Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Б" (часть 64, Бод - Бой)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Б" (часть 64, Бод - Бой)

Предыдущая страница Следующая страница

Боденштедт Фридрих

(Bodenstedt) — немецкий поэт, род. 22 апр. 1819 г. в Пейне (Ганновер) и живет в настоящее время в Висбадене. В 1840 он поехал в Москву воспитателем к молодому князю Голицыну и во время своего 3-летнего пребывания в этом доме усердно изучал русский язык и славянскую литературу. Плодом его занятий явились книги: "Koslow, Puschkin und Lermontow" (Лейпц., 1843) и "Poetische Ukraine" (Штутгарт, 1845). В 1844 г. по приглашению кавказского наместника генерала Нейтгардта он принял должность директора Учительского института в Тифлисе, но уже на другой год отказался от нее, объездил значительную часть Кавказа, Крым, Малую Азию и через Европейскую Турцию и Ионические острова вернулся в Германию. Это путешествие описано им в сочинении "Die V ölker des Kaukasus und ihre Freiheitskä mpf gegen die Russen" (Франкф., 2 изд., 1855) и "Tausend und ein Tag im. Orient" (Берл., 4 изд., 1865), доставивших ему громкую известность. Одно время он был редактором "Австрийского Ллойда" в Триесте, потом "Везерской газеты" в Бремене, а в 1854 по приглашению баварского короля Максимилиана переселился в Мюнхен и читал лекции при тамошнем университете о славянских языках и литературах, а позже о древней английской литературе. В 1867 году он переехал в Мейнинген и принял на себя заведование придворной сценой. В 1881 г. объездил Северную Америку и там в разных городах читал публичные лекции. С 1882 под его редакцией выходит в Берлине газета "Die T ägliche Rundschau".

Литературная деятельность Б. чрезвычайно разнообразна. К сочинениям научного и литературного характера принадлежат, кроме упомянутых выше, "Отрывки о России" ("Russische Fragmente", Лейпциг, 1862, 2 т.), "Shakspears Frauencharaktere" (1875), "Vom Atlantischen zum Stillen Ocean" (1882) и т. д. Кроме того, Боденштедт известен своими образцовыми переводами, именно с русского (Пушкина, Лермонтова, малороссийских народных песен, повестей Тургенева), с персидского и английского. Переводы с последнего он издал под общим заглав. "Shakspears Zeitgenossen" (Берлин, 1858—60, 3 т.), тут имеются произведения Вебстера, Форда, Марло и т. д.; "Сонеты Шекспира" (4 изд., 1873); "Дневник Шекспира" (1866—1867, 2 т.). Но огромная популярность Боденштедта основывается не на этих переводных работах, а на оригинальных произведениях, главным образом, на его "Песнях мирзы Шафи" (Берлин, 1851—84, 123 изд.) Своим необыкновенным успехом эти песни обязаны мастерству языка, чисто восточному колориту и добродушному юмору мнимого автора, который был учителем Б. в персидском языке. Драмы Боденштедта страдают недостатком движений, а потому не имеют того успеха, которого они заслуживают по изяществу выражения и мысли. К ним принадлежат: трагедия "Дмитрий" (Берл., 1866), "Император Павел", "Александр в Коринфе" и т. д. Между его эпическими произведениями заслуживают внимания: "Лезгинка Ада", мелкие "Эпические стихотворения" с мастерской вещицей "Херун и Хабакук". Его повести и романы в прозе вышли под общим названием: "Erz ählungen und Romane n" (7 т., 1874—78); Наконец, ему же принадлежит прекрасное брокгаузовское издание Шекспира на нем. языке, в 9 томах (1866—72); затем "Альбом немецкого искусства и немецкой поэзии" (5 изд., 1881) и многие другие.

Боденштедт Фридрих (дополнение к статье)

(Bodenstedt) — нем. поэт; ум. в 1892 г.

Бодец

— см. Шпорца.

Бодза, гора

— часть Трансильванских Альп, состоит из юрских формаций, образует восточную половину южной окраины Трансильвании и тянется от реки Надьи-Пушка к Альтшанцскому проходу. Самый высокий пункт ее, вершина Чукаш, возвышается на 1944 м. Бодзасский, или Татарский, проход ведет от Тепши-Сент-Дьёрдьи на Ю.В. в Валахию и образует одну из живописнейших горных долин Трансильванского нагорья.

Бодза, река

(назыв. также "Великая Бозда") — река, берущая начало в юго-восточном углу горы Б., у подножия Чукаша, пробивает крутыми извилинами горный кряж и устремляется в валахскую низину, где носит название Бузео и впадает в Серет, соединяясь при Числове с Биской.

Бодзанов

— старинное село, прежде мест. Плоцкой губ. и уезда, расположенное на Мултаве, в болотистой местности, на расстоянии 28 в. от Плоцка и 79 в. от Варшавы, с 86 домами и более 1000 жит.

Бодзанта

(герба Шелига), сын Владислава — государственный деятель XIV в. в Польше. Во время Казимира Великого Бодзанта был королевским наместником в земле Краковской и Сандомирской; при Людовике он в 1382 г. был сделан гнезненским архиепископом. После смерти Людовика он поддерживал кандидатуру на престол сперва Сигизмунда Люксембургского, а потом Земовита Мазовецкого, для которого он требовал руку Ядвиги. Когда Ягайло был избран королем, Б. короновал его в 1386 г., а потом поехал с королем в Литву, освятил собор в Вильне, поставил там епископа, который обязался признавать власть гнезненских архиепископов. Б. умер в 1389 году.

Бодин Константин

— сын сербского царя Михаила, избранный в 1073 г. болгарским царем, когда болгары хотели освободиться от византийского ига и провозгласили свою независимость. Б. в начале восстания побеждал византийцев, но вскоре потерпел поражение на Косовом поле и только с помощью венецианцев успел бежать к отцу в Скадар. После смерти отца он вступил на сербский престол и выбрал своей столицей Дуклу, или Диоклею. Между тем в 1089 г. некто Вукен захватил в свои руки власть над Скадарскою областью, так что в руках Б. осталась только часть Сербии. Он умер в 1097, не оставив после себя наследника, так как он по совету своей жены Яквинты велел убить всех своих родственников.

Бодинус Генрих

(Bodinus) — директор Берлинского зоологического сада, р. 29 июля 1814 в Древелове, близ Анклама, в Померании, изучал в Грейфсвальде и Берлине медицину и естественные науки и поселился затем в качестве практикующего врача в Бергене на Рюгене. Чтобы отдаться всецело трудам по естествознанию, он в 1852 г. переселился в Грейфсвальд, а в 1859 г. был приглашен в Кельн для организации зоологического сада. Здесь его труды увенчались таким успехом, что в 1869 г. его пригласили в Берлин для реорганизации тамошнего зоологического сада, который им приведен в такое блестящее положение, что считается образцовым как в научном отношении, так и по внешнему устройству. В качестве директора зоологического сада Б. достиг таких результатов по части акклиматизации и разведения животных, какие никто до него не считал возможными в Германии. Б. умер 23 ноября 1884 г. в Берлине.

Бодио Луиджи

(Bodio) — итальянский статистик и политико-эконом, род. 12 окт. 1840 г. в Милане, был профессором политической экономии в Ливорно, потом в Милане, с 1869—73 г. профессором статистики и коммерческой географии в Венеции, а в 1874 г. назначен преемником Маэстри в должности директора итальянского статистического бюро в Риме. Он написал: "Saggio sul commercio esterno terrestre e marittimo del regno d'Italia" (l865); "Della statistica nei suoi rapporti соll'economia politica etc." (1869); "Statistique internationale des caisses d'Espagne" (1876). С 1876—82 г. он издавал "Archivio di statistica", а теперь издает "Статистический ежегодник Итальянского королевства" и "Annali di statistica".

Бодисатва

— см. Буддизм.

Бодлер Шарль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бодлеянская библиотека

— название, присвоенное библиотеке Оксфордского университета в память основателя ее, английского государственного деятеля и ученого Томаса Бодлея (1644—1612). В царствование Марии Тюдор протестантская семья Бодлеев должна была покинуть Англию и поселилась в Германии, а затем в Женеве, где Кальвин и Беза были учителями молодого Бодлея. По возвращении своем в царствование Елисаветы в Англию он после продолжительных, предпринятых им с научными целями путешествий по Европе неоднократно посылаем был правительством в качестве дипломатического агента в Германию, Данию и Нидерланды. Попав затем в немилость, Б. в 1596 г. отказался от политической карьеры и посвятил всю свою жизнь и все свое громадное состояние собиранию книг, задумав возобновить старую Оксфордскую библиотеку; в 1603 библиотека эта была открыта. Умирая, Бодлей завещал ей все свое состояние; пример Бодлея нашел себе подражание со стороны многих государственных людей и ученых Англии. Б. библиотека быстро разрослась и в настоящее время принадлежит к числу замечательнейших библиотек Европы, причем особенным богатством отличается рукописный отдел и особенно отдел восточных рукописей. Она отличается, кроме того, замечательным порядком благодаря заботливости ее администрации. Правила каталогизации книг, изданные библиотекарем ее Hикольсоном, считаются образцовыми; в недавнее время библиотека обнародовала заявление, которым все лица, занимающиеся какими-либо специальными исследованиями, приглашаются уведомлять об этом управление библиотеки для того, чтобы оно могло сообщать им о новых своих приобретениях, особенно важных в области именно этих специальных исследований. Wood, "Athenae Oxon" (1— 4 т., Лондон, 1813—1820); Th. Hearne, "Reliquiae Bodlejanae" (Лондон, 1703); "Calendar of State Papers. Domestic Series, 33 vs. 1547—1667" (Лонд., 1856 и д.); "Notes and Queries VI. Serie, II, 423"; Macray, "Annals of the Bodleian Library" (Оксфорд, 1868).

Бодмер Георг

(Bodmer) — механик, род. в Цюрихе 6 дек. 1786, поступил 16 лет в учение к искусному механику в Гаутвилле, в кантоне Тургау, уже в 1803 г. изобрел винтовое колесо и в 1805 усовершенствовал бумагопрядильные машины. Вскоре после этого он открыл в Клосснахте (Цюрихский кантон) свой собственный машинный завод и приготовил на нем однофунтовую, заряжавшуюся с казенной части пушку для гранат, которые должны были разрываться в момент проникания в предмет; но модель этой пушки сгорела во время пожара. Переселившись в Баден, он получил 1816 чин артиллерийского капитана и заведование технической частью на великогерцогских железных заводах и оружейных фабриках. В 1824 он основал в Манчестере машинную фабрику и придумал целый ряд усовершенствований в машинах для выделки хлопка и шерсти, в вододействующих колесах, локомотивах и в постройке железных дорог. Б. получил более 80 патентов на изобретения. Ум. 29 мая 1864 в Цюрихе.

Бодмер Иог.-Яков

(Bodmer) — немецкий поэт и критик, род. 19 июля 1698 в Грейфензее, близ Цюриха, в семье пастора, изучал сначала богословие, но затем посвятил себя литературе и истории. В 1725 г. он получил место профессора истории и политики в цюрихской гимназии, в 1737 г. сделался членом Большого совета и принимал горячее участие во всех общественных делах, но после смерти жены и детей удалился в свое имение, где и умер 2 января 1783. Вместе с своим другом Брейтингером (см. это сл.) и несколькими молодыми учеными он стал издавать с 172 1, по образцу английского "Зрителя" Эдисона и Стиля, еженедельную литературную газету "Разговоры живописцев" (Discurse der Maler), которая обратила на себя внимание своими новыми эстетическими взглядами и резкостью отзывов о знаменитейших немецких поэтах. Образовавшийся вокруг Б. кружок, получивший название цюрихцев, или швейцарской школы, вступил в борьбу с приверженцами тогдашнего эстетического оракула, Готтшеда, получившими имя лейпцигцев, или лейпцигской школы. Вместо того, чтобы, подобно последним, проповедовать подражание французам, цюрихцы указывали на английских поэтов с их живой и здоровой фантазией, на классическую древность и на древненемецкую поэзию. После появления книги Б. "Vom Wunderbaren in der Poesie" и книги Брейтингера "Kritische Dichtkuns t " между обеими партиями завязалась литературная борьба, продолжавшаяся целых 15 лет и веденная с обеих сторон с величайшим ожесточением и в таком тоне, что, по выражению Шлоссера, "нельзя достаточно надивиться грубости и дикости эпохи, в которую несколько лет сряду можно было вести такие пошлые и дикие споры". Писательская энергия Бодмера была неистощима, он пробовал свои силы не только в качестве эстетического и литературного крит., но и в качестве поэта. Он написал поэму "Noachide" ("Ной"), лишенную всякой поэзии, перевел "Потерянный рай" Мильтона и т. далее. Но зато велики заслуги Б. в области издания и перевода древненемецких поэтов, одной части "Нибелунгов" (Цюрих, 1757); "Sammlung v. Minnesingern (1758—59); "Altenglische und Altschw ä bische Balladen" и мн. др. Ср. Leonhard Meister, "Ueber B. nebst Fragmenten u. Briefen" (Цюрих, 1783); Danzel, "Gottsched u. seine Zeit" (Лейпциг, 1848); M örikö fer, "Die schweizensche Litteratur des 18 Jahrh." (Лейпциг, 1861); Braitmaier, "Die poetische Theorie Gottscheds u. der Schweizer" (Тюбинг., 1879). Ср. еще ст. Алексея Веселовского в "Истории всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова.

Бодмерея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бодмин

(Bodmin) — главный город графства Корнвалисс, в 42 км к ССЗ от Плимута, отчасти в долине, отчасти на склоне Корниш-Гейта с 5061 (1881) ж. К достопримечательностям Б. принадлежат развалины основанного королем Ательстаном аббатства, вокруг которого мало-помалу вырос город, игравший немалую роль в Средние века, а также находящиеся вблизи него каменные друидские памятники (h u rlers) и остатки римского лагеря. Б. имеет прекрасное заведение для умалишенных и производит значительную торговлю шерстью и скотом.

Бодони Джамбаттиста

(Bodoni) — резчик и типографщик, род. 16 февр. 1740 в Садуццо (Пиемонт), был сначала наборщиком в типографии "Пропаганды" (см. это слово) в Риме и в 1768 назначен управляющим типографией пармского герцога Фердинанда, которой выпущены пользующиеся большой известностью греческие, латинские, итальянские и французские классики, отличающиеся, однако, больше изяществом внешней отделки, чем точным и верным текстом. По своей роскоши особенно славится изданная там "Илиада" Гомера (3 т. 1808), посвященная Наполеону, покровительствовавшему Б. Величайшее искусство Б. проявил в резьбе шрифтов, и он один изготовил 143 алфавита древних языков с курсивом и капителью. Пробы их приложены в его "Manuale tipografico" (1818, 2 т.). Б. † 29 ноября 1813 в Падуе. Его биография вместе со списком выпущенных им изданий написана Джузеппе де Ламой (Парма, 1816, 2 т.) и Бернарди (Салуццо, 1873).

Бодри д'Ассон Леон

(Baudry d'Asson, род. в 1836 г.) — франц. политический деятель, крупный землевладелец и член генер. совета. В 1876 г. Б. избран был в палату, как легитимист, и здесь обратил на себя внимание тем, что беспрестанно прерывал речи ораторов других партий, за что подвергался разным взысканиям; в 1880 г. при помощи военной силы выведен был из залы заседания. В 1888 г. Б. сделался приверженцем Буланже.

Бодри Поль

(Baudry) — известный французский художник, род. в 1828 г., ученик Дроллинга, в 1850 г. получил первую большую награду, с которой связана командировка на три года в Рим. — Первые его картины, обратившие внимание публики, были "Казнь весталки" и "Фортуна с ребенком" (обе находятся теперь в Люксанбурге). Картина "Шарлота Корде" имела выдающийся успех на выставке 1861 г. Впоследствии Б. обратился преимущественно к мифологическим и аллегорическим сюжетам. Он расписал и фойе Большой оперы.

Бодрильяр Анри-Жозеф-Леон

(Baudrillart) — француз. публицист и политикоэконом, род. в 1821 в Париже, читал лекции политической экономии в "Coll è ge de France", некоторое время редактировал газету "Constitutionnel", а потом стал главным редактором "Journal des Economistes". Из многочисленных его сочинений наиболее замечательны следующие: "Manuel d' économie politique" (1857); "Des rapports de la moral et de l'économie politique" (1860); "Publicistes modernes" (1862); "La liberté du travail, l'association et la démocratie" (1865); "La famille et l'éducation en France dans leur rapports avec l'état de la société " (1874) и "Histoire du luxe" (4 т., 1878—80).

Бодрильяр Анри-Жозеф-Леон (дополнение к статье)

(Baudrillart) — франц. публицист и политико-эконом; ум. в 1892 г.

Бодричи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бодрог

— 1) река в Цемплинском комитате в Венгрии, образующаяся слиянием нескольких речек и впадающая выше Токая в Тису, вместе с которой образует плодородный речной остров Бодрогкёз. В нижнем своем течении эта сложная речная сеть часто выходит из берегов, заливая окрестные местности, отчего уже с 1700 г. неоднократно делались попытки к урегулированию ее русла, но все безуспешно. 2) Бодрог Керечтур — местечко на реке Б. и венгерской Северо-Восточной железной дороге с 1256 ж., превосходно готовящих вина (Токайские) и с знаменитыми ярмарками.

Бодулия

— название Кварнерских островов (см. это сл.).

Бодунэ

(по-китайски Синь-чэн или Пэтунэ) — город в Гириньской провинции Маньчжурии, на правом берегу р. Сунгари, на песчаной равнине, обнесен невысокой полуразрушенной стеною и рвом. Жит. в 1901 г. около 35000. Как узел грунтовых дорог из Монголии в Сев. Маньчжурию и далее к Владивостоку и как пункт, до которого река Сунгари судоходна во всякую воду, Б. имеет серьезное торговое значение. Осенью ярмарка, на которую собираются преимущественно монголы. В 1901 г. в Б. было 20 маслобойных заводов, 2 фабрики для выделки мехов и овчин, 46 мельниц и др. промышленных учреждений. Город очень часто подвергался нападениям хунхузов, которые иногда захватывали в плен всю китайскую администрацию.

Л. Б.

Бодушки

(Membracidae — см. табл. Полужесткокрылые, Hemiptera s. Rhynchota) — семейство равнокрылых, полужесткокрылых (Hemiptera homoptera), из отряда Полужесткокрылых (Hemiptera s. Rhynchota).

Они отличаются следующими признаками: голова направлена книзу; кроме двух больших фасеточных глаз, есть еще два простых глазка, помещающихся между ними; сяжки очень короткие, трехчленистые, прикрепляющиеся впереди глаз. Переднеспинка с отростками весьма различной формы; у многих видов отростки эти настолько длинны, что покрывают заднюю часть тела. Передние крылья по большей части кожистые. Б. суть мелкие или средней величины насекомые, отличающиеся по большей части невзрачною окраскою и очень часто весьма оригинальною формою, происходящею от причудливых отростков переднегруди. За исключением рода Cent r otus, живущего в Европе, прочие Б. водятся в жарких странах, преимущественно же в Америке.

Э. Б.

Бодуэн де Куртенэ Иван Андреевич

(Иван-Игнатий-Нецислав Андреевич) — один из выдающихся современных лингвистов, профессор Дерптского университета (с 1883 года) и действительный член Краковской академии (с 1887 года). Бодуэн де Куртенэ род. в 1845 г. в Радзымине, в Царстве Польском, образование получил в Варшаве, сперва в реальном училище, а потом (с 1862—1866 г.) в Главной школе, которую кончил со степенью магистра. Вслед за тем он изучал сравнительную грамматику индоевропейских языков в немецких университетах, после чего приехал в Петербург, где изучал славянские языки до 1870 г.; в этом году он получил степень доктора философии Лейпцигского университета и магистра сравнительного языкознания Петербургского университета, при котором был назначен приват-доцентом в 1871 г. Следующие два года Б. провел в путешествиях по югославянским областям Австрии и Италии, изучая практически славянские наречия и вместе с тем тщательно записывая все фонетические оттенки этих говоров, для чего употреблял необыкновенно богатую знаками собственную систему транскрипции. Возвратившись из путешествия с богатыми записками и наблюдениями, он провел два года в Лейпциге и в 1875 году был назначен профессором сравнительной грамматики в Казанском университете, где оставался до 1883 г. Здесь он издал небольшие по объему, но важные по содержанию труды и успел привлечь к изучению сравнительной грамматики нескольких молодых людей, между которыми особенно выдавался умерший недавно Н. Крушевский. Сочинения Б. были замечены в ученом мире: немецкие ученые, дающие тон науке, тогда еще мало склонялись к экспериментальному изучению предмета, предаваясь охотно метафизическим увлечениям и изучая прежде всего древние письменные памятники индоевропейских языков. Б. был одним из первых, который резко выдвинул на первый план принцип изучения живого человеческого языка, доказывая, что только такое непосредственное наблюдение заслуживает действительно названия научного, что только оно дает нам возможность изучать язык вообще, его жизнь и законы развития, бросает яркий свет на его прошедшее, о котором мы не можем иметь ни малейшего понятия, если имеем дело не с живыми звуками, а с мертвыми буквами, которые неизвестно как звучали в эпоху своего начертания. Поэтому Бодуэн начал весьма тщательно рассматривать язык с его психологической и физиологической сторон, употребляя при этом сокращенные формулы, которые многим показались неудобопонятными; притом им рассматривались не только нормальные, но и патологические явления языка, что тоже многими не одобряется. Одним словом, можно сказать, что Б. вводит в сравнительную грамматику метод индуктивных наук, и в этом отношении он близок к так называемым юнг-грамматикам; разница между ними, главным образом, заключается в том, что в то время, когда юнг-грамматики еще почти исключительно занимаются изучением языков по памятникам, Б. прежде всего обращает внимание на современные наречия и говоры. Из сочинений Б. наиболее важны следующие: "О древнепольском языке до XIV столетия" (Лейпц., 1870) — сочинение, в котором собраны автором все древнейшие польские слова, разбросанные в многочисленных латинских актах, и из них путем научного анализа сделаны выводы относительно тогдашней грамматики, в особенности же фонетики; "Опыт фонетики резьянских говоров" (Варшава и СПб., 1875), где рассматривается славянский диалект в Северной Италии; "Резьянский катехизис"(1875); "Резья и резьяне" ("Славянский сборник", III, СПб., 1876); "Отчеты о занятиях по языковедению в течение 1872 и 1873 г." (1877); "Подробная программа лекций 1876—77 г." (1878) и "1877—78" г. (1881), где находятся богатые библиографические указания по различным отделам языкознания; "Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков"("Рус. фил. вестн.", Варшава, 1881): "Отрывки из лекций по фонетике и морфологии русского языка" ("Филолог. записки", Воронеж, 1882); "Из лекций по латинской фонетике" ("Филол. записки" 1884 г.); "N ë kolik poznamenani о polsk ém právopisu" ("Sbornik vedecky", Прага, 1868); "Einige F älle der Wirkung der Analogie in der polnischen Declination" ("Beiträ ge zur vergl. Sprachforschung" (VI, Берлин, 1868); "Глоттологические заметки" ("Филол. Записки", 1876, 1877); "Der dialect von Cirkno" ("Arch. fü r Slavische Philologie" VII, VIII, Берлин, 1884—1885); "Z patologji i embrjologji języka"("Prace Filologiczne", Варшава, 1885) и много других специальных и популярно-научных статей, разбросанных по разным русским, польским, чешским, немецким и др. журналам.

И. Лось.

Бодуэн Жан-Жак-Стефан

(Baudouin) — экстраординарный профессор французского языка московского университета, с 23 янв. 1773 г. читал этимологию, синтаксис и стилистику. Напечатал несколько торжественных речей и стихотворений. Б. † 23 октября 1796 г.

Бодуэн Петр-Гавриил

(Baudouin) — католич. священник, миссионер, род. в 1689 во Франции. Он сперва был солдатом французских войск, затем принял священство и переселился в Польшу. Однажды, идя по улице, он заметил собаку, которая пожирала труп покинутого матерью ребенка, и, тронутый судьбою незаконнорожденных детей, задумал выстроить в Варшаве дом, где бы собирали подкидышей. Не имея никакого состояния, Б. стал просить милостыню у богатых людей, причем, как рассказывают, с ним приключилось однажды вот что: он пришел в общество, где играли в карты, и стал просить игроков, чтобы они отдали ему часть своих денег; один из них, выведенный из терпения, ударил священника по лицу; тогда Б. спокойно ответил: "это я получил для себя, а что же вы дадите для сирот?" Игрок был тронут до слез и отдал все деньги. Уже в 1732 г. Б. мог купить дом для приюта, в котором нашли помещение 200 детей, но вскоре дом оказался тесным, и в 1756 году Б. купил обширный плац в середине города и выстроил на нем больницу Младенца Иисуса (Szpital Dzieciątka Jezuv); все это стоило больше чем 30000 дукатов (около 90000 рублей). Больница была отдана на попечение сестер милосердия (Siostry mił osi erdzia, или Szarytki), которые смотрят за больными и теперь. Бодуэн был священником при больнице и оставался на этом месте до самой смерти в 1768 г.: он похоронен в нижнем костеле Св. Креста. Больница существует до сих пор, хотя уже не принимает подкидышей; но до шестидесятых годов существовало так названное колесо или желобок (k òł ko или żłobek), в который матери, желающие подкинуть своих детей, клали ребенка и звонком давали знать о том. Но "колесо" было уничтожено под предлогом, что возможность хорошего помещения дитяти способствует увеличению числа незаконных связей и таким образом разрушительно влияет на нравственность. В 1890 году решено больницу перенести за черту города, что будет сделано в непродолжительном времени: после уничтожения "колеса" в больницу не принимают подкидышей, для которых устроено специальное учреждение, названное "Dom podrzutk ów".

Бодуэн Франсуа

(Franç ois Baudouin, лат. Balduinus) — знаменитый французский юрист, теолог и историк, род. 1520 г. в Аррасе, † 1573 г. Закончив свое образование в Лувене, он отправился в 1540 г. в Париж, где обнародовал (1542—1547) свои первые комментарии на римское право; в 1546 г. ему разрешено было открыть совместно с Франциском Готманом, бывшим, так же как и он, учеником Дюмулена, частные курсы римского права. С этого времени Б. не ограничивается уже одними юридическими трудами, в которых он обнаружил огромную эрудицию, но с жаром кидается в религиозные споры, разделившие Европу на два враждебных лагеря, и старается примирить обе партии, чем вызвал к себе одинаковое озлобление той и другой. Сделавшись сторонником Реформации и заподозренный в ереси, он был присужден церковным судом в Дорнике (Tournay) к вечному изгнанию и конфискации имущества. В 1549 году Бодуэн, получив докторскую степень, занял оставшуюся вакантной за отъездом Дуарена кафедру римского права в буржском университете, но уже с 1550 г. благодаря зависти возвратившегося в Бурж Дуарена возгорелась борьба между их последователями — учениками, которая вынудила Б. в 1555 году покинуть кафедру; вскоре Б. был приглашен в страсбургскую гимназию читать курс римского права, но благодаря продолжавшейся полемике между ним и Дуареном, вызвавшей массу памфлетов, Б. оставил Страсбург в 1556 г. и отправился в Гейдельбергский университет, где занял кафедру истории, проповедуя начала веротерпимости и религиозной свободы. Вернувшись во Францию в 1561 году, Бодуэн задался мыслью примирить католиков с гугенотами, организовав между ними беседы для мирного разрешения религиозных вопросов, но это ему не удалось благодаря полному разрыву с кальвинистами. С другой стороны, его приверженность к Реформации вызвала к нему ненависть со стороны католиков, и Парижский университет предал его суду как еретика. Он вновь покинул Францию в 1562 г. и удалился в Триент, где занялся воспитанием Карла Бурбонского, побочного сына короля наваррского. Вскоре после того Б. вернулся на свою родину, где благодаря протекции кардинала Лотарингского и архиепископа Камбрийского был прощен и в 1563 году получил кафедру в университете в Дуэ, после торжественного отречения. В следующем году по приглашению Вильгельма Оранского Б. отправился в Брюссель, где тщетно добивался перед Филиппом II разрешения в Нидерландах свободного исповедания лютеранской религии. По возвращении в Париж в 1566 году Б. открыл здесь курс Пандект, затем был профессором права в Анжере. В 1572 г. на него было возложено поручение оправдать в глазах света французский двор за Варфоломеевскую ночь, от которого он имел смелость отказаться. Двойственное положение, которое занимал Б. в религиозной борьбе, было причиной противоречивой оценки его деятельности католическими и протестантскими писателями. При более спокойном суждении о нем в Б. следует признать человека одинаково религиозного и либерального, свободного от крайностей и желавшего, подобно Эразму и др., ввести Реформацию без насилия, постоянно умерявшую и умиротворявшую противоположные партии. Как юриста его значение бесспорно. В своих сочинениях и в преподавательской деятельности он является одним из родоначальников исторической школы, которая освежила во Франции изучение римского права, дав возможность взглянуть на тексты закона при свете истории и классической литературы. Метод этой школы был выражен словами Б.: "sine historia coecam esse jurisprudentiam". Б. оставил много работ в области права, истории и религии. Между его сочинениями по юриспруденции, собранными Гейнекциусом в его "Jurisprudentia romana et attica", главные: "Исторический опыт комментария институций Юстиниана" (1545), "Законы XII таблиц" (1550) и различных частей Дигест; Введение в курс римского права (Catechesis juris civilis). Из его исторических работ следует указать "Constantinus Magnus" (1656), "De institutione historiae universae et ejus cum jurisprudentia conjunctione" (1561). Наконец, из его сочинений по религиозным вопросам пользуются известностью: "Commentarius ad edicta veterum p r incipum romanorum de christianis" (1557); "Discours sur le fait de la reformat, de l'Eglise" (1564) и "Discours en forme d'advis sur le fait du trouble apparent pour le fait de la religion".

Бодянский Осип Максимович

— профессор истории и литературы славянских наречий в Московском университете, происходил из духовного звания, род. 31 октября 1808 г. в местечке Варве Лохвицкого уезда Полтавской губ. По окончании курса в Полтавской духовной семинарии и по увольнении из духовного ведомства поступил в 1 831 г. студентом в Московский университет, где кончил курс по словесному отделению кандидатом в 1834 г. Получив в 1837 г. степень магистра словесных наук, Бодянский отправился с ученой целью за границу, провел 1837—1842 г. преимущественно в славянских землях и по возвращении в 1842 г. в Москву занял в качестве экстраординарного профессора кафедру истории и литературы славянских наречий; в 1847 г. утвержден исправляющим должность ординарного профессора.

В звании секретаря Московского общества истории и древностей российских, коим он был избран в 1845 г., Бодянский издавал (1846—1848; 1868—1877) "Чтения" этого Общества, которые под его редакцией стали изданием периодическим, чрезвычайно богатым по содержанию и оказавшие весьма важные услуги отечественной истории. В 23-х книгах "Чтений", изданных им с 1846—1848 гг., Б. поместил многие древние памятники русской и славянской письменности, приготовленные им самим к изданию, и много своих собственных оригинальных и переводных статей, но попытка напечатать в этом издании перевод сочинения Флетчера о России конца XVI в. вызвала устранение его от секретарских обязанностей и перемещение в октябре 1848 г. в Казанский университет; нежелание Б. занять это место было причиной увольнения его в отставку 2-го января 1849 г.; впрочем, в отставке он был недолго и уже 22 декабря того же 1849 г. определен вновь в прежнем звании в Московский университет. С 1849—1858 гг. деятельность Б. сосредоточивалась исключительно на профессуре, но с 1858 г. он был избран вновь секретарем Общества истории и древностей российских и вместе с тем занялся снова изданием "Чтений", в которых по-прежнему стало печататься много материалов и исследований по русской истории и которые он издавал до самой своей кончины, последовавшей в Москве 6 сент. 1877. Из ученых трудов Б. заслуживают особенного внимания: "О мнениях касательно происхождения Руси" ("Сын Отеч." 1835); "О народной поэзии славянских племен" (1837 г.); обширное исследование "О времени происхождения славянских племен" (Москва, 1855 г.), переводы с чешского сочинений Шаффарика "Славянские древности", "Славянское народонаселение" (1843), "О Свароге", "О древнеславянских кирилловских типографиях в южно-славянских и соседних землях", "Расцвет славянской письменности в Болгарии" и др., и с польского перевод соч. Зубржицкого "Критико-историческая повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси" (Москва, 1845 г.).

Бодянский Павел Николаевич

— историк. Род. в 1857 г.; образование получил в Киевском унив. по историко-филологическому факультету; состоит преподавателем в Киевской гимназии. Напечатал: "Римские вакханалии и преследование их в VI в. от основания Рима" (Киев, 1882), "История народного трибуната в период сословной борьбы в Риме. Глава первая. Причины учреждения трибуната" ("Киев. Унив. Известия", 1884—1886); "Сервий Туллий и его аграрная реформа" ("Отчет о состоянии Киевской 1-й гимназии за 1889—90 уч. год", Киев, 1890), "Исторический очерк развития Москвы" ("Экскурсия учеников Киевской 1-й гимназии в 1902 г.", Киев, 1902), "Главнейшие достопримечательности Москвы" (ib.).

Боевая грань нареза

— Так называется та винтовая поверхность в дуле орудия, на которую нажимаются выступы снаряда при выстреле.

Боевая колесница

— см. Колесница боевая.

Боевая личинка

— часть ручного огнестрельного оружия, приспособленная в некоторых системах к переднему концу затвора. Она бывает подвижная и неподвижная. Первая вращается в затворе около оси, совпадающей с осью канала, и, двигаясь вместе с затвором взад и вперед, не поворачивается вместе с ним в сторону при замыкании и отпирании казны. Неподвижная же Б. личинка принимает участие во всех движениях затвора.

Боевая меткость оружия

или действительность огня, т. е. действительность попадания в цель зависит от весьма многих условий. Важнейшими из них являются рассеивание снарядов вследствие неодинаковости (неточности) свойств оружия, особенно когда их несколько, затем неточность и разнообразие наводки, или прицеливания, разнообразие и неточность в определении дистанции, разнообразие свойств пороха, снарядов и т. д. При стрельбе в мирное время, особенно опытной, неточности в определении расстояний и наводке возможно почти совершенно избежать. Но при действительной боевой стрельбе эти неточности являются главнейшими факторами малой меткости огня. Опыт последней войны показал, что во время боя люди настолько волнуются, что стреляют почти без прицеливания, наугад. По этому поводу даже возгорелась полемика, и одни из военных писателей доказывали, что напрасно учить солдат стрелять в мирное время, так как на войне они все равно не применяют своего искусства, другие же, наоборот, доказывают, что обученная стрельбе часть дает и на войне наилучшие в смысле меткости огня результаты. Неоспоримо, во всяком случае, что сомнения могут иметь отношение только к ружейному огню, артиллерийский же огонь без предварительного обучения невозможен, и действительность его в высшей степени зависит от технических совершенств орудий. Надо заметить, что при современных скорострельных орудиях, с их приспособлениями для прицеливания, батареи располагаются обыкновенно скрытно, а потому прислуга может работать совершенно спокойно; когда же батарея будет нащупана неприятельской артиллерией, она должна, если возможно, переменить свою позицию.

Боевая ось

— ось лафета, на которую надеваются так наз. боевые колеса.

Боевая подушка

— поперечный брус, распиравший станины прежних деревянных лафетов в лобовой их части. В станках для гладкоствольных мортир иногда так называется деревянная подушка, на которой мортира лежит дульной частью.

Боевая пружина

— часть ружейного замка, которая сообщает движение ударному приспособлению для воспламенения заряда. См. Замок ружейный.

Боевая ракета

— см. Ракета.

Боевка

— речка в Европейской России, в Екатеринбургском у. Пермской г., прав. пр. р. Богаряка; принимает справа рч. Щербаковку. У башкир носила в прежнее время имя Елганды. При впадении ее в Богаряк находится с. Боевское, известное по месторождениям каменного угля, пиромозита, железных руд и свинцового блеска, содержащего серебро и золото.

Боевое расписание

— так называются расписания офицеров и нижних чинов на корабле для успешного действия орудиями, оружием, парусами и т. п. Б. расписание составляется старшим офицером и для офицеров утверждается командиром до начала кампании (плавания). Этим расписанием команда распределяется: для действия артиллерией, снабжения орудий зарядами и снарядами, для действия минами, действия ружейной обороны, управлением парусов, уборки якоря, тушения пожара; для заделки пробоин и для электрического освещения. Люди, назначенные для действия ружьями, наз. стрелковою партиею, кот. усиливается частью прислуги от орудий; из прислуги же составляются две абордажные партии, вооружаемые тоже ружьями. Не вошедшие в стрелковую и абордажные партии люди составляют вооруженный револьверами и холодным оружием резерв. На случай пожара (пожарная тревога) и для заделки пробоин (водяная тревога) во время боя распределение составляется так, чтобы при самом начале пожара не отвлекать большого числа людей от орудий, а увеличивать пожарную партию по мере надобности. При сильном пожаре действие артиллерией прекращается, и команда работает по общему пожарному расписанию. Партия, назначенная для пожарной тревоги, служит и для водяной, смотря какая в данное время требуется. В Б. расписание входит и вся машинная команда, кроме того числа, которое необходимо для действия машины и котлов, и эти люди наз. боевой сменой машинной команды.

Боевой бич

— палица с подвижной главой, соединенной с рукоятью посредством цепи. Встречалась у восточных народов и у германцев в XIV и XV вв. Употребительною не была, так как действие ею требовало большого искусства. В России носила название кистеня.

Боевой винт

— часть ударных и дистанционных трубок, служащая для воспламенения в надлежащее время трубочного или дистанционного состава. Б. винт состоит из стебля и головки; в стебле помещается капсюль с ударным составом, служащим воспламенителем (см. Трубки снарядные).

Боевой заряд

— см. Заряд.

Боевой комплект

— определенное количество боевых припасов, содержимых уже в мирное время на каждый экземпляр оружия на случай войны. Величина Б. комплекта определяется тремя условиями: 1) количество боевых припасов, находящихся при батарее или вообще при части должно быть достаточно для продолжительного и горячего боя; 2) число необходимых для перевозки боевых припасов зарядных и патронных ящиков должно быть невелико, чтобы не увеличивать без надобности обоза частей; 3) зарядные и патронные ящики должны быть так же подвижны, как и части, к которым они придаются, чтобы иметь возможность повсюду следовать за ними. В пехоте и кавалерии Б. комплект патронов частью носится солдатом на себе, частью возится в обозе в патронных двуколках. В полевой артиллерии весь боевой комплект находится в настоящее время при батареях и возится в орудийных передках и в зарядных ящиках по два на орудия. Опыт предыдущих войн дал следующие цифры: в кампанию 1870—71 г. каждым полевым орудием в среднем было выпущено по 222 снаряда; в кампанию 1877—78 гг. легкое (4 фн.) орудие в среднем выпустило 120, а батарейное (9 фн.) орудие — 200 снарядов. Б. комплект для легкого орудия образца 1877 г. определялся у нас в 120 снарядов на орудие, находящихся при батарее, а всего со снарядами летучих парков около 350 снарядов. С перевооружением артиллерии скорострельными пушками образца 1896 г., численность Б. комплекта осталась та же. Опыт войны показал всю трудность снабжения артиллерии боевыми припасами и недостаточность наличных Б. комплектов, так как батареям приходилось развивать в высшей степени интенсивный огонь. В горной артиллерии Б. комплект возится на вьюках и определяется в 90 выстрелов. К вышеуказанным цифрам весьма близки цифры Б. комплектов иностранных армий. В осадной артиллерии Б. комплект зависит только от числа выстрелов, которое предположено для орудия данного типа. Необходимые припасы доставляются по железной дороге и транспортами в осадное депо, где уже приготовляются, на батареи же снаряды доставляются на обыкновенных подводах. У нас положено на каждую 8-дюймовую пушку 1000 снарядов, на 6-дюймовую — 300. В крепостной артиллерии Б. комплект на орудие определяется в зависимости от продолжительности осады, которую должна выдержать крепость, и места, занимаемого орудием на крепостных верках. Наибольшее число снарядов у нас назначается для орудий оборонительного вооружения — по 700 снарядов, наименьшее для орудий обороны рвов — по 50. В береговой артиллерии численность Б. комплекта для всех орудий считается около 250 снарядов на орудие. Б. комплекты должны иметься налицо уже в мирное время, по мобилизационным соображениям они должны бы храниться в полной готовности, особенно в полевой и береговой артиллерии, так как береговые крепости подвержены внезапному нападению неприятельского флота; но технические и экономические соображения заставляют содержать Б. комплекты только в наибольшей по возможности готовности. Именно — в пехоте патроны хранятся в герметически укупоренных ящиках в полной готовности; в полевой артиллерии для батарей, вооруженных орудиями образца 1877 и 1889 г., Б. комплект содержится в полуготовом виде, гранаты и шрапнели снаряжены порохом и (последние) пулями, в гранаты ввернуты трубки, в шрапнели втулки. Снаряженные гранаты и шрапнели время от времени осматриваются, пояски обмываются и смазываются, порох досыпается и переменяется. Заряды хранятся готовые в герметических жестянках, трубки в герметических ящиках. В батареях, вооруженных орудиями 1896 г., снаряды представляют собою унитарный патрон и хранятся в совершенно готовом виде на лотках (см.), на которых прямо вкладываются в зарядные ящики. В осадной артиллерии Б. комплекты хранятся в совершенно неготовом виде. В крепостной же и береговой — Б. комплект должен содержаться в возможно большей в зависимости от места и погребов готовности, и во всяком случае, в готовом виде должно быть не менее 80 снарядов на орудие. В мирное время освежение Б. комплектов делается на счет снарядов, отпускаемых на практическую стрельбу.

Боевой молот

(marteau d'armes) — представлял собою страшное орудие, получившее начало в кузнечном молоте. К XV в. Б. молот снабжается для усиления удара свинцовой тяжестью, а рукоять его оканчивается острием, так что Б. молотом можно было и колоть. Длина рукояти от 4 до 5 фт.; действовали им обеими руками.

Боевой порядок

(воен.-сухоп.) — построение войск для боя.

Боевой строй

(морской) — порядок построения флота для сражения с неприятелем, так как в другое время флот строится иным образом. При выборе Б. строя для флота руководятся: количеством и размещением орудий, мин, силою машин, а также и местными условиями. При парусных флотах Б. строй назывался линиею баталии, потому что орудия на парусных кораблях размещались по бортам, вследствие чего для выгодного боя каждый корабль должен был обратиться к противнику боком и два сражающихся флота строились по параллельным линиям; но чтоб при этом не поражать своих же кораблей и не подставлять своих слабых мест неприятелю, флоты должны были идти по тем же линиям, на которых были построены. Так как наветренное положение давало решительному противнику более выгодное положение, то чтоб не дать занять такое положение неприятелю, в парусных флотах линия баталии была одна из линий бейдевинда, на которой все корабли строились в кильватер и шли в бейдевинд. Теперь направление ветра имеет значение лишь в отношении дыма от пушечных выстрелов, который может заволакивать свою эскадру или эскадру противника. Хотя артиллерия и осталась главным решающим элементом боя, но в некоторых случаях с успехом можно действовать тараном и минами; кроме того, самое распределение орудий, их число, калибр и углы обстрела совершенно изменились; коренным образом изменился двигатель судов, а потому естественно и Б. строй флота должен был существенно перемениться. До настоящего времени военно-морские операции последних лет не дали достаточных указаний, какой строй должен давать преимущество в бою. Морские авторитетные писатели в этом случае тоже расходятся во мнениях; некоторые предлагают, напр., иметь флот разбитым на группы от 3 до 4 кораблей (строй кучек), причем группы и отдельные корабли групп могут быть построены различным образом в кильватер, фронт, двойной фронт и т. д. Переход из одного строя в другой не представляет для паровых судов особых затруднений, почему и могут сравнительно быстро менять его, смотря по обстоятельствам боя. Легкие, минные, транспортные и т. п. суда находятся во время боя или за боевой линией, или же, как минные, около своих (по назначению командира эскадры) кораблей с противоположной неприятелю стороны для того, чтоб в надлежащий момент напасть на неприятеля и атаковать его минами. Расстояние между кораблями в парусном флоте зависело от силы ветра и волнения; большею частью в Б. строе расстояние определялось в кабельтовых; в паровом же флоте расстояние определяется в радиусе циркуляции, т. е. для больших судов от 1 ½ до 2 кабельтовых.

Боевское село

— см. Боевка.

Боевые вилы

или косари — оружие пехотинцев, которые ими кололи и рубили: род ножа с двумя выдающимися остриями. Снабжались еще крючками, которыми можно было стащить всадника с коня. Употреблялись в XV и XVI стол., сохранились и до настоящего времени в Китае.

Боевые гнезда

— см. Цапфенные гнезда.

Боевые припасы

— все материалы и приспособления артиллерийские и инженерные, служащие для поражения неприятельских войск и разрушения их сооружений. К Б. припасам относятся готовые снаряды, заряды, патроны, материалы для них, взрывчатые вещества и приспособления для приведения их в действие, каковы фитили, стопины, трубки разного рода, боевые и светящиеся ракеты и ядра, мины, бикфордовы шнуры и т. под. (см. также Боевой комплект).

Боек

— металлический стержень, от удара курка по которому разбивается пистон в казнозарядных ружьях центрального боя, см. Замок ружейный.

Боелетчи

— деревня близ Крайова, в Румынии, известна тем, что в ночь с 26 на 27 сент. 1828 г. русский генерал Гейсмар напал здесь с 4300 ч. на укрепленный турецкий лагерь виддинского визиря, имевшего под своей командой 36000 ч., обратил турок в бегство и взял богатую добычу.

Боереску Базилио

(Boë rescu) — румынский государственный человек; после революции 1848, в которой он принимал участие в качестве журналиста, изучал право в Париже и в это время написал "M émoire sur la question politique et é conomique de la Moldo-Valachie" (Пар., 1856) — записка, поданная им на Парижском конгрессе, и "La Roumanie apr és le traité du Paris du 30 mars 1856" (1856) и "Trait é comparatif des délits et d es peines au point de vue philosophique et juridique" (1857). Возвратившись на родину, Б. основал газету "National", был одно время профессором торгового права в Бухаресте и, избранный в палату, несколько раз попадал в члены кабинета. В качестве министра он провел законы об эмансипации евреев, о признании самостоятельности Румынии и в 1875 заключил первую торговую конвенцию с Австро-Венгрией, за которую поплатился своим портфелем. Будучи первоначально консерватором, потом основателем умеренной партии, он кончил тем, что перешел к ультралибералам и с 1879—81 был министром в кабинете Ивана Братиано. Ум. в Париже 19 дек. 1883. Кроме упомянутых выше сочинений, Б. написал: "Examen de la Convention du 19 Ao ût" (1858); "Mémoire de la juridiction consulaire" (1865) и издал Комментарий к румынскому торговому праву.

Боеры, буры

(гол. Boers, бурс, крестьяне) — голландские колонисты в Капской земле, на восточной стороне Южной Африки, к которым присоединились переселившиеся французские гугеноты, усвоившие себе голландский язык. Сами Б. охотно называют себя африкандерами. Соответственно трем главным продуктам Капской земли, различают обыкновенно: винных боеров, самый богатый класс, извлекающий большие выгоды из своего соседства с городами, особенно с Капштатом; далее, хлебных боеров и, наконец, скотных боеров, которые вследствие постоянных кочевок во внутренних степях коснеют в грубости и нечистоте. В то время, когда Англия завоевала Капскую землю, Б. уже жили в восточной прибрежной области ее; им пришлось вынести большие притеснения со стороны англичан, которые предпочитали им покоренных кафров. В 1855 г. Б. стали массами выселяться к северу и основали по ту сторону Оранжевой реки новые и самостоятельные общины. Таким образом возникла Оранжевая республика, а затем, когда и последняя подпала под власть англичан, Трансваальская республика (теперь Южно-Африканская), где были открыты богатые залежи золота и алмазов. После кратковременного присоединения новой республики к южноафриканским владениям Англии, Б. удалось в 1881—84 гг. с оружием в руках завоевать себе автономию. См. Капская земля и Трансваальская республика. См. также Вебер, "4 Jahre in S ü dafrika" (Лейпциг, 1878, 2 т.); Тромп, "Herinneringen mit Zuid-Afrika" (Лейден, 1879); Theal, "History of the Boers in South Afrika" (Лондон, 1887).

Боетархи

— Так в древности назывались у фивян старшие военачальники. Число их зависело от силы армии, иногда каждый город имел своего Б. Власть их продолжалась обыкновенно один год. У карфагенян название это носили начальники вспомогательных войск.

Боец, порог

— 1) Порог на реке Поле, Новгородской губ. Демьянского уезда, к З. от Демьянска (Пушкарев, "Новгородская губерния", стр. 56); 2) порог на р. Ингоде, Забайкальской обл. Читинского округа, ниже селения Воровская падь (Gmelin, "Sibir. R." II, 27; Ritter, "Asien", II, 274; Stuckenberg, "Hydr.", II, 789).

Боец-камень

— гора в Европ. России, в Чердынском уезде Пермской губ., на правом берегу р. Калвы, при устье р. Вишерки.

Бож

(Les Bauges) — известковое плато в Шамберийском округе, в департам. Савойи, 20 км длиною и 12 км шириною, на котором живут 13 общин, составлявших некогда нечто вроде маленькой федеративной республики, которая благодаря своим отвесным стенам и дурным дорогам часто служила убежищем разным преступникам.

Божанси

(Beaugency) — древний французский город в департаменте Луары, в 26 км к Ю.З. от Орлеана, с прекрасным местоположением на правом берегу Луары, через которую ведет старинный каменный мост на 39 арках, и на Западной железной дороге. Жителей — 3765 (общ. 4544). В его окрестностях с 7 по 10 декабря 1870 г. происходил целый ряд боевых схваток между германскими войсками под начальством вел. герцога мекленбургского и французами, которые под предводительством генерала Шанзи прикрыли г. Тур — местопребывание временного правительства. Несмотря на то, что значительное превосходство сил было на стороне последних, они должны были отступить, понеся сильный урон.

Боже Царя храни

— см. Гимны народные.

Божё, на Ардиере

(Beaujeu) — город в Ронском департаменте, в 50 км к ССЗ от Лиона, в 20 км от Вильфранша, на Ардиере и у подножия горы, вершина которой увенчана древними укреплениями замка, разрушенного 1601. Б. соединен побочной ветвью на Бельвиль с Париж-Лионской железной дорогой, имеет 2496 (община 3418) жит., бумажные фабрики, кожевенные заводы, торгует хорошим местным вином. Некогда Б. был главным городом небольшой, но весьма плодородной страны Божолэ, в 1793 кв. км, простиравшейся от Роны до Луары и в течение многих столетий образовавшей одно из знаменитейших баронств Франции с городами Вильфранш, Божё, Бельвиль, Шарльё. Главное богатство страны составляет вино — божолэ, которое вместе с винами соседней северной местности Маконэ известно в торговле под именем маконского вина и причисляемого к бургонским винам. Центром производства так называемых божолезов, материй, выделываемых из льна и бумаги, служит близкое село Курс (см. это слово).

Божё, на Куэноне

(Beaujeu) — главный город в департаменте Мэн-э-Луар, на правом берегу Куэнона. Жители (3207 чел.) занимаются производством шерсти и полотен и торгуют скотом и лесом.

Божедаровка

— станция Екатерининской жел. дор., в 86 верст. к З. от Екатеринослава.

Божерянов Иван Николаевич

— писатель. Род. в 1852 г., учился в Николаевском кавалер. училище, служил в департаменте тамож. сборов. Кроме многочисленных статей по истории русск. искусства, помещенных, начиная с 1872 г. в разных периодических изданиях, написал: "Очерк истории развития искусств в царствование Петра Вел." (СПб., 1872), "10 0 -летие СПб. Имп. Большого театра" (СПб., 883), "Столетие журнала "Собеседник Любит. росс. слова" (СПб., 1883), "Великая княгиня Екатерина Павловна, герцогиня Ольденбургская, королева Вюртембергская" (СПб., 888), "Иллюстрированная история русского театра" (совместно с И. Н. Карповым; выходит выпусками с 1903 г., СПб.), "Невский проспект" и др. В 1887 г. Б. недолго издавал журнал "Художественный Хроникер".

Божерянов Николай Николаевич

— генерал-майор корпуса флотских инженер-механиков (1811, † 1876). Был преподавателем в Инженерном морском училище, а также и в гардемаринских и офицерских классах Морского корпуса, совершенно нового в России предмета — паровой механики. Соч.: "Описание изображения и усовершенствования паровых машин" (СПб., 1842); "Теория паровых машин" (СПб., 1853), удостоенное половинной Демидовской премии.

Божественная комедия

— см. Данте.

Божиею милостью

— торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в государственных, дипломатических и важнейших законодательных актах и служащее для обозначения того, что власть главы государства происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею. Это выражение встречается в актах почти всех монархических государств Европы, у нас же впервые стало употребляться в договорных грамотах вел. кн. Юрия Дмитриевича Галицкого с другими князьями (1433) после отнятия им великого княжения у племянника его Василия Темного. Первоначально в дипломатической переписке с иностранными державами то понятие, что власть главы государства происходит от Бога, выражалось в так называемом "богословии", заключавшемся в том, что в верхнем из трех кружков, заключенных в треугольник, прописывались слова "Бог наш Троица", а в нижних титулы государя, от имени которого писалась грамота, и того, кому она предназначалась. В великокняжеском и впоследствии царском титуле то же понятие не всегда выражалось одинаково (см. Титул). Начиная же с Петра В. старинная форма богословия была заменена одним выражением "Божиею милостью", употребляемым и в настоящее время во всех важнейших актах, от высочайшей власти исходящих.

Божий мир

— см. Мир Божий.

Божий промысел

— так наз. самый значительный рыбный промысел России, Бакинской г., в низовье р. Куры, принадлежит казне и отдается в аренду. Устроен в 1825 Мугундасовым, взявшим в аренду рыбные ловли на низовьях Куры, здесь устроен забой поперек всей речки, что и объясняет обилие улова. Ловится главным образом осетр, шемая, белуга, севрюга, спин, сом, готовится большое количество визиги, клея и икры. Стат. свед. и лит. см. Каспийское море, Кура.

Божий суд

— см. Суд Божий.

Божич

— народное название праздника Рождества Христова, обставляемого у сербов обрядами языческой старины.

Божичи

— знатнейшая фамилия в Иллирии, происходящая от консула Боэция. Потомок этой фамилии Пантилимон Божич переселился в Россию и служил в 1704 г. полковником в Сербском полку. Герб их находится в VII ч. Герб., под № 155.

Божия Нива

Троицкий собеседник для церковно-приходских школ — духовно-педагогический ежемесячный журнал, издается в Сергиевском посаде (Моск. губ.). Изд.-редактор архимандрит Никон.

Божков

— ст. Харьково-Николаевской ж. д., в 15 в. к В. от Полтавы. Сюда выходит значительный торговый путь из Константиноградского уезда.

Божковы

— ведут свое происхождение от Федора Божкова, который был певчим при Высочайшем дворе. 2 апр. 1773 г. он был всемилостивейше пожалован дворянским достоинством, потомственно. Герб Божковых находится в Герб. ч. I, № 101.

Божолэ

(Beaujolais) — см. Божё.

Божонка

(боженка, божница) — в старину часовня, которую ставили там, где нет церквей, и над могилами усопших. От украшения иконами она и получила название божницы (см. Лаврент. летопись под 1109 г., Ипатьевскую летопись под 1161 и 1146 гг.). Кроме того, божница означала иногда и богадельню или странноприимный дом. При них бывали и церкви, как напр. в Киеве (см. Лавр. лет. I. 1 37, Ипатьевскую летопись, II, 34). Подобные богадельни часто строились в Византии со времени Константина Великого; они бывали различные: одни для стариков (γηροκμεια), другие, или странноприимные дома, назывались — πανδοχειον. Теперь же слово "божница" употребляется в значении часовни, построенной над алтарем сломанной церкви или на месте, почему-либо особо чтимом, над родником и т. д., затем моленной, стекольчатого шкафа, употребляемого для постановки икон, образов, богов, и в значении киота.

Божье дерево

— название некоторых кустарных видов полыни, Artemisia Abroanum L. и A. procera Willd. (см. Артемизия), а также видов гребенщика (Tamarix).

Божьи глазки

— см. Бересклет.

Божьи дворяне

(иначе Божии ритори и Божьи раби, слуги). — Так в договорах новгородцев с немецкими прибалтийскими городами, в договоре Мстислава Давидовича Смоленского с Ригой, Готландом и проч., а также в русских летописях называются ливонские рыцари. Эти названия — буквальный перевод с немецкого: Gottes-Ritter, Gottes Knecht (слово Ritter верно передано и словом дворянин, и словом ритор, т. е. рыцарь).

А. Э.

Божьи коровки

(Coccinellidae, см. табл. Жесткокрылые или жуки, Coleoptera) — семейство жуков, или жесткокрылых (Coleoptera), отличающееся тем, что лапки их кажутся трехчленистыми, так как третий, очень маленький членик вместе с половиною четвертого скрыт в борозде двулопастного второго членика.

Тело Б. к. полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Известно более 1000 видов Б. к., которые распространены во всех частях света. Одни из них встречаются на всех растениях: деревьях, кустарниках или травах, на которых только есть тли; другие, напротив того, держатся только на полевых травах; третьи — на лугах, прилегающих к ручьям; четвертые — только на деревьях; наконец, некоторые виды живут на тростнике и на других водяных растениях; последние отличаются более длинными ногами, которые помогают им держаться на растениях, легко гнущихся от ветра. Как взрослые Б. к., так и их личинки питаются тлями; некоторые Б. к., равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мертвыми и выпускают желтоватый острый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли. Виды, имеющие более длинные ноги, в таких случаях стараются спастись бегством. Жуки зимуют под корою деревьев, под корнями и т. п. Весною самки откладывают желтоватые яички на листьях; из яичек вылупляются удлиненные, назади заостренные личинки. Личинки Б. к. часто имеют яркую окраску, бывают усажены бородавками и шипами; сяжки их 3-членистые, на каждой стороне головы находится по 3—4 простых глазка; ноги их довольно длинны. Куколки прикрепляются к листьям задним концом тела. Большая часть Б. к. весьма полезна тем, что потребляет множество тлей, вредящих растениям, только очень немногие из них (напр. Epilachna), питаясь растительною пищею, бывают вредны. Самый обыкновенный вид — семиточечная Б. к. (Сосcinella septempunctata). Она имеет 7—8 мм длины. Грудной щит ее черный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 черными точками, очень обыкновенна в Европе, Северной Африке и в Азии. Этот вид питается тлями и потому полезен.

Э. Б.

Божья гора

— по-калмыцки Ижик-ту (священная гора), иначе Алас-ту или Алас-тау (лысая гора) — одна из высших снежных вершин Алтайского хребта; поднимается с Чуйского плоскогорья, простирающегося по южной стороне Чуи, и возвышается между истоками Тополевки, притоками Аргута и Чегана, лев. прит. Чуи. Высота ее никогда не была измерена, хотя вершина довольно доступна, но, судя по рассказам калмыков, Б. гора может соперничать с Белухою и считаться если не самою высшею, то одною из высших вершин Алтайского хребта.

Боз-даг

— гора в Южном Дагестане, в верховьях р. Самура.

Боза

(Bosa) — портовый город на о-ве Сардиния, в провинции Кальяри, на правом берегу р. Темо, недалеко от ее впадения в море, в 57 км к С. от Ористано, в нездоровой местности. Почва весьма плодородна и производит виноград и маслину. Б. — резиденция епископа, имеет 6687 жит. (1881), занимающихся ловлей кораллов.

Боздех Эмануель

— чешский драматург, родился 21 июля 1841 года в Праге. Написал ком. "Во время котильона", др. "Барон Герц", ком. "Победитель мира в халате" (Наполеон I), "Искушение государственного человека" и др.

Бозе Юл.-Фрид.-Вильг.

(граф фон Bose) — прусский генерал, род. 12 сент. 1809 г. Командуя 15-й пехотной бригадою, отличался во время войны 1866, за что пожалован чином генерал-лейтенанта. При объявлении войны с Францией Б. назначен был командующим 11-м армейским корпусом, но, раненный в сражении при Верт 6 авг., должен был передать начальство другому. В 1873 г. Б. сделан генералом от инфантерии, и один из страсбургских фортов назван его именем, а в 1880 г. ему пожаловано графское достоинство.

Бозе Юл.-Фридр.-Вильг. (дополнение к статье)

(граф фон Воsе) — прусский генерал; ум. в 1894 г.

Бозио Анджелина

(Bosio) — итальянская певица (сопрано), родилась в Турине в 1824 г. С успехом пела во многих европейских городах и в Америке. В 1848 и 49 гг. пела в Париже. Руководство профессора Монтаны дало ей возможность сделаться прекрасной певицей. Обладая не особенно сильным, но мягким, гибким и мелодичным сопрано, Б. прекрасно пела, преимущественно в операх Верди, Россини и Беллини. В 1856 г. Б. приехала в СПб. и пела здесь 4 сезона (1856—59) в эпоху расцвета у нас итальянской оперы: Тамберлик, Кальцоляри, Лаблаш, Дебассини, Демерик и Дидо — не сходили с афиш. Б. явилась прекрасным дополнением. Блистательно выступив в опере "Риголетто" в роли Джильды, Б. затем с неменьшим успехом пела в "Пуританах", "Севильском цирюльнике", "Дон Паскуале", "Трубадуре, "Фра-Диаволо", "Северной звезде" и др. Апогеем ее успеха была "Травиата", в которой она производила решительный фурор. В конце сезона 1858—59 г. Б. уехала концертировать в Москву, в дороге простудилась и умерла (13 апреля 1859) от воспаления легких. Бозио похоронена в СПб. на католическом кладбище. Над могилой ей поставлен великолепный мраморный памятник.

Бозио Фердинанд

(Bosio) — итал. писатель, род. в 1829 г. в г. Альба, в Пиемонте, умер в Альба в 1881 г. Из его многочисленных работ назовем: "Storia popolare dei Papi" (Турин, 1861 и позже), "Il marchese di Villamarina" (Турин, 1864), "F. D. Guerrazzi e le sue opere" (Ливорно, 1865), "Ricordi personali" (Милан, 1678), "Il popolano arricchito" (Милан, 1876). Собрание стихотворений Б. вышло в 1874 г. в Пинероло.

Бозио Франсуа-Жозеф

(барон Bosio) — французский скульптор, род. в Монако 1769 г., учился в Париже у Пажу, но не был свободен от влияния Кановы, и это выразилось отчасти в его работах для Вандомской колонны. По его модели отлиты из бронзы конная статуя Людовика XIV на площади Победы в Париже (1822), а также фигуры и барельефы на мавзолее графини Демидовой, на парижском кладбище P è re Lachaise (1830). Б. был членом Института и умер в Париже 29 июля 1845 года.

Бозон

— король бургундский, супруг дочери императора Людовика II. При содействии Карла Лысого сделался графом Прованса и наместником в Италии. В 880 г. Б. принудил бургундских дворян избрать себя королем, положив основание Новобургундскому, или Цис-Юранскому, королевству, в состав которого входили земли на В от Роны и к югу от Женевского озера до Средиземного моря. Ум. в 887 г.

Бои быков

— одно из любимейших общественных увеселений в Испании, известны были уже в Древней Греции, особенно в Фессалии и в императорском Риме. Запрещенные в Испании Генрихом IV, Б. быков восстановлены были из политических видов Иосифом, братом Наполеона I. Представления устраиваются ежегодно летом по всей Испании, отличаясь особенной пышностью в Севилье, где для этой цели выстроен каменный цирк, вмещающий 20000 зрителей. Перед началом боя все борцы (quadrilla) дефилируют по арене, предшествуемые представителем власти. Впереди едут пикадоры верхом на дурных, обреченных на смерть лошадях; они одеты в древнеиспанские рыцарские костюмы и вооружены пиками; их место — середина цирка против помещения быков. За ними следуют пешком chulos или banderillos, украшенные пестрыми лентами, с светлыми шелковыми шарфами в руках; они размещаются вдоль барьера. Наконец является эспада, или тореадор, главный боец, в расшитом золотом костюме, с мечом в правой руке и мулетой (маленькая палочка, обернутая шелком) в левой. По знаку представителя власти выпускают быка на арену. Атака начинается пикадорами; их роль — раздражать быка уколами пикой в шею; когда быку удается ранить лошадь, пикадор спасается бегством; на помощь пикадорам являются хулосы, которые набрасывают быку шарф на голову и спасаются скачками через дощатый барьер арены. Пикадоры тем временем отвлекают криками быка от преследуемого им хулоса и натравляют его на себя. Когда бык утомлен нападениями 10 или 12 пикадоров, на смену им являются опять хулосы, бросающие на быка banderillos (маленькие палочки, обвитые лентами, с крючками, вонзающимися в тело быка), хулос подпускает к себе быка, но в то время, когда тот бросается на него, спасается и вонзает бандерилью быку в затылок; при этом воспламеняются петарды, находящиеся в конце палочки, происходит треск, оглушающий быка; он мечется в ярости по арене, спасаясь от града бандерилий, и бросается на первого попадающегося ему бойца. Тогда выступает эспада, чтобы нанести последний удар быку, который убегает с закрытыми глазами от мулеты. В то время, когда бык бежит мимо поднятой левой руки эспады, тот вонзает ему в грудь шпагу. Если бык не убит насмерть, но падает тяжело раненный, его добивают матадоры (служители цирка). В общем, бой быков представляет весьма разнообразную живую картину. Публика принимает живое участие в происходящем на арене, ободряет борцов, требует, если бык слишком смирен, чтобы его вывели и заменили другим, аплодирует, в свою очередь, быку, если ему удается победить своих противников. Редкое представление обходится без кровопролития. Из Испании Б. быков проникли в смягченном виде в Южную Францию, а со времени последней выставки 1889 г. — в Париж. Во избежание смертных случаев на рога быков одевают кожаные чехлы, так что раны, наносимые бойцам, не смертельны. По всей Гаскони Б. быков заменены бегами (courses de taureaux), при которых тореадор (é carteur) подвергается меньшей опасности.

Бои кулачные

Бои кулачные и палочные составляли для русских своего рода потеху, увеселение, начиная с глубокой древности до недавнего времени. По свидетельству иностранцев и произведениям нашей духовной литературы (бои православным проповедникам казались "богомерзкою забавой", за которую они карали отлучением от церкви, проклятием и многими другими наказаниями), бои происходили обыкновенно в праздничные дни и при жилых местах, а зимою чаще всего на льду. Собирались охотники, составляли два враждебных лагеря и по данному знаку свистком бросались один на другого с криками. Для возбуждения охоты нередко тут же били в накры и бубны. Бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, живот — бились неистово и жестоко, и очень часто многие из них уходили с боя калеками, а некоторые тут же и умирали. В палочных боях, конечно, процент убитых и искалеченных был выше, нежели в кулачных.

Бои петушиный и гусиный

— старинные русские забавы, с каждым годом все более и более отходящие в область преданий. Одним из виднейших представителей этого вида русского спорта был знаменитый граф А. Гр. Орлов-Чесменский, создавший до сих пор разводимую породу бойцовых петухов и гусей.

Петушиный бой основан на прирожденной наклонности всех вообще петухов вступать между собою в драку. В уходе за бойцовыми петухами важную роль играет так называемая отдержка их, которая заключается в содержании молодых петухов попарно с курицами, отдельно от прочих цыплят. Во время отдержки петухам срезают гребни и сережки и дают им склевать, от чего будто бы они делаются злобнее к бою. Кормят петухов рано утром и вечером при огне, чтобы заранее приучить их к обстановке боя, который производится обыкновенно вечером. При правильной отдержке тело петуха от питательного корма делается твердым и мускулистым, остаток гребня ярко-красным, перо блестящим, и сам он получает тогда название "птицы в положении". В старину петушиные бои производились либо в комнате, или просто на дворе, с тридцатых же годов, по крайней мере в Москве, стали устраивать для них особые арены. Эти арены или, как их называют охотники, ширмы, состоят из круглой загородки около сажени в диаметре и аршина высоты; ширмы выстилают внутри войлоком, а над ними устраивают крышу, к которой привешивается лампа. Вокруг ширм устанавливаются скамейки для зрителей. Между рядами скамеек с двух противоположных сторон оставляются узкие проходы к арене, по которым вносятся на бой петухи. Подойдя к арене, два состязающихся охотника обыкновенно тихо раскачивают каждый своего петуха вправо и влево и затем одновременно спускают их в арену. Петухи почти немедленно наскакивают друг на друга и вступают в драку, которая оканчивается поражением и бегством одного из них, после чего обоих петухов уносят.

Гусиные бои преимущественно происходят зимою, в феврале и марте, когда снег рыхлый и мягкий. Наиболее пригодными для боя признаются следующие две породы гусей: арзамасские и охотницкие бойцы. При каждом гусаке содержат по две гусыни, которые должны быть задорными подстрекательницами, без чего гусак или вовсе не вступит в бой, или же скоро "отстранит" себя. Травля гусей происходит следующим образом: сперва с той и другой стороны выпускают гусынь и, как только они начнут задорно кричать, тотчас же пускают гусаков, которые от подстрекательства гусынь быстро сходятся, сгибают шеи и, ощетинив шейное перо, расставляют крылья, берутся за попортки (охотничье техническое название кости от маслока до груди) и обгладывают на них друг у друга перо и пух до кости. Бой продолжается обыкновенно от ¾ до 1 ¼ часа и кончается бегством одного из гусаков. Петушиные и гусиные бои всегда сопровождаются значительными закладами. По настоянию Общества покровительства животным, признавшего бои безнравственною и жестокосердною забавою, в настоящее время они воспрещены.

С. Б.

Боинос Иванович

князь — упоминается Никонов. летописью под 1402, когда он вместе с Лугвением-Семеном Ольгердовичем и Александром Патрикеевичем, кн. стародубским, встретил Родослава Олеговича, кн. рязанского, который в битве у Любутска взят был названными литовскими князьями в плен.

А. Э.

Боич

— современный сербский писатель, между прочим, написал "Памятник", т. е. сборник жизнеописаний сербских деятелей.

Бой

— в общем смысле есть враждебное столкновение двух сторон (не принимая во внимание силы их), начиная от единоборства до сражения между армиями, решающего судьбу целой войны. Разновидности его: единоборство, стычка, дело, бой, сражение, генеральное сражение, или битва. В основу этого подразделения ложится отчасти число сражавшихся войск, но, главным образом, степень того влияния, которое Б. имеет на отдельные операции или вообще на исход всей войны. Таким образом, Б. двух армий, решивший участь войны или отдельной операции, называется генеральным сражением (Hauptschlacht, bataille géné rale). Б. двух армий, имевший менее определенные результаты, чем в предыдущем случае, но приведший к более или менее существенной перемене обстановки на театре военных действий, называется сражением (Schlacht, bataille). Столкновение самостоятельных частей двух армий, как то: корпусов, дивизий, называется боем (Treffen, Gefecht, c o mbat). Столкновения еще меньших сил называют делом, или стычкою (Scharm ü tzel, escarmouche). Б. бывает оборонительный или наступательный; цель же его — нанесение возможно большего вреда противнику и возможное ослабление его в пределах, требуемых общею целью военных операций.

Предыдущая страница Следующая страница