Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 32, Веч - Виб)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 32, Веч - Виб)

Предыдущая страница Следующая страница

Вечеря тайная

— новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа. Приблизился день, "в кот. надлежало заколоть пасхального агнца" (14-е нисана, "между двумя вечерами", т. е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари). Весь этот день проходил в Иepyсалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца; иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят. Позаботились о том же и ученики Христовы, и уже накануне, по указанию своего Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного тайного последователя Христа (по предположению некоторых — в доме Иосифа Аримафейского). В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, и под влиянием греков и римлян введено было возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более, что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал во всю свою длину, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Обмывать ноги гостям было делом рабов; но перед тайной вечерей Сам Христос в Своем бесконечном смирении встал из-за стола и исполнял эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики, как омытые водой духовного учения из источника жизни, теперь чисты; но, прибавил Он с грустью, "не все". Началась затем сама вечеря; Христос стал объяснять ученикам значение только что совершенного им действия, как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но взор Его упал на возлежавшего поблизости к нему Иуду, и дух Его опечалился. "Истинно, истинно говорю вам, — сказал Он, обращаясь к ученикам, — что один из вас предаст Меня". Страх объял учеников; они вопрошали Учителя: "не я ли, Господи?". Чтобы не обнаружить перед своими сотоварищами своей виновности, Иуда Искариот также спросил: "не я ли Господи?" и получил в ответ: "ты сказал" (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Обмакнув кусок в блюдо, Христос подал Искариоту со словами: "что делаешь, делай скорее". Иуда, отуманенный алчностью, не раскаялся, а вышел из-за стола и отправился на свое гнусное дело. Как только удалился предатель, дух Христа как бы воспрянул от отягчавшей его скорби, и Он с облегченным сердцем воскликнул: "Ныне прославится Сын человеческий, и Бог прославится в Нем". Ему недолго уже оставалось быть со своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую, они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего, — именно заповедь, чтобы они любили друг друга и по этой любви все могли бы узнавать, что они именно Его ученики. Затем наступил самый важный момент тайной вечери: установление Христом таинства евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих с Христом. Ученики понимали, что их возлюбленный Учитель уходит от них, и печалились. Тогда Христос в утешение им установил таинство причащения Его Тела и Крови, как истинного Агнца, вземлющего грехи мира. Во время вечери Он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте от нея все; ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, как доселе и совершается оно христианской церковью. Вследствие такого происхождения таинства причащения оно на церковно-славянском языке также иногда называется тайной вечерею, как, напр., в известной молитве перед причащением: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими" и пр. — В евангелиях о Тайной Вечери говорится в следующих местах: в Евангелии от Матфея гл. XXVI, ст. 17 — 35; Марк. XIV, 12 — 31; Лук. XXII, 7 — 38; Иоанн. XIII — XVIII, а также в первом послании ап. Павла к коринфянам X, 16 и XI, 23 —25.

Самым лучшим художественным изображением Тайной Вечери справедливо считается известная картина Леонардо да Винчи (см. это имя), хотя, изображая присутствующих сидящими за столом, она отступает от археологической точности.

А. Л.

Вечесловы

— дворянский род. Василий Ильич В. в 1578 г. верстан поместным окладом. Ср. "Гербовник", VI, 30.

Вечник

— участник вечевого собрания, позднее бунтовщик, мятежник (сообразно изменившемуся значению слова вече). Сербский ви j ечник (в Дубровнике) значит советник, член совета.

Вечное движение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вечное перо

— Как только появились стальные перья, были попытки получить В. перо, сделав его из золота, с острым напаянным иридием, металлом очень твердым и неизменяемым. Но эти дорогие перья распространения не получили. В семидесятых годах появилось в продаже американское "стилографическое перо", у которого острие состояло из платино-иридиевой трубочки с довольно плотно входящим в него стерженьком из того же материала. Цилиндрическая ручка из рогового каучука служила резервуаром для чернил, выходивших лишь постепенно из капиллярного, кольцевого отверстия. Теперь такого рода перья довольно распространены: они позволяют писать очень скоро, как карандашом, проводя буквы почти без утолщений. Но они капризны: чернила обыкновенно легко подсыхают на оконечности трубки, а при очень влажном воздухе вытекает больше, чем нужно, и черты расплываются. Поэтому писать удобно только довольно крупно и круглым шрифтом. Недавно появились довольно удачные "источниковые перья" (Fountain pens), тоже американского происхождения. В них ручка служит резервуаром, из которого чернила вытекают на перо в нужном количестве при надавливании рычажка.

Вечнозеленые растения

— развивают новые листья до отмирания и опадения старых. В больших широтах к ним относятся хвойные леса (за исключением лиственничных) с некоторыми В. полукустарниками. В Средиземной области (см. География растений) появляются В. широколиственные деревья (преимущественно виды дуба, около 10), и кустарники (падуб, маслина, лавр, олеандр, мирт, лавровишенник и др.). В. леса распространены под тропиками (напр. лавровые леса Канарских островов, буковые леса юго-зап. берегов Южн. Америки и др.). Встречаются они там в дождливых местностях, где обилие влаги и света и теплый климат дают возможность листьям функционировать круглый год, чем и объясняется более быстрое и роскошное развитие В. лесов по сравнению с нашими, теряющими листву.

Вечности вещества закон

— см. Вещество, Лавуазье и Химия.

Вечность, вечный

- Это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояниe существа, безусловно не подлежащего времени, т. е. не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего зараз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова В. существа абсолютного. 2) Под В. разумеется также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах В. миpa, которая иногда (напр., у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания. В порядке развития человеческой мысли ни то, ни другое понятие В. не может быть признано первоначальным. Оба они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна была придти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан. С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокрушающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие ее действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о В., как о признаке трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов (см. под соответствующими именами). Вопрос о В. во втором смысле, т. е. как о бесконечном продолжении временного бытия, см. под сл. Мировой процесс.

Вл. С.

Вечный город

(Urbs aeterna) — почетное название г. Рима, впервые упомянутое в кодексе Феодосия.

Вечный жид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вешала

— так, называются сушильни с наружными стенами в виде жалюзи, где на перекладинах развешиваются окрашенные или пропитанные протравой ткани для высушивания. Так как длина куска обыкновенно около 60 аршин, то завес одного куска делается в несколько петель. Жалюзи дают возможность по произволу увеличивать или уменьшать приток наружного воздуха и таким образом усиливать или уменьшать вентиляцию. Большею частью над сторонами, снабженными жалюзи, делается небольшой навес, дозволяющий в хорошую погоду вывешивать ткань для просушки снаружи. В. часто непосредственно одной стороной соприкасаются с сушильней, каменным зданием, внутри устроенным так же как и вешала, и отапливаемым расположенным внизу его калорифером. В случае дурной, влажной погоды, ткань с вешал перевешивается в сушильню.

А. П. Лидов. Δ.

Вешвяны

— см. Вешвяны.

Вешвяны

— м. Ковенской губ., Тельшевского у., на р. Юдре, в 7 верстах от у. города. Костел, богадельня. В XVI в. м. В. было королевской волостью, а потом поветовым местечком.

Веше

— оз. Лифляндской губ., Венденского у., на Пебальгских высотах (плоскогорье Аа), в средней части их. 8 в. в окружности, В. соединяется протоком с озерами Аллуксте, Иннис, Вессет и др. Из этих озер и оз. В. берут начало многие реки Лифляндской губ.

Вешение линии

— обозначение ее на местности рядом отвесно поставленных вешек, находящихся в одной вертикальной плоскости. Так как положение прямой вполне определяется двумя данными на ней точками, то поэтому для провешения линии достаточно иметь две, точно определенные ее точки на местности. Сообразно с расположением этих точек В. линии бывает двоякого рода: а) В. ее, или, вернее говоря, продолжение по двум точкам и б) В. линии между двумя данными точками. В первом случае, поставив вешки в обеих точках и отойдя от крайней вешки на 50 — 100 шагов в том направлении, в каком следует вешить линию, съемщик старается поставить третью вешку в таком месте, чтобы она вполне закрывала первую и вторую, для чего перемещает ее то вправо, то влево до тех пор, пока наконец луч зрения съемщика, проходящий через третью вешку, не будет находиться в одной вертикальной плоскости с первыми двумя вешками, тогда, установив третью вешку, съемщик отходит от нее на 50 — 100 шагов и таким же образом находит место для установки четвертой вешки, и т. д. Несколько сложнее провешить линию между двумя точками. Если местность ровная и открытая, то эта задача значительно упрощается: поставив вешки в крайних точках подлежащей провешению линии, съемщик становится возле одной из них и посылает рабочего с вешкой по направленно к другой; когда рабочий, пройдя 50 — 100 шагов, остановится, то съемщик, смотря через вешку возле которой стоит и подавая знак движением руки, заставляет рабочего до тех пор передвигать вешку то вправо, то влево, пока, наконец, она не покроет вторую вешку, стоящую на конечной точке; тогда всe три вешки будут находиться в одной вертикальной плоскости. Подобным образом устанавливает четвертую вешку, затем пятую и т. д., пока не дойдет до конца линии, где стоит вторая вешка. Если местность холмистая, то вешение происходит таким же образом до тех пор, пока при подъеме не будет поставлена вешка на вершине холма, а при спуске внизу, в лощине; в том и другом случае съемщик, сообразуясь с прежде поставленными вешками, направляет рабочего для установки новых так, чтобы они лежали с прежде поставленными в одной вертикальной плоскости. В учебниках геодезии указываются еще особенные случаи, как, напр., нахождение какого-либо препятствия (горы, болота) между точками при провешении там прямой линии, значительность расстояния одной точки от другой, не дозволяющая видеть, стоя в одной точке, вешку поставленную в другой и т. п. Но решение подобного рода задач может быть выполнено гораздо вернее, скорее и удобнее при помощи экера или одного из угломерных инструментов, чем обыкновенно и пользуются в практике.

В. С.

Вешенская станица

— в Земле Войска Донского, Усть-Медведицкого округа, при р. Доне, в 70 в. от окружной станицы. Два православных храма и одноклассное приходское станичное училище. Жителей 28471, дворов 5680. Главные занятия жителей — скотоводство и садоводство.

Л. В.

Вешинты

- см. соотв. статью.

Вешинты

— местечко Ковенской губернии, Вилькомирского уезда, на р. Вешинте. Католическая церковь, богадельня, еврейская школа, сельская приходская; казенные запасные хлебные магазины; 2 ярмарки; водяная мельница.

Вешка

— небольшой, возможно прямой кол или палка, длиною 1 — 1 1/2 саж. с заостренным нижним концом, которым она втыкается в вертикальном положении в почву при вешении линии. Различают двоякого рода В.: а) постоянные, сделанные из сухого соснового или елового леса, окрашенные в яркий (красный) цвет или же перемежающимися белыми и черными полосами и снабженные на нижнем конце острым железным наконечником и б) временные — обыкновенно ежедневно заготовляемые на месте производства работ из свежесрубленного, выросшего там леса и состоящие из молодых стволиков деревьев (лучшие еловые, затем сосновые), верхняя половина которых очищена от коры. При лесной съемке вешки остаются на провешенных линиях.

В.С.

Вешкинская рожь

- русский сорт, замечательный своею большою устойчивостью против климатических невзгод (не боится морозов и засухи) и превосходною урожайностью — сам 20 — 29 даже в засушливые годы. Эта рожь выведена в с. Вешках Московской губернии, имении К. В. Третьякова, путем акклиматизации пробштейской ржи и опыления ее местною рожью и отличается от своей родоначальницы формою колоса, с 40 — 50 зернами, более удлиненным, полным и крупным зерном, и обильною кустистостью — более 40 побегов из одного зерна. При глубокой вспашке и немелкой заделке семян почти не вылегает, хотя и достигает высоты 2 — 2 1/2 футов. От высева 4 1/2 — 6 четвериков на десятину получается урожай до 15 четвертей; после отсортировки, через 3 — 4 месяца после сбора, четверик В. ржи весит 47 — 48 фунтов. Ср. "Сельский Хозяин" (1886, № 37).

С.

Вешняк

— 1) вешнина, веснина — овчины, получаемые от овец, убитых весной, и потому называемые также весенними; они плохого качества, как в отношении шерсти, так и мездры, и идут на тулупы низшего сорта, а потому мало спрашиваются шубниками, редко встречаются в торговле и большей частью употребляются крестьянами для собственных надобностей. 2) В южных и юго-восточных губерниях шерсть, снимаемая с грубошерстных овец два раза в год, носит название двустриги, причем часть ее, именно шерсть весенней стрижки, называют иногда В. 3) Пенька, высушенная и мятая весной; она отличается более тщательной обработкой и ценится дороже приготовленной зимой, или зимняка, имеющего всегда зеленоватый цвет; в Рижском порту вешняковая пенька считается вторым по достоинству сортом (из четырех).

С.

Вешняков Владимир Иванович

— русский экономист и административный деятель, родился в 1830 году в С.-Петербурге. Окончил курс в петербургском университете на юридическом факультете, по разряду камеральных наук. В министерстве государственных имуществ, в департаменте сельского хозяйства, занимал последовательно должности начальника отделения, вице-директора и директора. С 1883 года В. И. состоит товарищем министра государственных имуществ; имеет звания сенатора и статс-секретаря. К числу важнейших правительственных распоряжений по сельскому хозяйству, состоявшихся в течение восьмилетней бытности В. И. директором департамента, принадлежат: издание положения и устава земледельческих училищ (1878 г.); организация собирания сведений о состоянии сельского хозяйства в различных местностях России (1878 г.); устройство правильной регистрации текущих сельскохозяйственных явлений при помощи постоянных корреспондентов и издания департаментом непрерывной летописи сельскохозяйственной жизни страны (1880 — 1881 г.); снаряжение экспедиций для исследования состояния овцеводства (1880 г.), издавшей свои труды в семи объемистых выпусках, и скотоводства (1882 г.), из работ которой появилось два выпуска; организация торфяного дела (1882 г.); издание нормального положения о низших сельскохозяйственных школах (1882 — 1883 г.). В 1880 году Вешняков был командирован в разные губернии для совещания с представителями сельскохозяйственных обществ и механических заведений о мерах к облегчению сельским хозяевам приобретать земледельческие машины и орудия отечественного производства, а также о способах содействия развитию сельскохозяйственного машиностроения в России. Результатом этой командировки было учреждение комиссии, выработавшей основания для так назыв. соло-векселей, выдаваемых землевладельцами. В 1886 году В. И. председательствовал на съезде железнозаводчиков в С.-Петербурге, в 1888 г. — на съезде рыбопромышленников и в том же году — в особом совещании при министерстве финансов с участием винокуренных заводчиков, в котором выработаны главные основания закона о сельскохозяйственном винокурении. Участвовал также в трудах ученых обществ: географического, где он был секретарем отделения статистики и членом совета, и вольного экономического, где был председателем политико-экономического комитета и вице-президентом общества. Почти все русские сельскохозяйственные и оба лесные общества считают В. своим почетным членом. Как представитель министерства госуд. имущ., В. участвовал на международных статистических конгрессах в Берлине (1863), Гаге (1869) и С.-Петербурге (1872) и на съезде сельских хозяев в Вене (1873).

Из трудов В., напечатанных в виде отдельных изданий, следует упомянуть: "О причинах возвышения Московского княжества" (1851); "Обзор сельскохозяйственных учреждений в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Германии и Италии" (1866; это — отчет о командировке в 1861 г. за границу, имевший существенное влияние на направление деятельности министерства государственных имуществ в последующие годы); "Notice sur l'industrie domestique en Russie" (1873; брошюра, поясняющая значение русского кустарного отдела на Венской международной выставке) и "Сборник законов и постановлений для землевладельцев и сельских хозяев" (1873, с дополнениями 1882 и 1888 гг.; 2-е изд. печатается). Под редакцией В. изданы; перевод сочинения Курсель-Сенёля "Руководство к теоретическому и практическому изучению предприятий промышленных, торговых и земледельческих" (1860) и юбилейные издания — "Очерк пятидесятилетней деятельности министерства государственных имуществ" (1887) и "Историческое обозрение 50-летней деятельности того же министерства" (1887 — 1888). Сверх того, В. поместил много статей в "Журнале министерства государственных имуществ" (1857 — 1864), "Трудах Императорской академии наук" (1861), "Архиве историко-юридических сведений о России" Н. В. Калачева (1861), "Известиях Имп. русского географического общества" (1869), "Русском вестнике" (1869), "Записках Императорского русского технического общества" (1870), "Вестнике Европы" (1870 — 1872), "Сборнике Императорского русского исторического общества" ("Проект императрицы Екатерины II об устройстве свободных сельских обывателей"), "Сборнике государственных знаний" ("Привилегии на изобретения"), "Земледельческой газете" и других изданиях.

Вешняков Игнатий Михайлович

— стряпчий, потом постельничий (1552 г.) царя Иоанна Грозного. Вместе с Алексеем Адашевым он был близок к царю, при котором находился во всех походах. В 1551 г., когда поставлен был г. Свияжск и вся горная сторона Волги пристала к Москве, для приведения к присяге вновь присоединившихся к Московскому государству послан был к воеводам стряпчий В. В 1554 году государь послал на Астрахань войско, предводителями которого были кн. Юрий Пронский-Шемякин и постельничий В. Затем, в 1559 г., В. принимал участие в военных действиях против крымцев: "он исшел на устье Днепра и поймал" ногайских мурз, братьев Араслана (см. это имя). Умер в 1565 г. Кн. Курбский называет его "мужем во истину храбрым и нарочитым".

А. Э.

Вешняков Федор Владимирович

— родился 16 января 1828 г., образование получил в училище правоведения, состоит ныне членом Московской судебной палаты. В. посвятил себя сравнительным историко-биографическим исследованиям. Результатом этих исследований были следующие издания его на французском языке: "É bauche d'une Economie des travaux scientifiques et esthétiques" (1860); "Introduction aux recherches sur l'Economie des travaux scientifiques" (1870); 3 о тдела "Recherches sur les conditions anthropologiques de la production scientifique et esthé tique" (1865—1873); "Histoire des beaux types féminins. I ntroduction" (1878). В. — член Парижского антропологического общества и почетный член Московского общества испытателей природы.

Вешняковы, дворянский род

Андрей Михайлович В. пожалован в 1682 (7190) г. грамотой на поместья. Игнатий Михайлович В. находился постельничим при Иоанне Грозном с 1551 по 1559 гг., когда был послан с войском на Дон, в помощь атаману кн. Константину Вишневецкому. Ср. "Гербовник", VI, 118.

Вещание

вещатель — см. Пророчество, Пророк.

Вещевое довольствие в войсках

— к нему относятся: 1) белье, одежда, обувь и снаряжение солдата; 2) конское снаряжение; 3) предметы снаряжения, общие для целых полков и других отдельных частей войск. Способы определения размеров В. довольствия различны; но между ними наиболее типичны: а) окладная система (в Италии, Бельгии, Баварии и частью во Франции), при которой на каждого солдата ежегодно отпускается казной определенный денежный оклад и на него приобретаются все предметы обмундирования и снаряжения; б) срочная система (в России, Германии и большей части француз. войск), когда размер довольствия основан на указном сроке, кот. должна прослужить каждая вещь; в) система натуральных окладов, или паев, принятая в Австрии. Там каждая часть при сформировании и каждый солдат при поступлении или возвращении на действительную службу снабжаются от казны предметами обмундирования и снаряжения в натуре, в готовом виде. Дальнейшее довольствие вещами производится натурой же, по мере действительной надобности; но размеры ежегодного довольствия каждой роты, эскадрона или батареи ограничены постоянной, определенной нормой. Норма эта, а также стоимость каждой вещи для удобства составления и поверки требований выражена в паях, причем пай оценен в 0,05 гульд., или 5 крейцеров. Полное обмундирование и снаряжение солдата при поступлении на службу определено средним числом в 884 пая, или 44,2 гульд.; в одних родах оружия эта сумма несколько более, в других — менее.

В нашей армии все вещи по установленным для них срокам разделены на: 1) годовые, отпускаемые ежегодно (белье, сапожный товар, галстук); 2) мундирные — на известный срок, по истечении коего безусловно заменяются новыми (мундир, шаровары, шинель, башлык, китель, фуражка, барашковая шапка); 3) амуничные (ранцы, вещевые и сухарные мешки, патронташи, кобуры и пр.), заменяемые новыми (по выслуге указного срока) лишь по засвидетельствовании начальником дивизии негодности их к дальнейшему употреблению; 4) бессрочные (металлические вещи, седла с некоторыми принадлежностями, обоз с упряжью и подъемными лошадьми), которые отпускаются части однажды, при сформировании ее или при перемене образца, после чего на вещи отпускаются казной только ремонтные деньги. Кроме того, к В. довольствию относятся деньги: 1) амуничные, 2) приобретение материалов для чистки и беления амуниции, 3) на шитье вещей и 4) на заготовление вещей, не отпускаемых натурой.

И. О.

Вещевое довольствие в нашем флоте на основании приказа по морскому ведомству от 4 марта 1891 г. за № 22 — состоит из собственно вещевого и денежного довольствия, выдаваемого на обмундирование нижних чинов. В. довольствие нижних чинов разделяется на срочное и добавочное. Срочное обмундирование состоит: 1) в отпуске экипажам и командам от портовых управлений вещей обмундирования на состоящих в экипажах и командах нижних чинов на известный, определенный срок и 2) в отпуске экипажам и командам денег для поддержания некоторых мундирных вещей в постоянной исправности, а в случае надобности — и для замены их новыми. Время, на которое известная вещь выдается ниж. чинам для носки, называется сроком вещи, и ранее выслуги этого срока выдача не повторяется, кроме экстренных случаев. Добавочное довольствие состоит в отпуске ниж. чинам вещей в дополнение к некоторым предметам срочного обмундирования или вещей, вовсе не входящих в срочное обмундирование. Некоторые вещи по выслуге срока должны выслужить еще такой же срок и тогда называются вещами второго срока, или второсрочными; в гвардейском экипаже некоторые вещи должны прослужить еще третий срок; по выслуге же сроков мундирные вещи поступают в собственность нижн. чинов. Кроме обмундирования, в экипажи отпускаются: ружья, палаши, поясные ремни, барабаны, ранцы и т. п.; все эти вещи служат без срока, а по приходе в негодность или при порче исправляются или заменяются новыми портовыми управлениями.

П. Г.

Вещественники

— см. Ереси.

Вещество в философии

— хотя весьма обыкновенно это слово употребляется как равносильное слову материя, однако между этими двумя терминами можно установить определенное различие. Материя в метафизическом смысле, в каком она является у пифагорейцев, Платона и Аристотеля, именно как потенциальное начало раздвоения, раздробления и изменчивости, как возможность множественных форм — такая материя еще не есть вещество. Под этим последним разумеется не первоначальная потенция чувственного бытия, а его ближайший реальный субстрат — то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений. Вещество есть материя не сама по себе, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным законам. Эти частные свойства и законы вещества изучаются физикой и химией (см. статью Д. И. Менделеева Вещество как материя); философия же со времен Демокрита ставит вопрос: что есть вещество вообще, т. е. из чего состоит всякий вещественный предмет? Ближайший ответ на этот вопрос (со времен того же Демокрита) дается атомизмом, т. е. теорией раздельной множественности неделимых телец, из сложения и разложения которых образуются все предметы и явления (см. статьи Материя, Материализм, Атомы, Механическое мировоззрение).

Вл. С.

Вещество как материя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вещное право

— научный юридический термин, соответствующий латинским: jus in re, jus in rem, немецким: dingliches Recht, Sachenrecht, Realrecht, французскому: droit réel и др., и означающий в противоположность личному праву (см. это слово) такое право, предмет которого есть вещь (см. это слово), а содержание — непосредственное (а не через посредство другого лица) господство над вещью. Отношение третьих лиц к обладателю В. п. состоит в том, что все обязаны признавать В. п. и не препятствовать правообладателю в осуществлении его. Обязанность третьих лиц чисто пассивная: они не могут быть обязаны ни к какому положительному действию (иначе возникает право обязательственное или личное), но должны только признавать чужое В. п. и не вторгаться в его область. Кто выйдет из этого пассивного отношения, тот будет ответчиком по вещному иску. Поэтому В. п., как осуществимое против всякого третьего лица, бывает обыкновенно и абсолютное, т. е. иск, который защищает это право, направляется против каждого нарушителя права, кто бы он ни был. Но абсолютность не есть отличительный признак В. п.; не всякое абсолютное право есть В. п. — различие, которого не замечала немецкая догма прошлого века (до Тибо и Фейербаха), обыкновенно отождествлявшая В. п. с абсолютным. Нарушителем В. п. считается всякий незаконно посягающий на обладание данной вещью; но современное право, особенно торговое, наклонно к ограничениям этого широкого круга лиц, ответственных перед обладателем В. п. (см Виндикация движимостей). В каждом отдельном случае В. п. приобретается соответственными юридическими способами, форма и условия действительности которых устанавливаются законом или обычаем. С каждым из таких способов право связывает известные последствия; приобретение непосредственного господства над вещью вне этих способов не дает В. п. Так, право пользования дорогами, морскими берегами, публичными зданиями, т. наз. предметами общего пользования (res communis или res publica) не есть В. п., хотя оно также состоит в непосредственном господстве над вещью, потому что юридическое основание таких прав для данного лица заключается не в каком-либо специальном акте приобретения, а лежит в принадлежности лица к данному государству или общине или в том, что лицо это есть вообще человеческое правоспособное существо. Формы В. п. не зависят от воли отдельных лиц, которые могут установить лишь такие виды господства над вещью, которые именно признаны правом данного народа. Юридическое сознание общества не считает возможным поставить в зависимость от произвола договаривающихся сторон условия возникновения и содержания таких прав, действие которых благодаря абсолютному способу их защиты касается и третьих лиц. Сравнение права разных народов показывает, что одно и то же право может быть личным в одном законодательстве, вещным в другом (напр. арендное право — личное в Риме и Германии вещное у нас). Предмет всех В. п. один и тот же — вещь; различие их между собой основано на различии содержания, т. е. тех правомочий, которые принадлежат правообладателю в отношении к вещи: господство может быть полное или ограниченное. Римляне, по мнению Вангерова, насчитывали пять В. п.: 1) собственность, 2) свободу (которую они представляли себе, как право собственности на собственное тело), 3) наследство (не право наследования, а право на все имущественные права наследодателя), 4) права в чужой вещи, 5) залог. Система средневекового германского права также насчитывала пять В. п.: 1) Gewere (владение), 2) собственность, 3) Leibzuchtsrecht (узуфрукт), 4) Satzungsrecht (залог), 5) Leihe (различные виды ленных прав). Из современных немецких законодательств австрийское, отождествляя В. п. с абсолютным, относит к В. праву наследственное право. В науке гражданского права, развившейся на почве современного римского права (см. современное римское право), принята классификация: собственность, права в чужой вещи (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) и залог (который иные, впрочем, относят к обязательствам); владение у одних стоит вне системы, у других рассматривается как особое В. п. Для русского права можно наметить следующую классификацию: 1) собственность; 2) владение потомственное, пожизненное и срочное, принимающее, в отдельных своих видах, весьма разнообразные формы; 3) право участия частного; 4) залог. Собственно термин В. п. русскому законодательству неизвестен; некоторые русские авторы вместо него употребляют термин вотчинное право (см. это слово).

Литература. Unger, "System des oesterreichischen allgem. Privatrechts" (4-е изд. 1876, I, pp. 511 — 539); Vangerow, "Lehrbuch d. Pandekten" (7-е изд. 1863, I, p. 167 и сл.); Windscheid, "Lehrbuch d. Pandektenrechts" (3-е изд. 1873, I, p. 90 и сл.); Победоносцев, "Курс гражданского права. I. Вотчинные права"; Кавелин, "Права и обязанности по имуществу и обязательствам".

М. Брун.

Вещный иск

(actio in rem, vindicatio, dingliche Klage) — иск, основанный на вещном праве (см. Вещное право), защищающий вещное право. Истец добивается, чтобы суд признал его вещное право, чтобы ответчик подчинился этому признанию и выдал удерживаемую вещь, перестал мешать пользоваться вещью и т. д. Ответчиком по В. и. может быть всякое лицо, нарушающее вещное право; если ответчик не оспаривает самого права, то возможны личные иски (см. это слово) о вознаграждении за поврежденную вещь, о возврате вещи, об убытках и т. д., но не В. и., потому что назначение последнего — защищать право на вещь. Раз иск предъявлен, отношение между истцом и ответчиком принимает личный или обязательственный характер, т. е. отношение между сторонами становится таким же, как и при личном иске; но в то время, как при личных исках ответчик намечен с самого начала возникновения права, при В. и. обязательственное отношение между сторонами существует только в зародыше или, точнее, в возможности, потому что неизвестно, кто будет ответчиком: им может оказаться всякое третье лицо, нарушающее вещное право. Поэтому предъявлением одного В. иска не исчерпывается содержание вещного права: этих исков может быть предъявляемо столько, сколько окажется нарушителей вещного права. Термин В. и. соответствует римск. термину actio in rem, который имел, однако, более обширное значение; в этом последнем иногда употребляют и русский термин. Под actio in rem разумелись не только иски, основанные на вещном праве, но вообще все иски, противоположные личным, т. е. основанные на каком-либо другом праве, но только не на личном или обязательственном праве (нем. unpersönliche Klagen). Общая черта всех "не личных" исков — их абсолютность, т. е. что ответчиком может быть всякое третье лицо, нарушающее право, а не только определенное лицо. Сюда относятся иски о наследстве (см. Наследство) и некоторые из так наз. преюдициальных исков (см. Преюдициальные иски), напр. о правах состояния (status), о признании брака или рождения законными и др. Правильнее такие иски называть абсолютными. В развитом праве строгая грань между вещным и личным исками исчезает, и образуются посредствующие формы (напр. римская actio in rem scriptam).

М. Брун.

Вещный кредит

— см. Кредит.

Вещь в философии

— в общем и широком смысле под этим словом разумеется все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование. В этом смысле и духовное существо определяется как вещь, именно как В. мыслящая (по Декарту — res cogitans, chose pensante), а также и подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, именно вещью в себе или о себе (Ding an sich, по Канту). В этом своем значении понятие вещи противополагается, с одной стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны — тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство, атрибут и т. п. В более тесном смысле вещами называются только предметы бездушные и страдательные в противоположность существам одушевленным и деятельным. Наконец, в третьем, специальном значении понятие вещи противополагается понятию свободного лица, и к вещам причисляются предметы хотя бы и одушевленные, но не имеющие нравственной свободы по существу (каковы животные) или же только лишенные юридической самостоятельности (каковы рабы или невольники); здесь под вещью разумеется все, что может быть чьей-нибудь собственностью. Оставляя в стороне этот последний смысл, как принадлежащий более к области юридической, должно заметить, что философский смысл слова вещь сводится к одному из двух понятий: или к понятию метафизической субстанции (см. это слово), или к понятию физического тела (см. это слово). А так как между этими двумя понятиями есть существенная разница — ибо физическое тело есть только явление, а не субстанция, — то общий термин вещь, относимый одинаково и к той и к другой категории бытия (и к сущностям, и к явлениям), теряет всякий определенный смысл и совпадает с неопределенным местоимением что-то, что-нибудь (как это особенно ясно выражается в английском и французском языках: something, quelque-chose).

Владимир Соловьев.

Вещь в юридическом смысле

— всякий предмет, существующий как физическое тело и доступный для человеческого обладания, напр. земельный участок, животное, домашняя утварь и т. п. Как термин юридический вещь соответствует res римского права; он употребляется почти исключительно в юридической литературе, в русском же законодательстве ему предпочитается менее точный термин имущество (см. это сл.), хотя местами закон говорит и о вещах, разумея под ними движимости (но не движимые капиталы). Римские юристы, кроме вещей телесных (res corporales), исчерпывающих собой современное значение термина, говорили еще о вещах бестелесных (res incorporales,), куда относили разного рода права (напр. право наследования, право сервитута). Люди в качестве рабов считались вещью всюду, где признавалось рабство; но аксиома современного права состоит в том, что человек не может быть вещью. Юристы различают разные категории вещей (divisio rerum). Одни из этих делений отличаются более безусловным характером, т. е. юридические отношения, устанавливаемые для одной из категорий, всей своей совокупностью не походят на юридические отношения, установленные для противоположной категории. Таково было древнеримское деление вещей на манципационные (res mancipi) и неманципационные (res nес mancipi), позже потерявшее всякое значение и ничем не отразившееся в современном праве. Римское же разделение вещей на В. вне гражданского оборота (res extra commercii) и В., состоящие в обороте (res in commercio) с некоторыми видоизменениями применимо и к праву нашего времени (см. Гражданский оборот). Другие деления вещей на категории более относительны: они имеют в виду какое-нибудь ограниченное различие в юридических отношениях. В известных случаях одна и та же В. по усмотрению правообладателя может принадлежать то к одной, то к другой категории; напр. по некоторым законодательствам от усмотрения собственника морского или речного судна зависит объявить его движимостью или недвижимостью и этим обусловить те или другие свойства своего юридического обладания данной вещью.

Вея

(Костромской губернии, Варнавинского уезда) — см. Оглобля.

Веялка

— а) веялка-сортировка — см. Зерночистилка; б) малая шуфля (в Гродненской губ.) — осиновая лопата, выдолбленная желобком, употребляемая для перелопачивания зернового хлеба, при веянии его и т. п.

Веяние

вейка зерна — отделение из вороха, получаемого при всяком обмолоте зернового хлеба, более легких частиц от тяжелых — мякины или половы, мелкого зерна, семян сорных трав, песчаных и землистых частиц, пыли и т. п. — от крупных зерен посредством бросания вороха лопатами против ветра. Легкие частицы ложатся при этом ближе к веяльщику, или в хвосте — это охвостье, или озадки, за которыми располагается наиболее легкая мякина, тяжелые же относятся подальше в чело. Медленность этой первобытной операции и невозможность всегда, когда понадобится, пользоваться для того ветром, заставили придумать особые приспособления для В.: арфы, веялки, веялко-сортировки, зерночистилки и т. п., в которых искусственно производится движение воздуха и устанавливается сильная его тяга.

С.

Вжимной винт

— составляет необходимую принадлежность клиновых затворов артиллерийских орудий и назначается: 1) для окончательного додвигания затвора до места и 2) для сцепления запертого затвора с телом орудия. Последнее необходимо для того, чтобы пороховые газы в момент выстрела не могли бы выбросить затвор из орудия. Кроме того, при открывании затвора после выстрела вжимной винт служит для первоначального смещения последнего (см. Затворы).

Взаимно-дополнительные цвета

— два цвета называются взаимно-дополнительными, если одновременное действие их на глаз производит впечатление белого цвета; другими словами, оптическое смешение таких двух цветов образует белый цвет. В радуге и спектре, получаемом разложением белого цвета призмой, находятся основные чистые цвета (см. Белый цвет), числом семь. Если на белую ширму направить красную часть спектра и сине-зеленую часть другого спектра и если светлота одного из этих цветов будет находиться в определенном и надлежащем отношении к светлоте другого, то на ширме образуется белое пятно. Подобное смешение можно произвести прямо в глазу. Доказано Гельмгольцем, что всякий цвет спектра, кроме чисто-зеленого, имеет дополнительный к себе цвет. Таких главных пар взаимно-дополнительных цветов имеется четыре: красный и сине-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый. Если разделить спектр на две какие-либо части и смешать цвета каждой из них, то получаются два сложных цвета, которые будут взаимно-дополнительными, т. е. в смешении образуют белый цвет. Цвета разделяются художниками на теплые и холодные: к первым относится красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый, а ко вторым — все цвета спектра, лежащие за чисто-зеленым, до фиолетового конца включительно. В вышеперечисленных парах постоянно один из цветов холодный, а другой — теплый. Результаты оптического смешения цветов или лучей вообще различаются от результатов материального смешения (красок); например оптическое смешение синего и желтого цветов дает белый цвет, а смешение синей и желтой красок образует зеленую краску. Образование белого цвета из двух взаимно-дополнительных было впервые показано в одном частном случае французским физиком прошлого столетия Ламбертом, но полное доказательство того принадлежит Гельмгольцу. Можно производить оптическое смешение двух взаимно-дополнительных цветов также при посредстве вращающегося кружка. Если на нем будут наклеены секторы желтой и синей бумаги надлежащей относительной величины, то при вращении этого кружка до 15 и более оборотов в секунду он представится глазу белым или серым во всех своих частях. Взаимно-дополнительные цвета играют большую роль в явлениях цветового контраста (см. это сл.) и зависящих от них оптических впечатлений в живописи, цветных орнаментах, драпировках и одежде — вообще во всех случаях, где подбором цветов и красок хотят произвести гармоническое впечатление.

Ф. Петрушевский.

Взаимного обучения метод

— см. Белль-Ланкастерская система.

Взаимное страхование

— см. Страхование.

Взаимные диаграммы

— к решению вопросов статики очень успешно применяются графические приемы; примером может служить вопрос о равновесии веревочного многоугольника (см. Веревочный многоугольник). Подобным же образом графически решаются различные вопросы о распределении напряжений в частях плоских стропильных ферм, мостовых ферм и других сооружений. Каждую такую ферму можно изобразить схематически диаграммой фермы в виде плоской системы точек, связанных прямыми линиями; последние изображают стержни, тяги или части фермы и называются плечами фермы, а точки суть либо точки приложения внешних сил, либо узлы, в которых сходятся несколько тяг фермы; все эти точки называются узлами фермы.

Для определения напряжений плеч Ренкин (Rankine) в своей "Applied Mechanics" (1857) предложил строить диаграмму сил для каждой фермы, основываясь на тех же соображениях, которые служат основаниями построения многоугольника сил, соответствующего веревочному многоугольнику. Максвелль рассмотрел условия, при которых диаграмма плеч и диаграмма сил могут поменяться ролями; такие диаграммы Максвелль и Кремона называют взаимными диаграммами (Reciprocal diagrams). Максвелль показал ("On rеciprocal figures, frames and diagrames of f o rces", см.. "The scientifics papers of J. Cl. Makwell", Vol., II, стр. 161), что диаграмма фермы имеет взаимную диаграмму тогда, когда она представляет проекцию какого-либо замкнутого многогранника на плоскость.

Д. Бобылев.

Взаимные поляры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взаимный глагол

(грамм.) — см. Возвратный глагол.

Взаимный кредит и взаимного кредита общества

— см. Кредит и Кредитные общества.

Взаимодействия силовые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взаимопомощь

— общежитейский смысл и значение этого слова вполне понятны и обозначают оказание помощи несколькими лицами друг другу. Сферы применения взаимопомощи столь широки, что трудно указать, где бы она не применялась. Наибольшее значение В. приобретает с точки зрения экономической. Здесь этому началу в настоящее время дается известное ограничительное толкование: под ним понимается обыкновенно более или менее добровольное оказание помощи друг другу частными лицами, находящимися в приблизительно одинаковых условиях жизни и деятельности. Взаимные услуги оказываются, например, и гражданами одного и того же государства, как членами одного обширного союза или общежития. Но в основе такого общежития лежит более или менее принудительное начало, и связь членов не так рельефно выступает, как в более мелких и специальных общениях. Принудительность как отрицательный признак не исключает, однако, начала взаимопомощи в местных общественно-административных союзах, как, например, в деле земского или городского взаимного страхования.

Особенное значение взаимопомощь имеет именно в деле взаимного страхования от огня и других внешних стихийных условий, в страховании жизни, пожизненных доходов, пенсий, пособий, в болезнях и от несчастных случаев (см. соответственные виды страхования). В более примитивной форме принцип взаимного вспомоществования осуществляется во всевозможных взаимовспомогательных кассах (см. Вспомогательные кассы). Не меньшее значение имеют и различные формы взаимного кредита — земельного, промышленного и т. п.

Принципиальное и практическое значение взаимопомощь приобрела как противоположение крайним индивидуалистическим теориям конца прошлого и начала нынешнего столетий. Во времена Великой Французской революции принцип этот был даже предметом гонений. В нем видели остатки прежнего корпоративного устройства промышленных классов общества, в основе которого взаимопомощь являлась связующим экономическим и политическим началом. Декретами 1790 и 1791 годов были безусловно запрещены какие бы то ни было корпорации, и попытки рабочих сохранить учреждения для взаимного вспомоществования выражались в открытых восстаниях, подавляемых войском. Но вполне уничтожить идею и учреждения взаимной помощи революции не удалось. В других странах, как в Англии, начало это издревле и исподволь развивалось и принесло богатые плоды (см. Вспомогательные кассы). Развитие социалистических учений содействовало выяснению значения принципа взаимности (mutualité) и возникновению различного рода рабочих ассоциаций и корпораций. Наконец и ортодоксальная наука не только признала этот принцип, но даже стала указывать на него как на единственную основу рабочих соединений для борьбы с силой капитала. В Германии это выразилось в развитии подобных учреждений в многообразных формах рабочих вспомогательных касс и ассоциаций производительных, потребительных, ссудосберегательных и т. п. При этом возникла известная борьба между сторонниками Лассаля и Шульце-Делича, из которых первый стоял за государственную помощь и инициативу в деле учреждения касс, ассоциаций, а второй — за частную свободную инициативу. Благодаря всему этому теперь везде существует множество подобного рода учреждений, имеющих главной целью и задачей объединение интересов слабейших классов общества в их борьбе за существование. В России взаимопомощь осуществляется в особенности в артельных учреждениях, тесно связанных с бытовыми и этнографическими элементами нашей общественной жизни, в особенности в среде крестьянства (см. Артели).

В. Я.

Взвад

(Възвад, или Озвадо, Озвад) — селение Новгородской области, упоминаемое в XIII в. в договорах Новгорода с великими князьями владимирскими и тверскими, а потом, в XV в., и с московскими. В 1477 г. Иван III, подступивши к Новгороду, приказал стать "иным воеводам у езеря Илмеря на Взваде и на Ужине". Теперь есть у оз. Ильменя, на берегу Ловати, деревня Взвад, или Звад, Старорусского уезда, в 21 в. от Ст. Руссы. В одной версте от нее село Новинки, приходская церковь которого образовалась из Звадского монастыря, существовавшего еще в начале XVII в. "Собр. гос. гр. и дог." (I, №№ 1, 2, 3, 8, 9 и 15). "Акты Арх. эксп." (I, №№ 57, 91 и 281); "Акты ист." (I, № 258).

а. Э .

Взвешивание

— см. Вес.

Взвод

— строевое подразделение во всех родах оружия. До 1877 г. у нас каждая рота делилась на 2 В. и 2 полувзвода; батарея — на 2 дивизиона, по 2 В. (в конной батарее — 3 В.); эскадрон (сотня) — на 2 полуэскадрона (полусотни), по 2 В. В 1877 г., для однообразия в наименованиях, установлено деление роты на 2 полуроты по 2 В. и пешей батареи — на 2 полубатареи, по 2 В.; эскадрон, сотня и конная батарея сохранили прежнее подразделение. Начальник всех нижних чинов В. есть взводный унтер-офицер (в артиллерии — взводный фейерверкер), который производит в нем все наряды нижних чинов на службу и на работы и следит за правильностью одиночного их обучения. В строю он находится при своем В. и командует им, если для этого не будет назначен офицер или подпрапорщик (эстандарт-юнкер, подхорунжий).

Взводное судоходство

— см. Тяга судов.

Вздваивание рядов в пехоте

— особый вид перестроения, при котором по данной команде вторые ряды (см. Ряд) становятся за первыми соответствующей шеренги.

Вздвижень

(Въздвижен, Звиждень, Звеждень-город, Здвижень) — древний город в Киевской области. В первый раз он упоминается под 1097 г.: через этот город везли из Белгорода во Владимир Волынский ослепленного Василька Теребовльского. Он упоминается также под 1151 г., в описании военных действий Изяслава Мстиславича и венгерского короля Гейзы II против Владимирка Галицкого. От р. Тетерева в В. Изяслав пришел в один день. По-видимому, этот В. есть теперешнее сел. Здвижка на р. Здвиже Радомысльского уезда Киевской губ. "Полн. собр. росс. лет." (I, 111; II, 55).

А. Э.

Вздорные оды

— так назвал Сумароков (см. это слово) свои пародии на напыщенные оды Ломоносова и Тредьяковского.

Вздутые грибы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взлом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взмёт

— первая вспашка более или менее задернелой почвы (целины, залежи, пару, клеверного поля) или жнивья из-под различных хлебов, при чем, кроме разрыхления почвы, имеется еще в виду, главнейшим образом, дать надлежащее покрытие землей остаткам растительных веществ, отчасти заключающимся в почве, преимущественно же находящимся на ее поверхности, чтобы этим ускорить их разложение и тем доставить удобрение почве.

С.

Взморник

(Zostera marina) — морская трава из сем. Najadaceae. Цветки голые, однополые, в колосьях; мужской цветок об 1 тычинке, женский — об 1 пестике. Листья линейные, влагалищные.

Взнуздывание лошади

— имеет целью наилучшим способом заставить лошадь повиноваться правящему ею. Это достигается лишь при условии, что В. не наносит лошади никакого ущерба и достаточно понятно передает ей волю человека. Все современные способы В. ведут свое начало от простой палки, вложенной в рот лошади. Затем эта палка была переломлена пополам и соединена кольцами, вскоре по сторонам ее появились рычаги, и таким путем она получила наконец вид современного удила. Способы В. весьма разнообразны в зависимости от цели, для которой должна служить лошадь. Если от лошади требуются только свободные, сильные и быстрые движения, то управление ею менее тонко и В. менее сложно, если же от нее требуют особой поворотливости, короткости и правильности движений, то и В. более сложно. Поэтому степные народы все и всегда употребляли простые удила; однако, слишком горячие восточные лошади уже в давние времена потребовали для своего управления более строгих мер, и все восточные народы давно ездят на мундштуках. От них, вероятно, строгие удила, или мундштук, был заимствован в Европу и быстро привился. Мундштук весьма удовлетворял требованиям рыцарских турниров, главным условием которых было безусловное подчинение всаднику коня. Оно и достигалось посредством жестоких приборов В., господствовавших тогда, в виде коленчатых мундштуков с большими рычагами. Конница, явившаяся наследием рыцарства, продолжала употреблять строгие мундштуки, и они были необходимы ей, так как от нее требовали сплоченных движений, на коротких аллюрах с большой точностью исполнения. Это продолжалось до конца XVIII стол. С появлением в это время требований от кавалерии большей подвижности, с уменьшением требований сплоченности и В. кавалер. лошадей сделалось менее строгим; для него употребляли прямые мундштуки. Скаковая лошадь, имеющая целью с наибольшею скоростью проскакать по прямой или по кругу, несет простые удила, такие же удила несет простая упряжная или охотничья лошадь, наоборот, кавалерийская, манежная, особенно цирковая лошадь замундштучивается особым образом, чтобы следовать движению каждого пальца всадника, ибо от нее требуется особая послушливость и точность в исполнении. Независимо, однако, от изложенного, В. зависит еще и от свойств самой лошади. Одни лошади имеют тонкую кожу на деснах, острые кости рта, маломясистый язык и проч. — такой рот конечно, чувствительнее, и лошади, им обладающие, относятся к слабоуздым. У других же качества рта как раз обратные; они называется тугоуздыми. Ясно, что последние должны взнуздываться более строго. Затем играют роль сила лошади, ее выездка, цель, для которой ее взнуздывают — проводка, проездка, ученье, манеж и т. под., наконец, сила и уменье ездить всадника. В настоящее время для В. лошадей употребляются разного рода удила — трензеля. Обыкновенный трензель представляет собою две круглые железки, соединенные между собою в кольцо, на концах в каждую из них вставляются кольца с усиками, в кольца продеваются поводья и ремни оголовья. Чем трензель тоньше, тем он строже. Самые тонкие трензеля употребляются для скачек. Затем удила употребляются в виде цепочки, в виде плетеной проволоки, двойные, состоящие из 4 частей и т. д.; для особенно мягкоуздых лошадей рекомендуются резиновые удила, для зимнего времени хорошо оборачивать железо ремнем или веревкой. Более строгим орудием является мундштук; он представляет собою железное сплошное удило, но различно изогнутое, иногда кольчатое. Чем изогнутость больше, тем мундштук строже. По сторонам удила прикреплены рычаги — дужки; верхними частями дужки прикрепляются к изголовью, а к нижним прикрепляются поводья. На дужках же имеются крючки для надевания цепки, которая помещается в подбородной ямке лошадиной морды. Мундштук действует комбинированным нажатием на рот лошади удила и цепки. Средним между уздечкой-трензелем и мундштуком является пелам; это род мундштука, но с трензельным удилом. Самое важное при В. определить местоположение удил во рту так, чтобы удила наилучшим способом исполняли свое назначение и не калечили лошади.

Ср. "Книга о лошади" гр. К. Врангеля, пер. под ред. кн. Урусова (СПб., 1896).

А. Н.

Взород

— В акте Троицкого Сергиева монастыря 1560 г. сказано: "а продаст за волость стог сена или взород, явки две денги"; тут взород подобен стогу. Авраамий Палицын в своем сочинении упоминает "гумна, преполненные одоней и копен и взородов"; здесь взород отличен от копны и одонья, но входил в состав гумна. В 1686 г. один тотемский житель, убив старца Николаевского Угрешского монастыря, взял несколько предметов из его имущества и бочонок вина, и который "спрятал подо взород под сено"; тут взород есть кладь сена. В настоящее время В. есть местное название (в приволжских губерниях) продолговатых куч, в которые складываются сено и снопы хлеба на покосах и полях для просушки.

Прзр.

Взрыв

см. Взрывная волна, Взрывчатые вещества, Детонация, Газовые взрывы.

Взрывная волна

— название, данное Бертело явлению распространения химических превращений, совершающихся во взрывчатом веществе во время взрыва. Подобно тому, что происходит в перемещении звуковой волны, и во взрывчатом веществе в каждый момент при взрыве может быть различаема поверхность, разделяющая его массу на две части: по одну сторону этой поверхности находится неизмененное взрывчатое вещество, а по другую оно в состоянии превращения. На поверхности волны, где происходит превращение, устанавливается известная температура и давление, что вызывает превращение рядом лежащих, еще не измененных частиц взрывчатого вещества, и В. волна таким образом идет от слоя к слою. В. волна вообще характеризуется огромной скоростью и значительными мгновенными давлениями. По Бертело, скорость В. волны v в газообразных веществах довольно хорошо выражается формулой

v = 29,354√(T/p)

метр., где T — абсолютная температура при превращении и p — плотность продуктов превращения по отношению к воздуху (см. также Взрывчатые вещества).

С. Вуколов.

Взрывные работы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взрывчатые вещества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взыгрывание ловчих птиц

— наклонность их, признаваемая большим пороком для охоты, высоко улетать на кругах в воздух и пропадать из вида охотника. В предупреждение взыгрывания охотники носят в запасе живых птиц (воробьев, перепелов, сорок и т. п.), которых выпускают в первые же моменты взыгрывания: взлетевшая было ловчая птица бросается на них, и взыгрывание прекращается. В. случается преимущественно во время сильных жаров.

Взыскание в гражданском праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взыскание в церковном праве

— см. Церковные наказания.

Взыскание убытков

— см. Вознаграждение за вред и убытки.

Взыскания административные

— см. Взыскания уголовные, Право административное.

Взыскания дисциплинарные

— см. Взыскания уголовные и Дисциплинарное право.

Взыскания уголовные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взятие Пскова

— великим князем Василием Иоанновичем послужило сюжетом для современного сказания, отличающегося вполне литературной отделкой. Автор — один из очевидцев падения родного города, написал что-то вроде прозаической элегии, в которой описывается заседание веча и тяжелое душевное настроение псковичей, оплакивающих свою погибшую свободу. Заканчивается рассказ поэтическим вопрошанием Пскова, почему он сетует и плачет; в ответ Псков рассказывает о своей глубокой печали, о всех перенесенных им лишениях и о своем позоре. Сказание это внесено в "Псковскую летопись" и издано вместе с ней, но в художественном отношении оно составляет отдельное целое.

Взятие Царяграда турками

— подобно тому, как и взятие Пскова (см. соотв. ст.), послужило предметом литературных сказаний, из которых большинство было внесено в хронографы. Сказания эти вообще не отличаются ни богатством подробностей, ни художественной формой; есть, однако, между ними одно, заслуживающее большего внимания. Оно уже в царствование Иоанна III было известно на Руси и, вероятно, принесено каким-нибудь греком-очевидцем из числа тех, которые искали убежища в России; таким образом, сказание это могло быть переведено на русской почве с греческого на славяно-русский язык. Но так как и в Сербии существуют древнесербские списки этого сказания, то Пыпин в своем "Очерке литературной истории старинных повестей и сказок русских " предполагает, что, вероятно, сказание принесено на Русь уже в славянском готовом переводе. Оно прежде всего вошло во многие хронографы, но и в отдельных списках было очень распространено и сохранилось до наших времен во многочисленных рукописях, особенно XVII в. Содержание его составляет рассказ об основании Царяграда Константином, описание его падения и, наконец, пророчество, что оставшееся независимым православное русское государство изгонит турок, вновь водворит православие в земле Константина и само воцарится в ней. Последнее предсказание объясняет необыкновенную популярность сказания. Повесть эта не есть компиляция из нескольких рассказов, но самостоятельный рассказ очевидца печального события и потому имеет известное значение для истории падения Царяграда. Ср. И. И. Срезневского: "Повесть о Цареграде" (СПб., 1855).

И. Л.

Взятка

— принимаемый должностными лицами подарок за исполнение какого-либо действия или за бездействие по службе (см. Взяточничество).

Взяток пчел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взяточничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виа-мала

(Via-mala, т. е. дурная дорога) — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн. В. — одно из самых больших скалистых ущелий в Альпах. По обеим сторонам глубокого и узкого ущелья, на дне которого течет бурная река, возвышаются почти отвесно скалы вышиной в 400-500 метр. Старая римская дорога (ее следы местами еще до сих пор сохранились), служившая в средние века дорогой для торговых сношений, называлась "хорошей дорогой", а ущелье, часто засыпаемое лавинами и обвалами, — "дурной дорогой". В 1740 г. была проложена в В. дорога для пешеходов. Нынешняя почтовая дорога, устроенная в годы 1822-1831 позади Тузиса проходит через Ноллу (Nolla) и возле развалин замка, находящихся у самого входа в В., идет по узкому и мрачному ущелью, пересекая трижды бурливую реку, текущую по дну ущелья, и кончается возле третьего моста (на высоте 855 метр. над уровнем моря), за которым открывается красивая долина Шамс. Из Шамса дорога идет по дикому, красивому ущелью Рофна или Рофла к верхней долине Нижнего Рейна, к Рейнвальду, и возле деревни Сплюген разделяется на две дороги: Сплюгенскую и Бернгардинскую. Длина дороги от Тузиса до Сплюгена равна 26 км.

Виадана Лудовико

(Ludovico Viadana) — родился в 1565 г., умер в конце первой половины XVII ст. В. был монахом и известен как сочинитель многих мадригалов, канцонет, псалмов, месс и пр. Он считается изобретателем так называемого basso-continue. Этот непрерывный бас с цифрами был первой попыткой самостоятельного сопровождения вокальных сочинений. Он исполнялся на органе. Дони в своей книге "Trattata della musica scenica" приписывает изобретение basso continuo другим композиторам XVI-го века.

H. С.

Виадуки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виаллан Генри

(Henri Viallanes, 1856—1893) — французский естествоиспытатель, изучал медицину и естественные науки в Дижоне и Париже, в 1877 г. ассистент Мильна Эдвардса, затем работал за границей, преподавал естественные науки в Hantes Etudes и затем заведующий зоологической станцией в Аркашоне, которая благодаря ему приобрела известность. Многочисленные ученые труды В. касаются анатомии птиц, ехидны, суставчатоногих животных, эмбриологии насекомых и т. д.

Н. Н. А.

Виандотт

(Wiandotta) — декоративная и ценная в хозяйственном отношении порода кур, происшедшая, по словам американских сельских хозяев, путем двойного скрещивания и надлежащего подбора: сперва сибрайта-бэнтама (белого с черным) с кохинхинкой и серебристого гамбургца с темной брамой, а затем их потомства. С 1884 г. она начала появляться на английских выставках и вскоре с успехом стала разводиться в Германии. Главнейшие признаки у петуха: глаза светло-карие; щеки и шейные подвески красные; клюв загнутый розовый, переходящий на кончике в желтый; гребень низкий, плоской розой или шишкой; голова короткая и широкая с серебристо-белыми перьями; шея выгнутая, короткая, покрытая серебристо-белыми перьями с черными узкими полосками посередине; такие же седельные перья у хвоста; спина короткая и широкая; грудь полная, круглая с черными перьями, имеющими посередине белые пятна; крылья прижатые, средней величины, на них перья белые с черным; хвост черный, широкий, серповидный; пух темно-серый; ноги сильные, короткие, желтого цвета, что у мясной птицы считается, однако, недостатком; бедра густо покрыты мягкими, как пух, перьями. Курицы схожи с петухами — они рябые (перья черные с белым), пух у бедер черный; впрочем, в Германии встречаются теперь и белые В. Вообще эта довольно крупная порода по строению тела напоминает браму, но без оперения на ногах, по цвету перьев схожа с серебристым бентамом и имеет розовый гребень, как у гамбургца. Она хорошо несется и, если не позволять сидеть на яйцах, дает в год более 200 яиц светло-желтого цвета. Мясо ее вкусно, хотя и ценится ниже, чем у французских пород.

С.

Вианен

(Vianen) — город в округе Горкум, нидерландской провинции Южная Голландия, на реке Лек и Утрехтском канале; около 4000 жителей; известен своими конскими заводами.

Вианео

(Vianeo) — фамилия калабрийской семьи, жившей в XVI столетии в приморском городе Тропеа, члены которой знали секрет операции ринопластики (искусственный нос). Члены семьи передавали эти сведения по наследству.

Г. Г.

Вианна-до-Кастелло

(Vianna-do-Castellо) — главный город округа португальской провинции Entre Douro e Minho, недалеко от впадения р. Лима в Атлантический океан. Имеет 8816 жителей, главное занятие которых — рыбная ловля и прибрежная торговля. Длинный деревянный мост, перекинутый через реку, защищается сильным фортом Castello de Sant Jago.

Вианор

— св. мученик, пострадал в VIII в. Память 10 июля.

Виант

или Биант, также Биас (Bias). См. Биас.

Виарда Тилеман Дотиас

(Wiarda) — историк, род. в 1746 г., ум. в 1826 г. Между его сочинениями нужно отметить: "Ostfriesische Geschichte" (1791-1817); "Von den Landtagen der Friesen bei Upstalsboom" (2 изд. 1818); "Altfries. Wö rterbuch" (1786); "Asegabuch, ein altfries. Gesetzbuch der Rüstringer" (1805); "Geschichte u. Auslegung des Salischen Gesetzes und der Malberigischen Glossen" (1808); "Willküren der Brockmänner, eines freien fries. Volks" (1820).

Виардо Луи

(Louis Viardot) — французский писатель и критик пластических искусств, род. в Дижоне в 1800 году, окончил школу прав в Париже. Сначала он был сотрудником некоторых либеральных газет. В 1841 г. Виардо основал вместе с Пьером Леру и Жорж Санд журнал "La Revue Indépendante", который, однако же, просуществовал недолго. Еще раньше этого, после пожара в 1838 году итальянского театра в Париже (Salle Favare), В. сделался директором этого театра вместе с Робером. В этом же году он женился на знаменитой певице Полине Гарсия. Отказавшись год спустя от директорства театром, Виардо сопровождал свою жену в ее артистических путешествиях. Посетив все столицы Европы, В. изучал музеи и картинные галереи Италии, Испании, Англии, Бельгии, Германии и России. Работая в музеях, он в то же время много переводил, в особенности с испанского и впоследствии с русского. Из его сочинений обращают на себя внимание: "Lettres d'un Espagnol" (1831); "Ess ays sur l'histoire des arabes et des maures d'Espagne" (1832); "Études sur l'histoire des institutions et de la littérature en Espagne", "Apologie d'un incrédule" (1839) è некот. др. Его труды по искусству более замечательны. Из них особенного внимания заслуживают: "Notices sur les principaux peintres d'Espagne" (1857), сочинение, служащее текстом к собранию гравюр галереи Aguado, "Des origines traditionelles de la peinture moderne en Italie" (1840); "Merveilles de la peinture" (1870). Особенного внимания заслуживает большой его труд "Musées d'Europe" (1860) в пяти томах, в котором Виардо соединил сочинения, прежде им написанные и изданные: "Musé es d'Italie", "Musées d'Espagne", "Musées d'Angleterre, de Belgique, de Hollande et de Russie", "Musées d'Allemagne", "Musées de France". Ý то капитальное сочинение написано живо и талантливо, с большим знанием дела; из него легко можно бы извлечь полную систематическую историю пластических искусств. Описывая галереи и музеи, Виардо выбирает произведения наиболее замечательные, классифицирует их, обсуждает их сравнительное достоинство, затем переходит к самому художнику, характеризует его, указывает на его манеру, на его качества и на его недостатки. Строго беспристрастный, В. выдвигает вперед некоторые произведения, прежде мало замечаемые, и указывает на посредственность других, получивших популярность и пользовавшихся незаслуженной славой. К сожалению, его описания слишком кратки и неполны, он дает слишком много места своим личным мнениям и к тому же по временам повторяется. В той части, где он описывает французский музей, он остановился на одном Париже, совершенно не упоминая о провинциальных французских музеях, богатых, однако, замечательными сокровищами. Впрочем, независимость мнений В. без претензии на непогрешимость имеет и хорошую сторону; он придерживается правила Жан-Жака Руссо: "я не учу, я только излагаю"; к этому он прибавляет: "никто не имеет права в деле искусства считать себя авторитетом; можно лишь иметь более или менее определенное мнение". Кроме многочисленных переводов с итальянского (его перевод "Дон-Кихота" считается во Франции "классическим"), В. много переводил с русского с помощью Тургенева, 20 лет жившего с ним в одном доме; он перевел: "Nouvelles choisies de Nicolas Gogol"; "Taras Bulba"; "Scè nes d e la vie russe" Тургенева; "Fille du capitaine" Пушкина; "Poèmes dramatiques" Тургенева; "Oeuvres dramatiques" Пушкина. В. † в 1883 г.

В. Чуйко.

Виардо Мишель-Полина

(Michelle-Pauline Viardot-Garcia), знаменитая певица и сочинительница многих музыкальных произведений, родилась в Париже в 1821 г., дочь певца Гарсиа и сестра знаменитой Марии Малибран; пению училась у своего отца, по фортепиано была ученицей Листа, по теории композиции — Рейха. Превосходное контральто, необычайного объема — от fa в малой октаве до верхнего сопранового do — соединялось у В. с чрезвычайно счастливой артистической натурой. В. принимала участие в концертах с 1837.г., а на сцене дебютировала в 1839 г. в Лондоне. В том же году она выступила в Париже, в итальянской опере, находившейся под дирекцией Виардо, за которого и вышла замуж несколько лет спустя. Блестящий успех не покидал ее на оперных сценах Вены, Берлина, Петербурга, Москвы и др. В 1849 году В. по желанию Мейербера исполнила в Париже партию Фидес в "Пророке". В этой роли она выказала себя не только замечательной певицей, но и даровитой актрисой. Необычайный успех имела В. в 1859 в "Орфее" Глюка, в Thé âtre-Lyrique â Париже. Из сочинений В. пользуются большим распространением в музыкальном мире: серия романсов на французские тексты, двенадцать русских романсов, шесть мазурок Шопена, переложенных для пения. Кроме того, В. написала три небольшие оперы: "Le dernier sorcier", "L'orgie", "Trop de femmes". Сочинения В. отличаются самостоятельностью, вкусом и прекрасной музыкальной подготовкой. В настоящее время В. занимается педагогической деятельностью. Ее советами пользовались многие русские и иностранные певицы. Из детей В. получил большую известность скрипач Поль Виардо, ученик Леонарда. Он концертировал с большим успехом, между прочим, и в Петербурге. Известна многолетняя дружба, соединявшая нашего Тургенева с В. и ее мужем; в доме В. он и умер.

Н. С.

Виареджио

(Via reggio) — морские купанья в Тоскане, в Италии, у Средиземного моря, час езды морем от Пизы и 5 час. езды от Генуи. Славится отличным берегом и превосходным устройством. Защищена от севера и северо-востока горами и сосновым лесом. По причине необычайно жаркого лета сезон купанья начинается поздней осенью. Жизнь недорога.

Г. Г.

Виарка

или Варка — местечко Граецкого уезда Варшавской губ., при р. Пилице; 4000 жит.; памятно победою Чарнецкого над шведами в 1656 г. В настоящее время В. славится крахмальными заводами. Близ местечка лежит село Старая Варка, где поныне еще уцелели шведские окопы.

Виатикум

(Viaticum, от лат. слова via — путь, дорога) означает собственно деньги, нужные для путешествия. У католиков так называется причастие, даваемое как бы в напутствие умирающему.

Виатт

(правильнее Уайтт, Wyatt) — несколько английских художников, из которых пользуются известностью в особенности следующие: 1) Джемс В.(1748-1813), архитектор, получивший образование в Риме и затем по возвращении в Англию прославившийся многими работами в древнегреческом и готическом стилях. Им сооружены, между прочим, дворец в Кью, Фонтгильское аббатство, капелла Генриха VI в Виндзоре и церк. в Вильтоне близ Салисбери, а также реставрированы линкольнский и салисберийский соборы и др. старинные здания. В произведениях этого зодчего видны вкус и соблюдение условий гармоничности; но они составляют плод скорее знания и холодного соображения, чем творческого таланта. Джемс В. считается возродителем готического стиля в Англии, несмотря на то, что постройки его в этом стиле менее удачны, чем все то, что исполнено им в античном характере. 2) Беньямин-Дин В. (1775-1848), сын и ученик предыдущего, также архитектор, перестроивший (в 1809-1811 гг.) Друри-Лейнский театр после постигшего это здание пожара и вместе со своим братом Филиппом В. († 1836 г.) Сутерлендгауз и некоторые другие здания в Лондоне. 3) Матью-Котс В. (1777-1862), скульптор, литейщик и живописец, сын архитектора Джемса В., ученик Лондонской академии художеств. Им исполнены, между прочим, надгробные памятники принцессы Шарлотты в Виндзорской капелле и герцогини Рутлендской в Бельвуар-Кестль, бронзовая фигура кор. Георга III для монумента на Чаринг-Кроссе, и такая же фигура герцога Веллингтона, поставленная в конце Гайд-Парка в Лондоне. В работе над последнею участвовал сын этого художника, Джемс В. 4) Ричард-Джемс В. (1795-1850), скульптор, сын и ученик Эдварда В., совершенствовавшийся потом под руководством Росси и в Риме, в мастерской Кановы. Он помогал Гибсону во многих его работах и самостоятельно исполнил ряд прекрасных статуй и групп мифологического содержания в манере Кановы, каковы, напр., "Мунидора", "Пенелопа", "Флора" и др.

А. С-в.

Вибан Георг Вильг.

(Viebahn) — нем. статистик, род. в 1802 г. Вместе с Доргардтом основал в 1844 г. Центральный прусский союз для содействия благосостоянию рабочих классов; в 1850—58 г. редактировал "Preuss. Handelsarchiv". Главный труд его: "Statistik d. Zollvereinten u. nö rdl. Deutsch land" (Берл., 1858—68). † в 1871 г.

Виббе Филипп Филиппович

— известный в Южной России сельский хозяин, успешно занимавшийся уже в тридцатых годах лесоразведением в меннонитских колониях на р. Молочной и после смерти своего тестя И. И. Корниса в 1848 году более тринадцати лет, до 1861 года, руководивший лесными и садовыми работами в "Бердянской образцовой плантации " (" плантаже", по выражению местных жителей), лежащей в 13 верстах от города Мелитополя и основанной в 1845 году графом Киселевым для распространения между государственными крестьянами Новороссийского края садоводства и древоводства посредством практического обучения крестьянских мальчиков и безденежного отпуска фруктовых и лесных деревьев. В половине шестидесятых годов эта плантация была преобразована в нынешнее Бердянское степное лесничество, в котором к 1-му января 1890 года числилось 923 десятины искусственно разведенного леса. В хуторе Юшанке, на р. Молочной, принадлежащем В., почти шестьдесят лет весьма успешно производится лесоразведение, а в колонии Орлов устроено образцовое сельское хозяйство, где содержится стадо холмогорских коров, табун лошадей и более 10000 тонкорунных овец лучшей саксонской породы. Из литературных трудов В. в "Газете лесоводства и охоты" 1855 г. помещена статья "Практические заметки о рабочей силе, потребной для производства некоторых работ в лесных плантациях Таврической губернии".

В. С.

Виббране

— бог-стрелок у эстов, занимающий одно из первых мест между богами-героями, окружающими главное эстонское божество Ванна-изсу (см. Ванна-изса).

Вибе Фридрих Эдуард Соломон

(Wiebe) — немецкий инженер. Род. 12 окт. 1804 г. В 1826 поступил в Берлинскую инженерную академию и слушал одновременно лекции физики и математики в университете. С 1828—31 г. занимался строительной практикой. С 1838 г. В. много путешествовал по Европе с учено-техническими целями. До 1859 года занимался постройкой и управлением железных дорог. После этого специальностью Вибе сделались вопросы удаления нечистот из больших городов, к разрешению чего он подготовился путешествиями по большим городам континента и Англии. По возвращении он представил проект устройства канализации в Берлине, который и был приведен в исполнение. Этот проект, равно как другие предположения, опубликован им в его сочинении "Ueber die Reinigung und Entwässerung Berlins" в 1861 г. В 1863 году составлен был им вместе с Вейтмейером проект канализации Данцига, а с Линдлеем — такой же проект для Франкфурта-на-Майне и позже, в 1871 г., с Линдлеем и Бюркли-Циглером — проект для Базеля. В 1873 году составил проект канализации в Бреслау, в 1876 для Триеста и 1879 для Кенигсберга. С 1853 занимал место председателя правления Восточной железной дороги, а позже был советником в министерстве торговли.

А. Нюберг.

Вибер Жан-Жорж

(Viber) — соврем. франц. живописец-жанрист, род. в 1840 г. Ученик Ф. Барриаса, Пико и Парижского училища изящных искусств, он старался вначале обратить на себя внимание публики изображением нагих фигур, которым давал мифологические названия (напр. "Нарцисс", "Дафнис и Хлоя"), а потом стал писать комические и юмористические картины и акварели, отличающиеся остроумной характеристикой и едкой сатиричностью, но несколько резкие по краскам ("Отъезд новобрачных", "Стрекоза и муравей", "Серенада" и др.). Особо от прочих его произведений должна быть поставлена "Апофеоза Тьера" — большая полуфантастическая картина, красовавшаяся в парижском салоне 1878 г. и находящаяся ныне в Люксембургском музее.

А. С—в.

Виберс Варфолемей

(Wybers) — бюргермейстер города Дерпта в начале XVII ст. Автор летописей Дерпта: 1) "Collectanea majora" (Большой сборник), сохранившийся только в отрывках и заключающий в себе историю Дерпта до 1625 г. 2) "Collectanea minora" (Малый сборник), обнимающий время с 1625 г. до 1649 г. Третье его сочинение, "О гонениях за веру", содержавшее историю преследования лютеранства польским правительством, утратилось.

Вибий Крисп

(Vibius Crispus) — римский оратор, живший в I веке по Р. Х. Ему приписывают, между прочим, памфлет, направленный против Цицерона от имени Саллюстия.

Предыдущая страница Следующая страница