Античные писатели
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ДАМАСИЙ

Дамасий, Damasus, папа (366-384 гг.), латинский эпиграмматик. Д., вероятно, был по происхождению испанцем. В качестве папы имел большие заслуги перед Церковью. Во время его правления состоялся первый Константинопольский собор (381 г.) и римский синод (382 г.). В 382 г. поручил своему секретарю и советчику Иерониму ревизию латинского перевода Библии. Д. Известен прежде всего как поэт, создатель 62 или 59 (77 вместе с фрагментами) надписей, помещенных на могилах римских мучеников во время производившихся по его приказу реставрационных работ в катакомбах. Некоторые эпиграммы известны из надгробных надписей, другие - из записей, сделанных паломниками. Литературная ценность эпиграмм Д., написанных гекзаметрами, реже - дистихами, не свободных от просодических и метрических отклонений, невелика. В них заметно влияние Вергилия. Д. Часто упоминает в эпиграммах самого себя, свою мать или сестру Ирину. Он написал также 2 эпиграммы (на Давида и на апостола Павла), не предназначенные для помещения на гробницы. Эпиграммы . имеют большое значение для изучения культа мучеников и в качестве образцов нового литературного жанра - христианских поэтических надгробных надписей и восхваления мучеников, - который позднее развил Пруденций. Д. был также автором теологических произведений, которые утрачены. Сохранились правовые документы и 9 писем.

ДАРИЙ ФРИГИЕЦ

Дарий Фригиец, Повесть о падении Трои (De excidtio Troiae historia), V (или IV?) в. н. э., латинский перевод не сохранившегося греческого прозаического произведения, созданного, быть может, в I в. н. э. и приписываемого Д., который в Илиаде является жрецом Гефеста в Трое, а согласно Элиану, был автором более древней повести о троянской войне (так называемой Фригийской Илиады). Неизвестный переводчик выдает себя за Непота, а посвящает свой перевод Саллюстию, что является очевидным анахронизмом. Произведение предполагаемого очевидца и участника троянской войны нелицеприятно для греков и противоречит Гомеру (например, Патрокл умирает задолго до «гнева Ахилла», Троя падает из-за предательства Энея и т. д.). Повесть о падении Трои не представляет большой литературной ценности, однако она оказала значительное влияние на средневековую литературу, поставляя сюжеты для рыцарских романов и представляя наряду с сочинением, приписываемым Диктису, основной источник сведений о троянской войне.

ДЕЙНАРХ

Дейнарх, Deinarchos, ок. 390-ок. 290 гг. до н. э., греческий оратор. Родился в Коринфе, примерно в 342 г. поселился в Афинах. Был учеником Теофраста. С 336 г. занимался в качестве логографа (см. Аттические логографы) составлением (за плату) судебных речей для клиентов, которые сами их произносили. Близко связанный с Деметрием Фалернским, во время его правление в Афинах (317-307 гг. до н. э.) пользовался большим почетом. После изгнания Деметрия Д. укрылся в Халкиде на Эвбее, откуда возвратился в Афины только в 292 г. благодаря помощи Теофраста. Из 60 речей Д. сохранились только 3: Против Демосфена (Kata Demosthenus), Против Аристогена (Kata Aristogeitonos), Против Филоклея (Kata Philokleus). Все три связаны с делом Гарпала, казначея-изменника Александра Македонского. Д. не был оригинальным оратором, он подражал своим предшественникам, особенно Демосфену.

ДЕКСИПП

Дексипп, лат. Публий Геренний Дексипп; Deksippos, лат. Publius Herennius Dexippus, из Афин, род. ок. 210 г., греческий историк. Представитель старой афинской аристократии, занимал высокие должности в Афинах, а также исполнял обязанности жреца. В 267 г. оборонял Афины от герулов. Основным произведением Д. была объемная Хроника (Chronike historiua), самое меньшее в 12 книгах, в которой он описал всеобщую историю с древнейших времен до 268/270 гг. (ее впоследствии продолжил Евнапий). В работе под названием Скифика (Skythika) Д, описал набеги германцев в 238-270 гг., сочинение же под названием История диадохов (Ta met Aleksandron) в 4 книгах было лишь цитацией произведения Арриана. Из трудов Д. сохранились только фрагменты. Д. брал за образец Фукидида, его же работами пользовались среди прочих Иордан и Зосим.

ДЕЛА ЯЗЫЧЕСКИХ МУЧЕНИКОВ

См. Александрийские дела.

ДЕМАД

Демад, Demades, IV в. до н. э., греческий оратор и политик. Один из предводителей промакедонской партии в Афинах. Замешанный в деле Гарпала, казначея Александра Великого, вынужден был удалиться в изгнание. Возвратившись в 322 г. после поражения в войне с Македонией, добился смертного приговора Гипериду и Демосфену. В 319 г., обвиненный в предательстве интересов Македонии, был убит по приказу Кассандра. Д. обладал врожденным ораторским талантом и большими способностями к импровизации. Он стал также знаменит благодаря шутливым рассказам, образцы которых сохранились у позднейших авторов. Речи Д. были утрачены еще в I. до н. э.

ДЕМОКРИТ

Демокрит, Demokritos, из Абдеры, ок. 470/460- ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию (упоминания о которых появляются только во II в. до н. э.). Д. был учеником Левкиппа, и вполне возможно, что он к тому же слушал лекции кого-нибудь из пифагорейцев (см. Пифагор). Скорее всего, он не был в Афинах. В эллинистический период сложился рассказ о Д., который в I в. н. э. обрел окончательную форму в фиктивной переписке Д. с Гиппократом. Отсюда происходит приведенное впервые у Горация прозвище Д. «смеющийся философ». - Каталог сочинений Д., признанных подлинными, составил Каллимах из Кирены, а на тетралогии их разделил Фрасилл в I в. н. э. Порядок тетралогии: 1-2 - этика; 3-4 - натурфилософия (связанная с учением о душе и логикой); 7-9 - математика и астрономия, 10-11 - поэзия и музыка; 12-13 - практические умения (медицина, сельское хозяйство, живопись). Кроме 13 тетралогий (52 сочинения) список содержит 9 сочинений вне определенных тематических разделов (между тетралогиями 2 и 3). В конце каталога Фрасилл поместил еще 9 сочинений, приписываемых Д. Обыкновенно оспаривается подлинность нескольких сочинений из списка Фрасилла. Из наследия Д. сохранилось только 298 фрагментов, в основном этических, так называемых Гном Демокрита (Demokratus gnomai), и несколько гном у Стобайоса (?). Предположительно в конце III. до н. э. Болос из Менд издал под именем Д. собственные сочинения о магических свойствах животных, растений и драгоценных камней и содержащие кроме того чисто практические советы, например, о земледелии (псевдо-Демокрит). В определенной мере благодаря этим сочинениям с I в. до н. э. Д. известен как исследователь природы, которому приписывают различные открытия и изобретения. Во второй половине V в. н. э. Д. приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Д. считали также автором многочисленных изречений и моральных максим. Создателем атомистической теории был Левкипп, однако Д. ее усовершенствовал и дополнил. Невозможно точно определить вклад Д. в данную теорию, поскольку еще в древности не было отчетливого разделения между учением Левкиппа и взглядами Д. Постепенно Д. стали считать первым атомистом, сочинения Левкиппа - Макрокосм (Megas diakosmos) и О разуме (Peri nu) - приписали Д. (возможно, еще в IV в. до н. э.), а некоторые, например Эпикур, отрицали существование Левкиппа. Важнейшим произведением Д. был Микрокосм (Mikros diakosmos) (430-425 гг.). Двумя основами (archai) существования мира являются вечные, неизменные и неделимые атомы (atomos - неделимый) и пустота (kenon), признаваемая нематериальным бытием или небытием. В беспредельной пустоте в непрестанном движении находятся атомы, из которых складывается бесконечное разнообразие конечных миров. Движение атомов не имеет начала и является изначальным законом природы. Атомы имеют только количественные характеристики, то есть различаются между собой величиной, формой (как буквы A и N), порядком (AN и NA) и расположением (N и Z). Атомисты не признавали целесообразности мира и все явления объясняли механистически. Что касается теории познания, то Д. различал истинное познание, опирающееся на разум, и обманчивое познание (gnome skotie), опирающееся на ощущения. Д. не отбрасывал окончательно свидетельства органов чувств, но стремился, чтобы оно критически оценивалось разумом. Чувственные характеристики (сладость, горечь, тепло, оттенки цвета) Д. считал субъективными. Человек воспринимает предметы тогда, когда отделяющиеся от них подобия (eidola) достигают его глаз (принятие теории «излияний» Эмпедокла). В теории Д. нет места надприродным элементам, ибо боги являют собой соединения мельчайших шаровидных атомов, которые, хотя и долговечны, в конце концов погибают. Несмотря на подчиненное место теологии в атомистической философии Д., нельзя сказать, что религиозные представления не имеют для него никакого значения и являются всего лишь выражением приспособления к традиционным верованиям. Боги существа более совершенные, чем люди, поскольку они в большей степени познали законы, управляющие миром. Они могу помогать или препятствовать людям (поэтому Д. не отвергал молитвы), а также предсказывать будущее. Д оспаривал взгляды Эпикура, говоря о кровном родстве людей и богов, основанном на общности их природы, но признавая богов за образец, согласно которому человек может формировать свою собственную жизнь. Д. объяснял происхождение религии двояким образом: 1) Наблюдение природных явлений, вызывающих в сердцах людей глубокое почтение, связанное с определенным страхом, склонило некоторых мудрых людей к признанию существования божества, правящего миром (возможно, здесь шла речь о возникновении философской религии); 2) источником религиозных представлений были огромные и внушающие страх видения в человеческом облике (eidola), являвшиеся людям во сне (вероятно, речь идет о возникновении народной антропоморфной религии). Д. был первым прозаиком, писавшим труды на этические темы. Самый значительный из них - О спокойствии духа (Peri euthymies). Этика была связана с атомистической теорией, счастье, чаще определяемое как «спокойствие духа», основывается на гармоничном и симметричном движении атомов души. Согласно этому учению, разум человека мог оказывать влияние на движение психических атомов. Вероятно, поэтому Д. придерживался в сочинения по этике гномического стиля, чтобы более легкие для запоминания афоризмы влияли в нужном направлении на движение атомов и обеспечивали людям счастье. Основным принципом этики Д. было подчинение воли и чувства разуму человека (в этом ее сходство с этикой Сократа). До недавнего времени считалось доказанным, что Д. был создателем концепции о развитии общества от первобытных, почти животных форм ко все более совершенным. Это учение Д., представленное, возможно, в Микрокосме, излагает, основываясь на Гекатее из Абдеры, Диодор Сицилийский.В настоящее время, однако, полагают, что идея о развитии общества и культуры под давлением неизбежности и необходимости является коллективным порождением софистической мысли V в. до н. э., которая порвала с мифом о золотом веке (следы подобных взглядов у Протагора, Продика, Крития). Д. был сторонником демократии, но он видел также и изъяны современных ему демократий. Д., писавший о всех областях знания своего времени, был самым разносторонним философом до Аристотеля. Цицерон хвалил прекрасный ионический стиль Д. и сравнивал его со стилем Платона, а простой стиль Д. противопоставлял запутанному языку Гераклита. Аристотель часто пишет о Д. с уважением, зато Платон нигде о нем не упоминает. Знал ли Платон сочинения Д. - вопрос спорный. Следы критики атомизма в платоновском Тимее усмотрели, скорее всего, чересчур поспешно. Легендой представляется также сообщение, что Платон намеревался сжечь произведения Д. Д. не основал философской школы, но в IV в. до н. э. объявились его последователи - Метродор Хиосский, Диоген из Смирны, Анаксагор из Абдеры (учитель Пирона из Элиды), Навсифан (учитель Эпикура). Эпикур тоже первоначально называл себя последователем Д., однако впоследствии стал подчеркивать свою оригинальность. Философия Д. дала начало двум школам: эпикурейской (продолжающей атомизм и этику Д.) и скептической (основанной Пирроном, который поставил на первый план теорию субъективных ощущений). Учение Д. стало известно повсюду благодаря Аристотелю и перипатетикам, а также Волосу из Менда, связавшему взгляды Д. с мистико-алхимическими представлениями, а прежде всего - Эпикуру.

ДЕМОСФЕН

Демосфен, Demosthenes, 384-322 гг. до н. э., греческий оратор и политик. Причисленный к канону 10 ораторов, признанный самым выдающимся представителем греческой риторики, блистательным стилистом и великим политиком. Сын Демосфена, владельца оружейной мастерской. Лишившийся отца в возрасте 7 лет, лишенный также имения недобросовестными опекунами, он решил добиваться восстановления своих прав в суде и с этой целью упражнялся в красноречии у Изея. В возрасте 20 лет он начал процесс о возвращении имения и выиграл его, однако растраченного имущества не получил. В результате он стал логографом, составляя речи для клиентов - сначала для частных процессов, а затем также и для политических. Из-за изъянов произношения терпеливо работал над дикцией, упражнялся под руководством актера Сатира, зачитывался Изократом, Фукидидом и Платоном. Стал известен как оратор ок. 354 г., когда выступил с первой политической речью О податных округах (Peri symmorion), в которой призывал афинян к реформированию податной системы и расширении военного флота, необходимого для борьбы с грозящей экспансией Филиппа II, македонского правителя. Вскоре Д. становится предводителем антимакедонской партии и в своих знаменитых политических речах предупреждал афинян о захватнической политике Филиппа, призывал греков защищать свободу и демократический строй, боролся против олигархических промакедонских группировок, во главе которых среди прочих находился его главный противник Эсхин. Энергичная деятельность Д. привела в 340 г. к объединению греческих государств под предводительством Афин, а его самым значительным политическим достижением было склонение Фив к заключению союза с Афинами против Филиппа, который подкупом и посулами старался обеспечить дружбу фиванцев, учитывая стратегическое положение их страны. Сражение под Херонеей (338 г.) определило победу македонцев. В надгробной речи в честь павших в этом сражении Д. прославляет политику Афин, их неустанную борьбу за свободу и демократическое устройство, клеймит продажных политиков из промакедонского лагеря. После поражения Д. занялся внутренними делами Афин, в том числе состоянием восстановлением фортификации. В знак признания его заслуг Ктесифонт выступил с предложением о награждении Д. золотым венком. Этому воспротивился Эсхин, вменивший в вину Ктесифонту неправомочность предложения и при этом яростно нападал на Д. Д. ответил известной речью О венке, в которой, защищая Ктесифонта, предоставил отчет о своей жизни и противопоставил собственную деятельность в интересах государства промакедонской политике Эсхина и его стороников. Венок был ему присужден. Втянутый в дело Гарпала, казначея Александра Македонского, Д. вновь предстал перед судом в 324 г.и был обвинен в растрате 20 талантов, которые он должен был пустить на государственные нужды, и был наказан штрафом в 50 талантов. Поскольку он не мог их заплатить, то был заключен в тюрьму, откуда ему удалось сбежать. Он удалился на Эгину и триумфально вернулся в Афины после смерти Александра. Однако когда Афины потерпели поражение в так называемой ламийской войне, правитель Македонии Антипатр потребовал смерти Д. Пытаясь уйти от преследователей, оратор покончил с собой на острове Калавра в храме Посейдона. Под именем Д. сохранилась 61 политическая и судебная речь. Речи на частных процессах, подлинность которых большей частью находится под сомнением, интересны главным образом с точки зрения исследований права, изучения обычаев и исторических событий. Известность среди современников и потомков принесли Д. политические речи, а в особенности 3 Олинтийские речи (Olynthiakoi logoi I-III), 3 Филиппики (Kata Philippon), из которых третья имела две редакции, и речь О венке, или В защиту Ктесифонта (Hyper Ktesiphontos peri tu stephanu). В Олинтийских речахШ, созданный в 349-348 гг. Д. призывает прийти на помощь Олинту, которому угрожает вторжение Филиппа, клеймит бездействие и политическую недальновидность Афин, выступает за проведение податных реформ, и прежде всего за ликвидацию так называемого театрального фонда и направления всех бюджетных излишков на укрепление афинской армии и флота. Когда несмотря на троекратные выступления афинского флота Олинт пал, а Филипп, захватив южное побережье Херсонеса, Амфиполис, Пидну и Потидею, завладел затем Фокидой, для Д. стало ясно, что он стремится окружить Афины и завладеть всей Грецией. С предостережением против этой опасности Д. выступает в Филиппиках. Он детально анализирует политическое положение Афин, борется с пассивностью и упадком духа соотечественников и, предвидя прекрасное будущее своей страны, призывает всех греков сражаться за свободу. Он достигает вершин своего красноречия. Другие политические речи Д.: О положении на Херсонесе (Peri tu en Chersonesego), О превышении полномочий посла (Peri parapresbeias) - обвинение Эсхина в предательстве интересов Афин в ходе переговоров, связанных с так называемым Филократовым миро;. О податных округах (Peri symmorion), В защиту свободы родосцев (Peri tes Rhodion eleutherias); Против Аристократа (Kata Aristokratus). Речи Д. отличает тщательная продуманность как содержания, так и выражений. Д. считается наиболее выдающимся представителем так называемого возвышенного стиля, хотя он мастерски использовал также средний и простой стили. Он избегал украшений, но не отвергал необычных конструкций и анаколуфов. Использовал сильные, хотя и простые метафоры, а строй предложений служил ему для подчеркивания хода мысли. Форму он подчинял содержанию. Д. увлекал слушателей логикой аргументов, силой чувства, выразительностью произношения, а также специфической ритмикой прозы. Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье и Мирабо.

ДЕМОХАР

Демохар, Demochares, 360-275 гг до н. э., греческий оратор, политик и историк. Племянник и ученик Демосфена, которому он ревностно старался подражать во всем. В период зависимости почти всей Греции от Македонии был решительным сторонником антимакедонской политики. Он выступал также против любых форм культа правителей. В 280/279 гг. по предложению Д. в Афинах была поставлена статуя Демосфена, в определенном смысле - символ борьбы за независимость. Д. был автором сочинения История Афин, насчитывавшего более 21 книги, а также речей (тоже не сохранившихся).

ДЕЯНИЯ МУЧЕНИКОВ

«Деяния мучеников» - Название это в широком значении обозначает 3 группы памятников античной литературы, написанных в основном по-гречески и по-латыни. Это протоколы дел мучеников (acta martyrum), описания мученичеств (passiones, martyria), а также легенды о мучениках. В узком смысле к «деяниям мучеников» принадлежат только произведения первой группы. Основаны эти судебные протоколы на допросах христиан. В литературном плане не представляют большой ценности, однако имеют значение в качестве исторических источников. К этой группе принадлежат бесспорно подлинные протоколы о мученичестве св. Юстина, мучеников из Скиллума (самое древнее христианское произведение, написанное по-латыни), проконсульские протоколы св. Киприана и других. Другую группу составляют литературные обработки показаний свидетелей и мучеников, чаще всего записанные со слов очевидцев. Кроме заботы об исторической правде, там можно заметить литературные амбиции. К этой группе принадлежат: описание мученичества св. Поликарпа (письмо смирненской общины к христианам в Филомелии), мученичества лионцев (письма лионской общины к общинам в Малой Азии), а также наиболее выдающееся произведение этой группы, рассказывающее о мученичестве св. Фелиситы и Перпетуи, сохранившееся в латинской и греческой версиях и состоящее из записей самой Перпетуи, описывающих пережитое рассказчиками с момента ареста, из видений Сатуруса и драматического описания мучений Перпетуи, Фелиситы и их товарищей, записанного со слов очевидца. Автором всего произведения был, вероятно, Тертуллиан. Легенды о мучениках создавались обычно позднее и не представляли значительной исторической ценности, хотя им невозможно отказать в некоторой исторической правдивости. С литературной точки зрения они представляются нагромождением преувеличений, чудес и неправдоподобных событий. Принадлежат к ним описания мученичества св. Цецилии, св. Себастьяна, св. Агнессы и др. А. оказали большое влияние на формирование агиографической литературы.

ДИАГОР

Диагор, Diagoras, с Мелоса, V в. до н. э., прозванный Безбожником (atheos), греческий поэт. Поскольку его имя называли иногда среди поэтов, иногда же среди философов, некоторые исследователи полагали, что было два Д. - набожный поэт и философ-атеист. Вопреки легенде, Д. не был ни учеником Демокрита, ни учителем Сократа. Зато он принимал участие в составлении законов для жителей Мантинеи (ок. 425 г.). В Афинах прославился насмешками над таинствами Элевсинских мистерий и критическим отношением к вере в богов. Ок. 415 г. ему предъявили обвинение в безбожии. Д. предпочел бегство на Пелопоннес. - Из творческого наследия Д. сохранилось только 2 небольших поэтических фрагмента (5 стихов). В первой половине IV в. до н. э. неизвестный софист издал под именем Д. сочинение атеистического содержания Apopyrgizontes (заглавие не совсем ясное и по-разному переводимое), которое, однако, вскоре пропало. В эллинистический период Д. приписывалось произведение эфмеристического характера Фригийские повести. Еще Аристоксен из Тарента считал первое произведение не подлинным, ибо знал Д. как набожного поэта. Позднее сложилась легенда о Д.-атеисте, содержавшая также объяснение причины его неверия (боги не покарали клятвопреступника, солгавшего Д.), и несколько анекдотов, иллюстрирующих его безбожие (например, приготовление еды на огне, в котором горела статуя Геракла).

ДИДИМ

I.

Дидим, Didymos, I в. до н. э., греческий грамматик и филолог. Работал в Александрии. Был одним из наиболее плодовитых филологов и комментаторов античности. Его трудолюбие - он написал 3500 книг - стала притчей во языцех и была предметом удивления. Его называли Д. Халкентер, то есть Д. с кованым нутром. Работы Д. можно разделить на 2 группы: комментарии и лексикография. Д комментировал произведения почти всех греческих поэтов, а также всех ораторов. Среди его многочисленных сочинений заслуживает внимания труд об афоризмах. В 1904 г. был опубликован папирусный фрагмент комментария Д. к речам Демосфена. Все сочинения Д. утрачены. Они, однако, имели большое значение, поскольку им позднейшие комментаторы и лексикографы были обязаны сведениями об исследованиях великих александрийских филологов (Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский), которые этим путем попали в византийские сколии.

II.

Дидим, Didymos, прозванный Слепым, ок. 312-398 гг. н. э., греческий христианский писатель. Выдающийся представитель александрийской школы, защитник произведений Оригена. Д. оказал большое влияние на современников. Большая часть его сочинений утрачена во времена оригеновских дискуссий. Благодаря папирусным находкам нам удалось отыскать пропавший комментарий к книге Захарии (Библия), стало возможным также дополнить некоторые комментарии, известные до того времени лишь в отрывках (к книгам: Бытия, Экклезиаста, Псалмов и Иова). Из догматических сочинений Д. сохранилось его главное произведение Три книги о Святой Троице (Ta peri Triados tria biblia) и Трактат о Святом Духе (Peri tu Hagiu Pneumatos logos) и короткий трактат против манихеев.

ДИКЕАРХ

Дикеарх, Dikaiarchos, из Мессены на Сицилии, род. до 340 г. до н. э., греческий философ. Ученик Аристотеля и Теофраста, перипатетик. Долго пребывал на Пелопоннесе; совершил научные путешествия по другим частям Греции. Необычайно плодовитый писатель-эрудит, автор произведений из области географии, истории культуры и литературы, политики. Важнейшими из них являются: Жизнь Эллады (Bios Hellados) в 3 книгах, история греческой культуры от легендарного Золотого века до времен жизни автора, и труд по географии Описание Земли (Periodos ges), где Д. среди прочего доказывал шаровидность Земли. В отличие от Аристотеля и Теофраста Д. был приверженцем практической жизни, что отражалось в его исследованиях, приводя, например, данные о высоте гор. В труде О душе (Peri psyches) отрицал существование бессмертной души, а в Троичном принципе (Tripolitikos) полемизировал с Платоном на тему трех типов государственного устройства, признавая наилучшим смешанный строй, сложенный из монархии, демократии и аристократии. В произведении Посещение грота Трофония он занимался, вероятно, искусством предсказания. В своих Жизнеописаниях (Bioi) он не только описывал жизнь замечательных людей, но на их примере показывал различные возможные образы жизни; вместе со своим современником Аристоксеном был признан творцом литературной биографии. В своих сочинениях, которые, по свидетельству древних, отличали яркость описаний и богатство словаря, часто использовал диалог. Д. оказал большое влияние на Эратосфена, Полибия, Панатия, Плутарха, Цицерона. От его обширного наследия сохранились только фрагменты.

ДИКТИС КРИТЯНИН

Диктис Критянин, «Дневник Троянской войны» («Ephemeris tu Troiku polemu»), греческое произведение I в. н. э. Автор выдавал себя за участника Троянской войны, неизвестного Гомеру. Его дневник, написанный по-финикийски, был, по слухам, найден в гробнице во время землетрясения в 13 год правления императора Нерона (66/67 гг.), который приказал закончить его перевод на греческий язык. Прозаический греческий текст, известный в Византии еще в VI в. н. э., погиб, но в 1907 г. был издан найденный в Египте папирус с его отрывком, датируемый началом III в. н. э., что подтвердило как существование греческого оригинала, так и адекватность сохранившегося латинского перевода. Этот перевод выполнил , вероятно, в IV в. н. э. неизвестный нам из других источников Л. Септимий, который в письме, его предваряющем, сообщает читателю, что первые 5 книг он перевел правильно, зато в последней VI части лишь пересказал содержание тех отрывков, что касались возвращения героев из-под Трои. Согласно переводчику, найденный в гробнице текст был написан по-гречески, только финикийским письмом. Автор представил события Троянской войны с точки зрения греков, опуская в своем повествовании все иррациональные элементы. Он начинает с похищения Елены, заканчивает же смертью Одиссея. Латинский перевод Дневника оказал значительное влияние на литературу средних веков, представляя, наряду с произведением, приписываемым Дарию, основной источник сведений о троянской войне вплоть до эпохи Возрождения, когда эпопею Гомера вновь начали читать.

ДИОГЕН

Диоген, Diogenes, из Малой Азии, II в. н. э., греческий философ. Возможно, что он имел риторическое образование, а философию изучал на Родосе. Стал известен лишь после открытия в 1884-89 гг. отрывков обширной надписи (ок. 40 м и ок. 120 колонок письма), выбитой на камне, первоначально помещавшемся в портике. Чувствуя приближение смерти, Д. велел выбить эту надпись, представлявшую собой его философское завещание, в котором он защищал с миссионерским энтузиазмом учение Эпикура. Надпись содержит 4 сочинения Д.: об эпикурейской физике (среди прочего, она рассматривает также происхождении людей, создании культуры и языка), о бесконечном числе миров, об этических проблемах и о старости. Сверх этого здесь представлен ряд максим, в большинстве своем идентичных с Мыслями Эпикура, и письмо к матери, принадлежащее, вероятно, тоже Эпикуру. Запись эта является свидетельством устойчивости учения Эпикура в эпоху Империи.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

Диоген Лаэртский, Diogenes Laertios, лат. Diogenes Laertius, III/IV вв. н. э., греческий историк философии. О жизни Д.Л. нам известно мало. Утрачена работа Д.Л. Pammetros, небольшие фрагменты которой сохранились в основном его труде Жизнь и взгляды знаменитых философов (Filisofon bion kai dogmaton synagoge) в 10 книгах. Д.Л. начинает сове произведение с древнейших времен: кн. 1 посвящается семи мудрецам, кн. 2 - Анаксимандру, Анаксагору, Сократу и младшим сократистам, в кн. 3 автор представляет Платона, в четвертой - его учеников, в пятой - рассказывает об Аристотеле и его слушателях, в кн. 6 - об Антисфене и кинической школе, седьмая книга представляет старую Стою, а следовательно, Зенона Кифеонского, Клеанфа, Хрисиппа, в восьмой он занимается Пифагором и пифагорейцами, в девятой мы читаем о Гераклите, школе элеатов, раннем атомизме, Протагоре, Пирроне из Элиды и Тимоне Флийском, 10 книга посвящена Эпикуру и эпикурейцам. Как писатель Д.Л. является прежде всего продолжателем языковых философских школ, которыми он занимается, и подчиняет свой стиль информационным задачам, поэтому трудно говорить о проявлениях его писательской индивидуальности. Как историк философии он представляется в основном собирателем и компилятором, вследствие чего наряду с очень важными сведениями, нередко присутствующими только у него, в его произведении мы находим массу анекдотов, неточных данных, легенд. Значение же всего труда неоценимо, поскольку он представляет собой один из главных источников по истории древней философии. Абсолютное незнание нами личности самого автора делает невозможным установление источников, из которых он черпает материал для своей работы, однако Д.Л. невозможно отказать в трудолюбии и увлеченности философским чтением и философскими индивидуальностями (см. Доксографы).

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

Диоген Синопский, Diogenes, ум. в 328-323 гг. до н. э., греческий философ. Сын банкира Гикесия. В Афинах слушал Антисфена. Умер в Коринфе. Согласно легенде, он покончил с собой, нарочно задержав дыхание. Приписываемые ему в древности произведения (диалоги и трагедии), вероятно, не были подлинными. Д. учил, что величайшим благом является добродетель, а все остальное безразлично. Добродетель достигается посредством разума, но прежде всего - трудом (ponos) и упражнением (askesis). Идеалом Д. был Геракл. Обладание добродетелью ведет к самодостаточности (autarkeia), дает свободу и независимость от страстей и от внешнего мира. Поэтому Д. спал в бочке, ел самую простую еду, носил одну одежду летом и зимой, не имел семьи и не признавал общественных связей. Отвергал все условности, пропагандируя возвращение к природе. Шокировавшие некоторых поступки Д. (публичное отправление физиологических и сексуальных потребностей) снискали ему прозвище «Пес» (kyon), которое он принял с гордостью и от которого пошло название киников и кинизма. Д. называли также «безумным Сократом». Сохранившиеся анекдоты о Д. можно разделить на две группы: иллюстрирующие скудость запросов Д. и демонстрирующие остроту его шуток. Легенда часто говорит о контактах Д. с Платоном или другими его современниками, однако кроме Теофраста ни один из писателей той эпохи о нем не вспоминает. Ученики Д. (в основном Кратий из Фив) собирали его изречения, но большинство историй было сложено, вероятно, только во II в. н. э., когда киническая философия вновь стала модной. В то же время был создан сборник писем 51 письмо), ложно приписываемых Д.. Взгляды Д. повлияли на стоиков при посредничестве Кратия, который был учителем Зенона Кифеонского, основателя стоической школы.

ДИОДОР

Диодор, Diodoros, из Тарса, ок. 330-393 гг. н. э., греческий христианский писатель. Был одним из величайших эрудитов IV в. После учебы в Афинах свое теологическое образование он пополнил в антиохийской школе, затем некоторое время был монахом и настоятелем монастыря. Впоследствии ученики призвали его руководить антиохийской теологической школой. У него обучался, в частности, Иоанн Златоуст. Император Валент отправил его в изгнание за ортодоксальные теологические взгляды. После смерти императора он стал епископом Тарса в Киликии, принимал участие в Константинопольском соборе в 381 г. Через 100 лет после смерти Д. его начали подозревать в исповедании несторианской ереси (см. Нестор, Кирилл Александрийский). Вероятно, поэтому погибло его обширное литературное наследие. Из сохранившихся отрывков у других авторов мы узнаем, что он писал комментарии к библии, выступал также против манихеев, астрологов и языческих философов. В библейской экзегезе боролся с аллегоризмом, исповедуемым александрийской школой, и комментировал Священное Писание с исторической и грамматической точки зрения.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

Диодор Сицилийский, Diodoros, I в. до н. э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. Долго находился в Риме. В 60-56 гг. жил в Александрии. В течение 30 лет собирал материалы для своего исторического труда под названием Библиофика (Bibliotheke), в 40 книгах, посвященного всемирной истории. Заголовок произведения должен был указывать на богатство информации, в нем содержащейся, и на обилие используемых источников. Библиофика описывала всемирную историю с мифических времен до Галльской кампании Цезаря (поход против Британии в 54 г. до н. э.). Целиком сохранились кн. I-V и XI-XX, остальные же в отрывках и выдержках. Сохранившиеся книги излагают историю Египта, Месопотамии, Индии, Скифии, Аравии, Южной Африки, Греции (до IV в. до н. э.), историю походов Александра и борьбы диадохов. Повествование подчинено принципу анналов, отсчет времени ведется по датам олимпиад, спискам аттических архонтов и римских консулов, поэтому хронология событий часто ошибочна. При изложении истории Ассирии и Мидии источником для Д. служило, вероятнее всего, произведение Ктесия, для Египта - Гекатея из Абдеры, для Индии - Мегасфена, Греции - Эфора и какого-то из историков Александра; использовал он также труды Иеронима из Кардии, Полибия, Посидония, а также, возможно, работы римских анналистов, например, Фабия Пиктора. Произведение Д. особо важно в качестве источника сведений об эпохе Филиппа Македонского, периоде после смерти Александра Македонского, истории Сицилии и ранней римской истории, о которой он дает порой лучшую информацию, чем Ливий. За исключением использования множества более ранних источников, стиль произведения Д. достаточно однороден; по ходу повествования довольно редко появляются речи, охотно цитируемые другими историками. Д. писал на койне (международном греческом диалекте эпохи эллинизма). Ценность произведения Д., являющегося дополнением к другим, частично сохранившимся работам, весьма неоднозначна и зависит от источника, на который он опирается. Сам Д. не предпринимал анализа источников. Литературные достоинства произведения невелики.

ДИОМЕД

Диомед, Diomedes, предположительно, вторая половина IV в. н. э., римский грамматик. Автор Ars gramatica (Искусство правильного чтения и письма) в 3 книгах, охватывающего лекции о частях речи, элементах языка, метрики и поэтики. Особого внимания заслуживает раздел, озаглавленный De poematibus в кн. III; повсюду признано, что он является одним из первых удачных попыток создания теории поэтики в древности. Для иллюстрирования описанных случаев Д. подобрал множество цитат из не сохранившихся древних авторов, благодаря чему его произведение становится редким источников отрывков, среди прочего из римских трагедий.

ДИОНИСИЙ

Дионисий, Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 (или 248) по 264 (или 265) гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в Александрии. Его многочисленные произведения и письма сохранились только в отрывках. Цитаты и выдержки из его сочинений приводит Евсевий Кесарийский в VII книге Истории Церкви. Целиком сохранилось только два письма: письмо к Новациану, приведенное Евсевием, и письмо к Василиду, епископу Пентаполя, сохранившееся в Канонических посланиях Восточной Церкви.

ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Дионисий Александрийский, Dionysios, лат. Dionysius, прозванный Перигет (гр. Periegetes, то есть автор перигезы; см. Литература географическая), автор греческих дидактических поэм. В 124 г. написал дидактическую поэму (1187 гекзаметров) Описание населенного мира (Periegesis tes oikumenes). Мы не знаем, на какие источники он опирался, опосредованно он, несомненно, пользовался трудами Посидония. Язык и метрика, тщательно обработанные, доказывают, что Д. ориентировался прежде всего на Каллимаха и Аполлония Родосского. Несмотря на неточности и ошибки в описаниях, поэма Д. была чрезвычайно популярна и служила учебником географии не только в античности, но и в средневековье. На латинский язык ее переводили Авиен, Присциан. Объемный комментарий к произведению Д. написал в XII в. византийский ученый Евстахий. Некогда Д. также приписывали дидактические поэмы О камнях (Lithiaka), Из мифов о Дионисии Бассарии (Bassarika), Предсказание погоды (Diosemiai), О птицах (Ornithiaka), об авторе которых мы знаем только то, что его звали Дионисий.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Дионисий Ареопагит, Dionysios ho Areopagites, под этим именем сохранилось 4 греческих христианских теологических трактата: Об именах Божьих (Peri theion onomastikon), О мистической теологии (Peri mystikes theologias), О небесной иерархии (Peri tes uranias hierarias), О церковной иерархии (Peri tes ekklesiastikes hiererchias)и 11 посланий, приписываемые Д., ученику апостола Павла. Ярко выраженная концептуальная зависимость от Плотина, Климента Александрийского, Оригена, Григория Богослова, Василия, Кирилла Александрийского и Кирилла Иерусалимского, как и ссылки на традиции Церкви V в., а также язык, указывают, что автор этих произведений должен был жить на рубеже V и IV вв. н. э. До сего времени не удалось его идентифицировать. Трактаты Д. оказали огромное влияние на историю духовной культуры Европы, особенно в средневековье, когда их с воодушевлением комментировали.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

Дионисий Галикарнасский, Dionysios, лат. Dionysius, I. до н. э., греческий ритор и историк. В 30-8 гг. до н. э. жил и преподавал в Риме. Горячий приверженец аттицизма, он сформулировал его теологические принципы во множестве критических и риторических работ, иллюстрируя их образцами стиля аттических ораторов IV в. до н. э., призывая им подражать. Из произведения О древних ораторах (Peri ton archaion rhetoron hypomnematistoi) сохранилась часть, в которой рассматривается творчество Лисия, Исократа и Изея, а также стиль Демосфена, Гиперида и Эсхина. Частью того же самого произведения является, предположительно, работа под заглавием Об ораторском искусстве Демосфена (Peri tes Demosthenus lekseos), в которой Д. доказывает превосходство Демосфена над всеми его предшественниками в позе, его мастерство в составлении фраз и манере произнесения речей. В оригинальном трактате О составлении слов (Peri syntheseos onomaton), одном из наиболее удачных своих произведений, Д. обращает особое внимание на звуковую сторону слова, занимается подбором слов и связывание их в предложения. Порядок слов должен отвечать требованиям как логики, так и эстетики. Д. занимался стилем Фукидида (Peri tu Thukydidu chrakteros), Платона, проблемой подражания (Peri mimeseos). Ему также приписывали авторство пособия по риторике (утраченного). Отдельную монографию он посвятил Дейнарху. Стилистические рассуждения, касающиеся Платона, Фукидида и Демосфена, мы находим в 3 литературных письмах (в двух письмах к Аммею и письме к Гнею Помпею). Исследования в области стилистического анализа (часто первооткрывательские) снискали ему прозвище «критик» (ho kritikos). Сформулированные им риторические правила Д. применил на практике в объемном (20 кн.) историческом произведении Римская древность (Romaike archaiologia). Оно охватывает древнейшую историю Рима от основания города до первой Пунической войны (264 г. до н. э.) и должно было представлять собой дополнение к трудам Полибия и Посидония. Сохранилось 11 первых книг, остальные мы имеем в выдержках Константина Багрянородного (Порфирогенета) и в одной из миланских рукописей. Труд Д. ориентирован практически: целью историографии является наставление в нравственности и воспитание политиков. Полный восхищения величием римлян, он доказывает их эллинское происхождение, давая соответствующую интерпретацию многочисленным мифам, наряду с историей войн он широко представил, зачастую с ошибками, историю институтов и обычаев, которые обеспечили римлянам мировое господство. Принимал без критики сведения, приводимые римскими анналистами, используя также произведения Тимея и Полибия. Тенденция к драматизации описаний событий выявляет эллинистическое влияние, а приверженность риторике находит свое выражение в многочисленных и длинных речах, в которых Д. старается реализовать программу аттицизма, хотя само произведение большей частью написано на греческом языке эпохи эллинизма (койне).

ДИОНИСИЙ ТРАК

Дионисий Трак, Dionysios Thraks, ок. 170-ок. 90 гг. до н. э., греческий грамматик. Получил образование в Александрии, ученик Аристарха Самофракийского, жил на Родосе; автор не сохранившихся комментариев к Гомеру и первой систематической грамматики греческого языка, издаваемой в новое время под заглавием Грамматика (Techne grammatike). Для Д.Т. грамматика есть исследование того, что говорят поэты и прозаики; он делит ее на 6 частей: внимательное чтение текста (anagnosis), объяснение риторических фигур, объяснение значений слов, этимология, аналогия (изложение грамматических закономерностей) и критика (оценка подлинности и эстетической ценности литературного произведения). Вопреки определению грамматики, после раздела об анагнозисе он излагает учение о буквах, слогах и частях речи. Вслед за Аристархом он выделяет 8 частей речи, в противовес Аристотелю и старших стоиков, выделявших только три; совершенно не представлены у Д.Т. синтаксис и стилистика. На протяжении всего византийского средневековья Грамматика Д.Т. была основой знаний о греческом языке. Благодаря опирающимся на Д.Т. латинским грамматикам Доната и Присциана, она стала впоследствии образцом для создания грамматик всех европейских языков и почти до XVIII в. оставалась основой изучения грамматики в школах.

ДИОН ХРИЗОСТОМ

Дион Хризостом (Златоуст), Dion Chrysostomos, лат. Dio Cocceianus, из Прусы в Вифинии, ок. 40-115 гг. н. э., греческий оратор и философ. Представитель второй софистики (см. Софисты), ученик стоика Музония. Глубоко образованный, он достаточно рано начал политическую карьеру и публичные выступления. Переехал в Рим, где завязал дружеские отношения с императором Титом. В 82 г. будучи втянутым в заговор против Домициана, был изгнан. Суровая скитальческая жизнь повлияла на изменение взглядов Д. Х. Из софиста он сделался философом киником. Вызванный из изгнания императором Нервой, вновь начал карьеру в качестве политика, ритора и философа. Ее вершины он достиг при Траяне, который стал для него воплощением идеала правителя. - Из творческого наследия Д.Х. сохранилось 80 речей (среди них две принадлежали перу его ученика Фаворина). К наиболее известным речам относятся I-IV Об управлении (Peri basileias), где Д.Х. перечисляет черты подлинного правителя, такие как мягкость, справедливость, мудрость. В этих речах он чествовал Траяна. Самой знаменитой и одной из прекраснейших речей Д.Х. является VII Эвбейская речь (Euboikos), содержащая идиллическое описание природы и восхваление жизни на ее лоне, а также хвалу бедности. Речи VI-VIII-X относятся к кинику Диогену: Диоген, или О тирании (Diogenes e peri tyrannidos), Диоген, или О добродетели (Diogenes e peri aretes), Диоген, или Истмийская речь (Diogenes e Isthmikos), Диоген, или о рабстве (Diogenes e peri oiketon). Эти речи, носящие апологетический характер, являются выражением восхищения Д.Х. жизнью и воззрениями знаменитого философа. Речь XI Троянская (Troikos) представляет собой род практикуемого софистами парадоксального отрицания. Д.Х. доказывает в нем, что Трои вообще не существовало, а то, что о ней рассказывает Гомер, есть ложь. Речь XI Олимпийская (Olympiakos), произнесенная в Олимпии, является ценным источником для изучения религиозных и эстетических взглядов Д.Х. В речах XIV и XV О рабстве и свободе (Peri duleias kai eleutherias) Д.Х. ставит под сомнение правомерность существования института рабства. В речи XVIII О выборе греческого чтения (Peri logu askeseos) предписывает чтение Ксенофонта, ибо в его произведениях он видит образец политического и судебного красноречия, а также достойный подражания пример простоты. Речи XXVIII-XXX - это собрание надгробных речей: две на смерть бойца Меланкома (Melankomas te taksei) и одна на смерть Харидема (Charidemos). В речах XXXI-XXXV: речах в честь городов (Родоса, Александрии, Тарса и Келайна) - Д.Х. провозглашает необходимость соответствующего воспитания политиков, мечтает о правлении философов. Речь XXXVI Борисфенская (Borysthenikos), интересная с точки зрения истории Ольвии, отголосок путешествия в Дакию и на Борисфен, представляет собой, в сущности, лекцию о справедливом городе-государстве и царсвовании богов. Речи XXXVIII-LI Вифинские (Bithyniakoi logoi) касаются также государства и управления. Д.Х. выступает здесь как политик и защитник общего блага (homonoia). Литературных вопросов касается речь LII О луке Филоктета у Эсхила, Софокла и Еврипида (Peri Aischylu kai Sophokleus kai Euripidu e peri tu Philoktetu tokson). Д.Х. сравнивает обрисовку Филоктета и версии похищения его лука у трех греческих трагиков. С этой речью связана речь LIX Филоктет (Philoktetes), являющаяся парафразом пролога и первой сцены трагедии Еврипида с тем же заглавием. Д.Х. находился под сильным влиянием стоицизма и кинизма. Он был популярным философом, сочувствовал бедным и обиженным, а его принципом была «филантропия». Д.Х., умеренный аттицист, брал за образец Платона и Ксенофонта. Его речи являются важным источником для изучения истории культуры, особенно греческого Востока до 100 г. Еще при жизни ему подражал Фаворин, позднее - Максим Тирский, Элиан, Фемистий и Кинесий из Кирены, автор монографии о Д.Х.. Для позднейших писателей Д.Х. был классиком ораторского искусства.

ДИОСКУР

Диоскур, Dioskoros, из Афродиты в Египте, VI в. н. э., греческий поэт. Был нотариусом. Его творчество мы знаем исключительно благодаря папирусным находкам. Он писал панегирики в дактилических гекзаметрах и ямбических триметрах для провинциальной знати и чиновников, а также другие произведения на случай, лишенные художественных достоинств и слабые в формальном отношении. Свое место в истории литературы заслужил лишь благодаря тому, что в подвале его дома в 1902 г. нашли папирусный свиток с комедиями Менандра.

ДИОСКУРИД ПЕДАНИЙ

Диоскурид Педаний, Dioskorides Pedanios, из Аназарба в Киликии, I в. н. э., греческий врач. Военный врач, практиковавший в Риме во времена Клавдия и Нерона. Итогом его увлечения ботанико-фармакологической литературой и собственных наблюдений во время многочисленных путешествий стали произведения О растительных лечебных средствах (Peri hyles iatrikes) и О простых и сложных лекарствах (Peri haplon te kai synteton farmakon) в 2 книгах. В первом произведении Д. описывает ок. 600 растений, приводит варианты их названий, учит, как их хранить, излагает способы изготовления лекарств, их дозировки и действие; не обходит он внимание и лекарственные средства животного и минерального происхождения; не пренебрегает также магическими средствами. Произведение Д. потеснило другие произведения из этой области. Из него цитировал Гален, оно было переведено на латинский, сирийский, арабский и турецкий языки, пользовалось большой популярностью в средневековье и эпоху Возрождения.

ДИОФАНТ

Диофант, Diophantos, из Александрии, III в. н. э., выдающийся математик античности, прозванный в средние века «отцом алгебры». Автор учебника математики Арифметика в 13 книгах (6 сохранились). Он представляет собой предваренный вступлением сборник задач, где решаются вопросы из области теории чисел, решения алгебраических уравнений (диофантические уравнения). Д., ориентируясь на древнеегипетскую или вавилонскую систему счета, отделяет чистую арифметику от геометрии и закладывает основы алгебры. Сверх того, он был автором фрагментарно сохранившегося трактата Peri polygonon arithmeton, равно как и утраченного трактата О дробных числах.

ДИФИЛ

Дифил, Diphilos, из Синопы, до 340- после 289 гг. до н. э., греческий комедиограф. Один из наиболее выдающихся, наряду с Менандром и Филемоном, представитель новоаттической комедии. Он написал ок. 100 пьес, из которых нам известно примерно 60 названий и 138 отрывков. Большинство названий комедий Д. повторяются у других комедиографов, например, Братья (Adelphoi), Купец (Emporos), Сумасброд (Mainomenos); некоторые заглавия указывают на мифологическую тематику или по меньшей мере на мифологические аллюзии, например, Геракл, Тесей, Данаиды. Д. был чрезвычайно популярен в Риме, на его комедии ориентировался Плавт (в пьесах Rudens, Casina) и Теренций.

ДОКСОГРАФЫ

Доксографы - этим названием обозначаются греческие писатели, кратко излагавшие взгляды (doksai) различных философов. Начало доксографии мы видим еще в Метафизике Аристотеля, но основополагающим доксографическим произведением были 16 книг Воззрений натурфилософов (Physikon doksai) Теофраста, от которых сохранился довольно большой отрывок (у Симпликия, IV в.) О чувственном познании (Peri aistheseon). Работу Теофраста использовали Эпикур и Посидоний Арамейский. Элементы доксографии проявились в трудах многих авторов, писавших о философах и их жизни (Диоген Лаэртский). Учитель императора Августа Арей Дидим объединил взгляды стоиков в произведении, фрагменты которого сохранили для нас Стобей и Евсевий Кесарийский. В таких же разрозненных фрагментах и выдержках дошло до нас значительное доксографическое сочинение, написанное ок. 100 г. н. э. перипатетиком Этием. Ему мы обязаны сведениями о воззрениях греческих философов, произведения которых частично или полностью утрачены.

ДОМИЦИЙ АФР

Домиций Афр, Domitius Afer, 14 г. до н. э.- 59 г. н. э., римский оратор, теоретик и преподаватель красноречия. Претор в 25 г., консул в 39, с 49 г. был так называемым curatos aquarium (то есть надзирающим за водопроводами). Автор произведения О свидетелях (De testibus) в 2 книгах, большого числа судебных речей, как в защиту, так и обвинительных. (Он часто выступал в качестве защитника в процессах об оскорблении величества.) От этих речей сохранились лишь фрагменты. Д.А. приписывают также состоящий из множества книг сборник изысканных повестей Urbane dicta Д.А. оказал большое влияние на современных ему и позднейших ораторов. Его учеником был Квинтилиан, который оценил Д.А. чрезвычайно высоко, назвав его лучшим оратором эпохи.

ДОМИЦИЙ МАРС

Домиций Марс, Domitius Marsus, I в. до н. э./I. н. э., римский поэт. Принадлежал к кругу поэтов, которым покровительствовал Меценат. Свое дружеское отношение к Вергилию и Тибуллу выразил в надгробной эпиграмме, написанной после смерти обоих поэтов в 19 г. до н. Д.М. был автором собрания эпиграмм с характерным названием Цикута, который знал и ценил Марциал. Марциалу известен был и сборник любовных элегий Д.М., посвященных Мелене. В форме элегий были, вероятно, написаны и Фабеллы, 9 книг которых знали еще в V. н. э. Д.М. приписывают также эпическую поэму Амазонки (Amazonis) и прозаическое произведение О строгой или шутливой манере речи (De urbanitate). От его творчества сохранились только фрагменты.

ДОНАТ

Донат, Donatus, ок. середины IV в. н. э., римский грамматик. Учитель Иеронима, автор грамматики для начинающих Малая грамматика (Ars minor), которая в форме вопросов и ответов представляет 8 частей речи, и Большой грамматики, для интересующихся, в которой рассматриваются проблемы стилистики и риторики. Обе грамматики быстро снискали популярность, уже Сервий написал к ним комментарий, в средние века они повсеместно использовались в качестве школьных учебников. Д. является также автором комментариев к Теренцию и Вергилию. Комментарий к Теренцию (сохранившийся с позднейшими вставками) представляет собой пример эгзегетического доклада, типичного для грамматиков античности. Он описывает жизнь Теренция, введение в теорию комедии как литературного вида, а также вступления и пояснения к 5 комедиям (комментарии к одной из комедий утрачены). Из комментария к Вергилию сохранились только: предисловие, опирающееся в значительной степени на Светония, жизнеописание поэта и введение к Буколикам. Комментариями Д. среди прочих пользовались Иероним, Сервий, Присциан.

ДРАКОНЦИЙ

Драконций, Блоссий Эмилий; Dracontius, Blossius Aemilius, кон. V в. н. э., латинский поэт. Д. происходил из африканской сенаторской семьи. Получил основательное риторическое образование, практиковал как оратор и юрист в Карфагене. Не сохранившаяся хвалебная речь в честь чужеземного правителя, возможно, византийского императора Зенона, явилась причиной того, что Д. вместе со всей семьей был заключен в тюрьму королем вандалов Гунтамундом (484-496). Он был освобожден только в царствование Тразимунда (496-523), которого восславлял в утраченной поэме. В заключении Д. пишет произведение в 158 элегических дистихах (возможно, подражая Тристиям Овидия) Удовлетворение (Satisfatio), в котором после длинной молитвы Богу поэт раскаивается в своей ошибке и просит разгневанного короля о прощении. Поскольку поэма не оправдала возложенных на нее ожиданий, Д. написал там же в заключении другое сочинение, которое принесло ему славу, Хвала Господу (Laudes Dei), известное долгие века под названием Гексамерон (Шесть дней творения). В 3 книгах поэт прославлял справедливость и милосердие Бога, проявившиеся в сотворении мира (I книга), охранении мира (II книга) и его приспособлении к жизни как людей, следующих Божьей воле, что было проиллюстрировано примерами из Ветхого Завета, так и людей, прославившихся отважными поступками, какими было большинство героев античности (III книга). Подобного же милосердия поэт ожидает от владыки вандалов. Произведение это известно также в отредактированной и переработанной версии Евгения Толедского (VII в.). Д. является и автором 10 малых произведений на античную тематику (9 написанных гекзаметром, и 1 - в трохеических тетраметрах), обнаруженных в 1873 г. и представляющих собой единый сборник под заглавием Римские песни (Romulea), который включал и другие произведения на сегодняшний день утраченные. Среди сохранившихся мы можем выделить 2 эпиталамы (свадебные песни), 2 сочинения, посвященные учителю Д. Фелициану, и мифологические произведения о Гиласе и Геркулесе, а также 2 эпилия о Елене и Медее. Стилистическое сходство с Римскими песнями отличает найденную в 1858 г. Трагедию Ореста (Orestis tragoedia), не являющуюся в строгом смысле слова драмой, поскольку Д. выразил здесь трагическое содержание в эпической форме в 974 гекзаметрах. Порой Д. незаслуженно приписывают 2 гекзаметрических стихотворения О месяцах (De mensibus) и О происхождении роз (De origine rosarum) и сочинение Болезнь Пердикки (Aegritudo Perdicae), в котором в 290 гекзаметрах описана несчастная любовь Пердикки к своей матери Касталии, посланная разгневанной на юношу богиней Венерой. Д. писал традиционным поэтическим языком и знал не только Священное Писание, но древних авторов, старался следовать классическим образцам. Однако в его творчестве хватает и характерных для его эпохи отступлений от классических норм, как в области языка, так и в стихосложении. О поэтическом таланте Д. говорит прежде всего его главное произведение Хвала Господу. Менее ценны малые произведения, объединенные в сборник Римские песни. Д. принадлежит к наиболее выдающимся поэтам своей эпохи. Его читали и ему подражали, особенно в Испании VII века.

ДУРИС

Дурис, Duris, с Самоса, ок. 340- ок. 270 гг. до н. э., греческий историк. Ученик Теофраста, после 301 г. недолгое время правил Самосом. Автор многочисленных произведений. Среди прочего написал сочинение История в 26 книгах (фр.), охватывающее период с 369 г., то есть с момента вступления на трон Филиппа Македонского, до 281 г., то есть до смерти последних диадохов. Д. стремился произвести впечатление и потрясти читателя, гораздо менее заботясь о стиле и об исторической правде. Д. написал также произведение о правителе Сиракуз Агафокле (его использовал Диодор) и Хроники Самоса (фр.), представлявшие собой описания истории культуры острова Самос. Он писал также на различные литературные темы, о играх и т. д.

Предыдущая страница Следующая страница