Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 27, Вер)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 27, Вер)

Предыдущая страница Следующая страница

Вероятная ошибка.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вероятность

в общем смысле, есть возможность, допускающая количественное определение. Когда мы находим, что основания для того, чтобы какой-нибудь возможный факт произошел в действительности, перевешивают противоположные основания, мы считаем этот факт вероятным, в противном случае — невероятным. Этот перевес положительных оснований над отрицательными, и наоборот, может представлять неопределенное множество степеней, вследствие чего В. (и невероятность) бывает большею или меньшею. Сложные единичные факты не допускают точного вычисления степеней своей В., но и здесь важно бывает установить некоторые крупные подразделения. Так, например, в области юридической, когда подлежащий суду личный факт устанавливается на основании свидетельских показаний, он всегда остается, строго говоря, лишь вероятным, и необходимо знать, насколько эта В. значительна; в римском праве здесь принималось четверное деление: probatio plena (где В. практически переходит в достоверность), далее probatio minus plena, затем probatio semiplena major и, наконец, probatio semiplena minor. Кроме вопроса о вероятности факта, может возникать, как в области права, так и в области нравственной (при известной этической точке зрения) вопрос о том, насколько вероятно, что данный частный факт составляет нарушение общего закона. Этот вопрос, служащий основным мотивом в религиозной юриспруденции Талмуда, вызвал и в римско-католическом нравственном богословии (особенно с конца XVI века) весьма сложные систематические построения и огромную литературу, догматическую и полемическую (см. Пробабилизм). Понятие вероятности допускает определенное численное выражение в применении лишь к таким фактам, которые входят в состав определенных однородных рядов. Так (в самом простом примере), когда кто-нибудь бросает сто раз кряду монету, мы находим здесь один общий или большой ряд (сумма всех падений монеты), слагающийся из двух частных или меньших, в данном случае численно равных, рядов (падения орлом и падения решеткой); В., что в данный раз монета упадет решеткой, т. е. что этот новый член общего ряда будет принадлежать к этому из двух меньших рядов, равняется дроби, выражающей численное отношение между этим малым рядом и большим, именно 1/2, т.е. одинаковая В. принадлежит к тому или другому из двух частных рядов. В менее простых примерах заключение не может быть выведено прямо из данных самой задачи, а требует предварительной индукции. Так, например, спрашивается: какая В. существует для данного новорожденного дожить до 80 лет? Здесь должно составить общий, или большой, ряд из известного числа людей, рожденных в подобных же условиях и умирающих в различном возрасте (это число должно быть достаточно велико, чтобы устранить случайные отклонения, и достаточно мало, чтобы сохранялась однородность ряда, ибо для человека, рожденного, например, в Петербурге в обеспеченном культурном семействе, все миллионное население столицы, значительная часть которого состоит из лиц, по профессии умирающих раньше времени — солдат, публичных женщин, фабричных рабочих, — представляет группу слишком разнородную для настоящего определения вероятности); пусть этот общий ряд состоит из десяти тысяч человеческих жизней; в него входят меньшие ряды, представляющие число доживающих до того или другого возраста; один из этих меньших рядов представляет число доживающих до 80 лет. Но определить численность этого меньшего ряда (как и всех других) невозможно a priori; это делается чисто индуктивным путем, посредством статистики. Положим, статистические исследования установили, что из 10000 петербуржцев среднего круга до 80 лет доживают только 45; таким образом, этот меньший ряд относится к большому, как 45 к 10000, и В. для данного лица принадлежать к этому меньшему ряду, т. е. дожить до 80 лет, выражается дробью 0,0045. Исследование вероятности с математической точки зрения составляет особую дисциплину — теорию вероятностей (см. это сл.).

Вл. С.

Вероятность (правдоподобие).

— Под словом вероятность в математике разумеют отношение числа случаев, благоприятствующих событию, к полному числу случаев, допускающих и исключающих ожидаемое событие; так, вероятность вынутия какой-либо карты из полной колоды есть 1/52. См. Teopия вероятностей.

А. Ж.

Верп

(Ancre de touée, Stream anchor) — якорь относительно малых размеров и удобный поэтому для завоза его на шлюпках. (См. Якорь).

П. Г — н.

Верпель или Верполь

— см. Обер-Пален.

Верпель или Патцаль

— р., берущая начало в Техельском озере Лифляндской губ. и впадающая тремя рукавами в Большой Зунд, в Эстляндской губ., Гапсальского уезда, около деревни Патцаль, Верпельского прихода.

К. В.

Верпея или Верпья

— литовская парка, которая прядет нити человеческой жизни. В. сидит высоко, и нитки опускаются вниз, а на конце каждой из них прицеплена звезда: чем жизнь долговременнее, тем нитка длиннее, а звезда ближе к земле; оттого литовцы думают, что маленькие звезды принадлежат детям, а побольше — взрослым. Когда человек умирает, тогда прерывается нитка и звезда падает вниз; оттого каждая падающая звезда означает, что кто-то умер.

И. Л.

Верповаться

(Touer, Towarp) — подаваться вперед с помощью завозимых верпов (см. Якорь). Для этого верп грузят на баркас или катер; в редких случаях и при верпах малого веса их грузят на более легкие шлюпки, напр. вельботы. Верп кладут в корму шлюпки сверх планшира. Затем укладывают на баркас кабельтов или перлинь (канаты) бухтами, а конец берут (привязывают) штыком за рым верпа. Когда верп со своим кабельтовым погружен, его завозят, привязав предварительно к нему буек. Перлинь от завезенного верпа берут на шпиль или брашпиль или на лебедку и, ходя на них, тянутся. При В. принимается в расчет направление ветра и течение, дабы корабль не мог быть снесен на мель или другую опасность, как то: берег, пристань и т. п. Верпуются, когда надо перейти на небольшие расстояния, когда нельзя идти под парусами по случаю штиля, противного ветра, тесноты прохода, в котором нельзя лавировать, и т. п. Теперь по большей части вместо этой медленной и утомительной работы служат пароходы. Вместо слова "верповаться" употребляется выражение "идти на завозах".

П. Головнин.

Верра

(Werra) — правый главный источник Везера, начинается у юго-западной части Тюрингервальда. Верра течет на З.Ю.З. к Эйсфельду и, поворотив на северо-запад, протекает через Мейнинген. Вступив в Веймар-Эйзенахскую область, принимает северо-восточное направление и пересекает северо-западный конец Тюрингервальда и у Мюндена соединяется с Фульдой, образуя этим слиянием Везер. Вся ее длина равна 280 км. Верра судоходна на протяжении 57 км вверх от Мюндена. Широкая долина В. между Тюрингервальдом и Рёном (Rhön) плодородна; в узких своих частях между Крейцбургом и Трефуртом, Аллендорфом и Витценгаузеном она очень живописна; в нижней ее части — прекрасные луга и фруктовые сады; вдоль реки от Эйсфельда идет железная дорога В.

Веррес Кай

(Verres) — римский всадник, обязанный своей печальной известностью знаменитым речам Цицерона. Жизнь его, как она изображена в этих речах, была непрерывной цепью преступлений. В 84 до Р. Х., будучи квестором в Цизальпинской Галлии, он утаил доверенную ему кассу, покинул народную партию и перешел на сторону Суллы. В 80 г. он был легатом Долабеллы в Киликии, наложил контрибуцию на эту провинцию и, чтобы скрыть свою вину, явился одним из обвинителей наместника и способствовал его осуждению. Управление его городской префектурой в 74 г. ознаменовалось целым рядом злоупотреблений. Но венцом всего была его деятельность в качестве наместника в Сицилии (73 — 71), где он запятнал себя невероятным даже для того времени грабительством, выжав из народа разными способами 40 миллионов сестерций (около 5 млн. руб.). Сицилийцы, искавшие правосудия в Риме, избрали своим защитником Цицерона, управлявшего раньше их островом и оставившего по себе хорошую память. В. пытался было посредством подставного обвинителя устранить Цицерона, но последний расстроил этот маневр своей речью "Divinatio in Caecilium". Столь же безуспешны были старания В. отложить процесс до другого года в надежде предстать перед судом более расположенного к нему претора. Уже после вступительной речи Цицерона (actio prima), содержавшей подавляющую массу доказательств виновности В., защитник его Гортензий отказался от защиты, и В., успевший тем временем спрятать большую часть своей добычи в верное место, добровольно покинул город. Он был осужден на изгнание и возвращение похищенных им сумм. Он умер в ссылке в 43 г., попав в опальные списки Антония, которому отказался подарить свои коринфские сосуды.

Верри Алессандро

(граф Vеrri) — итальянский поэт и писатель, род. в 1741 г. в Милане, был адвокатом, деятельно работал в основанном Беккарией журнале "Il Caffe", посвященном философии, естественным наукам и литературе, и в 1766 г. совершил поездку в Париж, где вместе с Беккарией вращался в кружке энциклопедистов. Затем поселился в Риме. Первые его трагедии, "Pantea" и "La congiura di Milano", несмотря на несомненный талант, встретили довольно холодный прием, так как в то время на сцене самодержавно властвовал Альфиери. За этим он издал свое главное сочинение: "Notti romane" (1780), стихотворные диалоги между великими римлянами (Цицерон и т. д.). Его "Культурная история Италии" от начала Рима до современной В. эпохи, над которой он работал 5 лет, известна только во французском переводе (Лестрада, 1827). Интересны романы "Avventure di Saffo" и "Vitta di Erostrato". B. † в 1816 г. Избранные сочинения его вместе с биографией изданы Маджи (Милан, 1822).

Пьетро Верри, старший брат предыдущего (1728 — 1797), был другом и единомышленником Беккарии и приобрел себе почетное место в итальянской литературе своими "Osservazione sulla tortura", "Meditazioni sul'economia politica" и "Storia di Milano" (нов. изд. с продолж. Кустоде, Милан, 1830 — 37; Флоренц., 1851, 2 т.). Ср. Каркано, "Scritti vari di P. V." (Флор., 1854).

Веррий Флакк

(Marcus Verrius Flaccus) — древнеримский педагог и ученый, живший при Августе и Тиберии. Метод В. состоял в том, чтобы возбудить соревнование между учениками, лучшим из которых он давал в награду ценные книги. Август поручил В. образование своих внуков, с жалованьем в 100 тыс. сестерций (ок. 8 т. рубл.) в год. Учено-литературная деятельность В. была весьма обширна, но до нас дошли только обломки (на мраморе) от календаря, составленного им для г. Пренесты, где на площади была воздвигнута статуя В., и отрывки из его словаря "De ver b orum significatu", в переработке Феста и Павла Дьякона. О содержании и характере этого последнего труда см. соотв. статью. Кроме того, встречаются ссылки на утраченные труды В.: 1) "О темных выражениях у Катона (de obscuris Catonis)", жившего почти за 2 столетия до В.; 2) "О правописании (de orthographia)", в силу которого орфография стала рассматриваться, как грамматическая дисциплина; 3) "Письма по филологическим вопросам (epistulae)"; 4) "Saturuus", сочинение, посвященное религиозным древностям; 5) "Этруски (res Etruscae)", где, по-видимому, рассматривалось влияние этого загадочного народа на римлян; 6) "Достопамятное (rerum memoria dignarum libri)", куда В. заносил особенно интересовавшие его факты. Плиний Старший пользовался этим сочинением для своей "Естественной Истории".

См. Светоний, "De grammaticis" (17); Winther, "De fastis V. F. ah Ovidio adhihitis" (Б., 1885); Mackensen, "De V. F. libris orthographicis" (Иена, 1896); Willers, "De V. F. glossarum interpr è te" (Галле, 1898). Издания словаря см. под слов. Фест. Прочие отрывки собраны в издании словаря К. Отфр. Мюллера (Лпц., 1839).

Верро

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веррский горный хребет

(Werragebirge) — сев. часть Гессенской возвышенности, между долиной Верры и Фульды, отделяемая на В. Веррой от Высокого Эйхфельда. Между многими небольшими базальтовыми горами, интересными в геологическом отношении, возвышается отдельно гора Мейсснер в 749 метр. высотой, самая большая гора в северном Гессенском плоскогорье; с севера и востока ее окружает широкое плоскогорье, круто спускающееся к Верре; к западу от него находится Гельзервальд с горой Гиршберг (653 метра вышины), где добывается лигнит, глинозем и глина.

Веррукано

— комплекс. слоев пермского возраста, состоящих главным образом из конгломератов, а также из песчаников и отчасти углистых сланцев, большей частью видоизмененных динамометаморфически в серицитовые, хлоритовые и другие сланцы. Известен в центральных и западных Альпах, главным образом около Монте-Пизото, в Тоскане.

Версаль

(Versailles) — главный город французского департамента Сены и Уазы, в 19 км. на Ю.З. от Парижа, на безводной возвышенности, соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000 жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия, инструментов, железной и медной утвари, кашмировых шалей, бумажных тканей и т. д. В парке В. находятся увеселительные замки — малый и большой Трианон (см. это сл.).

В конце XVI столетия В. был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена, решил в 1660 году превратить версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковые флигеля, окружающие так называемый Мраморный двор, были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед за тем возведено было главное здание дворца и раскинут дворцовый парк по плану Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал В. своей резиденцией. Работы тем временем продолжались, и за смертью Лево ими заведовал Жюль Гардуен Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам, выразившим желание строиться в соседстве дворца, предоставлены были разные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100000 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор в октябре 1789 г. вынужден был переехать в Париж. В революционную эпоху версальский замок пришел в упадок; при Директории одна часть его была обращена в отделение инвалидного дома, а другая — в картинную галерею. Наполеон I ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и обратил их в величественный национальный музей, представляющий собой наглядную историю Франции с самых древних времен монархии, рассказанную в картинах, памятниках и т. д. Фасад замка, обращенный к городу, носит на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на несколько утомительную ее правильность. В том же вкусе внутреннее устройство замка, производящее впечатление роскоши, блеска и величия. Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV, представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками, зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной отделкой. Замечательны еще зала Геркулеса, galerie des batailles, oeil de boeuf, часовня, театр и т. д. Парк представляет мастерское произведение искусства; он разбит террасами и хотя устроен в сухом, церемонном стиле XVII века, но эффектен своими куртинами, лужками, оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями и т. д.

1 мая 1756 г. в В. был заключен союз между Австрией и Францией, имевший своим последствием Семилетнюю войну, а 3 сент. 1783 г. — мирный договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. Во время франко-прусской войны В. был занят 18 сентября 1870 г. немецкими войсками и сделался центральным базисом военных действий немецкой армии, осадившей Париж. 5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал свою главную квартиру в префектуре, тогда как замок был обращен в лазарет. 18 янв. 1871 г. в зеркальной галерее король Вильгельм I провозглашен императором германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, здесь подписаны 26 февраля 1871 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте-на-М. 12 марта немецкие войска очистили город, сделавшийся затем резиденцией правительства Тьера и французского Национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время коммуны. Отсюда последний громил Париж и занял столицу. После восстановления порядка В. оставался резиденцией президента Французской республики и законодательного собрания, а потом и обеих палат, до весны 1879 г. Ср. Eckard, "Recherches historiques sur V." (Париж, 1836); Laborde, "V. ancien et moderne" (Париж, 1840); Gavard, "Gal eries historiques de V." (1837— 1844; дополнение 1847 —1849); Boudin, "Histoire généalogique du musée des croisades, palais de V." (П ариж, 1858 —66); Dussieux, "Le château de V." (2 и зд., Париж, 1887); Bosq, "V. et les Trianons" (Париж, 1887); Laurent Hanin, "Histoire municipale de V." (Париж, 1885).

Версетто

(Versetto, от латинского versus) — музыкальный термин, обозначающий часть мелодии, написанной на строку стихотворного текста. Например в хорале мелодия распадается на версетты или строфы. Каждая строфа имеет форму музыкального предложения, заключающегося каденцией. На последней ноте строфы ставится фермата. В хорале между строфами играются на органе отыгрыши, или интермедии (Zwischensatz), которые тоже получили название версетт.

Н. С.

Версификация

— см. Стихосложение и Метрика.

Верста, иначе поприще

— русская путевая мера, упомянутая в путешеств. игумена Даниила. В рукописях XV в. пишется: "поприще сажений 7 сот и 50". Спафарий в своей "Китайской историографии и географии" считает на градус (степень) 80 верст. Магницкий в своей арифметике также считает в градусе 80 старых верст, по 750 пассов геометрических или саженей. Поэтому старая русская геометрическая верста равнялась почти 656 нынешним саженям. Но тот же Магницкий показывает в градусе 60 италийских миль, по 1000 пассов каждая, а в актах 1658 и 1697 гг. италийская миля считалась равной версте, почему такая верста равнялась 875 нынешним саженям. Отсюда будут понятны слова игумена Даниила, что от Рамлы до Иерусалима 20 верст "великих". В 1629 г. (следов. и прежде) существовала "мерная" верста в 1000 сажен. Уложением же 1649 г. установлена верста в 1000 сажен трехаршинных. Впрочем, однородные версты не были равномерны, как видно из "Книги Большого чертежа": "От Курска положено до Кром 120 верст, а по иным верстам гадая ихо верст со 100". Тысячная верста существовала в течение почти всего XVIII в.; о ней говорится во многих указах и, между прочим, в Межевой инструкции 1754 г. Из указа 11 сентября 1744 г. видно, что вместе с тысячной верстой употреблялась верста в 500 сажен, которая и была собственно путевой; верста эта не была тогда новостью: она упомянута в писцовом наказе 1554 г. и содержала тогда 500 саж. "царских".

Прзр.

Нынешняя верста в 500 саженей равна 1066,781 метр., или приблизительно 1000 вер. = 1067 км.

Верстак

(Etabli, Bank, Bench) — этим словом обозначают особого устройства столы, на которых ремесленники производят свою работу, "верстают", т. е. распределяют, уравнивают предметы обработки. Когда работа не требует больших усилий, В. устраивается из большого деревянного щита, положенного на козлы, напр. В. для портных, закройщиков, переплетчиков, брошюровщиков. Для слесарной и другой тяжелой работы ноги В. для прочности вдалбливаются непосредственно в доски щита и расклиниваются сверху, или же весь В. укрепляется к стенам и к полу. Значительной сложностью отличается столярный В. (Etabli de menuisier, Hobelbank, Planing bench), потому что он заключает в себе приспособления для закрепления предметов разнообразной формы во время их обработки. По аналогии В. называются части многих машин, служащие для распределения или закрепления обрабатываемого материала.

В. Лермантов.

Верстатка

— см. Типографское дело.

Верстка

— см. Типографское дело.

Верстовская

(Надежда Васильевна) — в свое время известная примадонна московской оперы (1809 — 1867), урожденная Репина, жена композитора Алексея Николаевича В. (см.). Помимо прекрасного голоса, В. была и превосходной актрисой. Производила сильное впечатление в операх "Швейцарское семейство" (Вейгеля), "Фра-Диаволо" (Обера) и др. Для нее написано было множество ролей.

А. Ум.

Верстовский

(Алексей Николаевич) — один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым — к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере — куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов — всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 — 1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).

H. Соловьев.

Версхюр Вальтер

(Veschuur, Wouteros-Walter) — голландский живописец (1812 — 1874). Он писал пейзажи и сцены с лошадьми во вкусе Вувермана; изображения животных отличаются пластичностью.

Версхюр Ливе

(Lieve Verschuier) — голландский живописец (родился около 1630, † 1686). Полагают, что он был учеником Влигера (Vlieger). Писал морские и приморские виды с кораблями и фигурами, морские сражения. Брат его, Альберт В., тоже живописец, имел репутацию хорошего портретиста.

Ф. П.

Версхюринг Гендрик

(Verschuring, 1627—90) — голландск. живописец, ученик портретиста Д. Говартса и пейзажиста Я. Бота. Долго жил в Италии. Был бургомистром в одном из голландских городов, но часто уезжал оттуда в места расположения войск для изучения сцен военного быта, изображения которого избрал своею специальностью. Картины В. отличаются оживленностью композиции, выразительностью вы-веденных на сцену лиц, прекрасно выполненною пейзажною частью и очень старательною отделкою. Замечательнейшие между ними: "Кузнец" (в Роттердамск. музее), "Стычка конницы" (в Бамбергск. гал.), "Нападение разбойников" (в Брауншвейгск. гал.), "Лагерь" (в Берлинск. муз.), "Разбойники" (в Дрезд. гал.) и "Шествие на Голгофу" (там же). Произведения В. довольно часто встречаются как в общественных, так и в частных коллекциях. Занимаясь также гравированием, он исполнил семь офортов.

Версхюринг Хендрик

(Hendrik Verschuuring) — голландский живописец (1627 — 1690). Учился портретной живописи у Дирка Говерса (Govertsz) и пейзажиста Бота (Both) и довершил свое художественное образование в Риме. Писал преимущественно военные и разбойничьи сцены, для обстановки которых ему служили многочисленные этюды замков и других зданий, писанные с натуры в окрестностях Рима, Флоренции и Венеции. Его композиции полны энергической выразительности, но он не может назваться национальным художником. Есть несколько его итальянских пейзажей, а также простых сцен, вроде: "Кузнец", "Отдых в пути" и т. п. Были и другие менее замечательные художники той же фамилии.

Ф. П.

Верт, Иоганн

или Вердт (фон Werth, Werdt; называемый также Жан де Веердт, Jean de Weerdt) — пoлкoвoдeц 30-летней войны; родился в 1592 или 1602 г., в 1622 г. служил простым солдатом под начальством испанского полководца Спинолы, затем поступил в армию Баварской лиги, дослужился до чина генерал-лейтенанта; за победу при Нердлингене (1634) получил от императора Фердинанда II баронский титул. Позже он сражался на Рейне, где в 1635 г. завладел Шпейером, в 1637 г. — Эренбрейтштейном, но в 1638 г. был разбит при Рейнфельдене Бернгардом Саксен-Веймарским и взят в плен. Выпущенный из плена в 1642 г., он командовал баварской кавалерией и отличился во многих сражениях. Когда курфюрст баварский Максимилиан заключил Ульмский мир 1647 г., В. попытался перевести баварское войско в Богемию к Фердинанду III, но попытка эта не удалась, и В. бежал в императорский лагерь. Курфюрст объявил его изменником, император же возвел его в графское достоинство и назначил главнокомандующим всей императорской кавалерией. † 1652 г. В 1885 г. ему поставлен памятник на старом рынке в Кельне. Ср. Barthold, "Johann von W." (Берл., 1826); Teicher, "Johann von W." (Аугсб., 1876); von Janko, "Johann von W." (Вена, 1874).

Верт, местечко в Эльзасе

(Wörth) — местечко в Нижнем Эльзасе, в округе Вейсенбург, около реки Зауер, в 25 км к Ю.З. от Вейсенбурга; есть минеральный источник; число жителей с лишком 1000 человек. В. известен по происходившему здесь 6 августа 1870 г. упорному сражению между Третьей германской армией и Французским корпусом маршала Мак-Магона. По плану главнокомандовавшего германскими силами, наследного принца прусского, общая атака французской позиции около В. должна была последовать лишь 7 августа; но вследствие случайного столкновения Пятого прусского корпуса с неприятельскими войсками все остальные корпуса постепенно втянулись в дело, и сражение разыгралось днем ранее. Французы дрались весьма упорно, но должны были уступить подавляющему превосходству сил (100 тыс. против 45 тыс.). После взятия дер. Фрошвилер, составлявшей ключ их позиции, они отступили в совершенном беспорядке. Бой под В. произвел самое удручающее впечатление во Франции, германцам же придал прочную уверенность в победоносном исходе кампании.

Вертах

(Wertach) — левый приток р. Лех в баварском округе Швабия, берет начало вблизи границы Форарльберга в Альгавских Альпах и впадает в р. Лех ниже Аугсбурга; длина его 135 км.

Вертгейм Вильгельм

(Wilhelm Wertheim) — физик, родился в 1815 году, умер в 1861 году. С 1855 года Вертгейм был экзаменатором Парижской политехнической школы. Своими экспериментальными исследованиями об упругих свойствах веществ много способствовал развитию учения об упругости. Замечательные работы его напечатаны в "Annales de chimie et de physique": "Sur l'é lasticité des métaux" (3, XII); "Sur la vitesse du son" (3, XII, XXIII); "Sur la torsion" (3, L, 195—321); "Sur la capillarité" (3, LXIII, 129— 193) и др.

Вертгеймер Иосиф

(Wertheimer) — филантроп, род. в 1800 г. в Вене от еврейских родителей; путешествовал по Германии, Франции, Италии и Англии, где в особенности изучал детские приюты (школы и ясли, в Англии — infant schools). По его инициативе в Вене учрежден в 1836 г. первый образцовый детский приют. Много также сделал В. для умственного и нравственного развития своих единоверцев в качестве главы венской еврейской общины. Умер в 1887 г. Оставил сочинения: "Die Juden im Oesterreich" (1842); "Die Stellung der Juden im Oesterreich" (1853); "Die Emanzipation unserer Glaubensgenossen" (1882); "Ju d ische Lehre und Judisches Leben" (1883) и редактировал (1854 —64) "Jahrbuch für Israeliten".

Вертеж

— см. Вертячка.

Вертелка, корнедер

(Zahnbrecher) — очень дешевое, но малосовершенное орудие для корчевания пней, изобретенное немецким сельским хозяином фон Бабо и состоящее из железного, дугообразно изогнутого крючка около 8 — 9 вершков длиной, с притупленным острием на одном конце и кольцом на другом, в которое вдето второе железное кольцо, около 1 1/2 вершка в диаметре, насаженное на прочный деревянный рычаг 5 — 6 аршин длиной. Чтобы кольцо не соскакивало с рычага, оно прикреплено к нему железной скобкой. Употребление вертелки очень просто: окопав землю вокруг пня и обрубив верхние горизонтальные корни, прикладывают к пню рычаг В. в несколько наклонном положении, крючком книзу, и вставив конец последнего в углубление, выдолбленное сбоку пня топором, поворачивают рычаг силой одного или двух рабочих, удаляя конец его от пня, отчего пень мало-помалу приходит во вращательное движение — вертится вокруг своей вертикальной оси, и стержневой, равно боковые, идущие в глубь почвы корни обрываются, так что пень легко может быть вынут из ямы при помощи рычагов и веревок. Для пней в 10 — 12 вершков и толще необходимо одновременно пользоваться двумя и даже тремя В., причем часто успех бывает сомнителен. Для приспособления В. к валке целых деревьев удлиняют рычаг и на конце его помещают колесо с широким ободом (рисунок в "Лесном словаре", часть II) или же заменяют изогнутый крючок двумя плотными прямыми крючьями, между которыми помещается выкорчевываемый ствол дерева; концы крючьев стягиваются веревкой. Рисунок такой корчевальной вилки-вертушки помещен в "Лесной технологии" Н. Е. Поповa.

В. Собичевский.

Вертеп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вертер Карл

(барон Werther) — прусский дипломат, родился в 1809 г., в 1842 г. был назначен посланником в Швейцарии, в 1845 году — в Афинах, в 1849 г. — в Копенгагене, в 1854 г. — в Петербурге, в 1859 г. — в Вене, где в 1864 г., как представитель Пруссии, подписал Венский мир с Данией. После объявления войны в 1866 г. он был отозван из Вены; в августе того же года принимал участие в предварительных переговорах в Никольсбурге и в заключении Пражского мира. По окончании войны он снова возвратился в Вену, а в октябре 1869 года отправился в Париж в качестве посла от Пруссии и Северо-Германского союза, кем и оставался до начала войны 1870 — 71 гг. С 1874 по 1876 г. был послом Германской империи в Константинополе.

Вертер Карл (дополнение к статье)

(барон Werther) — прусский дипломат; ум. в 1894 г.

Вертер Юлий

(Werther) — немецкий драматург, родился в 1838 г., посвятил себя театру, как актер и писатель. Дельные театральные статьи в "National Zeitung" доставили ему место директора мангеймского и дармштадтского театров. Он приспособил для сцены придуманную им трилогию из произведений: Шиллера — "Ифигения", Вильбрандта — "Электра" и Гете — "Ифигения в Тавриде". Из произведений В. можно указать следующие драмы: "Mazarin" (1871); "Pombal" (1871); "Das Grabdenkmal" (1873); "Die Medici" (1874); "Der Fürst von Isolabella" (1876) и "Weite Gewissen"; кроме того, историческая драма "Der russische Kriegsplan".

Вертиголовка

— см. Вертишейка.

Вертикаль или вертикальный круг

(также круг высот) — большой круг небесной сферы, проходящий через зенит и надир (см. эти слова); перпендикулярен к горизонту. В. круг, проходящий через полюсы миpa, называется меридианом. В. круг, перпендикулярный к меридиану, называется первым вертикалом. В. кругом наз. также инструмент, служащий для измерения высот светил; главную часть этого инструмента составляет точно разделенный вертикальный круг (П. Смыслов, "Репсольдов круг ", 1803: W. Struve, "Description de l'observatoire de Poulkova", 1845). Вертикальной или отвесной линией называется прямая, направление которой совпадает с направлением силы тяжести и определяется отвесом, т. е. нитью с привязанным к концу ее грузом.

А. Ж.

Вертикальный огонь артиллерийский

— впервые предложенный известным французским ученым и инженером Карно (1806 — 1812, "feu vertical") для массового пользования им при обороне крепостей. Ныне называется огнем навесным (см. это сл.).

K. B—o.

Вертишейка

(Yunx tоrquillа) — небольшая птица, близко стоящая к дятлам. Она относится к семейству вертишеек (Yungidae), принадлежащему к подпорядку дятловых (Рicidae) отряда лазящих птиц (Scansores). В. имеет 18 см длины. Клюв ее прямой, конусовидный, острый, без граней, несколько короче головы. Язык длинный, без крючьев на конце. Хвост средней длины, округленный, с мягкими и гибкими рулевыми перьями. Рыхлое, мягкое оперение В. сверху светло-серое и бурое, с черными точками и черточками; горло желтовато-белое; шея и щеки светло-ржаво-желтые с тонкими поперечными линиями; от темени к спине идет темная продольная полоса; нижняя сторона тела желтовато-белая с черноватыми пятнами; грудь с серым налетом; хвост с 5 темными поперечными полосами. В. водится в Европе, Северной Азии и Северной Африке и держится по окраинам лесов, особенно лиственных, предпочитая сырые местности. Она не лазает по стволам деревьев и не долбит их, как дятлы. Питается насекомыми, преимущественно муравьями. В. — перелетная птица, прилетающая к нам в конце апреля или начале мая и улетающая в начале августа. Гнездится она в дуплах деревьев. Название В. или вертиголовки эта птица получила оттого, что она часто поворачивает голову назад, распуская при этом хвост и перья на голове и закрывая глаза. Вертишейка легко приручается, но в неволе она тиха и ленива. В древности ее употребляли при гаданиях.

Э. Брандт.

Вертлуг

(trосhаntеr) — один из члеников ног насекомых, называемый также вертлужком, или вертлужным кольцом. Обыкновенно самый маленький членик ноги, помещающийся между ляшкой (соха) и бедром (femur) и бывающий иногда двойным (у Terebrantia из перепончатокрылых, см. Сверлоносные). У некоторых насекомых, напр. у жужелиц, В. бывает снабжен более или менее длинным отростком.

Вертлуг или вертлюг

— так назыв. два бугра на верхнем конце бедренной кости, в том месте, где согнутая под углом шейка бедра соединяется с телом. Наружный В. легко ощупывается на живом человеке, внутренний же совершенно закрыт мышцами. К В. прикрепляются мышцы, поворачивающие бедренную кость. У насекомых В. есть вторая от основания часть ноги. Вертлужной впадиной (acetabulum) называется глубокая суставная ямка в тазовых костях в том месте, где слились подвздошная кость (os ilei), седалищная (os ischii) и лонная (os pubis). Вертлужная впадина служит для сочленения с тазом головки бедренной кости, которая глубоко в нее вдается, будучи укреплена в своем положении хрящевым кольцом на краю вертлужной впадины, фиброзной сумкой сочленения и связками: круглой (ligamentum teres), лежащей внутри впадины, и бертиниевой (lig. Bertini s. accessorium anticum), укрепляющей переднюю стенку сумки.

Н. Книпович.

Вертлюг (техн.)

— если цепи или канаты прикреплены одними концами к постоянным точкам, а другими укреплены к предметам, подвергающимся вращению, то во избежание скручивания цепи или каната помещаются в точках прикрепления этих последних предметов вертлюги. В. состоит из металлического хомута, наглухо скованного с круглой шайбой с цилиндрическим отверстием, сквозь которое проходит болт, оканчивающийся внутри хомута головкой и снабженный на другом конце ушком или кольцом. Если прикрепить ушко болта к цепи, а хомут к вращающемуся предмету, то последний будет вращать только хомут, а болт не будет вращаться и скручивать цепь. Такое устройство применяется на цепях от мертвых якорей к бакенам, при привеске кранцев к судам и набережным, где вообще вращение прикрепленных предметов устранить невозможно и желательно при этом защитить цепь или канат от скручивания.

А. Нюберг.

Вертлюжные гнезда

— так назыв. полуцилиндрические вырезы, делаемые вверху станин лафета для помещения в них цапф орудия (см. Лафет).

А. Як.

Вертлявость корабля

(слово малоупотребительное, вместо него говорят рыскливость и увальчивость) — недостаток, происходящий оттого, что центр парусности, или точка приложения равнодействующей силы ветра на паруса, не находится на одной вертикальной линии с центром тяжести судна; от этого происходит уклонение корабля в ту или другую сторону от курса, смотря по тому, будет ли центр парусности впереди центра тяжести или позади него. В первом случае корабль поворачивается под ветер, или уваливается; во втором же случае корабль идет к ветру, и тогда говорится: корабль рыскнул к ветру. Оба эти недостатка стараются по возможности уничтожить или по крайней мере уменьшить посредством перемещения центра парусности (меняют расположение парусов) или изменяют место центра тяжести (распределяя иначе грузы и тем изменяя дифферент).

П. Головнин.

Вертляница

(Mon otropa hypopitys) — чужеядное растение из сем. Monotropaceae (или Pirolaceae), с простым, желтоватым или белым стеблем, с чешуйчатыми листьями и с цветками, собранными в кисть; чашелистиков и лепестков по 4—5; тычинок 8—10; завязь верхняя; плод — коробочка. На корнях дуба, ели и др.

С. Р.

Верто д'Обеф Ренэ Обер

(Vertot d'Auboeuf) — французский историк, род. в 1655 г. в Нормандии, поступил в орден капуцинов, затем премонстрантов и приобрел известность своей "Histoire des révolutions de Portugal" (Пар., 1680 и 1689) и живо написанной "Histoire des ré volutions de Suède" (П ар., 1696; нов. изд., вместе с предыдущим соч., 1844). С 1701 г. он был членом Академии изящных искусств и жил в Париже, состоя секретарем герцогини Орлеанской, для мемуаров которой написал много исторических статей. В качестве историографа мальтийских рыцарей он составил по архивам ордена "Histoire des chevaliers de Malte" (Пар., 1726; нов. изд., продолженное Бюсси, 1859). † 1735. Его "Oeuvres choisies" вышли в Париже в 1819 — 21 гг.

Вертовац Михаил

— известный словенский сельскохозяйственный писатель, автор "Vinoreja", "Kmetijska kemija", "Shodni ogovori". Он тоже начал писать всеобщую историю, но смерть (1851) помешала ему довести до конца это предприятие, которое потом было кончено Михаилом Верне.

Вертогор, Вертодуб

(польск. Waligóra, Wyrwidąb, ńловацкое Valibuk, Skalimej, Železomej и т. д.) — огромные исполины народных сказок, подобно всем другим великанам, изображающие собой ужасную силу ветра и вообще различных явлений природы. Они были вскормлены лесными зверями: один львицей, а другой — волчицей, и с течением времени победили чудовищного змея, являясь в этом отношении отражением бога громовника, рассекающего грозовые тучи, разрушителя облачных гор и лесов.

И. Л.

Вертоград Прохладный

— рукопись преимущественно XVII и нач. XVIII в. Это — лечебник, переведенный на русский яз. с польского в конце XVII в. Симеоном Половцевым для царевны Софии. Подробное заглавие: "Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих". Вертоград имелся в более или менее полных списках и был до нынешнего столетия настольной книгой не только знахарей, но и помещиков, занимавшихся домашним лечением.

А. Т.

Вертодуб

— см. Вертогор.

Вертолист

— название, применяемое к некоторым жукам из семейства Curculionidae (см. Долгоносики), относящимся к родам Attelabus и Apoderus. Наиболее известные из европейских представителей этих родов — Apoderus coryli и Attelabus curculionoides. Первый из них небольшой (6—7 мм длины) черный жучок с красными надкрыльями и красным или черным грудным щитом; ноги красноватые или черные, усики 12-члениковые. Распространен по всей Европе и встречается очень часто в мае и июне на орешнике, ольхе, буке и др. деревьях. Самки свертывают листья в трубки, закрытые сверху и снизу и образующиеся вследствие перегрызания листьев поперек через срединную жилку; в каждую трубку откладывается по 1—3 яйца; желтоватые личинки питаются на счет сухих листьев и окукляются осенью в земле. Вред, приносимый жуком деревьям, является незначительным. Другой жук, Att. curculionoides, длиной 4—5 мм с 11-члениковыми усиками, черного цвета, с красными надкрыльями, грудным щитом и часто основанием усиков. Встречается также весьма часто по всей Европе на дубах; образ жизни весьма сходен с предыдущим видом.

М. Р.-К.

Вертумн

(Vertumnus, от лат. vertere, превращать) — древнеиталийский бог времен года и их различных даров, почему он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, В. был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Вертун

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вертунни Ахилле

(Wertunni) — соврем. итальянский пейзажист, род. в Неаполе в 1826 г., учился в том же городе у професс. Перголы и Бонолис. С 1853 г. живет в Риме, где устроил себе великолепную мастерскую. Отличается чрезвычайной плодовитостью, а потому очень часто повторяется в своих картинах, число которых простирается за несколько сот; но это не мешает им быть в большом почете у любителей искусства как в Европе, так и в Америке. Они изображают постоянно виды римской Кампаньи и Южной Италии, отличаются силой красок, верно передают природу и в то же время проникнуты меланхолическим настроением.

А. Св.

Вертушка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вертязин городок

— ныне с. Городня, Тверской губ. и уезда (см. это сл.).

Вертятко, или Вртятко, Антонин

(Антонин Ярославлев Vrt'atkö) — чешский писатель и ученый, род. в 1815 г. в Новых Бенатках, в мещанской семье. В 1851 г. В. был приглашен вместе с Шафариком установить чешскую научную терминологию, а в 1861 г. был сделан библиотекарем Чешского музея и редактором музейного "Часописа". Из его литературных трудов особенную известность получили некоторые рассказы и романы, стихотворения для детей и статья о Гуттенберге, в которой он доказывает, что изобретатель книгопечатания был чехом. Ценны также труды Вертятко по философии Аристотеля, "Категории" которого он перевел на чешский язык. Из других трудов В. особенно известны: фотографическое издание в 1862 г. Краледворской рукописи, статьи: "Zlomky taborské" ("Časopis Musea", 1874) č "Hanka a Dobrovsky" ("Čas. Mus.," 1871). Â. за свои научные работы получил, между прочим, серебряную медаль на Московской этнографической выставке. Он состоит членом Московской археологической комиссии и почетным членом Имп. петербургской публичной библиотеки.

И. Л.

Вертячие бобы

— одно из многочисленных шутливых названий, которые народ одной окрестности дает жителям другой. Обыкновенно основанием такого эпитета служит или особенность выговора (напр. сербские названия: чакавцы, кайкавцы, польские дзуки), или какая-нибудь особенность в способе их жизни. В прямом значении вертячие бобы представляют собой народное название плодов растения чилим, которые тоже называются болотными или рогатыми орехами; плоды эти съедобны, но муромцы не едят их, и поэтому они получили от своих соседей такое название.

И. Л.

Вертячка, болезнь

— эта болезнь чаще всего поражает овец, преимущественно молодых (до года), гораздо реже рогатый скот, и только в исключительных случаях наблюдалась у лошадей, коз и антилоп. Частота заболевания ей овец объясняется присутствием при овечьих стадах пастушьих собак, в кишечнике которых весьма часто паразитирует ленточная глиста, известная под именем Taenia coenurus (см. Глисты). Яички этой глисты, выходя наружу с калом собак, попадают на траву пастбищ и вместе с травой проглатываются овцами. В желудке под влиянием пищеварительного сока оболочка яйца растворяется, зародыш становится свободным и, пробуравив своими шестью крючьями стенку кишечника овцы, заносится движением крови в головной или спинной мозг. Здесь зародыш, сбросив крючья, превращается в пузырь, который постепенно вырастает до величины куриного яйца. Находясь в мозгу, пузырь производит на него сильное давление, вследствие чего у овцы появляются угнетенный вид и своеобразные расстройства движения, от которых получила свое название и сама болезнь. Расстройства эти, смотря по месту, занимаемому в мозгу пузырем, состоят или в беспрерывном круговом движении овцы (манежные движения), или во вращении животного вокруг длинной оси тела, или, наконец, в беспрерывном беге вперед. Первые мозговые явления замечаются спустя несколько недель или месяцев после того как яичко глисты проглочено и, постепенно усиливаясь, через 4 — 6 недель или более вызывают паралич мозга и смерть.

Различают три стадии болезни: 1) раздражение мозга вследствие внедрения зародышей в мозг, продолжается 8 — 10 дней, бывает поздним летом; 2) скрытый период, когда зародыш превращается в пузырь и растет, продолжается 4 — 7 месяцев, и 3) бурное проявление болезни, когда пузырь вырос до известного объема и начинает производить давление на соседние части мозга; наступает в конце зимы, в начале весны.

По этим вынужденным движениям можно, хотя и не вполне точно, но с известной вероятностью заключить о месте нахождения пузыря. Так, при манежных (круговых) движениях пузырь находится поверхностно в мозговом полушарии той стороны, в которую животное кружится; при движении наподобие часовой стрелки мозговик помещается или на полушарии соответственной движению стороны, или на дне противоположного мозгового желудочка; при неудержимом стремлении вперед — в лобных мозговых долях; при таком же стремлении вперед, но с загнутой назад головой — между большим мозгом и мозжечком; при катающемся движении — на основании мозжечка. Для излечения можно постараться оперативным путем удалить пузырь из мозга; но так как это удается очень редко, то при появлении болезни в стаде гораздо важнее профилактические меры. Из них главная — очистить кишечник пастушьих собак от взрослой глисты, для чего им дают глистогонное.

Что касается до вертячки и вертежа собак, при котором кажущиеся вполне здоровыми собаки вдруг начинают кататься вдоль длинной оси тела, то это страдание не имеет ничего общего с вертячкой овец. Причина его состоит в поражении мозжечка, пока малоизученном. Несколько раз вертячка собак наблюдалась при так называемой нервной форме чумы собак. Ни в каком случае головы овец, болевших вертячкой, не должны быть даваемы в корм собакам, так как проглоченный ими пузырь развивается у них вновь во взрослую глисту. В тех местностях, где болезнь встречается часто, даже вовсе не выпускают ягнят на пастбище, особенно в сырое время, когда жизнеспособность яичек не прекращается довольно продолжительное время.

В. Татарский.

Вертячка, жук

(Gyrinus, см. табл. Жесткокрылые, Coleoptera) — жук из сем. вертячковых (Gyrinidae). Сюда относятся небольшие (наибольшие тропические виды достигают длины 17,5 мм) водяные жуки с удлиненно-овальным телом, короткими утолщенными сяжками, вытянутыми хватательными передними ногами и укороченными и расширенными двумя задними парами ног, служащими для плавания: глаза их хитиновым краем головы разделены на верхнюю и нижнюю половины, почему вертячки одновременно могут смотреть вверх и вниз. В. плавают очень быстро на поверхности воды, описывая круги, и этим бросаются в глаза; они хорошо ныряют, в случае крайности летают, питаются животной пищей. Удлиненные личинки их снабжены сосательными жвалами, наружными (трахейными) перистыми жабрами и 4 щетинками на конце брюшка, живут в воде, питаются животными; при превращении в куколку делают поблизости от воды пергаментообразный заостренный на концах кокон. Представители семейства живут в числе около 120 видов во всех частях света. Один из обыкновеннейших видов — вертячка-поплавок (G. natator), черно-голубого цвета или черного с голубоватым краем, снизу черный, край грудного щитка и надкрылий и ноги — ржаво-красные; длина 5 — 6 мм.

Н. Книпович.

Верушевский Казимир

— проповедник, польский иезуит (1670 — 1744), приобретший печальную известность тем, что в 1724 году был одним из самых бешеных обвинителей торнских граждан, которые недостаточно строго наказали виновников нападения на иезуитский костел. В. был здесь орудием Августа II, и ему прежде всего надо приписать то, что приговор был так строг. Напечатал: "Elegia heroica" (1716); "Triumphus Charitatis" (1717); "Laurea poetica" (1719, 1726); "Fama polska" (1720).

И. Л.

Верушов

— местечко на границе Силезии, Велюнского у., Калишской губ., при р. Просне. Замечательно своей торговлей, процветающей благодаря близости В. к Бреславлю. Жит. 2800, главное занятие которых — фабричное производство корсетов. Здесь находится первоклассная таможня, через которую в 1889 г. вывезено на сумму 733000 руб., а ввезено на 210000 руб.; пошлин поступило 103000 р. Главнейшие статьи экспорта: сосновые и дубовые бревна, домашняя птица и пр.

Верфенские сланцы

— нижний горизонт ломбардского триаса (см. это сл.).

Верфф Адриан

(van der Werff, 1659—1722) — голландск. живописец. Еще в раннем детстве выказал большую способность к искусству; учился у роттердамского портретиста Корнелиса Пиколетта и Эгл. ван дер Нэра. Начав работать самостоятельно в возрасте 17-ти лет, он вскоре составил себе известность небольшими портретами и картинами исторического, мифологического и жанрового содержания. Курфюрст Иоанн-Вильгельм пфальцский взял с него обязательство проводить девять месяцев в году при его дворе за жалование 6000 флор. в год. В 1703 г. в. д. В. был возведен курфюрстом в дворянское достоинство и с этого времени стал титуловать себя в подписях на картинах "кавалером". Редко кто-либо из художников при своей жизни пользовался такою славою и продавал свои произведения так дорого, как ван дер В.; зато его репутация сильно понизилась в потомстве. Он писал преимущественно картины небольшого размера, которые более ценятся, чем крупные. Необычайно тонкая отделка его произведений была главною причиною преувеличенного уважения к нему; но в композиции его картин есть некоторая искусственность и принужденность, фигуры лишены настоящей жизни и смахивают на выточенные из слоновой кости, а исполнение вообще напоминает живопись на фарфоре. Картины ван д. В. имеются почти во всех европейских музеях; в Имп. Эрмитаже их насчитывается девять. Брат Адриана в. д. В., Питер в. д. В. (1665—1718), — также живописец, обязанный ему своим образованием. Оба брата иногда работали вместе, и исполненные ими картины кажутся написанными одною и тою же рукою. Произведения Питера, в свое время пользовавшиеся большим почетом, хотя и менее тонкие по исполнению, встречаются теперь редко; многие из них слывут работами Адриана.

Верфь

— в больших портовых городах, равно как и в местах постоянной стоянки военного флота, устраиваются всегда приспособления для постройки и починки судов. Совокупность всех сооружений, служащих для этой цели, носит название корабельной верфи. Главные сооружения, возводимые на В., суть: судостроительные эллинги, мортоновы эллинги, или сухие доки для починки судов; этой же цели служат иногда плавучие доки, сараи и навесы для склада строительных и ремонтных материалов; склады для тросов и парусов; кузницы и мастерские; мачтовый кран для установки на судах мачт, котлов, машин и других тяжелых принадлежностей судна; склады для провианта и вещевые склады для обмундирования матросов. На В. имеются мастерские для постройки гребных лодок, сараи для хранения их зимой; при В. есть гавань для зимовки судов, остающихся зимой в воде, и затем административные постройки, иногда с квартирами постоянных служащих на В. На военных верфях имеются, кроме того, склады боевых припасов, арсеналы для оружия, склады угля и казармы для матросов. В России имеются следующие В.: 1) казенные: в Кронштадте, в Петербурге (в новом Адмиралтействе на берегу Невы и на Охте), в Николаеве, в Севастополе и Владивостоке; они все предназначаются для военного флота. 2) Частные: Балтийский завод, Франко-русского общества на берегу Невы в Петербурге, в Ревеле, Риге, Гельсингфорсе, в Або, в Одессе и в Баку. Эти последние В. состоят обыкновенно из одного сооружения для постройки или починки судна и необходимых к нему прибавочных сооружений для производства работ (см. Док, Эллинг).

А. Нюберг.

Верх

— в XVII — XVIII веках, а может быть и раньше, так назывались внутренние царские комнаты, вообще — царский дворец; по аналогии в том же значении это слово употреблялось и по отношению к боярским хоромам или комнатам. Отсюда многие предметы и лица, так или иначе связанные с дворцом, назывались верховыми, т. е. придворными (см. Верховая боярыня); типография, устроенная во дворце Симеоном Полоцким, называлась верхней и пр. Ср. Туманского, "Росс. магаз." (111, 344); "Записки Сильвестра Медведева" у Сахарова в "Записках русск. людей" (под 7190 годом) и пр.

А. Э.

Верх-Инвенское село

— в Соликамском уезде, Пермской губ., на реке Инве, с деревнями, к нему принадлежащими и образующими Верх-Инвенский приход, замечательно в том отношении, что население как его, так и его прихода состоит из пермяков, не вполне обрусевших.

В. А.

Верх-иренская четверть

— старая административная единица управления татарами Кунгурского у. Пермской губ.

Верх-Исетский завод

— чугуноплавильный и железоделательный, в Екатеринбургском у. Пермской губ., принадлежит графине Н. А. Стенбок-Фермор и находится в 1 в. от г. Екатеринбурга, на р. Исети. В заводском селении 1241 двор и 6205 жителей, 2 православных и 1 единоверческая церковь, часовня, школа, прекрасный госпиталь, несколько экипажных и столярных мастерских. В. представляет весьма хорошо обстроенное село, имеющее вид совершенно городской. Между В. и городом прекрасный бульвар. При госпитале значительная патологоанатомическая коллекция. В.-Исетск славится также организацией пожарной команды и хорошими пожарными инструментами. Заводской пруд на р. Исети имеет около 10 в. в длину и 3 в. в ширину. Водой пруда приводятся в движение 5 водяных колес и 10 турбин. Паровых машин имеется 9, локомобиля 2. Рабочих на заводе 1300 чел. (1888). В 1886 г. выплавлено чугуна 21148, в 1887 г. — 36185 и в 1888 г. — 72468 метр. квинт. (129,221 и 442 тыс. пуд.), а железа: в 1886 г. 14601, в 1887 г. — 34785 и в 1888 г. 30062 метр. квинт. (89,212 и 183 тыс. пуд.). В. построен в 1726 г. казной, позже перешел к Савве Яковлеву и ныне находится во владении его внуки. Огромная дача Верх-Исетского завода (115437 дес.) богата лесами (61389 дес = 589,3 кв. в.). В ней немало гор, много болот, речек и озер. В даче несколько надежных железных рудников. Разработка железных руд началась в 1702 г. Хромистый железняк, добываемый в даче, считается лучшим на Урале. Добыча россыпного золота в округе Верх-Исетских заводов началась с 1819 г. и продолжается до сих пор; в 1886 г. его было добыто 760,7, в 1887 г. 870,3 и в 1888 г. 993,4 килогр.

В. А.

Верх-Исетских заводов округ

— в Екатеринбургском и частью Верхотурском у. Пермской губ. составляется заводами: Верх-Исетским, Верх-Нейвинским, Верхнетагильским, Нижненейвинским, Нейво-Рудянским, Нижнесылвинским, Режевским, Саргинским, Сылвинским, Уткинским и Шайтанским, отчасти чугуноплавильными и железоделательными, отчасти литейными и железоделательными. Общая площадь заводских дач округа — 529315 десятин. Леса занимают площадь в 410140 десятин.

Верх-Нейвинский завод

— литейный и железоделательный, в Екатеринбургском уезде Пермской губ., в округе Верх-Исетских заводов графини Стенбок-Фермор, расположен на р. Нейве, в 75 вер. от гор. Екатеринбурга. В В.-Н. заводе 653 двора и 2808 жителей; 2 православн. церкви, часовня, много лавок. Пруд В.-Н. завода имеет около 10 вер. в длину и от 1 — 3 в. в ширину; плотина пруда имеет почти 415 саж. длины. Водой пруда приводятся в движение 7 водяных колес и 4 турбины. Есть и паровые двигатели. Железа выделано: в 1886 г. 25987, в 1887 г. — 23924 и в 1888 г. 20292 метр. квинт. (159,146 и 124 тыс. пуд.). В.-Н. завод построен в 1762 г. Прокопием Демидовым, а в 1769 г. продан им Савве Яковлеву. Уральский хребет проходит через заводскую дачу, образуя водораздел; высота его здесь невелика. В даче В.-Н. есть железные рудники, месторождения хромистого железняка, золотоносные россыпи. Прииск Ягодный по обширности своей и богатству пользовался широкой известностью. В россыпях находили рутил, сфен, диопсид и пушкинит — разность эпидота, а в твердых горных породах — родохром, кеммерит, кочубеит, пироксмен, орлец и др. Вообще местность в геологическом и минералогическом отношении мало исследована. Население в даче редко. Выделка железа в этой местности начата при царе Алексее Михайловиче Тумашевыми, причем в 1669 г. на р. Нейве Дмитрием Тумашевым был поставлен завод, на котором железо добывалось из руды в ручных печках и проковывалось под молотами.

В. А.

Верх-Теченское село

— в Шадринском у. Пермской губ., на правом берегу р. Течи, в 68 вер. от гор. Шадринска; 166 дворов, около 1000 жит., 2 православные церкви, часовня, школа, по субботам базары, много лавок. Довольно важное торговое место. На торжках (два раза в год) и на базарах в большом количестве идет в продажу: хлеб, конопляное и льняное семя, коровье масло. Село принадлежало в старые годы Далматовскому монастырю под именем Теченского или монастырского поселья на Тече. Сюда был переведен женский монастырь из Далматова. Ныне в селе существует православная женская община, выделывающая для продажи много восковых свечей. В конце XVII и начале XVIII стол. В.-Т. село было обнесено стеной.

В. А.

Верх-Тойда

— село Воронежской губ., Бобровского уезда, в 40 вер. от уездного города, на берегах речки Малой Тойды. Жителей свыше 3000, дворов 260. Главное занятие жителей — хлебопашество, а зимой кустарные промыслы.

Л. В.

Верх-Язьвенское село

(Обвинский монастырь) — в Соликамском уезде Пермской губ., на р. Язьве, в 210 вер. от гор. Соликамска. В 1781 году, при открытии Пермской губернии, оно было сделано уездным городом Обвинским. При императоре Павле I Обвинск переименовали в заштатный город, но он не мог удержаться даже в этом положении и стал селом Верх-Язьвенским. Теперь в В.-Я. селе 30 дворов и 93 жит. (1878); 2 церкви, 2 конных ярмарки, базары.

В. А.

Верх-Яйвенское село

— в Соликамском уезде Пермской губ., на р. Яйве, в 107 вер. от гор. Соликамска, замечательное по находящимся вблизи его большим пещерам в горах Тихой, на р. Яйве, и Белой, на р. Ценве. Тихогорская пещера — сталактитовая. В самом селе 33 двора и около 200 жителей.

В. А.

Верхарн Эмиль

(Verhaeren) — современный бельгийский поэт; наряду с Метерлинком стоит во главе новейшей французской поэзии. Фламандское происхождение В. и национальный отпечаток его творчества не отделяет его от французской поэзии, а напротив, обогащает французское художественное творчество новым оттенком северной созерцательности, соединенной с активным духом. В. род. близ Антверпена в 1855 г. Он деятельно участвует в общественной жизни Бельгии, примыкая к поборникам прав рабочего класса. В. — один из главарей литературного движения, носящего название "La jeune Belgique". По его инициативе или при его ближайшем участии создалось в Бельгии несколько журналов, где проповедь новых формул в поэзии и живописи шла наряду с пропагандой социализма (в духе английского прерафаэлитизма). Кроме стихов, В. написал множество статей по общественным вопросам и по искусству. Он большой знаток старой фламандской живописи и нового искусства. Основное настроение поэзии В. — созерцание природы и жизни людей, с сознанием глубокого разлада между жаждой святынь и уродливостью жизни. Он говорит о невыносимости земных страданий, жаждет мистических примирений, но не находит их и скорбит о пустоте мира, о бесцельности всех начинаний человечества, порвавшего связь с божественной основой мира. Из отчаяния, звучащего в лучших его лирических сборниках, В. старается, однако, вырваться; его примиряет с жизнью вера в освободительные движения масс, в плодотворность сил, таящихся в людях, в конечное торжество мира и любви на земле. Эти мотивы все сильнее звучат в его лирике. Печаль В. — мистическая, выходящая за пределы человеческих начинаний, а примирения его — позитивные, сводящиеся к уверенности в возможности счастья на земле, к человеческой религии сострадания. Сборники лирических стихотворений В. выходят трилогиями; они представляют собой историю души поэта. Очень своеобразна его лирика городской жизни: он увидел и воспел поэзию культуры, созданной руками человеческими, поэзию фабричных центров, городских улиц, зрелищ труда и борьбы. Он рисует тружеников в деревне и в городе, и под его рукой все эти столяры, ткачи, веревочные мастера и т. д. становятся типами духовной жизни человечества. В первой трилогии: "Les bords de la route", "Les Flamandes" (1883), " Les Moines" (1886) В. противопоставляет созерцательную, сонную, но по-своему мощную и красивую жизнь фламандских деревень, как знамение силы бессознательных и глубоких инстинктов жизни — возбужденной жизни старых фландрских монастырей, некогда населенных испанскими монахами, которые проводили жизнь в вечной борьбе: внешней, для подчинения своей власти всего мира, и внутренней, против соблазнов во имя аскетизма. Деревни и монастыри воплощают для В. два начала жизни — удовлетворяемость плоти и мятежность вечно борющегося духа. В следующей трилогии: "Les Soirs", "Les D ébâ cles" и "Les Flambeaux noirs" (1887—1891) деревня и город рисуются в другой перспективе — как воплощение мучительной разорванности, кошмарности зрелищ жизни. В природе, в человеческих лицах, в разрушенных мельницах поэту слышатся отголоски тщетных усилий человеческого разума, отчаяние душ, утративших прежнюю веру в святыни и в своем бессилии идущих к мукам безумия. Лучшие стихотворения этого сборника — "Les Malades" и "Notre Dame de la Folie". В трилогии "Villages illusoires" (1894), "Les apparus dans mes chemins" (1891), "Les Vignes de ma muraille" жизнь деревни рисуется опять символически, как вместилище всех видов человеческого страдания. Лучшие стихотворения этой трилогии — "Les cordiers", " L e passeur d'eau", "Le vent". Мощный поэтический талант В. сказался, быть может, ярче всего в двух других сборниках — "Campagnes Hallucin é es" и "Villes tentaculaires", рисующих захват деревенского населения кошмарным соблазном городов. Стихотворения этих сборников славословят мятежный дух, который должен помочь проснувшимся силам масс создать новую счастливую жизнь. В последнее время появились сборники "Forces tumultueuses" (1902), где уже звучит вера в обновление жизни, затем "Toute la Flandre" и наконец, "Les Heures de l'aprè s-midi", отличающийся успокоенным, углубленным тоном. Мастерство формы у В. очень велико. Он создал "свободный стих" новыми гармониями и ритмами своей поэзии. Мелодия его стиха не имеет себе равной в современной французской поэзии. В. написал также несколько высоко художественных драм: "Les Aubes" — социальная драма утопического характера, "Le Cloоtre" — несколько романтичная, но написанная с большим подъемом. Несомненные достоинства имеет также его драма "Philippe II".

См. Alb. Mockel, "E. V." (1895); З. Венгерова, "Литературные характеристики" (т. II); Вал. Брюсов, в "Весах" (1904).

З. В.

Верхлицкий или Врхлицкий

— псевдоним знаменитого современного чешского поэта Эмиля Богуша Фрида (см. это сл.).

Верхне-Алапаевский завод

— давно упраздненный железный завод, построенный в 1779 г. при Савве Яковлеве, на р. Алапаихе, притоке Нейвы, в Верхотурском уезде Пермской губ.

Верхне-Ангарское село

или Ирокан — самое значительное селение в долине В. Ангары, в 160 вер. от ее впадения в Байкал, на берегу оз. Ирокан. Вместе с 3 другими деревнями: Ченча, Комара и Душкачан, лежащими в дельте Ангары, и селением Горемыки на берегу Байкала В. А. село составляет отдельное верхнеангарское общество, включающее в себе все русское население В. Ангары. Во всех 5 поселениях в 1885 г. было 467 д. об. п., в селе же Ирокан 295 д. (при 60 дворах); в селе есть церковь, школы нет. Засевается преимущественно ярица, менее — ячмень.

Г. П.

Верхне-Ахтубинское

(Безродное) — село Астраханской губ., Царевского уезда, в 51 версте к С.З. от уездного города, при р. Ахтубе. Безродным называется вследствие первоначального заселения его в 1745 г. людьми беглыми, не показывавшими своего происхождения; цель поселения их было желание правительства завести здесь шелководство. Около села начинаются известные Ахтубинские развалины, простирающиеся верст на 70 вдоль берега Ахтубы (см.). Жители занимаются преимущественно скотоводством. 3 богадельни, училище с 84 учащ., девять лавок, 2 кирпичных завода, 2 маслобойни, более 70 ветряных мельниц, еженедельные базары, две ярмарки. Жителей 56 2 6 душ обоего пола.

Ф. Ш.

Верхне-Балыклейское село

— см. Балыклейское.

Верхне-Баранчинский завод

(иначе Плотинка) — см. Баранчинские заводы.

Верхне-Булайское село

— Иркутской губ., Балаганского округа, Черемховской волости, в 92 вер. от окружного города, лежит в верховьях р. Булая, левого притока р. Белой, впадающей в Ангару. В селении в 1888 г. считалось 218 жилых домов и 1275 жителей, кроме хлебопашества занимающихся извозом. Церковно-приходское училище, 3 лавки, 2 питейных заведения, 6 кузниц (1888 г.).

Ф. Ш.

Верхне-Инбатское

— село Енисейской губернии и округа, Туруханского края, на правом берегу Енисея. Главный пункт Верхнеинбатского участка, в котором заключаются 4 селения, 23 станка и 1 выселок. Инородческая управа. Граница посева ячменя; далее к северу от Инбатского никаких хлебных злаков не сеют.

Н. Л.

Верхне-Иргинский завод

(железоделательный) — в Красноуфимском уезде Пермской губернии, на р. Иргине, в 25 вер. от гор. Красноуфимска. В последние годы он не значится в списке действующих заводов. Заводское селение, называемое также Тохтамышем, имеет 137 дворов и 618 жит. (1878).

Верхне-Камчатск

— заштатный гор. Приморской области Восточной Сибири, внутри полуострова Камчатки, на левом берегу р. Камчатки, у впадения р. Андреяновки, против устья р. Ковычи. В.-К. основан в 1703 г. Атласовым; сначала играл роль крепостцы; впоследствии, когда там были поселены сборщики податей, был назван городом. В настоящее время, утратив всякое значение, он представляет камчадальский острог. В 1852 г., во время путешествия Дитмара, В.-К. состоял из 10 домов, одной часовни и одной кузницы, в беспорядке разбросанных по левому берегу реки Андреяновки. 53 жителя В.-К. (21 мужчина и 32 женщины) имеют 34 шт. рогатого скота и 10 лошадей. Кроме малоуспешного скотоводства, жители занимаются огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Рыба, по преимуществу из сем. лососевых (горбуша, кетя, чавыча), составляет главную пищу жителей. Ditmar, "Reis. in Kamtsch." ("Beitr. z. Kenntn. d. Russ. Reichs" т. VII, 1890).

Н.

Верхне-Каргальская станица

— в Земле Войска Донского, Первого Донского округа, на устье р. Прорвы, при впадении ее в р. Дон, в 128 вер. к В. от Новочеркасска. Дворов 698; жит. 4302, главное занятие которых — чумачество. Одноклассное станичное приходское училище.

Л. В.

Верхне-Колымск

— бывший острог (крепостца), ныне селение, Колымского округа Якутской области, лежит при р. Ясачной, в 2 вер. от впадения ее в р. Колыму, в 250 вер. к Ю. от окружного города; состоит из нескольких домов, в которых числится всего 31 душа; церковь, училище, рыбный магазин. Сообщение с Якутском производится через Омекон, но путь крайне неудобен по малолюдству и глубоким снегам. В прежнее время В.-К. был складочным местом для острогов Анадырского и Нижнеколымского. Ср. Врангель, "Путешествие по северным берегам Сибири" (1841); Словцов, " Историческое обозрение Сибири" (1839, ч. II); А. Миддендорф, "Путешествие на север и восток Сибири" (ч. II, 1869 —1878).

Ф. Ш.

Верхне-Кундрюческая станица

— в Земле Войска Донского, Первого Донского округа, при р. Кундручье, в 35 вер. от окружной станицы. Дворов 789, жит. 8392. Главное занятие населения — скотоводство и извозный промысел. Одноклассное приходское училище.

Л. В.

Верхне-Курмоярская станица

— в Земле Войска Донского, Второго Донского округа, вдоль правого берега Дона. Одно из древнейших поселений донских казаков. Жителей в 1889 г. было 10918. Одноклассное станичное приходское училище. Жители окрестных хуторов главным образом занимаются хлебопашеством, садоводством и рыболовством, а жители самой станицы — скотоводством и извозным промыслом .

Л. В.

Верхне-Кыштымский завод

— см. Кыштымские заводы.

Верхне-Макеевская волость

— в Земле Войска Донского, Донецкого округа. Заключает одну слободу того же названия и поселок Ново-Павловский. Вся земля принадлежит крестьянам. Слобода Макеевка, при р. Ольховой, в 108 в. от окружной станицы, имеет 617 двор.; жителей свыше 5500. Главное занятие их — хлебопашество.

Л. В.

Верхне-Михайловская станица

(Николаевская тож) — в Земле Войска Донского, Первого Донского округа, на Дону, от окружной станицы в 30 в. Жителей до 10000, дворов 1676. Главное занятие — скотоводство и садоводство.

Л. В.

Верхне-Обливская волость

— в Земле Войска Донского, Донецкого округа, состоит из слободы того же названия и 11 поселков; вся земля принадлежит крестьянам. Верхне-Обливская слобода, при р. Быстрой, находится в 140 в. от окружной станицы; дворов 400, жителей свыше 3600.

Л. В.

Верхне-Ольховская волость

— в Земле Войска Донского, Донецкого округа, состоит из слободы того же названия и 2 поселков. Вся земля принадлежит крестьянам. Верхне-Ольховая слобода, при р. Ольховой, в 120 в. от окружной станицы, имеет 425 дворов, а жителей до 4000.

Л. В.

Верхне-Погромное село

— в Астраханской губернии, Царевского уезда, Рахинской волости, лежит на левом берегу р. Волги, в 75 в. от уездного города. Училище с 114 учащ., маслобойни, рыболовные ватаги, несколько лавок, значительное скотоводство; жителей более 5000 душ об. п.; занимаются, кроме земледелия и скотоводства, извозом.

Ф. Ш.

Верхне-Салдинский завод

чугуноплавильный и железоделательный — в Верхотурском у. Пермской губ., принадлежит к округу Тагильских заводов наследников Демидова. Построен Никитой Демидовым в 1778 году, на р. Салде, вливающейся в Тагил, в 36 в. от Нижнетагильского завода и в 186 в. от г. Верхотурья. При заводе пруд, приводящий в движение 8 водяных колес и 5 турбин. Один из важнейших чугуножелезных заводов в России. В последние годы на В.-С. зав. выплавлено чугуна: в 1886г. — 51560, в 1887 г. — 82966 и в 1888 г. — 69264 метр. квинталов; железа в 1886 г. — 183000, в 1887 г. — 215000 и в 1888 г. — 248000 пудов. В В.-С. дворов 752, жит. 3838 (1888); церковь, школа, больница и значительное число лавок.

В. А.

Предыдущая страница Следующая страница