Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 60, Клю - Кни)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 60, Клю - Кни)

Предыдущая страница Следующая страница

Ключевская или Камчатская сопка

— вулкан на полуострове Камчатка, на восточном склоне Камчатских гор, под 56°8' северной широты и 199°15' восточной долготы. К. сопка — самая высшая из достоверно измеренных гор всего полуострова. По измерениям Эрмана, вершина ее достигает 16032 футов, а по Литке — 16503 футов. Выше ее считают на Камчатке Ичинскую сопку, высота которой известна только приблизительно (16920 футов). К. сопка представляет вулкан, действующий и ныне. Большие извержения его происходили в 1729, 1737, 1790, 1796 и 1829 гг.; последнее сильное извержение началось в октябре 1853 г., огромные потоки лавы доходили тогда вниз по долине реки Камчатки до Козыревска. Извержение прекратилось 18 февраля 1854 г., а с этого дня со страшным треском начал действовать потухший с незапамятных времен вулкан Шевелючь, который и заменил К. сопку. Последняя потухла на время совсем, но впоследствии стала дымиться снова. Во время извержения К. сопки и Шевелюча вулканический пепел падал огромными массами и на 1 фут покрыл снег у села Ключевского. К. сопка имеет вид острого и весьма крутого конуса, покрытого вечным снегом. На склонах ее много горячих ключей. Предел лесной растительности находится на абсолютной высоте 3000 футов. Горные породы, образующие сопку, — базальт, базальтовая лава и шлаки.

См. путешествия: Литке (243), Эрмана (III, 327, 346—392), Дитмара (364—368 и 669).

А. Н.

Ключевский

(Василий Осипович) — профессор русской истории в московской духовной академии и в московском университете (в последнем — с 1879 г.); в настоящее время состоит председателем Московского общества истории и древностей. Во время существования в Москве высших женских курсов, профессор К. читал на них лекции по русской истории, а после закрытия этих курсов участвовал в организованных московскими профессорами публичных лекциях. Не особенно многочисленные, но богатые содержанием ученые исследования К., из ряда которых особенно выдается его докторская диссертация ("Боярская дума"), посвящены по преимуществу разъяснению основных вопросов истории управления и социального строя московского государства XV-XVII вв. Широкий размах исследования, охватывающего наиболее существенные стороны жизни государства и общества в их взаимной связи, редкий дар критического анализа, доходящего иногда до мелочности, но приводящего к богатым результатам, блестящий талант изложения — все эти особенности трудов К., давно признанные специальной критикой, помогли ему обогатить науку русской истории рядом новых и ценных обобщений и выдвинули его самого на одно из первых мест среди ее исследователей. Главнейшие из трудов К.: "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1886), "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871), "Боярская дума древней Руси" (М., 1882), "Русский рубль X V I-XVIII столетий в его отношении к нынешнему" (1884), "Происхождение крепостного права" ("Русская Мысль", 1885, №№ 8 и 10), "Подушная подать и отмена холопства в России" ("Русская Мысль", 1886, №№ 9 и 10), "Состав представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль", 1890, № 1; 1891, № 1; 1892, № 1). Помимо научных работ, К. выступал со статьями популярного и публицистического характера, помещая их, главным, образом в "Русской Мысли". Сохраняя и здесь свойственный ему талант изложения, К. отходил в этих статьях все далее и далее от научной почвы, хотя и пытался удержать ее за собой. Отличительной их чертой служит националистический оттенок взглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московской старины XVI-XVII вв. и оптимистическим отношением к современной русской действительности. Такие черты ярко сказались, например, в статьях: "Евгений Онегин", "Добрые люди старой Руси", "Два воспитания", "Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени", а также в речи К. под названием: "Памяти в Бозе почившего государя императора Александра III" ("Чтения Московского Общества истории и древностей", 1894, и отдельно, М., 1894).

В. Мякотин.

Ключевский караул

— Нерчинского округа, Забайкальской области, в 30 верстах от Чиндантского караула, при речке Койче. В окрестностях месторождения цветных камней; особенно славятся красотой ключевские яшмы.

Ключевское

— село на Камчатке, у подножия Ключевской сопки, на правом берегу реки Камчатки, на открытой вершине. Основано в 1733 г. крестьянами с реки Лены. 339 жителей (1888 г.), 49 домов, школа.

Ключень

— народное название бабочки восковой моли (Galleria melonella), иначе называемой метелицей, см. Восковая, или вощинная, моль.

Ключи, источники

— см. Источники.

Ключи, село Саратовской губернии

— село Саратовской губернии, Камышинского уезда, при речке Карамыш. Жителей 3260, дворов 328; лютеранская церковь, школа, 5 лавок. 3 сарпиночные фабрики, с производством на 30000 руб. в год; кожевенный завод, 2 красильни, конная мельница и 10 ветряных.

Ключица

(Clavicula, Furcula), y человека — слегка изогнутая S-образная крепкая трубчатая кость с незначительной мозговой полостью, которая, перекрещиваясь с первым ребром и сочленяясь с одной стороны с верхней частью грудной кости, а с другой с акромиальным отростком лопатки, служит опорой для передней (верхней) конечности и обуславливает свободу ее движений. У млекопитающих она, вообще, развита тем больше, чем более разнообразны и свободны движения передних конечностей, и потому развитую К. мы находим, например, у лазающих, летающих, а у одно- и двукопытных ее вовсе нет (относительно К. у других позвоночных — см. Конечности и статьи об отдельных классах).

Н. Кн.

Ключищи, деревня Нижегородской губернии

— деревня (татарская) Нижегородской губернии, Сергачского уезда, при речке Поре. Дворов 574, жителей 3468; 5 мечетей и 4 медресе.

Ключищи, село Казанской губернии

— село Свияжского уезда Казанской губернии, в 20 верстах от уездного города, на правом берегу Волги. Дворов 191, жителей 1218. Кроме земледелия, они почти все занимаются садоводством, ломкой камня, окраской холста и ниток, кузнечным производством, отхожим промыслом. В 1893 г. с пристани при селе К. было вывезено 1075 пудов яблок и 1800 пудов жженой извести. Против села К., на Волге, довольно обширный и глубокий затон — Ключищинский. Начальное училище.

Л. В.

Ключищи, село Симбирской губернии

— село Симбирской губернии и уезда. Жителей 4602, дворов 661; 2 школы, 5 лавок. Картофельно-паточный и кирпичный заводы.

Ключковице

(Kluczkowice) — селение Ново-Александрийского уезда, Люблинской губернии; дворов 320, жителей 4220. Заводы лесопильный, мукомольный, пивоваренный, дегтярный, винокуренный и кафельный. Костел, школа, больница.

Ключник

— по "Русской Правде" то же, что тиун, полный холоп, но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья. Московские памятники XIV-XV вв. говорят об обязанностях К. подробнее. К. ведает остальных холопов, целует за них крест, собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам; далее — вступает в сделки именем своего господина и приобретает для него движимость и рабов. К. имели даже своих рабов и дьяков. По царскому судебнику, сельский К. по-прежнему был рабом, а городской ключ не ведет к рабству. В доме боярина XVI-XVII вв. К. — главный распорядитель, иногда значивший у господина больше, чем жена и родня, жившая во дворе; он заведовал клетями и всеми строениями, держал ключи, словом ведал все домоуправление. Жене К. обыкновенно поручалось управление женской прислугой, если господин не доверял своей жене. К. были княжие, владычные, боярские и царские.

В. Р-в.

Ключник степенный при дворе московских царей имел в своем ведении столовые припасы, напитки и прислугу. К. путевой — лицо, исправлявшее ту же должность во время путешествия государя.

Клюшников, Виктор Петрович

(1841—1892) — беллетрист. Родом из дворян Гжатского уезда. В детстве находился под влиянием дяди своего, Ивана Петровича К. (см. соотв. статью). Учился в 4-й московской гимназии, где преподаватель русского языка, поэт В. И. Красов, развил в нем вкус к литературным занятиям, и на естественном факультете московского университета. Недолго послужив в сенате, К. обратил на себя внимание напечатанным в 1864 г. в "Русском Вестнике" романом "Марево". Это — одно из наиболее резких "антинигилистических" произведений того времени. Движение 60-х гг. казалось К. полным противоречий, дрянных и низменных деяний, а его герои — честолюбцами, ищущими лишь личной славы и выгоды. Роман вызвал ряд резких отзывов, из которых особенной едкостью отличалась статья Писарева, называвшего автора "с позволения сказать г-н Клюшников". Кроме "Русского Вестника", К. сотрудничал в "Московских Ведомостях", "Литературной Библиотеке" Богушевича и "Заре" Кашпирева. В 1870 г. он был приглашен в редакторы только что основанной "Нивы". В 1876 г. он оставил "Ниву" и затеял собственный иллюстрированный журнал "Кругозор", на издании которого разорился; позже заведовал одним из отделов "Московских Ведомостей", а затем перешел в "Русский Вестник", который и редактировал до 1887 г., когда снова стал редактором "Нивы". Из беллетристических его произведений выдаются еще "Немая", "Большие корабли", "Цыгане", "Немарево", "Барышни и барыни", "Danse macabre", a также повести для юношества "Другая жизнь" и "Государь Отрок". Он же редактировал трехтомный "Всенаучный (энциклопедический) словарь", составлявший приложение к "Кругозору" (СПб., 1876 г. и сл.).

Б. Г.

Клюшников, Иван Петрович

(1811—1895) — поэт. Получив хорошее домашнее воспитание в семье отца своего, харьковского помещика, Клюшников в начале 1830-х гг. поступил на словесный факультет московского университета. Здесь он тесно сблизился с кружком Станкевича и особенно с Белинским. Обладая большим даром слова и способностью к философскому мышлению, К. пользовался горячей любовью товарищей. Он уже тогда писал стихи, но еще не решался их печатать. Между прочим, он составил шуточное обозрение литературы, навеявшее на Белинского мысль написать знаменитые "Литературные мечтания". Окончив в 1835 г. курс, К. был учителем Московского дворянского института. В 1838 г. появились первые печатные произведения К.: "Элегия" и "Половодье" ("Московский Наблюдатель", ч. 17). Затем целый ряд его стихотворений был помещен (за подписью -Ф-) в "Отечественных Записках" (1839—40) и "Современнике" (1840). И публика, и журналистика встретили молодого поэта очень сочувственно. Всем нравились его искренность и неподдельное чувство, выраженное красивыми стихами. Тем более странно, что Клюшников неожиданно замолк и зарыл в землю многообещающий талант. Он уехал в свой наследственный хутор, Сумского уезда Харьковской губернии, и прожил там пятьдесят пять лет, до самой смерти, вдали от литературной и общественной жизни. Только в "Литературной Газете" 1841 г. появился его рассказ: "Привидение первого мужа", а в "Отечественных Записках" 1849 г. — повесть "Любовная сказка"; но обе эти вещи ничем не выделялись из журнального балласта. Позднее К., уступая просьбам своего племянника, В. П. Клюшникова (см.), позволил напечатать несколько своих стихотворений в "Русском Вестнике" 1883 и 1888 гг. ("Через сорок лет" и др.). Публика забыла К., но его лучшие стихотворения ("Любителю музыки", "Собирателям моих элегий", " Жизнь" — известный ответ на пушкинское стихотворение того же имени, часто приписываемый митрополиту Филарету, и др.) доныне входят в хрестоматии.

Кляземский городок

(Стародуб) — село Владимирской губернии, Ковровского уезда, при реке Клязьме. В начале XIII столетия было известно под именем города Стародуба и имело своих удельных князей. В 1228 г. великий князь Ярослав отдал его меньшему своему брату Иоанну Всеволодовичу, родоначальнику князей Стародубских (см.). Стародуб был разрушен поляками в 160 9 г. Сохранились остатки вала и часовни. Дворов 82. Жителей 391. Богадельня, 4 лавки, 3 постоялых двора. 2 ярмарки, еженедельные базары.

Клязьма

— река, левый приток реки Оки, берет начало в Московском уезде в болотах около села Овсяникова. Длина К. 595 верст. Протекает она по губерниям Московской, Владимирской и Нижегородской. Ширина реки от 20 до 40 саженей и наибольшая до 120 саженей. Сильное падение ее — один фут на 1½ версты — показывает, как высоко находится ее исток над устьем. Дно большей частью глинистое и только местами каменистое. До города Владимира берега реки высоки. От города Владимира левый берег понижается, а правый возвышается к устью М. Нерли. От Вязников до города Гороховца правый берег отличается крутизной, а затем понижается и сглаживается. Левый берег ниже устья Тезы болотист. Ниже устья М. Нерли находят залежи известняка, который разрабатывается. Леса по берегам К. значительно вырублены. К. судоходна на 398 верст от села Орехова, а от устья реки Тезы до ее устья (116 верст) на ней производится пароходное сообщение. Главные препятствия судоходства — отмели, которых 16. Больших пристаней на К. — 13; из них по числу отправленного и прибывшего товара самые большие в городах Вязниках, Владимире и селе Орехове. В 1890 г. по К. отправлено товара 2366 тыс. пудов (дрова и др.), прибыло 3566 тыс. пудов (хлеб, лесные материалы и др.). Навигация по К. продолжается с середины апреля до ноября. Берега Клязьмы очень населены: на ней находятся города Ковров, Вязники, Гороховец, Владимир, Покров, села Мстера, Орехово и др. Рыболовство на К. упало. Здешняя рыба отличается своим вкусом. Она большей частью мелкая, за исключением лещей и стерлядей. Притоки К.: Воря, Шерна, Киржач, Покша, Нерль, Судогда, Теза и др. Из них сплавная только Теза.

А. Ф. С.

Клязьменка

или кляземская барка — речное судно, плавающее по рекам Оке, Клязьме, Тезе, Цне и Москве, длиной 21,8—26,0 саженей и шириной 4,8—5,1 саженей, при осадке без груза 0,8—1,5 и с грузом 3—6 четв. аршина; поднимает груза 10000—27000 пудов. Отличается от обыкновенной барки более острым носом, на котором устраивается навес и недалеко от него устанавливается мачта, прикрепленная к бокам судна четырьмя канатами. К этой мачте, при ходе К. против течения, привязывается канат, идущий к берегу и служащий для прикрепления упряжки лошадей, тянущих "бечеву". В десятилетие (1879—1888) построено в Костромской губернии всего 56 судов.

В. С.

Кляп

— клин, который в старину вкладывали в рот преступнику, чтобы не дать ему говорить с народом, когда его везли на казнь; отсюда народная поговорка: "К. тебе в рот".

Кляпец

кляпца, кляпсы, клепец — употребляемая на Севере России и в Сибири ловушка для добывания зайцев, лисиц, рысей, волков, а иногда и оленей. Отличительные признаки К. заключаются в вооруженном железными зубьями массивном стяге (деревянном рычаге), который приводится в действие закрученной веревкой. К. ставится на звериной тропе, через которую протягивается прикрепленный к К. шнурок — симка; ударившись грудью об этот шнурок, зверь спускает насторожку и тем освобождает стяг, который с размаху и убивает его.

См. М. Ф. Кривошапкин, "Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865); Ф. А. Арсеньев, "Зыряне и их охотничьи промыслы" (М., 1873).

С. Б.

Кляпик-Яропкин

(Михаил Андреевич, по другим — Степанович) — дьяк, много послуживший Иоанну III на дипломатическом поприще. В 1491 г. он ездил послом к королю Казимиру, в следующем году — к императору Максимилиану I. Затем он был в трех посольствах к литовскому великому князю Александру: в 1494 г., по поводу брака Александра и Елены, дочери Иоанна III; в 1496 г. — с известием, что молдавский господарь и хан Менгли-Гирей соглашаются жить с Литвой в мире; в 1503 г. — для взятия с Александра присяги в соблюдении мирного договора. В 1495 г. К.-Яропкин был на съезде с представителями великого магистра и многих немецких городов по делу об опале великого князя, постигшей ганзейских купцов в Новгороде. В 1505 г. он ездил в Казань, чтобы разузнать о готовившейся со стороны казанского царя (Магмет-Аминя) измене. Здесь он был схвачен и отправлен в заточение, из которого освобожден в 1507 г., когда великий князь готовился идти на Казань. В последний раз К.-Яропкин упоминается в летописях под 1508 г., когда он был членом посольства к Сигизмунду для утверждения мирного договора.

См. "П. С. Р. Л." (IV, 161, 163, 278; VI, 49, 50, 52, 54, 246, 248; VII, 229; VIII, 224, 227, 243—245, 247, 250); Карамзин (VI, гл. V-VII).

А. Э.

Кляпыши

(костыльки, стар.) — род пуговиц и запонок на вороте, прорехах и полах царских платен, кафтанов, зипунов и др. Кляпыши делались серебряные, позолоченные, саженые жемчугом с канителью, обшитые или обвитые золотом и шелками. У платьев царских было по 10, по 12 и более серебряных-золоченых К.

Клястиц

— немецкая колония Бессарабской губернии, Аккерманского уезда, в 80 верстах от уездного города, при реке Шаге. Основана в 1816 г. 290 дворов, 1875 жителей. Лютеранская церковь, школа, 2 лавки. Виноградники, тонкорунное овцеводство, кустарная выделка шерстяных ковров.

Клястицкий 18-й драгунский полк

Его Королевского Высочества великого герцога Гессенского — сформирован в 1806 г., под названием Гродненского гусарского, а в 1824 г. назван К. гусарским; в 1882 переименован в драгунский. Боевые отличия: 7 серебряных труб и знаки на шапки, за отличия в войны 1812—14 гг.

Клястицы

— селение Витебской губернии, на дороге из Полоцка в Себеж. 18 и 19 июля 1812 г. в окрестностях его происходил бой между русскими войсками, под начальством графа Витгенштейна, прикрывавшими Петербург, и французским корпусом маршала Удино. Французы принуждены были отступить, оставив в наших руках около 900 человек пленных. Этот успех имел весьма важное нравственное значение для русских войск, повлияв также на последующие действия Витгенштейна.

Клятва церковная

— см. Отлучение от церкви.

Клятвопреступление

— см. Лжеприсяга

Кляуза

— обстоятельство, запутывающее дело или представляющее его в ложном виде; см. Ябеда.

Кляч Германн

(Hermann Klaatsch) — немецкий анатом, род. в 1863 г. в Берлине, учился медицине в Гейдельберге и Берлине, в 1885 г. доктор медицины, затем состоял ассистентом при Вальдейере и Гегенбауере, с 1890 г. — приват-доцент, с 1895 г. экстраординарный профессор анатомии в Гейдельберге. Научные труды К. касаются сравнительной анатомии скелета, образования костей, развития ланцетника и т. д. и появились в "Morphologisches Jahrbuch", "Festschrift f ü r Gegenbaur" и т. п.

Клячин

(Василий Петрович) — приват-доцент киевского университета; род. в 1858 г. в городе Кременчуге; учился в Полтавской гимназии и киевском университете, на историко-филологическом факультете. С 1892 г. читает специальные курсы по новой истории. Сочинения К.: "Политические собрания и организации политическая кальвинистов во Франции в XVI веке" (Киев, 1888; по неизданным документам); две пробные лекции: "Борьба канцлера Мопу с французскими парламентами" и "Турские генеральные штаты в 1483 г." (Киев, 1890); "Значение дореволюционной эпохи истории Франции в XVIII в." (Киев, 1893).

Клячко

(Юлиан Klaczko) — польский писатель и критик; род. в 1828 г. в еврейской семье в Вильно; на литературное поприще выступил в качестве поэта-самоучки, стихотворением "Moja pi é rwsza ofiara" (Вильно, 1839), затем переводил польских поэтов на древнееврейский язык и издал сборник стихотворений на польском ("Pożeguanie poety, sonety", Вильно, 1841) и древнееврейском ("Dodajim Violae. Sylloge hebraicorum carminum atque narrationum", (Лейпциг, 1843) языках. Посещая университет в Гейдельберге, обратил на себя внимание Гервинуса и сотрудничал в его "Deutsche Zeitung". В 1848 г., живя в Познани, принимал участие в политическом движении и напечатал "Die deutschen Hegemonen, offenes Sendschreiben an G. Gervinus" (Берлин, 1849). В 1849 г. поселился в Париже и сделался постоянным сотрудником "Revue des Deux Mondes", где напечатал много статей критических (например, о Красинском, 1862), исторических и публицистических. Многие из них вышли отдельными изданиями: "Une annexion d'autrefois. L'union de la Po l ogne et de la Lithuanie" (2 изд., 1869); "L'agitation unitaire en Allemagne" (1862); "Etudes de diplomatie contemporaine" (1866); "Les pr é liminaires de Sadowa" (1868—69). В 1858—60 гг. К., вместе с Вротновским, редактировал "Wiadomości polskie"; статьи, помещенные им здесь, также вышли отдельными изданиями: "Sztuka polska" (1858); "Roczniki polskie" (Париж, 1865) и др. Резко высказываясь против гегемонии Пруссии, К. агитировал в пользу союза между Австрией и Францией, в видах уничтожения результатов австро - прусской войны 1866 г. и восстановления Польши. Бейст, в 1869 г., пригласил его на службу в австрийское министерство иностранных дел, но события 1870 г. заставили его покинуть эту службу. Другие труды К.: "La po ésie polonaise au XIX siècle" (1862); "Causer ies florentines" (1880 — о Данте; есть немецкий перевод); издание "Korespondencyję Mickiewicza" (Париж, 1861); "Notatki z podróży" (Краков, 1871) и проч. Особое внимание обратила на себя своими разоблачениями книга К. о князе Горчакове и Бисмарке, под заглавием: "Les deux chanceliers" (3 изд., 1877).

Кляштерский Антонин

(Antonin Klášterský) — даровитый чешский поэт, род. в 1866 г. Стихотворения К. собраны в отдельных изданиях: "Ptač i svĕt" (1888), " Ž vým i mrtvým" (1889), "Spadalé listf" (1890), "Pisnĕ z práce" (1891), "Poli a lesy" (1891), "Epické básné" (1892), "Pra ž ské motivy" (1893), "No čni violy" (1894), "Srdce и du še" (1894), " Ž ivé stiny" (1890), "Tmavé r ůše" (1897) и др.

Кмет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кмети

(Георг Kmety, 1810—1865) — см. Измаил-паша.

Кмита

(Ян Ахаций) — польский поэт при короле Сигизмунде III; умер около 1628 г. Он перевел "Энеиду" и "Буколики" (Краков, 1591, 1588), и написал: "Zow Dyjanny" (там же, 1588); "Ż ywoty Króló w polskich" (1591); "Spitamegeranomachia" (Краков, 1595) — описание войн Стефана Батория; "Symaryjusz przypowieści Salomonowych skomplikowany" (Краков, 1622); "Morocozmea babińskie". Последнее перепечатано в "Hist. Lit." Вишневского.

Миколай К. современник его, проповедник в Кракове; умер в 1639 г.; издал важную для истории князей Острожских и Любомирских книгу: "Trzy matki urodzeniem, poboź no ś ci ą, potomstwem ozdobione" (Краков, 1638).

Кмиты

(Kmitowie) — старинный польский шляхетский род герба Щренява, известный с XIV в. Наиболее известен Петр К., воевода краковский, великий коронный маршал; род. в 1477 г.; один из типичных "можновладцев" своего времени. Часто интриговал в пользу королевы Боны; так, в ее интересах на сейме петроковском 1536—1537 гг. он провел дело метрики коронной. Позже он был главным противником Тарновского и в 1552 г. на сейме защищал против него духовенство. Интересы государства К. всегда ставил на второй план, после личных. Двор его был одним из богатейших в Польше; он разыгрывал роль мецената, покровительствуя Бельскому, Яницкому, Пржилускому, Оржеховскому.

Ср. ст. А. Красицкого, в "Biblijot. Ossolińskich" (т. II, 1847).

Кмицич

(Миколай Kmicić) — польский иезуит, один из лучших латинских поэтов XVII в. (1601—1622). Он оставил: "Dithyrambus seu panegyricus Georgii Tyszkiewicz" (Вильно, 1628); другой дифирамб издан в "Epicitharismata ad lyram Р. Casimiri Sarbiewski". Ему же приписывается поэма "Jasaphatidos" (Вильно, 1627).

См. "Biblijoteka pisar zów asystencyi polskiéj. Tow. Jezus" Brown'a.

Кммберлит

— плотная, брекчиевидная горная порода, содержащая алмаз и находящаяся близ Кимберлея в Южн. Африке. Она принадлежит к группе перидотитов.

Кнапп Людвиг-Фридрих (дополнение к статье)

(Knapp) — нем. химик-технолог; ум. в 1904 г.

Кнапп, Альберт

(Knapp, 1798—1864) — немецкий поэт. Известен преимущественно как автор религиозных стихотворений, в которых стремился возродить безыскусственность и задушевность древних церковных песен, чему, однако, в значительной степени мешал его пиетизм. Художественная форма ему вполне удалась. Его эпические произведения: "Die Hohenstaufe n " (1839) и "Bilder der Vorwelt" (1862) имели мало успеха. Он издал "Christliche Gedichte" (3-е изд., 1843), "Neuere Gedichte" (1834), "Gedichte, neueste Folge" (1843), "Evangel. Liederschatz f. Kirche und Haus" и др.

Кнапп, Георг Фридрих

(Knapp) — немецкий статистик и политэконом, сын химика Л.-Ф. К. (см. соотв. статью); род. в 1842 г.; был директором статистического бюро и профессором в Лейпциге, теперь профессор в Страсбурге. Видный теоретик статистики населения, К. — один из немногих статистиков, обладающих строго-математической подготовкой. В области нравственной статистики К. не придает закономерности общественных явлений характера неотвратимых естественных законов; признавая влияние физических законов на устойчивость нравственно-статистических явлений, он ждет руководящей методологической нити от развития социальной этики, имеющей разрешить вопрос о свободе воли. Напечатал: "Ueber die Ermittelung der Sterblichkeit aus den Aufzeichnungen der Bev ö lkerungsstatistik" (Лейпциг, 1868); "Die Sterblichkeit in Sachsen" (Лейпциг, 1869); "Theorie des Bev ö lkerungswechsels" (Брауншвейг, 1874); "Die Bauernbefreiung und der Ursprung der Landarbeiter in den ä ltern Teilen Preussens" (Лейпциг, 1887); "Die Landarbeiter in Knechtschaft und Freiheit" (Лейпциг, 1891).

Кнапп, Георг Христиан

(Knapp, 1753—1825) — протестантский богослов, представитель библейского супранатурализма, был в Галле профессором богословия и директором учреждений Франка. Напечатал: "Scripta varii argumenti maximam partem exegetici atque historici" (2 изд., Галле, 1824). Thilo изд. его "Vorlesungen ü ber die christliche Glaubenslehre" (Галле, 1827).

Кнапп, Иаков Герман

(Knapp) — известный окулист и специалист по ушным болезням; род. в 1832 г.; с 1860 г. был приват-доцентом, с 1865 г. — профессором офтальмологии в Гейдельберге; в 1868 г. переселился в Нью-Йорк, где основал New York Ophthalmic and Aural Institute. Особые заслуги принадлежат К. в области физиологической оптики, изучения астигматизма и интраокулярных опухолей, равно как в области оперативной техники (механическое лечение трахом). Многочисленные ученые работы К. появлялись в Gr ä fe's "Archiv" и Zehender's "Klinische Monatsbl ä tter", равно как в основанном им в 1869 г., вместе с Моосом, "Archiv f ür Augen- und Ohrenheilkunde", выходившем на немецком и английском языках. С 1879 г. оба отдела этого журнала выходят в виде отдельных изданий: "Archiv f ü r Augenheilkunde", под ред. К. и Швейггера, и "Zeitschrift f ü r Ohrenheilkunde", под ред. К. и Мооса. Более значительные монографии К.: "Die Krümmung der Hö rnhaut des menschlichen Auges" (Гейдельберг, 1860); "Ueber Krankenh ä user, besonders Augenkliniken" (Гейдельберг, 1866); "Die intraokularen Geschw ü lste" (Карлсруэ, 1868); "Cocaine and its use in ophthalmic and general surgery" (Нью-Йорк, 1884).

Кнапп, Людвиг

(Knapp, 1821—1858) — немецкий юрист и поэт, брат химика Л.-Ф. К. (см. соотв. статью), был доцентом права в Гейдельберге; напечатал: "Heidenlieder" (Мангейм, 1848) и "System der Rechtsphilosophie" (Эрланген, 1857).

Кнапп, Людвиг Фридрих

(Knapp) — известный немецкий химик-технолог; род. в 1814 г.; изучал первоначально формацию, а затем химию в Гиссене, под руководством Либиха, и в Париже. В 1838 г. стал читать лекции в Гиссене, в 1841 г. сделался профессором технологии в Мюнхене, где также служил на королевском фарфоровом заводе; с 1863 г. был профессором технической химии в политехнической школе в Брауншвейге; К. принадлежит ряд выдающихся исследований в области химической технологии, открывавших промышленности новые пути; особенно важны его работы для кожевенного производства. Его труды: "Lehrbuch der chemischen Technologie" (3-е изд., 1865—74); "Mineralgerbung mit Metallsalzen" (Брауншвейг, 1892). Вместе с Веддингом и Раммельсбергом, К. издал немецкую обработку Percy's "Metallurgie" (4 т., Брауншвейг, 1862—81; 2 дополнительных тома, 1884—87).

Кнаппе

(Карл Фридрих, по-русски Карл Иванович, 1745—1808) — живописец животных и растений. Он был ученик И. Ф. Грота и, подобно ему, трудился в СПб., где в то время, при императорском дворе, был запрос на произведения по его специальности. В 1774 г. Императорская академия художеств возвела его в звание академика и поручила ему преподавание в ней живописи зверей и птиц. В 1785 г. был советником академии, а в 1795 г., за упразднением в ней класса означенной живописи, уволен в отставку. Работал преимущественно акварелью и гуашью. Ему принадлежат, между прочим, рисунки "Flora Rossica", изд. академией наук.

А. С-в.

Кнапский

(Григорий Knapski, иначе Cnapius) — польский лексикограф, из ордена иезуитов (1564—1638); преподавал в иезуитских школах математику, риторику и богословие. К. поставил себе целью составить обширный словарь языка польского, лексикография которого в то время лишь зарождалась. Первое издание словаря вышло в 1621 г., под заглавием: "Thesaurus polono-latino-graecus seu promtuarium linguae latinae et graecae Polonorum us u i accomodatum"; его продолжение вышло в 1626 и 1632 гг., причем в последнем томе, озаглавленном "Adagia polonica selecta etc.", помещены польские пословицы, наряду со сходными с ними по значению латинскими и греческими. Этот громадный труд К. и до сих пор не потерял своего значения. К. был ревностным противником "макаронизации" польской речи латинскими и итальянскими словами. Многие поговорки польские, идиотизмы и древние слова впервые нашли у К. попытку объяснения. Извлечения из его словаря, под заглавием "Idiotismi polonici", несколько раз издавались в Познани (1731, 1743, 1744 и др.), Вильно (1753, 1766), Калише (1765), Люблине и др. Он же доставил и материал для труда Б. Вороновского: "Sł ownik polsko-laci ński" (Калиш, 1769, 1787). Биография К. помещена в "Tygodnik Ilustr." (1862, № 94).

Кнауер

(Мориц Knauer, 1613—1664) — аббат монастыря Ланггейм в Нижней Франконии, член цистерцианского ордена, директор бамбергского университета. Известен своей распрей с епископом эйхштедским, во время которой монастырь несколько раз был осаждаем. К. устроил обсерваторию в своем аббатстве и составил столетний календарь, который издается и по настоящее время, а также хронику ланггеймского аббатства.

Кнауер Фридрих

(Friedrich Knauer) — австрийский зоолог, род. 1850 г. в Граце, в настоящее время состоит управляющим Зверинца и Вивариума в Вене. Научные исследования К. касаются преимущественно биологии пресмыкающихся и гадов Европы. Среди его работ заслуживают особого внимания: "Die Amphibien und Reptilien Niede rö sterreichs" (1875); "Naturgeschichte der Lurche (Amphibiologie)" (Вена, 1878); "Die europ ä ischen Kriechthiere und Lurche" (1881), и мн. друг.

H. H. A.

Кнаус

(Людвиг Knaus) — самый значительный живописец-жанрист в Германии, один из лучших представителей новой дюссельдорфской школы; род. в Висбадене в 1829 г.; с 1846 по 1852 г. учился в дюссельдорфской академии художеств под руководством К. Зона и Шадова, провел год в Италии и 8 лет в Париже, в течение которых отлично усвоил себе технику новейших французских живописцев и достиг до высокого мастерства, признанного за ним самими французами. В это время явились первые его произведения, распространявшие и упрочившие его славу в Германии и всей Европе, а именно: "Золотая свадьба" (1858), "Крестины" (1859) и "Утро после праздничной обедни, в деревне". В 1860 г. он возвратился на родину, в Висбаден, в 1861—66 гг. работал в Берлине, потом в Дюссельдорфе, и в 1874 г. был вызван оттуда в Берлин, дабы стать во главе академической учебной мастерской, которая находится в его управлении и поныне. Произведения К. свидетельствуют об его тонкой наблюдательности, искусстве передавать характер и душевное движение людей всех возрастов и состояний, уменье создавать сцены, полные жизненной правды и проникнутые то добродушным юмором, то отрадным весельем, то глубоким чувством. Достоинство его картин возвышается превосходным рисунком, блестящим колоритом и мастерским письмом. Область его творчества — преимущественно быт немецких крестьян и вообще жизнь низшего сословия. Выводя нередко на сцену детей, молодых людей и девушек, он, видимо, относится к юности с сердечным сочувствием. Многие из его картин приобрели популярность, благодаря изданным воспроизведениям их в гравюре, фотогравюре и фотографии. Кроме вышеупомянутых трех картин, в числе его жанров замечательны: "Крестьянский танец" (1850), "Шулера" (1851, находится в дюссельдорфской галерее; повторение в лейпцигском музее), "Похороны в лесу", "Карманный вор на ярмарке" (1852), "Буяны перед их духовником" (1864), "Фокусник", "Каковы старики, таковы и детки" (1869, в Берлинской национальной галерее), "Похороны в гессенской деревне" (1871), "Его Светлость в дороге", "Совещание крестьян" (1872), "На дурной дороге, сцена в шинке" (1876), "Непослушная модель" (1877), "Соломоновская премудрость" (1878), "За кулисами" (1880, в дрезденской галерее) и некоторые др. В Кушелевской галерее петербургской академии художеств имеется картина "Пожар в деревне", принадлежащая, однако, к не лучшим произведениям К. В полном смысле мастером является он и в тех случаях, когда берется за портреты (Моммзена и Гельмгольца, в Берлинской национальной галерее).

А. С-в.

Кнебелит

— минерал из группы оливина. Хим. состав (Mn,Fe) 2SiO4. Образует плотные, листоватые массы. Цвет серый, красный и черный. Блеск слабый, слегка просвечивает. Встречается в Ilmenau, а также в месторождениях магнитного железняка Dannemora в Швеции.

Кнебель

(Карл Людвиг von Knebel, 1744—1834) — немецкий писатель, сначала офицер прусской службы, потом гофмейстер веймарского принца Константина. В 1774 г., сопровождая своего воспитанника и его брата Карла-Августа во Францию, по пути посетил во Франкфурте Гёте, который, через его посредство, впервые познакомился с Карлом-Августом. После смерти принца Константина К. продолжал жить в Веймаре, вращаясь в тесном кружке Гёте, Шиллера, Гердера, Виланда; позже переселился в Йену. Известен своими превосходными переводами элегий Продерция (Лейпциг, 1798), поэмы Лукреция "De rerum natura" (Лейпциг, 1821; 2 изд., 1831) и драмы Альфьери "Saul" (Ильменау, 1829). Меньшее значение имеют его оригинальные стихотворения — "Sammlung Kleiner Gedichte" (Лейпциг, 1815) и "Distichen" (Йена, 1827), перепечатанные в "Litterar. Nachlass und Briefwechsel K." (Лейпциг, 1835; новое изд., 1840). Guhrauer издал его "Briefwechsel mit G ö the" (Лейпциг, 1851), которого К. был, быть может, интимнейшим другом, a D ü ntzer — "Aus Knebels Briefwechsel mit seiner Schwester Henriette" (Йена, 1858).

Ср. Hugo von Knebel-D öberitz, "K.-L. von K." (Веймар, 1890).

Кнедльганс

(Knedelhans) — чешский писатель, более известный под псевдонимом Либлинский (см.).

Кнежевич

(Петр Kneźewicz) — далматинский францисканец; † в 1768 г. Написал, кроме ряда аскетических сочинений, драматически-эпическую поэму "Мука Господина нашего Изукрста и плач матере ньегове", "Духовные песни" и др. Он же перевел на сербскохорватский язык "Послания апостолов и Евангелие" (Венеция, 1773; Рим, 1784). Оставшиеся после него письма издал минорит Юкич (Венеция, 1838).

Кнезебек

(Карл Фридрих Knesebek, барон) — прусский фельдмаршал (1768—1848). Во время войны 1806—07 гг. состоял при главной квартире русской армии. В 1812 г. К. был послан к императору Александру, с поручением противодействовать объявлению войны с Францией. Вместе с Шарнгорстом, принимал деятельное участие в преобразовании прусской армии. В начале 1813 г. К. вел переговоры с императором Александром, которые привели к заключению Калишского союзного договора с Пруссией. Такие же переговоры были им ведены и с Австрией. В 1831 г. он, после смерти Гнейзенау, был назначен командующим прусскими войсками на русской границе. К. был поклонником политики Меттерниха и стремился к тесному сближению Пруссии с Австрией. В военном деле он принадлежал к тем доктринерам, которые склонны смотреть на стратегию как на географическо-математическую науку.

Кнейзель

(Рудольф Kneisel) — немецкий драматург; род. в 1832 г.; был актером и директором труппы. К. написал свыше 50 пьес, в том числе: "Die Lieder des Musikanten", "Die Tochter Belials", "Die Anti-Xantippe", "Papageno", "Sie weiss etwas", "Desdemonas Taschenbuch", "Emmas Roman", "Blindekuh", "Sein einziges Gedicht" (1885), "Der Kunstbacillus" (1891), "Der Stehauf" (1893).

Кнейпп

(Себастьян Kneipp) — немецкий католический священник; род. в 1821 г.; первоначально был ткачом, 21-го года стал изучать богословие и сделался приходским священником в Верисгофене, близ Тюркгейма. В 1848 г. болезнь заставила его прибегнуть к водолечению, которое он затем стал применять к другим лицам, и выработал в этой области свою систему. К. напечатал переведенные на многие языки книги, преисполненные невежества, приправленного ханжеством и выходками против врачей — "врагов веры": "Meine Wasserkur" (Кемптен, 1887; 50 изд., 1894; русский перевод, Киев, 1893) и "So sollt ihr leben" (Кемптен, 1889; 20 изд., 1894; русский перевод, Киев, 1893), а также "W ö rishofener Kneipp Kalendar" (Кемптен, 1891 и сл.), "Vortr äge Wö risbofen" (Кемптен, 1894).

Ср. Alphons vom Rheim, "Das Buch vom Pfarrer K." (2 изд., 1891).

Кнек

также кнехт — так называются круглые чугунные, а иногда и медные столбики с перехватом посередине, а также деревянные тумбы (на деревянных судах), устанавливаемые на палубе в разных местах и вдоль борта и служащие для закрепления якорных и других канатов. На буксирных пароходах имеются также и буксирные К., которые бывают иногда деревянные, но большей частью железные. Они ставятся позади паровых котлов, выходят от днища судна сквозь палубу и за них крепится буксир, подаваемый на баржи.

Кнеллер

(Готфрид Kneller, 1648—1723) — портретный живописец; родом из Любека, ученик Ф. Боля в Амстердаме; провел несколько лет в Венеции, изучал там произведения Тициана и Тинторетто; поселившись с 1674 г. в Лондоне, состоял до конца своей жизни королевским придворным живописцем и исполнял заказы, сыпавшиеся к нему во множестве со стороны английской знати. Георг I пожаловал ему достоинство баронета. К. писал чрезвычайно быстро и только одни головы; остальное в его портретах работали ученики и помощники. Произведения его хороши по рисунку и письму, но часто бьют на театральный эффект. Во время первого путешествия императора Петра Великого в чужие края, он написал в Утрехте портрет этого государя, не раз воспроизведенный в гравюрах (оригинал находится в Гемптонкорте, близ Лондона; копии Белли — в портретной галерее дома Романовых, в Зимнем дворце, в СПб.). В Императорском Эрмитаже есть образец работ этого художника — портрет философа Локка.

А. С-в.

Кнельваль

(Megaptera hoops, s. longimana) — см. Полосатики.

Кнемида

ныне Спартия — цепь гор на границе между эпикнемидской Локридой и Фокидой; на отроге ее против острова Евбеи находился локрийский город Кнемиды (Cnemides), ныне исчезнувший.

Кнеппельгоут

(Иоанн Knерреlhоut) — нидерландский писатель; род. в 1814 г.; выдвинулся своими очерками университетской жизни: "Studenten typen" (1841) и "Studenten leven" (1844), появившимися под псевдонимом Klikspain. Другие его рассказы, выдержавшие несколько изданий, вышли в 1861—75 гг.

Кнер

(Рудольф Knеr, 1810—1869) — немецкий зоолог; изучал в Вене медицину, в 1836 г. поступил практикантом в зоологическое отделение придворного кабинета натуралий и посвятил себя специально ихтиологии; с 1841 г. профессор во Львове, с 1849 г. — в Вене. Совершил путешествия в 1852 г. в Истрию и к островам Кварнеро, в 1863 и 1867 гг. — по северной Германии, Дании и Скандинавии. † в 1869 г. в Вене. Написал: "Lehrbuch der Zoologie" (1849; 3-е изд., 1862); "Leitfaden zum Studium der Geologie" (1851; 2 изд., 1855). Особенное значение имеет изданная К., вместе с Геккелем: "Die S üsswasserfische der ö sterreichischen Monarchie" (Лейпциг, 1858). К. был превосходным классификатором рыб и хорошо знал палеонтологию; в том отношении значительна его книга: "Ueber die Ganoiden als nat ürliche Ordnung" (B., 1867).

Кнеред

(Knä red) — село в Швеции, на прежней границе между Швецией и датскими владениями. В 1613 г. здесь заключен был мирный договор, положивший конец так называемой Кальмарской войне (см.).

Кнес

(Олоф Андерссон) — историк-библиогност (1756—1804), профессор в Упсале, собиратель редких книг. Из его изданий и трудов известны: "Historiola litteraria poetarum Westogothiae latin. 1776—97", "Historia Academ. Upsal. 1783—95", "Analecta epistolarum in primis historiam et res litterarias Sueciae illustrantium, 1787". Не напечатанным осталось: "Repertorium Sueciae biographicum", которым пользовались позднейшие историки шведской литературы.

Брат его, Карл-Иоанн К. (1767—1835), издал учебник еврейского языка, с введением в историю еврейской литературы (1818 г.).

Г. Ф.

Кнетсфорд

(барон Генри Турстан Голданд Knutsford) — английский политический деятель; род. в 1825 г. С 1874 г. член палаты общин. Во втором кабинете Салисбери был статс-секретарем по колониальным делам и председательствовал на колониальной конференции, собравшейся в 1887 г. в Лондоне. С 1887 г. заседает в палате лордов.

Кнеф

— см. Хнум.

Кнехт

(Knecht) — батрак, работник, безземельный крестьянин в Прибалтийских губерниях. Численность К. здесь превышает в 4—5 раз количество крестьян-хозяев или арендаторов (Wirthe, P ä chter), владеющих землей на праве собственности или аренды и нанимающих К. для работы точно так же, как и помещики. К. находятся в бедственном и униженном положении, так что, например, браки между членами класса крестьян-хозяев и класса К. почти не встречаются. Для обеспечения К. назначена часть мызной земли (Hofesland), называемой "квота" (см.).

К. Вр.

Кнехты

или шальки (Knecht, в латинских средневековых грамотах: servus, ancilla, mancipium, manahoupit, schalk, vassus, gasindus и т. д.) — несвободные в средневековой Германии. К. были вполне подвластны господину; он был их юридическим представителем и мог пользоваться ими для личных услуг (pueri, vassi ad ministerium, ministeriales), для ремесленных работ или для обработки полей. Имущества К. первоначально не могли иметь, равно как не имели и права вступать в брак; однако уже при Каролингах браки их стали признаваться законными, хотя не могли заключаться с лицами свободными без тяжелых ограничений для той или другой стороны. Имущественное положение их было лучше, когда они являлись подвластными фиску (servi fiscalini) или церкви (servi ecclesiae); точно так же К., прямо подчиненные королю (pueri regis), находились в сравнительно выгодном положении и иногда достигали высоких почестей. Кнехты делались несвободными вследствие рождения от несвободных, брака с рабами, добровольной кабалы, плена, за долги и т. п. Свобода получалась ими посредством отпущения на волю, первоначально у франков per denarium перед войском, затем перед королем и народным собранием. Позже возникло отпущение на волю в церкви или посредством простого документа. И в таком случае, однако, зависимость К. от прежнего господина не прекращалась вполне. О несвободных и крепостных в Германии вообще см. Рабство и Крепостные. Со словом Knecht первоначально было однозначаще англосаксонское cnyht, ныне английское Knight, получившее значение сначала немецкого Knappe — оруженосца, потом рыцаря, члена низшего дворянства, джентри.

Кнешке

(Эрнст Генрих Kneschke, 1798—1869) — немецкий ученый, врач-окулист и генеалог. Его докторская диссертация: "De hydrothorace" (1828). Его генеалогические труды: "Neues allgemeines Adelslexikon" (Лейпциг, 1859—70); "Deutsche Grafenh ä user der Gegenwart" (Лейпциг, 1852—1854); "Die Wappen der deutschen freiherrlichen und adeligen Familien" (Лейпциг, 1855—1857).

Кнея

— см. Лес.

Кни

(Leopold Kny) — немецкий ботаник; род. в 1841 г.; с 1873 г. профессор ботаники в берлинском университете и в высшей земледельческой школе. К. известен изданием стенных таблиц по всем отделам ботаники. Это превосходное издание представляет научный труд, основанный на самостоятельных исследованиях; текст, объясняющий таблицы, зачастую содержит ряд весьма ценных монографий. Издание началось с 1874 г.; по настоящее время (1894) издано более 100 таблиц. Из других научных трудов К. наиболее известны: "Beitr ä ge zur Entwickelungsgeschichte der laubigen Lebermoose" (Лейпциг, 1864); "Ueber Bau und Entwickelung des Farnantheridiums" (Берлин, 1869); "Beitr äge zur Entwickelungsgeschichte der Farnkränter" ("Pringsheim's Jahrbuch", VII, 1872); "Entwickelung der Parkeriaceen" ("Nova acta Acad. Leop. Carol.", XXXVII, 1875); "Ueber das Dickenwachsthum des Helzkörpers in seiner Abhängigkeit von äusseren Einflü ssen" (Берлин, 1882).

Книбис

— отрог северного Шварцвальда, по которому идет граница между Вюртембергом и Баденом. С К. берут начало несколько рек, впадающих в Рейн. К купаньям К. принадлежат минеральные воды Ренх, Антогаст и Риппольсдау; это преимущественно железистые источники с содержанием углекислоты. Воды благоустроены и привлекают много публики.

Книвскьеродде

(Knivskjoerodde) — мыс острова Магерэ; по измерениям Ганзена-Блангстед (1884) — наиболее северный пункт Европы. Нордкап находится под 71°10'15" северной широты, К. же под 71°10'45", т. е. на 30" или на 925 м севернее.

Книга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Большого Чертежа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Мертвых

— наиболее распространенный памятник древнеегипетской священной литературы. Это ряд не связанных между собой 186 текстов ("глав"), различной длины, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами, имевшими целью вооружить путешествующего по загробным мытарствам покойника против чудовищ-демонов. Текст сопровождается виньетками и рисунками, исполненными в несколько красок. Особенно интересна 125 глава, содержащая картину загробного суда перед Осирисом и 42 судьями, Тотом, ведущим протокол, Гором и Анубисом, взвешивающими сердце. 152 глава содержит изображение дерева жизни. Виньеткой к первым главам служит важное в культурно-историческом отношении изображение погребальной процессии. Книга М. издалась не вдруг: древнейшие тексты относятся к XI династии, когда их еще было немного и они писались на стенах саркофагов. В эпоху древнего царства подобную же роль играли "тексты пирамид" (см.), некоторые части которых пережили свою эпоху и даже попали в Книгу М. (глава 174); сюда принадлежат, особенно, ритуальные тексты, которые в то время были уже непонятны. Полноты Книга М. достигла ко времени XIX династии, но только при XXVI-й был установлен канон, который, впрочем, только для богатых покойников писался полностью: бедняки ограничивались наиболее важными местами. Экземпляры книги или обертывались вместе с погребальными пеленами, или заключались в футляры, имевшие часто форму статуэток Осириса. Вследствие архаичности языка и непонятности мифологических намеков, пониманием К. уже древние египтяне не могли похвалиться, и к 17 главе рано был составлен еще более темный комментарий. Позже, вследствие ремесленного заготовления экземпляров, понимание еще более затруднилось массой ошибок. Лучшие экземпляры хранятся в Британском музее ("папирус Ани"), в Лувре, в Берлине; есть К. М. и в Императорском Эрмитаже. Первое полное издание сделано в 1 8 42 г. Лепсиусом по одному очень позднему туринскому папирусу, причем он доказал настоящее значение Книги М., вопреки мнению французских ученых, считавших ее похоронным ритуалом. Он же, на лондонском конгрессе 1874 г., подал идею критического издания, которое исполнил Навилль в 1886 г., положив в основу 77 рукописей XVIII-XX династий. Новейший перевод Книги М. принадлежит Le-Paye-Renouf'y: "The egyptian Book of the Dead" (Лондон, 1894). Исследование: Masp é ro, "Le livre des Morts" (П., 1887).

Б. Т.

Книга правил

— название сборника, составляющего так называемый "церковный канон" православной церкви (см. Канон). В состав ее входят: правила св. апостолов, правила вселенских и авторизованных вселенскими поместных соборов и правила некоторых святых отцов, указанных Трулльским собором. Это — основные законы действующего церковного права православной церкви. Обыкновенно они входят в состав всех сборников церковного права, как их основная часть, а ныне издаются св. синодом отдельно, под названием "книги правил", для большого удобства пользования ими, так как номоканоны и кормчие, из которых они извлекаются, в целом своем составе не образуют уже действующего церковного права.

Н. Б-в.

Книгге

(Адольф барон фон Knigge) — немецкий писатель (1752—1796). Громадной известностью пользовалась и пользуется еще теперь, в переработанном виде, его книга: "Ueber den Umgang mit Menschen" — собрание правил "обхождения с людьми всех сословий и положений". В свое время сочинение К. называлось — "сводом законов практической жизненной мудрости". Устанавливаемые ею правила, весьма сомнительного общественного макиавеллизма, ярко характеризуют нравы последней четверти прошлого века. В теперешнем своем виде книга, примененная к требованиям современности, все более и более лишается своих любопытных индивидуальных черт. К. дебютировал романом "Der Roman meines Lebens"; затем следовали "Geschichte Peter Clausens" и полная юмора "Reise nach Braunschweig" (1792); везде он осмеивает сентиментальность своего времени. Его драмы забыты. Собрание его сочинений вышло в 1804—06 гг.

Ф. Ф.

Книги писцовые и переписные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книги родословные

— см. Родословные книги.

Книги хозяйственные

— см. Счетоводство в лесном и сельском хозяйстве.

Книговедение

— ежемесячный библиографический журнал, орган Московского библиографического кружка, издается в Москве с 1894 г. В приложениях к журналу даются отдельные литературно-библиографические труды. Редактор А. Д. Торопов.

Книгоеды

— название, относящееся к 2 мелким насекомым из подотряда сеноедов (Psocoidea, см. Псокусы) — Atropos pulsatoria (см. Книжная вошь) и Troctes divinatorius, весьма мелкое (длиной около 1 мм) бескрылое насекомое, без глазков, с длинными усиками, с утолщенными бедрами задних ног, светло-серого цвета; является космополитом и встречается в домах, в книгах, в коллекциях насекомых и растений; бегает с приподнятым кверху брюшком.

Книгопечатание

— см. Печатное дело.

Книд

(Κνιδος) — колония лакедемонян на Триопийском мысе книдского Херсонеса, построенная частью на материке, частью на соединенном с сушей дамбами острове, с 2 гаванями. К. упоминается уже в гомеровских гимнах; позже он принадлежал к дорическому союзу 6 городов. Когда Гарпаг покорил Ионию, жители К. хотели прокопать перешеек в 5 стадий, соединявший их с материком, но были остановлены в этом начинании пифией и сдались без сопротивления персам. В Пелопоннесскую войну К. колебался между борющимися сторонами. Конон при К. одержал, при помощи персидского флота, победу над лакедемонянами. Славилась Венера Книдская, работы Праксителя. Местными произведениями называются у древних авторов вино и тростниковые палочки для письма. Древним названием К. считается Триопия; позже он назывался и Стадией.

Книдарии

(Cnidaria) — группа кишечнополостных (Coelenterata), характеризуемая присутствием стрекательных органов. Первоначально она обнимала всех кишечнополостных, кроме губок, но потом пришлось выделить и ктенофор, которые кроме отсутствия стрекательных органов отличаются еще рядом весьма существенных признаков.

Книдия

— прозвание Венеры, ср. Книд.

Книжка

— см. Шелк.

Книжка, третий отдел желудка у жвачных

— см. Жвачные.

Книжка, чешский поэт

(Kni żska, иначе Codicillus, собственно Петр из Тулехова) — чешский поэт и ученый (1533—1589), ученик Меланхтона; был ректором университета пражского. Написал: "Epithalamia", "Epicedia", "Elegye". Славились в XVI в. его календари, под названием минуций или прогностиков (1563 по 1590 г.). Кроме нескольких богословских трудов, издал словарь латино-чешско-немецкий (1560).

Книжки Недели

— ежемесячный бесцензурный литературный журнал, выходит в виде приложений к газете "Неделя", с 1878 г. Первоначально это был журнал исключительно беллетристический, романов и повестей. С 1891 г. содержание его было расширено включением путевых и биографических очерков, критических статей, а также отдела "Литературная смесь" (отзывы о новых художественных произведениях, извлечения из журналов и книг литературного содержания). В журнале печатали свои произведения граф Л. Н. Толстой, Щедрин, Н. С. Лесков, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, Глеб Успенский, В. Соловьев и многие др. Постоянным сотрудником второго отдела (критические статьи) за последние годы состоит М. О. Меньшиков. Редактор П. А. Гайдебуров, с мая 1894 г. — В. П. Гайдебуров. К № 52 за 1893 г. были приложены систематический указатель статьям "К. Недели", за 1878—1892 гг.

Книжки Хозяина

— бесплатное приложение с 1897 г. к еженедельному журналу "Хозяин", издав. под редакцией А. Мертваго. Помещаются сочинения по различным отраслям сельского хозяйства.

Книжная биржа

— ежемесячный журнал издательской и книготорговой деятельности; издается в Петербурге с января 1905 г. под редакцией Н. Г. Мартынова; при нем ежедневный листок объявлений.

Книжная вошь

(Atropos pulsatorius) — насекомое из семейства древесных вшей (Psocidae) группы ложносетчатокрылых насекомых. Сюда относится около 150 видов мелких насекомых с коротким, мягким, заостренным телом, большой треугольной головой с длинными многочисленными усиками, грызущими ротовыми органами, 2—3-члениковыми лапками и 9-члениковым брюшком; крылья с редкими жилками, передние больше задних, иногда крыльев вовсе нет. Живут в лесах, на деревьях, в домах. Личинки и куколки окружаются паутиной. У рода Atropos, куда принадлежит К. вошь, глазков и крыльев нет (лишь чешуйки на месте передних крыльев), членики груди разделенные. К. вошь длиной 2 мм, слабоволосистая, беловатого цвета, с красноватыми усиками и частью головы. Живет в пыли, гербариях, коллекциях насекомых и книгах, быстро бегает, питается пылью и сухими насекомыми. Сюда же относится пыльная вошь (Troctes divinatorius).

H. Кн.

Книжная торговля и Книжное дело

— см. Печатное дело (торговля произведениями печати).

Книжник

— библиографический журнал, выходящий восемь раз в год с 1898 г.; редактор-издатель Н. Розанов. В отделе "Наши книжные редкости" даются описания старопечатных изданий и снимки с них.

Книжник

— журнал библиографии и книжного дела в России. Издавался в Москве, ежемесячно, с 1865 г. по июнь 1866 г. (№№ 1—6). Редактор-издатель А. Черенин.

Книжники

— библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в народе. Им предоставлялись более важные должности; при царях они занимали должности писцов — своего рода государственных секретарей или придворных историографов-дееписателей (2 Цар., VIII, 17; XX, 25; 1 Парал., XVIII, 16). Большей частью К. выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения и уже потому более "книжного", чем другие. Иногда К. не только проповедовали и объясняли закон, но и распространяли свое учение посредством писаных свитков или книг. Специфический характер книжничество получило со времен Ездры (Ездр., VII, 11). После плена вавилонского народ еврейский в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать его в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс К. или законников, которые образовали ученую комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — синедриона. Число членов этой корпорации было неопределенным; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек. Кроме членов этой официальной корпорации, было много и других К., преследовавших те же цели. Книжничество получило особенное развитие во времена Р. Х., когда, с падением политической самостоятельности еврейского народа, весь его интерес сосредоточился на вопросах внутренней жизни. К. сделались вождями народа, его учителями и выразителями его стремлений и надежд. Не имея политической власти, они тем не менее добились высокого положения; народ благоговел перед ними, тем более что многие из них по своим нравственным качествам вполне оправдывали свое положение. Некоторые К., например знаменитый Гиллель, сами выходили из простого народа и всю жизнь свою посвящали его благу, заботясь о его просвещении и нравственно-религиозном развитии. Так как главных партий было в то время две — фарисеи и саддукеи (см.), — то и К. держались одного из этих двух направлений. Между обеими партиями происходила постоянная полемика, все более приводившая к крайностям. К.-фарисеи превратились в бездушных и мелочных собирателей всяких преданий, в буквоедов, потерявших из виду духовную сторону Моисеева законам и пророков, а К.-саддукеи — в холодных скептиков и рационалистов, доходивших до отрицания загробной жизни. Когда явился Христос, как исполнитель закона в его духе и истине, то К. не поняли его, увидели в нем опасного разрушителя закона и новатора, и потому начали против него ожесточенную борьбу, которая и привела к распятию его на кресте. К. продолжали существовать и потом, называясь главным образом "раввинами", т. е. учителями; результатом их многовековой деятельности явились огромные фолианты Талмуда.

См. Gfr ö rer, "Das Jahrhundert des Heiles" (I, 109 и сл.); Sch ü rer, "Neutest. Zeitgeschichte" (437 и сл.); А. Лопухин, "Библейская История при свете новейших исследований и открытий" (1895).

А. Л.

Книжные новости

— ежемесячный библиографический журнал, выходил в Петербурге в 1899 г.; ред.-издат. Г. Г. Генкель.

Книжные Новости или систематический указатель вновь выходящих русских книг

— ежемесячное прибавление к каталогу "Книжного магазина для иногородних" (Ф. Павленков). Выходит в СПб. с 1-го октября по 1 декабря 1867 г.

Предыдущая страница Следующая страница