Античные писатели
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЦЕЗАРИЙ АРЕЛАТЕЙСКИЙ

Цезарий Арелатейский, Caesarius Arelatensis, из Арелаты (Арль), 470-542 гг. н. э., латинский теолог, епископ Арелаты. Происходил из галло-римской семьи, воспитывался в монастыре на острове Лерин, а затем стал епископом Арелаты, где неустанно поучал паству. Оставил собрание 238 проповедей (84 переписаны у других писателей), которые дают картину жизни Галлии VI в., а также ряд отдельных сочинений. Внимания заслуживают два монастырских устава и комментарий к Апокалипсису. Ц.А. был одним из наиболее известных проповедников патристического периода.

ЦЕЗАРЬ

Цезарь, Гай Юлий, Gaius Iulius, 100-44 гг. до н. э., римский государственный деятель, писатель. Происходил из знатного, хотя и пришедшего к тому времени в упадок рода Юлиев. Его личность тесно связана с важнейшими событиями в древнем мире в середине I в. н. э. Получивший хорошее образование, он прекрасно знал греческую и римскую литературу, интересовался также языком и грамматикой. Учился на Родосе (76 г. до н. э.). В начале своей политической карьеры он был связан с группировкой популяров. Ему удалось обратить себе на пользу тот факт, что его тетка была женой Мария (на ее погребении в 68 г. Ц. произнес речь, прославлявшую род Юлиев; эта речь привлекла к нему внимание римской общественности). В 68 г. до н. э. был квестором Испании, в 65 г. до н. э. - эдилом. Уже тогда он соперничал с Крассом, выдающимся политиком и одновременно одним из самых богатых людей в Риме. До некоторой (точно неизвестной) степени был причастен к заговору Катилины, однако ему удалось избежать репрессий, которым подверглись заговорщики. В 63 г. до н. э. получил звание верховного жреца (pontifex maximus). В 62 г. исполнял обязанности претора, затем уехал в Испанию, где занял должность наместника. По возвращении (60 г. до н. э.) заключил тайное соглашение с Помпеем и Крассом, названное Первым Триумвиратом. Совместные действия триумвиров принесли Ц. консульство в 59 г. В 58 г. Ц. принял наместничество в Галлии. В течение ближайших 9 лет покорил галлов, бельгов, гельветов, германцев, а также предпринял поход на Британские острова. Его победы возбудили беспокойство сената и Помпея. Смерть Красса ускорила разрыв связей между участниками триумвирата. Вызванный в Рим постановлением сената, без своих легионов, Ц. не подчинился приказу и во главе своего войска перешел реку Рубикон, представлявшую собой границу Италии (тогда он и произнес знаменитые слова: «Alea iacta est» - Жребий брошен). Это привело к гражданской войне. Италию, оставленная Помпеем, который бежал на восток к своим легионам, Ц. занял без борьбы. До решающего сражения дело дошло в Греции под Фарсалией в 48 г. до н. э. Помпей был разбит и бежал в Египет, где и был убит. После его смерти Ц. повел дальнейшую борьбу со своими противниками на территории Египта, Африки, Испании и Малой Азии (о победе над царем Понтийским он уведомил сенат тремя словами; «Veni, vidi, vici» - Пришел, увидел, победил). После одержанных на войне побед основной задачей Ц. стало укрепление в различных формах своей неограниченной власти, невзирая на существование республиканских институтов. Ц., как некогда Сулла, объявил себя диктатором. Он занимал эту должность до ближайших консульских выборов в 49 г., затем - в 48 г. В 45 г. пребывание в должности было ему продлено на 10 лет, а в феврале 44 г. он был утвержден в ней пожизненно. Политика