Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 3, Евф - Еж)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 3, Евф - Еж)

Предыдущая страница Следующая страница

Евфрат, в мифологии

(Εύφράτης) — эпоним реки того же имени, брат Тигра и Месопотамии. Он убил по ошибке своего сына и с горя бросился в реку Мид, названную с тех пор Евфратом.

Евфрат, река в Азии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евфрат, римский стоик

— сириец или египтянин родом, стоик, современник и друг Плиния Младшего. Плиний ("Письма" I, 10) и Эпиктет хвалят его нравственные качества, тогда как Аполлоний Тианский его порицает. Е. умер в Риме, при Адриане, приняв яд.

Евфросин, псковской чудотворец

— святой, псковской чудотворец; род. около 1386 г. В 1447 г. основал на реке Толве общежительный монастырь. Оставил "Завещание", в котором предписывается "в келиях чернецем не ясти, ни женам быти в монастыре, ни немецкого платья носити", и "Общежительный устав". Участвовал в псковских спорах "о тайне божественной аллилуйи" и ездил для разрешения своих сомнений в Константинополь. Первое житие Евфросина было составлено вскоре после его смерти (не позже 1510 г.), второе — в 1547 г.

Евфросин, раскольник

— автор сочинения "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", появившегося в свет в 1691 г. Е. — современник первых расколоучителей, ученик игумена Досифея, принимавший деятельное участие в жизни раскола XVII века, имевший много учеников и последователей, выделившихся в особый, как тогда называли, "скит", или "станицу", его имени — евфросиновщину. Е. был противником "самоубийственных смертей", тогда только что возникших, и писал полемические по этому вопросу сочинения, из коих последнее издано в свет в 1895 г.; в нем много исторических сведений, сообщенных без вымыслов и "приукрашений". Памятник этот издан X. Лопаревым ("Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения 1691 г.", СПб., 1895), предпославшим ему обширное предисловия.

См. П. С. Смирнов, "Происхождение самоистребления в русском расколе" (СПб., 1895); В. Ключевский, "Новооткрытый памятник по истории раскола" ("Богословский Вестник", 1896, март).

Евфросиния, полоцкая княжна

(1101-1173) — княжна полоцкая, преподобная. Внучка владетельного князя полоцкого Всеслава Брячиславича, дочь его сына Святослава-Георгия, княжна отличалась красотой и любовью к образованию. В то время как многие князья искали ее руки, и ее родители обещали уже ее одному из них, она тайно удалилась в женскую обитель и постриглась в монашество с именем Е. (мирское ее имя — Предслава); жила одно время в полном уединении; позже основала женский монастырь, доселе существующий под ее именем, в Полоцке; в монастырском храме хранится сооруженный ею напрестольный крест и показываются две кельи, в которых она подвизалась. Пользуясь родством с Мануилом Комненом, византийским императором, она выпросила у него для своей обители одну из трех икон (ефесскую) Богоматери, по преданию писанных евангелистом Лукой. Супругою св. великого князя Александра Невского эта икона, в 1239 г., была перенесена в город Торопец. Е. скончалась в Иерусалиме и погребена в Киевских пещерах.

Евфросиния, преподобная суздальская

- преподобная суздальская, в миру Феодулия, дочь великого князя Михаила Всеволодовича черниговского (XIII в.). Память 25 сентября.

Евфросиновцы

- название раскольников, встречающееся в "Розыске" Димитрия Ростовского. В настоящее время, как обозначение особой секты, оно неизвестно; это — нарицательное имя старообрядцев вообще, как учащих о двоении "аллилуйи" на основании жития преподобного Евфросина (подлинность которого более чем сомнительна). В этом житии рассказывается, что Евфросин был защитником двоения аллилуйя, которое он будто бы принес с Востока, от самого константинопольского патриарха.

Евфуизм

или, по англ. произношению, юфуизм (Euphuism) — искусственный, манерный, испещренный антитезами, метафорами и др. литературными побрякушками язык, которым говорили в высшем английском обществе и который нашел свое отражение и в литературе. Так как Е. получил свое имя от героя романа Лилли "Евфуэс, или Анатомия Остроумия " ("Euphues, Anatomy of wit ", Лондон, 1579), то многие в самой Англии думали, что Лилли был изобретателем Е.; но в настоящее время это мнение давно оставлено. Изучение современной Лилли европейской литературы привело к убеждению, что Е. в эпоху Возрождения был явлением повсеместным; писатели стремились приблизиться к изящному стилю классических авторов и, желая щегольнуть ученостью, употребляли на каждом шагу классические образы, сравнения и т. п. К этому общему стремлению присоединилось в Англии влияние литератур иностранных, преимущественно итальянской и испанской. Некоторые из составных элементов Е. мы находим у Петрарки и у его английских подражателей. Встречающиеся в сонетах Серрея выражения вроде "облако зависти" (cloud of envie), "бури слез" (storms of tears), несомненно, навеяны pioggia di lacrimar, nebbia di sdegni и др. метафорами Петрарки. Равным образом петрарковские антитезы — вроде Amor mi sprona in un tempo ed affrena, assceura e spaventa, arde ed agghiaecia (любовь меня пришпоривает и в то же время обуздывает, покоит и устрашает, воспламеняет и замораживает) и т. д. — повторялись на разные лады английскими подражателями итальянского поэта. За 22 года до появления "Евфуэса", Томас Норт перевел на английский язык биографию Марка Аврелия, написанную знаменитым испанским писателем Антонио де Гевара, где к известным нам элементам Е. присоединяется еще параллелизм сентенций и попытка ввести аллитерацию в прозаическую дикцию. Из этих особенностей слога Гевары Лилли впоследствии сумел извлечь большие эффекты. Таким образом у Лилли мы находим соединение всех составных ингредиентов Е. Самое слово Евфуэс не было изобретением Лилли, а было им заимствовано из педагогического трактата Роджера Ашэма (" The Schoolmaster ", Л., 1571), где этим термином называется человек остроумный и стремящийся обогатить свой ум познаниями. Характерным образчиком Е. Лилли может служить речь Евбулуса к Евфуэсу, переведенная в книге Н. Стороженко "Предшественники Шекспира" (прим. 164). Влияние Лилли на современную ему литературу было весьма значительно, но продолжалось не более 20- 30 лет. От этого влияния не могли уберечься не только Грин и Лодж, но и сам Шекспир. Многие места в драмах Шекспира будут не вполне понятны, если мы их не сопоставим с соответствующими местами из "Евфуэса" Лилли (примеры приведены в "Очерке истории английской драмы до смерти Шекспира" Н. Стороженко, помещенном в XX выпуске "Истории всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова). Почин в нападениях на слог Лилли подал сатирик Томас Наш в памфлете " Anatomy of absurdity " (Лондон, 1589) и в комедии " Sumneer's last will and testament ", где он остроумно и зло пародировал евфуистическую манеру Лилли. За ним последовал Шекспир, который в своей комедии "Напрасный труд любви" нанес сильный удар Е.

Ср. Weymouth, в "Transactions of the Philological Society" (1870-72); статью "Euphuism " (в "Quarterly Review", 1861, January-April), Landmann, "Der Euphuismus, sein Wesen, seine Quelle, seine Geschichte" (Тиссен, 1881); его же статью "Shakespeare a. Euphuism" (в Transactions of the New Shakespeare Society", 1884, Part. II).

Н. Стороженко.

Евхаристия

— название одного из главнейших таинств церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение — литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в Е. хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране не признают пресуществления, а допускают только соприсутствие действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in, sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в ней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело и кровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и вкушают их верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не пресуществляются, а остаются самими собой и служат лишь символами тела и крови Христовых, воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. Xристом, причем вкушение их возбуждает в верующем столь твердую веру в И. Xриста, что дело искупления делается как бы присущим вкушающему, неотъемлемым достоянием его существа. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Христа "реально и субстанционально", но присутствуют они в хлебе и вине не вещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е. согласно с реформатами. В частностях учения о Е. существуют разности между православными и католическими церквами. В первой веществом для Е. служит хлеб квасный (άρτος), по второй — пресный (опресноки). Относительно времени пресуществления православная церковь учит, что оно происходит во время так называемой совершительной евхаристийной молитвы, предначинаясь в момент произнесения воспоминательных слов этой молитвы: "даде св. своим учеником... рек (И. X.): приимите ядите, сие есть тело мое..." и совершаясь вполне в момент произнесения просительных слов той же молитвы: "сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей — честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым, аминь". По учению римской церкви пресуществление совершается в момент произнесения слов Христовых, которыми была установлена Е., а не во время призывания на св. дары Св. Духа. Православная церковь приобщает мирян под обоими видами — хлеба и вина; католическая церковь приобщает мирян лишь одного тела Христова, под видом хлеба. Таинство Е. может быть совершено только в храме, во время литургии, или, по нужде (например, если церковь сгорела и еще не отстроена вновь) — и в частном доме, но непременно на антиминсе (см.).

Н. Б.

Евхерий

— писатель, родом из Галлии; получил блестящее образование, имел семью. Нашествие Алариха в 409—410 г. произвело на Е. гнетущее впечатление: он поступил в Леринский монастырь, затем жил анахоретом в Лерине, ведя переписку со многими видными представителями галльской иерархии. В 434 г. Е. был избран в епископа лионского. В пособие для преподавания в Епископской школе Е. написал две книги: "Наставления" (Instructiones) и "Книгу формул духовного разумения " (Liber formularum spiritualis intelligentiae). Е. принадлежит к числу лучших из поздних латинских писателей. Лучшими его сочинениями считаются "Похвала пустыни" и "Увещание Валериану о презрении мира и светской философии". Ему же принадлежит "Страдание агаунских мучеников, св. Мавриция и бывших с ним". Е. скончался около 454 г.

Евхиты

— см. Мессалиане.

Евхологий

— соединение Служебника с Требником, одна из древнейших богослужебных книг греческой церкви. Его прототипом можно считать собрание молитв Серапиона, епископа тмуитского, IV века (изд. проф. Дмитриевским), и более обширное собрание молитв и последований в VIII кн. Апостольских Постановлений. В VII в. сборники этого рода были уже известны под именем Е. От VIII — IX в. сохранились рукописные Е., напр. Е. из собрания преосв. Порфирия Успенского, вывезенный им с Синая, и Е. Барбериновой библиотеки в Венеции, изданный Гоаром в 1547 г. Богатое собрание Е. дал проф. Дмитриевский во втором томе "Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока " (Киев, 1901). 162 изданные им Е. излагают состав служб и различных последований восточной церкви за время с первой половины XI стол. по XVI в. Первое место среди них занимает Парижский Е. № 213, с датой 1027 г.

Евье

— местечко Виленской губернии, Трокского уезда, при озере Евье. Принадлежало Огинским. С 1619 по 1812 г. здесь была типография, в первое время печатавшая славянские книги. Ярмарка.

Егель

Большой и Малый — речки Лифляндской губернии, Рижского уезда, изливающиеся в озеро Егельзее. Большой Е. образуется от слияния ручьев Судде и Мариенбад, имеющих более 40 верст длины; длина Большого Е. более 45 верст. Верхние притоки Малого Е. 35 верст длины; длина Малого Е. 57 верст. Ширина как Большого, так и Малого Е. от 5 до 15 саженей Обе реки протекают по лесистой местности, русло их очень извилисто; берега преимущественно низменные.

Егельзее

— озеро Лифляндской губернии, в 8 верстах на восток от города Риги, по пути в "Лифляндскую Швейцарию". Е. изливается в озеро Штинтзее, которое Мильграбеном соединяется с Западной Двиной. Через проток между озерами сооружен большой мост. При озере обширная бумагопрядильня и винокурня. Озеро Е. очень богато рыбой и вместе с озером Штинтзее доставляет городу Риге почти весь потребный ему запас ряпушки и корюшки. Длина озера 5 верст, ширина 2 версты.

Егенье

(мадьяр. Jegenye) — целебные воды в Клаузенбургском комитате в Венгрии (Трансильвании), на железнодорожной линии Гроссвардейн-Клаузенбург; землисто-известковые воды и чрезвычайно сильные железистые грязи. Первые полезны при ревматизме и ломоте, а последние — при анемии и женских болезнях.

Егер

(Jäger) — см. статьи Йегер.

Егермейстер и Егермейстерская контора

— см. Императорская охота.

Егерские или стрелковые войска

егеря — легкая пехота, теперь уже далеко не имеющая того значения, какое принадлежало ей прежде, когда ружья были менее совершенного устройства и обучение меткой стрельбе не было условием боевой подготовки всей пехоты. Название "Егеря" впервые встречается в 30-летнюю войну. Как постоянное войско, они прежде всего появляются в Пруссии, при Фридрихе Великом. В Австрии Е. войска получили постоянную организацию лишь с 1808 г.; во Франции они, под названием "chasseurs à pied", возникли во время 7-летней войны; в Пьемонте — в 1842 г., под именем "берсальеров". Появление Е. войск в России относится к 1763 г., когда командовавший финляндской дивизией граф Панин сформировал при ней Е. отряд из 300 человек. Затем число егерских частей стало постепенно увеличиваться, а самый этот род войска подвергался различным преобразованиям, последним словом которых являются нынешние стрелковые полки и батальоны.

Егерский лейб-гвардии полк

— В 1796 г. из егерских команд полков л.-гв. Семеновского и Измайловского и из егерской роты Гатчинских войск (см.) сформирован был л.-гв. Е. батальон, в 1806 г. переформированный в л.-гв. Е. полк. В 1856 г. полк наименован л.-гв. Гатчинским, но в 1871 г. ему возвращено прежнее название. Знаки отличия: 1) полковое знамя — георгиевское: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г.", 2) георгиевские трубы: "За отличие в сражении при Кульме 17 августа 1813 г."; 3) знаки на шапки: "За Телиш, 12 октября 1877 г.".

Егеруки

или егерукавцы — род черкесского племени адигов, в Кубанской области; до 1849 г. жили по левому берегу реки Дабы, затем бежали за реку Белую; в настоящее время расселились по равнинам рек Улы, Пчага и Пшибса. Племя это малочисленно, всегда было мирно, занимается земледелием; в 1859 г. изъявило покорность.

Егерь

иногда егарь (от нем. jäger — охотник) — охотничья прислуга в ружейной охоте. На обязанности егерей лежит: 1) надзор за охотничьим хозяйством в предназначенных для охоты угодьях; 2) подготовка и устройство охот и 3) оказание охотникам соответствующих услуг при производстве охот. К обязанностям первого рода относятся: охранение угодий, лично и через сторожей, от самовольной охоты посторонних лиц; прикармливание в зимнее время некоторых птиц и зверей (преимущественно серых куропаток и диких коз); истребление хищников, не составляющих предмета охоты, например ястребов, кошек, и наблюдение за сторожами, за охотничьими постройками и за всеми вообще охотничьими принадлежностями. Обязанности второго рода заключаются в дрессировке и натаске собак, в разыскании тетеревиных и глухариных токов (см.), удобных мест вальдшнепиной и утиной тяги (см.), выводков и вывалов дичи, в обкладывании медведей, лосей, волков и других зверей, в найме загонщиков (кричан) для облав и в самом устройстве облав. Е. должны оказывать охотникам помощь отличным знанием дела и местности и скорейшим разысканием дичи в удобных для стрельбы ее условиях. Между Е. за последнее двадцатипятилетие приобрели в России громкую известность особенным способом облавы на зверей псковичи или лукаши, происходящие из деревни Острова, Псковской губернии, и получившие второе свое название от родоначальника их, старообрядца безпоповщинского согласия Луки — отца Изота Лукича, изобретшего псковской способ охоты. Преимущества этого способа состоят в том, что псковичи, изучив все сноровки зверей (главным образом волков и лисиц), быстро обкладывают их и втроем, один посредине, другие — по бокам, гонят их в заранее определенное место на охотника. Псковичи нанимаются на службу обыкновенно артелями в три человека и в зимнее время получают каждый до 100 руб. в месяц жалованья (подробности см. в ст. Дмитриева-Мамонова, в "Журнале Охоты" за 1874 и 1875 гг.; заметку В. Н. Г., в журнале "Природа и Охота" за июнь, 1884 г.). На основании Высочайше утвержденных 3 февраля 1892 г. правил об охоте, Е. выдаются бесплатные охотничьи свидетельства; по утверждении их в звании охотничьих сторожей они освобождаются от телесного наказания и в отношении преследования нарушителей охотничьих законов пользуются всеми правами, предоставленными страже казенных лесов.

С. Безобразов.

Егеря конные

(видоизменение драгун) — в настоящее время существуют только во Франции (20 полков) и в Австрии, где в военное время формируются 2 эскадрона тирольских конных Е. и 1 отделение далматинских. — В России этот род войска был введен князем Потемкиным (1788), сформировавшим при Екатеринославском кирасирском и при всех легкоконных полках команды конных Е. В 1789 г. изо всех этих команд и из Елизаветградского легкоконного полка сформирован был конно-егерский полк того же наименования. К 1796 г. у нас было уже 4 полка конных Е. Павел I их уничтожил. При Александре I, в 1812 г., 8 драгунских полков были переименованы в конно-егерские. В 1833 г. конно-егерские полки были опять расформированы и обращены на усиление полков уланских, драгунских и гусарских.

Егиазаров

(Егиазярянц, Соломон Адамович) — исследователь юридического быта Закавказья; происхождения армянского, род. в 1853 г.; окончил курс по юридическому факультету московского университета; принимал участие в составлении "Свода материалов по изучению экономического быта государственных крестьян Закавказского края", для которого он, по поручению министерства государственных имуществ, собрал и обработал данные об общине и формах землевладения в Закавказье. На магистерскую диссертацию Е.: "Исследования по истории учреждений в Закавказье", ч. 1-я (в "Ученых Записках Казанского Университета" за 1889 г.) напечатал свои замечания M. M. Ковалевский в "Юридическом Вестнике" (1889 г., №№6-7). Вторая часть этих "Исследований" (в "Записках Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества", 1891 г., вып. 1), представляет собой докторскую диссертацию Е. В "Записках Кавказского отд. Имп. Русского Географического общества" (1891, т. XIII, вып. 2) напечатаны этнографические работы Е. о курдах и езидах Эриванской губернии. Кроме того, Е. принадлежит еще статья: "Брак у кавказских горцев" ("Юридический Вестник", 1878 г., №№ 8 и 9). С конца 1887 г. Е. читает лекции в казанском университете.

Егиазаров (дополнение к статье)

(Соломон Адамович) — состоит профессором по кафедре государственного права в университете св. Владимира. Напечатал: "О водовладении в Закавказском крае" (Киев, 1896).

Егина и Егинское искусство

— см. Эгина и Эгинское искусство.

Египет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Египет (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Египетская саранча

(Acridium aegypti um) — насекомое из семейства Acridiidae, относящегося к прямокрылым (см. Саранчовые). Цвет серовато-рыжий, усики черноватые, надкрылья серые или желтовато-серые; крылья прозрачные с черными жилками, посредине с широкой дымчатой полосой; длина 30—68 мм. Личинки зеленые с белыми пятнами на переднеспинке; взрослые встречаются с марта по июнь и держатся главным образом на кустарниках и деревьях; летает с шумом; значительного вреда для растительности не производит. Распространена во всей Африке, западной Азии и южной Европе (единичные экземпляры залетают далеко на С Европы).

Египетская синь

— см. Краски минеральные.

Египетские монеты

— Под этим названием обыкновенно разумеют древнеегипетские монеты династии Птолемеев. До Александра Македонского в Египте монеты не существовало, а в обращении находились серебряные, золотые и электронные кольца, служившие единицей ценности. Первоначально работа монет, чеканенных при Птолемеях, была довольно грубая и несовершенная. Главнейшие типы: у золотой монеты — голова царя, у бронзовой — Юпитер Аммонский; на оборотной стороне — орел с молниями в лапах. Вес, за малыми исключениями, принят финикийский — для золота и серебра, аттический для — бронзы. Главные монеты золотые — октодрахмы, серебряные — тетрадрахмы. Известны также золотые пентадрахмы и серебряные октодрахмы. Птолемей II, завладев Финикией, ввел в последней монету по образцу египетской. По изяществу работы замечательны монеты Клеопатры. При римском владычестве особенно интересны императорские монеты Александрии, по своей величине и различию типов. Монеты мусульманского Египта делятся на четыре группы: 1) монеты халифов, 2) монеты собственно Е., 3) монеты турецко-египетские и 4) современные Е. монеты. Все относятся к группе восточных монет (см.). Литературу см. в статьях Древнегреческие и Римские монеты.

П. ф. В.

Египетский канон

— см. Канон.

Египетский скарабей

(Ateuchus sacer) — жук из семейства навозников.

Египетское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Египт

(Αΐγυπτος) — сын Бела и брат Даная, в греческой мифологии эпоним страны Египет. У Даная было 50 дочерей, у Е. — 50 сыновей, добивавшихся брака с Данаидами. Когда Данай с дочерьми бежал от преследования сыновей Е. в Арголиду, эти последние отправились вслед за беглецами и снова настаивали на браке. Данай, наконец, дал согласие, тайно приказав своим дочерям убить женихов в брачную ночь. Данаиды исполнили это, за исключением Гипермнестры, любившей своего мужа Линкея. По одному сказанию, Е. сам прибыл в Арголиду и умер от горя о смерти своих сыновей.

Египтология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Егише

(Елисей) — армянский писатель V века, епископ Аматуниев и секретарь Вардана-Мамиконяна (см.), † около 480 г. Из сочинений Е. наиболее замечательна "История религиозной войны армян с персами", считающаяся образцом прекрасного слога; это самое распространенное из всех произведений древней армянской литературы. Из многочисленных изданий ее первое вышло в Константинополе в 1764 г., одно из лучших — в Венеции в 1859 г. (полное собрание сочинений Е.), новейшие — в Москве (1861), Феодосии (1861), Иерусалиме (1865), Тифлисе (1879); переводилось на французский, итальянский и английский языки, а также на русский язык П. Шаншиевым, под заглавием "История Е. Вардапета. Борьба христианства с учением Зороастровым в V столетии, в Армении" (Тифлис, 1853).

Ср. И. Березин, "Критика на перевод Истории Егише П. Шаншиевым" (СПб., 1857).

Егла

- село Боровичского уезда Новгородской губернии, при порогах реки Меты; 1500 жителей, большинство которых занимается лоцманством. Значение Е. падает, с уменьшением судоходства по Вышневолоцкой системе.

Еглехт

или Ягговал (по-эстонски Брёхе или Брёиёгги) — река Эстляндской губернии, впадает в Ихазальскую бухту Финского залива, недалеко от деревни Тоёссу. Длина 73 версты. Недалеко от устья, Е. образует красивый водопад (23 фута высоты), самый значительный из водопадов Прибалтийских губерний. Ниже Костфера Е. исчезает под землей, а через 3 версты, при деревне Еглехт, опять выходит на поверхность. Берега Е. у водопада достигают высоты 85 футов. Притоки Е. с правой стороны: Альпский, Тендельский и Мустеггский ручьи.

Еглон

— 1) упоминаемый в Библии царь моавитский, который, воспользовавшись политической безурядицей евреев вскоре после завоевания ими Палестины, предпринял нашествие на них и жестоко угнетал их налогами в течение 18 лет. Он погиб от руки судьи Аода, что послужило сигналом к общему восстанию народа против моавитян, которые и были изгнаны из Палестины (Суд., III, 12-30).

2) Ханаанский город в Палестине, владетель которого, Девир, состоял в коалиции ханаанских царей, соединившихся с целью отражения евреев. Когда союзники были разбиты И. Навином, жители Е. были избиты и самый город сожжен. При разделе земли он отошел к колену Иудину. Развалины его (под названием Ажлан) можно и теперь видеть в равнине Шефела, к западу от города Лахиса (см. И. Нав., гл. Х и XII).

А. Л.

Егорий

— см. Георгий Победоносец.

Егорлицкая

— станица Черкасского округа области Войска Донского, при реке Егорлыке, в 120 верстах от Новочеркасска; жителей до 5000. Училище. Главное занятие жителей — хлебопашество и скотоводство; последнее процветает благодаря обилию земли, которой приходится по 49 десятин на 1 мужскую душу. Овец (простых) было в 1892 г. до 110000 голов.

Егорлык

или Ягорлык — левые притоки реки Маныча. Большой Е. берет начало в Кубанской области с небольшого кряжа Темнолесского, под 44°70' северной широты и 59°60' восточной долготы; течет на запад от Ставрополя, по направлению к северо-западу до станицы Каменнобродской, затем меняет направление на северо-восточное и близ села Птичьего вступает в Ставропольскую губернию, впадая в Маныч у села Новоманычского; длина реки 280 верст, ширина от 5 до 15 саженей, глубина от 2-6 футов. До села Ново-Троицкого Е. течет среди крутых известковых берегов, дно реки иловатое, почему вода мутная и вредная для употребления. Средний Е. составляет естественную границу между Ставропольской губернией и областью Войска Донского; образуется из нескольких ручьев, сливающихся в одну реку близ села Средне-Егорлыкского; отсюда на протяжении 75 верст на северо-восток река течет медленно среди пологих берегов и впадает в Маныч при посте Вонючем, откуда и произошло в простонародье название Вонючий Е. Несколько ниже впадения в Маныч река Средний Е. впадает Малый Е., но течение его принадлежит области Войска Донского.

Н. Кузнецов.

Егорлыкское Среднее

иначе Лежанка — село Ставропольской губернии и уезда, на реке Средний Егорлык. Жителей более 4 тысяч; еженедельные базары и ежегодная ярмарка.

Егорнов

(Александр Семенович, 1858—1903) — живописец-пейзажист. Учился в Императорской академии художеств. Главным его наставником был проф. бар. М. К. Клодт. Окончив академический курс со званием классного художника 1 степени и большой золотой медалью, полученной за исполнение программы "Дубы", путешествовал по России в качестве пенсионера Академии. Из произведений этого художника, появлявшихся на СПб. академической и на др. выставках, выдаются "Вид Мисхора, близ Ай-Петри, в Крыму" (1888), "Перед дождем", "Водяная мельница".

Егоров, Алексей Егорович

- исторический живописец (1776-1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6-ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г. был переведен в ученики спб. академии художеств. Наставниками его в ней были профессора Акимов и Угрюмов. По окончании курса в 1797 г. Е. был оставлен при академии пенсионером, и в 1798 году определен преподавателем в ее классах. В 1803 г. отправлен за границу, в Италии изучал произведения Рафаэля. По возвращении своем в 1807 г. в СПб. был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 г. удостоен звания профессора. В 1814 г. окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя" (находится ныне в Императорском Эрмитаже). Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, он написал множество картин, преимущественно религиозного содержания; его образа и целые иконостасы украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви. С годами кисть его более и более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковы: К. Брюллов, П. Басин и Ф. Бруни, были причиной того, что в 1840 г., император Николай I, недовольный образами, написанными Е. для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии. Е. не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Е. оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории. Работы Е. находятся во многих спб. церквах, как, например, Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в Конюшенной церкви, а также в Царском Селе и Новгороде.

А. А. С.

Егоров, Николай Григорьевич

— профессор физики в военно-медицинской академии в СПб.; род. в 1849 г. По окончании курса во 2-й спб. гимназии поступил в 1866 г. в спб. университет, где кончил курс в 1870 г. со степенью кандидата физико-математических наук, после чего в течение 3 лет занимался при физическом кабинет того же университета для усовершенствования в экспериментальной части физики. В 1873-77 гг. был ассистентом физики в спб. технологическом институте, преподавал физику в Михайловском артиллерийском училище, на женских врачебных курсах и в 3-й гимназии. Получив степень магистра физики в 1877 г., стал читать лекции спектрального анализа в университете в качестве приват-доцента, а в следующем году назначен экстраординарным профессором в варшавский университет, где, кроме физики, читал еще лекции физической географии и метеорологии. Ученую степень доктора получил в 1882 г., а через два года приглашен в качестве ординарного профессора читать лекции в военно-медицинской академии, где состоит и до сих пор. С 1885 г. вновь читает лекции оптики в университете в качестве приват-доцента (по уставу), а с 1890 г. — курс электричества в Николаевской инженерной академии. Ученые исследования Е. относятся преимущественно к оптике. В журнале "Русского физико-химического общества" за 1877 г. напечатан первый его труд "Электрический фотометр", что послужило диссертацией для магистерской степени, "Атмосферные линии солнечного спектра " — докторская диссертация (Варшава, 1882). Вообще с 1879 г. по 1885 г. занимался спектрами поглощения земной атмосферы и при содействии парижской обсерватории и материальной поддержке со стороны физического отделения Русского физико-химического общества имел возможность доказать, что три линии солнечного спектра (см.) происходят от кислорода земной атмосферы "Comptes Rendus de l'academie des Sciences" (1831-85). Был инициатором организации экспедиций для наблюдения полного солнечного затмения 7 августа 1887 г., от физического отделения Русского физико-химического общества и редактором отчета о нем ("Журнал Русского Физико-химического общества", 1888). В 1891 г. по инициативе Е. построена в СПб. военным ведомством центральная электрическая станция военно-медицинской академии на 8000 ламп накаливания, посвященная памяти В. В. Петрова (см.), первого ученого, наблюдавшего (1802) электрическую дугу, происходившую от вольтова столба.

Егоров, Яков Егорович

(умер в 1902 г.) — писатель, из крестьян Новгородской губернии; был народным учителем в Белозерске. Ему принадлежат классные книги для чтения: "Красное солнышко", "Ясная звездочка" и пр. В "Севере" печатались его очерки "Среди крестьян", вышедшие отдельным изданием (Новг., 1902).

Егоршино

— село в Камышловском уезде Пермской губернии, при речке Бобровке; дворов 173, жителей 847. В 1871 г. при Е. открыт хороший каменный уголь; к 1875 г. было добыто около 300 тыс. пудов. В последние годы Егоршинских копей нет в списке действующих.

Егорьевск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Егошиха

(Егошихинский медеплавильный завод) — ныне часть города Перми, а до 1780 г. деревня, с заводом, выстроенным в 1723 г. казной для выплавки меди (см. Пермь).

Егунов, Александр Николаевич

— статистик, окончил курс в московском университете в 1848 г. Литературную свою деятельность начал статьей: "Взгляд на торговлю древнейшей Руси" ("Современник", 1848 г., №№ 8 и 9), в которой выразил сомнение в цветущем состоянии древнерусской торговли. В сочинении "О ценах на хлеб в России и их значении в сфере отечественной промышленности" (М., 1855) Е. задался целью установить связь между ценами на хлеб и физическими условиями отдельных местностей, с одной стороны, и явлениями экономического быта — с другой. В 1860-х гг. редактировал весьма содержательные "Записки бессарабского областного статистического комитета", издал: "Бессарабская губерния в 1870-75 гг. ", вып. I.; "Перечень населенных мест (Кишинев, 1879) и "Местные гражданские законы Бессарабии" (СПб., 1882); о последнем труде см. Бессарабские местные законы. В 1888 г. Е. избран в вольном экономическом обществе товарищем председателя отделения политической экономии и сельскохозяйственной статистики.

Егунов, Александр Николаевич (дополнение к статье)

— статистик; ум. в 1897 г.

Егунов, Михаил Андреевич

— бактериолог, род. в 1864 г., окончил Новоалександрийский институт и Моск. сельскохоз. по агрономическому отделению. С 1893—1898 гг. был ассистентом по ботанике и бактериологии в Новоалександрийском институте, с 1903—1904 гг. заведующим бактериологическим отделением Томской центральной лаборатории молочного хозяйства (министерства земледелия и государственных имуществ). Главнейшие работы: "Аэробный денитрификатор при прорастании семян" ("Записки Новоалександрийского Института", 1895); "Серобактерии Одесских лиманов" ("Архив биологических наук", 1895); "Zur mechanischen Analyse der Bacterienplatte" ("Centr. f ü r Bact.", 1897); "Сернистое железо и окиси железа в водах Черного моря и его лиманов" ("Ежегодник по геологии и минералогии России", 1897); "Die Mechanik und Typen der Teilung der Bacterienscharen" ("Centr. f ür Bakt.", 1898).

Егуповы-Черкаские

— русский княжеский род, одного происхождения с князьями Ахамашуковыми-Черкаскими. Предок их, князь Чугуп Егупович Черкасский, выехал в Россию при Грозном и принял крещение с именем Ивана. Сын его, Никита Иванович, в 1633 г. был воеводой в Томске. Род Е.-Черкаских внесен в V часть родословной книги Калужской губернии.

Едвабно

(Jedwàbno) — местечко Кольненского уезда Ломжинской губернии, на реке Писне. Фабрика сукна низших сортов, заводы медоваренный и уксусный. Местечко составляет гмину, в которой насчитывается 9516 жителей. Главные занятия жителей — земледелие и добывание торфа.

Едем

— см. Рай.

Еденцы

(Единцы) — местечко Бессарабской губернии, Хотинского уезда, в 76 верстах от Хотина. 190 дворов, около 1000 жителей; православная церковь, 4 молитвенных дома, больница, лавки. В 1873 г. сюда переведено духовное училище из местечка Бельцы.

П. Т.

Едеренг

— горный кряж юго-западной Монголии (горная страна Бэй-шань), тянущийся на северо-запад от горной группы Цаган-богдо. См. Ерень-нуру.

Едигей

— см. Эдигей.

Едигер, астраханский царевич

— царевич астраханский. В 1542 г. приехал служить Москве.

Едигер, князь сибирских татар

— князь сибирских татар, живших в середине нынешней Тобольской губернии. В 1555 г. Е. прислал послов в Москву поздравить царя с покорением царств Казанского и Астраханского и просил принять в подданство Сибирскую землю, обещая платить дань с 30700 человек своих подданных, по соболю и по белке сибирской. Царь Иоанн IV отправил в Сибирь посла Дмитрия Курова, который возвратился в 1556 г., но привез дани только 700 соболей. Тогда царь посадил под стражу сибирского посла князя Боянду и отправил к Е. грамоту с требованием покорности. В 1557 г. Е. прислал дань в большем размере и в особой грамоте с печатью обещал быть у царя в холопстве и верно платить дань. Е. искал поддержки царя в борьбе с киргиз-кайсацким владельцем Кучумом (Шейбанидом), но не получил и был вскоре, около 1563 г., убит Кучумом, который и завладел Сибирским княжеством.

"Никоновская летопись" (с. 228, 274, 291), "Акты исторические" (т. I, №179), "Летопись Сибирская" (с. 28), "Александрон. летопись" (1563), Карамзин (т. IX; прим. 257, 264).

Н. П.-С.

Едигер-Магмет

- последний казанский царь, из рода Кучук-Магометова. После удаления поставленного Москвой царя Шиг-Алея, казанцы в 1552 г. призвали на царство Е., из ногайской астраханской орды. Е. геройски оборонял Казань против Иоанна IV. Когда русские ворвались в город, он, с отборным отрядом, долго защищался в своем дворе; затем татары торжественно передали своего царя Иоанну, а сами пробились из города. Иоанн IV крестил пленного Е., назвав его Симеоном, подарил ему двор в Москве и приставил к нему особого боярина. Впоследствии Е. участвовал в походах Иоанна.

"Полное собрание русских летописей" (т. VI, стр. 312 и др., т. III, стр. 157).

Едимоново

— село Корчевского уезда Тверской губернии, на реке Волге, в 15 верстах от станции Завидовской Николаевской железной дороги. С 1871 г. школа молочного хозяйства, устроенная и руководимая до настоящего времени Н. В. Верещагиным (см.); при школе лаборатория для практических работ по ежедневному испытанию молока; ведутся научные исследования над русским молочным скотом.

Единица обложения в Московском государстве

— см. Дворцовая соха, Соха, Живущая Четь.

Единица скота

— При составлении плана хозяйства, производстве статистических вычислений и т. п. случаях, когда возникает надобность определять расход кормовых средств, представляется необходимым всех животных, содержащихся в хозяйстве, выразить в однородных Е. За такую Е. обыкновенно принимают 1 штуку крупного рогатого скота, приравнивая ее, по расходу корма, 2/3 лошади (а иногда, например в Бельгии, 1 лошади или 2 жеребятам), 10 овцам, 4 свиньям (в Бельгии и Бадене — 6), 12 козам (в Бельгии и Саксонии только 10) и 3/4 осла или мула (в Саксонии это тоже 1). Ввиду зависимости расхода корма от живого веса животного, при одном и том же его виде, и значительном колебании величины этого веса, иногда даже в отношении 1:4 (см. Живой вес животных), а также принимая во внимание, что далеко не на каждое животное расходуется корм в течение всего года, как, например, при откармливании убойного скота, предложено (Крафтом) установить Е. скота по живому его весу, приняв для этого последний равным 6 метрическим центнерам (30,5 пудов), и по количеству употребляемого скотом в течении года нормального корма (где отношение азотистых веществ к безазотистым = 1:5), определяя его в 45,6 метрических центнеров (278,4 пудов), т. е. за Е. скота принимается животное, живой вес которого 30 1/2 пудов и ежедневное потребление нормального корма = 1/40 живого веса, или 30 1/2 фунтов.

С.

Единица хозяйственная

— см. Блок и Сечь.

Единицы мер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Единицы монетные

— см. Монетные единицы.

Единобожие

— см. Монотеизм.

Единобрачие

— см. Моногамия.

Единоверие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Единогласие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Единодержавие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Единодневные церкви

иначе обыденные церкви - церкви, которые сооружались по обету в один день для избавления от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными и заветными; но не все обетные церкви были единодневными. Обыкновенными поводами к возведению Е. церквей служили моровые поветрия. Так, например, во время мора 1390 г. построили в Новгороде Е. церковь св. Афанасия и Кирилла Александрийских. По случаю моровой язвы 1417 г., известной под именем Анастасийского мора, сооружены в Новгороде три Е. церкви: св. Анастасии, св. пророка Илии и св. Афанасия. Исключением из общего правила служит церковь св. Андрея Стратилата в Новгороде, если справедливо мнение архимандрита Макария ("Археологическое описание Новгорода", I), что она выстроена в 1301 г. в память победы новгородского князя Андрея Александровича. Об Е. церкви в Шуе см. "Чтения в обществе истории и древности российских", 1893 г. кн. 3. Спешность и быстрота таких построек не допускали другого материала, кроме дерева, и часто вредили прочности здания. Иногда деревянные церкви скоро заменялись каменными. Иные из Е. церквей стояли, однако, весьма долго; так, например, церковь Происхождения Честных Древ в Новгороде, сооруженная в 1424 г., простояла до 1592 г., когда на месте ее построили церковь преподобной Марии Египетской. Согласно летописным описаниям, все население участвовало в постройке Е. церкви: одни таскали бревна "своими рамены", другие работали на лошадях. Вся постройка и самое освящение должны были быть кончены в одни сутки.

См. ст. графа Уварова в "Материалах для археологического словаря" ("Древности. Труды московского археологического общества", т. I, вып. 2, M., 1867).

Единокровные и единоутробные братья и сестры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Единонаследие недвижимых имений

— Е. недвижимых имений установлено было в России указом Петра I от 23 марта 1714 г. История появления этого указа вполне разъяснилась лишь в самое последнее время и может быть теперь представлена в таком виде. В 1713 г. Федор Салтыков, посланный за границу для покупки кораблей, прислал Петру проект разных изменений в русских порядках, применительно к законодательству других европейских держав. Тут было и предложение "после смерти всех господ и дворян первородных их сынов унаследовать во всех отеческих недвижимых стяжательствах в вотчинах и дворах, а меньшим сыновьям довольствоваться движимыми отеческими стяжательствы". Ссылаясь на Англию, Салтыков доказывал пользу введения майоратного порядка наследования тем, что с крупных имений легче будут уплачиваться государственные подати и что младшие сыновья, не владея имениями, будут особенно прилежны к службе и наукам, причем за этими двумя мотивами очень ясно сквозит и третий — процветание благородных домов. Результатом этого предложения и явился петровский указ 1 7 14 г., в котором мотивы Салтыкова лишены аристократической окраски и установлен порядок, несколько отличавшийся от предложенного в проекте Салтыкова. Исходя из того соображения, что крупные владения более обеспечивают интересы фиска, а в помещичьих имениях — и благосостояние крестьян, указ 1714 г. (П. С. З., № 2789) устанавливал новый порядок наследования в недвижимом имуществе для служилых людей, горожан и однодворцев, не бывший собственно майоратным, но основанный на начале Е. Всякий владелец, имеющий сыновей, может передать по завещанию все свое недвижимое имущество одному из них по выбору, но не имеет права дробить имущество; владелец, имеющий только дочерей, может завещать недвижимое имущество одной из них, бездетный же может передать по завещанию какому-либо из членов своего рода, если же не оказывалось и таких, то завещатель мог назначить наследницей одну из женщин своего рода, с тем условием, чтобы ее муж принял ее родовую фамилию. Если владелец не оставлял завещания, единственным наследником недвижимости делался старший сын, а за неимением сыновей — старшая незамужняя дочь; если все дочери были замужем, то старшая из них; когда же не оставалось ни сыновей, ни дочерей, то ближайший родственник; за отсутствием родственников имение поступало в казну. Движимое имущество во всех этих случаях оставалось в полной воле завещателя, а при отсутствии завещания делилось поровну между всеми наследниками. Слишком краткий и потому неполный, указ 1714 г. оставлял многие пункты неясными и требовал дополнений. Из них наиболее важным был указ Екатерины I, 1725 г. (П. С. З., №4722), в котором установлена была последовательность в наследовании боковых линий и отвергнуто право представления: если старший сын умирал ранее отца, оставляя, в свою очередь, сына, наследником делался не этот последний, а его старший дядя, сын его деда; то же самое правило применено было и к дочерям. Закон 1714 г. касался разных родов владения, но главное значение его было все-таки в сфере служилого землевладения. Новый порядок наследования распространялся как на вотчины, так и на поместья; этим самым законодатель делал крупный шаг к признанию взгляда, установлявшегося в среде служилых людей еще в XVII в., но проявлявшегося пока лишь путем обхода закона, — взгляда, видевшего в поместьях полную собственность служилого человека. Смешение поместий с вотчинами и переход первых в частную собственность дворян и остались единственными результатами закона 1714 г., которых сам Петр, может быть, и не предвидел (см. Поместья). Что касается порядка Е., то он не удержался долго, с самого начала встретив упорное противодействие владельцев. В русском праве слишком прочно установился принцип равного раздела имущества между наследниками. Дворяне, чтобы наделить детей поровну, совершали целый ряд обходов закона, и таким образом обе главные цели указа — создание крупных имений и образование класса "кадетов", живущих службой, науками и торговлей — оставались не достигнутыми. Сложившиеся после смерти Петра условия политической жизни России ставили мероприятия правительства в довольно тесную зависимость от желаний дворянского класса. Императрица Анна Ивановна, указом от 17 марта 1731 г. (П. С. З., № 5717), следуя заявленному шляхетством желанию, отменила петровский закон 1714 г. Отмена Е. не уничтожила, однако, смешения поместий с вотчинами: слияние их было, напротив, подтверждено и поместья сделались уже вполне частной собственностью дворянства.

Кроме общих сочинений по историй русского права, см. Якушкин, "Очерки по истории русской поземельной политики в XVIII и XIX вв." (М., 1890) и Милюков, "Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого" (СПб., 1892, с. 535-538). "Пропозиции Федора Салтыкова" изданы Тихоновым в "Приложении V к отчетам о заседаниях общества любителей древней письменности" (СПб., 1891).

В. М-н.

Единорог, в артиллерии

— изображение этого фантастического животного встречается на старинном оружии, пушках, знаменах и воинских доспехах. Некоторые артиллерийские орудия носили название инрога (единорога), например: 1) пищаль-инрог, отлитая в 1577 году Андреем Чоховым; на конце казенной части помещено литое изображение единорога, с надписью "инрог". Пищаль стоит у здания главного артиллерийского управления в С.-Петербурге.2) В московском кремле находится единорог, отлитый в 1660 г. Мартьяном Осиповым; на дульной части изображение единорога, держащего в лапах ядро. В середине XVIII столетия всем длинным гаубицам (см.), введенным в нашу артиллерию графом Шуваловым, присвоено название единорогов. Калибр единорогов (гранатных пушек) устанавливался по торговому весу сферического снаряда, которым они стреляли. Так, у нас единороги были: 1/4 -пудовые, 1/2 -пудовые, 1-пудовые и 3-пудовые. Первые два калибра употреблялись в полевой артиллерии (1/4 -пудовые в конной), а остальные в крепостной. В настоящее время 1/2 -пудовые единороги можно встретить в некоторых сухопутных крепостях, где они служат для обороны рвов укреплений картечными выстрелами.

А. Якимович.

Единорог, в мифологии

также инрог (у Плиния monokeros, в библии рээм) — баснословное животное, о котором древние писатели, классические и еврейские, говорят как о звере, действительно существующем. Плиний описывает Е. как животное, имеющее голову оленя, ноги слона, хвост кабана, общую форму лошади и прямой черный рог посреди лба в 2 локтя длины; его родина — страна индусов-ареев и центральная Африка. Немаловажную роль играл Е. и в средневековых легендах и сказках; на нем ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только чистая дева могла его укротить, и тогда он делался ручным. В русских азбуковниках XVI-XVII вв. Е. изображается так: "зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает". Рог Е. (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами и датчанами из полярных стран) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что считался чудесным целительным средством в разных болезнях — от лихорадки, огневой (горячка), от морового поветрия, черной немочи, от укушения змеи, а также средством, предохраняющим от порчи. Бер писал, что московский царский скипетр, взятый поляками "из цельной кости Е., осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире". Маскевич в 1614 г. сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости Е.; Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные Е. находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а такой, как початый московский рог, ценили купцы в 200000 золотых угорских. Другие сведения об этих московских драгоценностях см. в "Чтениях общества истории и древностей", 1847 г., №3 (сообщения Маржерета, смесь), в "Собрании грамот и договоров", т. III., стр. 63-65, 98, и в "Дополнениях к Актам Историческим", т. IV, стр. 31 и т. VI, стр. 323. Для употребления в лекарство рог Е. терли.

Изображения Е., попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, суть не что иное, как изображения антилоп с прямыми рогами (например, Antilopa leuc. oryx, или Beïza), которые, нарисованные в профиль и без всякого представления о перспективе, должны были казаться однорогими.

Как геральдическая фигура, Е. вошел в герб Англии и в герб русских великих князей — внуков императора.

Единорог, китообразное

— см. Нарвал.

Единосущие

— см. Троица.

Единоутробные братья и сестры

-см. Единокровные и единоутробные братья и сестры.

Единственное число

— Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории) вырабатывалась постепенно, путем так называемой конгруэнции (согласование). Поэтому и категория Е. числа не есть нечто незыблемое, и форма Е. числа не обусловливает еще собой значения Е. числа. Этим объясняется, что и в флективных языках множественное число не всегда необходимо, чтобы выразить понятие множества. Каждое множество можно понимать как одно целое. Отсюда нередки формы Е. числа со значением множественным: дюжина, пяток, десяток, сотня и т. д. Таким образом так называемые собирательные имена на самом деле суть просто обозначения в формах Е. числа понятий множественных. Понимание известного множества, как одной величины, нередко приходит в противоречие с собственно грамматической формой, последствием чего является, например, согласование не по грамматическому числу, а по смыслу: лат. — pars saxa jactant = часть (Е. число) бросают (множественное число) камни; рус. — сотня казаков бросились в погоню. В результате нередко психологическое содержание приурочивает к себе и грамматическую форму, если у нее нет никаких ярких признаков Е. числа. Так, франц. les gens (старофр. la gent) — люди — на самом деле есть Е. число = лат. gens, gentis (народ). Наоборот, множественная форма получает нередко значение Е. числа: лат. litterae (буквы) = письмо, откуда получается франц. lettre, Е. числа. Наши похороны по форме множественное число, но по значению — такое же Е. число, как свадьба. Русские имен. множ. на а (господа, профессора, братья) есть первично собирательная форма Е. числа (старославянские Единственное число). Подобные процессы происходили, вероятно, и в индоевропейском праязыке (см. Шмидта, "Die Pluralbildungen der indo-german. Neutra ", Веймар, 1889). См. Число, Множественное число.

С. Булич.

Единство в драме

— Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. е. такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Е. составляет основной закон всякого художественного произведения; но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — рассуждает автор "Поэтики" — имеет начало, середину и конец. Началом называется все то, что, по веским причинам, не может иметь места после чего-либо другого; концом называется то, что, по естественному порядку вещей, имеет место после чего-либо другого; середина, в таком случае — то, в чем одновременно кончается начало и начинается конец. Правильно составленная драматическая фабула ό μΰθος) не может начаться или кончиться на любом моменте, но должна удовлетворять требованиям начала, середины и конца, или, что одно и то же, — закону Е. действия. Из закона Е. действия Аристотель выводит последовательно все правила, касающиеся техники драмы (Е. действия он считает законом также и эпоса, указывая тем на родство обоих родов литературы). Понятие Е. действия не было правильно понято позднейшей литературной критикой. Французские эстетики XVII в., с Буало во главе, вычитали у эллинских классиков-драматургов требования еще нескольких Е., на которые у Аристотеля нет никаких прямых указаний (см. Драма). Создавая теорию нескольких Е. — времени, места, лица, — французские критики забыли о внешних условиях античного театра. В этом театре не было резкой пограничной черты между зрительной залой и сценой; хор был сначала настоящим народом и, следовательно, зритель — актером. Естественно, что действие старейшей эллинской драмы начиналось и кончалось в тот же день и в том же месте; этот прием позднейшие драматурги усвоили по традиции, весьма удобной ввиду несовершенства древнегреческого декорационного и режиссерского искусства. Так как понятие Е. лица довольно близко подходит к понятию Е. действия, то это Е. удержалось в литературе несколько долее, чем Е. времени и места, устаревшие вместе с трагедиями Корнеля и Расина. Лессинг, указывая на разницу между античной и современной драмой, предъявлял к последней требование, независимо от Е. действия, также и Е. лица, ссылаясь на английскую литературу (хотя Шекспир часто допускает равноправное участие в фабуле двух главных героев — например Отелло и Яго — да и Аристотель уже заявил в "Поэтике", что "действие становится единым не оттого, что вращается вокруг одного лица"). Современная драматическая критика довольствуется требованием лишь одного, общеэстетического Е., которое в драме есть Е. действия. Литературу — см. Драма.

Вс. Ч-н.

Единство кассы

— принцип кассового устройства, согласно которому государственные доходы всех ведомств поступают непосредственно в кассу министерства финансов, откуда, по требованиям распорядителей кредитов, производятся также и все денежные выдачи. Идея централизации касс, возникшая еще в начале этого столетия, на практике впервые применена была во Франции в 1820-х гг. Вскоре за тем она принята была другими странами и ныне применяется во всех почти государствах Западной Европы, с незначительными лишь уклонениями, зависящими от местных условий. В России до 1863 г., кроме касс министерства финансов (казначейства), каждое правительственное учреждение имело свою особую кассу-казначейство. Реформа контрольной части в России в 1863-66 гг. (см. Государственный контроль) коснулась также и кассового устройства, подвергшегося преобразованию по принципу "Е. кассы". Вследствие этого, начиная с 1863 г. постепенно были упразднены кассы всех министерств, и ныне государственные доходы, а также специальные средства и депозиты поступают от плательщиков непосредственно в кассы министерства финансов. В этом отношении сделано исключение лишь для сбора некоторых доходов, например: таможенных, почтово-телеграфных, сборов на казенных железных дорогах и некоторых других, которые поступают в кассы специальных сборщиков, откуда, в самом непродолжительном времени, передаются в кассы министерства финансов. Точно так же производство государственных расходов ныне сосредоточено исключительно в кассах министерства финансов.

Н. В.

Единство физических сил

- Разнообразие явлений природы привело к представлению о различных силах, как причинах этих явлений, отсюда — разделение физики, как науки, на отделы теплоты, света, электричества и т. д. и разделение сил на магнитные, электрические, всеобщего тяготения и проч. Такая классификация основана на качественной стороне явлений, определяемой частью по действию одних явлений на зрение, других на слух и т. д., частью другими признаками. Но ощущения света, тепла, звуков, как таковые, не имеют ничего сходного с вызвавшими их явлениями, происходящими вне органов чувств, — явлениями, которые, напротив, во многих отношениях сходны между собой. Свет и звук чрезвычайно различны физиологически; но то и другое есть результат колебательных и волнообразных движений; свет — движений эфира, звук — движений воздуха. Первые движения поперечны, вторые — продольны, но те и другие маятникообразны; наконец, первые движения весьма быстры, сравнительно со вторыми. Продолжая подобные сравнения, все-таки окончательно приходят к тому заключению, что различие между обоего рода движениями представляет исключительно механический и количественный характер. Вообще, качественная сторона многих явлений или исчезает при переходе в область вне органов ощущений, или же качественное различие между явлениями принимает совсем другой характер. Однако же, изменение явления по качеству в области ощущений одного и того же класса сопровождается количественными изменениями в области, собственно подлежащей физическому исследованию. Так, ощущение красного цвета чрезвычайно различно от ощущения зеленого цвета и непередаваемо словами (например, слепому); а в области светового эфира волны, соответствующие названным цветам, отличаются между собой только длиной. Когда, с успехами физических знаний, обнаружилось, что электрические явления не только могут переходить в световые и тепловые, но и, обратно, последние могут быть источниками электричества, или что теплота может преобразоваться в механическую работу и обратно, когда такие взаимно обратные переходы были замечены во многих группах явлений, стало вырабатываться мнение, что все многоразличные деятели природы имеют, может быть, общее происхождение, что первичной причиной всех явлений есть движение (см.), которого механический характер лишь видоизменяется при переходе явления одной группы в явления другой. В этом смысле и говорится о единстве сил. Хотя понятие о силе и довольно трудно определимо, однако силы не могут быть представляемы как нечто отдельное от вещества тел, но лишь как свойства его. Всеобщее тяготение и сцепление, притягательная и отталкивательная электрические и магнитные силы суть свойства, одни из которых, по-видимому, всегда присущи веществу, а другие обнаруживаются лишь при особой группировке частиц вещества или при особого рода их движениях, возникающих сообразно надлежащим условиям. Среда, разделяющая взаимно действующие тела, также участвует в переменах строения и внутренних частичных движений во все время их взаимного действия. Действия силы измеряются работой, ими производимой или той, которую они могли бы произвести. Тело, поднятое на некоторую высоту, имеет возможность произвести механическую работу при своем падении; горячий пар имеет возможность поднять поршень паровой машины, охлаждаясь при этой работе; в этих случаях и во множестве других тело обладает по новейшей терминологии энергией (см.), а именно потенциальной, как возможного источника работы. Но энергия может обнаружиться не только механической работой, а также возбуждением тепла, света, электричества; поэтому может быть энергия тепловая, электрическая и т. д. По новейшему учению, энергия одного вида может переходить в энергию других видов по некоторым законам эквивалентности их между собой. При таких преобразованиях энергия не образуется вновь и не исчезает, но сумма энергии тел всей вещественной природы есть постоянная величина, которая не уменьшается при всех возможных раздроблениях ее на части и превращениях энергии одного наименования в энергию другого наименования. Когда будут найдены общие единицы мер для всех видов энергии, тогда легче будет изучить законы перехода одних сил в другие, многое уже сделано в этой области. При помощи принципа энергии удобно изучить вопрос о Е. сил природы (см. Энергия в физическом значении). Некоторые преобразования энергии до сих пор неизвестны, например: тяготение или притяжение тел землей может производить механическую работу, которая прямо или посредственно может быть источником теплоты, электричества, света, но прямо тяготение не переходит ни в теплоту, ни в электричество, ни в свет. Идеи о сущности тяготения — см. Тяготение.

Ф. П.

Едисанские татары

— см. Ногайцы.

Едичукульская орда

— см. Ногайцы.

Едкая известь

— то же, что гашеная известь (см. Кальций, Известь).

Едкие щелочи

(хим.) — так называются гидраты сильных оснований, характеризующиеся большой прочностью и способностью растворяться в воде, а также высоким тепловым эффектом при нейтрализации сильными кислотами (см. Термохимия) и большой электропроводностью. Они образуются почти исключительно щелочными и щелочноземельными металлами (см. Калий, Литий, Натрий, Рубидий, Цезий, Кальций, Стронций, Барий, Таллий). Свойства едких щелочей принадлежат, кроме того, неизвестному в свободном виде едкому аммонию Н 4 N-ОН, гидросульфидам аммония H 4 N-SH и щелочных металлов, например K-SH, и так называемым органическим основаниям, т. е. главнейшим различным замещенным органическими радикалами едким аммониям, а также фосфониям, гидратам окисей сульфинов и пр. (см. Амины, Аммиак, Аммоний, Фосфины, Сурьма, Сера, Сульфгидраты, Сульфины).

С. Колотов.

Едкий аммоний

или едкий аммиак, что менее правильно, как и употребление термина "аммиачные соли" вместо "аммонийные соли" — см. Аммиак, Аммоний.

Едкое кали

— см. Калий.

Едлинск

(Jedlinsk) — местечко Радомского уезда и губернии, на речке Радомке; 5686 жителей. Е. исстари славится раками.

Едличка, Алоиз Вячеславович

(Jedliczka) — композитор. Род. в 1821 г. Писал для фортеп. и пения; издал "Собрание 100 малороссийских песен" (2 части), "Квитоньки Украини", "Хусточку" и др.

Едличка, Отокар

(Jedlička) — чешский врач, беллетрист и историк (1845-1883). Известны его " Novellety" (1873), " Novellety staršia novějši " (1883), " Jan Žižka ", " Pomněnka z hor ", " Boje v Čechach a na Moravě r. 1866 " (1883) и биография Юнгмана (1873).

Едом

(евр. красный) — прозвание Исава, брата Иакова. От него получила свое название и целая страна, населенная его потомками, едомитянами или идумеями (отсюда и самая страна называется также Идумеей). Заняв дикие скалы и пустыни к югу от Палестины, едомитяне сделались бичом для окружающих народов, особенно для евреев, к которым они питали родовую ненависть. В цветущий период своего существования едомитяне были настолько сильны, что могли выставлять войско численностью до 20000 человек. Не чужды они были и культурного развития, как показывают немалочисленные развалины городов их области, с храмами и гробницами, особенно в Петре, их столице. Во времена еврейской монархии Е. сделался данником Израиля, но с ослаблением последнего опять освободился от него и обыкновенно стоял в рядах врагов еврейского народа. При разрушении Иерусалима Навуходоносором едомитяне дико ликовали, злорадствуя гибели своего соперника. В I столетии до Р. X. они дали из своей среды династию, занявшую иудейский престол (см. Ирод). Окончательно сошли с исторического поприща после разрушения Иерусалима римлянами. С этих пор перестало существовать и самое название их области Идумеей. Имя идумеев встречается и на ассирийских памятниках, где оно в клинописи читается как удуми или удуму.

А. Л.

Едоша

— см. Лес.

Ёж, млекопитающее отряда насекомоядных

— представитель особого семейства насекомоядных млекопитающих (Insectivora). Характерный признак этого семейства (Еrinacei) — присутствие игл или щетины на спине, между более или менее густыми волосами. В большинстве случаев 5 пальцев, как на передних, так и на задних ногах; реже на задних только 4 пальца. В черепе замечательны полная скуловая дуга и хорошо развитой костный пузырь (bulla ossea) барабанной кости. Коренные зубы с кругловатыми бугорками, задние в поперечном разрезе квадратной формы. Большеберцовая и малоберцовая кости сросшиеся. Виды этого семейства водятся в Европе, Азии и Африке. У обыкновенного европейского ежа (Erinaceus europaeus L., см. табл. К слову "Насекомоядные") 36 зубов: резцов 3/3, клыков 7/5. Два внутренних резца в верхней и нижней челюстях очень длинные; клыки неотличимы; из коренных зубов вверху пять, внизу четыре задних многобугорчатые, остальные однобугорчатые. Покрытое иглами тело вполне свертывается в шар. Свертывание это производится деятельностью особенно развитой круговой подкожной мышцы (m. Orbicularis panniculi), которая, начинаясь от носовых и лобных костей, широким поясом окружает тело с боков и при сгибании головы и хвоста играет роль замыкающей мышцы (сфинктера), стягивающей кожу к центру брюшной поверхности; при этом голова, ноги и хвост плотно прижимаются к брюху и прикрываются натянутой кожей, а иглы растопыриваются, так что на поверхности шара не остается голого места. Е. Свертывается в шар при всякой опасности, и в таком же положении он спит. Морда короткая и острая; хвост короткий, покрытый волосами. Иглы тонкие, с 24-25 продольными бороздами, желтоватые, посередине и к верхушке — темно-коричневые; брюшная сторона тела, покрытая волосами и щетиной, ржаво-желтого или cеpo-бурого цвета. Общая длина тела 25-30 см, из которых 2,5 см приходятся на хвост; высота в загривке 12-15 см. Европейский Е. Водится во всей Европе, до 61-63° северной широты, на восток до Урала и Кавказа; в Малой Азии до Палестины; в Альпах он доходит до 2000, на Кавказе до 3000 метров над уровнем моря. Местопребывание его — поля, рощи, сады, заросли кустарников и бурьяна. Е. Держится исключительно на земле; движения его довольно медленны и неуклюжи; ступает на всю подошву. Между чувствами первое место занимает обоняние, затем слух; зрение не сильно. Душевные способности стоят на низкой степени. Живут ежи одиночками или парами и ведут ночной образ жизни; в ямах или в чаще кустов устраивают они себе логовище из листьев и травы, где и проводят день. Иногда они вырывают себе норы. Самка иногда живет в одном жилище с самцом, иногда приготовляет себе отдельное. Питается Е. Главным образом насекомыми, но также червями, улитками, мышами, змеями, при случай даже маленькими птичками; ест также плоды. Истреблением мышей и ядовитых змей Е. Приносит пользу человеку; утверждают, что для него самого укус гадюки безвреден. Спаривание совершается от конца марта до начала июня; после 7-недельной беременности самка мечет в особо приготовленном, мягко выстланном гнезде, 3-6, редко 8, слепых детенышей. При рождении детеныши имеют 6,5 см длины, белого цвета и почти совершенно голые. Маленькие белые иглы плотно прилегают к спине и выступают лишь на вторые сутки после рождения. Полной зрелости ежи достигают лишь на второй год жизни. На зиму Е. Строит себе обширное гнездо в виде кучи листьев, сена, мха и т. п.; сухие листья он собирает, валяясь по земле и натыкая их на свои иглы. В этом гнезде он при наступлении морозов впадает в зимнюю спячку, не прерывающуюся до весны. Е. Живет 8-10 лет. Главные его враги — лисица и филин. К неволе он привыкает очень быстро.

Длинноухий Е., дзара (E. Auritus Pall.) водится в Средней Азии, начиная от Волги и до Байкала. Он несколько меньше нашего ежа, отличается более длинными ушами (длиннее половины головы) и более коротким хвостом. Брюхо покрыто мягкой белой шерстью. Иглы шероховатые, с 20-22 продольными бороздками. Другие виды ежей живут в Индии и в Африке; некоторые из них имеют на задних ногах только 4 пальца. Другой род семейства ежей, Gymnura, водящийся на Зондских островах и на Малаккском полуострове, имеет коренные зубы такой же формы, но отличается числом зубов — 44 (резцов 3/3, клыков 1/1, коренных 7/7), ясно отличаемыми клыками, длинной мордой, не свертывающимся телом, усаженным на спине отдельными щетинками, но без игл, и длинным, чешуйчатым хвостом.

В. Ф.

Еж, охотничья ловушка

— снаряд для добывания медведей.

Еж, польский писатель

— см. Милковский.

Предыдущая страница Следующая страница