Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Б" (часть 55, Биш - Бла)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Б" (часть 55, Биш - Бла)

Предыдущая страница Следующая страница

Биша Мари Франсуа Ксавье

(Bichat) — известный французский врач, род. 11 ноября 1771 г. в Туаретте в департаменте Юры, изучал в Лионе и Париже медицину, с 1797 г. читал лекции по анатомии в связи с экспериментальной физиологией и по хирургии и в 1800 г. сделался врачом при H ô tel-Dieu в Париже, но умер уже 22 июля 1802. Биша создал т. наз. общую анатомию, науку о тканях человеческого тела и их однородности в различных органах, и поэтому должен считаться основателем физиологической медицины. Его главные сочинения следующие: "Trait é des membranes" (Париж, 1800 и позже), переведенное почти на все европейские языки; "Recherches sur la vie et la mort" (Париж, 1800), "Anatomie g éné rale" (два тома, Париж, 1801 и позже; на русск. яз. А. Бибиковым переведены его "Физиологические исследования о жизни и смерти" с примечаниями переводчика и статьею о жизни трудах и значении Б. (СПб., 1865).

Бишари

(множ. число Бишариин), одно из замечательнейших племен живущего в Верхнем Египте народа бедша (см. это сл.).

Бишвейлер

(Bischweiler, французы называют его Бишвилер) — город в округе Гагенау, в Нижнем Эльзасе, лежит в 24 км к северу от Страсбурга на линии Страсбург — Вейсенбург, на правом берегу Модера, притока Рейна. Жителей 6810 (1885; в том числе около 1400 катол.). Во время французского господства здесь была особенно развита фабрикация сукна, ежегодно перерабатывалось около 2 млн. кгр. шерсти стоимостью 9—10 млн. фр. После войны 1870 г. производство сукна, сбывавшегося исключительно во Франции для армии, должно было перенести продолжительный застой вследствие таможенных пошлин; но основанное в 1879 г. акционерное общество поправило дела. Вместе с Гагенау и Сандом Б. представляет средоточие эльзасской торговли хмелем.

Бишвинский монастырь

— Кутаисской губ., на берегу Черного моря, в Абхазии — см. Ново-афонский монастырь.

Бишгейм

(Bischheim) — местечко в Нижнем Эльзасе, при жел. дор. Страсбург — Лауенбург, 4 км севернее первого из этих пунктов. Жителей 4932; большие пивоваренные и кирпичные заводы и центральные мастерские Эльзас-Лотарингских железных дорог.

Бишелик

— горная гряда, представляющая один из западных отрогов Тянь-Шаня и спускающаяся под 39½° восточной долготы от Пулкова к ущельям Ангрена и Чирчика, правых притоков Сыр-Дарьи.

Бишелье

(Bisceglie) — город в провинции Бари (Италия), у Адриатического моря и линии железн. дороги Анкона — Бриндизи, в 32 км к С.З. от Бари, резиденция епископа, имеет небольшую гавань и 23877 жит. Некогда сильная цитадель лежит в развалинах. Город имеет кафедральный собор (XII века) и церковь св. Маргариты (построена в 1197 г.), семинарию, театр, величественные дворцы и окружен изящными виллами. Возделываемое в окрестностях вино и изюм превосходны.

Бишенаж

(Bichenage или Bichetage) — старофранцузский термин, обозначающий право феодальных владельцев пользоваться частью хлеба и других съестных припасов, продаваемых "au bichet" (франц. стар. мера, род четверика) на рынках и ярмарках. Сеньор де Бюсси в Бургундии распространил право Б. и на хлеб и припасы, продаваемые "au boisseau" (тоже мера). За один проданный "boisseau" он ничего не брал, за следующие 2 или 3 — одну чашку (é cuelle, двадцатая часть boisseau), за 4—5 — две чашки и т. д. Уплата этого налога освобождала от всех других пошлин.

Бишиней

— снеговая гора в Южном Дагестане, в верховьях Кара-Койсу, на водораздельном хребте между упомянутым Койсу и истоками Самура. Вечные снега горы Б. питают истоки р. Хотар, из соединения которой с р. Тлейсерух образуется р. Кара-Койсу.

Бишир

(Polypterus bichir, см. таблицу Твердочешуйные, Ganoidei) — костистая твердочешуйная рыба из семейства многоперых (Polyptftridae), достигающая 1,25 метр. дл.

Он зеленоватого цвета, брюшная сторона грязно-беловатая; по бокам тела несколько черных неправильных пятен, которые на задней половине тела многочисленнее, чем на передней. Удлиненное цилиндрическое тело Б. покрыто очень крупною и очень твердою эмалированною чешуею; четырехугольные чешуи расположены рядами, идущими косо спереди назад. Голова короткая, плоская, расширенная, покрытая большими эмалированными пластинами (щитками), морда короткая; у ноздрей находится щупик; челюсти вооружены рядом конических зубов, позади которых помещаются теркообразные зубы; небо также вооружено зубами. Водометные отверстия покрыты костяною пластинкою; придаточных жабр нет. Спинной плавник образуется 17—18 маленькими плавниками; каждый плавник состоит из толстого шипа, несущего членистые лучи, соединенные между собою плавательною перепонкою и направленные назад; заднепроходный и хвостовой плавники сближены; последний округлен и окружает хвост; грудные плавники хорошо развиты; брюшные отодвинуты назад. Скелет весь костяной. Туловищная часть позвоночного столба гораздо длиннее хвостовой части его. Плавательный пузырь состоит из двух долей неравной длины, которые напереди соединяются в очень короткую общую полость, а эта последняя открывается продольною щелью на брюшной стороне пищепровода. Б. водится в Ниле, особенно в верхнем течении его, но встречается редко; он держится в неглубоких илистых местах или в болотах, остающихся после разлития Нила; в иле он ползает, извиваясь как змея. К поверхности воды он приближается только для метания икры. Судя по строению зубов, Б. принадлежит к числу хищных рыб, но достоверного относительно его пищи ничего не известно. Яйца Б. зеленоватые и походят на конопляные или просяные зерна. Мясо этой рыбы белое, считается очень вкусным — вкуснее мяса прочих нильских рыб — и ввиду его редкости ценится очень дорого. Б. ловится только в то время, когда вода в Ниле спадает. Чешуи его настолько тверды, что сырую рыбу нельзя разрезать ножом; после варения образуемый чешуею панцирь отстает от мяса, и рыба вынимается из него, как из футляра. В Сенегале водится другой вид этого же рода — Polypterus senegalensis, отличающийся от описанного числом спинных плавников, кот. у него только 12.

Э. Б.

Бишкент

— см. Пскент.

Бишкечинский

— серебросвинцовый рудник Каркарылинского окр. Акмолинской обл., в верховьях р. Нуры, теперь не разрабатывается.

Бишнави

(Bishnavi) — религиозная секта, смесь браминства и магометанства в Британской Ост-Индии, преимущественно распространенная среди населения Биканира и Гиссара в Пенджабе. Б. производят свое название от брамина Бишну. Бишнави справляют ежедневные молитвы по предписаниям обеих религий. Они изучают и чтят Коран наравне с религиозными книгами индусов. Кроме того, празднуют еще рамадан. Вступают в браки только между собою и не употребляют мяса и спиртных напитков. Своих покойников они частью хоронят по обрядам магометан, частью же сжигают, как это делают индусы.

Бишоп Генри Раулей

(Bishop) — в свое время чрезвычайно популярный английский композитор и дирижер, род. в Лондоне в 1786 г., получил музыкальное образование под руководством итальянского композитора Франческо Бианки. В первый раз заявил себя в 1806 как балетный композитор. Через три года попытал свои силы на поприще оперной музыки и его "The Circassian bride" имело такой успех, что с тех пор Б. посвятил свой талант исключительно опере. В течение целого ряда лет, начиная с 1810 г., Б. состоял капельмейстером Ковент-Гарденского театра, был также профессором музыки при Эдинбургском и Оксфордском университетах, затем при Королевском музыкальном институте в Лондоне, где Б. и ум. в 1855 г. В 1842 г. был возведен королевой в баронетское достоинство.

Бишоп-Стортфорд

(Bishop-Stortford) — город в Гертфордском графстве в Англии, у р. Сторх, впадающей в Ли (Lee), состоит главным образом из двух перекрещивающихся улиц, имеет 6704 жит. (1881) и ведет торговлю хлебом и солодом.

Бишоф Готлиб-Вильг.

(Bischoff) — выдающийся ботаник, род. в 1797 г. в Дюркгейме; окончив тамошнюю гимназию, вступил в Мюнхенскую академию художеств, желая посвятить себя живописи, но по совету своего дяди, известного ботаника Коха, перешел в 1821 г. в Эрлангенский университет, где занялся изучением ботаники. В 1824 г. Б. отправился в Гейдельберг, был здесь одно время учителем, занимаясь в то же время ботаникой и в 1833 г. сделан профессором при местном университете. Б. умер 1 сент. 1 854 г. Из его сочин. надо отметить "Grundriss der mediz. Botanik" (Гейдельб., 1831); "Lehrbuch der allgemeinen Botanik" (3 т. Штутг., 1834—39), "Mediz.-pharmaceutische Botanik" (Эрланг., 1848); "Die Botanik in ihren Grundrissen und nach ihrer histor. Entw i ckelung" (Штут., 1848). Но главным его произведением считается трехтомный "Handbuch der botan. Terminologie und Systemkunde" (Нюрнберг, 1853—4).

Бишоф Иосиф-Эдуард-Конрад

(Bischoff) — автор многих романов с ультрамонтанской тенденцией, пишет под псевдонимом Конрада ф. Боландена, род. в 1828 г. в Нидергайльбахе, в Рейнском Пфальце, изучал богословие в Мюнхене. С 1859 состоял священником в Берггаузене, недалеко от Штейера. В 1869 г. он добровольно сложил с себя духовный сан и живет с тех пор в Штейере, занимаясь литературой. В его первых романах "Luthers Brautfahrt" (Peгенсбург, 1857; 4 изд. — 71 г.) и "Franz von Sickingen" (Регенсбург, 1859; 3 изд. — 71 г.) горячо полемизирует против Реформации и ее главных деятелей. Затем следуют: "Die Aufgekl ärten" (Майнц, 1864; 3 изд. Регенсб., 1873) и "Historische Novellen ü ber Friedr. II" (4 т., Майнц, 1865—1666; 2 изд., Регенсбург, 1872) — памфлет против Фридриха II. Против современного естествознания направлен роман "Angela" (Майнц, 1866 г.; 2 изд., Регенсб., 1872). Либеральные стремления нашего времени в делах церкви и государства резко порицаются в "Die Freidenker" (Регенсбург, 1866; 2 изд., 1872), "Die Schwarzen und die Rothen" (Майнц, 1868; 3 изд., Регенсб., 1873) и в "Fortschrittlich" (Майнц, 1870, 2 изд., Регенсбург, 1873). Подобные же тенденции развиваются в "Gustav Adolf" (4 т., Майнц, 1867—70; 3 изд. 1880), "Die Unfehlbaren" (6 изд., Майнц, 1871), "Der neue Gott" (Регенсб., 1871; 19 изд. 1873), "Der alte Gott" (Регенсбург, 1871; 15 изд. 1873), "Kelle und Kreuz" (Регенсб., 1872; 13 изд. 1878), "Russisch" (Регенсбург, 1872), "Canossa" (3 т., Майнц, 1873), "Die Staatsgef ährlichen" (3 издание, Майнц, 1873), "Die Beichsfeinde" (2 т., Майнц, 1874), "Urdeutsch" (2 т., Майнц, 1875), "Bankrott" (3 т., Майнц, 1877—7 8), "Die Bartolomä usnacht" (3 т., Майнц, 1879), "Altdeutsch" (3 т., Майнц, 1881), "Savonarolla" (1882, 2 т.), "Neudeutsch" (1884) и др. Собрание его сочинений: "Gesammelte Schriften in illustrirten Volksausgaben" выходит с 1871 в Регенсбурге.

Бишоф Карл

(Bischof) — ученый горнозаводчик, род. 4 июня 1812 г. в королевских соляных копях в Дюрренберге, изучал с 1829 г. химию, физику и геологию в Берлине, работал затем на горных заводах графа фон Эйнзидель в Лаухгаммере, в 1889 г. опять отправился на некоторое время в Берлинский университет, в 1843 сделан заведующим горным заводом в Мэгдешпрунх, а вскоре затем бергратом. Уже в 1829 г. Б. устроил небольшую паровую коляску, двигавшуюся по обыкновенным дорогам и составлявшую первый в этом роде опыт в Германии. В 1839 г. он изобрел особые газообразовательные печи, род генераторов, которые в своем дальнейшем развитии произвели полный переворот топки на заводах. Б. написал: "Die indirekte Nutzung roher Brenumaterialen" (2 изд. Кведлинб., 1856), "Die anorganisch e Formationsgruppe" (Дессау, 1864); "Geschichte der Sch ö pfung" (Дессау, 1868), "Die feuerfesten Thone" (Лейпциг, 1877).

Бишоф Карл-Густав

(Bischof) — выдающийся химик и геолог, род. 18 янв. 1792 г. в Верде, предместье Нюрнберга, изучал с 1810 г. в Эрлангене химию и физику, в 1819 г. назначен профессором химии и технологии в Бонне, где и умер 30 мая 1870 т. — Вместе с Гольдфусом Б. издал: "Physik. Statist. Beschreibung des Fichtelgebirgs" (2 т. Нюрн., 1817), с фон-Эзенбеком и Роте "Die Entwickelung d e r Pflanzensubstanz" (Эрланг." 1819); тогда же им написаны: "Lehrbuch der St ö chiometrie" (Эрланг., 1819) и "Lehrbuch der reinen Chemie" (т. I, Бонн, 1824). С особенным рвением и любовью занялся Б. геологическими изысканиями с новой физико-химической точки зрения и сделал этим значительный вклад в науку. Сюда относятся сочинения: "Die vulkanischen Mineralquellen. Deutschlands und Frankreichs" (Бонн, 1826) и "Die W ärmelehre des Innern unsers Erdkö rpers" (Лейпциг, 1737); "Physical, chemical and geological researches on the internal heat of the Globe" (Лонд., 1741) находится тоже с этим в связи, равно как много отдельных статей, помещенных в специальных журналах, напр.: "Uber die Entstehung der Quarz und Erzg ä nge" в "Jahrbuch f ü r Mineralogie" (1844) и "Die Gletscher in ihrer Beziehung zur Hebung der Alpen" (там же). Очень важны также добытые им результаты исследований над образованием горючего газа в каменноугольных копях и о предохранительных ломках, о чем имеется несколько капитальных статей его в "Archiv f ür M ineralogie" Карстена и ф. Дехена, а также в "Edinburgh new philosophical journal". За сочинение "Des moyens de soustraire l'exploitation des mines de houille aux dangers d'explosion" (Брюс., 1840) Б. получил первую награду от Брюссельской академии. Но главное произведение Б. — "Lehrbuch der chem. und physik. Geologie" (2 т. Бонн, 1847), давшее современной геологии совсем новое направление. Кроме нескольких популярных изданий, Б-м написано еще: "Die Gestalt der Erde und der Meeresfl äche und die Erosion des M eeresbodens" (Бонн, 1867).

Бишоф Теодор

(Theodor-Ludw. Wilh. Bischoff) — известный немецкий анатом и физиолог, род. 28 октября 1807 г. в Ганновере; учился в университете в Бонне и Гейдельберге; с 1832 г. был ассистентом при университетской клинике в Берлине, с 1836 г. професс. физиологии и анатомии в Гейдельберге, с 1844—55 г. состоял в той же должности в Гиссене, где им основаны Физиологический институт и анатомический театр; с 1855—78 г. был профессором в Мюнхене. В 1878 г. вышел в отставку. Большое значение имели его эмбриологические труды: "Entwickelungsgeschichte der S ä ugethiere und des Menschen" (1842) и такие же "Entwickelungsgeschichte" (истории развития): "Des Kanincheneies" (1843), "Des Hundeeies" (1844) "Des Meerschweinebeneies" (1852) и "Des Reheies" (1854) (История развития млекопитающих и человека — яйца кролика — яйца собаки — морской свинки — козули). К той же области относятся: "Beweis der von der Begattug unabh ängigen periodischen Reifung und Loslösung der Eier der Säugethiere und des Menschen", 1844, "Widerlegung und Bestätigung des Eindringens der Spermatozoiden in das Ei der Muscheln und der Frösche", 1854; "Histor. kritische Bemerkungen zu den neusten Mittheilungen über die erste Entwicklung der Sä ugethiereier", 1877 года. В изданиях Баварской академии наук Б. обнародовал ряд статей о различии между человеком и высшими обезьянами. В своей диссертации "Commentatio de novis quibusdam experimentis doctrinam de respiratione institutis"(1837) Б. впервые доказал присутствие свободной углекислоты и кислорода в живой крови. Другие его физиологические работы: "Der Harnstoff als Mass des Stolwechsels", 1853 и "Die Gesetze der Ern ä hrung des Fleischfressers" (1859, послед. совместно с Фойтом).

Бишоф Эрих

(Bischoff, род. в 1865 г.) — гебраист. Главные его соч.: "Ein j ü dischdeutsches Lehen Jesu" (Лпц., 1895); "Kritische Geschichte der Talmud- Ü bersetzungen aller Zeiten und Zungen" (Франкфурт на M., 1899); "Kabbalah. E inführung in die jü dische Geheimnisswissenschaften" (1903); "Die Kamarilla am preussischen Hofe" (Лпц., 1899).

Бишоф, напиток

— напиток, который приготовляется из померанцев и вина. Если для приготовления напитка берут красное бургундское вино, напиток получает название прелата; если белое вино — кардинала. Напиток этот уже в Средние века был известен, но под другим названием, в Германии, куда он перешел из Италии и Франции; современное его название не встречается, кажется, до XVII века.

Бишофецелль

(Bisschofszell) — главный гор. окр. того же названия, в швейц. кантоне Тургау, лежит 504 м над ур. моря, в плодородной, богатой фруктовыми деревьями и хлебом местности, у слияния Ситтера с Туром, у подошвы лесистого Бишофсберга (622 м) и на линии северо-восточной дороги Сульген — Госсау, имеет 2058 жит. (32 проц. католик.), значительный скотный рынок. Из зданий замечательны: замок с очень древней башней, церковь, построенная в IX в. и посещаемая богомольцами обоих исповеданий, возведенная в 1750 г. ратуша, построенный в 1484 г. через Тур каменный мост длиною в 160 м. Городок построен еще епископом Констанцским Соломоном III (ум. в 920) и до 1798 г., когда он перешел к кантону Тургау, состоял во владении констанцских епископов.

Бишофит

— минерал из класса галоидных соединений, имеет химический состав MgCl 2.6H2 O. Кристаллы встречаются редко, по-видимому, моноклинические; большею частью образует белые, зернистые или волокнистые, легко расплывающиеся агрегаты в карналлите Стассфурта. Происходит, вероятно, путем разложения карналлита. Назван в честь германского химика и геолога Густава Бишофа.

Бишофит

— хлористая магнезия, MgCl 2+6H2 O, бесцветное соединение, встречается в карналлитовой области Леопольдcгалля у Стасфурта.

Бишофсверда

(Bi schofswerda) — город в саксонском округе Бауцене, у впадающей в Эльбу р. Везениц и линии Дрезден — Гёрлиц Саксонской государственной железной дороги, в 34 км к В.С.В. от Дрездена, лежит в 292 м над уровнем моря; имеет две церкви, городское училище, богатые благотворительные учреждения (Hermannstift), значительные мануфактуры сукна, машиностроительный и чугунолитейный заводы, гончарное производство, производство стекла, сигар и т. д. Кроме того, город имеет газо— и водопроводы. Число жит. 5219 ч. (1885), большею частью лютеран. Сначала город назывался Варта. 12 мая 1813 года здесь произошла кровопролитная стычка между французами и союзниками, причем город почти весь сгорел. В соседней деревне Раменау род. 19 мая 1762 г. философ Фихте. В окрестностях Б. находятся значительные гранитные ломки, из которых добываются тротуарные плиты, имеющие хороший сбыт в отдаленнейшие места. В близлежащих поселениях Нейкирхе, Рингенгайне, Версдорфе и Буркау очень развито производство полотна.

Бишофтейниц

(Bischofteinitz, чешек. Horsuv Tyn) — город в зап. Чехии, на р. Радбузе, местопребывание окружного начальства, имеет 3054 жителей — немцев католического исповедания, 4 церкви, приют и капуцинский монастырь. Раньше здесь была развита торговля лентами и кружевами; в настоящее время, кроме городских промыслов, главное занятие жителей составляет земледелие. Поместье Тейниц было при начале гуситских войн во владении пражского архиепископства. Когда пражский архиепископ Конрад Вехта стал противозаконно продавать и закладывать имения архиепископства, император Сигизмунд приказал занять город для себя. Б. удержался против нападения гуситов. Позже город перешел к Ронсперкам, затем к Лобковичам, а когда поместья Вильгельма Попеля после битвы у Белой горы были конфискованы Лобковичем, Б. вместе с Цельшовитцем перешел путем купли к графу Максимилиану фон Траутмансдорфу. Б. — средоточие княжеских траутмансдорфских имений в Чехии и обыкновенное летнее местопребывание княжеского семейства, имеющего здесь замок с обширным парком. Астроном Литров род. в Б. в 1781 г.

Биштау

— горы в Астраханской губ. в Букеевской киргизской орде, верст. в 35 от горы Арзгара, представляют две незначительные глиняные возвышенности не более 100 ф. высоты, замечательны по нахождению здесь двух целебных источников: Ассетюбе и Айсысара — горько-соленых, не исследованных и не эксплуатируемых.

Биштынск

(нем. Bischofstein или Bistein) — город Решельского у. (Roessel) в Вост. Пруссии, с 3370 жит.; основан 1385, взят в 1455 Тевтонским орденом и сильно пострадал от пожара в 1589.

Бища

— село Белгорайского у. Люблинской губ., растянутое почти на милю в безлесной окрестности, с 238 домами и около 3000 жит., с правосл. церковью и гминным управлением, входит в состав майората Замойских.

Биэрк-э, башня

— башня в Финском заливе на острове и мысе того же имени, при входе в залив Б. под 60° 16' сев. шир. и 36°3' вост. долг. Башня деревянная, высотой 35½ фт., а от уровня моря 44 ½ фт. Служит знаком для плавания между Кронштадтом и островом Сескар и для входа в залив Биэрк-э.

Биэрк-э, остров

— остр. на Финском заливе, Выборгской губ., находится под 60° 16' с. ш. и 36° 3' в. д., на нем деревянная башня, имеющая сигнальное значение.

Биэф Эдуард

(de Biefve, 1809—82) — бельгийский исторический живописец, ученик Перлинга; работал сперва в его холодной, классической манере, но потом, живя в Париже, совершенно изменил свое направление и свою технику и стал писать картины, поражавшие драматичностью содержания, правдивостью, экспрессией и силою колорита. Таковы, напр. "Уголино с сыновьями в пизанской Башне Голода" и "Последние минуты Анны Болейн". Еще большее впечатление произвела его картина: "Уговор нидерландских дворян в 1566 г. противиться введению инквизиции в их страну" (1841, в Брюссельском музее; повторение — в Берлинск. национ. гал.). Она имела огромное влияние на молодое поколение бельгийских художников. Последующие произведения Б.: "Карл I Стюарт жалует Рубенсу золотую цепь в награду за участие в заключении мира между Англией и Испанией" (в корол. дворце в Берлине), "Герцог Альба при аресте гр. Эгмонта и Горна", "Основание бельгийского королевства", "Графиня Эгмонт после ареста ее мужа" (1860) — были гораздо слабее прежних. Только картина: "Герцог пармский на военном совете во время осады Антверпена" (1862) до некоторой степени восстановила его былую славу.

Биюк-Ламбат

— дер. Ялтинского у. Таврической губ., на шоссе между Ялтой и Алупкой, в красивом месте среди ореховых и других плодовых дерев.

Бия, дочь Стиксы

(Bia, греч.) — сила, мужество. Божественное олицетворение ее впервые встречается в "Феогонии" Гесиода. Она дочь Стиксы и титана Палласа, сестра Zήλος — соперничества, Νίκη — победы и Κράθος — силы. При помощи последней Б., по Эсхилу, прикрепляет Прометея к Кавказской скале по повелению Зевса и под наблюдением Гермеса. В Акрокоринфе Б. имела храм, в котором она почиталась наравне с судьбою — Ананке (Ανάγκη).

Бия, река

— р. Томской губ., одна из двух ветвей р. Оби, образует сток Телецкого озера и вытекает на абсолютной высоте 1700 ф. из оконечности озера; заворачивает к З. и суживается в остроконечие. Общее направление реки к С.З.; ширина до 250 саж., глубина от 7 до 20 фут. По выходе из озера Бия прорывается через узкое ущелье Чантанаб, направляясь к З. и прорезывая пласты глинистого сланца, а потом гранита и образуя пороги. Эта часть течения р. Бии между высокими горами продолжается до устья р. Лебеди. Далее долина реки расширяется, и Бия образует значительные о-ва. Горы левого берега, представляющие отрасли Алтая, выше гор правого. Несколько выше Бийска, между селениями Лебяжьим и Новоенисейским, скалы до такой степени стесняют русло реки, что Бия прорывается здесь сквозь ворота саж. в 25 шир. Ниже течение Бии становится медленнее, правый берег нагорный, левый — луговой. Судоходства по Б. нет, но сплав производится беспрепятственно. Ниже г. Бийска течение р. медленно. Главные правые притоки: Лебедь и Неня, левые — 3 Кокши; длина 250 в. Точных наблюдений относительно времени вскрытия и замерзания Б. нет; местные жители говорят, что в нижнем течении она замерзает в конце октября, вскрывается в конце апреля.

Блааз Карл

(Blaas) — исторический живописец, род. в Наудерсе (Тироль) 28 апреля 1815 г.; в 1830 г. посещал Венецианскую академию. Позже отправился в Рим, где работал под влиянием Овербэка и его последователей; плодом этого слияния была картина "Чудо с розой св. Елизаветы" и другие — религиозного содержания. В 1852 г. Б. был приглашен профессором в Венскую академию, а в 1855 г. в Венецианскую академию и написал здесь (1858) "Похищение венецианских невест в VI в." — картина, удостоившаяся в Вене Императорск. премии (Фердинандеум в Инсбруке). Затем он приступил к выполнению самой замечательной своей работы — к украшению картинами "Галереи славы" в императорско-королевском арсенале в Вене. С 1866 г. он снова состоит профессором Венской академии. Сыновья его Евгений и Юлий также известны как живописцы.

Блааз Карл (дополнение к статье)

— живописец (см.); ум. 19 марта 1894 г.

Блаас Иосиф

(Blaas, род. в 1851 г.) — австрийский геолог, ординарный профессор геологии и палеонтологии в Иннсбрукском университете. Из его трудов, преимущественно по исследованию Тироля и Форарльберга в геологическом и петрографическом отношениях, следует указать: "Katechismus der Petrographie" (1882; 2-е изд., Лпц., 1898); "Geologische Erforschung Tirols und Vorarlbergs in der zweiten H ä lfte des XIX Jahrhunderts" (Иннсбрук 1900); "Geologischer F ührer durch die Tiroler und Vorarlberger Alpen" (ib., 1901).

Блаватка

— название растения василька (сорное, во ржи и овсе) в некоторых местностях Ярославской и Вологодской губ.

Блаватская Елена Петровна

(ур. Ган) — писательница и спиритка, род. в 1831 г. в Екатеринославле. После неудачного замужества с 60-летним бароном Б. 17-летняя Б., покинув мужа, предприняла ряд полных приключений путешествий по Зап. Европе, Сирии и Египту, Сев. Америке, Индии и Центральной Азии. Свои путевые впечатления и наблюдения она описывала во многих журнальных статьях, отличающихся необыкновенным богатством фантазии и необычайностью приключений (в "Русском вестнике" под псевдонимом "Радда-Бай"). Обладая эксцентричным характером, Б. увлеклась мистическими учениями Востока и в 1875 вместе с англ. полковником Олькотом основала "Теософическое общество", которое имеет целью: 1) образовать ядро всечеловеческого братства без различия пола, национальностей и религии; 2) изучать все философ. и религиозн. учения, особенно Востока и древности, чтобы доказать, что во всех их скрыта одна и та же истина; 3) изучать необъяснимое в природе и развивать сверхчувственные силы человека. Для распространения своих идей Б. издавала с 1887 журналы — в Лондоне "Lucifer, the Lightbringer" при содействии Анны Безант и в Париже "La revue theosophique" и "Lotus bleu". Отдельно издала еще "Isis unveiled", "The secret doctrine, the synthesis of Science, Religion an d Philosophy" и "The key to theosophy". До своей смерти († 26 апр. 1891) Б. оставалась президентом Теософич. общества и среди своих немногочисленных почитателей и почитательниц пользовалась авторитетом высшего избранного для необычайных откровений существа. В сочин., как и в жизни Б. трудно провести границу, где кончается сознательный или бессознательный обман и самообман и начинаются искреннее увлечение мистикой или простое шарлатанство.

Блавэ

(Blavet) — судоходная река в Бретани длиною в 145 км, впадает между Порт-Луи и фортом Локла в бухту Лориан в Атлантический океан.

Благден Чарльз

(Blagden) — английский физико-химик (1748—1820) и военный врач, член Royal Society. Из многих ученых трудов его наиболее важны: "Опыты над переохлаждением воды ниже точки ее замерзания" (1788) и особенно "Опыты над способностью некот. веществ понижать температуру замерзания воды" (1788), которым он положил начало криоскопии (см.), открыв закон пропорциональности депрессии темп. замерзания, производимой каким-либо телом, содержанию этого тела в растворе (закон Благдена).

П. П. Р.

Благо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благоверный

— то же, что и правоверный, т. е. исповедующий истинную веру. Употребляется у нас при церковном богослужении как титул членов императорской фамилии, исповедующих православную веру. Император же Всероссийский, как верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния (Осн. Зак., 42) именуется Благочестивейшим.

Благовест, звон

— звон в колокол для извещения о начале богослужения перед церковною службою и во время службы, по определению церковного устава. Устав определяет характер звона в известные дни, напр. благовест к великопостному богослужению бывает косный и медленный, а в большие праздники более продолжительный и менее косный. Иногда уставом указывается и самый колокол для благовеста, напр. в простые дни Великого поста Б. производится в средний, простодневный колокол, а в Пасху "ударяют в великий кампан". В некоторых случаях церковный устав определяет даже и количество ударов в колокол, напр. при начале третьего часа "кандиловжигатель взем благословение у настоятеля, и, сотворив поклон, изшед ударяет в кампан трижды, а пред великим повечерьем бьет в било двенадцать раз".

П. В.

Благовест, издание

"Благовест" — повременное издание, выходившее с 1883 г. в Нежине, а в 1890 г. переведенное в СПб. (или Петроград, по терминологии журнала). До 1890 г. изд.-ред. был Г. И. Кулжинский; с 1890 изд. — Н. Н. Филиппов, а редактор (или кормчий, как значится на издании) — Ф. В. Четыркин; в конце того же года ред. стал А. В. Васильев. Направление журнала славянофильское.

Благовестник, книга

Благовестник, или толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского — очень распространенная рукопись в стихах XVI и XVII вв. Она была напечатана в Москве в 1648—1649 гг.

Благовестник, колокол

— так назывался на старом русском языке колокол для благовеста: "слит бысть колокол по святей Софии благовестник" (Новгор. Лет.).

Благовещение

— общее значение этого слова: — добрая, радостная весть (εύανγέλιον) благовестие, то же, что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения Εύανγελισμός, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1, 26—38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." (тропарь). Праздник этот церковь причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его первым праздником (πρώτη έορτη) и корнем (ρ ' ίξα) праздников. Крайние термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг 3-й недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу — два; если в Страстную или Светлую седмицы — один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. Поэтому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров, которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века. Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в Константинополе или в Малой Азии. Определение времени праздника Благовещения, может быть, зависело от праздника Рождества Христова: Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. "Сотворение человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нея воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться через Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан". Так рассуждал в VI в. архиепископ Антиохийский Анастасий.

В. П.

Благовещенка

— сел. Екатеринославской губ., Александровского у., при р. Грузной. Жит. 6260. Шк., лавки, базары.

Благовещенск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благовещенская епархия

— одна из наиболее юных: начало ей положено с приобретением Амурского края, причем она вошла первоначально в 1858 г. в состав епархии Камчатской, Курильской и Алеутской и перечислена 18 февраля 1870 г. в епархию — Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую 1. Первым епископом в г. Благовещенске был Инокентий (см. это сл.), впоследствии митрополит Московский. Этот апостол православия северо-востока Сибири много сделал для дела распространения и укоренения христианства среди инородцев наших северо-восточных окраин, переводом священных книг и введением богослужения на якутском языке. 2. Второй епископ, Вениамин, назначен в Благовещенск в 1868 г., а отсюда переведен в Иркутск в 1873 г., при чем образована самостоятельная епархия — Камчатская, Курильская и Благовещенская, а в 1871 г. открыта в городе духовная семинария. 3. Третий епископ, Павел, в 1873 г. переведен из Новоархангельска в Благовещенск, где в 1877 г. скончался, оставив по себе память строгого отшельника и доброго пастыря. 4. Четвертый архиерей, Mapтиниан, переведен в Благовещенск в 1877 г., а отсюда в 1885 г. назначен таврическим епископом. 5. Пятый, ныне занимающий епископскую кафедру в Благовещенске, Гурий, посвящен в сан архиерея в 1885 г. с назначением в Благовещенск, где он до этого был ректором местной семинарии.

Благовещенская епархия (дополнение к статье)

— До 1898 г. Б. епархия именовалась камчатскою; в 1899 г. из камчатской епархии выделена самостоятельная епархия владивостокская, Охотская округа Приморской области перечислена в якутскую епархию, и затем камчатская епархия по имени епархиального города Благовещенска переименована в Б., а епископ ее назван приамурским и Б. Приходов в епархии 66; церквей к 1 января 1900 г. было 81, часовен 99, приходских попечительств 51. Духовная семинария (в Благовещенске) соединена с Духовным училищем. Церковных школ более 60, учащихся в них 2434.

Благовещенские Епархиальные Ведомости

— до 1899 г. носили название "Камчатских Епарх. Ведомостей". Редактор П. Верещагин.

Благовещенские монастыри

— А) мужские: 1) Митрофанов, 1-го класса, в губ. г. Воронеже, основан в 1836 г. при каф. Б. соборе, в котором открыто почивают мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана (в схиме Макария), † 23 ноября 1703 г. и погребенного в присутствии имп. Петра I. 2) Б. Супрасльский (см. ниже). 3) Б. Лядинский, 3-го класса, при м. Ляды Минск. губ., Игуменского уез., в 27 в. к С.З. от Игумена; основан базилианами-униатами в XVII в., в 1842 преобразован в православный. 4) Б.-Керженецкий, единоверческий, 3-го класса, Нижегородской губ. Семеновского у., в 25 в. к Ю.В. от г. Семенова, при р. Кержениге, существует с XVIII в. под именем Раскольнич. скита, в 1856 г. возведен в степень 3-го класса. Б) женские: 1) Б., 3-го класса, в г. Астрахани. Первоначально основан был на этом месте Вознесенский мужской монастырь, который вследствие стрелецкого бунта в 1705 г., вызванного архимандритом этого монастыря Рувимом, недовольным отобранием у монастыря рыбных ловлей, был упразднен. Вероятно, в это время был переведен сюда женский Благовещенский монастырь, существовавший в Астрахани в 1670 г., время основания которого, а равно и место нахождения неизвестно. Во время учреждения монастырских штатов он подлежал упразднению, но по ходатайству преосв. Мефодия в 1768 г. включен в штат, а в 1826 г. последовал указ о выдаче монастырю ежегодно по 1000 р. взамен отобранных рыбных ловлей. Число монашествующих в нем 73 (1889 г.). 2) Б.-Троицкий Винницкий, 1-го класса, при г. Браилове Подольской губ. Винницкого у., в 25 в. к Ю.З. от Винницы, при р. Рове. До 1832 здесь находился тринитарский монастырь, а 1845 сюда переведены инокини из упраздненного винницкого Б. монастыря. В 1868 г. при монастыре учреждено училище. 3) Б. общежительный в г. Сарапуле Вятской губ., учрежден в 1853 г. под именем "Общины сестер трудолюбия"; в 1881 община переименована в общежительный монастырь; школа. 4) Б. общежительный в г. Бежецке Тверской губ., учрежден под именем женской общины в 1868 г., переименован в общежит. мон. в 1889 г., при нем школа на 80 девочек. 5) Б. общежительный в губ. городе Уфе, основан как женская община в с. Бетьках Мензелинского уезда в 1826, перев. в Уфу в 1832, а в 1838 г. переименован в заштатный монастырь. 6) Б. общежительный близ губ. города Херсона, под именем женской общины, учрежден в 1866 г., переименован в 1883 г. в общежительный монастырь. Список упраздненных Б. Монастырей — см. Зверинского, "О православных монастырях" (СПб., 1890).

Благовещенский Александр Афанасьевич

— историк (1847—94). Окончил курс в СПб. духовн. академии. Его труды: "Остров Эзель, г. Аренсбург и их достопримечательности" (СПб., 1881); "История старой Казанской дух. академии, 1797—1818" (Каз., 1875); "История Казан. дух. семинарии за XVIII—XIX ст." (Каз., 1883).

Благовещенский Алексей Андреевич

(† 1835 г.) — юрист, сын священника. Был одним из молодых людей, в 1829 г. посланных Сперанским в Германию для изучения юридических наук. До посылки учился в Московской духовной академии. По возвращении из Германии сдал экзамен на доктора прав и защитил диссертацию: "История и метод науки законоведения в XVIII веке" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1835, ч. VI и VII).

Благовещенский Василий Тимофеевич

(1801—1864) — педагог; учился в Московском унив., был инспектором Рижской гимназии, потом цензором в Ревеле. Напечатал: "Russisches A-B-C und Lesebuch" (8 изданий, Дерпт, 1838—71), "Хрестоматия для перевода с нем. языка на русский" (Дерпт, 2-е изд. 1844), "Der Este und sein Herr. Von eine m der weder ein Este noch dessen Herr ist" (Берл., 1864, без имени автора). Последняя книжка вызвала большое волнение среди балтийских немцев-помещиков, на которых резко нападает Б.

Благовещенский завод

(Потехинский завод) Уфимской губ. и у., в 55 вер. к С. от г. Уфы, при впадении реки Ушкалы, или Потехи, в Белую. В с. 160 двор., 1082 ж. об. п., правосл. церковь, старообр. молит. дом, духовное училище, школа, 2 лавки и механич. завод. Завод основан в 1756 г., и в просторечии он известен под именем Мясниковского и Потехинского, от фамилии основателей. Ныне завод выделывает исключительно сельскохозяйственные машины и мельничные механизмы.

Благовещенский золотоносный прииск

Прибрежно-Витимского товарищества почетных граждан Базанова и Сибирякова — находится на системе р. Витима по р. Накатами, впадающей с правой стороны в р. Бадайбо, приток р. Витима, лежит под 58° с. ш. 114°9' в. д. (Гринвич), 537 м над уровн. моря (1873 ф.). Прииск открыт в 1863 г., к работам приступлено в 1865 г.; в операцию 1869—70 г. намыто золота 156 пуд. 2 ф. 74 зол. Среднее содержание золота на 100 пудов песку этого богатейшего золотого прииска — 5 зол. 14 дол. На прииске было 29 служащих и 630 рабочих, из которых 90 не явилось, 59 бежало, переболело в течение года 454, из них 5 умерло. В операцию 1888—89 г. золота намыто 45 п. 2 ф. 10 з. Климат очень суровый, морозы доходят до 49,8° Ц., в короткое лето термометр поднимается до 38,0° Ц. Средняя годовая температура — 6,6° Ц., самого холодного месяца января — 28,0° Ц., наиболее теплого июля 17,9° Ц. (средний вывод за 4 года). Ср. "Летописи Главной физической обсерват." 1885—1888 в "Пам. книжке Якутской обл." на 1877 г.

Благовещенский Назарет

— Черниговской губ., в уездн. городе Нежине, мужской монастырь II класса. Основан в 1702 году при имп. Петре Великом на иждивение Стефана Яворского. Собор Благовещения освящен в 1716 г.

Благовещенский Николай Александрович

— беллетрист-этнограф, сын полкового священника, род. в Москве 19 апреля 1837 г., воспитывался в Петербурге в духовной семинарии. По окончании курса был прикомандирован к отправляющемуся на Восток археологу, архимандриту Порфирию. С ним Б. посетил Афон, где пробыл 17 месяцев (1858 и 59 гг.), и Иерусалим. Изучив весьма обстоятельно монашеский быт, он издал по возвращении в Петербург свои путевые заметки под заглавием "Среди Богомольцев" (СПб., 1860). В 1862 напечатаны были его рассказ "Странница" и путевые заметки "В Фессалии". С 1864 г. Б. делается редактором "Русского слова" и становится, таким образом, в центре литературного движения 60-х годов. В 1-й книжке "Русск. слова" напечатана его повесть "Печальные встречи", со второй начинается печатание "Афона", в том же году появляется в 7-й книжке "Современника" составленная им биография Помяловского и оставшиеся после смерти Помяловского рукописи. После запрещения "Русского слова" (в 1866 г.) Б. редактировал вместе с А. К. Шеллером "Женский вестник"; затем, по прекращении и этого журнала, в 1868 г. работал в "Неделе". За этот период времени появляются в свет крупные отрывки, составляющие отдельные рассказы из его романа "Пред рассветом", "Дряхлость и слабость" и др.

В 1869 г. Б. постигла страшная болезнь — паралич, от которого он и † спустя 20 лет полных страданий. В 1870 г., оправившись немного, он еще поместил несколько статей в "Неделе" и "Отеч. зап.". С 1871 г. он ездил ежегодно на кавказские минеральные воды, а с 1873 г. поселяется окончательно во Владикавказе по просьбе графа Лорис-Меликова, с которым он подружился на Кавказе. В 1875 году Б. получил место секретаря Терского статистического комитета, и при его деятельном участии появился первый серьезно составленный сборник статистических сведений по Терской области. С 1880 г. ему была поручена редакция неофициальной части "Терских ведомостей", которой он всецело предался. Ум. 20 июля 1889 г. Больше всего Б. обязан своею литературною известностью написанным в обличительном духе запискам о путешествии к св. местам.

Благовещенский Николай Андреевич

— земский статистик. Род. в 1858 г. По окончании курса юридических наук в Московск. унив. работал по зем. стат. в Курской губ.; ему принадлежит сводная работа о грамотности крестьян Курской губернии. Изданный им в 1893 г. (составленный им в сотрудничестве с его покойной женою) "Сводн. статист. сборн. хозяйственн. свед. по земск. подворным переписям. Т. I. Крестьянское хозяйство" представляет ценный вклад в русск. статистическую литературу.

Благовещенский Николай Михайлович

— профессор римской словесности, родился 2 апреля 1821 г. в Петербурге; сын священника, воспитывался сначала в частных пансионах, затем поступил в Главный педагогический институт, где и окончил в 1842 г. курс по историко-филологическому факультету. По окончании курса был командирован за границу для продолжения занятий по древнеклассической филологии и в течение трех лет слушал лекции в Гейдельберге и Лейпциге; по возвращении из командировки был назначен в Казанский университет, где провел семь лет, сначала адъюнктом, а потом экстраординарным профессором римской словесности и древностей. В 1852 г. был переведен в Петербург, где одновременно занял кафедру римской словесности в университете и Главном педагогическом институте. В последнем Б. оставался до самого закрытия его в 1859 г. и постоянно вел преподавание на латинском языке. В конце 1872 года назначен ректором Варшавского университета и занимал эту должность до выхода в отставку в 1883 году.

Учено-литературную свою деятельность Б. начал в Казани, где приобрел обе высшие ученые степени. Его диссертации — магистерская ("De hieratica, quae dictur, artis Graecorum statuariae periodo", 1847) и докторская ("De Romanorum tragoedia", 1851) остались в рукописи; первый печатный труд "О судьбах римской трагедии" появился в "Журн. Мин. нар. просв." (1848, № 6). В 50-х годах Б. издал на латинском языке исследование о древнеримских застольных песнях ("De carminibus convivalibas eorumque in vetustissima Romanorum historia condenda momento", 1853) и напечатал ряд статей в сборнике П. М. Леонтьева "Пропилеи", в "Русском вестнике" и "Отечественных записках"; журнальные статьи Б., посвященные характеристике Горация как политического деятеля, поэта и частного человека в связи с состоянием современного ему римского общества и литературы, были изданы впоследствии отдельною книгою под заглавием: " Гораций и его время" (СПб., 1864; 2-е изд., Варшава, 1878); еще ранее этой книги Б. напечатал брошюру "Ювенал" (две публичные лекции, читанные в 1859 г.). Главным своим ученым подвигом сам Б. считает перевод сатир Персия с подробными объяснениями, печатавшийся в "Журн. Мин. нар. просв.", а потом изданный отдельно (СПб., 1873). До этого времени произведения Персия были у нас совершенно неизвестны, так как русские переводчики древних классиков обходили этого писателя ввиду трудности его понимания. Б. начал заниматься Персием еще во время своего профессорства в педагогическом институте и, между прочим, посвятил ему обстоятельный этюд в "Русском вестнике" 1866 г. Из позднейших трудов Б. следует отметить: перевод трех сатир Ювенала ("Журн. Мин. нар. просв.", 188 4 —86) и исследования из области античной скульптуры (в "Вестн. изящных искусств"). Все перечисленные здесь учено-литературные произведения Б. отличаются изяществом изложения, которое при строгой научности делает их доступными широкому кругу читателей-неспециалистов.

П. М.

Благовещенский Николай Михайлович (дополнение к статье)

— филолог; ум в 1892 г.

Благовещенский П.

— вместе с Ф. Яцкевичем издал довольно тщательно составленный "Библейский биографический словарь" (СПб., 1849).

Благовещенский погост

— находится среди болот и когда-то дремучих лесов близ мутных вод Оганинского-Ловецкого озера, на краю Ростовского уезда (Яросл. губ.), по соседству с землями Переяславля-Залесского, в 25 верст. от Ростова Великого. Настоящая маленькая бедная церковь, жалкое воспоминание о бывшем здесь когда-то Благовещенском женском монастыре, упраздненном в XVIII веке. Место это и теперь называется в народе "Благовещенской пустынью".

Благовещенский погост расположен на высокой и крутой горе. Вся церковная, довольно обширная земля досталась погосту по наследству от прежней Благовещенской обители. В числе урочищ этой земли находятся пустоши — Иванцево и Бакшеиха. Здесь еще сохранились следы бывших строений, заметны очертания фундаментов барских хором, попадаются разбитые остатки кирпичей, кафлей и т. п. В рукописных списках с Ростовского летописца упоминается, что около Благовещенского монастыря была родовая вотчина ростовского князя Дмитрия Ивановича Бритого-Бычкова, старшего сына, родоначальника этой фамилии. Упоминается также, что этой вотчиной владел князь Владимир Юрьевич по прозванию "Бычок"; позже эта вотчина внуком "Бычка" кн. Андреем Матвеевичем Бычковым была продана ростовскому князю Федору Ивановичу Буйносову († 1602).

А. Т.

Благовещенский собор

— см. Москва, Кремль.

Благовещенский Супрасльский монастырь

— Гродненской губ., Белостокского уезда, основан новогрудским воеводою князем Александром Ходкевичем в 1498, первоначально в его имении Гродке, в 30 вер. выше по р. Супрасле, но в скором времени по желанию братии, а именно в 1500 г., перенесен на нынешнее местонахождение. Ранее всего воздвигнута была небольшая деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова и трапеза для братии, затем в 1505 г. иждивением А. Ходкевича начата постройка каменной церкви во имя Благовещения Пречистой Богоматери с приделами св. мученик. Бориса и Глеба и преподобных печерских угодников Антония и Феодосия. Монастырю пожаловано было Ходкевичем имение Хворощ со всеми угодьями между pp. Наревом, Супраслью, Белым Истоком, Хворощею и Роговкою; в 1529 г. взамен этих угодий с согласия короля Сигизмунда монастырю даны деревни — Хвосты, Поросль на р. Супрасле и Топилец, Бацюты и Пищев на р. Нареве. Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками. В начале XVI ст. монастырь попал в руки униатов, и с 1656 г. настоятелями монастыря являются высшие сановники униатского духовенства. В 1722 г. униатский митрополит Западной России и настоятель Супрасльского монастыря Лев Кишка сделал монастырь главным местом пребывания базилианского ордена и устроил здесь типографию. В этой типографии в течение XVIII ст. печатались книги не только духовные на церковно-славянском языке, но и польские. Впрочем, типография в Супрасле существовала еще и ранее, так как в 1695 напечатана была здесь "Общая Минея". В 1743 г. напечатана в Супрасле Библия на славянском языке и печатались для старообрядцев духовные книги. В 1741 по ходатайству графов А. и Ив. Ходкевичей последовала булла Папы Бенедикта XIV, дозволявшая избирать настоятеля монастыря из братии согласно 4 п. русского монастырского устава. В 1795 по третьему разделу Польши Белостокская область отошла к Пруссии, правительство которой все монастырские деревни обратило в казну, взамен их назначив монастырю на содержание 2333 тал. 45 пр. грошей и 75 саж. 4 воза дров; при монастыре осталась только занятая им усадьба с 2 садами и огородами, всего 5 дес. 1248 кв. саж. После присоединения Белостокской области к России в 1807 монастырю назначено содержание в 2 1 10 р. 45 к. и 70 саж. дров. По возвращении униатов к православию настоятель монастыря переименован в архимандрита, а в 1842 Благовещенский Супрасльский монастырь причислен ко 2-му классу. В 1835 г. открыто в нем духовное училище, переведенное в 1853 в Гродно. Монастырская церковь Благовещения, однопрестольная, пятиглавая, имеет вид креста, иконостас очень красивый деревянный, резной, позолоченный, в 3 яруса, с 25 образами. На задних колоннах помещены писанные на холсте портреты основателей монастыря киевского митрополита Иосифа Салтана и воеводы Александра Ходкевича. В церкви замечательны иконы — Спасителя, величиною в 3 арш. 6 вершк., писанная на деревянной доске, риза и венец — серебряные, местами вызолоченные, весом в 20 ф., против этой иконы другая такой же величины с изображением Пресвятыя Богородицы с Младенцем Иисусом, с серебряной ризой в 20 ф.; оба образа украшены кроме того драгоценными каменьями. Первая икона закрывается изображением Распятия, а вторая — Успения Пресвятыя Богородицы, писанными на холсте; в ризнице хранится образ Пресвятыя Богородицы, подарок польской королевы Елисаветы, 5 серебряных крестов, один из них XVI века; несколько древних евангелий и много старинных церковных книг; по древности замечательно серебряное блюдо 1541 года весом в 4 фун. 28 лот., архиерейский жезл и 2 серебряных подсвечника 1628 г. Особо стоящая трехъярусная каменная колокольня с 5 большими колоколами, под нею ворота, украшенные каменными урнами и железною решеткою. Монастырские здания обширны, и часть их отдается в наем фабриканту Захерту; монастырь имеет свою усыпальницу, где покоится тело епископа Яворовского и многих настоятелей. Монастырь владеет, кроме 35 десят. усадебной и сенокосной земли, в м. Супрасле 135 дес. и в Васильковской ферме 103 дес., от казны монастырь ежегодно получает на содержание 2220 р., монашествующих по штату положено 16, но в 1888 г. их было только 8. Новая церковь выстроена и освящена 1890 г. Ист. П. Бобровский, "Материалы для геогр. и статистики России", 1863 г. "Памятная книжка Гродненской губ." (1880 и 1890).

Ф. Ш.

Благовещенское (Озерки)

— сел. Чернского у. Тульской губ., под 6° 51' в. д. и 53° 34' с. шир., при пруде близ верховьев р. Плавицы (в Плаву); одна из высочайших местностей в Централ. Европ. России. На В. — высота 129—131 с.; на Ю.В. — 140—145 саж. На Ю. подходят верховья р. Черни. От станц. жел. дор. Б. в 9 вер. (Скуратово). Почтовая станц. в 4 вер. От г. Черни — 20 вер. Жителей 630 челов. Прав. церковь. Здесь подходит южная граница каменноуг. отложений (на севере). В Сергиевском с. еще есть выходы. Около Благовещенского наблюдались только отложения верхнего Девона; но так как к В. на той же широте у Селеневой есть каменный уголь, то он и здесь может быть найден.

Кдрц.

Благовещенское, Большое Гагарино тож

— село Тамбовской губ., Моршанского уез., в 49 вер. к Ю. от Моршанска, при р. Ламовисе, на комм. трак. из г. Тамбова в г. Спасск. Число жит. 1265, 2 церкви, конный завод, еженедельные базары, винокуренный завод (Жеребцовой) силою в 655000 ведер.

Благовидов Федор Васильевич

(род. в 1865 г.) — историк, воспитанник Казанской духовной академии, в которой преподает русскую гражданскую историю. Главные труды Б.: "Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Александра II" (Казань, 1891, магист. диссерт.); "Обер-прокуроры св. синода в XVIII и в первой половине XIX столетия" (Казань, 1899, докторская диссертация); "Этюд из истории высшего образования в России за время царствования императоров Александра и Николая I" (Казань, 1902).

Благово

— в прежнее время писались Благовы. Сведения о них делаются известными с Елизария Шемякича, который упоминается в 1572 г. на свадьбе короля ливонского Магнуса с княжною Марьею Владимировною Старицкою. В 1580 г. он ездил в Польшу с дипломатическим поручением. Иван Осипович упоминается на свадьбе Иоанна Грозного с Марьею Феодоровною Нагою в 1581 г. — Борис Петрович был послом в Царьграде в 1584 и 1585 гг. Афанасий Иванович служил воеводою в Березове в 1594 г. Петр Владимирович старший два раза ездил в Польшу дворянином при посольстве: в 1589 и 1601 гг. Петр Владимирович находился при датском принце Густаве в 1602 г. — Иван Владимирович и Иван Степанович находились воеводами: первый — в Сургуте в 1599 г. и с 1608 по 1 6 11 г., а второй — в Рязани в 1629 г. Благовы или Благово служили в XVII в. стольниками, дворянами московскими и стряпчими. Так, Афанасий Федорович был патриаршим стольником; Василий Алексеевич — стольником царицы Натальи Кириловны, Петр Васильевич — стольником царицы Прасковьи Феодоровны. Два последних — Василий Алексеевич и Петр Васильевич, а также Константин и Андрей Григорьевичи из числа семи Благовых, владевших населенными имениями в 1699 г., — были стольниками Петра Великого. Род Благово продолжается и поныне.

Благово Борис Петрович и его посольство

В июле 1584 царь Федор Иванович отправил его в Константинополь известить султана Амурата о своем восшествии на престол и склонить его к дружбе с русским царем. Сам Федор писал султану, что их прадеды, деды и отцы назывались братьями: "да будет любовь и между нами", говорилось в письме его; подданным султана царь предоставлял право беспошлинной торговли, чего требовал и для русских купцов во владениях султана. В Константинополе жаловались на разбои терских казаков, мешавших сообщениям между Константинополем и Дербентом, а также на утеснение магометанской веры в России. На первую жалобу посол должен был говорить пашам, что отец настоящего государя, поселивший казаков на Тереке для безопасности черкесского князя Темгрюка, в угодность султану Селиму вывел их оттуда, и с того времени живут там волжские казаки, люди опальные, без ведома царя. Удовлетворительные объяснения даны были и относительно мнимого утеснения магометанства. Посла честили в Константинополе наравне с господарем волошским и более, чем посла венецианского. С трудом, однако, удалось послу убедить султана отправить своего посла в Москву. Паши говорили, что от султана, как великого самодержца, послы ездят только к знаменитым государям, как цесарь французский, испанский и английский короли, которые имеют с султаном важные государственные дела, присылают ему казну или богатую дань, между тем как с Москвой у него только купеческие дела. Б. отвечал, что султан велик между мусульманскими государями, а царь — между христианскими, что последний никому не присылает казны и дани; далее посол заявил, что торговля — статья важная для государей, что могут встретиться и другие, более важные дела; наконец, Б. сказал, что если султан не отправит с ним в Москву знатного чиновника, то послам его уже никогда не придется видеть очей государевых. Султан приказал надеть на посла бархатный кафтан и ехать с ним в Москву чаушу своему, Адзию Ибрагиму.

А. Э.

Благоволение Высочайшее

— Монаршая награда, к которой могут быть представляемы за служебные заслуги чиновники, занимающие должности не ниже 8-го класса. Высочайшее благоволение изъявляется рескриптом или же объявляется в высочайших приказах. Удостоенным такой монаршей награды не менее трех раз убавляется один год из 35 лет, определенных к выслуге для получения ордена св. Владимира (Св. Зак., т. III, 1166—68).

Выражение Высочайшего Б. как технический термин монаршей награды впервые было употреблено императрицею Екатериною II (в грамоте Оренбургск. губернатору и жителям Оренб. края за оказанную верность 1 мая 1774 г. (1-е П. С. № 14143), но было употребляемо и московскими царями в однозначащих с ним выражениях: "сказание служилым людям царского жалованного слова", или "милостивого похваления" ("похвальные грамоты"), или "спроса царя о здоровьи служилого человека" (см. Воеводские наказы). Напр., царь Алексей Мих. в награду воеводе кн. Ромодановскому за усмирение взбунтовавшихся донских казаков в 1670 "за его службу и промысл велел спросить о здоровье и жалует — службу милостиво похваляет", а также и подчиненное ему войско, при чем была послана ему грамота (1-е П. С., 483 и мн. др.).

Проф. И. Андреевский.

Благовонник, благовонка

(Diosma) — южно-африканский полукустарник из семейства рутовых (Rutaceae, см. это слово), с узкими линейными листьями, то очередными, то супротивными, и с цветами, расположенными или одиночно, или в немногоцветных верхушечных соцветиях на концах ветвей; плод — коробочка. Известно до 12 видов, обладающих сильно выраженными ароматическими свойствами (см.), откуда произошло и само название растения.

Благовонные вещества

— см. Ароматический и Ароматические средства.

Благовонные травы

— название многих сильно пахучих травянистых растений, но особенно пахучего колоска — Anthoxanthum odoratum L. (во многих местностях России), из злаков (см. это слово). Этот злак обладает запахом особого алкалоида — кумарина (см. это слово), который содержат в себе и немногие другие растения, особенно ясменник, Asperula odorota L. (см.), из которого приготовляется известный Maitrank. Этим же названием именуются и многие другие малоизвестные растения русской и иноземной флоры, между прочим Ballota lanata L., чернокудренник шерстистый.

А. А.

Благодарное

— село Ставропольской губ., Новогригорьевского у., в 117 вер. от гор. Ставрополя, при р. Буйволе, под 45° 5' с. ш. и 61° 1' в. д. Жит. 8195 об. п., 1005 дворов. Село основано в 1782 г., но в 1762 г. здесь был уже поселок. В сел. 2 правосл. церкви, двухклассное училище, 25 лавок, 6 питейных домов, 2 винных оптовых склада, 7 кузниц, 3 салотопни, 3 маслобойни, 2 трактира, кожевенный завод, 2 ярмарки и еженедельный базар.

Благодарность

— см. Чувствования альтруистические.

Благодатное

— село Старооскольского у. Курской губ., 6° 56' вост. долг., близ большой Оскольской дороги. Высота местн. от 128 до 131 саж. Здесь значительный интерес представляют сахаристо-белые пески, залегающие толщиною около 7 сажен. Некоторые разновидности их так чисты, что годны на хрусталь.

Кдрц.

Благодатное

— с. Курской губ., Рыльского у. Большое село, растянутое на 5 вер. длины. В 12 в. к В. от гор. Рыльска, 4° 37' и 51° 32', на речке Игруньке, впадающей в Сейм; от р. Сейма в 10 вер., от ст. Колонтаевки Кур.-Киев. ж. д. вост. конец села в 13 вер.; от ст. Коренево — 11 верст. Местность волнистая, но невысокая, 95—97 саж., к западу же, к р. Сейму, местность быстро падает. Подпочва — серые мергеля, годные на черепицу, глауконитовый мел, заключ. фосфорит; но он лежит на глубине 25—30 сажен. На поверхности — ярко-желтые пески. Число жителей до 2000. Две правосл. церкви.

Кдрц.

Благодатное

— с. Курской г. Льговского уезда при реке Реуте: от Кур.-Киев. ж. д. 7 верст, 5° 12' в. д. и 51° 34' с. ш. Местность возвышенная, от 107 до 110 саж. Поверхностные темно-красные и белые пески скрывают под собою мел. Уровень реки Реут около 70 саж. Жит. 530. Село принадлежит Тютчеву. В песках или выше их встречается пестрая глина, годная на краски, горшечная глина, и, наконец, есть чисто фаянсовая глина. Кроме того, попадается жерновой песчаник.

Кдрц.

Благодатное небо

— Так называется особо чтимая москвичами чудотворная икона Божией Матери, находящаяся в московском Архангельском соборе, в иконостасе, по левую сторону царских врат. Она принесена в Москву великой княгиней Софией Витовтовной, супругою князя Василия Дмитриевича. Пресвятая Дева изображена на небе, в сиянии, со скипетром и в короне.

Благодатные рудники

(Перво— и Второблагодатный) в Европ. России, в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, в 20—22 км к северу от Березовского завода, разрабатывавшиеся в начале настоящего столетия, месторождения серебросвинцовых руд: Перво-Б. — с 1814 до 1819, а Второ-Б. — с 1816 по 1818 года, а затем оставленные.

Благодато-степановский завод

— плавильный завод для серебросвинцовых руд в Обл. сибирских киргизов, на границе Барнаульского и Каркаралинского окр., вер. в 180 к С.В. от Каркаралов, в местности, называемой Ку, на широкой долине р. Тюндюк, ограниченной невысокими порфировыми холмами; завод основан в 1840 году; под него отведена владельцу (г. Попову) на посессионном праве площадь в 7 кв. в.

Благодать (Горки)

— сельцо Алексеевского у. Тульской губ., в 4 вер. от реки Оки, 54°42' с. ш. и 6°58' в. д.; от гор. Торуса 8 верст. Высота 114 с. В берегах Оки здесь выходы угленосного яруса каменноугольной системы; а в нагорье он, кроме песков, покрывается известняками, заключ. Productus Gig. и Prod. Striatus. Черные глины — огнеупорны; белые пески — стекловарены.

Кдрц.

Благодать, богословское понятие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благодать, гора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благодать, трава

— благодатная трава, местное название (в С.-Петерб. и Пермск. губ. и некот. друг. мест.) растения аврон, Gratiola officinalis L. См. Грациола.

Благое молчание

— Так называется очень почитаемая икона Спасителя. Такой образ находится в Спасо-Яковлевском, Дмитриевском монастыре в г. Ростове Ярославской губ. Спаситель изображен с крыльями и сложенными на груди руками. Особенно замечательно фресковое изображение образа "Благое молчание" работы начала XVI в. в Борисоглебском, что на устье, Ростовском монастыре. Сверху изображения Спасителя надпись: "Исусъ: благое молчание". Сзади Спасителя нарисованы два ангела.

Благозвучие

— см. Стихосложение и Фонетика.

Благонамеренный

— журнал, издававшийся А. Е. Измайловым в 1818—26 гг. В 1818 г. он был ежемесячным, в 1822—25 гг. еженедельным, а в остальное время выходило по две книжки в месяц. Журнал был основан с целью дать особый орган "Вольному обществу любителей российской словесности, наук и художеств" для помещения произведений его членов; издавался чрезвычайно небрежно и неаккуратно: книжки запаздывали выходом на несколько месяцев, соединялись по две и по три в одну, объемом гораздо меньше обещанного, и, наконец, за последние три года по нескольку книжек было не додано подписчикам (за 1824 г. недоданы №№ 23—24, за 1825 — №№ 41—52, за 1826 — 13—24); последняя книжка была за июнь 1826 г. и вышла 19 октября. Издатель относился к своей халатности с добродушно-циничным юмором, почему публика и прощала ему ее. По своему составу журнал богаче всего театральными рецензиями; при журнале был отдел "благотворительности", где помещались сведения о бедных и пожертвованиях, а также отчеты об употреблении последних. Измайлов, как издатель этого журнала, являлся перед публикой каким-то старым добродушным знакомым, в час досуга решившимся поболтать о том, о сем. Он сознавался часто в том, что статьи, помещаемые в журнале, плохи, извинялся за несвоевременный выход журнала тем, что

Как русский человек, на праздниках гулял:

Забыл жену, детей — не только что журнал.

Поэтому нужно удивляться благодушию тогдашней публики и долговечности издания, продержавшегося при таких условиях почти девять лет.

М. М.

Благополучие

(греч. ευ ' δαιμονία) — то же, что счастье, всегда субъективно понимаемое под достижением всех благ (см. это сл.), к которым стремится человек. Еще Аристотель в своей "Этике" справедливо замечал, что относительно Б. все согласны только в названии этого понятия, но все различно понимают его содержание. Установляя категории этих воззрений, Аристотель, подобно другим греческим философам, стремился объяснить, что Б. есть цель государства. Так как Б. есть высшее благо само по себе и потому высшая цель человека, то и может быть достигаема только в государстве. Отсюда возникло учение эвдаймонизма и эвдаймонических теорий (см. это слово), развивавшихся в Германии с XVI ст. из начал Аристотеля и самостоятельно развившихся в Англии в виде теорий, полагавших цель государства в доставлении гражданам Б.

Проф. И. Андреевский.

Благополучия гавань

— гавань в Онежском заливе Белого моря, на Соловецком острове, в Соловецкой губе, под стенами монастыря. Длина ее 275 с., ширина при входе 30; далее 100 саж., берега отлоги, глубина от 9 до 20 ф. Гавань очень удобна для стоянки. Тут устроен док, в котором зимуют монастырские пароходы и суда. В 1854 г. в гавань пришла английская эскадра и 6 июля сделала нападение на монастырь. Монахи отразили нападение, и эскадра ушла. Об этом подробнее см. Соловецкий монастырь. На берегах гавани находятся главные здания монастыря, гостиница и зоологическая станция. См. Соловецкий монастырь.

Литература: Рейнеке, "Гидрографическое описание России". Соч. арх. Досифея, Мелетия и С. В. Керского "Соловецкий монастырь"; С. В. Максимов, "Год на С.": В. И. Немирович-Данченко, "Соловки".

Благоприобретенное имущество

— см. Имущество.

Благоразумие

— см. Мудрость.

Благоразумов Николай Васильевич

(род. в 1836 г.) — духовный писатель, магистр СПб. духовной академии, протоиерей в Москве. Главные его труды: "О постановлениях апостольских" ("Правосл. Обозрение", 1862, магист. диссерт.); "Святоотеческая хрестоматия" (2 изд., М., 1884 и 1895); "Апологеты древнехристианской церкви" ("Вера и Церковь", 1899); "К вопросу о возрождении прав. русского прихода" (ib., 1903 и 1904).

Благородие

— титул, присвоенный нашими законами всем лицам, рожденным от благородных предков или пожалованным этим достоинством верховною властью за службу государственную, т. е. всем как потомственным, так и личным дворянам. На основании табели о рангах титулом этим пользуются чины низших 9 классов, т. е. военные, обер-офицерские чины, гражданские чины до чина титулярного советника включительно.

Благородное гниение

— Под этим названием подразумевается особое состояние зрелых ягод винограда, производимое плесневым грибком ботритис цинереа (Botrytis cinerea). Этот грибок развивается на кожице виноградной ягоды при благоприятной осенней погоде, когда воздух достаточно влажен. Благородным гниением называется только то, которое появляется на совершенно зрелых ягодах, и только на таких ягодах плесневой грибок производит благоприятные изменения в составе сока. Эти изменения имеют громаднейшее значение, особенно для рейнского и мозельского виноделия: высокие достоинства вин этих виноградных местностей прямо приписывают влиянию грибка Botrytis cinerea. Ботаник Мюллер-Тюргау изучил подробно благородное гниение, и наблюдения его мы здесь изложим вкратце, как самые новейшие. Грибок, внедряясь в мякоть ягоды, потребляет прежде всего сахар и кислоты; пораженная грибком кожица представляет слабое препятствие к испарению воды, так что сок ягоды, подвергшейся благородному гниению, становится более концентрированным, благодаря чему относительное процентное содержание сахара увеличивается. Из ягод благородно-погнивших получается сусла меньше в четыре раза, чем из здоровых; понятно отсюда, что потеря эта увеличивает цену вина. Грибок потребляет также из ягоды кислоту и азотистые вещества, и если своевременно не был произведен сбор винограда, то получится сусло настолько бедное азотистыми веществами, что брожение такого сусла идет медленно и неполно. Известно, что рейнские и мозельские вина отличаются тонкостью и приятностью своего букета; вещества, дающие этот ценный букет, находятся в кожице винограда, и умеренное гниение под влиянием грибка Botrytis cinerea способствует скорейшему выделению этих веществ в сок, но долго тянущееся действие грибка на виноград вредно отзывается на букете вина. Оказывается, что грибок разлагает вещества, дающие начало букета. Красные сорта не годится подвергать этому процессу, так как плесневой грибок разрушает красящие вещества кожицы. Если нити грибка пронизали всю массу мякоти, тогда не замечается улучшения качества сока. Из работы Мюллера-Тюргау можно вывести такое заключение, что благородное гниение надо вызывать на ягодах осторожно и с знанием дела.

См. статью Мюллера-Тюргау в "Allgemeine Wein-Zeitung" (№№ 219—220, 1888) и в "Landwirtschaftliche Jahrb ücher von Thiel" (1888).

А. A-н.

Предыдущая страница Следующая страница