-дунар. конкурса артистов балета в Риети (1992, Италия). С 1995 - в

БОЛЬШОМ Т-ре. Е. П. Белова.

ЯНОВСКАЯ Вера Евсеевна

(4.6.1898, Киев - 10.3.1986, Москва), педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1921 окончила Ритмический ин-т в Москве, до 1924 педагог по классу ритмики там же. В 1925-27 педагог по классу ритмики в Харьковской коне., с 1927 в Моск. театр. техникуме им. А. В. Луначарского, с 1930 в МХУ, с 1952 в Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина.

Соч.: Муз. этюды. По курсу "Актерское мастерство", М., 1970; Ритмика. Практич. пособие для хореогр. уч-щ, М., 1979.

Лит. : Канделаки Н., Страницы календаря. [В. Е. Яновская], "СБ", 1988, ј 4. М. П. Трофимова.

"ЯРОСЛАВНА", хореогр. размышления в 3 действиях (по мотивам "Слова о полку Игоре-ве"). Комп. Б. И. Тищенко, сцен. О. М. Виноградов. 30.6.1974, Ленингр. Малый т-р, балетм. и худ. Виноградов, реж. Ю. П. Любимов, дир. А. С. Дмитриев; Игорь - Н. А. Долгушин, Ярославна - Т. И. Фесенко, Кончак - A.B. Мальгина, Плакальщица-Н. В. Ивашеева. В др. городах: Новосибирск (1977, балетм. Ал. А. Дементьев).

Г. В. Иноземцева.

ЯСТРЕБОВА Нонна Борисовна (р. 22.9.1923, Петроград), артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова). Во время Вел. Отечеств. войны оставалась в Ленинграде и работала в коллективе, руководимом О. Г. Иордан, выезжала с конц. бригадами в действующую армию. В 1941-64 в Т-ре им. Кирова. Классич. балерина лирико-комедийного плана. Первая исполнительница партий: Бэла ("Бэла", 1941, балетм. Б. А. Фен-стер, выпускной спектакль ЛХУ), Наташа ("Татьяна", 1947, балетм. В. П. Бурмейстер), Вера ("Родные поля", 1953, балетм. А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина), Эмилия ("Отелло", 1960, балетм. В. М. Чабукиани, первое исполнение в Ленинграде), Эльзевира ("Клоп", 1962, балетм. Л. В. Якобсон). Др. партии: Аврора, принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Тао Хоа, Гаянэ, Эгина; Маша ("Щелкунчик"), Зарема, Золушка; Кит-ри и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Гамзатти ("Баядерка"), Мирта ("Жизель"), Жанна ("Пламя Парижа"), в хореогр. миниатюрах "Венский вальс", "Конькобежцы", "Вечная весна" ("Хореографические миниатюры"). Снималась в худож. фильме "Солистка балета" (1946).

Соч.: Страницы фронтовой биографии. "СБ", 1985, ј2.

Лит.: Трофимова И., Н.Ястребова, "ТЛ", 1958, ј 11. И. В. Ступников.

ДОПОЛНЕНИЯ

БАРАНОВ Виктор Михайлович (р. 7.10.1964, г. Рудный Куста-найской обл.), артист. По окончании Дермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. М. Сидоров) в 1984- 91 в Пермском т-ре. Первый исполнитель партий: Бахрам ("Семь красавиц", 1984), Спартак (1985), Юноша ("Холодное сердце"), Вагул ("Каменный идол", обе 1987) - все балетм. В. Н. Салимбаев. Партии: Орфей ("Орфей и Эвридика"), Тибальд, Базиль, Альберт, Дезире, Зигфрид; Солист ("Тема с вариациями"), Солист ("Серенада"). С 1991 в Мариинском т-ре. Первый исполнитель партий: Солист ("Балет в ночи", балетм. Дж. Роб-бинс), Солист ("Увядающие листья", балетм. Э. Тюдор) -обе в 1992. Партии: Альберт, Голубая птица и Дезире; Принц ("Щелкунчик"), Ферхад, Вацлав, Жан де Бриен, Солор; Иван-царевич ("Жар-птица"), Юноша ("Шопе-ниана"). Танцовщик преим. лирич. амплуа, Б. наиболее убедителен в классич. репертуаре.

А. Б. Деген. БАРХЙН Сергей Михайлович (р. 31.3.1938, Москва), художник т-ра. Засл. деят. иск-в РСФСР (1991). Окончил Моск. архитектурный ин-т (педагог Г. Я. Мов-чан) в 1962. С 1965 оформляет драм. и оперные спектакли в т-рах Москвы и др. городов России. В 1988-92 гл. худ. Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Оформил балеты: в Куйбышевском т-ре - "Помните!" (1981, балетм. И. А. Черныш„в) и "Спартак" (1984, балетм. тот же); в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Ромео и Джульетта" (1990, балетм. В. В. Васильев), "Журавли" (1991, балетм. Д. А. Брянцев), "Отелло" (1994, балетм. тот же). Работы Б. отличаются архитектурной ч„ткостью, графической обобщ„нностью, колористической сдержанностью, строгим лаконизмом. С 1993 - зав. кафедрой сценогра-фии РАТИ, профессор. С 1995 - худ. рук. (сценограф) Большого т-ра. Гос. пр. России (1993).

Лит.: С. Бархин (каталог), М., 1987;

Тарханов А., С. Бархин - герой всех врем„н и народов, "Декоративное иск-во", 1989, ј2; КавтарадзеС., Странствующий т-р С. Бархина, "Сцена", 1991, ј l. E. П. Белова.

БОГОРОДИЦКАЯ Жанна Владимировна (р. 24.4.1969, Якутск), артистка. По окончании МХУ (педагог Е. Л. Рябинкина) в 1987-90 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1990 в Т-ре балета КДС. Внешние данные романтич. танцовщицы сочетаются у Б. с внутренним темпераментом, что позволяет ей исполнять самые разнообразные партии: Фея-Нищенка, Лето, Зима ("Золушка"), Людмила и Наина ("Руслан и Людмила"), Мари и Персидская кукла ("Щелкунчик"), Китри и Мерседес ("Дон Кихот"). 2-я пр. конкурса артистов балета России "Арабеск-94" (Пермь). Е. Г. Феооренко. ВАЗЙЕВ Махар Хасанович (р. 16.6.1961, Алагир, Сев. Осетия), артист. По окончании ЛХУ (педагог Ю. И. Умрихин) с 1979 в Т-ре им. Кирова. Партии: Базиль, Альберт; Джеймс ("Сильфида"), Али ("Корсар"), Зигфрид, Солор;

Солист ("Тема с вариациями"), Дезире, Жан де Бриен; Раб Зобе-иды ("Шехеразада"), Солист ("Балет в ночи", 1992, балетм. Дж. Роббинс, первое исполнение), Солист ["Призрачный бал", 1995, балетм. Д. А. Брянцев, первое исполнение, Т-р камерного балета (Петербург)]. Мужественный лирико-драматич. танцовщик. Партн„р О. И. Ченчиковой. Снимался в телефильме-концерте "В мире вдохновения" (1989) и телебалете "Последняя тарантелла" (1992). С 1995 - зав. балетной труппой т-ра. А. Б. Деген. ВИШНЕВА Диана Викторовна (р. 13.7.1977, Ленинград), артистка. По окончании Петерб. Академии рус. балета (педагог Л. В. Ковал„ва) с 1995 в Мариинском т-ре. Стаж„ром исполнила партии Золушки, Китри; Сильфиды ("Шопениана") на сцене Мариин-ского т-ра. Для балерины И. Д. Бельский пост. миниатюру "Кармен" на муз. Ж. Бизе - Р. К. Щедрина (1993). Миниатюрная, грациозная В. обладает огромным шагом, высоким, л„гким прыжком, безупречно ч„тким вращением. Виртуозное владение техникой сочетается с природным артистизмом, сценич. обаянием, редкой пластич. выразительностью. Ликующе-звонкий танец В. элегантно изящен и вызывающе смел. А. Б. Деен, Е. П. Белова. ВОЛОЧКОВА Анастасия Юрьевна (р. 20.1.1976, Ленинград), артистка. По окончании Петерб. Академии рус. балета (педагог Н. М. Дудинская) с 1994 в Мариинском т-ре. Партии: Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия, Медора, Никия, фея Сирени. В. обладает эффектными внешними данными классич. балерины и уверенной техникой танца.

А. Б. Деген. ГАЛИЧАНИН Альберт Евгеньевич (р. 10.10.1965, Ижевск), артист. Засл. арт. России (1993). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог В. Н. Толстухин) в 1983-88 в т-ре в Уфе. Первый исполнитель партий: Вожак ("Барышня и хулиган", 1986, балетм. Н. С. Мар-карьянц), Спартак (1987, балетм. тот же), Вишенка ("Чиполлино", 1986, балетм. Г. А. Майоров).

Партии: Альберт; Юноша ("Шо-пениана"), Орфей ("Орфей"). В 1988-89 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Феб; Гико ("Гаянэ"), Альберт. С 1989 в Ленингр. гос. т-ре балета. Первый исполнитель партий в балетах Б. Я. Эйфмана:

Солист ("Страсти человеческие", 1990), Лоран ("Убийцы"), Мужчина ("Реквием", обе 1991), Чайковский ("Чайковский", 1993), Базиль (1994), Самурай ("Мираж", 1995). Партии: Альберт;

Мышкин и Рогожин ("Идиот"), Мастер ("Мастер и Маргарита"), Фигаро ("Безумный день"), Солист ("Иллюзии"). Энергичный, мужественный стиль танца характерен для Г. как в совр., так и в классич. балетах. Л. Б. Деген. ДОМАШЕВ Антон Александрович (р. 31.7.1970, Москва), артист. Сын В. А. Решетниковой и А. Н. Домаш„ва. По окончании МХУ (педагог А. Г. Елагин) с 1988 в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. Первый исполнитель партий: Яго ("Отелло", 1994, балетм. Д. А. Брянцев), Дроссельмейер (1995, хореогр. В. И. Вайнонена, возобн. М. В. Крапивин). Партии: Ганс ("Жи-зель"), Гамаш ("Дон Кихот"), Медж ("Сильфида"), Царь ("Скифы"), Учитель танцев ("Золушка"), Царь ("Кон„к-Горбунок"). Акт„рски выразительный танцовщик, наделяющий героев гротескной характеристикой.

Е. П. Белова. ЖАВОРОНКОВА Елена Влади-леновна (р. 9.4.1965, Северо-двинск Архангельской обл.), артистка. По окончании Саратовского хореогр. уч-ща (педагог Н. А. Максимова) в 1983-90 в Саратовском т-ре. С 1990 в Т-ре балета КДС. Сценич. образы Ж. отличаются психологич. тонкостью и выразительностью. Партии: Фея-Нищенка ("Золушка"), Горислава и Наина ("Руслан и Людмила"), Мари и Французская кукла ("Щелкунчик"), Повелительница дриад и Китри ("Дон Кихот"), Солистка ("Ностальгия"), Рея ("Зевс", 1995, балетм. А. Б. Петров, первое исполнение). Е. Г. Феооренко.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница