Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 66, Афр - Ахр)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 66, Афр - Ахр)

Предыдущая страница Следующая страница

Афродизиазм

или афродизия— любовная похоть.

Афродизиаки

(Aphrodisiaca, греч.)— средства, имеющие свойство искусственно возбуждать или усиливать половое чувство. Это достигается или психическим путем, действием на воображение, или физическими средствами, опьяняющими напитками и раздражениями. К последнего рода А. принадлежат острые вещества, содержащие кантаридин и производящие воспаление мочеиспускательного канала (шпанские мушки, майские жуки, diabolina). С этой же целью прежде употреблялись пряности (шафран, инбирь, корица), а также мускус и мирра. Все эти средства вредны для здоровья, в особенности острые и наркотические вещества, из которых, надо думать, состояло в старину большинство любовных напитков.

Афродит

— белый землистый минерал, близкий к так наз. "морской пенке", встречающийся в Lеngbanshyttan в Швеции.

Афродит

— индивидум, у которого половые части или совершенно не развиты, или находятся в таком зачаточном состоянии, что нельзя разобрать, к какому он полу принадлежит. Совершенная бесполость — афродитизм (criptogamia), наблюдается только у таких уродов, у которых нет нижней половины тела. В настоящее время слово А. употребляется только в соединении с другими, см. Гермафродитизм.

Афродита

— греческое имя Венеры (см. это сл.), богини любви, называется иногда также Афрогенеей, родившейся из пены морской. Афродизии — праздники в честь А., устраивавшиеся во многих местах Греции и М. Азии, особенно на Кипре.

Афродитиана

— апокрифическое сказание о поклонении восточных волхвов Спасителю, по пергаменной рукописи XIII в., издано Тихонравовым в "Памятниках отреченной русской литературы". Об этом сказании говорит Максим Грек, что оно у некоторых православных "честно и прелюбимо".

Афроесса

— остров, см. Санторин.

Афросиаб

— древнее городище близ г. Самарканда, основание коего приписывается царю Турана А.-бу. При раскопках здесь были находимы монеты греко-бактрийского периода, бронзовые зеркала, погребальные урны и т. п.

Афросидерит

— минерал, представляющий по составу алюмосиликат из группы лептохлоритов. Содержит 24—27% SiO 2, a также значительные количества FeO и Fе 2 О 3. Встречается в добычах красного железняка близ Вейльбурга (в Нассау) и в граните близ Стригау (в Силезии).

Афтафа

или абтаба— медный кувшин, употребляемый мусульманами для омовения.

Афтит

— особая золотообразная лигатура, принятая у франц. ювелиров; состоит из 800 частей меди, 170 золота, 25 платины и 10 частей вольфрамовой кислоты.

Афтонгия

(греч.)— поражение речи, проистекающее от судорог языка.

Афтоний

(Aphtonius) — знаменитый ритор конца III и начала IV ст. после Р. X.; его "Προγυμνάςματα " долгое время были полагаемы в основу обучения риторике. Особенно пользовались известностью задачи (письменные упражнения на определенную тему по определенному плану — χρεια, названные по его имени "Chria Aphtoniana". — Сочинение А. впервые было издано в "Collectio rhetorum graecorum" Альдусом (Вен., 1508), исправлено в сборнике Вальца, "Rhetores graeci" (т. 1; 2 т. был издан Спенгелем), и потом несколько раз было перепечатываемо; хорошее издание Пецгольда (Лейпциг, 1839).

Афты

— болезнь полости рта у человека, см. Плесневица.

Аффартодокеты

(αφθαρτος — нетленный) — приверженцы монофизитства в VI в., называемые также фантазиастами. Согласно с учением своего главы, епископа Юлиана Галикарнасского, они приписывали Иисусу Христу лишь кажущееся тело, которое поэтому не могло подлежать тлению. Одно время они имели сильных защитников; императором Юстинианом был издан указ в их пользу (563 г.), но они сами запутались в тонкостях своего учения, и секта не имела широкого распространения.

Аффект

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аффектация

— так называется неестественность, искусственность в обращении или речи. Путем А. стремятся, с целью произвести желаемое впечатление, представить внешним образом такие чувства, которых на самом деле в данный момент не испытывают. Так, напр., оратор прибегает к А., если, желая потрясти своих слушателей, выражснием лица, жестами, тоном голоса изображает негодование или какое-нибудь другое чувство.

Аффекты

— см. соотв. статью. Ср. Wundt, "Grundz ü ge der physiolog. Psychologie" (5 изд.); K ülpe, "Grundriss der Psychologie"; Ebbinghaus, "Grundzüge der Psychologie"; Ribot, "Psychologie des sentiments"; Jodl, "Lehrbuch der Psychologie"; Lange, "Ueber Gemüthsbewegungen"; Mosso, "La peur"; Nahlowsky, "Das Gefühlsleben"; Lehmann, "Die Hauptgesetze des menschlichen Gefühlslebens".

Аффекционный интерес

— обозначает в юридическом смысле разницу между рыночной ценой вещи или услуги и ценой, которую придает им собственник на основании субъективной оценки, напр., в силу связанного с ними воспоминания. Эту последнюю цену называют аффекционной ценой (pretium affectionis). А. (субъективный) интерес не имеет обыкновенно никакого значения при возмещении ущерба, если в законах данного государства нет на то особых указаний. Прусское законодательство предоставляет право требовать возмещения аффекционного интереса при умышленном повреждении. В нашем законодательстве встречаются указания об обязанности возмещать А. интерес при недобросовестном владении или умышленном повреждении.

Аффенталь

(Affenthal)— деревня в Баденском округе, на расстоянии 8 км на ЮВ от Бадена, считает 340 жителей. В его окрестностях выделывается красное вино (Affenthaler), весьма ценимое знатоками за его нежный и приятный букет.

Аффидавит

(Affidavit, от affido в средневековом юридическом языке: клятвенно удостоверяю) — так называется в английском и американском судебном языке удостоверительный документ, заключающий в себе изложение фактической стороны дела и клятвенное подтверждение истинности этого изложения со стороны лица, дающего показание (the deponent). Документ этот начинается надписью с обозначением суда, ведению которого подлежат изложенные в этом документе факты; далее, точно определяется лицо, дающее показание, означением его имени, фамилии, звания и места жительства. После этого вступления следует само изложение, которое должно заключать в себе лишь ясное и определенное указание фактической стороны дела, без каких-либо выводов и заключений. Высказывать свои мнения и предположения допускается исключительно в том случае, когда лицо не может ничего сообщить о фактическом положении дела. Показание подписывается собственноручно давшим его лицом или, по крайней мере, скрепляется тремя крестами, передается подлежащему судебному должностному лицу и подтверждается принесенной в его присутствии присягой. Должностное лицо присоединяет свою заметку о том, кем, где, когда и в чьем присутствии была принесена присяга, и тем придает документу законную силу. Особенно часто применяется А. в морском судопроизводстве, причем в этих случаях присяга приносится обыкновенно в присутствии консула.

Аффилированные

— т. е. усыновленные, принятые в качестве сыновей или дочерей (от средневекового affiliare) — так в католической церкви называются миряне, которые присоединяются к монашескому ордену, с целью вести смиренную, богомольную жизнь, не обязываясь, однако, в точности соблюдать все правила монастырского устава. У иезуитов обыкновенно предписывалось аффилированным проводить в гражданском обществе интересы их ордена, ввиду чего институт аффилиации получил другое, весьма неблагоприятное для него значение. У франкмасонов ложа называется аффилированной, когда она присоединяется к большой (главной) ложе; отдельный франкмасон аффилируется, когда он принимается сочленом другой ложи, не той, в которую он первоначально поступил.

Аффилированные общества

— так назыв. те политические единения, которые связаны между собой общим центральным учреждением с тем, чтобы, действуя одновременно в нескольких местах, добиться большего успеха общего дела. Эта организация и была, преимущественно, главным орудием, доставившим парижскому клубу якобинцев господство над Францией. См. Политические общества.

Аффинирование

(от франц., сл. affiner)— так называются известные металлургические процессы, с помощью которых металлы освобождаются от посторонних примесей (очищаются) и получаются в более или менее чистом состоянии. Чаще употребляется термин рафинирование. А. называется обыкновенно отделение обоих благородных металлов, золота и серебра, из их сплавов; в житейском употреблении А. не обозначает, однако, всех методов очищения золота и серебра, но главным образом особый способ отделения золота и серебра, предложенный в 1802 году Шраубертом в Москве и примененный д'Арсэ. Способ этот основан на окисляемости и растворимости серебра в концентрированной серной кислоте и на неизменяемости золота в этой кислоте. Для растворения сплава служили раньше платиновые сосуды, в настоящее же время для этой цели употребляют литые железные и фарфоровые сосуды. В этих сосудах обливают по возможности измельченный (гранулированный) сплав серной кислотой и нагревают до тех пор, пока серебро и медь (которая может быть в сплаве) не растворятся. Не растворившееся золото после высушивания прокаливают с небольшим количеством селитры. Осаждение серебра из раствора производится металлической медью. Остающийся медный раствор при посредстве испарения и кристаллизации перерабатывается в медный купорос.

Аффирмация

(лат.)— собственно укрепление — подтверждение, утверждение; отсюда аффирмативный — утвердительный. Слова эти употребляются преимущественно в логике с целью отличить утвердительные (положительные) суждения от отрицательных (негативных).

Аффр

(Affre, Дени-Август)— архиепископ парижский, известный своей мученической смертью; род. 27-го сентября 1793 г. в г. Сен-Ром де Тарн, в Авейронском департаменте, поступил юношей в Духовную семинарию Сен-Сюльпис и, по окончании своего богословского образования, отправился в качестве профессора в Нантскую семинарию, но вернулся обратно в Сен-Сюльпис, где в 1818 году, по принятии священства, назначен профессором догматики. Вследствие болезни, он принужден был оставить профессуру в 1820 году и получил почетное место (aum ô nier) в Воспитательном доме в Париже, но затем в 1821 г. определен был главным викарием в Люсон, в 1823 г. в той же должности в Амьен, в 1834 г. — кафедральным настоятелем и почетным викарием в Париже. Благодаря сдержанности его характера, правительство Людовика-Филиппа назначило его архиепископом парижским. По вопросу о преподавании он имел столкновение с правительством в 1846 году; 25-го июня 1848 года он отправился со своими двумя викариями на Бастильскую площадь, чтобы убедить находившихся там инсургентов сложить оружие, но внезапно был тяжело ранен выстрелом из ружья и ум. 27 июня. А. написал много богословских сочинений и одно "О гиероглифах".

Афцелиус

— известны трое:

1) Адам А., род. 7 октября 1750 г. в деревне Ларфе, в Вестергетланде, в Швеции, ученик Линнея, был назначен в 1785 г. демонстратором ботаники в Упсале; в 1792 г. он отправился с естественно-научной целью в английскую колонию Сьерра-Леоне в Африку, где он потерял все свои коллекции, вследствие нападения и грабежа в колонии, произведенного французами. После возвращения, в 1799 г. стал академическим преподавателем и получил в 1812 г. профессуру Materia medica. Ум. 30 января 1837 г. Как писатель, А. известен многими своими произведениями, равно изданной им в 1823 г. автобиографией Линнея. Его именем назван, кроме многих других родов растений и насекомых, род — Аfzеliа. Его этнографические и ботанические коллекции были куплены Упсальским университетом.

2) Пэр фон А., брат предыдущего, род. 14 дек. 1760, был назначен в 1801 профессором медицины в Упсале и в 1812 лейб-медиком наследного принца Карла-Иоганна; в 1815 он получил дворянство. В 1820 он оставил ученую деятельность и ум. 2 дек. 1843 г. А. много сделал как для науки, так и для Университета и долгое время был одним из знаменитейших врачей и практиков в Швеции.

3) Арвид-Август А., род. 6 мая 1785, был с 1821 г. священником в Энкепинге и прославился своими исследованиями в области древней северной литературы, равно как и стихотворениями. Он издал вместе с Гейером шведские народные песни, под заглавием: "Svenska Folkvisor fr å n forntiden" (3 тома, Стокгольм, 1814—17) — вместе со старинными мотивами. Другой народный песенник, который А. составил по древним оригинальным песням, вышел вместе с музыкальными приложениями в "Afsked af Svenska Folksharpan" (Стокг., 1848). Он перевел также удачно на шведский язык "Hervarasaga" (Стокг., 1811) и "Edda S ä mundar" (Стокг., 1818), которые он издал вместе с Раском на исландском языке (Стокг., 1818). Его трагедия "Den siste Tolkungen" — удачна только в лирических местах. Кроме того, А. занимался историей Швеции, основанной на народных преданиях, и доведенной им до смерти Карла XII под заглавием: "Svenska folkets Sagoh ä fder" (ч. I — II, Стокг., 1839—70). Первые три части этого сочинения появились в немецк. переводе, с предисловием Л. Тика ("Volkssagen und Volkslieder aus Schwedens ä lterer und neurer Zeit", Лейпциг, 1842). — А. ум. 25 сентября 1871 г., в Энчёпинге.

Ах

(Ach.)— сокращение фам. Ахария (Acharius) при естественно-научных обозначениях.

Ах-су

— дер. Бакинской г., шемах, у., двор. 73, жителей 285. Мечеть, почт. станц., значительный базар. Развалины Новой Шемахи, построенной Надир-шахом в 1730 г. вместо разрушенной им Старой Шемахи.

Ахав

(Ahab)— царь израильский, сын и наследник Омри, 917—895 до Р. X. Вследствие брака с Иезавелью, дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство культ Ваала-Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. А. вел с сирийским царем Бенгададом II три войны с переменным счастьем и в последней был убит.

Ахаз

— сын и наследник Иоатама, царь иудейский, 742—728 до Р. X., — безбожный, неразумный и слабый царь, введший поклонение Молоху, Ваалу и Астарте и к великой невыгоде для своего народа, сделавшийся союзником асирийского царя Тиглат-Пилезара. В его время проповедывал пророк Исайя.

Ахазиты

или Антиохианцы— термин церковного права, означающий приверженцев того принципа, что церковь должна безусловно подчиняться светской власти и главе государства должна принадлежать неограниченная власть относительно всех церковных дел (Jus territoriale circa sacra). Название это дано в память иудейского царя Ахаза и Антиоха.

Ахаия

— в древности название северной приморской области Пелопониса; на В граничит рекой Ситас с областью Сикиона и Флиунта, на Ю с Арголидой, Аркадией и Элидой (от которой отделяется рекой Лариссой); с З и С омывается морем. Местность эта, за исключением Димской равнины, гориста и наполнена частью северными отрогами и предгорьем пограничных гор Аркадии, как-то: Эримант, Ароания, Эгелидорея и Киллене, отчасти и Панахайконом (ныне Фойдийские горы) — широким горным хребтом, далеко тянущимся в северном направлении и достигающим высоты 1927 м. С этих гор сбегает к морю множество небольших потоков, глубоко изборождающих эту местность и образующих при своих устьях маленькие дельты. Местность эта хотя покрыта горами, тем не менее очень плодородна и изобилует хлебом и вином. Изобиловавшие дичью леса, покрывавшие прежде большую часть этой местности, теперь сильно поредели. Древними обитателями А., носившей в наиболее отдаленную эпоху название Эгиалеии, были пеласги и ионийцы, которые после дорийского переселения должны были уступить эту страну ахейцам, вытесненным из юго-вост. части Пелопониса. Уже во времена ионян А. образовала союз из 12 общин. Ахейцы удержали это устройство с той разницей, что прежние незащищенные местечки они превратили в укрепленные города. Вот их названия (считая с З на В): Диме, Оленос Фары, Тритея, Патры, Рипес, Эгион, Гелике, Бура, Эги, Эгейра и Пеллене. На место Оленоса, Рипеса и Эг, покинутых уже раньше своими обитателями, вступили в союз независимыми членами Леонтион и Керинея. Гелике в 373 г. до Р. X. была затоплена морем, вследствие землетрясения. Во времена Гомера, ахейцы (см. это сл.) были могущественнее других греческих племен, так что их именем называлась иногда вся Греция. Ахаией также называли римляне область, которую они образовали из всей покоренной Греции, за исключением Фессалии, Акарнании и Этолии. Теперь пелопониская область А. с Элидой образуют Ахайскую и Элидскую номархии королевства Греции; она занимает 5253 кв. км и заключает (1879) 181632 жителей и разделяется на 4 эпархии и 25 демов; главный город Патры.

Ахал-Теке

— оазис, находится к С от гор Копет-Дага, на слегка покатой поверхности. Не вся эта полоса называется Ахал-Теке, а лишь западная часть восточного оазиса Атек. А.-Т. отделен значительным пространством сыпучих барханных песков, подходящих к склону гор между Аннау и Гяуарсом. В горах выпадает гораздо более дождя и снега, чем на равнине; есть много ручьев, которыми с давних времен пользуются жители для орошения своих полей и садов, дающих при этом условии богатые урожаи зернового хлеба, кормовых трав и плодов, без орошения же земледелие здесь невозможно. Собственно А.-Т. не один оазис, а целый ряд оазисов; каждый из них расположен у выхода горного ручья. В прежнее время здесь жили персы, большие мастера в деле орошения. Они пользовались самыми незначительными источниками, проводили воду на далекие расстояния и для сбережения ее от испарения нередко подъемными каналами (карызами). С поселением здесь туркменов, орошение уменьшилось; немало воды теряется без пользы для жителей, особенно во время весеннего половодья после таяния снегов. Речки разливаются на большое пространство, вытягивают легко растворимые соли из почвы, хлористый натрий (поваренную соль) и сернокислый натрий (глауберову соль), а затем, испаряясь, отлагают соли в солонцах или соленых озерах. Оазис населен туркменами племени теке, самым воинственным из туркменских племен. Главное занятие их были разбои (аламаны); чаще всего они направлялись в персидские области Хорасан, Астрабад и даже далее на юг и возвращались с богатой добычей. В 1879—1881 здесь происходили военные действия, когда сюда двинулись русские войска для покорения края. После штурма крепости Геок-Тепе 12 января 1881 русскими войсками под начальством Скобелева текинцы покорились и ныне охотно служат в милиции под русскими знаменами. Теперь, конечно, разбои прекратились, жители обращаются к земледелию и разным промыслам, между прочим работали на Закаспийской железной дороге, которая проходит по всему оазису. Кроме туркмен в оазисе живут русские, главным образом военные и чиновники (в г. Асхабаде и на станциях железной дороги), затем персы, большей частью бывшие рабы, и армяне; последние занимаются торговлей. Из зерновых хлебов возделываются: главн. образом пшеница, ячмень и джугара (сорго), из кормовых трав — люцерна, из плодовых дерев — персики, абрикосы, виноград и другие плоды умеренных климатов. См. Закаспийская область, Туркмены.

Ахал-Текинский уезд. — Один из 5 уездов Закаспийской области, занимает, главным образом, так называемый Ахал-Текинский оазис, точное пространство которого неизвестно. К коренному населению относятся туркмены (26500 д. муж. п. и 23560 д. жен. пола), а к пришлому — русские (2022 д. об. пола), персы (3780 д. об. пола), армяне (2025 Д. об. пола), татары, грузины и евреи (168 д. об. пола). Всего в А.-Т. уезде насчитывалось в 1889 г. 60723 жит. об. пола. Жители занимаются земледелием и скотоводством. В 1889 г. посеяно: пшеницы — 41601 п., ячменя — 16101 п., джугары — 550 п. и хлопчатника — 20 п.; собрано: пшеницы — 316887 п., ячменя — 141260 п. и джугары — 49640 п. Верблюдов в том же году насчитывалось 15657, лошадей — 4500, баранов — 227189, коз — 35802, крупного рогатого скота — 2944 и ослов — 937 штук. Кроме земледелия и скотоводства население занимается производством ковров, войлоков и различных тканей из шерсти и хлопка; в 1889 г. выделано ковров — 84 ш., паласив — 280 ш., войлоков — б438 ш., чувалов (род мешков) — 719 ш. и переметных сумок — 120 шт. Шелка в том же году получено около 100 пуд. Школ мусульманских в селениях в 1889 г. состояло 39, учителей — 79, а учащихся муж. п. — 948 чел. В состав А.-Т. у. входят два приставства: Атекское, центр которого находится в сел. Каахка, и Дурунское с центром в сел. Бахарден; уездный город Асхабад (см. это сл.) — вместе с тем и главный город Закаспийской области.

Ахалгори

— зашт. г. горийский окр. Тифлисской губ. на р. Ксане, притоке Куры. Основан за 2 века до Р. X.

Ахалкалаки

— уездный город и креп. Тифлисской губ. при реке того же имени, на высоте 1660 м н. у. м., 4303 жит. По преданиям, был основан Фарнаозом, первым грузинским царем, разрушен в XV столетии и в XVIII в. сделался значительной турецкой крепостью. В мае 1807 г. гр. Гудович пытался взять ее приступом, но потерпел неудачу. В кампанию 1810 г., ген. Тормасов под стенами А. разбил соединенные турецко-персидские силы. В 1811 г. крепость эта была взята полковником Котляревским посредством нечаянного нападения. По заключении мира, возвращенная туркам, она снова была отнята у них в 1828 г. войсками гр. Паскевича и в 1829 окончательно присоединена к России. А. населен, главным образом, армянами. В 1887 г. в Ахалкалаках было домов — 534, жителей об. п. — 4303, в том числе русских — 61, армян — 4080, евреев — 63 и грузин — 45. В городе 280 лавок, 3 караван-сарая, 5 духанов и постоялых дворов.

Ахалкалакский уезд составляет восточную часть бывшего ахалцихского уез. Тифлисской губ., от которого недавно отделен. Простр. — 2462 кв. в., в 1887 г. было 59496 жителей, в том числе: русских — 5617, поляков — 3, греков — 62, курдов — 689, армян — 42301, грузин — 3690, кабардинцев — 52 и татар — 6082. По сословиям жители уезда распределяются следующим образом: дворян — 5, ханов, беков и агаларов — 253, духовенства — 1058, мещан — 21, крестьян — 58147, крестьян собственников — 116, отставных и запасных нижних чинов с их семьями — 17. Все пространство у. возвышено, самая нижняя часть — долина Куры на ЮЗ; она составляет здесь границу с ахалцихским у., на С границей служит Чалдырский хребет, затем горы поворачивают на В и называются Мадатаплынским хребтом, на вост. границе наводится Цихеджварский хреб. с горой Годобери (3200 м н. у. м.). Отроги гор направляются и внутрь у. и разделяют высокие нагорья (плато), из которых состоит значительная часть у. Самое обширное и высокое из них — Духоборье, около 2000 м н. у. м., на В у. В у. насколько значительных озер: Топоровань, Хончалы, Мадатана. В долинах и на менее высоких нагорьях жители с успехом занимаются хлебопашеством, главный хлеб пшеница; в Духоборье так холодно, что хлеб родится плохо, и жители занимаются скотоводством и извозом. Они — русские, духоборческой секты, выселенные сюда из Таврической губернии. Есть и небольшое число православных. Остальное население татары и армяне. Из промыслов замечательна лишь выделка глиняной посуды.

Ахалм

— гора у Рейтлингена (см. это сл.).

Ахалцих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахалцихский хребет

— называется также Аджарским или Валахским, составляет часть т. н. Малого Кавказа и тянется от Боржомского ущелья Куры на З почти до Черного моря; он служит границей между ахалцихским у. и Имеретией, затем между батумским окр. и Гурией. Не достигает границ постоянного снега; высшая вершина Мепис-цвата, 2850 м н. у. моря.

Аханное рыболовство

— см. Уральское рыбное хозяйство.

Аханта

(Ahanta) — земля негров на Золотом берегу Верхней Гвинеи, по обеим сторонам мыса Трех углов, между реками Анкобаром и Бузум-Пра. Эта область с плодороднейшей почвой прежде была самостоятельной, потом подчинилась Ашанти, а теперь состоит под покровительством Англии. Берег имеет прекрасные гавани, откуда вывозится много золота и слоновой кости. На СЗ от мыса лежит форт Аксим, или Антони, построенный португальцами, теперь принадлежащий англичанам, а на СВ от мыса, возле местечка Бузоа, форт Дикс-Ков, или Нфума, также английский. Между Аксимом и мысом майор ф. д. Гребен водрузил 1 янв. 1683 г. на горе Мамфорте (Montfort) бранденбургский флаг, и именем великого курфюрста Фридриха Вильгельма основал здесь немецкую колонию под названием Фридрихсбурга, или Бранденбурга, а затем пруссакам удалось завладеть Бутри, местечком близ Бузоа. Но все эти владения Пруссия продала 20 августа 1720 г. Вест-Индской компании по договору, заключенному в Гамбурге.

Аханы

— ставные сети (см.).

Ахард Франц-Карл

(Achard) — физик, химик и технолог. Род. в 1753 г. в Берлине, ум. в 1821 г. В 1782 г. он занял место директора физического отделения Академии наук, явившись преемником Маркграфа, который еще в 1747 г. занимался исследованием содержания сахара в свекле. А. возобновил опыты своего предшественника и с 1786 г. занялся в своем имении Каульсдорф близ Берлина возделыванием сахарной свеклы и получением из нее сахара. После ряда неудач он обратился в 1794 г. к Фридриху-Вильгельму III с просьбой о привилегии на фабрикацию свекловичного сахара, а также и некоторых других льготах. Просьба эта была отклонена, но правительство разрешило Ахарду произвести опыты в Берлине, и когда они дали благоприятные результаты, ему была выдана ссуда в 50000 талеров на покупку имения Кунерн в Шлезвиге, где и был построен в 1801 г. первый свеклосахарный завод. Спустя некоторое время этот завод был разрушен во время войны. В 1810 г. завод этот был восстановлен с таким расчетом, чтобы мог служить и практической школой свеклосахарного производства. Помимо многих физических и химических исследований наиболее известны след. соч. A.: "Vorlesungen ü ber Experimentalphysik" (Берл., 1791—92) и "Die Europ äische Zuckerfabrication aus Runkelrü ben" (Лпц., 1809).

Вл. Долголенко.

Ахарий

(Эрих, Acharius) — шведский естествоиспытатель, родился 10 октября 1757 года в Гефле, учился с 1773 года в Упсале под руководством знаменитого Линнея, с 1782 года был практикующим врачом в Шонене и с 1789 г. в Вадстене, ум. 14 августа 1819 года. А. первый установил систематику лишаев; его сочинения следующие: "Licheтographiae Suecicae prodromus" (Линчёп., 1798), "Methodus, qua omnes detectes Lichenes illustrare conavit" (Стокг., 1 8 03), "Lichenographia universalis" (Гет., 1810), "Synopsis methodica Lichenum" (Лунд, 1814). Его именем названы многие растения, как, напр., Genus Acharia, Conferva Acharii, Urceolaria Acharii, Rhizomorpha Acharii и насекомое Tortrix Achariana.

Ахаристия

(греч.) — неблагодарность, также недостаток прелести, приятности.

Ахат

(Achates) — часто упоминаемый в Энеиде храбрый троянец, верность которого его повелителю Энею вошла в поговорку (fidus А.). Личность А. во всех существенных ее чертах есть оригинальное создание Виргилия.

A. M—н.

Ахауз

или Аахауз (Ahaus) — окружной город прусского округа Мюнстер; в А. 1737 жителей и замок князя Сальма. В окрестностях железные руды и много известковообжигательных печей. В средние века А. принадлежал богатому владетельному роду Ахаузу, а потом был заложен и уступлен Мюнстеру (1400), а с 1815 г. принадлежит Пруссии.

Ахаузен

или Аухаузен (Аhаusеn) — село в Баварии, в Швабском округе, в 6 км на С от Эттингена; теперь незначительное местечко, прежде было известно по бенедектинскому монастырю. Здесь была заключена 4 мая 1608 г. протестантская уния, во главе которой стоял курфюрст пфальцский, Фридрих IV, и к которой присоединились 8 других курфюрстов и 15 имперских городов.

Ахвас

— некогда зимняя резиденция перс. царей, ныне незначительное местечко с 600 жит. в перс. провинции Кузистан, лежит в 75 километ. к Ю от древней столицы Шуштер, на левом берегу реки Каруна, впадающего под Басрой в соединенный Тигр и Евфрат. Местечко это выстроено из камней, взятых из развалин древнего города А., близ которого оно расположено, и который можно еще узнать по остаткам дворца и моста. Развалины эти образуют длинный раскинутый на 17 км ряд курганов, усеянных обтесанными плитами, кирпичами, обломками теракотты или гончарной работы. В особенности замечательны жернова, имеющие от 1,25 до 1,90 м в диаметре, которые, по-видимому, предназначались для измельчения тростникового сахара, привозившегося сюда в большом количестве. На одном из этих курганов высится громадный столб, сооруженный из плит и кирпичей, окрашенных в различные цвета; арабы называют его Каср, т. е, замок. Древний А. был главным городом одноименной провинции и до 227 г. по Р. X. служил резиденцией последнего парфянского царя Артабана IV. При Новоперс. монархии здесь выступил Мани, как основатель манихейства. В IV стол. резиденция несторианского епископа была переведена отсюда в Гондисапор. Под владычеством арабов, у которых и город Сусаль-Ахвас, и вся страна Кузистана назывались одним именем А., город этот процветал, славился своей торговлей и для всей Западной Азии служил главным складочным местом сахарной торговли. В Х стол. город этот во время одного восстания был разрушен, и с тех пор он постепенно приходил в упадок.

Ахейский союз

— см. Ахаия и Греция.

Ахелис Ганс

(Achelis, род. в 1865 г.) — историк церкви, профессор Кенигсбергского унив. Главные его труды: "Die ältesten Quellen der orientalischen Kirchenrechts" (1890); "Hippolytstudien" (1897), "Die Martyrologien, ihre Geschichte u. ihr Werth" (1900).

Ахелис Томас

(Achelis, род. в 1850 г.) — немецкий писатель. Главные его труды: "Entwickelung der modernen Ethnologie" (Берлин, 1888); "Entwicklung der Ehe" (1893); "Vergleichende Religionswissenschaft" (1893); "Fr. Nietzsche" (1895); "Vergl. Rechtswissenschaft" (1896); "Moderne V ölkerkunde" (1896); "Ethik" (1898); "Sociologie" (1899); "Wandlungen der Pädagogik" (1901).

Ахелис Эрнст-Христиан

(Achelis, род. в 1838 г.) — немецкий богослов, профессор в Марбургском университете. Его труды: "Biblische Thatsachen und die religi öse Bedeutung ihrer Geschichtlichkeit" (1869); "Bedeutung des alten Testaments für uns Christen " (1870); "Krieg un Lichte der christlichen Moral" (1871); "Parteiwesen und Evangelium" (1878); "Entstehungszeit von Luthers geistlichen Liedern" (1884); "Praktische Theologie" (Фрейбург, 2-е изд., 1898); "Zur Symbolfrage" (1892); "Grundriss d. praktische n Theologie" (1893; 3-ье изд., 1899).

Ахелой

— самая значительная река в Греции, как по длине своего течения (220 км), так по обилию воды и по глубине своего русла; берет начало у южного подножья Лакмона, узла Эпирских гор, протекает в южном направлеиии через узкую долину, между Акарнапскими и Этолийскими горами, откуда вступает в широкую (наносную) равнину и впадает в Ионическое море при входе в Коринфский залив. В настоящее время река эта называется по беловатому цвету своей воды Аспропотамос. В греческой мифологии Ахелой является могущественным речным божеством, по Гезиоду, сын Океана и Фетиды. А. сражался с Геркулесом из-за Деяниры и, обратившись сперва в змею, а затем в быка, бежал в волны своей реки, когда Геркулес оторвал у него рог. Из этого рога нимфы сделали рог Изобилия. На произведениях искусства, особенно же на монетах, он изображался обыкновенно в виде быка с человеческим лицом, иногда же в человеческом образе с бычачьими рогами.

Ахемениды

— название древнеперсидской царской династии, из которой произошел Кир, основатель одной из всемирных монархий древнего Востока. А. первоначально представляли собой отрасль пасаргадов, благороднейшего рода древних персов, и производили свое имя от Ахемена (по-древнеперсидски Галхаманис), уже упоминаемого Геродотом, как глава рода, или клана, пасаргадов. По всей вероятности, он властвовал над персидскими племенами во времена мидийского царя Фраорта, который впервые привел их в зависимость от Мидии. Сын его Теисп (по-древнеперс. Каиспис) был царем только одного города, который на одном вновь открытом ассирийском цилиндрическом памятнике назван Ан-за-ан, вероятно, Пасаргада. Сын Теиспа, Кир, и сын последнего, Камбиз, назывались также царями этого города. Камбиз был отцом Кира, основателя Персидского государства, завоевавшего столицу мидийского царя Астиага (по-мидийски Истувегу), и достигшего тем владычества над всем Ираном. От брака с Кассанданой, дочерью ахеменида Фарнаспа, Кир имел двух сыновей: Камбиза, своего наследника, и Смердиса (древнеперсид. Бардия), и несколько дочерей, из которых Атосса была супругой сперва родного брата Камбиза, затем Лже-Смердиса и наконец, Дария I. Так как Камбиз был бездетен, а Смердис умер, то персидский престол перешел к сыну Гистаспа, Дарию I (древнеперсидск. Дуриявус). Последний происходил от брата Кира Старшего — Ариарамна, сына Теиспа, отца Арзама и деда Гистаспа. Эта младшая линия владела Персидским царством. Из братьев Дария особенно известны в истории Артабан, отсоветовавший ему скифский поход, и Артаферн, наместник Сард. Дарию наследовал сын его Ксеркс I, далее Артаксерс I, Ксеркс II, Дарий II Охос, или Нот, Артаксеркс II, Артаксеркс III Охос и наконец, Дарий III Кодоман. Сведения об ахеменидах, сообщаемые нам Геродотом и другими древними писателями, в последнее время были потверждены и пополнены древнеперсидскими и ассирийскими клинообразными надписями (см. Артаксеркс, Дарий и Ксеркс).

Ахенбах

(Achenbach) — два немецких живописца. 1) Андреас А., знаменитый ландшафтист и маринист, род. 29 сент. 1815 г. в Касселе, получил образование в Дюссельдорфской академии под руководством И. Ширмера; много путешествовал. Поселившись в Дюссельдорфе с 1846 г., он сделался главою школы, к которому направлялись учиться многие не только с разных концов Германии, но и из других стран. Им написано несчетное количество видов то бушующего, то спокойного моря и его берегов в различное время года, при различном состоянии атмосферы, при различном освещении; мотивы картин взяты или из низменных побережий Нидерландов, или из суровых, обставленных скалами скандинавских фиордов, или из приветливых приморских пунктов Южной Италии. А. нередко изображал также гористые и плоские местности Германии, преимущественно прирейнского края, и виды городов, оживленные рыночною или матросскою толпою. В его произведениях точная передача форм природы, сила правдивых красок и отличное соблюдение воздушной перспективы соединены с большим мастерством технического исполнения. Картины А. рассеяны по всей Европ, в публичных галереях и частных коллекциях. Наиболее известные между ними: "Схевенингенские дюны" (в Берлинской национ. гал.), "Буря у шведских берегов" (в Штеделевском инст. во Франкфурте-на-Майне), "Крушение парохода Президента" (в музее Карлсруэ), "Гардангский фиорд близ Бергена" (в Дюссельдорфской гал.) и нек. др. В музее СПб. академии художеств (в Кушелевской гал.) имеются две картины этого художника: "Ландшафт с прудом и пасущимися коровами" и "Приближение бури". 2) Освальд А., ландшафтист (1827—1905), родился в Дюссельдорфе, учился в тамошней Академии, а потом у своего брата, Андреаса А. Походя в отношении техники на своего брата, он менее держался реалистического направления, до некоторой степени идеализируя природу, стараясь уловить ее поэтическое настроение, ища живописных эффектов, при чем иногда вдавался в излишнюю декоративность. Особенно удачны его виды из окрестностей Рима и Неаполя, с фигурным стаффажем и нередко деревьями. Главные из картин этого художника, почти столь же распространенных, как и произведения его брата: "Вилла-Торлониа, близ Фраскати", "Рынок в Амальфи" (обе в Берлинской национальной гал.), "Церковная процессия ночью на острове Искии", "Вечер на берегу Неаполитанского залива", "Рокка-ди-Папа" (все три в Дрезденской гал.), "Вечерний вид Арричьи со въездом кардинала", "Галерея в Альбано с видом на Кастель-Гандольфо" (обе принадл. английск. королю), "Дворец королевы Джованны" (в Бреславльском музее), "Монастырский сад", "Морской берег в Сицилии" (обе в Кушелевск. гал. Имп. академии худ., в СПб.).

Ахенбах

(Генрих, Achenbach) — прусский государственный деятель; род. 23 ноября 1829 г. в Саарбрюкене, слушал юрид. науки в Берлинском и Боннском университетах, в 1851 поступил на государственную службу сначала по судебному, потом по горному ведомству, с 1858 г. состоял приват-доцентом в Боннском университете, а с 1860 года экстраординарным профессором. В это время он принял участие в основании "Zeitschrift f ü r Bergrecht" (Бонн, 1860 г. и след.), где до 1873 г. им помещен ряд статей. Летом 1866 г. А. был вызван в Берлин и зачислен по министерству торговли. В 1872 году, когда Фальк получил портфель министра духовных дел, народн. просвещения и медицинского ведомства, он назначил А. младшим статс-секретарем в своем министерстве. В этой должности А. был одним из главных сотрудников в издании важных церковно-политических законов, занимавших прусский ландтаг в заседаниях 1872—73 гг. Вскоре он был назначен младшим статс-секретарем министра торговли, промышленности и публичн. работ, а 13 мая 1873 г. сделался министром. От 8 дек. 1873 до 19 сент. 1874 г. правительство вручало А. временно портфель сельскохозяйственного ведомства. — Его парламентская деятельность началась в 1866 г. в прусской палате депутатов, где он примкнул к свободно-консервативной партии. В янв. 1874 г. А. был также выбран в германский рейхстаг депутатом от избирательного округа Зиген-Витгенштейн-Биденкопф, а осенью 1874 года он был назначен прусским уполномоченным в союзный совет. В прусской палате депутатов 1876 г. он энергично отстаивал государственно-железнодорожный проект Бисмарка. Однако же позже у него вышли с последним несогласия относительно железнодорожного управления, и он подал в отставку. 30 марта 1878 года был уволен и назначен обер-президентом вновь устроенной Западно-Прусской провинции, а в 1879 году назначен бранденбургским обер-президентом. Как противник всяких бюрократических ограничений и стеснений, А. всегда оставался верен основному положению: содействовать возможно свободному развитию сил страны. Из его сочинений следует упомянуть: "Das franz ö sische Bergrecht und die Fortbildung desselben durch das preuss allgemeine Berggesetz" (Бонн, 1869 г.), "Das Gemeine deutsche Bergrecht in Verbindung mit dem preuss. Bergrecht o. s. w." (т. I, Бонн, 1871 г.).

Ахенвалль

(Готфр.) — заслуженный статистик; род. 20 окт. 1719 г. в Эльбинге, учился с 1738—1743 в Иене, Галле и Лейпциге, читал лекции с 1746 г. в качестве приват-доцента в Марбурге, а с 1748 года состоял в Геттингене, сначала профессором философии, потом права. На королевское пособие в 1751 и 1759 году совершил путешествие по Швейцарии, Франции, Нидерландам и Англии. Умер 1 мая 1772 г. в Гёттингене. А. первый дал статистике определенную форму в своем: "Abriss der neuesten Siaa t swissenschaft der vornehmsten europ. Reiche und Republicken" (Геттинг., 1749 г.; в 1752 г. под заглавием: "Staats Verfassungen der europ. Reiche"). А. считается основателем статистики, как науки, так как он не только дал точное определение всех ее составных частей и указал ее истинные задачи и цели, но и первый ввел в употребление слово "статистика". Его выдающимся учеником и вместе с тем преемником по кафедре был Шлёцер. См. Статистика.

Ахениум

(Асhаеnium, семянка) — обыкновенно односемянный, нераскрывающийся плод, тонкий, кожистый околоплодник (стенка плода) которого плотно прилегает к семени, не срастаясь с ним. У многих плодов семя лежит даже совершенно свободно в завязи, напр., у сложноцветных (Compositae), плоды которых увенчаны на верхушке хохолком (чашечкой), состоящим из чешуек, щетинок или волосков (pappus, паппус) и способствующим распространению плода при посредстве ветра. Многие ботаники считают семянкой всякий плод, происшедший из нижней завязи, не раскрывающийся и окруженный сухим, довольно однородным, кожистым или твердым околоплодником. Смотря по числу завязей, каждый цветок может дать одну (сложноцветные) или несколько (розоцветные, лютиковые) семянок. У семянок в обширном смысле, т. е. у зерновок (злаки), семя плотно сростается с околоплодником.

Ахенское озеро

— в Северн. Тироле, в округе Швац; это самое большое и живописное из альпийских озер в Немецком Тироле, на высоте 930 м н. ур. м., окружено круто спускающимися склонами гор, поднимающихся до 2000 м выс.; длина этого озера, отличающегося прекрасным голубым цветом воды, 8 км, ширина от 1 до 2 км, а глубина до 133 метр. По его восточному берегу от Иенбаха в Иннской долине (станция Северно-Тирольской дороги) идет дорога, прерываемая часто скалами и укрепленная на вбитых в озеро сваях; эта дорога проходит далее через Ахенское ущелье к Тегернскому озеру и Мюнхену. Расположенные у А. озера Бухау, Зеегоф, Схоластика и Пертизау сделались в последнее время излюбленными дачными местами Тирольских Альп; из северной части озера выходит река Ахен, протекающая по Axeнской долине и под именем Вальхена впадающая в Изар. Ср. Руф, "Chronik von Achentahl" (Иннсбр., 1865 г.); "Der A. mit dem Seebad Pertisau" (Вена, 1868 г.).

Ахерн

— город в округе Баден Великого герцогства Баденского, на Ахере и Карлсруэ-Базельской железной дороге; насчитывает 8145 (1880), жителей, которые занимаются большей частью сельским хозяйством. В А. находятся фабрики шелковых шляп, механические мастерские — производство кос, стульев и кресел. Вблизи А. находится Илленаусский дом умалишенных.

Ахернар

— звезда 1-й величины, α Eridani. — Среднее положение ее для эпохи 1890,0 AR = 1 h33m37s, D = 57°47'45".

Ахероинита

(по греч. άχειροποίηα, т. е. нерукотворные) — так называются изображения И. Христа и Девы Марии, начертанные ангелами.

Ахерон

(ныне Фанариотикос) — древнее название реки в эпирской области Феспротии, пробегающей в своем верхнем течении суровую, дикую и гористую местность (ныне Какозули), затем проходящей через узкое и мрачное ущелье, длиною 5 км, в равнину Эпира, или Кихира, но вскоре исчезающей в озере-болоте (Acherusia palus), воды которого стекают в Элейскую гавань. Пустынный и ужасный вид потока, протекающего между отвесными как стены скалами и часто теряющегося в темных безднах, в связи со страшной глубиной и вредными испарениями Ахерузийского озера, был причиной как народного верования греков, что здесь находится вход в преисподнюю, так и того, что вблизи озера с древних времен находился оракул. Также и в некоторых других странах этим именем назывались озера, вид которых порождал подобные представления, а именно в Аркадии и Кампании. Кроме того имя Ахерона и притока его Коцита носили две реки в подземном царстве. У греков и римлян слова — Ахерон и ахерузийский употреблялись вообще для обозначения глубины и ужасов преисподней.

Ахеяне

— название одного греческого племени, к которому относятся мифы и сказания эллинского мира до фессало-дорийского переселения. Вследствие выдающейся роли, которую играл этот народ в героический период, именем его в поэмах Гомера, подобно как именами аргивян и данаев, обозначаются все греки вообще; точно так же и новые исследователи древнегреческой культуры под именем Ахейского века разумеют период времени между господством пеласгов и эллинов. Сказание производило ахеян от Ахея, сына Ксуфа и внука Эллена. Первоначальной родиной их была область Фтиотида в Фессалии; отсюда они переселились в Пелопонис, основали там, именно в Арголиде и Лаконии, государства, самые могущественные в Греции до переселения дорян. После продолжительной борьбы они были вытеснены отсюда дорянами, и часть их переселилась в Малую Азию, где и составила ядро эолийского населения на о. Лесбосе и близлежащих берегах; другая же часть, по сказанию, под предводительством Орестида Тизамена вторглась к ионянам, занимавшим северную часть Пелопониса; последние были принуждены таким образом уступить пришельцам свою землю, получившую название Ахаии (см. это сл). Ахеяне управлялись в своих двенадцати городах царями, потомками Тисамена, из которых послелним был Огиг Но за монархией у них следовало не господство аристократии, как-то обыкновенно было почти во всей Греции, а — умеренная демократия. Двенадцать древних городов образовали союз с общим центром в Эгионе. Во внешних сношениях они держались совершенно нейтральной политики до Пелопонисской войны. Затем, подчиняясь долгое время влиянию спартанской политики, они запутались в Фиванскую и Македонскую войны; между тем их союз все более и более ослаблялся, пока, наконец, нападения Димитрия, Касандра и Антигона не разрушили его. Союз восстановлен был в 281 г. до Р. X. соединением четырех городов: Димы, Фары, Патры и Тритеи; таким образом было положено основание так называемому Ахейскому союзу, который затем расширился через присоединение к нему других городов (см. Греция). Ср. Герард, "Ueber den Volkstamm der A." (Берлин, 1854 г.); Клатт, "Forschungen zur Geschichte der Ach ä ischen Bundes" (Берлин, 1877).

Ахилл Таций

— греч. писатель V-го столетия после Р. X., род. в Александрии и там же, вероятно, и жил. Предание, будто он в зрелом возрасте принял христианство и сделался далее епископом, несомненно, вымышлено. Но возможно, что он никогда не был язычником. Своей литературной славой он обязан роману в восьми книгах: "Левкиппа и Клитофон", который замечателен своими описаниями природы и произведений искусств, своими софистическими рассуждениями о любви, но страдает неудачной завязкой (невероятностью событий) и недостаточным развитием сюжета. Стиль его уснащен риторическими фигурами. Первое издаение этого романа появилось в 1601 г. вместе с сочинениями Лонга и Парфения, в 1640 г. вышло отдельное издание Сальмазия (Лейден), в 1776 г. — Бодена, в 1821 г. — Якобса (2 т., Лейпц.). В настоящее время лучшими изданиями считаются Гиршига в его "Scriptores erotici" (Пар., l856) и Герхера в "Scriptores erotici" (т. 1, Лейпц., 1858). Переводы Ах. Тация больше чем на полстолетия опередили издание текста и не остались без влияния на литературу новых народов. В 1544 г. Аннибал делла Кроче (Crucejus) издал латинский перевод последних 4 книг, спустя два года Дольче перевел их на итальянский язык. В 1550 г. Angelo Cocchi издал полный перевод, много раз переизданный. В 1568 г. появился первый полный франц. перевод, в 1090 — англ., в 1772 — немецкий. В настоящее время лучшим немецким переводом считается Аста и Гюльденапфеля (Лейпц., 1802). Ср. Роде, "Der griech. Roman und seine Vorla ü fer" (Лейпц., 1876). Кирпичников., "Греч. романы в новой литературе" (Харьков, 1876); Веселовский, "Беллетристика у древних греков" ("Вест. Европы", 1876 г., № 12).

Ахиллеа

(Асhillеа L., тысячелистник, деревей) — род распространенных в умеренном поясе сев. полушария травянистых растений из семейства сложноцветных. Обыкновенный тысячелистник (A. millefolium L.) отличается слабоароматичным запахом и соленым, горьким и вяжущим вкусом. Надземные органы содержат перед цветением голубое эфирное масло, смолу (ахиллеин, ахиллеевую кислоту), дубильное вещество, уксусную кислоту и пр. Листья (herba Millefolii) и цветы (flores Millefolii) употребляются поэтому в медицине. В последнее время стали рекомендовать посев тысячелистника в смеси с белым клевером и злаками для получения раннего выгона для скота. Растения хорошо выносят засуху и холод и охотно поедаются скотом и домашней птицей, особенно в молодом виде, позднее же растение твердеет. Недостаток его заключается в том, что он легко засоряет и сильно истощает почву. Молодые листья употребляются местами как овощ, а цветы прибавляются иногда к пиву. A. moschata — голое зеленое швейцарское растение, со слабым запахом мускуса, А. atrata и А. nаnа дают настоящее генипи (Genipi, genepi), употребляемое от болезней желудка (he r ba ivae или Genipi veri), входят в состав швейцарского чая и идут на приготовление ликера (Iva liqueur). A. Ptarmica L. (Ptarmica vulgaris DC., чихотная трава), с линейными остропильчатыми листьями, негустым щитком цветов, полушаровидным покрывалом и белыми язычками, употреблялось прежде в медицине (herba et radix Ptarmicae) для возбуждения чиханья и от зубной боли.

Ахиллес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахиллесова жила

— так наз. толстое, крепкое сухожилье, которое идет к задней части голени от икры до пятки. К верхнему концу его прикреплены икроножные мышцы, нижний же конец его прикрепляется к пятке, так что при сокращении этих мышц пятка поднимается вверх, конец же ступни оттягивается вниз, т. е. происходит движение ноги, которым обуславливается процесс хождения. Название свое А. жила получила от имени греческого героя Ахиллеса, или Ахилла (см. это сл.), который умер от полученной им раны стрелой в пятку. Древние врачи считали все раны и повреждения А. жилы смертельными. В настоящее время в новейшей медицинской практике очень часто перерезывают вкось А. жилу для выправления некоторых природных искривлений ноги, после чего, придав ноге нормальное положение, ее до тех пор держат в повязке и в бандажах, пока не последует соединение перерезанного сухожилия (см. Тенотомия).

Ахиллесова задача

— так называется знаменитое доказательство Зенона, философа Элеатской школы, который с помощью его выводил, что понятие движения, равно как изменчивости и множественности вещей, страдает внутренним противоречием, и потому истинно одно лишь понятие единого неизменного бытия. Он именно утверждал, что медленно движущаяся черепаха никогда не может быть настигнута быстроногим героем Ахиллесом, если только первой предоставлено малейшее преимущество в расстоянии; ибо, говорит Зенон, расстояние между ними должно быть разложено на части, которые бесконечно будут уменьшаться, но совершенно изчезнуть оно не может, так как пока второй достигает пункта, на котором первая была в ближайший момент времени, черепаха уже успеет подвинуться вперед. Напр., допустим, что Ахиллес движется в 100 раз скорее черепахи, и пусть расстояние между ними равно 100 футам. В промежуток времени, в котором Ахиллес пройдет эти сто футов, черепаха успеет подвинуться на 1 фут; когда Ахиллес пройдет этот 1 фут, черепаха — 1/100, когда Ахиллес — 1/100, черепаха — 1/10000 фут. и т. д., но как бы расстояние бесконечно не уменьшалось, оно не может = 0. В основании этого софизма лежит ошибочное смешение понятий бесконечной делимости и беспрерывности пространства, и он опровергается простым замечанием, что при существовании разных скоростей и расстояние должно быть пройдено в разные промежутки времени, так что Ахиллес достигнет конечного пункта движения раньше черепахи.

Ахиллини

(Achillini, произнос. Акиллини), семья ученых и поэтов в Болонье.

Алессандро А., врач и философ, прозванный "вторым Аристотелем"; родился 29 окт. 1463 г. в Болонье, преподавал в Падуе и Болонье, где и умер 2 авг. 1512 г. Между врачами болонской школы он был одним из первых, которые прибегали к рассечению человеческих трупов. Его многочисленные анатомич. сочинения сильно подвинули вперед эту науку. Ему принадлежит: "Corporis humani anatomia" (Венеция, 1521). Философские и физич. трактаты его собраны в "Ореrа оmniа" (Венец., 1545; 1568); самый замечательный из них "De intelligentiis" (в 5 книг.).

Джиованни Филотео А. — брат предыдущего, род. в 1466 г. в Болонье, здесь же и умер в 1538 г.; ученый и поэт, А. основательно знал латинский и греческий языки и был весьма сведущ в богословии, философии и музыке. Кроме дидактических стихотворений — "II Viridario" (Болонья, 1513) и "II Fedele" (Болонья, 1523) — он написал еще "Annotazioni della lingua volgare" (Болонья, 1536 г.).

Клавдио А., итальян. поэт, род. в Болонье в 1574 г., умер в 1640 г., изучал право. Его профессорская деятельность в Болонье, Ферраре и Парме доставила ему громкую славу. Затем он сопровождал кардинала Лудовизи, ставшего впоследствии папой под именем Григория XV, в Пьемонт. Отсюда переселился во Францию, где своими сонетами приобрел расположение короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. В своих стихотворениях ("Poesie", Болонья, 1632, "Rime e Prose", Венец., 1650) он является подражателем Марини.

Ахим

— деревня в округе Штаде прусской провинции Ганновер, лежит при железной дороге Ганновер-Бремергафен и в 1880 г. насчитывал 2884 ж. В прежнее время А. славился своими сигарными фабриками, но теперь они пришли в совершенный упадок.

Ахимелех

— первосвященник, вероятно сын Ахии и внук Ахитува, хотя часто называется его сыном (1 Цар. XXII, 9, 20), потомок Аарона по линии Ифамара, преемник Илия по первосвященству в Номве. Когда Давид бежал от Саула, А. питал его хлебами предложения и отдал ему меч Голиафа, за что сам он и 84 священника были перебиты Саулом (1 Цар. XXII, 18).

Ахименес

(Achimenes Brown) — род травянистых, клубненосных растений из семейства Gesneraceae, благодаря своим роскошным ярко-красным цветам, часто культивируемый в оранжереях. Дико растет во влажных лесах тропической Америки. Цветет почти беспрерывно во все время вегетации, с апреля до сентября. После цветения, стебли, несущие супротивные и мутовчатые листья, совсем пропадают; поэтому горшки не следует поливать в течение всей зимы, а ставить в сухое, не слишком теплое помещение. В течение же вегетации А. требует обильной поливки. Ежегодно появляются новые клубни, которые можно весной отделять и пересаживать в другие горшки. Размножается также почками. Земля должна быть боровая, а температура от 15 до 25°. Особенно красивы виды: A. coccinea (с острова Ямайки), известный уже с 1778 года; A. ignescens (из Мексики), с оранжевым цветком; A. argyrostigma (из Колумбии), с пестрыми листьями и белыми и розовыми цветами; A. grandiflora (из Мексики), с пурпуровым цветком, длиной в 1,5 дюйма.

Ахирантес

(Achyranthes, ахирант, железник) — родовое название растений из семейства амарантовых (см. Аmarantaceae). A. Verchaffalii, A. Вершаффелев, со своими многочисленными разновидностями принадлежит к любимейшим и новейшим садовым растениям.

Ахитофел

— родом из г. Гило и поэтому называемый гилонянином (2 Цар. XV, 12) — советник Давида, высоко ценившийся им вследствие его мудрости и рассудительности. А. не был искренно предан Давиду. Полагая, что Авессалом утвердится на престоле, А. вызвался стать его советником, а когда увидел неизбежность падения Авессалома, повесился, опасаясь мести со стороны Давида (2 Цар. XVII, 23).

Ахия

— имя нескольких библейских лиц: 1) А., сын Ахитува, первосвященник, принесший в стан Саула Кивот Завета и этим способствовавший победе над филистимлянами. 2) Пророк во времена Соломона, который, встретив Иеровоама, разорвал перед ним свой плащ на 12 частей и, передав ему десять из них, тем самым символически предсказал, что к нему отойдут 10 колен из царства Соломонова (3 Цар. XI, 30). Умер в преклонных летах, больным и слепым (3 Цар. XIV, 4). Память 12 ноября. 3) Левит, которого Давид поставил над сокровищами храма (1 Парад. XXVI, 20).

Ахлейтнер Артур

(Achleitner) — немецкий писатель (род. в 1858 г.). Касается преимущественно альпийского мира, который он прекрасно изучил. Главные его труды: "Geschichten aus den Bergen" (1889—95); "Im Passionsdorfe" (1890); "Aus dem Hochwald" (1892); "Bilder aus den deutschen Alpen" (1892); "Im Gamsgebirg" (1893); "Gr üne Brüche" (1894); "Tirol und Vorarlberg" (1894); "Resche Luft" (1894); "Fels und Firn" (1894); "Fröhlich Gejaid" (1895).

Ахмаз

(груз.) — непроточный. В Бакинской губ. (в уездах шемахинском и геокчайском) А. называются места, обсыхающие после весеннего разлива и представляющие богатейшие по плодородию земли.

Ахмат

— см. Золотая орда.

Ахматова

(Елисавета Николаевна) — современная русская писательница и переводчица; род. 1820 г.; сотрудница "Библ. для чтения", "Отечественных Записок", "Русского Вестника" и др., А. с 1856—1885 г. издавала "Собрание перевод. романов, повестей и рассказов". В 1848 — 1850 гг. напечатала в "Библ. для чтения" повести: "Замосковская Летопись", "Мачеха" (1851), "Кандидатки на звание старых дев" (1852) и др.; также "Блистательная партия" и "Вторая жена" ("Сын Отеч.", 1857—58), "Помещица" в "Сборнике" в память Смирдина, "Три дня в жизни молодого человека" ("Собрание иностранных романов", 1861); "Завещание" (там же, 1882); в "Русской Старине" (1889 г., №№ 5 и 6) напечатаны ее литературно-житейские воспоминания. "Собрание иностр. романов" пользовалось в провинция популярностью. Е. Н. поместила здесь свыше трехсот переводов Густава Эмара, Габорио, Виктора Гюго, Жорж Санд, Шпильгагена, Уйда, Бульвера и др. иностранных романистов.

Ахматова Елисавета Николаевна (дополнение к статье)

— писательница и переводчица; умерла в 1904 г.

Ахматовские минеральные копи

— троицкого у. Оренбургск. губ. в Южном Урале. В хлоритовом сланце находится множество довольно редких минералов, напр. эпидота, диопсида, идократа, перовскита и т. д. Разрабатываются с 1811 г.

Ахматовы

— первые известия об этой фамилии начинаются с Кирилла Васильевича Ахматова, который упоминается в Казанском походе 1644 г. В 1551 г. Андрей Михайлович Ахматов был есаулом в Полоцком, походе. В XVII ст. А. служили в стольниках, городовых дворянах и стряпчих. Двое из них, Иван Степанович и Андрей Саввич, были стольниками Петра I. Шесть Ахматовых владели населенными имениями в 1699 году.

Ахмед I

— 14-й турецкий султан (1603—17), род. в Магнезии в 1589 г. и 14 лет наследовал престол отца своего Мохаммеда III, который оставил ему уже приведенное в расстройство государство. А. продолжал войну с императором Рудольфом II, но восстание, вспыхнувшее в Малой Азия, принудило его заключить 11 ноября 1606 г. итваторокское перемирие, замечательное тем, что тогда Порта впервые приняла принципы и формы международного права Европы. Перемирие это, при котором султан признал прежнего "венского короля" императором, неоднократно возобновлялось и длилось 20 л.; в течение этого времени Порта ежегодно подносила Австрии "почетный дар" (в сущности дань) в 30000 дукатов, вместо условленного единовременного платежа в 200000 талеров. Беспорядки же в азиатск. провинциях заставили А. в 1612 г. заключить мир и с Персией, который положил конец долголетнему спору о границах. В Константинополе он выстроил великолепную мечеть, носящую его имя. А. ум. 22 ноября 1617 г. Бездарный, как и отец его, он был высокомерен, распутен и жесток.

А. II — 22 султан (1691—95), род. 1642 г., наследовал брату своему Солиману II в эпоху, бесславную для турецкого оружия. В войне с Австрией великий визирь его Кэприли-Мустафа был наголову разбит маркграфом Людвигом Баденским в битве при Саланкемепе 19 августа 1691 г. Мрачный изувер, лишенный всякой энергии, он ум. 6 февраля 1695 года, оставив престол двоюродному брату своему Мустафе II.

А. III — 24 султан (1703 — 30), род. в 1673 г., был преемником брата своего Мустафы II, низложенного янычарами. Шведский король Карл XII, потерпев поражение при Полтаве, искал защиты у Турции и вовлек А. в войну с императором Петром I. Война эта закончилась позорным для турок Прутским миром (23 июля 1711 г.). Пробудившаяся воинственность турок привела А. к войие с Венецией, у которой были отняты в 1715 Ионические острова и Морея. Австрия сочла это нарушением Карловицкого мира и объявила Турции войну, в которой главное начальство было поручено принцу Евгению. Последний в 1716 г. разбил турок при Петервардейне, в 1717 г. при Белграде, взял эту крепость и принудил А. заключить с императором Карлом VII мир, весьма выгодный для Австрии, в Пассаровице (21 июля 1718 г.). В войне с Персией судьба сначала благоприятствовала А., но и здесь он в конце концов лишился всех своих завоеваний. Этот ряд неудач вызвал восстание янычар, и 1 окт. 1730 г. он должен был отречься от престола, который перешел к его племяннику Махмуду I. А. ум. в 1736 г. в темнице, вероятно, от отравы.

Ахмед-Везик

— паша, турецкий государственный деятель, род. около 1818 г.; происходит от брака принявшего ислам грека с острова Лимно (Лемноса) с еврейкой. В 1834 г. он сопровождал своего отца в Париж, где посещал колледж С.-Барб и затем, возвратившись в Константинополь, поступил в Бюро переводов. С 1847 он состоял секретарем посольства сначала в Лондоне, а потом в Париже. Около 1850 г. он был прикомандирован в качестве секретаря к Фуад-эффенди, который был послан с чрезвычайной миссией в Бухарест, где Ахмед-Везик пробыл до 1851. Впоследствии он вышел в отставку, так как воззрения его находились в непримиримом противоречии с господствовавшими тогда стремлениями молодого поколения государственных деятелей Турции, во главе которых стоял Решид, а позднее Фуад и Аали. В противоположность последним, А. был того убеждения, что мусульманский Восток, хотя и не должен пренебрегать западной культурой, но начала для своего преобразования должен черпать лишь в себе самом; непосредственно же прививать мусульманству европейскую цивилизацию он считал делом безнадежным. Вынужденный отказаться от государственной деятельности, он посвятил себя науке и расширению своей прекрасной библиотеки. Вновь он был призван к государственной деятельности лишь Мидхатом-пашой, после того как тот в дек. 1876 г. во второй раз стал во главе кабинета. Обоих деятелей сблизило введение конституционного образа правления, которым Турция обязана была Мидхату-паше. По настоянию последнего, А. был назначен первым президентом палаты. Но новая конституция продержалась недолго. По распущении турецкого парламента А. не удалился в частную жизнь, но отправился в Бруссу в качестве генерал-губернатора провинции Кудавенди-джиар. После падения великого визиря Саид-паши (1880 г.) он некоторое время занимал его пост, но вскоре вернулся в Бруссу, а в 1884 г. окончательно отказался от государственной деятельности. С 1847 г. он издавал историко-статистический сборник: "Salaam è, ou annuaire de l'Empire Ottoman".

Ахмед-шах

— основатель царства афганцев, или Дурани, сын Семан-хана, происходил из клана суддоси афганского племени абдаллахов; род. около 1724 г. Во время междоусобной войны абдаллахов с племенем гильджи, он в раннем возрасте попал в плен к Гусейну, государю Кандагара. Освобожденный из плена в 1738 г. Hадир-шахом, он сделался его жезлоносцем (асабердаром) и в этом звании сопровождал его во всех походах. Когда в 1747 г. Надир-шах был убит, А. вернулся на родину, и осенью того же года в Кандагаре старейшины провозгласили его царем Афганистана. Тогда же он присвоил своему дому почетный титул "дор-доран" (т. е. жемчужина своего времени), отчего все его племя, а за ним афганцы вообще получили название Дурани. Убедившись в преданности своих абдаллахов, а также других афганистанских племен, А. весной 1748 г. покорил своей власти Гильджи, вслед за тем он завоевал одно за другим Газну, Кабул, Джелад-абад, овладел Лагором и Мултаном и двинулся против Дели. Потерпев поражение в Сиргинде, он должен был отступить за Инд, но едва достигла его весть о смерти великого могола Мохаммед-шаха, он снова двинулся в Лагор и принудил наместника Пенджаба платить дань. Вслед за тем он в 1749 — 50 г. подчинил своей власти Герат и Нишапур; та же участь постигла Хорасан и Седжестан. Одна угроза его вторгнуться в Дели заставила бессильного императора ее Ахмеда уступить ему Пенджаб со всеми прилегающими на Востоке провинциями вплоть до Сиргинда. В 1752 г. и Кашмир был присоединен к царству Дурани. Когда в 1754 г. всемогущий визирь Индии Гази-эддин возвел на престол великого могола Алемгира II и также возвратил своему повелителю Пенджаб, Ахмед с сильным войском перешел в 1756 г. Инд, с необычайной быстротой снова утвердил свое господство в Пенджабе, завоевал Дели, назначил наместником Пенджаба сына своего Тимура, а правителем Дели своего приближенного Рогиллу и в 1759 г. вернулся в Кандагар. Немедленно же вспыхнуло восстание магараттов, которые, вступив в союз с сейками, прогнали афг. наместников и овладели всеми владениями Индии вплоть до Гидаспа (Диелум). Но они были разбиты А., который в 1760 г. вторично вступил в Дели победителем. Вновь собранное войско их, предводимое Седашаром Рао-Бхао, было целиком уничтожено 6 янв. 1761 г. в битве при Панипуте. Но вслед за тем его собственное войско принудило его вернуться в Афганистан, и с тех пор А., предоставив защиту государства своему сыну Тимуру, посвятил остаток дней своих делу внутреннего управления и упрочению своей династии. 50 лет от роду он умер в 1773 г., оставив своему сыну царство, которое простиралось от зап. границ Хорасана до Сиргинда и от Оксуса до Индийского океана и Персидского моря.

Ахмедабад

— индобрит. округ в области Гужерат Бомбейского президентства, расположен при Камбайском заливе и занимает площадь в 9897 кв. км. с населением в 856324 ж. (1881). — Главный город А., некогда столица всего Гужерата, лежит на левом берегу Сабурматти. В XV веке А. считался одним из обширнейших, населеннейших и богатейших городов Индии и славился своими великолепными зданиями, своей торговлей и промышленностью, ныне же он находится в упадке и насчитывает 127621 жит. (1881). Железная дорога, проведенная на Бароду, соединяет его с Бомбеем. Город отличается своими просторными, правильными улицами, снабжен хорошей водой, обладает многочисленными гостиницами для приезжих (сераями) и вообще носит на себе следы прежнего величия. Величественным зданием А. является Джамма-Машид, т. е. Большая мечеть, постройка которой приписывается основателю города Ахмед-шаху; она окружена гробницами членов его фамилии. Красотой стиля отличается также мечеть Суджат-Каун. Так называемая мечеть из слоновой кости сложена из мрамора, выложенного цветами из слоновой кости, серебра, перламутра и драгоценных каменьев. Близ города находится великолепный пруд Кокария, весь окаймленный мраморными ступенями; вход к нему образуют четверо ворот, увенчанных куполами, которые поддерживаются колоннами. А. был основан в 1412 г. султаном Ахмед-шахом, вторым независимым государем Гужерата, и быстро достиг высшей степени процветания. Он славился живописью, фабриками золотых и серебряных тканей, шелковыми и хлопчатобумажными материями, бумагой и т. п. Его развитие не было приостановлено и Акбаром, имп. Дели, завоевавшим А. в 1572 г. Лишь в XVIII веке, когда господство над страной перешло к племени магараттов, он начинает склоняться к упадку. В 1780 г. он был разрушен англичанами, но вскоре опять сдан магараттам, в 1818 г. вновь завоеван англичанами. Гаванью этого города считается Камбай, расположенный в 75 км к Ю. О древностях А. ср. Шлагинтвейт, "Indien" (Лейпциг, 1881—82).

Ахмеднагар

(Ахмеднуггур) — индобрит. округ в области Декан, Бомбейского президенства, расположен на восточных отрогах Гата (Ghat) и занимает площадь в 18215 кв. км с населением в 751228 ж. (1881). Главный город А., лежащий к В от Бомбея, окружен низкой стеной, а с внутренней стороны последней идет непроницаемая живая изгородь из терновника, высотою в 6 м; кроме того город защищен обширным и сильным фортом. В А. англик. церковь, много различных школ, в том числе одна англ., и дармзала, т. е. гостиница для приезжих всех вероисповеданий, выстроенная в 1849 г. на общие средства туземцев и европейцев. В 1881 г. в нем считалось 37492 (29228 индусов, 5934 магометан и 1128 христиан) ж. Некогда А. был второй столицей царства Ауренгабада (см. это сл.); основал его в 1493 г. Ахмед-Низам-шах, один из военачальников царства Бахмани, в Декан, который, объявив себя независимым, избрал А. столицей своего царства. Царство это, впоследствии независимое лишь по имени, просуществовало до 1636 г., когда было присоединено к империи Дели. По смерти Ауренг-Зеба, которая последовала здесь в 1707 г., А. подпал власти магараттов и принадлежал к владениям Пейшвы, который в 1797 г. передал его Даулат-Раа-Сциндие. 11 сент. 1803 г. А. сдался англичанам, предводимым Артуром Уэльслей, впоследствии герцогом Веллингтоном, а 30 декабря он окончательно был присоединен к их владениям.

Ахмедпур

— город в индобрит. вассальном государстве Бахавалпур.

Ахмечетка

(Акмечетка, Александровка) — мст. Ананьевского у., Херсонской губ., при р. Буге. Жит. 780. Пр. црк., земск. и церковно-прих. шк., конский завод, до 10 торгово-промышл. завед., 2 ярм.

Ахо Юханп

— псевдоним финского писателя Бруфельдта (см.).

Аховаи

(Ahovai, Thevetia Ahovai DC., Cerbera Ahovai L.) — бразильское дерево из семейства Аросуnеае. Семена и все другие части растения чрезвычайно ядовиты, даже брошенный в воду кусок древесины убивает рыб; на топливо также не идет, ибо распространяет невыносимый запах. Твердые орехи употребляются индийцами для приготовления трещоток (отсюда и название "Аховаи", т. е. трещотка). Род Thevet i a L., встречающийся в Южной Америке от Парагвая до Мексики, обнимает семь видов; голые деревья и кустарники с однопарными перистыми листьями и довольно крупными желтыми собранными в немногоцветковый ложный зонтик цветками; чашечка пятираздельная, покрытая у основания множеством железок, венчик воронкообразный, тычинок пять на конце трубки; двугнездная завязь превращается в двугнездую четырехсемянную костянку. Близкий род Cerbera L. отличается своей чашечкой, лишенной железок. Из четырех встречающихся в тропиках Старого Света видов, у С. Odallam Ham. — ядовитые семена и листья, действующие как листья кассии (александр. лист), а С. lactaria Ham. содержит млечный сок, идущий на приготовление слабительного.

Ахолия

(греч.) — недостаток желчи, недостаточное выделение желчи, встречается при лихорадочных состояниях разного рода, при болезнях печени, после сильных кровотечений и при значительной продолжительности приводит к недостаточному усвоению пищи, беспрестанным запорам, исхуданию и истощению.

Ахорион

(Achorion Schonleinii) — болезнь кожи, см. Фавус.

Ахрас

(Achras) — род растений из семейства Sapotaceae. A. Sapota L., венчающийся в Вест-Индии и Южной Америке, дает вкусные плоды (Sapotilla), ради которых часто разводится под тропиками.

Ахродекстрин

— см. Крахмал.

Ахрома

(греч. ахроматия) — недостаток кожного пигмента, бывает или врожденным, или приобретенным; последний — выражается большей частью в появлении на наружной коже различной величины пятен молочного цвета с резко очерченными контурами. Болезнь эта является без всякого видимого повода и не поддается никакому лечению.

Ахроматизм

— см. Ахроматический.

Ахроматический

(греч. — бесцветный) — название это носят в физике те оптические стекла и подзорные трубы, в которые можно видеть предметы без цветных краев, чем достигается большая отчетливость и ясность видимых в трубу предметов. Цветные края, которые составляли главный недостаток старинных подзорных труб с простыми окулярными и объективными стеклами, происходят от того, что бесцветный луч является составленными из нескольких цветных, различной окраски, лучей и различной преломляемости (см. Преломление света и Спектр). Если бесцветный луч преломляется, он этим разлагается на составляющие его лучи, которые будут отклонены не в одинаковой степени от прямолинейного направления первоначального луча, вследствие различной преломляемости каждого из них. Таким образом, если световые лучи проходят через выпуклое объективное стекло и преломляются им, то они сходятся не в одном только фокусе (см. это сл.) объектива, как это следовало бы для одноцветных лучей, но они образуют последовательно несколько фокусов: ближе всего к стеклу находится фокус фиолетовых лучей, затем голубых, зеленых, желтых и дальше всего красных лучей, так что только в середине этих фокусов образуется от смешения всех цветов бесцветный фокус, но с окрашенными краями. Ньютон, введенный в заблуждение недостаточно полными и точными опытами, считал устранение цветного окрашивания неосуществимым; только Эйлер впервые в 1747 году высказал мысль, что подобное устранение возможно, и это определеннее подтвердилось точными исследованиями шведского математика Клингенстьерна (в 1754 г.) и окончательно доказано было англичанином Джоном Доллондом, который сделал первую ахроматическую подзорную трубу. Некоторые утверждают, что изобретение это было сделано еще в 1729 году англичанином Честером Мор-Галлем, но что на него не обратили только в то время внимания. Доллонд достиг своей цели, составив объектив из двух сортов стекла: флинтгласа и кронгласа, которые не только различно преломляют свет, но и следуют различным законам относительно цветорассеяния. Если взять двояковыпуклое стекло из кронгласа и выпукло-вогнутое — из флинтгласа и положить одно на другое, то можно так подобрать кривизну этих стекол, что слабее преломляющее стекло из флинтгласа будет в одинаковой степени рассеивать цвета с кронгласовым стеклм, но только в противоположном направлении; таким образом оба стекла, сложенные вместе, будут все-таки собирать лучи в фокусе, лишенном теперь уже всякой окраски. Подобную ахроматическую систему стекол употребляют для объективов и окуляров (см. эти слова), подзорных труб и микроскопов, и для объективов фотографических аппаратов. Изготовление ахроматических стекол было постепенно усовершенствовано, частью самим изобретателем, частью его сыном, Петром Доллондом, затем его зятем Рамсденом, но более всего сделал в этом отношении Фраунгофер, который около 1812 г. открыл способ изготовлять эти сорта стекол совершенно чистыми, что представляло большие трудности, в особенности для флинтгласа. Подзорные трубы этого рода при меньшей длине — гораздо лучше больших старинных не ахроматических труб. Оптик Плэсль в Вене устроил в 1829 г. очень малую подзорную ахроматическую трубу (полевой бинокль для военных целей) и изобрел в 1832 г. большую подзорную трубу, в которой стекла, образующие ахроматический объектив, не стояли плотно одно возле другого, но находились на известном рассчитанном расстоянии друг от друга, что дало возможность значительно укоротить подзорную трубу. Подобные ахроматические трубы называют диалитическими. Ныне приготовляемы ахром. стекла, состоят из двояковыпуклого кронгласового стекла, обращенного к лучам, и выпукло-вогнутого флинтгласового стекла, сложенные поверхности обоих стекол почти одинаковой кривизны, между ними кладут на краях обыкновенно три свинцовых листка, для того, чтобы они не касались друг друга. Между нынешними фабрикантами хороших оптических объективов особенно известны следующие фирмы: Мерц и Штейнгель в Мюнхене, С. Плэсль и К° (М. Вагнер) в Вене, Шредер во Франкфурте на Майне, Секретан, Гартнак и Шевалье в Париже, Кук в Йорке, Грубб в Дублине, Траутон и Симмс в Лондоне. Превосходные объективы для фотографических аппаратов изготовляют след. фирмы: Далльмейер в Лондоне, Шевалье в Париже, Росс в Лондоне, Штейнгель в Мюнхене, Фохтлендер в Брауншвейге, Гаррисон и Шницер в Нью-Йорке.

Ахроматозы

(греч.) — болезни кожи, которые характеризуются более или менее полным исчезновением кожного пигмента.

Предыдущая страница Следующая страница