Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 7, Дар - Дас)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 7, Дар - Дас)

Предыдущая страница Следующая страница

Дарачичаг

(долина цветов) — дачная местность города Эривани, куда на 3-3,5 летних месяца переезжают присутственные места и весь чиновный мир этого города. Д. представляет долину, спускающуюся к р. Занге и расположенную в 57 вер. от Эривани, невдалеке от тракта, соединяющего этот город со станцией Акстафа Закавказской жел. дор. Долина с трех сторон окружена горами, сев. склоны которых покрыты лесной растительностью, снабжающей Эривань топливом. В долине расположено малаканское селение — Константиновское, около которого группируются казенные дома и несколько дач. Припасы дороги и жизнь в Д. не привлекательна, но все-таки лучше, чем в невыносимо душной летом и нездоровой Эривани. Сохранившиеся надписи на старинных церквах приведены в "Сборнике матер. для описания местности и племен Кавказа", вып. I, ст. "Дарачичаг".

В. М.

Дарачичагские источники

— в Эриванской губернии, Новобаязетского уезда, в 50 вер. от уездного города, в урочище Дарачичаг, в лесистых ущельях, образуемых горными склонами. Источников три: 1) известковый, 2) углекисло-щелочной и 3) железный. Подробных сведений не имеется.

Дарбисты

— религиозная секта, названная так по имени ее главного распространителя и литературного выразителя, англичанина Джона Дарби (John Darby). Первые следы секты проявились в Дублине в 1826 году среди лиц, недовольных безжизненностью и механическою официальностью англиканской церкви. Особенный стимул этому движению дал еще Ирвинг с его проповедью о близости второго пришествия Христа. Когда во главе движения стал такой восторженный человек, как Дарби (1801—1882), то оно стало довольно быстро распространяться, и в Плимуте образовалась первая община Д. (называвшихся вследствие этого "Плимутскими братьями"). Желая придать своему движению всеобщий, международный характер, Дарби отправился в Швейцарию, где его проповедь нашла немало приверженцев. По учению Д., спасение человечества совершается посредством целого ряда так назыв. экономий, или опытов домостроительства Божия. Таких экономий было четыре — райское состояние, допотопный период, ветхозаветная теократия и новый завет. Каждая из них имела своею целью дать человеку соответствующие его состоянию средства спасения; но он оказывался постоянно ниже своего назначения, и цель экономий не достигалась. То же самое случилось даже и с новозаветной экономией, несостоятельность людей, по учению Дарби, обнаружилась уже в век апостольский. В церковь проникла испорченность; спасение возможно только в условиях индивидуальной жизни, и каждый сам должен достигать спасения, не полагаясь ни на какую церковную организацию. Как вследствие неопределенности этого учения, так и вследствие деспотических замашек самого Дарби дарбизм скоро начал терять под собой почву и разлагаться. Приверженцы его разделились на враждебные партии, и хотя общины Д. продолжают существовать как в Англии (до 750), так и в Швейцарии (до 60) и даже Германии, но собрать их в одно целое может лишь какое-нибудь новое религиозное возбуждение. Главное из многочисленных сочинений Дарби: "Apostasie de l'économie actuelle". О Д. см. Herzog, "Les frères de Plymouth et John Darby" (1845); Godet, "Examen des vues Darbystes etc".

A. Л.

Дарбу

(Jean-Gaston Darboux) — известный французский математик; род. в Ниме в 1842 г. В 1861 г. поступил в высшую нормальную школу. Степень доктора получил в 1866 г. по представлении мемуара об ортогональных поверхностях, напечатанного в III т. "Ann. del'еcole supérieure". С 1867 по 1873 г. был преподавателем математики в лицее Людовика Великого, в 1873 г. стал исправляющим должность профессора механики и геометрии в Faculté des sciences, a в 1881 г. был сделан профессором. В 1884 г. был избран в члены акад. за многочисленные исследования по всем отраслям физико-математических знаний. Еще в 1876 г. он получил большую премию за мемуар об особенных решениях уравнений с частными производными. Число мемуаров, написанных им с 1864 г., весьма значительно, более 500. Его работы по геометрии имеют предметом следующие вопросы: о сечениях кольцевых поверхностей, о линиях кривизны, о наложении поверхностей, об асимптотических линиях, о циклоидах, о поверхности волны, о геодезических кривых, о поверхностях постоянной полной кривизны; по анализу: о ряде Лапласа, об уравнениях с частными производными, о теореме Штурма, о задаче Пфаффа; по механике и математической физике: об ударе тел, о сочленениях, об астатических системах, о центральных силах, о теории вращения тел по Поансо. Статьи эти помещались в "Nouv. ann. de math.", "Comptes rendus", "Ann. de l'école norm.", "Bulletin de la soc. philomat." и в др. журналах. В последнее время он напечатал "Leçons sur la théorie générale des surfaces" в трех томах; редактировал соч. Фурье, механику Депейру и др.; некоторые из них пополнил своими стат. Из числа многих полученных им научных результатов укажем на следующие. Он определил линии кривизны на тетраэдральных поверхностях Ламе, асимптотические линии на поверхности Штейнера, на поверхности центров главной кривизны эллипсоида; дал новое доказательство теорем Понселе и Шаля о многоугольниках, вписанных и описанных в конических сечениях; показал, что из ортогональной системы с n переменными может быть получена такая же система с (n—1) переменными; применил эллиптические функции к исследованию деформаций кинематического четырехсторонника; дал новый метод составления дифференциальных уравнений поверхностей, налагаемых на данную; дал новое геометрическое представление вращения твердого тела вокруг неподвижной точки по инерции и проч.

Д. Б.

Дарбуа

(Жорж Darboy, 1813-1871) — архиепископ парижский, с 1863 г. сенатор второй империи и член совета народного образования. В политике Д. старался всегда играть роль примирителя; его пастырские послания сравнительно умеренны и либеральны. На Ватиканском соборе 1870 г. Д. стоял за права епископов и был противником догмата непогрешимости папы. Во время осады Парижа Д. оставался на своем посту и участвовал в уходе за ранеными. Заподозренный коммуною в сношениях с версальским правительством, он был заключен 4 апр. 1871 г. в мазасскую тюрьму и 24 мая, в то время, когда версальские войска врывались в город, был расстрелян вместе с 63 другими заложниками. Из его соч. известны: "Les femmes de la Bible" (8 изд. 1876); "Les saintes femmes" (4 изд. 1877); "St. Thomas Becket" (1860); "Oeuvres pastorales" (1876).

Дарбханга

или Дурбунга (Darbhange, Durbungah) — округ в бенгальской провинции Патна в Индии, часть Тирхута; населения 1621816 человек. Главный город того же имени, резиденция магараджи, имеет много водохранилищ и красивых общественных зданий. Жителей 42450.

Дарбханга (дополнение к статье)

(Darbhange) — главный город округа того же названия в бенгальской провинции Патна в Индии. Бывшая резиденция магараджи, 66244 жителя (1901); значительная торговля; предметами вывоза служат масличные семена, ги (gh ï — жидкое масло) и строевой лес. Во время дождей окрестности Д. вследствие разлива рек превращаются в болото.

Дарваз

— крайняя юго-восточная провинция (бекство) Бухарского ханства, расположенная по обеим сторонам реки Пяндж (верхняя Аму-Дарья) и занимающая около 386 кв. геогр. миль, с населением около 35000 душ. Сравнительно мало исследована. На С она отделяется от Каратегина высоким хребтом Петра В., на В граничит с зап. окраиной Памиров, с Ю — афганскими владениями (Бадахшан), а с З — бухарскими бекствами Бальджуаном и Кулябом. Д. изрезан высокими хребтами, глубокими ущельями, по которым текут быстрые, труднопроходимые реки, и, кроме чрезвычайно плохих, местами доступных только для опытных пешеходов тропинок, иных путей сообщения не имеет. Последовательно с С на юг Д. представляет следующие части: долину р. Оби-Хингоу (Хуль-лёс), левого притока Сурх-аба; Дарвазский хребет (снеговой, труднопроходимый), отделяющий долину р. Оби-Хингоу от ущелья, по которому протекает р. Пяндж, и от долины Ванча (прав. приток последнего), долину Пянджа и Ванча и, наконец, весьма гористую, круто спускающуюся к Пянджу страну по левую сторону последнего. Горы высоки, скалисты, покрыты вечными снегами и ледниками. Древесная и кустарная растительность отличается скудостью, а травяная довольно богата и представляет хорошие пастбища. Климат довольно суровый; господствуют бури, морозы и метели. Летом бывает довольно тепло, так что в наиболее низких местностях страны сеют хлопок. Жители большей частью таджики, магометане (см. Гальча); занимаются земледелием и скотоводством; суровая природа страны мало обеспечивает жителей, вследствие чего мука из сушеных тутовых ягод (тут-талкан) составляет в зимнее время самую обыкновенную их пищу. Большинство посевов производится под дождь; орошаемых земель очень мало, и группируются они в самих низких местах страны. Довольно важным промыслом является охота на лисиц, куниц, медведей, диких коз и т. п. Население живет бедно; верования, воззрения и быт его первобытны, что объясняется трудной доступностью и замкнутостью страны. До 1878 г. Д. по большей части управлялся родовыми владетелями — ша, а в 1878 г., будучи присоединен к бухарским владениям, составляет особое Дарвазское бекство, бек которого живет в Кала-и-хуме, на правом берегу Пянджа.

В. М.

Дарвазский хребет

— см. Дарваз.

Дарвар

(Darwar) — гopoд в Бомбейском президентстве в Индии. Жителей 35000. Значительная торговля хлопком и пшеницей.

Дарвен

— город в английском графстве Ланкашир. 38211 жителей (1901), бумагопрядильная и бумажная фабрики, железоделательный завод, угольные копи.

Дарвин, Георг Говард

(George-Howard Darwin) — второй сын знаменитого естествоиспытателя. Род. в 1845 г. По окончании Trinity College в Кембридже готовился сперва в адвокаты, но потом перешел к точным наукам и с 1883 г. состоит проф. натуральной философии в Кембридже. В последнее время разработал теорию приливов и отливов в связи с переменами, произведенными ими в древнейшие времена на земле и других планетах. В сочинении "On the figure of equilibrium of a planet of heterogeneous density" ("R. S. Proc." XXXVI) Д. рассматривает задачу определения фигуры земли обратно тому, как поступал Лаплас, именно, принимая данную фигуру, ищет закон распределения плотностей и сжатия разных слоев. Из прочих соч. Д. известны: "On the influence of geological changes on the Earth's axis of rotation"; "On the precession of a viscous spheroid and on the remote history of the Earth"; "Problems connected with the tides of a viscous spheroid, on the remote history of the Earth" и др.

В. В. В.

Дарвин, Френсис

(Darvin) — английский ботаник, сын знаменитого Чарльза Д. Род. в 1848 г., учился в Кембридже, работал в лабораториях Сакса, де Бари, ныне доцент в Кембридже. Его работы касаются физиологии растений (рост насекомоядных растений, влияние света на расположение листьев, устьица и т. п.). До смерти отца Д. работал вместе с ним, например в его "The роwer of movement in plants"; им выпущено 2-е изд. "Insectivorous plants" и написано "The life and letters of Charles D." (1887).

Дарвин, Чарльз Роберт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дарвин, Эразм

(Erasmus Darwin) — дед знаменитого Чарльза Д., в свое время знаменитый практический врач, поэт, философ, ботаник и зоолог. Род. 1731 г., умер в 1802 г. Всего более его прославило сочинение "Zoonomia or the laws of organic life" (1794—1796), переведенное на немецкий, французский и итальянский язык. Двое его сыновей были известными врачами, и от одного из них (Robert-Waring'a) родился Чарльз Д.

Дарвинизм

— учение о постепенном развитии (эволюции) органических форм, основанное на теории естественного подбора Дарвина. См. Вид и Дарвин. Теория Дарвина оказала значительное влияние и на область наук гуманитарных, в чем можно убедиться хотя бы из одного списка ученых разных специальностей, испытавших это влияние; такой список (до 1876 г.) можно найти в сочинении A. Poëy "Le positivisme". Одним из первых сделавших попытку применения теории Дарвина вне биологии был лингвист Авг. Шлейхер, написавший брошюру о дарвинизме в науке о языке в форме открытого письма к Эрнсту Геккелю. Гораздо более внимания обратили на себя труды г-жи Клеманс Ройе ("Origine de l'homme et des sociétés" и др.), утверждающей, что вся история может быть объяснена принципами теории Д. В этом направлении — с весьма, впрочем, различными оттенками — пытались применить дарвинистические принципы к истории и социологии очень многие писатели, напр. Ecker ("Der Kampf um's Dasein in der Natur und in Völkerleben"), Hellwald ("Der Kampf um's Dasein im Menschen— und Völkerleben" и особенно "Culturgeschichte in ihrer natürlichen Entwickelung"), Winwood Read ("The martyrdom of man"), Trezza ("Il darwinisme e le formazioni storiche"), Bagehot ("Lois scientifiques du développement des nations"; вышло в "Международной библиотеке" на разных языках), Фик ("Теория Д. на юридической почве"). Наибольшее количество таких попыток относится к семидесятым годам. К этому же времени относится и наибольшее увлечение новой идеей в применении к изучению человека и общества, хотя не было недостатка и в критическом отношении к вопросу. Кроме крайних дарвинистов, которые думали объяснять историческую и общественную жизнь человека исключительно с точки зрения биологической теории Д., не полагая почти никакого различия между биологией и социологией, были писатели, усвоившие основы нового учения лишь настолько, насколько оно касается чисто животного существования человека, да и то лишь в той мере, в какой действие биологических законов не парализуется действием законов, управляющих культурою и социальною жизнью обществ. В этом направлении дарвинизм оказал более прочное влияние на социологию, чем в сочинениях, где принципы дарвинизма прилагались к общественной жизни и истории без всякого разбора и без надлежащей критики. Социологические труды Спенсера, Шэффле ("Bau und Leben des soc. Körpers"), Лилиенфельда ("Мысли о социальной науке будущего"), принадлежащие, собственно говоря, к так называемому органическому направлению в социологии, могут быть причислены к тем научным трудам, на которых сказалось влияние Д., но в которых общественная и историческая жизнь не объясняется исключительно с точки зрения борьбы за существование, подбора и т. п. Вопрос о применении теории Д. к социологии и притом с критическим к нему отношением очень интересовал и русскую литературу в семидесятых годах, когда в "Отечественных записках" и в "Знании" появилось несколько статей, посвященных этому предмету и принадлежащих, главным образом, П. M-ову, Н. К. Михайловскому и С. Н. Южакову. Статьи Н. К. Михайловского перепечатаны в его "Сочинениях", а работа Южакова "Социологические этюды" вышла в свет отдельною книгою. Ср. Н. Кареев, "Основные вопросы философии истории", кн. III, гл. III, §§ 2 и 3.

Н. К.

Дарвинит

— минерал из группы мышьяковистых соединений, серебряно-белого цвета с металлическим блеском. Твердость 3,5, удельный вес 8,47. Химический состав: Cu9 As. Copiapo в Чили.

Дарвиновcкое искривление корешков

— было так названо Визнером в честь Дарвина, открывшего это явление. Если надрезать с одной стороны растущий кончик корешка, то последний отклоняется в сторону, противоположную от повреждения, часто при этом загибается кверху, образует петлю и затем снова начинает расти вниз. Это явление представляется очень целесообразным, потому что благодаря ему корешок отклоняется от опасного места.

Даргавский перевал

— на Главном Кавказском хребте, на З от горы Казбек, ведет от селения Д. Терской области Осетинского округа в деревню Канон Тифлисской губернии. Абсолютная высота 5940 фт. На высоте 4830 фт. находится источник пресной воды; температура +7,35° по Р.

Даргинский округ

— один из 9 округов Дагестанской области. Площадь его 1536 кв. вер. Делится на 6 обществ и, кроме того, заключает в себе магал Кабдаргинский. Управляется с 1854 г. штаб-офицером, имеющим резиденцию в селении Кутиша. Поверхность Д. окр. крайне гориста; главный хребет Салух имеет сев.-вост. направление; самая высшая точка хребта — Усти-Салух — по геодезическим измерениям имеет 7990 фт. абс. выс.; отроги Салухского хреб. наполняют собой весь округ; хребет этот есть водораздельный хребет рек, впадающих в Каспийское м., и притоков Казы-Кумухского-Койсу; по западной границе округа проходит другой хребет, имеющий абс. высоты 5772 фт. Д. окр. орошается притоками Казы-Кумухского-Койсу, из которых самый большой, Акуша-чай, имеет 30 вер. длины; другие представляют из себя небольшие горные речки. Лесов в округе почти совсем нет; земледелие слабо развито, т. к. почва каменистая, местами песчаная и глинистая. Два селения в ущелье Казы-Кумухского Койсу — Куппа и Ходжал-Махи — занимаются разведением фруктовых садов. Главные занятия жителей — извоз и кустарные промыслы (гончарный, сапожный, башмачный и др.). Большую известность приобрели женщины-кустари с. Ходжал-Махи и Цудахар, выделывающие тонкие сукна из верблюжьей шерсти (до 300 р. за кусок длиною в 10—12 арш.). За 1891 г. кустарями Д. окр. выручено до 26000 руб. Пчеловодством занимаются в некоторых частях округа, но главным образом для домашнего обихода. Торговля, находящаяся большею частью в руках городских евреев, производится главным образом на еженедельн. базарах в нескольких селениях. Питейный дом во всем округе один. В сел. Ходжал-Махи находится одноклассное училище, содержимое на общественные(штрафные) суммы. Школ при мечетях 65; обучалось в 1891 г. 343 мальчика. Жит. в 1886 г. было 80376 (40061 мужч., 40315 женщ.); преобладающая народность — даргинцы (74091), затем казыкумухцы (3222) и аварцы (3062). Господствующая вера — магометанская (сунниты): других вероисповеданий всего несколько человек. Мечетей в округе 252.

Даргинцы

— одно из главных племен Дагестана, принадлежащее к восточно-горской группе кавказских народов. Язык их, известный под именем даргино-кайтахского, изучен бароном Усларом и принадлежит, вместе с аварским, к наиболее распространенным в Дагестанской области. Даргино-кайтахцев считается до 124000, а собственно Д. — 75000. Д. живут в вост. половине Дагестанской области, соседней с Темирханшуринским и Кайтоготабасаранским округами, и вместе с аварами в прежние времена составляли одно политическое целое. Д. — магометане (сунниты); занимаются скотоводством, кустарной промышленностью, пчеловодством и земледелием. Последнее развито мало, вследствие неблагоприятных условий рельефа местности и плохого качества почвы. Из кустарных промыслов замечательна выделка очень тонкого и дорогого сукна, а также гончарное и башмачное производства.

Дарго

— селение Терской области в верховьях реки Аксай; прежде аул, бывший в 40-х годах резиденциею Шамиля и находившийся в самой лесистой части Чечни (Ичкерия). Граф Воронцов, назначенный в 1845 г. главнокомандующим на Кавказе, задумал разрушить Д., где Шамиль устроил склады всяких запасов и даже небольшой арсенал. С этою целью предпринята была летом 1846 г. экспедиция в весьма крупных для Кавказской войны размерах, под начальством самого Воронцова. 6 июля войска наши вступили в ичкерийские леса и должны были пробираться более 7 в. по дремучей лесной чаще. Дорога, без того едва проходимая, была преграждена сильными завалами, овладение которыми под жестоким огнем горцев стоило больших усилий и жертв. Только к ночи наши войска добрались до Д., где Шамиль не стал защищаться, но, успев разрушить часть аула, укрылся в окружающий его лес. Около Д. отряд оставался 4 дня, а между тем от него отряжена была особая колонна под начальством ген.-л. Клюки-фон-Клугенау для встречи транспорта с продовольственными и боевыми припасами. Этой колонне пришлось преодолеть неимоверные трудности. Горцы, возобновив разрушенные завалы, оборонялись отчаянно. Когда колонна возвратилась (11 июля) к стоявшему у Д. отряду, главнокомандующий предпринял новое наступление против скопищ Шамиля, укрепившихся на высоте Центери. Выбив их из этой позиции, отряд продолжал следовать левым берегом р. Аксая, причем постоянно приходилось брать завалы и отражать атаки горцев. Были минуты, когда самому Воронцову и его свите угрожала серьезная опасность. 16 июля, после жаркого дела в лесу, войска наши вышли на небольшую поляну около с. Шаугал-Берды. Положение их становилось критическим: со всех сторон их окружали толпы противников, потери были очень велики, а продовольствие истощалось. К счастью, навстречу экспедиционному отряду двинулся ген. Фрейтаг. Узнав о его приближении, Воронцов возобновил наступательное движение, пробился сквозь толпы горцев, старавшихся преградить ему путь, а на другой день, соединясь с Фрейтогом, отошел вместе с ним к Герзель-аулу. — Экспедиция в Д. (прозванная на Кавказе "сухарною") стоила нам очень дорого: из строя выбыло 3 генерала (Пассек, Викторов и Фок), 141 офицер и более 2800 ниж. чинов; кроме того, мы потеряли три горных орудия и множество лошадей. Но так как аул Д. был разрушен, то цель экспедиции считалась достигнутой, и гр. Воронцов награжден был за нее княжеским достоинством.

Даргомыжский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Даргомыжский (дополнение к статье)

(Александр Сергеевич) — композитор. См. Корзухин, "Ал. Серг. Д." ("Артист", 1894, №№ 33, 34, 36, 38); С. Базунов, "Ал. Серг. Д." (издание Павленкова, 1894).

Дардан, в мифологии

(Dardanos) — в греческой мифологии сын Зевса и Атлантиды Электры, мифический родоначальнак дарданцев (троянцев), а через Энея — и римлян. Жил сначала в Аркадии, но после убийства своего брата Язона, терзаемый угрызениями совести, скитался по разным странам и прибыл, наконец, в Азию, где был радушно принят царем Тевкром и получил в жены его дочь Батею. У подножия горы Иды Д. построил украденный город Дарданию, погибший еще в доисторическое время. После смерти Тевкра Д. стал царем и родоначальником троянских царей.

Дардан, древний город

(Dardanos) — город в древней Троаде, при Геллеспонте, между Илионом и Абидосом; колония эолийцев. При нем в 411 г. до Р. X. афиняне одержали морскую победу; в 84 г. до Р. X. в Д. был заключен союз между Суллой и Митридатом. Дарданеллы получили свое название от Д.

Дарданелльский пролив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дардания

(Dardania) — город; см. Дарданцы.

Дарданцы

— иллирийский народ в Мезии, по верхнему течению Моравы; их область была обращена Диоклетианом в римскую провинцию Дарданию, с главным городом Наиссом (Ниш). Д. назывались также жители мифического города Дардании у подножья Иды в Малой Азии и тевкры, союзники троянцев.

Дарджа

(Дарджи) — пустынный полуостров на восточном берегу Каспийского моря, между 39,5° и 40° с. ш., образуемый на Ю Михайловским, а на С Балханским (восточная оконечность Красноводского залива) заливами. В юго-западной части полуострова лежит Узун-ада, начальный пункт Закаспийской жел. дор., которая проходит по полуострову до ст. Молла-Кара. Полуостров покрыт песками, почти совсем лишен растительности и совершенно — воды.

В. М.

Дарджилинг

(Darjiling) — обширная климатическая станция (санатория) в Сиккиме в Индии, в 750 км от Калькутты, на высоте 2000 м над уровнем моря (средняя температура здесь 15,5° Ц.). Д. главный город округа Куч-Бигарского отдела индобританского президентства Бенгалии, расположенного по склонам Гималаев с вершинами, поднимающимися до 4000 м над уровнем моря, и занимающего 3195 кв. км, с населением в 153129 человек. Процветают чайные плантации и культура хлопка и хинного дерева. В городе Д. 7018 жителей.

Дардистан

— этим именем иногда называется страна, расположенная между СЗ Пенджабом, наиболее северным изгибом реки Инд и Гиндукушем, населенная весьма разнообразными племенами преимущественно аравийского происхождения (которых иногда называют дардами или дарду). Название "Дард" упоминается древними писателями (Птоломей, Плиний и т. п.), но на месте, по-видимому, вовсе неизвестно. См. Кафиристан, Гильгит, Читрал, Мастодж, Яссин, Канджут и т. п.

Кн. В. М.

Дарду

(Dardu, древнеинд. Darada) — см. Дардистан.

Дарение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дарес

— в "Илиаде" троянец, жрец Гефеста; слыл автором догомерической "Илиады", написанной им в прозе на пальмовых листьях. "Historia de excidio Trojae", написанная в V или VI в., считалась переводом с "Илиады" Д., сделанным Корнелием Непотом. Она в средние века была очень популярна и имела много изданий. Часто выходила вместе с Диктисом (см.). Лучшее издание принадлежит Дедериху (1835). Ср. Dunger, "Die Sage vom Trojanischen Krieg in den Bearbeitungen des Mittelalters" (1869); Körting, "Diktys u. D." (1874).

Дарест-де-ла-Шаванн, Антуан Клеофос

(Dareste de la Cbavanne) — французский историк (1820—1882); был профессором сначала гренобльского, потом лионского словесного факультета. В 1871 г. Д. вверено управление учебным округом в Нанси, а в 1873 г. в Лионе. Через несколько лет против него возникло обвинение в том, что он содействовал учреждению католического унив. в Лионе в ущерб государственным факультетам, и в 1878 году Д. был уволен от должности. Важнейшим соч. Д. является "Histoire de France" (П. 1865—1873; 8 т.), за которую автору в 1868 г. присуждена была акад. большая премия Гобера, во втором издании (1879 г.) прибавлен 9 т., заключающий в себе обзор событий с 1830 года. Д. принадлежат еще следующие, не лишенные больших достоинств работы: "Éloge de Turgot" (П. 1846); "Histoire de l'administration en France depuis Philippe-Auguste jusqu'à la mort de Louis XIV" (П. 1848); "Histoire des classes agricoles en France depuis Saint-Louis jusqu'à Louis XVI" (П. 1853; 2-е изд. 1858).

В. Д.

Дарест-де-ла-Шаванн, Родольф

(Dareste de la Chavaiine) — французский юрист, брат А.-К. Дареста-де-ла-Ш. (род. в 1824 г.); был адвокатом при Государственном совете и кассационном суде; с 1877 г. член кассационного суда. Первоначально внимание его сосредоточивали на себе различные вопросы административного права и особенно институт административной юстиции. В этой области он издал две очень ценные монографии: "Etudes sur les origines du contentieux administratif en France" (1855—1857) и "La justice administrative en France" (1862). Затем он занялся преимущественно работами по истории древнего права: "Du prêt à la grosse chez les Athéniens" (1867); "Traité des lois de Théophraste" (1870); "Les anciennes lois de l'Islande" (1881); "Mémoire sur les anciens monuments du droit de la Hongrie" (1885) и др. В 1889 г. Д. издал "Etudes d'histoire du droit", в которых объединил результаты своих исследований по истории права различных народов. С целью расширить район своих историко-юридических изысканий, Д. изучил в последние годы русский яз. и уже воспользовался работами русских ученых, например М. М. Ковалевского, сочинениям которого он посвятил ряд статей в "Journal des Savants" (1887 и 1893 г.). Последняя работа Д. вышла в 1892 г.: "La Science du droit en Grèce" (Platon, Aristote, Théophraste). Д., перевел на французский язык речи Демосфена.

В. Дерюжинский.

Даржантрэ

(Bertrand D'Argentré) — французский юрист; род. в 1519 г. в знатной бретонской семье. Наследовав от отца должность сенешала в Ренне, он принял деятельное участие во второй ревизии бретонского кутюма (см. Кутюмы), редактированного в 1575 г., к которому составил полный комментарий. Преданный феодальным учреждениям, Д. с живостью оспаривал учение Дюмулена (см.), стараясь доказать полную законность феодальных прав. Его сочинения, написанные по-латыни, не оказали, однако, никакого влияния на законодательство его времени.

Даржич

(Dàřić) — фамилия нескольких иллирийских писателей, из которых более известен священник Марин или Маро Д., живший между 1520 и 1580 гг. Современники особенно хвалят его за чистый и легкий язык его стихотворений и драматических пьес. Его пасторали и комедии, из которых самые известные "Tirena" и "Novela od Stanza", были напечатаны несколько раз (1551, 1607, 1630 гг.); другие не напечатаны. Кроме того, еще изданы его "Pjesni" (1607) и героические поэмы. — Его дядя, Юрий Д., тоже был одним из лучших дубровницких писателей. Он род. до 1463 и умер в 1507 г.; его поэтические сочинения долго оставались неизданными. — Третий Д., Иван, иезуит, дубровницкий писатель XVII в., автор иллирийской книги "Dottrina spirituale" (1637). Сочинения первых двух Д. изданы загребской академии в собрании: "Stari pisci hrvatski", т. II и VII.

Дариал

или Дариальское ущелье — теснина, через которую прорывается Терек на протяжении 12 верст от сел. Чми до Дариальского укрепления, среди отвесных голых скал. Уже Плиний в "Historia naturalis" упоминает о Кавказских воротах в стране Иберии или Иверии (Грузии), через которые прорывался с шумом горный поток Diriodoris; на вершине скалы, в ущелье, находился замок Кумания. У Прокония Кесарийского, автора "Истории войн римлян с персами", встречается описание Каспийских ворот на С от страны иверов. По грузинским летописям эта теснина именовалась различно: Раль-ани, Даргани, Даргали, Дариан, Дариалани, Дариальскани и др. Все приведенные имена имеют один корень — персидское слово дар или дер, соответствующее русскому слову дверь. У персов проход известен под именем Дар-и-алан (дверь или ворота аланов); арабское наименование — Баб-аль-алан (ворота аланов). Грузины переняли от персов их названия; на чисто грузинском яз. это ущелье назыв. Хевис-кари (ворота ущелья). Из груз. летописей видно, как часто Закавказье подвергалось нападениям горцев, производивших набеги свои через Дариальскую теснину; для ограждения этого пути на неприступных, крутых скалах воздвигались крепости и башни. Первым строителем их считается иверийский царь Мирван из династии Небротидов, живший за 150 л. до Р. Х. Затем сооружения не раз были возобновляемы, между прочим грузинскими царями Вахтангом Гургасланом (446-499) и Давидом Возобновителем, в XII в. В настоящее время сохранились только развалины башни на вершине крутой скалы, на левом берегу Терека, и крытый ход из крепости к реке. Народные легенды приписывают постройку всех сооружений царице Тамаре. Терек на всем протяжении Д. ущелья течет с такой силой, что его невозможно перейти вброд. В конце XVIII ст. проезд по дороге через ущелье был опасен, особенно зимою, когда все бывало занесено снегом и лишь воткнутые шесты указывали путнику дорогу, по которой он должен следовать; кроме того, проезжие испытывали большие притеснения со стороны туземцев, которых приходилось за огромную цену нанимать для переноски вещей, так как не только на арбах, но и даже и на лошадях невозможно было в то время перевозить грузы. Это продолжалось до начала сооружения Военно-грузинской дороги, когда вдоль всей дороги были поставлены редуты для усмирения горцев. В 1809 г. вместо прежних временных мостов был сооружен постоянный. Бывшее укрепление Д. лежит на высоте 4122 фт. над ур. м.

Н. Кузнецов.

Дариенский залив

— часть Караибского моря, близ Соединенных Штатов Колумбии, под 9° сев. шир. и 7° зап. долг.

Дариенский перешеек

— см. Панамский перешеек.

Дарий

(Daraiavahusch, Δαρείος) — древнеперсидское царское имя. Д. I, сын Гистаспа (см.), род. в 550 г. до Р. X. Происходил из царского рода Ахеменидов и уже при Кире занимал выдающееся положение. В качестве телохранителя сопровождал Камбиза в Египет. Сделавшись царем (521-486) по низложении Лже-Смердиса (см.), занялся приведением в порядок расстроенного государства. Первые три года были употреблены на подавление восстаний (в Сузиане, Вавилоне, Армении, Мидии и др.), во главе которых стояли потомки местных владетелей или самозванцы. Изображения последних вместе с надписью об их усмирении находятся на скале Бегистане (см.). Стремясь к преобразованию государственной системы на строго бюрократических и централизованных началах, Д. уничтожил господствовавшее до тех пор вассальное самоуправление, появились сатрапии (см.). Но и на верность наместников не всегда можно было положиться: пришлось отделаться хитростью от Оройта, сатрапа Сард, и казнить египетского наместника Арианда. К египтянам Д. относился милостиво и покровительствовал их религии, строил и реставрировал храмы, уважал туземное жречество и дворянство. Важно было для благосостояния Египта соединение каналом Красного моря с Нилом, стоявшее в связи с попытками включить Индейский океан в область персидской торговли. Для этой цели была снаряжена экспедиция по Инду и Аравийскому морю под начальством Скилака (см.). Ряд насыпных холмов, на которых были водружены стелы с клинообразными и иероглифич. надписями, обозначает направление работ по сооружению соединительного канала. Одна из этих стэл найдена в 1866 г., другая, В. С. Голенищевым, в 1889 г. близ Телль-эль-Машута ("Зап. вост. отд. имп. Русск. арх. общ.", V). Обе плохо сохранились (изд. в "Recueil de travaux" 9, 11 и 13). Несмотря на свою дальновидность, Д. не избежал недостатка, общего восточным монархам — стремления к расширению и без того уже обширного и сшитого белыми нитками государства. Большим промахом был его известный поход на скифов (515), сопровождавшийся, правда, покорением гетов, Фракии, Лемноса, Имброса и подданством Македонии, но разрушивший обаяние персидского могущества и сделавший возможным восстание малоазиатских и кипрских греков (500-494). Усмирив их, Д. из желания наказать не сохранивших нейтралитета афинян стал лицом к лицу с европейскими греками. Неудачный исход первых двух кампаний, окончившихся афонским крушением и битвою при Марафоне (490), и последовавшие за тем обременительные приготовления к новому походу подействовали возбуждающим образом на провинции. Восстал Египет (486); царь умер, не успев заняться его усмирением. Как мудрый, справедливый правитель, как безусловно лучший из восточных деспотов, Д. пользовался уважением даже своих врагов. Эсхил, участвовавший в Марафонском сражении, отзывается в своих "Персах" очень тепло об этом царе, виновнике стольких бедствий для греков. Евреи также сохранили о нем благодарное воспоминание: во 2-й год царствования он разрешил возобновить работы по построению 2-го храма (Ездры 4, 24. 5, 5. 6, 1), а в 6-й год храм был освящен. По Диодору, египтяне уважали этого царя наравне со своими фараонами-законодателями; даже отдаленные карфагеняне признавали его власть. Погребен Д. в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.

Б. Т.

Дарий II

(423—404) — сын Артаксеркса I, до вступления на престол Ох, сатрап Иркании. В истории известен под греческим прозвищем Νόθος (незаконный). Престола достиг, убив своего брата Согдиана. В начале его царствования в Сирии восстал его брат Арсит, в Сардах — сатрап Писсуфн, в Египте — Араксан. Арсит и Писсуфн были казнены, но сын последнего, Аморг, долго держался в Карии и только в 412 г. попался в руки персов, при содействии спартанцев. Несмотря на то, что по отношению к Египту царь следовал политике Д. I, в 415 г. здесь произошло новое восстание под начальством Амиртея, надолго отторгнувшее эту страну от персов. Ослабевшая монархия не могла справиться с Египтом, но зато междоусобия греков дали ей возможность вмешаться в их дела и снова сделать ионийцев своими данниками. Сатрапы Тиссаферн и Фарнабаз, а потом сын царя, Кир младший, поддерживали деньгами спартанцев против афинян и были косвенными виновниками разгрома Афин в 404 г. При Д. II огромным влиянием пользовались царедворцы, женщины и особенно его порочная жена и сестра Парисатида.

Б. Т.

Дарий III

(336-330) — правнук Дария II, последний царь древней Персии. До вступления на престол назывался Кодоманом и был сатрапом Армении. Возведен на престол Багоем после убийства последним Арсеса. Казнив цареубийцу, Д. стал заботиться о защите Малой Азии, которой уже давно грозили македоняне, приглашал греческих наемников, снаряжал финикийский флот, стягивал войска. Но сатрапы бездействовали; сам царь допустил ошибку, казнив искусного вождя наемников Харидима. Смерть главнокомандующего, гениального Мемнона Родосского, была также одной из причин неудачи. В 3 года была сокрушена Персидская монархия Александром Македонским (см.). Д., смертельно раненный сатрапом Бессом, умер на руках врагов.

Б. Т.

Дарик

— персидская золотая монета династии Ахеменидов, введенная Дарием I. На лицевой стороне помещена опустившаяся на одно колено фигура царя в длинном одеянии и с высокой тиарой на голове; в левой руке он держит лук, в правой кинжал, а чаще еще дротик. За спиной колчан, полный стрел. На оборотной стороне четырехугольное углубление. Редко встречаются двойные дарики и полударики. Д. — чрезвычайно высокого достоинства. Монета эта заменила крезоиды (см.) или золотые, чеканившиеся Крезом. Иногда название Д. неправильно дают и серебряной древнеперсидской монете, весом около 5,45 грамм.; но это на самом деле сикл (см.).

П. ф.-В.

Даримон

(Louis-Alfred Darimon, род. в 1819 г.) — французский политический деятель. Был журналистом, в молодости стоял близко к Прудону; с 1853 г. печатал в "Presse" политико-экономические статьи, которые не остались незамеченными. В 1857 г. Д. избран в Париже депутатом законодательного корпуса, примкнул к оппозиционной группе Пяти и специализировался в области политической экономии и финансов. Вновь избранный в депутаты в 1863 г., он мало-помалу, по примеру Э. Оливье, стал сближаться с династической оппозицией, враждебной не империи, а только абсолютизму. Оставив политическую жизнь, он издал несколько трудов о Второй империи, заключающих в себе много любопытных подробностей о людях и событиях того времени: "Histoire de douze ans, 1857 — 69"; "Notes et Souvenirs"; "A Travers une révolution, 1847-55"; "Histoire d'un parti. Les Cinq sous l'Empire"; "L'Opposition libérale sous l'Empire"; "La Maladie de l'Empereur"; "Le Tiers-parti sous l'Empire"; "Les Irréconciliables sous l'Empire. Le 19 janvier, les lois libérales, les élections, 1867-69"; "Histoire d'un jour. La journée du 12 juillet 1870"; "Notes pour servir à l'histoire de la guerre de 1870"; "Les Cent-Seize et le ministère du 2 janvier"; "L'Agonie de l'Empire". Значительно раньше Д. издал: "Exposition méthodique des principes de l'organisation sociale" (Пар., 1848); "De la Réforme des banques" (1856).

Даримон (дополнение к статье)

(Louis-Alfred Darimon) — французский политический деятель; умер в 1902 г.

Дарковичи

— село Брянского уезда Орловской губернии, на реке Болве, в 20 вер. от уездного города. Рядом лежат Шибенцы, где в береговых обрывах выходят те же пласты фосфорита, что в Д. лежат на глубине около 12 саж. Большой винокуренный завод, силой в 400 тыс. ведер. Близ Д. два городка.

Даркшевич

(Ливерий Осипович) — невропатолог; род. в 1858 г.; окончил курс на медицинском факультете Московского университета (1882), где с 1888 г. был назначен приват-доцентом по кафедре нервных и душевных болезней. В 1892 г. занял кафедру нервных болезней в Казанском университете и назначен директором клиники нервных болезней. Д. напечатал: "О проводнике светового раздражения с сетчатой оболочки глаза на глазодвигательный нерв" (диссертация, М., 1887); "О так называемом ретроградном перерождении периферических нервных волокон" (М., 1897); "Роль земского врача в борьбе с народным алкоголизмом" (СПб., 1900); "Курс нервных болезней" (т. I, Казань, 1904) и ряд статей в специальных русских и иностранных периодических изданиях.

Ср. "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета, 1804—1904" (т. II, Казань, 1904).

Дарластон

(Darlaston) — город в английском графстве Стаффорд, со многими железоплавильными и железоделательными заводами; в окрестностях богатые железные рудники и каменноугольные копи. Жителей 14416.

Дарлинг

(Darling) или Калеватта — судоходная река Австралии, один из важнейших притоков реки Муррей; длина до 2000 км. Д. берет начало в северо-восточных холмах южного Валлиса и в верхнем течении своем называется рекою Барван. Главные притоки ее: Маккуэри (туземное имя Вамбуль), Намой или Пиль, Боган, Гвидир, Кастльри, Макинтайр и Варего.

Дарлингтон

(Darlington) — город в Англии, на реке Скерн, притоке Тиз. Старинная церковь XII в. и школа, основанная Елизаветой. Много литейных заводов и бумаго- и льнопрядильных фабрик. Значительное число жителей — квакеры. Жителей 27750.

Дарлык

также Дар-иол — как имя собственное — название узкого горного проезда восточнее селения Отуз, по дороге в Феодосию; как имя нарицательное — входит в состав многих названий (в Крыму и вне его) и значит теснина.

Дарма

(индийск. мифология). — Санскритское слово dharma имеет очень широкое значение в древнеиндийской этике и религии. Оно обозначает: устав, порядок, обычай, право, нравственный и религиозный долг, закон, добродетель. Как собственное имя, оно прилагается к олицетворению справедливости, к судье над мертвыми, богу Яме (Yama). Легенды брахманического периода, полные олицетворений нравственных понятий, рассказывают, что Д. произошел из правой груди бога Брахмы и сам произвел Шаму (санскрит. Çama — душевное спокойствие), Каму (с. Каmа — любовь) и Харшу (санскр. Harsha — радость), женившись на тринадцати дочерях гения Дакши (Daksha), олицетворяющих веру, благочестие и пр. Представление о Д. относится к позднейшему, теософическому периоду индийской религии.

Вс. М.

Дармахинский утес

— Барщовочного кряжа, находится в Керченском округе Забайкальской области, в 15 вер. от Новотроицкой слободы; весьма богат ценными минералами, аквамаринами, дымчатыми топазами, которые сопровождаются преимущественно черным шерлом и слюдою. Месторождение разрабатывается с середины текущего столетия.

Дарминская соляная пристань

— лежит на правом берегу Волги, в Астраханской губернии и уезде, в 46 вер. от города к ЮЗ и в 4-х верстах от станции Курочкинской, бывшего линейного Кавказского почтового тракта. К этой пристани были причислены следующие соляные озера: Курочкинские, Дарминские, Харадузунские, Кошкишинские и Хаптага. Эти озера рассеяны по обеим сторонам бывшего почтового тракта, из них разрабатывались все, за исключением Хаптага. По мелководью фарватера перевозка соли водой из этой пристани затруднительна и производится только во время весеннего разлива Волги, с половины мая до конца июня.

Дарминские соляные озера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дармстетер, Арсений

(Darmesteter) — французский филолог (1846—1888). Родители его, евреи, готовили сына в раввины; но в 1869 г. Д. поступил в парижскую Ecole des hautes études, посвятил себя романской филологии и был профессором в Сорбонне. Наиболее капитальный труд Д. — восстановление средневекового франц. яз., главным образом на основании тех франц. слов, которые встречаются у франц. комментаторов Талмуда XI и след. вв. (Раши и др.). Соч. Д. изданы братом его Джемсом: "Arsène Darmesteter, Reliques scientifiques" (П., 1890). На русский яз. переведен этюд Д. "О Талмуде" ("Восход", 2, 3 и 4 книги 1893).

Дармстетер, Джемс

(Darmesteter) — младший брат Арсения Дармстетера (см.), современный французский писатель и ориенталист; род. в 1849 г.; профессор в Collège de France. Многочисленные научные труды Д. посвящены истории восточных религий, изучению санскритского, персидского и афганского яз.: "Haurvatât et Ameretât, essai sur la mythologie de l'Avésta" (1883), "Etudes sur la grammaire historique de la langue persane" (1883); "Chants populaires des Afghans" (1888) и друг. Известны также его "Lettres sur l'Inde" (1889), издания "Макбета", "Чайльд Гарольда" и др.

Дармстетер, Джемс (дополнение к статье)

(Darmesteter) — французский писатель; умер в 1894 г.

Дармштадт

— главный город великого герцогства Гессен и провинции Штаркенбург, резиденция великого герцога, в 27 км к Ю от Франкфурта-на-Майне; окружен прекрасными парками и лесами. Средняя температура весны +9,6°, лета +18,4°, осени +9,8°, зимы +1,5° Ц. Жителей, вместе с присоединенным к Д. Бессунген, в 1890 г. было 55883 (45712 евангелического исповедания, 6097 католиков, 107 нем. католиков, 1438 евреев); приращение населения за 5 лет — 9 процентов. В последние десятилетия возникли новые, прекрасные части города. Дворец вел. герцогов с библиотекой (600000 том., 4000 рукописей, собрание карт, редкие печатные произведения), коллекцией древностей, минералов, раковин и окаменелостей и картинной галереей. Статуя вел. герцога Людвига I; памятник войны 1870-71 г. Имущество города ценится в 11 с лишком млн. марок; долгов около 9 млн.; доходы в 1888-89 г. — 1990, расходы 1642 т. м.; на школы было употреблено 375600 м., на общественную безопасность 114000 м., на бедных 82000 м. Много учебных заведений — между прочим, высшая техническая школа, семинария для приготовления учителей средних учебных заведений, женская учительская семинария. Несколько частных картинных галерей. Много ученых, музыкальных, художественных, хозяйственных, торговых и других обществ, ряд благотворительных учреждений разного рода: кассы, приюты, больницы и т. п. Промышленность значительно развилась в последние десятилетия; заводы чугунолитейные, паровых котлов, машиностроительные, химические, железоделательные, карточные, шляпный, вагонный, мыловаренный а др., типографии, литографо-географические заведения, садоводство. Оптовая торговля мануфактурными, колониальными и москатильными товарами, маслом, вином, кожей и земледельческими продуктами. Д. — центр 4 жел.-дор. линий. Д. впервые упоминается в XI ст. В начале XIV в. он был еще деревней графов Каценельнбоген, которые выхлопотали ему права города и крепости в 1330 г. В 1479 г. он перешел к Гессену.

Дармштадтcкая конференция

— В апреле 1852 г. представители государств южной Германии собрались в Дармштадте для соглашения против возобновления германского таможенного союза (см.), который, однако, в следующем году был продолжен еще на 12 лет.

Дарнеталь

— город во франц. дпт. Нижней Сены, в 4 км от Руана, на притоках Сены Робек и Обетт. Жит. 6305 (1891). Производство сукон, шерстяных и хлопчатобумажных материй; железоделательные заводы и др.

Дарнлей, Генри Стюарт

(Darnley, 1541—1567) — лорд, сын графа Ленокса, второй супруг Марии Стюарт (с 1565 г.) и отец короля Иакова I. Его бесхарактерность и грубость скоро оттолкнули от него Марию, особенно после убийства ее секретаря Риччио (1566), влиянию которого Д. приписывал нежелание Марии разделить с ним власть. Даже рождение сына не примирило супругов, и Мария желала развода. Ее фаворит, граф Ботвель, составил заговор против Д., который и был убит заговорщиками в уединенном доме в предместье Эдинбурга. Для сокрытия следов преступления дом был взорван. Участие Марии в этом убийстве не доказано. См. Г. Афанасьев, "Мария Стюарт".

Дарнлей, остров у берегов Австралии

(Darnley) — остров в Торресовом проливе, в Австралии, к СВ от мыса Йорка.

Дарова

(чешск. Darova, нем. Daröwa) — местечко в Чехии, принадлежащее графам Штернберг. В окрестностях Д. богатые каменноугольные залежи; хорошо идет железное дело; есть серная фабрика. Здесь в 1836 году были сделаны первые попытки воспользоваться при железном и чугуноплавильном деле каменным углем.

Дарога

или даруга — чиновник у монголов. Название это происходит от монгольского глагола даруху — давить в смысле прикладывать печать. Отсюда Д. значит чиновник, прикладывающий печать, что по-тюркски передавалось словом баскак. Даруги у монголов управляли завоеванными провинциями в звании наместников (поэтому Гулагиды в Персии называли себя на монетах даругами); но, кажется, главным назначением их был сбор дани. Так, в 1223 г. Чингисхан с этою целью отправил даруг в завоеванные страны. В этом значении даруги привились и у нас Иоанн Грозный посылал Д., сборщика дани, в Сибирь. Теперь в Персии Д. — базарный полицеймейстер или низший полицейский чиновник.

Н. В.

Дарока

— древний испанский город в провинции Сарагоса, у северо-восточного склона Пунта-де-ла-Альменара; более 3 тыс. жителей; прекрасная готическая церковь (коллегиата). Основание его приписывают кельтиберам; расширением своим он обязан маврам, которые выстроили здесь крепость. В XVII ст. был устроен для отведения воды из верхней долины тоннель в 6,7 м вышины и 652 м длины.

Дарондо

(Бенуа-Анри Darondeau 1805-1869) — французский гидрограф. Воспитанник Политехнической школы в Париже, участвовал 1828-35 г. в съемке французских берегов, сделал в 1835-37 г. кругосветное путешествие с научной целью, много лет затем заведывал съемкой берегов в Средиземном море и с 1865 г. директор гидрографического корпуса морского ведомства и член "Bureau des longitudes". Кроме 4-томного описания своего кругосветного путешествия и многих карт, изд. "Mémoires hydrographiques" (1845-47), "Annales hydrographiques" (1848-53) и основал "Livre des phares de toutes les côtes du globe".

Дароносица

— название (в православной церкви) переносного священного сосуда, в котором хранятся запасные св. дары (см. Дары святые). Д., имеющая в себе св. дары, должна быть хранима непременно в алтаре церкви, на престоле. При изнесении ее из храма для причащения больного она влагается в особую сумку, шелковую или бархатную, с нашитым на ней с передней стороны крестом и с прикрепленной к ней, надеваемой священником на шею лентой, так что Д. носится священником не в руках, а на груди. Священника при этом обязательно должен сопровождать причетник.

Н. Б.

Дарохранительница

— один из главных священных сосудов, находящихся в алтаре православной церкви. В ней хранятся св. дары, т. н. запасные и преждеосвященные (см. Дары святые). Она должна быть изготовлена из золота или серебра и только в крайнем случае может быть оловянная; тогда под св. дары должна быть подстилаема чистая бумага. Д. должна быть всегда покрытой и храниться непременно в алтаре на престоле. Кроме священника и дьякона, никто не должен касаться этого св. сосуда.

Н. Б.

Дарре

— см. Аррест.

Даррелиева настойка

— см. Ревень.

Дарро

— золотоносная река южной Испании, берет начало на Сиерра-Иарана, протекает мимо Гранады и впадает в Гениль, приток Гвадалквивира. Большая часть воды ее проведена в фонтаны Гранады и лишь малая часть изливается в Гениль. Разливы ее опасны для нижних частей города.

Дарсе

или Д'Apce (Жан Darcet, 1725—1801) — французский врач и химик. С ранних лет Д. ревностно занимался химическими исследованиями, имея постоянно в виду их практическое применение. Много работал он вместе с Руэлем, на дочери которого был женат. Его важные исслелования над фарфором, послужившие усовершенствованию и успехам севрской фарфоровой мануфактуры, доставили ему место ее директора по смерти Маке. При этом он делал много соответственных опытов над действием огня, о чем он в 1770 г. представил записку академии наук. Он первый показал сгораемость алмаза, указал способ извлекать соду из морской воды, делать мыло из всяких жиров и масел, извлекать из костей желатин, усовершенствовал способы крашения и т. д. Его имя (металл Д.) носит изобретенная им в 1776 г. легкоплавкая смесь из 8 ч. висмута, 5 ч. свинца и 3 ч. олова. Д. был профессором химии (с 1774 г.) в Collège de France, был членом академии наук и Института; в 1799 г. избран в сенат. — Его сын, Жан-Пьер-Жозеф Д. (1777—1844) — тоже известный химик; подобно отцу, вместе с которым работал первое время, обращал главное внимание на прикладную химию. Он успел сделать много весьма важных для промышленности открытий; так, он усовершенствовал способ приготовления пороха, указал дешевые технические способы получения разных солей, ввел улучшения в составление бронзовых сплавов и др. Он получил премию за решение вопроса о предохранении золотильщиков от испарений ртути. Им указан также метод разделения золота и серебра посредством кипящей серной кислоты. Д. был членом академии наук, директором монетного пробирного отделения. Большая часть его работ помщена в "Annales de chimie et de physique".

Дарсе сплав

(висмутовый сплав) — один из легкоплавких сплавов. См. Висмут.

Дарси

(Darcy) — один из замечательнейших инженеров-гидравликов Франции (1803-1858). Получил известность сначала постройкой образцового водопровода в своем родном городе Дижон, за что в честь его выбита была медаль. После 1848 г. Д. был призван в Париж на должность главного инженера гидравлических и мостовых работ. Здесь он с любовью предался начатому им еще в Дижоне изучению законов движения воды в водопроводных трубах и для этого произвел многочисленные опыты. Результаты его трудов имели большое влияние на усовершенствование науки о движении воды. Исследования эти изложены в его соч. "Recherches expérimentales relatives au mouvement de l'eau dans les tuyaux" (П., 1857). До появления этого труда Д. инженеры пользовались единственно формулами Прони, которые основаны на небольшом числе опытов и произведены большей частью над трубами диаметром не более двух дюймов. Д. доказал, в противоположность господствовавшему мнению, что диаметр трубы, как и большая или меньшая гладкость ее стенок, имеет чувствительное влияние на скорость протекающей по ней жидкости. В последнее время своей жизни Д. трудился над исследованием законов над движением воды в открытых каналах. Опыты эти дали весьма замечательные выводы относительно влияния русла на коэффициенты сопротивления движению воды. Результаты их обнародованы уже после смерти Д. его сотрудником М. Базеном в соч. "Recherches expérimentales sur le mouvement de l'eau dans les canaux découverts", изданном в Париже в 1865 г. Имя Д. связано также с усовершенствованием гидрометрической трубки (см. Скорости движения (измерения).

А. Т.

Дарственная запись

— см. Дарение.

Дартмор

(Dartmoor) — плоскогорье в южной части графства Девон в Англии, с гранитными вершинами, носящими название торов (tors); изобилует рудниками; густо покрыто вереском и лесом; почва его бесплодна. Гранитные каменоломни Д. соединены железнодорожным путем с Плимутом.

Дартмут

(Dartmouth) — город в английском графстве Девон, на реке Дарт, которая здесь походит на широкое озеро; вход в реку защищен замком и батареями. Адмиралтейство; выделка сидра; торговля с портами Средиземного моря. Жителей 5338.

Дартфорд

(Dartford) — город в английском графстве Кент, на реке Дарент; ведет значительную торговлю с Лондоном; много фабрик и обширный пороховой завод. Жителей 8298.

Дару-с-Селям

(по-арабски значит "Дом спасения") — эпитет города Багдада.

Дарувар

(Daruvar) — 5 источников-акратотермов (40-46° Ц.) в Славонии, в Австрии, известных еще римлянам (Thermae Jasorvenses); хорошо устроенный курорт у станции жел. дор., 128 м над уровнем моря. Местоположение очень живописное; климат — мягкий, южный: воздух — свежий, укрепляющий. Назначаются преимущественно при нервных страданиях, ревматизме и артрите.

Дарфертит

или Дженакхера — страна в центральной Африке, к югу от Дарфура и к северу от Ниам-Ниам, орошаемая р. Газелей и Абу-Динга, или Бахр-эль-Араб. Главная область торговли невольниками; торговцы неграми основали здесь города в качестве складов для своего живого товара; к ним присоединились охотники за слоновой костью. Население — смесь различных негритянских племен. Бахр-эль-Араб вытекает из горной страны Шале; на расстоянии дневного пути оттуда лежит большое селение Хофратен-Нахас, а около него богатые медные рудники.

Дарфор

или Дарфур (т. е. страна Фор или Фур) — прежнее египетское владение в восточном Судане, величиной в 500000 кв. км; отделен на В безводной, поросшей кустарником степью от Кордофана, на З — лесом от Вадаи; на Ю граничит с Дарфертитом; на С переходит в Сахару. Центр Д. составляет Джебль-Марра, хребет гранитных гор вышиною в 1300—1830 м, с которого течет множество ручьев и рек. Благодаря проточным водам и 75-дневному дождливому времени в Д. возможно земледелие и скотоводство. Лучшая часть Д. по плодородию — горная страна (пшеница, финики, рис и т.д.). Добываются также медь и железо. Разводится много скота (верблюды, рогатый скот, козы, овцы, лошади). Число жит., по Нахтигалю, — 4 млрд., по Мазону — 1,5 млн. Собственно фори, или гондьяры (по которым и Д. называется иногда Дар-Гондьяра), с гладкими волосами, тонкими губами и интеллигентным лицом, враждебно относятся к иностранцам. В равнинах живут еще арабы и различные другие племена. Господствующая религия — ислам. Большая торговля. Основателем государства Д. был Делиль, или Дали (около 1500 г.). К Египту Д. был присоединен в 1874 г. Во время восстания Махди в 1883 г. Д. освободился от власти Египта и теперь входит в государство Махди.

Дархат

— форма множественного числа от монгольского слова дархан, имеющего два значения: 1) мастер, искусник (в частности кузнец) и 2) свободный от податей и повинностей. В первом значении оно в качестве титула жалуется за отличие монгольским князьям и вельможам. У волжских калмыков звание дархана жаловалось тем, которые освобождали князей от опасности или вообще оказывали им услуги. Во втором значении слово Д. прилагается к целым обществам или поколениям. Таковы, напр., дархатские поколения, обитающие в Кобдоском округе по реке Шикшит, что в верховьях Енисея. В Ордосе дархаты (до 50 семейств) охраняют три местные святыни. По наружности это — войлочные юрты, в которых будто бы хранятся: в первой — кости Чингисхана, его седло, серебряное корыто, чаша и трубка; во второй — тело его жены и в третьей — платье другой жены. Для содержания этих святынь Д. собирают подаяние, разъезжая не только по 7 ордосским хошунам, но и среди чахаров, халхасцев и олётов. Собирают они очень много, скотом и серебром, но и быстро тратят, так что среди них нет богатых. Управляются они выбираемым из их среды таргу (т. е. даруга) или чжайсаном (цзайса-ном).

А. О. И.

Даршана

(рассмотрение, учение) — общее название философской системы у индусов. Исходным пунктом всех шести Д. (Shad-darçanа) является аксиома: "из ничего не бывает ничего" (ex nihilo nihil fit); общая цель их — освобождение души от будущего рождения и существования (по учению о переселении душ) и уничтожение ее в душе мира. Эти шесть школ носят следующие названия: Ньяя, Вайсешика, Санкхья, Йога, Пурва-миманса, Уттара-миманса.

С. Б.

Дары святого Духа

— Для перерождения человека и человечества церковь апостольская была обильно снабжена особыми Д. св. Духа. Эти дары благодати (χαρίσματα) суть особые проявления силы св. Духа в верующих, для созидания церкви и спасения людей. Их можно разделить на три рода сообразно душевным силам человека. Одни относятся в способности познавательной и действуют главным, хотя и не исключительным, образом в области церковного учения и богословия. Другие прежде всего действуют на чувство и сердце и проявляются в богослужении и в назидании христианского общества. Третьи, воздействуя на волю, дают особые способности для пастырского и церковного управления. Впрочем, отнюдь не надо мыслить их отвлеченно и в раздельности — все они гармонически содействуют одной цели: созиданию св. церкви. В Свящ. Писании указывается десять даров св. Д., из которых четыре можно отнести к первому роду, два — ко второму, четыре — к третьему. — 1) Дар мудрости и разумения (σοφία) — глубокое прозрение в сущность и совокупность божественного учения о спасении. 2) Д. учительства (διδασκολία) — практическое применение Д. разумения; способность изложения божественного учения для просвещения и назидания общества. 3) Д. пророчества (προφητεία), не только в тесном смысле предсказания будущего, но вообще как прозрение в сокровенные пути промысла и тайны человеческого сердца. 4) Д. различения духов (διάκρισις πνευματον) — способность различать истинных пророков от ложных и божественное вдохновение от человеческого самообмана или бесовского соблазна; вообще мудрое различение истины от лжи. 5) Д. языков (καιναϊς γλώσσαις λαλεϊν или только γλώσσαις λαλεϊν), прежде всех других обнаружившийся в церкви: сами апостолы тотчас по сошествии св. Духа начали говорить новыми языками; этот же дар проявился в Корнелии сотнике, как только он получил Д. св. Духа, и проч. Этот дар, кажется, проявлялся иногда в бессознательном экстазе. 6) Д. толкования языков (έρμηνεία γλωσσών) стоит в тесной связи с предшествовавшим; он состоит в переводе сказанного на др. языках на понятный язык и в толковании сказанного для назидания общ. 7) Д. служения (διακονία-αντιλήψεις) — особая спо собность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви. 8) Д. пастырства и управления (κυβερνήσεις) — необходимый прежде всего для апостолов и их преемников, настоятелей церквей. 9) Д. чудес (χάρισμα ίαμότων δύναμις σημείων καί τεράτων) — исцеление больных и бесноватых, воскресение мертвых и проч. чудесные действия, столь обильные в первенствующей церкви. 10) Любовь — высший из даров, объединение и условие всех других. Все эти Д. особенно свойственны были церкви апостольской и тогда обильно проявлялись; но они составляют достояние церкви и в последующее время и всегда существуют в ней в той или иной мере. — Учение о Дарах изложено ап. Павлом (I Кор. 12—15 гл.; Рим. 12, 3-9). Ср. еп. Феофана, "Толкование Первого послания к Коринф." (М. 1882); его же, "Толкование IX-XVI гл. Послания ап. Павла к Римлянам" (М., 1890).

П. В.

Дары святые

— Так называют в православной церкви хлеб (частицы просфор) и вино в таинстве св. евхаристии после пресуществления их в тело и кровь Христовы (см. Пресуществление). Вкушение, или принятие, св. даров верными составляет таинство причащения тела и крови Христовых. Особый вид св. Д. составляют преждеосвященные (см. Литургия преждеосвященных Д.) и запасные св. Д., которые служат для причащения больных на дому. Запасные св. Д. приготовляются не непосредственно перед причащением, а заблаговременно, именно за литургиею в Великий четверг или, в случае необходимости, и в другие дни. Запасные св. дары хранятся в дарохранительнице. Священник обязан через каждые три дня осматривать запасные св. дары, чтобы они не заплесневели. Заметив в них сырость, священник должен просушить их: летом — дав к ним доступ внешнему воздуху, зимой — тем же способом, каким они приготавливаются. В случае порчи от сырости или припаления их во время высушивания св. Д. не употребляются для причащения больных, а по окончании литургии всыпаются в потир и потребляются самими священнослужащими вместе с св. Д., оставшимися от совершенной литургии.

Н. Б.

Дарьевка

— слобода Таганрогского округа Области Войска Донского, в 70 вер. от окружного города, на реке Нагольной. Жителей 7320, дворов 884, церковь и школа.

Дарьес

(Иоахим Георг Daries, 1714—1791) — немецкий юрист и философ. Его лекции в Йене по юриспруденции и философии имели большой успех, и в 1763 г. Фридрих Великий назначил его профессором во Франкфурте-на-Одере. Он принадлежал к противникам Вольфа. Его соч.: "Institutiones jurisprudentiae universalis" (7 изд. 1766); "Institutiones junsprudentiae Romano Germanicae" (2 изд. 1766); "Discours über Natur und Völkerrecht" (1762) и др. Ср. Buhle, "Geschichte der Philosophie" (т. VII).

Дарьинские источники

— в селе Дарьине Звенигородского уезда Московской губернии, в 33 вер. от Москвы, по Московско-Брестской жел. дор., в 5 вер. от станции Юдино. Местность лесистая, холмистая и сухая. Вода слабощелочная, чисто железная, почти без примеси аммиака и азотной кислоты. Источников несколько; из них отделаны в общем бассейне только 1 и 2, дающие до 1800 ведер в сутки. Общее количество вод всех источников, по проф. Сабанееву, до 10000 ведер в сутки. Вода источника 1 продается в моск. аптеках. Близость Москвы и удобство сообщения с нею обещают хорошую будущность источникам, открытым в 1886 г.

Г. М. Г.

Дарья Большая

— речка в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, правый приток реки Чусовой. В Д. Большую впадают Северная или Малая Д., Чертовка, Чесноковка и Шариха.

Дарьяльское ущелье

— см. Дариал.

Дарю, Наполеон

(Daru) — граф, сын Пьера Д., государственный деятель. Род. в 1807 г., служил в армии; позже посвятил себя вопросам о публичных работах и жел.-дор. деле и написал "Des chemins de fer et de l'application de la loi du 11 juin 1842" (П. 1843). В законодательном собрании 1849-51 г. принадлежал к умеренной партии. В день государственного переворота 2 декабря 1851 г. Д., как вице-президент собрания, созвал представителей в мэрию 10 окр.; но этот "маленький парламент" был рассеян войсками, и Д. попал в список изгнанников. Избранный в 1869 г. членом законодательного корпуса, Д. примкнул к династической оппозиции (так наз. сто шестнадцать), требовавшей введения парламентской системы. Получив в министерстве Олливье (2 января 1870) портфель иностранных дел, Д. скоро из него вышел вместе с Бюффе, потому что был противником плебисцита. После падения империи был избран депутатом в национальное собрание, где принадлежал к правому центру; с 1876 по 1879 г. был сенатором. Написал еще: "Le comte Beugnot" (1865).

Дарю, Наполеон (дополнение к статье)

(граф Daru) — французский политический деятель; умер в 1890 г.

Дарю, Пьер Антуан Бруно

(Daru, 1767—1829) — граф, французский государственный деятель и писатель. Во время революции был заключен в тюрьму, откуда освободился после падения Робеспьера. Служил в военном министерстве, был генерал-интендантом дунайской армии. Наполеон I возвел его в графское достоинство и постоянно давал ему важные поручения. Д. был уполномоченным при заключении мира в Пресбурге (1805), в Тильзите (1807) и Вене (1809); в 1811 г. сделан государственным секретарем, причем часто высказывался против завоевательных планов Наполеона. Во время реставрации сначала удалился от госуд. деятельности, но в 1818 г. получил звание пэра. Литературную известность приобрел еще в 1788 г. прекрасным переводом Горация (6 изд. 1823). Главное его соч.: "Histoire de la république de le Venise" (4 изд. 1853). Написал еще "Histoire de Bretagne" (4 изд. 1828); "Cléopédie, ou la théorie des réputations littéraires" (1800); "L'astronomie" (дидактическое стихотворение, изд. после его смерти, 1830) и др.

Дасара

— индийский праздник, носящий также название Дурга-пуджа (поклонение богине Дурга, см.). Это наиболее блестящий и дорогостоящий из всех индийских праздников. Происходит в месяце Ашвини, т. е. в конце сентября или начале октября. Самый праздник продолжается три дня, которым предшествуют несколько дней предварительных церемоний. В течение этого времени все дела и занятия во многих местностях Индии совсем прекращаются. Ремесленники и рабочие оказывают божеские почести инструментам и орудиям своего ремесла, простираясь перед ними и принося им жертвы курения, плоды, цветы и т. п. То же проделывают женщины перед разными предметами домашней утвари. Праздник заключается сооружением в каждой деревне безобразной статуи из теста, изображающей супругу Шивы — Парвати; она ставится под навесом, носится по деревне и окружается знаками почитания.

С. Булич.

Дасиподиус

(Dasypodius, Rauhfuss, Конрад, 1532—1600) — профессор математики Страсбургского университета, по указаниям которого в 1572-74 г. построены знаменитые часы Страсбургского собора.

Дастих

Иосиф (Dastich) — чешский писатель (1834-70); профессор философии в Пражском университете. Напечатал: "Rozbor filosofickych nàhledů Tomy ze Stitného" (1862); "Zakiadové praktické filosofie" и др.

Предыдущая страница Следующая страница