Античные писатели
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница

ЯМБЛИХ

Ямблих, Iamblichos, III/IV вв. н. э., греческий философ. Ученик Порфирия. Среди сохранившихся произведений Я. следует прежде всего назвать трактат о пифагорейской жизни, несколько философских и теологических работ, связанных с математикой, сочинение о египетских мистериях, которое чаще всего цитируют под латинским заглавием De mysteriis Aegyptiorum и Влечение к философии (Logos protreptikos eis philosophian). Утрачены комментарии Я. к трудам Платона и Аристотеля. Я. видел главную задачу философа в доказательстве того, что видимый мир есть эманация трансцендентной действительности. Он также полагал, что этот мир полон добрых и злых демонов, которые влияют на поступки, помышления и рассуждения людей. Согласно его теории, обязанностью философа является использовать вековые достижения в области магии и ведовства; добрые демоны, если завоевать их расположение, могут открыть человеку путь к философскому постижению действительности, которое без этой помощи практически недостижимо. Я. посвятил много места развитию учения Плотина о гипостазах. Предметом отдельных исследований Я. были произведения и учение Платона, которые, по его мнению, следовало рассматривать в трех плоскостях: физической, этической и метафизической, лишь тогда мы можем постигнуть подлинный образ мыслей их автора.

ЯМБУЛ

Ямбул, Iambulos, вероятно, II в. до н. э., греческий писатель, по-видимому, набатеец по происхождению (с территории нынешней Иордании). Автор сохранившегося в выдержках у Диодора Сицилийского фантастического романа, утопии о жизни счастливого племени, жившего не неизвестных островах на юге, где Я., возможно, побывал во время своих торговых путешествий. Я провел там, как он утверждал, 7 лет, затем поехал в Индию, где некоторое время гостил у царя этой страны Палиботра (Паталипутра), доброжелательно настроенного по отношению к грекам. В конце концов он возвратился домой через Персию. Описанное в романе племя отличалось от других людей необычными возможностями тела, силой и отвагой, могло говорить на всех языках, было образованным, знало астрономию, пользовалось письмом из 28 знаков, выведенных из 7 основных. Люди жили 150 лет, а достигшие этого возраста сами лишали себя жизни, укладываясь спать под деревом, источавшим ядовитый запах. Люди жили группами по 400 человек, где каждый выполнял определенную работу, при этом через некоторое время все менялись занятиями. В роли богов выступали небесный свод и небесные тела, а также Солнце. В произведении Я. проявилось влияние стоиков и киников. Необходимо подчеркнуть тот факт, что в описанном им государстве не было рабов. Влияние Я. мы находим в позднейших утопиях, как древних, так и нового времени.

Предыдущая страница