1.1. Терапевтическая синемалогия

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СИНЕМАЛОГИЯ

Глава первая. Виды синемалогии

Современная психотерапия стремится найти такие способы проведения анализа психики, которые позволяли бы охватить одновременно большое число людей. Наряду с огромными трудностями, сопряженными с формированием высококвалифицированных психотерапевтов (к коим относятся естественный отбор, многолетняя специализация, профессиональный опыт в условиях социального невежества, абсолютная дискриминация психотерапии со стороны научной медицины, сложности урегулирования на уровне закона, возникающие как следствие чистейшей, тончайшей связи психотерапевта с внутренним миром человека и т.д.), еще два фактора существенно препятствуют самоутверждению передовой и высокоэффективной психотерапии: ее высокая стоимость и длительность процесса.

В своей клинической практике помимо индивидуальных и групповых сеансов психотерапии я использую такие методы работы с клиентами, как имагогика, психотея, синемалогия и аутогенез. Данные формы работы могут быть применены к аудитории, насчитывающей более ста человек, что и происходит в моей ежедневной практике. Факт неизменного участия множества людей в мероприятиях такого рода доказывает соответствие конечных результатов работы тому, что предусматривается и гарантируется с самого начала.

Онтопсихология — это наука, способная обнаружить форму, задаваемую Бытием как целым. Практически онтопсихология представляет собой видение, позволяющее перевести в новое измерение всю систему сознательного и жизненно-практического познания. Это стало возможным благодаря тому, что онтопсихологии удалось уточнить параметры знаний для нахождения в непосредственном опыте решения многочисленных проблем человечества.

В реальности онтопсихология нацелена не на утверждение определенной идеологии: она стремится достичь гедонистической практики как упорядоченной и эстетической формы Бытия.

Такая форма выказывает себя в материальных образованиях, или феноменах существования, соответствующих собственным индивидуациям бытия, то есть тому, чем является каждый из нас как место действия жизни, как точка отсчета аффективной и социологической среды, как носитель истории.

За длительный период работы, этапы которой отмечены пятнадцатью международными конгрессами, были разработаны и усовершенствованы прикладные инструменты онтопсихологического познания. Их утверждению предшествовало глубокое и тщательное изучение ядерной физики, медицины, психоанализа, психологии и социологии, религии и философии. Глубокое понимание высшего научного знания, послужившего развитию человечества, позволило онтопсихологии не только его синтезировать, но и пойти дальше.

Раскрытие связи между конкретными внешними явлениями и психической реальностью, точное описание характера протекающих процессов, внесение необходимых поправок в топодинамическую систему психики, разработанную в течение длительного периода — от классического психоанализа до современной межличностной психологии, — привели к удивительному открытию: психика обладает собственными каналами действия во внешнем мире, равными по эффективности и интенсивности действию внутри организмической данности субъекта. Это сетевое действие психики получило название семантического поля.

Онтопсихологическая концепция семантических полей позволяет убедиться в том, что протекающие в человеке психические процессы воздействуют на его окружение точно так же, как влияют на внутреннюю данность самого организма, в котором они протекают: психическая реальность человека, сознает он это или нет, оказывает влияние на функциональную и органическую жизнедеятельность другого организма, на процесс выработки психических решений субъектами-получателями.

Проявления семантических полей, как правило, выходят за рамки восприятия, доступного логико-критическим способностям и отправителя, и получателя.

К сожалению, вплоть до сего дня реальность семантических полей не получила должного освещения в исследованиях психологии, ядерной физики, астрофизики. Речь идет, прежде всего, об этих науках, поскольку феноменологическая очевидность индуктивно-дедуктивного продвижения психологии будущего будет заложена теми учеными, которые в настоящее время исследуют проявления чистой энергии в масштабах космоса.

Глубинные законы, по которым незримая энергия действует в космическом пространстве и всевозможных параллельных или иных мирах, подобны принципам действия энергии внутри психического мира человека.

На уровне, предвосхищающем так называемую область рациональности в психической деятельности человека, онтопсихологическая школа открыла существование устройства, вносящего и фиксирующего навязчивые идеи и вызывающего психопатологические явления в самом человеке и вовне его. Этот механизм был назван монитором отклонения.

Именно в глубинах человека, между организмическим Ин-се и сферой комплексов, в преддверии сознания, встроен модулятор психической энергии, приводящий к единственному результату — патологической или танатической фиксации. Заражение инстинктом смерти происходит через взаимодействие с психической средой: он не передается наследственным путем. По прошествии нескольких лет инкубационного периода, большая часть которого приходится на детский возраст, монитор отклонения обнаруживает себя во всех проявлениях патологической динамики. Патологические явления сводятся к стилю поведения и соматическим заболеваниям, уже изученным официальной наукой с помощью собственных Методов исследования.

Онтопсихологическая система практического познания опирается на индивидуальную и групповую психотерапию, синемалогию, онтотерапию, аутогенез, ОнтоАрт, и, в особенности, имагогику1 .

1 Подробнее об онтопсихологическом видении, ее инструментах и их применении см. А. Менегетти. Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.

Таким образом, синемалогия представляет собой использование кинофильма, рассматриваемого в качестве продукта индивидуального и коллективного бессознательного с целью осознания психобиологических процессов, которые протекают в нас без нашего ведома. Для корректного использования метода синемалогии требуется большой опыт работы с миром образов.

Образ определяет собой некую динамику, отсылает к ней. В онтопсихологии разработан критерий обнаружения значений образов, получивший название "имагогика" — системное, аналитическое изучение образа таким, каким он возникает в психической целостности. Следовательно, имагогика — это точное раскрытие психической деятельности или соотношений психики со всей экзистенциальной феноменологией конкретного субъекта.

"Аутогенез" — это взаимодействие "Я" с собственной организмической данностью, действующей в единстве с космосом.

"Онтотерапия", помимо общего обозначения онтопсихологической практики, определяет процесс раскрытия стиля поведения, или комплекса, или черт характера отдельного человека, которые опознаются только в гетерогенной группе, насчитывающей более пятидесяти человек. Таким образом, речь идет о восстановлении структуры всей констелляции поведения, сегментированного в конкретном человеке, но сказывающемся на всей области деятельности человека как социального существа.

"ОнтоАрт" — это эстетическое постижение формы, которая точно определяет Бытие и несет позитивность воспринимающему ее человеку.

Вышеперечисленные инструменты оперативного познания онтопсихологии прокладывают современной науке путь к непосредственному и очевидному раскрытию этиологии тех феноменов, которые обычно изучаются уже после того, как привели к боли или смерти. Исследование же психики показывает, что вся ее деятельность направлена на достижение человеком самореализации и радости.

Онтопсихологический тренинг, опираясь на анализ глубинной реальности и ее законов, позволяет вновь пролить свет на то, что когда-то уже принадлежало субъекту. Человек получает возможность с самоочевидностью осознать бессознательное. Обратив свой пытливый взор на удивительное бессознательное, мы неизбежно вступаем в контакт с чудесным, высшим миром образов. Следовательно, речь идет об обращении ко всякому чистому эстетическому выказыванию себя индивидом, то есть к очевидности изначальной формы, уже присущей бессознательному отдельно взятого человека или группы людей2.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV