Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Е" (часть 9, Ерт - Ея)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Е" (часть 9, Ерт - Ея)

Предыдущая страница Следующая страница

Ертов

(Иван Данилович) — писатель-самоучка (1777-1828), купеческий сын, занимавшийся естественными науками, астрономией, историей и проч. Напечатал: "Начертание естественных законов происхождения вселенной" (СПб., 1798), "Картина просвещения россиян перед началом XIX в." (1799), "Мысли о развитии ума в человеческом роде (1811), "Мысли о происхождении и образовании миров" (изд. 3, 1820), "Всеобщая история древних просвещенных народов" (СПб., 1824-1825) и др. Его жизнь описана в книге: "Русский Кандид, или Простодушный" (СПб., 1833).

Ерусалим

(Кальвария) — местечко Виленской губернии и уезда, предместье города Вильно; значилось в числе литовских городов XIV века. В 1775 г. доминиканцы устроили тут монастырь. Около костела несколько часовен, с изображением мучений Христа.

Еруслан

— река, левый и последний приток Волги; составляет в нижней своей части границу губернии Астраханской с Самарской. Е. берет начало в северной части Новоузенского уезда и направляется к юго-западу; длина его течения 288 верст, а поверхность бассейна 10367 кв. верст; река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Е., до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Е. сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи. Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 4 до 12 саженей, при глубине до 7 1/2 футов, но в ямах глубина доходит до 3 саженей; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др. Только в верхней части течения Е. по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др. По Е. расположено несколько довольно значительных селений. В Е. впадает один только значительный приток слева — река Торгун.

Ф. Ш.

Еруслан Лазаревич

— герой старинной русской сказки, известной уже в рукописях XVII столетия. Сказка о Е. Л. издана, по рукописи Ундольского, Н. С. Тихонравовым ("Летописи русской литературы", т. II, отд. II, М., 1859) и, по рукописи Погодинского древлехранилища, Н. Костомаровым ("Памятники старины русской литературы", вып. II, 1880). Текст лубочной лицевой сказки напечатан Д. И. Ровинским ("Русские народные картинки", IV). Обе записи сказки XVII в. представляют ее в двух редакциях, из которых редакция списка Ундодьского считается более ценной; она отличается большей логической связностью между отдельными приключениями героя, названного в ней Урусланом, и сохранила в большей чистоте некоторые имена других действующих лиц. Сказка о Е. Л., повествуя о многочисленных воинских и любовных похождениях молодого и прекрасного богатыря, нравилась старинным русским читателям разнообразием своего содержания и, перейдя на лубок, широко распространилась в народе. Ее влияние заметно даже на некоторых пересказах былин об Илье Муромце. В настоящее время можно считать вполне установленным, что в ее основе лежит тюркская (татарская) переделка некоторых эпизодов из похождений иранского богатыря Рустема, в особенности двух: похода Рустема в Мазандеран, для освобождения царя персидского Кей-Кауса, и его боя с сыном, Сохрабом. Отец Уруслана (по списку Ундольского), Залазарь, сохраняет имя отца Рустемова, Заль-зара; царь Киркоус соответствует персидскому Кей-Каусу; конь Уруслана, Араш, есть Рустемов конь Рахш и проч. Сам Уруслан — не кто другой, как Рустем, имя которого уже в тюркской среде было переделано в Арслан (лев). Между двумя вышеназванными эпизодами, из которых первый составляет начало, второй — окончание сказки, помещены другие похождения Уруслана, как, например, встреча с русским богатырем Иваном, бой с ним, затем братанье и помощь, оказанная Урусланом Ивану в добывании дочери Феодула-змея; встреча Уруслана с прекрасными царевнами, с великаном-сторожем Ивашкой; бой со змеем; женитьба на царевне Подсолнечного города и проч. Эти похождения Уруслана, не имея прямых соответствий в похождениях иранского Рустема, находят себе параллели в разных восточных сказках. Сказка о Е. Л. представляете значительный интерес для истории былин и сказок об Илье Муромце. С одной стороны, в основе некоторых похождений муромского богатыря лежат те же мотивы, которые вошли в сказку о Е. Так, встреча Ильи с Соловьем-разбойником, приезд в Киев и отношения к князю Владимиру напоминают встречу Е. с богатырем Ивашкой и приезд его к царю Далмату; встреча Ильи с королевичной может быть сопоставлена со встречей Е. с прекрасными царевнами; затем оба богатыря бьются со своими не узнанными ими сыновьями и проч. С другой стороны, на некоторые былины и особенно сказки об Илье Муромце оказала прямое влияние лубочная, распространенная в народе сказка о Е. Л.

Ср. А. Н. Пыпин, "Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских" (1858); В. В. Стасов, "Происхождение русских былин" ("Вестник Европы", 1868 г.); А. Н. Веселовский, в "Истории русской словесности" А. Галахова (изд. 2, 1880, стр. 431); Всеволод Миллер, "Экскурсы в область русского народного эпоса" (1892, экскурс VI); его же, "Материалы для истории былинных сюжетов" ("Этнографическое Обозрение", 1892, кн. XII).

Ерш Щетинников

— главное лицо русской народной сказки (изд. Афанасьевым, "Народные русские сказки", № 41 и примеч. в IV т., стр. 36), представляющей сатиру на московское судопроизводство XVI- XVII вв. Лещ с товарищами бьет челом на Е., который своими проделками восстановил против себя все рыбье царство. Ерш-ябедник запутывает в дело массу свидетелей; некоторые из них в своих показаниях дают прекрасную характеристику обвиняемого. После долгих изворотов Е. осужден и приговорен к мучительной казни. Приговор уже утвержден всеми судьями, но Е. не унывает: он плюет судьям в глаза и благополучно скрывается от преследования. Эта сказка, сохранившаяся в рукописи XVIII в., по словам академика А. Н. Веселовского "сохранила с поразительной верностью формы словесного судопроизводства". Подобные сатирические изображения судопроизводства нередки и в западноевропейской и югославянской литературах. Таковы, например: известное произведение средневековой литературы " Certamen rosae liliaeque " или же южнославянская повесть "Muka blaženoga Grozdija" — "Мука, или Казнь виноградной лозы" (Condemnatio uvae; ср. " Archiv f. slav. Philologie", I В., pp. 611-617).

В. П.

Ерш, острие с зазубринами

— заостренное острие с острыми зазубринами, наклоненными в сторону, обратную самому острию. Когда Е. воткнут в сколько-нибудь упругое тело, эти зазубрины не дозволяют вытащить его обратно, не вырывая вместе часть окружающего вещества. Заершают острия рыболовных крючков, стрел, копий, а также корабельные и иные гвозди, чтобы они держали как можно крепче.

Ерш служил хорошим средством для заклепки неприятельских заряжаемых с дула орудий, причем его вгоняли ударами в запал. К этому средству прибегали в том случае, когда удавалось завладение неприятельской артиллерией на непродолжительное время: с заершенными запалами стрельба невозможна и орудия требуют радикального исправления.

Ерш, рыба из семейства окуневых

(Acerina cernua L.) — рыба из семейства окуневых (Percidae), отряда колючеперых (Acanthopteri) костистых рыб. У Е. продолговатое тело с одним длинным, непрерывным спинным плавником. Челюсти и сошник вооружены многочисленными мелкими зубами. На передней части головы ямочки, в которые проникают головные ветви боковых каналов. На предкрышечной кости жаберной крышки 11-12 острых, шиповидных зубцов; один подобный зубец на operculum. Почти совершенно прямая боковая линия лежит гораздо ближе к спине, нежели к брюху. Грудь и брюхо более или менее лишены чешуи. Спинной плавник глубокой выемкой разделен на две части; передняя, более длинная, содержит 12-14 крепких, колючих лучей; задняя, более короткая, 11-14 мягких лучей. Спина серо-зеленая с черными пятнышками и крапинками; бока серо-желтые; брюхо беловатое; спинной и хвостовой плавники покрыты черноватыми пятнышками; брюшные и подхвостовой — белые с красноватым оттенком. Глаза очень большие, навыкате, с синеватой радужиной. Длина 15-20 см; в устьях рек и в больших озерах достигает и большей величины. Водится во всей Европе, кроме Испании, Италии и Греции, в Европейской России и в Сибири, по крайней мере до Байкала. Встречается как в больших реках, так и в речках, на взморье, в озерах и проточных прудах; избегает только рек с сильным течением. Пищу Е. составляют мелкие ракообразные, насекомые и их личинки; весной он поедает в большом количестве также икру рыб, чем в небольших озерах скоро истребляет других рыб, почему нередко, особенно в северной России, встречаются озера, населенные только одними Е. Ранней весной стаи Е., зимовавшие в ямах, выходят на более мелкие места для нереста. Время нереста находится, вероятно, в зависимости от таяния льда: в реках он происходит значительно раньше, чем в озерах. В юго-западной России нерест Е. бывает в феврале, на Дону — в марте, в средней России — в начале апреля, на севере и в уральских озерах — в начале мая. При этом Е. не предпринимают далеких путешествий, но все-таки несколько поднимаются по течению и из больших рек или озер заходят в устья мелких притоков. Для нереста Е. выбирают довольно глубокие места с твердым, не илистым дном. Студенистая, желтоватая икра ложится на дно густым слоем; развиваются личинки довольно медленно; молодь выклевывается из них не ранее как через две недели и остается на местах вывода, вероятно, до конца лета. Е. всегда избегает солнечного света и теплой воды, а потому летом редко встречается на глубине менее сажени; по образу жизни это придонная рыба: тесными рядами стоят они, плотно прижимаясь ко дну. Это общественная и миролюбивая рыба. Шипы его жаберных крышек и иглы спинного плавника служат ему защитой от хищных рыб: щука почти не трогает Е.; однако налим и отчасти сом все-таки пожирают Е. Все лето Е. ведет довольно оседлую жизнь; к осени собирается в большие стаи. Зимует всего чаще в устьях небольших рек, в глубоких ямах; сначала он еще принимает пищу, но в середине зимы перестает есть вовсе до сильных оттепелей. Как промысловая рыба, Е. не имеет большого значения; сетями и неводами он ловится в большом количестве только в озерах и на взморье и потребляется большей частью на месте. Дорого ценится, как одна из лучших рыб для ухи, только живой или совершенно свежий, покрытый слизью Е.; мороженые Е. стоят дешевле мелкого окуня. Всего более ловится. Е. по Балтийскому побережью, в Финском заливе, в устьях Невы, во многих северных озерах, например Ильмене. В Прибалтийских губерниях и в Пруссии он служит местами главной пищей прибрежного населения. Другой русский вид Е. — ерш-носарь, бирючок, бобырь (Acerina rossica Pall.) отличается от обыкновенного Е. удлиненным телом и длинным рылом; кроме того, чешуя у него гораздо мельче (в боковой линии 55-60 чешуй, у Е. 37-40) и в передней части спинного плавника больше колючих лучей (17-19). Общий цвет тела желтоватый, спина оливково-зеленая, брюхо серебристое; по бокам тела и на спинном плавнике несколько рядов темных пятнышек. Несколько крупнее обыкновенного ерша. Ерш-носарь встречается только в реках Черноморского бассейна, в Днестре, Буге, на Дону (до Воронежа и выше), в Донце до Изюма, в Днепре (до Смоленска), в Припяти, Тетереве, Десне. Везде, где он водится, он по большей части многочисленнее обыкновенного Е. Образ жизни Е.-носаря малоизвестен; он любит быстротекущие воды с чистым дном, почему в низовьях встречается редко. Питается червями и насекомыми. Мечет икру в конце апреля-начале мая. Мясо его очень ценится. Сходный с ним вид или разновидность его водится в Дунае и его притоках (А. schraetzer L.).

См. Сабанеев, "Рыбы России" (М., 1892).

В. Ф.

Ерши

— специальное название медвежьих окладчиков (см.), отваживающихся, во время медвежьих облав, подходить к залегшему зверю, обыкновенно — с одними топорами, и выгонять его криком и ударами топора по деревьям на стрелковую линию. Ершить особенно необходимо в сильные морозы, когда медведи лежат крепче обыкновенного. При употреблении на облавах лаек (см.), Е. идут в одно время с ними и криком их ободряют.

С. Б.

Ершов, Александр Степанович

— профессор начертательной геометрии и механики московского университета (1818-1867). В 1839 г. окончил курс московского университета и был отправлен сначала в СПб., а затем за границу для усовершенствования в прикладной математике; в Париже Е. слушал Понселе, Морена, Беланже и др. С 1844 г. Е., по защите магистерской диссертации ("О воде, как двигателе"), начал доцентом чтение лекций в воспитавшем его университете. Статьи свои Е. помещал в "Журнале путей сообщения" (1843), "Журнале министерства народного просвещения", "Московских Ведомостях" и др. Отдельно: "О высшем техническом образовании в Западной Европе" (1857), "О значении механического искусства и о состоянии его в России" (1859), "Основания кинематики" (М., 1854 г.) и др.

Ершов, Иван Васильевич

— русский оперный певец. Род. в 1868 г.; окончил курс в СПб. консерватории. В 1894—1895 г. пел в Харькове, с 1895 г. поет на сцене СПб. Мариинского театра.

Ершов, Николай Григорьевич

— русский лепидоптеролог, род. 23 апреля 1837 г. в Москве, умер 12 марта 1896 г. в СПб.; среднее образование получил в СПб., по желанию отца остался купцом, но посещал лекции по зоологии и химии в Медико-хирургической академии и работал в Зоологическом музее Имп. акад. наук. Еще в пансионе под руководством Менетриэ занимался изучением преимущественно русских чешуекрылых. Е. собрал одну из лучших коллекций по бабочкам, большая часть которой принесена им в дар Зоологическому музею Имп. акад. наук. Е. принимал деятельное участие в делах русского энтомологического общества. Из многочисленных научных трудов Е. заслуживают особого внимания: "Каталог чешуекрылых Российской империи" (вместе с Фильдом, СПб., 1869); "Путешествие в Туркестан А. П. Федченко. Чешуекрылые" (М., 1874).

Ершов, Петр Павлович

(1816-1869) — автор известной сказки "Конек-Горбунок", уроженец Сибири; образование получил в тобольской семинарии и спб. университете; был учителем, инспектором и, наконец, директором тобольской гимназии. Е. печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" О. И. Сенковского и в "Современнике" П. А. Плетнева; в III т. "Сборника литературных статей, посвященных русскими писателями памяти А. Ф. Смирдина" поместил "Сцены Таз-Баши. Кузнец Базим, или Изворотливость бедняка", переделанные им из повести Жуковского. Известность доставила Е. сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3-м томе "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом Сенковского. Вслед за тем она вышла отдельной книжкой и при жизни Е. выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., стала печататься с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками. "Конек-Горбунок" — произведение народное, почти слово в слово, по словам самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Е. только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение, даже за пределами России, например в Галиции между русинами; она переведена на чешский язык (" Koník-hrbounek ") и вызвала массу подражаний (например, "Конек-Горбунок с золотой щетинкой"). А. С. Пушкин, прочитав эту сказку, сказал Е.: "теперь этот род сочинений можно мне и оставить". Белинский почему-то видел в ней подделку, написанную, правда, "очень недурными стихами", но в которой "есть русские слова, а нет русского духа". В 1864 г. на петербургской сцене по сказке Е. поставлен был Сен-Леоном балет "Конек-Горбунок".

Ср. А. Ярославцев, "П. П. Е." (СПб., 1872).

Ершовка

— село в Осинском уезде Пермской губернии, при реке Каме, в 165 верстах от города Осы. Дворов 196, жителей около 1200; школа, кирпичный завод, пристань на реке Каме, еженедельные базары.

Ершово

— село Московской губернии, Звенигородского уезда; славилось в старину приготовлением экипажных колес, купеческих тележек и т. д., которые в большом количестве продавали в Москве и на ярмарках.

Еры

— церковно-славянское название буквы Еры (теперь ы), означающей гласный со смешанной надставной трубой (см. Гласные звуки), свойственный, из славянских языков, преимущественно русскому (великорусскому и белорусскому наречиям; малороссийское вместо ы имеет обыкновенно широкое и). Польский язык имеет звук y, более близкий к малорусскому и, чем к русскому ы. Кроме того, ы часто встречается в тюркских языках. В славянском ы имеет различное происхождение: 1) из праиндоевропейского ū: рус. мышь; санскрит. mūsha, mūsh; греч. μΰς; лат. mus; 2) из долгих ō или ā, a также краткого и, после которых находился носовой согласный: старослав. Еры (рус. камень), греч. άκμων; вин. множ. муж. род. Еры; греч. λύκους; вин. множ. Еры; лит. súnus = -uns и т. д.; 3) из слав. Еры перед следующими Еры и j: сложные прилагательные — Еры (слав. = Еры, рус. добрый).

С. Булич.

Ерыклинск

— пригород Самарской губернии, Ставропольского уезда, в 108 верстах от уездного города, при р. Сухой Ерыкле. В XVII ст. был значительным острогом Закамской линии; укрепление упразднено в 1781 г. Св. 3600 жит., црк., учил., поташный завод, до 30 торговых лавок, еженедельн. базары, 1 ярмарка.

Ерышевка

(Ершовка тож) — село Павловского уезда Воронежской губернии, в 26 верстах от уездного города. Дворов 308, жителей 2147 (преимущественно великороссы). Главное занятие жителей — бахчеводство. Церковно-приходская школа.

Ерь

церковно-славянское название буквы Ерь, означающей очень краткий ("глухой"), неопределенный гласный, произношение которого не может быть точно установлено. Несомненно лишь, что этот гласный имел палатальную (нёбную) артикуляцию. Вероятное произношение старославянского и общеславянского Ерь — краткое, открытое Ерь или краткое узкое Ерь. Древнерусское (общеславянское) Ерь в закрытом слоге уже в XI-XII вв. переходит обыкновенно в краткое е (так называемое "беглое" е), которое чередуется с отсутствием всякого гласного в открытом слоге: купец, родительный купца. Под ударением и перед следующим твердым согласным это вторичное е уже в XIII-XIV вв. переходит в о (причем мягкость предшествующего согласного, вызванная Ерь, остается): рус. лён (л'он), льна (л'на), старослав. Ерь; лат. linum. Кроме того, Ерь получается из краткого старославянского Ерь (отвечающего индоевропейскому ē), при отсутствии на нем ударения (как Ерь из Ерь): старослав. Ерь, повелит. накл. Ерь и т. д. В современном русском языке гласный ь не встречается, хотя графика русская, сложившаяся под влиянием церковно-славянской, употребляет знак ь для обозначения мягкости (нёбности, палатальности) согласного: естъ, но есть (jæcт, но Ерь). Это значение буквы ь не везде проведено последовательно: в формах берешь, идешь и т. д. ш, в большинстве русских говоров, так же твердо, как в слове камышъ, и знак ь пишется только вследствие исторических соображений. История гласного Ерь представляет очень близкую аналогию с историей Ерь (см. Ер).

С. Булич.

Есавец

(сербск. Jecabau) — левый рукав реки Моравы, в Сербии, впадает в реку Саву.

Есаи

— армянский писатель (1701-1727). Написал историю своей родины в XVII в. и начале XVIII. В этом небольшом сочинении много интересных данных о состоянии областей Восточного Кавказа до и после персидского похода Петра Великого. Текст издан в Шуше (1839) и в Иерусалиме (1868); французский перевод — в " Collection d'historiens arméniens" Броссе (СПб., т. II, 1876).

Есаков

(Ермолай Иванович) — пейзажист и баталист; род. в 1790 г. Вступил в число воспитанников в спб. академию художеств в 1799 г. В 1809 г. окончил академический курс. В 1811 г. за картину "Русский лагерь под Силистрией" удостоен звания академика. Дальнейших сведений о нем после 1812 г. не имеется.

А. А. С.

Есаул

или ясаул (татарское слово) — чин или звание, введенное в малороссийских казачьих войсках Стефаном Баторием в 1876 г. Е. были: генеральные, полковые, артиллерийские и сотенные. Первые, которых было два на все малороссийское войско, имели обязанностью объезжать и инспектировать полки, а в военное время командовали частью войска или, при отсутствии верховного начальника, всем войском. Когда Малороссия принадлежала Польше, полковой Е. был старшиной в полку. Е. артиллерийский состоял в ведении генерального обозного и присутствовал в канцелярии генеральной артиллерии. Сотенный есаул исполнял в каждой полковой сотне должность, соответствующую нынешней поручицкой. В донском казачьем войске Е. станичный переменялся ежегодно, в поход выходил во главе своих станичников и тогда назывался походным Е. Генеральные Е. в Малороссии стали потом называться войсковыми Е. То же звание в донском войске присваивалось знатнейшим чинам после атамана; таких Е. было два; они докладывали дела в войсковом правлении, заведовали войсковыми доходами, полицией и проч. Е. прежде назначались по выбору и оставались навсегда без дальнейшего производства; но в 1775 г. повелено было считать их зауряд с обер-офицерами, а в 1798 г. Е. сравнен в чине с гусарским ротмистром и Высочайше повелено производить ему соответствующее жалованье. Теперь есаул — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий ротмистру армии. При войсковом наказном атамане Донского войска состоят для особых поручений два войсковых Е., имеющие штаб-офицерский чин.

Есаулов

(Андрей Петрович) — русский композитор первой половины XIX стол. Светские композиции Е. не дошли до нас. Духовные его сочинения: Свете тихий, Ныне отпущаеши, Хвалите имя Господне, Херувимская (8-гласн.) и др.

См. С. К. Булич, "Пушкин и русская музыка" (стр. 18—22); Анненков, "Материалы для биографии Пушкина"; "Воспоминания" Куликова ("Русская Старина", 1881, т. 31).

Есауловская, слобода области Войска Донского

— слобода Таганрогского округа, области Войска Донского, при речке Малокрепинской. Дворов 603, жителей 4105. Главное занятие жителей — хлебопашество, табаководство, овцеводство, в особенности тонкорунное. Церковь, церковно-приходская школа.

Есауловская, станица области Войска Донского

— станица Второго Донского округа, области Войска Донского, при озере Рыбном и речке Аксенец, в 34 верстах от окружной станицы. Дворов 554, жителей 4310; церковь, молитвенный дом и церковно-приходская школа. Главное занятие жителей — хлебопашество и скотоводство. В юрте этой станицы числятся 50 хуторов.

Есевон

— 1) упоминаемая в Библии столица амореев, с царем которых, Сигоном, израильтяне пришли в столкновение при своем нашествии на Палестину (Числ., XXI, 26). Сначала Е. принадлежал моавитянам; амореи отняли его у них, но, в свою очередь, должны были уступить его евреям. При разделе земли и городов Е., разрушенный во время борьбы, отошел к колену Рувимову, которое и восстановило его из развалин. В IV и V вв. после Р. X. здесь существовала епископская кафедра. Местоположение Е. определяется к востоку от северного конца Мертвого моря, где и доселе есть местность, носящая название Есван (Hesban). Остатками его можно считать развалины, свидетельствующие о древнем богатстве и величии города; среди них сохранились водоемы, давшие повод библейскому певцу любви сравнить глаза своей возлюбленной с "озерками есевонскими" (Песнь Песней, VII, 5).

2) Один из судей израильских, действовавший после Иеффая и управлявший еврейским народом семь лет, в сравнительно спокойное время (Суд., XII, 8-10).

А. Л.

Есейское

(Жесейское) — озеро Енисейской губернии, в Туруханском крае, под 72° с. ш. и 101° в. д., несколько южнее зимовья Хатанги. Дл. 70 в., шир. 25 в. По берегам живут оленеводы якуты и тунгусы, промышляющие рыболовством и звериными промыслами. В начале XIX ст. страна была богата соболями и сюда из Туруханска и Вилюйска ежегодно собирались купцы для менового торга с туземцами.

Есеники

Есеницкие горы (чешск. Jeseniky, Iesenické Hory, нем. Gesenke) — часть Судетов в Моравии, соединяющая Керконоши (Исполиновы горы, чешск. Krkonuši) с Карпатами.

Есипов, Владимир Владимирович

— юрист. Род. в 1867 г. Образование получил в Имп. училище правоведения, затем выдержал экзамен на степень кандидата прав и на степень магистра уголовного права и защитил магистерскую диссертацию. Состоит профессором уголовного права в Варш. унив. и главным редактором Варшав. статистич. комитета. Главные труды Е.: "Очерк русского уголовного права, часть общая: преступление и преступники, наказание и наказуемые" (изд. 3-е, М., 1904); "Уголовное право, часть особенная: преступления против личности и имущества" (изд. 3-е, М., 1905); "Уголовное право, часть особенная: преступления против государства и общества" (изд. 2-е, М.,1905); "Уголовное уложение 1903 года, его характер и содержание" (Варш., 1903); "Превышение и бездействие власти по русскому праву" (изд. 2-е, М., 1904); "Преступление и наказание в древнем праве — германском, славянском и русском" (Варш., 1903); "Отравление, историко-догматическое исследование" (ib., 1896); "Грех и преступление, святотатство и кража" (СПб., 1894); "Повреждение имущества огнем по русскому праву" (ib., 1892); "Святотатство в истории русского законодательства" (Варш., 1893); "Уголовные законы в Японии" (ib., 1904); "О преподавании права" (ib., 1901); "Новое учение о мотиве преступной деятельности" (1901); "Преступность и искусство" (1899); "Литература уголовно-судебного права" (Варш., 1895); "Тюрьмы на Западе" (ib., 1895); "Личное состояние преступности, как предмет наказания" (1893); "L'anthropologie criminelle en Italie" (1893).

Есипов, Григорий Васильевич

— историк. Окончил в 1830 г. курс в спб. университетском пансионе; служил в министерстве государственных имуществ, потом в межевой канцелярии; был председателем рязанской гражданской палаты; в 1852 г. назначен производителем дел Высочайше утвержденной комиссии по делам опеки над детьми великой княгини Марии Николаевны; в 1856 г. откомандирован к ее высочеству для занятий по благотворительным учреждениям, ей вверенным, а в 1864 г. причислен к министерству двора, где с 1882 г. заведует общим архивом. Литературная деятельность Е. началась в 1833 г., изданием, вместе с графом Толстым и Д. И. Языковым, "Сатир князя Антиоха Кантемира"; в 1834 г. он, вместе с Мухановым, перевел роман Виктора Гюго "Ганс Исландец". Плодом архивных занятий Е. по истории XVIII в. явился, начиная с 1851 г., ряд исторических статей и полубеллетристических очерков в "Русском Вестнике", "Русской Речи", "Русском Слове", "Отечественных Записках", "Русской Беседе", "Русских Ведомостях", "Русском Архиве", "Русской Старине" и др. журналах. Многие из этих рассказов вошли в отдельно изданные сборники: "Раскольничьи дела XVIII в." (СПб., 1861-63); "Люди старого века. Рассказы из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии" (СПб., 1880), "Тяжелая память прошлого" (СПб., 1885). Под редакцией Е. напечатаны: "История Выговской пустыни", "Сборник документов о Петре Великом", "Камер-фурьерский журнал" с 1774 по 1791 гг. и "Придворный календарь" 1789 и 1790 гг. Ему же принадлежит "Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича, вновь найденных Е., с приложением рассуждения Погодина" (М., 1861).

Есипов, Григорий Васильевич (дополнение к статье)

— историк; ум. в 1899 г.

Есипов, Савва

(или Осипов) — сибирский летописец, дьяк сибирского митрополита, в 1636 г. составил летопись "О взятии Сибирския земли". Это одна из старейших сибирских летописей; доведена она до 1621 г.; составлена автором по "писанию прежнему" (вероятно, по труду Тобольского архиепископа Киприана начала XVII в., не дошедшему до нас в своем первоначальном виде); кроме того, он рассказывает и то, что видел "своими глазами". Известиями Е. пользовался уже первый сибирский историк Миллер (называющий его Саввой Ефимовым; см. " Sammlung russischer Geschichte ", т. VIII, 1763, стр. 197 и сл.), не особенно, впрочем, доверяя его показаниям. Летопись Е. имел и Карамзин. Издана она Г. И. Спасским ("Летопись Сибирская", СПб., 1821), а потом, по другому списку, П. И. Небольсиным, в приложениях к книге "Покорение Сибири" (СПб., 1849). О рукописях см. записку Л. Н. Майкова в "Летописи занятий археографической комиссии" (вып. VIII, СПб., 1888).

Есипова

(Анна Николаевна) — известная русская пианистка; род. в 1851 г.; одна из блестящих учениц спб. консерватории. Многочисленные концерты в России, Западной Европе и Америке дали ей широкую известность. С 1893 г. состоит профессором фортепьянной игры в спб. консерватории.

Н. С.

Есипович

(Яков Григорьевич) — сенатор. В 1843 г. окончил курс по юридическому факультету московского университета и в том же году поступил на службу по министерству юстиции; в 1859 г. назначен помощником статс-секретаря по департаменту законов государственного совета; был затем членом-редактором комиссии, подготовившей судебную реформу 1864 г.; в 1868 г. занял должность статс-секретаря по департаменту гражданских дел государственного совета; в 1877 г. назначен сенатором; в настоящее время первоприсутствующий во втором департаменте сената. Е. напечатал статью "Литературная разработка и общая характеристика Уложения 1649 г." ("Ж. М. Ю.", 1859, № 1).

Есипович (дополнение к статье)

(Яков Григорьевич) — сенатор. Его труды: "О толковании законов" ("Журн. Мин. Юстиции", 1894, декабрь) и книга "Итоги жизни" (СПб., 1897) — популярный биологический очерк, в которой он предвидел опасность от желтолицей расы.

Есиповы

- русские дворянские роды. Предки одного из них были новгородскими дворянами. Есип Васильевич был новгородским боярином в 1435 г., а сыновья его: Василий — тысяцким, Богдан и Дмитрий — посадниками. Их потомство внесено в VI, I и II части родословной книги губерний Казанской, Московской и Симбирской. Пять родов Е. восходят к XVII в., остальные, числом десять, позднейшего происхождения.

В. Р.

Ески-Загра

(Стара-Загора) — город в Болгарии, на южном склоне Караджадага (Малые Балканы), на прямом пути из Казанлыка в Семенли. 19 июля 1877 г., когда главные силы генерала Гурко сражались с войсками Реуфа-паши у Джуранли (см.), Ески-Загра была занята болгарским ополчением, с горной батареей и 2 казачьими орудиями, под начальством герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Этот незначительный отряд атакован был главными силами забалканской турецкой армии (около 20 тыс. человек), под предводительством Сулеймана-паши. Несмотря на громадное превосходство сил, турки только в 1 час дня успели ворваться в город, где еще до 5 часов вечера ополченцы продолжали отчаянную оборону, с целью дать выбраться христианским обывателям. Когда держаться уже не стало возможности, остатки отряда, перемешавшись с бегущими жителями, отступили по дороге на Казанлык, не преследуемые турками, которые предались грабежу пылавшего города. С обеих сторон до 1 тыс. человек выбыло из строя. Непосредственным результатом сражения было сожжение дотла одного из лучших городов Болгарии и отступление передового отряда генерала Гурко к Шипке и Хаинкиою.

Еско

- река Эстляндской губернии, изливающаяся через северную покатость в Финский залив в приходе Ханьял. Длина реки 23 версты. Среднее падение 10 футов.

Есмань

— две реки Черниговской губернии, Глуховского уезда: 1) E. берет начало в окрестностях Слоута. Верховья Е. лежат под 3°30' меридиана и река бежит отсюда к западу (другая одноименная лежит восточнее); принимает притоки: Реть и Осоть. Длина 55 верст. При верховьях реки Е. значительные высоты до 100 саженей, покрытые лессом. Далее местность падает до 500 футов. Большая часть течения проходит среди песчаных отложений третичной системы, среди которой часто встречаются ценные плотные жерновые песчаники, кроме того горшечная глина (см. Десна). Значительные леса занимают преимущественно верхнюю половину течения реки Е. Уровень реки около 56 до 59 саженей (устья — верховья); берега отлогие и низменные.

2) Другая Е. берет начало в окрестностях селения Е. Глуховского уезда; бежит, при 50-верстном течении, приблизительно меридионально, вдоль 3°30' (Пулково) и впадает в реку Клевень, приток Сейма. Все течение реки Е. проходит среди отложений меловой системы, причем очень часты выходы чистого белого мела. Но южнее села Холопкова река вступает в третичные песчаные отложения, среди которых встречаются ломки жернового песчаника и огнеупорных глин, даже фарфоровых (Мацков хутор). С правой стороны берега Е. возвышенны, достигая высоты 720-730 футов. Соответственно с этим, местность покрыта значительными лессовыми толщами, от которых, в свою очередь, зависит плодородие почвы (геологические подробности относительно обеих Е. см. Армашевский, "Черниговская губерния"). Уровень реки Е. 57 саженей при устьях и 63-64 сажени при верховьях. Е. судоходна; водное расстояние Глухова от Черного моря 1400 верст. Леса на правом берегу между Дунайцом и Уздицей, а также к северу от верховьев реки — по направлению к Свете.

Н. Кдрц.

Еспантон

или эспонтон — оружие, употреблявшееся в прошлом столетии пехотными офицерами большей части европейских войск. Оно состояло из широкого, плоского железного копья, насаженного на длинное древко. У нас оно введено было в начале 1762 г. императором Петром III и дано всем мушкетерским офицерам. При Екатерине II Е. оставлены только офицерам гвардии, а при Павле снова введены во всей пехоте. Император Александр I вовсе отменил Е. и оставил офицерам одни шпаги.

Ессеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ессентуки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ессов

(Gessow) теперешний Ясвойне — местечко Ковенской губернии и уезда, на реке Невяти, недалеко от ее устья. Прежде названия E. и Пастовен всегда встречались вместе (хроника Стрыйковского) и обозначали область или волость, расположенную между Невятей и Шушвой; недалеко от устья Невяти находился и остров Gottis или Gessow (см. Гессов).

Естественная история

— см. Естествознание.

Естественная религия

— см. Религия.

Естественная система

- см. Системы.

Естественное право

— см. Право.

Естественный отбор

или подбор — см. Вид.

Естествознание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Естествознание и География

— ежемесячный научно-популярный и педагогический журнал; издается с 1896 г. в Москве. Ред.-изд. М. П. Варавва.

Ести

- термин, употреблявшийся в Московском государстве для обозначения дворян и детей боярских, приезжавших на службу в срок и не съезжавших со службы до срока. В целях контроля существовали особые книги при полковых воеводах, в которых записывались дни приезда в известный пункт назначенных туда членов дворянских конных сотен; запись и означала, что такой-то объявился "в естех". Противоположный термин — "неты", "нетчики" или объявившиеся "в нетех" — лица, которые на службу не явились или со службы бежали; таких карали отпиской поместий на государя, а иногда били батогами. Ныне в морской службе употребляется слово есть, как ответ на приказание начальника, в смысле слушаю, понял, будет исполнено или уже исполнено, готово; также соответствует обыкновенному здесь — на перекличке.

В . Ст.

Есфирь

— одна из знаменитых библейских женщин послевавилонского периода. Е. (прежде Гадасса) была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея, жившего в Сузе и однажды спасшего жизнь царю. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой Астини или Васти, выбор его пал на Е., которая тогда и получала свое новое имя ("звезда"). Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана-амалекитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздраженный тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Е., чтобы она заступилась перед царем за свой народ. Мужественная Есфирь под страхом потерять свое положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чем дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа иудеи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и избили множество врагов, причем и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом. В воспоминание об этом у иудеев был установлен особый праздник Пурим. Эта история описана в Книге Есфирь, помещенной в русской Библии между Книгами Юдифь и Иова. Она написана на еврейском языке, но с примесью персидских и арамейских слов. За исключением некоторых частей, сохранившихся только в греческом переводе, она значилась в еврейском каноне. Хотя в еврейской ее части ни разу не встречается имени Бога, однако она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Автор ее с точностью не известен. Некоторые исследователи видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу или историческую повесть (Землер и др.); но это мнение опровергается целым рядом фактов. Все подробности быта и обстановки, самый характер царя, под которым, несомненно, разумеется Ксеркс (в русском переводе Артаксеркс), особенности языка, масса персидских и зендских имен — все это говорит против предположения о вымысле или аллегории. Подлинное название царя — Агасвер или Ахашверош, что вполне соответствует клинописному Хшайярша = Ксеркс. См. Агасвер.

А. Л.

Еськи или Езки

— село Бежецкого уезда Тверской губернии; 1803 жителя; развиты промыслы: местные — рыболовство в реке Мологе и сапожничество, отхожие (305 человек) — преимущественно сапожничество в СПб. Обширные, лучшие в уезде заливные луга на реке Мологе.

Еся

(Jesia) — река, левый приток Немана, в который она впадает под Алексотом, против города Ковно; длина течения не превышает 120 верст.

Етеревская

— станица области Войска Донского, Усть-Медведицкого округа, на правом берегу реки Медведицы, при озерах Глубоком и Крюковском, в 97 верстах от окружной станицы. Дворов 1070, жителей 4876; главное занятие их — хлебопашество и виноградарство. Православный храм и церковно-приходская школа. В юрте этой станицы 12 хуторов.

Ефебовский

(Павел Васильевич, † в 1846 г.) — автор нескольких повестей, напечатанных в "Библиотеке для Чтения" ("Мамзель Катишь", под псевдонимом А. А. фон Женихсберг, и другие) и в "Сыне Отечества" за 1840 г. ("Гувернантка", "Счастливый брак"); отдельно издана его переделка сочинения Ламе-Флери: "История древней Греции для детей" (СПб., 1841).

Ефес, город в Малой Азии

(Έψεσος) — ныне развалины, в древности один из 12 значительных ионических городов Малой Азии, у подошвы гор Кореса и Пиона, в плодородной местности, близ устья Каистра (ныне Кючюк Мендерец); обладал обширной гаванью (ныне совершенно занесенной илом), благодаря которой служил средоточием для всей переднеазиатской торговли. Особенно славился Е. своим причисленным к 7 чудесам мира храмом Артемиды. Первоначальный храм, начатый около 660 г. до Р. Х. критским архитектором Херсифроном и оконченный лишь через 120 лет Димитрием и Пеонием Ефесским, был в 3 5 6 г. сожжен Геростратом и еще с большим великолепием отстроен Динократом на средства, доставленные всеми греческими городами Малой Азии. Он представлял колоссальных размеров диптер: 130 м длиной, 70 м шириной, со 128 колоннами высотой в 20 м, и был богато украшен произведениями искусства, из которых часть была позже увезена агентами Нерона, а остальная погибла при сожжении храма готами, в 262 г. до Р. X. При храме происходили в честь Артемиды большие празднества (Ephesia), отличавшиеся чрезвычайным разгулом. Уже в очень глубокой древности Е. был священным местом, с храмом богини луны, культ которой затем слился с культом Кибелы. Основанный, по преданию, финикийцами, Е. был затем обитаем карийцами, пока в XI в. до Р. Х. им не овладел Андрокл, сын Кодра, предводитель переселившихся из Аттики ионийцев. Последние были действительными основателями Е., построив греческий город насупротив азиатского храма. Е. обладал большой территорией в долине Каистра и делал большие банковые дела с индийскими и древними малоазиатскими царями. Около 560 г. до того независимый Е. был завоеван Крезом, а с 545 г. состоял под владычеством персов, пока победа Александра Великого при Гранике не вернула ему независимость. Во время войны между полководцами Александра Е. был сначала во власти Лизимаха (297-281 гг. до Р. X.), много сделавшего для украшения и укрепления города. Затем Е. овладел Антигон, а в 129 г. он, вместе с царством Сирийским, попал во власть римлян. Под римским владычеством, особенно от Августа до Галлиена, Е. достиг наибольшего значения как метрополия римской провинции Азии. Е. часто упоминается в истории апостолов, особенно Павла, жившего здесь в 55-58 гг. после Р. Х. После разделения Римской империи (395 г. после Р. Х.) Е. скоро пришел в упадок. В Е. происходили соборы: третий вселенский (431 г.; см. соотв. статью) и так называемый "разбойничий" (449 г.; см. Диоскор). Около конца XI в. Е. был завоеван турками-сельджуками, которые скоро, однако, были разбиты Иоанном Дукой. В 1288 году турки опять взяли Е. и перебили всех жителей, а в 1391 г. Е. окончательно вошел в состав Османской империи. Начатые в 1863 г. англичанином Вудом раскопки привели к открытию театра, хорошо сохранившегося (183 м в диаметре, для 56700 человек), и остатков храма Артемиды. Несколько обломков колонн (1,9 м в диаметре) доставлены в 1873 г. в Британский музей.

Ср. Curtius, "Beiträge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens" (1872); его же, "Ephesus" (1874); Wood, "Discoveries at Ephesus" (1877); Fergusson, "The temple of Diana at Ephesus" (1883).

Ефес, часть оружия

— рукоять сабли, шпаги, шашки, палаша, вообще холодного оружия, т. е. та часть оружия, за которую держат его рукой.

Ефесский собор

— третий вселенский. В Константинополе, в 428 г., местный епископ Несторий выразил публично мнение, что Пречистую Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не может быть матери. В еще более резкой форме то же самое мнение было повторено близким к Несторию епископом Дорофеем. Это тем более взволновало Константинополь, что Богоматерь была признаваема за особую его покровительницу. Всю империю охватило движение, подобное тому, какое было при начале арианства. Ересь нашла себе большое число сторонников, даже при дворе, в особенности между приверженцами рационалистического направления, господствовавшего в антиохийской школе богословов. Во главе противников Нестория стоял Кирилл, епископ александрийский, к которому присоединился папа Целестин, со всем Западом, а также патриархат иерусалимский, народные массы Константинополя и монашествующие всех стран. Тогда Феодосий II созвал вселенский собор, назначив для него Ефес, как город, бывший местопребыванием Богоматери в последние годы ее жизни. В созыве собора Несторий и единомышленник его Иоанн, епископ антиохийский, усмотрели позволение произвести "новый пересмотр церковного учения", в чем Кирилл и его сторонники не видели никакой надобности, находя, что нужно не исследовать и не мудрствовать, а веровать в простоте сердца. С такими диаметрально противоположными взглядами съехались представители обеих партий в Ефес. Кирилл прибыл в Ефес с 50 епископами и множеством монахов и мирян, имея полномочия и от папы Целестина, Несторий — с 16 епископами и с другом своим, вельможей Иринеем. Иоанн Антиохийский, с епископами своего патриархата, замедлился в пути. Кирилл решился открыть собор без него. 22 июня 431 г. не менее 160 епископов собрались, под его председательством, в Е. главном храме; 68 епископов противной стороны протестовали против открытия собора до прибытия Иоанна. Их поддерживал императорский комиссар Кандидиан; но когда он явился в собрание, епископы попросили его прочесть царский указ о правах и обязанностях собора и затем удалиться. Спорный вопрос был разрешен в тот же день в следующих словах: "два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно". После того было еще шесть дополнительных заседаний, в которых сформулированы были основания и мотивы для состоявшегося на первом заседании решения. Несторий отправил жалобу императору на преждевременное открытие собора. Прибывший между тем в Ефес Иоанн Антиохийский, с восточными епископами, составил свой собор не более как из 43 епископов, для заседаний которого епископ ефесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего собора отлучило от церкви впредь до их раскаяния. Феодосий вызвал для объяснений в Константинополь депутатов от обоих соборов и, после колебаний, принял сторону Кирилла, к чему, по-видимому, склонила его шумная демонстрация монахов, явившихся ко дворцу убеждать императора стать на защиту Богородицы. Кирилл, находившийся под стражей, был освобожден и возвратился в Александрию, Несторий же был сослан в один из монастырей близ Антиохии, оттуда перемещен в город Петру в Аравии, а затем в так называемый "Большой оазис" в Египте, где был взят в плен кочевниками; отпущенный ими, он скоро скончался от старости и изнурения. Между тем восточные епископы, с Иоанном Антиохийским во главе, отбыв из Ефеса, на пути, в Тарсе, а потом в Антиохии, составили новый собор, на котором решили протестовать против низложения Нестория и подтвердили прежнее определение о низложении Кирилла. Лишь непременная воля императора Феодосия — "чтобы споры были прекращены и водворился мир Господень" — положила конец распре. Один из сторонников Иоанна, самый ученый из епископов того времени, Феодорит Кирский, хотя и не разделявший всех мнений Нестория и называвший св. Деву Богородицей, продолжал порицать образ действий Кирилла по отношению к Несторию, за что, с лишком сто лет спустя, после признания Кирилла святым и отцом церкви, был осужден, вместе с некоторыми другими, на V вселенском соборе. Для изучения ереси Нестория имеют значение не столько определения собора Е., сколько предшествовавшая ему переписка Кирилла с Несторием и папой Целестином.

См. "Деяния вселенских соборов" (в русском переводе, изд. казанской духовной академии, т. I и II); профессор А. П. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (М., 1879); критику на это сочинение — прот. А. М. Иванцова-Платонова в "Православном Обозрении" за 1880 г.; епископ Иоанн, "История вселенских соборов" (М., 1875); профессор Ф. А. Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883) — в этом сочинении (в указателе, под словом "Е. собор") указана и охарактеризована вся литература, русская и иностранная, относящаяся к предмету.

Н. Б.

Ефесяне

— послание к ним апостола Павла. По наиболее вероятному предположению, послание написано апостолом во время заключения его в Риме, т. е. не ранее 60 г. и, по всей вероятности, до написания послания к Филиппийцам, т. е. до 63 г. (по обычной хронологии). Св. Иоанн Златоуст говорит о послании к Е., что оно "исполнено возвышеннейших созерцаний и догматов; в нем апостол изъясняет то, о чем почти нигде не писал". Апостол вращается здесь по преимуществу в сфере общего, отвлеченного; не без основания некоторые называют послание христианским катехизисом. Мысль апостола иногда как бы игнорирует стесняющие ее грамматические условности; иногда, поэтому, трудно установить конструкцию апостольской речи. Основным понятием, проникающим послание, является понятие единства. Единство всего небесного и земного через возглавление во Христе, единство церкви и ее жизни, теснейшее единение Христа, как главы, с церковью, как Его телом, единство иудеев и язычников в церкви Христовой, единство веры и знания, единство всех вообще проявлений христианской жизни — вот что преимущественно раскрывает апостол в послании к Е. В общем послание носит совершенно положительный, а не полемический характер. Не в появлении каких-нибудь лжеучений, смущавших церковь, заключается ближайший повод к появлению послания. В нем ясно различаются две основные мысли: о величии христианства и о необходимости жить достойно высокому христианскому званию. Первая мысль проходит чрез всю теоретическую, или догматическую, часть послания (I — III гл.), вторая — чрез практическую, или нравственную. его часть (IV — VI гл.). Святоотеческие изъяснения послания принадлежат Иоанну Златоусту, блаж. Феодориту, блаж. Иерониму, Иоанну Дамаскину, блаж. Феофилакту Болгарскому, Икумению, Амвросиасту.

См. "Записки на послание к Е." (М., 1838); преосв. Феофан, "Толкование послания св. апостола Павла к Е." (М., 1882); прот. С. К. Смирнов, "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Е." (М., 1873); епископ Никанор, "Общедоступное объяснение послания св. апостола Павла к Е." (СПб., 1900); Д. Богдашевский, "Послание св. апостола Павла к Е." (Киев, 1904).

Ефименко

- известные исследователи русской народной жизни, преимущественно великорусского и малорусского обычного права:

1) Александра Яковлевна (урожденная Ставровская) — род. в 1848 г.; училась в архангельской гимназии, была учительницей в Холмогорах, где и вышла замуж за П. С. Е. Обладая блестящим литературным талантом и художественной фантазией, Е. применила эти способности к изучению строя обычно-правовой и бытовой жизни русского народа и, на основании тщательного изучения материала, собранного ею вместе с мужем, вскрыла и осветила целый ряд любопытнейших явлений этой жизни. Склонная вообще к идеализации народного быта и народной "правды", в духе теорий народничества — идеализации, нашедшей блестящее выражение в известной ее статье "Трудовое начало в русском народном праве", — Е., тем не менее, в своих исследованиях далеко не всегда поддается своим симпатиям, решительно подчеркивая недостатки народной "правды", когда они в ее глазах достаточно доказаны. Русская наука обязана ей столь же многими ценными трудами, сколько хороших чувств к народу она возбудила в своих читателях. Особенно ценны в научном отношении ее последние труды по истории землевладения в северной и южной России, внесшие много нового в историю русской общины: "Крестьянское землевладение на крайнем Севере" (в "Исследованиях народной жизни", М., 1884), "Дворищное землевладение в южной Руси" ("Русская Мысль", 1892 г., №№ 5 и 6), реферат на виленском археологическом съезде 1893 г. — "Народный суд в западной Руси" ("Русская Мысль, 1893, №№ 8 и 9). Кроме названных трудов, Е. принадлежат: "Артели в Архангельской губернии" (в "Сборнике материалов об артелях в России", 1873 и 1874), "Женщина в крестьянской семье", "Народные юридические воззрения на брак", "Семейные разделы", "Субъективизм в русском обычном праве" (в ее "Исследованиях"), "Южнорусские братства" ("Слово", 1881), "Малорусское дворянство" ("Вестник Европы", 1891), "Юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии" ("Записки русского географического общества по отделу этнографии", т. 8), "Философ из народа" (о Сковороде, в книж. "Недели", 1894) и др.

2) Петр Саввич Е. — род. в 1835 г., учился в харьковском и московском университетах; долго, помимо воли, жил на севере, в Пермской и Архангельской губерниях; потом служил в Воронеже, Самаре и Чернигове; теперь занимает должность члена-оценщика в харьковском отделении дворянского банка. Не склонный к изображению ярких картин народной жизни, он дает больше детальные ее описания, основанные на собранных им же самим, с большим трудом и тщательностью материалах. Главные труды его: "Материалы для этнографии русского населения Архангельской губернии" ("Известия Общества естествознания, антропологии и этнографии", т. 30), "Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии", "Заволодская чудь" (Архангельск, 1869), "Сборник малороссийских заклинаний", "Приданое по обычному русскому праву крестьян Архангельской губернии" (СПб., 1873), "Договор найма пастухов" (СПб., 1878), "Юридические знаки" ("Ж. М. Н. П p.", 1874), "Семья архангельского крестьянина" ("Судебный Журнал" за 1873, № 4), "Договор купли-продажи по обычаям, преимущественно торговым" ("Юридический Вестник", 1879), "Узаконения о договоре найма приказчиков" ("Юридический Вестник", 1880), "Исследования кустарных промыслов Сумского уезда" (1882) и др. В журнале "Слово" (1878) напечатана составленная Е. программа для изучения поземельной общины; в 1877 г. географическое общество издало его программу изучения гражданского обычного права. Биографические сведения о Е. и подробный список его трудов см. в "Харьковском Сборнике" за 1887 г.; оценку его трудов — в "Истории русской этнографии" А. И. Пыпина, т. I и II.

Ефимов, Василий Владимирович

— ординарный профессор римского права в спб. университете; магистерскую диссертацию защитил в 1885 г., докторскую — в 1888 г. Принадлежа к новой школе историков права, не только восстановляющих факты прошлого, но и отыскивающих связь отдельных юридических явлений и институтов с общим строем жизни и идей времени и народа, где они встречаются, Е. посвятил свои труды выяснению, с этой точки зрения, двух вопросов древнеримского права: порядка призыва и состава наследников по закону и происхождения так называемой "посильной ответственности должника" (beneficium competentiae). Первый разрешен им в связи с ранней историей древнеримской семьи ("Очерки по истории древнеримского родства и наследования", СПб., 1885), второй — в связи с историческим развитием тех явлений, по отношению к которым beneficium competentiae явилось позднее исключением ("Посильная ответственность должника", СПб., 1888). Эта широкая постановка вопросов совмещается в трудах Е. с чрезвычайно тщательным анализом отдельных фактов и источников. Ему принадлежат еще: "Лекции по истории римского права" (1892) и статьи: "О мусульманском браке" ("Журнал Гражданского и Уголовного права", 1883) и "Наследование римлян в завещанном имуществе" ("Юридическая Летопись", 1890).

В. Н.

Ефимов, Василий Владимирович (дополнение к статье)

— ординарный профессор римского права СПб. университета; ум. в 1902 г.

Ефимов, Димитрий Егорович

— русский архитектор (1811-1864); обучался в академии художеств с 1826 по 1832 г. в качестве пенсионера черноморского флота, за счет которого, в 1833 г., по получении большой золотой медали был отправлен в Италию. Сделав оттуда поездку в Грецию, Египет, Палестину и Сирию, занимался в этих странах изучением памятников древнего зодчества и изготовил особенно много чертежей и рисунков, относящихся к египетской архитектуре. По возвращении своем в Рим, издал: " Brevi cenni sull'architettura egiziana". В 1839 г. прибыл в СПб., получил звание академика и занял должность архитектора при Царскосельском дворцовом управлении. Впоследствии состоял архитектором при Александровском лицее. Строил вообще очень мало и пользовался уважением преимущественно как знаток древних стилей.

А. С-в.

Ефимов, Николай Ефимович

— русский архитектор (1799-1851); воспитывался с 1806 по 1821 г. в спб. академии художеств и, по окончании в ней курса с большой золотой медалью, оставался при ней в течение нескольких лет, в качестве ее пенсионера. В 1826 г. исследовал в Киеве остатки древней Десятинной церкви. В следующем году был отправлен на казенный счет за границу, для дальнейшего усовершенствования своего в архитектуре. В Риме занимался изучением и реставрацией различных памятников древнего зодчества (между прочим, проектировал реставрацию колонн римского храма Юпитера Громовержца и дома трагического поэта в Помпее) и писал акварелью перспективные виды замечательных зданий. В 1835 г., вместе с К. Брюлловым, сопровождал В. И. Давыдова в его плавании в Грецию и Восток, посетил Афон, Малую Азию и Константинополь и повсюду делал чертежи и рисунки достопримечательных сооружений. По возвращении своем, в 1840 г., в СПб., был удостоен степени академика и поступил на службу архитектором при Кабинете Е. И. Величества. В 1842 г. академия признала его своим почетным вольным общником, а в 1844 г. — профессором. Принадлежа к числу искуснейших и образованнейших архитекторов своего времени, Е. имел много заказов и украсил Петербург несколькими замечательными зданиями. Им сооружены: дворцовый манеж; два дома министерства государственных имуществ, что на Б. Морской улице; единоверческая церковь св. Николая, на Захарьевской; здание городской думы; церковь Михаила Архангела, в М. Коломне (достроенная уже после смерти художника); Воскресенский женский монастырь (оконченный также после его смерти). Кроме того, по его проекту возобновлен Георгиевский зал в Зимнем дворце. Е. построил, по проекту мюнхенского архитектора Л. фон Кленце, здание Императорского Эрмитажа.

А. С-в.

Ефимовичи

— русский дворянский род, происходящий из Литвы, поступивший в русское подданство после покорения Смоленска и внесенный в VI часть родословной книги Смоленской губернии.

Ефимовские

— русский графский род, происходящий от Михаила Ефимовича Е., женатого на Анне Самойловне Скавронской, родной сестре императрицы Екатерины I. Дети их в 1742 г. возведены императрицей Елизаветой в графское достоинство. Из них Андрей († в 1767 г.) был генерал-аншефом. Род Е. внесен в V часть родословной книги Московской и Орловской губерний.

Ефимок

— русское название талера (см.), бывшее в употребление до половины XVIII в. Ефимками "с признаками" назывались талеры, на которые, повелением царя Алексея Михайловича, наложены были клейма с русским гербом и "1655 г.".

Ефимоны

или ифимоны, иначе мефимоны, нифимоны. — На обыденном языке этим названием обозначается великое повечерие, совершаемое на первой неделе Великого поста, когда читается так называемый "великий канон" Андрея Критского. По мнению одних, название это происходит от греческого слова "ефимнион", означающего "припев"; по мнению других, слово Е. есть испорченное греческое мефимон, что значит: с нами (μεθ'ήμών). В древней Руси, как видно из послания митрополита Фотия к псковскому духовенству (1416) и из разных старопечатных богослужебных книг, слова мефимоны и нефимоны, несомненно, употреблялись в последнем значении.

Н. Б.

Ефимьев

(Димитрий Владимирович, 1768- 1804) — артиллерийский полковник, воспитанник 1-го кадетского корпуса, автор одной из лучших "слезных" комедий прошлого века: "Преступник от игры, или Братом проданная сестра" (СПб., 1788, 1790, 1793 и Орел, 1821). Достоинство ее состоит в нескольких сценах, частью трогательных, частью комических, в известной доле остроумия и в удачных стихах. Е. написал еще комедии: "Следствие братом проданной сестры" и "Вояжер", которые были играны, но не напечатаны.

Ефимьевы

- русские дворянские роды. Предком первого из них был Леонтий Е., живший в конце XV века. Из сыновей его Василий был судьей, а Нечай — дворянином по Переяславлю Залесскому. Роман Сергеевич был стольником, стрелецким полковником и воеводой в Сольвычегодске (1686). Потомство Нечая внесено в VI часть родословной книги Костромской губернии, а Василия — в ту же часть по Курской и Орловской губернии. Один род Е., восходящий к середине XVII века, внесен в VI часть родословной книги Новгородской губернии. Есть еще 4 рода Е., позднейшего происхождения.

В. Р.

Ефор

(Έφορος) — известный греческий историк; родом из Эолийской Кумы. Жил приблизительно в 405-330 гг. до Р. Х. и был учеником Исократа, который направил Е. на исторические исследования. Его исторический труд в 30 кн. был первой попыткой всеобщей истории у греков, отличался массой собранного материала и исключением всего анекдотического и баснословного; например, у Е. отсутствовал весь мифический период и произведение начиналось прямо с возвращения Гераклидов, как первого несомненного факта. Последняя книга, по некоторым известиям, написанная или отделанная сыном Е., Демофилом, обрывалась на описании осады Перинфа Филиппом (в 340 г.). Особенно обработанной была в истории Е. географическая часть. В пользовании источниками, например Геродотом, Е. часто доходил до плагиата и обнаруживал иногда недостаток критики. Сочинением Е., не дошедшим до нас, особенно усиленно пользовался Диодор Сицилийский. Отрывки: K. Müller, "Fr. Hist. Gr." (I, 234-277); K. Endemann, "Beiträge zur Kritik des E." (Кобург, 1881).

Ефрейтор

— нижний воинский чин рядового звания. Ефрейторами назначаются рядовые за хорошее поведение и твердое знание службы. Наружное отличие Е. — одна поперечная полоска на погонах. Слово Е. (от нем. Gefreiter) означает рядовой, освобожденный от некоторых служебных обязанностей. Е. появились впервые еще до 30-летней войны, в войсках ландскнехтов. В России это звание введено Петром Великим. Е. избирались из старейших и надежных рядовых, преимущественно для развода часовых, и за это сами освобождались от стояния на часах. Обязанность быть разводящими в карауле и ныне преимущественно возлагается на Е. При недостатке унтер-офицеров они назначаются отделенными начальниками. Званию Е. в артиллерии соответствует звание бомбардира, а в казачьих войсках Е. именуются приказными.

Ефрейторские приемы

— так называются особые ружейные, шашечные и сабельные приемы, делаемые часовыми на парных почетных постах.

Ефрейторский караул

— так называются караулы, которые выставляют только по одному часовому и в которых караульные начальники сами исполняют обязанности разводящих.

Ефрем

- младший сын Иосифа, родившийся в Египте. При благословении дедом Иаковом, Е. получил преимущество перед своим старшим братом, Манассией. Колено Ефремово играло намного более важную роль, чем Манассиино. После занятия Палестины оно получило в удел самый центр страны — богатую и плодородную полосу земли от горы Гевала на севере до Вефиля на юге и от Иордана до Средиземного моря. Проникнутое духом самобытности и чувствуя свою силу, оно вступило в соперничество с коленом Иудиным. Несмотря на то что в последнем образовался центр религиозной и государственной жизни народа, подчинявший своему влиянию и все другие колена, ефремляне постоянно обнаруживали своего рода сепаратизм, который и нашел свое полное выражение в период разделения монархии после Соломона, когда во главе северных колен стало колено Ефремово и отложилось от Давидовой иудейской династии, избрав себе царем ефремлянина Иеровоама. Вся последующая история царства Израильского тесно связана именно с судьбой этого колена, которое погибло в ассирийском плену, вместе с другими. Об историческом значении Е. колена свидетельствует и то, что его имя присвоено было различным городам и местностям. Таковы были город Ефрем или Ефраим, близ пустыни Иерихонской (Иоан., XI, 54), горы Ефремовы (И. Нав., XVII, 15 и др.), лес Ефремов (2 Цар., XVIII, 6) и др.

А. Л.

Ефрем Сирин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ефремов, Данило

— атаман донских казаков, своим удальством приобретший любовь и доверие казаков. Склонил калмыцкого хана Дондука-Омбу, откочевавшего за Кубань, возвратиться на прежнее кочевье в пределы России, за что в 1738 г. императрицей Анной Иоанновной и пожалован войсковым атаманом. Во время гонений за раскол, Е. сумел удержать в повиновении своих подчиненных, готовых отдаться под покровительство Турции. Умер в 1755 г.

Ефремов, Петр Александрович

— библиограф; род. в Москве в 1830 г.; окончил курс в московском университете; долго занимал должность директора спб. сберегательной кассы. Библиофил страстный, но разборчивый, Е. мало-помалу составил себе единственную в своем роде библиотеку, в состав которой вошла и библиотека его отца (профессора географии в московском университете), также завзятого библиофила, и которая заключает в себе, между прочим, как отдельные сочинения, так и все полные собрания (сколько бы их ни выходило) сочинений почти всех русских писателей, всю драматическую русскую литературу XVIII в., массу журналов прошедшего и нынешнего столетий, почти полное собрание русских альманахов, богатейшую коллекцию гравюр и обширный материал для биографий русских писателей. Е. доставил истории русской литературы массу ценных материалов и выпустил ряд замечательных изданий. Ему принадлежат: "Материалы для истории русской литературы" (СПб., 1867 — см. Библиографии), "Материалы для истории русской книжной торговли" (СПб., 1879); примечания и редакция в собраниях сочинений В. И. Майкова (СПб., 1867), А. Д. Кантемира (СПб., 1867-1868), В. И. Лунина и Б. Е. Ельчанинова (СПб., 1868), А. Н. Радищева (СПб., 1872 — издание это уничтожено цензурой), Лермонтова (в изданиях: 3-м, СПб., 1879; 4-м, СПб., 1880; 5-м, СПб., 1882; 6-м, СПб., 1887, и 7-м, СПб., 1889), А. И. Полежаева (СПб., 1 8 89), Жуковского (в изд. 7-м, СПб., 1878 и 8-м СПб., 1885), Пушкина (в 3-м изд. Исакова, СПб., 1880-81, затем в 8-м изд. Анского, М., 1882, где впервые напечатаны письма Пушкина, и в юбилейном изд. Комарова, СПб., 1887). Кроме того, Е. переиздал с примечаниями "Живописец" (СПб., 1864) и "Трутень" Новикова (СПб., 1865), составил "Указатель к Православному Обозрению 1860-1870" (М., 1872), роспись книгам магазинов Глазуновых (см. Библиография) и поместил целый ряд библиографических и историко-литературных статей в разных периодических изданиях; его сатирические заметки печатались в "Искре". Е. более года редактировал "Книжный Вестник" (1864-65). Полный список трудов Е. в "Библиографе" (1892, № 12).

Ефремов, уездный город Тульской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ефремов, Филипп Сергеев

— русский солдат, приобретший известность благодаря своим необычайным приключениям. Служил унтер-офицером в нижегородском полку и с 1774 г. был захвачен шайкой Пугачева; освободившись от нее, он попал в плен к киргизам, а те продали его в Бухару. Здесь Е. успел заслужить доверие Данияр-бека, главного вельможи эмира бухарского; тем не менее ему пришлось претерпеть много мучений за отказ перейти в магометанство. Получив чин юз-баши (сотника), Е. участвовал в бухарских набегах, храбро дрался под Самаркандом, Мервом и во время похода на Хиву, за что был пожалован землей и деньгами. Добыв паспорт в Коканд, он бежал из Бухары и через Тибет, Кашмир, Индию и Англию возвратился в Россию, после 9-летнего странствования. Екатерина II пожаловала его в прапорщики; затем он был определен в коллегию иностранных дел переводчиком с восточных языков. Его "Девятилетнее странствование и приключения в Бухарии, Хиве, Персии и Индии и возвращение оттуда через Англию в Россию" изд. в 1-й раз в СПб. в 1786 г., без его ведома, во 2-й раз в 1794 г. им самим в СПб., в 3-й раз в Казани в 1811 г. и в 4-й раз перепечатано с подлинной рукописи в "Русской Старине" (1893, № 7).

Ефремово-Степановская

— слобода Донецкого округа, области Войска Донского, при реке Калитве, в 57 верстах от окружной станицы. Дворов 1236, жителей 7252. Православный храм, церковно-приходская школа; в году две ярмарки, с оборотом свыше полумиллиона руб. Развито тонкорунное овцеводство.

Ефремовский

(Иван Алексеевич, 1837—1892) — хирург; окончил СПб. медико-хирургическую академию в 1862 г., был военным врачом. В 1869 г. получил степень доктора медицины; в 1872 г. избран эктраординарным, а в 1878 г. ординарным профессором Госпитальной хирургической клиники в Варшавском университете. Напечатал: "Хирургические и терапевтические лекции в Варшавском уяздовском госпитале" ("Медиц. Вестн.", 1865); "Об употреблении распыленного серного эфира и охлаждающих смесей, как местно анестетических средств" (диссертация, СПб., 1869); "Об огнестрельных ранах коленного сустава в войну 1870—71 гг." ("Медицинский Вестн.", 1871), "Заметки о переломах костей, производимых действием одной мышечной силы" ("Лет. Хир. Мед.", 1874—75); "Резекции плечевые и локтевые, произведенные во время войны 1870—71 г., конечные исходы их" (СПб., 1874); "По поводу радикального лечения грыж Литре" ("Летоп. Хирург. Медиц.", 1882) и др.

Ефремовы

— русский дворянский род. Предок их, Ефрем Петров, сын московского купца, поселился в Черкасске около 1670 г., занимался торговлей, а потом был войсковым старшиной и походным атаманом (1702-05). Его сын Данило (см. соотв. статью) и внук Степан Ефремов († в 1784 г.) были один после другого войсковыми атаманами донских казаков. Род Е. внесен в родословные книги дворян области Войска Донского.

В. Р.

Ефрон

- имя упоминаемого в Библии хеттеянина (т. е. из народа хеттов или кетов, загадочные надписи которого только теперь начинают дешифрироваться учеными, как Сэйс и др.). Это был, по-видимому, зажиточный землевладелец в Палестине во времена Авраама; у него Авраам купил участок земли для погребения своей жены Сарры. Е., оценив свой участок в 400 сиклей серебра ("какое ходит у купцов") и считая эту сумму для себя ничтожной, настаивал на том, чтобы Авраам принял землю в подарок; последний на это не соглашался, и сделка закончилась принятием со стороны Е. назначенной им за свой участок суммы, которую тут же, при свидетелях, и отвесил Авраам (Быт., XXIII, 9-18).

С названием Ефрон были известны также: город за Иорданом, разрушенный Иудой Маккавеем; городок в колене Вениаминовом и гора между коленами Иудиным и Вениаминовым (И. Нав., XV, 9).

А. Л.

Ехидна

(Echidna) — род млекопитающих из отряда однопроходных (Monotremata; о замечательных особенностях этого отряда, к которому, кроме Е., принадлежит еще только утконос, см. Однопроходные). У Е. низкое туловище на коротких ногах; рыло вытянуто в трубочку, вроде клюва, покрытую роговой обложкой и безволосую; на конце этого клюва маленькая, узкая ротовая щель, из которой может далеко выдвигаться длинный, червеобразный язык. Зубов нет; на небе и на заднем конце языка сидят направленные назад роговые иглы. Хвост толстый, короткий; пальцы (по 5 на всех ногах) свободные, без плавательной перепонки; на задних ногах удлиненный коготь на втором пальце; у самцов на задних ногах выше пальцев находится острая, полая, роговая шпора. На спине и на боках между волосами сидят длинные иглы. Единственный вид E. (E. aculeata) водится на материке Австралии и на островах Новой Гвинее и Тасмании, где он представлен особыми разновидностями. Типическая E. aculeata материка Австралии достигает до 40 см длины, из коих на хвост приходится 1 см. Длинные, крепкие иглы на спине достигают до 6 см длины и прикрывают обыкновенно вполне лежащие между ними волосы. Иглы более или менее желтоватого цвета; мех на спине черный или темно-бурый, на брюхе бурый. Е. Новой Гвинеи отличаются меньшей величиной и более короткими иглами. Напротив, Е. Вандименовой земли значительно крупнее, до 50 см длины, и отличаются еще некоторыми другими признаками от типической формы. Е. предпочитают гористые местности равнине и подымаются до 1000 м выше уровня моря. Любимое местопребывание — сухие леса, где они выкапывают себе норы и ходы под корнями. Днем Е. прячется в норе, а на добычу выходит ночью. Своими когтями Е. превосходно копает землю; при преследовании зарывается с чрезвычайной быстротой в землю или свертывается в клубок, как еж. Питается насекомыми, главным образом муравьями и термитами. Е. разрывают лапами их постройки, высовывают из клюва свой длинный язык, и когда насекомые его облепят, втягивают его в рот. Размножается Е. (открыто в 1884 г. Гааке) яйцами; в период размножения у Е. образуется на брюхе из складки кожи особая сумка, в которую открываются молочные железы. В эту сумку попадает единственное яйцо, длиной 15, шириной 13 мм, покрытое плотной, вроде пергамента, скорлупой. Во время вынашивания яйца в сумке наблюдается повышенная температура, краснота и сильный прилив крови к коже. Выведшийся детеныш продолжает оставаться в сумке, размеры которой постепенно увеличиваются (до величины кулака). О способе откладывания яиц и продолжительности вынашивания яиц и детенышей еще ничего не известно. Мясо Е. употребляется как туземцами, так и европейцами в пищу. В Новой Гвинее встречается еще особый вид Е., относимый к особому роду: Proechidna bruijnii. Он отличается от предыдущего меньшим числом пальцев, коих лишь по три на каждой ноге, более длинным, загнутым вниз клювом и малым развитием игл. Об его образе жизни ничего не известно.

В. Фаусек.

Ецзин-гол

— значительная река, стекающая с Нань-Шаня. По-китайски Хэй-хо — "Черная река". Составляется из двух рек: восточной — Бабо-хо и западной — Хы-хо, что значит "Грязная река". Обе реки собирают свои воды преимущественно с задней цепи Нань-Шаня и бегут навстречу друг другу, образуя общую долину длиной свыше 300 верст. Сталкиваясь, обе реки поворачивают круто на север, прорывают несколько параллельных гряд Нань-Шаня (передовая цепь) и выбегают уже большой рекой в долину Гань-чжоу. Миновав город Хэй-хо, река круто поворачивает на северо-запад и, соединившись с Су-чжоуской рекой Тего-хэ, образует Ецзин - гол. У горы Дерчжи-ваньчик Ецзин-гол отделяет от себя вправо рукав Омени-гол, после чего оба протока бегут к северу еще 140 верст и пропадают в камышах озер Гашиун-нор (Ецзин) и Сохо-нор (Омени). Через Ецзин-гол переправляются в барках. Древние названия этой реки: Чжан-иэ-хэ и Жо-шуй.

Г. Е. Грум-Гржимайло.

Ешевский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ешик-баши

— горный узел, в котором сталкиваются горные массивы: Терскей (Музарт) и Байдан (западная окраина Юлдуса).

Ея

— река Кубанской области; впадает в Ейский лиман Азовского моря; средняя и нижняя части ее течения граничат с областью Войска Донского; длина ее 220 верст; течение медленное, извилистое; Е. несудоходна, но богата рыбой; площадь бассейна 8307 кв. верст. Притоки с правой стороны — Кугу-ея и Чубур, с левой — Солырка. Вдоль по ее течению расположено несколько людных станиц: Старо-Щербиновская, Кущовская, Кисляковская, Екатериновская, Незамаевская, Калниболотская.

Предыдущая страница Следующая страница