Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 5, Игу - Иез)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 5, Игу - Иез)

Предыдущая страница Следующая страница

Игумен, уездный город Минской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Игумнов

(Александр Васильевич, 1761-1834) — Родился в Сибири, где и провел почти всю жизнь; в 1781-82 гг. был переводчиком при нашей китайской миссии; превосходно знал монгольский яз. и его знаниями пользовались очень многие для своих литературных трудов. Благодаря своей прямоте и честности не имел успеха по службе и должен был менять ее много раз. Оставил много рукописных сочин. о монголах, о ламайской религии и пр.

Ср. И. Щукин, в "Сыне Отеч." (1838 г., т. II, отд. III).

Игыш

(Малый и Большой) — два озера в Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде, в 100 верстах от Екатеринбурга, по левой стороне р. Синары.

Ида, в мифологии

или Ила (санскр. возлияние, излияние благоговения) — богиня благоговения и земли в индийской мифологии. В Ригведе И. первично есть пища, прохладительное, возлияние из молока, а затем излияние благоговейной хвалы, олицетворенное в виде особой богини. Она является вдохновительницей Ману и ей приписывается установление первых правил жертвенного ритуала. Она также начальствует над землей. И. возникла из жертвы, принесенной Ману после потопа с целью получения потомства. Хотя Митра и Варуна звали ее к себе, она осталась у Ману, который сочетался с ней и в посте и молитве положил начало своему роду. В Пуранах И. является героиней различных сложных и запутанных легенд.

С. Булич.

Ида, горы

(Ίδα, Ίδη) — 1) Горная группа в северо-западной части Малой Азии (в Мизии или Троаде) ныне Кяздаг. Очень лесиста и богата источниками. Вышиной до 1750 м; вершины: Гаргарон в южн. части и Котилос в сев. В религиозных представлениях малоазиатов И. была священна как местожительство "Великой Матери", или Кибелы (см.). Служители ее были — идейские дактили (см.). 2) Гора на о-ве Крите, в средней его части, 2460 м выс. Высочайшая вершина ныне назыв. Псилорити. Тожество (для греческого уха) названия этой горы с названием вышеупомянутой фригийской и сходство культов породило разнообразные легенды о критском происхождении троян и т. п. 3) Мифологическое имя различных нимф — эпонимов фригийской, или критской И., так или иначе вплетенных в легенды их. Иногда нимфы эти изображаются на монетах малоазиатских городов.

А. Щ.

Ида, река Иркутской губернии

— река Иркутской губернии, Балаганского округа, правый приток реки Ангары, длина 60 верст, течет с В на 3; по имени этой реки называлось инородческое ведомство бурят — Идинских, в 1887 г. раздробленное на 5 управ.

Идавеллр

— в скандинавской мифологии — равнина, на которой жили и веселились Асы до прихода трех турзамейяр из мира исполинов. На этом же И. снова встретятся Асы; после того как нынешний мир погибнет, все зло прекратится и воскреснет бог Балдур (см.). Значение слова И. приводилось в связь с горой Идой (см.) древних. Гримм объясняет И. как "долину возврата".

Идалион

— древний город на острове Кипре, известный храмом Афродиты, оттого иногда называвшейся Идалиею. Предполагают, что Идалион находился в средине о-ва около нынешн. Дали. В 1868 г. английский путешественник Ленг нашел развалины храма древнего И., между прочим статуи с надписями на финикийском и кипрском языке. Эта находка дала возможность Джорджу Смиту точнее разгадать кипрский диалект.

См. "Transactions of the Roy. Soc. Lit." (2-я сер. XI ч. 1); Moritz Schmidt, "Sammlung Kyprischer Inschriften" (Иена, 1876).

Идалия

(Idalie) — встречающееся у римских поэтов прозвание Афродиты, как главного божества города Идалиона (см.), на Кипре.

Идан

— народ, родственный гетам. Жили в Туркестане к Ю от Сыр-Дарьи, в VI в VII в. Исповедовали буддизм, имели богатые кумирни, золотых идолов и придерживались полиандрии; жили в городах и вообще вели оседлую жизнь; земли их славились лошадьми. Временно находились в зависимости от тукиесцев (турок), которые утверждали во власти их государей; впоследствии смешались со своими соседями тухара (тухоло), занимавшими земли современной Бухары и афганского Туркестана, и шеху (шах?) которых назывался поэтому и иданьским царем.

Гр.-Гр.

Идар

(Idar) — город в ольденбургском княжестве Биркенфельд, 4188 жителей (1890). Агатовые изделия.

Идас

(Ίδας) — сын Афарея, или Посидона и Арены. И. и брат его Линкей — мессенские герои, тожественные, по первоначальному значению своему, с лаконскими Диоскурами (см.). И. был женат на Марпессе, дочери Евена эпонима этолийской реки. Марпессой хотел обладать Аполлон, но И. похитил ее на колеснице, запряженной крылатыми конями, данными ему Посидоном. Евен и Аполлон пустились преследовать И., но Евен, не будучи в состоянии догнать, бросился в соименную ему реку, а Аполлон настиг бегущих в Мессении. И. стал сражаться с богом, но Зевс развел их, предоставив Марпессе выбор. Она предпочла смертного из опасения, что бог покинет ее, когда она начнет стариться. Плодом союза И. с Марпессой была Клеопатра, или Алкиона, жена Мелеагра. Оба брата, называющиеся также Афаретидами, по имени отца своего, были национальными героями покоренной Мессении, чем и объясняется их второстепенное значение наряду с героями победоносной Спарты — Диоскурами. Как те, так и другие (подобно прочим солнечным героям) первоначально обладали обширными стадами, были супругами лунных богинь Фэбы и Илаиры, дочерей Левкиппа (Светлого), брата Афарея и Пиндара. С порабощением Мессении, первоначальное право Афареидов превращается в незаконное притязание. Из-за стад и из-за Левкиппид Афареидам приходится выдержать неравную борьбу с Диоскурами, в которой они и падают. Первый развивает миф в этом духе Пиндар (Nem. X). Более полно развита легенда у Аполлодора, Феокрита, Овидия.

А. Щукарев.

Идахо

или Айдахо (Idaho) — северо-западный штат Северо-Американского Союза, лежит на Тихоокеанской возвышенности, в бассейне р. Колумбии, между 42° — 49° с. ш. и 111° — 117° з. д. Граничит с С — Британской Колумбией и шт. Монтаной; на В — Монтаной и Вайомингом; на Ю — Утахом и Невадой; на 3 — Орегоном и Вашингтоном. Пространство — 223794 кв. км. Поверхность И., по большей части, гористая, но имеются также и большие прерии (степи). Главная горная цепь — Скалистые горы, идущие вдоль юго-зап. границы. И. делится на 2 резко отличные области (северный и южный И.), горной цепью Салмонских гор, с высокими снежными вершинами, до 4000 м выс.; единственный путь сообщения между этими областями большое шоссе, построенное в 1890 г. К Ю от Салмонских гор идут горы Три Тетона, около 4200 м высоты; еще южнее на ЮВ И. тянутся горы: Гуз-Крик и Бэр-Ривер, образующие часть водораздела, отделяющего долину р. Шошон от бассейна Большого Соленого озера. На Ю от Салмонских гор находится плодородная прерия Камасс и отдельные небольшие участки луговых степей, поросших шалфеем. Юго-вост. область штата являет следы недавних вулканических образований (многочисленные гейзеры, горячие и соляные источники). Орошается И. р. Шошон и ее притоками: Салмон, Американской р. и др., текущими среди гор и ущелий и образующими много стремнин и водопадов. Большой Шошонский водопад, в половодье, соперничает в величественности с Ниагарским, высота же отвесного падения его больше Ниагарского; каньон Шошона, — где река с бурной силой стремится по узкому ложу ущелья, — представляет удивительно величественное зрелище. Среди гор и на горах множество небольших речек и озер. Горы покрыты густыми лесами хвойных пород. Горные богатства И.: золото, открытое впервые в 1852 г. по течению реки Пан д'Орейль, добывается теперь в большом количестве в богатых рудниках по реке Кёр д'Алэн; богатые рудники серебра и свинца; железо, медь, сера, каменный уголь, соль и строительный камень. Почва И. более удобна для скотоводства, чем для земледелия. В областях, где обильно орошение, почва очень плодородна; искусственно орошенных земель 740350 акров; более 8 миллионов акров способны к орошению. Главные земледельческие продукты: пшеница, ячмень, овес и картофель. Климат И., несмотря на гористость страны, не суровый и очень здоров. Две железные дороги: Союзная дорога Тихого Океана (Union Pacific) и Северная Утахская пересекают южн. часть штата; Сев. же Тихоокеанская ж. д. перерезает сев. часть И. с В на З. — Жит. 84385 чел. (1890), прирост населения за 10 лет 158%. Из общего числа жителей индейцев 4655 ч., принадлежащих к племенам: Шошон, Нэ-Персэ, Баннак и Кутенэ; мормонов до 2 5 000 ч. Дело народного образования постоянно развивается; для индейцев устраиваются отдельные школы, по преимуществу римско-католическими миссиями. Одним из условий принятия И. в число штатов Союза было отчуждение из земель штата 90000 акров под сельскохозяйственные школы и коллегии, 100000 акров для народных школ, 100000 акров для нормальных школ и 50000 акров для университета, который построен и основан ныне в графстве Лата, в городке Москва. В И. 18 округов или графств. Главный г. Бойзэ-Сити (Буазэ-Сити). В 1878 г. поселения его сильно пострадали от войн с индейцами. И. принят в число штатов Союза 3 июля 1890 г.

Идациус

(Idatius, Idacius) — испанский хронист второй половины V в., был епископом. Он написал в виде продолжения к хронике Иеронима — "Chronicon", который обнимает период от 379 до 469, причем особенное внимание обращено на историю Испании. Издан de Naru (Брюс. 1845).

Идда

(Ида) — главный город королевства Ибо (см.).

Иддесли

(Генрих Northcote Iddesleigh, баронет, 1818-1887) — английский государственный деятель, консерватор, родом из древней девонширской фамилии, получившей в 1641 г. баронетский титул. По окончании им курса в Оксфорде, Гладстон сделал его своим частным секретарем, но когда Гладстон перешел на сторону либералов, И. не последовал за ним. В 1855 г. он занял место среди консервативных членов парламента, в 1859 г. при графе Дерби сделан секретарем казначейства, но вследствие победы либералов при лорде Пальмерстоне, к концу сессии, потерял место. При третьем кабинете Дерби (186 6) получил портфель министра торговли; в 1868 г. — индейского министерства. В 1874 г., при Дизраэли, И. получил пост министра финансов и к концу сессии 1876 г., когда Дизраэли перешел в верхнюю палату, сделался спикером в нижней палате. После падения Биконсфильда (1880) И. руководил консервативной оппозицией во время министерства Гладстона (1880-1885). При составлении кабинета Салисбюри, в июне 1885 г., Норскот был возведен в звание первого лорда-казначея и пэра, под именем лорда И., что лишило его возможности быть главой консервативной партии в нижней палате. Кроме многих речей, И. напечатал "Twenty years of financial policy 1842-61" (Лонд., 1862).

Иддио

— африканское племя, см. Макарака.

Идеадор

— род калейдоскопа.

Идеал

— представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2) действительность, несоответствующая И., может безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразования действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И. по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И. осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого искусства, имеющего своей задачей воплощение идей в чувственных формах, т. е. создание конкретных И. (см. Эстетика). В общее употребление слово И. стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. О философском понятии Бога, как абсолютного И., или И. чистого разума см. Кант.

Вл. С.

Идеализм, идеалист

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идеалреализм

— название новейших философских систем, которые в своей метафизике стремятся к гармоническому слиянию идеализма и реализма, пытаясь избегнуть односторонности и того и другого тем, что возводят и мир внутренний и мир внешний к одному общему и высшему началу. Первый шаг в этом направлении сделан Спинозою, крупнейшим же представителем И. можно считать Шлейермахера. К И. примыкают Ибервег, отчасти Вундт, у нас варшавский проф. Г. Струве. В современной психологии как И. характеризуют иногда воззрения, рассматривающие психический процесс и сопутствующий ему физиологический процесс, как две стороны одного и того же явления.

Ср. L. Weis, "Idealrealismus und Materialismus" (Б, 1877).

Идей

(Ίδαίος): 1 — сын Дардана и Хризы, переселившийся, по поздним преданиям, из Пелопоннеса, через Самофракию во Фригию и поселившийся у подошвы названного по его имени горного хребта (см. Ида). И. же приписывают поздние авторы и введение мистерий "Великой Матери"; 2) вестник Приама, несколько раз упоминаемый в Илиаде и сопутствовавший Приаму в ставку Ахилла.

А. Щ.

Идейские дактили

(Ίδαίοι, Δάχτυλοι) — горные духи, служители фригийской Матери, жилищем которых считались вершины Иды. Подобно киклопам — И. дактилям приписывалось постоянное занятие плавлением и ковкой различных металлов, которыми богата была Ида. Они считались также искусниками, выделывающими из металлов, силой волшебства, различные необыкновенные произведения. Отсюда их имя дактили, вероятно, являющееся в греч. яз. результатом народной этимологии какого-нибудь фригийского слова (Цицерон, "De nat. deorum", 3-16, передает их имя лат. digiti). Фригийских дактилей считалось три: Келмис, Дамнаменей и Акмон (Раскаляющий, Оковывающий и Наковальня — имена чисто греческие). Их часто смешивали с другими подобными духами, как, напр., с самофракийскими кабирами и куретами и корибантами, составлявшими свиту Реи Критской, отожествлявшейся с Кибелою. На Крите (а также в Олимпии, где были некоторые культовые заимствования с Крита) их считалось 5 и в числе их был Геракл. Иногда их считали 10 (5 мужских, 5 женских), 52, 100.

А. Щукарев.

Иделер, Карл Вильгельм

(Karl Wilhelm Ideler, 1795-1860) — профессор душевных болезней и директор психиатрической клиники при Берлинском университете с 1840 до смерти. Ему принадлежит множество статей и отдельных сочинений по психиатрии, в том числе руководство "Grundriss der Seelenheilkunde"), появившееся в 1838 г. По своим воззрениям на душевные болезни он является одним из представителей т. наз. психической, другими словами спиритуалистической школы; хотя он не отрицал значения мозга для душевной деятельности, но в помешательстве он видел преимущественно заблуждение самого духа и отчасти последствия необузданных страстей. Благодаря такому ненаучному направлению его трудов, они не имели существенного значения для развития психиатрии, и в истории ее он не играет выдающейся роли.

П. Розенбах.

Иделер, Христиан Людвиг

(Ideler) — астроном (1766-1846); в 1794 г. сделался астрономом для вычисления календаря в Пруссии, 1816-22 гг. был учителем принцев Вильгельма Фридриха и Карла, затем директором Кадетского корпуса; с 1821 г. был проф. в Берлине и в 1839 г. избран членом Франц. института. Его главн. труд "Lehrbuch der Chronologie". Дополнение к этому составляет "Die Zeitrechnung der Chinesen". Вместе с Нольте И. издал "Handbuch der franz. Sprache und Litteratur", к которому сын его прибавил 4-й том и введение ("Geschichte der altfranz. Litteratur bis auf Franz I"), а также к "Handbuch der englischen Sprache und Litteratur" написал третью часть, Д. Эшер — четвертую. Его старший сын, Юлий-Людвиг И. (1809 -42), изучал медицину, естеств. науки и математику. Написал: "Meteorologia veterum Graecorum et Romanorum", "Herampion", "Die Sage vom Schuss des Tell", издал соч. Аристотеля, коптскую псалтирь и "Einhard's Leben und Wandel Karls d. Gr.".

Иденсальми

(Idensalmi) — местечко в Куопиоской губернии, при системе озера Саймы, имеет около 900 жителей; ведет значительную торговлю. Вся сельская община И. к 1890 г. состояла из 19028 жителей, почти исключительно финнов: в окрестностях очень много живописных местностей. И. памятна по сражению, происходившему около нее в войну 1808-9 гг. — Весьма сильная по природе и укрепленная окопами позиция у И. была занята шведск. отрядом Сандельса. 15 октября 1808 г. она была атакована авангардом отряда ген. Тучкова, наступавшего к Улеаборгу. Передовые войска наши, предводимые ген.-л. кн. Долгоруким, ворвались в неприятельские укрепления, но, расстроившись во время нападения, не могли выдержать контратаки, которую Сандельс произвел на них с превосходными силами. Только прибытие ген. Тучкова с остальными войсками выручило отступавший в беспорядке авангард. Бой под И. стоил нам более 750 чел.; в числе убитых был и кн. Долгорукий.

См. "Рус. Старина" (1890, № 1).

Идентичность

— см. Тожество.

Идеография

(греч.) — см. Письмена.

Идеократия, идеократизм

— владычество идей, искусственный и малоупотребительный термин для обозначения общественного строя, основанного не на предании и не на материальных интересах, а на сознательных идеях.

Вc. С.

Идеология

— метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях. См. Destutt de Tracy, "Elements d'ideologie" (1801-15). К этому направлению примыкает школа Кузена. Слово И. в этом значении не сохранилось в философской терминологии. Более употребительно (особенно во Франции) другое значение, введенное Наполеоном I, который называл идеологами всех тех, которые на каких-нибудь принципиальных основаниях противились практическим требованиям текущей политики.

Вc. С.

Идеомоторные движения

— такие движения мускулов, которые человек производит бессознательно в то время, когда он себе живо их представляет; играют важную роль при чтения мыслей, столоверчения и т. п. явлениях, которые недавно еще казались необъяснимыми.

Идея, в мифологии

(Ίδαια) — 1) нимфа, родившая от речного бога Скамандра — Тевкра, царя Тевкров. 2) Дочь Дардана, вторая жена фракийского царя Фивея, побудившая его ослепить своих сыновей от первого брака, или сама их ослепившая. 3) = Идейская — прозвание фригийской "Великой Матери" (Кибелы).

Идея, в философии

— В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон, Неоплатонизм). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума — завершать высшим единством всякое рассудочное познание (см. Кант). У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И. с упразднением их ограниченности: его И. есть Платоновская сущность, но не вне процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в ceбе и из себя. — У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение: идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые представления.

Вл. С.

Иджма

(араб. "согласие") — в мусульманской теологии единогласное разрешение какого-либо вопроса веры или права всеми правоверными школами. Но в более строгом смысле под И. или джемает разумеются не противоречащие друг другу решения сподвижников пророка, к которым принадлежат первые 4 халифа.

Ср. Snouck Hurgronje, "Nieuwe Bijdragen tot de kennis van den Islam" (1883).

Иджтигад

(араб.) — термин мусульманского правоведения, означает юридический авторитет, которым пользуются решения законоведов; до некоторой степени соответствует jus respondendi римских юристов. Лицо, пользующееся И., называется муджтагид. Не за всеми этим и лицами И. признается в равной степени. Одни законоведы пользуются авторитетом в отношении основ (усуль, множеств, от асль — корень) права (фикг), в силу чего они признаются способными установить самостоятельную систему правоведения, т. е. основать школу (мазгаб). Эта первая степень И. считается величайшим даром благоволения, которое Аллах может оказать людям, и во всей истории ислама, кроме сподвижников пророка, нашлось только четыре лица, которые, по общепринятому мнению, достигли этой степени авторитета: Абу-Ханифа († 150 г. гиджры), Малик Ибн-Анас († 179 г. гиджры), Мухаммед Ибн-Идрис аш-Шафии († 204 г. гиджры) и Абу Абдалдах Ахмед Ибн-Ханбаль († 241 г. гиджры). Вторая степень иджтигада признается за учениками этих четырех имамов, разработавшими установленные последними начала (усуль) в полную систему. Их авторитет ограничивается, таким образом, второстепенными началами права (фуру, множ. от фар — ветвь); тем не менее, некоторые из этих законоведов второй степени своей разработкой частностей установленных начал (усуль) затмили своих имамов. Наконец, законоведы, пользующиеся И. третьей степени, признаются авторитетами только в отношении отдельных вопросов (месалат), которые представляются на их заключение и по которым они, исходя из начал, установленных вышеупомянутыми авторитетами, дают свое решение. К этой категории принадлежат почти все знаменитые законоведы в исламе: их-то сочинения, а не юристов первых двух категорий, служат в настоящее время основанием для судебных решений в мусульманских странах. Если представляется вопрос законоведами еще не разрешенный, или же мнения о нем юристов, пользующихся равным авторитетом, различны, то судья (кадий) тогда только может решить его самостоятельно, когда он сам пользуется некоторой степенью авторитета; в противном случае он должен испросить юридическое заключение у муфтия.

Ср. Казембек, "Введение к Мюхтасару-ль Викаьет" (Казань, 1845); фан-ден-Берг, "Осносные начала мусульманского права" (перев. с голл. В. Гиргаса, СПб., 1882, стр. 8-9).

Идизы

(в скандинавской литературе D î sin) — древнегерманские мифические существа, божественные девы, то появляющиеся как духи-хранители, то как враждебные силы. К ним относили также и норн, и валькирий; в стихотворном переложении Евангелия Отфридом и Дева Мария названа "Itis". В мерзебургских заклинаниях им приписывается сила задерживать войска, опутывать ковами неприятелей и вождей их и решать участь сражения. Им приносились жертвы на горах. Имя их составляет часть многих скандинавских собственных имен, как, напр., Freyd îs, Thôrdîs, Asdî s и др.

Идиллия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идинские горы

— в Иркутской губернии, между реками Белой и Окой. Начинаясь из узла Нуку-дабана, у горы Ботогол, направляются к С, вверх по течению р. Сороги, затем, повернув на СВ, служат водоразделом между бассейном pp. Оки и Белой. И. горы значительно ниже Тункинских и Китайских Альп и лишь в вершинах р. Сороги достигают до 6,5-7 тысяч фт.; горы имеют плоский гребень и довольно отлогие скаты, которые у берегов рек Оки и Белой нередко обрываются весьма круто. Вообще И. цепь гор камениста, прорезана болотистыми долинами (падями) и покрыта сплошной труднопроходимой тайгой. Высота и крутизна скатов значительно уменьшаются к московскому тракту, так что в ближайших к нему местностях горы переходит в плоскую возвышенность, местами представляющую даже степной характер.

См. "Maтериалы по исследованию землевладения и проч. Иркутской губ." (т. II, вып. I).

Идинское

(Верхне-Идинское или Тальяны) — село Иркутской губернии, Балаганского округа, Осинской волости, близ р. Иды, в 90 в. от окружного города. 142 дома, при 151 хозяйстве; жителей 1514 д. (774 мжч. и 740 жнщ.); надел состоит из 67 дес. усадебной земли, 1684,1 дес. — пахотной и 615 дес. — покосов; скота: крупного 750, мелкого 527 голов. Приходская школа, в которой обучалось 49 мальчиков и 11 девочек (1887-88 уч. г.). Лавок 5, мельниц 3, кузниц 6. Жители занимаются отчасти и звериным промыслом.

Ф. Ш.

Идинское инородческое ведомство

— Иркутской губернии, Балаганского округа, состоит из 29 родов бурят, кочующих по pp. Иде, Бурети, Тарасе, Осе, Кахе, Абусе, Кутанге и друг. притокам р. Ангары. В конце 1886 г. И. стенная дума закрыта и вместе с тем упразднено и звание "тайши", а вместо думы учреждены 5 управ, открытых в 1877 г.: Малькинская, Улейская, Бильчирская, Бо-ханская и Укырская.

Ф. Ш.

Идиобласты

(ботан.) — отдельные клеточки, резко отличающиеся от соседних клеток по своей форме, величине, утолщению оболочек или по содержимому. Наиболее распространены И., содержащие отложения щавелево-кальциевой соли (рафиды, друзы, одиночные крупные кристаллы и проч.), далее следуют И., играющие роль механических клеток, благодаря сильному утолщению своих стенок. Реже встречаются И., содержащие цистолиты, слизь и проч.

Идиом

(греч.) — дословно: своеобразность, обыкновенно отличительность языка; местное наречие, говор, произношение, свойственное известному обществу. Идиоматология — учение об идиомах.

Идиомата

(греч.) — свойства Иисуса Христа, обусловливаемые соединением в нем обеих природ. См. Иисус Христос.

Идионеврозы

— см. Кожа, болезни ее.

Идиопатия

идиопатический — термины, употребляемые в медицине для выражения самостоятельного характера какого-либо страдания, в отличие от симптоматического или симпатического (сочувственного) характера его. Так, напр., самостоятельное воспаление околоушной железы будет идиопатическое страдание, между тем, как осложняя какую-либо форму тифа, оно будет симпатическое заболевание. Воспаление желез при сифилисе будет симптоматическое заболевание, так как оно служит только симптомом другого, основного страдания. И. заболевания каких-либо органов или частей тела назыв. также первичными, так как они первые подверглись действию болезнетворного начала.

Г. М. Г.

Идиоплазма

— Исходя из того соображения, что влияние отцовского организма в смысле передачи своих наследственных свойств потомству является равносильным влиянию материнского организма, несмотря на громадную разницу в величине сперматозоида и яйца, Нэгели заключает, что не вся протоплазма половых элементов является носителем наследственных свойств. Ту часть протоплазмы, которая является таким носителем наследственных свойств организма, Нэгели называет идиоплазмой, и количество И. в мужских и женских половых элементах по его мнению одинаково. Определенность наследственных свойств зависит по мнению Нэгели от определенной структуры И.; изменения этой структуры ведут к изменению наследственных свойств.

Вейсманн развивает далее нэгелевские воззрения на И. Он ищет И. не в протоплазме, а в хроматиновом веществе ядра, которое считает носителем наследственности. Явления редукции хроматинового вещества в половом процессе заставляют Вейсманна предположить, что И. половых элементов ("зародышевая плазма") заключает в себе несколько комплексов частиц, каждый из которых достаточен для определения свойств целой особи. Такие комплексы зачатков Вейсманн называет идами. Иногда понятие об иде совпадает с понятием о хромосоме. Это по крайней мере следует предположить в тех случаях, когда наблюдаются простые хромосомы, т. е. не составленные из многих одинаковых более мелких образований. Так, можно отожествлять с идами мелкие хромосомы ракообразного Artemia salina, y которого хроматиновое вещество обособлено в 168 хромосом, имеющих вид маленьких зернышек. Когда обнаруживается строение хромосом из многочисленных зерен, Вейсманн склонен каждое зерно считать идом. Такие сложные хромосомы называются идантами. Далее, ряд фактов наследственности приводит Вейсманна к мысли, что свойства отдельных частей организма определяются в идах обособленными зачатками-"детерминантами". Эти детерминанты по предположению Вейсманна обладают различной величиной и различной сложностью строения в зависимости от того, представителем какой части особи является данная детерминанта. В тех случаях, когда детерминанта, как у одноклетных организмов, определяет лишь известную часть клеточки, ею могла бы быть отдельная "биофора" идиоплазмы; у многоклетных организмов детерминанты, по гипотезе Вейсманна, состоят из группы "биофор". Этот последний термин Вейсманн ввел для обозначения мельчайших частичек живого вещества. Как биофоры, так и детерминанты способны питаться, расти и размножаться делением.

Ср. С. Naegeli, "Mechanisch-physiologische Th eorie der Abstammungslehre"; Weismann, "Die Descendenztheorie u. Amphimixis".

B. Apи.

Идиорритмы

(греч.) — особый разряд греческих монастырей. В И. монахи могут владеть личной собственностью, общее здесь только жилище и богослужение, во всем остальном каждый монах живет по своему личному усмотрению. Такая организация монастырей, идущая в разрез с церковными правилами, появилась в конце Средних веков. И. управляются или игуменом или комитетом из монахов. Вообще уклад жизни в И. менее строг, чем в киновиях, зато в них более процветают науки и искусства. К числу И. принадлежат богатейшие монастыри Афона (см.), монастырь на Патмосе и др.

Идиосинкразия

— наблюдаемое иногда своеобразное свойство иных организмов реагировать на некоторые раздражения совершенно необычным образом. Так, напр., встречаются лица, у которых, после употребления раков, появляется крапивная лихорадка, иногда резь, рвота, понос. Другие не переносят земляники, грибов, особенно сморчков, спаржи, даже смородины и малины. Третьи не переносят некоторых лекарств в самых ничтожных размерах (сулемы, морфия, хинина, висмута). И. наблюдается иногда даже у животных; так, напр., иногда овцы и рогатый скот не переносят днем гречихи. Идиосинкразия объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и обнаруживается не только как отраженное явление при внутреннем употреблении некоторых веществ: к идиосинкразии нужно отнести появление у иных субъектов головной боли, тошноты и даже рвоты от яркого, по преимуществу красного и желтого, света или при быстрой езде мимо бело-окрашенного палисадника. У других простая камерная музыка вызывает дрожь, судорожную зевоту, судорожный плач; иногда взгляд на известных животных, пауков, жаб, вызывает рожистые воспаления кожи (рожа от испуга); сильный запах, как-то мускуса, пачули, жасмина, померанца, даже розы вызывает мигрень с ее последствиями; у иных дотрагивание к плюшу, к мокрому и затем высохшему бархату и, в особенности, к известке на стене может вызвать припадки головокружения и даже судорог. И. встречается преимущественно у нервных людей и особенно при условиях, когда нервная возбудимость особенно повышена, при болезнях, в периоде выздоровления, во время регул, при беременности и всего чаще у истеричных. С возрастом И. обыкновенно проходит, хотя иногда появляется даже у пожилых. Случается, что она на время исчезает, а затем вновь появляется. Лечение находится в связи с общим состоянием организма. В большинстве случаев наилучшие результаты получаются при укрепляющем лечении.

Г. М. Г.

Идиот

(греч.) — слово это первоначально означало отдельную личность в противоположность государству. У древних греков И. преимущественно назывался тот, кто не принимал участия в государственных делах, т. е. с одной стороны частное лицо в противоположность государственному деятелю, с другой же стороны — несведущий человек, человек толпы в противоположность сведущему, посвященному, необразованный человек в противоположность образованному. Римляне разумели под И. незнающего, неопытного человека, невежду и бездарность в науках и искусствах. В настоящее время слово это обыкновенно употребляется для означения человека слабоумного, страдающего

идиотизмом (см.).

Идиотизм, в психиатрии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идиотизм, в языкознании

(греч.) — собственно склад речи необразованного человека (см. Идиот). В языкознании под И. разумеют обыкновенно своеобразности в оборотах и выражении, которыми один язык или диалект отличается от другого.

Идиотникон

(греч.) — в Византии частная казна императора; затем сборник идиотизмов языка.

Идиоэлектрические и анэлектрические тела

— Первые из них (смолы, стекло и др.) электризуются при трении, а вторые (металлы и проч.) нет. Так разделялись тела по отношению к их способности электризоваться при трении, пока опытами Грея (Gray) в 1727—29 гг., Дифе (Dufay) в 1733 г. и Дезагюлье (Desaguliers) в 1739 г. не было окончательно доказано, что все тела способны электризоваться, если они надлежащим образом уединены, и что, поэтому, тела должны быть разделены по отношению к электричеству только на дурные и хорошие проводники электричества.

Н. Г.

Идиставизо

— известная победой Германика над Арминием долина при реке Везер. Тацит описывает И. как плоский берег Везера между рекой и соседними холмами или горами. Предполагают, что И. находилась выше нынешнего Мюндена, недалеко от Вестфальских ворот. Название И. чаще всего толкуется по Иакову Гримму как "Долина дев": "Idissiaviso" ("Abh. d. Berl. Akad.", 1842).

Ср. Идизы.

Идит

— см. Гекситы.

Идмон

(Ίδμων). — Предсказатель, сын Аполлона и Астерии, или Кирены, совершивший путешествие вместе с Аргонавтами, несмотря на то, что ему была предсказана смерть на этом пути. Он умер в земле Мариандинов: по одним от болезни, по другим — ужаленный змеею, по третьим — растерзанный диким вепрем. Когда в 559 г. мегарцы и виотийцы основывали Гераклею Понтийскую — они построили, по повелению Аполлона, гробницу над могилой прорицателя, и почитали его, как покровителя.

А. Щ.

Идоза

С 6 Н 12 О 6 — одна из стереоизомерных альдогексоз СН 2 ОH(СН.ОН) 4 СОН, известна в форме двух (d и l) оптич. модификаций, получаемых (Фишер) воcстановлением лактонов соотв. идоновых кисл. (см.). И. (d и l) сиропообразны, не бродят, при воcстановлении дают идит (см.), а при окислении идоновые и идосахарные кисл. (см.). d- И. получена также изомеризацией d- гулозы и d- сорбинозы под влиянием щелочи (Лобри де Брюен).

Идокраз

— см. Везувиан.

Идол

(είδολον — букв. маленький вид, изображеньице) — так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально И. в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (И. в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к И., как к орудиям в посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3) в переносном смысле слово И. употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение; 4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию — idola tribus, i. specus, i. fori, i. theatri (см. Бакон).

Вл. С.

Идолопоклонство

— см. Идол.

Идоменей

(Ίδομενεύς) — внук Миноса, с. Девкалиона, царь критский. Будучи одним из числа 80 женихов Елены — И. принял, в силу заключенного ими между собой условия, участие в троянской войне. В Илиаде он, с своим спутником Мерионом, упоминается весьма часто, как один из царей, принимающих наиболее живое участие в битвах и выше всех других почитаемый Агамемноном. Разъединительной критике (в особенности "Christ. Iliadis carmina sejuncta emendata" (Лейпц., 1884) удалось довольно убедительно показать, что И. фигурирует в местах, вставленных в поэму сравнительно поздно и что древняя Илиада не знала И. По Одиссее (III, 191) И. счастливо возвратился домой, по более поздним источникам, — он блуждал, изгнанный с острова моровой язвой, постигшей его за то, что он принес богам в жертву собственного сына. Эти поздние сказания приводят И. в Калабрию, в землю Саллентинскую, где он строит храм Афины, и затем в Колофон, где он доживает свою старость близ святилища Аполлона Кларосского. Там на горе Керкафе показывали и его могилу. Но критяне уверяли, что И. ум. на их острове и тоже показывали его могилу.

А. Щ.

Идоновая кислота

— С 6 Н 12 О 7 = СН 2 ОН(СН.ОН) 4 СООН. (d- И. кисл. получена изомеризацией гулоновой кисл. (см. Глюкозы) под влиянием пиридина при 140°, а l- И. кисл. — синтезом из ксилозы (см.) и HCN. Обе модификации сиропообразны.

Идосахарная кислота

— см. Слизевые и сахарные кислоты.

Идрак

(Жан-Мари-Антуан Idrac, 1849-1884) — выдающийся французский скульптор; сюжеты брал преимущественно из мифологии. Ивестна его статуя Саламбо (по роману Флобера).

Идрар-Ндерен

— см. Атлас.

Идриалин

— белый ископаем. углеводород состава С 3H2 с небольшим количеством О; в смешении с киноварью, откуда извлекается скипидаром. Идрия в Крайне.

Идрил

— см. Углеводороды ароматические.

Идрис Бидлиси

— турецкий историк конца XV и начала XVI вв. Родом персиянин, И. служил у одного из персидских шахов, а потом переселился ко двору турецкого султана Баязида II, который поручил ему написать историю Османской династии. Преданность Баязиду И. перенес и на сына его Селима, которому сопутствовал в походе против своего отечества. За содействие при покорении Курдистана был назначен его губернатором. Историю Османской династии И. Бидлиси написал по-персидски, под заглавием: "Гешти бегишт" ("Восемь парадизов", по числу султанов династии) — сплошной панегирик Османской династии. Переложено было тогда же на турецкий язык.

Идриси

(Абу-Абдаллах Мухаммед, аль-Шефир аль-И., также эль-Эдриси) — арабский географ, происходил из рода Идрисидов (см.), род. в Цеуте около 1100 г.; в ранней молодости отправился в Кордову, объездил часть Испании, сев. Африку и Малую Азию, впоследствии принял приглашение короля Сицилии, Рожера II, по поручению которого составил в 1154 г. обширный географический труд, служивший объяснительным текстом к семи серебряным картам, посвященным тому же Рожеру II. При составлении его И. руководствовался как собственными наблюдениями, так и описаниями путешественников, а равно показаниями еврейских, арабских, франкских и особенно греческих купцов. Свои известия о русских И. составил по сказаниям Ибн-Хаукаля (см.) и аль-Джайгани, писателя конца IX или начала Х века, сочинения которого до нас не дошли. Особенно важны сведения, заимствованные у аль-Джайгани, о разделении руссов на три племени и о существовании, кроме Киева и Новгорода, еще третьего города, в котором Гаркави ("Труды III археологического съезда", т. I, стр. 345-352) усматривает Смоленск. Извлечения из труда И. напечатаны в Риме в 1592-1597 гг., отдельные части издали: I. M. Hartmann ("Africa", Геттинген, 1796; "Hispania", т. 1 и 2, Марбург, 1802), Rosenm ü ller ("Syria", Лпц. 1828), Gildemeister ("Palaestina et Syria", в "Analecta arabica", т. III, Бонн, 1885), Dozy et de Goeje ("Description de l'Afrique et de l'Espagne", Лейд. 1866), Amari et Coelest. Schiaparelli (Рим, 1878 — часть, относящуюся к Италии). Извлечения в латинском переводе напеч. марониты Gabriel Sionita et Johs. Hesronita, под заглавием: "Geographia Nubiensis" (Пар., 1619). A. Jaubert дал полный французский перевод, но во многих отношениях неудовлетворительный (2 т., Париж, 1836-40).

Ср. W. Tomaschek, "Die Handelswege im XII J. nach den Erkundigungen des Arabers Idr îsî" ("Sitzungsberichte der Wiener Akd. d. Wiss., phil-hist. Classe", Bd. 113, 1886); его же, "Zur Kunde der H ä mus-Halbinsel" (2 т. Вена, 1881-86); "Archiv f ür slav. Philologie", (hersg. von Jagi č, Bd. 10, 1887, 317 ff.). И в области медицины и ботаники И. также выступил самостоятельным исследователем. Год его смерти неизвестен.

Идрисиды

или Эдрисиды — арабская династия на западе северной Африки в 791-926 гг. Основатель ее Идрис, потомок Али, бежал в 784 г. от преследований Аббасидов в сев.-зап. Африку, где многие берберийские пленена, одни добровольно, другие вынужденные силой оружия, а равно князья Тлемсена, признали его имамом. После непродолжительного царствования он, по поручению Гарун-аль-Рашида, был отравлен в 791 г. Его единственный сын, Идрис II, род. после смерти отца, основал столицу Фец, расширил границы своего государства и ум. в 829 г. При сыне и преемнике его Мохаммеде царство И. было разделено между сыновьями Идриса II, что и послужило причиной его падения. В 916 г. Ягия, славившийся мудростью, был лишен престола основателем династии Фатимидов. Преемник его Газан в 926 г. вновь овладел Фецом, но не мог противостоять Фатимидам. Только некоторые прибрежные города остались еще на короткое время во власти И., но при этом они находились в зависимости от испан. Омайядов или от Фатимидов.

Идрия

(Idria, у словинцев Uydrga) — горный г. в Крайне, в чрезвычайно живописной котловине, орошаемой р. Идрицей. Население (словинцы, около 5000 чел., в 1890 г.) занимается производством полотен и кружев, а также гонит можжевеловую водку. Особенно важны ртутные рудники, открытые в 1490 или 1497 гг. Горное дело, которым здесь занято ок. 1500 ч ., с 1814 по 1880 г. дало госуд. дохода 24000000 гульд. Из встречающихся здесь минералов следует упомянуть идриалит, который считается главнейшей причиной довольно частых прежде в рудниках пожаров. Еще в 1510 г. город был занят венецианцами, которые, однако, уже императором Максимилианом I были прогнаны из города; затем в 1797, 1805 и 1809 гг. город попадал во власть французов, а в 1813 г. достался австрийцам. Наполеон I подарил здешние рудники ордену de trois toisons d'or, который он в 1809 г. основал в Шенбрунне.

Ср. Hitzinger, "Das Quecksilberbergwerk I." (1860) и "Das Quecksilberbergwerk zu I." (Вена, 1881). Горная область И. составляет часть Карста, который лежит между Изонцо, Лайбахом и Адельсбергом, к югу от Юльских Альп. Она состоит из известняка и доломита и достигает высоты в Тернованском лесу более 1400 м.

Ир. П.

Идропарастаты

— см. Водопричастники.

Идс

(Б. Джеймс Eads) — aмepиканский инженер (1821-1887), известный своими смелыми работами. Не имея и 22 лет, И. выстроил по своему проекту лодку, соединенную с водолазным колоколом для спасения груза затонувших пароходов. Этим изобретением составил себе большое состояние. В 1861 г. был приглашен в Вашингтон для составления проекта броненосца. Выработка проекта и постройка 8-ми броненосцев заняла всего 100 дней, при чем пришлось выстроить для этого и часть мастерских. На двух канонерских лодках, тоже им же построенных, в первый раз применена была паровая сила для поворачивания башен с пушками, находящихся на лодках. Около Сент-Люиса, на р. Миссисипи, выстроил мост. Одной из самых замечательных работ Идса было удаление бара (см.) при устье р. Миссисипи. Южный рукав этой реки представлял собой характерную черту рек, впадающих в море, где нет прилива и отлива. Поперечная его профиль, совершенно однообразная на протяжении до 15 вер., изменялась так: берега, образуемые рекою, постоянно удалялись один от другого по течению и постепенно понижались по мере приближения к морю, с которыми, наконец, сливались на нулевой точке; одновременно с этим дно реки приподымалось с обратным уклоном, вершина наноса находилась в расстоянии нескольких верст от устья. Идея И. состояла в следующем: искусственным продолжением берегов реки, посредством устройства двух параллельных дамб, образовать течение, которое должно быть столь сильно, чтобы вынести в море весь нанос, образующий бар, на требуемую глубину. Вынесенный ил образует, конечно, отложения для нового бара, но уже в море, на что потребуется много десятков лет, в продолжение которых представится возможность пользоваться рекою для плавания кораблей. Предприятие это было частными средствами блестяще выполнено И. На том месте, где прежде был бар, — глубина реки теперь 30 фт., т. е. такая, какая нужна для самых больших океанских кораблей. В последнее время И. был очень занят мыслью об устройстве железной дороги для перевозки морских судов через Тегуантенский перешеек.

Э. Ф.

Идумейская династия

— дом Иродов (см.), родоначальником которых был идумеянин Антипатр или Антипа, которого Помпеи сделал прокуратором Иудеи.

Идумея

— см. Едом.

Идунна

— 176-й астероид.

Идунь

(Idhun, также Iduna) — богиня северогерманской мифологии, дочь карлика Ивальди, супруга Браги, бога поэзии, известна как хранительница яблок, от обладания которыми зависела вечная юность богов. Исполин Тиаци заставил плененного им Локи предать ему И. вместе с этими яблоками, но вскоре Локи вновь приобрел их для богов. Местопребыванием И. служил Бруннакр, т. е. поле колодцев, царство всеоживляющих колодцев молодости.

Иды

(лат. Idus, от этруск, iduare — делить) — у древних римлян назывался так день в середине месяца (приблизительно полнолуние). В зависимости от различной длины месяца, И. в марте, мае, июле и октябре приходились на 15, а в остальных месяцах на 13 число. И. были посвящены Юпитеру, которому в тот день Flamen Dialis приносил в жертву овцу. См. Календарь.

Идэн, pека в Англии

(Eden) — река в Англии, вытекает из Вестморланда и впадает в Солвэй-Фёрт.

Идэн, порт в Австралии

(Eden) — порт в Новом Южном Валлисе, у Туфольдского залива, с большой и безопасной гаванью. Жителей 300.

Идэн, река в Шотландии

(Eden) — река в Шотландии, в графстве Файф, впадает в залив Св. Андрея в Северном море.

Иев Попович

— один из русских богатырей (храбров), существование которого засвидетельствовано летописью. Он участвовал в липецкой битве (1216). "Полное собрание русских летописей" (X, 75).

Иевлев, Василий Трофимович

— капитан артиллерии, переводчик трагедий Вольтера: "Брут" (М., 1783) и "Смерть Цесарева" (М., 1777; 2-е изд., 1787).

Иевлев, Николай Васильевич

— даровитый русский карикатурист. Сотрудничал во многих сатирических журналах: "Искра", Иллюстрация", "Иллюстрир. Газета", "Гудок" и др. Из отдельных изданий ему принадлежат: "Рисунки к стихотворениям Н. А. Некрасова" (СПб., 1864—1865., 2 тетр.), составленные вместе с А. Лебедевым, и "Шутки художника". Ум. от чахотки на 32 г. жизни, в 1866 г. (см. "Иллюстр. Газета", 1866, № 6).

Иевлевы

— русские дворянские роды. Предок одного из них, Василий И., новгородский дворянин, пожалован поместьями при вел. кн. Василии Васильевиче. Клементий И. был послом в Швеции (1655) и Персии (1667). В XVII в. многие И. были воеводами, стольниками и стряпчими. Род этот внесен в VI ч. родосл. кн. Тульской губ. (Гербовник, VII, 38). Другие роды И. — числом 16 — позднейшего происхождения.

В. Р.

Иевосфей

— младший сын царя Саула, оставшийся живым после погрома при Гелвуе, где погибли его отец и старшие братья. По смерти Саула, он приверженцами последнего провозглашен был царем, но все симпатии народа были на стороне Давида, и И. скоро погиб от руки своих военачальников (2 Цар. II и III гл.).

А. Л.

Иевские

— русский дворянский род, происходящий от Ивана И., служившего при Дмитрии Донском по Кашире. Трое И. убиты в сражениях. Род И. внесен в VI и II ч. родосл. кн. Воронежской и Тульской губ.

Иевские слои

(геолог.) — отложения в Лифляндии и Эстляндии, относящиеся к нижнему отделу силурийской системы (см.) с характерным плеченогим Orthisina anomala.

Иевус

— укрепленный город палестинского племени йевусеев (см. Иевусей).

Иевусей

— внук Хама через Ханаана, родоначальник ханаанского племени иевусеев. Это было горное племя, имевшее укрепленный город на горе Сионе, и хотя оно покорено было Иисусом Навином при общем завоевании Палестины, однако продолжало сохранять отчасти свою независимость. Только когда Давид окончательно взял их крепость Иевус (2 Цар. V) и сделал ее столицей своего царства, под названием города Давидова (Иерусалима), иевусеи вполне потеряли свою политическую самостоятельность и поглощены были народом иудейским.

А. Л.

Иегова

(по-евр. הוהי) — одно из священнейших имен Бога в Ветхом Завете; у евреев оно называлось гашем, "именем" по преимуществу, единственным, не произносимым для людей (шем-гамфораш). По общепринятому объяснению, оно происходит от слова гав à, или гай à, — "быть" и заключает в себе понятие безусловной самобытности, предвечного бытия и совершенства во всех отношениях. У евреев оно считалось настолько священным, что они считали святотатством произносить его, и потому впоследствии забыли его истинное произношение: составлявшие его четыре священных буквы произносились ими с помощью пунктуации, заимствованной из других имен Бога — Адонай, Елогим. LXX переводчиков всегда передают הוהי словом ό Κύριος, которое в слав. и русской Библии выражается словом "Господь". Что касается истинного его произношения, то в этом отношении мнения расходятся. Во всяком случае форма И. — не единственная; рядом с ней, особенно в новейшее время, все более входит в употребление другая форма — Jabe, Jahveh, в пользу которой имеются древние свидетельства бл. Феодорита (Ίαβέ) и Климента Александрийского (Ίαουέ). По библейскому повествованию (Исх. VI, 3), под этим именем Бог впервые открылся Моисею, а дотоле Бог открывался под другими именами. Но это не значит, чтобы действительно это имя впервые стало известным евр. народу только с этого времени. В действительности оно известно было патриархам и раньше, но скорее в общем, космическом смысле Божества, а с этого времени оно сделалось знаменем национальной религии евреев или, лучше сказать, выражением их особого отношения к Богу, как народа избранного. Вполне неосновательны те теории, по которым имя И. имеет египетское происхождение. В качестве составного слова оно встречается во множестве собственных имен, начиная с древнейшего времени (так, напр., оно звучит в имени матери Моисея, Иохаведы — Иcx. VI, 20). По своему внутреннему значению И. отличается от Елогима тем, что последнее имя заключает в себе идею космического всебытия и творчества, а первое выражает преимущественно идею Бога в его отношении к людям, идею Промышления Божия о судьбе человечества и в частности избранного народа Божия.

См. ст. Oehler'a под словом Jehova в энциклопедии Герцога, а также в "Liter. Anzeig." (1832, № № 27—30), Ebrard, "Das Alter des Jehovauamens", в "Hist. theol. Zeitschr. von Niedner" (1849, IV); Kurz, "Geschichte d. A. Bundes" (т. I); Röth, "Die egyptische und zoroastr. Glaubenslehre"; статьи J. Soury в "Revue des deux Mondes" за 1872 г.; исследование голландского ученого Tiele в его "Руководстве к истории религий" и пр.

А. Л.

Иеговист

— название одного из предполагаемых авторов Пятикнижия Моисеева, с точки зрения библейско-исторической критики. По этой теории Пятикнижие состоит из двух документов, составленных двумя независимыми авторами и объединенных между собой позднейшим редактором. Каждый из этих документов отличается тем, что в нем употребляется исключительно одно какое-нибудь из двух библейских названий Бога — Елогим или Иегова, вследствие чего и авторы предполагаемых документов называются елогистами и И. Родоначальником этой теории был француз Жан Астрюк, протестантский пастор, перешедший после отмены Нантского эдикта в католицизм, известный в свое время медик, в 1743 г. причисленный к медицинскому факультету в Париже. Свои догадки он изложил в сочинении: " Conjectures sur les mémoires originaux dont il parait que Moyse s'est servi" (Брюссель, 1753), которое и сделалось исходной точкой для последующих критических работ в этом направлении. Теперь эта теория получила широкое развитие на Западе и критическая школа считает ее своим ценным достоянием, хотя она и доселе связана с такими затруднениями, что положительная богословская наука не может принять ее (см. под слов. Пятикнижие). Чтобы наглядно показать, как чередуются документы елогиста и иеговиста, возьмем первые XI глав книги Бытия, обнимающей историю первобытного мира. Из них гл. I и три стиха II главы приписываются елогисту, так как в них употребляется одно только Елогим — 35 раз; II, 4 — III, 2 4 совместно Иегова-Елогим 20 раз, и одно Елогим 3 раза; в IV гл. только Иегова 10 раз, Елогим 1 раз; V — Елогим 3 раза, то же с членом (га-Елогим) 2 раза и Иегова 1 раз; VI гл. 1—8 ст. Иегова 5 раз, га-Елогим 2 раза; VI, 9 — IX, 29 Иегова 7 раз, Елогим 15, га-Елогим 2; X—XI Иегова 7 раз.

А. Л.

Иегу

— имя нескольких библейских личностей (1 Парал. IV, 35; XII, 3), из которых более других известен царь израильский, имя которого в русском переводе читается в форме Йиуй (см).

Иегуда га-Леви

(по-арабски: Абу'ль-Хассан аль-Лави) — сын Самуила, величайший национальный поэт евреев послебиблейского времени и выдающийся мыслитель. Родившись между 1080—86 г. в Толедо, он молодость провел в арабской Испании, где изучал богословие, медицину и греческо-арабскую философию. Был медиком в Толедо, потом переселился в Кордову. Уже в преклонном возрасте предпринял паломничество в Палестину. Дошел ли он до св. Земли — неизвестно, так как сведения о нем, которые могут быть извлекаемы из его стихотворений, обрываются с момента отъезда его из Египта. Народная легенда повествует, что он испустил дух у врат св. града, где был растоптан конем арабского всадника, в тот самый момент, когда произнес последний стих знаменитой своей "Сионской элегии" (она до сих пор читается евреями в годовщину разрушения храма). И. был "поэтом Божьей милостью", как его называет Гейне (Romanzero, "Jehuda ben Halevi"). В его поэзии соединяются изящество формы с глубокой задушевностью и искренностью чувства. Первоначально жизнерадостная и светская, она впоследствии воспевает израильский народ, его бесконечные страдания, Палестину, как землю священных воспоминаний и восторженных надежд. Тем же национально-патриотическим духом проникнуто его религиозно-философское сочинение, написанное по-арабски: "Книга доказательства и довода в защиту униженной веры" и названное в еврейском переводе "Сефер Хазари" ("Хазарская книга"). Оно имеет форму диалога между хазарским хаганом и ученым евреем и разбирает все известные в то время философские системы. Отношение И. га-Леви к философии отрицательное. Разум, предоставленный самому себе, не может дойти до познания истин, ставших нам известными благодаря откровению Божию. Хотя откровение не учит ничему, что не могло бы быть согласовано с разумом, но только одна глубокая вера и высоконравственная жизнь делает человека способным вполне постигать открытые истины и проникаться ими. Полного издания стихотворений (всего их сохранилось около тысячи) до сих пор еще не имеется. Два сборника издал Луццато: " Betulath bath Jehuda" (Прага, 1841) и " Divan " (Лик, 1864). Сборник С. Филиппа: " Beth ha-Bechija J." (Львов, 1888) и издаваемое в Варшаве, под редакцией А. Я. Гаркави, "Собрание стихотворений И. Галеви" (т. 1, 1893) содержат только уже известные стихотворения. Многие стихотворения И. переведены на разные европейские языки: Geiger, "Divan des J. ha-Levi" (Бреславль, 1851); "Nachgelassene Schriften" (В., 1876, III); Sulzbach, "Dichterklänge aus Spaniens besseren Tagen " (Франкф. - на -M., 1873); S. Heller, "Die echten hebräischen Melodien" (Трир, 1893); Salvatore de Benedetti, "Canzoniere sacro di Giuda Levita". Особенно часто переводилась "сионская элегия" (сионида), между прочим — Гердером и Мендельсоном. Религиозно-философское сочинение И. переведено на языки латинский (Базель, 1660), испанский (Амстердам, 1663) и немецкий (Лпц., 1841—43). Немецкий перевод с оригинала сделал И. Гиршфельд (Бреславль, 1885), издавший также арабский текст, с исправленным еврейским переводом ибн-Тиббона (Лпц., 1887).

Литература. M. Sachs, "Die religiöse Poesie der Juden in Spanien" (Берлин 1845): Zunz, "Literaturgeschichte der synagogalen Poesie" (Б., 1865); Landshath, "Onomasticon auctorum hymnorum hebraeorum" (Б., 1857); D. Kaufmann, "Jehuda ha-Levi " (1877); А. Я. Гаркави ("Восход" 1881, книга IV); Frankl Grun, "Die Ethik des Jehuda ha-Levi" (1885).

Я. И.

Иегудиил

— имя одного из семи архангелов (см. Ангел).

Иедидия

(евр. "возлюбленный Богом") — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Божия к его отцу Давиду, после принесенного им глубокого раскаяния в своем греховном падении (2 Пар. XII, 24—25).

Иезавель

— жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Ефваала, или Этбаала, который достиг престола через убийство брата. Дочь унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность культу Астарты, жрецом которой некогда был ее отец. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и порешила водворить в израильском народе свое идолопоклонство. Ахав вполне подпал ее влиянию; по ее настоянию в Самарии построен был храм и жертвенник Ваалу, а также устроена дубрава для оргий в честь Астарты. При дворе И. заведен был целый штат служителей нового культа; религии Иеговы грозила полная гибель, если бы на защиту ее не выступил пророк Илия, борьба которого с И. составляет одну из поразительнейших страниц библейской истории (3 Цар., гл. XVIII и XIX). Жестокая несправедливость И. особенно проявилась в деле о винограднике Навуфея (3 Цар. XXI, 1—16), но этим она переполнила чашу своих беззаконий: выброшенная из окна, она была растоптана всадниками и растерзана собаками (4 Цар., гл. IX). Имя И. сделалось впоследствии синонимом всякого нечестия (Апок. II, 20).

А. Л.

Иезекииль

— один из четырех великих пророков Ветхого Завета. Он происходил из священнического рода к за 11 лет до разрушения Иерусалима Навуходоносором уведен был в вавилонский плен, вместе с царем Иехонией и другими знатными лицами. Поселившись в Тель-Авиве, при реке Ховаре, он женился и обзавелся домом, но в пятый год своего плена был призван к пророческому служению, которому и посвятил всю свою последующую жизнь. По древнему преданию, он был убит одним из иудейских князей за изобличение его в идолопоклонстве. Живя в период тягчайших испытаний для народа израильского, он с замирающим сердцем следил за событиями, предшествовавшими падению Иерусалима; предвидя неминуемую гибель города, он подготовлял к ней народ, утешая его, в то же время, надеждой на освобождение из плена и укрепляя веру в Мессию, как истинного сына Давидова. Пророчества И. отличаются богатством таинственных символов и видений. К служению пророческому он призван был видением, в котором предстал перед ним божественный муж, на таинственном престоле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых животных. Дар пророчества воспринят был им чрез съедение книжного свитка, на котором значилась надпись: "плач, и стон, и горе". Величественное видение поля с иссохшими костями, восставшими к новой жизни, было наглядным изображением восстановления и освобождения изр. народа. Пророчества И. заканчиваются видением нового храма, нового Иерусалима и нового раздела земли Обетованной. Все эти символы и видения имели в виду пробуждение народа, который или относился равнодушно к простым проповедническим речам, или слушал пророка лишь как "забавного певца с приятным голосом и хорошо играющего музыканта". История жизни И. и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем и занимающей третье место в ряду книг великих пророков. Она состоит из XLVIII глав. Стиль ее чрезвычайно своеобразен. Заметна наклонность подражать Пятикнижию Моисееву (что может служить доказательством глубокого изучения пророком св. Писания), но время брало свое и в его языке весьма чувствителен элемент арамейский, как неизгладимый след влияния вавилонского плена на народ. Подлинность и канонический характер книги никогда не подвергались серьезному отрицанию.

См. соч. Иеронима т. XXV, Феодорита Кирского т. LXXXI и др. (в изд. Миня); Hävernick, "Commentar zu Ezechiel" (1843); Keil, "Der Prophet Ezechiel" (1886); Currey, "Ezechiel, Commentary and critical notes" (Л., 1876); Trochon, "Ezechiel" (1880).

А. Л.

Иезекииль Курцевич

— князь, епископ владимиро-волынский, посвящен в 1621 г. иерусалимским патриархом Феофаном. Польское правительство не признало этого посвящения и хотело заключить И. Курцевича в тюрьму. В 1624 г. он ушел в Москву и умер в 1626 г., в сане архиепископа суздальского.

Иезраель

или Иезреель — палестинский город колена Иссахарова. Во время крестовых походов здесь был город Gerinum parvum.

Иезуаты блаженного Иеронима

(слуги Иисуса, конгрегация апостолических клириков блаженного Иеронима) — члены религиозно-светского общества, для призрения бедных и больных; основано в 1365 г. в Сиенне Иоанном Коломбини и Францом Мино, в 1377 г. утверждено папой Урбаном V. Первоначальные слегка видоизмененные бенедиктинские правила были впоследствии заменены правилами св. Августина. С 1606 г. принимались в члены конгрегации и священники. В 1668 г. она упразднена папой Климентом IX, ввиду того, что Венецианская республика желала воспользоваться ее обширными богатствами для продолжения войны с турками. Женская ветвь этой конгрегации (йезуатинки), основанная Катариной Коломбини, поныне существует в Италии.

Ср. Pösl, "Leben des seligen Job. Colombini aus Siena" (Регенсб., 1846).

Предыдущая страница Следующая страница