Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 6, Еле - Ело)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 6, Еле - Ело)

Предыдущая страница Следующая страница

Еленовка, деревня Славяносербского уезда Екатеринославской губернии

(Раевка) — деревня Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, на речке Лозовой. Жителей около 500. Школа, лавки, 2 ярмарки. Одно из первых мест открытия каменного угля в губернии в 1826 г. Каменноугольные шахты и хорошие каменоломни.

Еленские

- литовский дворянский род, герба Корчак. Предок их, Станислав, был тиуном каменецким в 1514 г. Род Е. разделился на четыре ветви, внесенные в VI и I части родословной книги Минской, Виленской и Витебской губерний.

Елеонская гора

— см. Масличная гора.

Елеонский, Николай Иванович

— современный ученый экзегет (род. в 1845 г.), сначала профессор Св. Писания в московской духовной академии, в настоящее время профессор богословия в московском университете. Его многочисленные ученые исследования рассеяны в духовных журналах, преимущественно в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" и в "Душеполезном Чтении". Из них наиболее выдаются: обширное "Описание Святой Земли" ("Душеполезное Чтение", 1876-79 гг.), "История ветхозаветного текста Библии", "О происхождении и достоверности перевода LXX", "Древнееврейская поэзия", "О времени завершения ветхозаветного канона", "Пророчество Исаии о Вавилоне", "О книге Иова", "Песнь о винограднике" — истолкование V гл. книги Исаии.

Елеонский, С.

— писатель (псевдоним). С середины 1890-х гг. помещает в журналах, главным образом в "Русском Богатстве", очерки и рассказы из быта сельского духовенства. Главные из них под заглав. "Рассказы" изд. отдельной книгой товариществом "Знание" (СПб., 1903). Вместе с Гусевым-Оренбургским (см.) Е. принадлежит к числу новых писателей, отрицательно рисующих духовную среду. И у Е. сельское духовенство крайне непривлекательно очерчено со стороны своих исключительных забот о материальном благосостоянии. Уменье возможно больше получить за труды доведено до виртуозности, а все радости бытия сводятся к выпивке, возведенной на степень какого-то культа. Пишет Е. бойко и колоритно, но краски у него чересчур сгущены. Пастырей добрых у него совсем нет, и представителем "правды" в духовной среде является разве иной пьяненький дьячок. Анекдотизм часто вытесняет у Е. требования строгой художественной правды.

C. B.

Елеонский, Федор Герасимович

(род. в 1836 г.) — профессор по кафедре библейской истории в спб. духовной академии и директор спб. синодальной типографии. Его сочинения: "История израильского народа в Египте" (СПб., 1884), "Разбор мнений отрицательной критики о времени написания Пятикнижия" (СПб., 1873) и несколько статей в "Христианском Чтении".

Елеонский, Федор Петрович

— воспитанник СПб. духовной академии. Главный его труд: "Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении Их к Богу Отцу" (СПб., 1879, магист. диссертация).

Елеоосвящение

- одно из семи таинств, по учению православной церкви служащее духовным врачевством для недугов телесных, а также дарующее болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться. "Таинство св. елея" учреждено И. Христом (Матф., X, 1, 8; Марк., VI, 13); о существовании его в древней церкви, кроме апостола Иакова (Посл., V, 14-15), свидетельствуют Ириней Лионский, Ориген, Василий Великий и Иоанн Златоуст (составившие молитвы, и ныне читаемые при совершении таинства), Амвросий Медиоланский и др. Церковь католическая также признает это таинство, со следующими отличиями от церкви восточной: 1) в то время как последняя и освящение елея, и елеопомазание больного предоставляет пресвитерам, церковь католическая освящение елея считает делом епископа и лишь елеопомазание — пресвитеров; 2) по учению католиков (начиная с XII в.) таинство Е. служит лишь успокоительным напутствием для умирающих (почему оно и называется extrema unctio, unctio exeuntium). По правилам православной церкви, Е. может быть совершаемо только над больным, не лишившимся еще сознания, после приготовления через покаяние; оно не может быть совершаемо над младенцами, а также над здоровыми, которым предстоит опасность или даже необходимость (присуждение к смертной казни) лишения жизни. Таинство Е. может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни. Веществом для Е. служит обыкновенное оливковое масло, с присоединением к нему некоторого количества вина (согласно Лук., X, 34); совершать его положено собором семи священников (отчего Е. называется также соборованием), но в случае необходимости дозволяется совершать его и одному священнику. Ввиду существующих в народе относительно этого таинства суеверий, священнику предписывается внушать прихожанам, что с принятием Е. не соединяются никакие обеты (например, отречение от хождения в баню, воздержание от супружеского сожития и т. п.).

Н. Б.

Елеопомазание

— обряд, совершаемый в православной церкви на праздничном всенощном бдении. Во время литии происходить благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами). Этим елеем, во время поклонения стоящей среди церкви иконе праздника (после чтения евангелия), священник крестообразно помазует чело подходящих, произнося при этом: "во имя Отца и Сына и Св. Духа".

Елец, дворянский род

— польский дворянский род, герба Лелива, одного происхождения с Вороничами. Предок их, Иван Е., был в конце XV в. помещиком киевским. Род этот внесен в VI и I части родословной книги Гродненской, Киевской и Волынской губерний.

Елец, рыба из семейства карповых

(Squalius leuciscus L.) — рыба из семейства карповых (Cyprinidae), отряда отверстопузырных (Physostomi) костистых рыб. Е. сходен по внешнему виду с молодым голавлем, но отличается значительно более стройным телом, более узкой головой, выдающимся носом и небольшим ртом. Цвет спины голубовато-серый, со стальным отливом, бока немного светлее, брюхо серебристо-белое, спинной и хвостовой плавники темно-серые, остальные желтоватые или желтовато-красные. Длина 20-30 см; редко достигает более 1/2 фунта веса. Е. водится в северной и средней Европе, во всей России и в Западной Сибири. В России он всего многочисленнее в средних и северных губерниях, на юге попадается реже. Он любит свежую и чистую воду и часто встречается в небольших реках, чем в больших. Он держится также в проточных озерах с песчаным дном, но никогда не живет в стоячих прудах. Это живая и проворная рыбка с быстрыми движениями. Главную пищу Е. составляют личинки насекомых, но он пожирает также икру других рыб, различные растительные вещества и др. Мечет икру очень рано весной, в средней России в конце марта — в начале апреля, для чего собирается в многочисленные стаи. Вообще эта рыба общительная, живущая стаями. На зиму Е. залегает в глубокие ямы. Промыслового значения не имеет.

В. Ф.

Елец, уездный город Орловской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елецкая Лазовка

— село Задонского уезда, Воронежской губернии, в 22 верстах от уездного города. Жителей 2896, дворов 386. Крестьяне, переселенцы из Орловской губернии, занимаются хлебопашеством и гончарным производством. Церковно-приходская школа.

Елецкие

князья, Рюриковичи, ведут свой род от св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского. Правнук его, князь Фед. Ив. Елецкий, участвовал в Куликовской битве. Князь Василий Семенович в 1515 г. был вторым воеводой Большого полка, а брат его, князь Андрей, — наместником в Вязьме. Князь Димитрий Петрович, пожалованный в окольничие при Федоре Ивановиче, вел переговоры со Стефаном Баторием, окончившиеся десятилетним перемирием у Запольского Яма (1581); усмирял восставших черемисов. Князь Иван Михайлович (Селезень) мужественно защищал крепость Ленварден от осаждавших войск Батория, а в 1582 г. усмирил бунт луговых черемисов. Князь Федор Андреевич († в 1638 г.) присягнул королевичу Владиславу при Царевом Займище (1610). В настоящее время род не имеет представителей.

Ср. "Российская родословная книга", изд. князем П. Долгоруковым (ч. I, стр. 66-69); Р. Зотов, "О черниговских князьях по Любецкому синодику" (СПб., 1892).

В. Б.

Елецкий 33-й пехотный полк

— сформирован в 1763 г., под названием: "украинского корпуса Е. полк", в 1796 г. переименован в Е. мушкетерский, в 1811 г. — опять в пехотный, а в 1833 г. к нему присоединен 21-й егерский полк. Знаки отличия: 1) полковое знамя — георгиевское, с надписью: "За Севастополь 1854-55 гг." и "1763-1863"; 2) знаки на шапки, с надписью: "За Варшаву 25 и 26 августа 1831 г."; 3) георгиевские трубы, с надписью: "За взятие турецких редутов под Шипкой 27 и 28 декабря 1877 г.".

Елецкий горизонт

(геолог.) — нижний гориз. верхнего отдела девонской сист. (см.) в Центральной России.

Елецкий Троицкий монастырь

мужской, общежительный — в городе Лебедянь Тамбовской губернии, основан в 1621 г. и назывался первоначально Яблоновой пустынью. В 1775 г. сюда переведены иноки Троицкого монастыря в Ельце, почему монастырь стал называться Елецким и возведен в 3-й класс. В 1811 г. он оставлен за штатом, с учреждением общежития.

Елецкий Успенский монастырь

— в городе Чернигове. Начальная летопись рассказывает, что великий князь киевский Изяслав Ярославич рассердился на преподобного Антония Печерского, и последнему пришлось удалиться на время в Чернигов, к князю Святославу Ярославичу. Здесь преподобный Антоний ископал пещеру на Болдиных горах "и есть монастырь святое Богородице, на Болдиных горах, и до сих дний". Другое, позднейшее предание, записанное Иоанникием Голятовским в его "Скарбнице" (изд. в Новгород-Северске в 1676 г.), передает, что в 1060 г., еще до прибытия преподобного Антония в Чернигов, Святослав Ярославич построил монастырь Успения пресвятой Богородицы на том месте, где найден был образ Богоматери на еловом дереве, отчего монастырь и получил название Е. Летопись везде называет монастырь просто Богородичным, имя же Е. встречается только в XVII в. Во время Батыева нашествия монастырь был опустошен татарами. В начале XVII в. здесь опять жили монахи, но в 1611 г. поляки сожгли монастырь, монахи ушли в Москву, а монастырь спустя некоторое время был отдан униатам. Во время войн Хмельницкого униаты были изгнаны из Чернигова и Е. монастырь поступил в управление черниговских архиереев, а потом особых архимандритов. В 1786 г. Е. монастырь возведен в I класс. В монастыре древний храм Успения Богородицы, где находится чудотворная икона пресвятой Богородицы, называемая Елецкой (собственно копия; подлинная икона, по мнению некоторых, находится в харьковском Успенском соборе. Вблизи монастыря курган, известный под названием "Черной могилы"; курган этот был раскопан профессором Самоквасовым и доставил драгоценнейший материал.

См. преосв. Филарета Черниговского, "Историко-статистическое описание черниговской епархии" (Чернигов, 1873, т. 3); "Домашняя Беседа" (1867, № 32); П. Л., "К 900-летию черниговской архиерейской кафедры" ("Киевская Старина", 1892, № 10).

Е. К.

Елиаким

— имя нескольких библейских личностей, из которых более известны: а) Е., приближенный сановник (начальник дворца) при царе Езекии, отличавшийся мудростью и неустрашимостью при самых затруднительных обстоятельствах; б) Е., сын царя Иосии, возведенный на престол фараоном Нехао под именем Иоакима (4 Цар., XXIII, 34) — человек бесхарактерный, преданный нечестию и бесславно погибший.

А. Л.

Елизавет

(иначе Елизаветское, в народе Лисафет) — село в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, в 9 верстах от уездного города Екатеринбурга, при речке Уктусе. Около 80 дворов и 500 жителей. В 1723 г. здесь был основан завод цесаревны Елизаветы, скоро закрытый. В 1802 г. для промывки золота была поставлена рудотолчейная и промывальная фабрика, действовавшая до 1823 г.

Елизавета Алексеевна

(Луиза-Мария-Августа) — русская императрица, дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига; родилась 13 января 1779 г. Мать ее Амалия, принцесса гессен-дармштадтская, в молодости приезжала в Россию с сестрами, из которых одна была первой супругой императора Павла. В октябре 1792 г. прибыли в Петербург принцесса Луиза-Мария-Августа и младшая ее сестра. Выбор Екатерины II, приискивавшей тогда невесту "своему Александру", как она обыкновенно называла любимого внука, пал на старшую сестру; он согласовался и с влечением молодого князя. 28 сентября 1793 г. состоялось их бракосочетание. Е. Алексеевна отличалась необычайной скромностью. Она искала счастья в тихой семейной жизни, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Одаренная восхитительным голосом, она имела и особенный дар рассказывать; император Александр I говаривал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного. Е. Алексеевне не суждено было вполне насладиться семейным счастьем: она имела двух дочерей — Марию (1799-1800) и Елизавету (1806-1808), но скоро их лишилась. В первые годы царствования Александра I спб. двор сохранял еще остатки великолепия и пышности времен Екатерины; но после первых войн с Францией, особенно же с наступлением грозы 1812 г., Е. Алексеевна совершенно отказалась от внешних почестей и блеска, посвящая досуги свои делам благотворительности. С 1812 г. она, несмотря на настояния своего супруга, отказывалась брать миллион руб., который получают императрицы, и довольствовалась 200 тыс. руб.; но и из этих денег она на туалет и для себя собственно оставляла только 15000 руб. в год, все же остальное употребляла на пособия нуждающимся. В эту эпоху, под ее покровительством и при деятельном ее участии, возникло женское патриотическое общество (см.). При отъезде императора Александра в армию, в начале 1813 г., Е. Алексеевна желала сопутствовать ему, но трудности похода заставили ее ограничиться следованием за ним на некотором расстоянии. В 1815 г. она была в Вене во время конгресса. В Карлсруэ фрейлина Е. Алексеевны, Роксана Стурдза, подружилась с известной Крюднер (см) и вступила с ней в переписку, которую не скрывала от Е. Алексеевны; последняя показала одно из писем Крюднер императору Александру, чем положено было начало влиянию восторженной пиетистки на русского императора. Возвратясь в Россию, Е. Алексеевна продолжала вести уединенную жизнь. Все представительство и весь блеск двора сосредоточивались около вдовствовавшей императрицы Марии Феодоровны. Слабое здоровье Е. Алексеевны расстроилось в 1825 г. до того, что врачи предписали поездку в Италию; но императрица предпочла умереть в России. Вместо Италии избран был Таганрог. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. 23 сентября 1825 г. она прибыла с Таганрог, где здоровье ее несколько поправилось; но вскоре заболел император и 19 ноября скончался на руках своей супруги. Император Николай I назначил ей миллион рублей в год, но Е. Алексеевна ограничилась только тем, что следовало ей по закону; из остатка составился первоначальный фонд комитета призрения гражданских чиновников. Между тем силы императрицы Е. Алексеевны слабели со дня на день. Ранней весной она предприняла обратный путь. Императрица Мария Феодоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге. Дорогой болезнь Е. Алексеевны внезапно усилилась; она принуждена была остановиться в Белеве и там тихо угасла, 4 мая 1826 г. Е. Алексеевна не оставила никакого завещания: она всегда говорила, что не привезла с собой в Россию ничего и потому ничем распоряжаться не может. После ее кончины узнали о многих раздававшихся ею негласно пенсиях и пособиях. Бриллианты ее, на 1300000 руб. ассигнациями, были куплены в кабинет, и сумма эта обращена на Патриотический институт и дом трудолюбия (ныне Елизаветинский институт в СПб.), как заведения, ею основанные и пользовавшиеся особенной ее заботливостью. В Белеве в память ее учрежден вдовий дом, для призрения 24 человек из всех сословий. Пушкин посвятил Е. Алексеевне, в 1819 г., стихотворение: "На лире скромной, благородной, земных богов я не хвалил". Симпатичный образ этой скромнейшей из императриц, на чело которой в последние годы ее жизни легла печать глубокой грусти, еще недостаточно очерчен в нашей историографии. Портрет ее, работы Клабера, относящийся к 1798 г., приложен к "Русской Старине" (1884 г., № 1).

Ср. "Mémoires de la comtesse Edling, née Stourdza, demois. de Sa Maj. l'impér. Elisabeth Alexéevna" (M., 1888); "Русская Старина" (1873, 2; 1884, №№ 1 и 11); "Исторический Вестник" (1887, № 11); "Сборник русского исторического общества" (т. V, СПб., 1870).

Елизавета боснийская

- известная своей несчастной судьбой жена Людовика, короля польского и венгерского. Е. — дочь боснийского бана Стефана, вышла замуж в 1363 г.; после смерти мужа была регентшей обоих королевств, за свою несовершеннолетнюю дочь Марию, но лишена власти Карлом Дураццо Неаполитанским, захватившим в 1385 г. Венгрию. Е., при содействии своего приверженца Гара, удалось убить Дураццо; но сторонник последнего, Ян Хорват, бан кроатский, опять сверг ее с престола. Гара был обезглавлен; Е., зашитая в мешок, утоплена, а юная Мария заперта в темницу. Впоследствии она отомстила за смерть матери.

Елизавета венгерская

- ландграфиня тюрингенская (1207-1231), дочь Андрея II, короля венгерского; воспитывалась в Вартбурге при веселом дворе тюрингенского ландграфа Германа I (см.), с сыном которого, Людвигом, она в 1221 г. обвенчалась. Будучи ландграфиней, Е. основывала госпитали, во время голода ежедневно прокармливала 900 человек; в то же время в ней стала проявляться склонность к религиозному аскетизму. После смерти Людвига (1227), она, вместе с сыном и двумя дочерьми, была изгнана братом его, Генрихом Распе (см.), некоторое время скиталась в самой жестокой нужде, затем нашла приют у своего дяди, епископа бамбергского. Вскоре Генрих Распе возвратил ей регентство, приглашал в Вартбург; но Е., окончательно предавшаяся аскетизму, отклонила это приглашение, отреклась от детей и в 1229 г. последовала за своим духовником Конрадом в Марбург. Здесь она раздавала бедным все, что получала, пряжей зарабатывала себе деньги на пищу, и даже часть этих денег уделяла на дела благотворительности; но Конрад видел во всем этом только помеху к достижению ею царства небесного. Не довольствуясь теми подвигами самоистязания, которые Е. добровольно на себя налагала, он требовал покаяния за прежнюю брачную жизнь, удалил преданных ей прислужниц, приставил других, которые помогали ему ее мучить, — а она, в своей аскетической восторженности, считала главной своей религиозной обязанностью смирение перед духовником. Четыре года спустя после ее смерти она была канонизована.

Из многочисленных чудес, приписываемых Е., самое прославленное легендой и художественными произведениями есть чудо с цветами — превращение хлеба и вина, которые она несла бедным, в цветы, чтобы избавить ее от упреков за излишнюю благотворительность. В храме, построенном над ее могилой в Марбурге, сооружена великолепная ее гробница; один из лучших памятников немецкого искусства конца XIII в. В 1539 г. прах ее перенесен был гессенским ландграфом Филиппом в другое, неизвестное место. Из художественных изображений Е. древнейшее принадлежит Вильгельму Кельнскому (1380), наиболее знаменитое — Мурильо, картина которого "Св. Е., омывающая язвы страждущим" находится в Мадриде, в академии Сан-Фернандо.

Дочь Е., София, была матерью Генриха Дитяти (см.), и таким образом св. Е. является родоначальницей Гессенского владетельного дома.

Ср. Montalembert, "Histoire de Sainte Elisabeth de Hongrie" (П., 1835 и сл.); Simon, "Ludwig IV and die Heilige Е." (Франкфурт-на-Mайне, 1854); Mielke, "Zur Biographie der heiligen Elisabeths" (Росток, 1888).

Елизавета Вудвиль

(Woodeville) — королева английская, жена Эдуарда IV. Первым ее мужем был Джон Грей, павший в 1461 г. при С.-Альбансе. С Эдуардом IV она обвенчалась в 1464 г. Старания Е. возвысить своих детей от первого брака доставили ей много врагов. Овдовев вторично, она пережила бесчеловечное умерщвление ее сыновей (от Эдуарда) будущим Ричардом III. При Генрихе VII Е., за поддержку Симпеля, лже-графа Варвика, была заключена в монастырь, в котором и умерла (1488).

Елизавета Йоркская

- дочь Елизаветы Вудвиль и Эдуарда IV; род. в 1466 г.; была сначала помолвлена с французским дофином, будущим Карлом VIII, но брак этот, по воле Людовика XI, не состоялся. Из заключения, которому подверг ее Ричард III, Е. была освобождена Генрихом VII, с которым в 1486 г. вступила в брак, положивший конец долговременной борьбе партий йоркской и ланкастерской (войне Алой и Белой роз). † в 1502 г.

Елизавета Маврикиевна

— русская великая княгиня, принцесса саксен-альтенбургская, герцогиня саксонская; род. 13 (25) января 1865 г.; с 15 апреля 1884 г. в замужестве с великим князем Константином Константиновичем.

Елизавета Михайловна

(1826-1845) — великая княгиня русская и герцогиня нассаусская, дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; в 1844 г. вступила в брак с герцогом нассауским Адольфом-Вильгельмом.

Елизавета Петровна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елизавета польская, дочь короля Владислава

— королева венгерская († в 1381 г.). Дочь польского короля Владислава, вышла в 1319 г. замуж за Карла-Роберта, короля венгерского, и была регентшей Венгрии и Польши во время малолетства своего сына Людовика I Великого. Ее считают изобретательницей ароматической воды, известной под названием "воды венгерской королевы".

Елизавета польская, дочь короля Сигизмунда I

(1518-1558) — дочь польского короля Сигизмунда I, вышла в 1539 г. замуж за Яна Запольского, короля венгерского и воеводу трансильванского, и, после смерти его, управляла страной за своего малолетнего сына. Султан и Фердинанд австрийский оспаривали у нее ее владения. Е. вынуждена была отдать Фердинанду Трансильванию, взамен чего ей были обещаны Оппельн и Ратибор в Силезии. Не исполнившие обещания австрийцы были изгнаны при содействии турок, занявших большую часть Венгрии. Елизавета же до самой смерти оставалась правительницей Трансильвании.

Елизавета Фарнезе

— королева испанская (1692-1766), дочь Эдуарда II пармского, благодаря стараниям влиятельной графини Орсини и Альберони сделалась супругой короля испанского Филиппа V. Для Альберони это событие послужило на благо, но графиню властолюбивая Е. лишила значения при дворе и отправила в ссылку, а слабого короля совершенно подчинила своему влиянию. На ее ответственность падает отчасти сумасбродная политика Альберони (см.). После смерти Филиппа Е. прожила в уединении еще 20 лет.

Елизавета Феодоровна

- русская великая княгиня, принцесса гессен-дармштадтская; род. 20 октября (1 ноября) 1864 г.; с 3 июня 1884 г. в супружестве с великим князем Сергием Александровичем.

Елизавета французская

(Филиппина-Мария-Елена, 1764-1794) — сестра Людовика XVI. Уже решенный брак ее с Иосифом II не состоялся, равно как и помолвка с герцогом Аостским, положение которого считалось для нее недостаточно высоким. Тесная дружба соединяла Е. с братом, который часто советовался с нею и подарил ей прелестное имение в Монтреле, где, вдали от придворных интриг, она проводила большую часть года. Когда разразилась революция, Е. вернулась к королевскому семейству, участь которого разделяла с тех пор постоянно. Во время неудачного бегства короля (1791), она подверглась большой опасности, так как была принята за королеву. В 1792 г. Е., вместе с королем и его семейством, была заключена в Тампль. После казни короля и королевы Е., по-видимому, всеми забытая, жила с их дочерью, воспитанию которой отдалась с полным рвением; но в мае 1794 г. Фукье-Тенвилль неожиданно привлек ее к революционному трибуналу, где она, кроме участия в заговоре Капетов, была обвинена в похищении коронных бриллиантов. 10 мая Е. осудили и вскоре за тем гильотинировали.

См. De-Beauchesne, "La vie de M-me Е." (2 изд., Париж, 1871).

Елизавета, в Библии

(с евр. "Бог моя клятва", т. е. поклявшаяся служить Богу) — имя двух библейских женщин, из которых одна была женой первосвященника Аарона (Исх., VI, 23), а другая женой священника Захарии и матерью Иоанна Крестителя (Лук., I, 5 и др.). Последняя была родственницей Пресвятой Девы Марии, которую она первая, после Благовещения, приветствовала как Благословенную между женами и как Матерь Божию (Лук., I, 43).

Елизавета, дочь Ярослава I

— дочь Ярослава I, выданная замуж в 1045 г. за короля норвежского Гаральда Смелого (Строгого), который, добиваясь ее руки, совершил ряд славных подвигов в Греции, Африке, Сицилии и Палестине и сочинил 16 любовных песен (одна из них переведена Батюшковым: "Песнь Г. Смелого"). Е. была замужем недолго и умерла, оставив двух дочерей: Ингигерду и Марию. Первая была замужем за королем шведским Филиппом.

Елизавета, императрица австрийская

(Амалия-Евгения, род. в 1837 г.) — императрица австрийская, дочь баварского короля Максимилиана Иосифа; в 1854 г. вышла замуж за австрийского императора Франца-Иосифа.

Елизавета, императрица австрийская (дополнение к статье)

— императрица австрийская, не скрывала своих симпатий к умеренно-либеральным идеям, искала сближения с учеными и писателями, открыто выражала свое преклонение перед Гейне, которому воздвигла прекрасный памятник в своей вилле на о-ве Корфу. С конца 1870-х гг. она почти всю жизнь проводила в путешествиях, почти не бывая дома; говорят, что с мужем у нее произошел разрыв. Впервые после многих лет разлуки она встретилась с ним на похоронах трагически погибшего (1889) их сына Рудольфа; затем вновь началась разлука. Во время одного из путешествий Е., никогда никем не охраняемая, убита в Женеве, в 1898 г., итальянским анархистом Луккени. Убийство это не было ни актом личной мести, ни актом политической мести лично Елизавете; убийца говорил, что ему было безразлично, кого убить из числа коронованных особ; он бы предпочел убить короля итальянского Гумберта, но у него не было денег для поездки в Рим, и потому жертвой он избрал императрицу австрийскую.

См. К. Christomanos, "Tagebuchbl ä tter" (Вена, 1899); de Burgh, "E., Kaiserin von Oesterreich" (пер. с англ., Вена, 1900); Tschudi, "E., Kaiserin von O esterreich und Kö nigin von Ungarn" (с норвеж., в Рекламовской "Universalbibliotek"); Rostock, "Erinnerungensbl ä tter" (Вена, 1903).

В. В—в.

Елизавета, королева английская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елизавета, королева испанская

— королева испанская (1545-1568), дочь короля французского Генриха II и Екатерины Медичи. Была помолвлена с испанским наследным принцем Дон-Карлосом, но в 1559 г. обвенчана с королем Филиппом II, от которого имела двух дочерей.

Елизавета, королева румынская

(Полина-Огтилия-Луиза) — королева румынская (род. в 1843 г.), принцесса Нейвидская, племянница русской великой княгини Елены Павловны, при дворе которой она жила несколько лет в Петербурге. В это время она училась музыке у А. Г. Рубинштейна. В 1869 г. вступила в брак с королем румынским Карлом; в 1870 г. у них родилась дочь, в 1874 г. умершая. С тех пор у Е. не было более детей. После глубокого горя, причиненного ей смертью дочери, она усиленно предалась литературной деятельности. Первыми напечатаны были, под псевдонимом Carmen Sylva, ее стихотворения: " Sappho " и " Hammerstein " (1880); затем последовали: " Stürme" (1881); "Leidens Erdengang" (1882); "Jehovah" (1882); "Ein Gebet " (Б., 1882); "Pensées d'une reine" (Париж, 1882); " Pelesch-Märchen " (1883; 3 изд., под заглавием: " Aus Carmen Sylva's Königreich", 1886); "Mein Rhein " (4 изд., 1891), " Meine Ruh " (2 изд., 1885); " Es klopft" (1887); "Weihnachtskerzchen " (1891) и многие др. В сотрудничестве с г-жой Mite Kremnitz, Е., под общим псевдонимом Dito und Idem, напечатала: " Aus zwei Welten " (3 изд., 1888; русский перевод в "Северном Вестнике", 1886); " Astra " (8 изд., 1887, роман); " Anna Boleyn " (1886, трагедия) и др. Лучшими произведениями королевы Е. считаются " Lieder aus dem Dimbovitzathal " (1889) и трагедия " Meister Manole " (1892), в которой она, заимствовав сюжет из одной румынской легенды, в трагическом образе воплотила безграничное честолюбие художника. Королева Е. пишет по-немецки, но выказывает глубокую симпатию к Румынии и много сделала для ознакомления Европы с молодою румынской поэзией. В книге " Rumän. Dichtungen " (Лейпциг, 1881; 3 изд., 1889), изданной ею вместе с Мите Кремниц, она хорошими стихами перевела несколько лучших пьес корифея этой поэзии, Александри. Ее картинки румынской жизни обнаруживают незаурядный талант и теплое любящее сердце. На румынском языке изданы её молитвы: " Cuvinte sufletesci" (1888). В годы войны (1877-78) E. посвятила себя уходу за ранеными. Она принимала деятельное участие в заботах о поднятии в Румынии женского образования и кустарной промышленности и в поощрении других видов национального труда. Последние годы Е. проводит в Италии, в крайне тяжелом нервном угнетении, вызванном неприятностями, связанными с историей любви наследника румынского престола к фрейлине королевы Вакареску.

Ср. Mite Kremnitz, "Carmen Sylva" (Бреславль, 1882); von Stackelberg, "Aus Carmen Sylvas Leben" (5 изд., Гейдельберг, 1889); Blanche Roosevelt, "Elisabeth of Romania" (Лондон, 1891).

Елизавета, курфюрстина бранденбургская

(1485- 1555) — курфюрстина бранденбургская, дочь короля соединенной Скандинавии Иоанна I (1502); в 1525 г. приняла евангелическое учение, вследствие чего разошлась с мужем, который был ревностным католиком, и бежала в Виттенберг, где сблизилась с Лютером. После смерти мужа (1535), вследствие религиозного несогласия со старшим сыном, она долго не могла решиться на возвращение в Бранденбург. Только в 1545 г. она переселилась в Шпандау, а потом в Берлин, где и скончалась.

Елизавета, курфюрстина пфальцская

(1596-1662) — курфюрстина пфальцская, старшая дочь английского короля Иакова I; получила строго протестантское воспитание и серьезное образование; в 1613 г. была обвенчана с главой германских протестантов, Фридрихом V пфальцским. В 1619 г. муж ее был провозглашен королем чешским; в следующем году произошла битва при Белой горе; королева, в ожидании родов, находилась в это время в Градчине и принуждена была спастись бегством. Когда Фридрих, благодаря победам Густава-Адольфа, возвратился (1632) в опустошенный Пфальц, он погиб жертвой чумы. С этих пор Е. жила в Голландии. После реставрации Карла II на английском престоле, Е. возвратилась на родину. От брака с Фридрихом у Е. было тринадцать человек детей, в том числе принц Рупрехт, Е., пфальцграфиня рейнская, и София, курфюрстина ганноверская, из которых первая неразрывно связана с именем Декарта, а вторая — Лейбница.

Елизавета, принцесса брауншвейгская

(1715-1797) — принцесса Брауншвейгская, супруга Фридриха Великого, была обвенчана с ним, когда он был еще наследным принцем. Молодая чета провела первые годы супружества в Ней-Руппине и в Рейнсберге. Это время было самым счастливым в жизни принцессы. С воцарением Фридриха (1740) судьба ее изменилась. Фридрих сбросил узы, которые носил из покорности к отцу, и уклонился от навязанной ему семейной жизни, хотя никогда не отказывал в уважении безупречному характеру и трогательно-покорной любви своей супруги. Только на торжественных празднествах в Берлине королевская чета появлялась вместе. Фридрих никогда не показывался в замок Шёнгаузен, резиденцию королевы. Е. наполняла свои вынужденные досуги усердным чтением; она любила природу и собрала около себя кружок единомышленников. Кроме многочисленных переводов с немецкого на французский язык, она написала: "Méditation sur les soins que la providence à pour les humains, etc." (Берлин, 1777); "Réflexions sur l'état des affaires publiques en 1778, adressées aux personnes craintives" (Берлин, 1778); "Réflexions sur tous les jours de la semaine" (Б ерлин, 1777); "La sage révolution" (Берлин, 1777).

См. Hahnke, "E., Königin von Preussen, Gemahlin Friedrichs d. Gr." (Берлин, 1848).

Елизавета, пфальцграфиня рейнская

— пфальцграфиня рейнская (1618-1680), старшая дочь Фридриха V пфальцского и Е. (см. соотв. статью). Не желая изменять протестантизму, она отвергла руку польского короля Владислава (1634). Е. находилась в тесной дружбе со своим двоюродным братом, наследником бранденбургским, Фридрихом-Вильгельмом; еще ближе сошлась она с писательницей Анной-Марией Шюрманн, а особенно с Декартом, который, подобно семейству Е., нашел себе убежище в Голландии. Декарт, посвятивший Е. свои " Principia philosophiae ", нашел в ней ученицу способную и вполне разделявшую его идеи; до самой его смерти они вели переписку. Избранная настоятельницей Герфордской общины, Е. дала убежище 300 или 400 франко-голландским лабадистам (см.), с их главою Лабади, после их изгнания из Амстердама. Эксцентричный культ и формы общежития полукоммунистической общины возбудили общее неодобрение в строго-лютеранском Герфорде. С помощью великого курфюрста Е. сумела оградить себя от нападений, и даже указ высшего имперского суда, изданный, по настоянию города, против чужеземной общины, остался без исполнения, вследствие защиты сильного друга. Только опасность во время франко-голландской войны 1672 г. побудила лабадистов к удалению из Герфорда. В 1677 г. Е. посетил Вильям Пенн, переписывавшийся с нею до ее смерти. До поздних лет Е. сохраняла склонность к философии, чему способствовало ее знакомство с Малебраншем и Лейбницем.

Елизавета-Луиза

— королева прусская (1801-1873), дочь короля баварского Максимилиана I. В 1823 г. Е. сочеталась браком в Берлине с наследным принцем, позже королем Фридрихом-Вильгельмом IV. После смерти мужа (1861) жила уединенно в Сан-Суси, Шарлоттенбурге и Штольценфельсе.

Елизавета-Шарлотта, дочь курфюрста Карла-Людовика

(1652-1722) — вторая жена герцога Филиппа Орлеанского (брата короля Людовика XIV французского), дочь курфюрста Карла-Людовика пфальцского. При дворе Людовика XIV она сохранила суровую прямоту характера и строгостью нравов заслужила общее уважение. К госпоже Ментенон "Палатина" — так называли при дворе Е. — питала глубокую ненависть; королю, который любил ее за веселый нрав и едкое остроумие, она никогда не могла простить, что он женил ее сына на своей незаконной дочери. Е. очень любила немецкий язык и в течение своего пятидесятилетнего пребывания при французском дворе обыкновенно говорила по-немецки. Она содействовала переписке Лейбница с французскими учеными. Брак Е. сделался причиной огромного несчастия для ее родины. Ее притязания на наследие брата послужили Людовику XIV поводом к жестокому опустошению пфальцских областей, в течение 1688- 9 3 гг. Наконец, в 1702 г. герцогиня, после третейского суда папы, была удовлетворена значительной денежной суммой; через нее же в дом Орлеанов попали ценные художественные редкости Пфальцского курфюршества. После смерти мужа Е., король хотел, по настоянию Ментенон, отправить ее в монастырь; но она не согласилась на это и осталась при дворе, где занялась составлением своих мемуаров. "Fragments des lettres originales de Madame Е. " (Париж, 1788) появились в новом издании под заглавием: "Mélanges historiques, anecdotiques et critiques" (Париж, 1807) и "Mémoires sur la cour de Louis XIV et la régence, extraits de la correspondance allemande de M-me Charlotte Е." (Париж, 1822). Ее невероятно многочисленные, очень оригинальные и, благодаря описанию событий при дворе Людовика XIV, в высшей степени интересные письма были изданы Holland' ом (Тюбинген, 1867) и, в извлечении, Ранке (Лейпциг, 1870).

Дочь ее, Елизавета-Шарлотта Шартрская (1676-1744), жена Карла-Леопольда Лотарингского, была матерью императора Франца I.

Елизавета-Шарлотта, дочь курфюрста Фридриха IV

(1597 -1660) — дочь курфюрста Фридриха IV пфальцского; вышла замуж за наследника курфюршества Бранденбургского Георга-Вильгельма. Когда он вступил на престол, она тщетно старалась парализовать влияние, которое имел на него католический министр Шварценберг. Планы Е. удалось осуществить только ее сыну, великому курфюрсту.

Елизаветград

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елизаветградка

(Михайловка) — торговое село Александрийского уезда Херсонской губернии, при реке Ингулец. Дворов 1770, жителей 8690. 2 православные церкви, синагога, школа, 11 лавок, базары, две ярмарки; торговля преимущественно скотом.

Елизаветградские Новости

— ежедневная иллюстрированная газета, издается в г. Елизаветграде с 1903 г. Изд.-ред. В. С. Лапидус.

Елизаветградский 9-й драгунский полк

— сформирован в 1783 г., под названием Е. легкоконного; с 1789 г. стал называться Е. конно-егерским. Павел I переименовал его в гусарский, а в 1882 г. полк обращен в драгунский. Знаки отличия: 1) георгиевские трубы, с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г." и "За усмирение Венгрии 1849 г.", и 2) знаки на шапках, с надписью: "За отличие" (пожалованы за войны 1812-14 гг.).

Елизаветградский Вестник

— газета политическая, общественная и литературная; выходит ежедневно, с 1876 г.; редактор-издатель М. К. Хороманский.

Елизаветградский Вестник (дополнение к статье)

— газета; прекратилась в 1893 г.

Елизаветградский Городской Листок

— издание елизаветградской городской управы, под редакцией городского головы, выходившее 2 раза в неделю, с 1874 г. по июль 1876 г.

Елизаветин

(мадьяр. Erzsebétváros, нем. Elisabethstadt) — главный город Малококельбургского комитата в Венгрии (Семиградии), на реке Великий Кокель. Населения 2795 человек, по большей части армяно-католического исповедания, так как город основан в 1761 г. переселившимися в Семиградию армянами. Прекрасный собор, публичная библиотека. Развалины замка князей Апафи, последних самостоятельных владетелей Семиградии. Торговля вином и плодами.

Елизавето-Пожевской

- завод в Соликамском уезде, Пермской губернии, на реке Пожве, принадлежащий наследникам Всеволожских; железоделательный, вспомогательный к Пожевскому заводу. На обоих заводах работает до 1500 человек. В 1887 г. железа было выделано 219806 пудов. В Е.-Пожевском 178 дворов и 991 житель.

Елизаветовка, деревня Екатеринославской губернии

— деревня Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, на речке Белой. Жителей около 300. На крестьянской земле каменноугольный пласт. Разрабатывается кустарным способом двумя артелями. Годовая добыча не свыше 1000 пудов курного угля.

Елизаветовка, село Екатеринославской губернии

(Татарка) — село Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, на реке Татарке; жителей 3600, школа; до 10 торгово-промышленных заведений.

Елизаветовка, слобода области Войска Донского

- слобода Ростовского округа, области Войска Донского, в 86 верстах от окружного города, на речке Ее. Дворов 652, жителей 5048. Церковь, церковно-приходская школа. Главное занятие жителей — рыболовство.

Елизаветовка, торговое село Екатеринославской губернии

— торговое село Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, при болотист. прот. Соленом Ноздранаке. Дворов 403, жителей 2218 душ обоего пола. Школа, 4 ярмарки со значительным оборотом.

Елизаветовская

- станица Ростовского округа, области Войска Донского, на правом берегу реки Дон, в его дельте, несколько ниже Ростова и Гниловской станицы. Дворов 1552, жителей 7632. Главное занятие жителей — рыболовство; до 120 рыбоснетных заводов. Много каменных домов, два храма, станичное и церковно-приходское училища. В юрте станицы 13 хуторов.

В. Л.

Елизаветполь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елизаветпольская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елизаветпольская губерния (дополнение к статье)

(см. соотв. статью). — По данным переписи 1897 г. в Е. губ. было 878415 жителей (480012 мжч. и 398403 жнщ.), в том числе городских 89259. Распределение жителей по уездам см. Россия.

Елизаветпольский 156-й пехотный полк

— сформирован в 1863 г.; в 1891 г. ему присвоено название Е. генерала князя Цицианова. Знаки отличия: 1) полковое знамя — георгиевское, с надписью: "За взятие Ардагана 4 и 5 мая и за сражение на Аладжинских высотах 3 октября 1877 г."; 2) поход за военные отличия, пожалованный 13 октября 1877 г.

Елизаветталь

— немецкая (вюртембергцы) колония, основанная в 1817-18 гг. в Тифлисской губернии и уезде, в 86 верстах от Тифлиса, на одном из притоков Алгета. Жители (1180 душ) занимаются садоводством и огородничеством.

Елизаветы орден

— 1) австрийский военный орден, учрежден в 1750 г. императрицей Елизаветой-Христиной, вдовой Карла VI, возобновлен Марией-Терезией в 1771 г. под названием елизавето-терезианского военного ордена. Кавалеров его может быть не более 21. Орденский знак — осьмиконечная, в золото оправленная звезда, лучи которой покрыты наполовину белой, наполовину красной эмалью.

2) Баварский дамский орден, учрежден в 1766 г. курфюрстиной Елизаветой-Августой, супругой Карла-Теодора пфальц-баварского. Члены его должны быть католички, насчитывать не менее 4 предков и вносить известную сумму в пользу нуждающихся. Орденский знак — покрытый белой эмалью крест, над которым курфюршеская корона.

Елизаровская

— деревня Березовского округа Тобольской губернии, при реке Большой Оби, в 400 верстах от окружного города; дворов 265, жителей 3210. Училище.

Елизаровы

- русские дворянские роды. Первый из них происходил от царевича татарского Егуда, во крещении Василия, служившего Василию Темному против Шемяки. У него был сын Елизар, потомки которого приняли фамилию Е. Из них Федор Матвеевич был наместником в 1569 г.; Федор Кузьмич при царе Алексее Михайловиче был думным дьяком, думным дворянином и окольничим; Прокофий Кузьмич управлял земским приказом; Тимофей Наумович был воеводой в Пошехонье и убит в бою с поляками под Шкловом (1655). Этот род Е. пресекся в первой половине XVIII в. Два другие рода Е. восходят к XVII в. и внесены в VI часть родословной книги губерний Костромской и Новгородской.

В. Р.

Елизаровы-Гусевы

— русский дворянский род, происходящий от боярина Константина Ивановича Добрынского, потомка легендарного касожского князя Редеди. Владимир Елизарович казнен Иоанном III (1498); Василий и Михайло Елизаровичи были боярами у князя Юрия, сына Иоанна III. Многие Е.-Г. в XVI и XVII вв. были воеводами в сибирских городах. Род Е.-Г. пресекся в конце XVII в.

В. Р.

Елизарьев Трехсвятительский монастырь

2-классный, мужской (также Спасо-Елизаровский) — в 27 верстах от Пскова, основан около 1447 г. пустынником Евфросином, в мире Елизаром. При гробнице преподобного Евфросина хранится подлинное его завещание, писанное на пергаменте. Земли у монастыря 285 десятин.

Елизиум

(Ήλύσιον πεδίον) — впервые упоминается в "Одиссее" (IV, 563), где помещается на конце вселенной. Там царствует светловласый Радаманф; туда должен после смерти переселиться Менелай, как зять Зевса. Там нет бурь и непогод, но постоянно с океана веет зефир. Точнее местоположение Е. не указывается. Возникшее, может быть, под влиянием Египта, представление это впоследствии развилось и слилось с представлением об "островах блаженных", помещавшихся на краю океана и большею частью на крайнем западе. Сюда же относится и представление об острове Левке, где наслаждаются бессмертием Ахилл и другие герои. У Гесиода ("Труды", 167 и сл.) на островах блаженных пребывают все герои, сражавшиеся в знаменитых войнах древности. Острова эти необычайно плодородны и управляются Кроносом. Любопытное развитие понятия об островах блаженных находим у Пиндара (Од. II, 140 и сл.), где оно возвышается до степени понятия о загробном воздаянии, и у Платона (Gorg. 626 С.), по которому истинный мудрец (добродетельный человек) отсылается Радаманфом на острова блаженных.

См. Rohde, "Psyche" (Фрейбург, 1890).

А. Щ.

Еликвация

или ликвация — выделение из сплава двух металлов, при застывании, части более легкоплавкой. Подробности в статье Сплавы металлов.

Д.

Елина

— см. Вариисус.

Елионка

— посад Черниговской губернии, Стародубского уезда, заселенный во 2-й половине XVII в. раскольниками секты белокриницкой "не приемлющими окружного послания", у р. Елионочки, в 21 вер. от уездн. г. Жителей 2300. 3 единоверческие церкви, земская школа, щетино-сортировочный зав. Вследствие скудости почвы половина мужского населения зарабатывает пропитание отхожими промыслами в качестве коробейников и щетинников.

Елисеев, Александр Васильевич

— врач-путешественник. Родился в 1858 г.; окончил курс в медико-хирургической академии; служил военным врачом в Туркестане, Прибалтийском крае и Финляндии. Его первые путешествия обнимают север России, Финляндию и Урал; в 1881 г. он посетил Египет, Каир и Иерусалим и проехал Сирию до Дамаска; в 1882 г. был в Лапландии, в 1884 г. в Палестине, а оттуда через Грецию и Сицилию проехал в Триполи, Тунис, Алжир и Сахару. По поручению палестинского общества, в 1886 г., посетил Малую Азию, исследуя путь из России в Святую Землю. Состоит врачом при главном военно-медицинском управлении. Описания своих путешествий Е. помещает с 1878 г. в периодических изданиях.

Елисеев, Александр Васильевич (дополнение к статье)

— врач-путешественник; ум. в 1895 г.

Елисеев, Григорий Захарович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елисей

— один из библейских пророков. Он был сыном Сафата, вероятно, человека зажиточного, так как Е., будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар., XIX, 19-21). Сделавшись ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Е. трудился более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной вдовы сунамитянки. Во всех рассказах о Е. он рисуется как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием "пророческих сонмов" или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков. Е. был единственным очевидцем вознесения Илии на небо и в наследие от него получил мантию (милость), как видимый знак преемства пророческого духа. Имя Е. было весьма популярно в последующей литературе. О нем с высшей похвалой говорить Иисус Сирахов, указывая на то, как он, высказывая правду, не трепетал перед царями (XLVIII, 12-14). Имя его упоминается также и в Новом Завете (Лук., IV, 27).

А. Л.

Елисейские поля

— см. Елизиум.

Елисейский дворец

— см. Париж.

Елису

(Ели-су) — селение Закатальского округа (Закавказье), населенное лезгинами (2840 душ), на реке Курмух-чай. Бассейн Курмух-чая некогда принадлежал Грузии и составлял особое эриставство Тсукет. В конце XVI или в начале XVII века, после погрома Кахетинского царства Шах-Аббасом, в бассейне этой реки возникло султанство, названное Елисейским, по имени главного селения Е. В состав этого владения входила и долина верхнего Самура, с главным селением Цахур. В 1807 г. Елисуйское султанство было присоединено к России и в 1830 г. вошло в состав Джаро-Белоканского округа; в 1844 г., после бегства последнего султана (Даниель-бек) к Шамилю, султанство было уничтожено и в бывшей его области введено русское управление. В 8 верстах от Е., на высоте 5300 футов над уровнем моря, находятся известные Елисуйские соляно-щелочные минеральные воды. Температура воды 38-42° Ц. Е. воды ежегодно привлекают несколько тысяч больных, которые купаются в естественном углублении в скале, наполненном водой около 38° Ц.

В. М.

Елишев

(Алексей Иванович) — журналист; из дворян Смоленской губернии; воспитанник с.-петербургского технологического института; род. в 1853 г.; литературную свою деятельность начал рядом писем и очерков Северной Америки в "Голосе" и "Живописном Обозрении"; с 1879 по 1890 г. был редактором-издателем "Смоленского Вестника".

Елка

— обычай северных стран Западной Европы, распространившийся и в России. Помещаемая в жилье, во время рождественских праздников, небольших размеров ель изображает собой неувядающую благостыню Божию. Елка (Weihnachtsbaum), освещенная сверху донизу множеством восковых свечей, увешанная разными лакомствами и подарками (Christgeschenk) для детей; составляет существенную принадлежность семейного праздника.

Елка моховая

- неточно определенная продажная мера мха, употребляемого для прокладки ("мшения") стен деревянных строений: на суковатый кусок хвойного стволика около 2 аршин длиной наматывается мох, снимаемый большей частью пластом или полостью.

Елкезаиты

или елкессеи — секта иудействующих, или, точнее, иудействующих гностиков. Сведения о ней сообщают Епифаний, Ориген и Ипполит. По их объяснению, Е. название свое получили от книги Елксая. Ориген сообщает, что в 220 г. сириец Алкивиад из Апамеи привез ее в Рим. По убеждению Е., книгу эту принес Елксаю ангел с неба. От нее сохранились только отрывки, собранные и изданные Гильгенфельдом. Содержание книги представляет из себя смесь иудейских и христианских элементов с языческо-натуралистическими. Крещение они повторяли несколько раз и смотрели на него как на средство для избавления от грехов и болезней. Они совершали его во имя Отца и Сына, а также семи свидетелей — пяти стихий, масла и соли (символов крещения и причащения). Усердно занимались магией и астрологией. Иудейский элемент воззрений Е. проявляется в том, что они признавали закон Моисея, субботу и обрезание, хотя и отвергали жертвы. Многие места Ветхого Завета они не признавали, так же как и некоторые отделы Нового, в особенности послания апостола Павла. Христология их очень неустойчива. С одной стороны, они считали Христа ангелом, с другой — учили о многократных Его воплощениях и в то же время признавали рождение Его от Девы. Для евхаристии они употребляли хлеб и соль; мяса не ели; брак ставили высоко; отречение от веры во время гонений считали дозволительным. Учение книги Елксая во многом сходно с учением Климентин (отношение к Ветхому Завету, отвержение жертв, неоднократное воплощение), с тем различием, что в Климентинах иудейские и языческие элементы отступают на второй план (ни обрезания, ни многократного крещения нет); это свидетельствует о большей древности книги Елксая сравнительна с Климентинами.

Елкош

- небольшое местечко, родина пророка Наума. По древнему преданию, сохраненному блаженным Иеронимом, оно находилось в Галилее. Другие находят его на берегах Тигра, отожествляя с Алкушем, близ Мосула.

А. Л.

Елл

(Yell) — один из самых северных Шетландских островов, отделен от материка Шотландии Елл-Зундом. Пространство около 230 кв. км, поверхность гористая; земледелие немыслимо; занятие жителей (2732 человека) — рыбная и китовая ловля.

Еллерн

(Эллерн) — местечко Курляндской губернии, Фридрихштадтского уезда, близ Ильзенбургского озера. На покинутом кладбище два надгробных камня, которым народ приписывает целебную силу; паломники оставляют на них деньги, воск, одежду и разные другие предметы и затем купаются в Илзенбургском озере.

Еллинек

(Jellinek) — см. статьи Йеллинек.

Еллинский

(Николай Иванович) — хирург, по окончании курса медицинских наук в 1818 г. назначен (1820) адъюнктом хирургии в Харьковском университете. В том же году Е. получил звание медика-хирурга в СПб. медико-хирургической академии. В 1821 г. назначен экстраординарным и в 1825 г. ординарным профессором хирургии Харьковского университета. Одно время был деканом, а затем в продолжение трех лет ректором того же Университета. Напечатал: "De inflammationis causa proxima" (речь, произнесенная в Харьковском университете, 1826), "Обозрение десмургии" (Харьков, 1831), "Способ лечения холеры" (С., 1831).

Еллоустон

(Yellowstone River) — самый значительный приток реки Миссури; берет начало в главном хребте Скалистых гор, в штате Вайоминг, под 44° северной широты и 110° западной долготы; вливается на пути в Еллоустонское озеро и, выйдя из него, протекает по Е. национальному парку, образуя здесь два величественных водопада; далее уходит в штат Монтана, протекая тут по золотоносному грунту; прорывается через величественное ущелье Лоуэр-Каньон (Lower-Canyon) и впадает в реку Миссури в штате Дакота. Длина течения Е. около 1700 км; одна треть ее судоходна, главный приток — Биг-Хорн (Big-Horn).

Еллоустонские горы

(Yellowstone Mountains) — красивая и симметричная цепь гор со снежными вершинами, в североамериканском штате Монтана; высочайшая вершина их Эмигрант-Пик (3240 м высоты).

Еллоустонский национальный парк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еллоустонское озеро

(Yellowstone Lake, прежде называлось Sublette Lake) — у подошвы Скалистых гор, в Еллоустонском национальном парке (см.), на высоте 2375 м над уровнем моря, с двух сторон замкнуто горами — Шеридан и Лангфорд; окружено высоким сосновым лесом; у ската скал, у самого озера, много горячих ключей, в которых можно сварить рыбу, пойманную в озере.

Елман или елмань

(стар.) — нижнее расширение полосы у сабли и палаша, которое делалось для придания большей силы удару.

Елнат-Желтоватая

- река Костромской губернии, левый приток Волги. Длина 100 верст и на 80 верст сплавная. Берега лесисты и довольно населенны.

Еловая

(Еловка) — гора в Верхотурском уезде Пермской губернии, на восточном склоне Уральского хребта, отделяющаяся от горы Качканара речкой Шумихой, притоком Иса, впадающего слева в реку Туру; Е. можно считать предгорьем Качканара.

Еловая губа

— Иркутской губернии и округа на северо-западном прибрежье озера Байкал, вдающаяся в материк на 2 версты, между мысами Хомутовым и Толстым. Ширина ее до 5 верст, берега крутые и скалистые, покрыты лесом. Губа представляет ненадежное укрытие от северо-восточных и юго-восточных ветров; в вершину ее впадает речка Еловка.

Еловец, еловь

(стар.) — значок из красного лоскутка ткани или кожи, вставлявшийся в трубку на вершине шлема. Образцы можно видеть на Мономаховом троне в Успенском московском соборе.

Еловик

— см. Клест.

Предыдущая страница Следующая страница