Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 32, Дим - Дин)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 32, Дим - Дин)

Предыдущая страница Следующая страница

Димитрий Иванович Донской

Статья большая, находится на отдельной странице.

Димитрий Иванович Жилка

— князь углицкий (род. в 1482 г., † в 1521 г.), сын Ивана III. В 1502 г., по приказу отца, Д. ходил на Смоленск, но вследствие недостатка в продовольствии воротился в Москву, не взяв Смоленска, и жаловался отцу на боярских детей, грабивших, во время осады города, соседние волости. Великий князь приказал этих грабителей "по торгу водя кнутьем бити", а других "в тюрму пометати". В 1505 г. Д. получил удел почти из 10 городов, с Угличем во главе, но без права чеканить монету, заключать договоры и т. п. В 1506 г. он ходил, по приказу брата, великого князя Василия, на Казань. Не дождавшись конницы, пехота его "не осмотряся" дошла к городу и была разбита наголову. Великий князь прислал приказ брату не подступать к городу до прихода новых воевод с войсками, но Д. не исполнил приказа; 22 июня, когда пришла конница, он опять пошел к городу, и на этот раз удачно. Затем произошло странное явление: 25 июня Д. и воеводы бежали от города, "никим же гоними". После этого мы уже не видим Д. во главе войск, но он участвовал в походах на Смоленск в 1 5 13 и 1514 г. О завещании его см. в ст. о Димитрии Ивановиче, внуке Ивана III [примечание].

Полн. собр. русских лет. II, 362; III, 146-147; IV, 155, 281-282; VI, 24, 29, 35, 48, 51, 233, 244-245, 263; VII, 239; VIII, 213, 242, 246, 269. Собр. г. г. и д. I, №№ 144, 147. Ист. Карамзина VII, 39, пр. 94. Ист. Соловьева V, пр. 302.

А. Э.

Димитрий Кидоний

— ученый грек XIV века, родом из Фессалонник; был близким другом и советником импер. Иоанна Кантакузина (1341—1356). После низвержения последнего с престола Д. отправился в Италию и занялся в Милане изучением западной литературы, особенно сочинений Фомы Аквината, под влиянием которых выступил поборником унии с Римом. Впоследствии он опять переселился на Восток и жил преимущественно на о-ве Крит, в г. Кидонии, откуда, вероятно, произошло его прозвание. Из его многочисленных сочинений большая часть остается в рукописях. Напечатаны его сочинения: "Против заблуждении Григория Паламы" (Рим, 1630), "Об исхождении Св. Духа", переводы "Summa" Фомы Аквината, сочинений Анзельма об исхождении Св. Духа и об опресноках и др. Собрание его произведений у Миня, в "Patrologia", series graeca, тт. 151 и 154.

Димитрий Константинович

— великий князь, третий сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны. Род. 1-го июня 1860 г. Шеф 16-го гренадерского мингрельского своего имени полка, флигель-адъютант Е. И. В. На службе состоял в л.-гв. конном полку до 1893 г., когда, в чине полковника, назначен командующим л.-гв. конно-гренадерским полком.

Димитрий Михайлович

по прозванию Грозные Очи — сын М. Ярославича, великий князь тверской (род. в 1299 г., † в 1325 г.). Заняв, в 1319 г., тверской стол, Д., прежде всего, постарался примириться с врагом своего дома, Георгием Даниловичем Московским, и высвободить из его рук тело убитого в Орде отца. В следующем году он женился на Марии, дочери великого князя литовского Гедимина. Михаил, кажется, наделал в Орде много долгов: в 1321 г. в Кашин приходил татарин Таянчар "с жидовином должником и много тягости учинил Кашину". В том же году на Кашин ходил Георгий московский; но тверские князья заключили с ним мир, по которому Д. выдал ему 2 тыс. руб. татарского выхода и обязался не домогаться великого княжения владимирского. Георгий не отдал этого выхода ханскому послу, а Д., отправившись, в 1322 г., в Орду, рассказал о том хану и за этот донос получил ярлык на Владимирское княжество. Георгия потребовали в Орду вторично; поехал туда и Д., но, не дождавшись ханского суда, 21 ноября 1324 г. убил Георгия и тем навлек на себя гнев хана, который приказал убить его.

Полн. собр. р. лет. I, 208, 209, 229; III, 70, 72, 73; IV, 47—50; V, 205, 210, 215—217; VII, 182, 386, 191, 197—200, 216, 237, 245; XV, 412—414, 467. Никон. III, 124-129; IV, 12. Татищ. IV, 110.

А. Э.

Димитрий Павлович

— великий князь, сын великого князя Павла Александровича и скончавшейся великой княгини Александры Георгиевны; род. 6 сентября 1891 г.

Димитрий Прилуцкий

— преподобный; † в 1391 г, 11 февраля, в этот день и совершается церковью празднование в честь его. Мощи его почивают в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. Род. в Переяславле (Владимирской губернии), в купеческой семье. Постригшись в монахи, основал Никольскую обитель на берегу Переславского озера, где его часто посещал преподобный Сергий Радонежский. Вел. кн. Димитрий Донской пригласил Д. быть восприемником от купели детей его. Но преподобный Д., избегая славы, удалился в вологодские леса и здесь, близ селенья Авнежа, построил храм Воскресения Христова. Так как жители этой местности препятствовали ему основать монастырь, то он удалился в Вологду и в трех верстах от нее основал монастырь во имя Спасителя. Вологжане относились к нему и к основанной им обители с любовью. Преподобный Д. еще при жизни славился даром чудес и прозрения. Умер в глубокой старости. Церковное празднование св. Д. по всей России установлено в половине XV в., вероятно, вскоре после 1450 г., когда Шемяка был отбит от Вологды. В XV и XVI вв. имя его встречается уже во всех святцах. В это же время ему составлена и служба. Житие преподобного Д. составлено в XV в., не позже 1440 г., прилуцким игуменом Макарием, который воспользовался при этом рассказами ученика преподобного Д., игумена Пахомия.

П. В.

Димитрий Самозванец

— см. Лжедимитрий.

Димитрий Святославич

— сын великого князя владимирского Святослава Всеволодовича, князь Юрьево-польский; род. до 1228 г., в котором его мать, дочь муромского князя Давида Юрьевича (Евдокия), с согласия мужа своего, вступила в один из муромских монастырей (Борисоглебский). В 1255 г. Д. Святославич участвовал в походе Александра Невского на Новгород. Приняв, в 1267 г., пострижение в монахи, вскоре умер (1267 или 1269).

Полн. собр. русск. лет. I, 200, 202, 203, 226; IV, 40; V, 19, 174, 196; VII, 143 159, 1 68; XV, 343, 398. Никон. лет. III, 3, 32, 36, 48. А. Экземплярский, "Велик. и удел. князья", II, 258-259.

А. Э.

Димитрий Солунский

— святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях св. Д. см. под тем же числом в месяцеслове архимандрита Сергия. Была попытка доказать, что св. Д. по своему происхождению — славянин (см. "Чтения в Обществе истор. и древн. рос.", 1846 г.). В старинных русских стихах св. великомученик Д. представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование св. Д. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют "отечестволюбцем" славянских народов. В русских летописях имя св. Д. встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нем упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них св. Д., их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже персти от гроба его. Этим объясняется, потому во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, почти непременно находится часть мощей или мира от св. Д. В 1197 г. была принесена из Солуня во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона св. великомученика Д., писанная на гробовой доске великомученика, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 г., перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти св. Д. видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день св. великомученика Д. считался в числе больших праздников; службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии государя. Св. Д. был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом.

П. В.

Димитрий Фалерийский

— греческий философ, низкого происхождения; род. около 345 г. до Р. X. в Фалерах (отсюда и его название) и был учеником Феофраста. Как оратор он приобрел в Афинах большое влияние и поставлен был царем Кассандром во главе управления (318). Его 10-летнее правление было самым счастливым периодом в позднейшей афинской истории, и благодарные граждане воздвигли ему 360 статуй (по числу дней в году); тем не менее, когда в 307 г. Димитрий Полиоркет овладел Афинами, легкомысленный народ присудил Д. к смерти, но он успел бежать в Александрию. Птолемей Лаг принял его с почетом и часто пользовался его советами при составлении библиотеки; но его преемник, Птолемей Филадельф, сослал Д. в Верхний Египет, где он умер около 283 г. Д. принадлежал к перипатетической школе. Его многочисленные сочинения в области истории, философии, грамматики и красноречия известны нам по одним заглавиям. Приписываемое ему сочинение "Περί Ήρμένειας " (Walz, "Rhetores graeci", 1836) принадлежит, вероятно, софисту Димитрию, жившему во времена Марка Аврелия.

Ср. Ostermann, "De Demetrii Phalerei vita etc." (1847).

Димитрий Шемяка и Димитрий Красный

Димитрий Шемяка (1420—1453) и Димитрий Красный (1421—1441) Юрьевичи — князья галицкие (Галича костромского), внуки Димитрия Донского. Д. Шемяка, в противоположность кроткому брату своему, был человек необузданной энергии, неразборчивый в средствах для достижения намеченной цели; прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным, своим двоюродным братом, за московский престол (см.). Еще при жизни отца, добивавшегося великокняжеского стола, он принимал деятельное участие во всех походах и войнах против великого князя. Честолюбие заставило его, по смерти Юрия (1434), отступиться от старшего брата, Василия Косого, объявившего себя великим князем, и, вместе с младшим братом, пригласить Василия Васильевича на великокняжеский стол. Прогнав из Москвы, при помощи младших Юрьевичей, старшего, великий князь заключил с первыми договор, по которому братья не должны были вступаться в удел умершего Петра Дмитриевича Дмитровского, в отнятый у Василия Косого Звенигород и в Вятку; со своей стороны, в. князь подтвердил за братьями города, данные им отцом их (Галич, Руза, Вышгород) и им самим (Ржев, Углич и др.). Между тем как Василий Косой готовился идти на великого князя, Шемяка приехал в Москву звать последнего на свою свадьбу, но был схвачен и в оковах отправлен в Коломну, как заподозренный в соучастии со старшим братом, при котором действительно находился "двор" Шемяки. По возвращении из похода великий князь освободил его, заставив подтвердить прежний договор. Доверие между двоюродными братьями, по-видимому, восстановилось, так что в 1437 г. великий князь посылал обоих Юрьевичей к Белеву на хана Улу-Махмета. Но они вели себя в походе скорее как разбойники, предававшие все по пути огню и мечу, не разбирая своего и чужого. Самонадеянность Шемяки была причиной того, что моск. войска с позором бежали от немногочисленных войск Улу-Махмета (1438). Но Шемяка не мог долго сдерживать своей ненависти к великому князю. В 1439 г. он не дал помощи ему при нападении на Москву Улу-Махмета, и кровавое столкновение между ними устранено было только благодаря примирительному вмешательству троицкого игумена Зиновия. Взятие Василия Васильевича в плен детьми Улу-Махмета (1445) не принесло Шемяке никакой пользы; задержание затем великого князя в Троицком монастыре, занятие Москвы (в союзе с Иваном Можайским) и вероломный поступок с его детьми, ослепление Василия только возбудили ненависть к Шемяке и симпатии к великому князю, к которому начали переходить от Юрьевича люди всех званий и состояния. Москва занята была боярином Василия, Мих. Бор. Плещеевым; Шемяка бежал в Чухлому (см.). Мирные договоры, которые потом заключали между собой двоюродные братья, при каждом удобном случае Шемяка нарушал и вновь вооружался на в. князя; вмешательство духовенства не действовало на него. Наконец, в 1452 г., когда московские войска почти со всех сторон окружили Шемяку на р. Кокшенге, последний бежал в Новгород. Переписка митрополита Ионы с новгородским владыкой Евфимием о том, чтобы последний убедил Шемяку покориться великому князю, не имела благих результатов. Дело, наконец, разрешилось иначе: при посредстве московского дьяка Степана Бородатого Шемяка отравлен был собственным поваром. Великий князь до того был рад этой развязке, что гонца, привезшего известие о смерти Юрьевича, пожаловал в дьяки. Сын Шемяки, Иван, уехал с матерью в Литву, где получил в кормление от короля Казимира Рыльск и Новгород Северский. Д. Красный умер раньше Шемяки, в 1441 г.

Полн. собр. русск. лет. III, 113, 341, 1 99; IV, 122, 125, 126, 131, 132, 146, 208, 213, 215, 216, 272; V, 28, 31, 265—271; VI, 45, 148—150, 169—178, 266, 281; VII, 226; VIII, 97—100, 107, 109, 111—115, 117—123, 125, 239, 270; XV, 490, 492—494. Никон. лет. V, 113—121, 124—125, 136, 150, 157, 161, 200—217, 221, 229, 278. Арханг. лет. 153. Собр. гос. гр. и дог. I, №№ 49, 50, 52—59, 61, 62, 67, 78, 79, 84—87, 144. Ак. Ист. I, №№ 40, 43, 53. А. А. Эксп. I, №№ 29, 372. Экземплярский, "Великие и удельн. кн." (II, 236—254).

А. Э.

Димитрий, архиепископ казанский и свияжский

(в миру Димитрий Иванович Самбикин, род. в 1839 г.) — церковный историк и археолог, магистр СПб. духовной академии; был епископом балахнинским, балтским, подольским, тверским (с 1898 г. архиепископ), с 1905 г. — архиепископ казанский и свияжский. Главные труды Д.: "Месяцеслов русских святых, всею русскою церковию или местно чтимых" (4 вып., 1870—83; вновь переработанный и дополненный "Месяцеслов" издан в 1893—1903 гг. в 12 выпусках); "Указатель храмовых праздников воронежской епархии" (5 вып.); "Жизнеописание святителя Митрофана Воронежского" (2 изд.); "Жизнеописание святителя Питирима Тамбовского"; "Материалы для истории тверской епархии" (Тверь, 1898). Подробный перечень ранних (до 1885 г.) литературных трудов Д. помещен в его сочинении: "Ректоры Воронежской духовной семинарии".

Димитрий, архиепископ херсонский

(в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий, род. в 1839 г.) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, епископ тамбовский, затем архиепископ казанский, с 1905 г. архиепископ херсонский. Литературные труды Д. помещались в "Трудах Киевской Дух. Академии". Отдельно издал: "О значении национального элемента в историческом развитии христианства" (Киев, 1880).

Димитрий, архиепископ херсонский

(Муретов, 1806—1883) — архиепископ херсонский. Род. в Рязанской губернии, был сыном дьячка. В монашество вступил в последний год своего студенчества в Киевской духовной академии; потом был профессором богословия и ректором той же академии, в которой служил шестнадцать лет и оставил неизгладимые следы сильного и разностороннего влияния. Уступая предшественнику своему, Иннокентию Борисову, в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов. Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме. Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия. Лекций своих Д. не выдавал студентам и, вероятно, не писал вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обычно в течение двух часов подряд, без конспекта или даже клочка бумаги для справок говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария (Булгакова), митроп. моск. Многие обвиняли этого богослова за то, что он нигде не упомянул о главном своем источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то время степень доктора богословия. Но скромный Д. никогда не изъявлял претензий на научную славу. Он не печатал своих трудов или печатал без подписи; под его именем выходили только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обычно помещал в "Православн. Обозрении". Потом они вышли отдельным изданием. Помимо своей научной и профессорской знаменитости, Д. был редким человеком, добрым пастырем, с чертами мужа апостольского. О его благотворительности ходили и ходят многочисленные рассказы; все некрологи его переполнены характерными фактами этого рода. В 1850 г. он был назначен епископом в Тулу, в 1857 г. — в Одессу, где возведен был в сан архиепископа. Через семнадцать лет он был переведен на высшую по своему иерархическому положению кафедру в Ярославль, климат которого оказался неблагоприятным для его здоровья. Он был переведен на Волынь, а через шесть лет снова вернулся в Одессу, где и умер .

П. В.

Димитрий, македонские и сирийские цари

(Δημήτριος) — имя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337—283 до Р. Х.), сын Антигона; уже юношей отличился в войнах своего отца с Евменом, Птолемеем, Лизимахом и друг. полководцами Александра В. Разбитый в 312 году Птолемеем при Газе, он немного спустя одержал блистательную победу над египтянами в Сирии. Попытка его отнять у Селевка Вавилон окончилась неудачей. В 307 г. он освободил Афины от власти Кассандра и восстановил там демократическое правление. Разбив в 306 г. флот Птолемея при Кипре, он покорил этот остров и за взятие, при помощи громадных осадных машин, Саламина получил название Полиоркета. После этого он, вместе с отцом, принял царский титул. После неудачной осады Родоса (304) он вторично прогнал Кассандра из Греции и провел затем около года в Афинах, где ему воздавались божеские почести. В 302 г. отец отозвал его в Азию, где они проиграли решительную битву при Иссе (301). Антигон был убит, а Д. бежал в Афины, где, однако, не нашел приюта. После долгих скитаний, он в 295 г. снова овладел Афинами, но не отомстил им за оказанную ими неблагодарность. В 294 г. он воспользовался беспорядками в Македонии и, убив ее царя Антигона, захватил престол. Его высокомерие и расточительность вызвали против него такое недовольство, что в войне с Птолемеем, Селевком, Лизимахом и Пирром Д. был оставлен своими солдатами и бежал из Македонии (287). В 286 г. он должен был сдаться Селевку и ум. после трехлетнего плена в сирийском г. Апамее. — 2) Д. II, сын Антигона Гоната, царя Македонии, наследовал своему отцу в 240 г. до Р. X. Его 10-летнее правление ознаменовано постоянными войнами с Александром, царем Эпира, и соседними народами. Он пал в 229 г. в войне против дарданцев. — 3) Д. III, сын македонского царя Филиппа III, был с 197 по 191 г. до Р. X. в качестве заложника в Риме. Отправленный в 184 г. послом в Рим, пользовался там большим почетом; вследствие этого, заподозренный своим старшим братом Персеем в намерении овладеть с помощью римлян престолом, был обвинен в государственной измене и, по приказанию отца, отравлен (181). — 4) Д. I Сотер, сын Селевка IV Филопатора, провел молодость заложником в Риме. По смерти Антиоха Епифана, захватившего власть после смерти Селевка, Д. бежал из Рима, чтобы оградить свои права на Сирию от притязаний своего брата Антиоха Евпатора. Найдя в Сирии сторонников, Д. свергнул Ангиома, которого велел убить, и овладел престолом (161 г. до Р. X.). Он освободил вавилонян от тирании сатрапов Тимарха и Гераклида (отсюда и его название Сотер, т. е. спаситель); но походы его против Иудеи, восставшей при Маккавеях, были большей частью неудачны. Преданный пьянству и жестокий, Д. возбудил против себя сирийцев, так что оспаривавший у него власть Ал-др Бала, выдававший себя за сына Антиоха Епифана, нашел много приверженцев и овладел престолом. Д. был убит во время бегства (150). — 5) Д. II Никатор, сын предыдущего, после его смерти бежал на Крит, но возвратился в 147 г. до Р. X. в Сирию и, при помощи Птолемея Филометора, царя Египта, овладел престолом (146). Лишившись власти вследствие восстания жителей Антиохии, Д. заключил союз с Маккавеем Иоанафаном, но скоро с ним разошелся. Вновь овладев, наконец, престолом, он в 140 г. выступил против Арсака, царя парфян. Сначала счастье было на его стороне; но скоро он попал в плен и был отослан в Гирканию. Арсак обращался с ним хорошо, женил его на своей дочери, но из плена не отпускал; лишь когда брат его Антиох Сидет, завладевший в 139 г. Сирией, предпринял войну с парфянами, Д. получил свободу и, свергнув брата, снова занял престол (130). Война с Египтом и его жестокость возбудили против него его подданных, и Птолемей Фискон мог выставить претендентом на сирийский престол молодого александрийца, Александра Цабину. Разбитый последним при Дамаске, Д. искал убежища в Тире, но там был убит (126).

Димитрий, митрополит новгородский

(Сеченов, 1708—1767) — митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом — 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы. Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их — всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой — горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди. Язык проповедей Д. — сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.

Н. Б.

Димитрий, митрополит ростовский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Димитрий, сын Иоанна Грозного

— царевич, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой; род. 19 октября 1581 г. По смерти отца и восшествии на престол Федора Ивановича, Д., вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению "всех начальнейших людей", т. е. ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Д. не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Д. Но и живя в Угличе, Д. представлялся опасным, если не для Федора, то для Бориса Годунова. Носились слухи, что малолетний Д. унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее. Летописное сказание (Ник. лет. VIII, 15—20; Лет. о мятеж., 19—26; Нов. лет., 31—35; "Сказание" Палицына") повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Д.; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Д., Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом. Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн. Вас. Иван. Шуйский, представило факт смерти Д. в другом свете: будто он, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым. Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела (оно напечатано в "Собр. Гр. и Дог." II, № 60) заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть. Д. Миллер ("Опыт новейшей истории о России", в "Ежемесячн. соч.", 1761 г., янв., 44-54), Щербатов (VI, ч. 1, 290—291), Карамзин ("Ист. гос. Рос.", т. X), преосв. Филарет ("Исследование о смерти царевича Димитрия" в "Чтениях Общ. Ист.", 1858 г. и "Русские святые" под 15 мая), Соловьев ("Ист. Рос.", VII, пр. 131) и Костомаров ("Русск. ист. в жизнеоп.", т. I, 582—584 и возражения на ст. г. Белова, "Вестн. Евр.", 1873, № 9) признают достоверность летописного рассказа об убийстве царевича и считают виновником его Годунова. Напротив, Погодин ("Историко-критические отрывки", М., 1846, 271—307), Арцыбашев (в "Вестн. Евр.", 1830; перепечатано в "Русск. Арх.", 1886) и в последнее время особенно Е. Белов ("О смерти царевича Дмитрия", "Ж. М. Н. Пр.", 1873, т. 168) отрицают вину Годунова и принимают показания следственного дела. С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Д., принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрии). Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело Д. из Углича в Москву; при этом то обстоятельство, что тело при вскрытии гроба найдено было нетленным, дало повод к канонизации Д., с установлением трех празднеств в его память, в дни его рождения, смерти и перенесения мощей.

В. М—н.

Димитрий-Фома Константинович

(старший [Младший брат его, Д. Ноготь, родоначальник угасших князей Ногтевых, известен только тем, что в 1367 г. вместе с братьями преследовал Булат-Темира, а в 1375 г. с Д. Донским ходил на Тверь.]) — сын К. Васильевича, князя суздальско-нижегородского (род. в 1323 г.). В короткий промежуток времени (1360—1363) Дмитрий Константинович два раза получал великое княжение, отнимая его у Д. московского (Донского); но в 1364 г. сам отказался от него. В следующем году, при помощи московских войск и духовного влияния (преп. Сергий), Д. вырвал из рук младшего брата, Бориса, Нижний Новгород. В 1367 г., вместе с братьями, он отразил набег мурзы Булат-Темира, а через три года посылал брата Бориса и сына Василия, при которых находился и ханский посол Ачихожа, на болгарского владетеля Асана (Осана). Последний встретил князей челобитьем и дарами. Взявши дары, князья, однако, посадили в Болгарии другого князя. — В 1374 г., когда Д. с братьями находился в Москве у зятя своего, великого князя (на крестинах), к Нижнему пришло 1½ тыс. татар, с послами; нижегородцы перебили татар и нескольких послов, а старшего, Сарайку, и дружину его взяли живьем и заперли в крепости. Когда, по возвращении из Москвы, Д. приказал развести их по разным местам, Сарайка воспротивился, с оружием в руках пробился на архиерейский двор, зажег его, крепко оборонялся; но народ одолел и перебил всех татар. В отмщение татары огнем и мечом опустошили берега Киши и все Запьянье (за рекой Пьяной). В 1375 г., когда Д. ходил со своим зятем на Тверь, на Нижний Новгород напали и произвели в нем опустошение новгородские ушкуйники, а после них Нижегородскую область пограбили татары Мамая. В 1376 г. Д., выпросив помощь у зятя своего, пошел на болгар, разбил их, села, зимовища и суда их истребил огнем. Болгарские князья Асан и Махмет-Салтан добили челом вел. кн. (Д. московскому) и тестю его двумя тысячами рублей, а на воинов их дали 3 тыс.; кроме того, они обязались принять к себе таможника великого князя, следовательно, обложены были данью. В 1377 году на Нижний Новгород двинулся царевич Арапша, пришедший из Синей Орды; татары, воспользовавшись беспечностью русских, окружили их со всех сторон и произвели страшную резню. Д. ушел в Суздаль, многие граждане бежали к Городцу; Н. Новгород был опустошен огнем и мечом, волости — также; Арапша пограбил и пожег все Засурье (за рекой Сурой). В том же году на Нижегородский уезд напала мордва, побила много людей и пожгла селения, но сама была побита братом Д., Борисом. За это следующей зимой нижегородские и московские войска опустошили Мордовскую землю. В 1378 г. подступили татары к Нижнему Новгороду, взяли с Д. окуп, а город все-таки пожгли, забрали полон, повоевали весь уезд. Близкое соседство с татарами и еще ближайшее с подвластными им инородческими племенами, легкость, с которой и те и другие могли во всякое время набегать на нижегородские волости, были, без сомнения, причиной того, что Д. стал заискивать у татар. Мы не видим участия его в Куликовской битве; когда Тохматыш шел на Москву, он высылает к нему навстречу сыновей своих, Василия и Семена, а потом принимает у себя посла Тохтамыша, шурина его Шихмата. В 1383 году Д. Константинович скончался. Он обладал древнейшим харатейным списком летописи Нестора; этот список, переписанный по его приказанию, дошел до нас и напечатан под названием "Лаврентьевской летописи".

Полн. собр. р. лет. I, 230; III, 8 7, 91; IV, 63, 65, 70, 73, 74, 84, 86, 89, 91; V, 228—230, 233, 236, 238, 239; VI, 98, 100-111, VII, 220; VIII, 11, 13, 14, 17, 21—22, 24—26, 42, 45, 47—49; XV, 428, 434—437. Никон. лет. III, 214—215; IV, 8, 12—13, 17, 24—25, 34, 38, 40—48, 51—55, 79, 131—132, 137—142. Троицк. л. у Карамз. IV, пр. 392. Лет. Львова II, 143. Нижегор. летоп., изд. Гациским. Храмцовский, "Кратк. оч. ист. Н. Новг.".

А. Э.

Димитрич

(Николай Dimitri ć) — дубровницкий поэт, умер около 1550 г. Занимался торговлей, но вместе с тем писал стихотворения, которые высоко ценились современниками. Вместе с Даржичем, Минчетичем и Ветраничем он принадлежит к числу основателей иллирийской литературы. Он писал любовные песни, поэтические письма к друзьям, переводил псалтырь и т. п. Его сочинения изданы Загребской академией в V т. "Stari pisci hrvatski".

Димиург

(Δημιουργός) — зиждитель, специально у гностиков справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, темным началом — сатаной, богом материи, хаоса и язычества. По одним гностическим системам недостаток Д. — только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему еще дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества. См. Валентин, Гностицизм, Маркион.

Диморфизм цветов

— см. Полиморфизм цветов.

Диморфизм, в зоологии

— В зоологии Д. называется то явление, когда представители одного вида животных появляются в виде двух форм, более или менее резко отличающихся друг от друга. Мы можем различать: 1) половой Д. (см. Половые отличия), 2) Д. в пределах одного пола, 3) Д. разных поколений животных и 4) сезонный Д. (см.). Половой Д. заключается в различии между животными разного пола. В простейшем случае такое различие ограничивается тем, что одни индивиды имеют мужские половые железы, другие — женские; половой Д. является более резким у тех животных, которые имеют особые органы совокупления. Часто все часта полового аппарата закладываются у обоих полов, но лишь одна система получает полное развитие в каждом поле. Различие между самцами и самками может становиться особенно резким благодаря так называемым второстепенным половым различиям. Различия эти стоят по большей части в связи с половой жизнью; так, самцы могут обладать особыми органами для схватывания самки (многие насекомые, ракообразные), органами для отыскивания самки (сильно развитые органы зрения, которых у самки может вовсе не быть, обоняния), большей подвижностью (так, у некоторых насекомых самцы крылаты, самки снабжены лишь зачаточными крыльями или вовсе лишены их), особыми орудиями для борьбы за обладание самкой (сильно развитые рога, зубы, клешни и т. д.) или для прельщения самки (голосовые аппараты, украшения); самки могут обладать пахучими выделениями для привлечения самцов и т. п., у того или другого пола могут существовать особые органы для охранения потомства (напр. у самок ракообразных и других, у самцов морских коньков и т. д.), самцы или самки могут быть больше, самцы часто ярче окрашены (что не всегда можно считать средством прельщения самок). Соответственно различию в строении и образ жизни разных полов может быть совершенно различен; во многих случаях жизнь самца во взрослом состоянии сводится исключительно к отысканию и оплодотворению самки; самцы часто во взрослом состоянии вовсе не принимают пищи и умирают тотчас после оплодотворения самки. Крайние случаи полового Д. встречаем у бонеллии, веслоногих (именно у паразитических), равноногих (Isopoda), усоногих, коловраток, веерокрылых. Крайне своеобразен Д. некоторых усоногих, где рядом с гермафродитами существуют самцы (см. гермафродитизм). Д. в пределах одного пола может встречаться у самцов (у ракообразного Tanais dubius самцы двоякого рода: одни с сильно развитыми усиками, играющими роль органов обоняния при отыскивании самки; другие с очень сильно развитыми клешнями для борьбы из-за самки) и у самок (у плавунцов встречается два рода самок: с гладкими и с бороздчатыми надкрылиями). Д. разных поколений наблюдается при гетерогонии (см.) и метагенезисе (см). Наконец, сезонный Д. заключается в том, что поколения, рождающиеся в разное время года, различаются между собой; примером может служить бабочка Vanessa levana и prorsa (см. Бабочки). Сюда же можно отнести Д. яиц летних и откладываемых осенью (у многих ракообразных, у коловраток): летние яйца с тонкой, осенние с толстой оболочкой; летние развиваются без оплодотворения, осенние после оплодотворения; само развитие, напр. дробление, может идти различно (у дафнии, см. Ветвистоусые), наконец, у Leptodora из летних выходит личинка, похожая на взрослое животное, а из зимних — Nauplius (см. Ветвистоусые). Явления Д. легко объясняются с точки зрения теории Дарвина, так что многие из них можно считать косвенными доказательствами в ее пользу .

Н. Книпович.

Диморфизм, в минералогии

— см. Полиморфизм.

Диморфин

— минерал, тожествен с аурипигментом (см.); встречается как продукт возгонки в вулканах (Сольфатара у Неаполя).

Димплипито

— первобытные персидские кавказские литавры. Димплипито состоит и двух глиняных горшков, схожих с теми, в которых варят кашу. Горшки окружены веревочными сетками, прикрепленными вверху к барабанной коже, а внизу — к веревочному венчику, и связаны между собой веревочками. Для получения желаемой упругости барабанной кожи исполнитель ставит Д. на жаровню, вследствие чего глиняные горшки расширяются и нажимают на сетки, которые, в свою очередь, натягивают барабанную кожу. Играют на Д., ударяя по коже палочками или пальцами. На Кавказе Д. называется также нагар à. Первобытные глиняные литавры встречаются еще в Туркестане, Хиве (донгара) и в Палестине (тумтум). Размеры горшков глиняных литавр весьма разнообразны.

М. П.

Димсталь

или, вернее, Димсдэль — русский баронский род. Предки его с XIII в. владели поместьями в графстве Гертфордском. Фома Д. (1712—1800), врач в английской армии, был вызван в 1769 г. в Россию для привития оспы императрице Екатерине II и великому князю Павлу Петровичу. За благополучный исход этой операции он получил звание лейб-медика и возведен в баронское достоинство Российской империи вместе со вторым сыном своим Нафанаилом. Баронский титул наследуется старшим в роду их потомком (Гербовник, XI, 23).

Димстипатис

Димстипатс (Dimsti-pats) — прозвище литовского домового, от слова dimstis — усадьба, хутор и вообще крестьянское хозяйство и pats, patis — господин, владыка. У латышей к этому литовскому богу близко подходит majas-kungs (от "maja" дом, хозяйство, род и kungs — владыка, господин).

Ср. еще лит. Numa dievas и Numejas. См. A. Brückner, "Beiträge zur Litauischen Mythologie" ("Archiv. f. Slav. Philol.", 1886, IX, 1 сл.).

Э. B.

Дин, Ричард

(Deane, 1610—1653) — английский адмирал. Родственник Кромвеля и Гампдена, вступил волонтером в ряды парламентской армии и обнаружил большие военные дарования. В 1645 г. он командовал артиллерией при Незби и разбил принца Руперта; отличился также при взятии Бристоля и в Оксфордском сражении (1646). В сражении при Престоне Д. командовал правым крылом и обеспечил Кромвелю победу. Он был одним из комиссаров, устраивавших суд над королем, и требовал обвинительного приговора. В феврале 1649 г. он был в числе 3 комиссаров, командовавших флотом; в 1650 г. организовал крейсерство в Северном море, чтобы помешать сношениям между Шотландией и Голландией. Погиб в битве при Сольбее (Solebay).

Ср. John Bathurst Deane, "Life of R. D." (1870).

Дин, у мусульман

— свод правил мусульманской религии, устанавливающий следующие обязанности: 1) молиться по строго определенным формам и в точно определенное время; 2) подавать милостыню; 3) соблюдать посты и 4) посещать святые места.

Дин-Форест

(Dean-Forest) — королевский лесной удел в Англии, в графстве Глостер; занимает площадь в несколько тысяч кв. км. Население Д. занято горными работами в угольных копях и железных рудниках. Лес изобилует буком, дубом и фруктовыми деревьями. Д. славится приготовлением сидра. Население Д. свободно от налогов и пользуется другими старинными привилегиями.

Дина, в Библии

— дочь патриарха Иакова от Лии; во время пребывания Иакова в стране Сихемской была похищена Сихемом, сыном Эммора, князя этой земли. В отмщение братья Д., Симеон и Левий, без ведома отца перебили всех сихемлян мужского пола, в том числе и Эммора с его сыновьями, и разграбили город (ср. Быт. 30, 21, 34, 1, 46, 15).

Дина, Джакомо

(Dina, 1824—1879) — итальянский журналист, еврейского происхождения, с 1854 г. главный редактор "Opinione". Его руководящим статьям придавали большой вес в правительственных сферах, особенно в министерстве Ланца-Селла. Около десяти лет Д. был депутатом. В Риме поставлен его бюст на Монте-Пинчио.

Дина, единица силы

— см. Единицы.

Динабург

— см. Двинск.

Динавуш

— в Зангезурском уезде Елизаветпольской губернии мера сыпучих тел, вмещающая около 3—4 фн. пшеницы.

Динаджпур

(Dinagepoor) — округ в Бенгальской провинции Индии, занимает пространство в 10683 кв. км, по большей части плодородная равнина. Жителей 1501924. Главный город — того же имени.

Динамика

— греч. слово (δύναμις — сила), введено Лейбницем и служит наименованием учения о движении тел под влиянием сил. См. Механика теоретическая и Кинетика.

Динамиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динамическая геология

— отдел геологии, изучающий современные геологические процессы на земном шаре, их причины и следствия. Процессы эти зависят от двоякого рода геологических агентов: 1) внутренней, земной теплоты и 2) внешней, посылаемой Солнцем. Первая вызывает так называемые тектонические процессы, изменяющие внутреннее строение Земли: вулканические явления, землетрясения и перемещения земной коры (дислокация). Вторая производит так называемые денудационные процессы, вызывая разнообразные движения атмосферы и гидросферы (водной оболочки Земли), которые химически и механически разрушают земную кору, переносят продукты разрушения и отлагают их слоями.

Динамическая изомерия органических соединений

— В диссертации "О причинах изомерии фумаровой и малеиновой кислот" Танатар высказал предположение, что причину различия в свойствах некоторых изомеров (напр. фумаровой и малеиновой кисл.) нужно искать в различном содержании энергии их молекулами и предложил называть такие изомеры "Д. изомерами" ("Журн. Русс. Физ.-Хим. Общ.", XXI, 1 8 4 и XXVII, 133). Впоследствии это же название придал случаю изомерии пропилена (I) и триметилена (II) Бертело ("С. R.", 129, 483—491); поводом явилось большое различие названных углеводородов в теплоте образования (— 17,1 Cal. для II и — 9,4 Cal. для I), в отношении к брому (II +38,5, I только 29,1) и т. д. Эти представления так и остались неразвитыми далее, и они единственные, которые цитируются, например в V. v. Richter's "Chemie d. Kohlenstoffverhindungen", 10-е изд., Бонн, 1903, стр. 542; сама по себе подобная гипотеза представляется вероятной, но, несомненно, что она должна опираться на что-нибудь более прочное, чем термохимические данные. Затем, Д. изомерией (1897), Д. гипотезой (1898) Бишоф объяснял некоторые неудачи при синтезах некоторых органических веществ (см. свод в "R. Meyer's Jahrb ü cher d. Ch.", 7, 162—164 и 5, 186—189), относя их на особенности стереохимического (см. Стереоизомерия) построения молекул (подобное же объяснение дано V. Меуеr'ом некоторым неудачным опытам этерификации диортоароматических кислот); наконец, Лоури ("Ch. Soc. Journ.", 75, 211—44) объяснял "Д. изомерией" мультиротацию нитрокамфары (см. Биротация) и π-бромнитрокамфары. Эти последние представления, как ничего не объясняющие в наблюдаемых явлениях, т. е. не связывающие их с другими известными или поддающимися изучению явлениями, не заслуживают названия ни теории, ни гипотезы.

А. И. Г.

Динамо-машина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динамогения

— развитие сил в живых организмах.

Динамометаморфизм

— см. Метаморфизм.

Динамометр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динамюнде

— см. Усть-Двинск.

Динан, город в Бельгии

Dinant — один из древнейших городов Бельгии, в провинции Намюр, на Маасе. Построен очень своеобразно: представляет одну улицу между берегом Мааса и крутой известковой горой, на террасах которой каждый дом имеет свой сад. Готическая церковь, построенная в XIII столетии. На горе замок, к которому ведет лестница из 408 ступеней. Жителей 7245 (1890). Стеклянный завод; бумагопрядильная фабрика; кожевенные заводы; мельницы для муки и масла; карточные, железные, медные фабрики; фабрики для приготовления ножей; заведения для распиливания мрамора. Значительная торговля фабричными произведениями, мрамором и строительным камнем.

Динан, город во Франции

(Dinan) — город во французском департаменте Кот-дю-Нор, в Бретани, при устье канала Илль и Ранс, с гаванью. 8032 жителя (1893); разведение льна в больших размерах; приготовление земледельческих машин, глиняных изделий, фланели, полотна, парусины, хлопчатобумажных тканей; фабрики кожевенные, фаянсовые, свеклосахарные, пенькопрядильные. Значительная торговля скотом, маслом, медом, воском, салом, кожами, пенькой, хлебом, сидром, мукой и т. д. В 1 км от Д. лежат издавна известные, содержащие железо, кислые ключи Куинне.

Динар, восточная монета

— золотая арабская и монгольская монета (см. Восточные монеты).

Динар, сербская монетная единица

— монетная единица в Сербии (с 1875 г.) = 100 парам = 1 франку (см. Латинский Монетный союз и Сербия).

Динар-Сент-Энога

(Dinard-Saint-Enogat) — город во французском департаменте Илль-и-Вилен, близ Сен-Мало. Морские купанья. 4253 жителя.

Динас

динасовый кирпич — см. Кирпичное производство, Огнеупорные материалы и Футеровка.

Династ

(греч. — власть имущий) — этим именем греки называли небольших восточных владетелей, князьков, недостаточно сильных, чтобы титуловаться царями. В самой Греции Д. называли тех, которые насильно захватывали в свои руки власть, например 30 тиранов афинских. От тирании династия отличалась только тем, что правящих лиц было несколько, а не один. В средние века, особенно в XI в., по уничтожении прежнего деления на графства, Д. назывались лица из прежде управлявших графствами фамилий, достигшие независимости личной и для своих владений. Д. величали себя liberi barones, viri egregiae libertatis. Они занимали среднее место между владетельными князьями и графами, с одной стороны, и низшим дворянством — с другой. Когда с XV в. и низшие дворяне стали получать титул "Herr", "Freiherr", Д. приняли графский титул и разница между ними и графами уничтожилась.

Династические войны

— Д. войны, вызывавшиеся притязаниями царствующих домов на чужие земли или открывавшиеся наследства, были особенно часты в XVII и XVIII вв., когда вся политика (внутренняя и внешняя) на западе Европы направлялась интересами абсолютной королевской власти; но такие войны бывали и раньше. Наиболее замечательными из них являются итальянские (см.) в конце XV и начале XVI в., войны, вызванные соперничеством Габсбургов с Валуа и Бурбонами в XVI и XVII вв., войны за испанское наследство (см.) в начале XVIII в. и за австрийское наследство (см.).

Династия

(греч.) — ныне означает ряд царствующих, вообще правящих лиц из одного дома, от одного родоначальника. Ср. Династ.

Динафтиламины

— см. Нафтиламины.

Динафтолы

— см. Фенолы

Диначарьява

(Dina-caryava = долженствующее быть сделанным в течение дня) — ежедневные обряды буддийских жрецов, весьма многочисленные и регламентированные самым детальным образом. В заключение жрецу предписывается хорошее поведение, укрощение всех пяти чувств, со зрелой мудростью и без всякого высокомерия ни в осанке, ни в речи, ни в мысли.

С. Б—ч.

Динг, на Кавказе

— толчея для вышелушивания чалтыка, пшеницы и др. хлебных зерен. Посредством особого устройства деревянных рычагов приводится в движение молот с железными зубцами, который, поднимаясь и опускаясь в яму, куда насыпаны смоченные зерна, оббивает шелуху зерен.

Динг, народное собрание

также тинг (древневерхнегерм. Ding, средневерхнегерм. Dinc, скандинавск. Thing) — так назывались у древних германских и скандинавских народов народные собрания и заседания суда, а также день и место суда. Во многих местах Германии и Скандинавии название это употребляется и ныне; в Исландии судебные округа, на которые она разделена, называются тингами; кроме того, название это входит в образование многих слов, например фолькетинг и ландстинг — вторая и первая палата в Дании, стортинг — в Норвегии и т. д. Различали действительный (echtes) Д., на который должны были собираться все свободные люди, и Nachding, в котором участвовали только уполномоченные представители. Кроме постоянных собраний, происходивших почти повсеместно три раза в год, бывали и чрезвычайные, на которые участники созывались вестниками (оттого собрание назыв. Botding). За неявку налагался штраф; оттого Д. назывался Bussding. Собрания в древнейшие времена происходили под открытым небом, обычно — под священными деревьями или на месте приношения жертв. Князья заседали на камне (Dingstein), а кругом, в шлемах и с мечами, стояли воины. В средние века Д. назывался только суд, а место, где он происходил, называлось "Dingstuhl" — название, перенесенное позже на сам суд.

Дингельштедт, Николай Александрович

(умер в 1898 г.) — писатель; окончил курс Константиновского военного училища, был на военной службе, затем служил по судебному ведомству и по министерству земледелия. Напечатал: "Опыты изучения ирригации Туркестанского края" (т. I и II, СПб., 1893—1895) и ряд статей по разным сельскохозяйственным вопросам в "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Историческом Вестнике" и других журналах.

Дингельштедт, Франц

(Freiherr von Dingelstedt) — немецкий поэт и драматург (1814—1881). Был учителем в Касселе. В 1840 г. вышли анонимно его "Песни международного ночного сторожа" ("Lieder eines kosmopolltischen Nachtwächters"), в которых он с гейневской иронией подвергал суровой критике общественный строй немецкой жизни того времени. Книжка имела огромный успех и поставила Д. в первом ряду политических поэтов. В 1841 г. Д. вышел в отставку, поселился в Аугсбурге и писал в "Allgemeine Zeitung" литературные и эстетические статьи. По поручению редакции он ездил в Париж, Лондон, Голландию и Бельгию и собирался ехать на Восток; но в 1843 г. вюртембергский король призвал его в Штутгарт и сделал гофратом и королевским библиотекарем. С 1850 г. он управлял Мюнхенским придворным театром и писал для него пьесы; в 1857 г. он получил такое же место в Веймаре. В 1867 г. переехал в Вену, где сделался директором Оперного театра, а с 1871 г. получил управление Бург-театром; в 1876 г. император возвел его во дворянство. Д., как лирик и романист, представляет переход от политической поэзии и пессимизма 30-х и начала 40-х гг. к "художественному", по мнению немцев, но искусственному и не свободному от сентиментальности, по мнению других, реализму позднейшей эпохи; он — не первостепенный творческий талант, но искусный литератор, и в стихах, и в прозе. Кроме вышеназванного сборника, он изд. в 1845 г. "Gedichte", из которых иные поражают богатством поэтических картин; в 1851 г. — "Zeitgedichte. Nacht und Morgen". Первый его роман — "Unter der Erde" (1840); затем последовали в 1841 году "Heptameron", в 1844 г. "Sieben friedliche Erzählungen", в 1856 г. "Novellenbuch". Роман "Die Amazone", изд. в 1868 г., имел сравнительно большой успех. Наибольшее значение имеет Д. в истории нем. драмы и театра. Его собственная пьеса: "Das Haus der Barneveldt" показывает основательное изучение нем. классиков, обработана очень старательно и приятно действует простотой своей композиции. Он искусно обработал для немецкой сцены некоторые шекспировские пьесы, до тех пор известные только в чтении — например хроники, "Зимнюю сказку", — а также Мольера и Бомарше; приспособил для театра гетевского "Фауста" и хорошей постановкой других пьес Шекспира, Гете и Шиллера поднял уровень немецкого театра. Он, наконец, был основателем шекспировского общества в Германии. Его "Sämmtliche Werke" вышли в Берлине в 1877 г. В "Münchener Bilderbogen" напечатаны отрывки автобиографии Д.

См. о нем Rodenberg, "Heimaterinnerungen an D. und Friedrich, Otker" (Берл., 1882).

А. Кирпичников.

Дингельштет

(Николай Федорович) — композитор (1832—1882). Из многих романсов Д. наибольшей известностью пользуются романсы: "Ужель страдать" и "Слеза", носящие характер безнадежной печали.

Дингер

(Иосиф Dienger) — немецкий математик; род. в 1818 г.; с 1850 г. был профессором математики в Карлсруэ. Написал: "Ausgleichung der Beobachtungsfehler nach der Methode der kleinsten Quadratsummen" (1857); "Abbildung krummer Oberflächen aufeinander u. Anwendung derselben auf höhere Geodäsie" (1858); "Studien zur analytischen Mechanik" (1863); "Theorie der elliptischen Integrale u. Funktionen" (1865); "Grundriss der Variationsrechnung" (1867) и др.

Дингер (дополнение к статье)

(Иосиф Dienger) — немецкий математик; умер в 1894 г.

Динглей

(Нельсон Dingley) — североамериканский политический деятель (1832—1899). Был журналистом, с 1881 г. состоял членом конгресса. В 1896—97 гг. был инициатором нового таможенного тарифа в сильно протекционистском духе. Тариф 24 июля 1897 г. известен под названием Динглеева тарифа (Dingley-Bill). См. Северо-Американские Соединенные Штаты (история).

Динглер

(Johann-Gottfried Dingler, 1778—1855) — аугсбургский аптекарь, основатель всемирно известного "Dingler's Polytechnisches Journal". Этот журнал редактировался с 1831 г. Эмилем Максимилианом Д. (1806—1874), сыном предыдущего, изучавшим в Берлине и Геттингене химию и технологию, что очень помогло ему высоко поставить редактировавшийся им журнал.

Динго

(Canis dingo) — вид собак, с незапамятных времен живущих в диком состоянии на материке Австралии, но которых, однако, считают не за настоящий вид диких собак, а за потомков одичалых домашних, может быть, еще доисторического периода. В коренной фауне Австралии Д. был единственным представителем отряда хищных млекопитающих. У Д. большая, тяжелая голова с тупым рылом, прямостоячие, широкие у основания уши, пушистый хвост. Цвет меха обычно желтовато-бурый, с красноватым или сероватым оттенком, на нижней стороне тела светлее. Однако, попадаются и вариации в окраске, напр. Д. с белыми лапами или с черным мехом. Ростом со средней величины собаку. Д. водится в лесах и степях по всему материку Австралии; по образу жизни он напоминает скорее лисицу, чем волка; выходит на добычу преимущественно ночью, по несколько штук (5—6) вместе, обычно мать с детьми. В стаи, наподобие волков, Д. не собираются. Исконную добычу Д. составляют кенгуру и другие туземные звери Австралии; но с тех пор, как европейская колонизация ввела в Австралии овцеводство, овцы сделались преимущественной добычей Д., наносивших огромные ущербы овцеводству. Вследствие этого европейцы принялись истреблять Д. всеми способами, ружьями, капканами и ядом; в Новом Южном Уэльсе расходуют несколько тонн стрихнина в год на отравление Д. В туземной фауне Австралии у Д. не было врагов; злейшими врагами его сделались привезенные европейцами собаки. От человека Д. всегда убегает и защищается лишь в крайности. Д. мечет от 6—8 щенят, в ямах или под корнями деревьев. Иногда дикие суки Д. спариваются с домашними собаками, и обратно, домашние суки — с дикими самцами Д. Ублюдки получаются крепкие и дикие. У диких туземцев Австралии Д. встречались иногда в полуприрученном состоянии. У европейцев, при некотором старании, Д., взятые молодыми, становятся ручными, как обычные собаки; они выучиваются даже лаять, тогда как в диком состоянии Д. только воют.

В. Ф.

Динди-Даг

— вершина в Главном Кавказском хребте, в Закатальском округе, высотой 10417 фт. над уровнем моря.

Диндорф

(Вильгельм Dindorf, 1802—1883) — замечательный филолог; род. в Лейпциге, где его отец, Готлиб Эммануил Д. (1755—1812), был профессором восточных языков. Д. начал свою литературную деятельность продолжением начатых Беком комментариев к Аристофану; затем последовала более краткая обработка того же автора (1820—1828). С 1834 г., в сотрудничестве со своим младшим братом Людвигом (1805—1871), известным по изданию Ксенофонта, Павзания, Диодора, Полибия, Диона Кассия, Зонары, Иоанна Малалы и т. д., и с Газе, Д. посвятил себя вполне вновь предпринятому в Париже изданию "Thesaurus linguae Graecae". Замечательны составленные им по новым и важным рукописям издания Демосфена (Оксф., 1846—51) и многих других греческих авторов, а также изд. Софокла, Аристофана, Лукиана и Иосифа в "Bibliothèque des classiques grecs" Didot.

Динер

(Carl Diner) — профессор палеонтологии Венского университета (с 1903 г.). Род. в Вене в 1862 г.; доктор философии в 1883 г. В 1885 г. совершил путешествие в Сирию и производил геологические исследования в Ливане и Антиливане. С 1886 г. — приват-доцент Венского университета по кафедре физической географии, с 1897 г. — экстраординарный профессор Венского университета. В 1897 г. принимал участие в экспедиции в Центральные Гималаи для геологических и палеонтологических исследований. Главные работы: "Libanon" ("Grundlinien d. Geographie u. Geologie von Mittel Syrien", Вена, 1886); "Der Gebirgsbau d. Westalpen" (Вена и Лпц., 189 1); "Bau und Bild der Ostalpen" (Вена и Лпц., 1903); палеонтологич. монографии пермских и триасовых отлож. Гималаев в "Paleontologia Indica", серия XV: "Hymalayan Fossils"; "Triadische Cephalopodenfauna d. ostsibirisch. K üsteuprovinz" ("Mem. Com. géolog. St.-Pétersb.", 1895).

Дини, Улиссе

(Dini) — современный итальянский математик. Род. в 1845 г.; получил в 1864 г. степень доктора математики и состоит ныне профессором в Пизанском университете. Кроме нескольких руководств, ему принадлежат многочисленные заметки, рассеянные в разных, главным образом итальянских журналах, по общей теории функций, по теории поверхностей и т. д.

Дини, Франческо

или Дино (Dini или Dino) — итальянский писатель (1650—1720); известен своими, обнаруживающими большую эрудицию сочинениями: "De Situ Clanarum" (1696); "Vindiciae martyrologii ac breviarii romani" (1701), "De Antiquitatibus Umbrorum Thuscorumque" (1704, и в VIII т. "Thesaurus antiquitatum Italia e" Гревиуса) и др.

Ср. Ludovico Sienna, "Catalogo dei nomini illustri della citta di Sinigaglia" (1746).

Динис, Антонио

(Antonio Diniz da Cruz e Silva) — известный португальский поэт (1731—1799), юрист по профессии, один из главных учредителей поэтического общества: "Arcadia Ylyssiponeusis" (1756), имевшего большое значение для португальской литературы того времени, в которую оно внесло борьбу с царившей тогда напыщенностью, деланностью и искусственностью. После Гарсаона, Д. самый выдающийся португальский поэт. За прекрасные оды, в которых он прославляет всех великих людей своей страны, его прозвали "португальским Пиндаром". Он написал множество сонетов (300), пасторалей, посланий, и везде форма у него отличается изяществом и чистотой. Слабая его сторона — недостаток жизненности. Больше остальных поэтических произведений способствовал его известности комический эпос "О Hyssope", представляющий собой превосходную сатиру против чужестранного влияния в языке и литературе. В эпосе Д. есть некоторые точки соприкосновения с "Lutrin" Буало; но, тем не менее, "О Hyssope" и по форме, и по содержанию — совершенно самостоятельная вещь. Произведения Д. напечатаны после его смерти: "Odas pindarescas" (1801), "Рое sias" (1807), "О Hyssope" (1812). Последнее переведено на франц. яз. Boissonade: "Le gouplon" (1828).

М. В.

Динис, Хулио

(Julio Diniz) — португальский поэт и беллетрист, собственно Joacquim Guilhermo Gomes Coelho (1839—1871). Он был медик по профессии и занимал кафедру хирургии в Опорто. Уже заручившись некоторой известностью как поэт, он в 1866 г. написал роман из сельской жизни: "As pupillas do Senhor Reitor", имевший громкий успех и считающийся самым замечательным из всех произведений Д. Он описывает буржуазную жизнь в романе "Una famiglia inglese" (1867), жизнь народную — в новелле "Seroes da provincia" (1870), высшее общество — в "Os hidalgos da casa mourisco" (18 72), появившемся уже после его смерти, с биографией, написанной Альберто Пиметэлем. Д. — писатель с тонкой наблюдательностью, умеющий группировать драматические черты очень ярко и рельефно.

М. В.

Динит

— ископаемая смола в буром угле Кастельнуово, в верховьях долины Арно; желтоватый, кристаллический, похожий на камфару.

Динитробензол

— см. Нитробензол.

Динитрогексан

— см. Нитропарафины.

Динитроглицерин

— см. Нитроглицерин.

Динитрозорезорцин

— представляет искусственный пигмент, имеющий весьма ограниченное применение. Он выделяется в виде кристаллического осадка, при обрабатывании водного раствора резорцина, подкисленного уксусной кислотой, раствором азотисто-натровой соли. Продажный продукт представляет буро-красный порошок, не растворимый в эфире или бензоле, трудно растворимый в воде и спирте на холоде. Он иногда употребляется в гладком крашении и с железной протравой дает красивый и довольно прочный темно-зеленый цвет. В смеси с кампешем получается красный цвет.

А. П. Л. Δ.

Динитронафталин

— см. Нитронафталины и Составы Фавье.

Динитропарафины

— см. Нитропарафины.

Динитротолуол

— см. Нитротолуолы.

Динитрофенолы

— см. Фенолы и Фенисьен.

Динитроэтиленмочевина

— см. Нитромочевины.

Динка, гривистая овца

— см. Овца.

Динка, народ в Африке

или денка (Dinka, Denka, также Djangeh, Dyanke) — негритянский народ в Африке, населяющий обширную равнину по Бар-эль-Абиаду (Белому Нилу) и его притокам. Область эта, лежащая на восточном берегу реки между 12° и 6° с. ш., а на зап. — между 10° и 6°, от наводнений Нила быстро покрывается густой травой и богата дичью. От северной границы, так называемых холмов Д., тянутся по обоим берегам вплоть до Собата небольшие возвышения, но далее к Ю берега становятся низменными и переходят в болота. Д. распадаются на большое число независимых племен. Своим физическ. строением они значительно отличаются от живущих среди них (между 10° и 7°) шиллуков и нуеров, на которых они смотрят как на пришельцев и считают своими исконными врагами. Они высокого роста, с несоразмерно длинными ногами; черты лица довольно правильны, череп продолговатый, сплющенный по бокам, лоб значительно выдается вперед. Цвет тела — черный, с синевато-серым оттенком. Мужчины и молодые девушки ходят голыми; лишь замужние женщины носят род передника из кожи. Д. — народ преимущественно пастушеский; в то же время, они занимаются и земледелием (разводят дурру и стручковые растения) и рыбной ловлей. Питаются молоком, маслом, рыбой, редко мясом. Д. весьма суеверны; разные знахари, особенно вызыватели дождя (тиит), пользуются среди них большим влиянием. Живут они в многоженстве. Общего главы у Д. нет, начальники же отдельных деревень не имеют большой власти. Язык Д. очень прост и благозвучен и находится в близком родстве с языком бари (см.), а в образовании префиксов имеет много сходства с южно-африканскими наречиями банту. С 1848 г. среди Д. подвизались католические миссионеры из Рима, уступившие затем место ордену францисканцев.

Ср. Mitterrutzner, "Die Dink asprache in Centralafrika" (1866); Marno, "Reisen im Gebiete des Blauen u. Weissen Nil" (1874); Schweinfurth, "Im Herzen von Afrika" (1878); Emin-Pascha, "Sammlung von Reisebriefen u. Berichten" (изд. Швейнфуртом и Рацелем, 1888).

Динкельсбюль

(Dinkelsbühl) — древний промышленный город в Баварии, в 36 км к ЮЗ от Ансбаха, на Вёрнитце. Жителей 4496 (1890). Фабрики чулок и вязаных курток, перчаток, шляп, щеток, кистей, ниток, кожевенные заводы, красильни, пивоварение, садоводство и сельское хозяйство.

Динклаге-Кампе

(Эмми v. Dincklage-Campe, 1825—1891) — немецкая романистка, впервые стала известна новеллой "Das alte Liebespaar" (1857). Много путешествовала по Италии, Голландии, Франции, Америке и др.; большинство ее романов и повестей, обнаруживающих большое знание жизни и людей, относится к ее родине, берегам Эмса, потому и назвали ее "Dichterin des Emslandes". Более известны: "Hochgeboren", "Tolle Geschichten", "Geschichten aus dem Emslande", "Emsland-Bilder", "Norlandsgeschichten", "Die Amsivarier", "Die Schule des Herzens", "Im Sirocco", "Kurze Erzählungen".

Динник

(Николай Яковлевич) — современный исследователь Кавказа. Окончил курс в Московском университете по физико-математическому факультету. Занимая преподавательское место в Гимназии в Ставрополе все свободное время посвящает путешествию по горам Кавказа, изучая по преимуществу их ледники и позвоночных животных. В 1877 г. напечатана в журнале "Природа" (Усова) его первая статья: "Горы и ущелья северо-западного Кавказа"; за нею последовал ряд статей (по зоологии, географии, геологии, охоте) в различных периодических изданиях, особенно в "Записках и Известиях КавказскогоОтд. Имп. Рус. Географического Общества", в "Трудах СПб. Общества Естествоиспытателей", в "Материалах к познанию фауны и флоры России" (изд. Моск. общества испытания природы), в "Природе и Охоте", в "Естествознании и Географии". В настоящем Словаре Д. сотрудничает по отделу географии.

Дино

или Дин (Dino, Dinus Mugellanus) — итальянский юрист; умер около 1300 г. По поручению папы Бонифация VIII, обработал с Ричардом Сиена шестой том декреталий. Преподавал в Риме дигесты. Сочинения его: "De regulis juris in Sexto" (1472); "De praescriptionibus" (1519—67); "De successoribus ab intestato"; "De ordine judiciario"; "De praesumptionibus" (1576); "De actionibus" (1495) и др.

Ср. Chevalier, "Répertoire des sources historiques du moyen âge" (1877—83, I, 577).

Дино-Компаньи

(Dino-Compagni) — флорентийский государственный деятель, предполагаемый автор известного сочинения "Cronaca delle cose occorenti ne' tempi suoi" (или "Historia florentina"). Д. род. около 1250 г., играл видную роль в происходившей тогда борьбе гвельфов и гибеллинов, два раза (1289 и 1301) избираем был в приоры, а в 1293 г. был гонфалоньером. Указанное сочинение описывает современные Д. события (1280—1312) и, как рассказ очевидца, принималось итальянскими историками за вполне достоверный источник. Обнародованное Муратори в "Rerum Italicarum scriptores" (1726), оно многократно затем издавалось и переводилось. В последнее время возникли сомнения в подлинности этого сочинения со стороны Фанфани ("Piovano Arlotto", 1858 и "D. С. vendicato dalla calunnia di scrittore della cronaca", 1875), Гриона ("La cronica di D. C. opera di Anton. Franc. Dino", 1 871), Шеффер-Бойхорста ("Florentiner Studien", 1874) и др. По их мнению, соч. это написано в XVII в. на основании старинных источников, особенно по хронике Виллари. По Гегелю ("Die Chronik des D. Versuch einer Rettung", 1875), "Cronaca" написана Д. и подверглась, в позднейшее время, только изменениям и дополнениям. Подлинность хроники защищали также Каппони, де Роберти и новейший издатель этого сочинения, Дель-Лунго ("D. е la sua cronaca", 1879—86). Ср. еще Hille brand, "D. С., Etude historique et littéraire" (18 62). Д. приписывается еще большое аллегорическое стихотворение: " L'intelligenza" (посл. изд. Гелльриха, 1883).

Динозавры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динократ

— см. Дейнократ.

Динокур

(Пьер Теофил Роберт Dinocourt, 1791—1862) — французский писатель. Романы его пользовались большой популярностью. Более известны: "Le siècle des lumières", "Le serf du XV siècle", "Le camisard", "Le conspirateur", "La chambre rouge", "La cour des miracles", "Epître au nouveau tsar Alexandre II" и др.

Динон

— греческий историк, современник Филиппа Македонского, отец историка Клитарха; написал большое сочинение о государствах Азии, начинающееся основанием Ассирийского царства и доведенное до завоевания Египта Артаксерсом Охом. Д. много распространяется о чудесах Индии и вообще отводит немалое место чудесному. Тем не менее позднейшие историки ценили это сочинение и пользовались им (например, Трог Помпей, Плутарх, Элиан, Корнелий Непот и др.).

Ср. С. Müller, "Fragmenta historicorum Graecorum" (1841-70, т. II), и Hill Wolfgarten, "De Ephori et Dinonis historiis a Trogo Pompejo expressis" (1866).

Динорнис

(Dinornis) — гигантская ископаемая птица в Новой Зеландии, третичного периода (см.), высотой 3—4 м, похожая на страуса.

Динострат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динотерий

— чудовищное вымершее животное, из разряда хоботных, напоминавшее отчасти слона, отчасти моржа, отчасти тапира, но превосходившее их величиной. Передняя часть нижней челюсти Д. была отогнута вниз, и из нее выдавались в виде крючков, как у моржа, два клыка (измененные резцы). В каждой половине челюсти находилось по 5 четырехугольных коренных зубов с 2—3 поперечными возвышениями, отличающихся от коренных зубов тапира только величиной. По присутствию громадной носовой полости предполагают, что Д. обладал длинным хоботом. Плоская лобная часть черепа и некоторые другие особенности скелета настолько отличают Д. от слона и др. хоботных, что долгое время, пока не знали устройства его конечностей, затруднялись: причислить ли это животное к морским млекопитающим или к хоботным. По всей вероятности, Д., подобно тапиру, проводил большую часть жизни в реках и болотах, питаясь водяными растениями и камышом; впрочем, конечности его устроены как у слона, а следовательно, приспособлены и для быстрого передвижения. Остатки Д. (преимущественно зубы) довольно часто встречаются в верхнемиоценовых и нижнеплиоценовых отложениях третичной системы Зап. Европы и Индии. Различают несколько, весьма близких между собой, видов этого животного. Наиболее распространенный, D. giganteum, достигал 4,5 м в высоту и превосходил, таким образом, размерами всех ныне живущих млекопитающих.

Б. П.

Динофлагеллаты

— см. Биченосцы.

Предыдущая страница Следующая страница