Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 33, Дин - Дип)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 33, Дин - Дип)

Предыдущая страница Следующая страница

Диноцерас

(Dinoceras mirabile Marsh) — ископаемое оригинальное млекопитающее в эоцене (см.) Сев. Америки. Массивнее индийского слона, с короткими пятипалыми конечностями; удлиненный череп с 3 парами костяных возвышений, с малой мозговой полостью; верхние клыки — громадной величины, коренные зубы сходны с зубами тапира.

Динь

(Digne) - главный город французского департамента Нижних Альп, в Провансе, в 750 км от Парижа, в дикой долине, возделанной лишь поблизости от Д., на левом берегу часто наводняющей долину Блеонны, притока Дюрансы. 4833 жителя (1891); красильни, мануфактуры суконные и шляпные; большая торговля сушеными и маринованными фруктами, вином, медом и др. Около Д. 9 целебных серных горячих источников.

Диньяно

или Воднян (словенск. Vodnjan, итал. Dignano) — город в Истрии (Австро-Венгрия); городской собор, с изображениями святых работы Тинторетто и Павла Веронезе. Жителей около 5500; главные занятия их — земледелие, садоводство и шелководство.

Диобол

— греческая монета в два обола. (см. Обол).

Диоген Вавилонский

— греческий философ-стоик, родом из Селевкии-на-Тигре, ученик Хризиппа, вместе с перипатетиком — Критолаем и своим учеником Карнеадом прибыл в Рим в 155 г. до Р. Х. и здесь сильно содействовал распространению среди римлян стоической философии. Из его сочинений, главным из которых была "Диалектика", до нас ничего не дошло.

Диоген из Аполлония

(на Крите) — жил около 460 г. до Р. X.; ученик Анаксимена, современник Анаксагора. Отрывки из его сочинения "О природе" дошли до нас благодаря Симплицию, Диогену Лаэртийскому, Цицерону и Аристотелю. Д. защищает существование единого мирового начала и полемизирует с учением Анаксагора о гомойомериях. Видимая двойственность мировых явлений объясняется тем, что она заложена уже с самого начала в первопринципе, который Д. видит в воздухе; в этом заметно влияние Анаксимена. Воздух имеет признаки как материального, так и духовного мира; Д. ему приписывает познание. Все возникает из него, но возникает различным образом. Первоначально возникают четыре состояния воздуха, или четыре степени уплотнения его. Земля — это охлажденный воздух; уплотняясь, он выделил из себя более легкие части и оттолкнул их от себя по всем направлениям; таким образом, Земля очутилась в центре вселенной, а небо, Солнце и звезды — на периферии. Воздух есть принцип жизни; душа — не что иное как теплый воздух; разница животных типов происходит от разницы в степени теплоты воздуха. Движение воздуха образует в органах человека познание; мысль есть прохождение воздуха через кровь. Мысли образуются в сердце. Система Д. принадлежит к типу гилозоистических, каковы вообще системы первых ионийцев.

О нем см. Schleiermacher, "Ueber d. Philosophie d. Diogenes von Apollonia " (в "Abhandl. d. Berlin. Akad. d. Wissensch.", 1815); Schorn, "Diogenis Apolloniatae fragmenta quae supersunt, disposita et illustrata" (Берн, 1828), а также М. Каринский, "Бесконечное Анаксимандра" (СПб., 1890).

Э. Р.

Диоген из Синопа

— циник, ученик Антисфена (414—323 до Р. Х.). Отец его был менялой и фальшивомонетчиком; сын, участник в предприятиях отца, должен был покинуть родной город; придя в Афины, услышал беседы Антисфена и был им пленен. Антисфен считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель — в аскетизме. Д. не прибавил к этому ничего принципиального и замечателен не столько учением, сколько жизнью, в которой он до крайности доводил принципы своей школы. Древность изукрасила жизнь Д. различного рода эпизодами, в которых рисуется его характер, но которые, по всей вероятности, сочинены: такова, напр., встреча Д. с Александром Македонским и знаменитый его ответ царю. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Д. довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных, вследствие чего получил прозвище: ό κύων — "собака". Будучи вполне последовательным, Д. отрицал наряду с богатством и почестями также и науку, и частную собственность, и брак. Платон прозвал Д. "беснующимся Сократом". Стоицизм, во многом стоявший под влиянием циников, списывал, однако, свой идеал мудреца скорее с Сократа, чем с Д. Д. умер в Коринфе, где был похоронен с большой пышностью. Письма, дошедшие до нас под его именем, подложны, как это доказал Буассонад. Учениками Д. считаются Стильпон Мегарский, Онесикрат, спутник Александра Македонского, и др.

О нем см. Delaunay, "De cynismo, ас praecipue de Antisthene Diogene et Cratele" (Пар., 1831) и Zeller, "Geschichte d. Philos. d. Griechen" (4-е изд.).

Э. Р.

Диоген Лаэртийский

(биография неизвестна) — писатель конца II и начала III в. после Р. X. Сочинение его, дошедшее до нас в неполном объеме, называется "Жизнь, учение и мнения знаменитых философов" и состоит из 10 книг. Несмотря на полное отсутствие критики, на переполнение книги нелепыми анекдотами из жизни философов, несмотря на отсутствие философского дарования в авторе — книга его представляет наиважнейший источник при изучении истории греческой философии. Особенно важна книга 8-я, излагающая стоическое учение, и книга 10-я, излагающая эпикуреизм. Книги эти написаны систематичнее и осмысленнее. Д. пользовался сочинениями так называемых "доксографов", которые до нас не дошли. Влияние Д. на историографию греческой философии неоспоримо: например, Стэнли, давший первую связную историю греческой философии, почти во всем следует за Д. Лаэртийским. Лучшее издание — Cobet (Париж, 1850).

О нем см. Nietzsche, "Beiträge zur Quellenkunde und Kritik des Laertius Diogenes" (1870).

Э. P.

Диогениан

(Diogenianus) — греческий лексикограф второй половины II в. по Р. Х., родом из Гераклеи, автор словаря, который был одним из главных источников известного труда Гезихия (см.), и собрания пословиц, извлечение из которого см. у Gaisford в "Paroemiographi graeci " (1836) и у Schneidewin и Leutsch в "Paroem. gr." (1839-51).

Диого

(Bernardes Diogo) — португальский поэт, писавший также по-испански, ученик и последователь Са де Миранда, главы классической школы в Португалии (1530—1594). Жизнь его полна несчастий. Он состоял секретарем посольства при дворе Филиппа II в 1576 г., а два года спустя принял участие, в качестве официального поэта, в несчастной экспедиции короля Себастиана в Африку. Здесь, в битве при Алькацар-Кебире, где рушилась вся слава и могущество Португалии, Д. был взят в плен, в котором пробыл 5 лет и, вернувшись на родину, нашел ее под игом Испании. В португальской литературе XVI в. Д. занимает выдающееся место. Главное достоинство его поэтических произведений — изящество формы. Но вместе с тем у него много искусственности, напыщенности и пафоса. Главным образом Д. — подражатель Феокрита, хотя сохранил некоторую оригинальность и национальность. В его эклогах и пасторалях картины природы отличаются верностью действительности и свежестью красок. Природу Д. вообще очень тонко понимал. Силу его лиризма питала страсть его к Марии Континхо, которая сделалась его женой. Он писал эпистолы, сонеты, эклоги, вышедшие сборниками: "О Lyma", изд. в 1594, 1608, 1616, 1622, 1770 г.), второй "О Lyma" (1596, 1633, 1761 г.) и третий "Rimas varias, flores do Lyma" (1597, 1632 и 1770 г.). Некоторые из его сонетов и эклог считаются плагиатом из "Parnaso" Камоэнса, потерянного в Индии в 1570 году. Д. написал также много прекрасных испанских стихотворений. Младший брат его Agostino Pimenta — поэт-мистик, более известный под именем Agostino da Cruz.

Диодор из Тира

— философ-перипатетик, ученик Критолая; жил во втором веке до Р. X. Старался соединить учение стоиков и эпикурейцев с аристотелевской философией. Высшее благо отожествлял с добродетелью и отсутствием страданий.

О нем см. Цицерона ("Acad.", книга II, гл. 42, "De finib.", кн. V, гл. 5) и Сенеку ("De vita beata").

Э. P.

Диодор Кронос

(Кронос — его прозвище) — философ мегарской школы, крупный диалектический талант; родился в Карии во второй половине IV в. до Р. X. Был соперником Стильпона. Цицерон называет его dialecticus valens. Он боролся с перипатетиками, эпикурейцами и стоиками и защищал диалектически положение, что существует только единое вечное и тожественное с собой. Критически это положение элеатской школы Д. обосновывал анализом понятий движения, возможного и случайного. Случайности и возможности он не признавал. Доказательства его против движения не столь остроумны, как зеноновские.

О нем см. Mallet, "Histoire de l'école de Mégare" (Пар., 1845).

Э. Р.

Диодор Сицилийский

— греческий историк, современник Юлия Цезаря и Августа. Род. в Сицилии; ради своего исторического труда объехал большую часть Европы и Азии, затем поселился в Риме, где занялся обработкой материала; так возникла, после 30 лет труда (не ранее 21 г. до Р. Х.), его " Βιβλιοθηκή " — история всех стран и народов. Она охватывала в 40 книгах 1100 лет, от мифической эпохи до завоевания Галлии Цезарем. До нас дошли первые пять книг, где изложена история египтян, эфиопов, ассирийцев и древнейшая греков; затем XI—XX кн., где рассказаны войны с персами в 480—301 гг. до Р. X. Фотий приводит выписки из книги XXXI и след., относящихся к эпохе гражданских войн, до возвращения Помпея из Азии. По данным самого Д. можно с большой вероятностью проследить его источники: для Азии он, кажется, пользовался Ктезием, для Египта — Гекатеем, для Индии — Мегасфеном, для Греции — Эфором, для Александра Великого — Клитархом, Каллисфеном и Дурисом, для Сицилии — Тимеем, для ранней римской истории, может быть, — Фабием Пиктором, для первой Пунической войны — Филином, позднее Полибием, Посидонием. Ввиду недостатка критичности у Д., в литературе была высказана гипотеза, что его сочинения дошли до нас не в подлиннике, а в переработке.

Е. Щ.

Диодор Тарский

(† в 394 г.) — епископ тарский, один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в родной свой город, принял горячее участие в борьбе с арианами, имел попечение над антиохийской церковью со времени удаления из Антиохии Мелетия до 372 г., когда должен был спасаться от ариан бегством. Назначенный, в 378 г., епископом Тарса, он присутствовал на втором вселенском соборе в Константинополе, в 381 г. За свое благочестие и ученость Д. пользовался особенным уважением своих соотечественников и современников. Однако, уже Кирилл Александрийский сомневался в его православии; многие видят в нем прямого предтечу несторианства, так как он допускал в Иисусе Христе лишь нравственное, а отнюдь не субстанциональное единение двух естеств. Вероятно, это было причиной, что до нас из многочисленных его сочинений сохранились лишь небольшие фрагменты. Они собраны у Миня, "Patrologiae curs. completus ser. graeca" (t. XXXIII). Сведения о потерянных его сочинениях см. в издании: "J. S. Assemani bibliotheca orientalis" (Рим, 1719—1728, t. III, pars 1).

Н. Б.

Диодот

(Diodotus, Διόδοτος) — имя нескольких древних философов: 1) Д. — стоик, известный своей ученостью, был учителем Цицерона и его другом. 2) Д. — греческий философ-перипатетик середины I в. до Р. Х.; вместе со своим братом Боецием из Сидона составил комментарии к Аристотелю. 3) Д. — платоник, был в первой половине III в. по Р. X. одним из схолархов академии. Известен и под именем Феодота (Theodotus).

Диокесарея

— бывший (до правления Ирода Антипы) Сефорис, ныне деревушка Сафури, в южной Галилее, в 7 вер. к С от Назарета. Некоторое время была резиденцией правителей Галилеи. По разрушении Иерусалима становится резиденцией синедриона. В 339 г. восставшая против римлян Д. была ими разрушена. Некоторые богословы ошибочно считают Д. местом жительства родителей Пресвятой Девы Марии.

Диокл, греческий геометр

— греческий геометр, живший в V веке по Р. Х.; известен как изобретатель кривой для построения двух средних пропорциональных, названной впоследствии циссоидой Д.; эта кривая приложена им к решению так называемой Делийской задачи, или задачи об удвоении куба (см. Удвоение куба и Циссоида).

Диокл, древнегреческий политический деятель

(Διοκλης) — вождь демократической партии в Сиракузах во время Пелопонесской войны, допустивший жестокие постановления народа по отношению к афинским военнопленным, осенью 413 г. Он получил господство в Сиракузах, когда его аристократический соперник Гермократ сражался в Малой Азии со спартанцами против афинян. Новое законодательство Д. дало политическое преобладание демосу и отличалось строгими законами относительно нравственности. Когда Д. в сражении при Гимере сыграл не блестящую роль, даже не похоронив павших воинов, друзья Гермократа добились его временного изгнания. После смерти Д. в его честь был воздвигнут храм, который вскоре, во время правления тирана Дионисия, был разрушен.

Диоклейский священник

— см. Дуклянский поп.

Диоклетиан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диоклея

— см. Диоклетиан.

Диоксиантрахиноны

— представляют, как показывает само название, производные дикетона антрахинона C6H4(CO)2C6H4 (см. Антрацен), образующиеся через замещение в нем двух водородных атомов гидроксильными группами (ОН). В зависимости от положения этих групп по отношению друг к другу в одном и том же или в различных остатках C6H4, входящих в частицу антрахинона, возможно десять различных Д. В настоящее время известно восемь изомерных форм, представляющих кристаллические окрашенные соединения. Из них только ализарин (см.) имеет важное практическое значение, как краска, обладающая многими превосходными качествами; остальные Д. не окрашивают протравленных тканей. Строение ализарина, например, выражается следующей формулой:

Диоксиантрахиноны

т. е., в ализарине гидроксильные группы находятся в одном и том же бензольном кольце, в ортоположении (1, 2). В пурпуроксантине или ксантопурпурине эти группы стоят в метаположении (1, 3), в хинизарине — в параположении (1, 4); антраруфин представляет Д. (1, 4'), т. е. замещение гидроксильными группами произошло уже в различных бензольных кольцах и т. д. См. также Оксиантрахиноны.

В. Р—. Δ .

Диоксиацетон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диоксибензолы

— см. Фенолы.

Диоксивинная кислота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диоксидихиноил

— см. Родицоновая кислота.

Диоксикоричные кислоты

— см. Фенолы и Умбелловая кислота.

Диоксималоновая кислота

— см. Мезоксалевая кислота.

Диоксипиридины

— см. Пиридин.

Диомед, в мифологии

— сын Ареса и Кирены, был царем во Фракии. Его дикие неукротимые кони ели человеческое мясо. Гераклу удалось смирить их в привести к Эврисфею, после того как он одолел Д. и отдал его самого на съедение коням. Кони бежали из Микен в горы и были съедены дикими зверями. Другой Диомед, сын Тидея и Дейпилы, супруг Эгиалейи и по смерти своего тестя, Адраста, царь Аргоса, был одним из храбрейших героев Троянской войны, ходивший с эпигонами на Фивы. У Трои он ранил, с помощью Афины, Ареса и Афродиту. На играх над гробом Патрокла Д. одержал победу. По эпическому сказанию, Д. привез с острова Лемноса Филоктета и необходимое для завоевания Трои оружие Геракла; по Эсхилу, это сделал Одиссей, по Еврипиду — Одиссей и Д., а у Софокла место Д. занимает Неоптолем. С Одиссеем вместе Д. похитил коней Рея и троянский палладиум. Он находился и в деревянной лошади, с помощью которой была взята Троя. По возвращении он узнал, что его супруга изменила ему, и должен был бежать в Апулию, где женился на дочери царя Дауна. По сказанию, Д. основал Арпи (в Апулии) и другие города в Италии и затем исчез, а его спутники были превращены в птиц.

Диомед, латинский грамматик

— латинский грамматик 2-й половины IV столетия после Р. X. Его книга "Ars Grammatica" ценна своими историко-литературными примечаниями, заимствованными у Светония. Издана у Кейля: "Grammatici latini" (Лпц., 1857).

Диомедовы острова

(Diomede Islands) — группа островов в Беринговом проливе, между Азией и Америкой; важнейшие из них — Фэр-уэй-Рок, Ингалюк и Имаклит.

Дион

(Dion, Dium) — город у подошвы Олимпа и при Фермейском заливе, в Македонской области Пиерии, получивший название от знаменитого во времена Полибия храма Зевса. Царь Архелай учредил здесь в честь Зевса и муз ежегодные игры, по образцу олимпийских. Этолиец Скопас, истребивший Д. в 220 г. до Р. X., уничтожил здесь около 2000 скульптурных произведений. Вновь отстроенный и укреплениями соединенный с морем, Д., после перехода под власть римлян, начал приходить в упадок. Воздвигнутые здесь конные статуи (работы Лисиппа) воинов, павших при Гранике, были перевезены в Рим. На месте Д. ныне Малафрия.

Дион Кассий

— греческий историк; род. в Никее около 160 г. по Р. Х., умер около 235 г. В 180 г. Д. Кассий переселился в Рим, сделан сенатором, а при Александре Севере — проконсулом Африки, императорским легатом в Далмации и Верхней Паннонии; в 229 г. был вторично консулом. По словам Д. Кассия, "демон" (δαιμόνιν) явился ему во сне и побудил написать историческое произведение. Так возникла общая история Рима "΄Ρωμαική ίστορία", в 80 книгах, которая охватывала историю Рима от прибытия Энея в Италию до царствования Александра Севера (до 229 г. по Р. X.); историк трудился над ней 22 года. До нас дошли, и то с большими пробелами, кн. XXXVI— LX (686—800 от основания Рима). Зонара, в Έπιτομή ίστοριών, дает конспект 35 первых книг, Ксифилин — извлечения из прочих книг в Έπιτομή της Δίωνος τοΰ Νκαέως ρωμαικης ίστορίας. В рассказе о древней истории Рима Д. недостоверен, пристрастен, легко верит в предзнаменования и предсказания; но для событий близкой к нему эпохи он дает достоверные сведения. В форме рассказа Д. Кассий подражал Фукидиду.

Е. Щ.

Дион Сиракузянин

— происходил из знатной и богатой семьи, род. в 408 г. до Р. X., был весьма ценим за свое образование и ум Дионисием Старшим, который был женат вторым браком на его сестре. Когда Дионисий Младший достиг власти, Д., проникнутый философией Платона, учеником которого он был, хотел, при ее помощи, изменить к лучшему направление ума и жизни Дионисия. Но его план не удался; политические противники Д. добились его изгнания, и он отправился в Грецию, где приобрел всеобщее уважение. Известие о том, что тиран завладел его имуществом и заставил его супругу Арету выйти замуж за одного из своих любимцев, принудило Д. возвратиться. С 800 нанятыми воинами высадился он в 357 г. близ Акрага в Сицилии; его войско быстро увеличилось, и Сиракузы открыли ему свои ворота. Дионисий, после тщетной попытки вернуть себе власть, бежал в 356 г. в Италию; но Д., ненавидимый демократами, скоро был вынужден оставить Сиракузы. Когда город был осажден Аполлократом, сыном Дионисия, Д. был вновь призван в Сиракузы. Крепость сдалась ему в 355 г., но прежде, нежели он успел дать государству аристократическое правление (от тирании он отказался), он был убит предателем, афинянином Каллипом, в 354 г.

Биография Д. у Плутарха и Корнелия Непота. Ср. Lau, "Das Leben des Syrakusaners D." (Прага, 1860).

Дион Хризостом

(Dio Chrysostomus, т. е. Златоуст; был прозван так за свое необыкновенное красноречие) — греческий ритор и философ, дед Д. Кассия; родился около 50 года по Р. Х. в Вифинии, от знатных родителей; получил прекрасное образование и рано начал заниматься философией. Не будучи приверженцем определенной школы, отдавал, однако, преимущество учению стоиков. Он много путешествовал; жил долгое время в Египте, где приобрел расположение Веспасиана, впоследствии императора, затем в Риме, откуда во время царствования Домициана был изгнан; по совету дельфийского оракула, бежал к северным берегам Черного моря. Живших там гетов он описал в своем сочинении "Getica", до нас не дошедшем. После вступления на престол своего друга Кокцея Нервы (эта дружба послужила поводом к другому прозвищу Д. — Coccejanus), Д. вернулся в Рим, где прожил до своей смерти (в начале II в.), высоко чтимый и Траяном. Дошедшие до нас 80 речей Д. — рассуждения философского и политического содержания, изложенные в изящной форме и чистым языком. Лучший стилист своего времени, он был талантливым подражателем лучших аттических образцов, особенно Платона и Демосфена. Изд. Reiske (Лпц., 1784-1798); Emper, 1844; Dindorf, 1857 и др.

Ср. Burckhardt, "Ueber den Wert des D. Chrysostomus für die Kenntniss seiner Zeit" (в "Neues Schweizer Museum", 1864).

Диона, в мифологии

— греч. богиня, которую почитали в Додоне как супругу Зевса. У Гомера она называется матерью Афродиты. Со временем место Д. заступила Гера.

Диона, спутник Сатурна

— четвертый спутник Сатурна, открытый Ж. Д. Кассини в 1684 г. Обращается около Сатурна в 2,7369 дня = 2 дн. 17 час. 41 мин. Истинный диаметр его около 900 вер.

Дионео

— псевдоним Исаака Владимировича Шкловского (см.).

Дионис

— см. Вакх.

Дионисидор

— род. в Мелосе около 20 года до Р. X. Эвдокс приписывает ему решение задачи Архимеда о разделении полусферы в данном отношении плоскостью, параллельной основанию.

Дионисии

— так назывались у греков празднества, учрежденные в честь бога Диониса (Вакха).

Дионисий Ареопагит

— знатный афинянин, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью апостола Павла обращен в христианство; проходил, по словам Евсевия, епископское служение в Афинах и умер мученической смертью (по древним известиям, основанным на свидетельстве апологета Аристида). Его в средние века смешивали с Дионисием, проповедником христианства в Галлии. Очень важен вопрос о сочинениях, приписываемых Д. Ареопагиту. Первое указание на сочинения его встречается в VI в. На диспуте монофизитов-севериан с православными, устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя против Халкедонского собора, ссылались, между прочим, на сочинения Д. Ареопагита и на возражение православных, что таких сочинений не знали ни св. Афанасий Вел., ни св. Кирилл, боровшийся против Нестория, отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против Диодора Тарсийского и Феодора Монсуетского. Позже на сочинения Д. ссылались и монофизит Север, и православный антиохийский патриарх Ефрем, а Иоанн Скифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Д. приобрели в греческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировал их, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их. На Западе впервые ссылается на сочинения Д., именно на сочинение "Небесная иерархия", папа Григорий Великий. Импер. византийский Михаил послал экземпляр сочинений Д. Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважение и на Западе, чему, может быть, способствовало то обстоятельство, что Д. Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он и пострадал. Иоанн Скотт Эригена, по поручению Карла Лысого, перевел сочинения Д. и толкования к ним на латинский яз. В последующее время на Западе Д. сделался руководителем мистического направления в богословии: его усердно изучали Гугон Сен-Викторский; Альберт Великий, Фома Аквинат и др. Критика, в лице Лаврентия Валлы и потом Эразма Роттердамского, распутала смешение Д. афинского и Д. проповедника христианства в Галлии (раньше всех высказал сомнение в этом Пьер Абеляр) и выставила возражения против древности сочинений, приписываемых св. Д. Ареопагиту. С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, и католические историки не находят возможным сочинения, известные под именем Д. Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских. По мнению научных критиков, приписываемые Д. Ареопагиту сочинения: "О небесной иерархии — περί της ούρανίας ίεραρχίας "; "О церковной иерархии — περί της εκκλησιαστικης ίεραρχίας "; "Об именах Божиих — περί θείων όνοματων "; "О таинственном богословии — περί μυστικης θεολογίας; "10 писем к разным лицам" — могли быть написаны в конце IV или в начале V века христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на само содержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, служат ручательством, что в них содержится истинное и здравое церковное учение. Вопрос о сочинениях Д. обстоятельно изложен в энциклопедии Герцога; там же приведена и литература вопроса.

П. В.

Дионисий Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дионисий Галикарнасский

— греческий историк, ритор и критик, современник Юлия Цезаря и Августа. Около 29 г. до Р. X. он явился в Рим. Его главный труд — "Римские древности", в 20 кн. (΄Ρωμαίκη άρχαιολογία), где рассказана история Рима с древнейших времен до первой Пунической войны. До нас дошли вполне кн. I—X, часть XI до 443 г. и отрывки. Цель сочинения — связать исторически римлян с Грецией. Д., как историку, недостает критичности и простоты в рассказе (отступления, искусственные речи). Основательнее его сочинения по риторике, хотя здесь его критика направлена не на идеи и чувства античных ораторов, а на внешнюю форму их произведений. Главные авторитеты для Д. — Кальпурний Пизон, Валерий Анциат, Лициний Мацер и Варрон.

Е. Щ.

Дионисий Коринфский

— епископ города Коринфа с 170 г.; написал восемь посланий — к лакедемонянам, афинянам, никомидийцам и проч., которые пользовались в свое время большой распространенностью. Все они потеряны, и только отрывки из них сохранились у Евсевия.

Дионисий Малый

— известный канонист древней Западной церкви. Около 500 г. прибыл в Рим, сделан был настоятелем одного монастыря и составил "Сборник церковных правил", в котором впервые появились в литературе так называемые правила апостольские , в числе пятидесяти (позже у восточных канонистов этих правил насчитывается восемьдесят пять). Затем писал "о церковной дисциплине" и познакомил Запад со многими творениями отцов церкви восточной, переведя их на латинский язык. Известны также его труды по хронологии: от него ведет свое начало нынешнее летоисчисление от Рождества Христова, которое он отнес к 754 г. от основания Рима (что представляет, по исчислению современных хронологов, неточность в четыре года, так как в действительности год Рождества Христова совпадает с 750 г. от основания Рима). Умер между 540 и 556 гг.

Ср. Маасена, "Die Quellen und die Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters" (Грац, 1871—72).

H. Б.

Дионисий Милетский

— логограф, жил около 500 г. до Р. Х. Ему приписывают первую попытку составления исторического очерка событий, предшествовавших его эпохе, в сочинении Περσικά, или τά μετά Δαρείον. Его часто смешивают с Д. Самосским, писателем александрийской эпохи, составившим сборник греческих мифов. Он, вероятно, автор и других мифологических и исторических сочинений, которыми пользовался Диодор.

Ср. Müller, "Fragm. hist. Graecae." (II.).

Дионисий Младший

— сын Д. Старшего; воспитание его было запущено благодаря недоверчивости его отца, и он не мог управлять твердо и разумно, тем более что был предан чувственным наслаждениям. Когда в 367 г. он принял правление, ему было 28 лет. Его дядя Дион старался направить его к лучшему посредством учения Платона; но влияние историка и государственного деятеля Филиста, а главным образом, собственные наклонности Д. не дали утвердиться хорошему направлению. Изгнанный Дионом из Сиракуз в 356 г., Д. бежал в Локры, в Нижней Италии, и здесь некоторое время пользовался незаконно захваченной властью. В 346 г. ему удалось снова овладеть Сиракузами. Его жестокость и опасность со стороны карфагенян заставили граждан обратиться к Гикету, тирану в Леонтинах, а в 345 г. просить помощи у коринфян. Тимолеон, присланный последними, разбил в 344 г. Гикета, который хотел воспользоваться обстоятельствами, чтобы сделаться правителем Сиракуз, и соединился для этого с карфагенянами. Д. сдался Тимолеону и был отвезен в Коринф, где должен был существовать, обучая юношество.

Дионисий Периегет

— греческий географ III в. после Р. X. Ему принадлежит написанное гекзаметрами сочинение "Periegesis", в котором он описывает, по Эрастофену, все известные в его время моря и земли. Сочинение это много раз комментировалось (Руфом Фестом Авиеном в IV в. и др.) и в переводе на латинский язык (Присциана) еще в средние века считалось ценным учебником по географии. Новейшие издания: Мюллера, в "Geographi graeci minores" (П., 1861), и Вешери, "De Bospori navigatione quae supersunt" (1874).

Дионисий Справедливый

(порт. Diniz) — король португальский (1279—1325); напрасно старался освободить себя и свою страну от уз, наложенных конкордатом, который давал слишком много прав церкви. С помощью сословий Д. воспрепятствовал законом 1291 г. накоплению в руках духовенства земельных владений. Вторая половина его царствования была наполнена борьбой с его сыном Альфонсом IV, которого он хотел лишить наследства в пользу другого сына, что едва не привело к распаду Португалии. После смерти отца братья примирились и Альфонс сделался королем всей страны. Д. основал университет в Коимбре.

Дионисий Старший

— тиран сиракузский. Происходил из низшего сословия. Бежавшие, после победы карфагенян, в Сиракузы агригентцы считали, что причиной взятия их города карфагенянами (406) была неспособность присланных к ним сиракузских полководцев. Д. обвинил последних перед народом в измене и добился того, что народ избрал других полководцев, в том числе и его самого. Д. вскоре сумел навлечь подозрение на своих сотоварищей и был назначен главнокомандующим. С помощью подкупленного войска и самого народа он получил, 25 л. от роду, тиранию и вступил в брак с дочерью Гермократа, пользовавшегося в свое время большим уважением. Усмирив два восстания, Д. заключил мир с карфагенянами, покорил несколько городов в Сицилии и вступил в союз со спартанцами, после чего стал готовиться к большой войне с карфагенянами. Военное счастье скоро оставило его, и в 396 г. он сам был осажден в Сиракузах. Когда в лагере неприятеля стала свирепствовать моровая язва, Д. напал, в 395 г., на ослабевших от мора карфагенян и одержал полную победу, за которой последовал, после нового поражения карфагенян, выгодный мир, в 392 г. С 3 90 г. Д. совершил несколько походов в Нижнюю Италию, взял Региум и Кротон. С тех пор его влияние долго удерживалось в греческих городах Нижней Италии и его флот господствовал на морях, окружающих Италию. Д. желал отличиться и как писатель. На олимпийские игры 388 г. он послал рапсодов, которые должны были петь его стихотворения, но был жестоко осмеян. В 383 г. он снова воевал с карфагенянами, на этот раз с намерением изгнать их навсегда из Сицилии, но умер, не исполнив своего намерения, в 367 г. Бесчеловечная жестокость, связанная с крайней подозрительностью, запятнала память Д. в истории.

Дионисий Фракийский

— греческий грамматик, живший около 100 г. до Р. X., ученик Аристарха, автор древнейшего учебника грамматики: "Τέχνη γραμματική", послужившего образцом для многих позднейших учебников; издан Улигом (Лпц., 1884).

Дионисий, архиепископ суздальский

— святой, архиепископ суздальский, † в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево-Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру в пяти верстах от Нижнего Новгорода и этим положил основание Нижегородскому Печорскому монастырю. Строгость жизни побуждала многих искать его руководства и подвизаться под его началом. Из учеников его известны Евфимий Суздальский, Макарий Унженский и Павел Высокий. Митрополит св. Алексей, лично знавший св. Д., почтил его саном епископа суздальского, в 1374 г., а по смерти св. Алексея препод. Сергий Радонежский указывал вел. кн. Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Д. на митрополию. Но вел. кн. желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила). На соборе, созванном по этому поводу, Д. противился избранию Митяя, который угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана. По поводу этой распри и ради других церковных дел Д. задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Вел. князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Д. в заточение. Освобожденный по просьбе препод. Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Д. все-таки бежал в Константинополь, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе "поношение и негодование", а своему святому поручителю — много бед и неприятностей. Патриарх Нил почтил Д. саном архиепископа. Из Константинополя Д. выслал два списка с образа Одигитрии, для Суздальского и Нижегородского соборов, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 г. он был уже в Суздале и в Нижнем. Так как Димитрий Иванович Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве св. Д. и с этой целью отправил его в Константинополь, откуда Д., в сане митрополита, предпринял в 1383 г. обратный путь в Москву. Но литовский князь Владимир Ольгердович, недовольный тем, что кн. московский изгнал из Москвы Киприана, по его желанию поставленного в митрополиты всей Руси, заточил Д. в тюрьму, где он и пробыл до смерти. Он погребен в Киеве, в Антониевой, или в Феодосиевой, пещере.

П. В.

Дионисий, архимандрит Троицко-Сергиевой лавры

(в миру Давид Федорович Зобниковский) — архимандрит Троицко-Сергиевой лавры; род. в городе Ржеве около 1570—71 гг. Был сельским священником; по смерти жены постригся в монахи Богородицкого монастыря (в Старице); в 1605 г. там же был поставлен в архимандриты; часто ездил в Москву по делам монастыря, сошелся с патриархом Гермогеном и не раз выходил вместе с ним для увещания народа, возмущавшегося против Шуйского. В начале 1610 г. Д. был возведен в звание троицкого архимандрита. Прежде всего ему пришлось устраивать Лавру после осады ее поляками, продолжавшейся 16 месяцев, призревать больных и голодных и погребать умерших. Сохранилось известие, что в течение 3-х недель, следовавших за его приездом в монастырь, было погребено более 3000 чел. Важной услугой были и грамоты, которые он рассылал с гонцами по городам, призывая всех ратных людей для спасения отечества от поляков и возбуждая богатых к пожертвованиям. В этом деле ему сильно помогал келарь монастыря, Авраамий Палицын. По мнению некоторых исследователей, грамотой Д. были подняты Минин и нижегородцы. Когда Пожарский и Минин шли к Москве, Д. и Палицын писали к ним грамоты, торопили их идти скорее, чтобы предупредить Ходкевича, уговорили казаков примкнуть к отряду Пожарского и тем способствовали окончательному освобождению Москвы от поляков.

Когда, по воцарении Михаила Федоровича, был восстановлен в Москве Печатный двор и приступили к печатанию церковного Требника, то это дело поручили Д., дав ему в помощники хорошо знакомых "с книжным учением, грамматикой и риторикой" троицких монахов Арсения и Антония и свящ. Ивана Наседка. Рассматривая старый "Потребник", Д. нашел в нем неправильности и ошибки и решился устранить их. Затем он исправил и некоторые другие богослужебные книги, отпечатал и разослал евангельские и апостольские беседы, переведенные некогда Максимом Греком. Это возбудило против него многих монахов и священников, которые нашли поддержку у крутицкого митрополита Ионы и матери царя, и Д. был вызван в Москву, где должен был защищаться от обвинений. Сильные противники скоро объявили его еретиком, приговорили к пене в 500 р. и, за неимением у него денег, пытали его в течение нескольких дней, а затем заточили в московском Новоспасском монастыре. Поставленный в 1619 г. в патриархи, Филарет, вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, рассмотрел дело Д., нашел его правым и "с честью воротил" в Троицкий монастырь. Принимая разные меры к улучшению хозяйства и быта монастыря, Д. старался искоренять пороки монахов, но этим вооружил их против себя; они поссорили его даже с Филаретом, который подверг его 3-дневному тюремному аресту, и все настоятельство Д. сделали для него временем тяжких испытаний и невзгод, пользуясь его кротким и добрым характером. Умер Д. в мае 1633 г.

Ср. Горский, "Историческое описание Лавры"; Забелин, "Пожарский" (М., 1884); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", т. I; Поспелов, "Преп. Дионисий, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря" (в "Чтениях общ. любит. духовного просвещения" за 1865 г., ч. II); Скворцов, "Дионисий Зобниковский, арх. Тр.-Серг. м-ря" ("Ист. исслед.", Тверь, 1890).

В. Рудаков.

Диопсид

— см. Пироксены.

Диоптаз

(минерал) — кристаллизуется в ромбоэдрически-тетартоэдрическом отделении гексагональной системы. Кристаллы имеют вид шестисторонних призм, увенчанных 3-мя плоскостями ромбоэдра (знака — 2R); кроме того, на комбинационных ребрах призмы и названного ромбоэдра находятся узкие площадки ромбоэдра 3-го рода. Кристаллы являются наросшими и соединены в друзы. Цвет изумрудно-зеленый, иногда ярь-медянковый или черновато-зеленый. Твердость 5; удельный вес 3,27—3,35. Прозрачен или просвечивает. Химический состав (H 2Cu)SiO4, может быть рассматриваем как кислая соль ортокремневой кислоты (11,44 H 2O; 50,40 CuO; 38,16 SiO2). Перед паяльной трубкой в окислительном пламени становится черным, а в восстановительном — красным, при этом не плавится. Стекло из фосфорной соли окрашивается в зеленый цвет. В азотной, соляной кислотах, а также в аммиаке растворяется с выделением студенистого кремнезема. Известно немного месторождений Д.; из них самое известное находится в известняках холма Алтын-Тюбе, один из отрогов Алтайского кряжа. Он встречается также в золотых приисках по р. Оке и Мурожной (в Енисейской губернии); в Копиано (Чили), близ Клифтона (Аризона), в Рецбании (Венгрия) и Габуне (Африка).

П. З.

Диоптр

— прибор, служащий для направления (визирования) известной части угломерного инструмента на данный предмет. Направляемая часть снабжается обыкновенно двумя Д. — глазным, с узким прорезом, и предметным, с широким прорезом и волоском, натянутым посередине. Наведение Д. производится простым глазом и заключается в том, чтобы совместить плоскость, проходящую через прорез глазного и волосок предметного Д. (коллимационную плоскость) с направлением на данный предмет. До изобретения зрительных труб все угломерные инструменты снабжались Д., в настоящее же время они употребляются только при небольших топографических и землемерных инструментах; в больших же и более точных инструментах употребляются зрительные трубы с сеткой нитей в окуляре.

В. В. В.

Диоптрика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диоптрика глаза

— см. Зрение.

Диоптрия

— см. Очки.

Диорама

— картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, например для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописью (в частности, дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией .

Ф. П.

Диорит

— древние кристаллически-зернистые вулканические породы, состоящие из кислого плагиоклаза (обыкн. олигоклаза) и роговой обманки, или биотита, и часто кварца; название впервые употреблено Гаюи. Д. относятся к группе, которую прежде обозначали как зеленокаменные горные породы, или грюнштейн. Д. делятся на кварцевые и бескварцевые, или собственно Д.; в каждой из этих групп различают роговообманковые, слюдяные и авгитовые диориты. Кроме названных существенных составных частей, Д. заключает еще апатит, магнетит, ильменит, титанит, эпидот, хлоритовые и т. п. вторичные продукты. Представляя большое разнообразие по крупности зерна, от крупнозернистых до плотных, афанитовых, по чисто кристаллически-зернистой или порфировидной структуре, по залеганию массивами, штоками или жилами и по мелким особенностям состава, Д. включают большую группу пород, часто обозначаемых особыми названиями. Тоналит, банатит, керсантит, керсантон, гемитрен, палеофир и некоторые другие названия — не что иное, как разновидности Д.; из них керсантит часто употребляется для обозначения слюдяных Д. Среднее содержание SiO2 в кварцевых Д. около 66%, причем эти последние и по условиям совместного залегания, и по тесной связи, и по целому ряду переходов тесно примыкают к гранитам и сиенитам. Д. же, не содержащие кварца, с содержанием SiO2 около 54-56%, находятся в такой же тесной связи с габбро и диабазами, из которых многие (а именно все заключающие волокнистую роговую обманку) из них и произошли путем метаморфических процессов. Благодаря различным процессам видоизменения роговой обманки Д. переходят в эпидотовые, хлоритовые, тальковые и т. п. метаморфические разности. В структурном отношении замечается постепенный переход от Д. к различным порфиритам. К диоритам же часто относят и корсит (см.). Распространение Д. чрезвычайно велико и по количеству их местонахождений, и по размерам их массивов. Силезия, Саксония, Фихтельгебирге, Богемия, Вогезы, Франция, Бельгия, Альпы, Швеция, Англия, Венгрия, Канада, Калифорния и т. д. — вот главнейшие области распространения Д. В России следует указать на Олонецкую губ. (где с ними связаны железные руды), Финляндию, Урал, Кавказ, Алтай, восточную Сибирь (см. Горные породы и Граниты) .

Ю. Л. Л.

Диосег

(мадьярск. Diószeg) — 1) город в Бигарском комитате Венгрии, с населением около 5500 человек, которое занимается земледелием (очень много пшеницы, хороший табак и виноград); — 2) город в Пресбургском комитате Венгрии, с населением около 2500 человек; большой сахарный завод.

Диоскор

— патриарх александрийский, преемник по кафедре св. Кирилла, приобрел в церковной истории печальную известность защитой еретика Евтихия и участием в монофизитской смуте. Евтихий, осужденный за ересь на константинопольском "домашнем" соборе 448 г., под председательством Флавиана, патриарха констант., нашел сильных покровителей в лице всемогущего министра Хрисафия и самого императора Феодосия Младшего. К ним примкнул и Д. Евтихианство выродилось из крайностей александрийского воззрения, а Д., как представитель александрийской церкви и богословской школы, счел нужным принять его под свое покровительство в борьбе с противоположной антиохийской христологией. Кроме того, к борьбе за мнения примешивалась борьба за иерархическое первенство. Епископы константинопольские, пользуясь близостью к императору, приобрели первенство чести между всеми епископами Востока и имели большое влияние на все церковные дела. Александрийская церковь, как более древняя и притом апостольского происхождения, могла считать за собой более прав на такое первенство, и потому у некоторых александрийских епископов замечалось соперничество с епископами константинопольскими. К их числу принадлежал и Д. Он знал, что александрийский епископ Феофил судил епископа константинопольского св. Иоанна Златоуста, а св. Кирилл александрийский — Нестория. Дело Евтихия для него представлялось удобным случаем повести интриги против константинопольского патриарха Флавиана и явиться его судьей. Побуждаемый сильной придворной партией, император созвал в 449 г. собор в Эфесе для обсуждения дела Евтихия. Председательство на соборе было предоставлено Д., явно злоупотреблявшему своим положением: противники Евтихия от собора были устранены, его явные приверженцы и противники Флавиана были приглашены на собор, хотя бы они по канонам и не имели на то права. Флавиан перед собором явился подсудимым; его осудили за введение новых догматов и сослали, после чего он скоро умер. Вместе с ним осудили Евсевия Дорилейского, обвинявшего Евтихия на константинопольском соборе, и Домна, патриарха антиохийского. Евтихий был оправдан. Торжество Д. было непродолжительно. Слабые протесты против собора на Востоке были усилены папой Львом I Великим. Он собрал собор в Риме и осудил "разбойничий эфесский собор", Д. и Евтихия, о чем и написал в Константинополь послание к клиру, сенату и народу. Между тем Феодосий умер и престол занял Маркиан, женившийся на Пульхерии, сестре Феодосия, почитательнице Флавиана. По распоряжению нового имп. собрался собор в Халкидоне, 451 г. На первом же заседании этого собора, четвертого вселенского, происходил суд над "разбойническим собором". Свидетельскими показаниями были установлены неправды и насилия, к которым прибегал Д. на соборе в Эфесе, и он был осужден и за насилие, и за ересь, в которой он продолжал упорствовать. Несколько дней спустя собор судил Д. по частным обвинениям против него, выставлявшим его в самом мрачном свете. Д. был сослан в Пафлагонию, в Гангры, где и умер в 464 г.

Диоскорейные

(Dioscoreae R. Br.) - семейство однодольных растений, заключающее в себе ок. 170 видов теплых и жарких стран. Это многолетние травы или полукустарники с вьющимися, редко со стелящими стеблями. У многих основание стебля или сам корень образуют шишковатые вздутия, иногда огромных размеров. Листья цельные, сетчато-нервные, как у двудольных. Анатомическое строение стеблей тоже напоминает двудольные. Цветки мелкие однополые, зеленоватые. Плод ягода или коробочка. Роды: Dioscorea L., Testudinaria Salisb., Tamus L., Oncus Lour. и пр. Некоторые виды рода Dioscorea возделываются (см. Ямс).

А. Б.

Диоскорея

(Dioscorea L.). — см. Ямс.

Диоскорид

— греческий врач; родился в I в. по Р.Х.; путешествовал в многих странах, следуя за римским войском в качестве врача, и собрал относительно лечебных трав большой запас наблюдений и опытов. В произведении "De materia medica" он собрал употребительнейшие простые лекарства в целесообразном порядке. В VII и VIII вв. к этому произведению прибавлены выбранные из больших сочинений две статьи "Alexipharmaca", о ядах и противоядиях, и "Theriaka" — об укусах ядовитых животных и их лечении. С XVII в. Д. имел почти неоспоримый авторитет в ботанике и фармации, и до сих пор его авторитет держится на Востоке. Лучшее изд. Sprengel (греч. и лат., Лпц., 1829-30).

Диоскурия

— основанная Милетом греческая колония на восточном берегу Черного моря, недалеко от устья реки Коракса, которая процветала, благодаря торговле с кавказскими горными племенами и вывозу продуктов их страны (льна, конопли, корабельного леса, воска, дегтя), во времена римских императоров; со времен Траяна она называлась Севастополем. Развалины ее носят название Искурии.

Диоскуры

— Кастор и Поллукс, близнецы, дети Леды. В "Илиаде" и "Одиссее" имя Д. не встречается. В "Одиссее" Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Поллукса — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. Когда возникла ссора по поводу украденного Д., в сообществе с автаретидами, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Д. у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, — то Кастор был убит Идом, а Поллукс одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Поллукса дать ему умереть вместе со братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причем один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Д. чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит еще об участии Д. в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тезея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену. Во время летнего солнцестояния Д. приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Д. с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединенными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Д., с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Поллукс — кулачным бойцом.

Ср. Myriantheus, "Die Açvins oder arischen D." (Мюнх., 1876); Deneken, "De Theoxeniis" (Б., 1881); Bс. Миллер, "Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры" (Москва, 1876).

Диосмовые

— группа растений из семейства рутовых (см.).

Диосмоз в растениях

— см. Осмоз в растениях.

Диосполь

— греческое название нескольких египетских городов, имевших покровителем бога Аммона. Д. Великий — Фивы (см.). Д. Малый верхнеегипетский — метрополия 7-го нома, древний Па-аменгапт (т. е. "жилище Аммона фиванского"). При Птолемеях город иногда назывался Кенем (город виноградников), в коптское время Гоу, а теперь имя Гоу, или Гау, носит деревня, расположенная на зап. берегу Нила, на 30 км ниже Дендеры. Кучи мусора, обломков и остатки храма Птолемеевской эпохи вблизи указывают положение древнего Диосполя. Вблизи Д. — знаменитый в истории монашества остров Тавенни, имя которого, равно как и живопись на стенах одной гробницы, найденной Бругшем, указывает на существование в Д. и его номе культа птицы Бенну (феникса). Д. Малый нижнеегипетский — метрополия 17-го нома Дельты, расположенного на берегу озера Менцалег и Фатметийского устья. В древности назывался Па-хенамен, Пер-амен (жилище Амона), сев. Фивами, сев. Нофом (может быть, это и есть Но-Амон пророка Наума, III, 8), Самгут (имя нома).

Б. Т.

Диотима

— вымышленная личность жрицы из Мантинеи, появляющаяся в диалоге Платона "Symposion"; мысли ее о любви передает в этом диалоге Сократ.

Диофант

(род. в 325 г., умер в 409 г. по Р. Х.) — знаменитый александрийский математик. О жизни его нет почти никаких сведений; даже даты его рождения и смерти не вполне достоверны. Д. прожил 84 года, как это видно из эпитафии, составленной в виде следующей задачи: "Д. провел шестую часть жизни в младенчестве и двенадцатую в юношеском возрасте; затем он женился и прожил в бездетном супружестве седьмую часть жизни и еще пять лет, после чего у него родился сын, достигший только половины возраста отца; отец же пережил сына на четыре года". Д. оставил два сочинения: Арифметику в 12 или 13 книгах, из которых только первые шесть дошли до нас, и сочинение о так называемых многоугольных числах (см.). В своей арифметике Д. рассматривает целые и дробные числа и различные их степени от второй до шестой, далее которой он не идет; единицу он изображает знаком μō (μόνας), а для обозначения второй, третьей и т. д. степеней употребляет соответственно знаки μϋ (δύναμις), κϋ (κύβος), δδϋ и κκϋ; неизвестное же число обычно называет словом άριθμός (число). Рассматриваемое сочинение содержит целый ряд задач, частью относящихся к неопределенному анализу (см.), частью же приводящихся к решению определенных систем уравнений первой или второй степени. Для примера укажем на следующие две задачи: 1) представить квадрат данного числа в виде суммы двух квадратов и 2) найти два числа по данной их сумме и данному произведению. Хотя Д. решал однородные задачи каждую отдельно, так как ему не был известен алгебраический метод обобщения, тем не менее в его сочинении уже видны признаки зарождения этого метода. Д. бесспорно принадлежит честь введения в математику неопределенного анализа. В первый раз сочинения Д. были изданы в латинском переводе, в 1575 г. (Xylander, "Diophanti Alexandrini Rerum Arithmeticarum Libri sex"); затем в 1621 г. Bachet de Méziriac издал греческий текст Д. с переводом на латинский язык и собственными примечаниями; тот же перевод был переиздан в 1670 г. с замечательными примечаниями Фермата; кроме того, имеются переводы франц. (Stevin et Girard, Пар., 1625) и нем. (Otto Schulz, Берл., 1822).

В. С-ч.

Диофантов анализ

— см. Неопределенный анализ.

Диофизиты

(δυό θ φύσις), т. е. двуестественники — так называли православных еретики-монофизиты, признававшие в Христе только одну божескую природу, или естество, и осужденные вселенским четвертым собором в Халкидоне, по определению которого в едином лице Христа пребывают без слияния и без разделения две природы, или два естества: божеское и человеческое.

Диоцез

(греческое διοίκησις — управление) — в настоящее время в католических и протестантских странах епархиальные округа, подведомственные архиепископу или епископу (у католиков) или суперинтенденту и декану (у протестантов). В древней Римской империи Д. служил названием обширных гражданско-административных округов, на которые при Диоклетиане были подразделены 4 префектуры империи. В середине V столетия были следующие Д.: в Восточной префектуре — Восток, Египет, Ахайя, Понт и Фракия; в Иллирийской — Македония и Дакия; в Италийской — Италия, Западная Иллирия и Африка; в Галльской префектуре — Галлия, Испания и Британия. Д., в свою очередь, делились на провинции (последних было в то время 118). Во главе Д. стояли викарии, проконсулы, префекты. При Константине Великом Д. появляется как территориальная единица церковном управлении.

Дип-лот

— см. Лот.

Дипавали-хабба

(жертвоприношение ламп) — индийский праздник в память двух прославленных гигантов, Балачакраварти и Наракасура. Последний сделался бичом человечества и осквернял землю своими злодействами. Вишну вступил с ним в бой, бился целый день и только к ночи одолел его. Таким образом ему пришлось совершить свои ежедневные омовения уже после заката солнца, ночью. В память этого события брахманы также откладывают в этот день (единственный в году) свои омовения до ночи. Вечером индусы украшают лампами двери своих домов и обвешивают улицы бумажными фонарями. Земледельцы также празднуют этот день, но иначе: они собираются в полях (праздник бывает во время жатвы) для молитв и жертвоприношений. Некоторые приносят жертвы удобрению, состоящие из горящих лампад, цветов и плодов, возлагаемых на кучи навоза.

С. Булич.

Дипаванса

(Dîpavamsa) — один из важнейших источников для истории буддизма: старинная хроника, трактующая в стихах (на языке пали) историю Цейлона и относящаяся к концу IV в. по Р. Х. Издание, с английским переводом, Г. Ольденберга: "The D., an Ancient Buddhist Historical Record" (Лонд., 1879).

С. Б—ч.

Дипен

— древнегреческий ваятель, родом из Крита, трудившийся вместе со своим земляком, Скиллидом, преимущественно в Аргосе около 570—580 гг. до Р. Х. В аргосском храме Диоскуров находилась группа статуй, исполненная этими художниками из черного дерева и частью из слоновой кости и изображавшая Диоскуров с их женами и сыновьями. Кроме того, из-под резца Д. и Скиллида вышли группа Феба, Артемиды и Геркулеса в Сикионе, статуя Афины в Клеонах и статуя Геркулеса в Тиринфе. Оба они оказали сильное влияние на развитие пелопонесской скульптуры.

А. С—в.

Дипенбек

(Абрагам van Diepenbeeck, 1596—1675) — живописец фламандской школы. Первоначально произвел несколько расписных окон в церквах Антверпена, Брюсселя и др.; обратившись после того к масляным краскам и работая под руководством Рубенса, выказал столь быстрый успех, что вскоре стал помощником этого мастера. Сделал поездку в Италию и, по возвращении своем оттуда, в 1641 году, был избран в старшины антверпенской гильдии св. Луки. По-видимому, провел несколько времени в Англии, при короле Карле I Стюарте. Манера Д. весьма близко подходит к манере Рубенса за последний период его деятельности; но он отличается от своего наставника более сероватыми тенями, красноватым нюансом в светах и отсутствием свойственного Рубенсу пыла композиции. Главные произведения Д.: "Видение св. Бонавентуры" (в Антверпенском музее), "Бегство Клелии" (в Берл. гал.). "Богоматерь с Младенцем" (там же), "Авраам с ангелами" (в Мюнхен. пинакотеке) и нек. др. В последние годы своей жизни он почти исключительно изготовлял рисунки для гравюр, между прочим, для так назыв. "Храма Муз", изданного в 1655 г., в Париже, и содержащего в себе 59 листов с текстом аббата Мароля. Несколько измененное второе издание этого "Храма" выпущено в свет Б. Пикаром, в Амстердаме, в 1735 г. (60 листов).

А. Н—в.

Дипенброк

(Мельхиор Dipenbrock, 1798—1853) — барон, кардинал. В 1845 г. назначен князем-епископом бреславльским. Своим образом действий сильно содействовал смягчению обострившихся отношений между духовенством и прусским правительством. Д. известен и как автор сборника: "Geistlicher Blumenstrauss aus spanischen und deutschen Dichtergärten" (4 изд., 1862). Его "Predigten" (1841—43) и "Sämmtliche Hirtenbriefe" (1853) принадлежат к лучшим произведениям католической гомилетической литературы.

Ср. Reinkens, "Melchior v. D." (1881).

Дипентен

— см. Терпены.

Дипир

— минерал из группы скаполита (см.), мутная разность мариалита (см.), в НСl не разлагается, содерж. 56—64% SiO 2; в известняках Баньерес-де-Бигоррес в Пиренеях.

Дипиррилкетон

— см. Пиррол.

Дипловатакций

(Томас Diplovataccius, 1468—1541) — юрист и историк, родом с острова Корфу; учился в Неаполе и Болонье; преподавал гражданское право в Венеции, позже в Пезаро, где был гонфалоньером. Главнейшие его соч.: "Commentaria in lecturam Alexandri Tartagni super Cod. et Digest." (1553); "Tractatus de testibus" (1556); "De proestantia doctorum"; "De libertate et privilegiis Venetiorum"; "Synopsis juris graeci"; "De jure Graecorum"; "Ad Novellas"; "E thesis canonum apostolorum" и др.

Ср. Ulysse Chevalier, "Répertoire des sources historiques du moyen âge" (1877—83); Fabricius, "Bibliotheca Graeca" (т. XI).

Диплое

— называется в описательной анатомии губчатая ткань плоских костей. Поверхность плоских костей состоит из плотного вещества, а между обеими поверхностями лежит прослойка губчатого вещества — Д. По своему строению Д. не отличается от губчатого вещества других костей; оно состоит из пересекающихся между собой костяных пластинок, промежутки между которыми заняты костным мозгом и сосудами (см. Кости).

Диплоит

(минерал) — частью выварившаяся разность анортита (см.) красного цвета. Гренландия.

Диплом

(лат. diploma — слово греческогол происхождения, от первоначальной формы Д. из двух сложенных вместе табличек или листов) — означал у римлян, в последние времена республики и особенно во время империи, всякий документ за подписью и печатью высших сановников или императора, дававший кому-либо известные преимущества или льготы. Особенно часто применялось название Д. к рекомендательным письмам, по которым курьеры и др. лица, ездившие по государств. делам, получали на станциях все необходимое. В средние века слово Д. почти не встречается и лишь с XVII в. оно снова вошло во всеобщее употребление. Мабильон своим сочинением "De re diplomatica" ввел его в научный язык, причем под Д. понимали тогда официальные исторические документы или акты. В настоящее время слово Д., в основном, означает свидетельство или грамоту на научную степень (например, университетский Д.), на принятие в научное общество и т. п.

Ср. Leist, "Urkundenlehre" (1882).

Дипломатика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дипломатические агенты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дипломатический корпус

(Corps diplomatique) — совокупность послов и др. Д. агентов, аккредитованных при одном и том же государе или правительстве. Лишь с тех пор, как вошло в обычай содержать постоянные посольства, стало возможным рассматривать представителей их как одно целое, связанное единством призвания, привилегий и общественного положения; термин же Д. корпус изобретен в 1754 г. одной придворной дамой в Вене. Регламент венского конгресса о Д. агентах не содержит никаких постановлений о Д. корпусе. Собственно Д. корпус должны были бы составлять только шефы миссий; но к нему причисляют, и в практическом отношении вполне правильно, весь персонал посольств (советники, секретари, состоящие при посольстве священники), а также, широко раздвигая первоначальные рамки понятия, и всех членов семейств Д. агентов. Сомнительно, могут ли считаться членами Д. корпуса агенты восточных нецивилизованных государств. Некоторые публицисты исключают их из состава Д. корпуса. "Д. корпус, — говорит Ф. Ф. Мартенс, — служит выражением солидарности интересов, стремлений, взглядов и понятий, связывающих в одно целое европейские государства и совершенно чуждых государствам восточным". Д. корпус не есть ни политическая корпорация, ни юридическое лицо; но он часто играл нравственно и политически выдающуюся роль вследствие согласного образа действий своих членов, когда затрагивалось достоинство Д. агентов, их свобода, а также интересы иноверцев или иностранцев. И в придворной жизни бывают обстоятельства, при которых Д. корпус выступает как одно целое (прием Д. корпуса главой государства в известных торжественных случаях, приглашение Д. корпуса к придворным празднествам и проч.). Во главе Д. корпуса стоит старейший (по времени назначения) из Д. агентов (doyen du corps diplomatique). Он является представителем Д. корпуса в торжественных случаях и возбуждает все вопросы, интересующие корпус как целое. В католических государствах эта почетная роль предоставляется папскому нунцию. Впрочем, в отдельных случаях Д. корпус может избрать себе и другого представителя.

Дипломатический язык

— официальный язык для международных сношений и актов. Каждое государство имеет право употреблять в переговорах с друг. государствами свой собственный язык; но ввиду лучшего взаимного понимания издавна существовали различные договоры и молчаливые соглашения относительно языка, на котором должны, письменно или устно, вестись переговоры. До XVII в. включительно употреблялся латинский яз., если не исключительно, то преимущественно. Ахенский мирный договор 1748 г. написан по-французски, причем, однако, в нем оговорено, что это употребление франц. языка не предрешает будущего. С тех пор франц. язык сделался обычным в сношениях многих государств, так что подобная оговорка, находящаяся еще в ст. 120 Венского договора, не считается более нужной. В договорах России с Турцией в прошлом веке Д. языком служил итальянский: Кучук-Кайнарджийский трактат 1774 г. написан на языках турецком, русском и итальянском. В настоящее время такой порядок является общепринятым: договоры пишутся на языках договаривающихся сторон, но к ним прилагается и перевод на третьем языке (обычно французском), причем эта последняя редакция принимается за оригинал. В дипломатических переговорах каждое государство употребляет обычно свой собственный язык, прилагая к письменным объяснениям перевод или на язык другой стороны, или, большей частью, на французский. Англия и Соединенные Штаты пишут по-английски, без перевода; папский престол употребляет латинский язык.

Дипломатия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диплонастия

— внецентричность, или эксцентричность, годичных слоев древесины ветвей деревьев, зависящая от степени освещения их солнечными лучами во время роста. См. Внецентренность древесины.

Диплопия

— видение предметов вдвойне. Различают Д. одноименную, при которой кажущееся изображение находится на стороне парализованного глаза (при сходящемся косоглазии), и перекрестную Д., где кажущийся образ находится на стороне непарализованного глаза (при расходящемся косоглазии).

Диплопоры

— ископаемые корненожки в виде кольчатых трубок, особенно характерны для зап. альпийского триаса (см.), где известняки сплошь образованы Dipl opora annulata.

Диплосомия

— сращение двух вполне развитых организмов в одном или нескольких местах (см. Уродство).

Диплостемония

— В удвоенно-тычиночном цветке наблюдается двоякое расположение кругов тычинок: если тычинки, лежащие против чашелистиков, составляют внешний круг, а тычинки, лежащие против лепестков венчика, принадлежат внутреннему кругу, то такое соотношение называется Д. Обратное расположение кругов называется обдиплостемонией.

Предыдущая страница Следующая страница