Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 30, Исп - Ист)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 30, Исп - Ист)

Предыдущая страница Следующая страница

Исправительные арестантские отделения

— см. Места заключения.

Исправительные заведения для малолетних

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исправительные наказания

— см. Наказание.

Исправительный дом

— см. Наказание.

Исправление должности

— имеет место тогда, когда чиновник исполняет обязанности, сопряженные с известной должностью, не будучи в ней утвержденным, но располагая всеми правами, ей присвоенными. Сюда относятся те случаи, когда по отсутствию лица, занимающего данную должность, обязанности его временно возлагаются на другое лицо, а равно случаи, когда начальство до определения данного лица на должность принимает его предварительно для испытания способностей (срок такого испытания не должен продолжаться долее четырех месяцев, которые в случае утверждения в должности засчитаются в действительную службу). Наиболее существенным представляется первый вид И. должности, причем по отношению к более важным должностям, напр. министров, губернаторов, исправников, предводителей дворянства, судей и прокуроров, законом указывается, кто и в каком порядке призывается к И. должности за отсутствием лица, ее занимающего. При исправлении должности чиновник получает содержание, ей присвоенное, в том только случае, если она вакантна и если лицо, исправляющее должность, не получает высшего содержания. С образованием в 1894 г. инспекторской части гражданского ведомства (см.) создался новый вид И. должности: лицо, назначенное на должность начальством, от которого замещение ее зависит, до воспоследования высочайшего о назначении приказа считается исправляющим должность, но при этом оно получает полный оклад содержания.

А. Я.

Исправление как цель наказания

— см. Наказание.

Исправник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испражнения

— см. Кал.

Испуг

— сильное душевное потрясение, вызванное восприятием чего-либо неожиданного; иногда, вследствие особенно сильного воздействия на нервную систему, влечет за собой разные поражения (напр. продолжительную тахикардию с 135 пульсовыми ударами в минуту), которые всегда должны быть сведены к глубоким расстройствам нервной системы. Несомненно наблюдались параличи от И., которые наука еще не в состоянии объяснить. Параличи эти имеют черепно-мозговое или спинномозговое происхождение. Первые могут появляться в виде гемиплегии, но в большинстве случаев они ограничиваются параличом речи, который встречается у предрасположенных к тому лиц (ипохондрического характера); обыкновенно они быстро проходят. Из спинномозговых параличей от И. — параплегий — одни оканчиваются выздоровлением, и нужно поэтому думать, что в основании их не лежат анатомические изменения, точно так же, как их нет при взаимной потере речи от И. (афазия от И.); другие, наоборот, составляют симптом острого миелита, явившегося прямым следствием душевного возбуждения и в своем течении ничем не отличающегося от других миелитов (см.). Ср. Катаплексия.

Испуг ночной (pavor nocturnus) — болезненное состояние, встречающееся в детском возрасте, всего чаще между 3 и 7 годами жизни; выражается в том, что ночью, обыкновенно через короткое время после засыпания, дети от внезапного И. вскакивают с покрасневшим лицом и каплями пота на лбу, с ужасом оглядываются, воображая, что видят страшные картины, напр. зверей или др. существа. Дети с трудом успокаиваются, однако через некоторое время снова засыпают и назавтра обыкновенно не помнят случившегося. Обыкновенно в основе этого заболевания лежит какой-нибудь телесный недуг, который иногда довольно трудно открыть; наблюдается у детей, нервная система которых болезненно возбудима. Так, к развитию ночного И. могут давать повод: хронический насморк, хроническое воспаление уха, малокровие, хроническая диспепсия и т. п. Таким образом, ночной И. чаще бывает вторичным или симптоматическим заболеванием, чем самостоятельным неврозом. Лечение должно быть главным образом направлено на устранение телесного страдания, лежащего в основании этого заболевания; возбуждающих напитков, как спиртных, кофе, чая и т. п., должно избегать. Почти все случаи излечиваются в более или менее короткое время, за исключением тех припадков, которые служат предвестниками развивающейся позднее эпилепсии.

Испытание для лиц, желающих вступить в монашество

(искус) — по церковным правилам, установлено для лиц, желающих вступить в монашество. И. состоит в том, что испытуемому вменяется в обязанность исполнять в течение известного периода времени, по усмотрению настоятеля монастыря, те или другие монастырские "послушания", или должности, а равно посещать, наряду с монашествующими, все богослужения в храме. Если усмотрено будет, что испытуемый исполняет все обязанности монашеские и особо назначенные послушания неленостно и тщательно, он принимает пострижение в соответствующую степень монашеского чина. Подобным образом подвергаются предварительному испытанию желающие вступить в сестры милосердия; в общинах этого рода всегда бывает особый класс испытуемых.

Н. Б.

Испытание материалов

— см. Сопротивление материалов.

Испытание обвиняемых в ереси

("каноническое") — обычай, существовавший на Западе в века инквизиции. По прочтении в церкви во время богослужения, в праздник или воскресенье, обвинения того или другого лица в ереси, когда не было в том достаточных улик и находились лица, удостоверявшие невинность обвиняемого, эти лица, если их было не менее двенадцати, а равно и сам обвиняемый, должны были в продолжение десяти лет клятвенно утверждать свои показания, и только после того обвиняемый освобождался от подозрения.

Н. Б.

Испытания педагогические

— см. Экзамены.

Испытания судебные

— см. Ордалии.

Исрафил

— начальник трубы, один из четырех высших ангелов по вероучению магометан. Перед концом мира И. вострубит сначала для умерщвления всего живущего, а потом для воскресения всех умерших тварей.

Исс

— город древней Киликии (в Малой Азии), недалеко от берега, глубоко врезывающегося в сушу Исского (ныне Александретского) зал. И. во время персов и еще при Александре Вел. был многолюден и цветущ, но потом сильно пал. Знаменит И. битвой между Александром и Дарием (конец 333 г.) В эпоху диадохов началось падение города, главным образом вследствие близости сирийской Александрии; уже во времена Страбона И. представлял из себя лишь небольшое местечко. От И. в Сирию вели два горных прохода: на В. через Аманский хребет (Аманские ворота) в сев. Сирию и на Ю., через р. Пинар и прибрежные скалы к сирийскому берегу у Мирианда (Александретты).

Исса, остров в Адриатическом море

— древнее название острова Лисса в Адриатическом море. См. Лисса.

Исса, село Пензенской губернии

— село Пензенской губернии, Инсарского уезда. Жителей 4142. Завод овец, несколько маслобоен; базары еженедельно, три ярмарки в году. Земская больница на 30 кров.

Иссахар

— один из сыновей библейского патриарха Иакова и жены его Лии; родился в Месопотамии (Быт. XXX, 17, 18). По переселении Иакова в Египет от И. произошло отдельное колено, которое по цензу, произведенному по выходе из Египта у Синая, состояло из 54400 способных к ношению оружия мужчин, а перед переходом через Иордан возросло до 64300 мжч. (Числ. I, 29; XXVI, 25). При разделе завоеванной Палестины колену И. была отведена в удел северная часть ее, в которую входила и плодородная долина Ездрилонская. В последующей истории Иссахарово колено не играло выдающейся роли. Во времена Христа его удел входил в состав Галилеи.

A. Л.

Иссе

— колония в южной части японского острова Ниппон, со знаменитыми синтоистскими храмами Най-ку и Гей-гу, по преданию, впервые сооруженными 3000 лет тому назад. Они построены из хвойного леса "хиноки" и крыты соломой; разбираются и вновь строятся по прежнему образцу каждые 21 год; никакого новшества не допускается. Дерево из разобранных храмов продается богомольцам и считается святыней.

Иссеви

(араб.) — последователи Христа; в Турции официальное название христиан.

Исседоны

— одна из древних скифских народностей отдаленного северо-востока, известная древним грекам лишь понаслышке; Геродот рассказывает о них, что они съедали умерших родственников (кн. IV). Позднейшие греческие писатели под И. подразумевали многочисленное племя, простиравшееся от Имайских гор в Сев. Азии до Серики (Китая).

Иссель

(Ixelles, фламандск. Elsene) — деревня в бельгийской провинции Брабант, предместье Брюсселя; 44497 жителей (1890); памятники Леопольда I и Кокериля; военное училище, картографический институт; мыловаренные, фаянсовые и водочные заводы.

Исси

(Issy-les-Moulineaux) — селение во французском департаменте Сены. 13404 жителя (1901 г.), несколько монастырей, замок; производство шелковых материй, клеенки, красок, растительного масла и пистонов. Форт И. принадлежит к линии парижских укреплений. 3 поля 1815 г. здесь произошла битва между войсками Блюхера и Даву, следствием которой была капитуляция Парижа.

Исследование прядильных волокон под микроскопом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иссоп душистый

или аптечный, юзефка (малоросс.) (Hyssopus officinalis L.) — огородное пряное и лекарственное многолетнее растение из сем. губоцветных (Labiateae), полукустарник, дикопроизрастающий в южной Европе и в Сибири, молодые листья которого употребляются в пищу как салат, а собранные со стеблями во время цветения и высушенные, имеют лекарственное значение (грудной чай). Обе разновидности И. (с синими и розовыми цветами) одинаковы: они неприхотливы на почву, но предпочитают рыхлую, черноземную и размножаются как делением весной корней, так и высеваемыми в парник семенами или защищенную гряду; когда всходы достаточно разовьются; их высаживают на постоянное место, в расстоянии 4-6 врш. друг от друга [В Орловской губ. И. назыв. Polygrala comosa Schr. В Евангелии (Матф. XXVII, 48; Марк. XV, 36 и Иоанна XIX, 29) при описании поднесения Спасителю на кресте губки с оцтом, следует понимать (по объяснению Симборского), что губка была намочена в соке И.].

С.

Иссоповое масло

(Ol. Hyssopi; Isopö l; Ess. d'Hysope; Hyssop oil) — получается из полукустарника семейства губоцветных — Hyssopus officinalis (иссоп апт.), в диком виде растущего по всей южной Европе и у нас в Крыму, на Кавказе, в Туркестане и на Алтае. Разводить можно в средней и южной России. Масло содержится во всех зеленых частях растения в количестве от 0,3 до 0,9 % (в высушенном растении). Наибольший выход масла получается из растений, срезанных в самом начале цветения. Добывается масло перегонкой из сухих или свежих растений безразлично. Уд. вес масла 0,925—0,940; вращение плоск. поляр. от — 17° до — 23°; темп. кип. 170° — 218°, причем большая часть переходит от 200° до 218°. Состав масла не исследован. Применяется в медицине, ликерном производстве и парфюмерии.

К. Дебу.

Иссуар

(Issoire, древн. Iciodurum) — город во французском департаменте Пюи-де-Дом (Puy-de-D ô me), на р. Куз, 5750 жит.; церковь Х ст.; винокурение, производство сельскохозяйственных машин; торговля вином, скотом и овощами.

Иссудэн

(Issoudun) — город во французском департаменте Эндр (Indre), на реке Теоль (Th é ols); 10208 жит.; театр, библиотека, сиротский дом; торговая и сельскохозяйственная палаты; шерстяные фабрики, производство пергамента, мукомольное дело, значительная торговля лесом; в окрестностях ломки литографского камня.

Иссыгатинские источники

— в ущелье реки Иссыгати в Пишпексом уезде Семиреченской области, в 70 верстах к юго-востоку от уездного города, на высоте 1836 м над у. м., среди отрогов Александровского хребта. Суровый климат, частые дожди и туманы. Многочисленные горячие источники, привлекающие множество киргизов, дунган, татар и русских. Устройства — никакого. Приезжие живут в юртах. Сезон июнь и июль.

Г. М. Г.

Иссык-Куль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иссык-Кульский уезд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ист-Гэм

(East-Ham) — город в английском графстве Эссекс, предместье Лондона. 32710 жителей.

Ист-Гэм (дополнение к статье)

(East-Ham) — город в английском графстве Эссекс, восточное предместье Лондона. 95989 жителей (1901 г.).

Ист-Лондон

(East-London, т. е. вост. Лондон) — 1) область в восточной провинции Капской земли; 1766 кв. км с 21500 жителями (1891), из которых 7180 белых; в 1857 г., после Крымской войны, заселен был немецко-английским легионом, приведшим страну в цветущее состояние; до 1866 г. составлял вост. часть британской Кафрарии. 2) Главный город этой области, на берегу моря, при устье Буффало (искусственно углублено); 2300 жителей, 4 банка, публичная библиотека. Железная дорога соединяет И.-Лондон с Оранжевой республикой и Трансваалем и образует ближайший путь, соединяющий южн. берег с центральными местностями Южн. Африки. Торговля И.-Лондона быстро развивается: с 1878 г. до 1890 г. она поднялась с 6 2/3 до 16 2/3 млн. р. По экспорту шерсти И. - Лондон занимает второе место в Капской земле. В течение 1886 г. в гавани перебывало 554 судна, вместимостью свыше 1 млн. тонн.

Ист-Мэн

(East-Main), или Ост-Мэн — западная часть Лабрадора у Гудзонова залива; название получила по фактории английских мехоторговцев, расположенной у залива Джемса, при устье р. И.-Мэн; входит в состав владений Канады.

Ист-Портленд

(East-Portland) — город в североамериканском штате Орегон, на р. Вильяметта, против Портленда, предместьем которого может считаться. 10532 жит. (1890).

Ист-Провиденс

(East-Providence) — город в североамериканском штате Род-Айленд, на реке Провиденс, против г. Провиденс, предместьем которого может считаться; 8422 жит. (1890).

Ист-Ретфорд

(East-Retford) — город в английском графстве Ноттингем, на канале Трент-Ротер, между Шеффильдом и Линкольном. 10303 жит. (1891); производство чулок и кружев, шелковые фабрики; солод.

Ист-Ривер

(East-River) — пролив, длиною около 28 км, в североамериканском штате Нью-Йорк, соединяет гавань Нью-Йорка с Лонг-Айленд-Зундом (пролив между о-вом Лонг-Айленд и материком), между городами Нью-Йорк и Бруклин имеет ширину около 1200 м, и здесь через И.-Ривер переброшен знаменитый висячий мост (см. Висячие мосты, VI, 549); в 1892 г. решено провести под И.-Ривером подземный туннель. Гарлем-Ривер и узкий несудоходный Спуйтен-Дуйвил-Крик (Spuyten-Duyvel-Creek) соединяет И.-Ривер с р. Гудзон и в то же время отделяют от материка о-в Манхэттен, на котором расположен г. Нью-Йорк; ныне строится к р. Гудзон канал, долженствующий обогнуть Спуйтен-Дуйвил-Крик. Из о-вов более замечательны: длинный Блэквельс-Айленд (Blackwells-Island) с тюремными учреждениями, домом умалишенных, больницей, рабочим домом и богадельней, и Вардс-Айленд (Wards-Island) с обширными учреждениями комиссара по делам иммиграции. И.-Ривер доступен для самых больших морских судов; прилив на нем чрезвычайно силен: со стороны Лонг-Айленд-Зунда прилив достигает города на 3/4 часа раньше, чем со стороны нью-йоркской гавани. Движение судов по И.-Риверу весьма оживленное. Скалистые утесы, препятствовавшие судоходству по И.-Риверу, устранены с помощью взрывных работ; наиболее значительные из них, " Hell Gate ", находившиеся в 11 км от гавани Нью-Йорка, взорваны в 1876 г.

Ист-Сагина

(East-Saginaw) — город в североамериканском штате Мичиган; см. Сэгина.

Ист-Сен-Луи

(East-St. Louis) — город в североамериканском штате Иллинойс, на левом берегу Миссисипи; 15169 жит.; обширные скотопригонные дворы, значительная торговля; с расположенным на противоположном берегу Сен-Луи соединен мостом, длиной около 2000 м.

Ист-Стоннгоуз

(East-Stonehouse) — город в английском графстве Девон, на канале Ла-Манш, с В непосредственно примыкает к Плимуту; 15502 жит.; обширное интендантское депо для флота, с пекарнями, скотобойнями и запасными складами для хранения 2—3 млн. фн. мяса; морской госпиталь с 1200 кроватями, значительные доки.

Иста

— река, приток Оки, Тульской губернии, Белевского уезда. Длина течения 57 верст. Берет начало несколько выше дер. Алексеевки, близ сев. границы Белевского у. Общее направление ее коленчатого течения идет на Ю.З. до р. Оки, с. Болвановки; принимает один, более значительный правый приток — р. Истицу, дл. 25 вер. Русло реки, круто падая, сильно врезается в материк; поэтому берега высоки. При верховьях реки у с. Мокрого выступают типичные малевко-мураевнинские пласты зеленых глин и тонких известняков с раков. Cythere tulensis и др. Слои покрыты сверху опять зелеными глинами и железистым песчаником. Ширина реки достигает 5 сажен, глубина всюду незначительная, редко 4 ф.; по берегам обширные луга — в низовье; в среднем течении много мельниц.

Н. К.

Истамбол, Стамбул

— турецкое название Константинополя.

Истамбол-Эфендиси

или Кадиси (Istambol-Efendisi, Kadisi) — константинопольский кадий, после шейх-уль-ислама и обоих киаскеров Румелии и Анатолии, высший сановник в корпорации улема (см.); по древнетурецкому праву — собственно городской судья в Константинополе. Помимо своих судейских функций, И.-Эфендиси облечен еще полицейской властью, имеет надзор за торговлей и промышленностью столицы, а равно за доброкачественностью некоторых съестных припасов (мука, масло), которые он подвергает исследованиям через своих подсудков (наибы). Проведенными в Турции судебными реформами, компетенция духовных судов, а следовательно, и И.-Эфендиси значительно ограничена и распространяется главным образом на дела брачные и наследственные.

Истар

— богиня древних вавилонян, см. Вавилония. Ассирийская поэма: "Схождение И. в ад" переведена Шрадером на нем. язык под заглавием "Die H ö llenfahrt der Istar" (Гиссен, 1874).

Истахри

— прозвище шейха Абу-Исхака, по другому прозвищу Эль-Фарси. Родом из Персеполя (Истахра). Между 943 и 965 г. составил по-арабски географич. соч. "Книга климатов", богатое описаниями, но с ошибочным представлением о географич. положении стран. И. путешествовал по мусульманским странам, а о Сев.-Востоке писал с чужих слов и потому дал неточные сведения. Издания и исследования об И.: "The oriental geography of Ebn-Haukal" (Л., 1880; перевел Ousely с перс. перевода, ошибочно приписанного Ибн-Хаукалю). Дурно литографированный араб. текст издал И. Мёллер: "Liber climatum" (Гота, 1839). Неудачный нем. перевод А. Д. Мордтманна с предисловием К. Риттера, "Das Buch der L ä nder" (Гамб., 1845). См. еще "Il Segistan, overo il corso del fiume Hindmend, secondo Abu-Ish. el Isst." (Mилан, 1842); M. Re inaud, "Géographie d'Aboulfé da" (введение); А. Я. Гаркави, "Сказания мусульман. писателей о славянах и русских" (СПб., 1870). Отрывки арабского текста разбросаны по арабским хрестоматиям (напр. Арнольда, 1853, Галле).

А. Крымский.

Истберн

(Eastbour ne) — город и морские купанья в английском графстве Суссекс, на канале Ла-Манш, в 1 1/2 часах езды от Лондона; 34977 жит.; две красивые церкви, театр; на берегу моря эспланада в 3 км.

Истванфи

Николай (Istvanffy) — венгерский писатель и государственный деятель (1535-1615); был вице-палатином Венгрии. К концу государ. деятельности И. начал писать историю своего времени, отличающуюся беспристрастием, верной передачей фактов и классической чистотой стиля. Это сочинение ("Historiarum de rebus Hungaricis libri XXXIV a b аnnо 1490 ad annum 1605") было издано кардиналом Пацмани семь лет после смерти автора.

Иствик

(Edward Bachkouse Eastwick, 1814-1883) — английский ориенталист и дипломат, служил в Ост-Индии, ездил в Китай, позже был профессором языков индустани и телугу. В 1860-1863 г. состоял поверенным в делах в Персии и пребывание свое в этой стране описал в "Journal of a diplomatist's three years residence in Persia" (Лонд., 1864). В 1864 г. ездил в Венесуэлу для переговоров о займе, что дало ему материал для сочин.:"Venezuela, or sketches of life in a South American republic, with the history of the war of 1864" (Лонд., 1888). С 1868 по 1874 г. И. состоял членом парламента, где примкнул к консервативной партии и часто выступал при обсуждении азиатских дел. Научные труды И. имеют предметом языки Индии ("Vocabulary of the Sindhi language", Бомбей, 1843, и "A grammar of the Hindustani language", Лонд., 1847, 2 изд. 1858) и издания произведений литературы на яз. индустани: "Prem Sagar" (Лонд., 1851, с англ. перев.), "Khirad-Afroz" (Лонд., 1857) и др. Индии посвящены еще его "Kaisar-nama — i Hind or lay of the Empress" (1878-82) и несколько путеводителей. И. перевел на английский яз. несколько немецких и персид. сочинений, между которыми выделяется "Гулистан" Саади (2 изд. 1880).

Истевоны

(по Гримму, вернее, искевоны) — одно из трех главных племен древних германцев, жившее в северо-западной Германии, по обоим берегам Рейна; название его происходит от Исто или Иска, сына Маннуса, племенного героя. К И. принадлежал позднейший племенной союз франков — сигамбры, убии, батавы, хамавы, бруктеры и др.

Истерабад

— персидский город и провинция, см. Астрабад.

Истерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истец

— тот из тяжущихся, который начал гражданский процесс предъявлением иска; в обширном смысле — тот, по чьей инициативе возбуждено производство в любой судебной инстанции, напр. в герм. судопроизводстве Berufungskl ä ger — истец по апелляции, апеллятор. Когда исковое прошение не принято и подлежит возвращению, подавший его называется не И., а просителем (ср. Уст. гр. суд.). В случае предъявления ответчиком встречного иска И. по первоначальному иску становится ответчиком по встречному иску. Разграничение ролей И. и ответчика отсутствует в процессах о разделе общего имущества, где каждого из тяжущихся можно присудить к тому, чтобы он уступил при разверстке имущества по долям свою часть другому; в процессах этого рода все участвующие суть одновременно и И., и ответчики. Вообще же роли И. и ответчика различны как по инициативе, так и по последствиям. И. обязан составить исковое прошение по правилам судопроизводства и оплатить его судебными сборами. В 1891 г. строже выражена обязанность И. представить документы, на которых основан его иск, уже при самой подаче искового прошения, и стеснено его право просить об отсрочке заседания вследствие представления ответчиком новых документов. Преимущество И. перед ответчиком (кроме процессов о разделе) заключается в том, что его нельзя присудить ни к чему другому, кроме платежа судебных издержек; ему могут только отказать в иске. См. Гражданский процесс, Доказательство.

М. Б.

Истечение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истиб, Штиплье

(Istib, Schtiplje) — город в турецком вилайете Косово; 20000 жителей, большей частью христиан; производство стальных изделий; древний Астибон.

Истина, журнал

— первый поставивший себе целью борьбу с расколом (в первое время — главным образом против беспоповцев-федосеевцев). Журнал возник в 1863 г.; с 1867 г. редакция его совершенно обновилась и во главе издания стал К. Е. Голубов — бывший беспоповец, впоследствии православный священник. Первые четыре книжки журнала в обновленной редакции, равно как и предыдущие, вышли в Пруссии, в г. Иоганнисбурге, и были напечатаны в славянской типографии. С 1868 г., с перенесением типографии во Псков, там же стала издаваться и "И.", по 6 кн. в год, а с 1887 г. — выпусками за целый год, под загл. "Миссионерские ст. под назв. И". Вышло два таких вып., за 1887 и 1888 г. (Псков, 1887 и 1889 гг.). Первоначально журнал печатался славянским и гражданским шрифтами. Он вначале пользовался большим успехом и содействовал переходу многих раскольников в православие. Главным сотрудником журнала был его редактор. В 1871 г. первые четыре книжки были повторены изданием. Указатель статей в первых 30 кн. "И." — см. "И.", 1874, № 1.

Истина, философское понятие

— Истина сама по себе — то, что есть, в формальном отношении — соответствие между нашей мыслью и действительностью. Оба эти определения представляют И. только как искомое. Ибо, во-1-х, спрашивается, в чем состоит и чем обусловлено соответствие между нашей мыслью и ее предметом, а во-2-х, спрашивается, что же в самом деле есть? Первым вопросом — о критерии И., или об основаниях достоверности, занимается гносеология, или учение о познании (см.); исследование второго — о существе И. — принадлежит метафизике (см.). О постепенном внутреннем развитии понятия И., или сущего, от простого факта ощущения до идеи абсолютного всеединого существа см. "Критику отвлеченных начал" Вл. Соловьева (вторая половина).

Вл. С.

Истинноречие

(церк. муз.) — старое и новое. Эпоха старого И. — от XI до XIV в. Пение одноголосное; нотация состояла из безлинейных знаков, называвшихся знаменами, а позднее крюками. Музык. знаки не вполне точно определяли высоту и длительность нот. Нотная запись служила скорее средством для напоминания певцу уже знакомой ему мелодии, знание которой приобреталось более понаслышке. Текст был славянский, а иногда греческий. В славянском полугласные буквы пелись как слоги, что видно из нотных знаков, поставленных над ними. За этой эпохой следует эпоха раздельноречия (см.), а за ней эпоха нового И., в XVII в. При царе Алексее Михайловиче особое собрание дидаскалов работало над искоренением искажений, вкравшихся в церковное пение и текст в эпоху раздельноречия, в которой полугласные заменялись гласными. По сличении нотных книг с памятниками ХIII в. и даже XII в., первые были исправлены и пользование ими было утверждено собором в 1667 г. В эту эпоху пользовались уже линейной нотной системой.

Н. С.

Истинские серные источники

— в Грозненском округе Терской области.

Истису, аул

— аул на пограничной черте между Большой Чечней и Кумыкской плоскостью. Осенью 1854 г. Шамиль, рассчитывая на ослабление русских сил на Кавказской линии вследствие Восточной войны, вознамерился нанести нам в этих местах крупный удар, чтобы восстановить пошатнувшееся влияние свое на горцев. Кроме того, он хотел наказать сам аул И., куда стекались отпавшие от него чеченцы, переселившиеся со своими семьями под защиту наших укреплений. Вместе с тем овладение этим аулом доставило бы горцам свободный прорыв на Кумыкскую плоскость до самого Терека. Собрав огромное скопище, преимущественно состоявшее из жителей Дагестана, Шамиль, пользуясь лесистой местностью, 3 октября незаметно подошел к И., защитой которому служили только два редута, занятые ротой кабардинского полка. Внезапная атака несравненно превосходных сил противника грозила этой роте и жителям аула величайшей опасностью, от которой они были спасены лишь необычайно быстрым прибытием отряда барона Николаи, только в этот день пришедшего в ближайшее к И. укрепление — Куринское. Хотя отряд этот сравнительно и был ничтожен, но неожиданность его появления и боевые ракеты, врезавшиеся в густые толпы, произвели страшное смятение между горцами, которые благодаря местности не могли заметить, что силы наши крайне малы. Картечь прибывших затем 4 орудий довершила расстройство противника, воспользовавшись которым защитники редутов сделали вылазку и вытеснили ворвавшихся в И. горцев за ограду аула. Конница неприятельская, атакованная казаками, обратилась в бегство, а за ней вскоре последовали и пешие толпы. Победа эта значительно укрепила политическое положение наше на Кавказе.

Истису, источник в Елизаветпольской губернии

— горячий серно-щелочной (50° Ц.) в Елизаветпольской губернии, на границе Эриванской, Джеванширского у., близ истоков р. Тертер, в дикой гористой местности. Пользуется большой славой среди местного населения.

Истлек, Елизавета

(Eastlake) — английская писательница, урожденная мисс Ригби, вдова Чарльза Локка И., за которого она вышла в 1849 г. И. род. в 1816 г.; первое произведение ее, "Letters from the Shores of Baltic", издано в 1841 г.; здесь она живо и интересно рассказывает долговременное свое пребывание на берегах Балтийского моря. В 1846 г. появились ее "Livonian Tales". Она также автор "History of Our Lord" (1864) и "Life of John Gibson, R. A." (1869).

Истлек, Елизавета (дополнение к статье)

(Eastlake) — англ. писательница; ум. в 1893 г.

Истлек, Чарльз Локк

(сэр Eastlake, 1793-1865) — английский исторический живописец, ученик Гедона (Haydon) и Лондонской корол. акд. художеств. Приобретя известность портретом Наполеона I среди его штаба, путешествовал по Италии, Греции, Нидерландам и Германии, поселился в Риме, где пробыл 12 лет. В 1830 г. избран в члены Лондонской акд., в 1843 г. сделался хранителем Национальной галереи и в 1850 г. занял пост президента упомянутой академии. С 1855 г. предпринимал ежегодно поездки на континент с целью приобретения картин для Национальной галереи, которой директором состоял с этого года. Из его картин, отличающихся вообще красотой композиции, но излишней детальностью и отсутствием свободы и широты исполнения, лучшими считаются: "Девушка из Альбано", "Спартанец" (1827), "Пилигрим перед Римом" (1828), "Освобождение крестоносца" (1830), "Христос благословляет детей" (1839) и "Христос, оплакивающий Иерусалим" (1841). И. известен не только как живописец, но и как историк искусства; его перу принадлежат "Материалы для истории художеств" (1847), переводы Гетевского трактата "О цветах", "Руководства к истории живописи" Куглера (1855) и нек. др.

Истмен, Мария

(Eas tman) — америк. писательница, урожденная Гендерсон, род. в 1817 г. в штате Виргиния, в 1835 г. вступила в брак с генералом Сетом И. (автором "History, condition and future prospects of the Indian tribes of the United States", 1850-57); издала ряд полных жизни рассказов из быта индейцев, который она имела случай основательно изучить. Таковы ее "Dacotah, or life and legends of the Sioux" (Нью-Йорк, 1849); "American aboriginal portfolio" (Филадельф., 1853); "Chicora and other regions of the conquerors and the conquered" (Филадельф., 1854). Особую известность И. приобрела своим романом "Aunt Phillis's cabin" (Филадельф., 1852), написанным в духе рабовладельцев и в противовес "Хижине дяди Тома" Бичер-Стоу.

Истмен, Чарльз Гэмидж

(Charles Gamage Eastman, 1816-1860) — американский журналист и поэт, уроженец штата Мэн, основатель и руководитель нескольких больших газет, между прочим "The Spirit of the Age"; автор стихотворений, отличающихся совершенством формы и превосходными описаниями природы. Стихотворения И. изд. в 1848 и 1880 гг. в Монпелье (штат Вермонт).

Истмийские игры

— один из 4-х общегреческих агонов (см.). Oни справлялись на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвертого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени. Основателем агона оно называет бога Посейдона, впервые справившего его по утонувшем в море Меликерте. Другое предание приписывает учреждение игр Тезею после умерщвления Скирона или Синиса. На самом деле они, вероятно, возникли или, по крайней мере, получили свое общегреческое значение лишь после свержения тирании Кипселидов (ок. 582 г. до Р. Х.). Заведовали агоном коринфяне, но почетное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тезея. Элейцам, напротив, доступ был закрыт. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия. Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую эпоху. Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее время (а также в императорское) плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея. Ср. Unger, "Die Isthmien u. Hyakinthien" ("Philol." XXXVII, 1877, стр. 1 сл.).

А. Щ.

Истмо

(Istmo) — государство, см. Панама.

Истобное, село Воронежской губернии

(Истобенское, Стебенка тож) — село Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии, при Кульменском логе, в 38 в. от у. г. Двор. 886, жит. 6973, великороссийского происхождения. Главное занятие жителей — хлебопашество. Церковно-приходская школа.

Истобное, село Курской губернии

— село Курской губернии, Старооскольского уезда; жителей 3666. Здесь верховья р. Орлика, притока р. Оскола. Глубокие овраги.

Истод

(Polygala L.) — род двудольных растений семейства истодовых (Polygalaceae, см. Истодовые). Многолетние травы, полукустарники или кустарники. Чашечка 5-листная, по отцветании остающаяся при плоде. 2 внутренних чашелистика (крылышка) крупнее остальных и ярко окрашены. Лепестков от 3 до 5, сросшихся в различной степени. Из них наружный (лодочка) в виде желобка. Коробочка сплюснутая с боков, обратносердцевидная. Семена с зубчатым присемянником, верхушка его изогнутая, расширенная, обыкновенно разделенная на две неравные лопасти; завязь верхняя, двугнездая, в каждом гнезде развивается по одному висячему семени. Семя голое или волосистое, с присемянником (arillus), с белком или без белка. Всех видов этого рода насчитывается до 200; они растут почти во всех умеренных и теплых климатах; в Европейской России встречаются около 5 видов. Представители этого рода содержат много горького вещества. В древние времена было поверье, что эти растения влияют на увеличение молока у скота, отсюда и название растения: Polygala (т. е. πολύς — много и γάλα — молоко). Один вид Polygalа — медицинское растение, а именно Р. senega L. Это — многолетнее травянистое растение, растущее в горных лесах на юго-востоке Сев. Америки. Стебель у него небольшой (до 20 стм. высоты), покрытый ланцетными, заостренными листьями; цветки мелкие, белые или красноватые, собранные в кисти на верхушке ветвей: крылья чашечки почти круглые, трехнервные; киль с двурасщепленным гребенчатым придатком. Коробочка почти круглая, на верхушке с сердцевидной выемкой. Семена волосистые, присемянник двулопастный. Это растение доставляет употребляемый в медицине корень (Radix senegae). Корень светло-бурый, до 7 стм. длиной и до 7 мм толщиной, простой или маловетвистый, в сухом состоянии скрученный вокруг своей оси налево (обороты на внутренней стороне килеватые). В Европу этот корень был ввезен в 1736 г. На родине он употребляется от укуса змей, а в медицине как потогонное и мочегонное средство при грудных болезнях, а также для мытья вместо мыла. Запах у него горьковатый, а вкус едкий; главные составные части: синегин (полигаловая кислота), изолузин и виргиневая кислота. Наши виды И. растут по лугам, холмам, полянам и в кустарниках; некоторые из них (Р. sibirica и др.) предпочитают известковые склоны, а один вид, "горький" И. (Р. аmаrа), растет по сырым лугам. Цветут они обыкновенно с мая по июль и даже по сентябрь (Р. comosa); цветки имеют разнообразную окраску даже у одного и того же вида. В народной медицине Р. comosa и Р. amara употребляются от рака, водянки и чахотки, а Р. vulgaris употребляется как мочегонное средство, а также взамен зеленого чая.

С. Ростовцев.

Истодовые

(Polygalaceae Juss.) — семейство двудольных растений порядка Aesculinae. Однолетние или чаще многолетние травы, полукустарники или кустарники, иногда вьющиеся, а именно тропические виды. Стебли ветвистые, покрытые очередными простыми и большей частью цельнокрайними листьями, без прилистников; только у немногих видов листья супротивные или мутовчатые. Цветки снабжены всегда прицветниками и собраны в колосья, головки или кисти, появляющиеся на верхушке ветвей. У немногих цветки одиночные, находящиеся в пазухе листьев (у рода Muraltia). Цветок обоеполый и двусиммеричный; околоцветник двойной: чашечка о 5 свободных чашелистиках, из которых два внутренних крупнее остальных; они к тому же лепестковидные, сдвинуты на бока и называются крыльями; венчик о трех лепестках; передний лепесток крупнее двух остальных; он имеет вид лодочки, а потому и называется лодочкой (саrinа); он часто бывает двух-трехлопастным, а на верхушке бахромчатым; два задних лепестка часто двулопастные, у основания сросшиеся с лодочкой. У рода Xanthophyllum, в виде исключения, развиваются и два боковых лепестка, следовательно, венчик у этого рода пятилепестковый. Тычинок 8; располагаются они по 4 справа и слева от плоскости симметрии, взаимно срастаются своими нитями, или во всю длину, или на большую часть ее, в трубочку, открытую кзади; трубочка эта прирастает к килю; изредка тычинок бывает 7 (у видов Muraltia), или 5 (у Trigoniastrum), или 4-5 (у Salomonia); y p. Xanthophyllum все тычинки свободные и только своим основанием прирастают к венчику. Пыльники вскрываются дырочками на верхушке. Пестик один, состоящий из двух сросшихся плодолистиков, расположенных в плоскости симметрии; завязь верхняя, двугнездая (только у Xanthophyllum одногнездая, а у Trigoniastrum трехгнездая); в каждом гнезде до одной висячей семяпочке; столбик большей частью очень короткий, на верхушке двурасщепленный. Плод у одних — сплющенная коробочка, вскрывающаяся по створкам, у других — орех. Семя — с волосистой кожурой и разнообразным присемянником; белок (endospermum) у одних развит, у других же нет; зародыш прямой, с небольшим вверх направленным корешком. Всех видов этого семейства насчитывается до 400, группирующихся в 11 родов.

Истодовые

Polygala vulgaris: I — цветок; II — он же в продольном разрезе; III — андроцей расправленный; IV — завязь со столбиком и рыльцем. Увеличено.

Рассеяны по всей земле; под тропиками они образуют лианы, у нас же встречается несколько травянистых видов рода Polygala L. (истод). Baillon в своей монографии "Polygalaceae" ("Histoire des plantes", т. V, П., 1874, стр. 81) подразделяет все семейство на следующие три группы: Polygaleae — завязь одногнездая или двугнездая (редко трехгнездая); в каждом гнезде по одной семяпочке; плод сухой или мясистый; семя с белком или без белка; 9 родов (Polygala, Muraltia, Comesperma и др.); Xanthopylleae — завязь одногнездая; семяпочек 2 или много; плод мясистый; семя с белком или без белка; 1 род (Xanthophyllum); Kramerieae — лепестков 3-4; тычинок 3-5; завязь одногнездая; плод — односемянный орех; зародыш без белка; 1 род (Krameria).

С. Ростовцев.

Исток

(иначе Шортамский И.) — речка Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде, вытекающая из Б. Шортамского озера и впадающая слева в Исеть.

Истома

(еретик) — был сторонник Схария, занесшего в Московскую Русь жидовскую ересь; увлек в эту ересь невестку великого князя, Елену. Умер ок. 1493 г.

Истомин, Владимир Иванович

— по выходе из морского кадетского корпуса плавал на эскадре в Средиземном море и участвовал в Наваринской битве. В Синопском бою командовал кораблем "Париж". Во время осады Севастополя был одним из доблестных его защитников; убит на Камчатском редуте 7 марта 1855 г.

Истомин, Федор Михайлович

— этнограф. Род. в 1856 г. в Архангельске, окончил курс в историко-филологическом факультете СПб. унив.; с 1883 г. секретарь этнографич. отдела Географ. общества. Участвовал в этнографических экспедициях по Архангельской губ. (1884), в Печорский край (1889 и 1890), в 1886 и 1893 гг. — в экспедиции, отправленной на средства государя императора для собирания народных песен в северных губ. Напечатал: "Тоническая теория в славянском народн. творчестве" ("Сборник ст. учеников В. Ламанского", 1883); "Поездка в Печорский край" ("Изв. Геогр. общ." 1890); "Этнографич. изучение Печорского края" ("Труды VIII съезда естествоиспыт.", отд. VIII, СПб., 1890); "О религиозном состоянии Печорского края" ("Церковн. ведом.", 1890-1891); "Причитанья и плачи Олонецкой и Архангельской губ." ("Жив. стар.", 1892); "Песни русского народа, собр. в губ. Архангельской и Олонецкой" (записали: слова — Ф. Истомин, напевы — Г. Дютш, СПб., 1894). Интересные наблюдения и исследования заключают в себе критические статьи И. об изданиях: "Законы стиха народного русского" Голохвостова ("Ж. М. нар. пр." 1885); "Белорусский сборник" Е. Романова (т. же, 1886); "Материалы для изучения Сев.-Зап. края" П. Шейна (т. же, 1888); "Крестьянские песни Уфимской губ." Н. Пальчикова (там же).

А. Л-о.

Истомина

(Евдокия Ильинична, 1799-1848) — известная танцовщица СПб. балета, воспитанница театрального училища, ученица Дидло, воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине". Наибольшим успехом И. пользовалась в балетах "Зефир и Флора", "Африканский лев" (1818), "Калиф Багдадский", "Евтимий и Евхариса", "Роланд и Моргана", "Лиза и Колен" (1820), "Лелия Нарбонская" и др. И. участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами. Благодаря своему таланту и красоте И. всегда была окружена толпой поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По выходе в отставку, уже в 40-х гг., И. вышла замуж за второстепенного актера Екунина. См. "Дуэль Завадовского с Шереметевым" (в "Исторических очерках и рассказах" С. Н. Шубинского, СПб. 1 893) и в "Русской старине" (1874), в биографии Грибоедова, бывшего секундантом Завадовского. Также см. "Воспоминания" Вигеля (ч. 5-я) и Головачевой-Панаевой (стр. 20-21, изд. 1890 г.) и альманах Булгарина "Талия" (1825).

Истомины

— pyccкие дворянские роды. Томило И. был (1629-1658) дьяком большого Конюшенного приказа. Его сын Поликарп († 1676) также был дьяком. Этот род внесен в VI часть родосл. кн. Псковской губ. — Иван И. († 1823), секретарь эстляндского камерального суда, был отцом известного адмирала Владимира Ив. И. (см.), а также вице-адмирала Павла († 1881) и адмирала Константина Ив. И. († 1876), бывшего председателем главного военного морского суда. Есть еще 12 родов И., позднейшего происхождения.

В. Р.

Истомкино

— деревня Московской губернии, Богородского уезда, в 2 верстах от уездного города. Вместе с фабричным поселком дворов 358, жителей 3626. Школа; 2 бумаготкацкие фабрики, с производством на 2067 тыс. руб., при 1660 рабочих.

Истон

(East on) — город в североамериканском штате Пенсильвания, при р. Делавер. 23 церкви, 3 академии, 3 национ. банка, публ. библиотека, опера, высшая школа, 10 газет. Коллегия Лафайетта (пресвитер.) основана здесь в 1871 г. Железоделательные, машиностроительные, литейные, строгательные, лесопильные заводы; фабрики башмачные, органов, замков и др. По каналам перевозятся большие грузы каменного угля, железа, зерна и леса. Торговля очень оживлена. Жит. 14481 (1890 г.).

Историка

— см. История.

Историки и публицисты новейшего времени

в переводе на русский язык — издание, выходившее при "Отечественных записках" (СПб., 1858—1860) отдельными томами, под ред. А. Краевского и С. Дудышкина. В нем помещены: В. Прескотт, "История царствования Филиппа II, короля испанского"; О. Тьерри, "История завоевания Англии норманнами"; Гизо, "История английской революции".

Историко-филологический институт в СПб.

— высшее закрытое учебное заведение, учрежденное в 1867 г. на место упраздненных педагогических курсов при университетах, с целью приготовления учителей древних языков, русского языка и словесности и истории для средних учебных заведений ведомства М. н. пр., а также и других. И. состоит под главным и непосредственным начальством министра н. пр.; ближайший его начальник — директор, избираемый из лиц, имеющих степень доктора по историко-филологическому факультету, и наблюдающий как за нравственностью студентов, так и учебной частью. Кроме него, при И. состоят: а) по части учебно-воспитательной: инспектор, профессора, преподаватели и наставники; б) по административной: ученый секретарь, секретарь правления, экзекутор (он же и эконом), бухгалтер (он же и казначей) и врач. Составные части управления И. — конференция (из директора, инспектора и профессоров) и правление, ведающее хозяйство И. Штатное число учащихся 100. В И. принимаются окончившие курс в классических гимназиях и философском классе семинарий, после поверочного испытания по древним яз. и русскому яз. С 1877 г. от этого испытания освобождены имеющие в аттестате зрелости по древним яз. не менее 4. Окончившие с успехом курс получают звание учителя гимназии, дающее все права кандидатов (дипл. 1 ст.) университетов. За пребывание в И. все обязуются прослужить не менее 6 л. в ведомстве М. н. пр. Курс учения в И. — четырехгодичный. Первые два года — курсы общие и теоретические, последние два — специальные и практические. На специальных курсах разряды: 1) древних яз., просуществовавший незыблемо по настоящее время; 2) русской словесности (с 1869 по 1884); 3) истории (с 1869 по 1875) и 4) истории и географии (с 1883 по 1894). На 4-м курсе студенты дают пробные уроки в гимназии при И. Предметы преподавания в И.: Закон Божий, философия (логика, психология и история философии), греческая словесность (греческий яз. и толкование авторов, история греческой литературы и греческие древности), римская словесность (латинский яз. и толкование авторов, история римской литературы и римские древности), русская словесность (история церковно-славянского и русского яз. и их литератур и главнейшие славянские наречия; последние не преподаются с 1872 г.), история всеобщая и русская, языки французский и немецкий. Студенты всех разрядов во все 4 года обязательно занимаются древними языками. Число лекций 20-27 в неделю. Для проверки занятий студентов назначены: репетиции (по две в неделю), экзамены (по всем предметам ежегодно), домашние чтения (по древним авторам и какому-либо отделу истории или словесности) и курсовые сочинения. В 1875 г. И. дано наименование "Императорского"; в 1885 г. студенты получили форму, соответствующую университетской. Штат И. — 88164 р. По настоящий 1894 г. было 24 выпуска студентов. Среднее число окончивших курс около 20, наибольшее — 27 и наименьшее — 9. Общее число всех окончивших — 491; из них по разряду древних яз. 234, русской словесности - 132, истории и географии — 125. Около 450 назначено учителями, по преимуществу древних языков. Из печатных трудов институтских учителей большая часть относится к области древних языков и древних литератур и притом имеет учебный характер (грамматики, хрестоматии, переводы, конспекты и т. п.). Исключение составляют труды Жданова, Латышева, Новосадского и Никитина, единственных ученых и профессоров из окончивших курс в И. В 1894 г. состояло всего студентов в И. 63; окончило полный курс 15.

B. P.

Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине

— преобразован из лицея князя Безбородко (см.) в 1875 г., по уставу СПб. И., но с непосредственным подчинением попечителю Киевского учебного округа. Звание почетного попечителя преемственно в роду гр. Мусиных-Пушкиных, наследников Безбородко. Штатное число студентов -100, но до этой цифры число их не доходило никогда; сумма расхода на И. — 88164 руб. — остается неизменной. В последние годы число студентов не превышало 40-42; из них оканчивало курс от 8 до 1 1. Многие из окончивших, особенно в последнее время, не получали учительских назначений. И. издает "Известия", которых вышло 12 т. Содержание их: отчеты и распоряжения (отдел официальный), статьи и исследования профессоров и преподавателей И. (отд. неофициальный).

В. Р.

Историограф

— звание лица, которому правительством поручается написание отечественной истории. Первоначально И. предполагался и при задуманной Петром Великим Академии наук; еще в 1725 г. Блюментрост искал для нее за границей "известного историка, который бы мог быть облечен в звание И.". В 1747 г. И. был определен Г. Ф. Миллер, с обязательством "высокий ее импер. величества интерес и Академии честь и пользу всячески наблюдать". Имп. Александр I именным указом от 31 окт. 1803 г. даровал звание И. Николаю Михайловичу Карамзину; звание было соединено для него с 2000 р. ежегодного пенсиона. Титул И. после смерти Карамзина не возобновлялся.

Историография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Историография славянская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Историология

— см. Философия истории.

Историософия

— см. Философия истории.

Историческая Библиотека

— учено-литературный журнал, издавался в СПб. с 1878 по 1880 г. ежемесячно. В состав журнала входили отделы: беллетристический, преимущественно исторического содержания, и научный — по истории, этнографии и археологии. В первом отделе сотрудничали, между прочим, Д. Мордовцев, В. Авенариус, С. Шубинский, гр. Салиас и др. В отделе научном принимали участие: П. А. Соколовский ("Экономический быт земледельческого населения России"), Н. В. Калачов (доставил несколько историко-юридических памятников), С. Весин ("Очерки истории русской журналистики XX и XXX гг."), П. Полежаев ("Московское княжество" и др.). Из иностранных ученых помещались статьи Дункера, Т. Симонса и др. Ред.-издатель П. В. Полежаев.

Историческая живопись

— имеет целью изображение различных эпизодов истории древних и новых времен. Вначале почти у всех народов она являлась в виде идеализации действительно происходивших событий; такого рода идеализация сказывается уже в древнейших произведениях И. живоп., у египтян, ассириян, отчасти у греков и римлян. Впоследствии у северных народов возникло направление более реалистическое, достигшее расцвета у нидерландцев, а потом перешедшее к живописцам позднейшей венецианской школы. Рубенс у фламандцев, позднее — Лебрён у французов в картинах своих соединяли живописность со стилем (см. Стиль в образных искусствах). Немецкие эстетики начала XIX века определяли И. живопись как возведение факта из области чисто случайного и временного в более высокую сферу общего, закономерного; главное требование этой теории — выдержанность стиля, что вполне выразилось прежде всего в картинах Корнелиуса. В Шнорре проявилась уже большая И. правдивость, а у Каульбаха критики находили, между прочим, стремление к символизму, который противоречит строгим требованиям эстетики. Это направление под влиянием бельгийских и французских колористов (Bi è fve, Gallait, Delacroix, Couture, Gleyre и др.) безвозвратно пало, несмотря на попытки особого "Общества И. живописи" возродить его. Новейшая И. ж. всецело основана франц. художниками, из которых Давид в первоначальных своих картинах привержен еще к пластически-патетическому, а в позднейших — риторическому направлению. Гро (Gros) представляет дальнейший шаг вперед, а Орас Верне и его преемники особенно усовершенствовали в реалистическом отношении батальную живопись. Французские баталисты и еще более жанристы оказали сильное влияние также на немец. И. ж.; дюссельдорфская школа, начиная с 30-х гг., всецело отдалась жанру в И. ж. Воспроизведение портретов, точная передача костюмных, расовых и архитектурных особенностей — дело сравнительно недавних годов. Подробнее см. в различных школах живописи. И. картины, написанные художниками с именем, на основании их независимой концепции, делаются все более редкими, взамен чего увеличивается число заказов, делаемых правительствами, церквами, городами и т. д. для целей патриотических и религиозных. Большие циклы исторических изображений, главным образом последних годов, можно видеть в Национальном музее в Мюнхене, в Альбрехтсбурге в Мейсене, в музее и "Ruhmeshalle" в Берлине, в Пантеоне и "H ô tel de Ville" в Париже, в лонд. парламенте, в арсенале и опере в Вене, в вашингтонском Капитолии. Место, занимаемое И. живописью в России среди других родов живописи, см. в ст. Русское искусство. Религиозная живопись причисляется также к исторической, но характер ее вообще зависел более от верований, чем от эстетических взглядов, поэтому ее исторический ход изложен в особой статье.

Историческая критика

— см. Критика источников.

Историческая методология

— см. Методология.

Историческая школа права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исторические журналы

издающиеся за границей — служат для обзоров текущей литературы и издания материалов и исследований из разных областей истории. Во Франции старейший из них: "Revue des questions historiques", основанный в 1865 г., выходит 4 раза в год: орган клерикальный, в котором благодаря сотрудничеству Мартынова следят и за русской историографией: "Revue historique" с 1875 г. выходит раз в 2 месяца, книжками в 15—16 листов, разнородного серьезно-научного содержания. "Revue critique d'histoire et de littérature" еженедельно дает рецензии, хронику и краткие отчеты о заседаниях Академий. Много важных И. статей и в "Revue Asiatique", "Bibliothèque de l'Ecole des chartes", "Revue d'histoire diplomatiques". В Германии наиболее важны: "Historische Zeitschrift" Зибеля, с 1859 г. выходящий 4 раза в год, причем каждый раз дается обзор И. литературы; журнал Берлинского И. общества "Mitteilungen aus der historischen Literatur"; журнал Квидде, издающийся с 1 января 1889 г. — "Deutsche Zeitschrift für Geschichtswissenschaft", с крупными статьями и исследованиями по политической истории; орган общества Герреса в Мюнхене, "Historisches Jahrbuch", с некоторым католически-церковным оттенком. В Австрии с 1879 г. издаются весьма содержательные "Mitteilungen des Instituts für oesterreichische Geschichtsforschung", центральный орган для всей австрийской историографии. В Англии общеисторический журнал: " The English Historical Review " издается с 1885 г. кембриджским профессором Creighton'ом; много рецензий на исторические труды и в " Athenaeum " и " Academy ". В Италии, кроме ряда местных "И. архивов", издаются "Rivista Storica Italiana" и "Archivio storico italiano ". В Дании в 1840 г. Мольбек стал издавать " Historisk Tidskrift", выходящий теперь по полугодиям, книжками в 20 листов и более; в нем есть материал и по русской истории. Выходящий по третям " Norsk Historisk Tidskrift " в Норвегии — характера специально местного. В Швеции с 1874 г. выходил " Historisk Bibliotek", a с 1881 г. его сменил "Historisk Tidskrift", дающий исследования, материалы и критические статьи; много сведений о России, иногда и переводы с русского. Польский трехмесячный " Kwartalnik historic ż ny " существует с 1886 г.; в нем сотрудничают лучшие силы Польши.

См. "Иностранные И. журналы", статья Н. К. и Г. Ф. ("Историческое Обозрение", 1890, I, стр. 244—253). О русских исторических журналах см. Россия — История.

Исторические законы

или законы истории. — Мысль о том, что в истории действуют некоторые общие законы, не нова, ибо уже Аристотель указывал на то, что перемены политических форм в Греции совершались в известном порядке; но систематические попытки открыть И. законы начались только в XVIII в., причем первым, кто поставил такую задачу, был Вико. До сих пор еще у многих писателей И. законы понимаются ненаучно. Некоторые думают, что можно найти общий закон хода всемирной истории, выраженный в простой формуле; но оказывается, что И. закон в таком смысле есть не что иное, как наследие веры в то, что можно, a priori, открыть общий план всемирно-исторического процесса: в этом отношении нет разницы между "метафизиком" Гегелем и "позитивистом" Контом. Ближе к истине та мысль, что исторические законы управляют развитием отдельных народов. Вико именно старался открыть такую общую историю, которая объясняла бы все истории частные, но дело в том, что полного единообразия и даже параллелизма отдельные истории вовсе не представляют. Если, однако, история каждого народа представляет больше черт различия, чем сходства с историей других народов, то в развитии отдельных элементов духовной культуры или отдельных сторон социальной организации (языка, религии, государства, права и т. п.) у разных народов наблюдается действительно большое единообразие, которое все более и более и исследуется современной наукой, пользующейся в данном случае сравнительно-историческим методом (см.). Но законы развития явлений, относящихся вообще к духовной и общественной жизни человека, суть законы психологии (хотя бы и коллективной) и социологии, тогда как под И. законами обыкновенно понимаются законы, которые управляют не эволюцией культурных и социальных форм, а самым ходом событий, в котором действует лишь общий закон причинности. Если в истории, как и во всем мире явлений, и действуют законы, то это — законы психологии и социологии, притом двоякого рода: одни — законы каузальные, т. е. те в которых выражается связь двух фактов, находящихся между собой к отношении причины и следствия; другие законы — законы эволюционные, относящиеся ко всем тем случаям, когда два явления находятся между собой в таком отношении, что одно из них есть лишь дальнейшая ступень в развитии первого. Каузальные законы действуют в истории прагматической, содержание которой заключается в событиях, служащих причинами и следствиями одни других, тогда как законы эволюционные действуют в истории культурной, имеющей дело именно с формами материального, духовного и общественного быта, закономерно развивающимися одни из других. Историческим законам дается часто толкование, несогласное с научным словоупотреблением, когда, напр., под И. законом разумеют моральные предписания или политические уроки, или отдельные эмпирические обобщения (вроде немецкого Drang nас h Osten или франко-русской дружбы, многими принимаемых за законы истории). Наконец, нередко И. законами какого-либо народа называются традиционные устои его культурного и политического быта. Одним словом, под И. законами разумеются понятия весьма несходные и притом под очень различными углами зрения, вследствие чего гораздо лучше избегать употребления этого выражения, довольствуясь каузальными и эволюционными законами психологии и социологии, действующими как в ходе исторических событий, так и в развитии культурно-социальных форм, к чему, собственно говоря, и сводится вся историческая жизнь. Крайняя путаница понятий, наблюдаемая в употреблении выражения: И. законы, нередко мешает, кроме того, надлежащим образом возражать скептикам, отрицающим возможность подчинения исторических фактов законам, ибо если только это отрицание не обусловливается признанием свободы воли, то оно основывается именно на том, что от И. законов действительно часто требуют прямо невозможного, напр. подчинения продолжительности исторических периодов между отдельными важными событиями правильным математическим отношениям.

См. Н. Кареев, "Основные вопросы философии истории", и его же, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", где указана и литература предмета.

Н. К.

Исторические комиссии

— учреждения для опубликования И. документов и содействия выдающимся трудам по истории. Одна из наиболее важных учреждена королем Максимилианом II Баварским в 1858 г. в Мюнхене, по плану Леопольда Ранке, назначенного председателем. Из ее изданий особенно важны: 1) летописи (Jahrbücher) Германской империи; 2) хроники немецких городов; 3) немецкие имперские акты (1376—1431), изданные И. Вейцзекером; 4) рецессы Ганзы; 5) история наук в Германии; 6) всеобщая немецкая биография (100 выпусков); 7) журнал "Forschungen zur deutschen Geschichte" (1861—85). См. о мюнхенской И. комиссии Sybel и Giesebrecht, "Die Hist. Commiss. bei der Königl. bayerischen Akd. der Wissenschaften" (Мюнхен, 1883). Для опубликования И. материалов вообще в Германии сделано очень много; кроме мюнхенской И. комиссии, наиболее важные учреждения для этого в настоящее время — центральная комиссия для издания "Monumenta Germaniae", управление Королевского берлинского архива ("Рubli cationen aus den Königlich preussis. Staatsarchiven"), а также И. комиссии прирейнская, баденская, саксонская. В Англии для той же цели существуют Record Commission ("Calendars of State papers"), Rolls commission ("Rerum britannicarum medii aevi scriptores"), Camden Society; но здесь груды важных материалов остаются еще неопубликованными. Во Франции правительство издает "Collection des documents inadits sur l'histoire de France" и "Recueil des instructions données aux ambassadeurs de France"; многое также здесь сделано, благодаря бенедиктинцам, Акад. надписей и обществу для истории Франции (Société de l'histoire de France). В Бельгии выходит "Collection de chroniques belges inédits". В Италии в 1883 г. основан "Instituto storico", для издания источников.

Исторические народы

— см. История.

Исторические общества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница