Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 25, Ион - Ипа)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 25, Ион - Ипа)

Предыдущая страница Следующая страница

Ионы св. остров

— в зап. части Охотского моря, под 56°26' с. ш.; открыт Биллингсом в 1789 г. О-в голый каменный, более 5 верст в окружности, имеет вид стога и поднимается на 1200 фт. над уровнем моря.

Ионяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иора

— правый приток реки Алазани (левый приток реки Куры), представляет вместе с последней прекрасный пример парных рек, так как почти на всем протяжении течения эти р. приблизительно параллельны, имеет в длину, по Стрельбицкому — 295 в., а по Герсеванову — 336 в. И. берет начало с южных склонов г. Борбало (главн. Кавк. хр.) и направляется по гористой и лесистой стране сначала на юг, проходит через уездн. г. Тионеты и затем, повернув на ЮB, у сел. Хошма выходит на плоскость. Далее, И. в том же направлении течет по безлесной пустынной местности до соединения с Алазанью у м. Самух. Начиная от м. Тионет, на протяжении почти 70 в., И. имеет падение 24—32 фт. на в., а затем на протяжении почти 200 в. — 7 фт. на версту. В зимнюю малую воду расход воды составляет 0,355 куб. саж., a maximum весною до 4,52 куб. саж. в секунду. Большая часть р. И. находится в Тифлисской губ., ширина р. до 50 саж., течение в низовьях извилисто, глубина незначительна, притоки ничтожны. На И., у сел. Сагареджа, 7 ноября 1800 г. ген. Лазарев разбил Омара, хана аварского, шедшего разорять Грузию. Победа эта освободила Грузию от грабежей лезгин и, будучи первой значительной в Закавказье, показала туземцам могущество России.

В. М.

Иорам

(евр. "Бог высок") — имя двух царей еврейских: 1) И., 5-й царь Иудейский, сын Иосафата, известен своими жестокостями и нечестием; царство его терпело всевозможные невзгоды, от внешних нашествий и внутренних настроений. Пораженный неизлечимою болезнью, он умер в жестоких страданиях и не удостоен был даже почестей царского погребения. Царствовал 8 лет (4 Цар. I, VIII, XI; 2 Парад. XXI и Др.). — 2) И., 10-й царь израильский, сын Ахава и преемник своего брата Охозии. От своего отца он наследовал наклонность к идолопоклонству, хотя и не предавался ему вполне. На время его царствования выпадает большинство чудес пророка Елисея, который не раз избавлял его от сириян. Он пал от руки Ииуа, истребителя всего дома Ахавова. Царствовал 12 лет (4 Цар. III, V, VI, IX и др.).

А. Л.

Иордан, Вильгельм (геодезист)

(Jordan) — немецкий геодезист; род. в 1842 г., в 1868 г. сделан профессором геодезии в Политехникуме в Карлсруэ, в 1873—74, гг. участвовал в экспедиции Гергарда Рольфса для исследования Ливийской пустыни, с 1881 г. профессор Высшей технической школы в Ганновере. Напеч. "Physische Geographie uud Meteorologie der Libyschen W ü ste" (Касс., 1876); "Handbuch der Vermessungskunde" (4 изд., Штуттг., 1893); "Das deutsche Vermessungswesen" (Штуттг., 1880 — в сотрудничества со Штеппесом) и др. С 1873 г. состоит одним из редакторов "Zeitschrift f ür Vermessungswesen".

Иордан, Вильгельм (геодезист) (дополнение к статье)

(Jordan) — немецкий геодезист; умер в 1899 г.

Иордан, Вильгельм (писатель)

(Wilhelm Jordan) — немецкий писатель, род. в 1819 г., издавал в Лейпциге ежемесячный журнал "Die begriffene Welt", где старался ввести в беллетристику популярное изложение естественных наук. Благодаря нескольким журнальным процессам, должен был покинуть Саксонию. В 1848 г. был членом франкфуртского парламента. Лучшее из произведений И.: "Demiurgos. Ein Mysterium" (1852—1854) — нечто среднее между эпосом и драмой, своего рода новая тенденция; некоторые критики приравнивают "Demiurgos" ко второй части Гётевского "Фауста". Гораздо более известна поэма И. "Нибелунги" (I ч. "Зигфрид", II ч. "Возвращение Гильдебранта"), написанная аллитерацией; автор публично читал это произведение более чем в 200 городах Европы и Америки. Из лирических произведений И. заслуживают внимание "Колокол и Пушка" и "Последние песни". Лучшая из его драм — "Die Witwe des Agis"; серьезными литературными достоинствами отличаются его романы "Die Sebalds" и "Zwei Wiegen". Общий недостаток произведений И. — преобладание рефлексии. Ему принадлежат также образцовые переводы Эдды, Илиады и Одиссеи, Софокла, Шекспира и литовских народных песен.

Иордан, Вильгельм (писатель) (дополнение к статье)

(Wilhelm Jordan) — немецкий писатель; умер в 1904 г.

Иордан, Генрих

(Jordan) — известный немецкий филолог (1833—1886), профессор в Кенигсберге. Его главные труды: "M. Catonis praeter librum de re rustica quae extant" (Лпц., 1860); "Scriptores historiae Augustae" (т. I, Берл., 1864); "Topographie der Stadt Rom im Alterthum" (1870—85); "Forma urbis Romae" (1874); "Kritische Beitr äge zur Geshichte der lateinischen Sprache" (1879); "Capitol, Forum und Sacra Via zu Rom" (1881); "Morsyas auf dem Forum in Rom" (1883).

Иордан, Иван Петр

(Jordan) — по происхождению серб-лужичанин; основал (1843) в Лейпциге первый немец. журнал, посвященный изучению умственного движения у славян: "Jahrb ücher fü r slavische Literatur, Kunst und Wissenschaft"; читал в Лейпцигском университете лекции по славяноведению и издал чешско-немецкий карманный словарь. Под его именем издал несколько своих сочинений чешский писатель Клацель.

Иордан, Макс

(Jordan) — писатель по части искусства; род. в 1837 г. в Дрездене; изучал исторические науки в Йенском и других университетах, и избрал предметом своих специальных занятий историю искусства, преимущественно итальянского и новейшего немецкого. В 1870 г. был назначен директором Лейпц. городского музея, в 1874 г. приглашен в Берлин на должность директора тамошней национальной галереи и в следующем году занял, в качестве доцента, кафедру в Берл. унив. С 1880 г. состоит членом совета прусского министерства народного просвещения. Главные его литературные труды: "История итал. живописи", Кроу и Кавальказелле (1869—1876, перевод на нем.) и "Жизнеописание Тициана", тех же авторов (1877), собственное соч.: "Книга живописи Л. да Винчи" (1873), "Описание худож. произведений, хранящихся в Берл. национ. галерее" (1-е изд., 1876) и несколько биографических очерков в издании Доме: "Kunst und Künstler des Mittelalters und der Neuzeit".

А. С—в.

Иордан, Павел Августович

— статистик и эстляндский местный деятель (1825—1894). Будучи членом и секретарем эстляндского статистического комитета, И. первый не только в России, но и в Европе сделал успешную попытку практического применения изобретенной д-ром Энгелем карточной системы собирания статистических сведений (при переписи жителей г. Ревеля в 1871 г.); из 8 (с 1863 по 1894 г.) отчетов эстляндск. статист, комитета им составлены 7.

См. доклад А. Н. Харузина в XXXVI засед. эстл. губ. стат. комитета.

Иордан, река в Палестине

(евр. Jarden, у классиков Jordanes, y нынешних жит. Scheriat-el-Kebir) — главная река Палестины, почвенному рельефу которой она придает совершенно особенный отпечаток своей низко лежащею долиной Эль-Гор. В своем роде единственный поток этот сопровождает цепь сирийско-палестинских гор и идет почти параллельно близкому морскому берегу. Источники его лежат на южн. конце Антиливана (см.). Тут, на Большом Гермоне, на высоте 563 м, начинается Гисбана (Nahr-H â sbani), южнее при Баниас берет начало Баниас (Nahr Banias), а к З от него при Телль-эль-Кади — Леддан (Nahr Leddan). Соединенные русла двух последних сливаются с главным — Гасбани на болотистой равнине, которая к Ю переходит в небольшое, илистое, поросшее тростником оз. Гуле, библейское Мером. Отсюда к Ю начинается удивительное понижение долины И. По выходе из Бар-эль-Гуле река вступает в прекрасное Тивериадское или Генисаретское оз., или Галилейское море (см.), лежащее на 190 м ниже уровня моря и окруженное роскошной растительностью. И. вытекает из южн. конца его и зигзагообразно спускается по сильному уклону, образуя 27 стремнин и имея до 30 м ширины. Эль-Гор достигает 7—2 0 км ширины, частью покрыт голыми холмами, частью (особенно на Ю) образует пустынную солончаковую равнину, в тех же местах, где есть вода, отличается почти тропической растительностью. В 109 км по прямому направлению от Тивериадского оз. И. впадает двумя рукавами, имея 170 м ширины, в Мертвое море (см.), уровень которого на 394 м ниже уровня Средиземного моря. Из многочисленных, но периодичных притоков И. примечательны, на лев. стороне, Вади Иармук или Шериат-эль-Мандгур, стекающий с Гаурана, и Серка (Иабок Библии). В Иорданской долине много горячих источников. Сильное падение и изменчивая, часто незначительная глубина делают И. несудоходным. Через мост Дочерей Якова (Dschifr-ben ât-Yakû b), тотчас ниже Бар-эль-Гуде, идет дорога от Дамаска на морской берег; есть еще несколько мостов на истоках И., а дальше, в трех-четырех местах, находятся лишь полуразрушенные остатки их. Они заменяются многочисленными бродами, из которых некоторые служат и в высокую воду.

Иордан, Рудольф

(Jordan) — один из лучших немецких живописцев простонародного быта, родился в 1810 г. Следуя советам живописца Вахса, стал заниматься искусством. Развив свои художественные способности писанием этюдов берегов моря и их жителей на о-ве Рюгене, учился после того у Шадова и К. Зона в Дюссельдорфе и неоднократно предпринимал поездки в приморские места для изучения типов и быта рыбаков и лоцманов, воспроизведение которых составляет его главную специальность. Картины его отличаются жизненностью и правдой изображенных сцен, то отрадно-патриархальных, то полных драматизма, или юмористических, одинаково замечательных по прекрасной передаче как фигур, так и перспективы и пейзажа, отличающихся мастерским рисунком и сильным колоритом. Из этих картин, большинство которых пользуется в Германии популярностью благодаря распространенным снимкам с них в гравюрах, политипажах, и фотографиях, важнейшими могут считаться: "Свадебное предложение на о-ве Гельголанде" (1834; в Берл. национ. галер.), "Возвращение лоцманов с моря", "Экзамен в лоции", "Сцена на дюне после бури" (1884) "Спасшийся после кораблекрушения" (1848; Дрезд. гал.), "Похлебка для бедных" (Дюссельд. гал.), "Вдова моряка, удрученная горем"; "Визит к новобрачным на другой день после их свадьбы" (1861; Лейпцигский муз.), "Даровая раздача супа в монастыре", "Все суда возвратились, одного лишь нет " (1876; самое лучшее из всех произведений художника) и "Похороны моряка" (1884). Кроме картин, писанных масляными красками, замечательный талант И. выразился во множестве акварельных рисунков, в гравюрах крепкой водкой и в иллюстрациях к "Народным сказкам " Музеуса.

А. С—в.

Иордан, Рудольф (дополнение к статье)

(Jordan) — немецкий живописец-жанрист; умер в 1887 г.

Иордан, Сильвестр

(Jordan, 1782—1861) — немец. юрист и политический деятель; был профессором Марбургского университета, который в 1830 г. избрал его своим представителем в собрание кургессенских чинов. Здесь он принимал большое участие в выработке конституции 1831 г. и навлек на себя неудовольствие правительства. Когда, по распущении ландтага, университет вновь выбрал его своим представителем, министерство не дало ему отпуска; решение ландтага, что ничто не может воспрепятствовать прибытию И. на собрание, послужило поводом к новому распущению его (1833). В 1839 г. И. удален от должности профессора и заключен в тюрьму по обвинению в принадлежности к революционным сообществам 1832 и 1833 г. Процесс И., ставший знаменитым по своей медлительности, в 1843 г. закончился в первой инстанции, присуждением его к 5-летнему заключению в крепости за "невоспрепятствование заговору". В мае 1845 г. он был выпущен на поруки, а в октябре того же года в высшей инстанции оправдан. В 1848 г. И. участвовал во Франкфурте в предварительном парламенте, и в качестве уполномоченного Кургессена заседал в союзном сейме. Во франкф. парламенте он также участвовал, причем ратовал за примирение и умеренность. Напеч.: "Versuche ü ber allgemeines Staatsrecht" (Марб., 1828); "Lehlbuch des allgemeinen und deutschen Staatsrecht" (ч. I, Кассель, 1831); "Selbstverteidigung" (Мант., 1844).

Ср. Trinks und Julius, "Jordans Leben und Leiden" (Лпц., 1845).

Иордан, Федор Иванович

— один из лучших русских граверов, сын придворного обойщика (1800—83). Был воспитанником Имп. акад. худ. и, после десятилетней общей артистической подготовки, определен (в 1819 т.) в гравировальный класс, в ученики к Н. И. Уткину. Получив от академии малую и большую серебряные медали за успехи в рисовании с натуры, в 1824 г. он окончил свое академическое образование с званием художника XIV класса и малой золотой медалью, за гравюру с картины П. И. Соколова: "Меркурий усыпляет Аргуса". Будучи оставлен при Академии, И. занялся исполнением гравюры с картины А. Лосенки: "Умирающий Авель", как программой на получение большой золотой медали. Удостоенный ее, в 1829 г., он отправлен в чужие края, учился в Париже у известного гравера Ришома; когда же вспыхнула июльская революция 1830 г., перебрался в Лондон и занимался там гравированием крепкой водкой у Раймбаха, акватинтою у Бентлея и гравированием на стали у Дж.-Г. Робинсона. В 1834 г., в Риме, занялся изготовлением рисунка со знаменитой картины Рафаэля: "Преображение", которую, по совету К. Брюллова, задумал воспроизвести в гравюре огромного размера. Этому предприятию И. посвятил 12 лет непрерывного, настойчивого труда. Лишь только появились первые оттиски Иордановской гравюры, римские знатоки искусства единогласно признали, что русский мастер превзошел в ней своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, выказав добросовестное изучение оригинала, превосходный рисунок и ученый, классический прием резца; несколько позже, за эту же работу, Берлинская, Флорентийская и Урбинская академии признали его своим членом, а Имп. акад. худ., еще перед тем (в 1844 г.) наградившая его званием академика за рисунок для этого эстампа, по возвращении его в отечество, в 1850 г., присудила ему титул профессора. Вскоре после того И. взялся за второй важнейший труд своей жизни — за большую гравюру с картины А. Егорова: "Истязание Спасителя". В 1855 г. занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе Академии, сделавшееся вакантным по смерти С. Галактионова, и назначен помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже; после же кончины Н. И. Уткина, в 1860 г., сделался и хранителем этой части Имп. музея. В 1871 г. занял в академии пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься гравированием почти до самой его кончины. Из произведений И., важнейшими, сверх вышеупомянутых, должно признать: "Мадонну с покрывалом", с Рафаэля (1833), "Богоматерь, скорбящую над телом Спасителя", с Чиголи (1834), и портреты имп. Александра II (1875), Державина (1861), самого Иордана (1871), вел. кн. Владимира Александровича (1881), игумена Валаамского м-ря Дамаскина (1878) и, наконец, трех корифеев русской живописи: Егорова, Левицкого и Шебуева (1883: последний труд художника).

Ср. Н. Собко и Д. Ровинский "Жизнь и произведения Ф. И. И." ("Вестн. Из. Иск.", т. II).

А. C—в.

Иорданес

(Jordanes) — историк VI в., неправильно называемый Иорнандом, родом алан, хотя и причисляющий себя к готам, принадлежал к духовному сословию; кажется, был епископом кротонским. Одно из его сочинений, посвященное некоему Вергилию, может быть, римскому папе того времени: "De origine actlbusque Romanorum" или "De summa temporum" — конспект всеобщей истории до современника его, Юстиниана; значение его не очень высоко. Зато весьма важно его "De origine actibusque Getarum" — история готов до падения итальянских остготов, тем более ценная, что И. пользовался недошедшими до нас источниками, в том числе готской историей Кассиодора. Между многими изданиями И. лучшее — Моммзена, "Jordanis Romana et Getica", в "Monumenta Germaniae historica, Auctor e s antiquissimi" (т. V, Берл., 1882, с введением издателя).

Иордани

(Раймунд Jordani) — августинский монах из Франции, жил в XIV в. и написал ряд моральных рассуждений, под псевдонимом Idiota. Известны его: "Contemplationes de amore divino", "De Beata Virg ine Maria", "De conflictu continuo inter animam et carnem", "De miserabili cursu vitae".

Иорданит

— минерал одноклиномрной системы, мал. похож. на ромбические кристаллы, темно-свинцово-серого цвета, сп. по (010), черта черная, уд. вес 6,38—6,40; химический состав: 4PbS.As 2S3, очень редок; в доломит. Бинненталя, в Тироле.

Иорданс

(Якоб Jordaens) — фламандский живописец (1593—1678), писавший картины содержания исторического, мифологического, аллегорического, также бытовые с фигурами в натуральную величину и портреты. Ученик Адама ван-Ноорта и современник Рубенса, которого влияние заметно во всей художественной деятельности И. Историки живописи долгое время считали И. учеником Рубенса, но теперь доказано, что этого не было. Во всяком случай И. был самостоятельный национальный художник, не бывший в Италии и не подчинившийся влиянию итальянских образцов, В 1616 г. И. вписан в гильдию св. Луки [Гильдия, или корпорация, св. Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в истории нидерландской живописи, была основана около 1882 г. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и ваятелей были золотых дел мастера, ткачи и мастера цветных стекол. Впоследствии образовалось в гильдии отделение литературы и риторики. Ее записи или протоколы (Liggeren), почти в полноте с 1453 до 1736 дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал для истории фламандской живописи. Первое, вписанное в протоколах этого учреждения имя — Виллем Декюйпер (Decuyper), живописец-раскрашиватель статуй. Первый художник большой известности, там названный, был Квентин Метсис, или Мессис (1491). О протоколах этой гильдии см. "Jaerboeck der Guide van Sint Lucas" (Антв., 1855), автор — I. B. Van der Straeten.], но еще как живописец-ремесленник, и только через 4 года после того стал известен, как живописец-художник. Живопись И. чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения их сильны и даже иногда порывисты. Вообще в его произведениях, как и в произведениях Рубенса, более мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Иногда рисунок форм в движении утрирован, а потому отступает от правильности, иногда колорит тела слишком цветист, отступая от натуральности. Композиция свободная и богатая, исполнение тоже свободное и быстрое. И. иногда почти заканчивал в день портрет и даже целую фигуру в рост. Вследствие этого число произведений И. чрезвычайно велико, хотя и менее чем Рубенса; впрочем, производительность художника зависит также от количества требований на его картины. Насчитывается до 700 картин И. и во всякой значительной галерее можно видеть их несколько. Кроме картин вышеперечисленного содержания он иногда вступал в сотрудничество с Фитом, изображавшим животных (напр. "Орел, терзающий Прометея"), подобно тому, как Рубенс иногда писал фигуры в картинах Снидерса (охоты, лавки живности). Трудно перечислить даже важнейшие произведения И. по их многочисленности и потому ограничиваемся названием только некоторых его картин. "Триумф Фредерика-Генриха, принца Оранского " — историко-аллегорическая картина (в Гааге), капитальнейшее произведение И; существует также эскиз ее (в Брюсселе); "Св. Мартин, исцеляющий бесноватого" (Брюссель); "Поклонение пастухов", любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), "Сатир и крестьянин" — сюжет, взятый из басни (Мюнхен, Петербург); "Нимфа и Фавн" (Стокгольм), "Силен" (Дрезден), "Король пьет" (Лувр), "Мистическое обручение св. Екатерины" (Мадрид), портрет адмир. Рюйтера (Лувр). Эрмитаж в Петербурге владеет 10 картинами И., из которых некоторые долго приписывались Рубенсу; из них назовем — "Отдых Дианы", "Семейная пирушка", "Сем. портрет", "Три детские головки". Вообще И. многим походит на Рубенса и его картины, почти всегда без подписи, нередко были смешиваемы с Рубенсом. Когда Рубенс умер, И. остался первым живописцем Фландрии; он был также гравером, но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны. В картинах И. неоднократно встречается одна и та же женская фигура — Катерина ван-Ноорт, дочь учителя И. и жена художника (с 1616 г.). Из других обстоятельств жизни И. заслуживает внимания то, что, будучи католиком, он под старость перешел в кальвинизм.

Единственный сын И., также Якоб, был тоже художником и работал в Копенгагене. Из других И. упомянем о Гансе И. Младшем (1595—1693); в Эрмитаже имеется его картина: "Израильтяне по переходе через Чермное море".

Ф. Петрушевский.

Иорисзон

— см. Давид.

Иорнанд

— см. Иорданес.

Иорт

(Педер Hjort, 1793—1871) — датский критик, сын друга народа и духовного поэта Виктора Христиана И. († 1818 епископом в Рибе); был лектором нем. яз. и литературы в Академии в Соре. Начиная с 1847 г. выпустил ряд политических сочинений по шлезвиг-гольштинскому вопросу, в которых защищал интересы датской короны, а также несколько томов своей переписки. В своих "Digteren Ingemann og hans Voerker" (1815) и "Tolv Para g rapher om Jens Vaggesen" (1816) И. выступил в защиту романтизма. Др. труды И.: "Loeren оm Villjens Frihed, forsvaret imod en Mediciners Angreb" (1825); "Tydsk Grammatik for Dausktalende" (7 изд., Копенг., 1858); "Tydsk Loesebog for Dansktalende" (5 изд., Копенг., 1866); "Den Danske B ö rneven" (10 изд., 2 ч., Копенг., 1877—79); "Gamle og Nye Psalmer" (3 изд., Копенг., 1843); "Udsigt over nyere dansk Literatur" (Копенг., 1872). На нем. яз. И. напеч. "Joh. Scotus Erigena" (1823).

Иос

— см. Хиос.

Иосавефа

— дочь царя Иорама, сестра царя Охозии, жена первосвященника Иодая, спасшая юного Иoaca (см.) от ярости Гофолии и тем не давшая прекратиться царскому роду Давида (4 Цар. 2 Парал. XXII).

А. Л.

Иосафат Булгак

или Булгаков (1756—1838) — митрополит греко-униатских церквей в России. Родом из помещиков Гродненской губ., И. получил образование в римской коллегии de propaganda fide и с 1786 г. был епископом. После восстановления имп. Павлом брестской греко-униатской епархии, И. покровительствовал базилианам (см.), притеснял белое духовенство, но тем не менее продолжал пользоваться большим влиянием, особенно благодаря князю А. Н. Голицыну. В 1817 г. И. сделался митрополитом греко-униатским и председателем 2 департамента римско-католической духовной коллегии, преобразованного к 1828 г. в отдельную греко-униатскою коллегию. Мягкий и бесхарактерный, легко поддававшийся влиянию приближенных фанатиков, И. много содействовал переходу в католицизм членов своей паствы. Лишь когда стеснены были, при имп. Николае, базилиане и на И. сказалось влияние приблизившегося к нему Иосифа Семашко, его рвение к латинизации униатов ослабело.

О роли его до 1828 г. см. Бобровский, "Греко-униатская церковь при имп. Александре I".

Иосафат Кунцевич

— см. Кунцевич.

Иосафат, в Библии

(евр. "Господь судия") — имя благочестивого иудейского царя, 4-го по разделении монархии. Сын царя Асы, он вступил на престол 35 лет от роду и царствовал 25 лет. Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При нем царство Иудейское достигло высшей степени процветания. Он начал свое царствование укреплением границ государства, затем энергично боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию по всем городам Иудеи. Он находился в мире с окружавшими его народами. Филистимляне платили ему дань серебром, аравитяне пригоняли множество всякого скота; могущество его поддерживалось сильным войском, под начальством храбрых военачальников. Единственной ошибкой его можно считать попытки вступать в союз с нечестивыми израильскими царями. В общем, царствование его было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе.

См. 3 Цар. XV, 4 Цар. III, XII, 1 Парал. III, 2 Парал. XVII — XX и др.

А. Л.

Иосафат, герой средневекового романа

— см. Варлаам и Иоасаф.

Иосафатова долина, близ Бахчисарая

— овраг с древним караимским кладбищем, с южной стороны Чуфут-Кале, близ города Бахчисарая, Симферопольского уезда Таврической губернии. Многочисленные гробницы этого кладбища, из тесанных камней и мраморных плит, покрыты еврейскими надписями; древнейшие из них относятся к 1249 и 1252 гг. по Р. Х.

Иосафатова долина, в окрестностях Иерусалима

— одна из долин в ближайших окрестностях Иерусалима. Географическое положение ее не определено с точностью. По большей части ее отожествляют с долиной Кедронской, между горами Мориа и Елеонской, полагая, что она называется так в память погребенного там царя иудейского Иосафата. В Библии о ней упоминается дважды, именно у прор. Иоиля (III, 2, 12), и притом в таком контексте, который не дает возможности определить, есть ли это географическое указание, или просто пророческий символ. Последнее мнение преобладает, и под И. долиной разумеется вообще то место, где будет происходить страшный суд при кончине мира.

А. Л.

Иосиппон бен-Горион

или Горионид, иначе псевдо- или лже-Иосиф — неизвестный автор еврейской переделки Иосифа Флавия, живший приблизительно в конце Х в. в Италии. В его переработке много сказочных прибавлений, особенно из Гегезиппа. Лучшее издание — Breithaupt'a (Гота, 1707).

Иосиф (Франсуа дю Трембле)

(le pè re Joseph, собственно Fran ç ois Ledere du Tremblay, 1577—1638; прозвище — Eminence grise) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена, много путешествовал, служил в военной службе, в 1599 г. принял монашество и выделился в качестве проповедника, профессора и миссионера. После смерти Генриха IV достиг влияния при дворе и мало-помалу сделался сотрудником Ришелье, политику которого проводил в важных миссиях (1624 г. в Риме, 1630 г. в Регенсбурге и т. д.). В качестве начальника канцелярии Ришелье, И., вместе с четырьмя другими капуцинами, исполнял тайные поручения кардинала и в неразборчивости на политические средства превосходил своего начальника; только конечные цели И. носили более идейный характер и в большей степени запечатлены духом католичества, чем у Ришелье. Ришелье предназначал И. себе в преемники и многие годы добивался для него кардинальской шапки, но домогательства эти были отклонены, так как курия считала И. одним из главных своих противников. Ранке нашел в Париж. национальной библиотеке сборник актов и документов 1634—38 гг., составленный под наблюдением И.

Ср. Ranke, "Franz. Geschichte" (т. II и IX его "Werke"); ст. Фанье (Fagniez), в "Revue historiques (1885 и сл.).

Иосиф I Эммануил

(1715—77) — португальский король, сын Иоанна V, по смерти которого вступил на престол в 1750 г.; все дело управления предоставил Помбалю (см.), сам же предался удовольствиям. Покушение на жизнь И., имевшее место в 1758 г. (см. Авейро), послужило поводом к изгнанию из Португалии иезуитов. Умер после продолжительной болезни, во время которой регентство принадлежало супруге его Марии-Анне, дочери исп. короля Филиппа V. И. наследовала его старшая дочь Мария I.

Иосиф I, курфюрст кёльнский

(Клеменс, 1671—1723) — курфюрст кёльнский, сын баварского курфюрста Фердинанда, еще в детстве был выбран епископом фрейзингенским. Курфюрст Макс-Эммануил баварский хлопотал о том, чтобы доставить И. и кельнское курфюршество, но встретил сильного соперника в любимце французского короля, Вильгельме ф. Фюрстенберге, епископе страсбургском. Папа отказался утвердить Фюрстенберга. Из-за этого возгорелась война, и победы имперского войска над французами решили дело в пользу И. И. В 1694 г. И. получил еще епископство люттихское. После рисвикского мира произошла перемена в политике И. Нуждаясь в деньгах, он обратился за помощью к французскому двору. Дружба с Францией возбудила против И. население Кельна. Имп. Иосиф прислал для управления кельнским курфюршеством своего министра, оставив И. лишь его духовные прерогативы; но по раштадскому миру он был восстановлен в своих правах. Был покровителем искусств и сам писал французские драмы.

См. Ennen, "Der spanische Erbfolgekrieg und der K urfürst Joseph Clemens von Köln" (1851).

Иосиф I, немецко-римский император

— немецко-римский император(1705—1711), старший сын императора Леопольда I., род. в 1678 г. Он энергично продолжал начатую его отцом войну за испанское наследство против Франции. Благодаря победам Евгения и Мальборо ему удалось прогнать французов из Италии и Нидерландов и перейти даже к наступлению. Чтобы освободить себе руки для борьбы на Западе, И. в 1707 г. заключил договор с королем Карлом XII Шведским, который, на пути из Польши в Саксонию, прошел через Силезию; по альтранштедтскому миру И. дал силезским протестантам свободу вероисповедания и возвратил им большую часть отнятых иезуитами церквей. В то же время он принудил папу признать его брата Карла королем испанским. В 1708 г. он объявил опалу против курфюрстов баварского и кельнского, за сношения с Францией; но желание его соединить Баварию с Австрией встретило сильное противодействие как немецких, так и иностранных государств. Венгерское восстание Ракоци И. успешно подавил. Он был государь образованный и умный, терпимый к иноверцам, один из наиболее энергичных между немецкими Габсбургами. Австрия при нем достигла большого значения в Европе. Финансовое управление он улучшил, при помощи Грундаккера фон Штаремберга; им также приняты были меры для облегчения положения крепостных крестьян.

См. Herchenhahn, "Geschichte der Regierung Kaiser Josephs I" (Лпц., 1786—89); von Noorden, "Europ. Geschichte im XVIII Jahrh." (Дюссельдорф и Лпц., 1870—82).

Иосиф I, патриарх константинопольский

— патриарх константинопольский; избран в 1267 г. Когда император Михаил Палеолог захотел соединить греческую и римскую церкви, И. всячески старался удержать его от этой мысли. Император, тем не менее, послал посольство в Лион (1274), и патриарх скоро должен был уступить место Иоанну XI Веккосу. По удалении последнего, И. (1282) во второй раз был избран на патриарший престол. Он созвал собор духовенства, который признал дело унии недействительным. Ум. в 1283 г.

Иосиф II, немецко-римский император

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иосиф II, патриарх константинопольский

— патриарх константинопольский, раньше митрополит ефесский, избран в 1416 г. и стремился к воссоединению церквей. Вместе с имп. Иоанном он посетил флорентийский собор и умер в Италии в 1439 г. В 1437 г. И. отказался поставить на русскую митрополию рязанского епископа Иону, а поставил отрешенного потом Исидора (см. соотв. статью).

Иосиф III

— митрополит киевский с 1523 г. При нем вновь разгорелась вражда между латинянами и православными, защитником которых был Константин Острожский. И. умер в 3534 г. Летописец называет его неученым и близоруким.

Иосиф Андреевич

(Есип А.) — новгородский боярин, потом посадник, называемый некоторыми летописями "Горошков внук"; в 1449 г. ездил на р. Нарову для заключения мира с магистром ливонским и епископом дерптским.

"П. С. Р. Л." (III, 111, 238; IV, 214).

Иосиф Аримафейский

— богатый и знатный член Синедриона, из города Аримафеи или Рамафы (Рамы). Он был тайный последователь Христа, но "ради страха иудейского" только после смерти Учителя вполне проявил свою любовь к нему: он испросил у Пилата позволение снять тело Иисуса Христа с креста и с почестями предал Его погребению в своей собственной гробнице. Иоан. XIX, 38—42; Лук. ХХIII, 50—53.

А. Л.

Иосиф Бонапарт

— король испанский (1808—1813), старший брат императора Наполеона I, род. в 1768 г. на Корсике, † в 1844 г. во Флоренции. Получив образование в Отенской семинарии, И., после смерти отца, вернулся на Корсику для поддержания семьи, имел адвокатскую практику, но в 1793 г. с матерью переселился в Марсель. В 1797 г. он был послом в Риме, затем членом и секретарем совета пятисот, после 18 брюмера государственным советником и трибуном. Когда Наполеон принял титул императора, И. сделался сенатором и принцем франц. императорского дома. В 3805 г. ему поручено было начальство над армией, посланной против Неаполя, и в 1806 г. он сделан был королем неаполитанским. Получив в 1808 г. корону Испании, он передал неаполитанский трон Мюрату и 20 июля вступил в Мадрид, но после сражения при Виттории оставил Испанию (см. соотв. статью). В 1814 г. он стоял во главе парижской национальной гвардии; после падения Наполеона удалился в Сев. Америку, где у р. Мобиль основал поселение Эгльвилль (Aiglevillе) и жил близ Нью-Йорка, под именем графа Сюрвиллье. С 1832 г. он жил в Лондоне, с 1841 г. — в Италии. Десять томов его "M é moires et correspondances" издал Дюкасс (П., 1853—55).

Иосиф Варсава

или Иосий — один из 70 апостолов, называемый в "Книге Деяний" Иустом или Варсавою; некоторыми считается сыном И. Обручника. Он был епископом в иудейском городе Елевферополе и там страдальчески кончил жизнь. Память 30 октября.

Иосиф Волоцкий

(Санин) — знаменитый полемист; род. в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, ок. 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского, отличавшейся своими богатствами. Здесь прожил И. 18 лет. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу И., было беспрекословное. повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Каждый монах имел особое место в церкви, должен был стоять, "стиснув свои руци и соединив нози", "ступание иметь кротко", быть "в ответах сладок", входить и выходить через определенную дверь. Большая часть дня уходила на богослужение, и потому И. считал необходимым для содержания монахов и вполне законным владение монастырей селами и землей. Вообще устав обращает внимание почти исключительно на внешнюю сторону жизни монахов. Ересь жидовствующих нашла в И. сурового обличителя. Враг всякого "мнения", всяких новшеств, И. требует казни для еретиков. В своем "Просветителе", состоящем из 16 обличительных слов, он старается доказать неправильность "нового ученья", с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений И. Заволжские старцы (см. соотв. статью), говорившие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны B. целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т. д. Мнения И. одержали верх над мнениями противников; еретиков казнили, монастыри продолжали владеть имуществом, благодаря близости И. к великому князю, власть которого И. всегда старался окружить ореолом божественности. И. утверждал, что государь "естеством подобен всем человекам, властию же — Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях И. является древнерусским книжником, начетчиком. Он говорит цитатами, которые берет из Священного Писания, житий святых, даже апокрифических сказаний и гражданских законов византийских императоров. Умер 9 сентября 1515 г., канонизован в 1579 г.

Ср. "Просветитель" (изд. 2-е, Казань 1882 г.); Хрущов, "Исследование о сочинениях И. Санина" (СПб., 1868); В. Жмакин, "Митрополит Даниил и его сочинения" (М., 1881); E. Голубинский, разбор соч. Жмакина в "Отчете о XXV присуждении Уваровских наград".

В. Боцяновский.

Иосиф Горионид

— см. Иосиппон.

Иосиф Захарьевич

(Есип, Есиф, Еско) — новгородский посадник († 1409). В 1384 г. ездил на Яму ставить город. В 1388 г. против него восстали три конца Софийской стороны, созвонили вече у св. Софии, пошли на его двор и разметали его хоромы; И. бежал за реку, за него встала вся Торговая сторона; смятение продолжалось две недели, пока, наконец, посадничество не было дано Василию Ивановичу. В 1393 г., когда новгородцы подходили к Пскову и через 8 дней бежали от него, И. снова является посадником, но в том же году посадничество у него опять было отнято. В 1398 г., после военных действий из-за Двинской земли (см. соотв. статью), И., опять в звании посадника, ездил послом к вел. князю, который согласился на мир по старине и отступился от Двинской земли.

"П. С. Р. Л." (III, 94, 97, 100, 104; IV, 91, 95 103, 111, 140, 141, 194; V, 17, 251; VI, 130; VIII, 71).

А. Э.

Иосиф Исповедник

— архиепископ солунский, брат знаменитого Феодора Студита, жил в IX в., ревнитель иконопочитания, в 808 г. импер. Никифором был изгнан, но в 811 г. получил разрешение вернуться. Его сочинение о почитании креста: "Λόγος είς τόν τίμιον καί ζωοποιόν Σταυρόν ".

Иосиф Калимон

— ученый монах Киево-Печерской лавры, в 1647 г. проходил курс философии в Киево-могилянской коллегии; написал брошюру: "Zal ponowiony ро pogrzebie Jasnie Przwelebnego о. Piotra Mohiły" (Киев, 1647 г.) и принимал участие в составлении известного полемического сочинения "Лифос", написанного по инициативе и под руководством Петра Могилы.

Ср. "Архив Юго-Зап. России" (ч. I, т. IX, стр. 73).

Иосиф Кириллович

— иеромонах киево-печерский, составил предисловие к "Псалтырю", изд. в Киеве в 1624 г., с историческими, догматическими и грамматическими суждениями о Псалтыри.

См. "Библиологический словарь" Строева (стр. 159).

Иосиф песнописец

— святой († в 883 г.), родился и получил воспитание в Сицилии, затем вступил в Солунский м-рь, где предался самому строгому аскетизму. Посвященный в пресвитеры, он переселился в Константинополь. Имп. Лев Армянин, иконоборец, преследовал его и заключил в тюрьму. Получив свободу, И. устроил м-рь при храме Златоуста, но имп. Феофаном снова был лишен свободы и сослан в Херсонес. Возвращенный оттуда императрицею Феодорой, назначен был скевофилаксом патриаршей кафедры. Патриарх Фотий называл его "отцом отцов", "ангелом Божиим" и сделал его духовником всего константинопольского клира. — Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, И. всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, и в частности того рода их, который называется каноном (см.). В "Ada sanctorum" (под 4 апр.) говорится, что им составлено всего до 300 канонов — больше, чем кем-либо другим из песнописцев церковных. Не все эти его творения известны в печати и даже в рукописях. Лучшие из них — каноны покаянные.

См. Филарет (Гумилевский), "Исторический обзор песнопевцев восточной церкви" (1860).

Н. Б.

Иосиф Семашко

— см. Семашко.

Иосиф Солтан

— с 1499 г. митрополит киевский, раньше был епископом смоленским. И. в 1509 г. созвал в Вильне собор для устроения западно-русской церкви, а в 1511 г. получил от короля Сигизмунда подтверждение своей власти над всеми церквами греческого закона в Литве и Польше. В Москве об И. говорили худо, так как он не поддерживал политических замыслов великого кн. московского; русские летописи называют его отступником православной веры, помогшим и вышедшую за литовского кн. вел. княгиню Елену обратить в католичество. На самом деле он много сделал для укрепления церкви в зап. Руси; в сане архимандрита он был на Востоке и с любовью изучал обыкновения вост. церкви. Приглашения короля создать церковную унию И., по совету патриарха константинопольского, отклонял ссылкою на зависимость от последнего. Он написал "Правила" для собора 1509 г. и составил интересную "Опись Слуцкого м-ря" ("Акт. Зап. Рос.", I, № 115).

Иосиф Тризна

— воспитанник Киевской школы, архимандрит печерский, † в 1656 г. Написал предисловие к "Служебнику" (Киев, 1653 г.) — о важности и употреблении этой книги; дополнял "Патерик Печерский" (см. "Чтения М. О. И. и Др.", 1846 и 1893 г.).

Иосиф Туробойский

— с 1708 г. архимандрит Симонова монастыря; из ученых южнорусов. Был проф. риторики и префектом Славяно-греко-латинской акад. Он сочинил церемонию встречи Петра В. при вшествии его в Москву после завоевания Лифляндии, а также надписи на триумфальные арки и картины для вступления Петра В. в Москву после Полтавской битвы. Он же написал книгу: "Торжественные врата, вводящие в храм бессмертные славы, непобедимому имени нового Геркулеса, великого победителя Фракии" и т. д. Ему принадлежат гравюра и вирши, поднесенные, с посвящением, Стефану Яворскому; гравюра изображает "Христа, поражающего смерть" (Ровинский, "Русские народ. картинки", т. I II, ст. 439, № 1098, стр. 701, № 1684).

В. П.

Иосиф Фалалеевич

(Есип) — новгородский тысяцкий. В 1384 г. жители Орехова и Корельского городка приехали в Новгород и жаловались на притеснения кн. Патрикия Наримунтовича; приехал и кн. Патрикий, посулом поднял Славенский конец и замутил Новгород. И. пошел на вече, собранное приверженцами Патрикия на Ярославовом дворе; последние хотели ударить на его двор; но жители Плотницкого конца защитили И. В 1391 г. И. ездил в Изборск на съезд с немецкими послами от Любека, Готского берега, Риги и др. городов. Тут немцы целовали крест после 7-летнего розмирья. Ум. в 1397 г., приняв перед смертью монашество.

"П. С. Р. Л." (III, 94, 95, 98; IV, 90, 91, 96, 98, 102, 140).

А. Э.

Иосиф Филиппович

(Есип) — двинский посадник. Войска великого князя Василия Димитриевича, под начальством новгородского изменника Анфала Никитина и расстриги Герасима, в 1401 г. захватили в плен И., но при Холмогорах были разбиты новгородцами, причем отбит был и И. В 1411 г. он ходил с кн. Семеном Ольгердовичем на шведов, взявших новгородский пригород, городок Корельский.

"П. С. Р. Л." (III, 101, 104; IV, 1 13, 143; V, 258).

А. Э.

Иосиф Флавий

— см. Флавий.

Иосиф Шумлянский

— один из распространителей унии (1643—1708); принадлежал к православной шляхетской семье, но еще в юности перешел в унию; одно время состоял в польской военной службе. Католики и униаты выставили И. кандидатом на львовскую православную епископскую кафедру, в виду чего И., по имени, вновь приступил к православию. В 1667 г. И. был избран в епископы, но против него был епископ перемышльский, Антоний Винницкий, отказавшийся постричь и посвятить его и запретивший духовенству львовской епархии совершить над ним пострижение. Почти силой И. добился пострижения от игумена Креховского м-ря, после чего был посвящен в диаконы и иереи луцким епископом, рукоположения же в епископы он успел добиться (1668) лишь от греческих изгнанников. филиппопольского митроп. Софрония и др. Против И. было и львовское ставропигиальное братство, выставившее своим кандидатом на кафедру Свистельницкого, который и был рукоположен Виннйцким. Между обоими кандидатами возникла ожесточенная борьба, сопровождавшаяся взаимными проклятиями, интригами и насилиями и продолжавшаяся около 5 лет. Лишь с восшествием на польский престол Яна Собеского, личного друга И., последнему удалось победить своего соперника. В 1675 г., оставаясь епископом львовским, он был назначен и администратором киевской епархии. Ревностный поклонник шляхетских идеалов, с пренебрежением смотревший на православное духовенство, И. приступил к введению унии. Еще в 1677 г. он писал папе Иннокентию XI, выражая готовность отречься от православия и вновь присоединиться к унии, под условием допущения униатских епископов в сенат и подчинения церковных братств епископской юрисдикции. Папа потребовал открытого присоединения к унии, на что И. еще не считал возможным решиться. Несколько лет после этого он усердно пропагандировал унию в своей епархии, пытаясь даже, но безуспешно, выйти из-под власти киевского митрополита и стать в непосредственную зависимость от московского патриарха, перед которым, как и вообще перед московским правительством, он либо скрывал свои действия в пользу унии, либо объяснял их давлением королевской власти. В 1700 году Иосифу удалось склонить, на поместном соборе, духовенство своей епархии к принятию унии. Львовское братство сперва отказывалось следовать за епископом и пыталось охранять православие, но должно было уступить и в 1708 г. также приняло унию, с условием подчинения непосредственно римской курии. Во всей львовской епархии сохранил православие только Скитский м-рь, в Карпатских горах. И. написал на малороссийском языке "Метрику" или книгу наставлений духовенству, отражающую в себе шляхетские тенденции автора.

См. Zygmunt Lisiewicz, "Walka о biskupstwo. Epizod z dzi ejow ko ś cio ła wschodniego" (Львов, 1888); Мирон, "И. Шумлянский, последний православный епископ львовский, и его Метрика" ("Киев. Старина", 1891, №№ 6 и 7).

В. М—н.

Иосиф, архимандрит

(1831—1891, в схиме Иларион) — архимандрит, ризничий московской патриаршей ризницы и настоятель московского Высокопетровского монастыря; напечатал: "Путеводитель к святыне и к священным достопамятностям" Москвы и ее окрестностей" (М., 1871 и чаще).

Иосиф, архимандрит Крестовоздвиженского монастыря

(Ильицкий) — архимандрит полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Был духовником детей Антона-Ульриха Брауншвейгского, во время их пребывания в Ютландии. Его характеристика принца и принцессы сохранена Бантыш-Каменским ("Словарь", т. 2, изд., 1836 г.). Умер И. в 1824 г.

Иосиф, архимандрит Новоспасского монастыря

— архимандрит Новоспасского монастыря в Москве, известен по участию в земской думе 1613 г. Между прочим, он был послан с другими, 21 февраля, спросить москвичей о выборе нового царя, и затем (2 марта) в Ипатьевский м-рь к старице Марфе, просит Михаила на царство.

Иосиф, в Библии

(евр. "приумножение, прибыль") — сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи, раскрывающей перед нами живые картины патриархального быта. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его, но случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил его судьбу иначе: он был продан им за 20 серебренников и перепродан ими в Египте. Там он, после тяжких испытаний, достиг положения верховного министра богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Когда братья его прибыли в Египет за хлебом, И. открылся им и переселил весь свой род, с престарелым отцом во главе, в Египет, где фараон отвел им для поселения округ Гесем. В течение всей своей жизни И. покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался 110 лет, оставив после себя двух сыновей, внуков и правнуков. Новейшая египтология смотрит на историю И. как на один из драгоценнейших своих источников.

См. Vigouroux, "La Bible et les decouvertes modernes" (т. II, кн. III); A. П. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (т. I, кн. IV — "I и его время"); Я. Богородский, "Патриарх И."

А. Л.

Иосиф, в Новом Завете

(Матф. I, 18 и сл.) — обрученный муж пресвятой Девы Марии. Он по прямой линии происходил из рода Давида царя, но заходился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел. Он, по-видимому, скончался вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним И. Христом, так как о нем после того уже не упоминается. Под его именем известно апокрифическое евангелие: "История И. плотника".

А. Л.

Иосиф, духовный писатель (И. С. Петровых)

(в миру Иван Семенович Петровых) — духовный писатель; образование получил в Московской духовной академии, в которой состоит инспектором. Главные труды И.: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия" (Сергиев Посад, 1903, магистерская диссертация) и "Самуил и Саул в их взаимных отношениях" (ib., 1900).

Иосиф, духовный писатель (Н. А. Соколов)

(в миру Никодим Андреевич Соколов, 1835—1902) — духовный писатель; образование получил в Киевской духовной академии. Был викарием в нескольких епархиях. Его главные труды: "Гродненский православно-церковный календарь, или православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века" (2-е изд., Воронеж, 1899); "Частоховская, или Ченстоховская, чудотворная икона Богородицы" (2 изд., Гродна, 1895); "Островоротная, или Остробрамская, чудотворная икона Богородицы в городе Вильне" (2 изд., 1890); "Виленский православный некрополь" (Вильна, 1892).

См. "Памяти преосвященнейшего Иосифа, епископа михайловского" ("Церковный Вестник", 1902, № 14).

Иосиф, епископ белорусский

(Кононович-Горбацкий) — епископ белорусский. Участвовал в Ясском соборе 1643 г., где опровергал учение Кальвина. За свою ученость пользовался большим уважением современников. Умер в 1650 г.

Иосиф, епископ волынский

(Мокосей-Баковецкий) — епископ волынский, служил 16 лет секретарем при короле Сигизмунде III, потом принял монашество и был назначен архим. униатского Жидичинского м-ря. В 1632 г. возведен в сан епископа владимирского (волынского); ревностно заботился о распространении унии, для чего прибегал к притеснениям и насилиям. Ум. в 1650 г.

Иосиф, имя

(греч. Ίωσηπος, лат. Josephus, англ, Joseph, нем. Joseph, франц. Joseph, итал. Gyiseppe, испан. Jos é, венгер. J ózsef, Jó zsi, чеш. Josef) — имя многих исторических лиц, государей, иерархов, св. мучеников и преподобных.

Иосиф, казначей Троицко-Сергиева монастыря

(Девочкин) — казначей Троицко-Сергиева монастыря; обвинялся воеводой Долгоруковым и его сторонниками в сношениях с Сапегою и Лисовским, осаждавшими Троицкий м-рь. После пытки, которой подверг его Долгоруков, несмотря на сопротивление другого воеводы Голохвастова, И. вскоре умер (1609 г.).

Иосиф, келейник патриарха Иова

— келейник патриарха Иова, описал, по словам Татищева, последние 24 года царствования Иоанна IV кратко, а последующие события, до избрания на престол Михаила Феодоровича — пространно.

Иосиф, митрополит астраханский и терский

(1598—1671) — митрополит астраханский и терский. Убит казаками Васьки Уса, оставленного в Астрахани Стенькой Разиным.

Ср. статьи в "Духовной Беседе" (1873 г.№ 42 и 48), "Астрах. Епарх. Вед" (1876 г., №№ 13, 16, 17 в 20) и "Труды Акад. Наук", т. V.

Иосиф, митрополит киевский

(Нелюбович-Тукальский) — с 1661 г. архиепископ могилевский, потом митрополит киевский; в 1664 г. был захвачен поляками и заключен в Мариенбург, где томился около двух лет. Освобожденный в 1667 г. Дорошенком, он жил в Чигирине и здесь скончался в 1676 г. Поучения его остались в рукописях; послания и письма изданы.

Н. С—в.

Иосиф, патриарх армянский

(в миру кн. Аргутинский-Долгорукий; 1743—1801) — патриарх армянский, род. в Тифлисе. Будучи архиепископом русских армян, хлопотал о присоединении Грузии к России; помогал русским властям в их сношениях с кавказскими народами. В 1792 г. при р. Днестре, между pp. Черной и Черницей, И. положил основание г. Григориополю, в котором поселились многочисленные христианские выходцы из Молдавии, Валахии и Бессарабии. В Закавказье, благодаря И., присоединились к России ханы шамахинский и шушинские, приняли русское подданство многие из карабахских меликов и более 30000 армян переселилось в пределы России. За эти услуги России имп. Павел в 1800 г. признал род И. в княжеском достоинстве русск. империи и утвердил его в сане патриарха всего армянского народа. Речи, говоренные им при разных случаях, напечатаны на армянском языке, с русским переводом. Ему принадлежат: "Слово на освящение армянской церкви в СПб." (СПб., 1780), "Речь, говоренная на случай пожалования ему ордена св. Анны" (1799), "Таинство крещения армянской церкви" (с армянск., СПб., 1799), "Чин, священные и божественные литургии армянской церкви" (СПб., 1799), "Исповедание христианской веры армянской церкви" (СПб., 1799).

Иосиф, патриарх московский и всея Руси

(с 1642 по 1652) — пятый патриарх московский и всея Руси. Первым его делом было издание обширного "поучения" к русской иерархии и всему духовенству. Затем замечательными событиями его патриаршества были: 1) прения о вере с Фильгобером, пастором датского принца Вольдемара, прибывшего в Россию в качестве жениха царевны Ирины (см. соотв. статью); сам патриарх лично, в письмах к Вольдемару, склонял его к принятию православия. 2) Рассылка в 1646 г. "Наказа", замечательного по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России. 3) Печатание церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми). Заведовавшие изданием лица, избранные патриархом из видных представителей духовенства, в пять из этих книг внесли раскольнические мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений; при последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядства эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. 4) Основание в Москве Ртищевского училища и вызов группы ученых киевлян, насадивших в Москве школьное образование и давших русской литературе ряд ценных по тому времени работ. 5) Посылка на Восток Арсения Суханова (см. соотв. статью), для сличения веры русских с верой греков; при преемнике И. он возвратился, с массою книжных сокровищ. 6) При И., хотя и вопреки его воле, совершилось уничтожение зла, против которого тщетно боролась церковная иерархия до него — так назыв. "многогласия" при богослужении, состоявшего в том, что при совершении какого-либо богослужения один из клира читал положенные псалмы или молитвы, другой в то же время пел церковные песни, которые следовало петь по окончании чтения тех псалмов, в т. д. И. посылал письмо константинопольскому патриарху Парфению, спрашивая у него решения этого и других "великих" вопросов, хотя все они уже были решены в данных еще древней церковью церковных правилах, которых патриарх, очевидно, не знал. Темное пятно на памяти И. — корыстолюбие; он скопил большие богатства, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области.

Н. Б.

Иосиф, преподобный заоникиевский

(в миру Иларион) — преподобный заоникиевский. После 25 лет усердного подвижничества † в 1612 г.; мощи в Заоникиевской пустыни. Память 23 июня.

Иосиф, преподобный киево-печерский угодник

— преподобный киево-печерский угодник XIV в.; мощи его в Печерском монастыре. Память 28 августа.

Иосиф, проповедник

(в миру Иван Гаврилович Бажанов) — известный проповедник (1829—1886), сын дьякона, учился в СПб. дух. акад.; был проф. и инспектором СПб. семинарии, потом настоятелем московского Заиконоспасского монастыря, наконец, епископом балтским. В "Духовной Беседе", "Церковном Вестнике", "Церковно-обществ. Вестнике" и особенно в "Страннике" И. поместил много рецензий и статей по библейской истории, истории церкви, сектантства и пр. Отдельно изданы: "о крестных ходах в г. Пскове и его окрестностях" (СПб., 1858, из "Псковских Губ. Ведом."), "Описание Свято-Елеазаровского м-ря" (1858), "Описание Свято-Благовещенской Никандровой пустыни" (1858), "Историческая достоверность сказания Степенной книги о первоначальной святыне г. Пскова", "Монастырский вопрос" (СПб., 1872), "Поучения на великие праздники" (СПб., 1881), "Избранные слова, беседы и речи" (М., 1884). Полный перечень его соч. см. в "Обзор" Д. Языкова за 1886 г. (СПб., 1889).

Иосиф, сибирский раскольник

(Астомен) — монах, сибирский раскольник XII в., родом из армян. По словам митроп. Игнатия, был одним из ревностнейших защитников раскола.

Иосиф, христианские мученики

— 1) св. мученик, пресвитер из Бет-Кетубы в Адиабене, за приверженность к христианству побить камнями в 377 г. при царе персидском Сапоре. Память 3 ноября; 2) другой св. мученик, казненный за нежелание поклониться солнцу во время первого гонения при Сапоре (343—350). Память 20 ноября.

Иосифиты

— название членов нескольких французских орденов. Имеются также конгрегации сестер св. Иосифа (Иосифитки), во Франции, занимающаяся обучением и уходом за больными.

Иосифо-Волоцкий монастырь

— см. Волоколамский-Успенский монастырь.

Иосифовский монастырь

женский, общежительный — Екатеринославской губернии, Новомосковского уезда, при деревне Марьевке, образован в 1885 г. из жен. общины, учрежденной в 1873 г.; при м-ре школа.

Иосия

(евр. "бог подкрепляет") — имя 16-го царя иудейского (с 640 г. по Р. Х.). Вступив на престол в 8-летнем возрасте, И. царствовал 31 год. Его царствование составляет одну из светлых страниц библейской истории. Поставив себе образцом царя Давида, И. начал энергично истреблять вторгшееся в среду иудейского народа при прежних царях идолопоклонство, очистил храм от всякого осквернения и вообще заботился о поднятии религиозно-нравственной жизни в стране. При нем первосвященник Хелкия (см.) нашел в храме заброшенную там "Книгу закона Господня, данную рукой Моисея", и И., на основания этой книги, возобновил забытый завет народа с Иеговой, разрушил в Вефиле самый источник идолослужения и по возвращении в Иерусалим всенародно совершил пасху. Иудейское царство при нем как бы вновь возрождалось к жизни и славе, тем более, что этому благоприятствовали и внешние политические обстоятельства: ассирийская монархия пала, с Египтом поддерживалась завязанная прежними царями дружба, и И. мог помышлять даже о восстановлении своего царства в тех пределах, в каких оно было при Давиде и Соломоне. И., пал во время стычки при Мегиддоне с войском Нехао, которого он вздумал было остановить на его пути к Евфрату. Народ горько оплакивал своего благочестивого царя (4 Цар. XXI — XXXIII и др.).

А. Л.

Иосса

(Григорий Андреевич) — горный инженер, генерал-лейтенант, известный металлург († в 1874 г.). В 1823 г. первым кончил курс Горного корпуса и после недолгой службы на уральских заводах отправлен для усовершенствования в Фрейбергскую горную акад. Возвратившись, И. занял кафедру металлургии, галлургии и горного искусства (в нын. Горном институте), которую не покидал в течение 25 лет. Из его трудов отдельно изданы: "О добывании серы" (СПб., 1856) и "Каменный уголь, огнеупорная глина и серный колчедан Новгородской губ." (СПб., 1855).

О пятидесятилетнем юбилее И. см. ст. А. Л., в "Горном Журнале" (1873, № 1).

Иосселиани

(Платон Игнатьевич, 1810—1875 г.) — исследователь по истории Грузии. Окончив курс в СПб. дух. акад., был преподавателем физики и философских наук в Тифлисской духовной семинарии, позже состоял чиновником особых поручений при кавказском наместнике. В 1838 г. Имп. акад. наук и св. синод поручили И. разбор древних исторических актов (гуджаров), собранных при грузинском синодальном комитете. Труды И. печатались в "Журн. Министерства Народного Просвещения" (1842), "Журн. Министерства Внутренних Дел" (1844), "Кавказе", "Кавказском Календаре" и некоторых других местных изданиях. В 1880 г. в грузинском журнале "Иверия" был помещен посмертный труд И. "О последнем грузинском царе Георгии. С 1845 по 1855 г. И. состоял редактором "Закавказск. Вестн.".

См. газета "Кавказ" (1875 г., № 146).

Иоста

— река Ковенской губернии, берет начало в Вилькомирском уезде и впадает в Невяжу, приток Шмана, несколько выше Поневежа; берега изобилуют болотами и лугами, при впадении в Невяжу покрыты лесами. Длина 45 верст, глубина и ширина незначительны.

Иот

(или йот) — так называется (от греч. ι) звонкий палатальный среднеязычный согласный спирант (см.), образуемый сужением между средней частью языка и нёба. От артикуляции гласного i артикуляции j отличается только большей степенью сужения. В латинской и происходящих от нее азбуках И. обозначается знаком j. Русская азбука не имеет особого знака для j и выражает его различно: 1) в слогах с гласными звуками — особым начертанием гласных я = jа, e = je, ё = jo, ю = ju, 2) посредством i: iod, iодистый, Iама (Яма), Iулiан (Юлiан), 3) после гласных в конце слога — посредством й: Мойка = Mojкa, домой = домоj. Иногда и пишется и в начале слога перед гласным (напр. йот), а иногда (перед i) И. вовсе не обозначается: их, им = jix, jiм.

C. Булич.

Иотапата

— эллинизированное название древне-библейского города Ифтахел (Иис. Навин XIX, 14), в колене Завулоновом. И. известна по тому отчаянному мужеству, с которым Иосиф Флавий защищал ее против римлян, во время Иудейской войны ("Bell. jud." III, 7). Теперь Телл-Джефат (как думают Робинсон, Кейль, Сепп и др.).

А. Л.

Иотчакелис

— река Ковенской губернии, Тельшевского уезда, приток реки Свенты, впадающей в реку Неман. И., вместе с р. Свентою, составляют часть границы России с Пруссией.

Иофам

(евр. "справедлив Иегова") — имя младшего сына израильского судии Гедеона. Спасшись от кровожадности своего брата Авимелеха, с согласия сихемлян, желавшего провозгласить себя царем, он убедил сихемлян оставить свою затею, произнеся знаменитую притчу о деревьях, избравших над собою царем терновник — первый пример этого рода речей в Библии. См. Суд. IX.

Иофон из Афин

(Jophon) — сын трагика Софокла и сам трагик, жил в конце V в. и написал несколько десятков трагедий, из которых сохранились лишь немногие отрывки.

Иофор

— священник и князь мадиамского племени на Синайском полуострове, тесть Моисея, женившегося на его дочери Сепфоре. По своему двоякому положению — священника и князя — он носил и двоякое имя — Иофор и Рагуил (Исх. II, 16, 18). После исхода из Египта И. оказал Моисею важную услугу, дав ему совет произвести реформу в деле управления освобожденными народами (Втор. I, 9—18).

А. Л.

Иохаведа

(евр. "Бог моя слава") — жена Амрама, мать Моисея, Аарона и Мариами (Исх., гл. II). Она была теткой своего мужа, следовательно, состояла в браке, который позже запрещен был законом Моисеевым (Лев. XVIII, 6, 12): это был, очевидно, остаток патриархального обычая, отмененного законом. Своею материнской любовью И. спасла жизнь Моисею (см.)

А. Л.

Иоханан бен-Закаи

— см. Евреи.

Иохмус

(Август Jochmus, барон Котиньола, 1808—1881) — германский политический деятель; первоначально посвятил себя торговой карьере, но затем изучал в Париже военные науки, принимал участие в войне за освобождение Греции, служил в англо-исп. иностранном легионе, сражавшемся за права исп. королевы Изабеллы; в 1840—1 г. был начальником турецкого корпуса, действовавшего против Египта, затем служил при военном министерстве в Константинополе. Мартовские движения 1848 г. побудили И. вернуться в Германию, где имперский викарий эрцгерцог Иоанн, назначил его министром иностранных дел и флота. Позже состоял в австрийской военной службе. В 1853—55 и 1870—71 гг. он совершил кругосветные путешествия. И. оставил ряд сочинений, содержания преимущественно политико-географического, а также "Der syrische Krieg und der Verfall des Osmanenreichs seit 1840" (Франкф., 1856); его "Gesammelte Schriften" (между прочим — переписка с эрцгерцогом Иоанном) изданы в 1883—4 г. (Берл.).

Иохрома

(Jochroma coccinea) — оранжерейное растение, кустарник, прекрасно цветущий все лето пунцовыми цветами и служащий для декораций террасс и балконов. Зимой сохраняется в холодной оранжерее. Разводят и другие виды: Jochroma Toneliana и Jochroma Warscewiczi.

Иошуа

или полнее Иeгoшуа (евр. "Бог мое спасение") — еврейская форма имени Иисус.

Ипoxондpия

(Hypochondriasis) — обозначает болезненное состояние сознания, заключающееся в том, что в нем приобретают господство неприятные ощущения внутренних органов тела и вследствие этого воображаемые или преувеличенные опасения заболевания их. Для правильной оценки этого довольно распространенного состояния нужно иметь в виду, что в норме физиологические процессы, происходящие во внутренних органах, вовсе не доходят до сознания или по крайней мере не играют заметной роли в психической жизни. Если же в каком-нибудь из этих органов имеется патологический процесс, то неприятные ощущения оттуда могут доходить до сознания, хотя большей частью они остаются темными и лишены определенной локализации; как бы то ни было, они тогда играют большую роль в развитии расстроенного самочувствия, чувства болезни. У ипохондрика восприятие таких ощущений со стороны внутренних органов повышено и имеет место при отсутствии всяких патологических процессов в них. Вследствие наплыва этих ощущений возникает болезненное самочувствие, и субъект, прислушиваясь к ним и стараясь анализировать их, ищет объяснения и находит его в предположении той или другой внутренней болезни. Понятно, что никакие уверения врачей, хотя бы самых авторитетных в глазах ипохондрика, не могут заставить его отказаться от своих опасений, так как они основываются на получаемых им ощущениях. Если и удастся убедить его, что, напр., у него нет рака желудка по таким-то причинам, то спустя короткое время продолжающиеся и видоизменяющиеся ощущения внушат ему мысль о какой-нибудь другой болезни. Почему у ипохондриков имеется такая повышенная восприимчивость к органическим ощущениям, которые у большинства людей остаются ниже порога сознания, трудно сказать. Причина может заключаться как в особенностях организации центральной нервной системы, так и в изменении процессов периферического нервного возбуждения. Надо иметь в виду, что И. принадлежат к общим, конституциональным неврозам, легко развивающимся на почве наследственности. С другой стороны, хотя несомненно встречаются ипохондрики, совершенно свободные от физических заболеваний, но большинство их страдает хроническими поражениями желудочно-кишечного канала, привычными запорами, многие другие геморроем, поражением половых органов и др. И. в значительной степени преобладает у мужчин, преимущественно поражая зрелый возраст, но она встречается также у женщин и детей. При резко выраженном наследственном предрасположении к душевным болезням И. нередко служит исходной точкой настоящего бреда, и ипохондрик постепенно превращается в помешанного. Главным образом ипохондрики склонны впадать в меланхолию или в первичное сумасшествие (paranoia). Но, кроме того, наблюдается ипохондрическое помешательство в виде хронического психоза, протекающего с ослаблением нравственных чувств и умственных способностей, при этом больной теряет интерес ко всему на свете, кроме собственного здоровья, по отношению к которому создается самый невероятный, фантастический бред. Отдельные ипохондрические идеи, т. е. нелепые представления, относящиеся к состоянию внутренних органов тела, напр., что кишки заросли или внутренности сгнили и т. под., встречаются и при других психозах одновременно или попеременно с бредом иного содержания, но тогда они не определяют собой натуры болезни. Ипохондрическое помешательство можно предполагать лишь тогда, когда удается проследить развитие душевного расстройства из ипохондрического расположения.

П. Розенбах.

Ипабог

— у вендов (см.) бог охоты; его представляли с лучами и 2 рогами на голове и с орудиями звероловства на спине.

Предыдущая страница Следующая страница