Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "И" (часть 6, Иез - Иза)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "И" (часть 6, Иез - Иза)

Предыдущая страница Следующая страница

Иезуитинки

(лат. Jesuitissae) — Под этим именем известно несколько конгрегаций монахинь. Впервые пыталась основать женскую ветвь иезуитского ордена Изабелла Росселла, которая во время пребывания Лойолы в Барселоне была его благодетельницей и вместе с двумя другими дамами в Риме выхлопотала у папы Павла III буллу, отдавшую их под духовное руководительство Лойолы, против воли последнего. В 1549 г. Лойола исходатайствовал у папы для своего ордена привилегию, по которой на иезуитов никогда не должно быть возлагаемо руководительство монахинями. В 1609 г. англичанка Мария Вард († 1645) основала, по образцу иезуитского ордена, женскую конгрегацию И., но конгрегация эта не была утверждена папой и в 1630 г. уничтожена буллой Урбана VIII. Бывшие И. организовали в Баварии общество английских девушек (Englische Fräulein, Institut Mariä), для воспитания девушек, признанное папой Климентом XI в 1703 г. В 1749 г. Бенедикт XIV категорически высказался против всякого восстановления ордена И.; тем не менее английские девушки считают своей основательницей Марию Вард. В 1808 г. орден англ. девушек изгнан из Баварии, но в 1835 г. восстановлен. Кроме Баварии, английские девушки особенно распространены в Австрии, существуют и в Англии. По правилам английских девушек действуют в Англии и Ирландии и лоретские сестры.

Ср. Leitner, "Geschichte der Englischen Fraulein" (Регенсб., 1869).

Иезуитка

(рогуля) — вилообразное раздвоение ствола дерева в верхней части, происходящее от потери или повреждения верхушечной почки и двух боковых, образующих ветви; часто встречается у ясеня и кленов.

Иезуитский орех

— см. Рогатый орех или трапа.

Иезуитский порошок

— см. Хинная корка.

Иезуитский стиль

— искаженный барок (см. Стиль Возрождения), который иезуиты, под влиянием Борромини и Поццо, приняли в XVII в. в своих церковных постройках; характеризуется пышным нагромождением декораций при убогости фантазии в композиции целого. В И. коллегиях архитектура преподавалась лишь как часть математики, в духе классицизма, по указаниям Виньолы (см. соотв. статью). Образцы И. стиля: црк. del Gesù в Риме, заложенная в 1568—75 гг., но разукрашенная гораздо позднее, и великолепная црк. св. Михаила в Мюнхене (1582—97).

Иезуитский фарфор

— японский фарфор второй половины XVI в., который, по поручению иезуитов миссионеров, был разрисован изображениями мадонны, святых, христианских эмблем и т. п. По изгнании иезуитов подвергнут был уничтожению, вследствие чего ныне составляет керамическую редкость.

Иезуитский чай

или парагвайский (Ileх paraguajensis Lamb.) — см. Индийский чай.

Иезуиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иезус-Мария

(Jesus-Maria) — 1) поселение в южно-американской республике Аргентине, в провинции Санта-Фе, на правом берегу рукава нижней Параны; быстро растет; 2) г. южно-американской республики Колумбии, в штате Сантандер; 1927 м над уровнем моря, ок. 20000 жит.; 3) один из принадлежащих Германии островов Адмиралтейства в Меланезии (Великий океан); высота до 210 м, пространство 70 кв. км; богатая растительность, почва хорошо обработана.

Иен

— японская монетная единица, серебряная = мексиканскому доллару (см. Япония, монета).

Иеракс

— мученик, пострадал в III в., в царствование Деция. Память 28 октября.

Иеракситы

— еретики, о которых рассказывает св. Епифаний Кипрский. Основателем секты был Иеракс, живший в Египте в III в., человек благочестивый и ученый, соединивший знание св. Писания с изучением мудрости эллинской и египетской. Он учил, что не будет воскресения плоти, а только — духа; отрицал брак; о Сыне Божием говорил, что Он происходит от Отца одинаково с Духом Святым; утверждал, что младенцы, умершие прежде начала их сознательной жизни, не получат царствия небесного, и что Мельхиседек, царь салимский, был воплотившееся третье лицо Св. Троицы. Учение Иеракса было распространено особенно между египетскими монахами.

Н. Б.

Иераполис

— в древности: 1) богатый город во Фригии; храм Кибелы, горячие источники и купанья; пещера Плутонион около Й. была известна по удушливым, вредным для здоровья паром, выходившим из нее. Из Й. был родом Эпиктет; ап. Павел основал здесь христианскую общину, ап. Филипп потерпел мученическую смерть. Развалины близ селения Памбук Кадесси; 2) г. в Сирии, по-сирийски Мабог, потом у греков Бамбика, со времен Селевка Никатора — Й., с очень богатым, разграбленным Крассом храмом Деркето; со времен Константина Великого гл. г. Евфратской провинции; развалины у нынешн. Мембидж.

Иерархия

— 1) небесная, мир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная — общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: епископа, пресвитера и диакона. Название И. означает священноначалие; но начальственная власть в церкви принадлежит собственно лицам епископского сана, каждому в отдельности в его епархии и всем епископам в совокупности — во всей церкви (см. Епископ). Церкви православная и католическая, а также восточные секты (несториане и др.) учат, что церковная иерархия имеет Божественное установление от самого Иисуса Христа и апостолов и что все три ее степени имеют особую благодать Св. Духа, преподаваемую в таинстве священства. Протестанты отрицают И. в этом смысле, так как не признают особого таинства священства; их пасторы и суперинтенденты хотя и поставляются на должность через руковозложение, но оно имеет значение обряда, а не таинства. — Самое устройство иерархическое неодинаково в церквах православной и католической. В первой высшую иерархическую инстанцию для всей церкви составляет вселенский собор. Православная вселенская церковь разделяется на церкви поместные или автокефальные, соответственно этнографическому и политическому разделению населений; в поместных церквах высшую иерархическую инстанцию составляют патриархи и синоды, которые управляют ими самостоятельно и независимо один от другого. Епархиальный епископ, в свою очередность самостоятельный иерарх в своей епархии, посвящающий в ней священников и клириков. В церкви римской вся полнота иерархической власти вмещается в лице папы, видимого главы всей церкви, непогрешимого во всех отправлениях своей иерархической деятельности (ех cathedra), законодателя в области веры и жизни христианской. Его власть — выше вселенского собора, который созывается лишь по его усмотрению и определения которого имеют силу лишь после его одобрения. Далее, в римской церкви не существует деления на церкви автокефальные (кроме церквей, соединенных с Римом лишь на началах унии); в ее епархиях епископы управляют по уполномочию и в непосредственной зависимости от папы. В православной церкви все иерархи, как бы они ни именовались — епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи, патриархи имеют одну и ту же степень таинства священства: степень епископа. В римской церкви папа (с православной точки зрения — патриарх Рима) стоит неизмеримо выше всего епископата, как наместник И. Христа. — В православной церкви три степени священства строго разграничиваются в своей деятельности, подробно определенной для каждой в церковных канонах. Диакон в ней никогда не имеет власти; некоторые пресвитеры, по избранию епископа, образуют из себя лишь вспомогательные органы епархиального управления (консистории). В церкви римской не только кардиналы-епископы, но и кардиналы-диаконы и кардиналы-пресвитеры имеют многие преимущества чести и власти перед архиепископами и даже перед митрополитами некардиналами (см. Кардинал). В англиканской так называемой епископальной церкви существует иерархия в том виде, в каком она была в церкви римской в момент отделения Англии от Рима в церковном отношении; но этой иерархии не придается церковно-таинственного значения, как в церквах православной и римской, и высшей церковно - правительственной инстанцией в церкви англиканской, как и в протестантских, служит высшая власть государственная.

Н. Б.

Иерархия военная

— см. Дисциплина воинская.

Иератические письмена

— греческое название шрифта древнеегипетских рукописей, имеющее оправдание в практике саисского и птоломеевского периода, когда этим шрифтом пользовались только для религиозных целей, а для канцелярских и в обыденной жизни употреблялось письмо демотическое (см. соотв. статью). И. письмо образовалось из применения иероглифов к рукописям, благодаря большей закругленности, связанности и упрощению знаков. Надо различать 3 главные эпохи в истории этого шрифта: среднего царства (папирус о Синухе, история крестьянина, Б., I — II лонд. математический, Вескар, петербургский папирус о Змеином о-ве, Эберс, Булакский 18), нового царства (большая часть сохранившихся рукописей) и Бубастидов (берлинские гимны LD. VI, 115). В палеографическом отношении они обнаруживают значительные различия; каждая стремится снова приблизить к иероглифическому прототипу письмо, отдалившееся от него и сделавшееся неясным в конце предыдущего периода. Письмо первого периода отличается также своими вертикальными строками в древнейших рукописях. Рукописи нового царства читаются легче других; в лучших из них старались избегать лигатур и смешения сходных знаков. Рядом с унциальным письмом книг во все периоды существовало курсивное, употреблявшееся для канцелярии и частной переписки и представляющее для чтения значительный, не всегда преодолимые затруднения, особенно в последнем периоде, где оно является прямым предшественником демотического. Характеристичными рукописями этого рода можно назвать: для древнего периода — Bulaq 18 (приходно-расходная придворная книга); для второго периода — Abbot и большинство туринских и британских, для третьего — пометки на берлинских гимнах.

См. Erman'a, палеографическая глава в издании papyr. Weskar, в "Mittheil, aus d. oriental. Samml. d. Königl. Mus."; Levy, "I segni ieratici" (Typ., 1880).

Б. Г.

Иерве-Кюлль

(Uellemeste-Jarw), или Верхнее, также Майкское озеро — Эстляндской губернии, Ревельского (Гарриенского) уезда, в 3-х верстах от города Ревеля. Принадлежит к ряду характерных эстляндских озер, расположенных у обрыва эстляндских высот, близ самого моря. Самое значительное из эстляндских озер, имеет 5 верст длины и 2—3 версты ширины, 5—6 саженей глубины. Из одного из двух стоков этого озера в море проведен в г. Ревель водопровод. Несколько западнее, еще ближе к морю, озеро Гарк, составлявшее когда-то одно озеро с И.-Кюллем. Сев. берега И.-Кюлля песчаны, юго-зап. и южные ровные, покрыты местами хвойным лесом; берега усыпаны глыбами известковых и гранитных валунов.

К. Вр.

Иервен

Иервенский уезд Эстляндской губернии — см. Вейсенштейн (уездный город).

Иерденский ярус

(геолог.) — нижний слой верхнего отдела силурийской системы (см.) в Эстляндии и Лифляндии. Характ. плеченог. Pentamerus borealls.

Иерей

(ίερεύς) — греческое название пресвитера, перешедшее в христианскую церковную, терминологию из античных греческих культов; в буквальном переводе на русский яз. — священник.

Иеремиада

— см. Lamentatio.

Иеремия Глебович

— воевода владимирский. В 1220 г. великий князь Юрий Всеволодович отправил своего брата Святополка с полками против камских болгар, "а воеводство приказа Еремею Глебовичу". В 1237 г. вел. кн. послал его "в сторожех" к кн. Всеволоду Юрьевичу; у Коломны он соединился с кн. Всеволодом, вместе с ним выступил против татар и был ими убит (см. "Указатель" к летописям).

Иеремия Готгельф

(псевдоним) — см. Бициус.

Иеремия Константинович

— см. Еремей Константинович.

Иеремия, архиепископ нижегородский

(Соловьев) — архиепископ нижегородский (1799—1884), учился в СПб. духовной академии, был инспектором Киевской академии, ректором Киевской семинарии и академии, епископом чигиринским, викарием киевским, епископом кавказским и черноморским; в 1849 г. перемещен в Полтаву, в 1851 г. в Нижний Новгород. После столкновений с гражданскою властью Нижнего Новгорода из-за ярмарочного собора, который, со всеми его доходами, последняя изъяла было из ведения епархиального ведомства, И. в 1857 г. оставил кафедру и в 1860 г. тайно постригся в схиму. Человек не от мира сего, И. везде плохо ладил с окружавшими его людьми и встречал неудачи в самых лучших своих намерениях. Во всех местах своего служения он отличался заботливостью об устройстве духовно-учебных заведений и о бедных духовного звания, а также самою щедрою благотворительностью. В Кавказской семинарии, в архиерейском доме в Полтаве, в Орловской семинарии, в Нижегор. Благовещенском соборе хранится много его проповедей и духовно-нравоучительных сочинений, которых он не хотел печатать.

Ср. прот. Виноградов, брошюра (1885 г.); А. А. Титов — статьи в "Чтениях М. О. Ист. и Др." (1887, книга III); "Историч. Вестник" (1887 г., т. ХХVI).

Н. Б.

Уже после смерти И. были напечатаны письма к И. митроп. моск. Филарета ("Душепол. Чтение", 1886, кн. 1) и отрывок из его записок: "Пребывание армянского католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г." ("Кавк. Епарх. Ведом.", 1885, 18). Письма И. к архиеп. Иннокентию вошли в "Материалы для биографии Иннокентия" Н. Барсова (СПб., 1888). См. также "Преосвященнейший И." (Нижний Новгород, 1886).

Иеремия, болгарский поп

— поп болгарский, живший в Х в. автор компиляции апокрифов, встречающейся в рукописях XIII—XV вв. под заглавиями: "Чтение от синов израиловых" и "Слово и похваление Александрово о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси". Компиляция эта, содержащая в себе апокрифические рассказы о крестном древе, о главе Адамовой, о том, как Иисус плугом орал, как Пров Иисуса товарищем назвал и как Иисус попом стал, составлена из рассказов, заимствованных частью из Палеи, частью из других славянских памятников. То обстоятельство, что в некоторых памятниках, напр. в списке отреченных книг, изданном русским митроп. Зосимой, И. называется учеником попа Богомила и что в "Правилах русского перевода" (XVI в.) есть статья "О Богумиле иже блажьняшеся о кресте Христове", как бы приписывающая апокриф о крестном древе попу Богомилу, дало возможность В. Ягичу, д-ру Рачки, А. И. Веселовскому, Е. Голубинскому и др. ученым отожествить И. с Богомилом. Противоположный взгляд высказал М. Соколов, доказывающий, что в компиляции И. нет ничего богомильского. И. относится с благоговением к кресту, между тем как богомилы его не признавали совершенно; он чтит даже другие орудия распятия — копье, гвозди, губку, почитает Богородицу, считает Христа, сына Божия, творцом видимого M и pa (созданного, по учению богомилов, Сатанаилом), признает ветхозаветные книги, церковную иерархию и т. д. Все это противоречит учению еретиков и не только не позволяет отожествлять И. с попом Богомилом, но даже считать его последователем этой ереси.

Ср. Матвей Соколов, "Материалы и заметки по старинной славянской литературе" (вып. I, М., 1888 г.).

В. Б.

Иеремия, город на острове Гаити

— см. Хереми.

Иеремия, константинопольские патриархи

— имя двух патриархов константинопольских: 1) И. I управлял восточной церковью с 1521 г. Сначала должен был бороться с сильной партией) лжепатриарха Иоанникия, потом достиг большого влияния. Когда в 1536 г. решено было уничтожить все церкви в городах, взятых силой оружия, И. добился отмены этого постановления по отношению к Константинополю. † в 1545 г. — 2) И. II, прозванный Tranos, наследовал в 1572 г. Митрофану, низложенному за склонность к унии. За сношения с папой был сослан на о-в Родос в 1585 г. Тюбингенские ученые прислали ему экземпляр аугсбургского исповедания, в греческом переводе; патриарх, в ответном послании 1576 г., подробно изложил, в чем он не согласен с протестантами. Тогда патриарху послан был греческий перевод " Compendium theologicum " Геербранда. Сближения, однако, не воспоследовало, так как И. заявил, что его первые возражения остались не опровергнутыми. В Зап. Европе эта переписка вызвала оживленную полемику между протестантами и католиками. Герцог вюртембергский издал переписку тюбингенских богословов под заглавием: "Acta et Scripta theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopol. I." (Виттенберг, 1586; опечатка вм. 1584).

Иеремия, преподобный печерский

(Прозорливый) — преподобный печерский, XI в. Мощи его почивают в Антониевой пещере. В летописи (в сказании о Печерском м-ре) о нем говорится, что он был современником крещения Руси и имел дар провидеть.

Иеремия, пророк

— второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13-му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого нечестия, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. И. в это время был еще молодым человеком (Иер. I, 6), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политич. смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам И., и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению. Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведен в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, И. был уведен мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие. Память И. чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Матф. XVI, 14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием "Книга пророка И.". Слог ее несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются вульгаризмы, но это придает его речи яркий колорит современности. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга И. состоит из 52 глав; каноническая подлинность ее никогда не подвергалась серьезным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским. И. принадлежит также книга под названием "Плач И.": это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на И., что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль ее носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке. Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава — в воспоминание ужасов разрушения храма и Иерусалима. И. также приписывается особое "Послание к вавилонским пленникам"; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

Среди древних комментаторов книги пророка И. особенно выдаются Ориген, Феодорит Кирский, блаженный Иероним; из новейших Keil, "Prophet J."; Scholz, "Commentar zum Buche d. Proph. J." (1880); Schneedorfer, "Das Weissagungsbuch des J." (1883). В русской литературе — исследование и толкование проф. И. С. Якимова, в "Христ. Чт." (1879 и отд.) и А. Бухарева, "Прор. И." (М., 1864).

А. Л.

Иержабек

(Франц Вячеслав Je ř abek) — видный чешский драматург, род. в 1836 г. В "Народной Библиотеке" изданы его "Dramatické spisy ", между которыми выдаются трагедии "Slu ž ebnik svého pána" и "Syn č lovĕka". Ценится также обширный его труд по истории литературы: "Starà doba romantického basnictvi " (1883 г.), который создал Й. много врагов, суровыми отзывами о некоторых популярных сочинениях.

И. Л.

Иержабек (дополнение к статье)

(Франц Вячеслав Jerabek) — чешский драматург; умер в 1893 г.

Иеринг, Иоахим

(Ihering, † 1657) — с 1638 г. епископ Эстляндии; много сделал для Ревельской гимназии и местных церквей, основал эстляндский синод проповедников (1639) и пенсионную кассу для вдов проповедников; с 1645 г. по 1660 г. был одновременно вице-суперинтендентом Эзеля. Начал переводить Библию на эстонский язык. Написал: "Disputatio theol. de magistratu politico ejusque ordinationibus civilibus (1625); "Syzetesis theologica de ordine et regimine ecclesiastico, habita in synodo Revaliensi" (Ревель, 1639); "Idea disputationis synodicae primae in enchiridion D. et Megalandri Lutheri de praecognitis catecheticis" (Ревель, 1639). Сын его, Хpucmиaн-Иоахимсон Й., после получения дворянства — Лилльеринг, написал: "Oratio de hebraea, graeca et latina lingua" (Дерпт, 1644); " Σοζέτησις περί των άγγέλων " (Дерпт, 1649).

Иеринг, Рудольф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иерихон

— один из древнейших городов Палестины. Расположенный в Иорданской равнине (верстах в 8 от Иерусалима), город окружен был чисто тропической растительностью и, занимая весьма выгодное место в торговом и стратегическом отношении, был богат и сильно укреплен. Как ключ, запиравший вход в Палестину, он первый подвергся нападению евреев при вторжении их в землю Обетованную. Укрепления его были так прочны, что евреям, с их первобытным способом осады городов, не было бы никакой возможности взять его; но стены И. пали сами собой от звуков священных труб и, благодаря этому чуду (И. Нав., гл. IV), город был взят и подвергся полному разрушению, причем произнесено было даже заклятие на всякого, кто бы дерзнул восстановить его вновь. С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его. После этого И. опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине Вед. здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени И. стал упадать, и хотя следы его и усматриваются некоторыми в небольшой деревне Эр-Риха, но трудно сказать, тождественна ли она с древним И.

А. Л.

Иерихонская роза

Anastatica hierochuntica — см. Анастатика.

Иерне

(Гаральд Габриель Hiärne) — шведский историк; род. в 1848 г.; профессор истории в Упсале; совершил ряд научных путешествий по Дании, России, Германии, Австрии, Италии и Англии; известен как основательный знаток истории восточн. Европы. Напеч.: "От den fornsvenska nämnden enligt Götalagarne" (1872); "От förhållandet mellan landslagens båda editioner" (1883); "Till belysning af Polens nordiska politik närmast före kongressen i Stettin 1570"; "Sigismunds svenska resor", "De äldta svenskryska legationsakterna" (все в Упсале, 1884), и культурно-исторический очерк: "Fran Moskwa till Petersburg. Rysslands О mdaning" (Упсала, 1888—89). В ст. "Ryska konstitutions project år 1730 eftérsvenska förebilder" (в "Historisk Tidskrift", 1884) И. впервые сделал попытку точно указать шведск. источники "кондиций" верховников, сличив их с соответственными статьями шведск. государственных актов: "формы правления" 1720 г. и "королевской присяги" Фридриха I, относящейся к тому же году. В русск. литературе этими данными воспользовался один только П. Милюков, в своей ст.: "Попытка государственной реформы при воцарении императрицы Анны Иоанновны".

Иеровоам

— имя двух израильских царей. Первый из них, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. В молодости он состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Тут он узнал тягости, которые должен был нести народ для удовлетворения неумеренных прихотей царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность самого царя. При виде всего этого в нем проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Пророк Ахия предсказал ему, что он будет царем всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Когда известие об этом дошло до Соломона, И. бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. Отложившиеся колена призвали И., и он сделался первым царем царства Израильского. Он укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще сделал немало для своего народа; но его погубило опасение, как бы народ вновь не возвратился под власть дома Давидова. С этою целью он стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами, и даже произвел религиозный раскол, установив поклонение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов. И. II был одним из последних царей Израильского царства. Это был умный и энергичный государь, который на короткое время сумел поднять значение разлагавшегося царства, так что силу его оружия почувствовал даже Дамаск. История обоих царей изложена в 3 и 4 книг. Царств и в соответствующих местах книги Паралипоменон.

А. Л.

Иероглифы

— греческое название (употребляемое уже Геродотом) шрифта древнеегипетских надписей, распространенное наукой и на соответствующие ступени развития письма у других народов: хетские, китайские, мексиканские и др. Название "священных" (Ίερά) получили эти письмена от греков, в противоположность демотическим (см.). Египтяне не остановились на выражении понятий рисунками предметов, подобно китайцам, и на превращении этих рисунков в знаки, для изображения слогов, подобно изобретателям клинописи; им удалось, не сходя совершенно с этих двух ступеней, положить начало принципу алфавита — это их заслуга перед всемирной культурой. Каким образом дошли они до этого, трудно сказать; наиболее вероятным является предположение об акрологизме, т. е. что рисунок предмета был изображением первой буквы его названия. Таким образом, египетский шрифт состоял из трех групп знаков: 1) алфавитных (более 24), первоначально изображавших, как и в семитических языках, исключительно согласные буквы:

Иероглифы

2) Силлабических, первоначально изображавших исключительно отдельные понятия, но потом сделавшихся, кроме того, знаками для изображения однозвучных с ним слогов (напр. Иероглифы wr "голубь", это же слово значит "большой"; оно же входит, как составной слог в слово s—wi—'i "пить", которое писалось: Иероглифы).

3) Идеографических, т. е. знаков, выражавших целые понятия. Число знаков, входящих в две последних категории, очень велико; наиболее употребительных — около 700. Первоначально в егип. шрифте преобладал алфавитный принцип и каждое слово выписывалось, большей частью, со всеми согласными. С развитием литературы и канцеляризма развивалось, параллельно, и стремление к упрощению письма; разные сокращения иератических рукописей влияли и на иероглифические тексты и благодаря этому силлабический принцип получал все большее и большее распространение; как остаток древней орфографии, к силлабическому знаку присоединяли, большей частью, только последнюю согласную (так назыв. прежде "фонетическое дополнение"). В позднейшие эпохи вошло в моду так наз. "энигматическое письмо" — род орфографических фокусов, вроде ребусов. За фонетически написанным словом ставился обыкновенно, для облегчения чтения, так наз. "определительный знак", представлявший или самый предмет, или класс, к которому он относится (напр. за всяким ботаническим именем следовала фигура дерева или ветви с цветами), или приблизительный смысл глагола или отвлеченного понятия (напр. вооруженная рука определяла все слова, в которых заключалось понятие применения силы). Эти знаки, отделяя собой слова, много содействуют ясности текста. Как явление сравнительно новое, в древнейших текстах они употребляются далеко не всегда. Кроме надписей, иероглифическое письмо употреблялось, в несколько упрощенном виде, для рукописей "Книги мертвых"; для других целей служило письмо иератическое (см.). Историю разбора И., см. в ст. Египтология. Писались И. большей частью справа налево, вертикальными или горизонтальными строками, но нередко и в обратном направлении.

Б. Тураев.

Иеродиакон

(древнерусское "черный диакон") — монах с саном диакона.

Иеродрама

(от греч. ίερός, священный) — название драматических пьес духовного содержания; к ним относятся, главным образом, мистерии (см.).

Иеродулы

(ίερόδουλοι) — в древней Греции слуги храма и вообще все, кто в храме нес какую-нибудь службу по доброй воле или будучи поставлен кем-либо. Добровольным И. приписывается восточное происхождение. В более тесном смысле И. назывались лица, которые, вместе с потомками, были завещаны храмам в вечную собственность, работали на храмовых землях и исполняли низшие службы в храмах. И. женского пола иногда обязаны были отдаваться посетителям храма за принесенный божеству дар. Последний обычай господствовал особенно в переднеазиатских городах и в Коринфе, между тем как в прочей Греции, танцовщицы и гетеры не могли быть И. Жрицы Венеры Эрицины (Эрикской) в Сицилии имели особых И., которые были девственницами.

См. Hirt, "Die Hierodulen" (с прибавлениями Бека и Бутмана, Берл., 1818).

Иеромантия, иероскопия

— различные наименования гадания по внутренностям принесенных в жертву животных. Ср. Гадание.

Иеромнемон

(ίερομνήμων, ίερομνάμων) — в древней Греции: 1) название уполномоченных, составлявших совет (συνέδριον) пилейско-дельфийского союза амфиктионов (см.); 2) название жрецов в Мегарах и Византии, казначея на о-ве Фазосе и др.

Иеромонах

— монах, имеющий сан священника. Иеросхимонах — схимонах, имеющий сан священника.

Иерон

— св. мученик, пострадал с 32 иными в Мелетине, в царствование Диоклетиана. Память 7 ноября.

Иероним Ершов

(† в 1792 г.) — префект Московской духовной академии, перевел на русский яз. сочинение Бингама: "Origines sive antiquitates Ecclesiae "; перевод этот не был издан, по обстоятельствам, не зависевшим от автора. Известно в печати другое его сочинение: "О блаженстве благочестивой жизни " (М., 1783).

Н. Б.

Иероним Понятский

(† в 1802 г.) — игумен и архимандрит нескольких монастырей. Перевел с немецкого: "Руководство родителям и воспитателям" (СПб., 1798); выборки из проповедей Цолликофера; "О блаженстве благочестивых", Гарвуда (М., 1783). Из проповедей И. изданы лишь: "На день восшествия на престол имп. Павла" (СПб., 1797) и "На освящение храма во имя св. Марии Магдалины" (М., 1801). Изданы также его стихи и речи в честь генерал-аншефа Глебова (СПб., 1776).

Н. Б.

Иероним Пражский

— друг и единомышленник Гуса, родился и учился в Праге, с 1396 г. продолжал занятия в Оксфорде откуда принес в Прагу первые богословские сочинения Виклифа; позже работал в Гейдельберге, Кельне и Париже; делал далекие путешествия, был в Иерусалиме; возвратясь в Прагу (1407), близко сошелся с Гусом. По приглашению Владислава II польского, принимал участие в устройстве Краковского унив. (1410). Заподозренный в ереси Виклифа, он был арестован в Вене и освобожден только по ходатайству пражского университета. Когда начатое Гусом движение усилилось, И. решительно стал на его сторону и, узнав об аресте Гуса, отправился в Констанц. Убедившись в грозящей опасности, он попытался получить от императора свободный пропуск, а от собора — право говорить. Так как просьба его не была уважена. то он отправился на родину, но на дороге был схвачен и отправлен обратно в Констанц. Продолжительное заключение так подорвало его энергию, что 23 сент. 1415 г., в публичном заседании собора, он отрекся от своих заблуждений; но, оставаясь и после того в заключении, он взял назад свое отречение и твердо встретил смерть на костре (30 мая 1416 г.).

См. Haller, "H. von Prag" (Любек, 1835); Helfert, "Huss und H. von Prag" (Прага, 1853).

Иероним Фармаковский

(† в 1783 г.) — воспитанник, префект и ректор Казанской семинарии, с 1771 г. епископ владимирский, один из хороших проповедников эпохи Екатерины II. Из проповедей его напечатаны лишь пять, в том числе две на открытие Владимирского наместничества. Несколько писем его напечатаны в "Описании Саровской пустыни" (М., 1853).

Н. Б.

Иероним, отец церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иероним, преподобный затворник печерский

— преподобный затворник печерский XII в. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Память 21 сентября.

Иеронимиане

— 1) то же, что Иеронимиты. 2) См. Гергардинисты.

Иеронимиты

— название различных монашеских орденов, избравших своим патроном блаж. Иеронима. 1) Древнейший из них утвержден папой Григорием XI в 1373 г. И. следовали правилам св. Августина и быстро распространились по Испании и Португалии, а затем и в Америке. Впоследствии орден принял светский характер и был упразднен; ныне существует лишь в Америке. — Женская ветвь этого ордена (Иеронимитянки) основана в Толедо в 1375 г., но лишь при папе Юлии II была официально признана и монахини стали приносить торжественные обеты; в прежнее время орден этот был весьма распространен в Испании, ныне не существует. — В 1424 г. третий генерал ордена исп. Г., Лупус де Ольмедо († 1433), образовал самостоятельную конгрегацию бл. Иеронима, которая была признана в 1426 г., а в 1595 г. вновь слилась в Испании с другими И.; в Италии она сохранилась в некоторых монастырях, под именем конгрегации эремитов блаж. Иеронима Ломбардского. — 2) В 1377 г., в пустыне близ Монтебелло, основан из раскаявшихся разбойников орден нищенствующих братьев или эремитов блаж. Иеронима, который быстро распространился, проник в Тироль и Баварию, но ныне насчитывает лишь немного монастырей. — 3) В 1360 г. основан орден И. в Фиезоле (отсюда название его — Congregatio Fesulana); в 1668 г. он был упразднен папой Климентом IX. См. еще Иезуиты св. Иеронима.

Иерофант

(ίεροφάντης) — у древн. греков старший пожизненный жрец при елевсинских таинствах; должен был происходить из семьи Кериков или Евмолпидов; председательствовал на всех торжествах Деметры, посвящал в большие и малые мистерии и вместе с дадухом, вторым верховным жрецом, во время празднеств пел хвалебную песнь Деметре и Персефоне; рядом с ним стояла иерофантида (ίερύφαντης), верховная жрица Деметры Елевсинской. В римское время греки называли И. верховного первосвященника (pontifex maximus).

Иерофей, духовный писатель

(Лобачевский) — духовный писатель (1789—1871), окончил курс в Киевской духовной академии, был инспектором Волынской семинарии. В 1820 г. должен был оставить Семинарию и поселиться в небольшом заштатном Загаецком монастыре, где много занимался естественными науками и изучал иностранные языки. Назначенный в 1828 г. настоятелем Дерманского монастыря, И. написал: "О древности и значении Дерманской обители" и "Об острожской богоявленской церкви". В 1839 г. принимал деятельное участие в воссоединении униатов (в с. Ратно). В 1845 г. возведен в сан еп. острожского.

Ср. Ф. Кудринский, "Преосвящ. И." ("Странник", 1894 г., № 3).

В. Б.

Иерофей, священномученик

— священномученик, епископ афинский и ученик апостола Павла, пострадал в I в. Память 4 октября.

Иерринг

(Hjörring) — 1) округ в Дании, самая северная часть Ютландии; 2817 кв. км, 4 города, 110603 жителя. В состав округа входят и некоторые острова Лимфиорда, равно как Лезе (Läsö) и Гиртсгольмен в Каттегате. Местность — одна из наименее благоприятных на полуострове; едва 1/3 поверхности обработана; зап. берег и сев. оконечность занесены летучими песками, южн. часть покрыта обширными болотами. — 2) Гл. г. этого округа; 6055 жит. (1890), торговля сельскохозяйственными продуктами, скотом, железом и солью; рыболовство; производство машин.

Иерузалем, Вильгельм

(Jerusalem) — австрийский историк, философ и педагог, род. в 1854 г.; приверженец Фехнера и Вундта. Написал: "Alexanders des Grossen Leben und Thaten" (B., 1885); "Psychologische Sprachbetrachtung" (1886); "Lehrbuch der empirischen Psychologie" (1890); "Laura Bridgeman: Erziehung einer Taubstumm-Blinden (1891).

Иерузалем, Иоганн Фридрих Вильгельм

(Jerusalem, 1709—1789) — немецкий богослов и проповедник эпохи просвещения; был воспитателем наследного принца брауншвейгского. Ему обязано своим возникновением и расцветом брауншвейгское Collegium Carolinum. Его "Размышление о важнейших истинах религии" изд. в перев. на русский яз. (1806, 1817 и 1831). Сын его, Карл Вильгельм, изучавший в Вецларе юриспруденцию, застрелился в 1772 г., в припадке меланхолии — трагический случай, послуживший материалом для Гетевского "Вертера". См. Koldewey, в "Zeitschrift für historische Theologie" (1869).

Иерусалим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иерусалимская верба

EIaeagnus hortentis М. В., var. a angustifolia — см. Лох.

Иерусалимская церковь

— одна из древнейших апостольских кафедр, получивших впоследствии название патриархий. Первым ее епископом был ап. Иаков, брат Господень. Тут впервые установились отношения между христианами из иудеев и язычников, хотя иудейская тенденция продолжала преобладать до самого разрушения храма и самого города. Перед началом Иудейской войны (66) христиане оставили Иерусалим и поселились в Пелле, за Иорданом, откуда мало-помалу распространились и по окрестным городам. В Пелле епископом был избран Симеон, родственник Христов, который потерпел мученичество от римского наместника Тив.-Кл. Аттика. От кончины Симеона до второго разрушения Иерусалима при Адриане Евсевий Кесарийский насчитывает 13 епископов. После основания на месте Иерусалима колонии Элии Капитолины, в ней также появляются христиане, но иудейскому элементу был уже нанесен решительный удар, и начиная с Марка идет целый ряд епископов (15) из язычников. Потеряв политическое значение, Иерусалим вместе с тем потерял и церковное, и долго находился в зависимости от Кесарии. На 3-м вселенском соборе (431) епископ И. церкви Ювеналий просил предоставить ей титул патриархии, со всеми принадлежащими к нему правами и преимуществами; но эта честь была дарована ей только после 4-го вселенского собора (451), императором Феодосием II. С VII в. И. церковь много страдала от персов и арабов. Во время крестовых походов она была отдана во власть латинского патриарха Арнульфа; но это обстоятельство укрепило в И. церкви дух враждебный латинству, и ее патриархи были особенными ревнителями православия в защите его против папских притязаний. Из патриархов И. особенно известен Досифей (1672—1706), при котором на И. соборе 1672 г. составлено было "Исповедание православной веры", составляющее один из символических документов православной церкви. Теперь во главе церкви стоить патриарх Герасим, который имеет в своем ведении епископов кесарийского, палестинского, скифопольского, петрийского, птолемаидского, вифлеемского, назаретского, лиддийского, газского, синайского, яффского, наблусского, севастийского и филадельфийского. Число православной паствы, входящей в состав И. патриархии, не превышает 20 т. душ.

А. Л.

Иерусалимские соборы

1) Апостольский И. собор, в 51 г. по Р. Х. В Антиохии некоторые христиане, из бывших фарисеев, стали требовать, чтобы обращающиеся в христианство из язычников подвергались обрезанию и соблюдали обряды Моисеева закона. Это требование противоречило установившейся в церкви практике; тем не менее апост. Павел, с Варнавой и другими, из Антиохии отправился в Иерусалим, испросить на этот предмет указания. Находившиеся в Иерусалиме апостолы Петр, Иаков и Иоанн, совместно с прибывшими, составили собор из пресвитеров и братии. После "многих рассуждений", ап. Петр, напомнив, что ему первому пришлось послужить обращению ко Христу язычников, среди которых, несмотря на их необрезание, были многие знамения благодати Божией, и указав на то, что спасение в христианстве достигается верой в И. Христа и благодатью Духа Св., выразил мнение, что признать обрезание и обряды иудейские обязательными для христиан из язычников — значило бы налагать на них напрасное бремя, от которого свободны даже христиане из иудеев. Затем Павел и Варнава рассказали о чудесах и знамениях, бывших через них между христианами из необрезанных. Ап. Иаков сослался на слова св. старца Симеона (Лук. II, 32), что И. Христос есть свет и для язычников, о чем предсказывал и пророк Амос (гл. IX, 11); поэтому от обращающихся в христианство язычников достаточно требовать, чтобы они воздерживались от языческих обрядов. Собор ("апостолы, пресвитеры и братия") составил в этом смысле, со слов апостолов Петра и Иакова, письменное определение, которое препровождено было в Антиохию (см. "Деян. Апост." XV). Этот апостольский собор послужил прототипом последующих соборов христ. церкви, как высшей инстанции для решения более важных вопросов, касающихся всей церкви. — 2) И. соборы поместные, не имевшие общецерковного значения (постановления их не вошли в собрания соборных правил, сделанные для общецерковного руководства), были в 335 и 349 гг. — против ариан, в 415 г. — против пелагиан, в 516 г. — против севериан, в 730 г. — против иконоборцев. На соборе 516 г., более значительном (состоявшем из 45 епископов, под председательством патриарха Петра), были осуждены заблуждения Севера, Анфима, Зоары и др., причем собор лишь подтвердил мнения, выраженные в актах поместного собора константинопольского и в письме председательствовавшего на последнем патриарха Мины, и принял к исполнению императорский эдикт относительно названных еретиков. — 3) Латинские И. соборы (первый — в 1136 г., под председательством папского легата Альберика, и второй — в 1142 г.) имели предметом разногласия между латинянами и армяно-григорианами. Результатом обоих соборов были некоторые уступки со стороны армянства и поправки в армяно-григорианских вероизложениях. — 4) Особенно важное значение в истории церкви православной имеет И. собор 1672 г. при патриархе Досифее. Рассмотрев кальвинское вероисповедание, изданное будто бы константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом от лица восточной церкви, собор признал его не принадлежащими перу Кирилла, и рядом выписок из подлинных сочинений последнего († 1638) доказал, что он был энергическим противником протестантизма. Тот же собор признал составленное киевским митрополитом Петром Могилою "Православное исповедание" символической книгой всей православной восточной церкви.

Н. Б.

Иерусалимский Александро-Невский монастырь

мужской, 2-го класса — близ города Таганрога Ростовского уезда Области Войска Донского; основан в 1814 г.; состоит в зависимости от св. гроба Господня и на правах Николаевского Греческого м-ря (см.) в Москве. В м-ре было отпето и поставлено до отправления в СПб. тело имп. Александра I; место это означено мраморной плитой.

Иерусалимский бальзам

— сложная росноладанная настойка, см. Росный ладан.

Иерусалимский крест

— см. Крест (геральдический).

Иерусалимский символ

(изложение христианского учения древней иерусалимской церкви) — сохранился в надписях на поучениях Кирилла, епископа иерусалимского (поучения 1—18 включительно), произнесенных около 350 г. По общепринятому мнению, надписи эти современны или почти современны самым поучениям; подлинность их удостоверяется текстом поучений, в которых приводятся, по частям, изречения надписей, как члены символа. Принимая во внимание, что Кирилл называет этот символ "апостольской верой" и сличая его с другими древними вероизложениями, a также с древней литургией апостола Иакова, обыкновенно думают, что И. символ, в том виде, в каком он читается в поучениях Кирилла, составлен не позже второй половины второго века.

См. проф. И. В. Чельцов, "Собрание символов и вероизложений првсл. црк." (СПб., 1869).

Н. Б.

Иерусалимский терн

— см. Гледичия.

Иерусалимский храм

— см. Еврейское искусство.

Иерусалимское зерно

— см. Ячмень.

Иерусалимы

Ерусалимы, Иерусалимы церковные или Сионы — так назывались ковчеги (дарохранительницы), имеющие подобие церкви; внизу у них блюдо, на котором утверждены столбики, поддерживающие все здание. Такие ковчеги известны у нас с XII в. Употребление их, вероятно, перешло с Запада, где они, по словам Дюканжа, были довольно распространены. Первоначальную мысль этих сосудов внушили, по-видимому, изображения на древних христианских мозаиках, постоянно представлявшие Иерусалим и Вифлеем в виде городов с золотыми стенами, усыпанными драгоценными каменьями. Иерусалим же понимается в переносном смысле, как в стихирах: "Радуйся, Сионе святый" (ср. посл. к Галатам, IV 26; посл. к Евреям XII, 22; Апокал. XXI, 2). В соборных церквах Киева, Новгорода, Пскова, Владимира и Москвы такие И. выносимы были во время архиерейского служения на малом выходе пред Евангелием и на великом выходе, вместо митры, также и во время крестных ходов, и ставились на престоле в алтаре. Древнейшие И. находятся в Москве в Успенском соборе: они относятся к 1456 г. На одном из них основание круглой церкви или первый ярус образован 12 изображениями евангелистов и апостолов в рост, вычеканенными обронно, и стоящими каждый под аркой, поддерживаемой двумя колоннами. То пространство между колоннами, на котором изображен апостол Петр, служит дверцей. Над нижним ярусом, олицетворяющим Новый Завет, возвышается второй ярус, крытый крестообразно бочками с гребнем, с четырех сторон кончающимися фронтонами с тройною аркой. На фронтонах представлены четыре пророка; Давид, Варлаам, Моисей и Иоанн (Предтеча), как представители Ветхого Завета. Над серединой возвышается глава всего здания, с равносторонним крестом на вершине. Оба московские И. сделаны одним мастером, и судя по всему стилю, чисто романскому, по двуперстному благословению Спасителя, по иконографическому характеру апостолов (ключи у апост. Петра) и, наконец, по терновому венцу на кресте, должны быть признаны за произведения западных (итальянск.) художников, работавших в Москве.

Ср. ст. гр. Уварова в "Материалах для археологич. словаря" ("Древности. Труды Моск. археологич. общ.", т. I, вып 2).

Иессей

— отец царя Давида. Он происходил из древнего иудейского рода, был сыном Овида и внуком Вооза и Руфи, жил в г. Ефрафа или Вифлееме. У него было большое семейство, состоявшее из нескольких сыновей; младшим из них был Давид. И. едва ли дожил до воцарения Давида, так как известия о нем прекращаются еще до этого момента.

A. Л.

Иессо

или Ессо (фр. Yesso, англ. Yezo, нем. Jesso, яп. Хоккайдо) — самый северный из 4 больших островов Японии, имеет почти треугольную форму (41°—45½° с. ш.); границы: на В — Тихий океан, на З — Японское море, на С — Охотское море. На Ю Сангарский пролив отделяет его от острова Нипон, на С Лаперузов пролив — от русского острова Сахалина, на СВ узкий пролив — от острова Кунашира, самого юго-западного острова Курильской гряды. Пространство около 81000 кв. км. На острове обыкновенно принимают 2 главные горные цепи, одну, идущую с С на Ю и составляющую продолжение гор Сахалина, Другую — с СВ на ЮЗ и составляющую продолжение Курильской гряды; кроме того, еще много других горных цепей. Самые высокие горы на С, близ Охотского моря. Главные вершины: Итамбе (2593 м), Токатси-таке (2500 м) и Тувари-таке (2800 м); много сопок (вулканов), действующих и потухших, напр. Рисири на В, Командатаки и несколько других на Ю, на берегу "бухты вулканов" (Volcano Bay), и Иесан — на крайнем Ю. Ископаемые еще мало исследованы, но есть медные и железные руды, до сих пор не разрабатываемые. Важнее каменный уголь, найденный в нескольких местах и вывозимый чрез порты Иванай и Отаронай; рек много, но они незначительны, кроме Исикари и Тесио на З. Берега второй почти не населены. Климат довольно суров для широты, особенно летом на побережье Охотского моря (Немуро), а зимою внутри сев. части о-ва. Рис поспевает только на крайнем юге. Дождя выпадает вообще довольно (до 1000 мм в год, т. е. вдвое более среднего количества в Европейской России). Как и в других частях Японии, август — самый теплый месяц в году. Средняя температура:

  Январь Август Год
Камикава (на СЗ, внутри) 11,1 20,7 5,2
Саппоро (на З, внутри) 5,8 21,3 7,0
Немуро (сев.-вост. берег) 4,4 17,9 5,7
Хакодате (юго-вост. берег) 2,9 21,2 8,3

Малое население острова (около 270 тысяч) зависит от того, что японцы селятся здесь неохотно; очень многие приезжают лишь на весну и лето, на рыбные ловли, необычайно богатые. Во все реки входят рыбы семужьих пород для метания икры, а в море ловится много сельдей. Рыба вывозится в более населенные местности Японии в сушеном и отчасти соленом виде; из менее ценной рыбы (голов и т. д.) вытапливается жир, а остатки прессуются и также отправляются в порты средней и южн. Японии. Они служат превосходным удобрением. Другое богатство И., еще мало разработанное, леса. Почти весь остров покрыт лесом, в том числе немало ценного, строевого и поделочного. Растительность роскошна, благодаря влажному климату. Японское правительство с начала 70-х годов обратило большое внимание на колонизацию И.: был устроен колонизационный департамент, выписаны американские ученые и сельские хозяева, устроены опытные фермы и т. д. Тогда же был построен главный город о-ва Саппоро, на р. Исикари; но он имеет всего 30 тыс. жителей. Гораздо важнее Хакодате (см.), открытый для торговли с Европой порт, с 30 т. жит. Главные порты И. связаны с торговыми центрами страны пароходными линиями японских обществ. Небольшие ж. д. связывают Саппоро и каменноугольные копи с портом Отаронай на Японском море. Кроме японцев, на И. до сих пор живет полудикий народ айны (см. соотв. статью), главным образом на морских берегах. Они занимаются рыболовством.

А. В.

Иеффай

— один из известнейших судей израильских. Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишенный своими свободными братьями наследства, он удалился в пустыню в там сделался атаманом шайки грабителей. Но в его сердце не потухал патриотизм, и когда израильский народ, истомившись под разорительным игом аммонитян, обратился к нему с просьбою о помощи в борьбе с этими хищниками, он откликнулся на эту мольбу, стал во главе собравшегося ополчения и наголову разбил врага. С этой победой связывается рассказ о данной им перед походом клятве, жертвой которой сделалась его единственная дочь-невеста, которую он, во исполнение своей клятвы, должен был принести во всесожжение. Толкователи относятся к этому факту различно: одни понимают его буквально, в смысле человеческого жертвоприношения, другие полагают, что дочь И. осталась в девстве и посвящена была на служение скинии. И. был израильским судьей в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в кн. Судей (гл. XI и XII).

А. Л.

Иехония

— один из последних царей иудейских. Сын Иоакима, он после царствования, продолжавшегося лишь 3 месяца и 10 дней, уведен был Навуходоносором в качестве пленника в Вавилон. Там он томился в заключении 37 лет, затем был освобожден и ему было предоставлено почетное положение при дворе. Он скончался в Вавилоне. См. 4 Цар. XXIV и XXV гл., а также в кн. Паралипоменоне.

А. Л.

Иецира

— см. Каббала.

Иж

— река Вятской губернии, правый приток Камы, берет начало в Сарапульском уезде и протекает по Елабужскому уезду. Длина до 200 верст, ширина от 5 до 18 саженей, глубина от 1,5 до 4 аршин. На И. Ижевский завод (см.). Сплавная на 50 в. Притоки: Позым и Кирмос.

Ижбулат

— озеро в Пермской губернии, в Екатеринбургском уезде, в Сысертском горном округе, по левую сторону реки Чусовой. Вблизи месторождение медной руды и Озерский железный рудник; также никель и мрамор.

Иже

— церковно-славянское название буквы И.

Ижевский завод

— Оружейный и сталеделательный завод, основан в 1760 г. на личные средства графа Андрея Петровича Шувалова; первоначальная деятельность завода — приготовление различных сортов железа, при чем чугун для указанного производства получался с Урала. Завод расположен в Сарапульском у. Вятской губ., на р. Ижа (приток Камы) и находится в 40 вер. от пароходной пристани Гальяны, на р. Каме. В 1763 г. завод перешел в ведение горного ведомства и в 1774 г. был разрушен Пугачевым. После восстановления завод в 1807 г. обращен в оружейный; в 1809 г. завод передан в военное министерство, начав деятельность под управлением майора Шейдемана. До 1867 г. работы на заводе производились казенными рабочими; с переходом на вольнонаемный труд, завод до 1884 г. находился в арендном управлении различных лиц, при условии обязательной поставки в казну винтовок по определенным ценам. При сдаче в аренду завода в 1873 г., капитану Бильдерлингу было поставлено обязательство установить машинное производство малокалиберных ружей (4,2 мм винтовок Бердана), а также создать на заводе сталествольное производство, для снабжения ствольными болванками других оружейных казенных заводов (Тульского и Сестрорецкого). С 1884 г. завод поступил в казенное управление и находится в ведении главного артиллерийского управления. Завод ныне состоит из двух отделов: оружейного и сталеделательного; последний не только изготовляет сталь для стволов и частей ружей, но также и сорта инструментальной стали для технических учреждений артиллерийского ведомства.

А. Як.

У И. завода земли 129494 дес., из них леса 126612 дес. На отопление завода в 1890 г. употреблено 8093 куб. саж. дров, угля коробов 4065, антрацита 1775 пд. в кокса 19554. Рабочих было 1420 чел. Выделано железа 42727 пд., отлито чугунных изделий 32294, стволов ружей 189528 шт. и руж. коробок 1129 шт. Охотничьи ружья выделываются жителями окрестных селений. В заводе находится ремесленная школа с 76 учен., народное учил., лазарет, аптека и живет земский врач. В заводе Заречно-Нагорный сельский общественный банк. Жит. 21500 ч. 4 првсл. церкви, мечеть и евр. мол. дом. Здесь воздвигнут памятник вел. кн. Михаилу Павловичу.

А. Ф. С.

Ижевское

— село Рязанской губернии, Спасского уезда. Жителей 6170; волостное правление, общественный банк, больница, 3 школы, 25 лавок; аптека, баня, 4 трактира, 2 погреба, винная лавка, 9 кузниц, 5 кирпичных зав., 2 салотопенных; булочная, воскобойное, шорное и др. заведения. Еженедельно базары и 3 ярмарки в году. В И. живут 162 старовера-беспоповца.

Ср. А. В. Селиванов, "Ижевская земельная община".

Ижемка

— вымирающий тип судна, плававшего по реке Сухоне, длиною 6,5 сажени, шириною 3,0 сажени, с осадкой без груза 0,8 и с грузом — 10,0 четв. арш., поднимающее 1000 пд. груза и служащее не более 2 лет; на нем 1 рабочий.

Ижигинский округ

— см. Гижигинский округ, Гижигинск.

Ижима

— село Архангельской губернии и уезда; при речках Кошканице и Кузнечике. Дворов 92, жителей 564 (1894 г.). 2 церкви и школа.

Ижица

Ижица

— тридцать пятая буква русского алфавита, восходящая к старослав. v. Эта последняя буква в свою очередь восходит к греч. ипсилону υ, произносившемуся у греков частью как в (между гласными), частью как немецкое ü, фр. u, частью как наше и, у. Это различное произношение греч. υ отразилось и на древнем употреблении слав. v, чередующейся в известных написаниях с в (evаггелиe и eвангелие в Супрасльской рукописи — Паvл и Павел) с и (мvро и миро в Зографском евангелии), с у (тvмпан = тимпан и тумьпан в Остромировом еванг.), с ю (в Святославянском сборнике 1073 г. вм. юг) и т. д. Наиболее частое звуковое значение v, однако, было = и, откуда и старинное ее название ижица (от имени буквы И — иже). Мало-помалу употребление v свелось лишь к очень немногим церковным словам греческого происхождения, вроде мvро (чаще миро), сvнод (синод), vссоп (иссоп) и т д. Масса светских и отчасти церковных терминов греческого происхождения, в роде тип, лира, гимн, гимназия, мистика, миф, кимвал, синедрион, символ, синтез, синагога и т. д. давно уже писались у нас с и. Практика вывела из употребления и такие написания, как сvнод и т. п., и академик Я. К. Грот еще во втором издании своих "Спорных вопросов русского правописания" (СПб., 1876) устанавливает правописание миро вместо "прежнего" мvро. Фактически буква v может считаться уже совершенно устаревшей и вышедшей из употребления, хотя по традиции еще числится в составе русского алфавита. Древнейшие начертания соответствующей греческой буквы, прототипа нашей ижицы, см. Письмена. Числовое значение v в старославянской кириллической азбуке равнялось 400 (в глаголице соответствующий знак употреблялся лишь как буква).

С. Булич.

Ижица (вариант 2)

— последняя (в кириллице сорок третья, а в глаголице — сороковая) буква старой и новой церковно-славянской азбуки, а также и русской. Цифровое значение ее в церковно-славянской азбуке = 400. Происходит из греческого "ипсилона" (Υ, υ), прообразом которого является финикийское "вау" Ижица (вариант 2). Употребляется в церковно-славянской графике преимущественно в словах греческого происхождения, при чем звуковое ее значение различно, соответственно значению ее греческого источника — υ. Так, между гласными И. обозначает губной спирант в: Ижица (вариант 2); в других случаях она имеет значение и: Ижица (вариант 2) (Зограф. Еванг.), а также и у: Ижица (вариант 2) Очень часто греческое υ передается в славянской графике не только посредством И., но и помощью ю, которое означает собой гласный у с предшествующим мягким согласным: слав. Ижица (вариант 2) = греч. κύμινον и т. д. Вследствие такого значения И. нередко пишется и в славянских словах вместо ю (особенно в древнерусских памятниках): Ижица (вариант 2) (Святосл. Изборн. 1073) = Ижица (вариант 2) = Тимофею и т. д. В русской графике И. обозначает гласный и в очень немногих словах греческого происхождения (в настоящее время пишется изредка только в слове Ижица (вариант 2)). Поэтому покойный Я. К. Грот совершенно резонно предлагал вовсе исключить И. из русской азбуки, так как и в слове Ижица (вариант 2) она без всякого ущерба для понимания может быть заменена посредством и, как это давно уже сделано в словах система (гр. σύστημα), лира (λύρα), типография и т. д.

С. Булич.

Ижма, река Архангельской и Вологодской губерний

— левый приток Печоры; исток ее на восточном склоне центральной части Тиманского кряжа, в Устьсысольском уезде Вологодской губ., течет на С до границы Мезенского уезда Архангельской губ., где принимает значительный приток — Ухту; длина 555 вер. (по Тилло); глубина от 6 до 9 фт. в среднем и нижнем течении, И. судоходна, начиная от слияния с Ухтою. Побережья отличаются хорошими лугами, а в верховьях лесами; река имеет еще значение как путь соединения с Вычегодским краем, так как левый приток И. — река Черь-Ижемская — отделен волоком около 3 вер. от реки Черь-Вычегодская. Главные притоки pp. Ухта и Нерица (оба левые), последняя впадает в И. почти у самого устья ее.

Ю. Ш.

Ижма, село Архангельской губернии

— село Архангельской губернии, Печорского уезда, Могченской волости, в 856 верстах от г. Мезени и в 100 верстах от уездного центра — села Усть-цыльмы, под 65°1' северной широты, на правом берегу реки И., в 60 верстах от слияния ее с Печорою. Население состоит из государственных крестьян — ижемцев (изьва-тас), говорящих особым наречием зырянского языка, отличающимся от языка вологодских зырян многими заимствованиями из языка самоедского и русского. По преданию, на берегах И. жила чудь, на что указывают и находимые в недальнем от с. И. сосновом бору особой формы топоры, копачи, копья и т. п. Вероятно, в конце ХIV в. здесь стали селиться вологодские зыряне, которые впоследствии завели торговые сношения с зауральскими самоедами и остяками. В И. Же поселились несколько семейств опальных бояр новгородских (Истомины, Ануфриевы), бежавших с холопами от великокняжеского гнева во времена покорения Новгорода Иоанном III. Число дворов в И. (1894) 307, с населением в 2463 д. об. п. Ижемцы православные, отличаются религиозностью. Две црк.; приходское уч. мужское с портняжным и сапожным отделениями, женское училище и начальное, также црк.-приходская школа. Ижемцы любят грамотность; в домах даже бедных наблюдается чистота и опрятность; занимаются они в незначительных размерах хлебопашеством, речным и лесным промыслами и скотоводством; главное занятие — оленеводство; отдельные хозяева нередко владеют 500-1000 и более голов. На летнюю и зимнюю ярмарки привозится товаров на сумму до 138000 р. (1881). Предметы оленеводства — шкура, кожа и замша, а равно и пушнина, — сбываются в Пинеге, Шенкурске, на нижегородской ярмарке, в Москве и СПб., откуда взамен того привозится мануфактурный и прочий товар для продажи местному населению. В И. 12 постоянных лавок и 3 винных склада. [В 1880-1881 г. значилось торгующих ижемцев 9, с оборотом на 48500 р.]. В И. квартира станового пристава и камера мирового судьи.

Литература: М. Истомин, "О составе ижемско-зырянского наречия" ("Арх. Губ. Вед." № 13, 1847 г.); его же, "Ижма" ("Арх. Сборн." 1865 г.); И. Елизаровский, "Статистические и естественно-исторические очерки выселков по р. И." ("Арх. Губ. Вед." № 69 и 71, 1867 г.); Дмитриев, "Ижма" ("Арх. Губ. Вед." № 79 и 80, 3869 г.); Михаилов, "Физические и нравственные свойства зырян" ("Арх. Губ. Вед." № 20 и 21, 1852 г.); его же, "Домашний и семейный быт зырян" ("Арх. Губ. Вед." № 22 и 23, 1852 г.); "Записка архангельского губернатора князя Н. Д. Голицына" (Арх., 1888 г.); Ф. M. Истомин, "О религиозном состоянии обитателей Печорского края" ("Церк. Ведом." № 19, 1890 г.); его же, "Об этнографическом изучении Печорского края" (Труды VIII съезда естествоиспытателей и врачей").

Ф. Истомин.

Ижмора

— 2 села Пензенской губернии, Керенского уезда. 1) И. Большая. Дворов 448, жителей 3521. 2 церкви, школа, почтовая станция, 5 лавок, 5 постоялых двор., харчевня. 2) Малая. Двор. 433, жителей 3385.

Ижора, Ижорская земля

— см. Ингерманландия.

Ижора, река С.-Петербургской губернии

в старину Ингра — река С.-Петербургской губернии, левый приток Невы; берет начало в Царскосельском уезде, при с. Мозине. Длина 70 вер., ширина при яме-И. 14 с., при устье 25 с., глубина от 5 до 12 фт. При реке находятся колпинские заводы, которые приводятся в действие устроенной на И. запрудой. По берегам залежи известняков. Дно от с. Антенева до Федоровского каменисто, есть несколько порогов.

Ижора, село С.-Петербургской губернии

— село С.-Петербургской губернии, Царскосельского уезда. Основано в 1712 г. Близ нее на р. И. в 1702 г. окольничий Апраксин разбил шведского генерала Кронгиорта. Жителей около 800 ч. Школа.

Ижора, финское племя

(Ингрикоты, Ингры) — совершенно обрусевшее финское племя, живущее в северной половине Петербургской губернии, вдоль Финского зал. и по р. Неве, в количестве около 20000 чел.; по данным переписи 1897 г. И. во всей России — 13774, в Петербургской губ. — 13721, из них в Петергофском у. — 6673 и в Ямбургском — 6407; в Шлиссельбургском у. И. не показано вовсе; они, вероятно, показаны как русские или под общей рубрикой "финны". И. — вероятно, карельского происхождения; первоначально они жили по р. Ижоре, притоку Невы, почему и самая местность называлась Ижорской землей, или Ингрией. Впервые об Ингрии упоминается в XII в. в булле папы Александра III, затем в новгородской летописи 1228 г. Ингрия, вместе с Водской землей, в то время перешла во владение Великого Новгорода, и И. начали обращать в христианство (XIII в.). Впоследствии Ингрия не раз переходила от русских к шведам и обратно. Петр Великий, по завоевании края, ее именем назвал вновь образованную им губернию — Ингерманландскую, в состав которой вошла вся Приозерная обл. (нынешние губернии Олонецкая, Петербургская, Псковская, Новгородская и части прилегающих к ним).

Ижорская канцелярия

— см. Ингерманландская канцелярия.

Ижорские заводы

— см. Заводы морского ведомства и Колпино.

Ижорский 200-й пехотный резервный полк

— в 1897 г. переформирован из резервного батальона.

Изаак

(Henricus Isaac) — знаменитый немецкий композитор-контрапунктист XV столетия. Долгое время жил во Флоренции при дворе Лаврентия Медичи, на текст духовной драмы которого "San Giovanni е San Paolo" напис. музыку (1488). Покинув Италию, И. был капельмейстером Максимилиана I. И. писал мессы, хоралы, мотеты, светские песни.

Н. С.

Изабал

(Isabal) — порт на восточном берегу Гватемалы, на южном берегу красивого и большого озера И., в 60 км от океана, по судоходной реке Дольче или И. Жителей 1000 ч.

Изабе

(Isabey) — два французских художника: Жан-Батист И. (1767-1855), живописец-миниатюрист и рисовальщик. Учась у Л. Давида, готовился в исторические живописцы, но потом избрал специальностью миниатюрные портреты, на которые в нач. XIX ст. явился большой запрос. Был придворным живописцем Наполеона I, сопровождал его в походах, изображал его многократно и переписал всех членов его семейства и многих из его сподвижников. После падения первой Империи, работал для Бурбонов и других государей новой Европы. Вообще, портреты И. отличаются большим сходством, колоритностью, тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти. Кроме миниатюрной живописи, он занимался рисунками, употребляя для них черный и белый карандаши и выработав особенную, очень нежную и тонкую манеру исполнения. В этом роде особенно замечательны его рисунки костюмов для роскошного издания, посвященного коронации Наполеона I. Наконец, он известен как искусный литограф, издавший "Живописную и романтическую экскурсию по старинной Франции". — Луи-Габриель-Эжен И. (1804-1888), живописец, сын и ученик предыдущего, вначале занимался почти исключительно изображением морских видов и предметов неодушевленной природы. Лучшие из его произведений в этом роде — "Гонфлерский берег", "Буря у берегов Дьеппа", "Морское сражение при Текселе" (1839; в Версальской галерее) и "Отплытие Рейтера и Виллема де Витта" (1850; в Люксамбургской гал.). Впоследствии стал изображать старинные замки и церкви, с фигурами людей в костюмах и обстановке былого времени. Главные из его произведений этой категории — "Король Людовик-Филипп встречает королеву Викторию в Трепоре", "Отъезд королевы Виктории из Франции", "Церковный праздник в Дельфте", "Бракосочетание Генриха IV", "Отъезд на охоту во времена Людовика XIII" и некот. другие. Картины и акварели этого художника, высоко ценимого французами, отличаются блестящим и сильным колоритом, изящным подбором цветных сочетаний, свободным письмом, впадающим, однако, в излишнее щегольство, ловким, но довольно манерным рисунком, большим вкусом композиции, но также и ее искусственностью. В Кушелевской галерее СПб. академии художеств имеется хороший образец его живописи — небольшая картина: "Посещение монастыря" (1856).

А. С-в.

Изабелин

— местечко Гродненской губернии, Волковыского уезда, при реке Хоружовке, в 10 верстах от уездного города; по времени основания — одно из новейших. Првсл. церковь, евангелическая кирка, евр. молитвенный дом, приходское училище, суконная фабрика, жит. 670 (1892).

Предыдущая страница Следующая страница