Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 45, Апе - Апо)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 45, Апе - Апо)

Предыдущая страница Следующая страница

Апериенция

(Aperientia или Aperitiva, лат.) - средства разрешающие, способствующие послаблению.

Апериодический гальванометр

Апериодическим называют гальванометр (см. это сл.), стрелка которого после каждого отклонения становится тотчас в положение равновесия, без предварительных колебаний, как это бывает в простом гальванометре.

Апериодичность гальванометров

- см. Гальванометр.

Аперсю

(фр. Aper ç u) - обозрение, коротенькое изложение, сущность содержания.

Аперториум

(лат. Apertorium) - хирургический инструмент для расширения отверстия.

Апертура

(Aperturа) - начало, открытие; в анатомии отверстие, начало, ведущее в какую-нибудь полость, напр. рта; в оптике - крутое отверстие в зрительной трубке; в юриспруденции - упразднение ленного имения (см. Выморочные имения).

Апертура микроскопа

- А. микроскопа по Аббе называется величина

A = nSin(α /2),

где n - показатель преломления той среды, в которой находится предмет и из которой исходят лучи, а α - угол, составляемый крайними лучами, идущими из предмета и попадающими еще в объектив. См. Микроскоп.

Аперцепция

(или апперцепция) - философский термин, особенно употреблявшийся в XVIII в. В то время как перцепция обозначает простое, еще не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств, апперцепция означает ощущение, уже воспринятое сознанием. Так, напр., если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция; когда же мы обращаем на него свое внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт А.; поэтому А. - сознательное восприятие известного чувственного впечатления и является переходом от впечатления к познаванию. Термин этот употребляется в тесном и обширном значении. Прежде всего впечатления сводятся к одному общему представлению о предмете, и таким образом из впечатлений вырабатываются основные и простейшие понятия. В этом значении Кант говорит о синтезе А., причем старается доказать, что формы этого синтеза, роды сочетания впечатлений, понятия пространства и времени и основные формы понятий о категориях составляют прирожденное достояние человеческого духа, не вытекающее из наблюдения. С помощью этого синтеза новое впечатление посредством сравнения, сопоставления и т. д. вводится в круг уже выработанных понятий, впечатлений, наблюдений, удержанных в памяти, и получает между ними свое место. Этот процесс усвоения и слияния понятий, который постоянно все более и более обогащает наше сознание, представляет А. в широком смысле этого слова. Гербарт сравнивал этот процесс с перевариванием пищи в нашем желудке. Оба рода этой А. не совсем отделяются друг от друга, так как вообще восприятие отдельного впечатления обусловлено деятельностью, основанной на сопоставлении, сравнении, соединении, что, наприм., видно при определении величины предмета.

Трансцендентальная А. Канта обнимает оба ее значения; она есть деятельность чистого интеллекта, посредством которого он с помощью существующих в нем форм мышления из воспринятого материала впечатлений может создать весь объем своих понятий и представлений. Это понятие Фихте назвал иначе продуктивной силой воображения (produktive Einbildungskraft).

Апиан Петр

(собственно Биневиц или Бенневиц) - механик и астроном; род. 1495 г. близ Лейснига в Саксонии и был с 1523 г. профессором математики в Ингольштадте, где он и + 21 апр. 1552 г. Самое известное из его сочинений - переведенная на несколько языков - "Cosmographia" (Ландсгут, 1524 г., Антверпен, 1529 г. и др. изд.). В этом сочинении А. предлагает воспользоваться расстоянием между месяцем и неподвижными звездами для определения географических долгот и впервые делает замечание, что хвосты комет обращены в сторону, противоположную Солнцу. Кроме того, необходимо отметить его "Astronomic u m Caesareum" (Ингольштадт, 1540, с гравюрами) и "Inscriptiones sacrosanctae vetustatis" (Ингольштадт, 1534, с гравюрами). А. изобрел и улучшил многие математические и астрономические приборы и некоторые из них описал. - Сын его Филипп А., род. 14 сент. 15 3 1 г. в Ингольштадте, был преемником отца по кафедре, но должен был в 1568 г. бежать, так как был протестантом; после этого сделался профессором математики в Тюбингене, где и + 14 ноября 1589 г. А. прославил себя своей картой Баварии на 24 листах. ("Bayeri sche Landtafeln", 1566).

Апиин

- см. Глюкозиды.

Апиол

Апиол. или камфара петрушки, C 12H14O4, получается перегонкой с водой, а также извлечением спиртом из семян этого растения; спирт затем отгоняют, а остаток обрабатывают эфиром, при чем А. переходит в раствор. Вещество это кристаллизуется в длинных иглах со слабым запахом петрушки, плавится при 30° Ц., кипит при 294° и в воде нерастворимо; уд. вес его = 1,015; при продолжительном нагревании с алкогольным едким кали переходить в изоапиол. Этот последний, а также и А. окисляются хромовой смесью в апиоловый альдегид, а марганцово-калиевой солью - в соответствующую апиоловую кислоту (СН 3 О) 2 С 7 Н 3 О 2 СООН, которая с алкогольным едким кали при высокой температуре дает диметилапионол C 6H2(OH)2 (ОСН 3)2. (Апионол - четырехатомный фенол, пока еще не получен).

Апиос

(Apios Mö nch) - род вьющихся растений из семейства мотыльковых, с непарноперистыми листьями, густыми верхушечными и пазушными кистями цветов; чашечка колокольчатая, неправильная; флаг широкий, сложенный вдоль и отогнутый назад; лодочка серповидная, завернутая спиралью, как и заключающиеся в ней двубратственные тычинки; боб продолговатый, загнутый дугою, сплюснутый, многосемянный, двугнездный. Один из немногих североамериканских видов, известный с 1640 г., A. tuberosa M ö nch (отнесен Линнеем к роду Glycine), отличающийся своими пурпуровыми душистыми цветами, разводится часто в садах для устройства беседок, пирамид, шпалер. Размножается частями корневища, которое на зиму прикрывают; особого ухода не требует. Съедобные корневища его, напоминающие по вкусу артишоки, могут служить суррогатом картофеля; опыт акклиматизации уже привел к довольно благоприятным результатам. Растение называется американским земляным орехом; семена употребляются в пищу как горох.

Апирексия

(греч.) - означает промежуток между двумя приступами перемежающейся лихорадки (см. это сл.). Обыкновенно и во время апирексии существуют некоторые болезненные явления, как то: дурное настроение духа, отсутствие аппетита, ускоренный пульс. Селезенка остается увеличенной и во время апирексии.

Апирия

(греч.) - неопытность, невежество, также неопределенность.

Апис

(егип. Hapi) - священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (см. это сл.). По рассказу Манефона, культ А. был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 г. до Р. Х.) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Фиса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен А.; А. первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому-то Плутарх и говорит, что А. есть одухотворенное изображение Осириса; для народа же он был, по словам Страбона, самим "богом, то же самое, что Осирис". Точно так же, как и Осирис, А. был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Hapi, так как иероглифический знак для "Нила" есть H â pi. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь А. (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле. По нахождении нового А. его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество A., Natales Apidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет А. не должен был жить, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Отношение же А. к Мневису в Гелиополе было такое, что хотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторые называют сыном второго. По Плутарху, А. был произведен на свет лучом месяца; между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны же жрецы направлялись к А. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни А. указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. А. должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового А. праздновалось во всей стране. А. приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греч.-римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-А., так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.

Апистия

(греч.) - безверие, также недоверие.

Апиум

(Apium L.) - род из семейства зонтичных; двулетние растения с утолщенным корнем, бороздчатым ветвистым стеблем, перистыми листьями и мелкими зеленовато-белыми цветками, собранными в зонтик, без покрывальцев. Покрывала у большинства видов, напр. у сельдерея, нет, или оно состоит из немногих листочков. Зубцы чашечки незаметные, лепестки цельнокрайние, с короткою загнутою верхушкою. Плод округлый, почти двойчатый, с пятью нитевидными ребрами на каждой половине. Сюда относится сельдерей, Apium graveolens L., встречающийся почти во всей Европе на каменистых, сырых местах около моря и на солончаках (Южн. Россия). Дикорастущее растение считается ядовитым, корень у него сухой, деревянистый; культурное имеет округлый мясистый корень, ради которого разводится в огородах. Листья у сельдерея перистые с широкими долями, светло-зеленые, с пряным запахом и вкусом; зонтики на коротких ножках в пазухах листьев; цветки мелкие, зеленоватые. Корень употребляется как салат; служил прежде мочегонным и очищающим средством; плоды были известны под названием Fructus Apii. Современные греки употребляют крепкий отвар корня или семян против перемежающейся лихорадки и считают растение приносящим счастье и нередко вешают его в комнатах вместе с луком и чесноком. Древние греки делали из него венки победителям и украшали им гробницы.

Апиций (Марк Габий)

- вошедший в поговорку лакомка, жил во время Августа и Тиверия и обогатил кулинарное искусство многими новыми изобретениями. Когда у него от его громадного состояния осталось только 1/2 миллиона руб., он отравился, чтобы, как он сам говорил, не быть вынужденным умереть с голоду. Приписываемые А. поваренная книга в 10 частях "De arte coquinaria seu de obsoniis et condimentis" принадлежит не ему, а некоему Целию, который воспользовался его именем. Сочинение это издавали: Листер (Лондон, 1705), Алмеловен (Амстердам, 1709), Бернгольд (Ансбах, 1800) и Шух (Гейдельберг, 1867).

Апия

- главный город на острове Уполу - см. Острова Самоа.

Аплакофоры

(Aplacophora) - амфинейры (см.), не имеющие раковины.

Апламогаметангий

- клеточка, содержимое которой превращается в апланогамету (см.).

Апланатический

(греч.) - неизменяемый, неуклоняющийся. Апланатические стекла - см. Оптика.

Апланогамета

- так называются неподвижные копулирующие клеточки у некоторых водорослей (диатомовые водоросли, конъюгаты, см.). Клеточки эти остаются одетыми оболочкой апланогаметангия (см.).

Апланоспора

- неподвижная спора, образовавшаяся путем отставания от оболочки содержимого производящей клеточки. Вокруг этого содержимого появляется затем новая оболочка, чем и заканчивается образование А.

Аплацентарные

(Aplacentalia) - так называются животные, не имеющие последа, или плацента (placenta), т. е. сплетения зародышевых сосудов, соединяющих тело зародыша со стенками матки. Сюда относятся из млекопитающих только Monotremata и сумчатые, все же остальные животные принадлежат к плацентарным (Placentalia).

Аплербек

- деревня в прусском Арнсбергском округе на Эмшере, при железнодорожной ветви из Рурорта в Сест; имеет (1885) 5706 жителей, которые главным обр. существуют работой на угольных копях.

Аплечеевы

В 6-й части общего гербовника российских дворянских родов сказано об этой фамилии, что "фамилии Аплечеевых многия в древния времена служили российскому престолу дворянския службы в разных чинах и жалованы от государей поместьями. Происшедший от сего рода Михайло Дмитриев Аплечеев написан в списку (1634) 7142 года в числе дворян и детей боярских и верстан поместным окладом".

Аплизии

(Aplysiidae) - сем. моллюсков заднежаберных, характеризующееся положением жабр на правой стороне тела под складкой мантии, внутренней раковиной, прикрытой еще двумя лопастями ноги, парой губных и парой затылочных, имеющих форму уха придатков. Pp. Aplysia (морской заяц) с заостренным задним концом; Dolabella с тупым концом тела. Aplysia при плавании расправляет лопасти ноги. Кожные выделения, содержащие красящее вещество, сходное с анилиновыми красками, слабоядовиты и, окрашивая воду, позволяют животному спастись от врага. В древности А. играли роль при волховании.

В. М. Ш.

Аплит

- мелкозернистый жильный гранит с небольшим содержанием белой слюды - мусковита. Жилы А. известны в Вогезах, Тюрингии, Саксонии, Оденвальде и т. д., где они прорезывают не только гранитные массивы, но иногда и осадочные породы (см. Гранит).

Аплодисмент

Аплодисмент, аплодирование (лат. applausus, plaudere, хлопанье в ладоши) - так называется одобрение, выражаемое публикой рукоплесканием при различного рода зрелищах и представлениях, даваемых на сценах и аренах. Начало А. принадлежит Риму, возведшему его в специальность и разделявшему А. на bombi, шум, похожий на жужжание пчел, imbrices, подражание дождю, падающему на крышу, и testae, подражание треску разбивающихся глиняных сосудов. Популярные и любимые римские авторы Плавт и Теренций всегда оканчивали свои пьесы словами: plaudite, cives. Греки не знали А. Римляне же ввели впервые и наемных хлопальщиков - необходимая принадлежность цирка и амфитеатра. Гистрионы, мимы, гладиаторы, шуты, любимые авторы и певцы всегда встречались шумными рукоплесканиями, сопровождавшимися криком зрителей (acclamatio), a иногда и качанием (surrectio). Нерон, венчанный актер, обладал сильною страстью к А., требовал, чтобы ему аплодировали, когда он декламировал или пел, и даже казнил одного оратора, отказавшегося аплодировать ему. Тацит, Сенека и др. римские писатели вооружались против страсти к А., против наемных хлопальщиков, ходивших за софистами и ораторами и аплодировавших своим патронам. Наемные хлопальщики в Париже называются "клакерами" (от слова claque - легкое хлопанье в ладоши), "рыцарями люстры " (они помещаются в театре под люстрой), а также "римлянами" (по происхождению от римлян). У них своя особая организация и свой шеф. Выражение восторга маханием платков и шляп тоже имеет свое начало в Риме, где страстные и развращенные любители зрелищ, истощив все способы выражать одобрение хлопаньем, стали махать концами тог вместо А., а император Аврелиан раздавал зрителям куски материй, которыми они должны были махать в знак одобрения. В первые времена христианства А. привились и в церкви, где толпа рукоплескала проповедям епископов с таким же рвением, как и актерам на сцене. Иоанн Златоуст сильно восставал против этого обычая, стараясь прекратить его церковными постановлениями. Еще до него осуждал этот обычай Авл Геллий в своих "Аттических ночах" (кн. V, гл. I), говоря, что аплодирование философу приравнивает его к флейтисту, забавляющему наш слух. Феррари в трактате "De veterum acclamationibus et plausu" тоже много говорит об этом непохвальном обычае, который осмеян и Лабрюйером. В 1782 г. аббат Вулон не мог докончить панегирика св. Людовику, читанного в церкви ораторианцев в Париже, будучи прерван оглушительным рукоплесканием. Политические ораторы и знаменитые профессора часто одобряются рукоплесканиями; у нас в казенных учебных заведениях А. законом запрещены. В России обычай рукоплескать авторам и вызывать их впервые отмечен в театральной летописи в 1784 г. 8-го февраля, когда была дана в первый раз трагедия знаменитого в истории нашего театра Якова Борис. Княжнина (см. это сл.) "Рослав"; публика была в восторге от этой трагедии и настойчиво требовала на сцену автора, что было тогда новостью. Я. Б. не знал, что делать. Его выручил знаменитый актер И. А. Дмитревский (см. это сл.), который вышел на сцену и объяснил, что автору весьма лестно такое одобрение, но так как его нет в театре, то он в качестве почитателя и друга его осмеливается принести публике благодарность. Беггигер составил целую монографию об аплодисментах в театре у древних (Лейпц., 1822).

Аплом

- разновидность минерала граната, именно, так наз. обыкновенный гранат.

Апломб

(Aplomb) - так называют уверенность в действиях и находчивость в речи и в обращении с людьми; слово это целиком взято из французского языка и совершенно вошло в употребление в разговорной речи. В хореографии апломбом называют искусное удерживание в равновесии танцующих во время пируэтов, поднимания на носки, сальто-мортале и т. п.

Апноэ

(греч., отсутствие дыхания) - указывает на такое состояние, при котором невозможно производить дыхательных движений вследствие избытка окисления крови. В нормальном состоянии А. встречается во время утробной жизни; кроме того, А. может быть вызвано искусственным путем.

Апо

- вулкан на острове Минданао, принадлежащем к расположенной близ Восточной Азии группе Филиппинских островов, высотою в 3030 м. Кратер его достигает около 500 м в диаметре. Первые сернистые источники попадаются на высоте 2400 м.

Апобаты

- назывались у греков те из участников конных состязаний, которые, стоя рядом с возницей, должны были во время бега спрыгивать с колесницы и вскакивать обратно. Этот способ состязаний, который греки сами объясняют обычаем героической эпохи бороться во время битвы с противником, стоя на колеснице, в позднейшее время удержался лишь в Афинах (во время Панафинеи) и в Виотии.

Апогамия

- размножение без полового акта, когда в типе такой акт должен был бы быть. А. наблюдается у некоторых папоротников, на заростках которых вместо половых продуктов развиваются прямо зародыши. А. встречается в качестве редкого явления и у цветковых растений, и в таком случае семена развиваются в них без оплодотворения.

Апогамия

(греч.) - бесполое оплодотворение, которое нередко наблюдается у растений, напр. у некоторых видов папоротника.

Апогей

(от греческих слов άπό - от и γή - земля) - есть та точка орбиты Солнца или Луны около Земли, которая наиболее удалена от центра Земли. В этом же смысле употребляются слова "афелий " относительно Солнца, "апоиовий" относительно Юпитера, "апосатурний" относительно Сатурна. Реже говорят апоарес и др. для других планет, для которых вообще употребляется выражение "апопланет" в противоположность "перипланету", как ближайшей к центру планеты точки орбиты ее спутника. Точка апогея прямо противоположна точке перигея, ибо обе эти точки - концы линии апсид и изменяют свое положение с изменением положения линии апсид. Таким образом, изменение направления линии апогея, напр., Луны непосредственно получается из изменения положения перигея ее орбиты. Что касается расстояния точки апогея, то изменение этого расстояния зависит от изменений эксцентриситета лунной орбиты и большой оси ее. О них см. Луна.

Апоглюциновая кислота

- получается при нагревании глюциновой кислоты с водой или разбавленными кислотами. При этом глюциновая кислота распадается на угольную, гуминовую, уксусную, муравьиную и А. кислоты (Мульдер, Принзен-Джирлигс). Это - одноосновная кислота состава: C 24H26O13 (Персоз), C 9H10O5 (Дренкман); ее можно получить микрокристалличною (Дренкман), обыкновенно же она образует бурые хлопья, не растворимые в воде, эфире и спирте. А. кислота не восстановляет (?) Фелингову жидкость, дает со щелочами кроваво-красный раствор, с Ва и Sr дает почти не растворимые в воде соли; с Рb и Ag - коричневые студнеобразные осадки; азотная кислота окисляет А. кислоту в щавелевую. Встречается А. кислота в гуминовых веществах, патоке. Вместе с глюциновой кислотой С 12 Н 22 О 11 + Н 2 О (Рейхард), С 12 Н 16 О 9 + Н 2 О (Дебренфо). С 24 Н 18 О 9 (Персоз) - получается при продолжительном гидролизе глюкоз и тростникового сахара.

Аподемет

(греч.) - охотник до путешествий; аподемиалогия - стремление вдаль, к путешествиям; аподемика или аподеметика - руководство для путешествий, искусство удобно и с пользой путешествовать.

Аподиктический

(греч.) - слово это впервые употреблено Аристотелем для означения такого познания, в котором лежит уже сознание его необходимости; такое сознание никогда не может быть достигнуто опытным путем, оно может быть только следствием логического мышления. В обыденной жизни выражение "аподиктически" значит "вне сомнений". - Аподиктическим доказательством называется такое, которое исключает возможность противного. Аподиктикой называли также науку о необходимых основах знания или об условиях аподиктического знания.

Аподитерион

(греч.) - комната для раздевания в банях древних.

Апоиовий

- см. Апогей.

Апокалипсис

(греч., знач. откровение) - так называется последняя книга новозаветного канона, "Откровение Иоанна". Сочинение это составляет пророческий компендий всемирной и церковной истории, начиная от Неронова гонения на церковь до кончины мира. Цель книги - вселить христианам стойкость в вере, приготовить их к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами. По древнецерковному сказанию, апостол Иоанн (см. это сл.) написал как четвертое Евангелие с тремя посланиями, так и А. Ср.: Люке, "Versuch einer vollst ä ndigen Einleitung in die Offenbarung des Iohannes" (2-е изд., 3 ч., Бонн, 1848-52); Эвальд, "Johannes A." (Геттинген, 1862 г.); де Ветте, "Kurze Erkl ä rung der Offenbarung Iohannis" (3-е изд. Меллера, Лейпциг, 1862); Дюстердик, "Handbuch ü ber die Offenbarung Johannis" (2 изд., Геттинген, 1865); Фолькмар, "Kommentar zur Offenbarung Iohannes" (Цюрих, 1862); Блек, "Vorlesungen über die A. " (Берлин, 1862).

Апокалипсисы апокрифические

- названные в древних литературных произведениях русской словесности "обавлениями", были довольно распространены, и некоторые из них не только перешли целиком в русскую литературу, но иногда создавались новые рассказы с новыми заглавиями, содержание которых заимствовалось от этих апокрифических "обавлений". В статье "Сборники XVII в. Соловецкого монастыря", перечисляющей отреченные книги, упоминаются следующие "обавления": "Ильино обавление", "Петрово обавление", "Софониино обавление". К ним Тихонравов присовокупляет еще: "Захариино обавление". Кроме этих, известен еще апокалипсис Моисея, напечатанный у Тишендорфа в "Apocalypses apocryphae" (Lipsiae, 1866), который в славянской переделке известен в двух редакциях, под различными заглавиями: одна редакция носит название "Слово об Адаме", а другая - "Об исповедании Еввине". Различные заглавия произошли оттого, что в Апокалипсисе Моисея сперва Адам рассказывает о жизни райской, а потом приказывает Евве продолжать рассказ. Сказание о Адаме в других редакциях издано г. Тихонравовым в "Памятниках отреченной русской литературы" с присоединением к ним третьего сказания, но уже сложенного по Никодимову Евангелию. Тут же мы находим "Слово о исповедании Еввине" и "О болезни Адамове". Апокалипсис апостола Павла, изданный Тишендорфом, послужил первообразом для одного из славяно-русских апокрифов, известного п. з. "Слово о видении св. апостола Павла" или "Хождение апостола Павла по мукам". Предметом этого апокрифа служит то, что вся природа живет по закону Божию, - один только человек ведет грешную жизнь; поэтому природа и ангелы жалуются Богу на людей. Во второй части апокрифа ангел Господень показывает апостолу Павлу место праведных и затем ад. Апокриф издан Тихонравовым в "Памятниках отреченной русской литературы" (СПб., М., 1873). Апокалипсис лицевой, снабженный картинками, где события изображены в лицах, - апокрифическая книга, очень уважаемая раскольниками.

Апокалиптика

- название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мессии, долженствующего привести в исполнение все данные народу израильскому предсказания. Возникшая по истечении периода первых, старейших пророков, в эпоху наиболее глубоких национальных бедствий Израиля, страдавшего от сирийского и римского ига, литература эта является выражением страстного стремления современников к возрождению мессианского царства Давидова; с этой целью она в форме предсказаний вкладывает в уста древних предсказателей всю историю Израиля и языческих народов до их времени и для возбуждения надежды народной предсказывает скорое пришествие Мессии. Но так как неисполнение этого предсказания в течение времени должно было опять возбудить сомнения в современниках, то А. разными новыми объяснениями старались поднять дух своих соплеменников. Характерными чертами апокалиптиков являются, таким образом, подражание и искусственное толкование древних пророков; все апокалиптические произведения псевдонимны; там же, где нарисованные картины будущего приближаются к современности, авторы должны были рассказ о текущих событиях облекать в загадочные формы. Это последнее обстоятельство очень затрудняет историческое объяснение этих литературных произведений и делает понятным тот факт, что новейшие ученые в своих объяснительных попытках часто приходят к противоположным результатам. Между ними особенно замечательна книга Еноха, принадлежащая эпохе Маккавеев, и 3-я книга Ездры, которая, по мнению одних, написана при Ироде Великом, по другим же - при Домициане; в последнее время найдены еще многие другие А., так, напр.: "Книга Юбилеев", "Восшествие Моисея на небо" А. Варуха, "Завет 12 патриархов", "Вознесение Исаии". Ср. Гильгенфельда "Die Judische А." (Иена, 1857).

Апокалиптики

- называются те, которые в Апокалипсисе (см. это сл.) видят пророческое предсказание предстоящего царства Божия. В первое время христианства некоторые из христиан видели выраженными в "Откровении Иоанна" свои надежды на возвращение Христа, который должен был утвердить на земле, в возобновленном, расширенном и украшенном Иерусалиме, тысячелетнее царство радости для благочестивых (см. Откровение, XX). Когда около половины II стол. так называемые монтанисты стали предсказывать близкий конец мира, апокалиптические надежды ожили с новой силой и глава партии в Малой Азии Монтан указывал даже место, где небесный Иерусалим должен был спуститься на землю, а именно город Пепуцу в Фригии, а епископ гиеропольский Папий (около 160) рассказывал слышанные им будто бы от одного из учеников Христа чудесные вещи о земном великолепии Тысячелетнего царства и об ожидающих всех верующих чувственных наслаждениях. Подобные верования этого времени разделял, несмотря на свое философское образование, мученик Юстин (+ около 160 г.); к ним присоединились также, не говоря уже о перешедшем формально в монтанизм Тертуллиане (+ 220 г.), и некоторые выдающиеся богословы малоазиатской римской школы, как Ириней (+ 202) и Ипполит (+ 235 г), несмотря на то даже, что они отвергали пророчества монтанистов. Александрийская же школа, наоборот, выступила против такого реального понимания А. и Тысячелетнего царства. Римский священник Кай в начале III стол. приписывал Апокалипсис гностику Керинфу, а критика, которой подверг Апокалипсис епископ Дионисий Александрийский, еще более способствовала тому, что Апокалипсис многими не признавался каноническою книгою. Но в IV-м столетии она была признана подлинным Откровением апостола Иоанна всеми церквами Востока и Запада.

Апокалиптический

(греч.) - касающийся Апокалипсиса; также: темный, таинственный, загадочный.

Апокалиптический всадник

- символическая фигура из "Откровения Иоанна" (Картон Петра Корнелиуса - см. это сл.).

Апокалиптическое число

- так называется мистическое число 666 в "Откровении Иоанна"(ХIII, 18); в числе этом церковь уже во II-м стол. находила указание на антихриста (см. это сл.), руководясь числовым значением греческих или еврейских букв. Новейшие толкователи находят в числе этом имя императора Нерона (по еврейским буквам), но многие придерживаются еще старейшего, встречающегося уже у Иринея объяснения посредством имени Λατεινος (Latinus).

Апокатастаз

(греческ.) - возвращение всех вещей, т. е. приведение их в первоначальное состояние, обозначало, прежде всего, время, когда с появлением Мессии должны исполниться пророческие предсказания об утверждении царства Божия на земле. В догматическом же смысле под А. понимают предстоящее обращение всех людей в христианскую веру и обретение святыми вечного блаженства в царстве славы после Страшного суда Христова и преобразования всего мира. Об этом учил Христос и Апостолы, особенно же апостол Павел (1 Кор. XV, 22; Рим. V, 12; XI, 32); но Ориген (см. это сл.) исказил его и понимал под А. обращение всех существ, не исключая и дьявола. Те же воззрения замечаются еще и у Дидима Александрийского (+ 395), у Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуистийского в V-м столетии. Но ортодоксальное учение отвергло в VI-м веке это представление, как "оригеновскую" ересь, и твердо стояло за вечность наказаний нечестивых в аду. Тем не менее, представление это проявлялось опять в IX столетии у Скота Эригены, в XIX-м - в так наз. примирительном богословии.

Апокодеин

- в виде своей солянокислой соли, Apocodeinum muriaticum, получается, если солянокислый кодеин нагревать 15 минут с хлористым цинком при 180°С. Применяется в медицине как лучшее, чем кодеин, успокаивающее, особенно в детской практике; хорошо действует при хронических бронхитах.

Апокопа

(греч.) - техническое выражение в грамматике, означающее выпадение одного или нескольких звуков на конце слова. Такою апокопой можно считать, напр., в русском языке отпадение конечного звука ю в творительных падежах, напр. горой, великой, вместо горою, великою. Такому же апокопическому сокращению подверглось слово "сударь", от которого только осталось "с" в таких выражениях, как: "так-с", "слушаю-с", "хорошо-с".

Апокреновая кислота

- найдена вместе с креновой Берцелиусом в охристом осадке одного железистого источника в Швеции, а затем в гумусе, гнилом дереве и т. д. Для получения их - охру источников кипятят с едким кали, фильтруют, фильтрат обрабатывают уксусной кислотой и прибавляют уксусно-медной соли; при этом осаждается медная соль апокреновой кислоты, креновая же кислота остается в растворе, откуда осаждается избытком уксусно-медной соли после нейтрализации раствора углекислым аммиаком. Кислоты в воде растворимы.

Апокризиарий

(греч.) - так назывался с IV стол. после Р. Х. временный или постоянный представитель епископов, главным же образом пап - в особенности носил всегда это имя папский легат при византийском дворе. Григорий Великий и многие другие папы были до вступления своего на папский престол апокризиариями. - А. должны были посвящать епископов. При франкском дворе А. был титул высшего духовного лица, которое по положению соответствовало позднейшему "Grand-Aum ô nier". Но А. в то же время должен был иметь надзор над придворной канцелярией, так что в его руках, главным образом, лежало и управление государственными делами.

Апокрифы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аполепсия

(Apolepsia, греч.) - перерыв, задержка, исчезновение (напр. пульса, дыхания, речи, мочи и т. д.).

Аполлинарий

- священномученик, ученик апост. Павла, сопутствовавший ему в апостольском благовестничестве, посвященный им в епископы города Равенны и бывший первым епископом этого города. Скончался мученически при Веспасиане около 75 г. Память 23 ноля.

Аполлинарий Клавдий

- епископ иерапольский, апологет христианства и противник монтанизма. Евсевий, Иероним и Фотий упоминают о нескольких его трудах ("Пять книг против язычников", "Об истине"), особенно об его апологии, с которою он обращался к имп. Марку Аврелию. Сохранились небольшие отрывки его сочинения о Пасхе в "C hron. Paschale", ed. Dindorf (I, 13).

Аполлинарий младший

- епископ Лаодикейский в Сирии, в половине IV столетия, один из самых ярых противников арианизма, был в то же время одним из любимейших писателей своего времени. По рассказам древних историков церкви, он вместе с отцем своим, А. старшим, который был грамматиком и пресвитером, составлял для христиан подражания древним классикам в то время, когда император Юлиан запретил христианам занятия греческими классиками и объяснения их. Исторические сюжеты Ветхого Завета послужили А. для составления героических песен и трагедий. Новый Завет он передал в форме Платоновых "Диалогов"; но сохранилось из всего этого лишь переложение в стихах Псалмов. Более же всего А. замечателен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, А. учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть, дух, заступал в нем божественный логос. С 362 года аполлинаризм был отвергнут на многих соборах, между прочим и на Константинопольском (3 81). Между тем, А. из приверженцев своих образовал в Антиохии особую общину и назначил епископом Виталия; точно так же аполлинаристы быстро распространились в Сирии и прилежащих странах; в Константинополе и других местах они образовали много общин с своими особыми епископами; но по смерти А. (после 382 г.) они распались на две партии, из которых одна, виталианцы, осталась верною учению А., другая же партия, полемианцы, утверждала, что божественное и человеческое слилось в Христе в одну субстанцию и что поэтому нужно поклоняться телу его; их называли также поэтому сарколатры или антрополатры, а также синузиасты, потому что они соединяли в одно - божественную и человеческую сторону. В 388 и 397 г. указы императоров стеснили несколько их богослужение, которое, в общем, немногим отличалось от обыкновенного, а в 428 г. оно было совершенно запрещено в городах, после чего аполлинаристы рассеялись отчасти между ортодоксами, отчасти, позже, между монофизитами. В эпоху Реформации и католики и протестанты поочередно навлекали на себя обвинения в аполлинаризме; католики вследствие их учения о причастии, протестанты же вследствие учения о соединении той и другой природы в Христе. Ср. Фарабулини, "Storia di S. Apollinaro" (2 т., Рим, 1874).

Аполлинарис

- щелочно-кислый (содовый) источник, открытый в 1853 г.; содержит 0,955 углекислого натра; выходит из базальтовых скал долины Ара, близ г. Геймерсгейма, в прусской Рейнской провинции. Отпуск воды до 25 млн. бут. в год.

Аполлинополь

- название нескольких городов в Египте; из них самым значительным был A. Magna, к Ю. от Фив, на левом берегу Нила у теперешнего Эдфу. Величественный храм, большая часть которого и до сих пор еще сохранилась, был посвящен Горусу, которого греки сравнивали с Аполлоном; отсюда и священное название города - "Жилище Горуса", которое греки переводили Apollinopolis. Обыкновенное же название города было Тебу, из которого произошло теперешнее название. Храм, наиболее сохранившийся из всех египетских храмов, приведен в порядок и сделан доступным со всех сторон; он построен Птоломеем I Филопатором на том месте, как доказывают надписи, где раньше находился храм, который весьма важен благодаря массе имеющихся на нем астрономических изображений и надписям на наружной стороне окружающей храм стены; надписи эти дают нам самую точную картину принадлежащих храму земель, их топографию и разделение. Ср. Лепсиус, "Ueber eine hieroglyphische Inschrift am Tempi von Edfu" (Берлин, 1855). А. был главным городом самого южного номоса (округа) Верхнего Египта и дал ему название Аполлинопольского номоса. - Другой город, А.-Parva, лежал немного ниже Фив на правом берегу Нила; народное название его было Кос (K ô s Berbir), сохранившееся в теперешнем названии Кус; от развалин старого города не сохранилось теперь почти ничего. - Третий, еще менее значительный, А. находился в Среднем Египте, на левом берегу Нила, и назывался народом K ô s-Kam - название, встречающееся у коптов, а также и теперь еще у арабов.

Аполлион

- см. Аваддон.

Аполловник

аполлоновка - см. Синица длиннохвостая.

Аполлодор (архит.)

- архитектор времен римского императора Траяна, родом из Дамаска; прославился постройкою в Риме форума Траяна с его термами, одеоном и гимназием, базилики Ульпии и траяновой колонны, а также колоссального каменного моста чрез Дунай. Рассказывали, что преемник Траяна, Адриан, претендовавший сам быть архитектором и потому завидовавший А., приказал его убить (ок. 130 г. по Р. Х.), после того как он, при постройке храма Венеры и Ромы по проекту императора, сделал ошибку: статуи названных богинь уперлись бы головою в потолок, если бы встали со своих седалищ.

Аполлодор (афинский живописец)

живший около 420 г. до Р. Х. Усовершенствовал живопись введением в нее передачи постепенности красочных тонов, зависящей от освещения. Считается предшественником Зевксиса.

Аполлодор, грамматик

- греческий грамматик, живший во второй половине II стол. до Р. Х., изучал философию у стоика Диогена, грамматику у Аристарха. Из произведений его наиболее важны сочинение о богах, комментарий к гомеровскому списку кораблей, комментарий к комикам Епихарму и Софрону, сочинение по этимологии и хроника, написанная ямбическим размером, в которой он следует хронологической системе Эратосфена. Важное сочинение по мифологии в 3-х книгах, под заглавием "Библиотека", большая часть которого дошла до нас, представляет расположенный по родословным древам пересказ мифов древнего мира, начиная сказаниями о богах до сказания о злоключениях Одиссея: оно считалось обыкновенно составленной уже позже выдержкой из более обширного сочинения А., но более вероятно, что это самостоятельное произведение жившего позже неизвестного автора, тогда как от сочинения А. до нас дошли лишь отрывки. Хорошие издания "Библиотеки" дали нам Гейне (2-е изд., 2 т., Геттинген, 1803); Клавье с франц. переводом (2 т., Париж, 1805); Миллер в "Fragmenta historicorum Graecorum" (т. I, Париж, 1841); Вестерман в "Mythographi Graeci" (Брауншвейг, 1842); Беккер (Лейпциг, 1854 г.); Гершер (Берлин, 1874); переведена она была Мозером (Штутгарт, 1828). Ср. Роберт, "De Apollodori Bibliotheca" (Берлин, 1873). Фрагменты старшего А. находим у Гейне и Миллера. "Библиотека" А. переведена по повелению Петра Великого на русский язык Ал. Барсовым и издана в 1725 г. с предисловием Феофана Прокоповича.

Аполлодор, строитель

- знаменитый строитель, род. в Дамаске, жил при императорах Траяне и Адриане. В 104 г. по Р. Х. он построил мост через Дунай, приблизительно 15 км ниже Железных ворот (см. это сл.); он же выстроил Форум Траяна с находящейся на нем статуей. За насмешку, которую он позволил себе над дилетантскими упражнениями Адриана, А. был сослан этим императором в Дио; когда же он не одобрил присланный ему проект храма Венеры, составленный императором, этот последний под каким-то предлогом приговорил его к смертной казни. Один труд А., об осадных машинах (осадном искусстве), напечатан в "Vet e res mathematici" (Париж, 1693), лучше и полнее в "Poliorc é tique des Grecs" Вешером (Париж, 1867 г.).

Аполлон

- имя многих знаменитых греческих риторов и грамматиков. - А. Дискол (серьезный, строгий исследователь) из Александрии, жил во второй половине II-го века после Р. Х. и действовал долгое время в Риме; позже он возвратился в Александрию, где и оставался до самой смерти. Особенно известен был как грамматик, первый приведший грамматику в систему. Из сохранившихся его сочинений самое значительное "De syntaxi", которое издавали старший Альдус (Венеции, 1495), Сильбург (Франкфурт, 1590), точнее и лучше Беккер (Берлин, 1817); переведено оно и снабжено комментарием Бутманом (Берлин, 1777). Из остальных сочинений А., которые большею частью известны нам лишь по заглавиям, Беккер напечатал также "De p ronomine" (Берлин, 1817), "De adverbus" и "De conjunctionibus" (в "Anecdota Graeca", т. 2-й). Эти же произведения заключает в себе первый том полного собрания сочинений А., изданного Шнейдером и Улигом в "Grammatici Graeci" (Лейпциг, 1878). - Сын А. был знаменитый грамматик Элий Геродиан (см. это сл.). А. - софист, родом из Александрии, жил в первом столетии после Р. Х. и составил "Словарь гомеровских слов", который, хотя сокращенный и интерполированный, сохранился; его издавали: де Вилдоазон (Париж, 1773), Толлий (Лейден, 1788) и Беккер (Берлин, 1833). - Один А., о котором мы ничего не знаем, написал "Mirabiles historiae", изданные впервые Ксиландром в 1568 году, а затем Келлером в "Rerum naturalium scriptores Graeci minores" (Лейпциг, 1877). - А., по прозванию Молонский, учитель риторики в Родосе, высоко ценился Цицероном и Цезарем, бывшими его учениками.

Аполлон, бабочка

(Parnassius Apollo) - дневная бабочка из семейства Equitidiae, одна из красивейших европейских бабочек, обитающая преимущественно в Альпах на высоте не менее 1000 м и довольно обыкновенная повсюду у нас в России. Род Parnassius, к которому относится эта бабочка, отличается жесткими кожистыми, закругленными на углах крыльями, полупрозрачными короткими толстыми щупиками и своеобразным кармановидным копуляционным придатком на заднем конце тела у самок. Глаза гладкие, толстые, снабженные маленькими бугорками, на которых сидят короткие щетинки. На первом грудном сегменте гусеницы находится мясистая ниточка в форме буквы V. Куколки конусообразные, толстые, как бы усыпанные голубоватою пылью, и укрепляются в горизонтальном положении тонкими шелковыми нитями. Принадлежащие к описанному роду бабочки обитают в гористых местностях Европы, Сибири, Индии, в Камчатке и скалистых горах Сев. Америки. А. - просвечивающего белого цвета с черными пятнами на передних и красными на задних крыльях. Он появляется в конце лета на горных пастбищах и лугах. Его гусеница черного цвета, с желтыми и бурыми пятнами и голубыми бородавками, она живет преимущественно на различных толстянковых растениях, особенно предпочитая очиток (Sedum acre).

Аполлон, божество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аполлониевы парабола и гипербола

- так называют иногда параболу и гиперболу второго порядка для отличия их от других высших порядков. Они названы поллониевыми в честь геометра Аполлония, родом из Перги (в Памфилии), жившего за 200 лет до Р. Х. Аполлоний написал подробный трактат о конических сечениях, дошедший до нас почти в целости, в котором находим наименование конических сечений параболой, эллипсом и гиперболой, сохранившиеся до настоящего времени.

Аполлоний

- имя двух лиц, известных своею деятельностью в христианской церкви II века. Один из них был церковный писатель и жил, по-видимому, в Малой Азии. Он написал сочинение против монтанистов, когда Монтан и обе его пророчицы были еще живы. - Другой произнес красноречивую апологию христиан перед сенатом, что стоило ему жизни: он потерпел мученичество при Коммоде, до 1 8 6 г. Подробное изложение его апологии см. в "Христ. Чтении" за 1896 г., т. II, ст. "Римский сенатор-апологет".

Аполлоний (скульптор)

живший в последнем веке римской республики, родом из Афин, автор идеалистической статуи отдыхающего Геркулеса, фрагмент которой, известный под названием "Бельведерского торса", хранится в Ватиканском музее, в Риме.

Аполлоний Пергский

(из Перги в Памфилии) - вместе с Евклидом и Архимедом один из основателей математических наук в III столетии до Р. Х.; получил образование в Александрии, где он жил около 210 г. до Р. Х. Главное его сочинение трактует о конических сечениях ("De sectionibus conicis libri octo"); четыре книги его дошли до нас в греч. тексте, три в арабском переводе, а 8-я потеряна. Кроме того, сохранилось еще одно произведение А., но только в арабском переводе. Но так как мы имеем еще сведения о содержании друг. математических произведений А., то в новейшее время многие ученые, как, напр., Фермо, Галлей, Симсон, Лаусон, Дистервег, Паукер, пытались восстановить потерянные его сочинения. Лучшее издание сочинения о конических сечениях дал нам Галлей (Оксфорд, 1710), немецкую обработку его Бальзам (Берл., 1861).

Аполлоний Родосский

- поэт и грамматик, род. около 270 г. до Р. Х. в Александрии, по другим, в Навкратисе. Произведение его "Argonautica", написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, не имело никакого успеха; это повлекло за собой ссору его с учителем его Каллимахом, после чего он оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал "Argonautica" и приобрел себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Позже он возвратился в Александрию и сделался после Эратосфена начальником библиотеки. Его грамматические сочинения, точно так же как и некоторые стихотворения, пропали, за исключением нескольких отрывков; сохранилось только "Argonautica", в котором более выказалась ученость и прилежание, чем поэтический талант, хотя некоторым местам нельзя отказать в поэтической красоте. Римляне очень высоко ставили это произведение; Публий Теренций Варрон перевел его, Вергилий, в особенности же Валерий Флакк подражали ему; множество комментариев на эту поэму доказывают, как усердно ею занимались. Издание Брунка (Страсбург, 1780) было вторично напечатано Шефером с греческими схолиями и собственными замечаниями (2 т., Лейпциг, 1810-18). Новые издания обработали Велауер (2 т., Лейпциг, 1828); самое же лучшее издание со схолиями, обработанными Кейлем, дал нам Меркель (Лейпциг, 1753-54); на немецкий язык оно переведено Вильманом (Кельн, 1832) и Озиандером (Штутгарт, 1838). Ср. Вейхерт, "Ueber das Leben u. Gedicht des А." (Мейссен, 1821); Михаелис, "De Apollonii Rhodii fragmentis" (Галле, 1875).

Аполлоний Тианский

- современник Христа, был главным представителем новопифагореизма - религиозно-мистической школы, заимствовавшей учения свои у Пифагора; Пифагору же и сам А. старался подражать в образе жизни и одежде. В Аполлонии сосредоточилась религиозная тенденция новопифагореизма, противная христианству и стремившаяся к борьбе с ним; в скором времени А. собрал вокруг себя учеников. Отправившись затем путешествовать, он прошел всю Малую Азию и попробовал проникнуть даже в Индию, чтобы познакомиться с учением браминов. Везде он выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса. Хотя Нерон изгнал из Рима всех магов и волшебников, А. направился туда, но должен был, тем не менее, оставить этот город. Посетив Испанию, он направился через Италию в Грецию и оттуда в Египет, где Веспасиан воспользовался его влиянием и известностью; наконец, он посетил еще и Эфиопию. Возвратившись из Египта, он нашел милостивый прием также и у Тита. Будучи обвинен при воцарении Домициана в возбуждении в Египте мятежа в пользу Нервы, он предстал добровольно перед судом и был оправдан. Объехав еще раз Грецию, А. поселился в Эфесе, где основал Пифагорейскую школу, и умер почти 100 лет от роду. В конце III-го стол. Гиерокл в особом сочинения противопоставил А. Иисусу и всей евангельской истории, что в новейшее время делали Вольтер и другие. Сочинение Перокла потеряно и известно нам только из возражения, написанного Евсевием. Сочинения А. также не дошли до нас, за исключением 85 писем, которые, впрочем, тоже не подлинны: письма эти содержатся в "Collectio epistolarum Graecorum" (Венеция, 1499, 1606), а также в изданных Олеарием сочинениях Филострата (Лейпциг, 1701). Ср. Котта. "Gewissheit der Beweise des Apollonismus" (Франкф., 1787); Легран д'Осси, "Vie d'A. de Tyana" (2 ч., Париж, 1807); Баур, "Apollonius von Tyana und Christus, oder das Verh ä ltniss des Pithagoreismus zum Christenthum" (Тюбинген, 1832); Ньюман, "Life of А." (Лондон, 1849); А. Шассанэ, "A. de Tyana, sa vie, ses ouvrages etc.". (Пар., 1862). По рассеянным, очень баснословным сведениям, старший Филострат (см. это сл.) составил в начале III-го столетия по приказанию Юлии, супруги Септимия Севера, биографию А. в восьми книгах (издана Вестерманом, Париж, 1849; Кейзером, Лейпциг, 1170; на немецкий язык переведено Зейбольдом - 2 ч., 1776 г.; на латинский перев. Ринуччино - Венеция, 1577).

Аполлоний Тирский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аполлоний Тралесский

- скульптор родосской школы, исполнивший в сотрудничестве со своим братом, Тавриском, знаменитую мраморную группу Неаполитанского музея: "Фарнезский бык" (см.).

Аполлония святая

- умерла мученическою смертью в царствование императора Деция в Александрии (249). И теперь еще народ при зубной боли прибегает к святой А., так как ей, по сказанию, во время ее мучений были выбиты и зубы; зубы ее во многих местах сохраняются как святыня. Память ее чествуется 9-го февраля.

Аполлония, греч. город

Аполлония - название многих городов в Древней Греции, из которых особенно прославились два. А. в Иллирии, на правом берегу реки Аоя (теперь Воюсса), приблизительно в 10 км от впадения ее в Адриатическое море; был коринфо-корцирейской колонией в стране иллирийского племени талантиев. Будучи расположен при конце Via Egnatia, город этот в одно и то же время был и торговым, и крепостью. Небольшие остатки его видны еще у теперешнего монастыря Пойани к З. от Берата. - А. во Фракии, у Понта, была важной колонией милетян и имела две гавани и знаменитый храм Аполлона, колоссальная статуя которого была перенесена в Рим. В эпоху римских императоров город пришел в упадок; в византийскую эпоху он был известен под названием Содзополис. Ныне совершенно незначительное местечко это называется Сидзеболи.

Аполлония, ныне Марса-Суза

- североафриканский приморский город в нынешнем Триполисе, в древности служил гаванью города Кирены; родина географа Эратосфена.

Аполлония, палест. город

- город в Палестине; расположен на берегу Средиземного моря между Кесарией и Иоппе (нынешняя Яфа), в шести часах пути к С. от последней, вероятно, тождественна с деревней Арзуф; при устье речки того же имени, которая прославилась в истории крестовых походов, а ныне совершенно опустела.

Аполлоны

Собственно, настоящая фамилия Опалевы. Угасла в XVII в. в России, но существует в Швеции под именем Аполловых. Михайло Опалев убит в сражении с татарами на р. Свияге в 1547 г., и имя его вписано вместе с другими в синодик московского Успенского собора на вечное поминовение. Замятня Опалев был городничим в Полоце в 1577 г. Зебстрий Опалев имел двух сыновей, Григория и Василия, приставших в Новгороде к шведской партии принца Карла-Густава. В 1611 г. они вступили в шведскую службу, а в 1631 г. 13 сентября причислены королем Густавом-Адольфом к шведскому дворянству: Григорий под именем Apollof, a Василий под именем Zebstrieff. Григорий от брака с Аграфеною Феодоровною Аминовою (см. Аминовы) имел дочь Александру, бывшую в замужестве за Семеном Кузьмичем Калитиным, и трех сыновей, служивших в шведском войске офицерами. Один из них Иван, был подполковником и комендантом в Ниеншанце (Шлиссельбург), Петр был капитаном, а Василий - ротмистром и комендантом в Копорье.

Аполлос (Алексеев)

(ум. в 1859 г.) - духовный писатель, архимандрит; был ректором Иркутской духовной семинарии. Труды А.: "Собрание поучительных слов" (М., 1850); "Начертание жития и деяний патриарха Никона" (М., 1836, 1839 и 1852); "Софийский новгородский собор" (М., 1847); "Всероссийские патриархи" (М., 1848).

Аполлос (Андрей Дмитриевич Байбатков)

- писатель второй половины XVIII стол.; род. в Малороссии 1745, учился в Московской духов. акад., потом в Московском университете, в 1772 преподавал риторику в духов. акад., в 1775 принял монашество, в 1788 рукоположен во епископа Орловского и Севского, в 1798 перемещен в Архангельск и + 1801. Был членом Росс. академии. Кроме проповедей и переводов, написал несколько ценных богословских трудов - "Богословские рассуждения" (М., 1781), "Натура и благодать" (1784), "Об ангелах" ("Приб. к твор. Св. Отцев", 1863), "Исследование книги масона (С. Мертена) о заблуждениях и истине" (Тула 1790); - 2) несколько трудов по теории словесности и русского языка, из коих важнейшее "Правила пиитическия", выд. 10 изданий (1774-1826).

Аполлос (в мире Иван Егорович Беляев)

(1812-1885) - духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, архиепископ вятский, автор "Слов", напечатанных в Астрахани, Пскове, Новгороде, СПб. и Вятке, а также в журнале "Странник" (1862 и 1864).

Аполлос, или Аполлоний

- еврей-христианин из Александрии, игравший довольно видную роль в истории апост. Павла. Он выступил первоначально в Эфосе (Деяния Апостолов XVIII, 24) и затем особенно часто упоминается в Первом послании к Коринфянам. Он, кажется, ввел александрийско-еврейскую философию в апостольское христианство. В Коринфе именем его называлась одна партия, которая, кажется, была невысокого мнения о Павловой простоте и в том отношении расходилась с А., который лично был в самых лучших отношениях с Павлом. Лютер и многие новейшие исследователи предполагали в нем автора Послания к евреям.

Аполог

(греч.) - известный род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение читателя и слушателя, представляя ему сцены из животной жизни. Таким образом, А. сроден животному эпосу, смешавшись с которым, переродился в нынешнюю басню. Разница между А. и произведениями животного эпоса в том, что первый всегда имеет фигуральное значение и что за выступающими в нем животными, так сказать, скрываются люди, между тем как в животном эпосе первоначально человек изображал нравы, обычаи и характер животных, не стремясь ни к какой педагогической или нравоучительной цели. Только с течением времени, хотя, впрочем, уже в глубокой древности, родился новый смешанный литературный род - басня. А. являются в большом количестве на Востоке и Западе, хотя в особенности этот род литературного творчества был любим в восточных странах. Одним из самых известных и получивших громадное распространение апологических сборников было санскритское сочинение "Пангатантра", которое дало начало Эзоповой басне и потом, переделанное на исхлевийский язык п. з. "Калила ва Димна", во второй раз явилось в Европе и породило множество апологических произведений во всех литературах Средних веков и века Возрождения. В этом переходе восточный А. потерпел довольно важную перемену: на Востоке все А. отличаются чисто дидактическим характером и приводятся исключительно с целью доказательства какой-нибудь нравственной истины, в Европе же они принимают более сильный отпечаток эпического характера и становятся баснями. Кроме того, есть еще другая внешняя разница между восточными и европейскими апологами, а именно: восточные сборники изобилуют т. н. вводными апологами, т. е. такими, которые приводятся в доказательство какого-нибудь положения лицом или животным, выступающим уже в другом, так сказать, основном, апологе. Такие вводные апологи в значительном числе находим в "Калила ва Димна". Эта литературная рамка на европейской почве является редко и притом всегда в весьма неразвитом виде, т. е. действующие лица указывают лишь в общих выражениях на знакомое содержание басни. Но в двух европейских памятниках встречаем полную форму вводного А. Эти сочинения следующие: " L iber de obsidione Anconae" (Muratori: Rerum Italicarum Scriptores XI) и "Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus". Последнее некоторыми приписывается Кириллу Иерусалимскому, Кириллу Александрийскому и некоторыми Кириллу-первоучителю славян. Все эти догадки не имеют почти никакого основания. На автора лучше всего указывает рукопись пражской библиотеки, теперь испорченная вандальскими переделками скриптора Циммермана. Ее перед порчей видел и описал Добровский, по словам которого, в одной из рукописей читалось следующее: "Incipit liber primus Quadripartiti editus a Cirillo epo. (Alias gwidenon laureato poeta). Semperdisce et extmis sapiencie magis stude. - Explicit liber quadripartiti editus a Cirillo epo (alias gw i denon laureato po)eta finit' anno dni MCCCCLXII ff IIII an Greg'oij". Места, поставленные здесь в скобках потом были вырезаны Циммерманом; такой же вырезке подверглась запись другой рукописи апологов, также виденная Добровским: "Cyrilli (alias Sycinderini poetae laureati) apologorum libri 4 a folio 1 usque ad folium 55 versum". По этим заметкам полагают, что автор происходил из Гвидоне, итальянского городка в провинции Капитанат. Фойгт по бреславльской рукописи поправляет слово Sycynderinus на Gwiderinus, мы там читаем: "Liber vocatus Gwidrinus sic nominatur", что ближе имени Gwidenon. То же самое имя повторяется в лейпцигской рукописи. Пейнер высказывает догадку: нельзя ли отождествить этого Гвидрина с латинско-польским автором изданного анонимно "Gameratu s 'a"? Этот автор назывался "Viduinus Canonicus Vratislavensis, Capellanus Cracoviensis". A. H. Веселовский не признает этой догадки и соглашается с другим предположением, что автором апологов, вероятно, был какой-нибудь клирик XIV в., который мог называться Гвидрин и воспитывался в Италии, где струя животного эпоса была слабее, чем на севере, что отразилось, напр., и в ее бедности в апологах; ср. А. Н. Веселовский: "Заметки по литературе и народной словесности" в приложениях к XLV т. "Записок Императорской академии наук". Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка "Калилы ва Димны" п. з. "Стефанит и Ихнилат", кроме того, "Зрелище жития человеческого" и др. См. под соответствующими отдельными словами.

Апологетика

и апологеты - см. Апология.

Апология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апология аугсбургского вероисповедания

- название символической лютеранской книги, составленной Меланхтоном. Ему было поручено написать возражение католическим богословам, провозглашавшим на имперском сейме в Аугсбурге, 3 авг. 1530 г., опровержение аугсбургского вероисповедания (см. это сл.). Протестантам отказали в копии с опровержения, и Меланхтон для своего первого сочинения воспользовался замечаниями Камерария и других богословов, слышанных им на сейме. - 22 сент. 1530 г. имперский сейм определил представить при удобном случае сочинение императору, но это не удалось - оно не было принято. Когда же 19 нояб. вышло строгое постановление импер. сейма об опровержении протестантского вероисповедания и угрозы о принятии строгих мер за противоборство Вормсскому эдикту 1529 г., Меланхтон добыл копию с католического опровержения и по ней приступил к основательной переделке своего сочинения в защиту протестантов (от нояб. 1530 г. до половины апр. 1531 г.). Он назвал его "Apologie der Konfession", но на переговорах в Швейнфурте 11 апр. 1532 г. католики требовали, чтобы по некоторым указаниям оно было названо "Assertion" и т. д. Сочинение появилось в половине апр. 1531 г. на латинском языке, в октябре того же года переведено на немец. язык Юстом Ионой и исправлено Меланхтоном. Позднейшие издания - второе латинское 1531 г. (in 8°) и немецкое 1533 года - тоже им пересмотрены. В латинской книге догматов с 1584 г. постоянно повторяется первое латинское издание (in 4°). В "Апологии" трактуется об основах аугсбургского вероисповедания в совокупности с известными учениями в 14 главах: о первородном грехе, об искуплении, о любви и исполнении заповедей, о церкви, о раскаянии, об исповеди и ее удовлетворении, о таинствах и их употреблении, о церковных постановлениях, о почитании святых, о двойном естестве во св. причащении, о браке духовенства, о церковной службе, о монашеском обете и о церковной власти. Изъяснения спорных вопросов проникнуты ясностью, глубиной и умеренностью, но по общему направлению "Апология" носит более характер научного изложения, нежели публичной защиты. Развитие учения "Апологии" и аугсбургского вероисповедания относятся к тому периоду немецкого протестантизма, когда лютеране и меланхтониты еще не разошлись, хотя строгие лютеране находили многие обороты и выражения в приемах Меланхтона предосудительными. Ср. Плитта, "Die Apologie der Augustana geschichtlich erkl ä rt" (Эрланген, 1873).

Апольда

- фабричный город в великом герцогстве Саксен-Веймарском, в 14 км к С.В. от Веймара, на Тюрингской жел. дор. при слиянии рек Шетен- и Геррсербах (притоки Ильма). В А. находится амтсгерихт, реальное и городское училища; город имеет 18054 жит. (1885) и является самым значительным фабричным городом Сакс.-Веймара. Шерстяным производством заняты 42 фабрики с 6000 рабочих; стольким же рабочим дают работу рассеянные по всей Тюрингии фактории апольдских фирм. Кроме того, в городе имеются 5 красилен, позументные, картонные, железные фабрики, фабрики ящиков, фабрики кондитерских изделий, заведения для копчения мясных продуктов, машиностроительные, чугуно- и колокололитейные и кирпичные заводы. Открытый в 1737 г. целебный источник долго был запущен, и только в 1870 г. одно акционерное общество взялось за его эксплуатацию. На возвышении в южной части города стоит родовой замок графов Фицтум, предки которых назывались апольдскими владетелями. По смерти последнего Фицтума Апольдской линии в 1631 герцоги Саксен-Веймарский и Саксен-Альтенбургский подарили 15 окт. 1633 г. замок и имение со всеми их правами Иенскому университету, который и теперь еще владеет этим имуществом. Ср. Кронфельд, "Geschichte und Beschreibung des Fabrik- und Handelsstadt А." (Апольда, 1871).

Аполярный

- см. Изотропный.

Апомекометрия

- измерение расстояний; наука, относящаяся к тригонометрии. - Апомекометр - инструмент для измерения расстояний.

Апоморфин

- органическое основание, получаемое обыкновенно при нагревании морфия с хлористоводородной кислотой. А. имеет вид белой аморфной массы, которая на воздухе окрашивается в зеленый цвет. Физиологическое действие А. совершенно отличается от такового же морфия. Уже в малых дозах он очень скоро вызывает рвоту, общую слабость, которая проходит быстро, без всяких дурных последствий.

Апоневроз

(греч.). В анатомии этим именем называют известные соединительнотканные перепонки, которые или окружают собою мышечную ткань, или служат для конечных прикреплений. Перепонки, окружающие мышцы, - фасции - находятся по преимуществу на конечностях, непосредственно под кожей, туго охватывают их и служат обыкновенно для удержания мышцы, в особенности во время сокращения последней, на определенном месте. А., служащие для прикрепления, находятся или на конце мышцы и тогда в виде сухожилий прикрепляют мышцу к кости или же пронизывают мышцу во многих местах с целью укрепления мышечных пучков между собою. Ткань А. перламутрово-белого цвета, бедна сосудами и нервами. Несколько А. в совокупности обладают большою способностью сопротивления и часто служат поэтому местом скопления гноя, который через А. не может себе проложить пути наружу.

Апопланет

- см. Апогей.

Апоплексия

(Apoplexia, греч.) - паралич, удар (см. это сл.); этим именем называется быстро наступающая неспособность мозга к функционированию, т. е. внезапно наступающее бессознательное состояние и неподвижность, безразлично, от каких бы причин это ни произошло: от излияния ли крови в ткань мозга (apoplexia sanguinea), от излияния ли серозной жидкости (apoplexia serosa) или от поражений мозга, находящихся не в зависимости от каких-либо видимых анатомических причин (Apoplexia nervosa). В настоящее время под А. в узком смысле слова понимают кровоизлияние в ткань мозга, причем внезапно или постепенно наступают параличи двигательных и чувствительных нервов, сопровождающиеся обыкновенно более или менее продолжительным бессознательным состоянием. Чаще всего эти мозговые параличи происходят у стариков, у которых обыкновенно наблюдается атероматозное перерождение сосудов мозга. В более широком смысле А. называют всякое кровоизлияние в ткань какого-либо органа; так, говорят об А. легких, почек, кожи (т. е. кровоподтек). Кровоподтек в последнем смысле - то же, что и экстравазат крови (см. это сл.).

Апоризм

- трудная, неразрешимая, неприступная задача. Это название дано некоторыми древними математиками таким задачам, решение которых было чрезвычайно затруднительно, хотя невозможность их решения не была тогда еще доказана. Некоторые из подобных задач-апоризмов признаны ныне совершенно неразрешимыми, таковы: деление путем геометрии всякого угла на три равные части, квадратура круга, удвоение куба и проч.

Апорт

- самое крупное из всех наших яблок. Весьма ценный столовый сорт; принадлежит к осенним яблокам; созревает в сентябре и октябре. В лежке сохраняется до июля следующего года. Разводится во всей России, за исключением Крайнего Севера, и встречается во множестве видоизменений, из которых лучшим считается так наз. украинский А.

Предыдущая страница Следующая страница