Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "К" (часть 79, Кон)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "К" (часть 79, Кон)

Предыдущая страница Следующая страница

Конституцииримских императоров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конституционализм

Конституционное движение в Европе — см. Представительные учреждения, Парламент.

Конституциональные болезни

или аномалии — так назыв. болезни, поражающие и видоизменяющие не тот или другой орган в отдельности, а общий строй тела (конституцию) и в особенности так назыв. внутреннюю среду (milieu iuterieur), состоящую главным образом из содержимого кровеносной и лимфатической систем. Так, напр., оспа и сифилис, несомненно, К. болезни, так как они видоизменяют организм в том отношении, что он становится невосприимчивым к яду, которым успел проникнуться. Наследственные болезни должны быть рассматриваемы, в большинстве случаев, как К., и сюда же, наконец, следует отнести и те болезни, которыми создается нездоровая конституция, такие, как: морфинизм, алкоголизм и т. д. Однако, во многих случаях невозможно провести резкую границу между К. болезнями и противоположными им, специфическими болезнями.

Конституционно-демократическая партия в России

— выделилась из Союза освобождения (см.) и окончательно образовалась на съезде в Москве 12—18 октября 1905 г. На этом съезде присутствовало значительное число освобожденцев, а также лиц, к Союзу освобождения не принадлежавших; большинство присутствовавших были деятели земского и городского самоуправления; было также немало профессоров высших учебных заведений, адвокатов, врачей; вообще состав был интеллигентский (рабочих и крестьян не было). На съезде выработана программа К.-Д. партии и ее устав. Партия борется за полную свободу личности во всех ее видах, за свободу и самостоятельность национальностей, населяющих Россию, за парламентарный строй, основанный на всеобщем и равном избирательном праве с тайной и прямой подачей голосов; за широкое развитие демократического местного самоуправления, основанного на всеобщей подаче голосов, за развитие прямого обложения на счет косвенного, за увеличение площади крестьянского землевладения государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем выкупа частновладельческих земель по справедливой (не рыночной) оценке; за свободу рабочих союзов и стачек, за развитие фабричного законодательства и 8-часовой рабочий день. Открытыми оставлены вопросы женского голосования и двухпалатной системы. В первый комитет партии, выбранный на октябрьском съезде, вошли между прочим В. И. Вернадский, И. В. Гессен, князья Пав. и Петр Дм. Долгоруковы, Н. А. Каблуков, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, И. В. Лучицкий, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич, кн. Д. И. Шаховской.

В. Водовозов.

Конституционное право

— государственное право государств с представительным устройством.

Конституционный сейм

— см. Четырехлетний сейм.

Конституция 3-го мая 1791г.

— см. Польша.

Конституция — основной закон

(лат.) — учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обычно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на начале народного представительства (см.), а также в странах демократических (республиканских). О пересмотре К. см. Гарантии конституционные. См. Представительные учреждения.

Конституция испанская 1812 г.

— возникла на почве национального протеста против французского владычества. В движении, направленном против Наполеона I, мало-помалу преобладающую роль приобретала либеральная партия, заставившая временное национальное правительство созвать в Кадиксе (24 сент. 1810 г.) кортесы, которые и выработали К. 1812 г., в духе демократических идей, а также некоторых принципов средневекового арагонского устройства. Впоследствии эта К. сделалась лозунгом либеральных партий и в других романских странах. В основу К. был положен принцип народовластия. Каждые 70000 жителей выбирали по одному депутату в палату, для чего были организованы приходские, окружные и провинциальные избирательные хунты (союзы), с очень сложной системой выборов. Полномочия депутатов продолжались только два года; на следующее двухлетие они не могли быть переизбраны. Законодательная власть вручалась палате вместе с королем, пользовавшимся правом инициативы, но лишенным права абсолютного veto. Кортесы имели широкие права в финансовом управлении, в контроле над министрами и в заключении договоров с иностранными державами. Им было предоставлено право лишать членов королевской фамилии права престолонаследия и следить за воспитанием наследника престола; без их согласия король не мог вступить в брак. "Постоянная депутация" кортесов, из семи членов, должна была следить за неприкосновенностью К. и законов и в особенно важных случаях созывать кортесы в чрезвычайные сессии. Король не мог отсрочивать заседаний палаты или распускать ее; всякий, сделавший попытку к этому, объявлялся государственным изменником. Представителями народа не могли быть министры, придворные чины и члены государственного совета. Последние, в числе 40, назначались королем из тройного числа кандидатов, представляемых кортесами. Государственный совет представлял королю тройное число кандидатов на все духовные и светские должности. Католицизм признавался государственной религией. Немедленно после реставрации Фердинанда VII все постановления кортесов, в том числе и К., были объявлены недействительными. Когда в 1820 г. в Испании вспыхнула революция, то снова была провозглашена К. 1812 г. и действовала до 1823 г. Была сделана попытка ввести ее и в Пьемонте в 1821 г.

Конституция, в физиологии и медицине

означает телосложение, т. е. постоянное состояние организма, сложившееся под влиянием всех факторов, как наследственных, так и иных; оно считается определившимся лишь по окончании полового развития и роста. Для оценки К. данного индивидуума пользуются, главным образом, нормальными величинами, относящимися к росту, весу, объему грудной клетки, о чем см. Новобранцы. Различают, на основании таких признаков, крепкую, среднюю и слабую К., но деление это, конечно, крайне несовершенно, так как не дает никакого представления ни о состоянии стенок кровеносных сосудов, имеющем такое громадное значение, ни об образовании лимфы, ни о производстве и распределении тепла, ни, наконец, о деятельности всей нервной системы. В старину различались многие виды К.: раздражительная, вялая, лимфатическая, золотушная и т. д. Все эти разнообразные термины, оценивающие разные К. с совершенно различных точек зрения, ненаучны и никакого практического значения не имеют.

Конструкция юридическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конструкция юридическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консубстанциация

(лат.) — учение Лютера, который, отрицая пресуществление хлеба в истинное тело Христово, допускал только соприсутствие хлеба с действительным телом Христовым, так, что вкушающий хлеб этим приобщается тела Христова. Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен.

Консул

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консулы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консульская юрисдикция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консульство

(Consulat) — в истории Франции эпоха от переворота 18 брюмера VIII года (7 ноября 1799 г.) до 18 мая 1804 г. См. Наполеон I, Франция.

Консульта

(Consulta) — в Италии и Испании совещательное собрание. В бывшей Папской области Sacra Consulta назыв. верховный уголовный трибунал.

Консультанты

— состоят в военных госпиталях 3 и 4 классов по терапевтической и хирургической частям. Они назначаются из врачей, имеющих степень доктора медицины, заявивших о себе самостоятельными учеными трудами и имеющих практическую опытность. В деле пользования и призрения больных К. являются ближайшими помощниками главного врача (Св. В. П. кн. VI, ст. 123 и посл.).

К.-К.

Консультация

(лат.) — совещание, особенно с врачом, адвокатом. О К. присяжных поверенных и их помощников см. Присяжные поверенные. Консультация, при министерстве юстиции учрежденная, образована в 1802 г., по мысли министра юстиции Державина, из сенатских обер-прокуроров. В настоящее время в состав К., кроме обер-прокуроров, входят еще товарищ м-ра юстиции, директоры департаментов министерства юстиции и особо назначаемые члены. При К. состоит старший юрисконсульт, заведующий и юрисконсультской частью первого департамента министерства, на правах вице-директора. Главная цель К. — рассмотрение дел, при решении которых в общих собраниях сената не состоялось узаконенного большинства голосов и потому должны быть составлены согласительные предложения от имени министра юстиции. Дело может быть передано министром на обсуждение К. и в том случае, когда он не согласится с единогласной резолюцией общего собрания или когда дело, подлежащее просмотру и пропуску министра, поступило в общее собрание не по разногласию сенаторов в департаменте, а по другой какой-либо причине. В последних двух случаях министр юстиции может дать сенату предложение и не обращая дела на рассмотрение К. В случае разногласия между членами К., старший юрисконсульт представляет объяснения. Мнение К. необязательно для министра юстиции. Членам К. министр юстиции может поручать обозрение делопроизводства окружных судов, мировых судебных установлений и городских судей, с целью извлечения сведений, необходимых для министерства.

А. Я.

Консус

(Consus от conserere, засевать) — древнеиталийский бог земли и посевов. В Риме алтарь его находился в Circus maximus, под землей, и открывался лишь в праздники К. — Консуалии (Consualia), 15 дек., по окончании посева, и 21 августа, после жатвы — установленные, по преданию, Ромулом, который воспользовался ими для похищения сошедшихся в город сабинянок. Вместе с людьми в празднике принимали участие лошади и мулы, головы которых увенчивались цветами. Основываясь на этих играх, К. стали со временем отожествлять с Посейдоном (Poseidon Hippios) или Нептуном (Neptunus equester).

А. К. В.

Консьержери

(Conciergerie) — была тюрьмой парижского парламента. 3 сентября 1792 г. здесь было перебито 288 заключенных. Дантон, Мария Антуанетта, Гебер и Шометт последовательно занимали там одну и ту же комнату. Во время террора в К. содержались арестованные из всех деп-тов.

Консьянс

(Henri Conscience) — фламандский писатель (1812—1883), служил в армии, затем заведовал художественными музеями в Брюсселе. Его произведения делятся на исторические романы, в которых он, под влиянием Вальтера Скотта, изображает национальных героев, и на романы бытоописательные. Из первых наиболее популярны: "Фландрский лев", "Артевельде", "Батавия", "Лютихский бургомистр", "Эвергард Т'Серклайс" и др. Гораздо выше их стоят бытоописательные романы, как: "Франсуаза Рузмаль", "Бедный дворянин", "Как страдает мать", "Басс Ганзендонк", "Деревенский бич", "Слепая Роза" и мн. др. Он рисует в них тихие уголки Фландрии, с их спокойной, идиллической жизнью, с их напоминающими голландскую живопись типами. Рассказы К. переведены на большинство европ. языков; по-русски переведены: "Сцены из фламанд. жизни" ("Рассвет", 1859, кн. 1), "Слепая Роза" и "Матушки Иов" (в изд. "Моя библиотека") и нек. др. Когда К. писал свои первые рассказы, у фламандцев не было ни литературных традиций, ни национального языка, вследствие постоянного подчинения чужой культуре. К. создал ясный и гибкий язык, одинаково чуждый как напыщенности, так и тривиальности. Популярность К. на его родине очень велика. Когда он издал сотый том своих произведений, вся Фландрия приветствовала это как общественное событие первостепенной важности. В Антверпене ему воздвигнут памятник. См. о К.: E. Mertens, "Биография Г. К." (по флам., Антв. 1878); Р. de Mont, "H. C., sa vie et ses travaux" (Anvers, 1883); G. Eeckhoud, "Vie de H. С." (Брюссель, 1883) и др.

Конт Auguste

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конт Пьер-Шарль

(Comte) — франц. живописец исторического жанра, род. в Лионе, в 1823 г. Получив начальное художественное образование в тамошнем рисовальном училище, еще очень молодым человеком явился в Париж, учился там у Ж.-Н. Робера-Флери и впервые обратил на себя внимание любителей искусства выставленной в салоне 1849 г. картиной: "Коронование трупа Инесы де-Кастро". За этим произведением следовали другие картины, быстро упрочившие известность художника как знатока старинного быта, мастера выбирать интересные сюжеты, талантливого композитора и рисовальщика, наделенного способностью живо характеризовать выведенные на сцену лица, обладающего приятным, гармоничным колоритом и столь же свободным, сколько и тщательным приемом письма. Таковы были его картины: "Карл IX, за два дня до Варфоломеевской ночи, посещает Колиньи" (1861), "Жанна д'Альбре вместе с Генрихом Наваррским и Маргаритой Валуа покупает у парфюмера Катерины Медичи перчатки, долженствующие отравить ее" (1852), "Совещание перед Варфоломеевской ночью" (1853), "Встреча Генриха III с герц. Гизом накануне убийства последнего" (1855; лучшее из всех произведений К.; в Люксанбургской галерее, в Париже), "Seigni Joan", сцена из Рабле (1863), "Жена герц. Гиза берет со своего сына клятву отомстить за убийство его отца" (1864; в Лионском музее). "Генрих III в минуту убийства герцога Гиза" (1867; удивительно сильная вещь по экспрессии) и мн. др. В последних своих работах, каковы: "Зима" (1876), "Мать Дон-Кихота" (1877), "Данте" (1 8 78), "Франциск I продевает кольца в жабры карпам Фонтенблоского пруда" (1880) и пр., К., под влиянием новейшего направления франц. живописи, старался изменить свою прежнюю манеру — особенно в отношении красок — на более эффектную с внешней стороны, но при этом впадал в излишнюю развязность и даже некоторое жеманство.

А. Св.

Конт Пьер-Шарль (дополнение к статье)

(Comte) — франц. живописец историч. жанра; ум. в 1895 г.

Конт Шарль

(Comte, 1782—1832) — французский публицист и ученый; был адвокатом в Париже; в 1814 г. вместе с Дюнойэ (см.) основал журнал "Le Censeur", в котором защищал принципы 1789 г. Этот наиболее авторитетный орган либеральной партии неоднократно подвергался преследованиям со стороны правительства реставрации; К. вынужден был несколько лет (1820—1826) провести вне Франции. В 1831 г. избран был в палату депутатов, где примкнул к династической оппозиции. Будучи в многих отношениях последователем Бентама, К. не разделял, однако, его взгляда на правоведение исключительно как на искусство, а стремился придать ему строго научный характер. Такую попытку представляет собой его обширный "Trait é de législation, ou exposition des lois générales suivant lesquelles les peuples prospèrent, dépé rissent ou restent stationnaires" (П. 1827—35). Попытка эта неудачна, так как всецело основана на смешении понятия закона в научном смысле с понятием закона юридического: по К., законодательство имеет лишь значение описания (description) законов, которые существуют сами по себе. Во время Ста дней К. изд. резкий памфлет против Наполеона: "De l'impossibilit é d'établir une monarchie constitutionelle sous un chef militaire et particulièrèment sous Napolé on". Другие соч. К.: "Dissolution des Chambres ou N écessité d'un appel à la nation" (П., 1819); "Des Garanties offertes aux capitaux par les proc édés des Chambres lé gislatives" (П., 1826); "Trait é de la propriété " (П., 1834); "Histoire de la garde nationale de Paris" (П., 1827).

Конта

(V. Conta, 1840—1884) — румынский философ. Главные сочинения его: "Incercari de metafizica", "Teoria ondulatiunii universale" и "Origina speciilor", теория фатализма и др.

Контагий

— организованный живой возбудитель болезни, переносимый с больного организма на здоровый, в котором он размножается в громадном количестве и вырабатывает ядовитые вещества (токсины), отравляющие организм. Такими возбудителями болезней, по современным научным понятиям, являются бактерии, найденные и изученные уже для многих болезней: кори, сибирской язвы, бугорчатки, сапа, дифтерита, рожи, брюшного тифа, крупозной пневмонии, проказы, кори, скарлатины, собачьего бешенства и др.

Контад

(Людвиг-Георг-Эразм, маркиз Contades) — франц. маршал (1704—93). В 1758 г. назначен главнокомандующим рейнской армии на место графа Клермона, но выказал мало предприимчивости; однако, ему удалось оттеснить герцога брауншвейгского на правый берег Рейна. В 1 7 59 г. он сделался главнокомандующим всей франц. армии в Германии и проник, после победы Брольи при Бергене (13 апр.), до Везера; 1-го августа он проиграл битву при Миндене, должен был отступить к Рейну и сложить с себя в сент. звание главнокомандующего.

Контакт

— метаморфизм; см. Метаморфизм.

Контактные явления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контактовые образования

(геология) — изменения, которая испытывает горная порода в месте соприкосновения ("контакт") с изверженной породой. Пространство, на котором имело место подобное изменение около изверженной горной породы, носит название "контактовой зоны". В этой зоне часто образуются минералы, преимущественно из группы силикатов, которые носят название "контактовых минералов", напр. гранат, везувиан, геленит и др. См. Метаморфизм.

Контаминация.

— Этим термином обозначают европейские (гл. образом немецкие) лингвисты языковой процесс, заключающийся в образовании одной смешанной ("гибридной") формы из двух синонимических, но самостоятельных форм. Можно различать К. морфологическую, отражающуюся на внешней форме слова, и К. синтаксическую, проявляющуюся в образовании смешанных синтаксических оборотов. Примером первой может служить русское так назыв. "неопределенное наклонение", представляющее собой результат смешения двух синонимических форм — супина (см.) и неопределенного наклонения. Так ходить (хед'ит') образовано из супина ходит и неопред. накл. ходити. От 1-го ходить усвоило отсутствие конечного гласного и, а от 2-го мягкость т, вызванную влиянием гласного и. Такая же К. двух различных форм одного и того же падежа имеется, напр., в твор. пад. двумя, образовавшемся из твор. двойств. на ма и твор. множ. на — ми. В синтаксисе К. объясняются плеонастические обороты вроде повторения отрицания после отрицат. частиц, напр. фр. sans nul é gard pour... и т. д. или такие обороты, как нем. das geh ö rt mein, составившееся из "geh ö rt mir" (принадлежит мне) и "ist mein" ("мое") и т. д. Подробнее см. у Пауля, "Principien der Sprachgeschichte" (2 изд., Галле, 1886, гл. VIII).

С. Булич.

Контантные сделки

— см. Касса и Сделка на наличные.

Контарини Амвросий

(Contarini) — знатный венецианец, в 1474 г. послан был Венецианской республикой через Польшу в Персию для вооружения Персии, России и Польши против возрастающего могущества турок. На обратном пути из Персии К. был в Москве, где Иоанн III принял его очень ласково. В 1477 г. К. возвратился в Венецию и составил весьма любопытное описание своего путешествия: "Viaggio de misier Ambrogio С., ambassador al gran-signore Ussum-Cassan, r e di Persia" (Венец., 1487 и чаще), переведенное на многие языки; русский перевод в "Библиотеке иностранных писателей о России XV — XVI в.", изд. В. Семеновым и М. Калистратовым (т. I, СПб., 1836). Ср. также "Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей" (Киев, 1874).

Контарини Гаспаро

(Contarini, 1483—1542) — кардинал, из знатного венецианского рода. Человек благочестивый, безукоризненной нравственности, отличавшийся терпимостью, К. стремился проникнуть в сущность христианского учения, не выдвигал на первый план внешнюю обрядность и почти одинаково с Лютером думал об оправдании посредством веры (его "Tractatus seu epistola de justificatione"). Неоднократно обращался он к папе Павлу III с представлениями о необходимости коренной церковной реформы (его "Concilium de emendanda ecclesia", Рим, 1538; в 1559 г. занесен в индекс) и был избран папой в особо учрежденную комиссию для составления проекта преобразований; в этой комиссии К. всего более ратовал за улучшение нравственности духовенства. На сейме в Регенсбурге 1541 г. К. стремился к примирению протестантов с католической церковью, делал им даже значительные уступки, но действия его, не приведшие, впрочем, ни к каким результатам, не были вполне одобрены в Риме. Тем не менее папа назначил его своим легатом в Болонью. К. обладал обширной и весьма разносторонней эрудицией. Ранние его сочинения — содержания, главным образом, философского ("De immortalitate animae" — где он защищал против своего учителя Петра Помпонация возможность научных доказательств бессмертия души; "Rimae philosophiae compendium"), позднейшие — исключительно богословского. Собрание сочинений К. впервые издано в Париже, в 1571 г., затем, с искажениями в католическом духе — в Венеции, в 1589 г. Ср. Brieger, "Gasp a ro Contarini und das Regensburger Konkordienwerk" (Гота, 1870); его же, "Die Rechtfertigungslehre des Kardinal's С." (в "Studien und Kritiken", т. I, 1872); Christoffel, " Des Kardinals Gasparo C. Leben und Schriften" (в "Zeitschrift f ür histor. Teologie", 1875, II); F. Dittrich, "Regesten und Briefe des Kardinals Gasparo C." (Браунсберг, 1881); его же, "Gasparo C." (ib., 1885; дополнения в "Historisches Jahrbuch der G örres-Gesellschaft", 1887).

Контарное

— старинная таможенная пошлина за взвешивание соли. О ней упоминается в источниках очень редко: впервые — в жалованной грамоте 1465 г. Последнее упоминание о К. — не позже половины XVII в.

Контарь

— старая весовая единица на Руси. В Уставе ратных дел, а также в арифметике Магницкого К. значится в 2½ пуда (100 больших гривенок). Это была единица заимствованная, именно византийский кентинар или — что тоже — западный центнер. Позднее у нас употреблялся К., который, по иерусалимскому весу, показан Коробейниковым в 3 наших пуда. К. назыв. также большие гири, которые употреблялись для взвешивания соли, на таможнях и т. п. Так, в начале XVIII в. в Астрахани существовал таможенный К. весом в 20—30 пд.; в XVIII в. коммерц-К. весил 30 пд., а в батальонах велено было держать К. в 10 пд. Восточный К. ср. Кантаро) в 44 оки считался в XVIII в. равным 3½ пд., что составляет 3 пуда старого веса и согласно с показанием Коробейникова. Наконец, К. назыв. в старину и весы, которые употреблялись на таможнях, а также на соляных и рыбных промыслах. И сейчас на соляных промыслах К. назыв. большие весы, состоящие из рычага и присоединенной к нему доски, на которую взводят телегу с грузом. По-видимому, такую же форму имели они и в старину, когда правительство, запрещая частным лицам держать весы, делало исключение для К. на соляных и рыбных промыслах, с тем, чтобы они употреблялись не для торговли, а лишь для сметы веса при найме с извозчиками. С этими весами должно поставить в связь пошлину, XV — XVII вв. См. Контарное.

Конте

(Никола Жак Cont é, 1755—1805) — франц. механик и живописец; между прочим предложил в 1792 г. прибегнуть к воздушному шару для наблюдения за неприятелем, вследствие чего сделан был директором аэростатического института и начальником бригады аэронавтов. Война с Англией прекратила ввоз во Францию графита, вследствие чего К. в 1795 г. изобрел способ приготовления рисовальных карандашей (см.), доныне употребляемых. Во время египетской экспедиции оказал Наполеону большие услуги сооружением в Каире мастерских для удовлетворения нужд войска.

Контесса Карл-Вильгельм

(Саличе-К., Salice-Contessa, 1777—1825) — нем. новеллист и драматург; писал новеллы — "Zwei Erz ä hlungen" (Б., 1815), "Erz ä hlungen" (Дрезд., 1819) — и пьесы для сцены ("Das R ätsel", "Magister Rösslein", "Der unterbrochene Schwätzer", "Der Findling", "Talisman". Особенно известны его "Kinderm ä rchen" (Берл., 1816—1817), изданные в сотрудничестве с Фукэ и Гофманом. К. занимался также пейзажной живописью; Гофман вывел его в своих "Серапионовых братьях" (Сильвестр). Его "S ämmtliche Schrifte n" изд. в Лейпциге (1826).

Контесса Христиан-Иаков

(Salice-Contessa, 1767—1825) — нем. поэт, первоначально был купцом, во время следствия по делу Цербони (см.) навлек на себя подозрение в государственной измене и отсидел год в крепости Шпандау (1797). Главные произведения его: "Das Grabmal der Freundschaft und Liebe" (Бреславль, 1792), "Der Freiherr und sein Neffe" (Бресл., 1824), новелла "Almanzor" (Лпц., 1808), исторические сцены "Alfred" (Гиршберг, 1809), "Gedichte" (Бресл., 1826).

Конти, Арман де Бурбон

— принц (1629—1666), брат великого Конде, отказался от духовной карьеры, с которой было начал, и принял участие в смутах фронды, сначала против Конде и двора, затем против двора вместе с Конде; в 1650 г. был арестован вместе с братом и только в 1651 г. выпущен на свободу. Вспыхнувшая вновь междоусобная война увлекла сначала и К., но он вскоре примирился с двором и женился на племяннице Мазарини. Он удачно воевал против Испании, неудачно в Италии в 1657 г., после чего он ограничился должностью губернатора в Лангедоке и предался благочестивым упражнениям. Из оставшихся после него рукописей многие изданы, между прочим направленный против театра "Trait é de la comé die et des spectacles" (П., 1667).

Конти, Аугусто

(Augusto Conti) — итальянский философ, род. в 1822 г.; в 1848 г. сражался в качестве волонтера против австрийцев; проф. философии в Лукке и Пизе, теперь во Флоренции. Философская система К. представляет собой церковный эклектизм, который на первый план выдвигает борьбу со скептицизмом. Критериями истины Конти принимает естественную очевидность, sensus communis и свято почитаемое предание. Философия имеет своей задачей познать доступный познанию порядок вещей, первопричиной которого является Бог; этот порядок и множественность вещей К. приводит в связь с платоновскими идеями (первичные образы, заключающиеся в Боге) и все явления рассматривает с точки зрения истины, красоты и добра. Главные труды К.: "Il vero nell'ordine" (Флоренция, 1876); "L'armoni a delle cose" (Флор., 1878, в заключении этого соч. изложена вкратце философская система К.); "Ilbello nel vero" (Флор., 1884); "Il buono nel vero" (Флор. 1884); "Evidenza, amore e fede, о i criteri della filosofia" (Флор., 1862; 3 изд., Прато, 1873); "Sto r ia della filosofia" (Флор., 1864, 3 изд. 1882; французский перевод, Париж, 1865); "Dio e il male" (Прато, 1865); "Dio come ordinatore del mondo" (Флоренция, 1871); "Cose di storia e d'arte" (Флоренция, 1874), а также несколько драматич. пьес ("Catone in U t ica" и др.). В сотрудничестве с Сартини К. изд. "Filosofia elementare" (Флор., 1869; 9 изд. 1879). О К. ср. К. Werner "Dio ital. Philosophie des XIX J." (т. 3, В. 1885).

Конти, Людовик Франсуа

принц (Conti, 1717—1777) — французский военачальник; в 1744 г. командовал 20-тысячным отрядом, который, в соединении с испанской армией, должен был завоевать Пьемонт, а в 1745 и 1746 гг. участвовал в походах в Германию и Фландрию. Вскоре после Аахенского мира 1748 г. К. впал в немилость у Людовика XV. При Людовике XVI К. поддерживал парламенты в их оппозиции Тюрго и тем ускорил падение этого министра.

Конти, Никколо

(Niccolò dei Conti) — итальянский путешественник, в 1424 г. ездил с караваном из Дамаска в Аравию и Персию, посетил Багдад и Басру, затем Индостан, добрался до Цейлона и Суматры, на обратном пути объездил побережье Бенгальского залива, вновь посетил Зондские острова и через Аден и Джидду вернулся в Египет. К. принял ислам, но впоследствии, терзаемый угрызениями совести, отправился в Италию испросить отпущение грехов у папы Евгения IV. Секретарь папы Поджио Браччиолини составил, по сообщениям К., описание его путешествий. Сообщения К. подтверждали план Тосканелли, рекомендовавшего португальцам западный морской путь в Индию. Ср. Poggio Bracciolini, "Historiae de varietate fortu n ae liber IV" (Париж, 1723); F. Kunstmann, "Die Kenntnis Indiens im XV Jahrh." (Мюнх., 1863).

Конти, Франсуа-Луи

(Conti, принц Рош-сюр-Ион, 1664—1709) — Выросший на глазах великого Конде, он проявлял большую склонность к военной карьере, но, не получив назначения, отправился в Венгрию. Вследствие переписки принца с друзьями, в которой он позволял себе насмешливо отзываться о короле и г-же Ментенон, он изгнан был в Шантильи. Конде на смертном одре испросил ему помилование, после чего он с отличием служил под начальством маршала Люксембурга. Часть польских магнатов избрала его в 1697 г. королем Польши, но он отказался от короны, убедившись, что ему не справиться с его соперником, Августом Саксонским. В 1703 г. был назначен главнокомандующим над франц. армией в Италии, но не имел успеха.

Контингент

(ежегодный новобранцев) — определяемое законодательным порядком число подлежащих поступлению в войска новобранцев (на 1895 г. назначено к призыву: а) из местностей Империи, на которые простирается действие общего устава о воинской повинности — 274650 чел.; с туземного населения Терской и Кубанской обл. и Закавказья — 2750 чел.). Слово К. употребляется в военной терминологии и для обозначения числа войск каждого отдельного государства, входящих в состав союзной армии.

К.-К.

Континент

— см. Материк.

Континентальная система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Континентальные отложения

(геол.) — так называются в геологии отложения, обязанные своим происхождением деятельности болот, озер и закрытых лагун, в противоположность отложениям морским. К. отложения слагаются главным образом песчаниками, конгломератами и т. п., тогда как морские отложения состоят преимущественно из известняков.

Континентальный конгресс

— так назыв. съезд представителей брит. колоний Америки, собравшихся в Филадельфии 5 сент. 1774 г., чтобы общими силами дать отпор притязаниям метрополии. На этом конгрессе представлены были все континентальные колонии, за исключением Георгии. Конгресс выработал весьма миролюбивое "воззвание к брит. народу" и обратился к королю с петицией об устранении злоупотреблений и отмене произвольно наложенных сборов; 26 окт. он разошелся, а 10 июля 1775 г. вновь собрался. Между тем вспыхнула открытая борьба колоний с Англией, и конгресс вынужден был принять на себя руководство восстанием и общими делами 13 колоний. 4 июля 1776 г. конгресс провозгласил независимость колоний. См. Соед. Штаты Сев. Америки.

Контокурент

— см. Текущий счет.

Контора

(франц. comptoir, от compte — счет) — комната для письмоводства купца, затем отделения, открываемые купцами или торговыми компаниями в чужих странах (см. Фактории). В России слово это вошло в употребление при Петре I, первоначально для обозначения правительственных установлений, которые являлись подразделениями и отделениями других центральных учреждений. Так, некоторые петровские коллегии имели К. (одна назыв. штатс-конторой). Существуют или существовали: К. адресов (см.), К. Государственного Банка (см.), герольдмейстерская (см.), егермейстерская, камерная (см.), К. канцелярии конфискации (см.), придворная конюшенная К., медицинская К., межевая К., новокрещенская К., нотариальная К., печатная, почтово-телеграф., придворные, раскольническая, рекетмейстерская, розыскных дел контора, сенатская, синодальные, соляная, тайной канцелярии К., удельные, ярмарочные и мн. др. Из частных торговых предприятий действующим законодательством присвоено название К. некоторым из банкирских заведений (см.) и заведениям комиссионерским, справочным и т. п. Комиссионерские К., открываемые частными лицами для исполнения поручений по купле и продаже, по займу капиталов, найму домов и приисканию разного рода людей на частные должности и службу, разделены законом 16 ноября 1843 г. (прилож. к 53 ст. Устава торгового) на два разряда: К., имеющие дела с лицами, живущими вне места ее учреждения, и К., круг действия которых ограничивается местом их учреждения. Для обеспечения исков, могущих возникнуть к комиссионерским К. и вообще для упрочения их кредита, содержатели К. первого разряда вносят залог по 15000 руб., содержатели К. второго разряда — в половинном размере. Содержатели К. комиссионерства первого разряда могут открывать вне того города, где учреждена К., еще ее отделения; но в случае открытия более трех отделений, по каждому новому отделению должен быть внесен дополнительный залог в размере 4000 руб. Платежи, произведенные из залогов по взысканиям, предъявленным к К. должны быть немедленно пополнены, в противном случае К. закрывается. При закрытии К. мерами правительства, или по собственному желанию ее содержателя, залог возвращается лишь по производстве публикации о вызове кредиторов. Разрешение на открытие комиссионерских К. дается министром внутренних дел. Более льготные правила установлены в 1882 г. для К., открываемых исключительно для посредничества по найму лиц на частные должности и службу. Разрешение на открытие таких К. дается местным губернатором, градоначальником или обер-полицмейстером, которые вступают в предварительное сношение с попечителем учебного округа, если в программу операций учреждаемой К. входит рекомендация лиц, занимающихся педагогической деятельностью; содержатели К., распространяющих свою деятельность на всю империю, представляют залог в 5000 р., содержатели же К., предназначаемых для деятельности в пределах одной губернии, представляют за каждую К. следующие залоги: в столицах, Варшаве, Одессе, Риге, Вильне, Киеве и Харькове — по 2000 р., в др. губернских городах — по 1000 р., а в остальных местностях — по 500 руб.

Контора портовая

— орган управления военным портом. К. состоит под непосредственным начальством капитана над портом, а в портах второго разряда — командира порта. В ней сосредоточиваются все хозяйственные дела порта, а также дела по охранению порядка и благоустройства в адмиралтействах, гаванях и на рейдах (Св. Мор. Пост., вып. I ст. 124 и посл.).

Конторниаты

— бронзовые римские медали, имеющие около окружности своей сильно выступающий борт, отделенный от остальной поверхности монеты глубокой выемкой. На лицевой стороне обычно голова императора или известного лица, а на оборотной всего чаще сцены из цирковых игр. Легенда (см.), или выпуклая, или врезанная, прибавлялась, кажется, уже после чеканки. По виду К. резко отличаются от других римских монет; им приписывают значение или марок, служивших для входа на игры в цирке, или медалей в память игр. Чеканка их началась при Константине Вел. и продолжалась до Валентиниана III.

Контр-адмирал

— первый адмиральский чин, соответствующий чину генерал-майора в сухопутных войсках.

Контр-апроши

— земляные работы осажденного, имеющие целью усилить расположение войск, выдвигаемых им вперед от атакованных верков навстречу подступам, или апрошам осаждающего. Выдвигая свои войска вперед и закрепляя за собой занимаемые ими точки впереди лежащей местности K.-апрошными укреплениями и закрытыми ходами сообщения, осажденный заставляет осаждающего брать с боем эти новые импровизированные позиции раньше, чем атаковать сами крепостные верки, и таким образом затягивает оборону (осадная война есть борьба за время).

Н. A. Б.

Контр-батареи

— устраиваются осаждающим на продолжении рвов крепостных верков, специально для уничтожения продольной обороны этих рвов подбитием соответствующих орудий, установленных на так назыв. фланкирующих частях ограды. Цель может быть достигнута также разрушением этих фланкирующих частей ограды или построек.

Н. А. Б.

Контр-валационная линия

— почти непрерывное кольцо укреплений, возводимых осаждающим вокруг крепости, с целью не дать гарнизону последней уйти, прорвав эту, как ее называют теперь, линию обложения.

Н. А. Б.

Контр-гард

— вспомогательная оборонительная ограда из вала и рва, расположенная непосредственно впереди рва главной крепостной ограды, параллельно ему, представляющая лишнюю преграду штурму, артиллерийскую позицию и прикрытие стен главной ограды от бреширования их издали батареями осаждающего. Располагается перед более слабыми или угрожаемыми частями главной крепостной ограды.

Н. А. Б.

Контр-мины

оборонительные мины — каменные сводчатые или деревянные галереи, расположенные впереди крепостного рва, на глубине около 3 саж. под землей, с целью встречи атакующего подземными взрывами, как только он подойдет ко рву сажен на 30. Производящие взрыв заряды пороха помещаются в оконечностях галерей. Вся совокупность последних, с их разветвлениями, назыв. К.-минной системой, существование которой заставляет атакующего, в свою очередь, вывести ряд минных галерей и стараться своими взрывами окончательно вытеснить обороняющегося из подземного пространства, чтобы получить, наконец, возможность движения вперед над землей. Подобного рода минная атака и оборона разыгрываются в целую подземную войну, крайне медленную и потому всегда желательную для обороняющегося, главная цель которого — выиграть время.

Н. А. Б.

Контр-ракля.

— К.-раклей называется нож, счищающий с печатного вала ситцепечатной машины пристающие к нему с ткани пух, волоски и т. п.

Контр-рельс

— второй рельс, укладываемый рядом с главным рельсом пути на железных дорогах в тех местах, где необходимо удерживать сбоку закраины колес, чтобы последние не соскочили с рельса. К.-рельсы укладываются в разветвлениях путей — у наружных рельсов против крестовин, на крутых поворотах путей конно-железных дорог, в пересечениях путей и во всех тех случаях, где это необходимо для обеспечения правильного направления колес подвижного состава при движении поезда.

Контр-эскарп

— боковая поверхность наружного рва укрепления, между дном рва и местным уровнем, ближайшая к полю и к неприятелю. Может быть земляной (в полевых укреплениях) или каменной (в долговременных). Представляет преграду штурмующим, затрудняя спуск в ров при наступлении и выход изо рва в случае неудачи и отступления.

Контрабанда

— см. Таможенные нарушения; К. военная см. Военная К.

Контрабас

(ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [название старинного 3-струнного К.], фр. — contrebasse, нем. — Contrabasse) — большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Прототипом как для К., так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент альт — viola, отчего скрипка, являющаяся уменьшенным альтом, назыв. violino (уменьш. от viola), a весьма значительно увеличенный альт наз. violone (увел. от viola) или С. В. На К. играют стоя, держа его перед собой, пользуясь смычком и 4-мя пальцами левой руки, а также большим пальцем, как на виолончели (см. Саро d'astre). К. имеет 4 струны, построенные по квартам:

Контрабас

Все написанное звучит октавой ниже. В оркестровой партитуре пишется одна партия К. в ключе фа. Более низкие звуки — полного, густого тембра; высокие ноты довольно резки. К. — не мелодический инструмент. Вследствие неясной интонации он требует поддержки виолончели или духовых инструментов низкого строя, в унисон или октаву. На К. применяются естественные флежолеты, но весьма редко. Двойные струны применяются, но преимущественно при участии хотя бы одной пустой струны, тройные — непременно при участии двух пустых струн. Хорошим звуком отличается пиччикато на К.

Н. С.

Контрабасовая туба

в строе F (Contrabass-tuba in F) — большой медный духовой инструмент низкого строя, с пятью вентилями (цилиндрами), благодаря которым на К. тубе возможна полная хроматическая гамма. К. туба — самый низкий духовой инструмент оркестра. Он мало подвижен; звук сильный. Применяется как в военном, так и в симфоническом оркестрах. К. туба — усовершенствованный берлинским капельмейстером Випрехтом бомбардон в строе F. Ноты К. звучат, как пишутся (в ключе фа).

Контрабасовая туба

Н. С.

Контрадикция

контрадикторный — логический термин; см. Противоречие, противоречащий.

Контракт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контракция

— лингвистический термин, равносильный русскому "стяжение" (см.).

Контральто

— см. Голос.

Контрамарка

— квитанция, выдаваемая обывателям в расплату за поставленные ими при передвижении войск и военных грузов подводы. За каждую одноконную подводу и за каждый перегон выдается одна К.: в период с 1 марта по 1 ноября — красная, стоящая 1 руб., а в остальное время — белая, стоящая 75 коп. К. принимаются в счет уплаты податей. Расплата К. производится за подводы, взятые для штатных команд и под их тяжести; в остальных случаях уплачиваются наличные деньги.

К.-К.

Контрапункт

(ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. К. предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punсtus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот — punctus contra punctum или нота (точка) против ноты (точки) — и получил название К. Сперва развился строгий К., основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов, обеих септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр., партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса — в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К. называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого К. — Палестрина (см.), в области свободного — И.-С. Бах (см.). Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047—1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300—1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (XVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др.

Н. Соловьев.

Контрапунктист

— музыкант, хорошо владеющий контрапунктом.

Контрасигнирование

(contresignature) — в конституционных государствах так назыв. скрепа (подпись) министром какого-либо акта, исходящего от короны. Этой скрепой констатируется, что данный акт состоялся по совету или с ведома министра, который тем самым принимает на себя и ответственность (политическую и юридическую) за него. Так как сам монарх не ответственен, то ни одно его распоряжение не может иметь силы без министерской скрепы. В России термин К. употреблен был в манифесте 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств, в силу которого Высоч. утвержденные доклады министра, содержащие в себе отмену существующих законов, должны были быть контрасигнированы министром. И в новейших узакониваниях изредка употребляется термин К., для обозначения министерской подписи под Высочайшими повелениями (в частности — для обозначения подписи статс-секретаря великого княжества Финляндского).

Контраст, в музыке

— сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

Контраст, в философии

— противоположность между двумя идеальными или реальными предметами (а также двумя свойствами одного и того предмета) в известном определенном отношении. К. может быть двойным или усиленным, когда предметы, сами по себе противоположные, испытывают нечто обратное тому, что соответствовало бы их отличительным свойствам, например:

Нет великого Патрокла

Жив презрительный Терсит.

Английская школа психологии, полагающая в основу умственной деятельности ассоциацию идей (см.), одним из ее главных видов признает ассоциацию по К., в силу которой данное представление или идея имеет свойство вызывать в уме прямо противоположную ей идею, подобно тому, как ощущение одного из цветов спектра стремится вызвать ощущение дополнительного цвета. Логически К. или противоположность есть первоначальный вид категории различия, ибо всякое различие, мыслимое в первом своем возникновении, есть прямая противоположность тому, из чего оно возникает — например, двойственность и единство, другое и одно, изменение и пребывание, движение и покой. Психологически К. есть один из многих способов, посредством которых наш ум соединяет представления и идеи, причем применение этого способа преимущественно перед другими зависит от индивидуальных свойств ума, от содержания и направления данного мыслительного процесса и от других конкретных условий. У некоторых людей замечается особенная склонность к К. или антитезе; таковы между знаменитыми писателями блаж. Августин, В. Гюго, Достоевский.

Вл. С.

Контрасты световые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контрафагот

(ит. Contra-fagotto, нем. Contrafagott, фр. Contra-basson) — увеличенный фагот (см.), самый низкий из духовых деревянных инструментов. Редко применяется в симфоническом оркестре (применен, напр., в 9 симфонии Бетховена). Партия пишется в ключе фа, ноты звучат октавой ниже. К. служит для усиления баса в оркестре; он идет с фаготом в октаву. Подвижность К. ограниченная. Объем хроматической гаммы:

Контрафагот

Все ноты звучат октавой ниже.

Н. Соловьев.

Контрафакция

— см. Литературная собственность.

Контрданс

— см. Кадриль.

Контрексевилль

(Coutrexé ville) — прославившийся в последнее 10-летие французский курорт в департаменте Вогезов. Климат суровый, непостоянный. Холодные известковые источники, из которых главные — Pavillon, содержащий следы мышьяка, и Source Leclerc — служат для питья, остальные — для ванн. Воды К. особенно полезны при мочевом песке, почечных коликах с кровотечениями или без них, катарах мочевого пузыря, подагре, сахарном мочеизнурении и желчных коликах. Вода Pavillon очень прозрачна, свежа и приятного вкуса. Несмотря на обилие извести в ней, переносится прекрасно даже в очень больших количествах (до 15 стаканов). Купальное заведение, принадлежащее государству, устроено прекрасно. Жизнь недорога. От Парижа езды 12 часов. Сезон с 20 мая по 20 сентября. Вода рассылается в громадном количестве .

Г. М. Г.

Контрерас Хуан

(Contreras) — исп. генерал, род. в 1807 г.; во время гражданской войны с отличием сражался в рядах приверженцев королевы Христины; в 1849 г. сделан был фельдмаршалом. С 1866 г. К. стал принимать участие в заговорах против королевы Изабеллы. После отречения короля Амедея примкнул к партии республиканцев-федералистов; когда Мурсия объявила себя независимой, в апреле 1873 г., К. избран был президентом революционного правительства в Картахене, откуда предпринимал набеги на различные портовые города. В конце 1873 г. Картахена сдалась, а К. бежал в Алжир.

Контрерас Хуан-Сенен

(Contreras, 1760—1820) — исп. генерал; в 1787 г., по поручению короля Карла III, изучал в Англии, Франции, Пруссии, Австрии и России организацию военных сил этих держав, в следующем году принимал участие в турецкой войне, а в 1791 г. напеч. описание этой войны и воспоминания о своем путешествии. Когда в 1807 г. разгорелась война между Испанией и Францией, К. организовал народное ополчение, отбросил франц. генерала Жюно и под Монтрионом с 11-тысячным отрядом удержал французов от дальнейшего наступления. В сражении при Талавере (1809) К. командовал исп. отрядом, расположенным на левом фланге англ. армии; позднее был командиром корпуса, с которым защищал страну между Тахо и Гвадианой и спас Бадахос. После мужественной защиты Таррагоны взят был французами в плен. В 1812 г. ему удалось бежать в Лондон, где он издал описание защиты Таррагоны, в 1825 г. перепеч. в парижском сборнике: "M émoires relatifs aux révol utions de France et d'Espagne" (т. 3). В 1814 г. вернулся в Мадрид, но держался вдали от политической жизни.

Контрибуция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контролер

— так называются чины государственного контроля в тех учреждениях, которые занимаются предварительной и фактической ревизией (см. Государственный контроль), как напр. в местных железнодорожных учреждениях государственного контроля. Соответственно занимаемым ими должностям, К. бывают: главный К., помощник главного К., старший К., К. и помощник К.

Н. В — ъ.

Контроль

— см. Государств. контроль.

Контроль полевой

— учреждается в военное время при действующей армии. Особенность организации его состоит в том, что он включен в общий строй управления армии. Главный полевой контролер подчиняется командующему армией, которому принадлежит право окончательного разрешения всех вопросов, возникающих из соображений и замечаний К. относительно хозяйственных операций. Корпусные контролеры подчинены командирам корпусов. Деятельность полевого К. не ограничивается одним лишь наблюдением за распоряжениями по хозяйственной части и собиранием материалов для последующей ревизии, но состоит также: а) в фактической поверке наличности материальных и денежных капиталов; б) в собирании и сообщении военным начальникам сведений о местных ценах на предметы довольствия; в) в доставлении заключений относительно проектируемых предельных цен; г) в предварительной поверке ассигновок на некоторые денежные выдачи и т. п. (см. Полож. о полев. управлении, приложение № 8).

К.-К.

Контрольная палата

— местное учреждение государственного контроля. До 1864 г. ревизия государственных доходов и расходов в губерниях была возложена на особые отделения, состоявшие при казенных палатах, и только с 1864 г., со времени коренного преобразования кассового устройства и государственного К. (см.) в России, обязанности по надзору за законностью и правильностью поступления государственных доходов и производства расходов возложены на К. палаты, подчиненные непосредственно государственному контролеру и совету госуд. контроля. Некоторые К. палаты ведают по 2 губ. Всех К. палат в настоящее время 59: на содержание их расходуется ежегодно свыше 2000000 р. Состав К. палаты: управляющий К. палатой, помощник его, старшие и младшие ревизоры, помощники ревизоров и счетные чиновники. Из управляющего К. палатой, его помощника и старших ревизоров составляется общее присутствие К. палаты. На обязанности К. палаты лежит надзор за сохранностью казенных сумм, путем внезапных свидетельств казначейств и касс специальных сборщиков, и наблюдение, путем последующей ревизии, за законностью и правильностью поступления государственных доходов и производства расходов в губернии, причем ревизия производится К. палатой в тех же пределах и на тех же основаниях, как и в центральных учреждениях государственного контроля (см.). Контрольные палаты участвуют, в некоторых случаях, в лице своего представителя, в общих присутствиях казенных палат, принимают участие, обычно по поручениям центральных учреждений государств. контроля, в рассмотрении смет и т. п. На общих присутствиях К. палат лежит разрешение наиболее важных вопросов, возникающих при ревизии.

Н. В.

Контрольный спиртоизмеряющий снаряд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контрфорс

(архит. термин) — массивный, сложенный из камня столб или устой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов и крыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти исключительно для подпирания каменной одежды платформ, устроенных на склоне возвышенностей. При возведении собственно зданий прибегать к ним оказалось необходимым после того, как в церквях и других постройках стали — во избежание пожаров, а на Севере Европы и в защиту от холода — устраивать, вместо деревянных потолочных покрытий, каменные своды. Получив, таким образом, весьма важное значение в зданиях романской эпохи, особенно в храмах, К. возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов. Они представляли, в своем разрезе, квадрат или прямоугольник, иногда суживались кверху и почти всегда оканчивались там одним или несколькими откосами, облегчавшими сток с них дождевой воды. Еще более важное значение приобрели К. в готическом зодчестве. Высокие стены готических соборов, прорезанные громадными окнами, не могли бы, без помощи К., ни держаться сами, ни выдерживать тяжести опирающихся на них сводов. Поэтому К. сделались одними из самых существенных и видных частей в наружности здания, расставляясь вначале так же, как и в романских постройках, и так же прилегая одной своей стороной непосредственно к стене. Впоследствии, с развитием готики, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними так назыв. подпорными арками (аркбутанами). Разрез К. получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде усеянных кроссами пинаклей и (в XIV ст.) балдахинчиков и сквозных башенок. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, К. почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление К. в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.

А. С — в.

Контские

— талантливое польское семейство музыкантов. Старший брат, Карл К. (1815—1867), скрипач, написал 4 квартета, 2 квинтета, секстет, дуэты, вариации и пр. Антон К., блестящий пианист, род. в 1817 г. Концертировал с огромным успехом в России, Америке, Испании, Турции, Египте. В 1857 г. основал в Петербурге школу фортепианной игры. Написал около 150 пьес: фантазий, вариаций, этюдов, по преимуществу салонного характера. Аполлинарий К. (1823—1879), отличный скрипач, старавшийся подражать Паганини. Концертировал в Петербурге, Москве и других городах России. В 1853 г. был приглашен в Петербург солистом императорского двора и театров; в 1861 г. занял место директора варшавской консерватории. Написал несколько сочинений для скрипки и фортепиано, озаглавленных "музыкальные поэмы"; его фантазия на мотивы из "Лючии" имела в свое время большой успех. См. Justin Dupuy, "Notice sur Apollinaire de Konts ki" (1847).

Н. С.

Контский Антон Григорьевич (дополнение к статье)

— пианист и композитор, род. в 1816 г. (а не в 1817 г.) и ум. в 1899 г.

Контуазский горн

— см. Кричный передел.

Контузия

— см. Раны и Ушибы.

Контумация

— см. Ответчик.

Контур

— в образных искусствах линия, ограничивающая форму предмета, передающая его видимое очертание при изображении на плоскости. Приступая к исполнению такого изображения, живописец прежде всего рисует К., и только после его установления принимается за воспроизведение округлости предмета и его цвета с помощью красок. В тех картинах, на которые нужно смотреть с более или менее близкого расстояния, необходимо, чтобы К. был по возможности не резок для глаза, так сказать, скрадывался и незаметно сливался с фоном. Напротив того, в стенных фресках и декоративных картинах, которые пишутся с расчетом на их эффектность издалека, К. должен быть отчетливым. Вообще же важность К. такова, что нередко его одного достаточно, как напр. в гравюрах-очерках (gravures au trait), для вполне понятной передачи даже очень сложных сюжетов.

А. Св.

Контуцци

(Francesco-Paolo Contuzzi) — итальянский юрист, прив.-доц. неаполитанского унив.; известен своими трудами по международному праву. Отправной точкой всех его исследований служит общечеловеческий союз, с его интересами, а не частные и временные выгоды отдельных государств. Широко задуманные, труды К. не отличаются тщательностью разработки и нередко страдают многословием. Более известны: "Il diritto delle genti dell'umanit á " (Неаполь, 1880); "La istituzione dei consolati ed il diritto europeo nella sua in applicabilit á in Oriente" (Неаполь 1885); "Trattato di diritto costituzionale" (Турин, 1895). С 1894 г. К. издает (без сотрудников) журнал: "La Giurisprudenza Internazionale".

Вл. Г.

Контуччи

(Archangelo Contuccio de Contucci) — ученый иезуит (1688—1768), консерватор музея Кирхера в Ватикане, обогативший музей этот ценной коллекцией медалей и камней; изд. "Musei Kircheriani aerea notis illustrata", ценный сборник античной археологии.

Конунг

(древнегерманское Chunig или Kuning, нын. нем. K ö nig, от слова Chuni, т. e. род) — первоначально племенной старейшина у германцев, потом предводитель племен в мирное и военное время. Ср. Королевская власть. Одного этимологического состава со словом К. считается древнеславянское **др.-рус. (князь).

Предыдущая страница Следующая страница