Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 43, Ант)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 43, Ант)

Предыдущая страница Следующая страница

Антоний (в мире Александр Иванович Путилов)

(1795—1865) — игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его записка о детстве и отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и некоторые другие документы напечатаны в книге "Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А." (М., 1870), где помещены и биографические о нем сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиною пустынью (М., 1869).

Антоний (в мире Александр Николаевич Коржавин)

(род. в 1858 г.) — епископ тобольский, магистр Московской духовной академии. Труды А.: "Учение об оправдании по символическим книгам лютеран" (Тамбов, 1886); "Акценты в книге псалмов, их происхождение и значение" (М., 1887).

Антоний (в мире Александр Радонежский)

(1808—1872) — епископ оренбургский. Напечатал "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на кресте" (М., 1848; 10-е изд., М., 1890); "Иисус Христос в последние дни пред страданиями Своими в Иерусалиме" (Тамбов, 1869).

Антоний (в мире Алексей Павлович Храповицкий)

(род. в 1863 г.) — духовный писатель; образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским; с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.); "Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890); "Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891); "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2, Казань, 1898); "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896); "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900); "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии" (Казань, 1897); "Значение молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное Собрание Сочинений" А.

Антоний (в мире Григорий Антонович Рафальский)

(ум. в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская духовная семинария" (1901).

Антоний (Зубко)

— минский православ. архиепископ. По происхождению белорус, сын греко-униатского священника с. Белого Лепельского у. Витебской губ., Григория Зубко. Родился 2 июля 1797 г. Первоначально учился у органиста, а потом в полоцкой греко-униатской семинарии, иезуитской академии и, наконец, в главной семинарии при Виленском университете, которую окончил со степенью магистра. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 г. в Петербург для заседания в рим.-католической коллегии по униатскому отделению. В 1827 г. открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской гр.-униатской епархии. Главнейший сотрудник Иосифа Семашко по преобразованию западно-русской церкви, А. подписал соборный акт 12 февраля 1839 г. о воссоединении с православием. В 1840 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1848 г., в сане уже архиепископа, удалился на покой, † 15 января 1885 г. в Можайском монастыре близ г. Ковны; погребен там же, в церковном подвале. Оставил воспоминания "О греко-униатской церкви в Западном крае", напечатанные в "Вестнике" Гаворского и отдельной брошюрой, и статью "Сходство и разница учения православной и римской церквей", помещенную в "Холмском греко-униатском месяцеслове" за 1868 год.

Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря)

— по поручению вел. кн. московского Иоанна III Васильевича и митрополита Филиппа (1464—73) составил житие благоверных князей ярославских Феодора и сыновей его Константина и Давида. Житие это с некоторыми сокращениями внесено в "Степенную книгу" и в Никоновскую летопись, а в полном виде — в Макарьевские Четьи-Минеи под 19 сент. В изложении А. следовал известным ему образцам агиографической литературы и, прежде всего, Пахомию Логофету. Благодаря рассказу об отношениях Феодора к орде, не встречающемуся в летописных сводах, житие Феодора, составленное А., имеет известную историческую цену. Можно думать, что оно имело в виду укрепление системы смирения перед татарами, имевшей в то время своих представителей и в боярстве, и в духовенстве.

Антоний Нежила

Антоний, в язычестве Нежила, мученик, придворный боярин вел. князя литовского Ольгерда. Обращен в христианство пресвитером Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, вместе со своим братом Круглецом, во св. крещении Иоанном, и родственником Кумецом, в крещении Евстафием. За исповедание Христа по наущению языческих жрецов заключен в темницу и там удавлен 14 апреля 1347 г. За ним последовала и мученическая кончина Иоанна и Евстафия. Нетленные мощи трех страстотерпцев, первых мучеников литовских, сначала были погребены в виленской церкви св. Николая, а потом перенесены в храм св. Троицы; ныне открыто почивают в одной общей раке, в подалтарной пещерной церкви виленского монастыря св. Духа.

Антоний Падуанский

— святой, род. 16 авг. 1195 в Лиссабоне, поступил сначала в августинский, потом, под влиянием св. Франциска Ассизского, в францисканский орден, успешно преподавал Евангелие африканским маврам, изучал в Верчелли богословие и преподавал его потом с большим блеском в Монпелье, Тулузе, Болонье и Падуе, где † 13 июня 1231. Как глава спиритуалов и сам суровый аскет, А. воспротивился смягчению суровости орденских правил, о котором хлопотал Элий из Картоны. Легенды о нем исполнены сказочных чудес, все прославляют его проповеднический талант, который был так велик, что и рыбы внимали ему, когда он говорил. Католическая церковь, особенно в Италии и Испании, чтит в нем одного из своих главных святых, к лику которых он был причислен папой Григорием IX в 1232. В память его в Риме устроен праздник окропления животных, празднуемый 17—25 янв. Гроб его находится в Падуе в посвященной его имени церкви, считающейся мастерским произведением зодческого искусства.

Антоний святой, также Фивский

Антоний св., называемый также А. Фивским, — отец монашества; род. около 251 в Коме близ Ираклеи, в Верхнем Египте. Раздав все свое имущество бедным, он ради благочестивого жития удалился в 270 в одну из гробниц вблизи своей родины, а позднее еще дальше в пустыню, в развалины замка. Здесь, терзаемый страшными видениями, он вел жестокую борьбу против собственной плоти. Лишь изредка, как, наприм., во время преследования христиан 811, А. появлялся из своего уединения, чествуемый народом как святой. Когда ученики последовали за ним в пустыню и построили свои жилища вблизи от него, А. стал проповедовать им молитву и труд. Сам он питался одним хлебом и солью. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных излечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. А. † 106 лет, около 356 года. В католической церкви А. пользуется весьма высоким значением. История его искушений составляла в течение многих столетий неисчерпаемую тему для художников. Наиболее известна картина Давида Теньера в старом Берлинском музее. В новейшее время на эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда "La tentation de St. Antoine". Молитва этому святому помогала против названной его именем болезни — антонова огня, часто свирепствовавшей в Средние века и состоявшей в омертвении членов вследствие отравления спорыньей (см. это сл.). Один богатый французский дворянин, именем Гастон, вымоливший выздоровление своего сына от этой болезни перед мощами А. в С.-Дидье-де-Ла-Мот, основал в благодарность (1095) Госпитальное братство святого А. для ухода за больными и защиты паломников и сам сделался его первым гроссмейстером. В 1096 на Клермонском соборе орден был утвержден папой, принял в 1218 обет монашества и 1298 превращен Бонифацием VIII в братство по уставу бл. Августина с тем, чтобы его гроссмейстер назывался аббатом, имел свое местожительство в Дидье-де-ла-Мот и был генералом всех монастырей ордена. Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда антонитов, или антонианцев, как они назывались в качестве каноников, была черная с крестом из синей финифти на груди, в виде Т. Многочисленные пожертвования сделали их богатыми и доставили их ордену широкое распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до Реформации канцлером Витенбергского университета. Еще в XVIII ст. они имели много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 г. слились с мальтийцами. Образа св. Антония считались предохранительным средством против пожаров.

Антоний, архиепископ Новгородский

— в последних годах XII или в первых XIII в. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х гг. преподобным Варламом Хутынским, Будучи еще мирянином, как светский паломник, нося тогда имя Добрыни Андрейковича, отправился в Царьград и к Св. местам и оставил после себя весьма любопытные записки о своем путешествии. По возвращении выбран вместо изгнанного владыки Митрофана архиепископом Новгородским (1212); с 1219 г. по восстановлении предшественника удалился в Перемышль-Галицкий на епископство, в 1225 вновь восстановлен, в 1228 г. удалился на Хутынь, где † 8 окт. 1233 г. В своих записках он помещает все, "что поразило его любопытство"; в особенности же важно его описание Софийского собора и сокровищ, которые потом были расхищены крестоносцами. Сличение сказания Антония о Софийском храме с другими описаниями этого храма от времени взятия Константинополя латынянами и более раннего удостоверяет еще более его важность; из всех до сих пор найденных описаний этого знаменитого храма — после описаний Прокопия и Павла Силенциария — до разграбления его западными христианами одна только книга Константина Порфирородного, "Εθεσις της Βασιλειοςτάξεως", может сравниться с записками А. по богатству представленного в ней исторически-археологического материала. Существуют два списка этого путешествия: один в 1834 г. найден П. М. Строевым в сборнике XV-XVI в. и издан П. И. Савваитовым, второй же находится в сборнике XVII в., названном "Собранием древних рукописей" и принадлежащем копенгагенской библиотеке; он издан И. И. Срезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках" под заглавием "Сказание о Софийском храме Царя-града в XII в".

Антонийские заводы

— заводская местность в прусском Оппельнском-Каттовицском округе в 10 км к ЮЮЗ от Бейтгена и в 3 км от Клодница. Население в 6116 ч. (1886 г.) состоит преимущественно из рудокопов и заводских рабочих. Помимо обширных каменноугольных копей в этом поместье графов Генкель фон Доннермарк имеются еще заводы цинковые, кирпичные, для выделки цинковых белил и шамоты (состава для стеклоплавильных печей).

Антонин (архимандрит) (дополнение к статье)

— (см.), ум. в 1891 г. См. Дмитриевский, "Начальник рус. дух. миссии в Иерусалиме архим. А." (СПб., 1904).

Антонин (в мире Александр Грановский)

(род. в 1865 г.) — епископ нарвский, викарий СПб. епархии, воспитанник Киевской духовной академии. Главные труды А.: "Книга пророка Варуха" (СПб., 1902, магист. диссерт.); "Киево-Подольская Успенская соборная церковь" (Киев, 1891).

Антонин (Марк-Анний Вер)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антонин Либералис

(Antoninus Liberalis) — вероятно, вольноотпущенник императора Антонина Пия, составил около 150 по Р. Х., во вкусе своего времени, сборник баснословных рассказов под заглавием "Метаморфозы", большею частью имеющих своим предметом превращения. Этот сборник приобретает особенную цену вследствие того, что источники, из которых А. черпал, обыкновенно указываются им тут же на полях рукописи. "Метаморфозы" изданы впервые Ксиландером (Базель, 1568), впоследствии Вергейком (Лейден, 1774), лучше Кохом (Лейпц., 1832) и Вестерманном в "Mythographi Graeci" (Брауншв., 1842); переведены они (вместе с Парфением) Фр. Якобсом (Штутг. 1837).

Антонин Пий

(Тит-Аврелий-Фульвий Боионий-Аррий) — римский император, 138—161 по Р. Х.; род. в 86 г., происходил из галльской фамилии из Немаузы. Его дед, Тит Аврелий-Фульвий, был консулом; того же достиг и он в 120 г. А. принадлежал к числу тех консулариев, которых Адриан поставил во главе 4 образованных в Италии судебных округов; затем в 128 г. А. был наместником в Азии. От брака с Фаустиной у него было четверо детей, которые все рано умерли, за исключением дочери Фаустины, ставшей впоследствии женой Марка Аврелия. 25 февр. 138 Адриан усыновил А., а тот, с своей стороны, в том же году усыновил Л. Вера и М. Анния Вера (Марка Аврелия). В июле того же года А. вступил на престол под именем императора Цезаря-Тита-Элия-Адриана-Антонина-Августа. Под его властью империя пользовалась спокойствием и счастьем. Его мудрая бережливость позволяла ему быть щедрым и благотворительным; тем не менее, он накопил большую казну. А. вел мало войн на окраинах государства, но все же расширил римскую область в Британии и в то же время, построив на перешейке между Фортом и Клайдом, некогда укрепленном Агриколой, новый вал к северу от воздвигнутого Адрианом, создал оплот против вторжений разбойничьих племен, живших в шотландских горах (140—145 г.). А. пользовался величайшим уважением даже за пределами своей империи. Прозвище "Пий" он, как гласит наиболее вероятное предание, получил за то, что воспротивился намерению сената, который желал было отказать Адриану в обоготворении этой обычной посмертной почести, которая оказывалась римским императорам. А. † 7 марта 161 г. Пепел его был опущен в гробницу Адриана. В настоящее время указывают еще в ватиканском саду подножие колонны, воздвигнутой в память А. его приемными сыновьями и отличавшейся от колонны Траяна и другой, слывущей под именем колонны Антонина, тем, что на ней не было никаких рельефных украшений. Известная под именем колонны Антонина и служащая в Риме украшением Piazza Colonna ничего общего с этим императором не имеет: она была воздвигнута сенатом в память победы императора Марка-Аврелия над маркоманнами. Ср. Сиверс, "Studien zur Geschichte der r ömischen Kaiserz eit" (Берл., 1870); Боссарт и Мюллер, "Zur Geschichte des Kaisers Ant." (Лейпц., 1868). О так наз. "Itineraria Antonini" — см. Итинерарий.

Антонин святой

— род. в 1389 г. во Флоренции, в 1405 г. вступил в орден доминиканцев, был приором во многих монастырях и в 1446 г. возведен в сан архиепископа Флоренции. Здесь в эпоху тяжелых бедствий, в особенности в голодный и чумный 1448 г. и во время землетрясения 1453 г., А. проявил в высшей степени благотворную деятельность как ревностный проповедник и неутомимый благотворитель. А. † 2 мая 1459 г. В 1523 г. папа Адриан VI причислил его к лику святых; памяти его посвящены 2 и 10 мая. Из его трудов (собраны Мамаки и Ремеделли, Флоренция, 1741 г.) замечательны: "Summa theologica" (4 т., Нюрнб., 1477—79 г.) и общая хроника под заглавием "Summa Historialis" (3 т., Нюрнб., 1484).

Антонин, архимандрит

(в мире Андрей Иванович Капустин) — род. 12 авг. 1817 г., сын священника Пермской г., окончил курс в Киевской дух. акад. в 1843, вступил в монашество 1845, в 1850 сделался настоятелем нашей посольской церкви в Афинах, в 1860 переведен настоятелем нашей церкви в Константинополе, а с 1865 года состоит начальником Иерусалимской духовной миссии. А. принадлежит множество весьма ценных трудов: 1) "Заметки XII-XIV в., относящ. к крымскому городу Сугдее" (пом. в "Записках Одесского арх. общества" (V, 1863); 2) "О древних христианских надписях в Афинах" (изд. Имп. русским археол. общ. (СПб., 1874); 3) "Поездка в Вифинию" ("Христ. чтение", 18 6 2 и 1863 гг.); 4) "Поездка в Румелию" (2 т., 1865, 1879); 5) "Раскопки на русском месте близ храма Воскресения" в Иерусалиме ("Палестинский сборник", 7 вып., 1883).

Антонина

— прекрасная, но хитрая дочь наездника византийского цирка, влиятельная придворная дама и подруга Феодоры, жены императора Юстиниана I, известна как жена полководца Велизария. От прежнего брака у нее, кроме других детей, был сын по имени Фотий. А., как и подруга ее, императрица, отличалась мужественным характером. Властная и склонная к интригам, она помогала Феодоре во всех ее преступлениях и в свою очередь пользовалась могущественным содействием императрицы для беспощадного преследования своих врагов, а еще более — для окончательного порабощения Велизария, который был и моложе ее. Ее собственный сын Фотий, обнаруживший ее неверность к Велизарию, испытал всю тяжесть ее гнева и с трудом избег гибели, постригшись в монахи. В других отношениях А. была предана своему мужу. Она сопровождала его в походах, своей хитростью и находчивостью помогала ему в его военных и дипломатических действиях, а при дворе в Константинополе зорко следила за его интересами. Когда Велизарий в марте 565 г. †, император присвоил себе значительную часть его состояния. На доставшуюся А. долю она основала монастырь.

Антонины

— село Заславского уезда Волынской губ., на р. Икопети, принадлежало до 1795 Игнатию Мальчевскому, отцу польского поэта Антона Мальчевского, ныне собственность гр. Потоцкой. Заслуживают внимания прекрасный замок и сад, описанный в стихах И. Гловацким; список находящихся в этом саду растений напечатан 1853, полнее 1856 Зинковским (Варшава). В прежние времена в А. устраивались скачки, на которых отличались лошади известного Славутского завода гр. Сангушки.

Антония

— малая планета (272), открыта 4 февраля 1888 г. Шарлуа.

Антоно-Кодинцовка

(Колмогорово) — мст. Одесского у., Херсонской губ., при прудах. Жит. 850. Прав. црк., 2 школы.

Антонов Александр Васильевич

(1825—92) — поэт-самоучка, уроженец Рязани. Им изданы "Стихотворения", "Басни и эскизы" (пять изданий), драма "Конец — делу венец" и ряд од, посвященных Высочайшим особам.

Антонов Егор Антонович

(ум. в 1901 г.) — миссионер, борец с расколом, крестьянин Тверской губ. Принадлежал к австрийскому согласию. Обратясь, под влиянием архимандрита Павла Прусского в православие, подал Антонию Шутову вопросы о церкви и иерархии, неоднократно потом изданные братством св. Петра Митрополита. Позже написал "Ответы на сто пять вопросов, сочиненных старообрядцами австрийского согласия" (М., 1892); "Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги: Разбор ответов на сто пять вопросов" (вып. I, М., 1899; вып. II, М., 190 1); "Воспоминания о жизни в расколе и обращении в православие" (М., 1897); "Разбор Швецовских "показаний", что якобы православная Греко-российская церковь погрешила противу святого Евангелия" (М., 1893) и др.

См. "Памяти почившего миссионера" ("Миссионерское Обозрение", 1901, август).

Антонов огонь

— см. Антоний св. и Гангрена.

Антонович Афиноген Яковлевич

— экономист. Род. в 1848 г. Образование получил на юридическом факультете Унив. св. Владимира. Был проф. политической экономии, статистики и законоведения в Новоалександрийском институте сельского хозяйства и лесоводства; позже читал полицейское право в Киевском унив. Его магистерская диссертация "Теория ценностей" (Варшава. 1877), докторская — "Теория бумажно-денежного обращения и государственные кредитные билеты" (1883). Кроме того А. издал "Основания политической экономии" (Варшава, 1879), "Курс политической экономии" (Киев, 1886) и "Курс госуд. благоустройства" (Киев, 1890). В 1887—92 г. А. издавал "Киевское Слово", газету умеренно-консервативную. С 1893 по 1895 г. был товарищем министра финансов. Состоит членом совета министерства народного просвещения. В своих трудах придерживается направления более практического, чем научного, избегая касаться наиболее важных и жгучих вопросов. Социальные проблемы кажутся А. "выдумкой каких-то всеобщих организаторов и преобразователей". Специальную литературу за последние 20—30 лет он совсем игнорирует, оставаясь верным старым учебникам; во многих случаях он не идет далее Адама Смита, Шторха, Бастиа.

Антонович Владимир Бонифатиевич

— доктор русской истории, ординарный профессор Киевского университета, родился в 1834 г. в Киевской губ.; окончил курс во 2-й одесской гимназии, поступил в 1850 г. в Киевский университет на медицинский факультет, но затем перешел на историко-филологический, который окончил кандидатом в 1860 г. С 1860—1863 гг. состоял преподавателем в киевской 1-й гимназии и в кадетском корпусе; в 1863 г. поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора и был откомандирован для занятий во временную комиссию для разработки древних актов, в которой состоял главным редактором до 1880 г. В 1870 г. удостоен степени магистра русской истории, в 1878 г. степени доктора и избран ординарным профессором русской истории. В 1880 г. избран деканом историко-филологического факультета; занимал эту должность до 1883 г. В 1872 г. назначен заведовать Мюнц-кабинетом и музеем древностей Киевского университета, неоднократно получал от университета командировки с учеными целями, написал множество исследований по истории юго-западного края: "О казачестве", "Об унии", "О промышленности Юго-Западного края", "О курганах" и проч., редактировал и издавал различные исторические материалы.

Антонович Максим Алексеевич

— критик и геолог. Род. 27 апр. 1835 г. в г. Белополье Харьковской губ., учился в Харьк. семинарии, потом в Петерб. духовной академии. В 1859 г. стал помещать критические статьи в "Современнике", сделался видным сотрудником этого журнала, но потом разошелся с Некрасовым и не участвовал в приобретенных последним "Отечественных записках". Как геолог-любитель, А. внес ценный вклад в геологию России. Ему удалось открыть в 1871 г. по берегам Западной Двины тот вторичный слой девонского отложения, который до него был неизвестен.

Антонович Платон Александрович

— р. 1812, † 18 дек. 1883 г., воспитывался в Московском университете, но, не кончив курса, послан нижним чином в армию. Кровью заслужив чин прапорщика (1839 г.) А., способности которого были рано замечены начальством, сделан правителем канцелярии начальника Черноморской береговой линии и сохранял эту должность при четырех начальниках (Раевском, Анрепе, Будберге и Серебрякове). В 1853 г. керченский градоначальник, в 1861 генерал-майор, градоначальник Одессы, с 1866 по 1880 — попечитель Киевского учебного округа.

Антоновка

— сорт лучших русских яблок, играющий главную роль в нашей торговле плодами. По величине она уступает лишь немногим яблокам, окрашена в зеленовато-желтый, а в период полной зрелости — в светло-желтый цвет; иногда на солнечной стороне плод имеет красновато-желтый оттенок. Кожица у этого яблока гладкая, мякоть сочная, на дереве очень кислая, но после лежания довольно приятного кисловатого вкуса. Яблоко это принадлежит к зимним и достигает полной зрелости не раньше октября или даже ноября. В лежке оно очень прочно и отлично сохраняется всю зиму и даже вплоть до июля следующего года, чем и объясняется большой спрос на него со стороны торговцев фруктами. Благодаря своим достоинствам А. является одним из самых распространенных в России сортов. Деревья этого сорта неприхотливы на почву и климат и переносят даже суровые зимы нашего севера; так, например, А. с успехом разводится и дает превосходные плоды на острове Валааме. Хотя этот сорт яблок можно встретить у нас повсеместно, но главным местом его разведения следует считать наши средние и северо-западные губернии. Существует много видоизменений А., из которых самым лучшим считается А.-каменичка.

Антоновки

1) село (помещ.) Подольск. губ. Ямпольск. у., в 36 верст. к С.С.B. от Ямполя, ч. жит. 1947 об. п.; православн. церковь и 2 пост. дв., 3 водян. мельницы. — 2) село Полтавской губ. Пирятинского уезда при реке Удах, в 20 верстах к С. от г. Пирятина, дворов 587, ч. жит. 3160 душ. об. п., от губ. города 200 верст, церковь православн., школа, 5 пост. двор., 2 лавки, базар.

Антоново

— село Сквирского у. Киевской губ., на р. Березянке, впадающей в р. Росовку, построенное на месте древнего греческого поселения Розволожа, еще в 1592 г. входившего в состав Белоцерковского староства ("Архив Ю.З. Руси" т. I, стр. 32) и в половине XVII в. разрушенного татарами, доказательством чего служат находящиеся в окрестностях А. развалины и земляной вал. А. имеет 2115 жителей. Приходская правосл. церковь основана в 1741 г., вблизи от нее находится весьма старинный крест с греческою надписью, почти совершенно стершейся, по преданию, воздвигнутый над могилою какой-то греческой принцессы. Подобные же два креста находятся в близлежащем урочище Староселье (Ср. Slownik Geograficzny, Варш., 1880).

Антоновский Александр Петрович

— певец (бас), род. в 1864 г.; музыкальное образование получил в Московской консерватории. В 1886 г. дебютировал на сцене Большого московского театра в роли мельника в "Русалке". Пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 г. поет в С.-Петерб. Мариинском театре.

Антоновский Юлий Михайлович

— писатель (под. в 1857 г.). Окончил курс наук в Имп. училище правоведения; ныне состоит мировым судьей в С.-Петербурге. Много переводил; написал "Джордано Бруно" (в изд. Павленкова "Жизнь замечат. людей", СПб., 1891).

Антонолини Фердинандо

— учитель пения театральной школы, сын капельмейстера Императорских театров при Екатерине II и Павле I, начал службу при Александре I учителем пения велик. княг. Ему принадлежит вместе с отцом — музыка поставленных на русской столичной сцене опер: 1) "Карачун, или Старинные диковинки", "Желтый Карло", "Жар птица", "Кристин в Серале", "Мирослав, или Костер смерти" и "Ломоносов, или Рекрут стихотворец". † Фердинандо А. в 1820-х годах. Сын его Улисс (р. 1819, † 1877) был артистом-певцом Имп. театров.

Антономазия

(греч.) — род метонимии, риторическая фигура, состоящая в том, что ставится вместо собственного имени описательное выражение, напр. "сын Афродиты" вместо Амур, "разрушитель Карфагена" вм. Сципион, или же, напротив, собственное имя вместо нарицательного имени, напр. "настоящий Цицерон" вм. оратор.

Антонский-Прокопович Антон Антонович

— заслуженный профессор и бывший ректор Московского университета, член многих ученых обществ, родился в Малороссии; сын священника, получил образование в Киевской академии, откуда перешел в 1782 г. в Московский университет, где слушал лекции на медицинском и философском факультетах. В 1784 г. произведен бакалавром Учительского института, в 1787 г. определен секретарем по делам университета при кураторе Мелиссино. С этого года начинается его многолетняя плодотворная педагогическая деятельность при университетском благородном пансионе, где он читал с 1787 г. в течение 15 лет естественную историю, с 1791 г. был инспектором, а с 1818—1824 г. директором этого учебного заведения и, стоя во главе его, не щадил ни трудов, ни усилий, чтобы поставить пансион на высокую степень совершенства, и привлек в него лучшие преподавательские силы из профессоров Московского университета; труды его на пользу этого заведения не прошли бесследно, и списки университетского пансиона украшены именами многих лиц, прославившихся впоследствии на разных поприщах. Помимо своей деятельности при университетском пансионе, составившей главную задачу его жизни, А. занимает весьма почетное и видное место как профессор Московского университета. В 1788 году он был сделан адъюнктом, заняв кафедру энциклопедии и естественной истории, и первый начал читать эту науку в университете на русском языке. С того же года он издавал (1788—1792 г.) "Магазин натуральной истории, физики и химии", всего 10 томов, был некоторое время смотрителем ботанического сада, в 1790 г. избран экстраординарным профессором натуральной истории, а в 1794 г. ординарным профессором; в 1804 г. получил кафедру сельского хозяйства и минералогии, которую занимал по 1818 г. С 1 807 г. был избираем шесть раз деканом физико-математического факультета, а с 1818—1826 г. был ректором университета. С 1795 г. был цензором книг, печатаемых в университетской типографии, в 1803 г. назначен членом цензурного комитета. За свою долголетнюю профессорскую деятельность неоднократно получал разные отличия и ордена и в 1818 году утвержден в звании заслуженного профессора. † 6 июля 1848 г. Литературная деятельность А. была обращена главным образом на педагогические предметы; таковы его "Чтение для сердца и разума", учебные пособия, изданные им для воспитанников университетского пансиона, и речи, произнесенные им на актах в университете и на торжественных собраниях "Общества любителей русской словесности", коего он был председателем и душою всех его занятий и заседаний с 1811 г.; "О начале и успехах наук, в особенности естественной истории" (1788 г.); рассуждение "О воспитании", считавшееся в свое время образцовым по классическому слогу; "О преимуществах и недостатках российского языка" (1811 г.).

Антополь

— мест. Гродненск. губ. Кобринск. у., в 30 верст. к В. от г. Кобрина. Жит. 4043 об. п., 2 прав. церкви, синагога. 5 еврейских молитв. домов, школа, 42 лавки, 9 пост. дворов, 6 маслобойных заводов. Местечко ведет довольно значительную торговлю сельскими произведениями; еженедельные базары и 2 ярмарки в году.

Антосидерит

— редкий минерал состава 2Fе 2 О 3.9SiO2.2Н 2 О.

Антото

— гл. г. пров. Шоа, в Абиссинии. Жители занимаются земледелием и торговлей медом, тканями, стеклянными изделиями. В дождливое время А. служит резиденцией негуса.

Антофагаста

— торговый город прибрежного департамента Атакама в южно-американской республике Боливии, у Моренской бухты. Основанная в начале семидесятых годов А. в 1875 году имела 5384 жителей; местопребывание германского и чилийского консулов. Местные залежи селитры разрабатывались чилийцами, которые в 1866 и 1874 гг. получили на то концессии от правительства Боливии. 1 февр. 1879 г. правительство Боливии обобрало эти концессии, что послужило поводом к занятию А. чилийскими войсками 14 февраля 1879 года: так открылась война Чили с Боливией и Перу. На В. от А. проходит железная дорога, направляющаяся через Салар-дел-Кармен и Салинас (в 100 км от А., с обширными селитряными шахтами и заводами) к Караколесу, лежащему в 150 км от А., на высоте 3000 метров; в последнем были открыты в 1870 г. богатые серебряные рудники, за аренду которых правительству Боливии было уплачено в качестве задатка 1250000 боливиано (1 бол. = 1 р. 2 8 коп. мет.). Благодаря сильно развившейся морской торговле А., в которой в 1874 году снялось с якоря 114 парусных судов и 385 пароходов, другие порты Боливии, расположенные севернее, — Мейлонес и Кобие — в значительной степени потеряли свое значение. А. называется также деревня того же департамента, лежащая на высоте 4000 м, недалеко от аргентинской границы.

Антофиллит

— минерал из группы роговых обманок (см.), по составу MgSiO 3. Кристаллизуется в ромбической системе, встречается в виде длинных лучистых агрегатов. Цвет коричневый, с металлическим отливом. В ряду пироксенов А. соответствует ромбическому пироксену — бронзиту. Главнейшие месторождения: Конгсберг в Норвегии, Гренландия, а также Шнееберг в Тироле.

Антоциан

— один из распространеннейших пигментов в растительном царстве. А. растворен в клеточном соке и обладает различной окраской в зависимости от реакции этого сока. В щелочном раствор А. — синий, в нейтральном — фиолетовый, в кислом — красный. А. обуславливает, один или в соединении с различными пигментными зернами (хромопласты), окраску цветов. Синие и фиолетовые цветы все обязаны своей окраской А., красные — в большинстве случаев. А. встречается и в остальных частях растения, в листьях (красная капуста), стеблях, корнях и плодах. Значение А. по выяснено (за исключением А. цветов и плодов, где он служит яркой вывеской для привлечения животных). Химический состав А. неизвестен.

Антоэци

(Antoeci, греч.) — обитатели противоположных полушарий (см. Антиподы).

Антпирин

или 1,2,3-фенилдиметилпиразолон Антпирин

— одно из сложных органических оснований, принадлежащих к группе пиразола (см. это сл.). Антипирин имеет практическое значение в качестве противолихорадочного, жаропонижающего средства (откуда и самое его название). Получается или при нагревании фенилметилпиразолона с йодистым метилом и метиловым спиртом, или прямым синтезом из ацетоуксусного эфира CH 3CO-CH2COC2H5 и α-метилфенилгидразина С 6 Н 5 -NH-NH-СН 3, при чем выделяется вода и этиловый алкоголь (Кнорр). А. очень легко растворим в воде, спирте и хлороформе, трудно — в эфире, кристаллизуется в виде блестящих листочков с т. пл. 113° Ц. и представляет сильное одноатомное основание, дающее легко растворимые в воде соли.

Антрагаллол

— см. Оксиантрахиноны и Краски органич. искусств.

Антракоз легких

Anthracosis pulmonum называется хроническая форма воспаления легких, появляющаяся от вдыхания угольной пыли, причем последняя равномерно инфильтрирует все доли легких. Боязнь эта встречается очень часто у рабочих угольных копей и у рудокопов. Пораженные части легкого темно-синего цвета, тверды, не наполнены воздухом, а в позднейших стадиях пронизаны туберкулами и туберкулезными кавернами. Если заболевший своевременно не будет устранен из атмосферы, наполненной угольной пылью, то он обыкновенно погибает при явлениях развившейся легочной чахотки.

Антракозиды

— вымершее семейство пластинчатожаберных моллюсков, некоторые роды которого, как, напр., Anthracosia и Palaeomutela характерны для пресноводных пермских отложений Восточной России.

Антраконит

— черные, непрозрачный разности известкового шпата (см. это сл.), окрашенные примесью углистого вещества. Красивые радиально-лучистые отложения антраконита шаровидной формы, величиною с кулак и до полупудовой гири, в изобилии встречаются в силурийских отложениях окрестностей Петербурга, напр. на р. Поповке у Павловска.

Антракотерий

(Anthracotherium) — вымершее наземное млекопитающее животное, несколько напоминавшее собой гиппопотама. Остатки А. характерны для пресноводных песчаниковых отложений "серых молассов" Швейцарии и южной Баварии, принадлежащих неогеновому отделу третичной системы.

Антракс

(греч. — уголь) — нарыв или веред, особенно нарыв сибирской язвы, также карбункул.

Антракт

— издавался в Москве в 1866—68 гг., еженедельно (1866, № 50; 1867, №№ 1—38; 1868, №№ 1—25). Издатели: Ив. Смирнов, Т. Рис, А. Пономарев. Редакторы: А. Н. Баженов, В. Родиславский. А. служил продолжением издания: "Театральные афиши и Антракт" (1864—65).

Антракт

(Entre'acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актеру, так и зрителю. Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали А., у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места А. были излишни и служили только для отдыха публики и артистов. В современной драме авторы пользуются А. для продления целых эпох (дни, месяцы, годы) в жизни действующих лиц: так, в начале пьесы молодые действующие лица — в конце ее становятся старыми. Вся жизнь действующего лица проходит на сцене. Некоторые авторы злоупотребляют А., назначая их в пьесе 10—12 и называя действие картинами. Часто происходит злоупотребление А., значительно увеличенными вследствие небрежности администрации театра и мешкотных перемен декораций или вследствие запаздывания действующих лиц, чаще актрис, слишком медленно меняющих свои туалеты. Лучшие драматические писатели (Кальдерон, Шекспир и др.) не знали ни актов, ни А-ов; прежде в А. делались различные анонсы (см. это сл.). В Италии в А. во время оперных представлений танцует балет. В Париже выходит "L'entracte", заменяющий наши афиши (см. это сл.), весьма известный театральный журнал. Обыкновенно в А-ах играет оркестр или даются дивертисменты (см. это сл.).

Антрамины

C14H11 N = С 14 Н 9.NН 2 — представляют амины, отвечающие антрацену. Известны лишь: β - А. — С 6 Н 42 Н 26 Н 2.NН 2 и γ - (или meso) A. — C 6H4:C2H(NH2):C6H4. β - A. не диазотируются, в противоположность ароматич. аминам; это различие, однако, исчезает после гидрогенизации средней углеродной группы (С 2 Н 2) антраценового кольца, что подтверждает теорию строения бензола и антрацена, предложенную Бамбергером (1893). β - А. получаются: 1) восстановлением β - амидоантрахинона йодистым водородом с фосфором (Ромер); 2) нагреванием антранола с водным NH 3 или с ацетамидом:

С 14 Н 9.ОН + NH 3 = C14H9.NH3 + Н 2 О

(Либерманн и Боллерт). Дигидро-А., получается восстановлением β - A. амальгамой Na или Na с С 2 Н 5.ОН. γ - А. получается восстановлением γ - (или meso-), нитроантрацена, также действием аммиака на meso-антранол (Гольдманн, 1890). При попытке диазотировать β - A. получается изонитрозопродукт, растворяющийся в спирте с красным цветом. β -A., C14H9NH2 — желтые листочки с темп. плав. 238°. С йодистым метилом дает йодистый триметилантраммоний C14H9.N(CH3)2 J, кристаллы с темп. плав. 215°. При нагревании А. с уксусной кисл. получается ацетильное производное с темп. плавл. 240° и ди-А. (C14H9)2 NH — блестящие листочки с очень высокой темп. пл. Дигидро-А. С 14 Н 112 — иглы с темп. плав. 92°. Мезо-А.- А.) золотистые листочки, с т. пл. 115° (с. разложением). Мезо-диамидоантрацен C6H4(CNH2)26 Н 4, темп. плавл. 146°, — получается восстановлением мезодинитроантрацена. Растворы А. обнаруживают зеленую флуоресценцию.

П. Григорович.

Антранил

Антранил

лактам (см.) ортоамидобензойной (антраниловой) кислоты, получается восстановлением ортонитробензойного альдегида (напр. оловом с соляной кислотой) и представляет собою летучую с парами воды, маслообразную жидкость со своеобразным запахом, кипящую с разложением около 210°; щелочи переводят его в соответствующие соли антраниловой кислоты.

П. П. Р.

Антраниловая кислота

(или ортоамидобензойная С 6H4NH2 СООН) — получена впервые русским химиком академиком Фрицше при действии едкого кали на индиго. Она представляет ортооксибензойную, или салициловую, кислоту C 6H4 ОНСООН, в которой фенольный водный остаток заменен амидным, и удобнее всего приготовляется восстановлением ортонитробензойной кислоты оловом и соляной кислотой; после целого ряда переходов ее можно получить и прямо из бензойной кислоты. А. кисл. кристаллизуется из горячей воды в тонких ромбических иглах, плавящихся при 145° С., возгоняется без разложения, а при сухой перегонке распадается на анилин и углекислоту; амальгамой натрия переводится в бензойную, а азотистой кислотой — в салициловую кислоту. С А. кислотой изомерны амидодрациловая (пара-) и бензаминовая (метаамидобензойная) кислоты, получающиеся восстановлением соответствующих нитросоединений; последняя получена впервые Н. Н. Зининым.

Антранол

— см. Фенолы и Оксиантранолы.

Антрапиридины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антрапурпурин

— см. Оксиантрахиноны и Краски органические искусственные.

Антраруфин

— см. Оксиантрахиноны.

Антрафлавиновая кислота

— см. Оксиантрахиноны.

Антрахинолин

— см. Хинолин.

Антрахинон

— см. Хиноны.

Антрахинон

— см. Ализарин и Антрацен.

Антрахризон

— см. Оксиантрахиноны.

Антрацен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антраценкарбоновые кислоты

С 14 Н 10 — n (СО 2 Н) n отвечают антрацену и производятся замещением в нем атомов водорода карбоксильными группами. Теория предполагает три изомерных моно-А. кислоты C 14H9.CO2 H, которые все известны и изучены, равно как и их производные. Изомерия их обуславливается различным положением карбоксилов, как видно из формул:

Антраценкарбоновые кислоты

и γ -, или мезо-А. кисл. С 6 Н 42 Н(СО 2 Н):С 6 Н 4. α - и β - A. кислоты получаются обмыливанием отвечающих им нитрилов, которые синтезируются из антраценсульфоновых кислот перегонкой со щелочью и желтою солью (Либерман и ф. Рат, 1875). Обе кислоты получаются также восстановлением антрахинонкарбоновых кислот цинковой пылью с NH 3 (Гребе и Блуменфельд, 1897). γ - А. кислота получается нагреванием антрацена с фосгеном до 200° и последующей обработкой продуктов содой (Гребе и Либерман, 1869). α -А. кислота плав. при 245°. β -А. кислота — около 280°. γ -А. кислота плав. при 206° (с разложением), при окислении дает антрахинон, и в отличие от первых двух кислот ее растворы в метиловом спирте, насыщенном НСl, не дают эфиров (V. Meyer). В этом она сходна с парабенздикарбоновой кислотой. Известны также антрацендикарбоновые и трикарбоновые кислоты. Они получены восстановлением отвечающих им антрахинонкарбоновых кислот (1.3). С 14 Н 8 (СО 2 Н) 2 впервые получена Gresly перегонкой m- ксилоил-о-бензойной кислоты с цинковой пылью, плавится выше 330°. (1.2.4)-C 14H7(CO2H)3 — желтые кристаллы (Эльбс). Все А. кислоты не растворимы в воде, легко растворимы в органич. растворителях.

П. Григорович.

Антраценовая зелень

(ализариновая) см. Краски органич. искусств. и Зеленые краски.

Антраценовое масло

— см. Деготь каменноугольный и Смазочные материалы.

Антраценовые пигменты

(краски) — см. Краски орг. искусств., Оксиантрахиноны, Ализарин и Крашение.

Антраценфиолет

— см. Галлеин.

Антрацит

— см. Уголь каменный.

Антрацит

— принадлежит к ископаемым углям и близок к каменному углю, отличаясь от него большим содержанием углерода (свыше 90 %), т. е. лучшими качествами в смысле горючего материала. Цвет А. от бархатно— до железно-черного, с сильным блеском от стеклянного до полуметаллического; иногда блеск жирный; излом раковистый. Горит только при сильной тяге воздуха, почти или даже вовсе без пламени, без запаха и дыма и при этом не спекается. А. тверже бурого и каменного угля и связан с ними постепенными переходами; подобно им, и А. является продуктом медленного истлевания растений и образует фл ë цы (залежи), а также гнезда и примазки. Залежи А. сосредоточены преимущественно в каменноугольной системе, где он иногда сопровождает каменный уголь. Местами А. является в виде естественного кокса там, где залежи ископаемого угля прорваны вулканическими породами. А. значительно развит в Восточной Пенсильвании, в России — в восточном крыле Донецкого каменноугольного бассейна, где теперь у Грушевки добывается знаменитый грушевский А., содержащий до 94 % углерода, т. е. наибольшее количество из всех известных А. А. известен также в пьемонтских и французских Альпах. Служит хорошим топливом подобно коксу. Землистые разности употребляются для краски и чернения (см. Каменный уголь). Добыча А. в Донецком бассейне достигла уже довольно значительных размеров; так, напр., в 1886 г. было добыто там почти 33 миллиона пудов.

Антрепренер

— так называют в театральном деле лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия или арендующее казенный театр. Более всего антрепренерам приходится действовать в провинции, хотя в последние годы их деятельность достаточно развита и в столицах, притом исключительно на частных сценах, каковы, напр., в Петербурге театр Панаева и Малый, все загородные театры и все клубные сцены. Первым по времени антрепренером в России следует назвать немца Ягана (Иоганна), которого выписали в Москву с его нем. труппою по приказанию царя Алексея Михайловича в 1671 году. В 1679 в Москве появляется новая нем. труппа с антреп. Сплавским. Петр I для вновь выстроенной "Комедиальной храмины" в 1700 г. приглашает Иоганна Куншта с его немец. труппою, назначив ему 5000 ефимков жалованья. В 1705 г. является в Москву Отто Фиршт со своею труппою. Первым по времени антрепренером в Петеpбуpге следует назвать Мана Фиршта, сына Отто, приглашенного сюда царевною Натальею Алексеевною в 1717 г. Его труппа давала свои представления в первом театре в Петербурге на Никольской ул., на Петербургской стороне, открытом 1-го мая 1716 г. в 1 час пополудни драмою "Стрельцы" (каждому входящему в театр давалась царскими слугами чарка водки и калач). В 1735 г. вызвана в Петербург итальянская оперная труппа с антрепренером Арайиа (см. эт. сл.). Тогда же появился балет с антрепрен. Р. Фузано. В 1742 г. в Петербурге действует франц. труппа с антрепрен. Сериньи; тогда же содержал немецкую труппу Сигмунд. Федор Волков (см. это сл.) — основатель современного русского театра — являет собою пример первого энергичного и талантливого А. из русских людей. В 1757 г. в Москве действует со своею оперою-буфф импресарио Локателли, впервые введший абонемент в России. При Екатерине II известны ант-ы Маттеи, Книппер, при Александре I — Мире. Нередко антрепренеры получают субсидию от правительства и городов. Так, во Франции известный антрепренер Паделу получал ежегодно от правительства субсидию в 25000 фр. для народных концертов. Мире получал от императора Александра I ежегодное пособие в 25000 р. Много А. разбросано в провинции, и из них наиболее известны: И. Я. Сетов, антреприза которого достаточно известна своею энергиею в Одессе, Тифлисе, Киеве и Харькове; Медведев — (в Казани), Н. И. Новиков, Яблочкин, Дюков, Немов, Н. К. Милославский † (см. это сл.), Лаго, Бабиков и мног. др. В Европе А. называются директорами и импресарио (ит.). С развитием частной антрепризы, всегда имеющей возможность широко и сравнительно дешевле вести многоразличные виды театра, правительство удерживает за собою управление казенными театрами ввиду удержания на надлежащей высоте образцовой сцены и содействия подъему и развитию драматического и сценического искусств, для чего требуются издержки, которые не в состоянии окупиться и потому невозможны для частных предпринимателей.

Антресоль

(entre-sol) — половинный этаж, устраиваемый в высоких комнатах, при чем приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.

Антретное расстояние

— морской термин, означ. приближенно, на глазомер. Это слово заимствовано из голландского omtrent.

Антрибы

(Anthribidae) — небольшое семейство мелких жуков, близкое к долгоносикам (Curculionidae); A. по внешнему виду напоминают представителей этого семейства, к которому их прежде относили. Голова удлинена хоботкообразно; усики прикреплены под боковым краем головы, булавовидные; хоботок плоский и широкий; задние ноги почти такой же длины, как передние. Большинство видов А. встречается под корой деревьев; из европейских видов обыкновенен Anthribus albmus, встречающийся в буках, и Brachytarsus varius, который встречается на кустах и деревьях, и личинки которого доедают яйца червеца Lecanium hemicryphum на ели.

Антрим

— графство и город в Ирландии, в провинции Ульстер. Графство А. образует северо-восточный угол Ирландии и граничит с С. и В. Северным каналом, с З. — с Лондондерри, а на С.З. прилегает к внутреннему озеру Ниг, на Ю. же — к Доуну. Площадь его равна 3091 кв. км, жителей в 1881 г. насчитывалось 423171 ч., из коих городского населения 41 проц., католиков 28 проц. Восточную часть его занимает неровная, холмистая страна преимущественно трапповой формации; высота ее достигает в Дивисе 475 м, в Ноклайде — 512 м, в Тростане — 549 м. Берега высокие. В западном углу перед гаванью Порт-Руз расположена группа небольших островов, называемых Скерри; восточнее — неизмеримые базальтовые массы, известные под именем "Giant's Causeway", или Гигантской дамбы; на С.В. значительный остров Ратлин, обитаемый рыбаками и землепашцами. Внутреннюю часть графства занимают преимущественно равнины; таков бассейн озера Ниг с притоком Майном и истоками Банна. Скотоводство значительно развито, льноводство же, сравнительно с прошлым, уменьшилось. Главная отрасль фабричной промышленности — обработка льна, но наряду с ней имеется и хлопчатобумажное производство. Центром этой промышленности, а также и торговли служит Бельфаст, первый фабричный город Ирландии, а в настоящее время и главный город графства А. Рыболовство, особенно ловля лососей, сосредоточено в двух округах: в Каррикферге и Белькастле; в последнем имеются еще обширные соляные и каменноугольные копи. Графство разделяется на 14 баронетств и 75 церковных приходов; посылает в палату общин 6 депутатов: двух от самого графства, 2 — от Бельфаста и по одному от Каррикферга и Лисбурна. Кроме этих 3 городов, видное место занимают: Баллимена (7931 ж.) и Ларне (3288 ж.).

Город А., старинный Энтрум-Ниг, бывший главным городом графства, лежит недалеко от впадения Сикс-Майль-Уотера в озеро Ниг, в 21 км к С.З. от Бельфаста. В городе этом 2020 ж., ярмарка, смирительный и рабочий дома. Раньше А. представлял собою значительный центр, посылавший до унии двух депутатов в ирландский парламент и пользовавшийся некоторыми привилегиями. Близ А. находится памятник древней ирландской архитектуры — круглая башня с конической крышей, высотою в 29 м; башня эта сохранилась лучше всех остальных памятников этого рода. Поблизости города расположены: Шенкастель, старинная резиденция фамилии О'Нель, и Антрим-Кастель, резиденция Скеффиттонов.

Антримолит

— разность минерала мезолита (лучистого цеолита), встречающаяся в Antrim в Ирландии.

Антрискус

(Anthriscus, бутень, купырь) — установленный Персоном род из семейства зонтичных, состоящий из двулетних видов, с многократноперисторассеченными листьями, белыми цветками и линейными, на верхушке суженными в носик плодиками, имеющими заметные ребра только на верхнем конце. На юге России (также в Сред. Европе, Англии, Швеции, на Кавказе, Зап. Азии) встречается в садах, на сорных местах, между кустарниками. A. Cerefolium Hoffm., кервель, красивое растение с гранисто-бороздчатым, над узлами пушистым стеблем, бледно-зелеными, сперва тройственными, затем двоякоперистыми приятно пахучими листьями и зонтиками из небольшого числа лучей. Разводится как овощ, употребляется весною на приготовление укрепляющих настоек; из семян получается эфирное масло. Сюда же принадлежат: A. silvestris Hoffm., дикий кервель, купырь красный, повсеместно распространенная сорная трава с гранисто-бороздчатым, полым, ветвистым, достигающим 1 1/2 метр. вышины, внизу шершаво-волосистым стеблем, крупными, темно-зелеными, двояко— или троякоперистыми листьями, сверху блестящими, а снизу по жилкам и по краям усаженными короткими жесткими волосами; зонтики из небольшого числа лучей употребляются местами также в пищу; A. vulgaris Pers. с голым стеблем, зонтиками о 3—4 лучах, покрывальцем из 2—4 реснитчатых листочков и плодами, покрытыми короткими согнутыми щетинками.

Антродокко

князь — см. Фримонт (Иоанн-Мария, граф фон).

Антролы

— см. Фенолы.

Антролы

— см. Антрацен.

Антропо…

(от греч. ανθρωπος — человек) — употребляется как приставка ко множеству слов для означения отношения их к человеку ― например антропология, антропофобия и т. п.

Антроповы

— из них известны: 1) Алексей Петрович — главный живописец Святейшего Синода, академик Имп. акад. худож., род. 17 марта 1716 г., † 23 июля 1795 г., был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина). Уже с 15-ти лет А. учился живописи у разных мастеров и в 1739 г. принят учеником в Канцелярию строений; в 1752 г. послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, причем как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи. Успев окончить работу в четыре года (1752—1756 г.) А. А-в из Киева явился в Москву и там выполнил в месяц 2 плафона в Головинском дворце, где жила государыня. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. В портретах Алексей Петрович А-в следовал манере Ротари. Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, составил А. хорошую репутацию в Петербурге, где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать. Заслужив известность, А-в был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А. П. А-в определен был (1761) в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 р. в год, для того времени очень большим. К коронации Екатерины II А. в числе других живописцев отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П., который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты. 2) Младший брат предыд., Николай Петр. А-в — ученик Гриммеля, состоял с 1758 г. при дворе Елисаветы Петровны в должности рисовальщика украшений банкетных столов, что ярко характеризует роскошь двора Елисаветы. Михаилом Ив. Бельским превосходно написан портрет А., находящийся в Академии художеств, но на этом портрете художник изображен слишком моложавым. 3) А. Василий Ионич — помощник попечителя Казанского учебного округа, из наставников, заслуженный педагог род. 1801 г. и † 1879 г. 4) А. Лука Николаевич, драматический писатель и беллетрист, род. в С.-Пб-е 16 окт. 1843 г., † 1884 г. 14 сент. в Москве. Лучшие его произведения: "Блуждающие огоньки" (комедия в 5 д., 1878 г.), "Очарованный сон", "Гордое сердце" (комедии в 3 действ.) и "Ванька Ключник" — драм. эскиз в 4 д. — все литографированные и игранные успешно на любительских сценах. Писал он также разборы драматических и критику беллетристических произведений, работая в С.-Пб-е в "Биб. для чт." при издательстве (Боборыкина) и в "Заре", а в Москве — в "Русской речи" и "Москов. ведомостях".

Антропогнозия

— см. Антропология.

Антропоиды

— см. Антропоморфы.

Антрополатрия

(греч. — обожание людей) — религиозные представления божества в человеческом виде, служившие предметом взаимных нападений учителей различных религий. Христиане обличали язычников, что их божества только обоготворенные люди, а языческие учители упрекали христиан в антрополатрии. Это же понятие возбуждало пререкание и между различными толками христианских церквей.

Антрополиты

или андролиты (греч.) — старое название, теперь вышедшее совершенно из употребления, могильных остатков человеческого тела — костей, зубов и т. п.

Антропологическая школа в уголовном праве

— см. Итальянская школа криминалистов.

Антропология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропомантия

— гадание через посредство человека, помощью внутренностей только что умерших людей, особенно детей. См. Гадание.

Антропометрия

— см. Антропология.

Антропоморфизм

— одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм.

Антропоморфы

Антропоморфы, или человекоподобные обезьяны — так называют больших, бесхвостых, весьма похожих на человека обезьян, обитающих в жарком поясе Старого Света. А. принадлежат к подотряду узконосых обезьян (Catarrhinea), имеют, подобно человеку, 32 зуба и отличаются от всех остальных обезьян (в том числе и от неправильно относимых иногда к ним гиббонов) совершенным отсутствием седалищных мозолей. Общим признаком для них и остальных обезьян является меньшее развитие большого пальца передних конечностей и, напротив, большее развитие и способность вращения того же пальца на задних конечностях, а также большая длина передних конечностей в сравнении с задними. По положению глаз и ушей, по образованию хвостца и по ширине груди, которая у них не сжата к середине клинообразно, как у других обезьян, они приближаются к человеку, но, с другой стороны, по своим густым, перемешанным с длинными остями волосам, покрывающим все тело, кроме лица, ушей и пяток, — они ближе стоят к обезьянам. Форма головы, смотря по полу и возрасту, весьма разнообразна: в молодости она обыкновенно круглая и весьма походит на голову ребенка, но с возрастом, вследствие остановки в росте черепной коробки, заключающей в себе значительно меньший по объему мозг, чем у человека, вследствие роста челюстей, а также благодаря всегда плоскому носу — она начинает более походить на голову животного. Кроме того, у старых самцов боковые зубы вырастают в виде торчащих вверх конусообразных клыков; одновременно на черепе образуются возвышения, и дуги бровей сильно выдаются вперед; все это вместе придает животному чрезвычайно дикий вид. Старые самцы достигают человеческого роста, но вследствие незначительной длины ног туловище их обыкновенно длиннее и шире, чем у человека. А. никогда не ходят в совершенно вертикальном положении, а наклоняются несколько вперед и горбятся, помогая себе при этом нередко и руками. В молодости они ведут себя как шаловливые дети, но с возрастом становятся более степенными, дикими и злыми. Африканские виды — шимпанзе (Troglodytes niger) и горилла (Gorilla eugena) — черного цвета, живущий на острове Борнео оранг (Satyrus orang) — кpacно-бурый. Об отношении описанных обезьян к человеку, с одной стороны, и к остальным обезьянам, с другой, было много споров; лучшие анатомические исследования по этому вопросу принадлежат Гексли, Брока и в последнее время — Гартману.

Антропофаги

(греч.) — людоеды. См. Каннибализм.

Антрэг, город

(Antraigues) — небольшой город с 1430 жителями во французском департаменте Ардэш, в 36 км к западу от Прива, главного города этого департамента. После Рошмора это живописнейший уголок округа Виварэ, знаменитого своими вулканическими образованиями. Город А., над которым высится башня полуразрушенного замка, расположен на громадных базальтовых массах, которые были выброшены угасшим уже вулканом Айзак. Подножие этих масс орошается тремя быстрыми потоками: Биз, Мас и Волан; отсюда название города (Entre aigues, inter aquas). A. господствует над входом в ущелье, которое базальтовыми столбами разделяется на три прохода, с так наз. Гигантскою дорогою (Chass ée de gé ants) длиною в 560 м.

Антрэг, граф

(Эммануил-Луи-Анри Делонэ d'Antraigues) — франц. публицист и дипломат, род. в Вильнев-де-Берг (департ. Ардэш) около 1755 г., избрал сначала военную карьеру, но отказ от дуэли заставил его покинуть ее. Возвратившись из путешествия по Турции, он написал "M émoire sur les Etats-généraux, leurs droits et la maniè re de les convoquer" (1788). Труд этот отличается безграничным свободолюбием. Тем не менее, избранный в 1789 г. депутатом в Генеральные штаты, он выступил защитником поземельной аристократии и королевского veto и потому в 1790 г. отказался от звания депутата. Затем он оставил Францию, жил частью в Вене, частью в Петербурге, где принял православие, и был отправлен Александром I дипломатическим агентом в Дрезден. Здесь он выступил против Бонапарта с замечательным трудом "Fragment du 18-е livre de Polybe trouv é sur le mont Athos". Саксонское правительство было вынуждено просить об отозвании его. По возвращении в Россию он как-то разузнал о тайных статьях Тильзитского мирного договора, отправился в Англию, сообщил их тамошнему министру лорду Каннингу и этим приобрел такое влияние, что тот ничего не предпринимал во французских делах, не посоветовавшись предварительно с д'А., и назначил ему большую пенсию. Несмотря на свою приверженность Бурбонам и тайную деятельность в их пользу, он все же не добился полного доверия Людовика XVIII. 22 июля 1812 г. в деревне Барне, близ Лондона, он вместе с женой своей был убит слугой — итальянцем, который вслед за тем и сам застрелился.

Антсиран

— г. в сев. части о-ва Мадагаскара, на берегу зал. Антомбока (Диэго-Суарец); основан французами в 1885 г., когда эта местность была им уступлена мадагаскарским правительством. Жит. 6000; население быстро растет вследствие все увеличивающегося ввоза (свыше 7 млн. франк. в год). Укрепление; фабрика мясных консервов, кожевенный заводь, обширный базар (собирается до 40000 чел.); станция океанских пароходов.

Антуан Андре

(Antoine) — известный основатель "Свободного театра" в Париже. Род. в 1858 г. Составил кружок любителей, разыгрывавших новые произведения молодых авторов, отказавшись от традиций и рутины. С окт. 1887 г. "Свободный театр" начал свою периодическую деятельность, имея абонентов на 3700 фр. Успех сопровождал его. В 1894 г. А. поступил в театр Gymnase; в 1896 г. он был назначен одним из директоров Одеона, но удержался на этом месте всего несколько месяцев; затем он стал во главе постоянного театра на Boulevard de Strasbourg, именуемого Th éâ tre Antoine, где работает до сих пор. В 1905 г. приглашен в состав дирекции театра Одеон. Выступив после Мейнингенцев, но вполне самостоятельно, А. впоследствии познакомился с их принципами и отчасти воспользовался ими, главным образом в технике массовых сцен. В общих основах исполнения и постановки пьес А. явился самобытным новатором, оказавшим сильное влияние на всю Европу. По его примеру были основаны свободные театры в Германии и Англии; то, с чем он впервые выступил, стало теперь чем-то неоспоримым, исходной точкой для новых путей. Московский художественный театр тесно примыкает к Th éâ tre libre Антуана, продолжает его, но не в рабском подчинении, а с ясным сознанием своих особых задач и целей. А. сделал для сцены то, что Бальзак — для романа, Золя и его преемники — для драмы: он прочно обосновал на театральных подмостках реализм, т. е. художественное соответствие с действительной жизнью. Приближение к жизненной правде должно было создать и новую технику. И в этом смысле А. также положил начало новой школе исполнителей, которая ищет естественности и простоты, учить забывать о зрителе и посвящать все свои мысли изображаемому лицу, не связывая себя никакими условностями декламации, жестов и положений. Принцип ансамбля был выдвинут и проведен А. с большой настойчивостью и дал — как и везде, где умели им пользоваться, — прекрасные результаты. Громадное большинство самых известных теперь во Франции драматургов получили возможность выдвинуться и обратить на себя внимание благодаря Свободному театру. А. первый познакомил Францию с выдающимися иностранными драматургами — Ибсеном, Гауптманом, Л. Толстым.

С. Рафалович.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV