Ночной портье //

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СИНЕМАЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Глава первая. Психопатология женственности

Il portiere di notte

Режиссер: Лилиана Кавани

Сценаристы: Лилиана Кавани, Барбара Альберти, Амедео Пагани

В главных ролях: Дирк Богаро, Шарлотт Рэмплинг, Габриэле Ферцетти, Филип Леруа, Иза Миранда, Амадео Амадио

Производство: Robert Gordon Edwards для L otar Film s.r.l., Италия, 1974 г.

Композитор: Даниэль Париз

Продолжительность: 120 мин., цв.

Оператор: Алъфио Контини

Сюжет: Макс (Богард), портье венской гостиницы, скрывает свое прошлое: он - бывший нацистский преступник, принимавший участие в пытках над пленными; по чистой случайности в гостинице останавливается Лючия (Рэмплинг) - в настоящем жена известного дирижера - еврейка, бывшая заключенная концлагеря, с которой его тогда связывали садомазохистские отношения. В женщине пробуждаются воспоминания ранней молодости, когда она становилась объектом садизма наиистов, и она возобновляет свои отношения с Максом.

Посредством этой синемалогии я хотел бы оказать просветительскую услугу некоторым женщинам и указать им путь. Мой опыт показывает, что в образе "женщины" заключена мощь силы и управление этой силой. Женщина словно предрасположена к регенерации психофизической экзистенциальной энергии, которая затем вовлекает все человечество. Тем не менее, я обнаружил, что Женщина абсолютно не осознает своей динамической сущности. Она знает о силе и возможностях мужчины, но из-за вмешательства Монитора отклонения остается в полном неведении относительно собственного порождающего потенциала.

Стратегия женщины сводится к обвинению мужчины в том, что он ее использовал. Критический анализ показывает, что, в сущности, мужчина с любой точки зрения ошибается в отношении женщины. Тогда почему она не использует свою энергию как хозяйка и отступает, когда все уже растрачено? Мужчина формализует то, что уже имеется. Если женщине недостает бдительности, нельзя претендовать на то, чтобы он соблюдал ее интересы.

Когда женщина, критически анализируя общество, подсчитывает ошибочные шаги мужчин или потерянные возможности, это значит, что она уже потеряла ядро власти, уже была извращена в своей ответственности перед природой. Не будет ни решения экзистенциальных проблем, ни возрождения человечества для постоянной креативности, пока женский ум не вступит смело и самостоятельно в диалектику с мужским умом. Да, это разные стили, способы поведения, тональности, но они лежат в основе индивидуальной и коллективной жизни человечества1.

Вечное орудие убийства, которое применяет женщина против мужчины это ревность, но, когда женщина противодействует, это означает, что она собственными руками уже убила себя внутри. Мужчина позволяет поймать себя в сети из-за потребности в материнском начале, из-за неуверенности, из-за объективных ошибок, однако, объективность его ошибок не решает внутренних противоречий женщины. Женщина несет динамику, которая движет жизненностью, но при этом безответственно и стереотипно пускает все на самотек по классическим схемам экзистенциальной шизофрении. Когда она страдает, когда разочарована, когда не находит себя, она должна не обвинять другого, а безжалостно искать внутри себя, потому что причина ее страданий — именно там; мужчина появляется уже потом. Первым, стартером ошибки всегда является сам субъект; рана, страдание, отклонение сохраняются до тех пор, пока сам субъект вырабатывает извращение (даже если он делает это неосознанно или с лучшими намерениями).

Женщина всегда должна быть бдительна и постоянно нести ответственность за саму себя. Состояние благодати или эротизма — это постоянное действие. В нем могут наблюдаться подъемы и спа-

1 Подробнее о различии мужского и женского способа существования см. А. Менегетти. Проект "Человек", с. 162-170, указ, соч., а также A. Meneghetti. Il residence ontopsicologico, op.cit, p. 271-277.

ды, но все это — неотъемлемая часть природного цикла, который не имеет ничего общего с менструальным циклом. Создается впечатление, что жизнь посредством женщины постоянно говорит: эмфаза, здоровье, состояние благодати. Но стоит женщине погрузиться в обычный цикл ментальной навязчивости (я женщина, я мать, сестра, любовница, подруга, он мне изменяет и т.д.), как все теряется. Эти идеи одинаковы для всех.

"Женщина-витрина" и феминизм

Мой опыт свидетельствует о том, что женщина постоянно выставляет себя напоказ, чтобы подцепить кого-нибудь, кто ошибется в отношениях с ней, после чего она думает, что сможет отомстить, уничтожив обидчика.

Мужчина не способен противостоять силе женственности, он отдается детским стереотипам, семейным отношениям, не относится критически к моменту контакта и вступает в игру-ловушку: мужчина подталкивает женщину к роли приманки, женщина начинает выставлять себя напоказ, мужчина овладевает ею и тем самым подвергается кастрации, а женщина себя не реализует. В стратегии негативной психологии мужчина может обладать типологией "червивой позиции", которую женщина не видит, потому что всегда ждет возможности прибегнуть к шантажу, играя уже апостериори.

Кроме того, есть тип мужчин, который находит в женщинах сильный отклик, — мужчины в форме (полицейские, военные и т.д.). Очень часто я замечал, как у женщин возникало эротическое напряжение, когда мимо проходил человек в форме; однако, это — пустой эротизм. Здесь я затрагиваю также и культурные проблемы. Феминизм — это утверждение женщины-объекта; праздник 8 марта подчеркивает женскую неполноценность. Женщина вынуждена всегда видеть себя в ситуации, в которой предопределено превосходство мужчины. Поэтому ей приходится вступать в соперничество, восстанавливать целостность, тогда как на самом деле объективность самодвижения психики изначально предусматривает победный статус женщины. Все мы были рождены и создавались — кто-то в течение нескольких лет, кто-то на протяжении всей жизни — женщиной.

Для женщины, которая хочет быть серьезной, обладать научной точностью и понимать объективность жизни, онтопсихология предлагает методику, которая при соответствующем решении женщины, позволит ей реализовать собственное благополучие и, кроме того, благополучие окружающего ее контекста. Если это не происходит, значит, мы имеем дело с противоположным решением женщины.

В основе многих судебных разбирательств лежит негативная женская психология: часто я замечал, что еще до того, как возникли трагические обстоятельства, сами женщины их уже породили, направили и взрастили.

Просмотр этого фильма может вызвать у общественной критики протест против нацизма. Однако я утверждаю, что следует искать ответственность в жертве, потому что, если нет посыла с ее стороны, соответствующий результат невозможен. Если действие вредоносных обстоятельств не прекращается, это означает, что существует спокойное самостоятельное решение; разумеется, мы должны уважать всякое проявление свободы, однако, в итоге мы наблюдаем психологическое рабство и невозможность стать личностью, лидером, Прометеем, а следовательно, роль главы и гения будет по-прежнему отводиться мужчине. В мире главенствуют мужчины по причине добровольной недееспособности женского ума2. Женщины должны критически пересмотреть себя. Мужчина не может в этом женщине помочь. Он — почти по-отечески, зависимо, объективно — доверяет ей, потому что она — великая мать. Женщина же, наоборот, выстраивает образ, который затем будет ее разрушать. С точки зрения исторических фактов, женщина права, однако внутри факта психического, в его причинностном самодвижении, первым ответственным лицом всегда является женщина: Ева сама приходит к дереву; дьявол возникает уже после того, как выстроен соблазн, запрограммировано бесчестье. Женщина занимает определенную позицию, а ответственность потом должен нести мужчина, потому что она "слабая", она — "женщина". Это безразличное попустительство, отмежевание от категорической ответственности. Существование всегда категорично.

Кроме того, женщина словно нуждается в том, чтобы ей все прощалось из-за ее посредственности, умственной неполноценнос-

2 Подробнее см. А. Менегетти. Женщина третьего тысячелетия. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 2001 г.

ти, в то время как на самом деле женщине присущи победность и превосходство. Именно поэтому она способна привести к поражению даже своего естественного партнера.

Чем больше женщина борется и атакует, тем больше она притворяется, чтобы избежать ответственности: "excusatio non petita, accusatio manifesta"3. Чем больше женщина обвиняет мужчину, чтобы оправдать себя, тем реальнее утверждение об ее изначальной ответственности. Единственное, что может сделать мужчина, — это отстраниться, выйти из этой игры, которая, в конечном счете, позорит и его, потому что он теряет свой рай, свое Ин-се, расплачиваясь исторически. Неслучайно мужчины отправляются на войну, чтобы быть там убитыми: существует это историческое возмездие или природное отмщение.

Чтобы серьезно подходить к собственной жизни и решать ее, необходимы научная точность и ответственность. Каждая женщина должна достичь постоянной бдительности в отношении самой себя: она может делать все, что хочет, лишь бы она об этом знала. Когда она притворяется, что не знает, и оправдывается на словах, существуют подкоды, говорящие намного больше того, что происходит между клиентом и проституткой. Троянская война еще не закончилась: изменчивая Елена до сих пор присутствует в женском бессознательном.

Именно женщина должна войти в мир ответственной хозяйкой собственной энергии. Мужчина же оказывается перед следующим выбором: или быть самим собой без женщины, или погибать, идя за ней. Эта моя провокация — ничто иное, как отчаянная попытка ума, влюбленного в человеческий разум, который затем предстает в мужском или женском обличий.

В этом фильме основная интрига состоит в том, что девушка сама приманивает своего мучителя. Будьте внимательны к первым кадрам картины: к этому эротическому взгляду, контактам глаз и рта, потому что, когда дело доходит до сексуальных отношений, уже поздно, все уже запрограммировано. В конце фильма женщина испытывает оргазм от садомазохизма.

С момента ее входа в отель мы попадаем в полный хаос. Понимает ли женщина, что происходит в момент встречи глаз? Если женщина становится поверхностной, она уже не может выбраться из этой ловушки, все уже предрешено. Тогда бесполезно оправдываться, при-

3 "Непрошеные оправдания — доказательство вины" (лат.). Прим. пер.

влекая юридические правила общества, которому недостает цели. Человек может оправдаться перед лицом моральных норм и гражданских законов, однако природа полагает и действует неумолимо, это совершенный порядок. В тот момент, когда действие продумано внутри, оно уже полностью совершено и вовне.

Тот, кто не умеет контролировать свою силу, не может стать хозяином "центра управления" жизни и остается раздавленным. И речь идет не только о сексе: это уже тотальная жизненная трагедия.

Женщине кажется, что она использует мужчину так, как решит сама; мужчина не может выбирать и осуществляет то, чего она хочет, на семантическом уровне. Отобранный и захваченный самой сильной эротической и чувственной волной женщины, он разрушит ее согласно тем историческим условиям, в которых они находятся4. И все же он — лишь исполнитель убийства, уже запрограммированного и направленного на бессознательном уровне самой женщиной. Мужчине не под силу что-то изменить, если только он не пройдет серьезную психотерапию аутентификации, — тогда он осознает обман и покинет эту женщину.

Рассмотрим происходящее с самого начала. У мужчины уже есть "колпак" (зонт), поэтому, не появись эта женщина, непременно возникла бы другая, которая бы в любом случае его активизировала. Он уже захвачен, разлажен, не обладает точностью в своих решениях, это уже не тот безупречный компьютер, который контролировал все и главенствовал над всем. В свете этого лидер выпускает власть из рук, оказывается побежденным как старыми товарищами, так и служителем.

Образ главной героини далеко не однозначен. В интерпретации Кавани она обворожительна, ее лицо излучает благородство, она — само олицетворение силы. Но что она, в конце концов, делает со всем этим?

Чтобы точно проанализировать всю ситуацию, нужно постараться рассмотреть ее отстраненно, то есть оценить спокойно и критически. Для занятий наукой на таком высоком уровне, как онтопсихология, необходима, прежде всего, умиротворенная критическая способность.

4 Мазохист посредством скрытых семантических полей бессознательного провоцирует партнера-садиста. См. также фильмы С. Сампери "Хитрость" (Италия, 1973 г.) и "Скандал" (Италия, 1976 г.).

Главная героиня заново переживает то, что ранее было ею воспринято как деспотизм. В каком-то смысле оживает бессознательное: то, что жертва пережила в реальности, уже было предначертано заложенной внутри нее программой, и даже если по-человечески ее действия объяснимы, все-таки она не осознавала, к чему ее это приведет.

Способен ли женский ум в подобных обстоятельствах отследить параметры ситуации и их последствия? Был ли у нее момент для освобождения?

Героиня присутствует на грандиозном концерте мужа. Она выбрала этого мужчину ради собственного благополучия, однако его творческие успехи отодвинули ее на второй план. То, что она связалась с портье, могло быть мотивировано скрытым возмездием социально дискредитированной женщины. Это, разумеется, не может быть оправдано, прежде всего, с позиции ума. Более того, находясь в такой среде — прекрасные люди высшего общества, возможность путешествовать по миру, иметь свой круг знакомых, — она уже обладает властью, способностью и силой, чтобы избежать выполнения многих традиционных обязанностей. Ее привлекает форма портье, и она ассоциативно переживает с ним прошлые факты своей жизни. В конце фильма мы видим в ней девочку лет девяти, в психологическом состоянии, предшествующем пребыванию в концентрационном лагере: таков результат действия психической матрицы.

Глубочайшая ошибка главной героини — это то, что она подготавливает себя к показу, и именно в этом ошибается каждая женщина. Основная установка настоящего способного мужчины — отправиться зарабатывать действия, лидерство, социальный имидж, деньги. Женщина же — судя по тому, как она одевается, ходит, важничает, — словно всегда готовится к тому, чтобы быть кем-то выбранной. Она готовится к торгам, но не назначает самую большую цену (это уже было бы тактикой ума): она отдается тому, кто или что захватит ее первым.

Многие женщины организуют свою жизнь в мельчайших подробностях, но нуждаются в мужчинах, которые держали бы их на поводке. Если мужчина отпускает поводок, женщина приходит в замешательство и либо находит другого хозяина, либо кажется неэффективной в собственной автономии. В то же время, когда она привязана, то словно постоянно стремится укусить.

Как только женщина выставляет себя на продажу, она уже не может реализоваться как личность. Это происходит уже утром, дома. Женщина должна расстаться с мыслями определенного типа, изменить стиль поведения, приветствия: то, как она садится в машину, как обращается к портье, как приветствует знакомых в баре и т.д. Таким образом, разница между мужчиной и женщиной состоит в том, что мужчина на первое место ставит заработок от действия, тогда как женщина выставляет себя напоказ для продажи тому, кто сможет сильнее ее "потребить".

Вокруг нее крутится множество мужчин, и возможно, она разрушит нескольких из них, но, рано или поздно, найдется тот, кто ее уничтожит. Порой образуется целая свора мужчин с червивой позицией, которые ждут самую лучшую, самую значимую, чтобы заживо ее препарировать в соответствии со своим и ее комплексами. Но даже в таком случае сила, приводящая все в движение, принадлежит самой женщине. Она — руководитель этого убийства, потому что, вступая в какую-либо ситуацию, она несет динамику, переворачивающую все планы, и запускает новые игры. Женщина может побеждать, лишь сохраняя единство личности и творчества.

Я не претендую на то, чтобы вы меня поняли, и даже на то, чтобы вы согласились со всем, что я сейчас сказал, но таков мой анализ. Лучшие женщины извлекут из этого много полезного для своего ума. Да и многие мужчины получат возможность переосмыслить некоторые вещи, ибо и мужчина не свободен от огромной ответственности. Совет, который я мог бы им дать, — никогда не становиться соучастниками инфантильных игр, так часто разыгрываемых женщинами. При первых признаках такой игры не следует поощрять женщину в подобной стратегии, ибо все это — лишь извращенный способ жизни, разрушающий сначала ее саму, а затем и остальных.

Я специально не рассмотрел здесь всю ситуацию, связанную с монитором отклонения, потому что хотел, чтобы вы поняли силу женщины. Монитор отклонения — это нечто, что действует непосредственно через фантазии, коллективные стереотипы, всевозможные формы культурных и моральных традиций нашего общества. Его тысячелетиями продолжавшиеся внедрение и наладка привели к структурным изменениям в процессах деятельности определенных нейронов нашего мозга.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV