Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 55, Вол)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 55, Вол)

Предыдущая страница Следующая страница

Волчье лыко

— наиболее употребительное название кустарника Daphne Mezereum L. (см. Волчник). В Подольской губ. В. лыком зовется бересклет (Evonymus europaeus L.).

Волчьи ягоды

— 1) см. Волчник; 2) красная бузина (Sambucus racemosa L., Петербургская губерния); 3) ломкая крушина (Rhamnus frangula L.).

Волчьи ямы

(воен.) — как искусственное препятствие, представляют углубления в земле в форме усеченного обратного конуса. Для того, чтобы образовать преграду движению противника, В. ямы устраивают не менее как в 3 ряда, располагая их в шахматном порядке, на 9—12 футов одна от другой. Обе двух размеров: большие — глубиной 6 футов, и малые — глубиной 3 фута. Вынутую землю бросают вперед, образуя гласис, или между больших ям, укладывают узкими гребнями, для затруднения движения между ямами, для чего при малых ямах набивают в промежутках колья или располагают сети из проволок.

К. В-о.

Волчьи ямы (охотн.) — см. Волк.

Волчья гора

-в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, на западном склоне Уральского хребта; 2430 футов высоты над уровнем моря.

Волчья звезда

— народное название вечерней звезды.

Волчья слобода

— при речке Волчьей, Казанской губернии, Чистопольского уезда. Дворов — 540, жителей 3097 (1889); церковь, школа.

Волчья стопа

— название растений, в Малороссии видов Geranium, в Полтавской губ. также Astragalus glyciphyllus L.

Волшан

— царь, к которому приезжает Ванька купеческий сын. По мнению А. Н. Веселовского ("Archiv fü r Slavische Philologie", вып. III, стр. 567), имя это позднейшего происхождения и оно заменило собой какое-то более древнее. Волшан, по-видимому, является народной переголосовкой слова "волхв". Сближение этого имени со словом "волхв" возможно, тем более что народ волшебные книги иногда называет волшенскими. По предположению Веселовского, имя В. может быть заменило собой известное по "Повести града Иерусалима" или "Иерусалимской беседе" имя Волотомана или Волота (см.), а так как Волотоман, в свою очередь, является изменением первоначального имени Птоломей, то вследствие этого можно предположить, что Ванька купеческий сын в древнейшей редакции былины приезжал не к какому-то Волшану, а просто к византийскому императору, которого заменяют в различных произведениях самые разнообразные личности.

И. Л.

Волшебное зеркало

— зеркало, в котором, согласно древнему восточному и весьма распространенному сказанию, можно видеть, что делается во всем мире, равно как прошедшее и будущее. Свойство это приписывалось зеркалу японской богини солнца Аматеразу, волшебному кубку персидского солнечного героя Джемшида и зеркалу Дионисия. Из средневековых чернокнижников Агриппа фон-Неттесгейм утверждал, что может изготовлять подобное зеркало из семи металлов. В новейшее время под именем китайских и японских волшебных зеркал стали известны металлические зеркала, с помощью которых можно получать на стене отражения фигур, рельефным образом отчеканенных на задней стороне зеркала. Все дело заключается в незаметных неровностях, которые образуются на полированной поверхности зеркала и прямо не видны. На местах, различно утолщенных, благодаря рельефу фигур, поверхность гладкой стороны зеркала от неодинаковых частичных натяжений различно изменяется, но так мало, что только при известном освещении отражение света делает их видимыми.

Волшебный жезл

— все индоевропейские народы изображали своих богов с различными предметами в руках, как с символами их власти. Так, Зевс держал молнию, Посейдон — трезубец, Тор — молот и т. п. Со временем жезл в форме небольшой палки стал символом верховной власти короля (жезл в собственном смысле), гетмана, т. е. главнокомандующего войсками (булава), епископа (католический пасторал) и т. п. Так как волхвы считались тоже повелителями таинственных сил природы, то естественно, что и они должны быть одарены соответствующими жезлами, которые, по сказкам, разнятся от жезлов других властелинов тем, что они сами по себе имеют чародейную силу, которая не исчезает даже тогда, когда такой жезл находится в руках человека, не посвященного в тайны волховства.

Волшебный или рудоискательный прут

— особым образом приготовленный, деревянный или металлический прут, которому суеверие приписывает свойство указывать в земле сокрытые руды, источники и проч.

Волшебный квадрат

— Волшебный или магический квадрат (фиг. A и C) разделен на квадратные клетки, в которых написаны числа таким образом, что суммы чисел в каждом горизонтальном ряде имеют одну и ту же величину; ту же самую величину имеют суммы чисел в каждом из вертикальных рядов и ту же величину имеют суммы чисел по двум диагоналям ad и bc; на фиг. A каждая из таких сумм равна 65, а на фиг. C — 34.

Волшебный квадрат

Составление В. квадратов с нечетным числом клеток в каждом ряду делается по правилу, для объяснения которого служит фиг. B; для составления же В. квадратов с четным числом клеток в каждом ряду правила несколько сложнее. На фиг. D и E объясняется правило для построения В. квадрата фиг. B; надо сначала написать, как показано на фиг. D, только в диагональных клетках те числа из ряда 1, 2, 3, 4, 5,...15, 16, которые пришлись бы в них, если бы заполняли все клетки, идя слева направо и сверху вниз; затем надо в остальных клетках написать остальные цифры, как показывает фиг. E, идя от угла d" справа налево и снизу вверх.

В Средние века таким квадратам приписывали волшебные свойства. Подробнее о составлении В. квадратов и о литературе по этому предмету можно найти в "Лексиконе чистой и прикладной математики" В. Я. Буняковского (1839).

Д. Б.

Волшебный круг

— в народных суевериях играет громадную роль: без него невозможно было бы человеку защититься от нечистых духов. Он состоит в том, что человек, почему-либо боящийся нападения чертей, освященным ножом или мелом описывает кругом себя черту, через которую не может переступить ни один бес. Это особенно важно в Иванову ночь, потому что, когда человек найдет и схватит цветок папоротника, он становится целью отчаянных нападений со стороны чертей, которые отняли бы у него жизнь и добычу, если бы их не удерживал волшебный круг.

Волшебный фонарь, в физике

— см. Фонарь волшебный.

Волшебный Фонарь, петербургские журналы

— 1) “ Волшебный фонарь”, или "Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистьй в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию". Ежемесячное издание на 1817 год. То же заглавие по-французски и по-немецки. Журнал этот издавался в СПб. П. Петровым in 4° и представляет любопытное явление в истории русских иллюстраций. С русского языка переводил Я. Ланген. В полном годовом экземпляре его, состоящем из 12 номеров, заключаются 42 картинки вышеуказанного содержания; из них 41 гравюра и 1 литография: "Народный праздник под Невским" — первая литография, выполненная в России, по заявлению издателя; 40 гравюр раскрашено. Рисунки удачно передают современные народные костюмы, почему журнал имеет историко-этнографический интерес. Текст, на 3-х языках, также не лишен значения.

2) “ Волшебный Фонарь — ежемесячный журнал по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций для всех возрастов и сословий" — издавался с июля 1878 г. в СПб. М. П. Смирновым. При издании был особый отдел: "Детский Волшебный Фонарь". Всего вышло 2 номера in 4°. В них поместили свои статьи: Е. Белов, М. Богданов, А. И. Воейков, К. Н. Лисенко, Г. Струве и др.

М. М.

Волшебство, волшебник, волшебница

— см. Колдовство.

Волынит

— горная порода, встречающаяся в Овручском уезде, Волынской губ., описанная проф. К. Д. Хрущовым. Она относится к группе диоритовых порфиритов и состоит из кристаллической основной массы и включений плагиоклаза, коричневой роговой обманки, биотита и некоторых второстепенных минералов.

Волынка, музыкальный инструмент

— народный музыкальный инструмент с воздушным резервуаром, который обыкновенно делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, а снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками. Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две — басовые и строятся в тонику и доминанту той гаммы, в которой играется мелодия. Строй этих нижних трубок может быть изменяем посредством находящихся в них поршней. К типу этого инструмента, с одной нижней трубкой, принадлежит грузинская В. ствири. Исполнитель на этом инструменте называется сазандаром. Волыночник или волынщик, имея мех под мышкой, нажимает его левой рукой, чем заставляет течением воздуха вибрировать язычки нижних трубок и, перебирая пальцами боковые отверстия наименьшей из них, воспроизводит мелодию. Волынка называется у нас в некоторых местностях козой, а в других, как, например, в Белоруссии, дудой. В. И. Даль говорит о многих народных поговорках, в которых упоминается о волынке, "ножки, что дудки, брюшко, что волынка", "Дуй его волынкой" (шутливая брань), "Корову пропьем, а теленка на волынку поворотим", "Надул, что козий мех, поиграл, что на волыночке" (обманул), "Пошел за хлебом до рынку, а купил волынку". В. — инструмент весьма древнего происхождения; Густав Шукэ утверждает, что первообраз этого инструмента был известен в Индии уже с лишком за две тысячи лет тому назад. Разновидности В. встречаются во многих европейских и мусульманских странах. Среди славянских древностей языческой эпохи было найдено изображение воина, играющего на В. Особенным почетом В. до сих пор пользуется в Великобритании, где во время торжественных королевских обедов шотландцы играют на этом инструменте в своих национальных костюмах. Весьма вероятно, что В. заимствована нами у западных славян и впервые у нас появилась на наших западных окраинах. Мнение, что В. происходит от финского пилли, не имеет основания; пилли на финском языке означает дудку.

Н. Соловьев.

Волынка, село Курской губернии

— село Курской губернии, Рыльского уезда, в 7 верстах к северу от Рыльска, в глубокой котловине, в бассейне реки Сейма. Здесь проходит граница меловых и третичных образований и добывается ценная черная огнеупорная глина. Из нее приготовляются подовый кирпич, огнеупорный кирпич и кафли.

Кдрц.

Волынка, село Черниговской губернии

— село Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 10 верстах на север от уездного города, при реке Волынке, впадающей в реку Убедь. Во времена гетманщины В. была сотенным местечком Черниговского полка. Жителей 2673, дворов 526; 2 православные церкви, школа, сельское ссудосберегательное товарищество, 4 лавки.

В. В.

Волынкина деревня

— см. Петербург (окрестности).

Волынская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волынская губерния (дополнение к статье)

(см.) — Пространство — 63036,8 кв. в.; жителей в 1897 г. было 2989482 чел. (1502803 мжч. и 1486679 жнщ.), в том числе в городах 233847 чел. Распределение жителей по уездам, с указанием густоты населения, см. "Россия" (см.). Из городов более значительны губ. г. Житомир (66 тыс. жит.) и Ровно (25 тыс. жит.). Повинностей с В. г. получено: окладных сборов (1900 г.) — 1912543 руб., косвенных (1901 г.) — 6104191 руб. (в том числе со спирта и вина — 0881427 руб.). Земских доходов (1900 г.) поступило 1394371 руб., израсходовано 978928 руб.; главнейшие статьи расхода: содержание духовенства (270 тыс. руб.), на дорожную часть (220 тыс. руб.), врачебную часть (159 тыс. руб.) и учебную (138 тыс. руб). Доходы городов (1900 г.) составляли 669939 руб., расходы — 634787 руб.; свыше 50 % тех и других падает на губ. г. Житомир.

Волынская епархия

(нынешняя) — учреждена в 1795 г., первоначально в качестве викариатства минской епархии, с именованием житомирского. В 1799 г. житомирское викариатство обращено в самостоятельную епархию, с наименованием епископа волынским и житомирским. В 1848 г. В. епархия как бы потеряла свою самостоятельность, так как волынскому преосвященному повелено быть архиепископом варшавским и новогеоргиевским, управляющим В. епархией. Такое положение продолжалось до 1860 г., когда варшавская архиерейская кафедра была отделена от В. В В. епархии два викариатства: владимироволынское, учрежденное в 1891 г., и кременецкое, учрежденное в 1902 г.

Волынские губернские ведомости

— выходят в Житомире с 1838 г. два раза в неделю. Редакторами их состояли: с 1854 г. — А. Перлштейн, с 1858 г. — Каменцов, с 1860 г. — Л. Крушинский, с № 29 1861 г. — Ф. Китченко, с 1865 г. — M. Мацкевич и с № 26 1866 г. до сих пор А. Б. Братчиков. В 1850—70 гг. "В. Г. В." заключали много местного этнографического и исторического материала; кроме редакторов, здесь потрудились: В. Комашко, Оссовский, В. И. Пероговский, Л. М. Рафальский, H. H. Трипольский и др.

Ср. А. Братчиков, "Указатель к В. Г. В. за 1867—79 гг." (Житомир, 1880).

М. М.

Волынские епархиальные ведомости

— выходят с сентября 1866 г. в Кременце (редакция в Кременце, типография в Почаеве) 3 раза в месяц. Редакторы их: иеромонах Акакий, H. Петров, В. Прозоровский, Ал. Соловьев, Беляев. Из лиц, поместивших достойные внимания исследования, главным образом по истории, могут быть упомянуты: H. П. Петров, H. Теодорович, С. Барановский, Ф. Четыркин, В. H. Пероговский, А. Ф. Хойнацкий, М. О. Коллович, А. Селецкий и др.

См. Ю. Тиховский, "Указатель неофициальной части В. Е. В. за первые 20 лет их существования (сентябрь 1867-сентябрь 1887)" (Почаев, 1888 г.).

М. М.

Волынские, польский дворянский род

— польский дворянский род, герба Абданк, русского происхождения. Родоначальник их, Петр В., был воеводой великого князя Ивана Васильевича и во время войны с Польшей взят в плен и поступил в польскую службу. Потомки его, после присоединения Белоруссии к России, вступили в русское подданство. Род этот угас в нынешнем столетии ("Гербовник", VI, 19).

В. Руммель.

Волынские, русский дворянский род

— русский дворянский род. Родоначальником его был князь Дмитрий Михайлович Волынский-Боброк, выехавший из Волыни в Москву и прославившийся в Куликовской битве (1380). Он был женат на сестре Дмитрия Донского — Анне, и имел двух сыновей: Бориса и Давыда, бывших боярами при великом князе Василии Дмитриевиче. Внук последнего, Михаил Григорьевич, был дворецким Иоанна III и имел прозвище Вороной, отчего и потомки его именовались Вороными-В. Михаил Иванович В., боярин и воевода в разных походах, убит в 1571 г. в сражении с крымскими татарами под Москвой. Яков Васильевич, по прозванию Крюк († в 1568 г.), был окольничим и постельничим Грозного. Многие В. были воеводами в XVII в. Михаил Петрович В. в 1683 г. пожалован в бояре. К этому же роду принадлежат Василий Семенович и Артемий Петрович В. (см. соотв. статьи). Род Волынских пресекся в XIX в. ("Гербовник", IV, 32).

В. Руммель.

Волынский 17-й драгунский полк

— сформирован в 1807 г. Знаки отличия: 17 георгиевских труб с надписью: "В воздаяние отличных подвигов в минувшую кампанию 1812 г. и за усмирение Венгрии в 1849 г.".

Волынский 53-й пехотный полк

— сформирован в 1803 г. Знаки отличия: 1) георгиевское знамя "За Севастополь 1854—55 г."; 2) знаки на шапки "За Севастополь 1854—55 гг."; 3) георгиевские трубы с надписью: "За переправу через Дунай у Зимницы 15 июня и за Шипку 1877 г.".

Волынский А.

— см. Флексер.

Волынский лейб-гвардии пехотный полк

— сформирован в 1817 г. Знаки отличия: георгиевское знамя "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г." (было пожаловано л.-гв. Финляндок, полку); 2) серебряные трубы с надписью: "В вознаграждение отличной храбрости и мужества, оказанных в сражении при Лейпциге 4 октября 1813 г." (переданы из лейб-гв. Финляндского полка) и 3) знаки на шапки: "За Ташкисен 19 дек. 1877 г.". Шефом полка ныне состоит Государь Император Николай II (с 19 дек. 1879 г.).

Волынский, Артемий Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волынский, Василий Семенович

— в 1663 г. отправлен был послом в Швецию; в 1666 г. вновь вел переговоры со шведами, окончившиеся миром у реки Плюсы; в 1668 г. получил в управление сыскной приказ, а в течение 1671 г. и сл. вел мирные переговоры с Польшей. В год воцарения Феодора Алексеевича он был пожалован в бояре, был воеводой в Новгороде, потом начальником посольского приказа и ближним боярином. Когда в мае 1682 года вспыхнул в Москве Стрелецкий бунт, В. оставил службу и отправился в свою подмосковную деревню, где и умер. Не обладая большим умом, с весьма ограниченными способностями, В. обязан был своей карьерой необыкновенному уменью заискивать у сильных людей (Матвеева, Милославских и др.) и неразборчивости в средствах.

В. Р.

Волынский, Петр

(прозванный "бродягой") — новгородец. Летом 1569 г. явился он к царю и донес, что новгородцы хотят предаться польскому королю, что у них уже написана и грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери. Иоанн отправил в Новгород, вместе с В., доверенного человека, который действительно отыскал грамоту за образом и привез к государю. Грамота была подписана архиепископом Пименом и другими лучшими гражданами Новгорода, и эти подписи, по сличении с другими, оказались подлинными. Говорят, что В., наказанный новгородцами за проступки, из желания отомстить им, сам сочинил грамоту и необыкновенно искусно подписался под руку архиепископа и других граждан. Иоанн IV, не разбирая подробностей дела, произвел известный страшный новгородский погром в 1 570 г.

Волынское княжество

— см. Волынь.

Волынь или Велынь

— древний город Волынской земли, давший ей свое имя, ныне не существующий; находился, по мнению Длугоша, на том месте, где теперь в Люблинской губернии селение Грудек, при устье реки Гучавы, впадающей в Западный Буг. З. Д. Ходаковский остатки его указывает в городище, находящемся при впадении реки Хучвы в Западный Буг, в 20 верстах ниже Владимира-Волынского. Город существовал уже в IX в., а может быть, и ранее. Здесь в 1018 г. Болеслав Храбрый разбил Ярослава I. Летописные известия о В. прекращаются со времени княжения Мстислава Изяславича, в начале второй половины XII века.

В. Р.

Волынь, житомирская газета

— газета политическая, литературная и общественной жизни; выходит в Житомире с 1879 г. пять раз в неделю. До № 7 за 1882 г. она носила название "Житомирский Листок". Редакторами состояли: до № 71 1882 г. Б. И. Зифферман, до № 23 1883 г. — С. А. Блонский, до 1884 г. — А. А. Блонский, с 1884 г. — К. И. Коровицкий. При прежних редакциях можно было указать сотрудников: К. Дунаевского, М. Неймана. В настоящее время имеет до 2000 подписчиков.

М. М.

Волынь, историческая область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волыняне или Велыняне

— см. Бужане.

Вольборж

— безуездный город Петроковской губернии и уезда, при речке Вольборке, притоке Пилицы; жителей 2360 человек. Вблизи В. находятся развалины древнего Сулиовского монастыря монашеского ордена Цистерцианов, основанного в 1098 г.

Вольбром

— безуездный город Олькушского уезда Келецкой губернии, при реке Покрживнице, впадающей в реку Просну. Жителей 3850 человек. Вблизи находятся развалины замка Огродзинца и Славковские руды железные и свинцового блеска.

Вольвергэмптон

(Wolverhampton) — промышленный город в английском графстве Стаффорд; 82620 жителей (1891); в окрестностях многочисленные каменноугольные копи и железные заводы. В англосаксонскую эпоху город назывался Вульферсгэмптун (Wulfershamptun). В церкви св. Петра, в готическом стиле, сохранилась каменная кафедра XV века. Главные предметы промышленности: ружья, ножи, винты, замки, стальные изделия и химические продукты.

Вольга Святославович или Волх Всеславьевич

— знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само его имя Вольга, т. е. Волхв, указывает на мифический его характер, хотя другое имя Вольга напоминает исторического Олега. В личности В. смешаны мифологические элементы с историческими: само рождение В. от мифического отца, содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда В. увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. С этим гармонирует и то, что он растет не по дням, а по часам, что в скором времени он становится могучим богатырем, знающим не только искусство бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными. Напротив того, та часть былин о В., где он является победителем дальнего индейского царства или земли Турец-салтана, сильно напоминает поход Олега в Царьград. Главная былина о В. состоит из этих двух частей; но он еще появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, особенно же отведено много места описанию его встречи с Микулой Селяниновичем (см.). О разных взглядах на происхождение В. — см. статью Богатыри

И. Л.

Вольгаст

(Wolgast) — портовый и торговый город в Померании, на реке Десне; 7800 жителей (1885); несколько фабрик. Уже в XII столетии В. был сильно укреплен; некогда служил резиденцией померанско-вольгастских герцогов; долго принадлежал Швеции; много раз был осаждаем и разоряем (в 1713 г. — русскими войсками).

Вольгемут

(Wohlgemuth) — германский полицейский агент, высылка которого из Швейцарии в 1889 г. чуть было не привела к разрыву между правительствами германским и швейцарским (см. Вильгельм II).

Вольгемут, Михаэль

(Wohlgemuth) — старонемецкий резчик по дереву и живописец; род. в Нюрнберге в 1434 г., умер там же в 1519 году. Выучившись художественному мастерству, по-видимому, у своего отца, он отправился путешествовать, посетил Нидерланды и только в 1474 году вернулся в Нюрнберг. В числе его учеников был знаменитый Альбрехт Дюрер. Художественное достоинство работ Вольгемута весьма различно, так как он, получая множество заказов, нередко доверял их исполнение своим помощникам. Вообще его надо признать более искусным резчиком, чем живописцем. В его произведениях то и дело поражаешься странным сочетанием благородной прелести с пошлостью и безобразием форм — особенностью, объяснимой тем, что художник, согласно стремлению своего времени, старался сильно характеризовать как нравственную красоту, так и нравственное уродство. Лучшими работами В. считаются: величественный резной алтарь в Галлеровской капелле св. Креста, в Нюрнберге; резной, украшенный живописью алтарь в мариинской церкви, в Цвикау; алтарь в швабахской церкви, и особенно роскошный алтарь маркграфа Фридриха IV в гейльсбронской церкви, в Нюрнберге, a также картины в мюнхенской пинакотеке, в аугсбургской галерее, в собрании Пеля, в Вене ("сцены из жития Пресвятой Девы"), в зигмарингенском музее ("Воскресение Христово") и некоторые др. Встречаются миниатюрные произведения этого художника, как по части резьбы, так и по живописи, отличающиеся чрезвычайною тонкостью исполнения.

А. С-в.

Вольдемар Гюнтер-Фридрих

— владетельный князь Липпе; ум. в 1895 г.

Вольдемар, бранденбургский маркграф

(Woldemar) — маркграф бранденбургский (1308—1319), сын маркграфа Конрада II, оставшийся после смерти своего дяди Оттона IV (1309) единственным владетелем всех земель, некогда принадлежавших различным линиям Асканского дома, основанного Альбрехтом Медведем. В. был отважный, предприимчивый воин, воспетый поэтом Фрауэнлобом. С соседними государствами он находился в постоянной вражде. Права свои на Померанию, которых ему не удалось отстоять, он продал в 1308 г. Тевтонскому ордену. Он расширил пределы Бранденбурга на восток и юг, и выдержал борьбу против соединенных сил Дании, Швеции, Мекленбурга, Магдебурга и многих северогерманских князей.

Через тридцать лет после его смерти, когда Бранденбург находился во владении Людвига Баварского, появился какой-то человек, провозгласивший себя Вольдемаром. Он объяснил, что позволил считать себя умершим только с целью расторжения своего незаконного брака с двоюродной сестрой, а на самом деле отправился замаливать свои грехи в Иерусалим. Многие князья и сам император Карл IV признали его Вольдемаром; ему покорился почти весь Бранденбург, и на сейме в Кельне (1349) он занял даже место в коллегии курфюрстов. Вскоре, однако, Карл IV, ввиду коалиции, составленной против него Баварским домом, должен был признать маркграфа Людвига законным владетелем Бранденбурга, а мнимому В. предложил доказать правильность своих притязаний на сейме в Нюрнберге. Тот не явился и был в 1350 г. публично объявлен обманщиком. Тем не менее значительная часть Бранденбурга осталась верна самозванцу и борьба длилась еще несколько лет; только в 1355 г. самозванец добровольно отрекся от своей власти над Бранденбургом и до самой своей смерти (1356) жил при ангальтском дворе, пользуясь почестями владетельной особы. Одни считают его за работника на какой-то мельнице, Якова Ребока, другие за булочника Менике, который будто бы служил у настоящего В. и воспользовался своим сходством с последним для обмана, придуманного другими. Самозванство его, хотя в высшей степени вероятно, но все же не доказано.

См. Kloden, "Geschichte des Markgrafen W." (Берлин, 1845—46).

Вольдемар, Гюнтер-Фридрих

(Woldemar) — владетельный князь Липпе; род. в 1824 г. В 1875 г. наследовал брату своему в управлении княжеством и тотчас же принял меры к улаживанию конфликта между княжеским домом и конституционными учреждениями, для чего беспрекословно утвердил проектированный сеймом избирательный закон и дал свое согласие на привлечение княжеских имений к уплате государственных налогов.

Вольдемар, Фридрих-Вильгельм

(Woldemar) — прусский принц, сын принца Вильгельма-Карла (брата короля Фридриха-Вильгельма III); род. в 1817 г. В 1845 г. предпринял путешествие на Восток. Посетив Турцию и Египет, В. прибыл в Ост-Индию и волонтером поступил в 1846 г. в английскую армию, выступавшую против сейков; отличился в битве на Сетледже. Умер в 1849 г. В 1855 г. появилось в свет роскошно изданное описание поездки В. на Восток, составленное по его запискам: "Zur Erinnerung an die Reise des Prinzen W.".

Вольдемар, Христиан Мартынович

(также Вальдемар) — латышско-русский общественный деятель и писатель; род. в 1825 г. в деревне Засмакене Тальсенского уезда Курляндской губернии; окончив курс в народном училище, поступил в приходские писаря в Руентале. Только 24-х лет он поступил в либавскую гимназию, а 29-ти лет — в дерптский университет по камеральному факультету. Еще юношей он горячо ратовал за самостоятельность латышского племени по отношению к немецкому дворянству Прибалтийских губерний, за что был выставлен опасным агитатором и отдан под надзор полиции еще до поступления в гимназию. В университете он привлек к себе всю интеллигентную латышскую молодежь и образовал "кружок", пропагандировавший мысль о самостоятельном развитии латышской народности. В Риге в это время была основана еженедельная латышская газета, поддерживавшая стремления Вольдемара. По окончании же университетского курса сам Вольдемар, переселившись в Петербург, стал тут издавать латышскую газету. Этот орган, при содействии Аксаковского "Дня", положил основание сближению латышей со славянофильскими учениями, но долго продержаться не мог, так как направление его было признано генерал-губернатором Прибалтийского края вредным. Неутомимый борец за осуществление своей мысли создать частное судостроение и судоходство в России, преимущественно же на родном его балтийском прибрежье, В. в начале 60-х годов добился назначения своего в члены комиссии, составленной по распоряжению министра финансов для рассмотрения мореходного образования в России. При содействии и по поручению великого князя Константина Николаевича, в 1860 г. он был командирован для осмотра наших балтийских, а в 1861 г. северогерманских побережий. По его проекту в 1867 г. был издан закон (от 27 июня) о мореходных классах. Он несколько раз объезжал их и оказывал им поддержку, как материальную, при посредстве общества для содействия русскому торговому мореходству, так и рекомендацией преподавателей и составлением учебников. Приняв деятельное участие в создании названного общества и пробыв 18 лет бессменным членом-делопроизводителем его, В. немало потрудился, когда в правлении общества возникла, созрела и была приведена в исполнение мысль о добровольном флоте. В. принимал участие и в деле переселения латышей в Новгородскую губернию, колонии которых некоторое время там очень хорошо прививались. Большинство статей В. отличаются страстностью, а некоторые и полемическим характером. Они написаны частью по-немецки, частью по-латышски, но преимущественно по-русски, и помещались сначала в "Морском Сборнике", а потом в "Московских Ведомостях", "Современной Летописи", и "Известиях общества для содействия русскому торговому мореходству". К шестидесятым годам относятся статьи В. о мореходном деле, имевшие наибольшие практические последствия. В. был издателем первого латышского журнала в Петербурге. Благодаря трудам В., издан в 1881 г. первый "Список судов русского торгового флота" — первая регистрация судов на основании начал, принятых в европейских государствах. Ему же принадлежит обработка "Карманного морского словаря" на девяти языках, изданного обществом для содействия торговому мореходству. 25-го ноября 1891 г. В. скончался в Москве на 67-м году жизни, которую всецело посвятил на служение своим землякам-латышам, среди которых он до смерти имел выдающееся значение. Похороны В. были приняты на счет нескольких обществ, испросивших разрешение на погребение тела В. в Риге. Премии имени В. учреждены и обществом для содействия русскому торговому мореходству.

К. В.

Волькано

— группа из 4-х о-вов в Тихом океане, к ЮЗ от о-вов Бонинских: Сульфур (10 кв. км), Арцобиспо (Форфано), Сант-Алесандро и Сант-Агостино; общая площадь 22 кв. км. О-ва скалисты, богаты серою; на Сульфуре — действующий вулкан. В. в 1891 г. заняты японцами.

Вольке

(Христиан-Генрих Wolke) — писатель-педагог, известный своими стараниями о чистоте языка; род. в 1741 г.; учился в Геттингене и Лейпциге; в 1770 году составил проект воспитательного заведения, устроенного соответственно постепенному развитию ребенка, и вошел в более тесные сношения с Базедовом (см.). Когда последний, спустя несколько лет после того, основал в Дессау филантропин, В. сделался его сотрудником по этому заведению. По упразднении последнего, он отправился в Петербург, в 1801 г. удалился в частную жизнь и проживал в Лейпциге, Дрездене и Берлине, где умер в 1825 г. Он написал "Erste Kenntnisse f ü r Kinder" (Лейпциг, 1783); "Beschreibung der hundert von Chodowiecki zum Elementarwerke gezeichneten Kupfertafeln" (2 т., Лейпциг, 1871—87; также на французском языке, 1782, и латинском, 1784); "Anweisung, wie Kinder und Stumme zum Verstehen und Sprechen zu bringen sind" (Лейпциг, 1804); "Erzielehre" (Лейпциг, 1805); "Mitteilungen der allerersten Sprachkenntnisse und Begriffe" (Лейпциг, 1805); "Anleitung zur deutschen Gesammtsprache oder zur baldigen Erkennung und Berichtigung einiger (zuwenigst 20 Tausend) Sprachfehler in der hochdeutschen Mundart u. s. w." (Дрезден, 1812; 2 изд., под другим заглавием, 1816) — его главное произведение. В своем сборнике "D ü dsge or sassische Sinngedichte" (Лейпциг, 1804; 2 изд., 1816) он пытался обратить внимание на благозвучие нижнесаксонского языка.

Ср. Hasselbach, "Lebensgeschichte W-s" (Аахен, 1826).

Волькевин

— 2-ой магистр ордена Меченосцев. В 1217 г. он предпринял со своими рыцарями, немецкими пилигримами и ратью епископа набег на Гарриенскую провинцию Эстляндии, который не удался только потому, что эсты получили помощь со стороны русских. В 1228 г. В. удалось завоевать провинции Гарриен-Йервен и Вирляндию. По инициативе В. состоялись первые переговоры о слиянии ордена Меченосцев с Немецким орденом, осуществившееся уже после смерти В.

Волькенштейн, австрийский графский род

(Wolkenstein) — австрийский графский род, одна ветвь которого состоит в русском подданстве. Первоначальное имя этого рода, существовавшего в Тироле в начале XI века, было Филандер (Villander). Рандольф Ф. купил в 1292 г. замок В., от которого потомки его приняли фамилию. От правнуков его Михаила и известного миннезингера Освальда († в 1445 г.) происходят две ныне существующие линии этого рода: В.-Тростбург и В.-Роденегг. Из линии Тростбург происходил граф Иоанн-Георг-Либерат В., вступивший в русскую службу генерал-майором в 1708 году. Род этот внесен в IV часть родословной книги Курской и Харьковской губерний (Гербовник, VI, 129). Из этой же линии происходит австрийский посол в С.-Петербурге (с 1882 г.) — граф Антон В.-Тростбург.

В. Руммель.

Волькенштейн, город в Саксонии

(Wolkenstein) — город в саксонском округе Цвикау, лежит на горе, на высоте 470 м, в саксонской части Рудных гор. На расстоянии около 2 км к северо-востоку — волькенштейнские минеральные воды с теплым ключом, имеющим 29° Ц., купальнями и парком.

Волькот

(Джон Wolcott) — английский поэт, известный под именем "Петр Пиндара"; род. в 1738 г. в Додбруке, в Девоншире; изучив хирургию и фармацию, последовал в 1768 г. за губернатором сэром В. Трелавнеем на остров Ямайку, в качестве его лейб-медика. Затем вступил в духовное сословие и получил от своего покровителя должность пастора. После смерти последнего, он возвратился в Англию и поселился в Труро, в Корнваллисе, в качестве врача. В 1778 г. он переехал в Лондон, где вскоре обратил на себя всеобщее внимание едкими сатирами. Прежде всего он направил свои стрелы на королевскую академию, затем против короля и королевы, в своей "Lousiad" (1785—95). За время с 1778 по 1808 гг. им было написано более 60 стихотворных памфлетов. В 1795 г. он получил пожизненную ренту в 250 фунтов стерлингов от своего книгопродавца за право издания своих сочинений, вышедших в свет в 1812 г. в 5 томах. В. под старость ослеп и † в 1819 г. в Сомерстоуне.

Вольмар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольмар или Волькмар

(Мельхиор Wolmar) — немецкий юрист; род. в 1497 г.; был профессором права в Тюбингене. Блестящие лекции его привлекали множество слушателей, между которыми были Кальвин и Беза (см.). Не любя излагать свои мысли на бумаге, В. написал только "Epistola nuncuparia" Блазеру и комментарии на первые две песни "Илиады". Умер в 1561 г.

Вольная

(Казацкая) — слоб. Харьковской губ., Богодуховского у., при р. Ворскле, в 30 вер. от у. г. 4000 жит., больница, ярмарка. В. основана в 1640 г. и была укрепленным городом, под именем Вольного кургана, упраздненного в XVIII ст.

Вольней

(Константин Volney) [Отец его носил фамилию Chasseboeuf; во избежание насмешек, вызываемых ею, он дал сыну фамилию Boisjirais, которую последний позже заменил более благозвучной — В.] — известный французский писатель и ориенталист; род. в 1757 г.; высшее образование получил в Париже. Любовь к истории и древним языкам возбудила у В. желание познакомиться лично со странами, где впервые зародилась человеческая культура. Совершив продолжительное путешествие по Сирии и Египту, В. изучил арабский язык и написал книгу "Voyage en Egypte et en Syrie" (1787), замечательную по богатству и точности сведений о стране, которая, особенно в то время, казалась преисполненной таинственного и чудесного (переведена на русский язык в 1790 г. Марковым под заглавием: "Путешествие В. в Сирию и Египет", Москва). В следующем году Вольней напечатал "Considerations sur la guerre des Turcs avec les Russes" (1788), которое обратило на себя общее внимание и в которой он до некоторой степени предусматривает египетскую экспедицию Наполеона. В национальном собрании (1790) В. стоял за умеренные реформы, но вследствие отсутствия ораторского таланта не играл выдающейся роли. В том же году В. написал на тему академии надписей "Chronologie des douze si ècles anterieurs au passage de Xerxes en Gré ce" (в "Dictionn. d'antiquit é de l'Encyclopédie mé thodique"), a в следующем году издал свое получившее широкую известность сочинение "Ruines ou M éditations sur les ré volutions des empires", в котором автор, перенося себя на развалины Пальмиры, наводящие его на размышления о смене государств и народов, пытается разрешить некоторые вопросы философии истории и истории религий. В настоящее время эта книга В. потеряла свое значение, но описания пальмирских развалин считаются классическими по языку. В 1793 г. В., как бывшему до революции директору земледелия и торговли в Корсике, комитет национальной обороны предложил составить доклад об этом острове. Обширный труд его "Pré cis de la Corse" напечатан в "Мониторе" (1793, март). В том же году В. издал "Loi naturelle" или "Catechisme du citoyen fran ç ais", перепечатанное в полном собрании сочинений под заглавием "Principes physiques de la morale", где он пытается подчинить этику принципам точных наук. Во время господства террора В. был заключен в тюрьму, где просидел 10 месяцев. Выпущенный после 9 термидора на свободу, В. при учреждении Нормальной школы был назначен профессором общей истории. В своих лекциях, которые изданы под заглавием "Lecons d'histoires prononc é es а l'Есоle normale" (1799), В. — крайне скептичен и высказывает сомнения относительно многих исторических событий, считавшихся до того достоверными; вот почему его следует считать предвестником позднейшей серьезной исторической критики. Когда в следующем году Нормальная школа была закрыта, В. отправился в Соединенные Штаты, где, как друг Франклина, хорошо был принят Вашингтоном и Адамсом. Результатом этого путешествия было сочинение: "Tableau du climat et du sol de s Etats Unis" (1803). В свое отсутствие он был назначен членом института, а по возвращении Наполеон предложил ему быть товарищем в консульстве, потом министром внутренних дел. Вольней отверг оба предложения, но принял звание сенатора, где, несмотря на лично дружественные отношения с Наполеоном, был в оппозиции против замышлявшегося последним постепенного превращения власти первого консула в императорскую. Наполеон, причисляя В. к презираемым им идеологам, был лично расположен к нему и возвел его в графское достоинство и в командоры почетного легиона. С наступлением империи В., удалившись от политической деятельности, предался научным занятиям и написал: "Chronologie d'Herodote" (1809); "Recherches nouvelles sur l'histoire anciennes (1814) и "Histoire de Samu e l, inventeur du sacre des rois" (1819), интересную, однако, больше как политическая сатира (по поводу коронования Людовика XVIII). В последние годы жизни В. особенно занялся интересовавшей его и раньше лингвистикой, а именно — восточными языками, стремясь упростить изучение этих языков; для этого В. придумывал способы передачи арабского, персидского и турецкого языков латинским алфавитом. Система его оспаривалась Сильвестром де Саси и Ланглэ. Сочинения В. в этой области: "Simplification des langues orienta les" (1795); "Rapport sur les Vocabulaires comparés de peuples de toute la terre du profess. russe Pallas" (1805); "L'Alphabet européen appliqué aux langues asiatiques" (1819); "l'Hebreu simplifié " (1820) и др. Его "Oeuvres compl é tes" изданы в 8 томах (1820—26); "Oeuvres Choisis" в 6 томах (1827). В. † в 1820 г., завещав институту ежегодную премию в 1200 франков за лучшее сочинение по лингвистике, которое приблизилось бы к разрешению занимавшей его долгие годы задачи.

Вольни

(Эвальд Wollny, род. 20 марта 1846 г.) — современный немецкий ученый агроном. По окончании образования в проскауской сельскохозяйственной академии и после непродолжительной практической деятельности, посвятил себя, с 1870 года, ученым занятиям, сперва в качестве преподавателя в лейпцигском университете и проскауской академии, а с 1872 года, как профессор земледелия во вновь открытом сельскохозяйственном отделении высшей технической школы в Мюнхене, где в агрономической лаборатории и на опытном поле произведены в последние 20 лет весьма интересные работы по агрономической физике — физике почвы и растений. Результаты этих работ помещены в изданных В. "Mutheilungen aus dem landwirthschaftlichen Laboratorium der technischen Hochschule M ü nchen" (2 тома, 1879), а равно в редактируемом им, с 1878 года по настоящее время, ежегодном издании "Forschungen auf dem Gebiete der Agricultur-Physik". Из сочинений его следует упомянуть: "Einfluss der Pflanzendecke auf die physikalischen Eigenschaften des Bodens" (1877); "Untersuchungen über die Werthbestimmung der Samen" (1877); "Anwendung der Elektrizität bei der Pflanzenkultur" (1883); "Thä tigkeit niederer Organismen im Boden" (1883); "Saat und Pflege der landwirthschaftlichen Kulturpflanzen" (1885); "Kultur der Getreidearten" (1887) и др.

В. С.

Вольни Эвальд (дополнение к статье)

(Wollny) — немецкий агроном; ум. в 1901 г.

Вольники

слободичи, слободники, люди захожие, прихожие, похожие — под этими названиями известен был в великом княжестве Литовском разряд крестьян, лично свободных, не имевших поземельной собственности, а снимавших по контракту участки земли у дворян. Это называлось сидеть на воле (владельца, т. е. с его разрешения) [И в настоящее время встречаются в Литве небольшие поземельные владения под названиями: воли, вольки, волицы]. Обыкновенно вольникам сдавались участки пустырей, которые князья жаловали дворянам с правом, а нередко и с обязанностью "людей на новом корне посадить". При поселении своем "на новом корне" вольники давали землевладельцу "лист или запись добровольный", по которому они обязывались отдавать владельцу условленную часть получаемых ими с земли произведений, или исполнять известные службы, или, наконец, давать "платы". В уставе о людях похожих Полоцкого и Витебского воеводств, составленном на виленском сейме 1551 года ("Памятники", изд. киевской комиссией для разбора древних актов, Киев, 18 4 5, т. I, отд. II, стр. 8), определено, чтобы В. отдавали 4-ю долю продуктов и, кроме того, отрабатывали еще в пользу владельцев известное число дней; в то же время устав угрожает штрафом тем из владельцев, которые примут В. на более льготных условиях. При поселении своем В. обыкновенно получали на обзаведение пособие от владельца и в таком случае обязывались до известного срока не сходить с земли (заседелые В.); остальные (не заседелые) В. могли оставить землю по своему усмотрению, но не иначе, как заплативши "выход, как в земли обычай есть". В. или пользовались в имении пахотной землей и тогда назывались людьми тяглыми, или получали в свое пользование бортные угодья (бортники), или же нанимали одну только усадьбу (огородники). Во всяком случае зависимость их от помещика была исключительно экономическая, и они сохраняли личную свободу и полноправность. С течением времени стали приниматься меры к их закрепощению, особенно Литовским Статутом. В силу последнего, всякий В., бежавший с земли раньше установленного по контракту срока или без уплаты долгов при выходе, выдавался землевладельцу, как его отчич. Еще большее значение имело другое постановление Статута, по которому всякий В., просидевший на земле одного и того же владельца 10 лет, терял свободу выхода или же должен был заплатить непомерно высокий выкуп. Постановление это должно было сильно и быстро повлиять на сокращение числа В., и в образовавшееся после присоединения Литвы к России сословие вольных людей (см. это слово) старинные слободичи вошли, вероятно, в очень небольшом числе.

А. Я.

Вольнис

(Lé ontine Fay, dame Joly, dite Volnys) — французская актриса; род. в артистической семье в 1811 году. 5-ти лет дебютировала во франкфуртском театре и затем объехала всю Бельгию и Францию в качестве "маленького чуда". В 1824 г. выступила в парижском Gymnase с огромным успехом. Ее веселость, детская грация игры и необыкновенно рано развитый ум обеспечили успех в этом театре многих мелких пьес Скриба и других авторов. В 1829 году она вышла замуж за актера Шарля Жоли или Вольниса, вместе с которым в 1835 была приглашена в Com édie Franç aise. Сперва она играла роли любовниц в новых драмах, но вскоре отдалась специально характерным ролям в комедии. Раз она отказалась играть роль Мессалины в пьесе А. Дюма "Калигула", на том основании, что честная женщина не может изображать такое лицо, не оскорбляя чувство приличия. Вследствие интриг товарищей по сцене, В. перешла опять в Gymnase. В 1844 году она была вновь приглашена в Com édie Franç aise, и играла с тем же успехом, как в свои лучшие дни. В ней особенно ценилось отсутствие манерности, деланности и необыкновенная выразительность и грация исполнения. В 1845 г. В. уехала в Россию, где получила приглашение быть чтицей вдовствующей императрицы, которую сопровождала в путешествиях. По возвращении во Францию В. вновь вступила в Com édie Franç aise, где оставалась до 1847 г., когда была приглашена в Петербург в Михайловский театр на место г-жи Аллан. Сначала она не произвела большого впечатления на петербургскую публику; успех ее начался позже, когда она отказалась от слишком молодых ролей. Ее живая, страстная и разнообразная игра завоевала ей почетное место во французской труппе. Как мимическая артистка, она не имела соперниц и в совершенстве играла роли немых, например Жоржа в "Энгувильском немом" и Фенеллы в "La muette de Portici". С 1855 года Вольнис перешла окончательно на роли матерей и пожилых женщин, играла их с постоянным и неизменным успехом до конца своей артистической карьеры. Вольнис оставила Михайловскую сцену в 1868 году и поселилась с мужем в Ницце, где и умерла в 1876 г.

Д. Коровяков.

Вольнодумство

— скептическое и легкое отношение к господствующим идеям и верованиям, преимущественно религиозным. Типичным представителем вольнодумства в XVIII веке (главная эпоха его распространения в Европе) считался Вольтер, так что слова вольтерьянство и вольнодумство употреблялись как равнозначащие.

Вл. С.

Вольное общество любителей российской словесности

(С.-Петербургское) — Высочайше утвержденное под этим именем в начале 1818 г., основано, с дозволения правительства, в 1816 году под именем "Вольного общества соревнователей просвещения и благотворения". Цели общества были, с одной стороны, благотворительные, с другой — литературные с непременной заботой о "чистоте" языка; последнее обстоятельство вызвало при утверждении общества протест Шишкова (см. его записку в "Чтениях", 1858 г., кн. 2), который находил, что общество стремится конкурировать с российской академией, почему и представляет для последней опасность. С 181 8 г. общество издавало журнал: "Соревнователь просвещения и благотворения. Труды вольного общества любителей российской словесности". Вся выгода от издания определялась "тем, которые, занимаясь науками и художествами, требуют подпоры и призрения; вдовы их и сироты обоего пола имеют равное право на пособие общества, которое для сей же цели будет издавать особыми книгами полезные сочинения и переводы знаменитейших классических писателей, имея многие уже в готовности". Подписная цена на журнал была 25 руб., с пересылкой 30 руб., но так как деньги шли "на пособие неимущим ученым и учащимся, то, говорится в объявлении, желающие содействовать сей благотворительной цели могут вносить за экземпляр более означенной суммы". Приношения текли в общество довольно обильно; между прочими, подписалась императрица на два экземпляра, внесши 200 руб. Общество оказывало значительные пособия нуждавшимся литераторам; например, было выдано романисту В. Т. Нарежному (фамилии в отчетах сокращены, но так, что догадаться не трудно) — 3 0 0 руб., симбирскому баснописцу А. К. Моздорфу — 150 руб., какому-то чиновнику 200 руб. и т. д. Находим и такие расходы: "внесено в здешнее покровское училище за 2 сыновей здешнего мещанина Павлова 10 руб.". Из числа действительных членов выбирались каждое полугодие председатель, помощник его, секретарь, исполнитель, библиотекарь, казначей и цензурный комитет, состоявший из трех цензоров (поэзии, прозы и библиографии), трех членов и секретаря. Собрания общества были очередные и публичные. Дом собраний общества находился в 4 квартале 3-й Адмиралтейской части на Вознесенском пр., под № 254. Состав общества был смешанный. Тут были, конечно, почти все современные литераторы и общественные деятели различных направлений. Звание "попечителей" общества носили: князь А. Н. Голицын, граф С. К. Вязмитинов, О. П. Козодавлев, И. И. Дмитриев, А. Д. Балашов и граф В. П. Кочубей, т. е. представители полиции и министерств народного просвещения, внутренних дел и юстиции. Председателем общества был сначала граф С. П. Салтыков, а с 1819 г. постоянно Ф. Н. Глинка, а помощником при нем А. Е. Измайлов. Многие члены общества были замешаны в заговоре декабристов и принадлежали к "Союзу благоденствия", чем и следует объяснить, что деятельность общества прекратилась, по-видимому, в конце 1825 г.; журнал прервался на 10-ой книжке 1825 года и в адрес-календаре на 1826 год списка о составе общества уже нет.

М. Мазаев.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств

(С.-Петербургское) — возникло 15 июля 1801 г. по мысли И. М. Борна и при содействии товарищей его по академической гимназии: В. В. Попугаева, А. Г. Волкова, В. В. Дмитриева и В. И. Красовского. Одними из первых членов были: Шубников, А. М. Яковлев, П. М. Иванов, А. X. Востоков, Ф. Ф. Репнин, Г. И. Спасский, Н. Ф. Остолопов, Олешев, А. Е. Измайлов, И. А. Кованько, Д. Ф. Бринкен, Д. И. Языков, Н. И. Судаков. К концу первого года общество состояло из 15 членов. Деятельность общества выражалась в чтении на еженедельных собраниях своих произведений и переводов, а также рецензировании их; последнюю обязанность первое время исполняли Красовский и Востоков. Организация внешняя в первые годы не была вполне установлена; обязательным должностным лицом являлся только секретарь, и эту должность несли по очереди Попугаев, Волков и Востоков. В 1802—03 гг. общество издало в двух частях сборник "Свиток Муз". 26 ноября 1803 г. общество было признано официально, устав его утвержден и напечатан в "Периодическом сочинении об успехах народного просвещения". Во главе общества находился "комитет цензуры общественной", состоявший из президента (или председателя), секретаря и трех, потом 5 цензоров. Все они избирались на год. В 1811 г. были отменены взносы денег и введены некоторые изменения в уставе. Отечественная война временно прекратила деятельность общества. Председателями за все это время были И. М. Борн, И. П. Пнин, Д. И. Языков и Д. В. Дашков. В 1804 году общество затеяло журнал под названием "Периодическое издание", который прекратился на 1-й книжке. Таким образом, обществу приходилось пользоваться чужими органами, из которых многие, впрочем, издавались его же членами. Такими журналами особенно являются: "Северный вестник" (1804—05) и "Лицей" (1806), изд. И. И. Мартыновым; "Журнал российской словесности" (1805), изд. H. П. Брусиловым; "Любитель словесности" (1806), изд. Н. Ф. Остолоповым; "Талия" (1807), сборник, изд. А. П. Бенитцким; "Цветник" (1809—10), изд. А. П. Бенитцким, А. Е. Измайловым и П. А. Никольским. В 1812 г. общество предприняло издание ежемесячного журнала "С.-Петербургский Вестник"; журнал этот прекратился до конца года, вследствие войны; для своего времени он замечателен, особенно благодаря отделу смелой и толковой критики. Во всей деятельности общества за это время усматриваются два течения. Одно связано с интересами социально-политическими, проявлявшимися в глубоком уважении членов к А. Н. Радищеву и в чтении на собраниях переводов из Беккарии, Филанжиери, Мабли, Рейналя, Вольнея и других передовых мыслителей XVIII века, а также своих собственных статей на темы о влиянии просвещения на законы и правление, о феодальном праве, о разделении властей и т. п. Главными представителями такого направления были Борн, Пнин, Попугаев, Бенитцкий. Другое течение выражалось в сочинительстве и разборе разных литературных упражнений, главным образом стихотворных. Оба эти течения тесно связывало сочувствие к реформе Карамзина и ратоборство за введенные ею новшества. При возобновлении общества первое направление совершенно исчезло за выбытием тех членов, которые его поддерживали. Заседания возобновились 7 декабря 1816 года, но посещались членами неохотно, и постоянным, не сходящим с очереди вопросом более заинтересованных членов было приискание мер к привлечению неисправных. Но так как все меры были чисто внешнего характера и показывали только, что и главнейшие деятели не понимают своих задач и целей, то общество, протянув еще целых восемь лет, окончило свое существование.

Судя по уцелевшим протоколам, последнее заседание было 5 марта 1825 г. За весь этот период председателем общества был А. Е. Измайлов, а секретарем А. А. Никольский. В 1816—17 гг. члены помещали свои произведения в "Сыне Отечества", а в 1818 г. Измайлов основал для этой цели журнал "Благонамеренный", известный своей неаккуратностью и бесцветностью содержания. Уцелевшие документы общества, которыми мы пользовались при составлении настоящей статьи, хранятся в библиотеке петербургского университета; кроме того, есть сборник в Публичной Библиотеке (XVIII. О. № 2), заключающий в себе сведения о В. О. Л. С. Н. и. Х. за первый год его существования. Отрывочные сведения заключаются в следующих статьях: "Вводные листы Срезневского к переписке Востокова" в "Сборнике 2 отд. Имп. Академии Наук", т. V, вып. 2 (СПб., 1873); "Северная Пчела" (1857, № 125); "Современник" (1853, т. 39, критика, стр. 22); Греч, "Памяти А. К. Востокова" (СПб., 1864); Н. С. Тихонравов, "Д. В. Дашков и граф Д. И. Хвостов в О. Л. С. Н. и Х." (в "Русской Старине", 1884 г., т. XLIII). Ср. также биографии Батюшкова у Л. Н. Майкова и С. А. Венгерова.

М. Мазаев.

Вольное хозяйство

вольная система (сельского) хозяйства. — Для извлечения из данной почвы возможно большого чистого дохода к ней необходимо приложить труд и капитал, количество и качество которых должны находиться в надлежащем соответствии с ее производительностью. В этих видах заблаговременно устанавливается в сельскохозяйственном производстве известный способ соединенного пользования почвой, трудом и капиталом на определенное, более или менее продолжительное число лет, или вводится та или другая система хозяйства, обязательная для назначенного промежутка времени, отступление от которой влечет за собой потери или убытки в производстве. В противоположность тому при вольном хозяйстве предоставляется хозяину полная свобода ежегодно менять способ пользования различными частями почвы, руководствуясь исключительно наличными соображениями об ожидаемой доходности от возделывания в данном году различных растений. Таким образом многолетний организационный план заменяется однолетними предположениями, ежегодно вновь составляемыми, через что значительно увеличиваются организационные расходы. Это важное неудобство вольного хозяйства, возможность введения которого вполне зависит от современных местных экономических условий, далеко не всегда и не везде существующих. К числу последних принадлежат: 1) возможность по произволу увеличивать во всякое время рабочие силы в хозяйстве, что обуславливается: с одной стороны нахождением в изобилии в данной местности свободных рук, пригодных для земледельческих работ, с другой — ограниченностью пределов спроса на труд, вследствие малых размеров хозяйства; 2) возможность приобретения удобрения по дешевой цене в желательном количестве; 3) изобилие в стране свободных капиталов и легкость получения их за низкие проценты для сельскохозяйственного производства, и 4) существование полного сбыта всех продуктов земледелия и скотоводства во всякое время по выгодной цене. Все эти условия встречаются лишь в редких, исключительных случаях, а потому В. хозяйство может иметь весьма ограниченное применение.

С.

Вольное экономическое общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольное экономическое общество (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольноопределяющиеся

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольноотпущенник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольноприходящий

— воспитанник учебного заведения, приходящий лишь для занятий, в отличие от пансионера или казеннокоштного воспитанника, находящегося в заведении на полном содержании.

Вольнослушатель

— лицо, допущенное к слушанию лекций и к другим занятиям в высшем учебном заведении, но не состоящее в числе студентов. По университетскому уставу 1863 г., прием В. определялся правилами, составленными советом каждого университета и утвержденными попечителем учебного округа. Ныне действующий устав 1884 г. определяет, что в числе В., под именем посторонних слушателей, могут быть допущены лишь лица, имеющие определенное общественное положение или занятие; выработка же правил о приеме их предоставлена министру народного просвещения. За нарушение университетских порядков посторонние слушатели могут быть временно удаляемы из университета, по распоряжению инспектора; воспрещение же этим лицам дальнейшего входа в университет зависит от ректора.

Вольность музыкальная

— логическое отступление от установившихся правил. Подобного рода вольности встречаются как в гармонии, так и в формах. В. музыкальные в особенности часты в оперной и программной музыке.

Н. С.

Вольность поэтическая

(по-латыни lic entia poë tica) — различного рода неправильности, вызванные требованиями размера или же созвучия стихов. Границы такой В. невозможно определить с точностью, и личный вкус писателя должен быть его руководителем в этом отношении.

И. Л.

Вольные гавани

— см. Порто-франко.

Вольные имперские города

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольные корпуса

— см. Вольные стрелки.

Вольные люди

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольные матросы

— Общества или цехи В. матросов учреждены в 1834 году в Новороссийском крае (Никополе, Алёшках) в видах "образования особого класса людей — национальных матросов". Принимались желающие из мещан, государственных крестьян, вольноотпущенных и разночинцев. Семейства В. матросов освобождались от податей, военного постоя и рекрутского набора; В. матросы из государственных крестьян, по желанию, могли сохранить за собой право на землю на общем основании: они обязаны были служить в черноморском флоте 5 лет; по окончании службы получали патент на звание опытного матроса и поступали на коммерческие суда. В 1844 г. цех В. матросов учрежден был в Кронштадте, в 1883 г. он упразднен. С 1874 г. В. матросы в Новороссийском крае отбывают воинскую повинность на общем основании. Учреждение впредь обществ В. матросов допускается с согласия министерств внутренних дел и финансов. О современном состоянии никопольских вольных матросов см. заметку в "Киевской Старине" 1888 г., № 12.

Вольные работы в войсках

— В 1723 г. состоялось первое повеление Петра Великого, которым унтер-офицерам и рядовым разрешалось наниматься на работы в местах квартирования. Этим разрешением стали часто злоупотреблять, так что несколько раз приходилось подтверждать, чтобы нижних чинов не принуждали к работам не служебным. В. работы разрешаемы были в то время в весьма широких размерах, что и было вполне возможно при тогдашней несложности обучения солдата и продолжительности его службы. По мере сокращения сроков службы и увеличения требований относительно обучения солдата, В. работы значительно ограничивались, но не запрещались, так как заработанные деньги составляют для солдата существенную подмогу при малом размере получаемого им содержания. На основании ныне действующих узаконений, нижние чины в свободное от службы время могут заниматься В. работами. Время для этого определяется преимущественно после лагерных сборов. На В. работы, сопряженные с чрезмерным трудом, опасностью или явным вредом для здоровья, воспрещено отпускать нижних чинов. Во время В. работ, старшие в партии ведут им журнал по установленной форме. Заработанные деньги распределяются начальником дивизии, по представлению командира полка: не более ⅓ их обращается на усиление артельной суммы; не менее ⅓ выдается работавшим на руки; остальная часть, не более ⅓, поступает нижним чинам, исполнявшим служебные обязанности во время В. работ. В последние годы продолжительность В. работ была 1—1½ месяца. Ни в одной из иностранных армий В. работы в столь обширных размерах, как у нас, не существуют.

О.

Вольная работа в нашем флоте разрешается приказами главных командиров портов, а в Петербурге — начальником главного морского штаба, а где нет главного командира, то командирами экипажей. Если на В. работы просят именных нижних чинов, то с них удерживается в харчевую сумму ¼ заработной платы, а если не именных, а по наряду, то удерживается ½ платы. Условия заключает экипажный командир. Не разрешается посылать нижних чинов на такие работы, которые соединены с усиленным трудом или вредны для здоровья. Нормальной платой в день, т. е. за 8—10 часов, считается рубль. Работу приискивают ротные командиры или же нижние чины.

П. Г.

Вольные слуги

— Так назывались в древней Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда, преимущественно менее знатные и могущественные из них; лучшие же из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы одного князя на службу другого. Осуществление этого права не могло быть приятно князю, и случалось, что князья вымещали свое неудовольствие на имуществе отъехавших. Для предупреждения таких нарушений права отъезда, в договоры между князьями включались статьи, которыми признавалась неприкосновенность имуществ отъезжавших слуг ("А боярам и слугам межи нас вольным — воля"). Такое вольное поступление к кому-либо на службу обозначалось на древнем языке термином "приказатися". Приказаться на службу к князю или кому иному значило принять на себя обязанность защищать своего господина с оружием в руках. Поступление на службу не обязывало, однако, В. бояр и слуг постоянно находиться при особе князя; В. слуги не придворные люди и обыкновенно жили в своих имениях.

Московские государи, по мере усиления своей власти, вступают в борьбу с правом отъезда и достигают, наконец, полного его упразднения. Но первый шаг в этом направлении был сделан не ими, а новгородцами, которые запретили боярам, отъезжавшим из Новгорода, удерживать за собой собственность в пределах новгородских владений. Великий князь Иван Васильевич с сыном Василием и внуком Иваном держались такой политики: служилый человек, подозреваемый в желании отъехать, берется под стражу. Лишенный свободы, он сам отказывается от своего права отъезда и обязывается служить ему и его детям до своей смерти; в случае же неверности данному слову он предоставляет князю право наказывать его по усмотрению; за его верность ручаются своим имуществом еще другие служилые люди. Таково происхождение записей о неотъезде. Впервые такую запись дал на себя в 1474 г. князь Даниил Дмитриевич Холмский, за которого поручились восемь служилых людей, всего на сумму в 2000 руб. Впоследствии, поручители, в свою очередь, должны были представить за себя поручителей ("подручники" — вторые поручители). Но самое право отъезда признается княжескими договорами еще в тридцатых годах XVI в. Боярскому правлению в малолетство Грозного принадлежит новый шаг в деле ограничения отъездов. В 1537 г. с удельного князя Андрея Ивановича взята была клятвенная запись, в которой он обязывался не принимать к себе служилых людей великого князя и извещать московское правительство о таких охотниках до переездов "на лихо великому князю". Этому примеру следует и Иван Грозный. В середине XVI в. в правительственных сферах отъезд рассматривается уже, как поступок несогласный с обязанностями служилого человека. Это, однако, не мешает служилым людям по-прежнему смотреть на него, как на свое право; последние отголоски этого воззрения заметны в постоянных колебаниях бояр между Москвой и Тушином. Да и московское правительство в начале XVII в. еще не приравнивало отъезд к измене. Чтобы когда-либо был издан указ, формально отменявший право отъезда, в этом можно сомневаться, но можно сказать, что переход вольной службы в обязательную был уже совершившимся фактом в середине XVI в. Вместе с этим изменился и характер службы. Размер вольной службы зависел от усмотрения слуги. Как скоро служба стала обязательной, так почувствовалась необходимость законом определить ее размер. Первый шаг в этом направлении сделал в 1556 г. Грозный, определивший "уложенную" службу с вотчин и поместий.

Ср. В. И. Сергеевич, "Вольные и невольные слуги московских государей" ("Наблюдатель", 1887 г., №№ 1—3).

Вольные стихи

— так называются стихи, в которых не соблюдены рифма и постоянный размер; в последнем отношении они сходны с размером басен, где встречаются самые разнообразные размеры. Вольный стих отличается от прозы во внешнем отношении только тем, что он все-таки построен по правилам метрики; он совершенно похож по своей внешности на хоры греческой трагедии; в русской литературе такими стихами писал И. Ф. Богданович (см.).

Вольные стрелки

— так называются в разное время и в разных государствах граждане, взявшиеся за оружие и образовавшие отдельные отряды, а иногда и целые корпуса с целью борьбы с неприятелем, обыкновенно путем партизанской войны. Известны отряды вольных стрелков в германской войне за независимость 1813 года, во время войны швейцарского Зондербунда (1846), вольные отряды Гарибальди, с которыми он завоевал Сицилию и Неаполь и появился на театре Франко-Прусской войны 1870—71 гг. Во Франции отряды Francstireurs отличались в войнах 1792—1815 гг. и в Вогезских горах. Общества их сохранились до 1867 г., когда под влиянием ожидаемой войны они были реорганизованы. В 1870—71 гг. правительство национальной обороны пыталось несколькими декретами внести некоторую организацию в эти отряды и подчинить их министру и начальству территориальных войск, но безуспешно.

Вольный

(Volny) — фамилия нескольких чешских стихотворцев XVIII в. Все они не получили никакого почти образования и приобрели известность только благодаря своим прирожденным способностям. Из них Лука и Вацлав, пастухи овец, писали песни "О zř izeni cechu ova č ké ho" (Прага, 1710); Юрий, тоже пастух овец, известен своими веселыми песнями, которые, спустя долгое время после его смерти (1745), изданы Ганкой в 1822 году под заглавием: "Vesel é pisn ě ".

Вольный промышленник

— В Архангельской губернии называется так лицо, промышляющее рыбу и морского зверя собственными средствами, а не в качестве покрутчиков (см. это слово). Противоположное — кабальный промышленник.

Вольный труд

— см. Труд.

Вольный царь

— Восточные народы так называют совершенно самостоятельных владетельных особ. По образцу их и наши предки называли хана Золотой орды вольным царем. Так, боярин Всеволожский, во время спора в орде за великокняжеский стол между Василием Темным и дядей его, Юрием Галицким, обращается к хану: "Государь, вольный царь". Впоследствии, восточные владетели и народы этот почетный титул стали давать русскому государю наравне с другим титулом — "белый" (см.). Так, один ногайский мурза (1536) начинает свою грамоту к царю Ивану Васильевичу следующими словами: "Вольного человека, белого Ивана величеству дай Боже ему долгий век" ("Полное собрание российских летописей", VI, 148; VIII, 95 и сл.; "Продолжение Древней Российской Вивлиофики", VIII, 11).

А. Э.

Вольнянский-Троицкий монастырь

сначала мужской, потом женский — в селе Вольна, Минской губернии, Новогрудского уезда; основан в начале XVII в., упразднен в 1872 году.

Вольпато

(Jovanni Volpato) — гравер; род. в Бассано в 1733 г., умер в Риме в 1802 г. До двадцатилетнего возраста занимался расписыванием узоров для тканья, а затем обратился к резцу; первые гравюры его, за подписью Jean Bernard, имели большой успех, и молодой В. отправился в Венецию, к знаменитому Бартолоцци, под руководством которого достиг значительного совершенства в деле гравирования. В числе лучших граверов Италии В. своими работами способствовал успеху великолепного издания гравюр со всех произведений Рафаэля, находящихся в Ватикане. Его многочисленные миниатюрные рисунки весьма верно знакомят с ватиканскими стансами Рафаэля, а расписывание эстампов акварелью им было значительно улучшено. Эстампы с Майотто, Амикони, Цукарелли, Риччи и др. работы В. пользуются заслуженной известностью. В церкви св. Петра, в Риме, В. воздвигнут памятник, работы Кановы. Знаменитый гравер Рафаэль Морген († в 1833 г.) был его учеником (с 1778) и зятем. В. — автор сочинения: "Pr incipes du dessin, tiré s des meilleures statues antiques" (Рим, 1786, in folio, с 36 гравюрами).

А. Ум.

Вольпе

(Gian-Battista della Volpe) — Иван Фрязин наших летописей. Настоящее его имя лишь недавно открыто Пирлингом. Дворянского происхождения, из итальянского города Виченцы, по характеру авантюрист, В. отправился около 1455 г. искать счастья на восток Европы; побывал у татар, потом явился в Москву, где, приняв православие, поступил на службу к Ивану III монетным мастером. В 1469 г. В. был отправлен к римскому двору сватать для великого князя царевну Палеолог. Исполнив поручение, он вторично поехал в Рим и здесь, в 1472 г., был заместителем Ивана III при совершении брачного обряда. Выехав из Рима, вместе с Софьей 24 июня, В. 12 ноября был уже в Москве. В споре о дозволении папскому легату Антонию Бонумбре вступить в Москву в предшествии св. Креста, В. горячо отстаивал интересы католиков. Еще раньше, через своего племянника Антонио Джисларди, возвращавшегося из Москвы, В. предлагал венецианскому правительству поднять Золотую орду на турок в количестве 200 тыс. конницы. Сенат принял предложение и отправил к татарам (через Россию) своего секретаря Жан-Баттиста Тревизана (1471). В Москве, однако, В. почему-то скрыл от великого князя настоящую миссию Тревизана и выдал его за своего племянника, по профессии купца, рассчитывая потихоньку провести его в Орду. С приездом Софии Палеолог (по русским источникам — даже ранее) обман открылся. Разгневанный Иван III заточил В. в городе Коломне, имущество его приказал разграбить, а жену и детей — выгнать из дома. Тревизан едва не поплатился головой. Лишь после сношения с венецианским правительством, когда выяснилось, что посольство к татарам не носило характера враждебного России, Тревизан был отпущен к хану Ахмату. Дальнейшая судьба В. неизвестна.

См. летописи Псковскую, Софийскую, Воскресенскую (П. С. Р. Лет., IV, VI, VIII), Никонову VI, Царств. Летописец; Р. Pierling, "La Russie et l'Orient. Mariage d'un Tsar au Vatican. Ivan III et Sophie Pal é ologue" (Париж, 1891).

Е. Шмурло.

Вольсей

(Томас Wolsey) — кардинал, архиепископ йоркский и канцлер английского короля Генриха VIII. Сын мясника, он родился в 1471 г., изучал в Оксфорде богословие и сделался приходским, а потом придворным священником. Король Генрих VII посылал его в 1506 г. с дипломатической миссией к императору Максимилиану I в Брюгге. Генрих VIII в 1510 году призвал его к участию в тайном совете, где он скоро затмил всех остальных членов. Возведенный в сан архиепископа и кардинала, он получил высокую должность канцлера в государстве и пользовался громадной властью. Парламент во все время его управления был созван только один раз. Намерению короля Генриха VIII развестись с Екатериной Арагонской В. сначала не противился, но когда он узнал, что король хочет вступить в брак с Анной Болейн, он стал отклонять его от развода, из боязни, чтобы родные Анны не повредили его положению при дворе. Тем не менее, по приказанию короля, В. некоторое время усердно занимался этим делом, но охладел к нему, заметив, что папа старался затянуть развод. Генрих VIII увидел в замедлении бракоразводного процесса интригу В., и решился, под влиянием Анны Болейн и ее сторонников, избавиться от своего министра. В октябре 1529 г. В. должен был внезапно отдать государственную печать, оставить свой лондонский дворец и удалиться в загородное имение. Правда, король при этом обещал ему свою защиту и оставил за ним епископства йоркское и винчестерское; но парламент, собравшийся вновь в ноябре 1529 г., выставил против В. 44 обвинительных пункта, а звездная палата приговорила его к лишению всех поместий и к тюремному заключению на всю жизнь. Генрих VIII помиловал его и приказал ему удалиться в его йоркское епископство. Вскоре, однако, король приказал вновь арестовать В., как государственного преступника, и привезти его в Лондон. В дороге Вольсей заболел и умер (1530).

В. покровительствовал наукам и на собственные средства основал многие учебные заведения, между прочим Christ-Church-College в Оксфорде. По отношению к Реформации он держался умеренного направления.

Ср., кроме написанной Кавендишем и почти современной В. биографии его, в особенности Galt, "Account of the life and administration of Cardinal W." (Лондон, 1812); Howard, "The Cardinal W. and his time" (Лондон, 1824); Martin, "Life of Cardinal W." (Оксфорд, 1862); Соколов, "История Реформации в Англии".

Вольсиний

(Volsinium) — древняя столица этрусков, в 25 километрах от нынешнего Витербо. Обширный храм богини Нортии привлекал сюда богомольцев; в одну из стен ежегодно вбивался гвоздь для счета годов. После изгнания Тарквиния II В. стал во главе коалиции против Рима и победоносно вел борьбу много лет, пока в нем не вспыхнула междоусобная война; партия аристократов, выгнанная из города, обратилась за помощью к римлянам. Консул Валерий Флакк взял город приступом (489), разрушил его, а аристократов поселил в новом В., недалеко от прежнего. Город долго еще сохранял значение религиозного центра страны. Теперь на месте В. стоит Больсена (см.).

Вольск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольская

(Кукус) — село Новоузенского уезда Самарской губернии, на реке Волге. Жителей 2668; начальное училище; пристань, откуда отправляется преимущественно хлеб.

Вольски

(Volsci) — народ умбро-сабельского происхождения, живший по соседству с латинами. Воинственные и свободолюбивые В. занимались земледелием, рыболовством и морским грабежом; их столицы Суэсса-Помециа (ныне Сецце) и Привернум (ныне Пиперно) славились многолюдством и богатством; первая была на краю Понтинского болота, а вторая на высокой, почти недоступной горе. Когда этруски вторглись за Лирис (ныне Гарильяно), В. должны были уступить, но не подчинились врагам, а ушли в горы, и позднее, когда южно-этрусский союз ослабел, вновь овладели своей областью и оспаривали у этрусков господство на море. Часть В. признала власть Тарквиниев, но с изгнанием последних отложилась от Рима, и весь народ, в союзе с единоплеменными эквами и даже этрусками, повел долгую борьбу с республикой; часто Рим бывал на краю гибели, но собственные несогласия и политика римского сената довели В. до полного порабощения (в IV в. до Р. X.).

Вольский, Владимир

— один из представителей своеобразного литературного направления в Польше, которое отчасти можно назвать второй эпохой романтизма. Великие романтики замолкли уже в тридцатых годах, после польского восстания; они ударились в мистицизм, как Мицкевич, Словацкий, Гощинский, или перестали писать, как, например, Богдан Залеский. В это-то время в Варшаве образовался кружок молодых людей, отличавшихся талантом, юношеским пылом, демократическими симпатиями и безалаберной жизнью; их обыкновенно называют варшавской богемой (cyganerja warszawska), и имена их пользуются до сих пор известной популярностью; к ним принадлежали: Юлиан Филеборн, Роман Зморский, Антон Чайковский, Богдан Дзеконский, братья Норвиды, Феофил Ленартович и В. Их целью было не только пользоваться сюжетами народной поэзии, но и описывать жизнь народа, его стремления, идеалы и горькую судьбу. Так как польское государство закрепостило крестьян, то молодые поэты совершенно прервали связь с шляхетскими традициями. В подготовлении восстания 1863 года они играли значительную роль. В. был если не талантливее, то впечатлительнее других. Он родился в 1825 г. в Пултуске, учился и жил до 1861 г. в Варшаве, при первых манифестациях бежал за границу, где и умер. Около 1844 г. напечатал первое свое стихотворение "Ojciec Hilary", сюжетом которого была любовь конюха к богатой и знатной дочери воеводы; поэма эта сделалась чем-то вроде "profession de foi" для всей школы. В 1859 г. напечатаны в 2 томах "Poezje" В., из которых особенного внимания заслуживают "Krakowiaki" и фантазия "Fryderyk Szopen"; кроме того, он написал либретто для двух опер Монюшко: "Halka" и "Hrabina", и несколько романов: "Czarna wstąź ka", "La Kaczucza", "Korepetytor", "Ranne odwiedziny" (1850 —52), "Bakalarz" (1857), "Usmiech losu" (1855), "Domek przy ulicy Gol ę biej" (1858).

И. Л.

Вольский, Константин

— польский педагог прошлого века (1772—1810). Юношей вступил в орден пиаристов и, возвратившись в 1789 г. после поездки по Европе в Варшаву, основал там собственное училище. В это же время, под влиянием рационалистических идей, которые особенно тогда распространились в Польше и вызвали критическое отношение к церковным порядкам и религиозный индифферентизм, В. женился и в оправдание этого поступка издал книжку под заглавием "Obrona Księ dza mal žonka" (1800). Из других его сочинений известен перевод Вольтеровой "Заиры" стихами (1801 г.) и некоторые учебники.

И. Л.

Предыдущая страница Следующая страница