Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Альтерация

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Альтерация

(Altération, alterirte Intervale, alterirte Accorde), от латинского слова alter — другой; музыкальный термин, обозначающий изменение интервала вследствие хроматического повышения или понижения его нот, при чем интервал становится шире или уже; каждая секунда большая, напр. do — re, при хроматическом повышении нижней ноты (do. Альтерация — re) или хромат. понижении верхней ноты (do — re Альтерация) становится малою; при двойном хроматическом изменении тех же нот становится уменьшенною (do X — re или do — re Альтерация такой же величины достигает этот интервал при простом хроматическом изменении вверх и вниз обеих ступеней (do Альтерация — re Альтерация) при следующей A. (do — re. Альтерация или Альтерация — re) секунда большая станет увеличенною, или чрезмерною. Терции большие подвергаются таким же изменениям при А. Кварта чистая, например do — fa, при A. (do Альтерация — fa или do Альтерация — fa становится уменьшенной; при А. (do — fa Альтерация или do Альтерация — fa) становится увеличенной, или чрезмерной.

Точно таким же изменениям подвергаются при А. квинты чистые и октавы чистые.

Секста большая do — la при A. (do — la Альтерация или do Альтерация — la) становится малой; при A. (do — la Альтерация, или do X — la, или do Альтерация — la Альтерация) становится уменьшенной; при A. (do Альтерация — la или do — la Альтерация) становится увеличенной, или чрезмерной. Подобного же рода альтерациям подвергается и септима большая.

Ноты альтерированного интервала в каждом аккорде при его переходе в другой аккорд должны идти на полтона вверх, если перед ними поставлен знак повышения, и на полтона вниз, если они имеют перед собою знак понижения.

Аккорд с одной А.,

Альтерация

аккорд с двойн. А.

Альтерация

Аккорд с тройной А.:

Альтерация

Названия некоторых наиболее характерных альтерированных интервалов присоединяются к названию аккордо, напр. вышеприведенные аккорды суть септаккорды с чрезмерной секстой.

Должно еще упомянуть об энгармоническом тождестве аккордов с увеличенной секстой с доминантаккордом, напр. вышеупомянутый последний аккорд: Альтерация — do — re Альтерация fa Альтерация (лада do-majeur) звучит как доминантаккорд la Альтерация — do — mi Альтерация — sol Альтерация (лада re Альтерация имеющий только другое разрешение.

А. в аккордах имеет большое значение для модуляций. Хотя альтерированные интервалы и образуют диссонансы, но не требуют приготовления. А. в настоящее время пользуется широким применением в гармонии, но ею пользовались композиторы и более отдаленного времени, как, напр., Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен и другие.