Наши партнеры

Advkontora9.ru - Консультация адвоката

Адвокат дьявола // The Devill's Advocate

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СИНЕМАЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Глава восьмая. Система и личность

Режиссер: Тэйлор Хэкфорд

Сценаристы: Лэрри Коэн, Джонатан Лемкин, Тони Гилрой по одноименному роману Эндрю Найдермана

Продюсеры: Арнольд Копелсон, Арнон Милчэн, Энн Копелсон

Исполнительные продюсеры: Бэрри Бернарди, Стив Уайт, Тэйлор Хэкфорд, Майкл Тардосс, Ирвин Стофф

В главных ролях: Аль Пачино, Киану Ривз, Шарлиз Терон, Джеффри Джоунс, Джудит Айви, Крейг Т. Нельсон

Производство: Warner Bros, Lathers, США, 1997г.

Оператор: Анджей Бартковяк (А.О.К)

Продолжительность: 140 мин., цв.

Композитор: Джеймс Ньютон Ховард

Сюжет: Кевин Ломаке (Ривз) — молодой преуспевающий адвокат из Филадельфии, женатый на Мэри Энн (Терон). Основатель и глава одной из самых влиятельных юридических корпораций Нью-Йорка - Джон Милтон (Аль Пачино) делает ему заманчивое предложение, предлагая работу в своей компании. Ломаке принимает предложение, однако вскоре узнает об истории любви его матери с новым патроном и обнаруживает, что является его сыном.

Чувствительность к происходящему в экосистеме и сетевой эффект

Обсуждение этого фильма выходит за рамки классического сине-малогического исследования на основе онтопсихологической методологии и, собственно говоря, предназначена не для всех, посвящая лишь "избранных".

Несмотря на то, что получивший широкий резонанс фильм "Адвокат дьявола" внутренне противоречив, с его помощью можно обострить чувствительность к происходящему в экосистеме. Необходимо научиться быть рациональными, найти точный способ поведения, уметь выбирать свою позицию в системе, ибо показанные в фильме ситуации так или иначе возникают.

"Сетевой эффект" реально существует, но до сих пор не поддается контролю. Следовательно, необходимо вновь обратиться к моему объяснению данности семантических полей, поскольку сетевой эффект возникает как динамический концентрат (или концентрированная динамика), вектор которого точно ориентирован на нанесение вреда конкретным людям. То есть, за кажущейся хаотичностью, за совокупностью внешне случайных действий и якобы не связанных между собой событий проступает точное направление, "нацеленное на...", устремленное не ко всякому, а к конкретному человеку, одному из тысяч, миллионов, миллиардов. Необходимо вернуться к концепции монитора отклонения широкого радиуса действия, не застревая на обросшей седой бородой легенде о дьяволе.

Как функционирует монитор отклонения? На нашей планете, в нашей цивилизации, на площадях наших городов внезапно складываются определенные ситуации. Из ничего, "на ровном месте" может возникнуть целая цепь несчастий: застигнутые врасплох люди нивелируются, становятся "крайними", так и не поняв, откуда начал виться этот клубок злоключений.

Поэтому — первый аспект — сетевой эффект определяется двумя полюсами: на одном из них находится тот человек, который руководит скрытым проектом, регулирует магнитные поля огромного сетевого пространства, а на другом — тот, кому предназначена семантика. Конечно, этой семантикой управляет сильная, преследующая определенную цель личность, а не находящийся поблизости заурядный человечек. Это можно наблюдать в любой области — политике, финансах, в мире кино и театра. Глупые исполнители чужой семантики служат только "массовкой", усиливающей заданную динамику и увлекаемой изначальным вектором. Из стартовой точки прокладывается колея, в которую попадает масса мыслящих живых существ, питая динамо-машину. Речь идет не о примитивном магическом воздействии, а о механизме, находящемся в руках тех, кто умеет управлять глобальной силой психической интенциональности. Это люди, обладающие высшим сознанием, способные режиссировать окружающую действительность — не всю, а только представляющую интерес на данный момент.

Второй аспект: этот вектор может возникнуть в силу тематического сближения доминантных комплексов, концентрирующих высокий уровень энергии. В сущности, люди объединяются в группу на основе тематического отбора, и комплексы каждого человека начинают звучать в унисон. В результате группа сливается в единый поток, следует в одном направлении. Цели совместного действия могут быть разными, но, в любом случае, общи всем: убийство, идеологическое воровство, навязчивые идеи, шизофрения. Таким образом, так называемый пласт бессознательного рождает неистового монстра. Бессознательное является хранилищем высшей энергии, составляющей психическую интенциональность. В определенный момент масса взрывается, что не происходит случайно: энергия конвергируется согласно вектору, запущенному механизмами с типологией монитора отклонения. Как следствие, возникает эпидемия, происходит несчастье, массовая бойня. Итак, на основе тематического отбора доминантных комплексов, из множества людей отбираются участники определенного события, которое может быть религиозным, политическим или спортивным — это не имеет значения.

Далее — третий аспект — существует вероятность того, что в присутствии выдающегося человека, обладающего высшим уровнем психической интенциональности, может развернуться как комплексуальная интенциональность, так и интенциональность, транслируемая интересом ума, отличного от человеческого. Под "человеческим" имеется в виду ум этой нации, этого контекста, этой религии, этой констелляции. Таким образом, провоцируется противостояние сил, даже если его не понимают и не видят. Не стоит связывать вышесказанное с магией или сионизмом, поскольку на данном положении вещей покоятся несущие структуры психической интенциональности нашей планеты. Если появление высокоразвитой личности не проходит незамеченным, незамедлительно возникают противоречия, диалектические столкновения различных интересов, отнюдь не вызванные обычными проблемами сосуществования индивидов. Конечно, об этом написано столько книг: в том же Апокалипсисе мы находим отзвук подобных ситуаций. Иными словами, все великие книги, превозносимые человечеством, тем или иным образом повествуют об этих противоречиях, передают этот опыт, постичь которые под силу лишь единицам. Остальным дано читать, изучать, но никогда не понять воистину. Даже такие крупные проблемы, как СПИД и наркомания, следует рассматривать в этом ключе. Существуют сферы непосредственной власти, конфликты в которых происходят не в силу юридических, экономических, психологических трений или партийных распрей, а по причине отстаивания интересов, поляризации и перестановки сил, служащих утверждению определенной экзистенциальнойтипологии и исключения другой.

Что позитивно, а что негативно? У каждого своя точка зрения, свои установки. Естественно, что добро и зло мы измеряем по проекции собственного интереса. Поэтому для нас хорошо все то, что нам подходит, и плохо — все, нам противостоящее. Следовательно, мы принимаем аксиомы, которые отражают нашу позицию, нашу проекцию, и могут вовсе не совпадать с Ин-се, с силой энергии, жизнеспособной самой по себе.

Этот фильм помогает представить многоликую реальность нашей жизни, хотя анализ экосистемы, воспринимаемой чувствами, может дать искаженную картину действительности и снабдить знаниями, вызывающими страх. Ощущение опасности не покидает массу невротиков, спиритуалистов, парапсихологов, псевдорелигозных деятелей, шизофреников: все они видят мир, полный духов, и страшатся его.

Фильм демонстрирует всю подноготную невроза, шизофрении, религиозных сект и т.п. Можно сказать, что в кинокартине показаны люди, на поверку оказывающиеся инструментами экосистемной энергии, переплавляющей широчайшие слои человечества. Как невротик, так и шизофреник, наркоман или сектант-экстремист ведомы и понукаемы, поскольку не сумели достичь точку собственного индивидуального равновесия.

Если человек, кем бы он ни был, способен на реализацию пропорционального совпадения онто Ин-се с логико-историческим "Я", он может спокойно шествовать как в своем маленьком мире, так и на возможных просторах великих исторических свершений, руководствуясь всегда эталоном собственной эффективности. Следовательно, существует рациональность, постепенность прогрессивного метаболического движения, приводящего к успеху и выводящего на более высокий уровень продуктивности; в противном случае, теряется точность, пропорция рациональной простоты, коей является человек в самом себе.

Центр тяжести располагается именно в человеке: от эгоистического обретения себя в бытии налаживается вся экосистема жизни. В противном случае, тот маленький, но нагоняющий страх комплекс по селективному телетайпу напитывается энергетической динамикой всех комплексов данного контекста. И тогда рождается Молох, Левиафан, дьявол — все то, что опрокидывает норму существования человека.

К примеру, появление в фильме многократных отзвуков и отголосков, акустический резонанс с эффектом грома не стоит рассматривать как пустую выдумку. Таким путем приподнимается завеса над реальностью, к которой мы подступаем с неожиданной стороны. Следовательно, внешне незначительные детали, крохотные эпизоды сочленены с другими, крупными событиями, влекущими за собой весомые последствия. Естественно, значительные события связаны с маленьким человеком, с ничем не примечательными шажками подобно тому, как большой динамит соединен с запальным шнуром, с маленьким стартером, как атомная бомба подсоединена к электронному детонатору. Иными словами, всегда есть та маленькая деталь, которая вызывает взрыв в огромном пространстве. Нет такой внешней силы, которая способна навлечь неминуемую опасность, поскольку, пребывая в спокойствии собственного индивидуального порядка, человек — всемогущественен, он все может. Суть такова: побеждать нужно не вовне, а внутри. Именно индивидуальная реализация способна вызволить любую энергию, поднять целый мир. Потеря внутреннего оборачивается потерей всего. Следовательно, утрата пропорции, меры самого себя приводит к потере меры всецелого.

Свобода воли

Этот фильм вызывает на разговор о проблемах морали, и сейчас я остановлюсь именно на них, хотя киноповествование открывает горизонт иных, высоких измерений и знаний13.

Герой Аль Пачино ставит вопросы, выдвигает проблемы, касающиеся жизненного выбора. Свобода воли — это большие возможности и неизбежный риск одновременно. Поскольку ты есть то, что тобою выбрано, твое состояние точно соответствует совершенному вы-

13 Концепция свободы воли будет рассмотрена также в следующей главе, в материалах синемалогии по фильму "Матрица", на примере которого объяснябору. Каждый из членов человеческого сообщества говорит: "Я свободен, я все понимаю, нет никого, на меня похожего". А в результате мы получаем безликую массу. Общество без конца предлагает идеалы, возможности, церкви, конституции, матерей, педагогов, но все это не отменяет неотъемлемость свободы воли. Ты — свободен: ты непрестанно создаешь себя. Следовательно, свобода воли наделяет безграничной силой и властью, но становится "палкой о двух концах", если попадает в распоряжение инфантильных людей.

Методологическая простота онтопсихологии неизменна: "ты есть то, что выбираешь". В этом смысл самосозидания, и потому не стоит выгораживать себя, обвиняя мужа, жену, любовника и т.п.

Персонаж, представленный Аль Пачино, олицетворяет логику, которая позволяет понять, что положение человеческого существа именно таково. Жена адвоката занималась сексом с его отцом, оценившим случившееся следующим образом: "В любом случае, ей было приятно". В итоге, женщина сходит с ума и обвиняет своего "совратителя". Это та деталь, на которую следует обратить внимание. Мне нет дела до дьявола: его образ отражает логику, внутренне присущую выраженным в кинофантазии фактам. Если мы все еще способны использовать элементарную рациональность здравого смысла, то должны обратиться к фантазийному сюжету с целью обнаружения возможной для главного героя альтернативы, которая позволила бы ему не прийти к столь плачевному результату. Например, если человек болеет, нищенствует, выброшен из игры, то каковы причины его бедственного положения? Логистика, представленная в фильме дьяволом, демонстрирует корень ошибки (с момента отъезда адвоката из своей деревушки). Какова же наилучшая жизненная позиция человека, обладающего амбициями, отдающего примат воле и ответственности?

Молодой человек, оказавшись в данной ситуации, должен был воспользоваться случаем и взять идущее к нему в руки всемогущество. Он же, напротив, начинает критиковать эту силу. Есть ли у него право обсуждать и осуждать власть после того, как он использовал ее вдоль и поперек? Мать говорит: "Но он тебе дал эту квартиру, дал это, дал то!". Однако сама она, шестнадцатилетняя бедняжечка, с которой никто в большом городе не разговаривал, доверяется дьяволу и затем проносит через всю жизнь чувство вины, ходит в церковь ради вознесения хвалы Господу! А тут еще эта верная женушка. Чего она хотела? Какими достоинствами обладала? Красота? Но для того, чтобы быть красивыми, необходимы труд, целеустремленность, последовательность; она же бездельничала, незаслуженно упиваясь нарциссизмом. Поначалу красота может поддерживаться тщеславием, однако ее расцвета можно достичь только в результате рациональной эффективности действий субъекта.

В сущности, когда жена адвоката смотрит на себя в зеркальце и видит в нем жуткий лик, не стоит создавать алиби, утверждая, что страшилище в зеркале — это дьявол. Безобразное обличье — это отражение самой женщины, такой, какой она стала внутри себя. Портрет Дориана Грея обнажает психологическую реальность. Жены такого типа тщеславно гоняются за успехом, то есть с инфантильной агрессивностью цепляются за статус и имидж, жаждут денег, шуб и светских приемов, — в общем, всего того, о чем обыкновенно мечтают домохозяйки. Я считаю, что единственная противоречивость персонажа дьявола состоит в превознесении жены адвоката. На его месте я бы сказал оскорбленному мужу: "Если она вела себя как путана со мной, то могла быть такой и с кем-нибудь другим. Ты полагаешь, что это я начал приставать к ней?". Произошедшее — выбор самой женщины.

Лично я не слишком серьезно отнесся к этому фильму, поскольку в нем наблюдаются ужасающие логические противоречия в экзистенциальном, религиозном и философском аспектах. Многократно повторяется фраза из Евангелия: "Вот, я посылаю вас, как овец среди волков"14, в которую Христос вкладывал совсем иной смысл, отличный от представленного в фильме, в котором это изречение предвещает неизбежность кровавой бойни, неизбежность краха и падения, безысходность и тщетность, разрушение и мертвого бога, жизнь ради смерти. Такой смысловой обертон призван оправдать инфантилизм всех тех, кто не желает день за днем, мгновение за мгновением критически утверждать самих себя, принося ради этого необходимые жертвы.

По сути, молодой адвокат не совершает по-настоящему собственный выбор, но лишь исполняет указания, подчиняется. За обликом так называемого дьявола можно разглядеть объективную позицию онто Ин-се. Дьявол олицетворяет благоприятный случай, возмож-

14 Евангелие от Матфея. Гл.10, п. 16.

ность получения власти, которую упустил адвокат. Следовательно, свобода воли в реальности приводит к драме, поскольку зачастую проявляется в выборе действия, воспроизводящего комплекс.

Но процесс существования предполагает воплощение онто Ин-се. Онто Ин-се — это проект, семя: желудь может прорасти или сгнить, развиться или зачахнуть. Какая типология, форма, какой гумус будут сопровождать рост? Как будут пущены первые корни? Дерево будет тянуться в направлении скалы или рассвета? Все это проявится в процессе развития. Совершенный в истории выбор становится сопричиной существования. Ты выбираешь такого друга? Это повлечет определенные последствия. Ты выбираешь эту женщину? Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ты выбираешь такую карьеру? Соответствующие последствия неизбежны.

