Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 4, Абт - Авг)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 4, Абт - Авг)

Предыдущая страница Следующая страница

Абталион

— верховный судья в иерусалимском синедрионе в царствование Иоанна Гиркана и Ирода, во 2-й половине последнего столетия до Р. Х.

Абтероде

— село в прусской провинции Гессен-Нассау, прекрасно расположенное на восточном склоне Мейснерского хребта, имеет 1064 (1880) жителей, находящих работу в близлежащих угольных копях. — В 3 км на северо-восток находятся развалины замка Бильштейна.

Абу (по-арабски отец)

— по-арабски значит "отец" и соответствует еврейскому Аб. В обоих языках это слово служит для составления мужских имен и означает часто действительные отеческие отношения, напр. Абу-Бекр (отец девицы). В других случаях Абу или Аб употребляется в смысле владетеля, напр. Абуль-Дакн (по-еврейски — отец бороды, т. е. бородатый), Абнер (отец света, т. е. дающий свет).

Абу, Эдмон Франсуа Валентин

— французский писатель; род. 14 февраля 1828 г. в Диезе (тогд. деп. Мерте, нын. Лотарингии), учился в Пар. в лицее Шарлеман, потом в Нормальной школе, а с 1851 г. посвятил себя изучению археологии во франц. школе в Афинах. Возвратясь во Францию, он скоро завоевал к себе внимание изданным в 1855 соч. "La Gr è ce contemporaire", и в том же году в "Revue des deux Mondes" стал печататься его роман "Тоllа". Большой успех имел его "Voyage à travers l'exposition des beaux arts" (1855) и ряд повестей и романов: "Les mariages de Paris" (1856), "Le roi des montagnes" (1856) "Germaine" (1857), "Les é chasses de maitre Pierre" (1857), "Trente et quarante" (1858). Пользуясь покровительством Наполеона III, A. отправился в Рим и в целом ряде статей стремился ознакомить Европу с Наполеоновскими идеями: "La question romaine" (1859), "La nouvelle carte d'Europe", "La Prusse en 1860". — В последующих повестях А. берется за экономические и социальные вопросы, по возможности осмеивая немцев и нападая на их своекорыстную политику. Во время возгоревшейся войны с немцами он секретарствует у Макмагона. По возвращении в Париж А. издал "Alsace 1871—1872" (1872) и "Le roman d'un brav e homme" (1880). A. † в Париже 17 янв. 1885 г.

Абу-Бекр

— первый арабский калиф; род. 573 г. в Мекке. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов. Как горячий поклонник Мохаммеда, стремился к широкому распространению его учения. Ум. 634 г. в Медине, указав на своего друга Омара как на преемника себе. А. описывают человеком мягкого нрава, но с твердыми нравственными правилами. Он собрал рассеянные места Корана; покорил Сирию. Похоронен рядом с пророком.

Абу-Нувас

(Abu-Nuwâ s) — арабский стихотворец; род. 762 г. после Р. Х. в Басре; составив себе имя своими песнями, был вызван Гаруном-аль-Рашидом в Багдад, где ему, как и другим знаменитым поэтам, было отведено помещение во дворце калифа и оказывался большой почет. Ум. в Багдаде 815 г. Его песни собраны некоторыми арабскими учеными в Диван (сборник): изданы в немецкой обработке Кремером (Вена, 1855 г.). А. считается одним из лучших арабских лирических поэтов.

Абу-Реф

(Abu-Rô f) — одно из самых значительных арабских племен, кочующих по степям Зенаара, обитает на горах около города Зенаара; в местах своей оседлости имеет множество рабов, занимающихся обработкою земли. В дождливое время это племя доходит почти до Хартума, затем перекочевывает к югу, где нападает в Джесире на вольные племена негров, разграбляет их имущество и уводит к себе множество пленных.

Абу-Сейн

— арабское название марабу; см. Марабу, Голенастые.

Абу-Симбель

— скала на западном берегу Нила, в коей высечены два знаменитые древнеегипетские храма, основанные Рамсесом II (1388—22 до Р. Х.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамсеса, другой же — в честь его первой жены, царицы Нофретари. В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображен царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, коему поклоняется царь-человек. Окруженный другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращенной спиной к скале. У входа в храм по бокам высечены в скале четыре колоссальные изображения сидящего царя вышиною приблизительно в 20 м. Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно на каждой стороне по два изображения царя и по одному царицы. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наемниками, пришедшими сюда при Псамметихе I (664—610 до Р. Х.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов. Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкого зернистого песчаника вышиною в 100 м названа в иероглифических надписях "священною горою" и, как можно предположить, укреплена была фортификационными сооружениями, почему местность в иероглифах названа "крепостию Рамессополисом". Теперешнее название А. произошло от скалы, на которой в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский муж, в заостренном фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо "Абу-Симбель", отец хлеба, от слова sinbel — колос, а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами. Изображения и надписи изданы в "Monuments de l'Egypte" Шампольона (4 т., Пар., 1835—45) и Лепсиусом в "Denkm ä ler aus Aegypten und Aethiopien" (9 т., Берлин, 1849—59).

Абу-Темам

(Габиб-бен-Аус) — древний арабский стихотворец, называемый часто князем поэтов; род. 807 г. в Джаземе близ Дамаска, образование получил в Египте, ум. в Моссуле (по другим сведениям, в Багдаде) 845—6 г. по Р. Х. (231 г. Геджры). Он известен стихотворными сборниками, в которые включил собственные стихотворения; из них наиболее замечательны "Fuhul-al-Schuar â " и "Ham âsa".

Абу-Ханифа

или Альнуман-ибн-Табит — основатель особой юридической мусульманской школы. Он составил систему законоведения, создав учение мадхаб. Многие сунниты приняли это учение и под именем ханифидов прославили его школу. В политическом отношении он боролся с Аббасидами, почему по приказанию Абд-уллаха II был заключен в темницу, где и умер в 767 г.

Абугарн

— см. Птицы-носороги.

Абудрахим

(Давид из Севиллы) — ученый раввин XIV столетия, известен как составитель требника еврейских молитв с комментариями.

Абукир

— древний Канопос, небольшая деревня в Нижнем Египте на берегу Средиземного моря, в 18 км к северо-востоку от Александрии, с гаванью, окруженною утесами, перед которой находится довольно широкий, но мелкий рейд. Замечателен двумя сражениями: в первом английский адмирал Нельсон 1798 г. уничтожил английский флот, отрезав Наполеону с его войском обратный путь в отечество и не потеряв в этом сражении ни одного судна. Сражение это доставило англичанам господство над Средиземным морем. Второе сражение происходило 1799 г. между французскою и турецкою армиями. После Сирийского похода турецкое войско в 18000 чел. высадилось под предводительством Мустафы-Паши при А., но после кровопролитного боя было разбито наголову Бонапартом. 2 августа того же года пал Абукирский форт и вновь достался французам. В 1801 г. около А. высадился генерал Аберкромби с 17000 англичан и выгнал французов из форта; затем последовали сражения при Александрии и Рамани, проигранные французами и заставившие их очистить Египет (см. Египет).

Абул

(Малый и Большой) — две вулканические вершины на Ардагано-Карсском плато высотою в 10826 и 9192 фт. над ур. моря.

Абул-гази

(Багадур-хан) — хивинский хан из потомков Чингисхана; род. 1605 г., вступил на престол 1644 г., в 1663 г. отказался от него в пользу своего сына, ум. 1665 г. Известен на востоке по своей "Истории турок" в 9 кн., написанной на восточно-турецком, или джагатайском, наречии и содержащей в себе историю Чингисханидов (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); она переведена на некоторые европейские языки, в том числе и на русский, Саблуковым и помещена в изд. И. Н. Березиным "Библиотеке восточных историков" (т. III, Каз., 1854 г.).

Абул-Касим

(Khalaf ben-Abbas, обыкновенно называемый у западных писателей Альбуказим) — арабский врач; род. близ Кордовы, умер в Кордове в 1106 или 1107 г.; автор знаменитого сочинения ("Al-tassrif"), обнимающего всю область медицинской науки, было переведено на еврейский и каталонский языки; латинский перевод Гримма ("Liber medicinae theoricae", Аугсбург, 1515 г., венское 1532 г.) не полон; та часть сочинения, в которой речь идет о хирургических операциях, считается наилучшим произведением арабской ученой литературы по этой отрасли медицины; уже в XV столетии, переведенная на латинский язык, была издана в латинском переводе с сохранением арабского текста Чаннингом ("Albucasis de chirurgia", 2 т., Оксфорд, 1778 г.).

Абула

или Абела — см. Авила.

Абулафия

— Эту фамилию носили несколько еврейских богословов XIII столетия в Палестине и Испании; из них более известным стал Авраам бен-Самуил А. из Сарагосы (род. в 1240 г.) — мистик, основавший каббалистическую школу, из которой вышел прославившийся впоследствии каббалист Иосиф Гикатилла. В сочинениях своих А. проводит новую богослово-философскую систему, приближающуюся к верованию в Св. Троицу.

Абулия

(греч.) — отсутствие воли, означает в медицине форму душевной болезни, обыкновенно соединенную с меланхолиею. Страдающий А жалуется, что не может ничем заняться, прийти к какому-нибудь решению, хотя сознает необходимость этого.

Абулфеда

(Эмад-эддин-Измаил) — знаменитый писатель из курдского княжеского рода Эюбидов; род. в Дамаске 1273 г. (672 г. Геджры); рано отличился в походах против крестоносцев. В 1310 г. получил от султана Maдек-эн-Нассер княжество Гамат, которым сначала управлял на правах наместника, начиная же с 1312 г. и до самой смерти (1331 г.) как полноправный султан. А. был другом наук; оставил несколько замечательных сочинений на арабском языке, в числе их летописи, доведенные до 1328 г., из коих "Historia anteislamica" издана 1831 г. в Лейпциге Флейшером; в целом же объеме, за исключением доисламитской истории, они изданы Рейске под заглавием "Annales moslemici" (5 т., Копенг., 1789—94). Все сочинение было отпечатано в Константинополе 1870 г. Хотя оно главным образом составляет только компиляцию прежних арабских исторических изысканий, тем не менее, заключает в себе весьма подробное обозрение мохамеданских династий. Слог А. совершенно прост и без всяких прикрас. Другое замечательное сочинение А. — его география ("Takw î m al boldan"), издана полностью Широм (Дрезден, 1842), а по другому рукописному материалу — Рено и Гукэн де Слан (Париж, 1837—40) и переведена на французский язык с объяснениями Рено. А. писал также по юридическим предметам, математике, логике и медицине.

Абуна

— В Сирии этим именем христиане называют священников и монахов (по-арабски значит: отец наш).

Абунданция

(Abundantia — довольство, изобилие) — римская богиня, изображавшаяся в виде женщины, сыплющей золото из рога изобилия. Образ ее появляется только на монетах. В честь ее не воздвигалось ни алтарей, ни храмов. — В отличие от нее Domina Abundia (в старых французских стихотворениях Dame Habonde), упоминаемая в средневековых сочинениях как об остатке кельтского или германского язычества, — ласковое, благосклонное существо, приносящее людям успех и изобилие.

Абусир

— город в Египте, см. Бузирис, город в Египте.

Абутилон

(Abutilon F), степной подсолнечник, грудника — растение из семейства мальвацеи (Malvaceae). Кроме многочисленных прелестно цветущих видов, служащих для украшения садов и комнат, имеются отдельные виды его, как A. populifolium Sw. и A. asiaticum Don., A. medicum Don., A. giganteum, striatum и parviflorum, которые имеют нити, употребляемые для дубления тканей и т. п., а также и в медицине для лекарств против горловых и грудных страданий.

Абушер

или Бендер-Бушер (обыкновенно называемый европейцами Бушир или Абешр) — персидский портовый город на берегу Персидского залива в провинции Фарсистане, лежит к юго-востоку от устья Евфрата приблизительно на 300 км и от Шираза на 200 км, в совершенно пустынной местности на северной оконечности низменной и часто затопляемой косы, называвшейся в древности Месамбриею, с весьма жарким климатом. Гавань А. мелка и небезопасна по своим подводным камням, так что более глубоко сидящие суда должны бросать якорь на открытом рейде в 7,5 км от города. Хотя местность часто посещается саранчой и здесь дует убийственный самум, свирепствуют лихорадки и нет воды для питья, А. все же из небольшой рыбачьей деревни стал главным торговым центром благодаря тому, что Шах Надир перенес сюда (1736—47) всю англо-ост-индскую торговлю из Бендер-Аббаси. По сведениям, число жителей колеблется между 10000 и 25000. Как главный портовый город Персии, А. ведет довольно оживленную торговлю преимущественно с Индиею, получая оттуда рис, сахар и другие произведения. Европейские и китайские продукты привозятся главным образом через Бомбей. Из А. вывозятся ширазский табак (тумбеки) и вино. На южной оконечности косы лежит известное в средние века портовое место Ришер, ныне небольшая деревня, в недрах которой в 1876 г. было найдено много черепиц с клинообразными письменами и урн. К северо-западу от А. лежит в Персидском заливе остров Керак; как тот, так и другой были заняты англичанами в декабре 1856 г., но возвращены Персии по Парижскому миру 4 марта 1857 г.

Абхазия

(Апхазети, груз.) — занимает местность, лежащую между восточным берегом Черного моря и Кавказским хребтом, в Кутаисской губернии России. В 1810 г. владетельный хан Абхазии из рода Шервашидзе, Сефир-бей, добровольно принял подданство России и христианскую веру. Владение этими землями, составлявшими прежнюю Абхазию, сохранено за родом князей Шервашидзе. До присоединения к России Абхазия испытала много превратностей. За 250 лет до Р. Х. она принадлежала Греции. Колонии греческие (Диоскури, Питиунт и др.) славились торговлею через Закавказский край с Центральною Азией и Индиею. За 100 лет до Р. Х. А. подпадает под власть Митридата, а затем римлян. При Диоклетиане Абхазия была местом ссылки преступников и преследовавшихся тогда христиан. При господстве Византии в VI в. распространяется в Абхазии христианство, при Юстиниане построен первый христианский храм в Питиунте, до сих пор сохранившийся. В 786 г. первый из правителей Абхазии объявил себя царем, и в его династии царство продолжалось до 985 года; затем Абхазия сливается с Грузиею. Доставшись по распоряжению груз. царя Давида II в удел потомкам Ширван-Шахова, Абхазия сделалась в XV ст. независимою от Грузии: удельные князья Шервашидзе (потомки Ширван-Шахова), пользуясь нападением на Грузию Чингисхана и Тамерлана, объявили себя независимыми. Хотя они и должны были после разгрома Византии подчиниться влиянию турок, построивших на берегах Черного моря крепости Сухум-Кале, Редут-Кале, Поти и Анапу и распространивших в Абхазии магометанскую веру, но все-таки уберегли свои владения и спаслись, приняв в 1810 г. подданство России. Южная часть Абхазии имеет климат жаркий и вредный для здоровья, северная же ее часть пользуется умеренным, здоровым климатом. — Богатые леса, хорошие пастбища и удобные для землепашества земли обеспечивают пропитание жителей — абхазов.

Абхазовы

— княжеский кахетинский род, восходящий к середине XVII в.

Абхазский 160-й пехотный полк

— сформирован в 1863 г. из 5-го резервного батальона Кабардинского полка. На головных уборах знаки с надписью: "За отличие в турецкую войну 1877—78 гг.". Первые 3 батальона имеют георгиевские знамена "За взятие Карса 6 ноября 1877 г.".

Абхазы

(абхазское племя) — Это название принадлежит обитателям северного и южного склона кавказских гор, идущих вдоль берега Черного моря до земель убыхов и др. черкесских племен. Абхазы делятся на три главные племени: абхазы, живущие от реки Ингури до реки Бзыба (см. Абхазия), джихи, или садзы, живущие от реки Бзыха до реки Соши, и абазинцы, живущие севернее (см. Абаза). Число абхазов не превышает теперь 70 тыс. Некоторые, как Дюбуа, Видеман, Клапрот, относят абхазский язык к черкесским, а проф. Д. И. Чубиков утверждает, что абхазский язык самостоятелен, отличный от других кавказских языков. Абхазы письма не имеют, их знать говорит по-грузински и пользуется грузинским письмом. Народ еще далеко отстоит от культуры, хотя не без успеха занимается земледелием, скотоводством, отчасти виноделием и пчеловодством и промышляет лесом. (Ср. Черкесы).

Абхидхарма

— см. Буддизм.

Абцуг

— шлак, образующийся в самом начале операции разделения веркблея.

Абшид

— слово, теперь вышедшее из употребления на русском языке; прежде обозначало то же, что отпуск, увольнение от должности, а иногда — собственно вид на увольнение, т. е. то же, что указ об отставке.

Абштрих

— название остатков, получающихся на поверхности расплавленного металла после съемки с него абцуга. Сначала получается вид пенистой массы, но затем получается остаток серый и плотный. В нем содержится металлический и окисленный свинец, все легко окисляющиеся металлы, содержащиеся в веркблее, и серебро; главную же после свинца составную часть абштриха образует сурьма.

Абыз

— название учителя и толкователя мусульманской религии у татар и калмыков.

Абымеликовы

— княжеский грузинский род, ведущий начало от Абеля Охановича А., возведенного в княжеское достоинство грамотою грузинского царя Ираклия II. Род А. записан в V часть родословной книги Тифлисской губернии.

Абэ

(Abais) — древнегреческий город северо-восточной Фокиды, близ границ Беотии, в долине, орошавшейся рекой Ассос, основанный колонистами из Аргоса, приведенными Абасом, сыном Линкея. Был знаменит своим старинным храмом Аполлона Эбейского с оракулом. Во время Фокидской войны этот храм был разрушен беотийцами, но самый город уцелел и впоследствии от римлян получил автономию. По некоторым сказаниям, предводитель Абас сделался родоначальником целого греческого племени — абантов, или абантийцев.

Авcтралийцы

— первобытные жители австралийского материка, составляющие, по новейшим исследованиям, особую расу, отличную от обитателей близлежащих островов. У австралийцев волосы гладкие, шелковистые, у окрестных же островитян курчавые. Преобладающий цвет кожи австралийцев темно-коричневый; лоб высокий и узкий; глаза маленькие, черные, и белок их имеет желтоватый оттенок. Нос большой, под глазами сильно вдавленный, а в нижней части широкий, с большими ноздрями. Рот также большой, некрасивый, но с крепкими белыми зубами. У мужчин лицо с густою черною бородою; тело также обыкновенно покрыто обильною растительностью. Форма черепа dolichocephal. prognath (по Брока, Breiten-Index 71, 49), костяк тонкий и красивый, руки и ноги худые, но зато живот очень большой вследствие неравномерно распределенного и плохого питания. Подобно африканским неграм, австралийцы не имеют икр. Они вообще ласковы, добродушны и отличаются веселым нравом, хотя при первых встречах с европейцами бывают пугливы и недоверчивы; кроме того, они верны и честны. Но этими хорошими качествами не искупается дикость их нравов. Почти совершенно нагие, прикрываясь только звериными шкурами и не имея постоянных жилищ, они или семьями, или небольшими кучками перекочевывают с места на место и лишь там и сям устраивают себе жалкие хижины из древесных ветвей. Плавают они в плотообразных челноках, а их оружие составляют копья, дубина, щит и бумеранг. Земледелие им неизвестно, и они питаются рыбою, раковинами, некоторыми семенами дикорастущих хлебов, а также мясом животных, убиваемых на охоте. По части ремесел им известно только плетение корзин, образцы которых найдены на Муррее, и, кроме того, встречаются рисунки на утесах, хотя, может статься, происхождение их следует приписать малайскому влиянию. Их религиозные понятия в высшей степени просты и грубы. Никаких форм государственного союза они не знают. При существующем распадении австралийцев на отдельные семейства их язык состоит из разных наречий и отличается обилием флексий в частях речи (ср. Ф. Миллера, "Grundriss der Sprachwissenschaft", 2 т., Вена, 1879). Все попытки европейцев приохотить австралийцев к учению и к оседлой жизни остались безуспешными. Но они очень полезны как пастухи-овчары, а также в качестве сторожей отдаленных пастбищ. По мере движения вперед европейских колонистов они отступают и быстро идут навстречу своему окончательному уничтожению. Благодаря дикости и необразованности австралийцев их умственные способности обыкновенно ценятся очень невысоко, но довольно значительное развитие этих способностей доказывается находчивостью, которую обнаруживают австралийцы на охоте, и особенно свойствами их языка, равно как заметными следами поэзии и некоторыми прекрасными мифологическими воззрениями..

Авcтралийцы

АВСТРАЛИЙСКАЯ РАСА И КУЛЬТУРА

Литература: Вайца, "Anthropologie der Naturv ö lker" (т. 6, Лейпц., 1871); Ф. Миллера, "Allgemeine Ethnographie" (2-е изд., Вена, 1879), "Reise der österr. Fr egatte "Novara" um die Erde in den Jahren 1857, 1858, 1859", Anthropol. Thl. 3 отд. "Ethnographie", обработ. Ф. Мюллером. (Вена, 1869).

Ава, город в Индии

— большой, разрушенный город Бирманской империи, в Индии, бывший 1364 и 1761 г., а также 1822—37 года столицею и резиденциею, на запад от занявшей его место в качестве столицы Амарапуры, лежит в плодоносной равнине, богато орошаемой рекою Иравади, на юго-вост. берегу этой реки, имеющей здесь до 1200 м ширины и принимающей два притока, соединенных каналом, из которых один — Мьит-Та — и служит городскою гаванью. Название А. есть искажение Энгва, или Эн-уа, т. е. рыбный пруд (по бывшим некогда 7 и теперь еще существующим 5 большим рыбным озерам), но в стране город известен под официальным своим названием Ратнапура, т. е. алмазный город. А. значительно пострадала от землетрясений, разрушивших ее роскошные пагоды, но некоторые монастыри и поныне обитаемы. Город когда-то имел в окружности 10—11 км, был обнесен стенами вышиною в 5 и толщиною в 3 м, с 21 воротами, и окружен земляным валом внутри и рвом снаружи. Стены местами еще сохранились, как сохранился и громадный белый храм, окруженный обширным монастырем со многими мраморными статуями Будды; но большинство других зданий, равно как и дворцовый или королевский город (Nanday), лежат в развалинах. Против А. находится Сагайн.

Ава, поэтесса

— поэтесса начала XII в., жила отшельницей в окрестностях австрийского монастыря Геттвей, † в феврале 1127 г.; ей принадлежит поэтическая переработка Евангелия, к которой присоединен рассказ об антихристе и изображение Страшного суда. Не зная латинского языка, она, по собственному свидетельству, писала со слов сыновей, которые передавали ей содержание книги. Ее произведение помещено в Форауской рукописи и издано Димерсом в его "Gedichte des 11 und 12 Jahrh." (Вена, 1849). Ср. Ланггут, "Untersuchungen ü ber die Gedichte der A." (Будапешт, 1880).

Авагос

— древнее название Абхазии.

Аваддон

(по-евр. — уничтожение, прекращение бытия, нечто вроде буддийского нирвана) — употребляется в Ветхом Завете синонимом смерти и преисподней: "Аваддон и смерть говорят..." (кн. Иова XXVIII, 22), "Преисподняя и Аваддон" (Притч. Сол. XV, 11). В Откровении Св. Иоанна (IX, 11) А. представляется особым духовным существом, как ангел бездны, "имя которому по-евр. Аваддон, по-гречески Аполион".

Авакумович

(Йован) — сербский государственный деятель. Родился в 1841 г. В кабинетах Ристича 1880 и 1887 гг. был министром юстиции, а в промежуточное время — членом кассационного суда. Во время регентства был (1892—1893) министром-президентом и министром иностранных дел. Позже занимался адвокатурой в Белграде. После смерти Ристича (1899) стал вождем либеральной партии. Когда был убит король Александр, А. стал во главе временного министерства. Оно было утверждено вновь избранным королем Петром, но в октябре 1903 г., после выборов в скупщину, уступило место кабинету Груича.

Авалишвили

— грузинская фамилия, происходящая от князей Цицишвили. Князь Георгий Авали (Авалов) заключил договор (1800) об окончательном присоединении Грузии к России.

Аваллон, город во Франции

— город во Франции, в Ионнском департаменте, на правом берегу реки Кузэн, на железнодорожной линии Париж — Лион. Город расположен на гранитной скале, господствующей над окрестностью, у выхода живописной долины, боковые холмы которой богаты виноградниками; имеет освященную в 1106 г. церковь (St. Lazare), отличающуюся роскошным фасадом и орнаментовкой, строго выдержанной в бургундском стиле XII в., музей, библиотеку, общ. коллеж, памятник марш. Вобану (поставл. в 1873 г.), гражданский и коммерческий суды; по части промышленности — кожевен. заводы, вязальные, шляпные и канатные фабрики; кроме того, отличается бочарными работами высокого достоинства. Ведет торговлю вином, хлебом, шерстью, деревом и скотом; имеет (1886) 5597 ж., а с общиною 6335 жит. В окрестности города находятся замечательные сталактитовые пещеры. Аваллонское вино принадлежит к красным бургундским хорошего сорта. Особенно высокого качества оно получается на Аннэйской возвышенности.

Аваллон, остров в Англии

— остров на реке Брет, в Англии (графство Сомерсет), древнекельтское святилище, позднее монастырь; по брит. сказаниям (Гервазиус Тильбюри, начало ХIII-го века) — местопребывание короля Артура после поражения его Мордредом. Здесь фея Моргана залечивает его ежегодно открывающиеся раны. По Е. Мартину (Zur Gralsage, Страсб., 1881), А., как и другие места, куда сага переносит Артура, означает недоступное место, где, по кельтскому мифу, проводит зиму бог летнего веселья (Артур).

Аваловы

— княжеский кахетинский род, восходящий к первой половине XVII в.

Авалон

— юго-восточная часть американского острова Ньюфаундленд; берега ее чрезвычайно извилисты и представляют целый ряд прекрасных заливов, бухт и гаваней, из которых самые главные — бухты св. Марии и Концепцион и гавань с. Джон в главном городе острова. В бухте Концепцион находится гавань Бригус и губа де-Гразе; на выступе, разделяющем их, в 1880 г. найден золотосодержащий кварц. На юго-вост. оконечности полуострова находится мыс Рас, откуда в 1858 г. проложен был первый подводный кабель, соединяющий этот мыс с портом Валенциа в Ирландии, прекративший, впрочем, скоро свою деятельность.

Аваль

— поручительство по векселю; допускается как для векселедержателя, так и для надписателя, индоссанта или акцептанта тратты. Поручитель ответствен наравне с векселедержателем и платит за него в случае его неаккуратности; он приписывает свое имя к имени настоящего должника, прибавляя к этому слова "per aval", и только в таком случае или же если поручитель присовокупляет, что "обязуется на основании вексельного права", поручительство равномерно векселю.

Авамелех

вместе с Адрамелехом — ассирийские божества, которым наравне с Молохом (см. это сл.) приносились человеческие жертвы. Местом почитания их был город Сипара, по-евр. Сефарваим, лежащий в Месопотамии на Евфрате. Талмудисты (Сангедрин, 63) утверждают, что Адрамелех изображался в виде мула, а Анамелех — в виде лошади. По-видимому, Адрам. олицетворял Марса, а Анам. — Сатурна.

По тогдашнему обычаю названия богов заимствовались и для людей. Адрамелехом назывался сын ассирийского царя Сеннахирима (Санхерива — 704— 680 до Р. Х.), который вместе с братом своим Шарецером убили отца своего в храме Нисроха в Ниневии, после чего бежали в страну Араратскую, в Армению (VI цар. XIX, 37; Ис., XXXVII, 38).

Авангард

(передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ограждения себя от разведок или от нечаянных нападений противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его обыкновенно бывает пехота; полевая артиллерия придается лишь более крупным А.; но конница в А. необходима и приобретает тем большее значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А. отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск; удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних. А., с своей стороны, обеспечивает себя либо патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперед и по сторонам отдельных разведчиков. В обязанности А. входит также и возможное устранение препятствий, могущих встретиться на пути следования войск. В боевом порядке (ordre de bataille) A. называется тот отряд (обыкновенно состоящий из всех трех родов оружия), на который возлагается завязка сражения и прикрытие развертывания главных сил для битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой службы. При действиях оборонительных название А. часто заменяют названием передовая линия. Начальник А. может иметь решающее влияние на ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела, в которые зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с остальными силами своими, даже если бой завязан был вопреки его намерениям. Поэтому в начальники А. следует выбирать таких людей, которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием. В случае отступления А. обращается в арьергард.

Авангардия

морская — передовая часть флота или эскадры, обыкновенно составляющая 1/3 их часть. Название А. не всегда принадлежит одной и той же части; начальник флота, делая эволюции, часто может переменять места своих дивизий, и та часть, которая останется передовою, получает наименование А., но только тогда, когда флот идет в одну линию. Все, что сказано об А., можно приложить и к арьергарду, с тою лишь разницею, что арьергард — тыльная часть флота или эскадры.

Аванпосты

— цепь парных часовых, поддерживаемая так называемыми полевыми караулами и выставляемая для охраны войск, находящихся вблизи от неприятеля. А. могут быть как кавалерийские, так и пехотные.

Аванс

(франц.) — выгода, преимущество, выдача денег вперед; быть в А. или in Avanzio значит иметь некоторую сумму денег за человеком, с которым находишься в деловых сношениях; авансировать известную сумму значит выдать ее вперед до получения товара или исполнения работы; продать товар с А. значит продать с прибылью; так, напр., аванс в 12% = 12% прибыли. А. называется также разница стоимости векселя и бумаги с их стоимостью al pari, следовательно, соответствует в таком случае понятию о прибыли, или ажио. Так как курс определяется иногда процентом прибыли или потери против нарицательной цены, то и % прибыли часто обозначается (Франция и Бельгия) прибавлением слов А. или Prime.

Авансцена

(фр. Avant-sc è ne) — означает переднюю, ближайшую к публике часть сцены. Начинаясь от самых стен просцениума, авансцена идет до первой кулисы, заключая в себе рампу и суфлерское место.

Авантажер

(франц.). — В германской армии название это присваивается молодым аспирантам на офицерский чин, которые не получили подготовки в кадетском корпусе, но, имея свидетельство об окончании курса в гимназии, а также в реальном училище первого разряда или же по выдержании экзамена на портупей-прапорщика, вступают рядовыми в армию. Отслужив в этом звании шестимесячный срок, а затем, прослушав еще курс в военной школе, они по выдержании офицерского экзамена получают право на производство в офицеры. Те же молодые люди, которые на основании выданного им свидетельства об окончании гимназического курса учились по крайней мере в течение года в котором-нибудь из германских университетов, могут после шестимесячной службы держать офицерский экзамен без предварительного посещения военной службы и без полугодового служения в чине портупей-прапорщика.

Авантюрин

или авентюрин — в минералогии красновато-коричневая разность кварца, которая вследствие особого преломления световых лучей, зависящего от нежных, набитых железною охрою прожилок или же многочисленных вкраплений слюды, получает золотистый отблеск. Свое название он получил от сходства с известными переливчатыми плавиковыми шпатами, с которыми случилось его сопоставить. Его находят на Урале, в Штейермарке, в окрестностях Мадрида и т. д. и применяют как украшение к кольцам, серьгам и т. п.

Полевошпатовый авантюрин, или солнечный камень, находимый в Архангельске и на Цейлоне, а также вблизи Байкальского озера и достигающий особенной красоты на отмели Тведе в Христианийском фиорде, есть разность олигоклаза (особый род триклиномерных шпатов), которая вследствие заключенных в ней микроскопических пластинок железного блеска обладает тоже золотистым цветом.

Авантюрин искусственный

— см. Стеклянная мозаика.

Авантюрина

— материал для выделки каменной посуды, с виду похожий на авантюрин; получается прибавкой к глиняной массе золотистой слюды.

Авантюриновое стекло

или авентюриновое — особый род стекла, которое в изломе или на отшлифованной поверхности представляет бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект подобно натуральному авантюрину. По исследованию П. Эбелля, эти блестящие точки на желтовато-коричневой стеклянной массе происходят вследствие прибавки к стеклу металлической меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. В прежнее время оно приготовлялось и из него делали разнообразные украшения на острове Мурано, близ Венеции. В новейшее время А. стекло приготовляют, а также украшения из него, по Петтенкоферову способу в Англии, Франции и Германии. В сущности способ этот состоит в том, что гематиноновую массу (см. Гематинон) сплавляют с железными опилками и затем возможно медленнее охлаждают. Много сходного с ним представляет изготовленный Петтенкофером астралит. См. "Handb ü cher der chem. Technologie" P. Вагнера (Лейпц., 1875); Ф. Кнапп (Брауншв., 1874); Керль и Штоман (Musspratt), "Encyklop äd. Handbuch der technischen Chemie" (3 изд., т. 3, Брауншв., 1875).

Авантюрьеры

— наемные дружины в средние века.

Аванцо

(Якопо) — итальянский живописец второй половины XIV в., прозывавшийся, вероятно, по месту рождения, Веронезом, был талантливым участником в написании художественной декорации С.-Фелицианской и Гиорг. капеллы в Падуе. Помощником его был Альдигиеро да Цевио. В его кисти находят симптомы могучего нового роста живописи в реалистическом направлении. Ср. Ферстера "Die Wandgem ä lde der St. Georgenkapelle zu Padua" (Берл., 1841).

Аварим

— горный хребет на восточном берегу Иордана, в бывшей земле Моабитской, где расположились лагерем израильтяне по окончании их 40-летнего странствования в пустыне. На одной из вершин этого хребта под названием Нево, против Иерихона, стоял Моисей пред своею кончиною и осматривал обетованную страну, вступить в которую ему было не суждено. Там же он умер и похоронен в долине (Второз., XXXIV). Этот горный хребет простирается полукругом на северо-восточном берегу Мертвого моря. Отдельные части его носят ныне у арабов различные названия: Джебл-ет-Тарфуие, (Djebl et Tarfujeh) Дж.-ель-Уру-Kapaи ë (D. el-Uru-K araijeh), Дж.-ель-Гувэйтэ (D. el-Ghuweitheh). Последнюю принимают за библейскую гору Нево.

Авария

— в обширном смысле понимаемая, означает всякого рода убытки, претерпеваемые в море или порте кораблем или вообще судном. Точным образом поставленная во французском законодательстве при Людовике XIV, А. составляет вопрос, изучаемый в торговом праве. А. различают как большую, или общую, (Avarie grosse), и частную, или особенную (A. particuli è re). Под большою, или общею, авариею разумеют все убытки, которым подвергается судно ради спасения груза или самого судна, напр. если шкипер, застигнутый бурею или закинутый на мель, найдет нужным выкинуть часть груза за борт или будет ограблен врагами или морскими разбойниками и т. п. Частная, или особенная, А. касается отдельных убытков, которым подверглось данное судно, если пришлось для спасения груза заплатить за оказанную помощь или если он потерпел убыток от столкновения с др. судном и т. д., причем шкипер обязывается в первом на пути его порте подать установленную декларацию или морской протест для констатирования убытков, для чего и действуют в портовых городах специальные органы — диспашеры. Такое констатирование обеспечивает возможность как дальнейшего судебного рассмотрения, если таковое потребуется, так и получения страховой суммы, если судно было застраховано (см. Страхование морское). Согласно почину франц. права почти все европ. законодательства имеют довольно схожие постановления. Общегерм. торговый устав (Allg. D. Handelsgesetzbuch) в ст. 702—735, 622 и 849 дает определения, близкие к имеющимся в Code de commerce. Русское законодательство на основании устава 1781 г., дополненном и изложенном в торг. уставе (т. XI св. зак. ст. 1068—1134), точно так же различает большую аварию, указывая убытки, от нее происходящие, платить всем участвующим в ценности корабля, товара или груза и указывая расчисление примерного расчета, — от аварии взаимного вреда, при которой ответственным по вознаграждению должно считать признанного по суду виновным в причинении убытка. Хотя все законодательства во многом сходствуют, тем не менее, являются различия в подробностях и методах разбирательства, почему в новейшее время хлопочут — особенно Англия — о создании общего международного законодательства об А. Для этой цели уже пять раз созывались международные конгрессы: в Глазгове (1860), Лондоне (1862), Йорке (1864), Бремене (1876) и Антверпене (1877). Последний, основываясь на соглашениях 1864 г., выработал 12 главных пунктов, назвав их York and Antwerp. rules, с которыми, однако, не согласился английский Ллойд.

Аварский округ

Аварский округ Дагестанской области (с укреплением Хунзах) заключает в себе 1323,9 кв. верст и представляет гористую местность по северному склону Главного Кавказского хребта, орош. р. Койсу. Жителей (1885) 34492 (м. п. 17003), по преимуществу аварцев, или аваров, одного из лезгинских племен, некогда, особенно в XVIII ст., весьма сильного, наводившего страх на соседей, покорившегося России в 1822 г., но часто восстававшего. Теперь обыватели, подобно др. лезгинам, мирные жители, занимающиеся преимущественно скотоводством и отчасти земледелием.

Авары

— родственное гуннам племя урало-алтайской расы, появившееся после падения владычества гуннов на Дону и на прибрежьях Каспийского моря, к сев. от Кавказа, около 555 г. проникшее на Дунай и поселившееся в Дакии. Они служили в войске Юстиниана, но при преемнике его Юстине II вследствие возникших несогласий перешли на сторону лонгобардов, вместе с которыми разорили царство гепидов, и после удаления своих союзников заняли Паннонию (568). Отсюда они производили во все стороны свои разбойничьи набеги: проникли в Германию до Тюрингии, овладели Далмацией (630), в Италии разбили франков и лонгобардов, на юге доходили до Константинополя; западную границу их владений составлял Энс. Отпадение болгар и натиск сербов и хорват ограничили, вероятно, их владения пространством нынешней Венгрии; Каринтия освободилась от их владычества в VII в. Тассило призвал их в 787 г. на помощь против Карла В., и только в 796 г. гр. Эриху Фриольскому и сыну Карла В., Пипину, удалось наконец их побороть и взять их главную крепость, Ринг, лежавшую на противоположном берегу р. Тиссы. Ослабленные таким образом, они должны были уступать мало-помалу натиску моравов, сделавших их своими данниками, и, наконец, при появлении мадьяр исчезли окончательно. Их имя переносится иногда совершенно ошибочно на прежних гуннов и на мадьяр (Ср. Гунфальви, "Ethnographie von Ungarn" нем. пер. Швикера, Буда-Пешт, l877). — Совершенно чужды им по происхождению авары кавказские, лезгинское племя, занимающее в горах Дагестана область (Авария) приблизительно в 820 кв. км; их насчитывают до 155 т. До 1863 г. они управлялись особым ханом. Главное укрепленное поселение Хунзах. А. говорят на диалекте лезгинск., разъясненном Шифнером в его "Versuch ü ber das Avarische" (С.-Петерб. 1862) и "Ausf ührlicher Bericht ü ber P. von Usiars awarische Studien", помещен. в "Мемуарах" Академии наук в 1872 г., а также в его сочинении "Awarische Texte" (С.-Петерб., 1873).

Авасакса

(или Аавасакса, или Афвасакса) — гора 172 м высоты (см. Торнео).

Аватар

— см. Вишну.

Аватара

(санскр.) — нисшествие, в особенности, по религиозным понятиям вишнуитов, нисшествие с небес Вишны и богов вообще, их воплощение или появление в человеческом образе на земле (см. Индия).

Авач-гора

— вечно дымящийся вулкан Камчатки, напоминающий Везувий. Расположен под 53°18' северной широты и 158°47' восточной долготы от Гринвича. Высота вулкана, по измерению Эрмана, 8360 п. фт., а по измерению (1855) англ. офицеров, 10840 п. фт. Самое сильное извержение вулкана было 1737 г., а последнее — в мае 1855 г.

Авачинская губа

— значительная бухта Камчатского моря; в нее впадает река Авача, вытекающая из г. Баканг (150 верст течения). По берегам этого залива стоят 4 вулкана, вход в него глубокий, по правой стороне его высокие скалы, носящие название "Трех братьев", полевой остров Сторчиков. А. — удобная гавань для стоянки флота.

Авачинская сопка

— см. Авач-гора.

Авва

(Abba, т. е. отец, отче) — иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ. В западной церкви латинская форма этого слова "Abbas" (отсюда франц. Abb é, англ. Abbot, итальянск. Abbate, нем. Abt) обозначает настоятеля монастыря, тогда как на востоке, а именно в коптских и сирийских церквах, оно сохранилось как название, даваемое епископам и пастырям церкви. В Абиссинии глава эфиопской церкви называется Abuna, т. е. отец наш.

Аввакум Петрович

— протопоп города Юрьевца-Поволожского, расколоучитель XVII столетия; род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны, людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при двор, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов. В 1664 г. А. сослан был в Мезень, где он пробыл 1 1/2 года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и посланником Иисуса Христа", "протосингелом российския церкви". В 1666 г. А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему архиереям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А., расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за А. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем. Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудове м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили. А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют иконы его. В сфере раскола А. действовал не только примером непреклонности убеждения; он — и один из наиболее выдающихся расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к отрицанию Никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской блудней", т. е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было, так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.

Аввакум, ориенталист

(в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801—1866) — ориенталист-синолог, воспитанник СПб. духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайский — несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова: "Черты деятельного учения веры"; составил Каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 1852 г. А. был прикомандирован к экспедиции адмирала Путятина и плавал на фрегате "Паллада". Поместил несколько заметок в "Записках Сибирского Отд. Имп. Русского Географич. Общества".

Аввакум, пророк

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. каноне. Время и место деятельности А. с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. есть сын Сунамитянки, которого воскресил Елисей (IV, Цар. 4), не имеет никакого основания, иначе А. пришлось бы иметь больше 300 лет. Слог А. возвышен и дышит силою. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию — изящный псалом.

Авга

(Αύγη, т. е. блеск) — в греческой мифологии дочь тегейского царя Алея и мать Телефа.

Авганистан

— см. Афганистан.

Авгарский завод

— Пензенской губернии, Краснослободского уезда, при реке Авгаре, в 35 верстах от уездного города. Это старый чугуноплавильный завод, основанный в 1754 г. на посессионном праве при 7000 десятинах земли и более 1000 приписных крестьян. Он выплавлял тогда до 40 тыс. пудов. С освобождением после 1861 г. приписных крестьян завод действует как частный и плавит в год уже менее.

Авгий

(по-греч. Аугейас — блистающий, с блистающими глазами) — сын Гелиоса и Гирмины, король Елиса, славился богатством стад. По преданию, навоз годами не вывозился из его конюшен; очистка Авгиевых конюшен в один день составила одну из работ Геркулеса. Геркулес отвел ручей Мениос (Пенеус или Альфеус), наводнил конюшни и течением ручья очистил их от навоза. По условию, он должен был получить за это от А. в награду десятую часть его стад, но А. не отдал условленного, и между ними возгорелась война, окончившаяся смертью А. Ему наследовал в царстве с согласия Геркулеса сын его Филей. С именем А. соединялось первоначально понятие о солнечном божестве, навоз конюшен — это туман и тучи, рассеиваемые весенним днем.

Авгит

— очень распространенный в природе минерал одноклиномерной системы, по составу бисиликат, содержит кремнекислоту, известь, магнезию и закись железа, часто также (в небольшом количестве) глинозем. Наиболее частая кристаллографическая форма — это комбинация призмы (87°), двух вертикальных пинакоидов и гемипирамиды; более или менее совершенная спайность по плоскостям призмы. Минерал этот окрашен обыкновенно в черный или зеленоватый цвет, просвечивает или вовсе непрозрачен, обнаруживает стеклянистый или жирный блеск. Удельный вес 3,3. Довольно тверд и трудно поддается влиянию кислот. Входит в состав многих горных пород, как то: базальта, долерита, диабаза, мелафира и многих лав и вулканических туфов, образуя часто в массе их красивые кристаллы (Богемия, Везувий, Этна, Овернь). Горные породы, содержащие авгит, дают, вывариваясь, хороший, богатый железом почвенный слой. Разновидность авгита, диопсид, образует красивые прозрачные кристаллы зеленого цвета — встречается в Мусса-Альпах в Шемонте и в Альпах Шварценштейн в Тироле. В граненом виде идет на украшения, особенно в Турине и Шамуни. Другие разновидности А. суть салит, мадаколит, фассаит. Авгиты часто называют также пироксенами. К авгитовой, или пироксеновой, группе принадлежат, кроме настоящих авгитов, также минералы ромбической системы: энстатит, бронзит, иперстен, — одноклиномерной: диаллаг, акмит и эгирин, — триклиномерной: орлец или родонит, бабингтонит и сцербоит. Химический состав их вполне аналогичен, угол призм близок к 87°.

Авгитит

— новейшая изверженная горная порода из семейства базальтов (см.), характеризующаяся стекловатой основной массой и вкраплениями авгита.

Авгитовый андезит

— одна из разностей андезита (см.), содержащая авгит. Из А. андезита сложен Эльбрус и другие вершины Кавказа.

Авгитовый порфир

— одна из разностей ортоклазового порфира (ортофира), содержащая порфировидные вкрапления авгита.

Авгуры

— Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии, пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей знанием с помощью авгурий или ауспиций, т. е. наблюдений над полетом и криком птиц, над падением молнии и по другим признакам, отгадывать волю богов и предсказывать исход того или другого предприятия.

Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою волю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В частности, ауспиции разделялись на 5 классов: 1) небесные явления, как гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения молнии — если налево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то — неблагоприятным; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или другой исход дел направлением своего полета, другие — своим криком или пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к первым — один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с левой стороны, а ворон — с правой — возвещали удачу; 3) клевание или неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе — несчастье. Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трех ауспиций, были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так, напр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное, и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах, уже значительно пошатнулась и магистраты, которые заведовали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегия А., обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.

Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были очертить "templum", т. е. узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus) мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, а другую, перерезывающую первую, с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми линиями, в виде прямоугольника. Лишь после этих предварительных действий магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к востоку или югу, мог приступить к ауспициям. В Риме для правильных и периодических ауспиций существовали постоянные templa, как, напр., на Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената, происходившие в закрытых помещениях, держались именно в таких зданиях, которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для заседания сената. См. Нисен, "Das Templum" (Берл., 1869); Моммзен, "Das r öm. Staat srecht" (т. 1, Лейпц., 1871).

Август II

(Фридрих) прозванный "Сильным" — курфюрст саксонский с 1694 по 1788, а с 1697 г. и король польский, второй сын Иоанна-Георга III, курфюрста саксонского, и датской принцессы Анны Софии; род. в Дрездене 12 мая 1670 г. Он получил тщательное воспитание и различными рыцарскими упражнениями еще более развил свою и без того необыкновенную природную физическую силу. В 1687—89 гг. предпринял путешествие по Европе. Роскошь и великолепие Версальского и Лондонского дворов ослепили его, и вместе с тем постоянная лесть, расточаемая его личным достоинствам, вскружила ему голову и разожгла его честолюбие. По смерти отца (1691 г.) он отправился в Вену, где подружился с римским королем Иосифом I, — обстоятельство, имевшее потом существенное влияние на его политику. Со смертью брата своего Иоанна-Георга IV (1694 г.) он унаследовал курфюршеское достоинство и принял начальство над соединенным австрийско-саксонским войском, посланным в Венгрию против турок, но после битвы при Олаше (1696 г.) сложил с себя начальство и вернулся в Вену, где у него возник план добиваться польского престола, сделавшегося вакантным по смерти Яна Собеского. С помощью своих агентов, не щадивших средств, ему удалось устранить кандидатуру своего соперника, принца Конти, и даже, чтобы уничтожить последнее препятствие к своему избранию, он перешел (в Бадене близ Вены) в католицизм. 15 сент. 1697 г. состоялось торжественное коронование А. в Кракове. Но это избрание обошлось ему недешево: до 10 млн. гульденов было потрачено на подкупы польских магнатов, и чтобы добыть ему сумму, пришлось продать и заложить часть своих наследственных земель. Вскоре Саксония почувствовала тяжесть новой короны своего государя. При своем вступлении на престол А. обязался вернуть Польше уступленные ею шведам провинции. Но польские магнаты не хотели войны, и, чтобы исполнить свое обещание, король должен был вести ее с помощью саксонских войск и на средства своей собственной страны (см. Северная война).

А. вступил в союз с Данией и русским царем Петром Великим. Но Карл XII, победив сначала союзников, разбил потом дважды саксонское войско (при Клиссове в 1702 г. и при Пултуске 1708 г.), после чего польский сейм под его давлением лишил А. престола и избрал на его место Станислава Лещинского, воеводу познанского. Сам А., чтобы спасти Саксонию, должен был согласиться на Альтранштадтский мир (см. это сл.). После этого А. под чужим именем принимал участие в походе принца Евгения против французов (1708), но, узнав о поражении Карла под Полтавой, объявил недействительным Альтранштад. договор и снова соединился с Петром. Началась новая война со шведами, возгоревшаяся с особенною силою по возвращении Карла XII из Турции, и только смерть последнего (1718) при Фридрихсгалле положила ей конец. В 1719 г. было заключено со шведами перемирие, перешедшее потом в 1782 г. в окончательный мир. А. был признан польским королем, но против сакс. войск составилась конфедерация со Станиславом Ледоховским во главе. Саксонские войска должны были удалиться. Наконец, при посредничестве России в 1716 году между А. и Речью Посполитой состоялся так называемый Варшавский договор, вследствие которого саксонские войска должны были очистить Польшу. Но если А. не удалось подчинить себе поляков силою оружия, то зато он привлек их к себе блеском и пышностью своего двора, вся тяжесть содержания которого ложилась на несчастную, разоренную им Саксонию. Фавориты и фаворитки и разные шарлатаны, обещавшие изготовить жизненный эликсир, поглощали неимоверные суммы. Науки мало пользовались его покровительством, а искусства он поощрял лишь настолько, насколько они служили его страсти к роскоши и постройкам. Он † в Варшаве 1 февраля 1783 г. и погребен в Кракове. (См. Яроховский, "Geschichte der Regieru ng des Kö nigs A." (Позн., 1871).

Август III

(Фридрих) — курфюрст саксонский (1733—63) и король польский, сын и наследник Августа II (см.), род. 7 (17) окт. 1696 г. и был воспитан своею матерью в протестантской религии. Но римской курии удалось завлечь его в свои сети, и во время путешествия, предпринятого им в 1712 г. по Германии, Франции и Италии, он был тайно обращен в католицизм в Болонье, хотя открыто признал себя его приверженцем лишь в 1717 г. в Саксонии. Надо полагать, что на это решение А. повлияли его виды на польскую корону и на брак с австрийской принцессой. В 1783 г., по смерти отца, он, несмотря на старания Людовика XV снова возвести на престол Польши Станислава Лещинского, был провозглашен королем частью польской шляхты, но официально признан королем лишь на варшавском сейме 1786 г. Не обладая способностями своего отца, он, однако, унаследовал от него его страсть к роскоши, по его примеру содержал блестящий двор и тратил громадные суммы на приобретение картин и на содержание своей капеллы. Управление же государством предоставил своему первому министру и любимцу, графу Брюль (см. это сл.). В 1741 г. он действовал против Марии-Терезии в союзе с Испанией, Францией и Баварией, но, обеспокоенный успехами Фридриха II, уже в 1742 г. заключил союз с Марией-Терезией, в 1745 г. дважды потерпел поражение и только по Дрезденскому миру (25 дек. 1745) получил обратно свою страну, занятую Пруссией. По возобновлении войны в 1766 г. он вследствие тайного договора с Австрией опять вовлечен был в войну с Пруссией, но был заперт Фридрихом II в лагере при Пирне с 17-тысячн. войском, которое должно было сдаться в плен. Сам Август бежал в Кенигштейн, а потом в Польшу. Только после Губертусбургского мира он возвратился в Дрезден, где и † 5 октября 1763 г. Саксонию после него унаследовал его сын Фридрих-Христиан, а корона Польши досталась Станиславу Понятовскому. Фридрих-Христиан кончил жизнь весьма скоро — 7 декабря 1763 г., и ему наследовал его малолетний сын Фридрих-Август I под опекою принца Ксавера.

Август Младший

— герцог брауншвейгский и люнебургский; род. 10 апреля 1679 г. в Даннеберге седьмым и младшим ребенком герцога Генриха Брауншвейгского; получил тщательное воспитание, в 1594—1599 гг. учился в Роштоке и Тюбингене и затем, попутешествовав некоторое время, поселился в Гицаккере, где он в продолжение 30 лет вполне предавался своей склонности к научным занятиям. Под именем Gustavus Selenus он издал сочинение, долгое время пользовавшееся большой известностью, — "Das Schach oder K ö nigsspiel" (Лейпц., 1616 г.) и "Cryptomenyticae et Cryptographiae libri IX" (Люнеб., 1624). Когда в 1684 г. угасла средняя линия Брауншвейгско-Вольфенбюттельского дома, А. получил во владение княжество Вольфенбюттельское. В качестве правителя он оказал большие услуги своей стране, водворив в ней порядок после того страшного расстройства, в которое она была приведена Тридцатилетней войной. В 1651 г. он издал превосходный школьный устав, в 1657 г. — устав церковный, заботился об урегулировании права и податной системы, учредил богатую библиотеку в Вольфенбюттеле (до 180 тыс. томов), продолжал также свои ученые занятия, плодом которых были его "Geschichte des Herrn Jesu" (1640 г.) и "Evang. Kirchenharmonie" (1644). Он † 17 сентября 1666 г. См. Бетман, "Herzog August der J ü ngere" (Вольфенбют., 1868).

Август, великий герцог ольденбургский

(Павел-Фридрих)— великий герцог ольденбургский, старший сын герцога Петра-Фридриха-Людвига и принцессы Елизаветы Вюртембергской; род. 13 июля 1783. По занятии Ольденбурга французами он в 1811 г. отправился с своим отцом в Россию, где его младший брат Георг († в 1812 г.), женатый на великой княжне Екатерине, впоследствии королеве вюртембергской, занимал пост генерал-губернатора новгородского, тверского и ярославского. Подобно последнему, он принимал участие в Отечественной войне. В 1829 г. он сделался правителем Ольденбурга, причем принял титул "великого герцога", предоставленный Венским конгрессом ольденбургским государям. Он много заботился о внутреннем процветании своей страны. А. был женат 3 раза. По его кончине 27 февр. 1863 г. ему наследовал его сын от второго брака, вел. герцог Петр (см. это сл.).

Август, герцог саксен-готский и альтенбургский

(Эмиль-Леопольд) — герцог саксен-готский и альтенбургский, сын герцога Эрнеста II и принцессы Шарлотты-Амалии Саксен-Мейнингенской, род. 23 ноября 1772 г., с 1788 г. вместе с своим братом Фридрихом слушал лекции в Женеве и по смерти отца 20 апр. 1804 г. вступил на герцогский престол. Под его управлением страна достигла значительного процветания. Особенно заботился герцог об увеличении числа научных и художественных коллекций; между прочим, им был устроен Китайский кабинет в Готе. A. † 17 мая 1822 г. Из его произведений было напечатано только одно, "Kyllenion oder Auch ich war in Arkadien" (1805), ряд идиллий, перемешанных с песнями; остальные остались в рукописи. См. Ейхштедт, "Memoria Augusti ducis Saxoniae, principis Gothanorum" (2 изд., Гота, 1823). Ему наследовал его брат Фридрих IV, со смертью которого (1825 г.) прекратилась Саксен-Готская линия.

Август, императорский титул

(лат. Augustus, т. е. священный). — Когда римское государство стало империей, Октавиан хотел назваться Ромулом, как второй основатель Рима, но отказался от этого намерения, заметив, что римляне опасались восстановления царской власти. Во время его триумфального въезда из среды народа раздались клики: Auguste, после чего сенат торжественно поднес ему имя Августа (27 г. до Р. Х.). С этим именем А. не получил никакого увеличения власти, но им сильнее подчеркивалась его неприкосновенность, которою он и без того обладал в силу трибунской власти. Греки переводили имя A. σεβαστός (божественный). Свою супругу Ливию Август назвал Августой, что позднее делали почти все императоры. От А. это имя, иногда с прибавлением semper (всегда), перешло ко всем последующим императорам, лишь с тою разницей, что после него оно было уже не собственным именем, а титулом, и ставилось всегда позади собственного имени (Тиверий Август). Титул этот никогда не переходил на предполагаемого наследника, хотя бы он, как напр. Тит, по воле императора и был уравнен с ним в правах. В 161 г. по Р. Х. встречается первый пример двух одновременно правящих императоров, двух А. Одновременное правление двух А. было положено в основу государственного устройства, созданного Диоклетианом; помощниками их в управлении и их предполагаемыми преемниками были два Цезаря. Западные народы употребляли и употребляют этот титул при обращении к государям. В немецких императорских титулах "Mehrer des Reichs" (умножатель империи) и "Al l zeit Mehrer" отразилось объяснение Овидия, который производит слово Август от augur (освященный религией) и в то же время указывает на близкую связь его с augere (умножать). В Россию титул этот, в форме Августейший, перешел при Петре I, при котором в некоторых государственных актах и в трактатах употреблялся в русском переводе ("его священное царское величество"), что сохранилось в современном официальном выражении: "священная особа Государя Императора". В настоящее время русские государи сами не употребляют титула Августейший, но подданные присоединяют этот эпитет к именам нарицательным, когда ими означаются члены царствующего дома (напр. Августейший Покровитель).

Август, Кай Юлий Цезарь Октавиан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Август, курфюрст саксонский

(1558—1586) — сын герцога Генриха Благочестивого от его брака с Катериной Мекленбургской; род. 31 июля 1526 г. в Фрейберге. Он сначала посещал школу своего родного города, провел некоторое время при дворе короля Фердинанда в Праге, где подружился с его сыном Максимилианом, впоследствии императором, и слушал затем лекции в Лейпцигском университете. В 1541 г. он сделался соправителем своего брата Морица (см. это слово), к которому перешли отцовские наследственные земли, и замещал его в его отсутствие. В 1548 г. он вступил в брак с Анной, дочерью Христиана III Датского, которая приобрела всеобщее уважение как строгая лютеранка и бережливая хозяйка. По смерти брата в 1553 г. он унаследовал курфюршеское достоинство, но вместе с тем ему пришлось распутывать те политические недоразумения, которые возникли в правление брата, и врачевать раны, нанесенные стране войной. Подобно своему брату, он стремился к территориальным приобретениям, но действовал не оружием, а мирным путем, и действительно, благодаря своему умению пользоваться обстоятельствами и благосклонности императора ему удалось усилить свою власть и расширить свои владения. К сожалению, средства, к которым он прибегал с этою целью, не всегда были хороши. Что три духовных владения — Мерзебург, Наумбург и Мейссен — пришли в большую зависимость от княжеской власти, — это еще можно объяснить влиянием Реформации; менее законны те приобретения, которые он сделал на счет опального Иоанна-Фридриха, герцога Готы (см. это сл.), осужденного на вечное заключение за его участие в восстании Вильгельма фон Грумбах (см. это сл.), и еще некрасивее его поступок с своими двоюродными братьями, сыновьями Иоанна Вильгельма Веймарского, которым он навязал свою опеку и, пользуясь этим, оттягал значительную долю их наследства. В религиозном отношении он отличался нетерпимостью. Склоненный придворными теологами в пользу кальвинистического учения о таинстве причащения, он заставлял священников под страхом отрешения от должностей и изгнания проповедовать это учение не только в его собственной стране, но и во владениях опекаемых им двоюродных братьев, а впоследствии, когда он опять обратился в лютеранство, стал преследовать кальвинизм еще строже, чем прежде лютеран. В 1580 г. он издал "формулу согласия", которая положила конец развитию протестантизма, замкнув его в сухие, неподвижные формы.

