Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "В" (часть 57, Вон - Вор)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "В" (часть 57, Вон - Вор)

Предыдущая страница Следующая страница

Вонифатьев

(Стефан) — протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Его личный характер и направление его деятельности выясняются особенно из переписки протопопа Иоанна Неронова и из его биографии, составленной современником (см. "Материалы для истории раскола" изд. Н. И. Субботиным, т. I., и "Иоанн Неронов" ст. П. Знаменского в "Православном Собеседнике", 1869 г., март). В. пользовался в Москве уважением и любовью. О нем отзывается тепло Неронов даже и после того, как он разошелся с ним. Протопоп Аввакум, почти не имевший обычая о ком бы то ни было отзываться благосклонно, о Стефане Вонифатьеве говорит, что он был "муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй". Есть основание думать, что Алексей Михайлович воспитан под влиянием своего духовника, который, по словам современника, "всегда, входя в покои царские, глоголаша от книг словеса полезная, увещевая со слезами царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний". Когда царь женился на Милославской, то "честный оный протопоп Стефан и молением, и запрещением устрои не быти в оно брачное время смеху никакому, ни кощуном, ни бесовским играниям, ни песням студным, ни сопельному, ни трубному козлогласованию". Не царя только, но и бояр В. "увещеваше непрестанно, да имут суд праведный без мзды". Если принять во внимание дошедший до нас сборник, под заглавием "Книга, глаголемая Златоуст", принадлежащий, как видно из находящейся на ней пометке, Стефану Вонифатьеву, то можно предположить, что В. назидал молодого царя не об обряде и благочинии только, но и о делах правления. Вероятно, не без его влияния Алексей Михайлович, в начале своего царствования, издал ряд указов и постановлений о соблюдении постов, о посещении храмов, об уничтожении непристойных игрищ и проч. Под главенством и руководством В. составился кружок людей начитанных и искусных в деле проповеди, которые действовали в разных местах, но в одном духе и с одним направлением. Сюда принадлежали: Иоанн Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Данила; из светских лиц им сочувствовал Ф. Ртищев, из черного духовенства — Павел, епископ коломенский. Это были реформаторы прежде реформы Никона, и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом, но скоро пошли дальше его; Стефан даже совсем с ним разошелся. Но и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор. Толчок к этому был дан приездом киевских ученых в Москву. Они смотрели свысока на московских начетчиков и грамотеев и в церковных взглядах своих во многом не согласны были с московской стариной. Кружок Стефана был составлен именно из московских начетчиков и староверов, людей почтенных, но не способных оценить новых взглядов, а Стефан, вместе с Никоном и Ртищевым, явился почитателем и защитником киевских старцев. Когда Никон вступил на патриарший престол и начал преобразования, притом властно и резко, обнаружился раскол в собственном смысле этого слова. Прежние преобразователи вооружились против Никона, а он начал их казнить, как противников церкви. Кроткий и уравновешенный Стефан оценил добрые начала в деятельности Никона и не противоречил ему; но, зная благочестивую ревность противников Никона, не мог не скорбеть о тяжкой их участи. Таким образом положение его, можно думать, было и неопределенное, и тяжелое.

См. "Православное Обозрение" (1887, I); Н. Ф. Каптерев, "Патриарх Никон, как церковный реформатор и его противники", гл. VI.

П. В.

Вонк

(Франциск Vonck) — бельгийский адвокат, один из предводителей оппозиции против нововведений императора Иосифа II в Брабанте (1789). Чтобы избегнуть преследований, вынужден был бежать за границу. Учрежденный В. комитет вооружил несколько отрядов под предводительством Ван-дер-Мерса. Вследствие разногласий с Ван-дер-Ностом В. потерял вскоре влияние на партию. Умер в 1792 г.

Вонлярлярские

— Предки их переселились из Германии, где они именовались фон-Лар (v. Laar), в Польшу. Причисленные к польскому дворянству, они к прежней фамилии прибавили прозвание "Лярский" и стали называться фон-Ляр-Лярскими. Яков фон-Ляр-Лярский, получивший от Владислава IV поместья в Смоленском уезде, после покорения Смоленска (1655) поступил в подданство России и принял православие и стал писаться В. Внуки его Богдан, Федор, Иван и Яков Константиновичи были стольниками при Петре. Род этот внесен в VI часть родословной книги Смоленской, Калужской, Курской, Нижегородской и С.-Петербургской губерний (Гербовник, IV, 125). Есть еще род Вонлярских, получивший дворянство в 1844 г. и внесенный в III часть родословной книги Пензенской и Тамбовской губерний.

В. Руммель.

Вонлярлярский

(Василий Александрович) — автор многих романов и повестей; родился 12 апреля 1814 года в дворянской семье, в Смоленске. До 14 лет воспитывался дома, затем был в благородном пансионе при петербургском университете и, наконец, определившись в лейб-гусарский полк, поступил в школу гвардейских юнкеров, где сблизился с Лермонтовым. При выпуске он вышел офицером в гвардейский конно-пионерный эскадрон; но скоро бросил военную службу. Он ничего не печатал до 1851 г., когда появились в "Отечественных Записках" его очерки: "Поездка на марсельском пароходе" и "Охота на львов в Милиане". В 1849 г. В. сильно заболел, ездил лечиться на юг Франции и в Алжир, но болезнь не покидала его, и 30 декабря 1852 г. он умер в Москве и похоронен в селении Рай, Смоленского уезда. Им написано значительное количество беллетристических произведений: "Силуэт", "Абдаллах бан-Атаб", "Байя", "Магистр", "Ночь на 28-е сентября", "Большая Барыня", "Две сестры", "Воспоминание о Захаре Ивановиче", "Сосед", "Могло бы не случиться", "Турист" и ряд драматических произведений. Собрание сочинений его с биографией и портретом издано К. Полевым в 7 т. в 1853—54 гг. в СПб. Из всего написанного В. наибольшим успехом пользовалась "Большая барыня". Нельзя не удивляться необычайной плодовитости В.: все изданные его произведения написаны им, как сообщает Полевой, в течение трех лет. Не отказывая В. в некотором таланте, конечно, смешно и сравнивать его с Гоголем, а не только что ставить выше, как это делает Полевой: стремление смягчить отрицательные стороны жизни выставлением положительных еще не слишком великая заслуга, особенно когда подобное стремление лишает произведение реальности. Делая оценку деятельности В., его биограф замечает, что В. усвоил себе изящество французских романистов, но, следует прибавить, он усвоил и их легковесность.

М. М.

Вонон

— имя двух парфянских царей из династии Арсакидов. Из них Вонон I (Арсак XVIII) был сын известного своей победой над Антонием парфянского царя Фраата, который в 734 году от основания Рима послал его вместе с другими своими сыновьями и внуками к Августу в качестве заложников. Во время его отсутствия, отец его Фраат был убит своим собственным сыном Фраатаком, который, в свою очередь, равно как и его преемник Ород II, лишились престола вследствие озлобления народа. На место последнего из Рима вызван был В., который и взошел на престол под именем Вонона I. Но он успел уже настолько подвергнуться римскому влиянию, что прибыл в свою страну с римскими привычками и вкусами. Вследствие этого он лишился симпатий народа и должен был бежать в Армению, где после разных приключений погиб в 19 году после Р. Х. насильственной смертью. Вонон II (Арсак XXII) был парфянским наместником в Мидии и затем некоторое время занимал парфянский престол (около 50 г. после Р. Х.). Он также был сначала заложником в Риме и был призван на царство особым парфянским посольством, просившим у римлян поддержки ему против жестокого Готарзеса. В. царствовал, по словам Тацита, короткое время и без славы, и парфянское государство перешло к его сыну Вологезу.

А. Л.

Вонсош

— местечко Щучинского уезда Ломжинской губернии; винокуренный завод; жителей — 2592.

Вонхоцк

— безуездный город Илжецкого уезда Радомской губернии, при реке Каменной, впадающей в Вислу с левой стороны. Окрестности весьма богаты железной рудой, обрабатываемой на местных заводах. Кроме того, жители занимаются выделкой мельничных жерновов. 3000 жителей.

Л. В.

Вонькие Ключи

— находятся в Киренском округе Иркутской губернии, на правом берегу Лены, ниже станции Паршиной, верстах в 12; это серные ключи, которые бьют из трещин в скалах, поднимающихся над ложем Лены; вода холодная, прозрачная, с сильным запахом сероводорода и солоноватым вкусом; все они при выходе отлагают на береговом известняке волокнистый желтоватый налет. Известняки, из которых вытекают ключи, вонючие, светло-желтого цвета, мягки, испещрены мелкими пустотами, издают запах нефти. Подобные же ключи находятся выше по течению Лены, в долине вливающейся в нее речки Солянки (59°5' северной широты), имеющей воду горько-соленую.

Ср. П. Крапоткин, "Отчет об олекминско-витимской экспедиции" (в "Записках Императорского русского географического общества", по общей географии, т. III, 1873 г.).

Ф. Ш.

Воньковцы

— местечко Ушицкого уезда Подольской губернии, при реке Калюсе. Жителей до 1100 душ. Дворов 360. Церковь, костел, синагога и 2 еврейских молитвенных дома, народное училище, винокуренный и кирпичный заводы, 3 водяные мельницы.

Вонючка, млекопитающее из семейства куничных

(Mephitis) — род хищных млекопитающих из семейства тончавых или куничных (Gracilio s. Mustetidae). В. имеет удлиненное тело, покрытое длинными волосами; голова острая, с заостренной мордой, голым вздутым носом и короткими округленными ушами; ноги низкие, полустопоходящие, пятипалые; на передних копательные когти. Хвост длинный, пушистый. Зубов — 34. Водятся только в Америке и особенно замечательны тем, что имеют весьма сильно развитые порошичные железы, выделяющие чрезвычайно вонючую, желтую маслообразную едкую жидкость. При преследовании В. выпрыскивает эту жидкость на несколько метров. В. суть ночные животные, роющие себе норы. Будучи пойманы молодыми, они могут быть приручены. Индейцы едят мясо В., но у убитых животных предварительно вырезывают порошичные железы. Североамериканская В. (M. Chinga) имеет 40 см длины, кроме хвоста, имеющего 30 см длины; она черного цвета с двумя снежно-белыми продольными полосами, которые на плечах сливаются, а по бокам идут отдельно. Питается крысами, яйцами, молодыми птицами, молодыми зайцами и особенно лягушками. Зиму проводит в норах или в дуплах деревьев. На нее очень похожа чилийская В. (M. chilensis), имеющая белую спину.

Э. Брандт.

Вонючка, растение

— см. Асафэтида.

Воо или Вохандо

— река Лифляндской губернии, Верроского уезда; вытекает из озера Таммула у самого города Верро и впадает в пролив, соединяющий озеро Чудское (Пейпус) с Псковским. Длина В. 70 верст, а считая все составные его части — 110 верст. В. протекает между невысокими берегами, из которых правый лесист, в особенности в той части, где к В. подходит громадный Бентенгофский лес, идущий от границ Псковской губернии. Ниже местечка Ней-Койкюль берега В. густо заселены; на реке устроено много мельниц. Ширина В. довольно значительна. Бассейн реки В. занимает середину впадины, образуемой местностью около Верро; тут в озера Ваггула и Таммула стекают воды с северных покатостей Гаангофского плато и юго-восточного ската возвышенностей Оденпе. Падение реки Воо, считая от выхода ее из озера Таммула, 158 футов (последнее лежит на 70 м (231 фут) над уровнем моря).

К. Врангель.

Воображение

— Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др.; можно сказать: образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от В. построительного (см. ниже). По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно больше развито у детей, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, следовательно, зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и проч. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит больше других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры также ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во-первых, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во-вторых, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой с ним сходный (например, портрет вызывает образ оригинала). В-третьих, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой противоположный (богатство — бедность).

В. называется построительным, когда мы не просто воспроизводим образы в таком порядке, как мы их встречали в действительности, а в новой комбинации. Обыкновенно думают, что построительная способность или творчество присущи только художникам, поэтам; в действительности же это не так. Процесс, составляющий сущность воображения, входит в очень многие душевные процессы, а следовательно, присущ всем людям. Процессы построения могут быть подразделены на три главных отдела: во-первых, построение, способствующее познанию окружающих предметов (интеллектуальное воображение); во-вторых, практическое построение или изобретательность; в-третьих, построение, удовлетворяющее известным чувствам — эстетическое или художественное воображение. Процесс построения может быть подразделен на две стадии; первая из этих стадий состоит в воспроизведении образов прошлых впечатлений согласно законам ассоциации; затем образы употребляются в качестве материала для построения. Этот процесс напоминает процесс создания нового строения из старого материала. Старое строение разбивается, все бесполезное отбрасывается, выбирается полезное и подходящее, складывается в систематическом порядке и созидается новое строение. Построительная деятельность воображения ограничена опытом; она может только комбинировать то, что дано опытом; не существует абсолютно нового построения; величайший построительный гений не был бы в состоянии создать совершенно новый цвет. Эстетическое или художественное воображение отличается от других форм воображения только тем, что оно служит удовлетворению какого-нибудь чувства. Если в душе художника рождается известный художественный образ, то он должен соответствовать известному чувству. Если такого соответствия не оказывается, то образ должен быть видоизменяем до тех пор, пока художник не почувствует такого соответствия. Художественное построение сходно с обыкновенным построением в области мысли, с той только разницей, что оно контролируется чувством. Следует делать различие между силой построительного воображения и живостью его. Первая является признаком гения, вторая указывает только на способность построений, не отвечающих действительности, присуща детям и дикарям; смелость их построения зависит от неведения того, что возможно и что невозможно.

Ср. Селли, "Основные начала психологии", гл. XI; Бэн, "Психология" (СПб., 1887, стр. 184 и сл.); Спенсер, "Основания психологии" (т. IV, стр. 231 и сл.); Вундт, "Физическая психология" (М., 1880, стр. 868—874).

E. Челпанов.

Вооз

— богатый вифлеемец, второй муж Руфи (см. это слово) — моавитянки в библейской истории. Брак Вооза с Руфью был благословлен Богом, и у них родился сын Овид, который был впоследствии отцом Иессея, отца царя Давида. Через последнего В. сделался одним из родоначальников и Христа, как "сына Давидова", и имя его упоминается в родословной Христа в Евангелии от Матфея (I, 5).

Вооружение армии

— термин, которым обозначаются образцы оружия, принятые как для сухопутных войск (пехота, кавалерия, артиллерия, саперы), так и для флота. Современное вооружение армии состоит из двух видов оружия: 1) холодного или белого (см. это слово), назначенного для рукопашного боя, и 2) огнестрельного оружия, имеющего целью поражать противника на расстоянии. Для вооружения пехоты, кавалерии, саперов и экипажа судов принято ручное огнестрельное оружие — винтовка (см.) и револьвер (см.); последний главным образом назначается для кавалерии и офицеров всех родов оружия: в пехоте и саперах револьверы имеют только фельдфебеля и нестроевые, а в артиллерии, кроме того, и уносные фейерверкера. Специальное вооружение артиллерии составляют артиллерийские орудия, требующие для обращения с ними коллективного участия нескольких лиц, причем характер вооружения артиллерии зависит от ее назначения, что обуславливает подразделение последней на горную, полевую, осадную, крепостную, береговую и судовую (см. Артиллерия).

А. Якимович.

Вооружение гребных судов

— см. Гребные суда.

Вооружение корабля

— установка на места рангоута (мачт, реев и т. п.), оснастка, укладка трюма и снабжение судна всем нужным для плавания, нападения на неприятеля и обороны против него. Одновременно с установкой рангоута и тягой такелажа, производится сборка механизмов, окраска корабля, нагрузка разных запасов, приготовление артиллерии и мин, окраска шлюпок и т. п. Во время нагрузки главное внимание должно быть обращено на то, чтобы тяжести были размещены таким образом, чтобы вес вещей в каждом вертикальном отсеке корабля вместе с самым отсеком был бы равен весу воды, вытесняемой этим отсеком, и чтобы были соблюдены условия, требуемые теорией кораблестроения, нужные для поворотливости и правильной качки корабля. Порядок работ: установка рангоутных деревьев, оснастка их, тяга такелажа (веревок), привязывание парусов и т. д. (см. Рангоут, Паруса, Такелаж); работы по сборке машины; установка артиллерии и снабжение минами (см. Морская артиллерия и Минное дело). По получении приказа о В. корабля к плаванию, командир распределяет всех наличных офицеров к разным частям вооружения, общий же надзор за всеми работами возлагается на старшего офицера. Ведется журнал вооружения, в котором обозначается число портовых мастеровых и вольных рабочих, ежедневно сделанные работы и прочее. Во время же В. старший офицер составляет расписания офицеров и команды и распределяет каюты. По окончании В. командир убеждается, что трюмные устройства для непотопляемости приведены в исправность, что все, что требуется, выполнено, и доносит местному начальнику и начальнику эскадры о готовности выйти на рейд. По выходе на рейд производится приемка пороха, пироксилина и вообще взрывчатых веществ. Обязанности чинов при вооружении судна см. "Свод Морских Постановлений", кн. X, изд. 1886 г., §§ 45, 46, 245—265, 344—352, 473—480, 509—515, 541—545, 577, 599—606. Употребительны выражения: "начать В.", "кончить В.", "назначить (кого-нибудь) на В.", "идти на В.", "вооружать" — производить В. Вооружением корабля или шлюпки называется также весь рангоут, такелаж и паруса этого судна, почему и употребляются выражения: "фрегатское В.", "латынское В." и т. д., "какое В. на баркасе?", "В. вельбота" и т. д. "В. артиллерией" означает число орудий и величину их на данном судне, так же, как "минное В. корабля" говорится про все минные пушки, мины и т. п. этого корабля.

П. Г.

Вооружение крепостей

— снабжение их всеми предметами, необходимыми для обороны; в частности под этим словом подразумевается установка орудий на верках, укреплениях и батареях. Сухопутные крепости имеют два вида вооружения: 1) охранительное вооружение, или вооружение мирного времени, и 2) оборонительное вооружение, или вооружение военного времени; в рассматриваемом случае под вооружением главным образом подразумевается количество орудий, установленных на соответствующих местах. Первое вооружение имеет целью препятствовать завладению крепости открытой силой, внезапной атакой и состоит из сравнительно небольшого числа орудий, установленных на верках для обстрела впереди лежащей местности, и орудий для обороны крепостных рвов. Оборонительное вооружение фортов и промежутков между ними окончательно устанавливается после обнаружения противником направления постепенной атаки, оборонительное вооружение в мирное время хранится на особых складах и причина двойственности вооружения сухопутных крепостей заключается в характере борьбы за овладение крепостью. В общих чертах последняя состоит в том, что после обложения крепости избирается направление постепенной атаки на несколько фортов, и со стороны обороняющегося требуется возможное сосредоточение средств обороны в указанном направлении для противодействия намерениям противника. Вес орудий и лафетов, назначенных для вооружения сухопутных крепостей, не превосходит, вообще говоря, 200 пудов, при каком условии установка их на фортах и на батареях производится довольно быстро и без особых затруднений.

Вооружение береговых укреплений имеет постоянный характер, одинаковый как в мирное, так и в военное время; береговые орудия в мирное время находятся на тех самых местах, с которых им придется стрелять по неприятельскому флоту, так как вес орудий береговой обороны вообще настолько значителен и установка их настолько сложна, что вооружение ими укреплений не может быть произведено в военное время.

А. Якимович.

Вооруженные силы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вооруженный нейтралитет

Первый В. нейтралитет. Под этим именем известен союз держав, обязавшихся силой защищать принципы, изложенные в декларации Екатерины II от 28 февраля 1780 г. дворам лондонскому, версальскому и мадридскому. Декларация эта имела в виду защищать интересы нейтральной торговли, крайне стесненной действиями воюющих держав во время войны американских колоний с Англией за независимость (1775—1783), в которой приняли активное участие Франция (1778) и Испания (1779). К этому союзу присоединились: Дания (28 июня 1780 г.), Швеция (20 июля 1780 г.), Пруссия (8 мая 1781 г.), Австрия (9 октября 1781 г.), Португалия (13 июля 17 8 2 г.), королевство Обеих Сицилий (10 февраля 1783 г.). Принципы декларации были признаны Францией, Испанией и Американскими Штатами. Англия упорно их отвергала, но силой вещей вынуждена была дать своим каперам и призовым судам инструкцию, смягчавшую их прежнюю практику. В затруднительном положении очутились Нидерланды, которые в декабре 1780 г. решили примкнуть к В. нейтралитету; но Англия, предвидя, что голландская торговля больше всех выиграет от этого союза, поспешила объявить Нидерландам войну, чтобы таким образом лишить их прав нейтральной державы. Тем не менее Россия и Швеция считали Нидерланды членом В. нейтралитета, войну их с Англией рассматривали как дело стороннее союзу и дипломатическим путем стремились положить ей конец, но безуспешно. По окончании американской войны за независимость, В. нейтралитет прекратил свое существование, и таким образом практическое его значение было невелико; но в истории развития международного права союз этот является актом первостепенной важности, о чем см. Нейтралитет. После распадения В. нейтралитета Англия продолжала применять свои прежние начала и притом с таким усердием, что нейтральной торговле грозило совершенное уничтожение.

В декабре 1800 г. император Павел I заключил союз с Данией, Швецией и Пруссией, на началах Екатерининской декларации 1780 г., лишь с изменением определения блокады и прибавлением новых правил, касающихся осмотра кораблей. Этот союз известен под именем второго вооруженного нейтралитета, но он просуществовал лишь несколько месяцев. Английский флот вошел в Зунд и, рассеяв датский флот, заставил Данию отказаться от В. нейтралитета. Между тем на русский престол вступил император Александр I, заключивший с Англией конвенцию от 5 июня 1801 г., которая ознаменовала собой победу Англии над принципами В. нейтралитета. К этой конвенции вынуждены были присоединиться Дания (25 октября 1801 г.) и Швеция (30 марта 1802 г.).

Ср. "О вооруженном морском нейтралитете" (СПб., 1859, из "Морского Сборника" 1859 г.; документы, хранящиеся в главном архиве министерства иностранных дел, изд. князем Оболенским); В. Даневский, "Исторический очерк нейтралитета" (М., 1879); С. Bergbohm, "Die Bewaffnete - Neutralitä t 1780—1783" (Берлин, 1884); А. Брикнер, "Материалы для жизнеописания графа H. П. Панина" (т. V, СПб., 1891 — новые документы для истории второго В. нейтралитета).

Вопадева

(Vopadeva) — индийский грамматик XIII в., сохранивший свою научную независимость от грамматической системы Панини (см. это имя), чуть не канонизованной индусскими учеными. Он известен, как автор санскритской грамматики под заглавием: "Мугдхабодха" (Mugdhabodha — наставление, просвещение глупца), предназначенной для начинающих и более легкой, чем грамматика Панини. "Мугдхабодха" написана удобопонятно и во времена младенчества индийской филологии, при отсутствии европейских пособий по этой части, служила европейцам, как хорошее руководство при изучении санскрита. Издания: "Mugdhabodha, a grammar by V." (Серампор, 1807; Калькутта, 1826); нашего академика О. H. Бётлинга (текст и объяснения, СПб., 1847, изд. Академией наук).

С. Булич.

Вопер

— река Смоленской губернии, Дорогобужского уезда, правый приток Днепра. Длина течения 40 верст. По ней весной сплавляется лес.

Вописк-Флавиан

(Flavianus-Vopiscus) — римский историк, переселился в Рим при Диоклетиане, в конце III века, умер при Константине I Великом. Единственный труд его — жизнеописание императоров Аврелиана Домиция, Тацита Клавдия, Флориана Тацита, Проба Аврелия, Кара Марка, Нумериана Аврелиана и Карина Марка — включен в "Scriptores historiae Augustae" и считается одним из лучших в этом сборнике; недостатки В. — отсутствие анализа и легковерие.

Воплощение

— Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Матери Своей, Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле воплощение есть основной церковный догмат. Он ясно указывается в Св. Писании и с древнейших времен церкви был предметом богословской науки. Св. Писание ясно и выразительно говорит о человеческой природе Христа-Спасителя: оно называет Его человеком (1 Тим., II, 5; Деян., XVII, 31; Иоан., VIII, 40; Рим., V, 15,19), другим Адамом (1 Кор., XV, 45; Рим., V, 14), повествует о происхождении Его по плоти от Девы Марии, как потомка Давидова, Авраамова. Оно говорит, что Христос по телесной природе Своей был подчинен таким же законам, как и мы: проходил возрасты, плакал, жаждал, принимал пищу и питье, утомлялся, спал, страдал и умер. Сын Божий воспринял не тело только человеческое, но полную человеческую природу, с духовной ее стороной, с душой человеческой. Догмат о человечестве Христа Спасителя был раскрываем и уясняем отцами и учителями церкви с первых веков: мужи апостольские, писатели первого века, и апологеты, писатели второго и третьего века — имели повод и нужду раскрывать и защищать этот догмат, ввиду того, что многочисленные гностические секты все держались докетизма, т. е. признавали Искупителя существом исключительно духовным, имевшим только призрачное тело, бывшим человеком только по видимости (κατά όωκεϊν). Писатели четвертого века защищали целость человеческой природы во Христе против Аполлинария, епископа лаодикийского, учившего, что Христос имел человеческое тело и душу, но не имел человеческого духа, вместо которого было у него Божество. Никео-цареградский символ словами "верую в воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы вочеловечившегося" — не устранил возможности неправильных мнений о человечестве Иисуса Христа. Евтихий и монофизиты утверждали, что божество поглотило во Христе человечество, и плоть Христа не единосущна нашей. На этой основе появилось множество неправильных мыслей о теле и вообще о человеческом естестве Иисуса Христа. Так называемые афтартодокеты учили, что тело Господа Иисуса по природе своей было нетленное, и если Он чувствовал голод, жажду и проч., то не по природе, а лишь призрачно, или по самопроизвольному хотению. Некоторые прямо говорили, что тело Иисуса Христа небесное, несотворенное. Этих называли потому атиститами. Вероопределением четвертого вселенского собора, халкедонского (451), осудившим Евтихия, было постановлено, что человеческая природа Христа единосущна нашей — по телу и по душе разумной (ψηχή λογκή). Признавая Искупителя истинным и полным человеком, с природой, единосущной нашей, откровенное учение указывает в Его человечестве преимущества, отличающие его от прочих сынов Адама, а именно: безмужное рождение от Св. Духа; свободу от наследственной порчи греховной; свободу от всякого личного греха. Целость человеческой природы во Христе подтвердил и шестой вселенский собор (680), против монофелитов, признавая в своем вероопределении не одну волю и одно действие божества, "а два естественных желания или воли и два естественных действия" — т. е. божественное и человеческое. Но и после вселенских соборов повторялись несогласные с ним мнения относительно В. Так, например, Лютер, известным образом толкуя определения вселенского собора об общении природ и их свойств, приписывает телу Иисуса Христа вездеприсутствие; в этом можно видеть скрытое евтихианство. Мечтатели, как Швенкфельд, Бем, и анабаптисты, говорят о небесном теле Христа, повторяя таким образом древний гностицизм.

П. В.

Вопросительная интонация

(деклам.) — В. интонация обозначается в письме вопросительным знаком, поставленным в конце предложения или периода. Получается значительным повышением относительного тона слова, на котором стоит логическое ударение над основным тоном речи, где бы ударное слово ни стояло; тон слова, стоящего непосредственно перед знаком, может быть и ниже тона ударного слова, но во всяком случае несколько выше сравнительно с основным тоном. Продолжительностью остановки вопросительный знак равняется или точке, или точке с запятой, смотря по характеру заканчиваемой им мысли в общем плане периода (см. Декламация).

Д. К-в.

Вопросительное местоимение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вопросительный знак (?)

— Самое частое употребление — в конце самостоятельных прямых вопросительных предложений (после косвенных, т. е. придаточных предложений, имеющих форму вопросительную, но зависящих от глагола главного предложения, В. знак не ставится). Кроме того, ставится в скобках для выражения сомнения (особенно часто в ученых или критических сочинениях) один, или вместе со знаком восклицательным (?!). Это последнее сочетание должно выражать собой удивление пишущего.

С. Б.

Вопросные грамоты или допросные листы

(commissions rogatoires) — акты, сообщаемые одним правительством другому, с просьбой доставить на поставленные в них вопросы ответы, получение которых необходимо для правильного рассмотрения судебных дел, гражданских или уголовных. Содействие иностранных судов может выразиться в допросе свидетелей, проживающих за границей, в удостоверении законности данного акта или какого-либо юридического действия, вообще в исполнении разного рода судебных поручений. Государства охотно удовлетворяют требования, заключающиеся в В. грамотах, но под условием взаимности. Нередко постановления по этому предмету вносятся в картельные конвенции; особенная декларация относительно В. грамот заключена между Россией и Италией в 1874 году. Обыкновенно В. грамоты передаются дипломатическим путем и таким же образом возвращаются; непосредственные же сношения между судами различных государств допускаются лишь на основании особых международных соглашений. Из таких соглашений наиболее замечателен договор 1869 г. между Францией и Швейцарией, в котором подробно разрешены многие вопросы материального и в особенности формального международного частного права.

Ср. Curti, "Der Staatsvertrag zwischen der Schweiz und Frankreich betreffend Gerichtsstand und Urtheilsvollziehung" (Цюрих, 1879).

С целью устранить проволочки, проистекающие вследствие обязанности судов различных государств вести сношения друг с другом через посредство министерств юстиции и иностранных дел, Россия заключила особые конвенции: в 1879 г. с Германией, а в 1884 г. с Австрией. На основании этих конвенций судебным учреждениям и лицам прокурорского надзора Варшавского судебного округа предоставлено право непосредственных сношений с пограничными судами, германскими и австрийскими. Текст конвенций см. у Рошковского в его издании "Устава Гражданского судопроизводства" (Казань, 1892). С 1890 г. правом непосредственных сношений с австрийскими пограничными судами пользуется и варшавский военно-окружный суд. Резолюции Института международного права о "commissions rogatoires", принятые на цюрихском съезде в 1877 г., напечатаны в "Annuaire de l'Institut de droit international", 1878.

Вопросные пункты

— юридический термин. В тех местах Российской империи, где не введены судебные уставы императора Александра II, обвиняемым в преступлениях должности, при следствии, предлагаются на письме вопросы, изложенные по каждому обвинению особо. Вопросы эти носят техническое название В. пунктов. На В. пункты подсудимым должны быть даны ответы, на представление которых назначается возможно краткий срок, но в случае надобности допускается отсрочка. Ответы, собственноручно подписанные подсудимым, должны быть даны на каждый пункт отдельно и не должны содержать в себе ничего постороннего, не относящегося к делу. Если производство следствия возникло по доносу, то ответы подсудимого сообщаются доносителю, который может представить против них свои доказательства, а подсудимому предоставляется вновь привести свои оправдания (см. Свод Законов, XV т., II ч., ст. 653—659).

Н. В.

Вопросы Жизни

— ежемесячный литературно-общественный журнал. является продолжением журнала "Новый Путь" (см.); издается в СПб. с 1905 г. Редактор-издатель Д. Е. Жуковский. Окраску журналу дает ближайшее участие в редакции С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева.

Вопросы и ответы

— В. и ответы составляют особый отдел апокрифической литературы, чрезвычайно популярный в древней Руси. Причина этой популярности лежит в том, что они определенно отвечают на множество интересных вопросов, решения которых нельзя найти в Св. Писании. Написаны они обыкновенно в форме разговора двух или трех лиц. О "Вопросах и ответах, из колика частей сотворен бысть Адам", почти достоверно известно, что их написал основатель богомильства, поп Иеремия. Название остальных Вопросов и Ответов: " Варфоломеевы вопросы Иисусу Христу и Богородице", "Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской", "Вопросы Иоанна Богослова Аврааму", "Вопросы" или "Беседа трех святителей", "Иерусалимская беседа", "Голубиная книга". Последняя, впрочем, принадлежит уже не к чистым апокрифам, а составляет духовный стих, созданный на основании двух последних апокрифов.

В апокрифе "От скольких частей создан был Адам" решается вопрос о сотворении человека в богомильском смысле, а именно говорится, что только душа от св. Духа, остальное же взяло свое начало не прямо от Бога, а от разных земных предметов и от ангелов. Собственно говоря, здесь только один вопрос и один ответ, но с течением времени подобного рода диалоги стали распространяться, апокриф принял форму сборника загадок и их решений, причем каждый переписывал только то, что ему нравилось. Обыкновенно авторство такого рода сочинений приписывалось кому-нибудь из церковных писателей, а в особенности св. Иоанну Златоусту; это еще более возвышало их цену в глазах народа, любившего их еще и потому, что ответы легко было запомнить. Таким путем возникли "Варфоломеевы вопросы", т. е. вопросы апостола Варфоломея Иисусу Христу и Богородице, касающиеся таинства воплощения и воскресения Спасителя; они стоят в стороне от других и по своему содержанию, касающемуся только двух специальных вопросов, и потому, что здесь не фигурирует св. Иоанн. Главным действующим лицом является св. Иоанн в "Вопросах Иоанна Богослова Господу" и в таких же "Вопросах Аврааму". В первом апокрифе св. Иоанн осведомляется о знамениях кончины мира и появлении антихриста, а также о том, как произойдет самая кончина и страшный суд. "Вопросы Иоанна Богослова Аврааму" трактуют об участи душ праведников Ветхого и Нового Завета. Гораздо более обширны по своему содержанию "Беседа трех святителей", "Иерусалимская беседа" или "Беседа града Иерусалима" и "Голубиная книга", о которых см. под словами Беседа и Голубиная книга.

И. Л.

Вопросы Иоанна Богослова

— см. Вопросы и ответы.

Вопросы на суде уголовном

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вопросы нервно-психической медицины

— журнал, издаваемый с 1896 г. в г. Киеве профессором И. А. Сикорским под его редакцией; посвящен разработке нервных и душевных болезней и соприкасающихся наук (психологии, анатомии и физиологии мозга); выходит 4 раза в год.

Л. Р.

Вопросы философии и психологии

— журнал, выходящий в Москве при психологическом обществе с ноября 1890 года, 4—6 раз в год; издатель А. А. Абрикосов, редактор профессор Н. Я. Грот. Журнал занимается не только разработкой чисто специальных научных вопросов, но и психологической критикой выдающихся явлений литературы и жизни. Несмотря на специальный характер, журнал в первый год своего существования имел до 1600 подписчиков.

М. М.

Вопь

— река Смоленской губернии, правый приток Днепра, берет начало в Бельском уезде. Длина течения 130 верст. Весной по ней сплавляется лес.

Вор

— см. Воровство.

Вор, ворон и воры

— В старину ограда из жердей, которая была даже носима, например, при перенесении мощей Бориса и Глеба 1115 г., для защиты их от сильного стечения и давки народа, или употреблялась при осаде крепостей (например, немцами при осаде Изборска в 1369 г.), или, наконец, для заграждения, "затвора" бродов (в 1407 г. псковичи встретили немцев на броду у Выбута, "а броды вси бяху затворены ворами").

Слово ворон до сих пор употребляется в Тамбовской и Орловской губерниях в значении древнего забоя , т. е. загона, или места, обнесенного тонкими бревнами, куда загоняют скот.

См. "Материалы для археологического словаря" (в "Древностях московского археологического общества", т. III, стр. 23, ст. Аристова).

В. Р.

Ворвань

— см. Жир рыбий.

Ворвингтон

— г. в английском графстве Кумберланд, при впадении р. Дервента в Ирландское море. Порт. Жителей 26141 (1901 г.). Доки и кораблестроение, производство парусного полотна, химических продуктов, чугуно- и сталелитейные заводы. Значительное рыболовство (особенно лососей). Обширная торговля, особенно железом и каменным углем из близ лежащих шахт.

Ворворка или варворка

— подвижной шарик на шнурке или тесьме над вотолкой (головкой) кисти. В. делались в старину золотые, серебряные, канительные, шелковые, жемчужные и иногда с камешками (драгоценными). Они прикреплялись к кистям опашней женских, к коснику, волоснику и др.

Вордсворт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воржа

— село в 7 верстах от города Ростова Ярославской губернии. Жители занимаются огородничеством. В XVI веке в В. жили рыбаки, ловившие в Ростовском озере рыбу для московского дворца. В 1608 году польские шайки разграбили соседнее село Гродичи, но В. оставили совершенно нетронутой. В память этого события ростовский митрополит Филарет Никитич Романов построил в В. в 1609 г. деревянную церковь во имя Покрова Богородицы.

Ворк, Вуорк

— см. Уорк.

Ворки

— Так называется в некоторых русских губерниях Панова флейта. М. Гютри, живший в России в царствование императрицы Екатерины II, пишет, что этот инструмент, который он называет свирелькой (свирелью), был в его время распространен в русских южных губерниях и совершенно тождествен с древними Пановыми флейтами. В Курской губернии еще недавно существовала Панова флейта под названием кувички.

М. П.

Воркуны

— бубенчики на лошадиной сбруе во Владимирской губернии; называются также болкунами.

Вормс или Вормс-э

— остров Балтийского моря, Эстляндской губернии, Гапсальского (Викского) уезда (по-эстонски Wormsi-saar и Hio-rootsi-saar, по-шведски Orms ö), между 58°57' и 59°3' северной широты; занимает поверхность в 82,4 кв. версты. В. замыкает вместе с островом Нук-э Гапсальскую бухту и лежит в 10 верстах от острова Дагдена (Даго), от которого его отделяет пролив Гарризунд, 4—24 саженей глубины; от острова Нук-э В. отделяется проливом 4-х верст ширины; от материка до В. 1,5 версты, а от пароходной якорной стоянки Гарри — 2 версты. По водяному пути от Гапсаля до В. 12 верст. Наибольшее расстояние между крайними точками острова с севера на юг около 10 верст, а с востока на запад около 16 верст. Длина береговой линии острова простирается до 67 верст. Поверхность его плоская, ровная, с незначительным возвышением к середине, где расположена церковь, и к северо-восточному углу, который возвышается до 12 м (40 футов); тут скалистые берега круто обрываются к морю; то же и около деревни Ряльби на севере, расположенной на высоте до 18 м (60 футов). В. хорошо возделан и богат лесом, в северо-западной части хвойным, а в остальных лиственным. Омывающие остров море и зунды образуют по берегам его много заливов, называемых "виками". Он окружен мелкими островами, камнями и банками. Из числа рассеянных вокруг него до 40 рифов особенно опасен риф Шпительборн, обозначенный вехой. В самой середине пролива, отделяющего Вормс от острова Даго, близ острова Герралайд, на 3 сажени над водой подымается громадный гранитовый утес Эрикк (по-эстонски Suur Erika-kiwwi). На север от В. далеко в море тянется большая отмель, крайняя точка которой называется Штапельботтен, выходящая всего на 4 фута над уровнем моря; на юге отмель доходит до острова Гестгольм. Заливы острова все мелки; отчасти пригодны для стоянки мелких морских судов заливы при деревнях Фёрби и Керслет, а на севере гавань Ряльби, где находится постоянный маяк.

Северная часть острова камениста и бесплодна, южная имеет глинистый, песчаный грунт и удобна для хлебопашества. Основание острова состоит из серой известковой плиты, позднейшей силурийской формации; в верхних слоях в вагинатенском известняке она особенно богата своеобразными раковинами (бахиоподы), головоногими моллюсками (оргоцератиты) и скорлупняками (трилобиты). Известковый плитняк покрыт более или менее тонким слоем плодородной земли; поверхность усеяна большими гранитными эрратическими валунами; озер на острове нет, рек тоже, если не считать одного лишь незначительного ручья; болот почти не встречается. Климатические условия острова те же, что и в окрестностях Гапсаля.

Коренное народонаселение острова — шведы, говорящие на старошведском языке, и частью эстонцы; около ¼ части жителей принадлежат к православному вероисповеданию, остальные к лютеранскому. В 1881 г. населения было 2060 человек (965 мужчин и 1095 женщин), из них 35 немцев, 16 русских, 184 эстонца и 1825 шведов, проживающих в 2 мызах и в 12 деревнях, заключающих в себе 181 крестьянский двор. Главные селения: Магнусгоф и Седерби. На острове православная и лютеранская церкви, две школы. Жители занимаются хлебопашеством, скотоводством, мореходством, лоцманством и рыбной ловлей, в некоторых деревнях — обжиганием извести, равно как и торговлей хлебом, лесом, известкой и перевозкой этих товаров на судах к Пернову и к берегам Эстляндской губернии. Владение у крестьян острова наследственное, на майоратном начале. Большую часть полевых работ исполняют женщины, а мужчины преимущественно заняты промыслами; вообще хлебопашество находится в первобытном состоянии и не обеспечивает существования жителей; собственной ржи недостает на прокормление; другой хлеб, кроме ржи, сеют не все и притом в самом незначительном количестве.

В прежнее время, до завоевания шведами, остров В. состоял под властью сначала датских королей, а потом Тевтонского ордена и принадлежал к владениям епископов эзельских. Шведское правительство, в начале XVII столетия, роздало его в ленное владение нескольким из своих офицеров. В первой половине XVIII века большая часть острова принадлежала знаменитому Морицу Саксонскому, продавшему свое имение барону Штакельбергу, в роду которого оно остается по настоящее время.

К. В.

Вормс, Генри

(барон Henry Вормс) — английский государственный деятель; род. в 1840 г. в еврейской семье; образование получил в Лондоне и Париже, занимался адвокатурой и вступил в корпорацию барристеров; в 1880 г. избран в нижнюю палату. В настоящее время В. состоит товарищем статс-секретаря колоний. В. — автор сочинений "The Earth and its Mechanism", "England's Policy in the East" и "The Austro-Hungarian Empire".

Вормс, город в Гессене

(Worms) — город в великом герцогстве Гессен, в провинции Рейнгессен, на левом берегу Рейна; 21927 жителей (1885), из них — треть католиков и 1300 евреев; кожевенные и машиностроительные заводы; красивый собор в романском стиле, с 4 башнями, постройка которого начата в XI в., а окончена в XII, южный портал с богатыми украшениями построен в XIV в. Старинная церковь св. Павла теперь превращена в музей, в котором находится собрание доисторических, римских и франкских древностей, найденных в самом городе и его окрестностях; кроме того, есть коллекция предметов, относящихся к истории города, библиотека, состоящая из сочинений Лютера и его современников, и собрание изданий вормской типографии, с очень редкими экземплярами книг XVI в. (например, "вормская Библия" 1529 г.). В 1868 г. в В. открыт памятник в честь Реформации, исполненный, по планам Ричля, отчасти им самим, отчасти его учениками: Дондорфом и Китцем. Основание памятника равняется 100 кв. м; кроме большой статуи Лютера, украшенной барельефами, портретами-медальонами и надписями, есть еще 11 фигур: предшественники Лютера — Петр Вальдус, Виклеф, Гус и Савонарола, современники его — Рейхлин и Меланхтон; курфюрст Фридрих Саксонский и ландграф Филипп Гессенский, и символические изображения городов, игравших видную роль в истории Реформации: Аугсбурга, Шпейера и Магдебурга. На расстоянии 2 км от В., около деревни Пфиффлиггейм, находится дерево Лютера — огромный вяз; в настоящее время уцелела только нижняя часть его.

В. — один из древнейших городов Германии, кельтического происхождения, как видно из древнего его названия — Borbetomagus; до V в. он находился под властью римлян, а потом сделался центром Бургундского королевства; его имя постоянно встречается в немецких героических сагах. В империи Карла Великого он был одним из самых важных городов. В XI столетии Вормс сделался вольным имперским городом. Развитию его много содействовала обширная торговля. В эпоху Реформации он был еще одним из важных и богатых городов, но во время войны XVII в. с французами постепенно стал приходить в упадок, а в 1689 г. был разрушен до основания. После великой Французской революции он имел только 5000 жителей. В настоящее время город заметно увеличивается. Между многими сеймами, здесь происходившими, особенно известны: сейм 1495 г., на котором провозглашен был вечный земский мир, и сейм 1521 г. (см. Вормский сейм). Вормс назывался "матерью рейхстагов" ("Mutter der Reichstage").

Ср. Zorn, "Wormser Chronik" (изд. Арнольда, Штутгарт, 1857); Lange, "Geschichte und Beschreibung der Stadt Worms" (Вормс, 1837); Wiegand, "Zur Geschichte der wormser Erzbischofe und Bischofe" (Вормс, 1855); Fuchs, "Geschichte der Stadt W." (Вормс, 1868); Onken, "Authentische E rzä hlung von der Zerstorung der Stadt W." (Карлсруэ, 1871); Soldan, "Deutsche Heldensagen auf dem Boden der alten Stadt W." (Гютерсло, 1881); Boos, "Urkundenbuch der Stadt W." (Берлин, 1886).

Вормс, Густав

(Worms) — французский актер; родился в Париже в 1837 году от еврейских родителей. Был сначала наборщиком, но, следуя непреодолимому влечению, вскоре поступил в консерваторию, где и окончил образование в 1857 г. В следующем году он был приглашен в Com édie Franç aise. Недовольный тем, что не попал в сосьетеры, В. в 1864 году уехал в Россию. Дебютировал в Михайловском театре в "Fiammina" и в "Le roman d'un jeune homme pauvre" и с особенным успехом в роли маркиза де Вильмэр. Большой мастер читать стихи и прозу, обладая прекрасными манерами, он, хотя и не отличался особенным мимическим талантом и горячностью игры, но тем не менее пользовался неизменным и вполне заслуженным успехом во всех ролях драматических любовников, в особенности в пьесах нового репертуара А. Дюма-сына (Арман Дюваль в "La dame aux cam é lias" и др.), Э. Ожье, Сарду и прочих, до выхода из состава труппы Михайловского театра в 1875 г. Вернувшись в Париж, он вступил в театр Gymnase, где имел блестящий успех в роли Армана Дюваля. Вскоре он вступил в число сосьетеров Com édie Franç aise и был приглашен, кроме того, преподавателем в парижскую консерваторию декламации и музыки.

Д. К-в.

Вормс, Жан-Жюль

(Worms) — французский живописец, ученик Лафосса; род. в 1832 г. Он воспроизводит сцены современной жизни и эпизоды из быта начала нынешнего столетия, отличаясь в своих, вообще небольших картинах, остроумным выбором тем, тонкой наблюдательностью и прекрасным рисунком. Выказав редкий юмористический талант уже в первых своих произведениях, из которых обратила на себя внимание публики в особенности картина "Драгун, ухаживающий за нянькой" (1859), В. несколько раз ездил в Испанию и стал брать для своих работ масляными красками и акварелей сюжеты преимущественно из народной жизни этой страны. Из числа его произведений, особенно удачными могут считаться: "Модный романс" (1868 г., находится в Люксанбургской галерее), "Букет Хлорид", "Победы и завоевания", "Предстоящее свидание", "Приманка вербуемого в солдаты", "Продажа мула", "Стрижка овец в Гренаде", "Сенсационное известие" и "Танец гренадцев". Кроме живописи, В. усердно занимался рисованием иллюстраций для разных парижских периодических и др. изданий.

А. С-в.

Вормс, Эмиль

(Emile Worms) — французский политэконом; род. в 1838 г.; был адвокатом, потом профессором политической экономии в Париже и Ренне. Из его сочинений следует упомянуть: "Histoire de la Ligue Hanseatique" (1863); "S ociétés par actions et opérations de bourse" (1867); "Histoire du Zollverein allemand" (1874); "De la liberté d'association" (1887); "De la propriété consolidé e" (1888) и др.

Вормский конкордат

— соглашение, закончившее борьбу за инвеституру между папством и императорской властью. Заключен в 1122 г. в городе Вормсе между папой Каликстом II и императором Генрихом V (см.). Император отказался от инвеституры кольцом и посохом (символы епископской власти) и от раздачи церковных мест; то и другое перешло в органам церкви, но королю, в Германии, предоставлялось выставить на выборах и своего кандидата. Право короля на церковные земельные имущества было признано; он мог передавать их посредством инвеституры скипетром (символ светской власти), причем новый епископ приносил присягу верности королю. Королевская инвеститура должна была предшествовать церковной; след., король мог отвергнуть избранного кандидата, если был недоволен им. Утверждение в сане и церковное посвящение избранного принадлежало митрополиту. В Италии и Бургундии император отказался от всякого влияния на выборы духовных лиц; посвящение и церковная инвеститура предшествовали здесь королевской, хотя и признавались ленные обязанности епископов по отношению к государю. По отношению к Римской церкви, император отказался от всех регалий и ленных прав; папа стал в собственно Римской области суверенным государем, и инвеституру епископам римского округа давал уже он.

Д. К.

Вормский сейм

— первое собрание государственных чинов Германии в царствование императора Карла V (1521). Центральным пунктом занятий сейма был вопрос о "ереси" Лютера. Папская булла, около года перед тем произнесшая отлучение над Лютером, почти нигде в Германии не получила практического применения, и потому сейму предстояла задача, в случае виновности Лютера, дать этой бумаге санкцию светской власти. Лютер был приглашен в Вормс. За его безопасность ручалась данная ему императором охранная грамота. Ни пример Гуса, ни предостережения друзей не могли поколебать твердой решимости Лютера и заставить его отказаться от поездки в Вормс. 17 апреля он предстал перед собранием государственных чинов в присутствии самого императора. Первый вопрос, предложенный Лютеру трирским официалом Иоганом Экком, касался принадлежности приписываемых ему, как автору, сочинений. После утвердительного ответа, Лютер был смущен вторым вопросом — отказывается ли он от своих сочинений и их содержания. Он попросил времени на размышление и на следующем заседании сейма (18 апреля) объявил, что будет настаивать на своих мнениях до тех пор, пока их не опровергнут при помощи Священного Писания; здесь же он высказался против непогрешимости папы и соборов. Знаменитые слова Лютера по этому поводу: "Hier steh'ich; ich kann nicht anders; Gott helfe mir, A men!" начертаны на пьедестале статуи Лютера, входящей в состав вормского памятника Реформации. Образ действий Лютера на сейме произвел благоприятное впечатление на его сторонников; но император объявил, что решился защищать веру предков и принять меры против Лютера. Это решение должно быть объяснено не столько религиозной ревностью Карла V, сколько желанием иметь на своей стороне папу во время предстоявшей войны с Францией. 8 мая было подписано соглашение императора с папой, а после отъезда курфюрстов саксонского и пфальцского, 26 мая обнародован эдикт (помеченный задним числом 8 мая), подвергавший государственной опале Лютера и его приверженцев. Этот эдикт ввиду того, что Лютер еще до обнародования нашел безопасный приют в замке Вартбург, а император был отвлечен от внутренних дел Германии войнами вне ее пределов, остался мертвой буквой.

См. Soldan, "Der Reichstag zu Worms 1521" (Вормс, 1883).

С. С.

Вормский эдикт

— см. Вормский сейм.

Ворне или Ворни

— местечко Ковенской губернии, Тельшевского уезда, некогда столица Жмуди. В. основано в 1413 г., во времена Витовта, и называлось прежде Медники. В 1415 году епископ Матвей Вильновец был изгнан отсюда восставшим народом, разорившим церкви и дома крестившихся бояр и вернувшемуся к поклонению своему Перкуну. В Ворне дольше, чем в других местах, продержалось языческое святилище с вечным огнем. С 1635 г. В. пользовалось магдебургским правом. В недавнее еще время В. служило местом пребывания тельшевского католического епископа и католической духовной семинарии. В настоящее время В. утратило всякое значение.

Православная церковь, 3 костела, 3 синагоги, сельское приходское училище, народное училище, 49 лавок, 2 пивоваренных завода. В В. ежегодно бывает 6 ярмарок.

К. В.

Ворнянка или Воронянка

— река Ковенской губернии, Тельшевского уезда, впадающая в озеро Лукшты с северо-восточной его стороны. На реке В. расположено местечко Ворне (Медники).

К. В.

Вороба

— При разбивке сооружений круглых (см. Разбивка сооружений) наносится на местности прежде всего центр основания данного сооружения. Затем остальные точки определяются уже в зависимости от положения этого центра посредством полярных координат.

Вороба

В простейших случаях строительной практики при этом пользуются укрепленной в центре бечевкой; в более сложных устраивается так называемая вороба, подробности коей видны из чертежа. На ней обозначаются величины нужных радиусов. Углы измеряются хордами от постоянной точки (А) на оси до конца воробы.

В. Т.

Воробей

(Passer) — род воробьиных птиц из семейства зябликовых (Fringillidae), отличающийся сильным, толстым, конусообразным, слегка согнутым клювом, короткими ногами, вооруженными слабыми когтями, округленными короткими крыльями и коротким усеченным или слегка выемчатым хвостом. К этому роду принадлежат более 30 видов, которые все живут в Старом свете. Самый обыкновенный вид — В. домовый (Р. domesticus). Он имеет 16 см длины. Спина его ржавчинного цвета с черными пятнами; нижняя сторона тела серая; щеки белые; ушная область бледно-серая; крылья с желтовато-белой поперечной полосой; горло черное; середина темени серая; у самки голова и горло серые, а над глазом бледная серо-желтая полоса. Этот В. смел, хитер, назойлив и вороват. В настоящее время он водится от Португалии до Сибири, в Капланде, Сенегале, на Яве и завезен даже в Америку и Австралию; но прежде область его ограничивалась одной Северной Европой. Хотя В. вредит, поедая хлеба, горох, вишни и виноград, но приносит еще большую пользу, истребляя множество вредных насекомых. Истребление В. в какой-либо местности всегда сопровождается чрезвычайно сильным размножением вредных насекомых. Мясо этого В. твердо и безвкусно и потому редко употребляется в пищу. Полевой В. (Р. montanus) отличается от домового меньшим ростом (14 см длины), черным лунообразным пятном на щеках, красновато-серым затылком и теменем и двумя поперечными полосами на крыльях. Водится в Средней Европе и Средней Азии и почти так же обыкновенен, как и домовый В. Летом он живет обыкновенно на полях и лугах и только зимой залетает в города и деревни. Третий европейский вид — В. каменный (Р. petronia) — водится в южной Европе, а в средней встречается лишь местами и то отдельными особями. Он сверху серо-бурого цвета; над глазами желтовато-белая полоса, и на горле желтоватое пятно. Живет в скалистых местностях.

Воробей белогорлый

(Zonotrichia albicol lis) — один из видов американского рода подорожниковых вьюрков (см.), живущий в восточных штатах Сев. Америки. Общая окраска верхней стороны тела — пестрая, рыжевато-бурая; нижняя сторона тела — светлая; горло — белое. Гнездится на земле, обыкновенно возле кустов или деревьев. Стаи В. на плетнях возле полей и на земле напоминают наших воробьев, но по образу жизни В. более походят на зябликов.

Воробей болотный

— см. Овсянки.

Воробей водяной

— см. Оляпка.

Воробей красный

— см. Снегири красные.

Воробей Стоянович

— новгородский посадник в самое первое время после крещения Руси. Из Иоакимовской летописи видно, что он "бе вельми сладкорчив" и что победил Богомила-Соловья (см. это имя), который возмущал новгородцев против Добрыни, Путяты и епископа Иоакима, присланных в Новгород для насаждения Христианской веры (см. "Историю" Татищева I, 38—40).

А. Э.

Воробей-рыба

— см. Пинагор (Cyclopterus).

Воробейник

(Lithospermum L., в переводе — каменное семя) — сорное полевое растение из семейства бурачниковых (Boragineae). В умеренном поясе Европы встречаются 4 вида, а в России — 3. Это невысокие (до 1 аршина) травы, одно - и многолетние, с жестким деревенеющим стеблем и простыми ланцетными листьями; цветы мелкие, беловатые, состоят из 5-дольной раздельной чашечки и воронковидного венчика (сростнолепестного, как у всех бурачниковых, см. это слово); отгиб венчика почти равен трубке его, в которой сидят 5 приросших к ней тычинок. Плод — 1 или 3 морщинистые семянки, реже гладкие. Наичаще встречаются во всей средней России: L. officinale L., B. аптечный или лекарственный (воробьиное семя, воробьиное зелье), с зеленовато-белыми цветами, и L. arvense L., В. полевой (воробьиное семя, просо, румянница, деребянка), с белыми цветами и бурыми плодами; корни, собранные весной до листьев, употреблялись как румяна.

А. А.

Воробейник полевой (Lithospermum arvense) — двухлетнее сорное растение, произрастающее на суглинистой и песчаной почвах и обыкновенно исчезающее с введением занятого пара. Семена его часто попадаются между семенами озимых хлебов и прядильных растений и высеваются вместе с ними. Всходы В. могут быть уничтожены своевременным проборонованием почвы.

Воробино

— урочище Москвы. На нем церковь св. Николая, с 1686 г. Названо, вероятно, от владельца его Воробы, потомка Андрея Ивановича Кобылы, родоначальника Захарьиных-Романовых. Древнее название этого урочища было — Гостина гора.

Воробка

— см. Столярное дело.

Воробы

— В Архангельской губернии снаряд для наматывания ниток с мотка на клубок. Это — две накрест положенные горизонтально и на шпильке вращающиеся плоские палки, с вложенными на концах перпендикулярно колышками, на которых растягивается моток ниток.

Воробьев Виктор Иванович

— минералог, родился в 1875 г. В 1893 г. поступил в С.-Петербургский университет, на естественный факультет, который и кончил в 1897 г. После окончания Университета оставлен при кафедре минералогии. В 1898 году весной уехал в Мюнхен, где работал до осени 1900 г. в Минералогическом институте у проф. Groth'a. В это время им напечатано несколько работ и его главная "Krystallographisch e Untersuchungen ü ber Turmaline von Ceylon" ("Zeitschr. f. Kryst.", т. 33, 263—454), увенчанная Николае-Максимилиановской премией. В Мюнхене же он пользовался при своих работах указаниями проф. Рентгена, а весной 1900 г. короткое время работал в Гейдельберге у проф. Гольдшмидта. В 1900 г. вернулся в Петербург, где был приглашен для устройства минералогического отделения Геологического музея Имп. академии наук, хранителем которого он теперь и состоит. По поручению различных ученых обществ им сделан ряд научных экскурсий на Урал и Кавказ (на Кавказе несколько больших альпийских подъемов, между прочим, на Эльбрус в 1896 г. с А. В. Пастуховым). В настоящем Словаре вел отдел минералогии и кристаллографии с буквы Т до конца Словаря.

Воробьев Клементий Яковлевич

— земский статистик. Род. в 1866 г. в Тверском у., в крестьянской семье. Был народным учителем в Ярославском у., но вынужден был оставить учительство. В 1889—95 гг. работал в тверском земском статистическом бюро, потом в статистическом отделении департамента таможенных сборов в СПб.; с 1897 г. состоит заведующим оценочно-статистическим бюро ярославского губернского земства. Под руководством В. подробно обследованы 5 уездов Ярославской губ. (с подворной переписью), организована текущая статистика (издается "Статистич. сборн. по Ярославской губернии") и положено начало преобразованию земельной раскладки на основании собранных бюро статист. данных. В. принимал деятельное участие в съездах агрономическом и русских естествоиспытателей (его доклад на XI съезде — "Грамотность и факторы хозяйства"). Статьи (экономич. характера) В. помещались в журн. "Образование", "Вестн. Евр." и "Вестн. Ярославск. земства".

Воробьев, Иван Андреевич

— самозванец; сын великоросса В., жившего в Лохвице, он поддался внушениям таинственного Миуски и в 1673 г. объявил себя царевичем Семеном Алексеевичем, скончавшимся в 1669 г. Запорожский атаман Серко, недавно возвращенный из Сибири, покровительствовал первое время лже-Семену, но затем понял грубый обман, схватил. В. и переслал его в Москву; царь Алексей Михайлович велел судить обманщика, и в 1674 г. его публично казнили, после таких же пыток, каким был подвергнут Стенька Разин.

Воробьев, Максим Никифорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воробьев, Сократ Максимович

— сын Максима Никифоровича В., пейзажист (1817—1888). По окончании курса в академии художеств был послан за границу, писал виды итальянской природы, возбудившие в публике некоторый интерес. По возвращении в Россию состоял сначала (с 1855 г.) исправляющим должность профессора, а потом профессором академии художеств (до 1872 г.). Впоследствии отказался от занятий живописью. В числе его учеников значились: Шишкин, Дюкер, Клевер, Мещерский и др.

Ф. П.

Воробьев, Яков Степанович

— актер петербургского театра русской оперы. Получил воспитание в театральном училище под руководством И. А. Дмитревского. Ученик славного Марокетти, знал основательно музыку и итальянский язык; был отличный певец-буфф; создал несколько трудных ролей, в том числе роль Бартоло в "Севильском цирульнике" (1801 г.). Был инспектором оперной труппы (1803 год). † в 1809 г.

Д. К-в.

Воробьева Анна Яковлевна (дополнение к статье)

— русская певица; ум. в 1901 г.

Воробьева, Анна

— русская актриса труппы Медокса в Москве, в 1880-х гг. XVIII столетия. Играла в Петровском театре в числе девяти актрис труппы, со знаменитой Синявской во главе.

Воробьева, Анна Яковлевна

— замечательная певица-контральто, получившая свое артистическое образование в театральном училище у К. А. Кавоса. Она впервые выступила на императорской сцене в 1833 году. Под руководством М. И. Глинки она изучила партии Вани в опере "Жизнь за Царя" и Ратмира в опере "Руслан и Людмила", которые и были созданы ею. В 1838 году вышла замуж за известного певца О. А. Петрова, а в 1845 году окончательно покинула сцену. Интересные воспоминания А. Я. Петровой-Воробьевой помещены в "Русской Старине" 1880 года.

М. П.

Воробьева, Елена Яковлевна

— русская драматическая актриса, получила образование в театральном училище, отличалась приятным голосом (сопрано). В 1817 году вышла замуж за актера И. И. Сосницкого и занимала первое амплуа в комедиях и водевилях. При первом представлении в Александринском театре 22 апреля 1836 года "Ревизора" исполняла роль городничихи. В 1838 году вместе с мужем успешно гастролировала в Москве, затем в Петербурге исполняла множество ролей в комедиях и водевилях, переходя постепенно на роли комических старух, которые с блестящим успехом играла до конца своей артистической карьеры. В последнее время ее роли стали постепенно переходить к знаменитой комической актрисе Ю. Н. Линской. Скончалась в 1855-м году, состоя на службе.

Д. К-в.

Воробьева, Матрена Семеновна

— московская драматическая актриса. Способности ее проявились первоначально в Рязани, на сцене театра Приклонского, а дальнейшую обработку получили благодаря наставлениям и указаниям И. А. Дмитревского. Дебютировала в Москве 9 января 1799 года и достигла большой славы, заступив место Синявской; литераторы и знатоки отдавали справедливость ее таланту, и сама знаменитая Жорж отозвалась о ней, что она "создана для Коцебу".

Д. К-в.

Воробьево гнездо

— один из 62 порогов на реке Западной Двине, расположен между Якобштадтом и Роммелем (или Руммелем). В. гнездо — один из кокенгузенских порогов; протяжение его 507 саженей, а падение около 2 футов (220 линий).

К. В.

Воробьевская морковь

— наиболее распространенный на наших огородах русский поздний сорт, хотя и имеющий нехорошую форму корнеплода — коническую, несколько суженную посредине, с широкой головкой, но высоко ценимый за свою сочность, сладость и способность хорошо сохраняться.

Воробьевская-Успенская мужская пустынь

ныне единоверческая церковь — в селе Дунилове, Владимирской губернии, Шуйского уезда; основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны.

Воробьевский

(Василий Михайлович) — с 1825 года профессор, а с 1836 года — академик московского отделения медико-хирургической академии. Воспитывался с 1804 г. в спб. медико-хирургической академии; в 1809 г. послан в московское отделение медико-хирургической академии адъюнктом фармации; в 1813 г. признан в Москве доктором медицины за диссертацию: "De cura phl e gmasiarum revulsiva, praejerenda reliquis aliis elucubrata" (M., 1813). Кроме того, напечатал "Лечение холодной водой по методе Присница" Бижеля (Москва, 1841); "Дополнение к объяснению аптекарских сигнатур для правильного употребления иногородним и крестьянам в деревнях" (М., 1842) и др. † в 1870 г.

Воробьевы горы

— возвышенности Московской губернии и уезда, в 2 верстах от Москвы, на правом берегу реки Москвы. С них открывается замечательно красивый вид на Москву. Главные составные их части беловатый песок и железистый песчаник светло-серого цвета. В песках есть округленные валуны и эрратические камни. На горах расположено села Воробьево и Троицкое-Голенищево. На В. горах сначала предполагали строить храм Спасителя, по плану архитектора Витберга (см. это имя).

Воробьин город

— см. Варбало.

Воробьиные

(Passeres) — самый многочисленный отряд птиц, состоящий из 870 родов и 5700 видов, из которых около 1900 живут в одной тропической Америке. Они имеют различной формы клюв, никогда не покрытый у основания восковицей; ноги оперены до пяточного сочленения и спереди покрыты несколькими (по большей части семью) более крупными пластинками; пальцев четыре, из них три направлены вперед, а один назад; два наружных пальца на всем протяжении первого сустава соединены между собой перепонкой. Отряд этот разделяется на два подпорядка: кричащих и певчих.

Э. Б.

Воровские деньги

— так называлась у нас до середины прошлого столетия поддельная и фальшивая монета, откуда и самые подделыватели получали название "денежного дела воры". Уложением царя Алексея Михайловича их велено казнить смертью, заливая горло расплавленным металлом. В 1663 г. смертная казнь заменена была ссылкой в Сибирь на поселение. В 1672 году объявлен новый указ "сечь у фальшивых монетчиков по левой руке да обе ноги". Если находили воровские деньги у иностранцев, то последних надлежало отдавать на крепкие поруки, обязывая невыездом из места задержания до царского указа. Если бы оказалось, что русские люди брали от них такие деньги, то "таким людям быть в смертной казни без всякой пощады". В 1722 г. объявлено, что всех, у кого найдется воровских денег одного чекана в рубле до пяти алтын, следует "хватать и пытать и поступать так, как указы велят", а если меньше гривны в рубле и разного чекана, то деньги отбирать, а лиц не задерживать". По указу 1725 года, если воровские деньги попадались между приносимыми добрыми людьми (но в незначительном числе), их следовало перерубать и возвращать приносителям: если бы последние воспротивились их перерубке, то таких лиц "хватать и представлять в суд". В 1728 г., выпуская копеечную монету, правительство объявило, что всех, у кого явятся воровские копейки одного чекана до 3-х копеек в гривне, или гривны в рубле, — задерживать и поступать по указам; если же таких копеек было меньше, то копейки разбивать молотом и возвращать приносителям. В 1728 г. последнее распоряжение было отменено и воровские деньги указано отбирать от приносителей. Со времен Елисаветы Петровны воровские деньги обыкновенно называются уже фальшивой или поддельной монетой.

П. ф.-Винклер.

Воровской язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воровсколесская станция

— Кубанской области, Баталпашинского отдела. Земли в общинном пользовании — 24934 десятины; 742 дворовых места; жителей 4947 (1890); 829 жилых домов, 1 церковь, 2 училища, 10 лавок, 4 питейных дома и духана, 1 мельница, 1 маслобойня. Лошадей 754, овец 12758, рогатого скота — 5805 голов, волов рабочих — 2030 пар.

Воровство

— В. в старину означало всякое преступное действие: поджог, притоносодержательство, подлог, преступления государственные и проч. Иногда законодатель, не означая точно рода преступлений, выражением "затеет какое воровское дело" указывает вообще на преступное действие. В этом широком значении термин воровство употребляется в Уложении царя Алексея Михайловича, подобно тому как в Русской правде родовое понятие для всех правонарушений была обида, воровство же, как тайное похищение чужого имущества, в Уложении называется татьбой, редко кражей. Воинские артикулы употребляют уже термин В. в смысле кражи, хотя иногда они разумеют под В. и всякое вообще преступное действие. Но в XVIII в. термин воровство и слова от него производные (воровской набег; письмо сочинено воровски) продолжают употребляться в прежнем широком значении. Попытку выработать точную терминологию сделал указ 3 апреля 1781 г. "О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов", который ввел сложные термины: воровство-грабеж, воровство-кража, воровство-мошенничество, соответствующие трем отдельным преступлениям. После указа 1781 г. термин В. стал употребляться не только как понятие родовое, обнимающее различные виды похищения чужого имущества, но и в смысле видового, равнозначащего краже. Свод Законов усвоил терминологию указа 1781 г.; разбой же, хотя и отнесен в Своде к преступлениям против прав на имущество, но не обозначается термином "воровство"; кроме того, Свод Законов, следуя законодательству XVIII в., рассматривает как воровство-кражу и утайку вверенного, и утайку найденного, и растрату казенного имущества, и проч. Уложение 1845 г. сохранило только два сложных термина, установив четыре вида похищения чужого имущества: разбой, грабеж, воровство-кража и воровство-мошенничество. В изданиях Уложения 1866 и 1885 гг. сложные термины совершенно исключены и под похищение чужого имущества подведены: разбой, грабеж, кража и мошенничество, но в ст. 1645 сохранился термин воровство ("за кражу, когда она учинена составившейся для того или вообще для воровства шайкой...").

А. Я.

Воровство пчелиное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воровство-кража

— см. Кража.

Воровство-мошенничество

— см. Мошенничество.

Ворогуша

(стар.) — ворожея, злоумышленница, злодейка. В Орловской губернии В. называется лихорадка, лихоманка. По народному поверью, это одна из 40 Иродовых сестер, посланных на муку человеку. В виде белого мотылька она садится сонному на губы и приносит лихорадку.

Ворожба

(В. Белопольская) — слобода Сумского уезда Харьковской губернии, при речке Вире. Православная церковь, сельское начальное училище, богадельня, почтовая станция, постоялый двор, 3 лавки, станция Харьково-Николаевской железной дороги. Дворов 611, жителей 3812 (1890 г.). Слобода основана в 1672 г., первая церковь построена в 1676 г.

Ворожба Сумская

— слобода Лебедянского уезда Харьковской губернии, при речке Ворожбе. Дворов 884, жителей 5022 (1891 г,). Православная церковь и часовня, сельское начальное училище, 3 постоялых двора, 8 лавок. Еженедельные базары и 4 ярмарки. Селитренный завод (годовое производство 5000 руб.). Винокуренный завод (производство 2325000 градусов спирта). Слобода была основана в первой половине XVII века и первая церковь была выстроена в 1650 г. Уже по переписи 1732 г. в слободе считалось 2270 душ мужского пола.

Ворожея

— гадальщица по ремеслу (ворожба). Это слово применяется в большинстве случаев к старухам и очень редко к молодым девушкам; оно не имеет соответствующего ему мужского названия, если не считать таковым провинциализм, встречающийся в Курской и Орловской губерниях: "ворог", в смысле знахаря. В филологическом своем происхождении "ворожба" имеет более обширное значение врачевания от злых чар и болезней, посредством наговоров, шептаний и т. п.

Ворожуй

— порог на реке Западной Двине (см. это слово), между Якобштадтом и Роммелем (или Руммелем), один из 62 порогов, находящихся (по Штуккенбергу) на этой части реки и называющихся Кокенгузенскими. Протяжение его 2449 саженей, а падение 5 футов.

Ворон, в мифологии

— В. часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого молодца с помощью мертвой и живой воды; носителем последней является чаще всего ворон. По своему обыкновению мифологическая школа и в вороне видела персонификацию грома, приносящего с собой первый весенний дождь. Против этого взгляда восстает Сумцов в статье "Ворон в народной словесности" ("Этнографическое обозрение", 1890), где он доказывает, что все рассказываемое о вороне и о других животных в народных произведениях основывается на близком и непосредственном изучении народом животного царства. Поэтому и здесь верования относительно ворона вызваны были тем, что эта птица охотно питается мертвечиной.

И. Л.

Ворон, деревня Таврической губернии

— татарская деревня Таврической губернии, Феодосийского уезда, к северо-западу от Судака, на речке того же имени. Жителей 850.

Предыдущая страница Следующая страница