Античные писатели
Статьи на буквы "A-Z"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Следующая страница

APPENDIX VERGILIANA

«Appendix Vergiliana», собрание различных латинских поэтических произведений I. до н. э. и I. н. э., приписываемых еще с древности молодому Вергилию. Вслед за Светонием, Донат называет произведениями Вергилия следующие сочинения: Catalepton, Priapea (см. Приапеи), Epigrammata, Dirae, Ciris, Culex, Aetna. Catalepton (досл. «осколки») представляет собой собрание 14 эпиграмм (некоторые возможно, подлинные, например, 5 - прощание с риторикой) разнородного содержания, написанные разными размерами и неравнозначные по художественной ценности. Dirae (Проклятия) - это приписываемое Валерию Катону произведение из 180 гекзаметров, искусное построение которого свидетельствует о том, что оно вышло из под пера художника. Первая часть (ст. 1-103) содержит проклятия, брошенные поэтом своему дому, который он утрачивает вместе со своей возлюбленной. Следующие 80 гекзаметров производят впечатление отдельного произведения буколического характера, имеющего даже отдельное название - «Лидия» (имя утраченной возлюбленной поэта). «Кирис» (Ciris) (название морской птицы) - эпилион, посвященный Мессалу, созданный, вероятно, в его кругу. Сюжет произведения, взятый из Метаморфоз Парфения, представляет историю Скиллы, дочери Ниса, которая предательски отдала своего отца в руки Миноса и была превращена богами в морскую птицу, названную Кирис. Это сочинение, выдержанное в духе александрийской поэзии, во многих местах неясное и изобилующее изысканными выражениями, вероятно, принадлежит одному из искусных подражателей Вергилия. Комар (Culex) - эпилион, описывающий трагическую смерть комара. К спящему в жаркий полдень пастуху приближается ядовитая змея. Комар вовремя будит пастуха своим укусом, однако сам погибает от его руки. Затем он является во сне пастуху с жалобой, что погиб, спасая его жизнь и должен теперь жить в царстве теней (Аид описан в деталях), не погребенный. Пробудившись, пастух ставит комару надгробие с хвалебной надписью. Автор уподобляется молодому Вергилию, посвящающему свою поэму молодому императору Августу. Хотя Лукан, Стаций и Марциал считали поэму подлинной, это, вне сомнения, лишь подражание, интересное, однако, в качестве пародии на большой эпос (ср. Война мышей и лягушек). Этна (Aetna) представляет собой дидактическую поэму (созданную после 65 г. н. э.), в которой автор, отрекаясь от мифологических фантазий, пытается в 646 гекзаметрах объяснить причины извержений Этны. Позднее начали включать в А.В. и другие произведения: Трактирщица (Copa) изображает сирийскую трактирщицу, предлагающую путешественнику отдых в своей гостинице, вино, женщин и игру в кости; Moretum (название кушанья) - описание приготовления деревенского завтрака бедным селянином; и наконец, две не слишком удачные элегии на смерть Мецената

CARMEN ARVALE

«Carmen Arvale» - весьма древний латинский гимн в честь богини Деи Дии, который пели танцуя так называемые братья-близнецы (fratres arvales), коллегия из двенадцати жрецов, во второй день ежегодного празднества Арвалий. Эти праздники отмечались в мае и должны были обеспечить покровительство божеств-близнецов, их заботу о посевах, плодородии земли а также добрый урожай. «К.а.» принадлежит к наиболее древним памятникам на латинском языке. Отрывок из этой песни, уже непонятной в период империи даже священникам, мы имеем благодаря ее записи в 218 г. до н. э.

CARMEN SALIARE

«Carmen Saliare» - очень древняя латинская песня в честь Марса, которую танцуя пели в Риме жрецы, прозванные «саллии» (лат. salio - «танцую»), составлявшие две коллегии по 12 человек. Сохранились лишь мелкие отрывки на архаической латыни, частично непонятные.

CARMINA EINSIDLENSIA

«Carmina Einsidlensia» - два латинских буколических произведения, которые получили свое название от содержащей их рукописи X в. н. э., найденной в Швейцарии. Буколика I (49 гекзаметров) восхваляет музыкальные таланты императора Нерона. Буколика II (38 гекзаметров) провозглашает время его правления новым золотым веком. Неизвестный автор принадлежал, вероятно, к дворцовому окружению. Некоторые приписывают авторство «К.Э.» Кальпурнию или Лукану.

CATENAE

Catenae - развернутые комментарии к Священному Писанию, составленные из отрывков церковных писателей «золотого века экзегезы» (III-V). Первым создателем к. был Прокопий из Газы. Они назывались hermeneia (пояснения), eklogai eksegetikai (пояснительные заметки), synagoge eksegeseon (собрание пояснений) и т. д. Название «катены» (цепочки) является более поздним. К. создавались вплоть до эпохи средневековья. Они имели огромное значение для древнехристианской литературы, поскольку в них часто содержатся неизвестные отрывки из произведений или фрагменты из произведений писателей, известных лишь по именам.

CONSOLATIO AD LIVIAM

«Consolatio ad Liviam» (Консолация, т.е. утешительное произведение, адресованное Ливии), или «Epicedium Drusi» (Траурная песнь на смерть Друза), I. до н. э./I в. н. э., элегия неизвестного автора (474 стиха). Произведение, написанное для императрицы Ливии, сын которой Друз (отсюда другое название) погиб в Германии в 9 г. до н. э., содержит типичные для консолятивной литературы мотивы (среди прочего восхваление достоинств умершего). Дату создания трудно установить: вероятно, эта элегия была написана в связи с погребальной церемонией, но , быть может, она была создана значительно позднее, уже в I в. н. э. В ней заметно влияние Проперция и, в особенности, Овидия, которому даже пробовали приписать авторство.

Следующая страница