Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 58, Асб - Асп)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 58, Асб - Асп)

Предыдущая страница Следующая страница

Асбьернсен

Петер-Кристен (Asbj ö rnsen) - норвежский писатель; род. 15 янв. 1812 г. в Христиании. В 1833 г. поступил в университет, но вскоре, сделавшись домашним учителем, занялся ботаникой и зоологией и вместе с тем собранием народных преданий и сказок и только в 1837 г. вернулся в Христианию, где в продолжение нескольких лет учился медицине и естественным наукам. С 1846 он совершил несколько поездок на казенный счет, частью вдоль норвежских берегов, для исследования береговой фауны, а частью в глубь страны, чтобы пополнить свое собрание преданий и сказок. В 1849-50 г. он сопровождал экспедицию в Средиземное море на военном корвете "Орел". Спустя несколько лет он занялся лесоводством и в 1856-58 слушал курс в Тарандской лесной академии, в Саксонии. Вернувшись в Норвегию, он получил место лесничего. Кроме множества трудов по естественным наукам и в особенности по зоологии, как, например, "Das wilde Renntier und die Rennitierjagd in den norweg. Alpen" (1852) и т. п., А. издал много хорошо составленных популярных книг по естествоведению, как, напр., "Naturhistorie for Ungdommen" (6 ч., Христ., 1839 - 49). Главный его труд - сборник "Norske Folke-Eventyr" (Христ., 1842-43, 4-е изд. 1868; новое, пополненное изд. 1871).

Асвал

медведь губач (Melursus labiatus) - см. Губач.

Асван

- город в Египте, см. Ассуан.

Асвины

(индус., возницы) - имя богов-близнецов, инд. Диоскуров, которые в золотой, изготовленной небесным художником Рибусом колеснице предшествовали утренней заре и приносили людям первые лучи света; религиозные песни индусов прославляют их готовность прийти на помощь своим поклонникам и разнообразные чудеса, ими творимые; поэты же выставляют их идеалом юношеской красоты и мужественной силы (ср. В. Миллер: "Очерки Арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. I. Асвины Диоскуры" (Москва, 1876).

Асгард

- небесное жилище Азов, см. Скандинавская мифология.

Асдод

то есть вольный город - один из пяти главных филистимлянских городов, с гаванью на расстоянии в 8 км. Почитался вследствие своего положения ключом к Египту, но, несмотря на сильные укрепления, был завоеван ассирийским царем Саргоном в VIII веке до Р. Х., а около 100 лет спустя египетским царем Псаметихом I, который овладел им после 29-летней осады. Маккавеи сожгли город в 147 г. до Р. Х., но вскоре потом он возник снова и был присоединен Помпеем к Сирии. От IV до VI века упоминаются асдодские христианские епископы. В настоящее время А. называется Эсдудом и представляет собою селение с 250 бедными хижинами.

Асега

(Asega) - сборник фризских законов XIII в. на верхненемецком языке. Название происходит от прозвания судьи, избиравшегося общиною, Asega или Asga. Ср. Виарда, "Asegabuch" (1805).

Асеевка

- деревня Змиевского уезда Харьковской губ., Шебелинской волости, душ м. п. 662. Возле А. устроена земством в ведомстве мин. госуд. имуществ, на основании норм. положения 1883 г., низшая сельскохоз. школа 2-го раз., в 1888 г. (См. Сельскохоз. училища).

Асеитет

(Aseï tas) - по схоластической терминологии, самосущность, существование само по себе (esse a se), в отличие от такого, которое имеет несамостоятельное происхождение. Но так как всякое конечное существо происходит от чего-нибудь и возвращается к источнику своего происхождения, то А. составляет исключительно свойство вечного и бесконечного. В понятии о вечном и бесконечном заключается понятие о безусловном, между тем как в понятии о временном и конечном предполагается условность существования. Доказательство, что в понятии о божестве (как бесконечном и вечном существе) заключается и понятие о существовании, схоластики называли путем к самосущности (via aseitatis). Оно считалось убедительнейшим из онтологических доводов в пользу существования Бога. Однако связь между только что указанными понятиями не может считаться правильною, и одною из важнейших заслуг Канта было открытие этой ошибки в схоластической аргументации, что было сделано им частью уже в соч. его "Der einzig m ögliche Beweisgrund fü r das Dasein Gottes" (1763) и в особенности в "Kritik der reinen Vernunft", где он доказывает, что представление о Божестве как безусловной реальной основе всех явлений есть априорное положение разума, идея, не подлежащая ни доказательству, ни опровержению теми способами, которыми располагает разум.

Асенковы

- семейство известных актрис, из которых наиболее выдающеюся была Варвара Николаевна. Ее мать Александра Егоровна, род. 1796 г., воспитывалась в театральном училище, уч. кн. А. А. Шаховского; дебютировала в 1814 г. у императрицы Марии Феодоровны в одноактной комедии "Марфа и Угар" (роль Марфы) и имела успех. По свидетельству современников, А. Е. была пленительна, играла кокеток и служанок в высокой комедии, а также роли старых дев, сварливых старух и бойких барынь в комедии и водевиле; особенно была неподражаема в ролях субреток (Дорина в "Тартюфе", Сусанна в "Свадьбе Фигаро"), + в 1860-х годах. - Ее дочь, Варвара Николаевна, служила украшением драматической сцены в периоде высшего расцвета отечественного сценического искусства, периоде, когда впервые были поставлены "Ревизор" и "Жизнь за Царя". В. Н. род. 1 апреля 1817 года; мать отдала ее в театральное училище, откуда она была, как и из пансиона, исключена за неспособность. Избрать для дочери другую карьеру было невозможно, и Александра Егоровна обратилась к известному артисту И. И. Сосницкому (см. это сл.), умоляя его взять дочь для приготовления к сцене. Дебютировала В. Н. в бенефисе Сосницкого 25-го января 1835 в старинной комедии Фавара "Солиман II, или Три султанши", в роли бойкой Роксаны - одалиски, пленившей султана. В. Н. пленила зрителей; ее красота, ловкость, прекрасная мимика, изящные манеры, приятный голос - все в ней восторгало своей необычайностью. Исполняя первые и трудные роли любовниц в драмах, комедиях и водевилях, она постоянно была любимицею публики. В. Н. нравились роли мальчиков и с переодеваньем (roles de travestissement), в которых она была удивительно ловка и мила своею игривостью. Играя очень часто, любя веселье, праздники, удовольствия всякого рода, молодая актриса не берегла себя. Слабое здоровье В. Н. не выдержало сценических трудов, оваций и поклонников, и после 6-ти лет сценической деятельности (+ 15 апреля 18 4 1 г.) преждевременно сошла в могилу, не устояв против сильной чахотки. Похоронена на Смоленском кладбище, близ церкви; на могиле ее сооружен по подписке красивый памятник.

Асень

(греч. Άσάνης, лат. Assanus) - имя, которое носило несколько болгарских царей. Первым из них был Иоанн Асень I, царствовавший с 1186 до 1195 г. и вместе с братом своим Петром освободивший Болгарию от византийского рабства, продолжавшегося полтораста лет. А. основал свою столицу в Тырнове, и после восстановления болгарского государства самым знаменитым его подвигом было взятие Средца. После убиения А. престол наследовал брат его Петр, а после него младший из братьев Калоян, который был убит 1207 г. своим племянником Борилом, захватившим власть в свои руки. Тогда сын Асеня I, имевший права на престол, Иоанн А. II, бежал в Русь и спустя 11 лет возвратился на родину, победил Борила и занял престол (1218-1241). При нем болгарское государство возвысилось до небывалого прежде могущества: он принял тогда титул "царя всем болгарам и грекам", и Болгария сделалась страшною даже для Византии, с 1230 г., после битвы при Клокотницы между Пловдивом и Адрианополем, где был побежден могущественный тогда царь эпирский Феодор; А. занял Македонию и Албанию; в 1236 он вместе с Иоанном, царем яикейским, осаждал Константинополь. А. прославился и внутренними реформами государства; болгарская легенда о нем говорит следующее: "Иоанн А., царь великий и благочестивый, сын старого Асеня, имевший великую любовь к Богу, прославивший и просветивший болгарское царство больше всех царей, прежде него бывших, соорудивший монастыри, украсив их златом и бисером и камнями драгоценными, и все святые и божественные церкви одаривший дарами многими, объявив им чистую свободу, и весь священнический чин: архиереев, иереев и диаконов наградивший великими почестями, но более всего прославивший себя тем, что с пламенным желанием обновил патриаршество болгарского царства". При сыне его Михаиле Асене (+ 1258) болгарское царство стало клониться к упадку благодаря трем причинам: влиянию Византии, богомильству и феодализму. В 1258 г. род Асеней в прямой линии прекратился, но их имя имело у болгар столько обаяния, что некоторые цари из других династий принимали его себе, напр. Константин А. (+ 1277), после которого Византия возвела на престол одного из боковых потомков Асеней - Иоанна Асеня III (1277-1280), и царь Иоанн Александр А. (1331-1365). Потомки Иоанна Асеня III составили долго существовавший византийский дворянский род Асанов, из которых последние жили еще в XVI в. в Константинополе.

Асепсис

(греч.) - в хирургии означает течение излечения раны, не сопровождаемое лихорадкою.

Асептика

- безгнилостный способ лечения ран, заключается в том, что ограждают свежую рану от попадания в нее возбудителей воспаления. А. следует отличать от антисептики (см.), которая имеет целью уничтожить возбудителей воспаления, уже имеющихся в ране, посредством определенных химических веществ, как карболовой кислоты, сулемы и др. При асептическом способе лечения ран пользуются исключительно обеспложенной путем кипячения водой; весь перевязочный материал и инструменты также обеспложиваются текучим паром или кипячением. А. применима до и во время операций на здоровых тканях, но неприменима там, где можно предполагать присутствие возбудителей воспаления в ране. А. обладает несомненными преимуществами перед антисептикой в смысле результатов лечения, а также потому, что при асептическом способе лечения ран не бывает отравлений, которые возможны при применении некоторых антисептических средств.

Асептин

- торговое название изобретенного Ганом в Упсале средства предохранения молока от скисания. Основа А. - борная кислота; на 1 литр молока употребляют 1 гран асептина.

Асептол

Асептол

- водный раствор ортосульфофеноловой кислоты, обладает, подобно фенолу (карболовой кислоте), сильными антисептическими свойствами и в то же время не ядовит и не производит раздражающего действия, свойственного обыкновенному фенолу. А. действует уже при разведении 1: 1000 и благодаря отсутствию ядовитых свойств с успехом применяется вместо карболовой и салициловой кислот при хирургических операциях, напр. при вскрытии брюшной полости.

Асессор

(лат., соответствует русскому заседатель) - так называлось в Древнем Риме должностное лицо, облеченное судебною властью. В императорский период это были советники императора, избираемые им из числа сведущих и опытных юристов; на обязанности их лежало давать заключения по сложным тяжебным делам. С течением времени из императорских А. образовался особый суд, известный под названием auditorium principis или auditorium sacrum. Из Рима звание А. перешло в средневековую Европу; здесь оно было присвоено членам резолюционных и заседательских судов. Во Франции некогда тоже существовал род А., сходных с римскими, но они продержались недолго. В Польше слово А. было выражением, весьма употребительным для обозначения разного рода должностей. Так, при всяком суде состоял assessor skrzynkowy - должностное лицо, принимавшее так назыв. пересуды, т. е. деньги, которые стороной, выигравшей процесс, вносились в пользу суда и хранились в особой кассе. Существовали еще т. н. асессорские суды, ведущие свое начало с XV в., когда в королевском суде начали принимать участие высшие сановники, которые имели только право совета королю, а так как они заседали вместе с королем, то и получили название асессоров; для короля их совет был необязателен. С течением времени король иногда давал полномочие асессорам судить процессы без его присутствия и таким образом в XVI в. возникли два рода судов: judicium regis proprium и judicium assesorium. Во времена Сигизмунда Августа был учрежден сеймовый суд, и тогда выработался точный порядок, что должно подлежать компетенции того или другого суда, причем А. суд назывался иногда канцлерским, так как вместо короля стали председательствовать в нем уполномоченные им канцлеры. А. судам подлежали дела, касающиеся: 1) привилегий, 2) апелляционных жалоб на городские суды, 3) королевских имуществ. В 1683 г. канцлер Велепольский и подканцлер Малаховский определили организацию и порядок судопроизводства асессорских судов; в 1764 г. суд этот признан безапелляционным и несколько позже, при Станиславе Августе, переменился его состав, так как в нем стали заседать двое из сената и четверо из дворян, но для решения дел достаточны были четыре лица с председателем. Судов этих было два: один - для Польши, другой - для Литвы; первый собирался в Варшаве, второй в Варшаве или в Гродно. Если король уезжал за границу, деятельность этих судов прекращалась, как и во время бескоролевья; ср. Освальд Бальцер, "Geneza trybunatu Koronnego" (Варшава, 1886). В новейшее время в некоторых немец. государствах название А. присвоено молодым людям, готовящимся к службе по административному или судебному ведомствам и сдавшим для того государственный экзамен.

В России звание А. было введено Петром I. В допетровской Руси организация государственного управления носила резкий характер неразвитости: должности военные не были отделены от должностей гражданских. Реформы Петра устранили этот существенный недостаток и ввели в России понятие о службе и чинах гражданских. Устраивая свои новые учреждения по шведскому образцу, Петр внес должность А. в штаты всех высших учреждений, начиная с коллегий и кончая Сенатом и Синодом. Должности этой соответствовал свой чин. По Петровской табели о рангах лицо, занимавшее известную должность, тем самым получало соответствующий чин, поэтому коллежский А. действительно был асессором в коллегии, но с дальнейшим развитием наших учреждений дело изменилось: чин отделился от должности. С упразднением коллегий звание коллежского А. было сохранено для обозначения известного чина, получаемого чиновником независимо от занимаемой им должности. В настоящее время кол. А. есть чин VIII класса, первый штаб-офицерский чин гражданской службы, соответствующий майору в военной. Чин этот до 1845 г. давал потомственное дворянство, а с тех пор дает только личное. Должность же А. в настоящее время существует в некоторых наших губернских учреждениях: в губернском правлении, в казенной палате, в управлении государственными имуществами - в каждом по одному. А. - младшие члены. Они присутствуют в общем собрании, но не имеют в своем управлении отдельной части; главным образом они употребляются для командировок, за отсутствием одного из членов занимают его место, при накоплении дел у членов председатель поручает им часть дел для производства. Должность А. - наименее устойчивая; неоднократно подвергалась она сокращениям. В 1876 г. министру внутренних дел предоставлено было по мере надобности и по его усмотрению упразднять должности А. в губернских правлениях.

Асизи или Ассизи

(Asisium) - город и резиденция епископа в итальянской провинции Перуджии, в 22 км к Ю. от Перуджии, на железнодорожной линии Перуджия - Рим, у южного склона горы Монте-Субазио, расположенный высоко и живописно над притоком Тибра - Киашо (Chiascio), 15963 жит. (1880). Город Асизи - место рождения римского поэта Проперция и родина св. Франциска, который здесь построил первый монастырь своего ордена. - Монастырь этот с тех пор считается первоклассным между прочими монастырями францисканского ордена и носит имя "Convento sacro". Долгое время он находился во владении миноритов, в настоящее же время упразднен. Монастырская церковь, выстроенная в готическом стиле немецким архитектором Якобом (начата в 1228 и окончена в 1253 г.), одна из самых замечательных в Италии; в раке покоится тело святого. Превосходные картины старинной школы, между которыми многие принадлежат кисти Чимабуэ и Джиотто, украшают церковь и галереи монастыря. Богато украшенная, с куполами, церковь S-ta Maria degli Angell (в 3 км от города) - произведение Виньолы (1569); в ней находится фреска Ф. Овербека. В 1832 г. обрушилась значительная часть церкви Sta Maria во время землетрясения, но была восстановлена в прежнем виде. Туда собираются массы богомольцев в начале августа. Из древностей в А. находится великолепный портик храма Минервы, равно как развалины и остатки акведука и этрусских городских стен.

Асизи Франциск

- см. Франциск Асизийский.

Асимметрическая система

- одна из шести кристаллографических систем, получившая свое название оттого, что для кристаллов этой системы нет направления, по которому плоскость, проведенная через кристалл, делила бы его на две симметричные части. Кристаллы асимметрической системы лишены симметрии и характеризуются тремя неравными осями, пересекающимися под косыми углами, почему эта система носит также название триклиноэдрической или трехклиномерной. Каждой плоскости соответствует лишь одна ей параллельная, другие от нее независимы. При рассматривании кристаллов одну ось всегда ставят вертикально; из двух боковых осей одна называется брахиосью, а более длинная макроосью. В асимметрической системе кристаллизуются натровые и натрово-известковые полевые шпаты, аксинит, дистен, медный купорос и т. д.

Асимметрия

- отсутствие симметрии (см.).

Асимметрия (хим.)

- см. Стереохимия.

Асимметрия|

(греч.) - отсутствие соразмерности; асимметрический - несоразмерный. Иногда под А. подразумевают в математике неизмеримость, иррациональность.

Асимптота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асимфония

(греч.) - недостаток в единстве, ансамбле; асимфонический - негармонический.

Асинарус

(Asinarus) - небольшая речка на юго-восточном берегу острова Сицилии, ныне Фиуме-ди-Ното или Фальконаре (в Сиракузской провинции), впадающая в море близ Ното. Знаменита поражением, нанесенным афинскому войску, предводимому Никием, в 413 г. до Р. Х. сиракузцами, которыми начальствовал Гилиппос. Воспоминание об этой победе сохранилось до настоящего времени, и в Сиракузах ежегодно справляется народный праздник Asinaria.

Асиндетон

(греч. несвязный) - так называется в грамматике и риторике такой способ выражения, при котором предложения или слова, не связанные союзом, совершенно понятны и без союза. Всего чаще это бывает при перечислениях, например: Демосфен, Эсхин, Лизий были великие ораторы. Как риторическая фигура, А. встречается при быстрой, пылкой речи - известный пример в изречении Цезаря "Veni, vidi, vici" (пришел, увидел, победил). - Противоположное этому понятие называется Полисиндетон.

Асинкрит

(Άσύγκριτος, Римл. XVI, 14) - апостол из числа семидесяти, из римских христиан, приветствуемый апост. Павлом в послании к Римлянам. По преданно, А. был епископом в Иркании Азийской. Память 4 января и 8 апреля.

Асир

также Ассер (евр. Ascher, т. е. счастливый, Felix) - сын Иакова и Зильпы и родоначальник названного по его имени израильского колена, область которого лежала к С. от Палестины, на берегу моря.

Асистолия

(греч.) - относительное бессилие сердечных сокращений; симптом, часто наблюдаемый во всех острых и хронических болезнях сердца.

Аскалон

(евр. Ашкелон, араб. Аскалан) - один из пяти филистимлянских главных городов в Палестине, между Газою и Асдодом, на берегу Средиземного моря, в местности, богатой виноградом, маслинами, орехами и гранатами. Он нередко упоминается в Ветхом Завете. Ионафан, из рода Маккавеев, дважды овладевал городом. Ирод выстроил там бани, дворцы и вырыл колодцы. А был центром культа Деркеты, т. е. Афродиты Урании сирийцев и палестинцев. Здесь у нее был храм и пруд с посвященными ей рыбами. Аскалонцы во все времена враждовали с иудеями и перенесли эту ненависть и на христиан, имевших здесь епископство от IV до VI века. При калифе Омаре А. принадлежал к числу более укрепленных городов Палестины. Им овладели мусульмане (638), и он оставался под их властью до 19 авг. 1153 г., когда взят был Балдуином III, королем иерусалимским. Еще ранее, 12 августа 1099 года, при А. крестоносцы одержали под предводительством Готфрида Бульонского победу над несравненно сильнейшим войском египетского султана. После битвы при Гиттине 1187 года сарацины снова овладели А. В 1191 г. он был взят Ричардом Львиное Сердце, а в 1192 г. вследствие условия мира, заключенного между христианами и мусульманами, укрепления А. были разрушены соединенными силами. С 1240-47 А. снова находился в руках христиан. В настоящее время А. необитаем и посещается только по причине развалин храмов, театров и монастырей. От А. получил свое название особый вид мелкого чеснока, разводившегося в прежнее время в его окрестностях (Ascalonitae, Echalottes).

Аскалоф

(Ascalophus) - род сетчатокрылых насекомых (Nearoptera), принадлежащий к семейству муравьиных львов (Myrmeleontidae); заключает много тропических и южно-европейских видов; в Средней Европе встречается только 1 вид - Asc. macaronius, по внешности напоминающий бабочку; усики булавовидные, крылья желтые с черным; длина 2 см. Личинка на лугах, походит на личинок муравьиных львов и питается тлями.

Аскан

(Ascan) - сокращение у натуралистов, означающее Петра Аскания (Peter Ascanius), известного зоолога, род. 1723, + в должности врача в Копенгагене 1803 г.

Аскани

- деревня Кутаисской губ., Озургетского уезда, к В. от города Озургети, близ реки Баквисцкали, дворов 144, жителей 948, 3 правосл. церкви и школа. Населена гурийцами. На неприступной скале, у подошвы горы Сареб в Самуменских горах, развалины крепости, построенной князьями Мучутадзевыми в XIV столетии.

Асканий

- Судя по преданию - сын Энея и Креузы, вынесенный на руках отца из пылавшей Трои. А. явился в Италию, где Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, и сделался наследником его царства. После Энея он принял правление и выстроил Альба-Лонгу, где царствовал после его смерти сын Лавинии (Эней) Сильвий, тогда как его собственный сын Юлий, предполагаемый родоначальник рода Юлиев, удовольствовался наследственным саном жреца. По другим преданиям, А. сам назывался Юлием.

Аскания, графство

(или Ашария, также Ашания) - прежнее немецкое графство и одно из древнейших владений ангальтцев, быть может, даже место их происхождения. Графство получило свое имя от крепости А., которая, если верить сказанию, основана еще в VI в., во время саксов, и находилась на З. от города Ашерслебена. Крепость и город были разрушены в 1140 г. при Альбрехте Медведе сторонниками гвельфов и вновь отстроены графом Балденштедским Отто Богатым в конце XII века. Генрих I, внук Альбрехта Медведя, титуловался князем Ангальтским и графом Ашарийским. При последовавшем в 1252 г. разделе ангальтских владений Генрих II получил Ашерслебен, Вегелебен и Гернроде и продолжал носить титул князя Ангальтского и графа Ашарийского, перешедший к сыну его Отто I и внуку Отто II. Род его угас в 1315 г., и графство перешло вместе с верховенством над городом Ашерслебеном к епископству Гальберштадскому, которое вопреки междоусобицам и неоднократным постановлениям рейхстага удержало его в своей власти. Князь же Ангальт-Бернбургский также присвоил себе титул графа А. и присоединил к своему гербу изображение медведя, а позже и шахматное поле, имеющееся в гербе города Ашерслебена. Крепость А., которую уже последний из графов А. завещал Михаэльштейнскому монастырю, потеряла свое военное значение после того, как город Ашерслебен в 1322 г. был снабжен рвами, стенами и башнями, пришла в упадок и была наконец продана городу Ашерслебену в 1444 г. Последний разорил крепость и занял часть ее площади городскою стеною. По секуляризации епископства после Вестфальского мира А. перешел к Бранденбургу, и Ангальтскому дому не пришлось получить за него никакого вознаграждения.

Аскания, озеро

(турецк. Ismik-ghiol) - самое обширное озеро в древней Мизии (Вифинии), нынешнем турецком вилайете Худавендиякар, получила свое название от Аскания, сына Энея. По берегам ее лежат развалины древних городов Никеи и Отрои.

Аскариды

(Ascans) - род круглых червой сем. Ascaridae, характеризующихся ртом, окруженным тремя губами и 2 спикулами у самцов. Наиболее известные виды: А. lumbricoides - паразитирует у человека; A mystax - у собак и кошек; A. megalocephala у лошади и др. A. lumbri c oides (детская глиста) живет в тонкой кишке человека, иногда в громадном количестве и достигает до 25 см. Заражение происходит яйцами без промежуточного хозяина (см. Глисты).

В. М. Ш.

Аскариды

(Ascaridae, или глисты) - семейство из класса круглых червей, названных так из-за формы их тела. От остальных кишечных глистов А. отличаются тем, что рот их окружен тремя губами. Тело их совершенно круглое, кожица плотная, эластическая, внутренности подвешены в полости тела, как в трубке. Полы раздельны, самец всегда несколько меньше самки. Последняя кладет огромное множество яичек, которые выносятся наружу вместе с испражнениями того животного, внутри которого живет аскарида. Каким образом происходит заражение глистами - до сих пор с точностью неизвестно, хотя существует предположение, что личинки аскарид попадают во внутренности человека или иных животных вместе с крахмалистыми растениями, на которых они живут в виде микроскопически малых червячков. С другой стороны, возможно допустить, что яички аскарид развиваются предварительно в т. н. промежуточном хозяине и лишь через него попадают в постоянного. Самый известный из видов аскарид есть аскарида или глиста человеческая (Ascaris lumbricoides), живущая в тонкой кишке преимущественно человека, но встречающаяся, впрочем, также у лошадей, рогатого скота и свиней. По наружному виду она напоминает дождевого червя, достигает в длину до 250 мм и причиняет глистную болезнь у детей. Припадки этой болезни, вызываемые аскаридой, редко бывают так сильны, как вызываемые ленточной глистой, притом же аскарида часто пропадает сама или, по крайней мере, легко может быть устранена соответствующею медицинскою помощью. Для удаления ее употребляют обыкновенно цитварное семя. Второй вид того же семейства есть острица детская (Oxyuris vermicularis), не превышающая в длину 9 мм и отличающаяся заостренным хвостом; она живет целыми тысячами в толстых кишках у детей, вызывая у них острый зуд и являясь причиной некоторых дурных привычек. Промывания и клистиры известковой водой или разбавленным уксусом убивают немедленно этих глистов.

Асквит Герберт-Генри

(Asqyith) - английский политический деятель. Род. в 1852 г.; состоит адвокатом в Лондоне. С 1886 г. член палаты общин. В рядах либералов он занял место на левом фланге, являясь решительным сторонником ирландского гомруля и социальных реформ и столь же решительным противником палаты лордов. В процессе Парнелля (1888 г.) он выступил его защитником. В 1892 г. после новых выборов А. внес в палате общин поправку к ответному адресу на тронную речь с выражением порицания министерству Салисбери. Поправка была принята; кабинет вышел в отставку. В новом кабинете Гладстона А. получил портфель внутренних дел и сохранил его при переходе премьерства к Розбери (1892-95). После новых выборов (1895) и сформирования кабинета Салисбери А. перешел в оппозицию. Оставаясь по целому ряду вопросов радикалом, он, однако, обнаружил склонность к империализму; вместе с Розбери и Греем был одним из вождей империалистского либерализма и находился в очень натянутых отношениях с остальною либеральною партией. Однако, когда Чэмберлен выступил со своей программой империализма и протекционизма, А. явился решительным противником последнего (протекционизма), вследствие чего опять занял очень влиятельное положение в либеральной партии.

В. В-в.

Аскелёф

Иоган-Кристоф. - шведский журналист; род. 13 февраля 1787, получил образование в Лунде и в 1805 со степенью доктора философии поступил в стокгольмскую королевскую канцелярию. Публицистическое поприще он начал изданием еженедельной газеты "Polyfem" (1809-12), которая преимущественно ратовала против шведской Академии и классицизма во французском вкусе. Он следовал за главною квартирою кронпринца, в 1813-14, в качестве гражданского чиновника. По окончании войны под руководством президента Бильберга А. занимался ликвидацией в местностях, где стояли шведские войска, а позже, начиная с 1819, ему поручено было регулирование померанских уделов. В то же время он издавал журнал "Lifvet och D ö den" (1815-16), а вместе с графом Шверином и генеральным директором Ливийном - другое политическое периодическое издание: "L äsning till utbredande of me dborgerliga Kunskaper" (1816-17). В 1829 А. предпринял издание еженедельной газеты "Den objudne G ä sten", которое с 1830 г. выходило под именем "Svenska Minerva" до самой его смерти. Газета всегда боролась с либеральным движением, представителем которого был "Aftonbladet". Начиная с 1840 года, когда власть перешла в руки либерального министерства, А. находился в рядах оппозиции. А. + 12 июня 1848 года. Остроумие, ирония, полемическая ядовитость и прекрасный слог характеризуют его статьи.

Аскеназ

- По библейской таблице народов (Бытие, X, 3) - армянский или соседний с Арменией народ, в котором желали видеть россемелькеров Гомера, скифских кочевников на киммерийском севере. Обозначение новейшими еврейскими писателями именем А. - Германии лишено всякого исторического основания.

Аскенази Симон

(Askenazy, род. в 1867 г.) - польский историк, профессор в Лембергском универс. Напечатал: "Die letzte polnische K ö nigswahl" (Геттинген); "Studja Historyczno-Krytyczne" (Крак., 1897); "Dzialalnosc Ministra Lubeckiego" (1897); "Ministerjum Wielhorskiego" (1898).

Аскетика

или Аскетическое богословие - см. Богословие.

Аскеты

(Аскиты) - в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в клире. Слово аскет, аскит, производное от άσκησις, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. Аскеты христианские были близки по упражнениям своим к еврейским ферапевтам, о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Истории церковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. И Иоанн Креститель, и Анна пророчица по роду жизни могут называться принадлежавшими к аскетам, но не к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. Ориген в трактате против Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался при Коммоде бывший епископ Антиохийский Серапион и мученики палестинские, до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки на бедных. Аскеты носили если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов (Синезий, послан., 146), с употреблением поверх другой одежды, плаща философов (pallium), так что если священники носили его, то, как говорили propter άσκησιν (Salmas. ad Tertullian. De Pallio III, IV). По этим признакам мы можем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, как замечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писатели оставили имена многих прославившихся в свое время аскетов между удостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: Лукиан, Петр Палестинский, Памфил, Селевкий, Иустин, Иоанн Египетский, Сульпиций Север, Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и св. отцы: Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Амфилохий Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, Мартин Турский и св. Антоний, считающийся насадителем монашества.

Аскии

не отбрасывающие тени. Под этим именем известны жители жаркого пояса, так как они в известное время года, а именно когда солнце находится в зените, не отбрасывают тени. Это явление замечается однажды в год у жителей местностей, лежащих под поворотными кругами, и два раза в год у живущих между поворотными кругами. Последние носят название амфискиев, то есть бросающих двойную тень, потому что в остальное время года они бросают двойную тень. Когда солнце находится на северной стороне экватора, то отбрасываемая жителями всей южной части тропиков (и той части северной половины, угловое расстояние которой менее, чем отклонение солнца) тень в полдень падает к Ю. Напротив, пока солнце находится на южной стороне экватора, тень жителей северной половины тропического пояса и северной части южной половины, лежащей к экватору ближе, чем угол отклонения солнца, - падает к С. В отличие от амфискиев, жителей умеренного пояса называют гетероскиями, или однотенными, так как тень, ими отбрасываемая в полдень, имеет постоянно одно и то же направление, а именно: в северных местностях она падает к С., в южных - к Ю. По взаимному отношению их называют также антискиями. Перискиями же называют жителей холодного пояса, так как они отбрасывают круговую тень в то время года, когда солнце у них не заходит.

Асклепиад, греческий врач

(греч. Άσκλεπιάδης) - знаменитейший из древних врачей этого имени. Родился в Прузе, в Вифинии. Он начал с ораторского искусства, но затем посвятил себя изучению медицины и практиковал с большим успехом в нескольких греческих городах, а позднее в Риме. Митридат напрасно старался привлечь его к своему двору блестящими обещаниями. В истории древней медицины А. был собственно основателем методической школы. Необходимыми условиями успешного лечения он считал быстроту, точность и применимость. Он отвергал употребление лекарств, предпочитая диету, перемену образа жизни и т. п. Патология его была основана на атомистической системе. Из сочинений его сохранились лишь отрывки, которые и были собраны Гумпертом (Веймар, 1794). Ср. Рено, "De Asclepiade medico ас philosophe" Пар., 1862). Небольшое ему приписываемое стихотворение, в котором говорится о гигиенических правилах ("Ύγιεινά παραγγέλματα", изд. Вельцем (Вюрцбург, 1841), относится к VII в. по Р. Х.

Асклепиад, греческий поэт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асклепиадеи

(Asclepiadeae) - семейство двудольных растений, заключающее в себе около 1300 видов, большая часть которых свойственна теплым странам обоих полушарий. Это многолетние травы, полукустарники, вьющиеся и ползучие растения, изредка деревья. Цветки правильные, обоеполые; венчик и чашечка почти раздельные, у многих родов имеется еще придаточный, также почти раздельный венчик; у всех по пяти тычинок и по два столбика, иногда с лопастным рыльцем. Плоды различные. Семена снабжены нередко длинным пучком белых волосков. Наши представители - многолетники с супротивными листьями и собранными в небольшие зонтики или полузонтики цветами.

Асклепиады

- члены семейств, имевших родоначальником Асклепия, или Эскулапа, и практиковавших лечение в посвященных ему святилищах. Это лечение состояло первоначально в религиозных и суеверных обрядах, как, например, инкубации (сон в святилище), посредством которой больные получали исцеление от самих богов, во время сна, причем жрецы толковали сны, а рядом с тем врачевали и лекарственными средствами. Таким образом, врачебные сведения передавались в этом семействе из рода в род, чему способствовали и составлявшиеся выздоровевшими пациентами таблицы, на которых описывались болезнь и способ излечения ее. Это практиковалось и в храме Эскулапа, на о. Тиверия, в Риме. Более знамениты А. были из Коса, Книда и Эпидавра. К первым принадлежал Гиппократ. А. уже с самых ранних времен делились своими знаниями с посторонними, которые к ним обращались, под условием, что они будут передавать эти знания лишь заслуживающим доверия лицам и не станут злоупотреблять врачебным искусством, к чему обязывались клятвой. В приписываемых Гиппократу сочинениях сохранилась формула такой клятвы под заглавием "Jusjurandum Hippocratis". С течением времени название А. усваивало все более общий характер, и его дают вообще врачам.

Асклепиас

(Asclepias L.) - род из семейства Asclepiadeae, заключающий в себе около 60 видов, большая часть которых живет в Северной Америке и Мексике. Все относящиеся сюда виды - травянистые растения с прямостоящим стеблем. Цветы собраны обыкновенно в верхушечные или пазушные зонтики с большим числом лучей, чашечка пятираздельная, венчик пятираздельный, правильный, часто с завернутыми долями; кроме того, имеется придаточный венчик из пяти отдельных мясистых придатков и пять скрытых в нем пыльников. Плоды содержат большое число семян с пучком длинных, шелковистых волосков. Много видов отличаются ярко окрашенными цветами, разводятся в садах, напр. A. syriaca L., североамериканский вид, выживающий у нас под открытым небом, не требуя особого ухода. В Западной Европе и в наших юго-западных губерниях производились опыты выделки из хохолка семян (и из стеблей этого вида) прядильного материала, но "растительный шелк" оказался материалом слишком малопрочным и хрупким, так что опыты разведения растения скоро бросили. С бумагой волоски также не поддаются выделке, так как при употреблении или при мытье они выпадают. Несколько более пригоден южно-американский A. curassavica L., хотя и этот вид дает чрезвычайно хрупкий материал. Впрочем, волоски различных видов употребляются для набивки подушек и пр. Белый млечный сок A. syriaca L. заключает в себе растворяющееся в эфире и кристаллизующееся тело, асклепион, применяемое в медицине. Asclepias Vincetoticum. L. - см. Винцетотикум оффицинале (Moench.).

Асклепиодор

- 1) афинский живописец, которого Плиний (кн. XXXV. Hist. Natur., гл. X, 36) находил искусным не менее Апеллеса, хотя он уступал последнему в пропорциональности частей фигуры. Так, например, у А. головы более значительного размера, чем требовал канон древнегреческой красоты форм. Самым известным произведением А. считали двенадцать божеств Олимпа, за которое тиран Мнасон заплатил ему 300 мин (т. е. 180 руб.). Мейер в "Истории искусства у древних" (т. II, стр. 172) приписывает А. сочинение трактата о живописи; - 2) скульптор; по Плинию (кн. XXXIV., гл. VIII. 19), отличался тем, что придавал выразительность лицам в фигурах философов (Каталоги Силлига и Юлия).

Асклепиос

- греч. имя Эскулапа (см. это сл.).

Асклетарион

- римский математик и астроном конца I ст. после Р. Х., предсказавший императору Домициану насильственную смерть и себе не менее печальную участь - быть съеденным собаками. Домициан, желая доказать на деле ложность предсказания А., приказал умертвить предвещателя судеб и затем сжечь его тело на костре. Но проливной дождь погасил пылавший костер, и труп А. был растерзан собаками. Предсказание А. относительно Домициана впоследствии действительно подтвердилось.

Аскназий

Исаак Львович - академик (с 1885 г.) исторической живописи; род. в Полоцке 1856, в 1874 г. принят в академисты, в 1880 г. был отправлен на четыре года за границу, в 1885 г. получил звание академика за картины "Палач, держащий голову Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне".

Аскназий Исаак Львович

(1856-1902) - исторический живописец. Учился в Императорской академии художеств в С.-Петербурге; за картины "Авраам изгоняет от себя Агарь" и "Блудница перед Христом", награжден золотыми медалями. Живя в Вене, начал, под руководством Макарта, картину "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную им в Риме. В Бродах делал этюды еврейских типов. Другие выдающиеся его произведения: "Моисей в пустыне" (в Третьяковск. гал., в Москве); "Игра в кости", "Скорбные вести", "Наступление субботы", "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствия родителей его и невесты", "Родители Моисея", "Утренний визит".

Аскогон

- орган сумчатых грибов, из которого развиваются аскусы, или сумки, и который считается некоторыми ботаниками за женский, оплодотворяемый орган (см. Оплодотворения у растений и таблицу Грибы I, фиг. 2, аs).

Асколи Грациадио-Исайя

(Ascoli) - итальянский лингвист; родился 16 июля 1829 от еврейских родителей, которые предназначали его к торговой профессии; позже занялся филологией и преимущественно сравнительным языкознанием. Уже на 16-м году напечатал труд свой о сродстве валахского и фриульского наречия. Главное сочинение его - двухтомное "Studii orientali e linguistici"", в котором он пытается доказать существование многих семитических элементов в этрусском языке, - доставило ему в 1860 г. кафедру экстраординарного профессора языкознания в Миланской академии, президентом которой он сделался впоследствии. А. написал, сверх того, "Studii critici" в 2-х томах, "Corsi di glottologia" (том I: "Fonologia comparata del sanscrito, del greco e del lat i no", Турин и Флоренция, 1870) и редактировал "Archivio glottologico italiano". А считается основателем и главным представителем в Италии арийско-семитической теории в языкознании. Почти все итальянские языковеды были его учениками: Гаспар Далл' Ока, Джузеппо Морози, Карло Джуссани и др. Им написано также сочинение о цыганском племени.

Асколи Чекко

(d' Ascoli), собственно Франческо Стабили - профессор астрономии в Болонье; родился во второй половине XIII столетия в г. Асколи. Обвиненный инквизицией в колдовстве, он был лишен кафедры 16 дек. 1324 г., отправился во Флоренцию и там поступил на службу герцога Карла Калабрийского. Но и здесь его продолжала преследовать инквизиция, которая наконец осудила его - 26 сент. 1327 г. он умер на костре. Им оставлен комментарий о сфере Сакробоско и дидактическое стихотворение "L'Acerba" (изд. в Венец. 1510 и позже).

Асколи, A. Piceno

(Asculum Picenum) - гл. г. и местопребывание епископа в итальянской провинции А. [215395 жит. (1881) на 2096 кв. км], в 5 км к Ю. от Анконы, на высоте 143 м н. ур. м.; имеет цитадель, несколько мостов, древнеримские ворота, множество монастырей, 11, церквей со старинною живописью. В А. 18140 ж. с общиною 23380 ж. (1881). Имеются фабрики изделий из майолики, стекла, воска, шелка сырца, а также кожевенные и железные заводы, шляпные и суконные фабрики. Находящаяся в 30 км от города гавань при впадении Тронто у Чивита Тронтино доступна только небольшим судам и потеряла свое значение со времени открытия железнодорожной ветви из Болоньи в Бриндизи. А. был главным городом и крепостью пицентинцев, позднее римскою муниципией.

Асколи, A. Satriano

(Asculum или Ausculum Apulum) - город и резиденция епископа в итальянской провинции Фоджии, на восточ. склоне Апеннин, в 65 км к В. от Беневента и в 33 км к Ю. от Фоджии, с которою связан желез.-дорож. ветвью; имеет 7874 жителей. Недалеко от этого города в 279 г. до Р. Х. Пирр, понеся значительный урон, одержал победу над римским консулом П. Сульпицием и П. Децием, после двухдневной битвы.

Асколин

(Glycerinum sulfurosum) - раствор сернистой кислоты в глицерине, рекомендуемый как средство против дифтерита; служит также для осветления вина, пива и фруктовых консервов.

Аскольд и Дир

Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир - два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что у Рюрика было двое "мужей", А. и Д., не родных ему, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим (есть известия, что А. и Д. оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил А. и Д., которые в обиде ушли). Завидев на Днепре городок Киев, плативший дань хазарам, А. и Д. остались в нем, собрав около себя много варягов, и начали владеть землею полян. Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад. По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком. А. и Д. стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться. А. и Д. воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами - древлянами и угличами, и с дунайскими болгарами. Имея в своем распоряжении немалое число ратных людей, А. и Д. с дружиной предприняли поход на Византию. Заветная мысль варяга исполнилась, и Русь оказалась у стен Царьграда, приплыв на 200 парусных ладьях в 866 г. Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах. Аскольдов поход не удался, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступничества Богородицы: поднявшаяся буря разбила русские ладьи, и остатки дружины возвратились со своими князьями назад в Киев. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа. Таким образом, этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией. В 869 г. + Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роду. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. с войском, составленным из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси и кривичей. Закрепив за собою Смоленск и Любеч, Олег прибыл в Киев, где княжили А. и Д. Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину свою и послал сказать А. и Д., что земляки их - купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними. А. и Д. пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им: "Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил: "вот сын Рюриков". А. и Д. были убиты и погребены на горе на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчанном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой. Относительно эпизода об А. и Д. некоторые писатели русской истории высказывают сомнения, как, например, Байер, Татищев и др. Д. Иловайский в своих "Разысканиях о начале Руси" (Москва, 1882 г.) полагает, что А. и Д. - продукт народной фантазии. Основывается Д. Иловайский на том обстоятельстве, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его; они рассказывают об обращении этих руссов, об их посольстве в Рим и Константинополь по вопросу о вере, о чуде с Евангелием, причем говорят постоянно об одном князе, а не о двух. Наши летописцы, говорит Д. Иловайский, рассказ о нападении на Константинополь в 866 г. целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена А. и Д. Очень может быть, что названия каких-либо киевских урочищ вроде "Аскольдова могила" и "Дирова могила" могли послужить основанием к сказанию об этих двух витязях, подобно тому, как название Киев, Хоревщина и Щековина послужили основою для легенды о трех братьях, когда-то княживших у полян. То обстоятельство, что на могиле А. поставлена церковь, а Дирова могила, как свидетельствует летописец, находилась за церковью св. Ирины, указывает, что А. и Д. были христиане. Шлёцер ("Oskold und Dir" и "Нестор", в переводе Языкова, т. II, 15) опровергает мнение предшествовавших ему писателей. Морошкин считал А. и Д. хазарскими воеводами.

Аскольд, остров

- остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. На нем, как и в Южно-Уссурийском крае, находится золото, которое самовольно разрабатывается китайскими беглецами (манзами). В 1868 г. здесь были кровавые стычки манзов с нашими войсками. Кроме золота, манзы добывают еще морскую капусту, т. е. морскую водоросль, идущую в большом количестве в Китай. Климат теплее, чем во Владивостоке, с октября по март средн. темп. года 4,8; января - 11,2; июля 18,6.

Аскольдова могила

- место убиения храбрых витязей Аскольда и Дира, на уступе Печерской возвышенности г. Киева, обращенном к В. Дир был погребен за Ирининским монастырем, а Аскольд - на месте его кончины. Местность эта с древних времен ограждена стеной, и здесь с издавна существует кладбище. Над самой могилой Аскольда, принявшего при крещении имя Николая, существовала небольшая деревянная церковь, взамен которой иждивением воронежского купца Мещерякова сооружена в 1809 году каменная церковь во имя св. Николая. Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведет спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила.

Аскомицеты

(Ascomycetes) - группа грибов, обнимающая большое число видов и распадающаяся на несколько семейств. Аскомицетные, или сумчатые, грибы отличаются от других грибов особенно тем, что споры их образуются свободно внутри сумчатых клеток, аскусов, причем протоплазматическое содержимое этих клеток распадается на несколько частей, которые вырабатывают оболочку и наконец выпадают из клетки в виде зрелых спор. Так образуются аскоспоры. Кроме них, у аскомицетных грибов появляются в некоторых случаях на концах особых конидиальных нитей так назыв. конидии, т. е. мелкие споры, и пикниды - замкнутые, обыкновенно бутылевидные плодоношения, в которых образуются споры, в большинстве случаев более крупные, чем конидии. Как аскоспоры, так и конидии и пикнидоспоры способны прорастать и снова давать грибные нити. Такое разнообразие спор свойственно, однако, не всем видам. В некоторых случаях образуются только одни аскусы, почему форма их и расположение служат главнейшим отличительным признаком отдельных семейств. Обыкновенно отличают 4 семейства: 1) Дискомицеты, у которых аскусы расположены на плодовых тельцах в виде диска или бокала. Сюда принадлежат, между прочим, некоторые съедобные грибы, напр. сморчок, затем многие паразитные грибки, напр. грибок, обусловливающий заболевание лиственницы и причиняющей иногда большие опустошения. 2) Пиреномицеты, у которых аскусы заключены в особых вместилищах (перитециях), сидящих на мицелии или по нескольку вместе на мясистом ложе, т. н. строме (stroma); к пиреномицетным грибам относятся многие паразитные грибы; так, между прочим, грибки медвяной росы, опасный грибок, обусловливающий болезнь виноградной лозы, спорынья на ржи и др. 3) Скрытно-сумчатые (Tuberaceae), y которых аскусы бывают обыкновенно заключены в подземных, клубневидных, иногда величиною с кулак, телах; сюда принадлежат трюфели, а по новейшим исследованиям также и самый обыкновенный плесневый грибок - Penicillium glaucum. 4) Лишаи. Существует ли у них половое размножение - точно не известно; во всяком случае, конидии и пикниды образуются бесполым путем. Некоторые наблюдения позволяют, однако, полагать, что у многих аскомицетов плодовые тела, в которых образуются аскусы, являются продуктом полового размножения.

Асконий

Квинт Педиан (Asconius) - римский писатель, написавший в I веке нашей эры биографию Саллюстия, сочинение, направленное против писателей, умалявших значение Вергилия, и превосходные комментарии к речам Цицерона, в которых он преимущественно обращает внимание на фактическую сторону, на хронологию и т. д. Сохранилось пять таких комментариев. Ему ошибочно приписывают и другие комментарии, но весьма возможно, что некоторые из отрывков его комментариев помещены в "Scholia Bobiensia". Все эти комментарии напечатал Орелли в издании Цицерона (6 томов, Цюрих, 1833). Отдельно напечатано пять несомненно принадлежащих А. комментариев, притом с лучшей рукописи и по новому просмотру Кисслингом и Шёллем (Берл., 1875). Ср. Мадвига, "De Q. Asconio Pediano" (Копенгаген, 1828).

Аскоспоры

- споры сумчатых грибов, развивающаяся внутри аскусов, или сумок (см. Сумка споровая).

Аскот

- известное место скачек в анг. графстве Бёркс в 9,5 км Ю.З. от Виндзора. Происходящие здесь ежегодно в Троицын день скачки считаются знаменитейшими в Англии, наряду с эпсомскими, ньюмаркетскими и донкастерскими. Они посещаются аристократией и королевской фамилией.

Аскоченский

Виктор Ипатьевич - журналист и писатель; родился 1-го октября 1820 года, + 18-го мая 1879 года; учился в Воронежской семинарии, к которой вполне приложима мрачная характеристика бурсы Помяловского, затем кончил магистром Киевскую академию в 1837 году и назначен бакалавром по кафедре патрологии; в 1846 оставил профессуру; в 1854 году он основал журнал "Домашняя беседа". - Напечатал: "Историю русской литературы" (крат. очерк, Киев, 1846); "Киев с древнейшим его училищем" (Киев, 1856); роман "Асмодей нашего времени" не имел успеха. Весьма любопытен его "Дневник". См. "Истор. вест.", ст. Ф. Булгакова (1882 г.).

Аскр

(Askr, Ask) - имя первого человека, по скандинавской мифологии. В Волюспе рассказывается, что три Аса - Один, Вили и Ве, по сотворении земли нашли два дерева - ясень (Askr) и ольху (É mbla), и сделали из них мужчину и женщину. Один вдохнул в них душу и жизнь, Вили - разум и движение, Ве - пять чувств. От Аскра и Эмблы произошло все человечество. Этот скандинавский миф сопоставляют с греческою легендою о Филемоне и Бавкиде.

Аскус

(Ascus, во множ. числе Asci), споровая сумка, споровая клетка - расширенная клетка лишаев и грибов, заключающая в себе споры, служащие для размножения этих растений.

Асламка

- название каботажного судна, строящегося в Астрахани и Царицыне. По местному преданию, название это происходит от татарина Аслама, великого мастера строить такие суда.

Асландуз

- брод через Аракс при впадении в нее речки Дара-Юрт. В 1812 г. генер. Котляревский в двухдневном бою (19 и 20 окт.) нанес около этого пункта совершенное поражение вдесятеро сильнейшим персидским войскам, бывшим под начальством Абас-Мирзы.

Асма

- дочь Мервана, еврейская поэтесса, во время Мохаммеда, в Аравии, бывшая женою араба-язычника. Ее сатиры на Мохаммеда, предупреждавшие соотечественников от присоединения к исламу, были столь сильны, что по наущению Мохаммеда она была умерщвлена Омаром.

Асмаи

(Абу-Саид-Абд-эль-Малек-ибн-Курейс) - наставник сыновей халифа Гарун-эль-Рашида и автор весьма популярного на Востоке романа "Антар"; род. в 738 г., ум. в 829 (824, 832). А. славился еще как грамматик; роман его представляет верную картину жизни бедуинов, переведен на все европейские языки, на русский - О. Сенковским ("Полное собр. соч." СПб., 1859 г.).

Асманит

В 1873 Маскелейн (Maskelyne) открыл в метеорите Брейтенбаха округленные бесцветные зерна кремнекислоты с блестящими плоскостями. Приняв ее за новую разность кремнекислоты, кристаллизующуюся в ромбической системе, он дал ей особое название "асманит" (от индийск. слов a-sman, т. е. громовая стрела). Впоследствии оказалось, что считавшиеся за асманит кристаллы принадлежат тридимиту - довольно распространенной диморфной разности кремнекислоты. Таким образом, название "асманит" должно быть исключено из минералогической терминологии как совершенно лишнее.

Асмансгаузен

- деревня в рейнском участке прусского округа Висбадена, на правом берегу Рейна, на северо-запад. склоне Нидервальда и на железной дороге Франкфурт - Оберланштейн, с 772 жит.; обязана своею известностью вину, получаемому из близлежащих виноградников. Асмансгаузенское вино бывает красное и белое; но первое далеко лучше второго. Это вино, добываемое из небольшой бургундской лозы, имеет своеобразный ярко-красный цвет и отличается редким прянистым вкусом и крепостью. Свое качество оно сохраняет, однако, не долее трех или четырех лет; затем оно год от году ухудшается вследствие осаждения его красящего вещества. Несколько ниже деревни находится горячий источника, при котором с 1876 г. устроено купальное заведение.

Асмара

- главный пункт итальянской колонии в Африке Эритреи, в 70 км к ЮЗ от Массовы, на высоте 2438 м над ур. моря. Сильный форт. Белого населения 600 чел.

Асмодей

(собственно Ашмедай, то есть искуситель) - злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название - "Разговор Соломона с Морольфом", и восточной - "Сказание о Соломоне и Китоврасе". Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый А.: в 1-й - под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й - под названием Китовраса, что произошло от греческого слова κενταυρός, что в свою очередь образовалось от санскритского Gandharva. См. Китоврас, Морольф.

Асмуд

- кормилец Святослава Игоревича; в войне с древлянами он действовал в качестве воеводы.

Асмус Георг

(Asmus) - немецко-американский поэт (1830-92), инженер по профессии. Большим успехом среди американских немцев пользовалось его послание в стихах "Amerikanisches Skizzenb ü chelche" (1875), написанное на верхнегессенском диалекте. Написал еще "Camp Paradise" (1877) и "Gredichtb üchelchen" (1891).

Асмуссен Георг

(Asmussen, род. в 1856 г.) - нем. писатель. Напечатал: "Die Bibel und die Alkoholfrage" (1895; 2-е изд., 1900); "Ein Vorurteil" (Цюрих, 1896); "Wider den Strom" (1899; 2-е изд., 1900); "Eine weitverbreitete Krankheit" (Гамб., 1901; 2-е изд., 1902); "Eine Idee" (1902; 2-е изд., 1903).

Асниковский

Иван - польский актер и драматический писатель; родился 1800 г., + 1849 года; исполнял комические роли, главным образом, в виленском, краковском и львовском театрах; оставил после себя несколько забытых теперь комедий и переводов с французской и немецкой литературы.

Аснык

Адам - известный современный польский поэт; род. в Калише, где кончил гимназию, затем изучал медицинские науки в Варшаве и Бреславле, наконец поступил на философский факультет в Гейдельберге, где занимался политической экономией и получил степень доктора; теперь живет в Кракове, в последнее время выбран послом на сейм. Его литературная деятельность начинается в 1864 г. До сих пор появились 4 тома его стихотворений, по большей части мелких произведений, отличающихся артистическим вкусом, остроумием, тонкой иронией, смешанной с меланхолическим оттенком, иногда придающим его сочинениям пессимистическую окраску. Из драматических сочинений самыми известными являются трагедии "Kola Rienzi" (1874) и "Kiejstut" (1878).

Асодический

(греч.) - связанный с отвращением или тоскою.

Асока Пийядази

- знаменитый властитель индийской династии Маурья, царствовавший в III веке до Р. Х. Ему присвоено прозвище Пийядази, т. е. любвеобильный. Резиденция его была Паталипутра, на берегу Ганга, в стране Магадха, но господство его распространялось на большую часть Индостана. Особенно замечателен своим отношением к буддизму, который он распространил в своих владениях и при посредстве сына своего Магендра ввел на о-ве Цейлоне, где начиная с половины III века находился главный центр этой религии. А. оставил множество надписей в разных частях Индии. Эти надписи представляют важнейший источник для изучения древнейшего развития народных диалектов. Ср., в особенности, Куннингама: "Corpus inscriptionum indicarum" (т. 1, Калькутта, 1877).

Асока, дерево

(Jonesia Asoka Roxb.) - ост-индское дерево из семейства бобовых (Leguminosae), или мотыльковых (Papilionaceae), с удивительно красивыми цветами; играет роль в сказаниях индийских поэтов; так, существует сказание, что А. цветет от прикосновения ноги девушки.

Асоло

(в древ. Ацелум) - старинный город в итальянской провинции Тревизо, в 30 км к С.З. от города Тревизо, живописно расположенный на холме, окружен стенами и башнями, имеет церковь с хорошею живописью, развалины древних бань и водопроводов. Жит. 1715 (1881), в общине - 15203. В ратуше находятся две первые статуи Кановы (Орфей и Эвридика).

Асоматофиты (ботан.)

- организмы, у которых нет разделения на рабочую (соматическую) часть и на элементы воспроизведения (асоматическая часть). У А. все клетки их тела способны стать элементами воспроизведения, обладают, следовательно, потенциальным бессмертием. К А. принадлежат бактерии, большинство сине-зеленых водорослей, конъюгаты и все вообще одноклетные растительные организмы.

Асопиос

Константин - греч. ученый, профессор греческого языка Афинского университета (род. 1791), один из видных бойцов за возрождение Греции. Участвовал в издании "Литературного Гермеса", "Ионической антологии", издал несколько исследований по греческой филологии: "Греческие уроки" ("Τραικικά μαθήματα", Венеция, 1817), "История греческой литературы" (Афины, 1851) и др.

Асопус

или Асопос - название нескольких речек в Древней Греции, в Арголиде, Виотии и пр. Греческая мифология обобщила все эти реки, создав бога Асопоса, легенда о котором слагалась разнообразно. Более известно сказание об Асопосе Виотийском, дочь которого Эгина была похищена Зевесом. Так как Асопос собирался при помощи коринфского царя Сизифа отнять ее у Зевеса, то он на своем ложе был поражен громом: вот почему в этой реке находили погасшие уголья.

Асп

(Vallé e d'Aspe) - густонаселенная и знаменитая своею живописностью долина на северной стороне Пиреней, во французском Нижнепиренейском департаменте. Здесь находится множество минеральных источников. Долина простирается от Пик д'Асп (2500 м) к С. между возвышающимися до 1800-2800 метр. горами почти до Олорона. Имеет 54 км в длину, 18 в ширину и перерезывается рекою Гав д'Асп. Древнеримская дорога ведет из долины в Испанию, мимо Пик д'А., через Col de Somport (1649 м) и Арагонскую долину. Население доходит до 12000 жителей, которые почти исключительно занимаются скотоводством. Главные центры здесь: Арро, Лурб, Эско, Сарранс, Беду, Акку, Этсо, Урдо с висящею на скале крепостью. В селении Осс находится протестантская община с 150 жит., единственная оставшаяся во Франции после отмены Нантского эдикта. Долина А. в средние века составляла маленькую республику под покровительством князей Беарнских и сохранила многие льготы и после присоединения к Франции.

Аспазиолит

- одно из названий псевдоморфоз по минералу кордиериту. Встречается в Kragerц в Норвегии.

Аспазия

- одна из знаменитейших женщин Древней Греции; род. 470 до Р. Х. в Милете, дочь Аксиоха, переселившегося в Афины, где она искала общества замечательных людей, которых было так много в век Перикла. А. отличалась красотою, грацией, природным умом и значительною образованностью. Дом ее в Афинах был сборным местом влиятельных и замечательных по уму и дарованиям людей, которые даже приводили к ней своих жен, что было совершенно не в нравах того времени. Сократ часто посещал А. Периклу она внушила прочную привязанность. Он расстался со своею первою женою и женился на А. (445 до нашей эры). Правда, насмешка не щадила А. Ее называли Герой Олимпийца-Перикла, а также Омфалой и Деянирой нового Геркулеса. Политические противники Перикла взводили на нее, вообще, многие обвинения; так, например, ей приписывали войну между афинянами и жителями о-ва Самоса. Аристофан обвинял ее в том, что Пелопоннесская война загорелась вследствие похищения мегарцами некоторых из ее служанок. Фукидид вовсе не упоминает об А. Не осмеливаясь нападать на самого Перикла, противники его устами комика Гермиппа (432) обвинили А. в непочитании богов. Перикл выступил ее защитником и обезоружил судей. По смерти Перикла А. вышла замуж за народного вождя Лизикла, который достиг значительного влияния, но вскоре умер. Дальнейшая судьба А. неизвестна. Имя ее было так знаменито, что сардский царь Кир назвал Аспазией свою, также отличавшуюся умом и красотою, фаворитку - фокеянку Мильто. Ср. Ф. Якобса, "Beitr ä ge zur Geschichte des weiblichen Geschlechts" в его "Vermischte Schriften" (4 т., Лейпциг, 1840); Филейль (Fil leul), "Histoire du Siècle de Périklè s" (2 т., Париж, 1873); Ад. Шмидт, "Pericles u. sein Zeitalter", в его "Epochen und Katastrophen" (Берлин, 1874); его же, "Das Periklesche Zeitalter" (2 т., Йена, 1877-79).

Аспалатус

(Aspalathus L.) - богатый видами южно-африканский род кустарников из семейства мотыльковых, с простыми или тройчатыми листьями, обыкновенно желтыми, одиночными, в пазухах листьев, или собранными в головки цветками и односемянными, продолговатыми, часто кривыми бобами. Некоторые виды, напр. А. ciliaris L., pedunculata Herit., ericaefolia L., argentea L. и др., часто разводятся в оранжереях. Требуют боровой земли, размножаются семенами и черенками. Под названием аспалатового дерева встречается в продаже дерево Aquilaria, также оливко-зеленое, с свежими темными полосками, чрезвычайно плотное и твердое дерево (зеленое эбеновое) вест-индского Brya Ebenus DC., принадлежащего к семейству мотыльковых.

Аспанада

- см. Испагань.

Аспарагин

- амид аспарагиновой кислоты (C 4H8N2O3 + H2 O). Образуется в растениях при процессе распада белковых веществ. В наибольшем количестве он находится в проросших в темноте бобовых растениях, особенно в Lupinus luteus. Одни из азотистых продуктов распада белковых веществ в растениях относятся к первичным, другие ко вторичным, т. е. к таким, появление которых находится в связи с дальнейшими синтетическими процессами. К числу первичных продуктов относятся тирозин и лейцин, появление которых обуславливается действием на белки находящихся в растениях протеолитических ферментов. К числу вторичных относится А., образующийся из первичных продуктов. Так, в ростках Lupinus loteus удается обнаружить тирозин и лейцин только на первых стадиях развития, на следующих же появляется почти исключительно А. Количественное определение аспарагина производится по способу Саксе, который основан на свойстве А. распадаться при продолжительном кипячении с соляной кисл. на аспарагиновую кислоту и хлористый аммоний:

C4H8N2O3 + НСl + Н 2 О = C 4H7NO4 + NH4Cl.

Следовательно, половина азота, бывшего в А., при этих условиях переходит в аммиачную соль. Затем определяют количество азота в образовавшемся аммиаке по одному из существующих способов и, помножив полученное число на 2, получают, сколько было азота в А. При микрохимических исследованиях употребляется способ Бородина. Разрез растения помещается в капле спирта, покрывается покровным стеклом и оставляется, пока спирт не высохнет. Дальнейшая обработка основана на неспособности кристалла данного вещества, например А., растворяться в насыщенном растворе того же самого вещества. Если в ткани, из которой был приготовлен разрез, находился А., то после обработки спиртом получаются под покровным стеклом кристаллы его. В насыщенном растворе А. эти кристаллы не растворяются. Если же выкристаллизовавшееся тело не А., то в растворе А. оно сейчас же растворится.

В. Палладин.

Аспарагин, или амидосукцинаминовая кислота

- кристаллическое вещество, найденное в 1805 г. Вокеленом и Робике в ростках спаржи; оно содержится не только в этом растении, но вообще значительно распространено в растительном царстве и представляет, по всей вероятности, постоянную составную часть вещества растений, как продукт изменения растительного белка. Присутствие А. доказано в прорастающих семенах, причем растительный белок, по всей вероятности, переходит в это соединение во время своего перемещения из хранилищ питательного материала в места потребления. Состав его, определенный Либихом, отвечает формуле C 4 Н 8N2O3+H2 O, по химическому же строению, А. представляет неполный амид аспарагиновой или амидоянтарной кислоты, т. е. амидосукцинаминовую кислоту, рациональная формула которой

Аспарагин, или амидосукцинаминовая кислота

(Кольбе). Удобнее всего получать А. из молодых ростков фасоли, вики, гороха; такие ростки, вышиной в 60-70 см, разрезывают, выжимают, полученный сок кипятят до свертывания белка и затем фильтруют. Из сгущенного фильтрата А. выделяется в виде кристаллов; эти последние отделяют от маточного раствора и перекристаллизовывают из горячей воды. Искусственно А. получают при действии аммиака на моноэтиловый эфир аспарагиновой кислоты. А представляет превосходные, прозрачные, бесцветные ромбические кристаллы с левыми гемиэдрическими площадками, содержащие 1 частицу кристаллизационной воды, удаляющейся при нагревании до 100° Ц. А. легко растворим в горячей воде: на 1 ч. его, при 100° Ц., идет 1,89 ч. воды, а при 0° - 105,26 ч.; не растворяется в холодном, абсолютном алкоголе и эфире; растворы оптически деятельны, а именно обладают левым вращением. При кипячении с сильными щелочами или кислотами А. распадается на аммиак и аспарагиновую кислоту C2H3(NH2)(СОНО) 2; при обработке азотистой кислотой меняет обе группы NH 2 на водные остатки и переходит в яблочную кислоту; при брожении дает янтарно-аммиачную соль C 4H8N2O3 + H2O + H2 = C4H4O4(NH4)2; образует со щелочами и с кислотами иногда прекрасно кристаллизующиеся соединения. Несколько лет тому назад (в 1886) итальянский химик Пьютти выделил из маточных растворов обыкновенного, левовращающего А. правовращающий изомер, по своим химическим свойствам тождественный с открытым ранее, дающий совершенно те же производные, как и этот последний (за исключением способности их вращать плоскость поляризации в обратную, правую, сторону на то же число градусов). Полученная из него правая аспарагиновая кислота дает с прежде известной левой кислотой недеятельную аспарагиновую кислоту, тождественную с открытой ранее Дессенем. В тех же условиях, т. е. совместной кристаллизацией, не удается получить из правого и левого изомеров недеятельный аспарагин; этот последний Пьютти синтезировал из кислого эфира аспарагиновой кислоты состава COOC 2H5-CH-NH2-CH2 -COOH и назвал его α-аспарагином (в отличие от деятельных β-аспарагинов, правого и левого). Пьютти придает α-аспарагину формулу CONH 2-CH, NH2-CH2 -COOH, а β-аспарагинам - CONH 2-CH2CHNH2 -COOH. Эти последние представляют, таким образом, физические изомеры; из них левый имеет уд. вес 1,548 и безвкусен, правый же обладает сладким вкусом, немного более растворим в воде; уд. вес его 1,528; кристаллическая форма совершенно тождественна с кр. формой левого А., только кристаллы обладают не левыми, а правыми гемиэдрическими площадками, как это обыкновенно наблюдается в подобных случаях.

Аспарагиновая кислота

- см. Аспарагин.

Аспарагус

(Asparagus L.), спаржа, холодок - род из семейства лилейных (Liliaceae). Виды его - многолетники с ползучим корневищем, или прямостоящие, или же лазящие полукустарники и кустарники, иногда вооруженные крепкими колючками. Первые листья их всегда в виде пленчатых чешуек, позднейшие - линейные или нитевидные, мягкие или жесткие, даже колючие, всегда в пучках. Цветки одиночные или пучками по бокам ветвей, обоеполые или, вследствие недоразвития, двудомные; околоцветник колокольчатый. Из трехгнездной верхней завязи развивается шаровидная многосемянная ягода. Большинство видов растут в Азии. В Западной Европе и в России встречается дико обыкновенная спаржа, A. officinalis L., всюду разводимая в садах. Из кустарных видов чаще других попадаются в Южной Европе A. acutifolius L., с лазящими стволом и ветвями и листьями в виде игл; A. albus L., с белыми колючими ветвями. Замечателен растущий в Испании и Греции вид A. horridus L., сильно колючий, лишенный листьев кустарник, молодые и сочные побеги которого употребляются в Южной Испании и на Балеарских островах в пищу. Во всех видах, особенно в сочных побегах разводимой спаржи, встречается (впрочем, также и во многих других растениях) т. н. аспарагин (см. это сл.).

Аспарух

или Исперих - предводитель болгар VII ст. Сведения о нем дают только византийские историки. Он создал поселение болгар между Днестром, Дунаем и Черным морем. В конце VII в. он перешел Дунай, проник до Варны и создал там Болгарское царство; царствовал с 640 до 700 г. Преемником его был Тервель. Греки называют его Испери (Иречека, "История болгар", 1878).

Предыдущая страница Следующая страница