Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 7, Авт - Ага)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 7, Авт - Ага)

Предыдущая страница Следующая страница

Автокатализ

(химич.) — Оствальд ("Verhandl. d. К. S ä chs. Ges. d. Wiss.", 1890, 189) указал, что во всех случаях медленных превращений кислот, последние должны влиять каталитически (см. соотв. статьи; Контактные явления) ускоряющим образом на ход реакции, сообразно их "силе", т. е. сообразно степени их электролитической диссоциации (см.) и предложил для этих явлений название А. Представление Оствальда нашло подтверждение в работах Анри ("Z. ph. Ch.", 10, 9 6 [1892]) и Коллана (ib., 130) над обратимым превращением лактонов (см.) в соответственные оксикислоты. См. еще: Nernst, "Teoretische Ch." (4-е изд. [1903], 559) и Mellor, "Chemical Statics a. Dynamis", 291—298 [1904].

А. И. Горбов.

Автокефалы

(греч.) — самоглавы, или самостоятельные. Так назывались в греческой церкви епископы, хотя не сравненные с патриархами, но и не подчиненные ни одному патриарху, а совершенно самостоятельно управляющие. Теперь такую автокефалию представляет Кипр.

Автокефальная церковь

(греч. αύτός — сам и κεφαλή — голова) — самоглавенствующая поместная православная церковь. Исторически первой национальной А. церковью является доростольский патриархат (см. Болгарская церковь). А. церковь образуется с согласия государственной власти и канонически установляется признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась. Являясь частями вселенской церкви, А. церкви пребывают в общении друг с другом как по единству верований, так и по основным началам устройства и управления. Из ныне существующих А. церквей русская, элладская (королевство Греция) и румынская (королевство Румыния) имеют синодальное устройство; во главе остальных стоят патриархи, митрополиты или архиепископы, именуемые автокефалами. Таковы четыре восточные патриархата, архиепископии синайская и кипрская (о-в Кипр), сербская церковь (королевство Сербия), митрополия черногорская, болгарский экзархат, митрополия карловацкая, буковинско-далматинская и германштадтская (три последние — в Австро-Венгрии).

Автоклав

— толстостенный, герметически запирающийся (непроницаемый для паров и газов) сосуд, предназначенный для нагревания различных веществ под давлением и при температуре выше точки кипения находящейся совместно с веществом жидкости. Автоклав наиболее простой формы представляет собою толстостенную, запаянную с обоих концов стеклянную трубку, предварительно наполненную веществом, в которой нагревают жидкости до очень высоких температур, что бывает необходимо для ведения химических реакций. В поваренном искусстве с выгодой употребляют как автоклав котел с загнутыми краями, герметически закрывающийся крышкой, снабженной предохранительным клапаном и плотно нажимающейся посредством дугообразного запора. Нагрузка предохранительного клапана должна соответствовать прочности стенок сосуда, постороннее надавливание или перегрузка не должны препятствовать свободному действию этого клапана, потому что в противном случае вследствие давления паров могут происходить опасные для жизни взрывы. В технике автоклавы употребляются очень часто, так, напр., при выварке клея из костей, при получении стеариновой кислоты, а в особенности для приготовления древесной массы или целлюлозы при фабрикации бумаги.

Автократия

(греч.) само— или единодержавие — представляет государственное устройство, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, т. е. пользуется неограниченной властью и называется поэтому автократ. Подобный образ правления существует почти у всех народов Востока. Из европейских правителей титул Самодержца носит один только русский император. — Кант в своей философии называет А. владычество разума над противными ему склонностями.

Автократов

(Серафим Петрович, 1833—1881) — писатель. Воспитывался в СПб. духовной академии. По выходе из духовного ведомства был послан в 1862 г. за границу для приготовления к профессорскому званию. Слушал в Германии Вундта, Лотце, Фехнера, Целлера. Напечатал (без имени) "Философические этюды. I. Смысл истории. II. Вещество и дух" (СПб., 1865); "Учебник психологии" (СПб., 1865) и перевел книгу Гоббса "Левиафан" (1868).

Автокритика

(греч.) самосуждение, суждение самого автора о своем сочинении.

Автолик, в мифологии

— в греческой мифологии сын Гермеса (Меркурия) и род двойника его, как первообраз и бог воров. По Гомеру, который не упоминает о происхождении его от Гермеса, это был самый хитрый и ловкий вор и разбойник; через дочь свою Антиклею он приходился дедом Одиссею.

Автолик, греческий астроном

— греческий астроном и математик из Питаны в Эолии, жил около 330 г. до Р. Х., писал "о движущейся сфере" и о "восхождении и захождении неподвижных звезд". Оба сочинения, напечатанные в "Propositiones doctrinae sphaericae" (Страсб., 1572), заключают первые основы сферической астрономии о неподвижных звездах. Выводы А. чисто геометрические, что заставляет предполагать с его стороны незнание еще сферической тригонометрии.

Автология

(греч.) — собственная речь в противоположность составной, заимствованной: подобие автономии (см. это сл.) в философском смысле. Автологический — сам за себя говорящий.

Автомат, в машинном деле

— в машинном деле прибор, посредством которого конденсационная вода удаляется из паропроводных труб и т. п. сама собою и без потери пара (см. Паросберегательный аппарат).

Автомат, механическое устройство

Автомат (от греч. αύτόματος, т. е. самодвижущийся) — называется всякий механический снаряд, выполняющий нужные для его целей движения сам, с помощью внутреннего механизма. Таковы, например, часы, планетарии и множество машин, употребляемых в промышленности. В более тесном и общеупотребительном смысле А. называются машины, имеющие форму человека или животных, которые подражают движениям одушевленных существ с помощью скрытого внутри их двигателя. Подобного рода произведения искусства изготовлялись уже в глубокой древности, как о том свидетельствуют довольно сказочные, впрочем, ходячие статуи Дедала в Афинах, летающий деревянный голубь Архиты Тарентского и др. Столь же невероятными кажутся рассказы об А., которые изготовлялись в средние века Альбертом В. (1193—1280), Рожером Баконом (1214—94), о летавшей железной мухе и пр. При производстве часов с самим часовым механизмом нередко соединялись движущиеся фигуры, как, напр., на часах Страсбургского собора с их 12 движущимися фигурами и поющим петухом. Подобные же часы в Любеке, Нюрнберге Праге, Ольмюце и т. п. Особенную известность приобрели в XVIII ст. А. Вокансона из Гренобля, которые он показывал в Париже в 1738 г. (человек, игравший на флейте, на свирели, утка, принимавшая пищу), а также произведения Дроза, отца и сына, из Лашо-де-Фон в 1790 г. (пишущий мальчик, девочка, играющая на фортепиано, и рисующий мальчик). Шахматный игрок, Кемпеле, о котором много говорили в свое время (1769), не может быть причислен к числу А., так как его движениями управлял человек, скрытый внутри его. Самые обыкновенные А. — самодвижущиеся машины, ходячие и танцующие куклы, изготовляемые в Нюрнберге, поющие и машущие крыльями птицы и т. п., приготовляемые в Женеве и Невшателе.

Автоматизм

— см. Автоматические движения.

Автоматическая стрельба

Неудовлетворительность артиллерийской стрельбы с морских судов доказала, что необходимы особые приборы для совершенно точного определения момента, когда следует стрелять, принимая во внимание не только влияние на меткость выстрелов качки, хода и циркуляции судна на поворотах, но также и промежуток времени между воспламенением трубки и вылетом снаряда из орудия. Такого рода приборы для гальванической стрельбы предложены А. П. Давыдовым, приспособившим их таким образом, что выстрел происходит сам собою в тот момент, когда ось орудия находится в плоскости стрельбы и составляет с горизонтом угол, соответствующий данному расстоянию. Систему свою г. Давыдов назвал автоматическою и описал в особой брошюре (1871). Испытания, произведенные до 1876 г., показали, что приборы Давыдова в значительной степени удовлетворяют требованиям морской артиллерии, а потому они были изготовлены в числе нескольких серий и с тех пор постоянно устанавливаются на некоторых судах. Опыт указывает на необходимость изменения в деталях приборов, что постепенно и исполняется по мере разработки возбуждаемых вопросов. Некоторые дополнительные приборы заменены более простыми приспособлениями; но вообще система, предложенная Давыдовым, дала возможность заметно улучшить стрельбу на море. Необходимость в подобных приборах вызвала предложения Бессемера в Англии, 1875 г., и Вери — в Америке, 1879 г. Приборы их, по мнению русских специалистов, уступают прибору Давыдова.

Автоматические движения

Автоматическими (греч.) называются в физиологии те непроизвольные движения, которые совершаются, по-видимому, без участия какой-либо внешней побудительной причины, единственно вследствие раздражения, возникающего в самих нервных клетках головного или спинного мозга. Каким образом совершается это раздражение, до сих пор недостаточно выяснено; предполагают, что в известных нервных клетках вследствие нормального обмена веществ постоянно освобождается запас силы, действующий подобно стимулу на выходящие из них нервные волокна, приводя их в состояние деятельности. Сюда относятся движение сердца, желудка, кишок, матки, мочевого пузыря, движения легких и т. п. Автоматические движения сходны с рефлективными в том отношении, что и те и другие совершаются независимо от воли; но разница между ними в том, что рефлективные движения вызываются раздражением чувствительного нерва, передающимся головному или спинному мозгу, откуда оно сообщается двигательному нерву. В общежитии автоматическими называются по большей части те движения, которые человек совершает без размышления, скорее инстинктивно или по привычке, или же движения, совершаемые во время сна или сновидений и в ином более или менее бессознательном состоянии (см. Движение).

Автоматические центры

— это нервные центры, приводимые в деятельность, помимо воли и помимо всякой внешней побудительной причины, единственно раздражителями, возникающими в самом организме в форме, напр., углекислоты крови или недостатка в ней кислорода и т. д. К А. центрам относятся дыхательные центры, сосудодвигательные, сердечные, кишечные, маточные и т. д.

Автомобиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобиль, с.-петербургский журнал

— еженедельный технический иллюстрированный журнал, издается в СПб. с 1902 г. Редактор-издатель А. П. Нагель.

Автомолит

— цинковая шпинель состава ZnAl 2O4 (см. Шпинель). Встречается близ Фалунь в Швеции и в других местах; в бразильских россыпях является спутником алмаза.

Автономисты

— политическая партия в Эльзасе, возникшая в 1873 году для противодействия клерикальной и французской (п. протеста) партиям. Признавая совершившиеся факты, партия поставила себе целью, не противодействуя имперскому правительству и рейхстагу, посвятить себя исключительно служению интересам политического и экономического развития родины. Требования — введение конституционного порядка, учреждение областного ландтага, преобразование имперской области в самостоятельное германское союзное государство на общих со всеми союзными государствами основаниях и со всеми их правами. Вожаками партии были Клейн, Бергман, Норт и Шнееганс, органом — новая "Эльзасская газета". На производившихся 1 февр. 1874 г. выборах в рейхстаг А. впервые выступили как организованная партия, но безуспешно: им не удалось провести ни одного кандидата. Из общего числа голосов кандидаты клерикальной и французской партий получили 79, а автономисты — только 17%. Благодаря главным образом стараниям А. в имперской области была введена по указу от 29 окт. 1874 г. земская управа (Landesausschuss); их же влиянию следует приписать расширение в 1877 г. сферы ее деятельности, а также учреждение в 1879 г. наместничества и министерства. На выборах в рейхстаг в 1877 г. А. приобрели пять мест, в 1 8 78 г. — четыре. В рейхстаге они составили особую группу, которая поставила себе главнейшей задачей защиту и охрану интересов имперской области; они входили в состав различных комиссий и приняли деятельное участие в обсуждении рассматривавшихся там вопросов. Такое положение дел, указывавшее, по-видимому, на некоторый поворот в политическом настроении страны, при выборах в рейхстаг 1881 и 1884 гг. совершенно изменилось: вследствие агитации клерикалов ни один А. не был избран. Им пришлось ограничиться исключительно местною земскою деятельностью, и только в июле 1886 г. на выборах городских чинов в Меце и Страсбурге они добились значительного успеха. На выборах в рейхстаг 1887 г. опять не прошел ни один А.

Автономия

(греч.), т. е. самозаконие, — индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководиться собственными нормами и правилами в определенных пределах. В средние века существовали самые обширные и разнообразные А., колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают А., могущей нарушать равноправность. Но и теперь признается, конечно, в границах закона, А. общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная А. обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до нынешних времен А. династических родов и дворян-землевладельцев, насколько она не противоречит государственному устройству и если не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т. п.). Некоторые, наконец, к понятию А. относят и всю широкую область самоуправления. Ср. Гнейста, "Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatsverwal tung u. Seibstverwaltung u. s. w." (Берл., 1869). Руководство Л. Штейна "Учение об управлении" в русском переводе, Спб., 1877 г.

Автономы

— в старой нумизматике монеты, которые чеканились городами самостоятельно, по своему собственному почину, не делая на них изображений или надписей, которые свидетельствовали бы об их зависимости от императоров или королей.

Автопластика

— см. Пластическая хирургия.

Автопсия

(греч.) — очевидность, называется исследование какого-либо предмета собственными глазами в противоположность знакомству с ним путем рассказов других лиц. В медицине А. называется распознавание болезни при помощи осмотра больного, не прибегая к расспросам.

Автор

(лат.) в тесном смысле — сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому говорят, напр., о классических авторах. В обширном смысле А. называется творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощенного искусством, воспроизведение и распространение которого постороннему лицу возбраняется. Авторское право называлось прежде не вполне точно умственной собственностью (propriet é d' intelligence); в Германии императорским законом 11 июня 1870 г. этой собственности присвоено название Urheberrecht. В России этому понятию соответствует литературная собственность (см. это сл.).

Авторитет

(лат.) — в обширном смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в тесном — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть a u ctoritas. В науке авторитетами называются люди, которых известность по своей части так прочна, что она служит ручательством истины и непреложности высказанного ими мнения. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая именно бывает основана на доверии нашем к мнению или знанию другого лица.

Автотипия

— см. Фотомеханические способы печатания.

Автотипография

(греч.) — способ перевода автографов на цинк и вытравления их для отпечатания обыкновенным путем цинкографии. Самый перевод делается простым нажиманием оригинала, написанного литографскими чернилами.

Автофония

(от αύτος — сам и φωνή — голос) — ненормальное усиление резонанса собственного голоса и собственных дыхательных и кровяных шумов, бывающее иногда при катарах носоглоточного пространства и среднего уха.

Автохтоны, в геологии

— так называются в геологии отложения, оставшиеся на месте их происхождения, а не перенесенные водой в другие места (см. Аллохтоны); примеры: торф и большее количество отложений каменных углей.

Автохтоны, в этнографии

(греч.) — А., т. е. первобытные жители страны, назывались у греков те племена, которые утверждались в стране с незапамятных времен, а не переселялись в нее из какой-либо другой страны. Этому названию соответствует латинское слово аборигены (см.).

Авульзия

(лат. avulsio) — в противоположность аллювию (см. это сл.) называется прибытие к земле одного прибрежного владельца оторванного водою куска земли другого землевладельца, который и делается его собственностью в силу (accessio) приращения (см. это сл.).

Авуэ

(фр. Avou é) — название ходатая по делам во Франции, действующего в помощь адвокату (см. адвокатура). А. называется и патрон, защитник церковных имуществ.

Аг-Манган

— снежная вулканическая вершина Малокавказского (Аджарского) нагорья, на запад от озера Гокча, имеющая 11162 фт. высоты.

Ага, вид жаб

(Bufo marinus) — один из видов жаб (см.), распространенный по всей Южной и Центральной Америке; один из самых крупных видов бесхвостых земноводных (Anura): длиной более 20 см, шириной до 12 см. Цвет А. темно-бурый, на спинной стороне с большими черными, на брюшной с мелкими красновато-бурыми пятнами; на голове от глаз к ноздрям проходят черные костяные гребни. А. является в некоторых местностях Южной Америки весьма обыкновенным животным и часто встречается в городах. Выделение кожных желез А. является сильно ядовитым, и туземцы употребляют его для приготовления яда для стрел. Размножение происходит в июне; самки откладывают икру в виде длинных шнуров в воду; выходящие из яиц черные головастики очень малы; молодые жабы, по окончании превращения, достигают всего 1 см длины.

М. Р. К.

Ага, на Востоке

в старотурецком языке — старший брат, в современной восточной речи — обращение раба к своему "господину" и, наконец, в общем — почетный титул сановника, не имеющего научного образования. В этом смысле А. есть титул, противопоставляемый титулу эфенди, который прилагается только к человеку, сильному в письме. Особенно важное историческое значение приобрел титул ага в имени янычара Агасси, главы янычар; в настоящее время из высших придворных сановников носит еще этот титул только Кизляр-Агасси — главный надсмотрщик одалисок, начальник черных евнухов, из среды которых его и назначают. Он же в гареме повелителя правоверных пользуется рангом великого визиря.

Ага, река Забайкальской области

— река Забайкальской области, левый приток Онона, системы Амура; длина около 300 верст; течет среди холмов; по берегам ее много хороших пастбищ и плодородных земель.

Агабабов

(Николай Иванович, род. в 1750 г., † в 1810 г.) — армянин, переселившийся в Россию при императоре Александре I; основал в Астрахани армянское училище, носящее его имя.

Агав, абиссинское племя

или агау — племя в Верхней Абиссинии, по всей вероятности, остаток древнейшего племени страны. От господствующего народонаселения племя А. отличается частью самостоятельным языком, имеющим несколько наречий, всего более подходящим к языкам бегскому, данкалскому, сомальскому, галла, частью своим племенным устройством, схожим только с устройством племени галла. По внешнему виду, одежде, религии и обычаям они ничем не отличаются, однако, от прочих жителей. Как и амхары, А. исповедания эфиопского. В настоящее время племя разделилось на две главные группы: одна часть обитает в горах, в северной части Ласты, другая в Агаумедре, на юго-западе от Цанского озера, между Мэтшой и Дамотом. Разбросанные части племени встречаются, впрочем, и в других местах. К числу их принадлежат также билы, фалаша, хвара. Существуют печатные и неизданные сборники слов языка А. (так, напр., Бруса, Беке, Вальдмейера, Галеви, д'Аббади) и краткие грамматические очерки (Вальдмейера, Галеви).

Агав, христианский пророк

— христианский пророк I века, родом из Иудеи; о нем два раза говорится в книге Деяний Апост. (ХI, 28; XXI, 10). По преданию, А. потерпел мученичество в Антиохии. Память 8 апреля, в римском мартирол. — 13 февраля.

Агава

(Agave L.) — растение из семейства амариллисовых, класса односемянодомных, многолетнее, родина — теплые страны Америки. Листья толстые, сочные, с зазубренными краями, образуют розетку на коротком стволе; из середины пучка листьев возвышается на 12 м цветочная ножка, покрытая мелкими листьями, отстоящими друг от друга на значительное расстояние. Цветочная ножка увенчана наподобие канделябра метелкой с бесчисленным множеством цветков с трубчатым, остающимся околоцветником, к которому прикрепляются 6 тычинок; нити их в почке имеют изогнутое положение. Завязь нижняя, трехдомная; пестик короче тычинок, но вместе с тычинками выступает из цветка, заканчивается булавовидным трехлопастным рыльцем. Наиболее распространен вид А. americana L. с голубовато-зелеными листьями, достигающими 1—2 м длины, 20 см ширины и у основания до 10 см толщины; цветочная ножка превышает 10 м и у основания иногда до 30 см толщины; желтовато-зеленые цветы со включением тычинок достигают 12—13 см длины. Отечество ее — Средняя и Южн. Америка, с 1561 г. перенесена в Ю. Европу, где разводится для оград. Как в Ю. Европе, так и в С. Африке теперь встречается в одичалом состоянии. На родине цветет на 5 или 6 году, в оранжереях же на 40 или 60 году, почему и получило название столетнего алоэ, хотя вовсе не принадлежит к семейству последних растений. После цветения умирает. Разводится легко корневыми отводами, которые продолжают развиваться и по смерти растения.

В техническом отношении, кроме А. americana, имеют значение и другие виды, напр. A. mexicana Lam. в Мексике, А. vivipara L. во Флориде и Мексике, A. filifera Salm. в Мексике, ради волокон, добываемых вымачиванием из листьев; волокна эти называются питэ и пита (именем Pita испанцы называют агаву) и с давних времен употребляются в Америке для изготовления канатов, гамаков и т. п.; А. составляет важный предмет вывоза в Европу, где употребляется как суррогат щетины и конского волоса для изготовления, напр., щеток. Корень под именем корня мангвей (словом Manguey мексиканцы называют агаву) употребляется на месте как лекарство против сифилиса. Сок А. americana и в особенности A. mexicana идет на приготовление напитка пулькэ, столь любимого мексиканцами. Для добывания сока срезается цветочная ножка под цветовою почкою, делается в ножке углубление, куда стекает сахаристый сок; его вычерпывают в течение двух-трех месяцев и затем подвергают брожению. В Средней Европе следует разводить А. в кадках с рыхлою песчаною землею; летом кадки нужно выставлять на открытый воздух, а зимою держать в закрытых помещениях при температуре не ниже 5° R.

Агаг

— царь амалекитян, побежденный и взятый в плен Саулом, царем израильским, и умерщвленный затем пророком Самуилом (I Цар., XV). Имя А. упоминается уже в Пятикнижии Моисея (Числа, XXIV, 7), из чего заключают, что А. было общее название амалекских царей, как авимелех у филистимлян и фараон у египтян. Новейшие же критики видят в этом доказательство позднейшего происхождения названной главы Пятикнижия. — Аман, персидский царедворец, строивший козни против евреев, о котором повествует книга Эсфирь, называется Агаги, т. е. потомок из рода Агага, а Флавий Иосиф (Antt. — XI, 6, 5) прямо обозначает его амалекитянином.

Агагар

(Atakor-n-Ahaggar) — горная возвышенность в Западной Сахаре, между 23° и 26° с. ш. и 4° и 7° в. д. (Гринв.), родина туарегов; к северу тянется горный хреб. Вади-Игаргар, к югу — Вади-Тин-Тарабин. Высочайшие вершины Уателен (Вателен) и Хикена. Главное поселение Иделес.

Агада

— гомилетическая и повествовательная часть Талмуда в противоположность галахе, составляющей догматическую и юридическую его часть (см. сл. Талмуд).

Агадес

— главный город оазиса Аир в Сахаре (см. Аир).

Агадир

или Санта-Круц — портовый город в южном Марокко, в 2½ часа к северу от устья Вад-Зус, обнесен стенами, имеет около 700 жителей. В 1500 г. на этом месте основан был португальцами форт для защиты рыбных промыслов под названием Санта-Круц; арабы называли его Дар-Румиа. Несколько позже Португалия купила это место и выстроила небольшой укрепленный город Санта-Круц-де-ла-Барбария, который в 1536 г. перешел во владение Марокко. На языке берберов А. означает вообще "место, обнесенное стенами" и было также древним названием Кадикса.

Агакат

(Aguacate, Agnacate, Abacade, Avocate или Palto) — название дерева, свойственного тропической Америке и тщательно разводимого как там, так и в Ост-Индии и на Москаренских островах, из сем. лавровых (Laurineae) — Persea gratissima G ä rtn., высокое на 13—16 м, с кожистыми, эллиптическими, голубовато-зелеными листьями на длинных черешках и маленькими желтыми цветочками метелкой. Грушевидные, до 10 см в разрезе, плоды содержат под жесткою кожею жирную мякоть, которая с приправою кореньев и соли употребляются там повсеместно в пищу (намазанная, напр., на хлеб); она потребляется также в виде каши с сахаром и лимонным соком. Листья, цветовые почки и семена употребляются как целебное средство.

Агалактия

(гр.) — отсутствие молока у рожениц, зависит от неполного развития грудных желез, а также от общей слабости, тучности, недостаточного питания, малокровия или от душевных потрясений.

Агалматолит

образной камень, пагодит, китайский жировик — минерал, принадлежащий к водным силикатам. В состав его входят кремнекислота, глинозем, кали и небольшое количество извести и воды. Излом неровный, занозистый. Минерал этот просвечивает более или менее сильно, окрашен чаще всего в зеленоватый цвет, встречаются, впрочем, разновидности красноватого, сероватого и желтоватого цветов. Жирен на ощупь, к языку не липнет. По своей мягкости и пластичности весьма пригоден для всякого рода художественных поделок. В Китае, где он особенно распространен, из него выделываются пагоды, разного рода сосуды и т. п. вещи; в прежние времена их массами вывозили в Европу. Очень сходны по внешнему виду с описанными нами А., состоящие из кремнекислой магнезии.

Агама

(Аgаmа) — род ящериц из семейства агам (Agamidae, см.), живущий в числе 14 видов в Африке и Азии. Относящаяся к этому роду А. колонистов (A. colonorum), распространенная в западной Африке, интересна тем, что селится всегда возле хижин туземцев; тело ее окрашено в стальной цвет, за исключением головы, которая огненно-красного цвета. Днем держатся обыкновенно большими обществами, бегая по крышам и стенам домов. Будучи чем-нибудь встревожены, обнаруживают свое беспокойство характерным и быстрым киванием своей красной головы.

Ю. В.

Агамемнон

— один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея (см. это сл.) и Эропы и брат Менелая (см. это сл.). Бежал по умерщвлении отца племянником его Эгистом, сыном Тиеста (см. это сл.), и воцарении последнего вместе с братом в Спарту. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндара, А. на Клитемнестре, Менелай на — Елене. По смерти Тиндара престол перешел к Менелаю. С помощью брата А. сверг Тиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции. В Троянскую войну ему принадлежало главное начальство над всем войском. Из-за прекрасной пленницы Бризеи у него возник раздор с Ахиллесом (см. это сл.). Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала (см. это сл.) и кончая самим А. и его детьми — Ифигенией (см. это сл.) и Орестом (см. это сл.). По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгиста (см. это сл.) (по Гомеру) или своей супруги — по другим источникам (трагедии). — Той же участи подверглась и Кассандра. Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у А. было еще 2 или 3 дочери. Местом погребения его называют Микены (см. это сл.) и Амиклэ. В Спарте А. воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетр — произведение Гефеста. Изображения А. часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане.

Агами

каракара или золотогрудый трубач (Psoplua crepitans) — южно-американская птица из не вьющих гнезда, с коротким, загнутым клювом и очень тонкими ногами. Пальцы короткие, снабжены острыми когтями. Крылья короткие, хвост короткий, прямой, шея длинная, вокруг глаз — голые места. Живет в Гвиане, в лесах. Испускает громкие крики, вслед за которыми начинает издавать, закрыв клюв, своеобразные звуки, напоминающие барабанную дробь, откуда и получилось ее название. Питается плодами, ягодами и насекомыми, живет стаями от 10—30 штук. Самка кладет в землю, в углубление, от 10—16 яиц и выводит птенцов от двух до трех раз в год. Прирученная, эта птица очень полезна — заменяет собаку. Она очень привязчива к хозяину, повинуется приказаниям, храбро защищает и оберегает скот и двор от людей, собак и хищных зверей, следит за порядком на дворе и усмиряет домашнюю птицу; сторожит даже стада, подобно собаке, до такой степени хорошо, что двух птиц считают достаточными для замены одной собаки. За последнее время ее часто можно видеть в зоологических садах; акклиматизация ее, однако, до сих пор не удавалась вследствие суровости нашего климата.

Агамы, религиозные тексты

— совокупность некоторых хинаянических сутр, принадлежащих к древнейшим временам буддизма, сохранившихся только в китайских переводах. В. П. Васильев замечает, что А. дают богатый материал для изучения первоначального столкновения буддизма с браманизмом; почти во всех агамах имеется опровержение каст и мнений браминских.

Агамы, семейство ящериц

(Agamidae) — ящерицы из группы толстоязычных (Crassilinguia). Язык у них мясистый, толстый, короткий, приросший основанием, вытягиваться вон не может. Имеют веки и хорошо развитые конечности с пятью пальцами. А. водятся в тропических местностях всего земного шара, встречаются и в странах с умеренным климатом, например в Южной Европе. Делятся они по устройству зубов на А. с зубами, приросшими к челюсти изнутри, и на А. с зубами, приросшими к челюсти снаружи; первые водятся в Старом, вторые — в Новом Свете. Древесные А., с продолговатой головой, с сжатым с боков телом и тонкими ногами, живут в лесах, хорошо лазят по деревьям, меняют, подобно хамелеону, цвет, украшены обыкновенно разного рода придатками, гребнями и т. п. Сюда относятся роды: Draco volans (летучий дракон), Histiurus — Старого Света; американские роды Basiliscus (василиск) и Iguana и австралийский род (Chlamydosaurus). Степные А. имеют широкую голову, плоское тело, короткие ноги и украшены часто колючками; в Старом Свете водятся степные роды A. Stellis (Hardun в Аравии), Uromastix Phyrnocephalus (жабоглов); в Америке Phrynosoma, в Австралии молох (Moloch horridus), весь покрытый колючками.

Агана

— главный город Гнахана, одного из Марианских островов.

Аганиппа

— дочь речного бога Пермесса на Геликоне в Беотии, нимфа источника А., вдохновлявшая, подобно Гиппокрене, поэтов, пивших воду ее источника.

Агапант

(Agapanthus L'Herit.) — растение из семейства лилейных (Liliaceae), из отдела болотных травянистых растений, с клубневыми корневищами, с сидячими, длинными, но довольно широкими листьями, крупными голубыми цветами, образующими зонтик с двумя прицветниками на длинной, гладкой цветочной ножке. Воронкообразный околоцветник шестираздельный, тычинок шесть на нитях, внизу приросших к околоцветнику. Плоды в виде трехгранной и трехгнездой коробки, раскрывающейся тремя створками; семян довольно много, покрытых сверху кожистою оболочкою. Наичаще разводимый зонтичный A. (A.umbellatus L'Herit.), или африканский крин (Crinum africanum Linn.), с м. Доброй Надежды; листья его сохраняют свежесть в течение всего года, из среды их выходит длинная в 75—80 см цветочная ножка с 30—50 цветками, величиною каждый в 3—5 см. Некоторые разновидности отличаются бледно-зелеными цветами, другие же — пестрыми листьями. Разводить лучше осенью делением корней и держать при умеренной теплоте в горшках или ящиках в довольно сухой земле, зимою держать на свету; в мае можно перенести на воздух или прямо пересадить в грунт.

Агапит, преподобный

— инок Киево-Печерского монастыря, безмездный лечец и исцелитель XI в., † в 1095 г. Приобрел большую известность исцелением труднобольных посредством молитвы и зелья, которое принимал сам и давал больному. Заочно исцелил Владимира Мономаха. Имевший большую практику и враждовавший с Агапитом врач-армянин не мог распознать даваемые А. зелья, но, видевши многие исцеления, уверовал и принял христианство. Мощи Агапита почивают в Антониевых пещерах. Житие его — см. Патерик Печерский, под 1 июнем.

Агапит, римские папы

— А. I. - римский папа, римлянин по происхождению, занял папский престол в 535 г. Отправился по настоянию готского короля Теодата в Константинополь, чтобы повлиять в интересах Италии на императора Юстиниана, что ему, однако, не удалось. Тем полнее было его торжество в церковных делах. Стараниями его константинопольский патриарх Анфим, обвиненный в ереси Евтихия и переведенный вопреки каноническим правилам из Трапезунда в Константинополь, был свергнут с патриаршего престола, и на место его возведен с благословения папы противник Анфима Меннасий. Смерть положила конец его планам (22 апреля 536 г. в Константинополе). - А. II. - римский папа, также римлянин по происхождению, занимал папский престол с 946-955. Призвал германского короля Оттона I на помощь против Беренгара II, провозгласившего себя королем Италии; заботился о распространении христианства, в особенности на севере Европы.

Агапит, христианский мученик

— святой, принявший мученическую кончину при императоре Аврелиане 270. Празднуется 18 августа.

Агапы

(αγάπαι) — вечери любви. В первые времена христианства таинство евхаристии совершалось не во время дневного богослужения, а отдельно и — в подражание Тайной вечере Иисуса Христа — вечером и соединялась с общею вечерею (ужином). Таким образом, подобные собрания христиан представляли двоякое общение, с Господом и братское друг с другом, и назывались вечеря Господня и вечеря любви (αγάπη). Каждый из участников приносил пищу с собой. С увеличением количества участвующих стали случаться беспорядки, о которых говорит апостол Павел: "Сходящымся убо вам вкупе, несть Г-скую вечерю ясти: кииждо бо свою вечерю предваряеть во снедение, и ов убо алчет, ов же упивается. Егда бо домов не неимата во еже ясти и пити; или о церкви Божией нерадите, и срамляете неимущыя; что вам реку; похвалю ли вы о сем, не похвалю". (Посл. к Коринф., гл. 11, ст. 20). Оттого церковь отделила от вечерей любви отправление таинства евхаристии. Когда государство признало христианство и богослужение открыто стало отправляться в церквах, вечери любви утратили свое значение и даже воспрещались поместными соборами в IV веке. Но еще долго и после воспрещения сохранялись у христиан общие трапезы в дни чествования памяти мучеников, а впоследствии и при погребении родственников. В Абиссинии и теперь у коптов-христиан совершаются в день причащения общественные трапезы, напоминающие агапы.

Агар

(Жак d'Agar) — французский портретный живописец в Дании; род. в Париже в 1640 г.; с 1675 т. член Парижской академии как живописец исторический. Впрочем, слава его началась с изгнания из Академии — 31 янв. 1682 г., по уничтожении Нантского эдикта, как протестанта. А. удалился в Англию и там прославился живописью портретов, потом работал при дворах Сев. Германии и, наконец, приглашен был в Копенгаген, где король Христиан V сделал его своим камергером. Таким же расположением пользовался он и у преемника Христиана V, Фридриха IV. А. бесспорно имел влияние на живописцев Дании, где он провел лучшее время своей жизни и † в 1716 г. или в 1723 г. Дюсьё пишет, что у А. был сын Шарль, произведения которого шли за произведения отца, и что он-то † в 1723 г., 54 лет.

Агар-агар

китайская или японская желатина, бенгальский рыбий клей, по всей вероятности, искусственный продукт, добываемый в Китае и Японии из разных морских водорослей. В торговлю поступает в виде длинных, узких, искривленных полосок, бесцветных или искусственно окрашенных. Как на источник добывания указывают на следующие водоросли: Gelidium Amansii, Gelidium coraeum, Gelidium cartilagineum, Glocopeltis tenax, Grateloupia filicina и др. А. употребляется в Китае с давних времен для приготовления съедобных студней или желе. По способности образовать студень он значительно — в 6—10 раз — превосходит желатину и к тому же гораздо менее ее подвержен порче. Желе, приготовленное из А., не имеет ни малейшего запаха и не загнивает. Вещество, дающее студень, исследовано Пайеном и названо им желозой; оно не содержит азота и близко по своему элементарному составу к пектиновым веществам. В последнее время Р. Бауер указал в студне агар-агар на присутствие углевода, весьма сходного с галактином, переходящего при гидратации в галактору.

Агард, Джон Мортимер

(John Mortimer Agardh) — шведский астроном, профессор в Лундском университете; род. в 1812 г.; напечатал: "De motu Systematis solaris progressive" (Лунд, 1840), "Sur une m éthode élémentaire de résoudre les équations numériques d'un degré quelconque par la sommation des sé ries" (Карлштадт, 1847); "Essai sur la m étaphysique du calcul diffé rentiel" (Стокгольм, 1848); "Obser'vationes eclipsis soils... 1851 Juli 28" (Лунд, 1853).

Агард, Карл Адольф

— знаменитый естествоиспытатель, один из многостороннейших ученых Швеции, род. 23 янв. 1785 г. Сын бэстадского (в Шонен) купца, изучал науки в Лунде. — В 1807 назначен доцентом математики в этом университете, в 1812 — профессором ботаники и экономии. Известен как ботаник своими трудами по изучению водорослей, давшими много нового. Участвуя с 1826—28 г. в комитете по народному образованию, он был ревностным поборником идей, легших впоследствии в основу народного образования в Швеции. Избранный представителем в рихсдаг, он усердно принялся за изучение вопросов государственного хозяйства. В 1816 г. назначен пастором в Шонене, в 1834 избран епископом Карлштадта, занимался в качестве такового и богословскими вопросами и написал несколько богословских сочинений. Скончался 28 янв. 1859 года. Главнейшие из многочисленных ученых трудов: A. "Systema Algarum" (Лунд, 1824), "Species Algarum" (т. 1 и 2, Лунд, 1820 и 1822, т. 3. Грейфсв., 1828) "Icones Algarum Europaearum" (Лейпц., 1828—35) "L ä robok i Botanik" (2 т., Мальме, 1830—32). Первая часть этого труда переведена Мейером под заглавием "Organographie der Pflanzen" (Копенг., 1831), и вторая Креплином под заглавием "Allgemeine Biologie der Pflanzen" (Гpeйфcв., 1832) на немецкий язык. Им же обработана политико-экономическая часть труда "F örsök till. en statsekonomisk Statistik ö foer verige, (ч. 1—3, Карлшт., 1852—59), — статистическая часть составлена Льюнгбергом. — Яков Георг А., сын Карла-Адольфа, род. в Лунде 8 декабря 1813 г., с 1854 г. профессор ботаники в этом городе, с 1879 заслуженный профессор. Автор многих сочинений по ботанике, известен в особенности трудами по изучению водорослей; капитальнейший из них "Species, genera et ordines Algarum" (4 т., Лунд, 1848—63). Из числа прочих назовем: "Synopsis generis Lupini" (Лунд, 1835), "Recensio generis Pteridis" (Лунд, 1839), "Algae Maris Mediterranei et Adriatici" (Пар., 1842), "In systemata Algarum hodierna adversaria" (Лунд, 1845), "Theoria systematis naturalis plantarum" (Лунд, 1858). A. обладает богатой коллекцией водорослей, перешедшей к нему в наследство от отца.

Агард, Яков Георг

(Agardh) — шведский ботаник, сын К.-А. Агарда (см.); род. 8 декабря 1813 г. в Лунде и там же был с 1854 г. профессором ботаники; в 1879 г. прекратил чтение лекций. А. известен своими исследованиями водорослей, между которыми выдается его сочинение "Species, genera et ordines Algarum" (4 т., Лунд, 1848—63). Кроме того, А. напечатал: "Algae mans Mediterranei et Adriatici" (Париж, 1842), "In systema Algarum hodierna Adversaria" (Лунд, 1844); "Theoria systemat i s naturalis plantarum" (Лунд, 1858) и др. труды. А. обладает весьма богатой коллекцией водорослей, начало которой положил его отец.

Агард, Яков Георг (дополнение к статье)

(Agardh) — шведский ботаник; † в 1901 г.

Агарик

(греческое слово agaricos, вероятно, от Agaria, прежней провинции Польши, где грибы росли в изобилии, или же от греч. azar — лошадиное копыто, по сходству некоторых грибов или, точнее, лишаев с лошадиным копытом) — пластиночник; род грибов из группы гимениальных грибов (см.). См. пластиночник, Грибы съедобные и Грибы ядовитые. Agaricus atramentarius — чернильный гриб; в Швейцарии употребляется как средство от ожога. Agaricus (Lactarius) d eliciosus — см. Рыжик. Agaricus musicarius — см. Мухомор. Agaricus (Lactarias) piperatus — см. Груздь. Agaricus procerus Scop. — см. Гриб-зонтик пестрый. А. хирургический — см. Трут.

Агарик белый

Агарик белый, или лиственничный, лиственничная губка (Agaricus albus, s. Boletus Laricis, s. Fungus Laricis) — гимениальный гриб, растущий на стволе лиственницы (Larix europaea, s. Pinus Larix) в Малой Азии, Средней и Южной Европе, особенно же в Сев. России. Форма лиственничного А. различна: обыкновенно он кругл, полукругл и продолговат; чащи всего многие грибы срастаются между собою и образуют сросток. А. собирается в августе и сентябре, очищается от бурой и твердой кожицы, высушивается на солнце и выколачивается молотом, после чего он представляет собою бледноватую или беловато-желтую, губчато-волокнистую массу, состоящую из смолистой, крупной войлочной ткани; вкус ее сначала сладковатый, потом сильно горький. Химический состав А. в точности не выяснен. Обработкою эфиром Fleury (1870) добыл из нее аморфную красно-бурую смолу (57%) и агарициновую кислоту, кристаллизующуюся в виде пучка игл. По новейшим исследованиям Jahns'a (1883), горячим спиртом можно добыта из А. следующие составные части: 1) 16—18% агарициновой кислоты в виде кристаллов без запаха и вкуса, трудно растворимых в холодном и легко в горячем спирте; 2) 3—5% индифферентного кристаллизующегося вещества, принадлежащего, по-видимому, к спиртам; 3) 3—4% белого аморфного вещества, которое выделяется из растворов в виде студня, и 4) 25—31% красной, аморфной, смолистой, горькой на вкус массы, носящей характер кислоты и, по-видимому, заключающей в себе составную часть А., действующую как слабительное. В больших дозах лиственничный А. вызывает жидкие испражнения, обыкновенно сопровождающиеся сильными болями в животе, часто также тошнотою и даже рвотою; в малых дозах ему приписывается способность уменьшать чрезмерное потоотделение. Фармакологическое действие принадлежит только агарициновой кислоте: она имеет специфическое отношение к выделительному аппарату кожи лягушки и теплокровных животных, деятельность которого она парализует. Поэтому различные препараты лиственничного А. употребляются как верное средство для прекращения обильных потов у чахоточных, подагриков и др. больных. В некоторых местностях России, напр. в западных губерниях, лиственничный А. часто употребляется в простом народе против многих болезней.

Агарик минеральный

— особенный вид углекислой извести, рыхлый, губчатый, состоящий из весьма тонких как бы нитей; цвет белый; в сухом состоянии минерал этот крайне хрупок. В Швейцарии А. употребляется для окрашивания зданий в белый цвет. Другие, простонародные названия этого минерала суть: лунное молоко, каменная мука; горное молоко, каменный мозг и т. п.

Агарицин

— агарициновая кислота (см. Агарик белый) в не совсем чистом виде; прописывается в количестве 0,005—0,01 г и в пилюлях, часто с небольшими дозами опия.

Агарицины

(Agaricini, лиственничные губки) — семейство грибов из отдела базидиомицетов (Basidiomycetes) порядка гименомицетов (Hymenomicetes). Оно характерно тем, что гименей (см. это сл.), снабженный чаще всего базидием с 4-мя спорами, расположенный на нижней стороне зонтико— или шляпообразного, чаще мясистого, реже кожистого плодового тельца, покрывает лучисто расположенные листовидные, чаще совсем свободные и простые, реже вилкообразно разделенные или связанные в виде сети ламеллы (lamellae), свободный край которых в виде лезвия называется на краю шляпки — передним, а обращенный к ножке — задним. Для систематического определения многочисленных, обыкновенно на земле растущих, реже на гнилых древесных стволах, а в единичных случаях даже паразитствующих видов (см. Галлимаш) этого громаднейшего семейства гименомицетов крайне важно, между прочим, устройство едва заметного т. наз. покрывала, т. е. особенной оболочки, кот. покрывает совсем или только отчасти молодой гриб уже с раннего времени его развития и затем, при окончательном образовании шляпки, разрывается различным образом. Чаще всего это происходит так, что покрывало отстает от краев шляпки и образует вокруг ножки род кольца или манжета (напр. у шампиньона); в этом случае покрывало находилось между краем шляпки и ножкой молодого гриба, оставляя верхнюю поверхность шляпки свободной. В другом случае (напр. у мухомора), когда покрывало прикрывает весь молодой гриб, часть покрывала остается в виде манжета, а другая, покрывавшая шляпку, разрывается, и остатки ее в виде бородавок остаются на поверхности гриба. Наконец, покрывало может остаться и в виде бахромы вокруг краев шляпки. — Затем при определении А. должен быть наблюдаем цвет спор. Ибо хотя и общая окраска нижней части гриба содержит некоторые на то указания, но есть случаи, когда этого недостаточно. Для этой цели кладут шляпку зрелого гриба, осторожно отделенную от ножки, нижней поверхностью вниз на лист белой бумаги, если таковая (т. е. поверхность) окрашена, и на черную, если она кажется белой. Опавшие, обыкновенно в скором времени, в виде тонкого порошка споры остаются на бумаге и, если шляпка поднимается осторожно, представляют точный рисунок направления ламелл, что теперь в коллекциях грибов принято даже сохранять, для чего бумагу со спорами помещают в сосуд, наполненный раствором желатина или аравийской камеди (гуммиарабик), дают им пропитаться и затем высушивают. Из принадлежащих к этому семейству родов следует упомянуть: Lenzites Fr. с сетчатыми, на заднем конце кожистыми ламеллами; Schizophyllum Fr., характерную раздвоенным во всю длину и свернутым на краях лезвием ламелл; Lentinus Fr. с зазубренными у лезвия ламеллами; Tragia Fr. со складчатыми ламеллами и морщинистым лезвием; все роды с кожистой или пробковидной шляпкой, лишенной ножки, или же с боковой ножкой. Сюда также принадлежит и род Marasmius (см. это сл.). А. с мясистым или кожистым скоропреходящим плодовым тельцем суть: Cantharellus, Russula, Lactarius, Agaricus, Hygrophorus, Cortinarius (см. эти сл.), а также растущие на навозе или гниющих веществах виды рода Coprinus Pers., которых кожистые, позже от дна шляпки до лезвия раздваивающиеся, ламеллы растворяются совершенно в темную чернильную жидкость (иногда вместе со шляпкой и ножкой), цвет кот. зависит от черных спор гриба.

Агарь

— рабыня-египтянка, сделавшаяся с согласия Сары, во время бездетства последней, наложницею Авраама (см. это сл.) и родившая ему сына Измаила. Когда Исаак, сын Авраама от Сары, стал подрастать, А. вместе с Измаилом по настоянию Сары были высланы из дома Авраама. А. ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племен, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Мохаммедане поднесь чтят память А. как родоначальницы их и странствуют к ее гробнице, которую они показывают в Мекке. В арабской литературе сохранилось много легенд об А.

Агасвер

(по-евр. Ахашверош) — имя персидского царя, во время которого совершались события, изложенные в книге Эсфири. В начале царствования его самаритяне успели склонить его запретить иудеям восстановление иерусалимского храма (Ездра 4, 6), каковая работа возобновилась лишь по воцарении Дария, именуемого его сыном (Дан. 9,1). По кн. Товита (посл. ст.) А. завоевал Ниневию. По всем этим данным следует заключить, что библейский А. — не кто иной, как известный Ксеркс, сын Дария Гистаспа, родившийся 519, восшедший на престол 485 и убитый Артабаном в 465 г. до Р. Х. Еврейское имя А. соответствует названию Ксеркса в клинообразном шpифте — Khshwrshe.

Агасвером, по преданию, назывался также тот безымянный ученик, о котором, по словам Евангелия от Иоанна (21, 22), Христос сказал "Я хочу, чтобы он пробыл, пока приду", что и дало повод к легенде о Вечном жиде (см. это слово).

Агасий

(Αγάσιας) — имя двух эфесских скульпторов. Старший из них, сын Менофила, жил лет за 100 до Р. Х., младший же, сын Досифея и, быть может, внук первого — во времена первых римских императоров. Последний, судя по надписи, творец так называемого "Боргесского бойца", мраморной статуи, изображающей голого сражающегося (по всей вероятности, с всадником) воина, найденной в Анциуме, хранившейся прежде на вилле Боргезе близ Рима; теперь эта статуя находится в Париже. Художнику удалось сочетать в фигуре воина одновременно нападение с обороной; воин готовится нанести удар и парировать в то же время удар противника. Исполнена статуя с замечательным искусством и знанием анатомии, но лицо воина совершенно бесстрастно, черты выражают напряженное внимание, но в них нет и следа внутреннего волнения и мысли. Это стремление к жизненной правде обнаруживает в художнике сторонника известного направления, создавшего позднее целую школу (пергаменскую). В статуе нет, однако, ни этической художественной мысли и идеального характера высокого греческого искусства, ни страстного пафоса искусства позднейших периодов. Ср. Сальваж, "Anatomie du gladiateur combattant" (Пар., 1812).

Агассис

(Луи) — знаменитый естествоиспытатель; род. 28 мая 1807 г. в Мотиер, в Фрейбургском кантоне Швейцарии; изучал медицину в Цюрихе, Гейдельберге и Мюнхене. В 1831 г. приглашен был занять кафедру естественных наук в Невшателе, где поселился и прожил до 1846 г. Переселившись затем в Америку, он был профессором в Бостоне, Чарльстоне и, наконец, в Нью-Кембридже близ Бостона. Встретив здесь общий почет и широкое материальное содействие для своих путешествий, он отдался всецело науке и обогатил коллекциями великолепный нью-кембриджский музей — Museum of comparative Anatomy. Скончался 14 декабря 1873 г. С 1835 г. он был корреспондентом Парижской академии наук. А. работал по нескольким отраслям естественных наук, совершил несколько путешествий по Европе, Северной Америке и Бразилии. В последние годы своей жизни он был ярым противником теории Дарвина, оставаясь верным началам школы Кювье. Главнейшие исследования его касаются рыб, морских ежей и глетчеров. Капитальнейший из трудов его о рыбах: "Recherches sur les poissons fossiles" (5 т., Невш., 1833—42, с 311 литогр. табл in fol.), и продолжение этого труда "Monographie des poiss ons fossiles du vieux grès rouge du système Dé vonien des Iles Britanniques" (Золот., 1845; с 41 табл.). Исследование о пресноводных рыбах Средней Европы остановилось на одном выпуске таблиц, изданной К. Фохтом "Embryologie des Salmones" (1840) и обработанной тем же К. Фохтом в сотрудничестве с A. "Anatomie des Salmones". A. написал в сотрудничестве с Дезором несколько монографий о морских ежах — анатомию ежей разработал Г. Валентин. Результаты неоднократных и продолжительных наблюдений над ледниками (Аарскими) изложены им в его "Etudes sur les glaciers" (Невш., 1840, с 32 табл.) и "Sist è me glaciaire" (Пар., 1847). А. был ревностным защитником теории Шарпантье о распространении ледников. В Америке он занимался главным образом продолжением своих наблюдений над ледниками, фаунистическими исследованиями, чтением популярных лекций и изданием популярных книг. Путешествие в Бразилию, предпринятое им в 1865 г., важных научных результатов не принесло, но зато им были вывезены оттуда богатые коллекции. Такие же результаты дало и путешествие его в (1870) с целью измерения глубин вокруг мыса Горн. — Сын его Александр А., род. 17 дек. 1835 г. в Невшателе, преемник отца в управлении музеем, один из самых выдающихся ученых нашего времени.

Агастера

(Agastera) — старинная мера емкости для жидкостей, и теперь употребляемая в Сериго (на Ионических островах). А. — 1,136 литра = 0,09 русск. ведра.

Агат

— Так называется разновидность халцедона, представляющая слоисто-полосатые сростки или пятнистую смесь различно окрашенных прозрачных и непрозрачных разностей халцедона, иногда с примесью яшмы, карнеола, кварца, аметиста и других форм аморфной и кристаллической кремнекислоты. Агат состоит из чистой кремневой кислоты с небольшой примесью окиси железа. Он встречается в виде миндалин шаровидных сростков, наполняющих поры и пустоты в более или менее разложенных вулканических породах, преимущественно в мелафирах. Крупные желваки шаровидной формы в центре часто содержат друзы аметиста или кальцита. Агат — минерал водного, гидрохимического происхождения, образовавшийся путем осаждения на стенках пор и пустот концентрических слоев аморфной кремнекислоты из содержащих ее растворов. Различно окрашенные слои агата отличаются чрезвычайной нежностью и часто так тонки, что Брюстер мог насчитать их 17000 на куске толщиною в 1 дюйм. Агат представляет чрезвычайно большое разнообразие окраски и узора; наичаще он просвечивает или даже прозрачен, местами же непрозрачен, послойно бесцветен или окрашен в белые, красноватые, оранжевые, бурые, фиолетовые или синие цвета. По характеру расположения различно окрашенных слоев и по образуемому ими узору различают несколько разновидностей агата. Так, агаты с полосообразным расположением различных слоев называют "ленточным агатом"; часто полосы представляют остроугольные изгибы и напоминают как бы план крепости: это крепостной агат; кроме того, различают еще очковый, точечный, коралловый, раковистый, моховой (от узора, образованного хлоритовыми включениями), облачный и т. д.; наконец, брекчиевидными называют агаты, состоящие из угловатых обломков агата, сцементированных аморфной кремнекислотой или, как, напр., у Шлотвица в Саксонии, — аметистом. Некоторые агаты показывают в проходящем свете радужные цвета и носят поэтому название "радужных". К агатам относится также полосатый оникс, или сардоникс, состоящий из черных, красных и молочно-белых, часто искусственно окрашенных полос; оникс еще в древности служил излюбленным материалом для художественных камей. Наиболее твердые разности агата употребляются на разные поделки, каковы предметы украшения, химические ступки и пестики, кольца, чашки, пуговицы и т. п. В физических инструментах агатовые пластинки употребляются для уменьшения трения, напр. в точных весах под коромыслом или для подвешивания чашек и т. п.

Самые красивые агаты происходят из Уругвая, Бразилии, Индии, Аравии, Сицилии; кроме того, агат встречается также в Богемии, Саксонии, Гессене, Венгрии, Зибенбюргене и в особенности у Оберштейна в долине Нае. Обработка агатов сосредоточена в городках Оберштейне и Идаре (княжество Биркенфельд), которые снабжают агатовыми изделиями почти половину всего света. Прежде обрабатывали здесь местные агаты, в последнее время находят более выгодным доставлять их из Бразилии или Уругвая. В названных городках работает до 200 заводов, каждый с 4 или 5 шлифовальными камнями, приводимыми в движение водяными мельницами; ежегодно доставляется сюда различным шлифовальщикам необработанного агата на сумму до миллиона марок; одним словом, это одна из наиболее интересных отраслей промышленности в Германии. Здесь же особенно развито и искусство окрашивания агатов искусственным путем, как делалось это еще в древности, пользуясь пористостью халцедона, входящего в состав агата. Для искусственного окрашивания агатов их сначала в продолжение нескольких недель пропитывают медовой водой и затем кипячением с серной кислотой обугливают поглощенные частицы меда; таким образом получаются красивые черные или бурые пятна и полосы. Синяя окраска агатов вызывается обработкой красной синильной солью и кипячением с железным купоросом.

Агатархид

— греческий историк и географ, жил во II столетии до Р. Х.; составил описание Красного моря и прилегающих к нему стран, а также обширное историческое сочинение о Европе и Азии. Ср. Мюллер, "Fragmenta histoncorum graec." (т. III, П., 1849), и "Geographi graeci minores" (т. I, П., 1855).

Агати

(Agati Desv.) — растение из семейства мотыльковых (Papilionaceae), колена Galegeae, от рода Sesbania Pers. отличающееся лишь большими цветами с узкими лепестками и потому часто с ним смешиваемое. Род этот характеризуется парноперистыми листьями; цветами, собранными в углах листьев в виде гроздей; гладким, не косматым столбиком с маленьким рыльцем и многогнездной завязью. A. grandiflora Desv., небольшое деревцо с бледно-розовыми и белыми цветами, растет в Ост-Индии, разводится там в изобилии, потому что слизистая кора и цветы употребляются как средство против катара, листья — при кровотечениях и ушибах, а молодые плоды, подобно нашим зеленым бобам, употребляются в пищу. Кроме того, листья служат вместо мыла при стирке белья.

Агатина

(Agathina) или Achatina — брюхоногие слизни тропической Африки, схожие с снедными слизнями (Helix pomatica Lin.), но имеющие более ярко окрашенную и оскобленную скорлупу. Куски кругообразной их скорлупы обращаются в Анголе в виде монеты.

Агатовое стекло

или мраморное — получается следующим образом. Рассыпают на гладком камне разноцветные кусочки стекла, надлежащим образом подобранные по цвету, затем рабочий набирает на трубку некоторое количество обыкновенного бесцветного стекла и катает наборку по камню; цветные осколки при этом пристают к мягкой наборке. Поверх их набирается еще тонкий слой бесцветного стекла, после чего рабочий из набранной таким образом массы выделывает воронку, внутрь которой его помощник вдувает сравнительно большую наборку молочного (белого или окрашенного) стекла, которая и образует основную массу изделия. Полученная смешанная наборка разогревается и разделывается обычным способом (см. Стеклянное производство), при этом кусочки цветного стекла, размягчаясь и растягиваясь, образуют по основному фону рисунок, подобный агату или мрамору.

Агатозма

(Agathosma Villd.) — растение из семейства рутовых (Rutaceae), колено диосмовых: прямые ветвистые кусты с противоположными, обыкновенно небольшими, плоскими или же трехгранными цельными или зубчатыми листьями и находящимися обыкновенно на верхушке ветки в виде головки или зонтика белыми, розовыми или фиолетовыми обоеполыми цветками, построенными всегда по пятерному типу. Последние отличаются легко по своим заостренным листкам, пяти перемежающимся, лепестковидным тычинкам и двух— или четырехгнездной завязи с нитевидным столбиком и обыкновенным рыльцем. Известно всего около 100 видов этого растения, присущих Южной Африке, из которых некоторые культивируются в наших оранжереях. Все они содержат эфирное масло, которое у А. cerefolium Don. пахнет кервелем, коровьей петрушкой, у A. microphylla Меу. — анисом, а у A. cyminoides Eckl. et Zeyh. — тмином. Листья упомянутых видов могут быть употребляемы вместо известного в медицине folia Bucco.

Агатофиллум

— растение (см. Равензара).

Агафангел

(в миру Алексей Михайлович Соловьев, 1812—1876) — духовный писатель, магистр Московской духовной академии. Был ректором Казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды А.: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859).

См. П. Знаменский, "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования, 1842—1870 гг." (вып. I и II).

Агафий

— названный схоластиком за свои отличные юридические познания. Род. в Эолии 536 г. до Р. Х.; первоначальное образование получил в Александрии, потом в Византии, где посвятил себя юридической карьере; умер в 582 г. Кроме адвокатской деятельности, посвящал свои досуги работам по литературе и поэзии, преимущественно эротической, издав их в особом сборнике "Δαφνιακα", от коего сохранилась в греческой антологии только 101 эпиграмма. Кроме того, собрал под заглавием "Κύκλος" стихотворения современных ему поэтов со включением и своих; от этого собрания осталось только предисловие. Вполне сохранилась, в 5 книгах, его история царствования Юстиниана за период времени с 552 по 558 г., которую следует считать продолжением Прокопия. Наилучшее издание этого сочинения принадлежит Нибуру (Бонн, 1828).

Агафия

— имя святой, действительное существование коей, впрочем, сомнительно. Ее высоко чтят в южной Италии, в особенности на Сицилии, как заступницу против извержений Этны. По рассказам, А. не поддалась соблазнам римского наместника Квинтана, заключившего ее в доме веселия. Умерла в темнице после жестоких мук 5 февраля 251 г.; в этот день чтится ее память.

Агафодемон

— добрый дух (см. Демоны).

Агафодор

(в миру Павел Флегонтович Преображенский) — духовный писатель, сын причетника, епископ ставропольский. Труды А.: "Успенско-Эрандский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума" (Ставрополь, 1894); "Речи и слова"; "Катехизические поучения о вере"; "Катехизические поучения о христианской надежде и любви"; "Наставление в Законе Божием, для начальных училищ" (более 12 изданий); "Толковый молитвенник" (Ставрополь, 1903).

Агафокл

— один из самых замечательных смельчаков древности; род. 361 г. до Р. Х., сын Каркиноса, поселившегося после изгнания из Региума в Термах, на Сицилии; здесь он изучил горшечное дело. В 343 г. Каркинос переселился в Сиракузы, где Тимолеоном поселено было несколько тысяч людей. Выведенный из неизвестности богатым сиракузцем по имени Дамас, А., обладавши замечательными военными способностями, сильным характером, непреклонною волею и необыкновенною смелостью, успел отличиться в рядах республиканских войск и занял видный военный пост. После смерти Дамаса А., женившись на его вдове, сделался одним из богатейших людей Сиракуз. Начиная с 320 г. он неоднократно был изгоняем из этого города за раздоры с вождями аристократии; но в 317 г., после того как ему удалось склонить на свою сторону демократическую партию, он собрал вполне преданное ему войско из наемников и пролетариев и страшно опустошил Сиракузы под предлогом освобождения их от притеснителей. После этого, назначенный народным собранием неограниченным стратегом, он овладел почти всею Сицилиею, что повело к войне с карфагенянами (312 г.). Разбитый при Геле (311 г.) и осажденный в Сиракузах, А. решился перевести часть своего войска в Африку. Удачно пробившись через неприятельский флот и высадившись в Африке, он четыре года, до 307 г., вел в ней войну с таким успехом, что карфагеняне сохранили за собой почти только свой город. Нападение агригентинцев на Сиракузы побудило А. возвратиться в Сицилию; но Сицилия была уже покорена; к тому же старый враг А., изгнанный из Сиракуз Динократ, выступил против него с большим войском, из Африки же получались самые тревожные известия. Возвратившись в Африку, А. не успел спасти даже остатков войска от отчаянного положения. В Сицилии же, где его могущество было потрясено агригентинцами и Динократом, ему удалось хитростью и жестокостью вновь упрочить свою власть, а с карфагенянами он заключил мир на необременительных условиях. В 306 г. А. принял титул царя и царствовал весьма мягко. Вновь вооружившись против карфагенян, он был отравлен по наущению своего внука Архагафоса (289 г.); страдая от данного ему яда, А. велел сжечь себя на костре. А. обладал всеми качествами великого полководца и государственного мужа, но вместе с тем не знал границ себялюбию и беззаветному властолюбию. Ср. Гольм, "Geschichte Siciliens im Altertum" (Лейпциг, 1874).

Агафология

(греч.) — буквально "учение о добром", составляет ту часть практической философии или этики, в которой идет речь о "высшем благе". С того времени, как Сократ определил это понятие в том смысле, что в нем сливается идея добродетели с идеею блаженства (благополучия) и что высшая добродетель составляет и высшее счастье, отношение этих двух моментов означенного понятия стало предметом оживленных споров между разными школами греческой философии послеаристотелевского периода, отдававшими преимущество жизненной мудрости перед мудростью мировою. Указанная Сократом тождественность добродетели и счастья истолковывалась эпикурейцами в том смысле, что первая не что иное, как хорошо рассчитанное стремление к счастью, между тем как стоики находили, что блаженство заключается исключительно в проявлении добродетели. Эта противоположность учения об агафологии вошла в средневековую и новейшую философию и притом таким образом, что к понятию о высшем благе, обусловливающему слияние добродетели и счастья, стали примешивать взгляды стоиков на эвдемонизм (см. это слово). Понятие о высшем благе ведь составляет логическое выражение психологического факта, заключающегося во всеобщем предположении о таком устройстве мира, что человек, поступающий праведно, в конце концов так или иначе счастлив. Понятие о высшем благе есть прямое последствие идеи нравственного мирового порядка.

Агафон, греческий трагик

— афинянин; род. в 446 г. до Р. Х., переселился 408 г. в Пеллу, где царствовал Архелай, ум. 401 г. Отличался красотой, богатством и изяществом манер (утонченным нравом), был лучшим греческим трагиком после Эсхила, Софокла и Еврипида. Из его трагедий сохранились только некоторые названия их и небольшие отрывки. А. совершенно выделил хор из общей связи действий. Пир, данный А. 416 г. после одержанной победы, послужил Платону темою для его разговора о "Пире" ("Symposion"), Виланд сделал его первым героем одного философского романа.

Агафон, пасхалист

— пасхалист XVI в. По благословению новгородского архиепископа Мемария в 1538 г. составил новую пасхалию под именем: "Мировой Круг", т. е. вспомогательные таблицы для определения пасхи. Древнерус. пасхалии Геннадия и владыки Василия в подлинном виде до нас не дошли.

Агафон, пустынник египетский

— преподобный, пустынник египетский, живший во второй половине IV в. Рассказы о нем, а также его наставления и изречения сохранились в греческих и латинских Патериках и в собрании так называемых "апоффегмат", известных в латинской церковной литературе под названием "Verba seniorum", a в нашей славяно-русской под названием "Старчества". Память 2 марта.

Агафон, христианские святые

— 1) святой, папа римский, по очереди 80-й (678—682), родом из Сицилии. При нем созван императором Константином шестой Вселенский (Трульский) собор, на котором было осуждено учение монофелитов. Кафолическая церковь почитает этого папу как святого и празднует его память: греко-восточная — 20 февраля, а римская — 10 января. 2) Этим именем назывались также два мученика, память коих чтится 10 января и 14 февраля.

Агафонов, Александр Семенович

— один из первых русских синологов. Учился в Тобольской семинарии и в 1769 г. был отправлен в пекинскую миссию для изучения китайского и маньчжурского языков, с которых и переводил. Занимая должность переводчика, † в Кяхте в 1794 г. Издал: "Краткое хронологическое расписание китайских ханов" (пер. с маньчж., М., 1788); "Государь, друг своих подданных, или Придворные политические поучения и нравоучительные рассуждения хана Кин-Сия" (СПб., 1795) и др.

Агафонов, Валериан Константинович

— магистр минералогии и геогнозии, ассистент при кафедре минералогии в СПб. политехническом институте. Род. в 1863 г. В 1889 г. окончил Имп. СПб. университет по физико-математическому факультету. В 1893 г. был назначен консерватором минералогического кабинета СПб. университета. Участвовал в экспедиции проф. В. В. Докучаева по почвенно-геологическому изучению Полтавской губ. и напечатал очерк Прилукского уезда. В 1903 г. защитил магистерскую диссертацию под заглавием "К вопросу о поглощении света кристаллами и о плеохроизме в ультрафиолетовой части спектра".

Агафонов, Николай Яковлевич

— провинциальный журналист и библиограф; род. в 1842 г. Литературную деятельность начал с 1863 г. Сотрудничал в "Справочном листке г. Казани" профессора Шпилевского и в "Казанском биржевом листке" профессора Чугунова, корреспондируя в то же время в "СПб. ведомостях" Е. Корша и др. С 1872-го издавал одну из лучших провинциальных газет "Камско-Волж. газету", которая в 1874-м должна была прекратиться, так как редакции предложено было подвергаться цензуре в Москве. При участии своих бывших сотрудников издал сборник "Первый шаг", II том которого был запрещен. Издал несколько брошюр и "Материалы" для библиографии сочинений Ив. С. Тургенева.

Агафоэрги

— молодые стражи или телохранители при спартанских царях; из них ежегодно отбиралось пятеро для рассылки в разные места по выполнению поручений, даваемых царями.

Агафья

— хлыстовская богородица. При развившейся в начале XVIII столетия в Москве ереси "людей божьих", или "хлыстовской", богатая монахиня Агафья Карпова, по иночеству Анастасия, устроила в своих келиях Ивановского монастыря "божий дом" для радения хлыстов. Возведенная хлыстами в сан богородицы, была подвергнута суду и казнена в 1734 г.

Агаццари

(Agostino Agazzaro) — итальянский композитор; род. в 1588 г., † в 1640 г. Последователь Виадана, написал большое количество мадригалов, мотетов, псалмов с аккомпанементом органа, по цифрованному басу. Особенно известны его "Sertum roseum ex plantis Hicricho" (Вен., 1619) и "La musica ecclesiastica" (Сиена, 1638).

Предыдущая страница Следующая страница