Гораздо более заслуживает похвалы его внутренняя деятельность. В этом отношении он оказал стране громадные услуги и поставил ее на высокую ступень экономического развития. Окружив себя умными советниками, часто совещаясь с земскими чинами, он значительно поправил государственный механизм, хотя благодаря неумелости его преемников и внешним потрясениям скоро дела опять расстроились. Он поправил финансы, улучшил судебную организацию введением новых законов, известных под названием "Конституции" (21 апр. 1572 г.) и представляющих соединение старонемецких юридических обычаев и римских норм. Но самую блестящую сторону его деятельности представляют его заботы об оживлении земледелия, ремесел и торговли. А. объездил свою страну по всем направлениям, велел составить карту Саксонии, покровительствовал обработке пустопорожних мест и на своих собственных доменах содержал образцовые хозяйства. Не менее заботился он об улучшении лесоводства и горного промысла. Дав убежище преследуемым за религиозные убеждения нидерландцам, он содействовал развитию промышленности и в особенности суконной и хлопчатобумажной мануфактуры. Заботясь об оживлении торговли, он улучшал дороги, покровительствовал лейпцигской ярмарке. Значительные суммы денег издерживал он на постройки в Дрездене и других городах. Не менее серьезное внимание было обращено им на духовное развитие народа. Внутреннее устройство школ было улучшено, в обоих университетах учреждены новые кафедры, разведены ботанические сады и подробно намечены учебные программы. Дрезденская библиотека основанием своим обязана ему, так же как и большинство других научных и художественных коллекций, между прочим, Зеленая галерея. Любимым его занятием, кроме токарного мастерства, была алхимия, и эту последнюю склонность разделяла и его супруга, курфюрстина Анна. Он † в Дрездене 12 февр. 1566 г. и погребен в Фрейбергском соборе. См. Фалке, "Die Geschichte des Kurf ürsten A. von Sachse n in volkswirthschaftlicher Beziehung" (Лейпц., 1868).

Август, месяц

— шестой месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с месяца марта, первоначально назывался поэтому Sextilis. Настоящее свое название он получил в честь императора Августа, именем которого сенат назвал месяц, особенно счастливый в жизни императора. Подобного рода честь была еще раньше оказана сенатом Юлию Цезарю, по имени которого месяц Quintilis переименован в Julius. Первоначально Sextilis имел лишь 29 дней, но Ю. Цезарь прибавил к нему, так же как к январю и декабрю, еще 2 дня, так что в настоящее время месяц А. имеет 31 день. В продолжение первых 2/3 А. солнце стоит в знаке Льва, а в последнюю треть — в знаке Девы. У немцев А. называется месяцем жатвы (Erntemonat). Старославянское название его — Серпень. Этот месяц представляет страдную пору для крестьянина, которому приходится и косить, и пахать, и сеять под озимое.

Август, принц вюртембергский

(Фридрих-Эбергард) — принц вюртембергский, второй сын принца Павла вюртембергского и принцессы Шарлотты саксен-альтенбургской; род. 24 января 1785 г. в Штутгарте. В 1831 году он поступил на прусскую службу ротмистром лейб-гвардии полка, в 1858 г. сделался командиром гвардейского корпуса, в следующем году — генералом кавалерии. В кампанию 1866 г. он принимал участие в сражениях при Гервенагоре, Сооре и Кенигингофе и много содействовал блистательному исходу сражения при Кениггреце (см. это сл.) благодаря своей атаке правого фланга неприятеля и взятию приступом Хлума. Во время франко-прусской войны его корпус до конца августа 1870 г. входил в состав Второй германской армии (под нач. принца Фридриха-Карла Прусского), затем Четвертой или Маасской армии (кронпринца саксонского) и в первый раз был в деле при Гравелотте, где он блистательно, хотя и с большими потерями, сражался при Ст.-Привате. Также отличался он при Седане и при осаде Парижа. По окончании войны А. некоторое время исправлял должность губернатора Берлина, а в 1873 г. был произведен в генерал-адъютанты кавалерии со званием генерал-фельдмаршала, причем его именем был назван один из фортов в Меце. 13 июня 1878 г. он был назначен главнокомандующим пограничными войсками. † 12 янв. 1885 г.

Август, принц прусский

(Фридрих-Вильгельм-Генрих) — принц прусский, генерал от инфантерии, генерал-инспектор и шеф артиллерии; род. 19 сентября 1779 г. в Фридрихсфельде, был младшим сыном принца Августа-Фердинанда († в 1813 г.), брата Фридриха Великого, и маркграфини Анны-Елизаветы-Луизы Бранденбург-Шведт. При открытии кампании 1806 г. он был начальником батальона гренадеров, во главе которого принимал участие в сражении при Йене и затем отступил в Пренцлау, где после отчаянной обороны был взят в плен французами и отвезен во Францию. Освобожденный из плена, он предпринял путешествие по Швейцарии к Сев. Италии, побывал в Петербурге, но 1808 г. вернулся в Кенигсберг и был назначен генерал-майором и шефом артиллерии. В последовавших войнах с французами он принимал деятельное участие, сражался при Дрездене, Кульме, Лейпциге, Париже и др. и часто оказывал решающее влияние на исход сражения. Еще успешнее были его действия, когда он получил начальство над 2-м северогерманским корпусом, на долю которого выпала осада крепостей на северной границе Франции. По окончании войны он принял опять начальство над артиллерией, которая была им радикально преобразована и доведена до высокой степени совершенства. А. † в Бромберге 19 июля 1848 г. Он был самым крупным землевладельцем в Пруссии, но после его смерти большая часть его земель перешла к казне вследствие неравного его брака и только незначительная часть — к Радзивилловской фамилии, с которой он был в родстве по сестре.

Августа, германская императрица

(Мария-Луиза-Катерина) — императрица Германии и королева Пруссии, дочь великого герцога Карла-Фридриха Саксен-Веймарского и великой княгини Марии Павловны; род. 30 сентября 1811 г. в Веймаре и получила превосходное воспитание; 11-го июня 1829 г. она вступила в брак с принцем Вильгельмом Прусским, сделавшимся впоследствии королем прусским и императором германским; старшая ее сестра Мария уже с 1828 г. была супругою принца Карла, третьего сына короля. Благодаря своему уму, художественному вкусу и своей благотворительности принцесса Августа скоро заняла выдающееся место при дворе и приобрела симпатию народа. Она ревностно занималась воспитанием своих детей, кронпринца Фридриха Вильгельма и принцессы Луизы, впоследствии великой герцогини Баденской. Вследствие событий 1848 г. принц в качестве штатгальтера Рейнской провинции поселился на продолжительное время в Кобленце; с этого времени и императрица особенно полюбила этот город и каждое лето проводила там некоторое время. Особенно велика и плодотворна была ее деятельность по части благотворительности и ухода за больными и раненными воинами со времени вступления на престол ее супруга и датской войны. Августа стала главою многочисленных распространенных по всей Германии обществ, поставивших своею целью уход за ранеными. Она также сочинила несколько маршей, из кот. один под № 102 был напечатан. Скончалась 7 января 1890 г. от инфлюэнцы.

Августа, германская императрица (дополнение к статье)

— императрица германская. Ср. L. Morgenstern, "Kaisenn Augusta, Begr ünderin der vaterlä ndisch en Frauenvereine" (Б., 1900); H. Petersdorff, "Kaiserin А." (Лпц., 1900); Berner, "Der Regierungsanfang des Prinz-Regenten von Preussen und seine Gemahlin" (Б., 1902).

Августа, город в Соединенных Штатах (штат Георгия)

— главный город графства Ричмонд в североамериканском штате Георгия. Благодаря своему выгодному положению при скрещивании нескольких железных дорог и на берегу судоходной в этом месте р. Саванны А. представляет очень удобный торговый пункт и насчитывает 23023 жит. (1880 г.), ведущих торговлю хлопчатой бумагой, табаком, строевым лесом и др. предм. Город построен правильно, имеет ратушу, городской рынок, 21 церковь, арсенал, 6 банков и основанную в 1830 г. медицинскую школу.

Августа, город в Соединенных Штатах (штат Мэн)

— главный город североамериканского штата Мэн и графства Кеннебек, основан в 1771 г. на высоте 67 км над уровнем океана. Город правильно расположен по обоим берегам р. Кеннебека, соединенным между собой длинным красивым мостом, имеет прекрасную, окруженную парками ратушу, большой дом для умалишенных, арсенал, 8 церквей, два высших учебных заведения, 3 банка, 2 ссудосберегательных кассы и несколько фабрик. Жителей — 8666 (в 1880 г.).

Августа, древние города

— название, данное в честь римских императриц многим, особенно новым, городам. Главнейшие из них: A. Ausciorum, г. в Аквитании, главный г. провинции Новемпопулана, теперь наз. Аух, в Герском департаменте Франции; A. Bracara, г. в Галлеции, теперь Брага в португ. провинции Энтре-Миньо-Дуро; A. Emerita, г. в Лузитании, теперь Мерида в испанской провинции Бадайос; A. Suessionum в Бельг. Галлии, теперь Суассон; A. Taurinorum, г. в Цизальпинской Галлии, теперь Турин; А. Trevirbrum, г. в Бельг. Галлии, теперь Трир; A. Trinobantum, или Londinium, г. в Британии, теперь Лондон; A. Veromanduorum, г. в Бельг. Галлии, теперь С.-Кентин; А. Vindelicorum, город в Винделиции, теперь Аугсбург.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV