Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 1, В - Ваг)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 1, В - Ваг)

Предыдущая страница Следующая страница

В

[Принимая за правило передавать английское W посредством В (за исключением тех лишь случаев, когда W стоит перед r и вовсе не произносится), редакция Словаря руководствовалась тем соображением, что во многих словах, часто встречающихся и общеизвестных (например, Вальполь, Ватерпас, Ватерпруф, Ватт, Вашингтон, Веллингтон, Вестминстер, Вест-Индия, Вест, Виги и др.), этот способ передачи давно вошел в обычай. Употреблять в одних случаях букву В, а в других, совершенно однородных, букву У — значило бы затруднить, для лиц пользующихся Словарем, приискание интересующего слова. Лучше, поэтому, держаться одного способа, более общепринятого, хотя бы и менее соответствующего английскому произношению. В тех случаях, когда английское слово, начинающееся с W, пишется по-русски то с В, то с У, в отделе слов на У будет сделана ссылка на соответствующее слово в отделе В.].

— третья буква обеих славянских и русской азбуки: она в кирилловской азбуке является совершенной копией греческой уставной буквы B (беты или виты), которая уже в то время, когда славянские первоучители составляли азбуку, выговаривалась с известного рода придыханием, так что она звучала близко к теперешнему нашему В. Русская буква В является только видоизменением кирилловской. Глаголическая соответствующая буква — неизвестного происхождения, как вообще и весь этот алфавит: она похожа на латинское V; но вряд ли можно делать какие-нибудь выводы из этого сходства, которое может быть просто случайным. Буква В в кирилловской азбуке носит название веде, выбранное для нее совершенно случайно из всего количества слов, начинающихся звуком в. В кирилловском алфавите В имеет численное значение 2, а в глаголическом — 3, так как 2 в этом последнем алфавите выражается посредством буквы Б. В древнейшем латинском алфавите буква, обозначающая звук В, занимала предпоследнее место и имела форму V; она соответствовала звукам: В, У и Ы. В средневековой латыни мы имеем уже четыре знака для этих звуков, и все они являются видоизменением одного: так осталось, во первых, первоначальное V; затем, для этого же звука появился другой знак — W, названный "w theutonicum"; для звука ы — знак Y, и наконец, позже всех других, для звука у — знак U. В древней латыни знак V имел численное значение пяти.

Буква В употребляется в некоторых сокращениях. Так, она может обозначать: Величество, Высочество; различные мужские и женские имена, чаще всего Василий; в надписях на вагонах — названия дорог (например, В. В. Ж. Д. — Варшавско-Венская железная дорога); В значит также весьма (например, в. хорошо), великий (например, Петр В. или В. четверг). В грамматике В значит время. Звук В в индоевропейских языках принадлежит к зубно-губным (дентолабиальным), придувным, звучным согласным; этот звук существует во всех языках, кроме древнеарийского, где ф (f) заменяет В (v) других родственных языков.

И. Л.

В сторону

(театр.) — 1) сценический условный прием речей, не обращенных ни к кому из присутствующих одновременно с говорящим на сцене действующих лиц. 2) Письменное обозначение таких речей в пьесах и ролях, для соблюдения этого приема актерами или чтецами пьесы.

Д. К-в.

В. М.

— сокращ. варшавская монета. — Буквы эти ставил варшавский монетный двор (см. это слово) на русской медной монете, которую он чеканил с 1850 по 1864 год.

П. ф. Б.

Ва-фан-гоу

— станция Китайской железной дороги в Маньчжурии, в 258 вер. на Ю от Мукдена. Здесь 2 июня 1904 г. была ожесточенная битва между русскими (генерал Штакельберг) и японцами (генерал Оку); русские потерпели поражение и должны были отступить.

Вааге

(Waage) [Считая неудобным и рискованным делом критическую оценку научной деятельности современных собратьев по науке, я принял за правило при составлении биографий современных химиков (начиная с В.) ограничиваться одними краткими биографическими сведениями и библиографическими сведениями об их важнейших трудах. Большинство биографий химиков по-прежнему составлено М. Ю. Гольдштейном. В статье "Химия" будет приведена характеристика важнейших исторических эпох развития химических знаний; того же предмета будут касаться и некоторые биографии умерших химиков, историческое имя которых твердо установлено. — Д. Менделеев.] — современный норвежский ученый, теоретик-химик, разработавший вместе с другим скандинавским ученым, Гульдбергом (см.), теорию химического равновесия и сродства в сочинении "Etudes sur les affinit é s chimiques" (1867). Теория эта, непосредственно связанная с прежней теорией Бертоле (см.), дала новый толчок в разработке понятий о химическом сродстве и химическом равновесии. Опытная проверка теоретических выводов, полученных Гульдбергом и В., занимала и продолжает занимать современных химиков и послужила уже к открытию весьма многих, в высокой степени интересных данных в области теоретической химии (см. Сродство).

М. Ю. Гольдштейн. Δ .

Вааге (дополнение к статье)

(Петр) — химик, род. в 1833 г.; С 1862 г. состоит профессором университета в Христиании и директором тамошней химической лаборатории. Труды его совместно с Гульдбергом (см.) по опытной и теоретической разработке учения о химическом равновесии и сродстве начали печататься с 1864 г. в норвежском журнале "Forhandlinger i Videnskabs Jelskabet i Christiania".

П. Гр.

Вааген, Вильгельм

(Wilhelm Waagen, 1841—1900) — геолог. С 1880 г. — профессор минералогии и геологии в Немецком политехникуме в Праге, с 1890 г. — профессор палеонтологии в Венском университете. Работы В. главным образом палеонтологического содержания (например, изучение юрских отложений) помещались в различных геологических журналах, а также в "Geological S urvey of India" (в 1870 г. В. производил геологические исследования в Индии). Труды В. по палеонтологии считаются образцовыми, благодаря тому что он является одним из первых немецких палеонтологов, применивших к науке учение об изменяемости видов в течение геологических периодов.

Вааген, Густав Фридрих

(Waagen) — по голландскому произношению Ваген (см.).

Ваад

(у древних Aucha, венг. V á g) — левый приток Дуная в Венгрии, служащий границей между Малыми Карпатами и венгерскими Рудными горами; составляется из двух ручьев: Белого Ваага (Vaseczka), берущего начало в Зеленом озере (Zeleno Plesso) на Криване (2402 м) и протекающего затем через Вазецкое озеро, расположенное значительно ниже первого, и Черного Ваага, берущего начало южнее, на Королевской горе (Kralowa-Hora или K ö nigsberg, 1855 м). Оба ручья соединяются у деревни Краловска или Кирали-Легота, в Липтауском комитате, откуда В. становится удобным для сплава леса. Вначале В. течет в направлении к западу и северо-западу; затем изгибается полукругом к югу, направляясь к Трепчину и Нейштадтлю, где вступает в обширную равнину и близ Дуты впадает в так называемый Прессбургский дунайский рукав, известный здесь под именем Вааг-Дуная (Vag-duna), а близ Коморна соединяется с главным руслом Дуная; В., в свою очередь, принимает с правой стороны притоки Белу, Арву и Кисушу, с левой — Ревушу и Турош, все служащие для сплава по ним леса. Протяжение В. равняется 300 км. В половодье по В. могут ходить суда, с грузом в 1200—1500 пудов.

Ваадт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ваал, в Библии

(или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению, слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времен провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства. Главным местопребыванием широко распространенного по всей Западной Азии культа В., проникшего через финикиян и карфагенян далеко на Запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где В. известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, В. повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как "владыка" богов, соответствовал главному небесному светилу — солнцу, источнику всякой жизни на земле. Отсюда в мифологии языческих семитов он является олицетворением мужской производительной силы и действует через свою жену, Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ В., который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ В. совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах В. жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ В. принес особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение со служителями В., ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа В., он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собой историю увлечений этим культом. "Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить В., делая злое перед Господом", — таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа и чувственно-осязательный культ В. непреодолимо увлекал его. При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели, финикиянки, культ В. нашел почти официальное признание в царстве Израильском, а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище В. находилось в Тире. Одной из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы — предавались исступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ В. перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость В.), Аздрубала (помощь В.) и др. Позже следы его мы встречаем в Риме, где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, а именно в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаанского солнечного бога В., плясал вокруг устроенного в честь него жертвенника. Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, В., под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение (см. В.-Вериф и др.).

Ср. Моверс, "Die Ph önizier".

А. Лопухин.

Ваал, южный рукав устья Рейна

(Waal) — см. Рейн.

Ваал-Вериф

— название одного из языческих богов, служением которому израильский народ увлекался в Палестине после смерти Гедеона (Суд., VIII, 33). Это был один из местных Ваалов, значение и культ которых видоизменялись в различных городах. Судя по названию, В.-Вериф был преимущественно местный В. города Верифа или Берита (теперь Бейрут). По другому мнению, держащемуся более филологического толкования, Ваал-Вериф, или по-еврейски Ваал-Берит, был признаваемый ханаанскими народами "бог союза или завета", и с этим мнением легче согласуется библейский факт, что израильский народ "поставил себе ботом Ваал-Верифа", в котором он думал найти сходство со своим "Богом завета" — Иеговой. Близ Сихема было особое капище Баал-Верифа, которое погибло во время междоусобицы, поднятой одним из сыновей Гедеона, Авимелехом (Суд., IX, 46—49).

А. Л.

Ваал-Гад

— город, который, по определению Библии, находился "в долине Ливанской, подле горы Ермона" (И. Нав., XI, 17), следовательно, в северной части Палестины. Это был крайний предел, до которого простиралась на север завоевательная деятельность Иисуса Навина. В другом месте (1 Парал., V, 25) тот же город называется Ваал-Ермоном, вследствие своей близости к горе Ермону. Самое название города, вероятно, стоит в связи с культом Ваал-Гада, т. е. "бога счастья", одного из проявлений общеханаанского Ваала.

A. Л.

Ваал-Гамон

— поселение в северной Палестине, известное тем, что там у Соломона был виноградник, служивший для него убежищем во время летнего зноя (Песнь Песней, VIII, 11). Некоторые отождествляют его с Ваал-Гадом, но без достаточных оснований. В точности местоположение В.-Г. не известно.

А. Л.

Ваал-Фамар

— место, послужившее сборным пунктом израильских отрядов, созванных для наказания колена Вениаминова, которое отказалось выдать виновников одного преступного дела (Суд., XIX и XX, 33). Оно находилось неподалеку от Гивы Сауловой и еще в IV веке после Р. X., как видно из свидетельства Евсевия Кесарийского, известно было под названием Беф-Фамара, но с того времени точное местоположение его было забыто и не найдено доселе.

А. Л.

Ваал-Фегор

— моавитский бог, культ которого состоял в самом грязном сладострастии и распутстве. Свое название он получил от горы Пеор или Фегор, к северо-востоку от Мертвого моря. Когда народ израильский на своем пути из Египта в Палестину победоносно двинулся вперед, сметая перед собой мелкие народцы, один из этих народов, моавитяне, не будучи в состоянии противостать Израилю силой оружия, прибегли, по совету прорицателя Валаама, к другому средству — к увлечению пришлого народа сладострастным культом Ваал-Фегора. Средство оказалось действительным; народ израильский не устоял перед соблазном и предался крайнему распутству с моавитянками. Ревнителем чистоты выступил сын первосвященника Елеазара, Финеес, который, войдя в палатку одного израильтянина, пронзил его копьем, вместе с находившейся там моавитянкой, после чего произошло общее избиение блудников (Числ., XXV, 1—9).

А. Л.

Ваал-Цефон

— местность, поблизости которой раскинут был стан израильского народа перед переходом Чермного моря (Исх., XIV, 2, 9; Числ., XXXIII, 7). Географическое положение этого пункта еще не определено с точностью и составляет предмет разногласия исследователей. По более вероятному предположению, под ним разумеется один из отрогов горного кряжа Атака, который острым мысом вдается в западный залив Чермного моря. Из-за него часто дует сильный юго-западный ветер, опасный для мореплавателей. Так как заливы Чермного моря были издавна местом мореплавания финикиян, ведших оживленную торговлю с Египтом и Аравией, и так как для них был благоприятен северный ветер, то возможно, что они на этом опасном мысе устроили капище В.-Цефону, "богу северного ветра", от которого получил название и самый мыс. Бругш пытался отождествить Ваал-Цефон с горой Казием, на северном берегу Египта, но это предположение не нашло себе приверженцев среди исследователей.

А. Л.

Ваали

или абиссинский голубь — см. Голубиные.

Вааль

(Vaal) — один из истоков Оранжевой реки (см.), в Южной Африке.

Ваальс

(Van-der-Waals) — см. Ван дер Ваальса.

Вааса

— царь израильский, царствовавший с 952 по 930 гг. до Р. Х. Это был узурпатор, достигший престола посредством заговора против царя Навата, которого он убил, истребив весь его род, и основал новую династию (3 Цар., XV, 27, 28). По обычаю других царей Северного или Израильского царства, он в политических видах, — а именно с целью отчуждения северных колен от Иерусалима с его храмом, а следовательно, и от царства Иудейского, — поддерживал полуязыческий культ золотого тельца в Вефиле, введенный еще Иеровоамом. Культ этот имел крайне развращающее влияние на народ и на самый двор. В. постоянно находился во враждебных отношениях с иудейским царем Асой и часто воевал с ним. Престол он передал своему сыну Иле, который в нравственном отношении был еще хуже своего отца.

А. Л.

Ваба

— подвывка волков, для определения перед охотой местопребывания и численности волчьего выводка. По времени В. бывает вечерняя или утренняя, и производится следующим образом: вабельщик усаживается на пути следования волков на кормы или с кормов, преимущественно на поляне или в поле, и, укрываясь за кустами или деревьями, припадает на колени и начинает выть, протяжно, дико и гнусливо, вначале сравнительно тихо, потом, постепенно возвышая тон, во всю силу груди, и, наконец, — вдруг переходя в начальный же тон. Некоторые охотники вабят в кулак, другие же в глиняный кувшин с разбитым дном. Услышав В., волки начинают отзываться: у матерого (старого) самца голос очень груб и басист; у самки — выше и тоньше; у переярков (см. это слово) — еще тоньше, и они воют, как будто жуют что-то; молодые же воют схоже с отрывистым лаем молодых собак, иногда взвизгивая и ворча. Иногда вабой пользуются для того, чтобы подманить волков на близкое расстояние и убить их.

С. Б.

Вабаш

— река в Соединенных Штатах Северной Америки, главный приток реки Огайо (система реки Миссисипи). Течет на протяжении 550 миль; берет начало в округе Мерсер штата Огайо, далее поворачивает в Индиану и составляет здесь, на протяжении 280 миль, естественную границу между штатами Индианой и Иллинойсом. Соединяет озеро Эри с рекой Огайо посредством канала Вабаш-Эри.

Вабик

(жереховый) — искусственная приманка для ловли шересперов (Aspius Agass.), закидываемая на удочке в струю текучей воды.

Вабики

— всевозможные дудочки и другие снаряды, употребляемые на охотах для звуковой приманки птиц и, вообще, всякой дичи, например тетеревов, перепелов, рябчиков, вальдшнепов (на тяге), зайцев, диких коз и т. д.

Вабило

(для ловчих птиц) — Состоит из двух крыльев какой-либо птицы, сшитых папоротками вместе, или же из одного крыла, оторванного от туловища птицы с грудным мускулом. Назначение В. двояко: для того, чтобы отнять от ловчей птицы пойманную ею добычу и для приманки ее; в первом случае охотник ловко подменяет добычу вабилом (с привязанным к нему куском мяса), и птица переходит на него, оставляя добычу; во втором же случае В. привязывается к шнуру и им размахивают по воздуху до тех пор, пока птица, предварительно к тому приученная, не опустится на него.

С. Б.

Вабля, река Курской губернии

— речка длиной 25 верст, течет в Дмитриевском и Льговском уездах Курской губернии; впадает в реку Прут. Уровень 73—75 саженей. Высота местности 109—112 саженей. По ней несколько селений того же наименования. Богатые залежи глинистых иноцерамовых мергелей меловой системы, годных частью на цемент, частью на легкую черепицу (подробнее см. Кудрявцев, "Геологический очерк Орловской и Курской губерний", 1891 г.).

Кудрявцев.

Вабля, река Черниговской губернии

— река, приток Судости, впадающей в Десну. Течет с запада на восток, под широтой 52°36' и 52°39', в Стародубском уезде Черниговской губернии. Берет начало под 2°30' восточной долготы у села Нового; длина течения 57 верст. Большой приток Лубна. Уровень реки 63 сажени. Высота места 90—95 саженей. Местность безлесная овражистая; на небольшом притоке стоит город Стародуб (Вабинец). Почва меловая и третичная. Местность к западу, по верховьям, замечательна в геологическом отношении, по прекрасным обнажениям, между Левенкой и Тетюрами (ср. Армашевский, "Геология. Черниговской губернии", стр. 47—48). Река не судоходна; весной сплавная.

Кудрявцев.

Вавада

— малоизвестный каменистый небольшой островок среди Японского моря под 42°30' с. ш. и 137°20' в. д.; в туманное время весьма опасное место для судов.

Ваваканье

— звукоподражательное название первого колена перепелиного боя (крика).

Вавеллит

— минерал из группы водных фосфатов, стоящий близко к бирюзе, варисциту и т. п. минералам. Встречается в виде мельчайших игольчатых кристаллов ромбической системы, соединенных в полушаровидные и почковидные агрегаты радиально-лучистого сложения и с друзовидной поверхностью. Окрашен в желтоватый, сероватый или красивый зеленый и синий цвета, редко бесцветен; блеск стеклянный, просвечивает; твердость 3,5—4; удельный вес 2,3—2,5. По химическому составу представляет водный фосфорнокислый глинозем, формула которого приблизительно может быть выражена так: 3Al 2O3+2P2O5+12H2 O, что соответствует 38% глинозема, 35,2% фосфорной кислоты и 26,8% воды. В кислотах и в едком кали растворяется. Очень характерны друзовидные конкрециозные шарики В. в трещинах кремнистого сланца в Лангенштригисе (Саксония), в Барнстэтсе (Девоншир). Самые крупные экземпляры В. находятся в песчаниках Вилла Рика в Бразилии. Месторождение в России — Шишимские горы на Урале и Дмитровский рудник Нерчинского округа.

Ф. Л.

Вавель

— холм в Кракове, соответствующий московскому Кремлю. С ним соединены древнейшие предания Польши. Легенда рассказывает, что в пещере, до сих пор существующей, жил змей, пожиравший людей. Змея этого убил Кракус или Крак, бросив ему на съедение барана, наполненного зажженной серой; томимый жаждой, змей начал пить воду из Вислы и лопнул, а благодарный народ провозгласил Крака королем. По наиболее принятому мнению, в этом мифе Крак служит олицетворением солнца, змей — зимы, а баран с тлеющей внутри серой изображает собой весеннюю тучу, чреватую молнией. Легенда со временем облеклась в историческую форму, и В. стал считаться народной святыней. Когда, со времен Болеслава Кривоуста, во главе всех польских уделов стал великий князь краковский, на В. был построен замок, который в продолжение нескольких веков, до перенесения столицы в Варшаву, все расширялся; каждый король старался присоединить к древнему зданию новую часть, в собственном вкусе. При замке имеется соборная церковь, в которой находится серебряный гроб св. Станислава, а в подземельях покоятся древние польские короли и два народных героя: князь Иосиф Понятовский и Фаддей Костюшко. После Сигизмунда III В. стал понемногу приходить в упадок, в особенности же он пострадал после перехода Кракова к Австрии. Теперь только собор сохранил свое прежнее великолепие; замок превращен в казармы для солдат.

И. Лось.

Вавер

(Ян) — серболужицкий священник, живший в начале XVIII века. В., вместе с другими священниками: Яном Лангой, Матеем Иокушем и Яном Бёмером, в первый раз перевел всю Библию на серболужицкий язык, сличая свой перевод с переводами церковно-славянским, чешским и польским. Этот перевод был напечатан в 1728 г. (ср. ст. Библейские переводы).

И. Л.

Вавертри

(Waverttree) — город в Ланкашире в Англии, у Ливерпуля; в В. 11157 жителей.

Вавила

— имя 2-х священномучеников: память первого, пострадавшего в Сицилии, празднуется 24 января; 2-й, епископ антиохийский, † мученической смертью в 251 г. Память его празднуется 4 сентября.

Вавилов

(Иван Саввич) — фридрихсгамский купец, писавший по коммерческим наукам, был членом Русского географического общества; † в 1856 г. Ему принадлежат: "Очерк коммерческой бухгалтерии и терминологии" (СПб., 1843); "Беседы русского купца о торговле. Практический курс коммерческих знаний" (2 ч., СПб., 1848); "Сборник коммерческих знаний" (СПб., 1850); "О классификации кораблей и судов" (СПб., 1850); "Справочный коммерческий словарь" (СПб., 1856) и некоторые др.

Вавилон апокалипсический

— Столица Вавилонской монархии своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших писателей, а именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании апостола Петра, где он говорит, что "приветствует избранную церковь в Вавилоне" (V, 13). Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели утверждают, что под этим именем апостол Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап, как преемников апостола Петра. Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В. находится в Апокалипсисе или Откровении апостола Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII гл.). Там под именем В. изображается "город великий", играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени свое мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. Это — господствующее теперь воззрение в экзегетике.

Ал. Л.

Вавилон, древняя крепость

— укрепленный замок в Египте, неподалеку от Мемфиса. Он лежал на правом берегу Нила, против пирамид, при начале канала, соединявшего Нил с Чермным морем. Происхождение этой крепости в точности не известно, но самое ее название указывает на историческую связь со знаменитой столицей Вавилонии. По свидетельству египтян, происхождение этого укрепления относится к тому времени, когда Рамзес II поселил здесь партию пленных вавилонян, которые потом возмутились и даже опустошили окружающую местность; все это, однако, Рамзес II им простил и подарил самое укрепление. Свидетельство довольно неправдоподобное, особенно в заключительной своей части, и объясняется желанием гордых египтян затушевать неприятное для них воспоминание, как это они не раз делали и в других случаях. Вероятнее всего, что во время завоевания Египта вавилонянами, при Навуходоносоре, крепость В. служила укрепленным лагерем завоевателя, подобно тому, как Авариш был укрепленным лагерем гиксосов во время их владычества в Египте. Во всяком случай, укрепление В., командовавшее всем Нижним Египтом, было весьма пригодно для этой цели. Во времена Страбона здесь находилась стоянка одного из трех римских легионов, занимавших Египет при императоре Августе.

Ал. Л.

Вавилон, столица Вавилонской монархии

— см. Вавилония.

Вавилония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вавилонская башня

— см. Вавилонское столпотворение.

Вавилонское пленение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вавилонское столпотворение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вавилонское царство

— В. царство служит предметом "Сказания о Вавилонском царстве", народно-литературного произведения, сохранившегося в рукописях XVI—XVII вв. Сюжет сказания — история чудесного падения Вавилонского государства, которое потом населили лютые звери и огромный змей, лежащий вокруг целого города. Византийский император Лев (вероятно, Лев VI Философ) посылает послов в Вавилон за знамением; послы возвращаются с царским венцом царя Навуходоносора и с греческой грамотой, по которой верховная власть, по Божьему повелению, должна перейти к византийским императорам. Это первоначальный остов византийской легенды, к которой с течением времени приделано русское окончание: византийский царь Василий посылает князю Владимиру Киевскому "сердоликову крабицу со всем виссоном царским" и шапку мономахову, "иже взято от Вавилона". Таким образом, "Сказание о Вавилонском царстве" совсем сходно со "Сказанием о новгородском белом клобуке" (см. Белый клобук) и доказывает, как укоренено было в России мнение, считавшее Византию источником светской и духовной власти. Вместе с тем оно знаменует сознание всемирного могущества русского царя и главы русской церкви. По мнению А. Н. Веселовского (ср. его статью в "Славянском сборнике", т. II и "Archiv f ü r slav. Phil.", т. II), сказание перешло в древнюю Русь путем южнославянских переводов, а в свою очередь Византия унаследовала его из ирано-семитской народной словесности. Этот же ученый замечает (приложение к XLV т. "Записок Императорской Академии Наук"), что мотивы вавилонской повести были включены в житие св. Кирика и Улиты. Сюжет, сходный с окончанием русской редакции повести о В. царстве, представляет "Сказание о великих князех Владимерских", где говорится о том, что император Константин Мономах прислал Владимиру, князю русскому, венец царский и "крабицу сердоличну". Какое сказание древнее — нельзя сказать с полной достоверностью. Может быть, сперва перешло в Россию византийское сказание о передаче императорской власти византийскому царю и получило тотчас же русскую окраску, так что все сказанное об императоре Льве было повторено с переменой имен: Навуходоносора на Василия и Льва на Владимира; затем, с течением времени первая часть совсем была отброшена, а осталось только распространенное русское окончание, развившееся таким образом в самостоятельное "Сказание о князех Владимерских". А может быть, наоборот, исторические традиции о принятии христианства из Византии стали со временем принимать, вместо религиозной, политическую окраску и таким образом могло появиться "Сказание о Владимирских князьях" совсем самостоятельно на русской почве; потом же, когда из Византии было принесено в Россию "Сказание о Вавилонском царстве", русская повесть естественно к ней примкнула и с ней слилась. К последнему мнению склоняется А. Н. Пыпин в своем "очерке литературной истории старинных повестей и сказок русских". И. Н. Жданов, в новейшем своем исследовании "Повести о Вавилоне" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1891 г., август и сл.) приводит две народные сказки о путешествии в Вавилон Феодора Бормы и Бормы Ярыжки за царским венцом и скипетром. Обе они служат отражением повести о посольстве в Вавилон императора Льва с присоединением других сюжетов мифологического содержания, например мифа о Полифеме или Лихе Одноглазом, сказок о благодарных животных и т. п. Старорусские сказания о Вавилоне Жданов разделяет на три отдела: "Притча о Вавилоне граде", или "Повесть города Вавилона", "Послание от Льва в Вавилон" и "О женитьбе Навуходоносора". Все эти рассказы совершенно перемешаны в русской литературе и известны только по поздним спискам, что, конечно, делает трудным их изучение.

И. Лось.

Вавинза

— жители Увинза (см. это слово).

Вавира

— жители Увира (см. это слово).

Вавкент-Дарья

— правый рукав реки Зеравшан, в оконечности этой реки, в Бухарском ханстве; у города Вавкенда В.-Д. имеет до 15 саженей ширины и весьма значительную глубину. Рукав этот, называвшийся в прежнее время "Руд-Од", принимал прежде большую часть воды Зеравшана, но в настоящее время получает ¼ ее, остальные же ¾ отводятся в тумени Вангазы-Богоэтдон. Из Вавкент-Дарьи все каналы выведены на правую сторону и орошают земли Вавкентского туменя.

B. М.

Ваворок

— так называется в Архангельской губернии выброшенный волной на берег, но еще не изгнивший труп морского зверя, Ваворочная шкура — шкура, снятая с В.; см. Вымет.

Вавр, город в Бельгии

(Wavre) — город в Бельгии, при реке Диль, на бывшем почтовом тракте из Намюра в Брюссель. Памятен по упорному делу (бою), происходившему около него 18 и 19 июня (нового стиля) 1815 г. между французами, под начальством маршала Груши, и прусским корпусом генерала Тилемана. Победа, одержанная здесь французами, была бесплодна, так как одновременно с нею сам Наполеон был совершенно разбит при Ватерлоо.

Вавр, хутор в Чехии

— небольшой хутор на шоссе из Калушина в Варшаву, верстах в 7—8 от Праги. 7 февраля 1831 года около В. загорелся жаркий бой между передовыми частями русской армии, наступавшей к Варшаве, и польскими войсками, старавшимися воспрепятствовать ее дебушированию из леса, лежавшего восточнее В. Несмотря на то, что обстановка в начале сражения была для русских весьма невыгодна, они вышли из него с полным успехом и оттеснили назад противников, которые тоже дрались с большим упорством.

Вавра

(Гаштальский Винценц) — чешский политический деятель и публицист; род. в 1824 г., умер в 1877 г. Начиная с 1847 г. он принимал деятельное участие в борьбе чехов с австрийским правительством из-за чешской автономии и прав "короны св. Вацлава". В 1849 г., когда Кромержижский сейм был распущен императором Францем Иосифом и когда была издана жалованная конституция, В. предался весь своей цели и был вместе с доктором Подлипским редактором газеты "Noviny Lipy Slovansk é ". Когда в 1851 г. наступила в Австрии Баховская реакция, В. был арестован и пробыл в тюрьме до 1860 г. В этом году дан был конституционный диплом народам Австрии. В. снова деятельно занялся публицистикой и издавал с доктором Финком газету "Hlas", которую в 1865 г. соединил с органом младочехов "Narodni Listy". B. переводил на чешский язык романы Виктора Гюго и трагедии Шиллера.

Брат его, Эммануил В.; род. в 1839 г.; перевел "Обломова" и "Мертвые Души".

Вавржецкий

(Фома, граф) — родом из старинной польской фамилии; на сейме 1788 г. В. был брацлавским нунцием, а в 1794 году поступил в ряды польских войск. Когда Суворов овладел Варшавой, В., бывший в то время начальником города, отступил с частью гарнизона в Сандомирское воеводство и присоединился к отряду, действовавшему против пруссаков; но затем сдался генералу Денисову. Отправленный в Петербург, он жил там до восшествия на престол Павла I, которым был отпущен на родину, в Литву. При вторжении французов в Россию В. сформировал за свой счет полк и служил под знаменами Наполеона. По окончании Отечественной войны император Александр I даровал ему прощение, а в 1815 г. он был назначен сенатором и министром юстиции Царства Польского. В. † в преклонных летах, 5 августа 1816 г., в Литве.

Вавринец

(Мавриций) — венгерский композитор. Род. в 1858 г. Писал мессы, разные сочинения для оркестра, оперы ("Розамунда" и "Ратклиф", 1895).

Вавринский 192-й резервный пехотный полк

— сформирован в 1892 г.

Вавулин

— порог на Волге, Тверской губернии, Ржевского уезда, близ деревни Гульевой, простирается на 60 саженей; в меженную воду на нем 4½ фута глубины; судоходству он не препятствует.

Вавчуга

— село Архангельской губернии, Холмогорского уезда, к северо-востоку от города Холмогоры, на правом берегу Северной Двины, при впадении в нее реки Вавчуги. В XVII в. братья Баженины завели здесь лесопильный завод и корабельную верфь, а Петр I, посетив лично Вавчугу, дал Бажениным привилегию. У потомков их, Лоткиных, хранятся и ныне грамоты Петра I. Верфь с середины XVIII века пришла в упадок. В 1888 г. завод заработал 22000 руб. Дворов 14, жителей 98; см. Баженины.

Ваг-нук

— род индусского ударного оружия, оставляющего на теле следы похожие на те, которые остаются от тигровых когтей. Оружие это введено главой индусского тайного общества Севайей и употреблялось его сообщниками для отвращения от себя подозрений в совершенных убийствах.

Вага, Антон

— польский энтомолог; род. в 1799 г., умер в 1890 г. Учился сперва в пиарской варшавской школе, а потом в берлинском университете, после чего он, с 1823 г., был учителем в разных варшавских школах. Вслед за тем он исключительно занялся энтомологией и с научной целью путешествовал сперва по Средней Европе, а потом вместе с гр. Браницким и Тачановским он исследовал южную Европу и некоторые части Африки, в особенности же Египет и Нубию. Важнейшие его сочинения следующие: "Rzecz о pi órze" (1825); "Uwagi nad gatunkami drobnych krustaceów" (1825); "O utrzymaniu pijawek" (1826); "O nowym gatunku pszczo ł owatego owadu" (1826); "Uwagi nad niektóremi owadami" (1838); "Nouvelle éspèce d'insecte Tempistera" (1839); "Descriptio n de quelques mynapodes" (1839): "Rozprawa о ptakach" (1845); "Historia naturalna" (1860).

И. Л.

Вага, в артиллерии

— брус или железный угольник, прикрепляемый к передней части артиллерийских передков (к сницам) и других дышловых повозок и экипажей. В. служит для надевания на нее постромок; для этого на ней имеются или так назыв. бабки, или крылья, к которым непосредственно прикрепляются постромки, или же к В. привязываются вальки, обыкновенно деревянные, и постромки надеваются уже на них. Когда в запряжке имеются две или больше пары лошадей цугом, то на дышло надевается еще уносная В., состоящая из бруса и вилы; на конце последней имеется кольцо, которым В. и надевается на уносный крюк дышла. К уносной В. прикрепляются постромки следующей перед дышловой пары лошадей (среднего уноса).

Вага — под этим именем разумеют также толстый брус, которым как рычагом поднимают значительные тяжести на небольшую высоту. Такие В. имеют применение при постановке тяжестей на катки и т. под., а также при спуске судов; В. служит при этом средством, которым судну сообщают поступательный толчок; точкой опоры для В. служат вертикально установленные брусья — бабки.

Вага, в технике

— а) Подмосковные губернии. Длинная толстая жердь или тонкомерное бревно, слегка отесанное, употребляемое как рычаг для подваживания корней при корчевании пней. С какой бы целью ни производилась корчевка — для расчистки ли лесных вырубок под пахоту, или же с целью добычи "пеньков " — смолья для смолокурения, — вага является у нас единственным корчевальным орудием.

б) Орловская губерния. Такие же рычаги, ваги, употребляются в копанях, как притужины для нагнетания в воду пеньки, при мочке ее; с этой целью один конец каждой В. (их бывает 2—3 в копани) закладывается в проушины (прорубы), сделанные в столбах или в срубе, большей частью узких стенок копани, и, действуя ею, как рычагом, погружают пеньку в воду на известную, желаемую глубину, а для удержания на такой глубине, другой конец В. вводится в такие же проушины, имеющиеся на противоположной стенке копани. Рабочие железнодорожных артелей называют В. жердь для приподнимания (вывешивания) шпал. Вообще это слово означает рычаг; в Астраханской губернии подобный рычаг для поднятия телег называют ваг, а подставку, на которую опирается ваг, называют важницей.

в) Четырехгранный деревянный брусок, длиной почти равный длине передней оси экипажа или телеги и толщиной в 1-1½ вершка, прикрепляемый, при дышловой запряжке, в передней части телеги, вблизи места соединения дышла с передней осью. Экипажная В. служит местом прикрепления оконечностей постромок (ушек или петлей) лошадиной упряжки, надеваемых на укрепленные в ней вертикально железные коротенькие стойки с плоскими головками, называемые бабками или шленками; или же к ней, в большинстве местностей, прикрепляются на ¼ длины от концов, с помощью колец и скобок, вальки (см. это слово), на которые уже надеваются концы постромок. Кроме телег и экипажей, такая же В. может быть прикрепляема, тем или другим способом, и к различным другим предметам для передвижения их животной силой. См. Повозка и Запряжка.

В. Собичевский.

Слово В. происходит от немецкого Waage — весы. У нас вагой называют коромысло весов и это название узаконено.

Вага, город в Архангельской губернии

— прежнее место главного управления Важской области, ныне Шенкурск (см.) Архангельской губернии.

Вага, город в Вологодской губернии

— см. Верховажский посад.

Вага, Перино-дель-

(собственно Петр Буонаккорси) — художник; род. во Флоренции в 1500 или 1501 г., † в 1547 г. в Риме. Первые уроки получил от Андрея Чери, посредственного живописца, который впоследствии поручил его Д. Гирляндайо; другой художник, Вага, пораженный способностями Буонаккорси, привез его в Рим, где он сделался учеником Рафаэля. Буонаккорси, из признательности к Ваге, принял его фамилию, — отсюда Перино-дель-Вага. В. с Джулио Романо были любимейшими учениками Рафаэля; по рисункам Рафаэля В. исполнил фреской много работ в Ватикане. Впоследствии он поселился в Генуе, где основал школу, получившую впоследствии большую известность; ему поручено было полное украшение дворца Дории, как наружное, так и внутреннее, где сам он исполнил много фресок мифологического содержания и различных декоративных работ. Был приглашен в Рим для реставрирования многих картин, поврежденных в 1527 г., во время разграбления этого города Карлом V. В своих композициях иногда напоминает, по духу, знаменитого Рафаэля, никогда, впрочем, не достигая высоты своего учителя. В. был превосходным рисовальщиком, и в этом отношении приближался более к Микеланджело, чем к Рафаэлю. В. упрекают в том, что он слишком много пользовался трудами своих учеников и, таким образом, препятствовал известности имени одних, а с другой стороны, выбор других помощников, далеко не первой силы, был причиной, что картины, значащиеся под его именем, обладают весьма неодинаковыми достоинствами. Его картины находятся во многих галереях Европы; сообщим названия некоторых: в Риме — "Сотворение Евы", "Св. Семейство"; в Генуе — "Муций Сцевола"; в Дрездене — "Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом"; в Париже — "Состязание в пении муз и нереид". Но главные его произведения — фресковая живопись в Риме, Генуе и Пизе.

Ф. П.

Вага, приток Северной Двины

— река Вологодской и Архангельской губерний; берет свое начало в виде небольшого болотистого ручья в пределах Тотемского уезда, на незначительном расстоянии от северной границы Кадниковского уезда. Пройдя затем уезды Вельский, Вологодской губернии, и Шенкурский, Архангельской губернии, В. впадает в Северную Двину с левой стороны, составляя один из значительных притоков этой последней. Общее направление ее течения — с юга на север. Длина ее, по измерению А. Тилло, доходит до 470 верст; из этого числа на Вельский уезд приходится около 160 верст и свыше 200 верст на Шенкурский уезд. Ширина В., сперва небольшая, в пределах Вельского уезда увеличивается и доходит до 20, 40 и 50 саженей, а ниже города Шенкурска и до 200 саженей. Падение реки по барометрическим определениям Н. Кузнецова около 50 саженей. В общем, до города Вельска правый берег командует, а ниже — наоборот. В верховьях река протекает по лесистой области; с приближением к городу Вельску леса несколько редеют, а за последним берега реки вновь становятся лесистыми. Береговые утесы В. состоят из пермских песчаников и известняков. Летом река имеет так мало воды, что во многих местах ее можно переходить вброд, даже у Верховажского посада. Зато весной река в некоторых местах разливается очень широко, до 3 верст у города Вельска; тогда сплав возможен по всей реке, и по ней ходят плоты, на которые грузят до 1000 пудов. Сплав начинается главным образом от Верховажского посада, который является одним из важнейших торговых мест на реке Ваге. В низовьях В. судоходна. По Ваге к Архангельску сплавляют: лен, льняное семя, муку, рожь, овес и песок. У Верховажского посада В. средним числом вскрывается 25 апреля (нового стиля), а замерзает 11 ноября (нового стиля); среднее число дней свободных ото льда 200. Берега реки довольно значительно населены; главные населенные места это Верховажский посад, город Вельск и уездный город Шенкурск. Из притоков Ваги наиболее замечательны, начиная с ее верховьев, следующие: правые — Зяблая Двиница: начинается в Тотемском уезде, весной есть сплав; Кулой: вытекает из Сондужского озера в северной части Тотемского уезда, сплавна с самого истока; Устья: начинается в северной части Устюжского уезда, проходит через Вельский уезд и впадает в Вагу в Шенкурском уезде, длина до 400 верст, сплав существует по всей реке, кроме верховьев, а весною по ней ходят и полубарки. Левые притоки — Пежма; Вель: берет начало в северо-западном углу Вельского уезда, поблизости истоков реки Кубены, и впадает в Вагу у города Вельска, длина реки около 150 верст, ширина в низовье до 20 саженей, сплав существует весной. Ср. "Военно-Статистическое Обозрение Вологодской губернии"; "Hydrogr. d. R. R."; "Известия И. Р. Г. О." (т. 22 и 19).

Ю. Шокальский.

Вага, Феодор

— польский писатель; род. в 1739 г., умер в 1801 г. Получив первоначальное образование в школе пиаров, он вступил в этот же орден и сделался учителем истории. Главное его сочинение: "Historja ksiąźą t î kròlò w polskich", руководство очень популярное, изданное сперва в Супрасле (1767), имело 9 изданий, после чего оно было переделано Лелевелем и издано еще 6 раз. Кроме того, В. еще принадлежат сочинения: "Kadencje Są dow ziemskich i grodzkich" (1785); "Inwentar ż " (1782); "Zbiòr kró tki prawa politycznego" (1830 г.).

И. Л.

Вага, Яков

— польский ботаник (1800—1872), брат Антона В. (см.). Окончив курс в варшавском университете, он путешествовал по Царству Польскому и собирал материалы для своего сочинения: "Flora polska jawnokwiatowych" (3 т., 1847—48), заключающего в себе описание растений, растущих в диком состоянии в Польше. Другое сочинение его: "Historia raslin" (Варшава, 1871—72).

И. Л.

Вагабунд

(Вагант, лат.) — человек, не имеющий постоянного местожительства и определенных занятий и бродящий из одного места в другое. См. Бродяжничество.

Вагай

— река Тобольской губернии, левый приток Иртыша. Берет начало в Ялуторовском уезде, в еловой роще, из двух озер Рямовских; направляется сначала к востоку до села Малышинского, потом к северу через Ишимский и Тобольский уезды, и впадает в Иртыш после 250 верст течения, при деревне Куларовской. В., при ничтожном падении, течет медленно, по весьма низменной степи; летом весьма мелководен (средняя глубина до 2½ аршина), весной сильно разливается, и в это время становится сплавным, не более как на одну неделю. По В. встречается много древних городищ, свидетельствующих о сгущении здесь населения во времена Сибирского царства. Берега В. были театром последних подвигов Ермака, так как завоеватель Сибири погиб на Вагайской луке (см. это слово). Страна, орошаемая Вагаем, известна под именем Вагайской степи. Эта обширная низменность богата солонцами и соляными озерами; местами поросла многочисленными березовыми и липовыми рощами.

А. В.

Вагайская лука

— Так называется колено, образуемое рекой Иртыш, в 2½ версты по прямому направлению, от устья реки Вагая, и омывающее со всех сторон небольшой островок, поросший тальником и березой. Тут утонул Ермак с 5 на 6 августа 1584 г. Место сохраняется в памяти жителей под именем Ермаковской заводи.

А. В.

Вагайский острог

— на реке Вагай. Неизвестно, на каком именно месте построен был до 1631 г.; в 1637 г. перенесен на возвышение на той же реке, называвшееся по-татарски Атбаш, и стал известен уже под именем Атбашского. Впоследствии он был перенесен еще выше по реке, на 36 верст, где впадает в Вагай река Черная. Теперь Вагайский острог представляет собой село Адбажское, несколько выше впадения Вагая в Иртыш.

А. Э.

Ваганда

— жители Уганда (см. это слово).

Вагановы

— В 1778 г. вступил в службу Матвей Федоров В., а в 1802 возведен в потомственное дворянское достоинство. Один из его потомков, Николай Александрович, занимал, до начала восьмидесятых годов, место председателя Псковской губернской земской управы и принадлежал к числу выдающихся земских деятелей. Позже, перейдя на службу в министерство Императорского двора, он был членом комиссии по преобразованию местного управления, состоявшей под председательством статс-секретаря Каханова. Герб В. помещен в VII части Гербовника, № 176.

Ваганты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ваганты (дополнение к статье)

(= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время не получали определенной должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против таких лиц издавались уже в IV и V веках; собор халкидонский запретил давать "безусловное, или пустое посвящение" (ordinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е. общее рукоположение, без соответствующей должности. Тем не менее В. скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства еще не закончилось, или по соседству с ними. Нередко В. добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности. Они нанимались к епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны; Карл Великий дважды возобновлял запрещение против "бродячего рукоположения" (ordinatio vaga). В IX столетии несколько соборов постановляли правила против В.; многие епископы ревностно боролись с этим злом, напр. Агобард лионский ("De privilegio et iure sacerdotii") и Годегард гильдесгеймский. В XII в. еще встречаются жалобы на эту безурядицу. Наконец, было постановлено, что если епископ рукоположит священника, не давая ому определенного места или должности, то должен содержать его на свой собственный счет, пока ему не дано будет определенной должности. Это правило подтверждено было собором тридентским, и римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным В., у нас были так называемые крестцовые попы.

Ваганы

— жители Шенкурского и Вельского уездов, входивших в состав Важской области.

Ваганьково

Старое и Новое — исторические урочища в Москве; первое в Белом городе, а второе за Земляным городом. Известны по историческим актам и преданиям: одно с XV века, а другое с XVII. Местоположение Старого В. Новгородская летопись (I, стр. 53) под 1508 г. определяет на "Козьей Бороде" или "Козьем Болоте" (по предположению Снегирева), что в Земляном городе Москвы. В XV веке оно было великокняжеским подклетным селом, принадлежавшим матери великого княя Василия Васильевича Темного, Софии Витовтовне, которая перед смертью завещала его внуку своему Юрию Васильевичу Меньшому; от него оно перешло к великому князю Иоанну III, и так продолжало переходить от одного князя к другому до тех пор, пока не вошло окончательно в состав владений московского государя. Еще в 1508 г. на Старом В. был построен храм Благовещения Божией Матери, с пределом св. Николая, по имени которого именуется он и доныне; в 1514 г. он был возобновлен фряжским зодчим; в 1719 г., совершенно обветшавший, он был вновь отстроен с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников. В Ваганьково находится еще великокняжеский загородный двор, имевший значение увеселительного, потешного двора, каких на Москве в старину было несколько. Исстари происходили в В. народные игрища, от которых оно, как предполагают, и получило свое наименование ("ваганить" на вологодском и других областных наречиях значит "играть", "потешаться"). Из игрищ, вероятно, по преимуществу происходили кулачные бои, которые были запрещены здесь патриархом Филаретом, под страхом кнута. Во второй половине XVII в., вследствие значительного скопления населения в Старом В., часть населения его переселилась на новое место за Земляным городом, которое с тех пор стало называться "Новым Ваганьковым". Из построек на нем в актах прошлого века упоминается о церкви святителя Николая, с приделом св. Димитрия Ростовского.

В. Р.

Вагаршак I

(Ваг'аршак I или Аршак Младший, по отрывку из Псевдо-Агафангела, приведенному у епископа Себэоса, армянского историка VII в. [армянский текст, СПб., 1879, гл. I; перевод К. Патканова, СПб., 1862 и Langlois, "Coll. des histor. anc. et mod. de l'Arm é nie", I, стр. 199]) — родоначальник армянской ветви Аршакидов, был, по Моисею Хоренскому (II, 3), писателю V в., брат, а по Псевдо-Агафангелу — сын парфянского царя Аршака VI (Митридата I). Стремясь, подобно другим завоевателям, при этом, иметь своих ставленников в качестве правителей в новопокоренных странах, аршакиды отличались той особенностью, что с известным расчетом выбирали подобных ставленников из своего рода. Парфянские цари, начинавшие уже тягаться за первенство с Селевкидами, не могли не обратить внимания на положение Армении, из которой можно было создать сильный оплот против западных соперников. Кроме того, к новому, быстро усиливавшемуся дому обратились сами армяне, по крайней мере наиболее дальновидные из них, с приглашением прийти и княжить над ними. Около середины III в. до Р. X. и явился Вагаршак в Армению, где, прежде всего, наградил наиболее ревностных приверженцев: Шамбе Багарату, родоначальнику багратидов, и его потомству было даровано право, быть при Аршакидах наследственным тагадиром, т. е. возлагателем венца. В. сплотил армянских князей против преемников македонского завоевателя, очистил от последних Армению и с успехом повел борьбу с соединенными силами соседних народцев. Лазы, фригийцы и вообще племена Понта, под предводительством некоего Морфиликия, сразились с В. у юго - восточного берега Черного моря; предводитель их был убит и союзники разбиты. Северным племенам, жителям ущелий и гор Кавказа, было приказано оставить обычное свое занятие, разбой, и заслужить дарования "правителей и князей с прекрасными порядками" (Моисей Хоренский, II, 6). После умиротворения края, В. занялся его устройством. Вагаршаку армянские историки приписывают ряд распоряжений, касающихся лично его с семьею, двора, князей и всех жителей Армении. При нем были разбиты парки, сады и цветники; особые места отведены для охоты. Зной лета и суровость зимы умерялись соответствовавшими времени года местопребываниями; столичным городом был всегда Мцбин, т. е. Низиб. При царе неразлучно оставался наследник престола; для прочих же многочисленных членов царской фамилии местом жительства служила область Хаштян (Хаштеанк). При дворе был заведен определенный чин и порядок. Княжеские роды, получив каждый, при дворе или в областях, то или иное назначение, тем самым были поставлены в известные, зависимые отношения к царю. Было упорядочено военное устройство: четыре полка телохранителей имели каждый по вождю из князей, потомков древнего армянского (хайкского) царского рода, владетелей наследственных земель. Войско это, в противность позднейшему дворцовому (востаник) или царскому (аркуни), набиравшемуся по приказу персидских царей в Армении из всякого люда, состояло из княжичей древнейших родов. Из них же велено было брать евнухов. Вагаршак соорудил капище в Армавире, с идолами солнца (Арегакн) и луны (Лусин), а также со статуями своих предков. Древний Шамирамакерт был возобновлен, и во многих местах основаны новые города, с многочисленным населением. Установлены отношения между горожанами и сельчанами, причем первым предоставлен особый почет. Изложенные здесь по армянским источникам факты трудно связуются с данными нумизматики и иноземных источников, говорящих об Армении этой эпохи иное и совершенно умалчивающих о подвигах В., чем и воспользовались в последнее время критики, особенно Гарагашян ("Критическая истории Армян", на армянском языке, Константинополь, 1880, стр. 229 и сл.) для своих слишком резких суждений о Моисее Хоранском, наиболее пространном повествователе деяний В. Самому В. приписывается почин в деле собирания исторических материалов относительно прошлого страны, которой он правил. Рассказывается, будто он обратился с письмом (Моисей Хоранский, I, 9) к парфянскому царю Аршаку, прося дать доступ секретарю Мар-Абас-Катину в царские архивы, для исторических справок об Армении; предполагается, что на основании найденных в этих архивах документов была составлена истории Армении, в частности и царствования В., сохранившаяся в трудах Моисея Хоранского и епископа Себэоса (см. Мар-Абас-Катин).

Н. М.

Вагаршак II

— один из двух сыновей армянского царя Папа, бывших заложниками при константинопольском дворе и возвращенных (394 г.) на родину императором Феодосием, с тем, чтобы они царствовали в Армении вдвоем. В., обосновавшийся в городе Еризе, в области Екегяац (Екегеац), вскоре умер, и старший брат его — Аршак III, имевший местопребывание в Двине, остался единым царем всей Армении.

Н. М.

Вагаршапат

— селение Эриванской губернии, Эчмиадзинского уезда, в ½ версты от Эчмиадзина и в 18 верстах от города Эривани; население армяно-григорианское в количестве около 3000 душ обоего пола. На месте теперешнего селения В. была некогда столица армянского царства; единственным памятником славного прошлого этой местности служит найденная здесь в 1863 г. латинская надпись, относящаяся к 155 г. после Р. Х. Постройка города приписывается царю Ерванду и относится к IV веку до Р. Х. Город назывался первоначально Артиметкагак, т. е. город Артемиды (Аналиты) или Дианы. На рубеже II и III в. после Р. Х. царь Вагаршак (или Вагарш) окружил город стенами и назвал Вагаршапатом; резиденцией царей В. был до 344 г., когда столица была перенесена в Ардашат.

В. М.

Вагга

— жители Угга (см. это слово).

Ваггабиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ваггула

— озеро Лифляндской губернии, Верроского уезда, 22 версты в окружности, 7 верст длины, очень глубокое, богатое рыбой. Принимает реку Вегандо, выпускает реку Во.

Ваге-юстирер

— На основании "Устава столичного города Санкт-Петербурга" 1798 г. В. избирался городским обществом из граждан для каждого рынка или площади и состоял в ведении полицеймейстера. На обязанности В. лежало поверять доброту и вес продаваемого хлебного печения и смотреть за тем, чтобы всюду весы и меры были верные, исправные и заклейменные.

Вагеея

— жители Угеея (см.).

Ваген

или Вааген (Густав Фридрих Waagen) — немецкий художественный критик; род. 11 февраля 1794 г. в Гамбурге, от отца художника-живописца, работы которого дали первый толчок его эстетическому развитию. После походов во Францию 1813—14 гг., в которых В. участвовал в качестве вольноопределяющегося, он занялся своим образованием, изучая преимущественно филологические и исторические науки; затем предпринял, с целью ознакомления с фламандской школой, путешествие в Нидерланды; несколько лет прожил в центре германской художественной жизни, в Мюнхене; посетил затем Италию, изучил картинные галереи и музеи Лондона и Берлина, и в 1844 г. стал профессором истории искусств при берлинском университете. В 1861 г. В. был приглашен императором Александром II в Петербург, где провел около двух лет. Результатом его знакомства с сокровищами искусства Императорского Эрмитажа была книга: "Die Gem äldesammlung in der Kaise rlichen Eremitage in St.-Petersburg" (Мюнхен, 1864). После посещения Петербурга, В. осмотрел и описал еще картинные галереи Вены и Испании; потом вторично посетил Париж для отчета о произведениях искусства на всемирной выставке 1867 г., и † на пути в Копенгаген 15 июля 1868 г.

Из сочинений В., кроме названной книги, замечательны: "Ueber einige in der K önigl. Sammlung zu Mü nchen befindliche egyptische Mumien" (Мюнхен, 1820); "Ueber die Maler Huber und Johann Eyck" (Бреславль, 1822); "Kunstwerke und K ünstler in England und Paris" (3 т., Берлин, 1837—39); "Kunstwerke und K ü nstler in Deutschland" (2 т., Лейпциг, 1843—45); "Abhandlungen ü ber Rubens" (в "Historisches Taschenbuch" Раумера, 1833); "Ueber Andrea Mantegna und Luca Signorelli" (1850), дополненное книгой на английском языке "The treasures of art in Great Britain" (3 т., Лондон, 1854; дополнена в 1857); "Die vornehmsten Kunstdenkm ä ler in Wien" (2 т., Вена, 1866—67). Отчет о посещении испанских галерей В. печатал в "Jahrb ücher fü r Kunstwissenschaft", изд. Цаном (т. 1, Лейпциг, 1868). Его "Kleine Schriften" собраны и изданы Вольтманом (Штутгарт, 1875), с приложением биографии В.

Вагенаар

(Ян Wagenaar) — известный голландский историк; родился в 1709 г. в Амстердаме; был коммерсантом, но постоянно сохранял влечение к ученым занятиям и с особенной любовью занимался историческими исследованиями. Умер в 1773 г. Капитальным трудом В. следует признать: "De vaderlandsche historie vervattende de gesshiedenissen d er veenigde Nederlanden" (21 т., Амстердам, 1749—50; немецкий перевод Тоце, 8 т., Лейпциг, 1756), обнимающий историю Нидерландов до 1751 г. Чтобы связать этот труд с продолжением его: "Vervolg van Wagenaar Vaderlandsche historie" (48 т., Амстердам, 1788—1 8 10 гг.), обнимающим период голландской истории с 1776 до 1802 г., изданы были впоследствии еще три тома (22—24 т., Амстердам, 1789 и сл.), где изложена истории страны в 1751—1774 гг. Кроме того, В. принадлежит описание нидерландских соединенных штатов (12 т., Амстердам, 1739) и описание города Амстердама (3 т., Амстердам, 1760). При всех погрешностях содержании и формы и очевидном отсутствии прагматизма, труды В. доныне сохранили научный интерес, благодаря достоверности приводимых исторических фактов.

Вагенбург

(Wagenburg) — прежде особый строй военного обоза на случай нападения неприятеля. Теперь этим именем называют всякое расположение обоза на месте и в движении. На случай обороны повозки обоза обыкновенно группируют в каре, запряжками внутрь, причем стараются примкнуть одну или две стороны его к естественным преградам. Для обороны В. пехота помещается внутри за повозками, артиллерия на углах, а конница — вне, за обозом. В древние времена галлы, германцы, гунны к построению вагенбургов прибегали при каждой остановке отряда и, опираясь на него как на укрепление, делали свои набеги, укрываясь под его защиту в случае неудачи. В средние века крестоносцы, швейцарцы и гуситы очень охотно и искусно пользовались В. для ограждения себя от ударов рыцарской конницы. При расположении лагерем В. окружали рвами и брустверами. В России употреблялись (до царя Алексея Михайловича) соответствующие вагенбургам по назначению так называемые "гуляй-города" (см. это слово).

К. В.

Вагенер, Густав

— форстрат, один из наиболее известных современных лесоводственных писателей и практиков лесоводов, автор сочинений: a) "Anleitung zu Regelung des Forstbetriebs nach Massgabe der nachhaltig erreichbaren Rentabilit ät und in Hinblick auf die Zeitgemässe Fortbildung der forstli chen Praxis" (1875); б) "Gedr ängte Darstellung der wichtigsten und bewä hrtesten Waldbau Regeln nach die heutige Stande das forstlichen Praxis" (1875); в) "Vergleichende-Darstellung und Verrechnung der Material— und Geldertr äge und der Gewinnungkosten in den Staatswaldungen von Preussen, Bayern, Wü rttemberg, Baden und Hessen" (в "Supplemente zur Forst— und Jagd-Zeitung", 1880, 12 т.) и г) "Der Waldbau und seine Fortbildung" (l884).

B. C.

Вагенер, Фридрих Вильгельм Герман

(Wagener) — один из вожаков консервативной партии в Пруссии; род. в 1815 г. в Зегелеце, в Бранденбургской провинции; изучал право и камеральные науки в Берлине и, по окончании образования, поступил на государственную службу. В 1848 г. В., заявивший себя решительным противником либеральных стремлений министерства Шверина, должен был оставить службу. Тогда коноводы консервативной партии поручили ему редактирование их органа: "Neue Preussische Zeitung" (ныне известная юнкерская газета — "Kreuzzeitung"), во главе которого В. и оставался до 1854 г. Избранный затем в палату депутатов, В. пользовался известным влиянием в парламентских кружках и расположением Бисмарка. В 1866 г. он был назначен тайным советником и докладчиком в министерстве, но, после разоблачения Ласкером бюрократических злоупотреблений при выдаче железнодорожных концессий, В., затронутый в этих разоблачениях, должен был вновь оставить государственную службу. Из публицистических сочинений В. замечателен изданный им в тенденциозно-консервативном духе "Staats— und Gesellschafts- L exikon" (23 т., Берлин, 1858—67; дополнительный том, 1868).

Вагенмейстер

(Wagenmeister, Vaguemestre). — У нас, со времени издания в 1711 г. штатов пехотных и драгунских полков, название это носил унтер-офицер, исправлявший должность фельдфебеля нестроевой роты. До этого времени он назывался обозным. В корпусных и дивизионных штабах полагались обер-вагенмейстеры, командовавшие бригадами и батальонами фурштата (см. это слово); начальство же над всем фурштатом армии соединялось в лице генерал-вагенмейстера (штаб-офицера, подчиненного дежурному генералу армии). Звание обер-В. отменено в 1861 г., и в том же году В. переименованы в фельдфебелей нестроевой роты. Звание генерал-В. отменено в 1868 г. Во французской армии В. (Vaguemestre) называется адъютант или фельдфебель, заведующий приемкой и отправкой корреспонденции казенной и отдельных лиц своей части.

Вагилевич

(Иван Николаевич) — русинско-польский писатель; род. в 1811 г., умер в 1866 г., сын униатского священника; окончил курс на философско-богословском факультете львовского университета. В 1837 г. он принимал участие в журнале "Днестровая Русалка", печатаном кириллицей. Это, а равным образом его сношения с Шафариком и однажды высказанное одобрительное мнение о противнике унии, львовском епископе Гедеоне Балабане, были причиной страшного преследования В. униатским духовенством и правительством. В. долго не мог получить никакого места; но в 1845 г., благодаря усиленным стараниям друзей, ему позволили сделаться священником и дали ему маленький приход. В 1848 г. он начал издавать "Dnewnik ruski". После подавления венгерского восстания, когда началась баховская система, В. снова подвергся преследованиям. Тогда он перешел в евангелическое вероисповедание и в 1851 г. получил место в библиотеке Оссолинских, но не пробыл в ней и года; потом несколько лет занимался при редакциях польских газет и, наконец, в 1863 г. был назначен архивариусом. Полная страданий жизнь Вагилевича не прошла, однако, бесследно. Он немало содействовал пробуждению национального самосознания среди русско-галицкого народа; он собирал народные предания и сказки и писал статьи по этнографии, переводившиеся на чешский язык Шафариком и печатавшиеся в "Чешском музее" (1838—41 г.); по-польски он издал: "Gramatyka ję zyka ma łoruskiego" (1845) и много статей в "Bibijoteka Warszawska" (1841 г.), журнале библиотеки Оссолинских (1843—44) и др. Большая часть сочинений В. осталась в рукописи, например: "Demonologia sł owia ń ska", "S ł ownik j ę zyka ruskiego na Rusi halickiej", "Zbiór dyplomatów w j ęz. ruskim" и др. Ср. биографию В. в "Киевской Старине" (1883).

Вагин, Всеволод Иванович

— известный сибирский публицист, род. в 1823 г. Был приходским учителем, затем занимал разные должности в Сибири; выйдя в отставку, занимался адвокатурой и был гласным иркутской городской думы. Участвовал во многих как местных сибирских, так и общих периодических изданиях; одно время был редактором "Сибирского Вестника"; с 1874 до 1877 г. издавал и редактировал газету "Сибирь". Написал множество статей самого разнообразного содержания: общественного, исторического, этнографич., географич., публицистич. и др. характера, преимущественно о Сибири и ее нуждах. Отдельно издал большой и ценный труд: "Исторические сведения о деятельности гр. Сперанского в Сибири" (СПб., 1872).

Автобиографию В. см. в "Критико-биографическом Словаре" Венгерова (т. IV, стр. 4—12, отдел II); там же и список трудов его.

Вагин, Меркурий

— сибирский казак, один из открывателей новых земель. Жил в конце XVII-го и начале XVIII-го века, убит казаками при открытии острова 1-го Ляховского в 1712 г.

Вагинатовый известняк

или ортоцератитовый — один из нижних горизонтов нижнего отдела силурийской системы Петербургской губернии и Эстляндии, по классификации Шмидта, обозначаемый В 3. Это серый, а также красный или фиолетовый известняк, получивший свое название от характерной ископаемой раковины головоногого моллюска — ортоцератита — Endoceras (Orthoceras) vaginatum. В. известняк употребляется как строительный материал, преимущественно для мощения тротуаров, для цоколей, а также обжигается на известку. Почти все тротуары Петербурга вымощены плитами В. или О. известняка, добываемого преимущественно в так называемых Путиловских ломках, находящихся в древней правой террасе Невы, там, где река делает поворот к югу, вдоль юго-западного берега Ладожского озера. Хорошие выходы В. извести есть в ближайших окрестностях Петербурга на реках Славянке, Поповке, Пулковке, еще лучше на реке Тосне; трилобиты, кораллы, плеченогие и ортоцератиты, характеризующие этот известняк, находятся местами в изобилии и в хороших экземплярах. Иногда и на тротуарной плите можно найти разрез ортоцератита или другой окаменелости; см. Силурийская система.

Ф. Л.

Вагинизм

— тяжкая женская болезнь, выражающаяся сильно повышенной чувствительностью и болезненностью входа во влагалище и судорогами близлежащих мышц при попытках гинекологического исследования или всякого внутреннего прикосновения. У нервных субъектов болезнь может принять такие размеры, что одна мысль о предстоящем исследовании уже в состоянии вызвать сильную боль и судороги. Причины страдания — почти всегда травматические поражения при неправильной дефлорации, усиленные дальнейшими повторными попытками к совместной супружеской жизни. Болезнь нередко требует для своего излечения, помимо различных внутренних и наружных средств, тех или других оперативных приемов.

Г. Г.

Вагитан

(Vagitanus) — божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного. Его изображали в виде плачущего дитяти.

Ваглер

(Иоганн) — германский зоолог; род. в 1800 г. в Нюрнберге, умер в 1832 г. в звании профессора зоологии в Мозахе, близ Мюнхена. В. известен своими работами по систематике животных. Важнейшие из его сочинений следующие: "Systema avium" ("Система птиц"; Штутгарт, 1827); "Descriptiones et icones amphibiorum" ("Описания и изображения амфибий"; 3 тетради с 36 цветными таблицами in folio, 1828—32 г.); "Nat ü rliches System der Amphibien" ("Естественная система амфибий"; Мюнхен, 1830) и "Monographia psittacorum" ("Монография о попугаях"; Мюнхен, 1835).

Н. Кн.

Вагмейстер

(немец.). — Должность эта введена Петром I в 1722 г. "Регламентом об управлении Адмиралтейства и верфи". В. заведовал весовой частью при приеме продуктов, поставленных для адмиралтейства; но он же обязан был удостоверяться и в их доброкачественности, для чего ему дана была особая инструкция (гл. XIX Регламента). Инструкция эта повторена в "Регламенте об управлении адмиралтейств и флотов" 1765 г., где вагмейстер переименован в вагенмейстера. Затем вагмейстерами названы чиновники, заведующие весовой частью на таможнях, где название это сохранилось до настоящего времени.

Вагмюллер

(Михаэль Wagm ü ller) — современный немецкий скульптор, ученик мюнхенской академии художеств и ныне ее почетный член; род. в Регенсбурге в 1839 г. Он снискал себе известность преимущественно портретными бюстами, а также красивыми жанровыми фигурами. Произведения его отличаются прекрасной передачей характера и движений, но иногда грешат излишней натуральностью, чересчур усиленным воодушевлением и беспокойной укладкой драпировок. Как на лучшие его работы, можно указать на памятник Либичу, воздвигнутый на Максимилиановской площади в Мюнхене; на статуи: "Девушка, испуганная черепахой" и "Девушка, ловящая бабочку" и на скульптурные украшения королевского Линдгофского замка в Баварских горах.

А. С.

Вагнер, Август Федорович

(† 2 ноября 1886 г.) — русский астроном; род. 29 августа 1828 г. в Курляндской губернии, где отец его служил пастором. Первоначальное образование Б. получил в дерптской гимназии, а в конце 1845 г. поступил на математический курс дерптского университета. Первая астрономическая работа В. относится к 1849—1850 гг., когда он по поручению Медлера наблюдал пассажным инструментом дерптской обсерватории несколько звезд с целью определения их собственного движения (см. XIV том Дерптских наблюдений). В 1850 г. В. вступил в число астрономов Пулковской обсерватории, где и оставался до конца своей жизни, сначала в качестве сверхштатного астронома, затем с 1856 г. штатного старшего астронома и, наконец, с 1866 г. вице-директора. Самая замечательная работа В. — определение прямых восхождений так называемых пулковских основных звезд большим пассажным инструментом Пулковской обсерватории; этой работой В. занимался почти непрерывно в течение 30 лет (см. "Observations de Poulcova", т. III и XII). Особенно интересовался В. геодезическими и географическими работами; он принимал деятельное участие в работах Императорского русского Географического общества, где в течение нескольких лет состоял председателем отделения общества по математической географии. Не чужд был В. и занятий теоретической астрономией; посланный в 1854 г. академией наук за границу, В. провел два года в Готе, занимаясь под руководством знаменитого астронома - теоретика Ганзена; между прочим, В. принимал участие в исследованиях Ганзена о движении Луны и произвел обширные вычисления с целью составления таблиц движения планеты Весты; к сожалению, последняя работа осталась неоконченной и ненапечатанной, — другие занятия отвлекли В.

А. Жданов.

Предыдущая страница Следующая страница