Ц., направленная на преобразование Рима в монархию эллинистического типа, выбивала почву из-под ног многих римских общественных группировок, особенно сената. Именно в кругу сенаторов сложился заговор, во главе которого встали Марк Брут и Гай Кассий. Ц. погиб от рук заговорщиков 15 марта 44 г. до н. э. - Ц. развил в Риме активную строительную деятельность. Ему мы также обязаны реформой календаря. В своей необычайно насыщенной жизни Ц. находил также место для литературного творчества. Его собственной политической карьере должны были послужить два произведения, названные Записки (греческое hypomnemata, лат. commentarii). В таких записках государственные деятели в доступной форме описывали события, очевидцами и участниками которых они были, чтобы навязать читателям собственную точку зрения. От других исторических произведений такие hypomnemata отличаются избеганием прямого цитирования известных высказываний (у Ц. они встречаются лишь в форме косвенной речи), отсутствием драматических описаний и упрощенным стилем. Авторы говорят о себе всегда в третьем лице. Записки о Галльской войне (Commentarii de bello gallico) в 7 книгах, описывавшие сражения Ц. в Галлии в 58-52 гг. до н. э., должны были сформировать общественное мнение Рима об успехах и намерениях Ц. Несомненная тенденциозность этого произведения находит свое выражение в приукрашивании фактов и их отборе, однако не приводит к искажению событий. Произведение это ценно для нас как источник сведений о галлах и германцах, ибо Ц. включил в него множество сведений об обычаях этих народов. Записки о Галльской войне являются также выдающимся литературным произведением, их язык, чрезвычайно простой, есть результат тщательного подбора слов и неуклонной заботы о форме. Они получили высокую оценку Цицерона. Дополнением к Запискам представляется VIII книга, написанная Авлом Гиртием, одним из командиров Ц., рисующая заключительный этап Галльской кампании в 52-50 гг. до н. э. Другое сохранившееся произведение Ц., Записки о гражданской войне (Commentarii de bello civili) в 3 книгах, изданные уже после смерти автора, описывают события 49 и 48 гг. до н. э. Этих записок, задуманных как история всей гражданской войны, Ц. не успел закончить. Повествование обрывается в начале так называемой Александрийской войны (пребывание Ц. в Египте). Его продолжает сочинение под заглавием Александрийская война (Bellum Alexandrinum), представляющее дальнейшие события войны, начиная с 47 г., которое, возможно, принадлежит перу Авла Гиртия. Мы не знаем автора ни одной из двух других аналогичных работ: Войны в Африке (Bellum Africanum), описания войны между Ц. и сторонниками Помпея в 47-46 гг., закончившейся победой Ц. под Тапсом в Африке, а также Войны в Испании (Bellum Hispaniense), охватывающей события с 45 г. и победу Ц. под Мундом. Все эти сочинения были объединены с Записками Ц. в так называемый Corpus Caesarianum, известный в таком виде уже Светонию. Другие произведения Ц. пропали. Мы, однако, знаем, что он писал стихи (по-латыни и по-гречески), драмы, речи. Был среди прочего автором двух язвительных политических памфлетов, направленных против Катона Младшего (Антикатоны, нап. В 45 г.), а также грамматического труда Об аналогии (De analogia) в 2 книгах, созданного в пятидесятые годы и адресованного Цицерону, где Ц. включился в спор об аналогии и аномалии, защищая языковые закономерности. Произведениями Ц. пользовались Ливий, Николай Дамасский, Тацит, Дион Кассий, Орозий.

ЦЕЗИЙ БАСС

Цезий Басс, Caesius Bassus, I в. н. э., римский поэт. Погиб в 79 г. при извержении Везувия. Его другом был Персий, посвятивший ему сатиру VI, а Ц.Б. занимался изданием произведений поэта после его смерти. Квинтилиан высоко оценил лирические произведения Ц.Б. и ставил его наравне с Горацием. Из произведений Ц.Б. сохранился лишь один гекзаметрический стих, поэтому нам трудно составить о нем собственное мнение. Возможно, что тот самый Ц.Б. является автором пособия по метрике Liber de metris, посвященного императору Нерону. Из этого труда также сохранилось только несколько цитат у позднейших грамматиков. В этом сочинении, следуя за Варроном, Ц.Б. развивал так называемую теорию деривации, которая сводила все разнообразие метрических единиц к двум основным: дактилическому гекзаметру и ямбическому триметру. Ц.Б. приписывают также трактат Горация о метрических единицах.

ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН

Целий Аврелиан, Caelius Aurelianus, V в. н. э., римский врач, уроженец Нумидии в Африке. Не был оригинальным исследователем, однако перевел на латинский язык греческую медицинскую литературу. Из его произведений сохранились целиком 3 книги об острых болезнях, а также 5 книг о хронических болезнях. Оба сочинения являются переводами пропавшего произведения выдающегося представителя греческой медицинской школы так называемых методиков Сорана. Сохранились также фрагменты своего рода врачебного катехизиса, содержащего в форме вопросов и ответов описание всей медицины, под названием Медицинские ответы, как и отрывок труда Гинекология, тоже представляющего собой обработку произведения Сорана. Благодаря многочисленным цитатам и изложению взглядов предшественников, труды Ц. становятся ценным источником для истории медицины. В средние века наряду с работами Гиппократа и Галена они составляли основу изучения медицины.

ЦЕЛИЙ АНТИПАТР

Целий Антипатр, Луций; Coelius Antipater, Lucius, II в. до н. э., римский историк. Преподаватель красноречия, великолепно разбиравшийся в вопросах права. Учеником Ц.А. был известный оратор Луций Красс. Ц.А. является автором первой в римской литературе монографии, посвященной войне с Ганнибалом (в 7 книгах). Из нее сохранилось ок. 60 отрывков. Произведение было посвящено знаменитому римскому филологу Стилону. Время создания монографии невозможно точно определить; она была написана уже после 121 г. до н. э., поскольку в одном из сохранившихся фрагментов упоминается смерть Гая Гракха. Что побудило Ц.А. описать исключительно войну с Ганнибалом, мы не знаем; возможно, пример Фукидида, а возможно - желание подражать Невию, описавшему историю I Пунической войны в эпосе Пуническая война. В любом случае, то, что .А. ограничился описание восемнадцатилетней войны с Ганнибалом сделало возможным для Ц.А. вдумчивое исследование источников и тщательный отбор фактов. Среди многочисленных источников, которыми пользовался Ц.А. обращает на себя внимание труд греческого историка Силена из Калеакта, находившегося в обозе Ганнибала. Представляется, что произведение Ц.А. затрагивало событий, предшествовавших началу II Пунической войны, а также происшедших после 201 года до н. э. Ц.А. был сторонником азиатского стиля; его речь сильно ритмизована, предложения разбиты на краткие периоды. Следствием чрезмерной ритмизации языка представляется необычный порядок слов в некоторых фрагментах. Ц.А. был в большей степени ритором, чем историком: он часто приукрашивал описываемые события, не заботясь об исторической правде. Стараясь заинтересовать читателя, Ц.А. включил в свое произведение множество историй о чудовищах, преданий об основании городов, разного рода отступлений и анекдотов, а также собственных речей. Как писателя Ц.А. ценили Цицерон и влюбленный в раннюю римскую литературу император Адриан. На монографии Ц.А. ориентировался Саллюстий, для Ливия он стал основным источником в работе над кн. XXI-XXX, в качестве источника его называет также Плиний Старший.

ЦЕЛЬС

I.

Цельс, Публий Ювентий Тит Ауфидий Гоэний Севериан; или Публий Ювентий Цельс сын; а также Цельс сын, юный Цельс, Цельс Младший; Celsus, Publius Iuventius Aufidius Hoenius Severianus, I/II вв. н. э., римский правовой деятель. Его отец, юрист с тем же самым именем (Публий Ювентий Цельс отец), принадлежал к сенаторам или эквитам, сын же был связан (возможно через усыновление) с известной фамилией Гоэниев Северов. Ц. Младший был претором в 106 или 107 г., наместником Фракии до 114 г., дважды консулом, а также проконсулом Азиатской провинции. Входил в личный совет императора Адриана. Еще ранее, после своего отца, руководителем правовой школы прокуланов (см. Лабеон). Ц. был одним из наиболее выдающихся представителей римской юриспруденции, склад его ума был оригинальным, творческим и независимым. Стиль Ц. лаконичен, ему принадлежит не одна законченная и сжатая формулировка, например, известное определение права: «Ius est ars boni et aequi» (Право - искусство добрых и справедливых поступков). Ц. находил удовольствие в разрешении юридических проблем и оставил после себя сборник их решений (Digestorum libri XXXIX). В его состав вошли предположительно уже изданные ранее более мелкие сборники (Commentarii, Epistolae, Quaestiones). В качестве консула Ц. был инициатором постановления Сената о делах по наследству, которое получило его имя (Senatus Consultum Iuventianum, со 129 г.). Из произведений Ц. сохранилось 142 фрагмента, включенных в Дигестии Юстиниана (см. Corpus iuris civilis, Корпус гражданского права) и различные изречения, цитированные позднейшими авторами.

II.

См. Кельс.

ЦЕНЗОРИН

Цензорин, Censorinus, III в. н. э., римский эрудит, автор сохранившегося произведения О дне рождения (De die natali), написанного в 238 г. и посвященного его патрону Квинту Цереллию в день его рождения. Сочинение Ц. состоит из двух частей, из которых в одной речь идет о человеческой жизни, в другой - об исчислении времени. Компилятивный характер труда составляет его ценность, ибо Ц. использовал разные источники, в основном - Светония и Варрона, и был при этом добросовестным компилятором.

ЦЕНТОН

Центон, лат. cento, гр. kentron или kenton, произведение, представляющее собой компиляцию избранных цитат из различных сочинений. Ц. ведет свое происхождение от древней пародии, встречающейся в комедиях Аристофана. В поздней античности был довольно распространенной литературной формой. В Греции были популярны homerokentrones, или произведения, составленные из стихов Гомера. Ц. мы встречаем также в Палатинской антологии. В Риме чаще всего складывали ц. из стихов Вергилия, Овидия, Лукана. Известен свадебный ц. (epitalamium) Авсония, сложенный из стихов Вергилия. Встречаются ц. и в христианской литературе, где религиозное содержание выражалось посредством избранных стихов классических поэтов. Христианские ц. были включены в школьные программы вместо языческой литературы. Сохранился греческий гомерокентон, насчитывающий 2343 гекзаметра о жизни Иисуса, приписываемый императрице Евдокии (V в.). Из стихов Эсхила, Ликофрона и, большей частью, Еврипида составлена поэма Страдания Христа Григория Богослова. Проба сложила из стихов Вергилия произведение о жизни Христа (ок. 360-370 гг.), насчитывавшее 643 гекзаметра. Существуют также анонимные христианские ц.

ЦЕЦИЛИЙ

Цецилий, Caecilius, из Калеакте в Южной Сицилии, I в. до н. э., оратор и литературный критик. Вольноотпущенник (рабом носил имя Архагат), вероятно, ученик Аполлодора из Пергама, сам учил риторике в Риме во времена Августа. Автор не сохранившегося произведения История восстаний рабов (Syngramma peri ton dulikon polemon), рассказывающего о восстаниях рабов на Сицилии, как и не сохранившихся многочисленных сочинений по риторике, эстетико-критических и лексикографических трудов . Вместе с Дионисием Галикарнаским считается создателем литературного направления, названного аттицизмом. Занимался сравнительным литературоведением (synkreseis) и составил, по имеющимся данным, канон 10 аттических ораторов. Главным его сочинением было О возвышенности (Peri hypsus) известное нам благодаря полемическому трактату неизвестного автора под тем же названием (см. Аноним), а также труду О построении риторических фигур (Peri schematon). В обоих сочинениях Ц. изложил свои взгляды на риторику. Из его творчества до нас дошли только мелкие фрагменты.

ЦЕЦИЛИЙ МЕТЕЛЛ МАКЕДОНСКИЙ

Цецилий Метелл Македонский, Квинт; Caecilius Metellus Macedonicus, Quintus, ум. в 115 г. до н. э., римский государственный деятель и оратор. Прозвище Македонский получил в 148 г., когда подавил восстание в Македонии, ставшей после этого римской провинцией. В 146 победоносно сражался с Ахейским Союзом. Был консулом в 143 г. В Риме построил великолепный портик (Porticus Caecilia), а также храмы Юпитера Статора и Юноны Регины. Цицерон назвал Ц. М. одним из выдающихся ораторов, но его речи пропали. Мы знаем, что в 133 г. он выступал с речью против Тиберия Гракха, а в 131 г. в качестве цензора произнес речь Об увеличении количества детей (De prole audenda), призывавшую к заключению браков. Эту речь прочел Август в сенате во время обсуждения законов о браке. Из нее сохранилось 2 фрагмента.

ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ

Цецилий Стаций, Caecilius Statius, ок. 220-168 гг. до н. э., римский комедиограф. Первый римский поэт - уроженец Галлии. В Рим прибыл в качестве невольника в 222 г.; после освобождения взял имя патрона Цецилий. Был дружен с Эннием, писал исключительно комедии, с трудом выдерживая конкуренцию с Плавтом. По утверждению Теренция, Ц.С. стал популярен за счет Амбивия Турпиона, который ставил его пьесы и играл в них главные роли. - Наследие Ц.С. дожило до наших дней лишь во фрагментах: сохранилось ок. 300 стихов из 42 комедий. Их названия имеют либо чисто латинское звучание, либо латино-греческое (двойные названия), либо только греческое. Например, Опекуны (Demandati), Боец (Pugil) или же Ростовщик (Faenerator sive Obolastates), Подкидыш (Subditivus sive Hypobolimaeus), или же Наследница (Epicleros), Интендант (Epistathmos). Вероятно, эти заглавия говорят о развитии так называемой «паллиаты», то есть типа римской комедии, использующего греческие образцы. Более ранние пьесы еще несли на себе отпечатки родного италийского народного фарса - эту стадию иллюстрируют, как и у Плавта, латинские названия. После все более смелых попытках эллинизации комедии - что отражается в латино-греческих названиях - наступает полное «огречивание» комедии, как и у Теренция, проявляющееся в исключительно греческих заглавиях. Творчество Ц.С. представляет собой переходную стадию в развитии комедии между Плавтом и Теренцием. Правда, отыскать греческие источники можно лишь для некоторых комедий Ц.С., например, ср.: Письмо (Epistula) с Epistole Алексиса, Изгнанника (Exul) с Fygas Алексиса или с Apolis Филемона. Однако сравнение сходных частей комедии Ц.С. Ожерелье (Plocium) и не сохранившейся комедии Менандра с тем же заглавием, выполненное Геллием, свидетельствует о том, что Ц.С. свободно перерабатывал оригиналы. Он изменял их настроение и характер, окрашивал их остротами, приближал к фарсу; греческие диалогические партии он переделывал в арии (cantica), написанные различными стихотворными размерами: трохеями, ямбами и т. д. Зато содержанием и своей морализаторской тенденцией Ц.С. приближался к Менандру, насыщая комедии сентенциями. Человечность роднит его как с Менандром, так и с Теренцием. Комедии Ц.С., внимательного наблюдателя жизни, который пытался постичь мотивы поведения человека и описывал своих героев живым, остроумным, богатым смелыми и красочными оборотами языком, что приближает его к Плавту и Теренцию, в целом были высоко оценены в древности: его хвалили Волкаций Седигий, Цицерон (хотя он и упрекал Ц.С. за его язык), Варрон, Геллий.

ЦИННА

Цинна, Гельвий; Cinna, Helvius, I в. до н. э., римский поэт. Родился в Галлии, родственник и друг Катулла, с которым, вероятно, был в Вифинии в 57 г. Часто его отождествляют с народным трибуном 44 г., растерзанным толпой. После смерти Цезаря, Ц. примкнул к кружку неотериков. В течение 9 лет писал эпилион Смирна, ориентируясь на александрийских поэтов (Каллимах, Феокрит, Эвфорион). Эта поэма включала такое множество туманных аллюзий и в такой степени демонстрировала эрудицию автора, что почти сразу же потребовала комментария. Ее сюжет составлял малоизвестный миф - история любви Смирны-Мирры к собственному отцу. Хотя Квинтилиан и высмеивал произведения Ц. за ученость, ими восхищались Катулл и Вергилий. Ц. был также автором эпиграмм и любовных стихотворений, из которых сохранились только фрагменты. Он написал также propemptikon, то есть стихотворение с пожеланиями приятного путешествия, адресованное Азинию Полиону, отправлявшемуся в Вифинию. Ц. был одним из наиболее выдающихся неотериков и находился под сильным влиянием Парфения из Никеи, который по прибытии в Рим подружился с родом Гельвиев.

ЦИНТИЙ АЛИМЕНТ

Цинтий Алимент, Луций; Cincius Alimentus, Lucius, вторая половина III в. до н. э., римский историк. Один из ведущих римских политиков в годы войны с Ганнибалом, у которого побывал в плену. Ц.А. является наряду с Фабием Пиктором, самым древним римским анналистом. Написал по-гречески историю Рима от основания города до момента написания, от которой сохранилось только пять фрагментов. противовес Фабию Пиктору который за дату основания Рима принимал (согласно нашему летосчислению) 747 г. до н. э, Ц.А. передвинул основание города на 729/728гг. до н. э. Из этого можно заключить, что Ц.А. суммировал научные дискуссии развернувшиеся вокруг даты основания Рима. Близкие контакты с Ганнибалом позволяют допустить, что Ц.А. подробнее осветил также карфагенские дела. его трудами пользовались Дионисий Галикарнасский и Ливий, хотя этот последний, вероятно, опосредованно. Раньше Ц.А. приписывали несколько произведений на латинском языке, относящихся к римской древности и касающиеся в основном управления государством; их автором является тезка анналиста который жил в I в. до н. э.

ЦИЦЕРОН

I.

Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106-43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее - Муций Сцевола Понтифекс. Его учителями были также столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Ц. пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79-77 гг., Ц. уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию . Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Ц. По возвращении в Рим Ц. активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. - претором, в 63 г. - консулом. В том же 63 г. Ц. раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Ц. уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Ц. вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51-50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Ц. выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалией в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Ц. предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Ц. переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако, ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Ц. филиппиками (см. Демосфен), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике - юном Октавиане (см. Август). По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Ц. был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. - Литературное наследие Ц. включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81-43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через «средний» стиль - более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Ц. пришел к совершенно простому и лишенному украшений «аттическому» стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Ц. отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Ц. сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых - В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Верра (70 г.), наместника Сицилии в 73-71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Верра включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Верром на роль обвинителя; Первая речь против Верра (In Verrem actio I), после которой Верр был осужден на изгнание, и Вторая речь против Верра (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавием О статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая - это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающая разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем. Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Ц. Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носит следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Оратор (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Изократ). Ц. соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Ц. нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Ц. изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Ц. возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Ц. излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Ц. написал в 54-51 и 46-44 гг. В соответствии с духом времени, Ц. был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Паэцием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Ц. признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. Из обширного творчества Ц. внимания заслуживает Республика (De republica; 54-51) в 6 книгах, сохранилось только окончание произведения, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). С. развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О правах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские диспуты (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждеения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Ц. оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Ц., посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Ц поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Ц. состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Ц. нам известна почти 1000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включает в себя переписку Ц. с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Ц. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68-44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Ц. к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего - возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60-54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Ц. к брату Квинту и среди них - первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанное в ответ на письмо брата для Ц., когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержит корреспонденцию Ц. с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Ц; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Ц. отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Ц. В письмах Ц. предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Ц. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под название Феномены, расширенного Ц. за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Ц. во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Ц. на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Ц. достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Ц., называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Ц. и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.

II.

Цицерон, Квинт Туллий; Cicero, Quintus Tullius, 102 - 43 гг. до н. э., римский политик, брат Марка Туллия Цицерона, вместе с которым он учился в Афинах. В 61 - 58 гг. был пропретором в Азиатской провинции. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем выступал на стороне Помпея. После поражения последнего перешел к Цезарю. Погиб в 43 г. - В 64 г. написал для брата Commentariolum petitionis - памятную записку о консульстве, наставляя того, каким образом ему следует поступать, чтобы получить максимальное количество голосов избирателей. Из переписки братьев в 60-54 гг. сохранились три книги писем Марка к Квинту, и среди них только четыре письма написанные Квинтом. Квинт Ц. был также автором несохранившихся трагедий, в том числе пьесы Электра.

Предыдущая страница Следующая страница