Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Цампьери

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Цампьери

(Доменико Zampieri) — итальянский живописец и архитектор, сын сапожника; род. в Болонье 21 октября 1581 г.; учился сперва в школе Дионисия Кальварта, из которой, однако, 14-ти лет от роду был прогнан за свои сношения с Карраччистами, и перешел в основанную Лод. Карраччи академию дельи-Инкаминати. Здесь товарищи дали ему прозвище Доменикино (маленький Доминик), под которым он остался известным у своих современников и в истории искусства больше, чем под фамильным именем. В упомянутой академии он старался упорным трудом, внимательным наблюдением и прилежным чтением преодолеть долго не дававшуюся ему технику. Из Болоньи он сделал поездку в Парму, Модену и Реджио, изучал в этих городах произведения Корреджо и Пармиджанино, а затем отправился вслед за Аннибале и Агостино Карраччи в Рим, где помогал первому в его работах по украшению живописью галереи Фарнезе, а также написал самостоятельно, по собственным эскизам, " Девушку с единорогом" над дверью виллы и "Смерть Адониса" в лоджии. Будучи рекомендован Карраччи ученому прелату Дж.-Б. Агукки и кард. Боргезе, Ц. по заказу первого из них исполнил алтарный образ "Освобождение ап. Петра из темницы" для црк. С.-Пьетро-ин-Винколи и украсил притвор црк. C.-Онофрио фресками, изображающими эпизоды из жития св. Иеронима, а по поручению второго написал фреску "Бичевание ап. Андрея" в одной из капелл црк. С.-Грегорио-Маньо. Следовавшие за тем работы Доменикино были: надгробный памятник кард. Агукки в црк. С. Пьетро-ин-Винколи, прекрасные фрески на темы из жития св. Вита, написанные по заказу кард. Фарнезе в аббатстве Грота-Ферраты, картина "Предсмертное причащение св. Иеронима", одно из лучших произведений художника, находившееся первоначально в црк. С.-Джироламо-делла-карита, а теперь хранящееся в Ватиканской галерее, и фрески из жизни св. Цецилии в црк. С -Луиджи-дельи-Франчези. Недоброжелательная критика этих произведений заставила Ц. покинуть Рим. В 1617 г. мы находим его снова в Болонье, где в 1619 г. он женился и, пробыв три года, писал преимущественно алтарные иконы, из которых особенно замечательны "Мадонна дель-Розарио" и "Убиение Петра Мученика" (обе теперь в болонск. пинакотеке). В 1621 г. по призыву папы Григория XV, болонца из фамилии Лудовизи, Ц. снова явился в Рим и был назначен архитектором при Ватикане; но эта должность не мешала ему заниматься исполнением заказов по части живописи, сыпавшихся к нему с разных сторон. Так были им написаны не вполне удачный аллегорический плафон "Время выносит на свет Истину" в палаццо-Костагути, большой цикл фресок в црк. С.-Андреа-делла-Валле (эпизоды из жизни св. Андрея и величественные фигуры 4-х евангелистов), стенная картина масляными красками "Мучение св. Севастиана" для Петровского собора (впоследствии перенесенная в црк. C.-Mapиa-дельи-Анджели и замененная в соборе мозаичной копией), фрески "Св. Франциск, получающий на свое тело печати язв Христовых" и "Кончина св. Франциска" в црк. С.-Мариа-делла-Витториа, алтарный образ "Богоматерь, передающая Младенца на руки св. Франциску" для той же церкви, картины "Мучение св. Агнесы" для црк. C.-Mapиa-делла-Кончеционе в Болонье (теперь — в тамошней пинакотеке), знаменитая "Охота Дианы" в галерее Боргезе в Риме и некот. др. Последний период деятельности Доменикино начинается с 1630 г., в котором он переехал в Неаполь, чтобы расписать по поручению тамошнего архиепископа ризничную капеллу собора фресками на сюжеты из жития св. Януария. И здесь интриги врагов и завистников, Риберы, Ланфранко и Коренцио, мешали ему спокойно заниматься этим делом; они довели его до того, что в 1635 г. ему пришлось пешком бежать в Фраскати. Однако вскоре за тем, благодаря поддержке кард. Альдобрандини, он возвратился в Неаполь и окончил несколько алтарных картин и работы в соборной ризнице. Оставалось довершить роспись только ее купола, когда нежданно, 15 апреля 1641 г., художник скончался. Смерть его последовала если не от яда, подложенного ему в пищу врагами, как о том распространился слух, то от множества причиненных ими огорчений. Ц., принадлежа к числу эклектиков болонской школы, меньше других ее представителей был заражен условностью; простое, наивное чувство природы и высокоразвитая техника выдвигают его вперед из ряда современных ему болонцев; отличный рисовальщик, выразительный в изображении голов, характерный в фигурах и вообще гармоничный в красках, он не всегда отличался их силой и выказывал находчивость фантазии, вследствие чего иногда пользовался чужими композициями, как, напр., в "Последнем причащении св. Иеронима", представляющем собой близкое подражание одной из картин Агост. Карраччи. Талант Ц. всего ярче отражался во фресковых работах; прекрасны также его ландшафты и архитектурные виды. Произведения Ц. многочисленны, и нет ни одного более или менее значительного музея, в котором не находилось бы его картин. Из этих рассеянных по Европе образцов его живописи заслуживают быть преимущественно упомянутыми: "Ап. Иоанн Богослов", "Взятие св. Марии Магдалины на небо" и "Ликование израильтянок по переходе Моисея чрез Чермное море" в Имп. Эрмитаже; "Св. Цецилия за органом", "Триумф Амура", "Тимоклея пред Александром Македонским" и некот. др. в Луврск. музее в Париже; "Милосердие" в Дрезденск. галерее; "Сусанна и старцы", "Юдифь с головою Олоферна" и "Похищение Европы" в мюнхенск. пинакотеке; "Св. Иероним в пустыне" в мадридск. музее дель-Прадо; "Св. Рох" в палаццо-Бриньоле в Генуе; "Избиение св. Стефана", "Св. Иероним с ангелом" и два ландшафта в Лондонск. национальн. галерее. Как архитектор, Доменикино известен в особенности постройкой виллы-Лудовизи и внутренней отделкой црк. св. Игнатия в Риме. — Ср. Baglioni, "Le vite de' pittori" (Рим, 1649); Malvasia, "Felsina pittrice" (Болонья, 1678) и Bolognini-Amorini, "Vita del celebre pittore Domenichino" (Болонья, 183 9).

А. С—в.