Онто Ин-се, с момента своего сотворения, воплощения в человеке, с момента своего проявления в пространстве и времени, стремится к совершенству. Несомненно, онто Ин-се всегда занимает выигрышную позицию, при условии, если не обросло в существовании грязью. К сожалению, ты делаешь выбор уже после того, как выбрал самого себя. Например, если маленький ребенок симулирует боль в животе, чтобы не ходить в школу, то временно облегчает свою участь. Затем он повторит удавшийся прием, на основе которого научится отлынивать от трудностей. Однако, в конечном счете, останется без диплома и потому не сможет состязаться с другими на жизненной арене. Это простейший пример.

Канва фильма сводится к фиксации "Эдипова комплекса". Молодой человек, услышав от матери, что она любила в своей жизни кого-то сильнее, чем его самого, вместо того, чтобы воспользоваться удачным стечением обстоятельств, делает выбор, который, по его мнению, сможет больнее ранить отца, и упускает то, что могло бы принести успех ему самому. Стремление задеть отца — самый худший выбор, но именно его совершает молодой адвокат.

Если мы обратимся к исходным правилам онтопсихологии, то увидим в фильме мать, помышляющую только о церкви и боге, незримого отца и сына, который обнаруживает, что мама принадлежала кому-то другому и находит способ ранить соперника. Поэтому, действие фильма может быть рассмотрено как банальная сублимация фрейдистского "Эдипова комплекса".

Следовательно, рассмотрение событий с точки зрения онтопсихологической простоты показывает, что в каждой ситуации есть оптимальный выбор, это давно известное правило. И оптимальность предусмотрена уже на среднем уровне существования, когда до совершенства еще далеко. Если человек крайне болен, это означает, что он утратил доверие жизни. Структуры, способы поведения логико-исторического "Я" полностью потеряли способность к эмпатическому контакту с онто Ин-се, и "Я" блокируется. У субъекта формируется зомбическая психология: он влачит свое существование автоматически, как растение, как бездумный исполнитель. Однако представим себе посредственного человека, у которого еще сохранились корни, еще живого. Быть или не быть живым — в высшей степени реальный факт. Например, на каком бы расстоянии я ни оказался от человека, я незамедлительно определю, жив он или мертв. Если он живой, с ним можно взаимодействовать: можно начать дело, с ним можно говорить, вместе обедать. Но если человек мертв, любое наше совместное действие обречено на провал. "Мертвый" — это тот, кто полностью отброшен, отлучен от источника своего онто Ин-се по причине собственной логики и способа мышления. Такой человек не в состоянии быть посредником дела, жизни, эротизма, доставляющих удовольствие и мне15. Мертвым является тот, к кому жизнь потеряла всякий интерес.

Вот почему, если вы остановитесь ради разговора с посредственностью и, даже зная о том, что собеседник намного ниже вас, раскроетесь перед ним эмоционально, то сновидение вырисует смерть, разрушение, убийство, исходящие от того, кому вы раскрылись, ибо он уже умер внутри себя. Иссякший человек не эффективен, поскольку утратил рациональность выгодного соразмерения жизни с самим собой. Дело не в том, наносит ли он мне вред: этот человек отрезан от логики жизни. Как это произошло? По причине совер-

15 Например, если я разговариваю с другим человеком, то он, несомненно, будет стремиться занять наилучшую позицию, позволяющую ему быть самим собой. Но с какой стороны бы я не подступался к мертвому, везде наткнусь на мертвеца. Мертвый может подчиняться или противоречить, но, в любом случае, не преследует разумных деловых целей, ему выгодных и интересных. Я, как другое живое существо, не имею понятия о том, как обращаться с таким человеком. О чем бы он ни говорил и что бы ни делал, он всегда идет против самого себя, и если я вступлю с ним во взаимодействие, но пожну все печальные последствия этого общения.

шенных ошибок, в которых воспроизводилась та или иная типология комплекса, системы: человек сообразовывался с внешним и потому потерял собственное богатство, забросал камнями собственный источник, дающий критерий существования, могущество волеизъявления — свободу.

Итак, даже неприглядная ситуация открывает благоприятные возможности, предоставляет выбор, указывает на спасательный выход. Среди множества вариантов всегда есть один оптимальный, позволяющий добиться максимума. Каким образом? Прежде всего, укрепляется корень твоей жизни, затем обеспечивается многосторонность существования, далее утверждается твое достоинство и наконец все то, что для этого необходимо. Таким образом, речь идет о выборе того, что приносит мне успех уже сейчас, но нацелено и на будущую самореализацию. Например, если молодой специалист, едва получив диплом, заживо хоронит себя в банке, все кончено. Он может проработать в банке пять, десять лет, отложить немного денег и потом выйти на новый виток жизни. Парень идет служить в милицию? Все предопределено: он получает зарплату, но на работе ему нужно не думать, а только подчиняться, и потому молодой служитель не упражняет критическую способность своего онто Ин-се, оставляя невостребованным источник жизни. Только безоглядный риск в суровых условиях реальности закаляет субъекта, стимулирует непрестанный рост и позволяет лидировать в жизни. Следовательно, свобода воли существует для того, чтобы человек выбрал то, что считает наиболее выгодным для себя как в данный момент, так и с точки зрения будущего. Но как сделать выбор ребенку? Важно всегда выбирать наилучшее, пусть и в незначительный момент. Многие люди, напротив, думают: "Я подчинюсь, все исполню". Система не гарантирует тебе жизнь, она не может обеспечить свободу воли, поскольку главное для системы — заботиться о себе самой, о своих средствах, отстаивать свою точку зрения. Система — это общее правило, в рамках которого все должны быть приблизительно одинаковыми, потому что общий распорядок обеспечивает машине продвижение вперед. Свою индивидуальность, собственную глубинную экономику субъект должен пестовать сам, находясь в постоянном компромиссе с внешним порядком. Следовательно, можно служить системе, культивируя в себе животворный уголок. Такой выбор производится постоянно, не только каждый день, но и каждый миг. Именно по причине свободы воли люди страдают: у животных нет свободы, и живется им хорошо. Они лишь следуют заданному природой системному порядку, но человек наделен способностью как противоречить природе, так и творить вместе с ней. То есть, человек может либо слепо исполнять, либо противоречить, либо активизировать развитие. Именно это свойство и делает человека человеком. Можно сказать, что в основе существования человека лежит выбор; и это прекрасно, восхитительно.

Закрытые системы

Закрытая система — это все то, что общество гарантирует как окончательно определенное. Тем, кто желает идти вперед в качестве лидера, я дам следующий совет: будьте осторожны по отношению к закрытым системам.

С закрытыми системами следует играть "по касательной", использовать их по мере необходимости, не позволяя им захватить себя полностью. Например, долгосрочный банковский заем, пожизненный контракт с государством, членство в какой-то партии, даже принадлежность семье — все это закрытые системы. Семья имеет смысл только в рамках необходимости продолжения рода и совсем не предусматривается компонентами бесконечного роста субъекта. Бытующий расклад обязывает взрослого человека, ставшего мамой или папой, всячески "крутиться", чтобы помогать своим отпрыскам и заботиться о них. Тем самым изначально устраняется возможность непрерывного исторического самосозидания. Следовательно, субъекту необходимо научиться поддерживать семью согласно узаконенным правилам, но одновременно оставлять за собой пространство свободы. Подспорьем тому служат развод и брачные контракты. Нужно прибегать к компромиссу и отстаивать право на совершение свободного шага, не прибегая к противозаконным, выходящим за рамки нормы действиям. Закон — это коммуникативная система, устанавливаемая государством; это способ применения силы в обществе. Следовательно, необходимо знать, изучить все системные принципы группы, государства.

Человек, оставшийся свободным, никогда не запиравшийся в системе, спокойно может ею управлять, ее оплачивать и при этом поддерживать неприкосновенность собственной свободы. Такое отношение обогащает ум, развивает умную изворотливость и осторожность, что позволяет обрести мерило реальности в самом себе. Таким образом, человек научается схватывать суть ситуации и утверждать себя, ничего не разрушая. Сохранение пропорционального равновесия в каждый миг неизменно приводит к развитию. Таким образом, свобода воли состоит в равнозначности власти, которой я наделен: я могу выбрать одно или другое, метаболизировать то или это. Однако, выбранное мною, в свою очередь, создает меня самого.

И когда человек начинает задумываться о себе в конце попусту растраченной жизни, то его онто Ин-се предстает дьяволом. Это оно разрушает, изничтожает субъекта: "Смотри, как ты меня использовал, чего ты тут натворил!". Правосудие, основанное на честности порядка вещей, вершится внутри нас, и онто Ин-се, которое могло бы стать богом и обожествить человека, обличает его в очевидной глупости, и именно оголтелость собственной глупости распинает его. Причем страдание и недовольство испытываются до тех пор, пока человек еще что-то понимает. Затем он настолько далеко отходит от возможности понимания, что даже эти чувства перестают его посещать. Если бы ад существовал, то все равно оказался бы бесполезным для многих людей, поскольку они не поняли бы даже адских мук. Рай и ад составляют проблему умных, чувствительных людей, сталкивающихся с реальностью на иных уровнях, в других формах. Следовательно, измерение возможного, открытого для власти онто Ин-се, кристаллизуется в структуру выигрышных позиций. Наибольшие опасности подстерегают нас в раннем детстве, и необходимо помнить о том, что каждый из нас родился через "закрытую" систему и преодолел действительно серьезные препятствия. И если уж нам удалось справиться с теми трудностями, то под силу одолеть и иные. Неизменна не внешняя, а внутренняя ошибка — способ, стиль жизни. Таким образом, мы возвращаемся к элементам многофакторной этиологии, однако все проблемы решаются на основе техничного исполнения возможного. Это должно происходить миг за мигом и в соответствии с внутренней сутью человека. Ясно, что субъект сначала должен достичь нулевой точки — точки собственной чистоты.

Речь не идет о всеобъемлющем онтовидении. Точка чистоты означает, что субъект осознает онто Ин-се, улавливает его импульсы и пропорции. То есть устранено, удалено вытеснение, и его содержимое вновь включается в круговорот жизни. Беспрепятственная циркуляция онто Ин-се очищает воду жизни, и субъект становится способным увидеть себя целиком, следовательно, раз за разом совершать оптимальный выбор. Как поступить тому, кто забросил собственную жизнь и сбился с пути? Настойчиво работать, не создавая много шуму и не утешаясь верованиями и мистицизмом, то есть действовать с конструктивной рациональностью, в каждый момент выстраивая наилучшее.

Очень часто человек заключает себя в футляр, которому приписывает большую важность. Но в один прекрасный день он отправляется из запертой клетки на пенсию: система заставляет работать, высасывает все соки и выбрасывает. Вначале тебе придается значимость, видимость лидера, а потом от тебя избавляются. И тогда ты — никто. Поэтому, возвращаясь к фильму, необходимо отметить, что ошибкой молодого человека было не только и не столько тщеславие: если мы хотим вести анализ на уровне оперативной экономики существования, то должны учесть, что молодой адвокат постоянно выбирал все закрытое и отгороженное. Отдача и доход от закрытых систем поступали, но выхода из них не было. Берешься выстраивать карьеру юриста? Стремишься стать крупным политиком? Все зависит от того, как ты себя ставишь в выбранной деятельности: если при тебе осталась свобода, ты сможешь манипулировать легальными структурами, не останавливаясь на них. И наоборот, как только ты позволил втянуть себя внутрь системы, в какой-то момент начинает функционировать исключительно монитор отклонения, главенствуют правила послушания и постоянство, обусловленное инерцией и привычкой. Или же приведем пример из области биологической потенции молодежи. Представитель молодого поколения размышляет приблизительно так: "Я молод, поэтому могу делать все, что захочу, могу заниматься сексом, разъезжать повсюду, знакомиться со всеми, с кем пожелаю". То же самое происходит, когда у человека есть некоторая сумма денег, и он швыряется ими направо и налево, вместо того, чтобы вложить в развитие, приумножить и обратить в успех. Молодость должна быть посвящена не выставлению напоказ своей сексуальной силы, не чрезмерному ее потреблению, а искусным инвестициям своих способностей. И тогда, вместо того, чтобы довольствоваться только плотью, в один прекрасный день можно прийти к духовному экстазу через биологический порядок. Все зависит от изначального вкладывания жизненного капитала, который затем преумножается и миг за мигом обновляется. Но пока мы неимущие и маленькие, мы должны удовлетворяться такими же маленькими шажками. Затем, от малого, мы зарабатываем десять, потом сто, тысячу, миллион. Следовательно, власть, выбор, свобода расширяются, и тогда свобода воли становится дискреционной властью над собой и окружающими. То есть, человек достигает той точки, в которой освобожден от всего, что обусловливает других людей.

Свобода воли существует, однако почему она возможна? Свобода волеизъявления определяется квантом власти, интенциональности. Это означает, что я могу идти туда, куда пожелаю. Как я вкладываю свои силы, в какое положение ставлю? Я могу выбирать, однако это не выбор между всем и ничто, мне предоставлены некоторые возможности. Онтопсихологическая чувствительность позволяет выбрать наилучший путь: мы располагаем безошибочным критерием онто Ин-се, однако необходимо уметь его учуять. Онтическая интуиция существует, множественная равнозначность власти волеизъявления существует. Она безошибочна, поскольку природа, посредством "изо", сливает в стройный хор звучание всего сходного и близкого. Мой ум пребывает на определенном уровне, я сам являюсь квантом власти и силы. Но как и куда стоит вкладывать мое достояние? Какой облик нужно ему придать? Следовательно, исходя из того, кто я есть и чем обладаю, я могу придти к большему, ведь все движется. Определить наилучшее очень просто: любая вещь, которая мне максимально подобна — моя. "Изо" откликается, поскольку высокочувствительно резонирует со всем тем, что ему глубинно близко. Это происходит, если человек не погряз в ошибках, если не ставит других, отца или мать, выше и прежде самого себя. Я утверждаю себя в выборе всего, что со мной сходно не ради превалирования над другими людьми: я важен, потому что незаменим в выстраивании собственной жизни. Следовательно, речь идет о тотальной эгоцептивности. Онто Ин-се руководствуется неизменными требованиями: вступая во множественные отношения, оно, согласно химическому закону, направляется туда, где находит себе подобное. Все то, что наиболее близко ему, способствует его росту. Выбор неподобного, пусть совсем немного отличающегося, вызывает отчуждение. Данный закон действует не только на духовном уровне, обусловливая также и состояние материи. Квант Ин-се обладает определенной формой. Если Ин-се развивается в подобии с собственной внутрисущностной формой, то рост, усиление, обогащение непреложны и непрерывны. Если индивидуальное пространство продолжает шириться, и субъект совершает действия, требуемые уже завоеванным уровнем, то конкретизирует еще больше свои высшие задатки, достигает максимума. Необходимые действия отчетливо видны, если вы спокойно владеете свободой воли.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV