Античные писатели
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ТАКТИКИ

Тактики - греческие и латинские военные теоретики. Они рассматривали в своих трудах важнейшие вопросы, связанные с военной историей, стратегией, тактикой и способами ведения боевых действий. Первым греческим тактиком был Эней (Aineias Taktikos), автор нескольких трактатов о военном искусстве, из которых сохранился один: О защите осажденного города (Peri tu pos chre poliorkumenos antechein), написанный примерно в середине III в. до н. э. Военным искусством занимался и живший в I в. до н. э. Асклепиодот, автор сохранившегося сочинения о боевой тактике тяжелой пехоты (гоплитов), который на рубеже I и II вв. н. э. использовал Элиан для написания мало оригинальной работы на эту тему. Большего внимания заслуживают труды Фронтина, Полиена и Арриана. О военных и осадных машинах писали Филон Византийский, Герон Александрийский, а также живший во II в. до н. э. Битон. Самым выдающимся военным писателем древности был Вегетий.

ТАТИАН

Татиан, Tatianos, II в. н. э., греческий христианский писатель, апологет. Родился ок. 130 г. в Сирии, откуда прибыл в Рим, где был учеником Юстина, затем возвратился на Восток и стал во главе гностической секты (так называемых энкратитов). Сохранились два его сочинения: Слово к грекам (Logos pros Hellenas) инвенктивного характера, в которой он порицал безнравственные мифы и идолопоклоннические культы, а также воззрения философов и искусство. Несмотря на неприязнь ко всему греческому, он пишет хорошим греческим языком, использует риторические фигуры. Второе его сочинение было написано по-гречески, но сохранилось только в сирийском переводе.

ТАЦИТ

Тацит, Публий Корнелий; Tacitus, Publius Cornelius, ок. 55 - ок. 120 гг. н. э., величайший римский историк. Происходил, по-видимому, из Галлии. Его учителем риторики был Квинтиллиан. Позднее он учился у ораторов Марка Апера и Юлия Секунда, которым Т. отвел роль спорящих в Диалоге об ораторах. Плиний Младший свидетельствует, что Т. уже в юности был хорошим оратором. Переживания детских лет, такие как пожар Рима при Нероне (64 г.), выступления императора в роли актера, возрождение города, первые дни после освобождения от власти Нерона, год трех цезарей (69 г.): Гальбы, Отона и Вителлия, пожар Капитола - эхом отзываются в произведениях римского историка. В период большей свободы слова при Веспасиане (69-79 гг.) и Тита (79-81 гг.), Т. выступал публично и получил известность как адвокат. В 77 г. он женился на дочери консула Агриколы, который завоевал Британию и стал ее наместником (77-84 гг.). В качестве homo novus он первым в своем роду занял высокие должности и вошел в Сенат. В 91-92 гг. стал квестором, а в 88 г. - претором и членом коллегии жрецов. Последние годы тиранического правления Домициана оставили болезненный след на историческом творчестве Т. Писатель вздохнул свободно лишь в правление Нервы (96-98 гг.), при котором в 97 г. стал консулом. В том же году он проводил прощальной речью Виргиния Руфа, победителя Виндекса. Остались свидетельства еще об одной речи, которую Т. произнес в 100 г. на процессе против Мария Приска по поводу злоупотреблений в провинции Африка. Но Т. окончательно порвал с риторикой и занялся историографией. С 98 г. при Траяне (98-117 гг.) он начал публиковать свои произведения. Должность проконсула провинции Азия (ок. 112/113 г.) еще раз оторвала его от последнего исторического труда, который он закончил примерно в 117 г. Т. умер в царствование императора Адриана (117-138 гг.). - Среди мелких произведений Т. можно назвать Диалог об ораторах (Dialogus de oratoribus; ок. 98 г. н.э.). Примерно на 43 году жизни Т. порвал с професиией оратора, поскольку убедился, что красноречие в период Империи клонится к упадку и не имеет шансов развиваться дальше. Поэтому он посвятил себя историографии, но изложил причины упадка ораторского искусства в Диалоге об ораторах. С точки зрения истории, Т. признал этот упадок совершившимся фактом, который невозможно отменить. Свое мнение он изложил в форме диалога. В качестве причин упадка он назвал: безнравственность молодежи, беспечность родителей, недостаток образования в области грамматики, права, философии, пустячную тематику речей, декламаторский стиль, забвение старой традиции. К тому же повлияла смена политических условий: уменьшение влияния народа на политику и упадок судебной практики вытеснили свободу слова и прекратили развитие риторики. Образцом для Т. был Цицерон, от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык, которые отличают Диалог от всех других произведений Т. Поскольку Диалог вышел анонимно, а стиль и язык напоминали Цицерона, некоторые ученые хотели приписать авторство этого произведения Квинтиллиану, Светонию или Плинию Младшему. Диалог оценивается как один из наиболее ценных памятников римской литературы. Почти одновременно с диалогом появилась на свет Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita et moribus Iulii Agricolae; 98 г.). После прощания с риторикой в Диалоге, Т. утверждал в Жизнеописании, что он намерен написать историю минувшего рабства и нынешней свободы. Он начал биографию, которую назвал <доказательством сыновней привязанности>, ибо он почтил в ней память и заслуги своего тестя Юлия Агриколы, умершего в 93 г. Автор не придерживается строго рамок биографии, он обогащает ее географическими и этнографическими вставками. После описания страны, ее населения и исторического очерка истории покорения Британии, Т. набрасывает образ своего тестя, который прославился там как способный наместник и вождь, завоевав расположение даже жителей покоренного края. В 84 г. Домициан отозвал Агриколу в Рим, где он пал жертвой немилости императора. Т. закончил биографию хвалой умершему, которая должна была увековечить память о нем. Источником для произведения стали воспоминания самого Агриколы и его отчеты из Британии. В этой биографии, вторгающейся уже в область истории, Т. отступил от стиля Цицерона. Он взял за образец Саллюстия, у которого заимствовал композицию произведения, способ характеристики героев, лаконичную манеру выражения и речевые обороты. Здесь также видно влияние стиля Сенеки Философа. О местонахождении и происхождении германцев (De origine et situ Germanorum; 98 г.) было первой самостоятельной этнографической монографией о жизни чужих племен в истории латинской литературы. В общем очерке (разд. 1-27) Т. обозначил границы страны германцев, упомянул об их происхождении, а также описал их общественную и частную жизнь. Во следующей части разд. 28-46) Т. охарактеризовал отдельные народы. В оценке германцев Т. довольно объективен. Он перечисляет их недостатки, но указывает и положительные черты. Сравнивая римлян с германцами, Т. приписал последним достоинства, которых не хватало римлянам. Однако некоторые полагали, что произведение это должно было указать манерным римлянам образец для подражания, рассказать об энергии германских племен, которые стали угрозой Риму. Другие же считали это произведение чисто политическим, поскольку оно появилось в тот самый год, когда Траян поехал в Колоний, чтобы урегулировать отношения с германцами. Но представляется наиболее правдоподобным, что Т. скорее руководило желание написать отдельную монографию о германцах. В качестве источников Т. использовал произведение греческого историка Посидония, а из латинских авторов: Цезаря, Саллюстия, Ливия, Веллия Патеркула, а в особенности - произведение Плиния Старшего Германская война. Современную ему Германию Т. мог знать по сообщениям купцов и воинов. Это произведение Т. является чрезвычайно ценным источником для изучения Центральной Европы в античную эпоху. Т. описывал не только германцев, но и другие народы, населяющие те края. Главными историческими трудами Т. являются История и Анналы. История (Historiae) появилась в период между 104 и 109 гг. Произведение состоит из 14 книг, которые охватывают время 69-96 гг., то есть правление императоров Гальбы, Отона, Вителлия, а из династии Флавиев - Веспасиана (69-79 гг.), Тита (79-81 гг.) и Домициана (91-96 гг.). Т. описал период, в который жил он сам. Сохранились книги I-IV и часть кн. V, посвященные 69-70 гг. После начла правления Веспасиана не хватает описания правления Тита и Домициана. Анналы (Annales или Ab excessu divi Augusti) Т. писал при Траяне, со 109 по 116 гг. Возможно, они состояли из 16 книг, которые охватывали период 14-68 гг., то есть правление императоров из династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия (14-37 гг.), Калигулы (37-41 гг.), Клавдия (41-54 гг.), Нерона (54-68 гг.). Сохранились книги I-IV, часть V и VI, XI без начала, XVI без конца. Из них мы узнаем о правлении Тиберия, последнем периоде правления Клавдия и о правлении Нерона без последних двух лет. Не хватает сведений о правлении Калигулы, Клавдия (от начала до 47 г.) и Нерона в 64-68 гг. Оценивая предшествующую историографию, Т. находит, что знаменитые историки весьма красноречиво рассказали, а значит - и увековечили былые победы и неудачи римского народа. С момента битвы при Акции (31 г. до н. э.), когда власть оказалась в одних руках, правду начали фальсифицировать, ибо одни писатели льстили власть имущим, другие же их ненавидели. Т. старается, как он сам говорит, писать <без гнева и пристрастия> (sine ira et studio). Невозможно отрицать его точности в изложении фактов, но он все же приводил собственную трактовку и не всегда был объективен. Т. писал с явной морализаторской тенденцией. Мерой человека для него является добродетель (virtus), отсутствие которой он считал вырождением и упадком. Задачу Анналов он определил так: <Я считаю важнейшей обязанностью Анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве> (Анналы, III, 65; в пер. Г.С. Кнабе). В изложении истории Т. не принимал во внимание всю империю, но ограничился историей города-государства. Об Италии, провинциях и людях, делавших там политику Т. говорит мимоходом. Зато он выдвинул на первый план фигуры императоров и придворных. В оценке их деяний историк оказался также хорошим психологом. Однако вследствие личных переживаний, особенно при Домициане, подозрительности и пессимизма, предпочитал подчеркивать их проступки. Риторику Т. применял очень сдержанно, но прибегал к ней в потрясающих зрителя описаниях, рассчитанных на эффект. Вопрос об источниках Т. довольно запутан. В Истории он ссылается на Плиния Старшего и записки Мессалы. В Анналах цитирует Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки Юлии Агриппины Младшей, Домиция Корбулона, протоколы Сената и римские хроники. Вначале Т. писал под влиянием стиля Саллюстия и на этой основе развил собственный оригинальный стиль, который отличают сдержанность, суровость и лаконичность манеры выражения. Читатель должен понять больше, чем написано. В синтаксисе, в подборе выражений Т. избегает всего привычного. Он употребляет поэтические слова и обороты. Произведения Т. были забыты в античности и в средние века. В IV. в. к ним обращается Аммиан Марцеллин. Только в IX в. Рудольф Фулдский демонстрирует знакомство с некоторыми произведениями Т. В XVI в. Т. заинтересовались в Италии, в XVIII в. во Франции его критикует Вольтер, а позднее Наполеон I. В Германии к нему обращался Т. Моммзен.

ТЕЙСИЙ

Тейсий или Тисий, Teisias (Tisias), из Сиракуз, V в. до н. э., греческий ритор. Т. считался в древности человеком, который сделал риторику искусством, которое можно изучить самостоятельно и которому можно учить других; вероятно, он был учителем Лисия и Исократа. Вместе со своим учителем Кораксом написал первый учебник риторики.

ТЕОПОМП

Теопомп, Theopompos, с Хиоса, ок. 376-после 315 гг. до н. э., греческий историк. Ученик исократа. Изгнанный из Афин вместе с отцом за сочувствие Спарте, вернулся на родину только в 333/332 гг. по распоряжению Александра Великого, после смерти которого бежал в Египет. Автор двух исторических произведений. Элленика (история Греции) в 12 книгах (фр.) описывала историю Греции с 410 по 394 гг., а следовательно, продолжала сочинение Фукидида; Филиппика (история Филиппа) в 58 книгах (фр.) была крупнейшим произведением греческой историографии; посвященное правлению македонского царя Филиппа II, с 360 по 336 гг. до н. э., благодаря развернутым отступлениям, оно излагало всемирную историю эпохи Древние причисляли Ф. наряду с Геродотом и Фукидидом к исторической классике, его стали меньше ценить со времен Адриана, но несмотря на это, Филиппика просуществовала почти целиком до IX в., когда ее читал и составил ее сокращенный вариант патриарх Фотий.

ТЕРЕНЦИАН МАВР

Теренциан Мавр, Terentianus Maurus, II/III вв. н. э., римский грамматик. Автор трех стихотворных трактатов: О буквах (De litteris), О слогах (De syllabis), О метрике (De metris), которые традиция ошибочно объединила в одно произведение. Трактат О метрике представляется важным для изучения изложенной в нем античной теории стиха, то есть теории деривации. В соответствии с ней, Т.М. выводит все размеры из двух основных стихов - дактилического гекзаметра и ямбического триметра. В этом трактате, окончание которого не сохранилось, Т.М. использует различные метры, каждый раз именно те, о которых он рассказывает. Основным источником для него послужили труды Цезия Басса.

ТЕРЕНЦИЙ

Теренций, Publius Terentius Afer, II в. до н. э., римский комедиограф. Происходил из римской провинции в Африке, отсюда прозвище Афр. В Рим был доставлен как раб сенатора теренция Лукана, который его воспитал и освободил, покоренный его способностями и красотой. Способности эти обеспечили ему вступление в литературный кружок Сципионов. В 166-160 гг. до н. э. Т. поставил 6 комедий, после чего, в 160 г. до н. э., уехал в путешествие на Восток и больше о нем ничего не слышали. Возможно, он умер на обратном пути в Грецию в 159 г. до н. э. В то время он был уже состоятельным человеком и уважаемым поэтом. Сначала на сцене он терпел поражения, но впоследствии получил признание благодаря поддержке таких знаменитых нобилей, как, например. Сципион Африканский Младший. - Пьесы Т., причисляемые к паллиатам, носят греческие названия. Но сравнение с греческими оригиналами доставляет много трудностей, поскольку от образцов сохранились только ращзрозненные отрывки. Несмотря на это, можно утверждать, что Т. не просто переводил греческие оригиналы, но изменял последовательность сцен, меняя их местами или вставляя новые, а иногда объединяя в одну сцены из разных оригиналов. Он использовал так называемую контаминацию, встречавшуюся еще у Невия и Энния, не чуждую также Плавту, но несмотря на это, плохо воспринимавшуюся некоторыми современниками. Сохранилось 6 комедий, образцом для которых послужили произведения новой комедии: Менандра (4 пьесы) и Аполлодора Карийского (2 пьесы). Девушка с Андроса (Andria), поставленная в 166 г., сработана из двух комедий Менандра с подобной фабулой, но отличавшихся стилем и характером диалогов. У Т. фабула довольно проста: любовные перипетии двух молодых людей, заканчивающиеся соединением двух пар и признанием гетеры свободной девушкой. Т. вводит здесь диалог двух особ, которых не было у Менандра. Он также сочинил другой любовный сюжет. Свекровь (Hecyra) была доброжелательно принята публикой только с третьего раза, и то несколько лет спустя, в 160 г. до н. э. Это наиболее сатирическая комедия Т., в ней мало комических моментов, гораздо больше чувствительных и слезливых. Поэт порывает с комедийной традицией, выводя на сцену благородную свекровь, честную гетеру, ловкого, но не хитрого раба; здесь нет интриг, обмана, ошибок. Свекровь (самая короткая комедия Т., вместе с двумя прологами содержит всего 880 стихов) восходила к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Более подробных сведений об оригинале у нас нет. Причины провала следует искать в малой драматичности пьесы. Т. заботился прежде всего об обрисовке характеров и привлечении внимания к существующим в обществе проблемам: совместной жизни молодых со старшим поколением, упадок института брака, растущее влияние гетер и т.д. Комедия Сам себя наказавший (Heautontimorumenos) была, как мы узнаем из пролога, основана на комедии Менандра. В ней присутствуют две интриги, а узнавание, которым обычно заканчивалась пьеса, находится в ее середине и начинает новую интригу, аналогичную предыдущей; герои - пара влюбленных, отцы, гетера и хитрый раб. Характеры персонажей, особенно отцов, обрисованы мастерски. Один из отцов испытывает на себе последствия своей суровости по отношению к сыну, покинувшему дом, надрываясь в тяжкой работе; другой же, живущий по соседству, разумен и снисходителен. Во второй части комедии характеры обоих отцов полностью изменяются: суровый становится снисходительным, а мягкий - суровым. Т. интересует здесь вопрос воспитания молодежи, а при случае вкладывает в уста одного из отцов знаменитое и часто цитируемое изречение: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Homo sum, humani nil a me alienum puto), оригинал которого также следует искать у Менандра. Евнух (Eunuchus) принес поэту необычайный успех: повторить представление потребовали в тот же день, а Т. получил невероятно высокий гонорар в 8000 сестерциев. Евнух - комедия, которая еще в древности была признана лучшей пьесой Т., благодаря введению двух комических фигур: воина-бахвала и льстеца-паразита, которые оживили комедию. Пьеса является результатом контаминации двух произведений Менандра: Евнух и Льстец. Из второй пьесы и пришли к Т. две вышеупомянутые роли. Поскольку греческие оригиналы утрачены, неизвестно, каким образом поэт их использовал. Пьеса Т. - стройная, композиционно цельная, сохраняет единство времени, места и действия. Комедия Формион была поставлена. Фабула представляет собой счастливо заканчивающиеся любовные перипетии двух двоюродных братьев, один из которых влюбился в девушку из дома торговца невольниками, а другой - во внебрачную дочь дяди. Название комедии происходит от имени паразита-сикофанта (доносчика), который в отношении богатых, особенно старых людей не брезгует никакими средствами. Действие стремительно развивается среди переплетения интриг, это одна из лучших комедий Т. Персонажи нарисованы шаблонно, за исключением Формиона, который является движущей пружиной действия. Женские образы остаются в тени, а девушка - предмет страсти молодого человека, и вовсе не появляется на сцене. Формион восходит к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Комедия Братья (Adelphoe), сработанная из пьесы Менандра с тем же названием, была поставлена во время погребальных игр в честь Эмилия Паула. В прологе поэт утверждает, что один из эпизодов он почерпнул в комедии Дифила Умирающий, что должно было послужить доказательством контаминации. Комедия вновь посвящена проблемам воспитания молодежи. Действие разворачивается вокруг двух братьев, воспитывавшихся раздельно отцом и дядей в двух различных системах (суровый и твердый деревенский метод воспитания и мягкий, снисходительный - городской), ни один из этих методов не выдерживает проверки. Подобные мысли Т. уже развивал в пьесе Сам себя наказавший, но здесь они становятся центральной проблемой комедии, обозначенной одним из отцов во вступительном монологе. Представитель традиционного сурового метода воспитания своими максимами и поступками напоминает Катона Старшего, защитника старых обычаев. Не исключено, что постановка комедии с такой проблематикой происходила на соответствующем общественном фоне и находилась в связи с воззрениями и дискуссиями своего времени на тему положения греческих философов и риторов в Риме и новых методов воспитания и обучения. Эти дискуссии велись в Сенате и в окружении Сципиона Младшего, к которому принадлежал и Т. По сведениям Доната, комедии Т. делились на 5 актов. Это разделение, однако, искусственно и исходит не от самого Т. Пьесы Т. выстроены цельно и последовательно, а текст в меньшей степени отклоняется от греческих образцов, чем у Плавта. Зато прологи у него не являются экспозицией пьесы, они носят полемический характер, служа Т. для расправы с литературными противниками. Прологи, написанные до представления пьесы, содержали также информацию о греческом оригинале (или оригиналах). Тематика пьес Т. - это любовные переживания молодых афинян, влюбленных в гетер, которые потом оказываются свободными девушками (постоянные мотивы: разлука, нахождение, узнавание). В этих комедиях выступают персонажи, характерные для городского общества: господа и рабы, гетеры, сводники, торговцы рабами, воины, паразиты. Все комедии, за исключением Свекрови, имеют двойной любовный сюжет, а 5 из шести заканчиваются узнаванием, но только один раз, в Девушке с Андроса, оно происходит на сцене. Персонажи Т. выражаются манерным языком образованных слоев римского общества, старательно избегая всяческих вульгаризмов, грубости, двусмысленностей. Поэтому комедии Т. находили ценителей чаще среди элиты, чем в народных массах. В античности Т. ценили за изобретательность, прекрасный язык, гуманизм, за выразительный рисунок характеров. За чистоту и правильность языка его еще в древности ввели в школьные программы, а с I в. до н. э. он стал предметом исследований ученых и комментаторов. Некоторые ставили в упрек Т.недостаток способности вызывать живой, спонтанный смех, в чем преуспел грубоватый Плавт. Комедии Т. отличаются стилем и стихотворными размерами от пьес Плавта, которые значительно богаче лирическими музыкальными партиями. Т. отказывается от лирических метров в пользу разговорного ямбического метра. В средние века Т. был любимым автором в школах, но его пьесы не читались вслух. В эпоху Гуманизма возник большой интерес к личности и творчеству Т., о чем свидетельствуют биографии, издания и переводы его произведений, равно как и сборники сентенций из его сочинений. Родившаяся в конце XVIII в. слезливая сентиментальная комедия, так называемая comedie larmoyante восходила к Т. Свое место в школьном чтении Т. утратил только в XIX в.

ТЕРЕНЦИЙ СКАВР

Теренций Скавр, Квинт; Terentius Scaurus, Quintus, первая половина II в. н. э., римский грамматик. Снискал громкое признание при Адриане. Из его многочисленных произведений сохранился только небольшой трактат Об орфографии (De orthographia), важный для истории латинского языка, в котором содержались цитаты из различных не сохранившихся произведений. В этом трактате Т.С. использовал в основном труды Варрона. Два других погибших произведения известны нам по названиям: Грамматика (объемное пособие по грамматике, которое пытались реконструировать на основе фрагментов, сохранившихся у других грамматиков: Диомеда, Харисия и Доната) и Об ошибках Цезеллия (De Caeselli erroribus), полемическое сочинение, опровергавшее взгляды современного Т.С. грамматика Луция Цезеллия Виндекса. Т.С. также был автором погибшего комментария к Поэтическому искусству Горация, а возможно, и к другим произведениям этого поэта.

ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс; Tertulianus, Quintus Septimius Florens, латинский христианский писатель, ок. 155-ок. 220 гг. н. э. Родился в Карфагене, сын римского центуриона. Получил глубокое риторическое и философское образование, о после крещения ок. 194 г. посвятил себя оживленной церковной деятельности. По-видимому, он не был священником. С рвением неофита он начал борьбу с различного рода ересями и взглядами, противоречащими тем, что господствовали в Церкви, а его горячая натура и тяготение к крайностям в конце концов привели его к разрыву с официальной церковью, которая казалась ему непоследовательной в своих нравственных требованиях. Он вступил в христианскую секту монтанистов, но не нашел там того, к чему стремился; это навело его на мысль об основании собственной секты - тертуллианистов. Утратив в своем ригоризме всякое представление о действительности, Т. все больше изолировал себя от общества. Хотя до конца не прекращал писательской деятельности. Из его богатого наследия сохранилось 30 произведений, которые обычно группируют по периодам, в которые они были созданы. Важнейшие из них: 1. Из произведений, написанных до принятия монтанизма (ок. 195-ок. 206 гг.): К язычникам (Ad nationes) и Апологет (Apologeticus), два знаменитых произведения в защиту христианства, в которых Т. разбивает религиозные, общественные и политические аргументы, против него направленные. О свидетельстве души (De testimonio animae) взывает к врожденным знаниям души об основных истинах веры. Против иудеев (Adversus Iudaeos) доказывает тезис о воплощении в Христе предсказаний пророков и описывает соотношения заповедей Моисея и христианского закона. Однако, аутентичность этого произведения представляется спорной. Против еретиков (De praescriptione haeretucorum), будучи одним из лучших сочинений Т., описывают роль традиции в передаче учения Христа. Против Гермогена (Adversus Hermogenem) доказывает сотворение мира Богом. К мученикам (Ad martyras) является призывом мужественно переносить страдания во имя Христа. О зрелищах (De spectaculus) призывает отказаться от языческих зрелищ, которые подогревают дурные наклонности. О молитве (De oratione) - сочинение для изучающих катехизис. О покаянии (De poenitentia) заключает в себе важные сведения о покаянных практиках в первые века христианства. 2. Сочинения монтанистского периода: Против Маркиона (Adversus Marcionem) является большим сочинением, направленным против ереси, которая нашла талантливого и предприимчивого защитника в Маркионе. Против гностиков направлено сочинение Лекарство от яда скорпиона (Scorpiacum). О теле Христовом (De carne Christi) опровергает учение докетистов, провозглашавших вочеловечение Христа фикцией. О душе (De anima) также принадлежит к антигностическим сочинениям. В произведении Против Праксеана (Adversus Praxean) мы находим самую точную формулировку учения Церкви о Троице. О чистоте (De exhortatione castitas), О единобрачии (De monogamia), О девичьих покровах (De virginibus velandus) представляют собой сочинения, в которых монтанистская ориентация Т. выступает во всей своей силе и приводит к своеобразной трактовке автором этих проблем. Об идолопоклонстве (De idololatria), О посте (De ieiunio) - свидетельствуют об избыточном ригоризме Т. в отношении актуальных на тот момент проблем Церкви. Возможно, Т. является также автором Повести о мученичестве св. Фелициты и Перпетуи. Ему приписывают несколько сочинений сомнительного авторства. Т. был первым христианским писателем, который писал по-латыни. Его заслуги перед теологией и христианской литературой очень велики и состоят прежде всего в разработке христианской апологетики и догматики и сохранении для нас фрагментов древних авторов, особенно антагонистов христианской ортодоксальной религии, чьи произведения погибли. Творчество Т. было тесно связано с его образованием и характером. Горячий нрав Т. находил выражение в полемических и апологетических произведениях, зато недостаток умеренности и внутреннего равновесия проявился в сочинениях на нравственные темы. На всех произведениях Т. лежит отпечаток его риторических упражнений и навыков. Диалектика часто перерастает в софистику, даже там, где он защищает правое дело, его аргументы ослабляются избытком риторики, что утомляет читателя. Однако, невозможно отказать Т. в искреннем рвении и желании служить делу, которому он себя посвятил, хотя пренебрежение здравым смыслом и сбило его с пути. Т. был блестящим знатоком права и античной литературы, он умел хорошо воспользоваться имеющимся у него материалом. Язык Т. носит черты поздней латыни, лексическое богатство которой Т. смело приспосабливает для изложения христианского учения, создавая при случае новые термины, впоследствии повсеместно принятые. Т. оказал большое влияние на современников и потомков, и хотя позднее он отошел от ортодоксального учения, по некоторым вопросам он по сей день представляется одним из важнейших источников изучения традиции первых веков христианской Церкви.

ТИБЕРИЙ

Тиберий, Клавдий Нерон Цезарь; Tiberius, Claudius Nero Caesar, 42 г. до н. э.-37 г. н. э., римский император с 14 г. н. э. Сын Тиберия Клавдия Нерона и Ливии, усыновленный Августом. В юности был учеником Феодора из Гадары. В области стиля ориентировался на Мессалу Корвина. Т. проявлял интерес к грамматике и филологии, был известен как хороший оратор. Писал стихи по-латыни и по-гречески, среди них лирическое произведение на смерть Луция Цезаря во 2 г. н. э. От письменного творчества Т. сохранились фрагменты речей и автобиографии. Император писал с очевидным пристрастием к запутанным предложениям и архаическим выражениям, а также выказывал пуристические тенденции.

ТИБУЛЛ

Тибулл, Альбий; Tibullus, Albius,ок. 54-ок 19 гг. до н. э., римский поэт. Наши сведения о жизни Т. весьма скупы. Он родился в окрестностях города Габия, к востоку от Рима, там у него была небольшая собственность, которую он, целиком или частично, утратил в 41/40 гг. до н. э. Впоследствии он связал себя с Мессалой, принимал участие в его военных походах. Принадлежал к кружку поэтов, которые собирались вокруг Мессалы. У него было слабое здоровье, он часто болел. Т. боялся смерти, мотив которой постоянно присутствует в его произведениях. Т. писал элегии; они были собраны в двух книгах так называемого Тибуллова корпуса, третья книга которого содержит элегии Лигдама и Сульпиции и панегирик Мессале неизвестного поэта. Книга I, включающая 10 элегий, (появилась в 26 г. до н. э.) называлась Делия, поскольку большая часть произведений (1, 2, 3, 5, 6) посвящены возлюбленной поэта с тем же именем (настоящее ее имя было Плания). Элегии 4, 8, 9 адресованы юноше по имени Марат, элегия 7 - хвалебный гимн в честь Мессалы, а в элегии 10 поэт восхваляет покой. Книга II (возможно, изданная перед самой смертью Т.) Немезида (тоже названная по имени девушки) включает 6 элегий: 3, 4, 6 посвящены Немезиде, 2 - Корнуту, 5 - Мессале, а 1 - это описание сельского праздника. Хотя Т. жил и писал в бурное время, современные ему события не оставили следов в его творчестве. Он единственный поэт своей эпохи, который ни разу не назвал имени Августа. Зато он с удовольствием вспоминает о былых временах (счастливый золотой век Сатурна) или рисует картины счастливого будущего (возвращение к возлюбленной, которая преданно ждет, мечта о жизни с ней в деревне, о покое Элизия). Тематика элегий Т. разноообразна, мы находим здесь стихи по случаю именин, гимн, paraklausithyron (жалобы и посьбы перед закрытыми дверями возлюбленной), эротические стихотворения, дидактическую элегию - разновидность ars amandi (адресованную юноше). Но Т. редко последовательно придерживается избранной темы, в одной элегии переплетается множество мотивов, связанных друг с другом ассоциативно. Основной же мотив появляется в начале и в конце произведения, представляя собой разновидность рефрена. В большей степени Т. тяготеет к буколике и любовной тематике. Мирная и беспечная жизнь в деревне - заветная мечта поэта. У Т. много описаний сельских обычаев, праздников и верований. Зато у него отсутствуют большие страсти, преобладает меланхолический настрой. Стих Т. плавный и мелодичный, язык простой и изысканный. Нет ученых аллюзий и мифологических вставок. Многим поэт обязан своему предшественнику Галлу. Но поскольку все творчество последнего погибло, мы не можем установить, как далеко простиралось его влияние. Древние ценили поэзию Т., его хвалили Овидий, Август, Веллий Патеркул, Квинтиллиан, марциал, Диомед, Харисий.

ТИКОНИЙ

Тиконий или Тихоний, Tyconius (Tychonius), ум. до 400 г. н. э., латинский христианский писатель. Духовное лицо (?), донатист, известнейший теоретик этой секты в Южной Африке. Получил разностороннее образование. Наиболее известным произведением Т. была Книга предписаний (Liber regularum; ок. 380 г. н. э.) - первое латинское герметическое сочинение о Библии. Это произведение получило признание у современников; его использовал при написании своих трудов Августин. Другое произведение Т., Комментарий к Апокалипсису (Commentarius in Apocalipsin) было образцом для позднейших комментаторов Апокалипсиса.

ТИМАГЕН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Тимаген Александрийский, Timagenes, I в. до н. э., греческий историк. Сын царского банкира в Александрии, в 55 г. до н. э. был плеником привезен в Рим, где, впоследствии освобожденный, основал риторическую школу. Вначале он пользовался милостью Августа, но потом утратил его благосклонность. Он жил в доме Азиния Поллиона, и умер в преклонном возрасте на его вилле в Альбане. Был автором многочисленных не сохранившихся сочинений по географии и истории культуры и исторического произведения О царях (Basileis), от которого сохранились только очень мелкие фрагменты. К его произведениям обращался Помпей Трог, а также Страбон, Ливий, Аммиан Марцеллин и др.

ТИМЕЙ

Тимей, Timaios, из Тавромена на Сицилии, ок. 350-250 гг. до н. э., греческий историк. Был сыном тирана Тавромена Андромаха. Изгнанный из своего города в 317 или 312 г. по принятии власти Агафоклом, по-видимому, до смерти жил в Афинах. Его главное произведение, цитируемое под разными названиями, в том числе как История (фр., 38 книг или более), объедигило в одно целое историю стран западной части Средиземного моря, прежде всего Сицилии, а также Карфагена и Великой Греции с древнейших времен. Написано оно было риторическим стилем по принципу тематической группировки. В первых 5 книгах Т. описывал географию и раннюю историю западной части средиземноморского мира, опираясь на циклы мифов (Геракл, Аргонавты, Троя). Упоминал он об этрусках, которые, по его мнению, появились из Лидии, доказывал троянское происхождение римлян, много места посвятил развитию культуры, подчеркивая разницу между греками и варварским миром. Он рано понял значение Рима, занимаясь древнейшей его историей, изучая развитие мощи этого государства. Темой последних пяти книг были судьбы тирана и царя Сицилии Агафокла. В поздней старости Т. написал несколько книг о Пирре в продолжение своего большого произведения, которое он таким образом довел до 264 г. до н. э. Заслугой Т. было принятие хронологической системы, в которой датировка по олимпиадам сопоставлялась с записями чиновников и жрецов, что привело к созданию единого локального летоисчисления. Возможно, что он посвятил вопросам хронологии отдельное сочинение под названием Олимпийские победители (Olympionikai). Наделенный сильным темпераментом, он включил в свое произведение, в соответствии с духом времени, язвительные нападки на историков и философов. Вопреки желчной критике Полибия, который поставил ему в упрек тенденциозность в интерпретации исторических фактов, а также книжную ученость, многолетние глубокие исследования Т., богатство исторического, этнографического и мифологического материала в его сочинениях, а также достаточно высокая объективность повышают ценность произведения Т. как важного источника, широко используемого позднейшими греческими и римскими историками, в том числе и самим Полибием.

ТИМОН ФЛИЙСКИЙ

Тимон Флийский, Timon, ок. 320-ок. 230 гг. до н. э., греческий поэт и философ. Сначала он зарабатывал себе на жизнь танцами, позднее стал учеником Пиррона из Элиды, а после его смерти странствующим философом. Некоторое время жил в Фивах, в Афинах, возможно, в Александрии. Особые отношения связывали его с царем Египта Птолемеем II Филадельфом и царем Македонии Антигоном Гонатом. Умер в Афинах. Написал Насмешки (Silloi) в 3 книгах (сохранились фрагменты), Фантазии (Indamoi), большое число комедий, трагедий, сочинений кинедологического характера на философские темы. Содержание Насмешек, главного его произведения, написанного гекзамером, была безжалостная сатирическая критика философских догм и самих философов. Книга I описывала великую битву философов, в которой только Пиррон смог одержать победу. Действие кн. II и III (а возможно, и кн. I) разыгрывалось в Аиде (пародия на сошествие Одиссея в Аид). В Фантазиях Т. восхвалял принципы скептицизма и учил избегать догматических ошибок. Среди прозаических сочинений Т. можно назвать, например, Против Питона (Pros Pythona), в котором он ведет диалог с Пирроном, О чувственном познании (Peri aistheseon), Против физиков (Pros tus physikus; то есть натурфилософов). Из этих сочинений ни одно не сохранилось.

ТИМОФЕЙ МИЛЕТСКИЙ

Тимофей Милетский, Timotheos, ок. 450-ок. 360 гг. до н. э., греческий поэт, один из создателей так называемого нового дифирамба. Жил в основном в Афинах. Умер в Пелле. Его творчество, собранное в 18 книгах, включало номосы (номосами называли сольные произведения, состоящие из 7 частей, которые исполнялись под аккомпанемент лиры или флейты; первоначально это были песни в честь Аполлона), дифирамбы, гимны и энкомии, или хвалебные песни. Большие фрагменты номоса Персы (Persai) сохранились на папирусе IV в. до н. э., найденном в Египте в 1902 г. (одна из двух древнейших из известных нам греческих книг). Сюжет этого номоса составляет битва под Саламином, описанная с точки зрения персов в ряде картин, ярких и драматичных, но мало оригинальных. Т. пишет в патетическом стиле изысканным языком. Вводит в свои произведения музыкальные новшества, например, хоровое исполнение номоса. Кроме Персов, сохранились фрагменты гимна в честь Артемиды Эфесской, дифирамбов Ниоба и Циклоп.

ТИРТЕЙ

Тиртей, Tyrtaios, из Спарты, VII в. до н. э., греческий поэт, элегик. Античные источники называют местом рождения Т., наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что Т. был хром и преподавал в афинской школе. Во время II Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Т. в качестве вождя. Но физические недостатки Т. заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободолюбивых мессенцев. В настоящее время считается, что родиной Т. все же была Спарта. Поэтому он мог так хорошо понимать ее дух и потребности. Легенды о рождении в Милете или Афинах объясняются как традиционным ионийским диалектом его элегий, так и тем фактом, что никогда позже Спарта не породила ни одного поэта. Элегии Т. делятся на пять книг. Сохранилось примерно 150 стихов. Большую их часть составляют воинские элегии, где Т. говорит о славе, которую добывает смелый воин при жизни и после геройской смерти, а затем противопоставляет этой картине унизительную судьбу побежденных, скитания лишенных крова и родины. Он дает также тактические указания. В самой длинной элегии (фр. 6) он размышляет над иерархией ценностей в жизни человека, и превыше всего - превыше физической силы и побед на играх, выше красоты, богатства, власти и всего остального - он ставит воинскую доблесть, которая одна только достойна мужа. Все, что пишет Т. в итоге сводится к одному: стремлению несгибаемо стоять в первом ряду и, хотя бы ценой жизни, сразиться за победу. Об этом же он говорит, вспоминая прошлое Спарты, когда в элегии, названной древними Эвномия, прославляет ее государственное устройство, нерушимое и прекрасное, ибо оно установлено согласно пророчеству Аполлона Дельфийского. В элегиях Т., в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль Т. близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине.

ТИСИЙ

См. Тейсий.

ТИТИАН

Титиан, Юлий; Titianus, Iulius, II в. н. э., латинский ритор, писатель. Автор не сохранившихся риторических упражнений, в которых он обрабатывал сюжеты, заимствованные у Вергилия. Вероятно, взяв за образец Овидия, он написал (тоже не сохранившиеся) фиктивные письма знаменитых женщин, так хорошо подражая в них стилю Цицерона, что заслужил прозвище Обезьяна (Simia). Сын Т., Юлий Титиан Младший, перевел на латинский язык басни Эзопа.

ТИТИНИЙ

Титиний, Titinius, II в. до н. э., латинский поэт, самый старший из трех (Афраний, Квинт Атта) известных нам авторов национальной римской комедии - тогаты, которая игралась в римских тогах. От творчества Т. сохранилось только несколько фрагментов и несколько названий, типичных для тогаты, в основном относящихся к женщинам: Суконщица (Fullonia), Сестра-близнец (Gemina), Законница (Iurisperita), Падчерица (Privigna) и т.д. Реже встречаются мужские главные роли (некогда исполнявшиеся женщинами): Гортензий, Квинт; некоторые пьесы, как например, Слепой (Caecus) и Хромой (Varus), исполнены своеобразного юмора и язвительности, приближающих их к народному фарсу. Во всех пьесах Т. мы находим представленный в юмористической форме фольклор италийских племен и городов.

ТИХОНИЙ

См. Тиконий.

ТРАГЕДИЯ О ГИГЕ

«Гиг» или «Трагедия о Гиге» - греческая трагедия IV или III вв. до н. э., известна нам по одному небольшому фрагменту с папируса (16 ямбических триметров, сильно испорченных) II или III в. н. э., опубликованного впервые в 1950 г. Сюжет составляла поведанная Геродотом история Гига, основателя династии Мермнадов. Гиг был, согласно легенде, придворным лидийского царя Кандавла, который, гордясь красотой своей жены, уговорил его забраться в спальню и взглянуть на нее нагую. Именно об этом рассказывает сохранившийся фрагмент, относящийся, вероятно, к царской речи. По Геродоту, впоследствии она побудила Гига убить Кандавла и сделаться ее супругом и царем Лидии. Высказывалось предположение, что это отрывок из трагедии одного из предшественников Эсхила, возможно, Фриниха, которому этим рассказом был обязан Геродот. Однако, утвердилось мнение, что эта трагедия была создана в IV или в III в. до н. э., когда вновь стала модной историческая тематика.

ТРАГИЧЕСКАЯ ПЛЕЯДА

Трагическая Плеяда - название группы, включающей 7 драматических поэтов, которые творили в раннеэллинистический период (III в. до н. э.). Все произведения Плеяды (кроме очень маленьких фрагментов) утрачены, вероятно, они не представляли большой литературной ценности. К Плеяде принадлежали Гомер Византийский, Филик из Коркиры, по некоторым сведениям, автор 42 трагедий и сатировых драм, от которых до нас дошли лишь несколько названий (например, Фемистокл - по-видимому, историческая трагедия); Ликофрон, автор сатировой драмы Менедем о современном ему философе из Эретрии (на Эвбее) и нескольких десятков трагедий; Александр Этолийский; Сосифей, писавший, по-видимому, только сатировы драмы, фрагменты одной из которых (Дафнис) до нас дошли; имена двух оставшихся трагиков не установлены. Чаще всего называют Сосифея Младшего и Дионисиада. Кроме Плеяды в эллинистический период творили более 60 трагиков, нам известны только их имена и немногие названия пьес. Трагедии не были объединены в тетралогии, некоторые авторы писали только сатировы драмы, иногда даже на актуальные темы.

ТРАЯН

Траян, Марк Ульпий; Traianus, Marcus Ulpius, 53-117 гг. н. э., приемный сын Нервы, римский император с 98 г. н. э. Император, прекрасно образованный, оказывал покровительство как римскому, так и греческому писательскому искусству, сам пробовал свои силы в литературе. Описал войну с даками, которую вел в 101-106 гг.; произведение это, которое цитировали в V в. как Книги о даках (Dacicorum libri), погибло. Зато сохранились (в Письмах Плиния Младшего) ответы Т. на послания Плиния Младшего в период, когда тот исполнял функции наместника провинции Вифиния и Понта. Они представляют собой редкий, а следовательно, ценный образец служебной корреспонденции.

ТРИФИОДОР

Трифиодор, Triphiodoros, из Панополя в Египте, V в. н. э., греческий эпический поэт. Из его поэтических произведений сохранилось только Взятие Илиона (Iliu halosis), насчитывающее 691 гекзаметр. Содержание он почерпнул в Энеиде Вергилия, произведениях Квинта из Смирны и мифографов. Отчетливо проявляется влияние тодже происходящего из Панополя Нонна. Художественные достоинства произведения ничтожны, автору не хватает собственной творческой инициативы и собственного стиля. Среди не сохранившихся произведений Т. была Одиссея Липограммата (то есть Одиссея с пропущенными буквами), названная так потому, что в каждой из 24 книг одна из букв греческого алфавита не появлялась ни разу. Образцом ему послужило произведение Нестора из Ларанды.

ТУБЕРОН

I.

Туберон, Луций Элий; Tubero, Lucius Aelius, I в. до н. э., римский писатель, друг Цицерона, в 58 г. до н. э. - легат его брата Квинта в провинции Азия, сторонник Помпея, интересовался философией, Энесидем посвятил ему одно из своих сочинений. Был автором какого-то исторического произведения, о котором упоминает Цицерон в письме к Квинту.

II.

Туберон, Квинт Элий; Tubero, Quintus Aelius, I в. до н. э., римский историк, сын предыдущего, как и отец, дружил с Цицероном, был сторонником Помпея, вместе с отцом был помилован Цезарем после битве при Фарсалии (48 г. до н. э.). Т. написал историческое произведение (не менее 14 книг), излагавшее историю Рима от его основания до дней, ему современных. Сведениями Т. был обязан Лицинию Мацеру. Произведение Т. пользовалось успехом, к нему обращались Дионисий Галикарнасский и Ливий. Т. был также известным юристом, который не раз цитируется в Корпусе гражданского права.

ТУРПИЛИЙ

Турпилий, Секст (?); Turpilius, Sextus, II в. до н. э., римский комедиограф. Точные данные о жизни Т. у нас отсутствуют. Умер в 104-103 гг. до н. э. в Синессе на юге Лациума, дожив до преклонного возраста. Вероятно, дружил с Теренцием. Сохранилось свыше 200 стихов из 13 комедий Т., которые носили исключительно греческие названия, что свидетельствовало о быстро развивавшемся процессе эллинизации паллиаты. Первоисточником для пьес Т. был прежде всего Менандр в комедиях Жрица (Canephoros), Ремесленник (Demiurgus), Наследница (Epicleros), Белый камень (Leukadia), Фрасилеон. Алексису он подражал в Деметрии, пьесе, которая пользовалась большим успехом. Заслуживают внимания: Белый камень, из которого сохранилось больше всего фрагментов, здесь использован легендарный сюжет о Сапфо, и Ремесленник, пьеса, поставленная еще во времена Цицерона, который приводит отрывок из роли молодого человека, исполнявшейся знаменитым актером Росцием. Насколько в своем предпочтении греческим названиям и ориентации на Менандра Т. близок к Теренцию, настолько в сфере самостоятельного творчества, свободной трактовкой греческих образцов, использованием экспрессивных средств, и наконец, по своей метрике и языку, он напоминает темпераментного Плавта. Т. был последним знаменитым автором паллиаты. Волкаций Седигит отводит ему седьмое место в своем каноне комедиографов. После Цицерона память о творчестве Т. в Риме исчезла. Но она жила в провинции Африка еще в IV в. н. э., лексикограф Нонний Марцелл, которому мы обязаны многими отрывками из Т., приводит их прямо из какого-то экземпляра пьес поэта.

Предыдущая страница Следующая страница