2.2. Особенности кинофильма с точки зрения онтопсихологии

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБРАЗ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ: КИНЕМАТОГРАФ

Глава вторая. Бессознательное

Кинофильм — это комплексное действие, проникающее в глубинную жизнь человека. Все явное содержание, уловимое в материальном, выразительном, формальном аспектах кинематографической данности, становится почти ничего не значащим по сравнению со все поддерживающей и настоятельной, но скрытой реальностью фильма. Важнейшие импульсы, мотивирующие человеческое поведение, постоянно прикрываются, украшаясь историко-идеологическими одеждами, под которыми, тем не менее, продолжают интенционировать.

Прежде всего, фильм есть проецируемая копия10, копия проекции, обыкновенная проекция динамики, преобладающей на данный момент в бессознательном кинематографиста. Режиссер способен выразить внутренний мир индивида и коллектива, поэтому общество и наделяет его особыми полномочиями. Вот почему, прочитывая и интерпретируя всю семиологию, все выраженное в знаке режиссером, можно установить психическую реальность данной среды или индивидуации в ней.

Итак, содержание фильма представляет собой копию проекции бессознательного его создателя. Фильм является расширенной экспозицией онейрического действия художника в метаболизме с универсальной человеческой реальностью и особенно с глубинной психологией вытесненного. "Художником" может быть, прежде всего, тот, кто способен опосредованно выразить в собственном произведении внутреннюю данность многих или даже всех людей: в таком случае художник (режиссер) — универсален.

Прекрасно зная человеческую психику, я могу воссоздать из феноменологии-гештальта индивидуального бессознательного динамическую целостность данного человека во всех ключевых аспектах его психики, во всех его историко-экзистенциальных особенностях, уже ставших характерными.

Для меня нет разницы, анализировать ли человека, консультируя его на основе содержательного анамнеза и изложения некото-

10 Удачное выражение, ассоциируемое с самим фактом проекции: копия проекции,то есть точное воспроизведение механизма проекции в психоаналитическом смысле.

рых сновидений, или же рассматривать текст романиста либо фильм, поскольку в обоих случаях я прихожу к соответствующему знанию психодинамики.

Фильм — это полновесное онейрическое произведение, в котором скрыто проявляется преобладающая, но цензурированная мотивация автора.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV